СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по элективному курсу «История философских воззрений на развитие общества»

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по элективному курсу «История философских воззрений на развитие общества» составлена в соответствии c Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089).

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по элективному курсу «История философских воззрений на развитие общества»»

Пояснительная записка

Рабочая программа по элективному курсу «История философских воззрений на развитие общества» составлена в соответствии c Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта среднего (полного) общего образования (Приказ Министерства образования РФ от 05.03.2004 №1089).

Цель курса:

создание максимально благоприятных условий для развития свободной, мыслящей, информированной и осознающей ответственность за совершенные поступки личности, обеспечение условие для формирования у учащихся чувств высокой гражданственности, через изложение истории философских воззрений на развитие общества.

Задачи данного курса:

  • дать учащимся общее представление об истории философской и социологической мысли мысли;

  • показать, как пополнялись человеческие знания об обществе, как и почему зарождались и укреплялись прогрессивные общественные идеи, духовные ценности;

  • работать с различными педагогически не адаптированными философскими источниками, глубоко осмысливать и интерпретировать их;

  • готовить учащихся к свободному, осознанному и ответственному выбору  при принятии решений и выработке собственной позиции по важным мировоззренческим вопросам.

В преподавании курса используется учебно – тематический комплект,

который соответствует Федеральному перечню учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы общего образования и имеющих государственную аккредитацию, на 2013/14 учебный год (Приказ Министерства образования и науки РФ от 19 декабря 2012 г. N 1067).

Обществознание : 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [ и др.]; под. ред. Л. Н. Боголюбова [ и др.]. – М.: Просвещение, 20.

Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: проф. уровень / {Ю. И. Аверьянов, Н.Ю. Басик. и Л.Н. Боголюбов и др.}; под ред. Л. Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2011. - 239 с.

Обществознание. Практикум. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: проф. уровень / { Л.Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Л.Ф. Иванова и др.}; под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2012. - 160 с.

Общая характеристика курса

Изучение данного курса дает возможность познакомиться с основными достижениями передовой общественной мысли, с основными философскими идеями, возникшими в процессе становления человеческого общества. Важность данного курса для учащихся заключается в том, что на философских концепциях закрепляются и успешно формируются более глубокие представления о некоторых базовых понятиях курсов по обществознанию, навыки философского мышления. Курс формирует более глубокое понимание материала о возникновении и развитии общества, о государстве и праве, о взаимоотношениях личности и власти, формирует активную гражданскую позицию человека в будущем.

Место учебного предмета в учебном плане

Программа рассчитана на 34учебных часа, из расчёта 1 час в неделю.

Контроль реализации программы

1) Текущий контроль – после изучения тем – проверочные тесты (тематические).

Формы организации учебного процесса:

  • коллективная;

  • групповая;

  • индивидуальная.

Методы обучения: объяснительно- иллюстративный, частично- поисковый, проблемного изучения в обучении

Виды учебных занятий: урок, лекция, практическое занятие.

Требования к уровню подготовки учащихся

знать:

  • обществоведческую терминологию;

  • ключевые положения изученного материала и объяснять их на конкретных примерах;

уметь/владеть:

  • способами определения сущностных характеристик изучаемых объектов, сравнивать, сопоставлять, оценивать и классифицировать их по указанным критериям;

  • решать познавательные и практические задания, отражающие типичные социальные ситуации;

  • способами работы с различными видами информации;

  • обосновывать суждения, приводить доказательства, формулировать собственные выводы, владеть основными видами публичной защиты;

  • выражать информацию в графической, табличной, текстовой, электронной формах.

  • создавать собственные творческие произведения, в том числе с помощью мультимедийных технологий.


      Содержание учебного курса

Введение. Возникновение социально-философской мысли (1 ч.)

Место философии в системе обществознания. Философия и наука.

I. Мыслители прошлого об обществе и человеке (4ч.)

2.Древние мыслители о мире и человеке (2 ч.)

Миф. Мифологическое сознание древнего человека. Древнеиндийская философия. Буддизм. Древнекитайская философия. Даосизм. Конфуцианство. Философия Древней Греции. Милетская школа. Пифагорейская школа.

3. Идеальное государство по Платону (1ч.)

Учение Платона. Государство. Идеал справедливого общества по Платону. Три стадии общественного развития.

4.Социально-политические идеи в творчестве Аристотеля (1 ч.)

Общество. Государство. Экономические отношения в обществе. Формы государственного устройства. Идеал государства- полития.

II. Философия и обществоведческие науки в Новое и Новейшее время (23 ч.)

5.Социально-философские взгляды Августина (1 ч.)

Теория гармонии веры и разума. Иерархия общества. Теократическое государство. Проблема противоречивости человеческой истории. Общественный прогресс.

6.Новый взгляд на общество в творчестве Н. Макиавелли (1ч)

Общество. Государство. Цель политики. «Макиавеллизм».

7.Теория государства в творчестве Т. Гоббса (1ч.)

Причины происхождения государства. Догосударственное развитие общества. Теория «общественного договора». Абсолютная монархия.

8. Справедливое общество в социально-философских учениях социалистов-утопистов Т.Мора, Т.Кампанеллы, А.Сен-Симона, Ш.Фурье (2ч.)

«Утопия», «Город солнца».Периодизация истории человечества по А.Сен-Симону и Ш.Фурье. Идеал общественного развития. «Гармонизм». Исключение революционного скачка. Путь к справедливому обществу.

9.Общественные идеи эпохи Просвещения в творчестве Ш.Монтескье. Закономерности в истории человечества. Правовое регулирование общественных отношений. Формы государства. Идея разделения властей (2 ч.)

10.Философские взгляды на общество в политической экономии А.Смита, Д.Рикардо. Общественное разделение труда. Теория стоимости. Общая теория рынка. Три условия процветания государства. Социальная структура общества (2ч.)

11. Правовое государство и гражданское общество в философии Г. Гегеля (3 ч.)

Законы диалектики. Учение о развитии всемирной истории. Европоцентризм. Правовое государство.

12.Социологическая концепция в творчестве О. Конта (2ч.)

Социология-царица наук. Законы биологического развития. Законы общественных явлений. Факторы общественного развития.

13. Марксистское учение об обществе (3 ч.)

Предпосылки зарождения марксизма. Законы общественного развития. Теория прибавочной стоимости. Теория социалистической революции.Учение о высшей фазе общественного развития. Дискуссии о роли марксизма в современном мире.

14. Вебер М. Роль ценностей в развитии общества (2 ч.)

«Дух» капитализма и протестанская этика.

15.Теория цивилизационного развития в творчестве О.Шпенглера, Н.Я. Данилевского, П.А.Сорокина, А.Тойнби (4ч.) Цивилизация. Теория стадиального развития общества. Культурно-исторические типы.

III. Из истории русской философской мысли (5 ч.)

15.Чаадаев П.А. об общественном устройстве России (1 ч.)

Путь России. Причины отсталости России.

Отлучение России от «всемирного воспитания человеческого духа».

16.Политический путь России в контексте славянофильства и западничества (2ч.)

Место России в современном цивилизационном процессе. Оппозиция «Россия-Европа». Принцип соборности.

17.Итоговое занятие в форме конференции учащихся (2ч.)

«История философских воззрений на общество». Заслушивание и обсуждение докладов лучших учеников. Подведение итого в работы курсов.

Календарно- тематическое планированиеоообююююю





Темы уроков

Кол-во

часов

Дата календ.

Дата

фактич.


Планируемые результаты

Примечание

1

Введение. Возникновение социально-философской мысли

1

7.09


Знать: специфику философского знания, место и роль в системе научного знания

Уметь: определять место философии в системе обществознания; работать с педагогически не адаптированными источниками (Соловьёв В.С. о значении философии / «Исторические дела философии»)


Мыслители прошлого об обществе и человеке (4ч.)



2-3

Древние мыслители о мире и человеке

2

14.09

21.09


Знать понятия: миф, мифологическое сознание, даосизм, буддизм, конфуцианство;

особенности мифологического сознания людей древности

Развивать умения: выступления с сообщениями, решения проблемных логических задач.


4

Идеальное государство по Платону

1

28.09


Знать: какую роль в развитии общества Платон отводил образованию; понятия: тирания, аристократия, республика,

Уметь: характеризовать «идеальное государство» Платона, иметь представление о трёх стадиях развития общества



5

Идеальное государство по Аристотелю

1

5.10


Знать понятия: полития, олигархия, аристократия , охлократия, гражданин

Уметь: характеризовать идеальное государство по Аристотелю; работать с педагогически не адаптированным источником


Философия и обществоведческие науки в Новое и Новейшее время (23 ч.)


6

Социально –философские взгляды Августина

1

12.10




7

Новый взгляд на общество в творчестве Н. Макиавелли

1

19.10


Знать: цели и средства политики по Макиавелли

Уметь: характеризовать естественное происхождения государства; извлекать заданную информацию из источника «Цели и средства политической деятельности»


8

Теория государства в творчестве Т. Гоббса

1

26.10


Знать: причины образования государства по Т. Гоббсу

Уметь: работать с педагогически не адаптированным источником « Общая власть как средство преодоления войны всех против всех»


9-10

Справедливое общество в социально-философских учениях социалистов-утопистов Т.Мора, Т.Кампанеллы, А.Сен-Симона, Ш.Фурье


2

9.11

16.11


Знать: периодизацию истории человечества по Сен- Симону; этапах развития общества Ш. Фурье

Уметь: осуществлять комплексный поиск , систематизацию информации по теме


11-12

Общественные идеи эпохи Просвещения в творчестве Ш. .Монтескье.

2

23.11

30.11



Знать: общественные идеи эпохи Просвещения; суть идеи разделения властей

Уметь: характеризовать взгляды Ш. Монтескье закономерности в истории человечества


13-14

Философские взгляды на общество в политической экономии А.Смита, Д. Рикардо.


2

7.12

14.12


Знать: основные положения экономической теории А Смита; условия процветания государства

Уметь: осуществлять поиска нужной информации по заданной теме, работать с педагогически не адаптированными источниками.



15-17

Правовое государство и гражданское общество в философии Г.Гегеля

3

21.12

28.12

18.01


Знать: основные положения философии Г. Гегеля

Уметь:публично выступать, работать с педагогически не адаптированным источником,

раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философа


18-19

Социологическая концепция в творчестве О. Конта

2

25.01

1.02


Знать: основные положения концепции

Уметь: устанавливать соответствие между существенными чертами и признаками социальных явлений и обществоведческими терминами, понятиями


20-22

Марксистское учение об обществе

3

8.02

15.02

22.02


Знать понятия: базис, надстройка, общественно экономическая формация; основные положения марксистской теории

Уметь: публично выступать, работать с педагогически не адаптированным источником,

раскрывать на примерах важнейшие теоретические положения и понятия философа


23-24

М.Вебер. Роль ценностей в развитии общества


2

1.03

15.03


Знать: понятия « трудовая этика», «ценности», причины утверждения индустриального общества по М. Веберу; Уметь: работать с педагогически не адаптированным источником, объяснять изученные положения на на самостоятельно подобранных конкретных примерах


25-28

Теория цивилизационного развития в творчестве О.Шпенглера, Н.Я. Данилевского, П.А.Сорокина, А.Тойнби

4

22.03

5.04

12.04

19.04


Знать понятии и термины: культурно- исторический тип, первичные, вторичные и третичные цивилизации, локально- стадиальный подход:

Уметь:работать с педагогически не адаптированным источником, объяснять изученные положения на на самостоятельно подобранных конкретных примерах; характеризовать взгляды данных философов на развитие общества


Из истории русской философской мысли (5 ч.)


29

П.А.Чаадаев об общественном устройстве России

1

26.04


Знать: взгляды П. А. Чаадаева на общественное устройство России; понятия: партикуляризм, провиденционализм

Уметь:объяснять причины отлучения России от «всемирного воспитания человеческого рода»; работать с педагогически не адаптированным источником


30-31

Политический путь России в контексте славянофильства и западничества

2

3.05

10.05


Знать понятия: западники, славянофилы. соборность

Уметь: характеризовать взгляды западников и славянофилов на исторический путь России; высказывать своё мнение


32-34

Итоговая конференция «История философских воззрений на развитие общества»

2

17.05

30.05


Уметь: публично выступать с докладом по заданной теме




Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение образовательного процесса

Введение в обществознание. Обществознание для поступающих в вузы/ П.К. Гречко - М.,: «Уникум-Центр», 2000.-320с.


Дидактические материалы по курсу «Человек и общество». 10-11 классы: Пособие для учителя/ Под редакцией Боголюбова Л.Н. -М.: Просвещение. 2000-174с.

Из истории русской гуманистической мысли: Хрестоматия для учащихся старших классов/Под ред. А.Ю. Лазебниковой. –М: Просвещение ,1993-425с.

Методические рекомендации по курсу «Человек и общество» Часть 1. Под редакцией Л.Н Боголюбова.- М.: Просвещение .2001.-145с.


Обществознание : 10 класс : учеб. для общеобразоват. учреждений : профил. уровень / Л. Н. Боголюбов, А. Ю. Лазебникова, Н. М. Смирнова [ и др.]; под. ред. Л. Н. Боголюбова [ и др.]. – М.: Просвещение, 20.

Обществознание. Поурочные разработки. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: проф. уровень / [Ю. И. Аверьянов, Н.Ю. Басик. и Л.Н. Боголюбов и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова и Л.Ф. Ивановой. – М.: Просвещение, 2011. - 239 с.

Обществознание. Практикум. 10 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений: проф. уровень / [ Л.Н. Боголюбов, Ю. И. Аверьянов, Л.Ф. Иванова и др.]; под ред. Л. Н. Боголюбова. – М.: Просвещение, 2012. - 160 с.

Обществознание. Глобальный мир в XXI веке. 11класс: : учеб. для общеобразоват. учреждений/- под ред. Л.В. Полякова.-М.: Просвещение. 2008-288с.

Школьный словарь по обществознанию. Пособие для учащихся 10-11 классов/ Л. Н Боголюбо, Ю. И. Аврьянов - М.: Просвещение, 2007. – 120 с.

Интернет-ресурсы:

1. Архив учебных программ и презентаций.- Режим доступа: http://www. rusedu.ru

2. Архив презентаций PowerPoint. - Режим доступа: http://power-p.ru/load/obshhestvoznanie/11

3. Виртуальный кабинет истории и обществознания.- Режим доступа: http:// ant-m,ucoz.ru

4. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа: http://school-collection/edu.ru

5. Интернет-портал « Pro школу», ru - Режим доступа: http://www.proshkolu.ru/user/Safonova50/folder/13727

6. Портал ЕГЭ (информационной поддержки ЕГЭ) - Режим доступа: http://www.ege.edu.ru

7. Портал Единый экзамен.- Режим доступа: http://www.probaege.edu.ru

8. Федеральный центр тестирования.- Режим доступа: http://www.infomarker.ru/top8.html - RUSTEST.RU

9. Портал ФИПИ - Федеральный институт педагогических измерений.- Режим доступа: http://www.fipi.ru



Учебно-практическое оборудование:

Ноутбук, проектор





















































15






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!