Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Филиппенковская основная общеобразовательная школа »
Рассмотрено на заседании ШМО Протокол № от« » .2017 г. ____________ | Принято педагогическим советом _____________ « _ »________ 2017 г. | Утверждаю. Директор школы Дятлова В.Е. ___________ Приказ №___________ от«_ »________ 2017г. |
Рабочая программа
Факультатива
Мир биологии
«Мое здоровье в моих руках»
8 класс.
на 2017-2018 учебный год
Составитель: учитель биологии Чалый Николай Степанович.
с.Филиппенково.
2017 год.
Пояснительная записка
Рабочая программа составлена на основе:
1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».
2. Фундаментального ядра содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 79 с.
3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с.
Необходимость создания и ведения факультатива обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а “болезни поведения” стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.
Факультатив «Моё здоровье в моих руках» для учащихся 8-ых классов посвящён одной из главных проблем – сохранению здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 16 часов.
Факультатив “Мое здоровье в моих руках” поможет школьникам дать научные ответы на многие волнующие вопросы.
Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков.
Основная цель – воспитание у подростков:
1. Культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способность понимать своё предназначение). Курс имеет профильный упор на естественно – научный профиль в дальнейшем обучении школьников и выбор профессии.
2. Оказать помощь школьникам в осознанном выборе профессии для дальнейшего обучения на естественно-научном профиле.
Программа факультатива решает следующие учебно-познавательные задачи:
расширение теоретических знаний школьников в образовательной области “Мое здоровье в моих руках”;
создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;
обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;
способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни.
Рекомендуемые формы организации занятий:
cоставление проектов по темам исследований;
проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;
умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ;
оформление и защита исследовательских работ учащихся;
проведение научно-практической конференции по теме элективного курса, с использованием стендовых проектов.
При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.
Тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций,
“Влияние сотовых телефонов на организм подростков”;
“Отношение подростков к вредным привычкам”;
“Стресс и его воздействие на организм подростка”;
“Влияние шума на детский организм”;
“Влияние компьютеров на здоровье человека”;
“Как противостоять давлению среды”;
“Что значит быть счастливым?”;
“Наркотики, алкоголь и сигареты”;
“Я в этом мире”.
Общая характеристика курса
Программа курса основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по анатомии и физиологии человека, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усиленное выполнением практических работ. Данный факультативный курс не только расширит кругозор учащихся, но и повысит качество знаний по данному предмету.
Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 13-14 -летних подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические знания школьников.
Программа предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.
Важное место анатомии и физиологии человека как учебного предмета в системе биологического образования определяется ее значением в формировании правильных представлений, учащихся о строении, закономерностях и механизмах физиологических процессов организма человека, о психическом и социальном здоровье человека. Актуальность программы «Моё здоровье в моих руках» - это науки, изучающие биологическую сущность человека, являются фундаментом для медицины. Программа факультативного курса рассчитана на 16 часов. Занятия проводятся по 1 часу в неделю. В данной программе предусмотрено проведение практических работ.
Содержание курса
1. Введение (1 часа).
“Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования”. Пути формирования здорового образа жизни.
2. Вредные привычки, их профилактика ( 4 часов).
Алкоголизм. Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 “Работа со статистическими данными”. Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употреблении алкоголя. Курение. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая работа № 2 “Проведение исследования и выявление курящих – подростков, (анкетирование, тесты)”. Наркомания. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с врачом-венерологом. Практическая работа № 3 “Работа со статистическими данными”.Токсикомания. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. № 4 “Работа со статистическими данными”.
3. Простудные заболевания (1 часа).
Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая работа № 5 “Исследование: частота заболевания школьников простудой в своей школе”.
5. Заболевания подростков, передающиеся половым путём (2 часов).
Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире, стране, Воронежской области. Практическая работа № 7 “Работа со статистическими данными. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования. Встреча с врачами по проблеме. “Болезни поведения” подростков. Профилактика болезней поведения подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность, последствия. Понятие о “болезнях поведения” (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с врачами по проблеме. Использование ИКТ, просмотр фильма.
6. Причины нарушения здоровья (2 часов).
Окружающая среда и здоровье человека. Неправильное питание - результат болезней. Компьютер и здоровье человека.
7. Сохранение здоровья (3 часов)
Закаливание организма. Культура питания. Витамины - круглый год.. Режим дня - залог здоровья.
8. Первая медицинская помощь (2 часа).
Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях. Практическая работа № 8 “Работа в медицинском кабинете по решению практических задач, связанных с сохранением здоровья подростка.
9. Обобщение: “За здоровый образ жизни” (2 часа).
Научно-практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов. Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации и.т.д.
Выполнив программу факультатива “Мое здоровье в моих руках” школьники будут знать:
причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;
мотивы здорового образа жизни;
отрицательное влияние вредных привычек, “болезней поведения” на организм подростка;
пути формирования здорового образа жизни.
Школьники будут уметь:
оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;
воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.
Школьники будут применять:
Тематическое планирование
№ | Тема | Количество часов |
1 | Введение | 1 |
2 | Вредные привычки, профилактика | 4 |
3 | Простудные заболевания | 1 |
4 | Заболевания подростков, передающиеся половым путём | 2 |
5 | Причины нарушения здоровья | 2 |
6 | Сохранение здоровья | 3 |
7 | Первая медицинская помощь | 2 |
8 | Обобщение: “За здоровый образ жизни” | 2 |
ИТОГО | 16 |
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема | Кол-во часов | Дата |
план | факт |
1 | Пути формирования здорового образа жизни подростка. Что такое ЗОЖ, как правильно его формировать. | 1 | 05.09 | |
2 | Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом | 1 | 12.09 | |
3 | Детский и подростковый алкоголизм. Влияние сигарет на организм подростка | 1 | 19.09 | |
4 | Влияние наркотиков на организм подростка Виды наркомании. Причины и последствия наркозависимости | 1 | 26.09 | |
5 | Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины токсикомании. | 1 | 03.10 | |
6 | Бактериальные и вирусные инфекции | 1 | 10.10 | |
7 | Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения. | 1 | 17.10 | |
8 | Инфекции, передаваемые половым путём, стадии, симптомы | 1 | 24.10 | |
9 | Неправильное питание - результат болезней | 1 | 07.11 | |
10 | Компьютер и здоровье человека. | 1 | 14.10 | |
11 | Закаливание организма | 1 | 21.11 | |
12 | Культура питания Витамины - круглый год. | 1 | 28.11 | |
13 | Режим дня - залог здоровья | 1 | 05.12 | |
14 | Необходимость умения оказания первой медицинской помощи | 1 | 12.12 | |
15-16 | Обобщение “Мое здоровье в моих руках” | 2 | 19.12 26.12 | |
Материалы и оборудование
1 микроскопы
2 таблицы по анатомии, гигиене, санитарии , экологии.
3 микропрепараты по строению клеток, тканей
4 скелет
5 модели органов , систем органов
6 стенды кабинета биологии
7 компьютер , проектор, экран, принтер, электронные носители.
8.карточки-задания.
9 раздаточные материалы для индивидуальной и групповой работы.
Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса
(для учителя)
Богарад И.В. “Больной и врач”. М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).
Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва 1961 г.
Волков Г.И. “Нервный ребенок: каприз или болезнь?” - М.: знание, 1982. – 224с. –
Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).
Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1978.
Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.
Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС, 1992 – 400с.
(для детей)
Коростылев Н.Б. “От А до Я” изд. Медицина, 1980 год.
Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.
Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001 – 320с.
Тихонова А.Е. “Здоровье человека и экология Хабаровского края”. – Хабаровск: Издательский дом “Приамурские ведомости”, 2004 – 160 с.
Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –
Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; Аванта + , 2002. – 640с.