СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа факультатива 8 класс./Здоровье в моих руках/ 2017-2018 уч .год.

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

Почснительная записка,цели,задачи,содержание,требования,КТП,обеспечение.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа факультатива 8 класс./Здоровье в моих руках/ 2017-2018 уч .год.»



Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Филиппенковская основная общеобразовательная школа »



Рассмотрено

на заседании ШМО

Протокол № от« » .2017 г.


____________


Принято педагогическим советом _____________

« _ »________ 2017 г.

Утверждаю. Директор школы

Дятлова В.Е. ___________

Приказ №___________

от«_ »________ 2017г.











Рабочая программа

Факультатива

Мир биологии

«Мое здоровье в моих руках»

8 класс.

на 2017-2018 учебный год




Составитель: учитель биологии Чалый Николай Степанович.



с.Филиппенково.

2017 год.













 Пояснительная записка

Рабочая программа составлена на основе:

1.Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, утвержденного Приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г № 1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования».

2. Фундаментального ядра содержания общего образования / Рос. акад. наук, Рос. акад. образования; под ред. В. В. Козлова, А. М. Кондакова. — 4е изд., дораб. — М. : Просвещение, 2011. — 79 с.

3. Примерной основной образовательной программы образовательного учреждения. Основная школа / [сост. Е. С. Савинов]. — М.: Просвещение, 2011. — 000 с.

Необходимость создания и ведения факультатива обусловлена огромным образовательным значением, так как проблема здоровья подростков актуальна и имеет острую социальную значимость. Родителей, педагогов тревожит проблема ухудшения здоровья подрастающего поколения: распространение среди подростков вредных привычек, а “болезни поведения” стали проблемой современности. Важно, чтобы просвещение подростков было своевременным, необходимо вовремя сформировать положительное отношение к здоровому образу жизни, научить понимать ответственность за своё поведение и здоровье.

Факультатив «Моё здоровье в моих руках» для учащихся 8-ых классов посвящён одной из главных проблем – сохранению здоровья у подрастающего поколения. Курс предметно – ориентированный, рассчитан на 16 часов.

Факультатив “Мое здоровье в моих руках” поможет школьникам дать научные ответы на многие волнующие вопросы.

Умение вести здоровый образ жизни – признак высокой культуры человека, именно в школе должны решаться задачи формирования ответственного отношения к здоровью подростков.

Основная цель – воспитание у подростков:

1. Культуры отношения к своему здоровью (культуры психологической – способность управления своими чувствами и эмоциями; культуры интеллектуальной – способность управлять своими мыслями и контролировать их; культуры поведения – способность понимать своё предназначение). Курс имеет профильный упор на естественно – научный профиль в дальнейшем обучении школьников и выбор профессии.

2. Оказать помощь школьникам в осознанном выборе профессии для дальнейшего обучения на естественно-научном профиле.

Программа факультатива решает следующие учебно-познавательные задачи:

  • расширение теоретических знаний школьников в образовательной области “Мое здоровье в моих руках”;

  • создать условия для формирования у подростков навыков общей культуры, включая культуру тела, основы санитарии и гигиены;

  • обеспечить профилактику и отказ от вредных привычек;

  • способствовать формированию положительной мотивации выработки своего индивидуального способа поведения, позволяющего сохранить своё здоровье в современных условиях жизни.

Рекомендуемые формы организации занятий:

  • cоставление проектов по темам исследований;

  • проведение исследований и составление презентаций по темам исследования;

  • умение добывать биологическую информацию с помощью ИКТ;

  • оформление и защита исследовательских работ учащихся;

  • проведение научно-практической конференции по теме элективного курса, с использованием стендовых проектов.

При проведении занятий возможны различные формы индивидуальной и групповой деятельности (работа в парах, выполнение проекта, презентации, работа в мини – группах, фронтальная работа). В процессе изучения данного курса школьники получат теоретическую и практическую подготовку в сохранении своего здоровья.



Тематика для исследовательских работ, проектов, презентаций,

“Влияние сотовых телефонов на организм подростков”;

“Отношение подростков к вредным привычкам”;

“Стресс и его воздействие на организм подростка”;

“Влияние шума на детский организм”;

“Влияние компьютеров на здоровье человека”;

“Как противостоять давлению среды”;

“Что значит быть счастливым?”;

“Наркотики, алкоголь и сигареты”;

“Я в этом мире”.



Общая характеристика курса

Программа курса основывается на содержании и принципах построения базовой школьной программы по анатомии и физиологии человека, но включает в себя более глубокое и расширенное содержание, усиленное выполнением практических работ. Данный факультативный курс не только расширит кругозор учащихся, но и повысит качество знаний по данному предмету.

Содержание, структура соответствует возрастным особенностям 13-14 -летних подростков, так как в этот период перед школьниками стоит много проблем, которые касаются их здоровья, на которые они стараются найти правильные ответы и тесно взаимосвязан с предметом ОБЖ, углубляет валеологические знания школьников.

Программа предусматривает теоретические знания, решение практических задач, связанных с сохранением здоровья подростков и с исследовательской деятельностью школьников в области сохранения и укрепления своего здоровья.

Важное место анатомии и физиологии человека как учебного предмета в системе биологического образования определяется ее значением в формировании правильных представлений, учащихся о строении, закономерностях и механизмах физиологических процессов организма человека, о психическом и социальном здоровье человека. Актуальность программы «Моё здоровье в моих руках» - это науки, изучающие биологическую сущность человека, являются фундаментом для медицины. Программа факультативного курса рассчитана на 16 часов. Занятия проводятся по 1 часу в неделю. В данной программе предусмотрено проведение практических работ.




Содержание курса

1. Введение (1 часа).

“Здоровье как одна из главных ценностей человека и пути его формирования”. Пути формирования здорового образа жизни.

2. Вредные привычки, их профилактика ( 4 часов).

Алкоголизм. Вред алкоголя, причины, приводящие к алкоголизму, профилактика и борьба с алкоголизмом. Алкоголизм подростка, особенности течения, последствия. Детский и подростковый алкоголизм. Практическая работа № 1 “Работа со статистическими данными”. Подросток и алкоголь. Девушка и алкоголь, влияние на организм алкоголя, причины, особенности течения беременности, осложнения беременности при употреблении алкоголя. Курение. Состав компонентов табачного дыма, влияние курения на системы органов подростка. Психологическое и физиологическое влияние табакокурения на детский организм, организм подростка, новорождённого, девушки, последствия. Практическая работа № 2 “Проведение исследования и выявление курящих – подростков, (анкетирование, тесты)”. Наркомания. Понятие о наркомании, её виды, наркотические вещества и их отрицательное влияние на физическое и умственное развитие подростков. Наркотическая зависимость. Пути решения проблем. Встреча с врачом-венерологом. Практическая работа № 3 “Работа со статистическими данными”.Токсикомания. Понятие о токсикомании, токсические вещества, их отрицательное влияние на организм подростка. Причины и последствия детской токсикомании. Практическая работа. № 4 “Работа со статистическими данными”.

3. Простудные заболевания (1 часа).

Понятие о простудных заболеваниях, их отрицательное воздействие на организм подростка (ангина, грипп, ОРЗ). Воздействие на организм бактериальных и вирусных инфекций: грипп, ангина, герпес и.т.д. Как избавить себя от простуды, профилактика простудных заболеваний. Практическая работа № 5 “Исследование: частота заболевания школьников простудой в своей школе”.

5. Заболевания подростков, передающиеся половым путём (2 часов).

Понятие СПИД/ВИЧ инфекции, способы заражения, причины, симптомы заболевания, пути предотвращения заболевания. Распространение СПИД/ВИЧ в мире, стране, Воронежской области. Практическая работа № 7 “Работа со статистическими данными. Презентация. Работа лекторской группы по теме исследования. Встреча с врачами по проблеме. “Болезни поведения” подростков. Профилактика болезней поведения подростков, клиника, осложнения. Беременность, аборт, нежелательная беременность, последствия. Понятие о “болезнях поведения” (гонорея, сифилис), их отрицательное влияние на организм подростка. Стадии, симптомы, профилактика. Беременность и вред, наносимый на организм совсем юной девушки, пути предохранения от нежелательной беременности. Молодая семья и ее ответственность за воспитание детей. Встреча с врачами по проблеме. Использование ИКТ, просмотр фильма.

6. Причины нарушения здоровья (2 часов).

Окружающая среда и здоровье человека. Неправильное питание - результат болезней. Компьютер и здоровье человека.

7. Сохранение здоровья (3 часов)

Закаливание организмаКультура питанияВитамины - круглый год.Режим дня - залог здоровья.

8. Первая медицинская помощь (2 часа).

Необходимость оказания первой квалифицированной помощи при отравлении организма подростка ядами сигарет, алкоголя, наркотических и токсических веществ, при простудных заболеваниях. Практическая работа № 8 “Работа в медицинском кабинете по решению практических задач, связанных с сохранением здоровья подростка.





9. Обобщение: “За здоровый образ жизни” (2 часа).

Научно-практическая конференция, защита исследовательских работ, проектов. Подведение итогов исследовательских работ школьников, представление результатов своей деятельности: защита презентаций, проектов, роликов, собранной информации и.т.д.

Выполнив программу факультатива “Мое здоровье в моих руках” школьники будут знать:

  • причины, сохраняющие и разрушающие здоровье;

  • мотивы здорового образа жизни;

  • отрицательное влияние вредных привычек, “болезней поведения” на организм подростка;

  • пути формирования здорового образа жизни.

Школьники будут уметь:

  • оказывать своевременно и квалифицированно первую медицинскую помощь, использовать полученные знания на практике;

  • воспитывать в себе активную жизненную позицию, ответственное отношение к своему здоровью.

Школьники будут применять:

  • полученные знания на практике;

  • полученные знания для осознанного выбора профессии.



Тематическое планирование

Тема

Количество

часов

1

Введение


1

2

Вредные привычки, профилактика


4

3

Простудные заболевания


1

4

Заболевания подростков, передающиеся половым путём


2

5

Причины нарушения здоровья


2

6

Сохранение здоровья


3

7

Первая медицинская помощь

2

8

Обобщение: “За здоровый образ жизни”


2

ИТОГО

16

Календарно-тематическое планирование

Тема

Кол-во

часов

Дата

план

факт

1

Пути формирования здорового образа жизни подростка.

Что такое ЗОЖ, как правильно его формировать.


1

05.09


2

Вред алкоголя, борьба с алкоголизмом


1

12.09


3

Детский и подростковый алкоголизм.

Влияние сигарет на организм подростка


1

19.09


4

Влияние наркотиков на организм подростка

Виды наркомании.

Причины и последствия наркозависимости


1

26.09


5

Понятие о токсикомании, токсических веществ, причины токсикомании.


1

03.10


6

Бактериальные и вирусные инфекции

1

10.10


7

Понятие СПИД/ВИЧ, причины и пути заражения.


1

17.10


8

Инфекции, передаваемые половым путём, стадии, симптомы

1

24.10


9

Неправильное питание - результат болезней


1

07.11


10

Компьютер и здоровье человека.


1

14.10


11

Закаливание организма


1

21.11


12

Культура питания

Витамины - круглый год.


1

28.11


13

Режим дня - залог здоровья

1

05.12


14

Необходимость умения оказания первой медицинской помощи


1

12.12


15-16

Обобщение “Мое здоровье в моих руках”

2

19.12

26.12









Материалы и оборудование

1 микроскопы

2 таблицы по анатомии, гигиене, санитарии , экологии.

3 микропрепараты по строению клеток, тканей

4 скелет

5 модели органов , систем органов

6 стенды кабинета биологии

7 компьютер , проектор, экран, принтер, электронные носители.

8.карточки-задания.

9 раздаточные материалы для индивидуальной и групповой работы.



Описание учебно-методического обеспечения образовательного процесса




(для учителя)

  1. Богарад И.В. “Больной и врач”. М.: Знание, 1982. – 96с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 8).

  2. Волкова Е.И. Издательство академии педаг. Наук РСФСР Москва 1961 г.

  3. Волков Г.И. “Нервный ребенок: каприз или болезнь?” - М.: знание, 1982. – 224с. –

  4. Росляков Г.Е. “Враги нашего здоровья”. М.: Знание, 1992. – 98с. – (Нар. Унт – т. Факт. Здоровья. № 7).

  5. Чуднов В.И. “Берегите тишину”. М., “Медицина”, 1978.

  6. Энциклопедия народная медицина. Общие болезни. Т. 1. 2. Раздел 1 “Как вырастить ребенка здоровым?”. – М.:АНС, 1993 – 384 с.

  7. Энциклопедия народная медицина. Т.1. “Авитаминозы – простуда”. – М.: АНС, 1992 – 400с.

(для детей)

  1. Коростылев Н.Б. “От А до Я” изд. Медицина, 1980 год.

  2. Ротенберг Р. “Расти здоровым”: Детская энциклопедия здоровья. Пер. с англ. – М.: физкультура и спорт, 1991 – 592с., ил.

  3. Соколов Ю.Е. “Книга знаний для детей”. – М.: ООО “Издательство Астрель”, 2001 – 320с.

  4. Тихонова А.Е. “Здоровье человека и экология Хабаровского края”. – Хабаровск: Издательский дом “Приамурские ведомости”, 2004 – 160 с.

  5. Жербин Е.А. “Река жизни”. – М.; Знание, 1990 – 224с. –

  6. Энциклопедия для детей. Том 18. Человек 4.2. “Архитектура души”. М.; Аванта + , 2002. – 640с.

 




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!