Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 4
с углубленным изучением отдельных предметов
г.о. Краснознаменск
УТВЕРЖДЕНО Директор школы
_____________С.А. Головачёва
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу « Социальное и финансовое воспитание учащихся 2 класса.»
« Команда « Афлатун» ( Книга 2)
Ступень обучения: начальное, 2 класс
Количество часов: 34
Уровень: внеурочная деятельность
Учитель: Орлова Елена Николаевна
Международный образовательный проект Афлатун реализуется под эгидой комитета ООН по правам ребенка и ЮНИСЕФ. Секретариат совета проекта базируется в Амстердаме, Нидерланды. Руководство объединенным Советом проекта осуществляет Jaap Doek. Совет проекта включает на данный момент пять региональных представителей: американского (Gloria Almeyda Stemper), европейского (Ingrid Jones), африканского (Irene Mutumba), азиатского (Lata Narayan) и франкоязычных стран Африки (Violet Diallo).
Концепция проекта Афлатун была разработана в Индии в девяностых годах XX века. Ее основная идея – сбалансированный подход к социальному и финансовому образованию детей. На начало 2013 года проект реализуется в 85 странах мира и охватывает более 1 миллиона учащихся.
Программа Афлатун рассчитана на детей 6-14 лет и включает восемь последовательных уровней социального и финансового воспитания детей:
1. Уникальность и различия, уважение к другим, представление об экономии средств.
2. Взаимозависимость между ребенком и его семьей, соседями и другими людьми, с которыми контактирует ребенок. Деньги как средство удовлетворения потребностей, а не желаний.
3. Понимание себя через понимание своих чувств, финансовая этика, забота о сохранении окружающей среды.
4. Ответственное поведение и гражданская позиция, развитие чувства собственного достоинства, совместная деятельность, организационные навыки.
5. Потребности, права и обязанности, доходы, расходы и экономия, демократия и лидерство, удовлетворение нужд и материальное благополучие.
6. Маргинализация и социальная изоляция. Детское предпринимательство, планирование и бюджет, сберегательный счет в банке, исследование бедности.
7. Мифы и стереотипы, постановка финансовых целей, предпринимательская активность, изучение связей между доходами и расходами, сбережениями и инвестициями.
8. Саморефлексия, предубеждение и предрассудки (уметь мыслить нестандартно), гендерные стереотипы, развитие финансовых способностей, создание социальных и финансовых микро-предприятий.
Реализация данной программы возможна как в общеобразовательных учреждениях, так и в учреждениях дополнительного образования.
Учебно-методическую основу социального и финансового воспитания детей в рамках образовательного проекта Афлатун составляют.
1. Концепция о балансе между социальным и финансовым воспитанием.
2. Программа и учебно-методические материалы по развитию финансовой грамотности и формированию социальной компетентности детей.
3. Опыт, накопленный партнерами, реализующими программу Афлатун в своих странах при взаимодействии с финансовыми институтами, международными неправительственными организациями (НПО), а также правительственными, академическими и исследовательскими институтами.
Программа построена по модульному принципу. Учебно-методические материалы каждого модуля представлены книгой для учащихся и руководством для учителя.
Книги 1-5 предназначены для изучения в начальной школе (6-11 лет), книги 6-8 – в среднем звене основного общего образования (12-14 лет). Предпочтительно последовательное прохождение учащимися всех модулей программы с 1 по 7 класс, однако возможно подключение учеников к программе в период обучения во 2-5 классах.
Каждый модуль представлен пятью основными темами:
1. Личностное понимание и изучение
Дети учатся понимать свои личные ценности, изучают этические аспекты финансов и знакомятся с тем, как важен баланс между финансовыми навыками и их ответственным использованием.
2. Права и обязанности
Проект Афлатун основывается на Конвенции ООН о правах ребенка (1990), которая выделяет 4 группы взаимосвязанных прав. Дети узнают, что права и обязанности идут рука об руку, узнают о своих обязанностях по отношению к самим себе, своей семье, обществу и окружающей среде.
3. Сбережения и траты
Дети учатся делать сбережения и тратить разумно.
4. Планирование и бюджет
Дети учатся применять навыки сбережения и трат для создания максимальных возможностей в своей жизни.
5. Детское предпринимательство (социальные и финансовые проекты)
Участвуя в управлении местными инициативами или в предпринимательской деятельности, дети узнают, как они могут оказывать позитивное влияние на свое сообщество.
Работа по усвоению каждой темы модуля строится по единому плану:
1. Давай исследовать.
На этом этапе происходит столкновение ученика с проблемой - приобретение учащимся знаний о существовании социальной проблемы.
2. Подумай об этом
Данный этап направлен на формирование у учащихся потребности в решении представленной (обнаруженной им проблемы) - формирование ценностного отношения к проблеме и ее решению.
3. Расследование (изучай)
Этап посвящен сбору опорной информации для решения проблемы, выработке замысла ее решения.
4. Деятельность (готовность к действию).
Этап направлен непосредственно на решение проблемы - приобретение учащимися опыта индивидуальной и коллективно-распределенной общественной деятельности
Пояснительная записка
Примерная программа внеурочной деятельности «Социальное и финансовое воспитание учащихся 2 класса «Команда «Афлатун» (Книга 2)» составлена в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования к организации внеурочной деятельности.
Программа реализуется через такие формы организации внеурочной деятельности учащихся как познавательная (учебно-исследовательская, проектная) деятельность, проблемно-ценностное общение, социальное творчество (социально-преобразующая добровольческая деятельность), соединенных в единый процесс, направленный на духовно-нравственное, социальное, общеинтеллектуальное и общекультурное развитие личности.
Личностные характеристики, на становление которых ориентированы новые стандарты в области воспитания и социализации учащихся (основное общее образование) и реализующиеся в примерной программе – это готовность к реализации успешного и ответственного поведения в обществе с учетом правовых норм, установленных российским законодательством; владение знаниями о нормах и правилах поведения в обществе, социальных ролях человека; сформированность позитивной самооценки, самоуважения, конструктивных способов самореализации; формирование готовности обучающихся к социальному взаимодействию по вопросам улучшения экологического качества окружающей среды.
Темы | Основное содержание | Основные виды деятельности |
Добро пожаловать в мир Афлатун (6 часов) | Автопортрет, уникальность Я – член «Команды Афлатун». | Участвует в беседе, кто такой Афлатун и что делает команда «Афлатуна». Участвует в беседе о том, что нужно много работать над собой, чтобы стать полезным для других, знать свои индивидуальные особенности и уметь их правильно использовать. |
Подумай об этом (чувство собственного достоинства) Мои планы на следующий учебный год. | Рассказывает о себе. Размышляет, что он думает о себе, как о члене команды «Афлатун» и фиксирует в рабочей тетради чему бы он ещё хотел научиться в новом году. |
Расследование/Изучай Работа в команде: принятие решений, правила, разрешение конфликтов. | Изучает правила выполнения задания. Обсуждает с классом, как лучше это сделать. Анализирует процесс выполнения, полученные результаты. Делает выводы, сравнивает свои выводы с выводами других ребят, представленными в обсуждении. |
Размышляй Работа в группах: умение вести обсуждение и принятие решений. |
Исследуй Работа в команде: умение вести дискуссию, принимать точку зрения других людей | Слушает рассказ учителя о различных видах команд, об ответственности каждого за работу всей команды. Участвует в дискуссии о преимуществах работы в команде, о роли каждого в работе команды. Слушает рассказ о командах «Афлатун» во всем мире. Участвует в дискуссии о том, что их класс является частью огромной команды, об ответственности за свою работу. Анализирует свою работу в команде и записывает в рабочей тетради, что он должен сделать (как измениться), чтобы стать хорошим членом команды. |
Деятельность/Готовность к действиям Виды команд, преимущества работы в команде, ответственность перед командой. |
Все может пригодиться. (4 часа) | Изучай Последовательность событий | Читает материал в рабочей тетради о птице Куле, участвует в беседе о вещах, которые он собирает и хранит, восстанавливает последовательность событий. Делает вывода и обсуждает их в группе. |
Давай исследовать Изобретательность, цена деньгам и другим ценным вещам | Участвует в беседе о семейных праздниках. Читает материал об этом в рабочей тетради. Участвует в ролевой игре на тему «Подготовка к семейному празднику» Изучает понятия потребности и желания. |
Расследование Способы накопления денег. | Анализирует свои накопления в «копилке Афлатун». Участвует в дискуссии о способах накопления денег и их сбережения, опираясь на ситуации, представленные в рабочей тетради. Делает выводы. |
Деятельность/Готовность к действиям Использование вторичного сырья. | Участвует в дискуссии о важности сохранения вещей. Обсуждает необходимость иметь место для их хранения. Делает свою коробку для хранения Афлатун. |
Цените дружбу (4часа) | Давай изучать Понятие дружбы и взаимной взаимозависимости среди друзей. | Читает предложенный материал. Обсуждает с одноклассниками результаты своих наблюдений. Участвует в дискуссии о дружбе и верности. |
Подумай об этом Похожие, но разные | Работает в паре над изучением различий и общих черт между собой и своим партнером. Анализирует, в какой группе чаще встречаются различия, а в какой общие черты. Делает выводы. |
Расследование/Изучай Сходства и различия среди людей и вещей. | Выясняет, насколько он похож и насколько отличается от своих друзей в Афлатуне. Обсуждает результаты с классом. Делает вывод. Участвует в игре «Бинго» о людях. |
Деятельность/Готовность к действиям Взаимность в отношениях | Изготавливает браслеты дружбы, дарит своим друзьям. Читает стихотворение о дружбе. Участвует в обсуждении полученной информации. |
Веселая школа Афлатун (4 часа) | Давай изучать Я – часть школы, отождествление со школой. | Участвует в беседе о школе. Обсуждает важность пребывания в школе и действия, которые он совершает в школе. |
Подумай об этом Школа будущего. | Размышляет о том, какую бы он хоте видеть школу в будущем. Рисует свою школу. Сравнивает с другими рисунками. Обсуждает сходства и различия. |
Расследование/ Изучай Экскурсия по школе. | Обсуждает с другими ребятами свои наблюдения. Делает выводы. |
Деятельность/Готовность к действиям Сотрудничество, взаимодействие. | Участвует в игре «Собери мусор». |
Афлатун про деньги (4 часа) | Давай изучать Экономия. | Изучает понятие: экономия, выполняет задание в рабочей тетради. Составляют свой список того, что сэкономили.. |
Подумай об этом Важность экономии денег. | Участвует в дискуссии о том, какие вещи можно приобрести за деньги. Знакомится с монетами и купюрами. Участвует в игре «Потри монету». |
Расследование/Изучай Как тратить деньги | Участвует в беседе по рассказу о визите в канцелярский магазин. Отвечает на вопросы. Обсуждает, как надо тратить деньги. |
Деятельность/Готовность к действиям Афлатунцы – мудрые покупатели. | В совместной деятельности выполняет задание в рабочей тетради. Делает выводы. |
Быть Афлатунцем (4 часа) | Давай изучать Уважение друг к другу | Участвует в игре «Магазин». Пробует роли покупателя и продавца. Делает выводы из своих наблюдений. |
Подумай об этом Использование «волшебных слов» | Участвует в составлении списка «волшебных слов», которыми можно пользоваться при общении с окружающими. Работает в рабочей тетради. |
Расследование/ Изучай Ответственность за свое поведение и свои поступки. | Читает стихотворение. Участвует в беседе о том, что нужно много работать над собой. Участвует в дискуссии о важности постоянного анализа своих поступков и своего личностного роста. |
Деятельность/Готовность к действиям Внимание к другим людям, чувство дисциплины | Делает и дарит подарки членам своей команды. |
Афлатун учит быть внимательным (4 часа) | Давай изучать Осторожность и ответственность. | Читает и обсуждает в группе стихотворение в рабочей тетради. Анализирует опасные действия. Рассказывает о своем личном опыте, касающемся безопасности. |
Подумай об этом | Обсуждает, как важно быть в безопасности. Делает выводы, что может быть опасно лично для него. |
Расследование/ Изучай Небезопасные предметы | Самостоятельно работает в рабочей тетради. |
Деятельность/Готовность к действиям Наша безопасность. | Принимает участие в беседе о безопасности, работает в рабочей тетради. |
Афлатун получает признание (4 часа) | Исследуй Самооценка | Участвует в беседе о том, что нужно много работать над собой. Участвует в дискуссии о важности постоянного анализа своих поступков и своего личностного роста. |
Расследование/Изучай Самооценка, самомнение | Сравнивает полученные результаты со своими желаниями в начале учебного года. Анализирует, совпадает ли полученный результат с желаемым на начало года. Делятся своими достижениями со по проекту Афлатун. Сравнивают достижения, обсуждают возможности на следующий год. |
Деятельность/Готовность к действиям | Вырезает и раскрашивает значок члена команды «Афлатун». Участвует в церемонии вручения значков. |
Основные элементы содержания
Экономические потребности и их виды (покупка и оплата); какие товары и услуги необходимы для удовлетворения экономических потребностей; кто такие потребители и производители; для чего нужны деньги; виды денег - монеты и купюры и их происхождение; как можно заработать деньги; как можно потратить деньги; что такое экономия средств; что значит быть предусмотрительным, бережливым, хозяйственным, рачительным
Основные способы деятельности
Выявлять особенности экономических потребностей и их разнообразие в
процессе их обсуждения;
приводить примеры товаров и услуг, опираясь на собственный опыт;
высказывать предположения и выбирать решение из нескольких предложенных, кратко обосновывать выбор (отвечать на вопросы «как вы думаете?», «что значит?», «какие варианты или способы возможны?»);
описывать и сопоставлять характеристики видов денег по одному (нескольким) признакам; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости;
осуществлять простое моделирование: (разработка и создание копилки; ведение учетной ведомости сэкономленных средств и того, что они имеют в своей копилке; поход в магазин с заранее составленным списком, организация импровизированного магазина в классе);
обсуждать проблемные вопросы;
оформлять диалогическое высказывание в соответствии с требованиями речевого этикета;
составлять небольшие устные монологические высказывания, «удерживать» логику повествования, приводить убедительные примеры и доказательства
Личностные и социально значимые результаты
Личностные результаты: идентифицировать себя с принадлежностью к народу, стране, государству через такой атрибут как денежная единица;
проявлять интерес к знаниям о финансовой культуре, грамотности;
– проявлять понимание и уважение к деньгам как части материальной ценности;
– различать основные нравственно-этические понятия финансовой культуры: предусмотрительность, бережливость, хозяйственность;
– соотносить понятие экономии средств с моральной нормой;
– оценивать свои и чужие поступки (стыдно, честно, виноват, поступил правильно и др.);
– проявлять в конкретных ситуациях доброжелательность, доверие, внимательность, помощь и др.
Социально значимые результаты:
развитие социальных мотивов: стремление выполнять социально-значимую и социально-оцениваемую деятельность, быть полезным обществу
Ожидаемые результаты реализации программы ( 2 уровень)
1. Результаты первого уровня (приобретение школьником социальных и финансовых знаний, понимания социальной реальности и повседневной жизни): приобретение школьниками знаний о:
- видах и функциях команд, особенностях работы в команде,
- предпосылках появления денег,
- понятии валюты и ее роли в жизни общества,
- функции денег – средство накопления и сбережения, - понятия сметы расходов,
- базовых потребностях и их защите,
- видах продуктов и производственной цепочке,
- понятиях товары и услуги;
- понятии трудовая миграция и связанных с ней трудностях.
Список учебной литературы.
Рабочие тетради для учащихся.
Методические рекомендации для учителя.