Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа №17»
РАССМОТРЕНА на заседании ШМО ___________________ руководитель ШМО _________/ Ф.И.О. / протокол от «_»______201 г. № __ | СОГЛАСОВАНА заместитель директора _________/Гражданкина М.О. / «_29» августа 2016 г. | РАССМОТРЕНА на заседании Педагогического совета, протокол от «29»августа2016г. № 13 | УТВЕРЖДЕНА приказом МБОУ «ООШ № 17» от «29»августа2016г. № |
02-11
АДАПТИРОВАННАЯ РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ФИЗИЧЕСКОЙ
КУЛЬТУРЕ
(для учащихся с ЗПР)
начальное общее образование (1-4 классы)
базовый уровень
Составитель:
Высоцкая Ирина Николаевна, учитель физической культуры, первой квалификационной категории
Старый Оскол
2016 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Адаптированная Рабочая программа по физической культуре - — это комплексная программа, направленная на обеспечение коррекции недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей с задержкой психического развития и оказание помощи детям этой категории в освоении образовательной программы начального общего образования.
Целью программы по физической культуре является формирование у учащихся начальной школы основ здорового образа жизни, развитие творческой самостоятельности посредством освоения двигательной деятельности, содействие всестороннему развитию личности посредством формирования физической культуры личности, создание оптимальных условий для развития эмоционально - волевой, двигательной сфер. В процессе овладения двигательной деятельности с общеразвивающей направленностью не только совершенствуются физические качества, но и активно развиваются сознание и мышление, творческие способности и самостоятельность, гармонизация личности ребенка с ЗПР посредством коррекционной ритмики.
Задачи:
1. укрепление здоровья школьников посредством развития физических качеств и повышения функциональных возможностей жизнеобеспечивающих систем организма;
2.совершенствование жизненно важных навыков и умений посредством обучения подвижным играм, физическим упражнениям и техническим действиям из базовых видов спорта;
3. формирование общих представлений о физической культуре, её значении в жизни человека, роли в укреплении здоровья, физическом развитии и физической подготовленности;
4.развитие интереса к самостоятельным занятиям физическими упражнениями, подвижным играм, формам активного отдыха и досуга;
5.обучение простейшим способам контроля за физической нагрузкой, отдельными показателями физического развития и физической подготовленности;
6.осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогическую помощи детям с задержкой психического развития с учётом особенностей психического и (или) физического развития, индивидуальных возможностей детей (в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии);
7. улучшение обще-эмоционального состояния детей; улучшение исполнения качества движений (развиваются выразительность, ритмичность, координация, плавность, серийная организация движений); знакомство родителей воспитанников с образцами классической музыки, в этом ключе развитие понимания родителями важной роли классической музыки в полноценном развитии ребенка.
Физическая культура — обязательный учебный курс в общеобразовательных учреждениях. В сочетании с другими формами обучения физкультурно-оздоровительными мероприятиями в режиме учебного дня и второй половины дня (гимнастика до занятий, физкультурные минутки, физические упражнения и игры на удлинённых переменах и в группах продлённого дня), внеклассной работой по физической культуре (группы общефизической подготовки, спортивные секции), физкультурно-массовыми и спортивными мероприятиями (дни здоровья и спорта, подвижные игры и соревнования, спортивные праздники, спартакиады, туристические слёты и походы) — достигается формирование физической культуры личности. Она включает в себя мотивацию и потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом, овладение основными видами физкультурно-спортивной деятельности, разностороннюю физическую подготовленность.
Адаптированная Рабочая программа разработана в соответствии с «Примерной адаптированной основной общеобразовательной программы начального общего образования обучающихся с задержкой психического развити» одобренной решением федерального учебно-методического объединения по общему образованию (протокол от 22 декабря 2015 г. № 4/15), на основе авторской Рабочей программы по физической культуре В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2011.
Рабочая программа ориентирована на использование УМК:
Физическая культура. 1-4 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений / В.И. Лях – Москва: «Просвещение», 2013
Физическая культура. Рабочие программы. Предметная линия учебников В.И. Ляха. 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.И. Лях. – М.: Просвещение, 2014
Физическая культура. 1 класс: технологические карты уроков по учебнику В.И. Ляха. I полугодие / авт.-сост. Р.Р. Хайрутдинов. – Волгоград: Учитель, 2012
Физическая культура. 1 класс: технологические карты уроков по учебнику В.И. Ляха. II полугодие / авт.-сост. Р.Р. Хайрутдинов. – Волгоград: Учитель, 2012
Рабочая программа рассчитана на 405 ч на четыре года обучения (по 3 ч в неделю): в 1 классе — 99 ч, во 2 классе — 102 ч, в 3 классе— 102 ч, в 4 классе— 102 ч.
Количество учебных недель: в 1 классе - 33, во 2 классе -34, в 3 классе 34, в 4 классе-34.
Третий час на преподавание учебного предмета «Физическая культура» был введён приказом Минобрнауки от 30 августа 2010 г. № 889. В приказе было указано: «Третий час учебного предмета «Физическая культура» использовать на увеличение двигательной активности и развитие физических качеств обучающихся, внедрение современных систем физического воспитания».
В программу В.И. Ляха, А.А. Зданевича внесены изменения. Из - за отсутствия необходимого инвентаря, лыжная подготовка замещается кроссовой подготовкой и подвижными играми на воздухе (письмо Минобразования России «О занятиях по физической культуре в зимний период от 27 ноября 1995г. №1355/11.
Количество практических, контрольных работ по каждой теме приведено в таблице.
Тема | Количество контрольных работ |
1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс |
Знание о физической культуре | 3 | 3 | 3 | 3 |
Гимнастика с элементами акробатики | 4 | 6 | 6 | 6 |
Легкая атлетика | 6 | 6 | 6 | 6 |
Подвижные и спортивные игры | 2 | 2 | 2 | 2 |
Кроссовая подготовка | 1 | 2 | 2 | 2 |
В начале и в конце учебного года проходит мониторинг уровня физической подготовленности в количестве – 4 заданий (бег 30 метров, прыжок в длину с места, бег 1000 метров, подтягивание: на высокой перекладине из виса (мальчики), количество раз; поднимание туловища за 30 секунд (девочки), количество раз). Текущий учет является основным видом проверки успеваемости учащихся по физической культуре. Он отражает качество усвоения отдельных тем учебного материала и решения задач конкретного урока.
С целью проверки знаний используются следующие методы: опрос, проверочные беседы (без вызова из строя), тестирование. При оценивании знаний по предмету «Физическая культура» учитываются такие показатели: глубина, полнота, аргументированность, умение использовать их применительно к конкретным случаям и занятиям физическими упражнениями.
Для оценивания техники владения двигательными умениями и навыками используются следующие методы: наблюдение, вызов из строя для показа, выполнение упражнений и комбинированный метод.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса
В соответствии с требованиями к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования Федерального государственного образовательного стандарта (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. №373) данная рабочая программа для 1—4 классов направлена на достижение учащимися личностных, метапредметных и предметных результатов по физической культуре.
Личностные результаты
• формирование чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
• формирование уважительного отношения к культуре других народов;
• развитие мотивов учебной деятельности и личностный смысл учения, принятие и освоение социальной роли обучающего;
• развитие этических чувств, доброжелательно и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
• развитие навыков сотрудничества со сверстниками и взрослыми в разных социальных ситуациях, умение не создавать конфликты и находить выходы из спорных ситуаций;
• развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
• формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
• формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.
Метапредметные результаты
• овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;
• формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
• определение общей цели и путей её достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
• готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества;
• овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
• овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами.
Предметные результаты
• формирование первоначальных представлений о значении физической культуры для укрепления здоровья человека (физического, социального и психического), о её позитивном влиянии на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное), о физической культуре и здоровье как факторах успешной учёбы и социализации;
• овладение умениями организовывать здоровьесберегающую жизнедеятельность (режим дня, утренняя зарядка, оздоровительные мероприятия, подвижные игры и т.д.);
• формирование навыка систематического наблюдения за своим физическим состоянием, величиной физических нагрузок, данными мониторинга здоровья (рост, масса тела и др.), показателями развития основных физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости).
• взаимодействие со сверстниками по правилам проведения подвижных игр и соревнований;
• выполнение простейших акробатических и гимнастических комбинаций на высоком качественном уровне, характеристика признаков техничного исполнения;
• выполнение технических действий из базовых видов спорта, применение их в игровой и соревновательной деятельности.
Планируемые результаты по разделам программы
Знания о физической культуре
Выпускник научится:
1-2 класс:
·ориентироваться в понятиях «физическая культура», «режим дня»; характеризовать роль и значение утренней зарядки, физкультминуток и физкультпауз, уроков физической культуры, закаливания, прогулок на свежем воздухе, подвижных игр, занятий спортом для укрепления здоровья, развития основных систем организма;
3-4 класс:
·раскрывать на примерах (из истории, в том числе родного края, или из личного опыта) положительное влияние занятий физической культурой на физическое, личностное и социальное развитие;
·ориентироваться в понятии «физическая подготовка», характеризовать основные физические качества (силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость) и различать их между собой;
·организовывать места занятий физическими упражнениями и подвижными играми (как в помещении, так и на открытом воздухе), соблюдать правила поведения и предупреждения травматизма во время занятий физическими упражнениями.
Выпускник получит возможность научиться:
1-2 класс:
·характеризовать роль и значение режима дня в сохранении и укреплении здоровья; планировать и корректировать режим дня с учётом своей учебной и внешкольной деятельности, показателей своего здоровья, физического развития и физической подготовленности.
3-4 класс:
·выявлять связь занятий физической культурой с трудовой и оборонной деятельностью;
Способы физкультурной деятельности
Выпускник научится:
1-2 класс:
·отбирать и выполнять комплексы упражнений для утренней зарядки и физкультминуток в соответствии с изученными правилами;
·организовывать и проводить подвижные игры и соревнования во время отдыха на открытом воздухе и в помещении (спортивном зале и местах рекреации), соблюдать правила взаимодействия с игроками;
3-4 класс:
·измерять показатели физического развития (рост, масса) и физической подготовленности (сила, быстрота, выносливость, гибкость), вести систематические наблюдения за их динамикой.
Выпускник получит возможность научиться:
1-2 класс:
·выполнять простейшие приёмы оказания доврачебной помощи при травмах и ушибах;
3-4 класс:
·вести тетрадь по физической культуре с записями режима дня, комплексов утренней гимнастики, физкультминуток, общеразвивающих упражнений для индивидуальных занятий, результатов наблюдений за динамикой основных показателей физического развития и физической подготовленности;
·целенаправленно отбирать физические упражнения для индивидуальных занятий по развитию физических качеств;
Физическое совершенствование
Выпускник научится:
1-2 класс:
·выполнять упражнения по коррекции и профилактике нарушения зрения и осанки, упражнения на развитие физических качеств (силы, быстроты, выносливости, координации, гибкости);
·выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
·выполнять организующие строевые команды и приёмы;
В циклических и ациклических локомоциях: правильно выполнять основные движения в ходьбе, беге, прыжках; с максимальной скорость бегать до 60м по дорожке стадиона; бегать в равномерном темпе до 8 минут; отталкиваться и приземляться на ноги в яму для прыжков после быстрого разбега с 4-6 шагов; преодолевать с помощью бега и прыжков полосу из 3-5 препятствий; метать небольшие предметы и мячи до 150г на дальность с места и с 1-3 шагов разбега правой и левой рукой; толкать и метать мяч массой 1кг двумя руками снизу, из-за головы; метать малым мячом в цель (гимнастический обруч) на расстоянии 6м.
В гимнастических и акробатических упражнениях: ходить, бегать и прыгать при изменении длины, частоты и ритма; принимать основные положения и осуществлять движения рук, ног, туловища без предмета и с предметами; лазать по гимнастической лестнице, гимнастической стенке, канату; выполнять кувырок вперед, назад; осуществлять опорный прыжок с мостика на стопку матов; выполнять висы и упоры, прыгать через скакалку стоя на месте.
В подвижных играх: уметь играть в подвижные игры с бегом, прыжками, метаниями; владеть мячом: держание, передачи, ловля, ведение; играть в «Перестрелку», мини-баскетбол.
3-4 класс:
оценивать величину нагрузки (большая, средняя, малая) по частоте пульса (с помощью специальной таблицы);
·выполнять тестовые упражнения на оценку динамики индивидуального развития основных физических качеств;
·выполнять организующие строевые команды и приёмы;
·выполнять акробатические упражнения (кувырки, стойки, перекаты);
·выполнять гимнастические упражнения на спортивных снарядах (низкие перекладина и брусья, напольное гимнастическое бревно);
·выполнять легкоатлетические упражнения (бег, прыжки, метания и броски мяча разного веса и объёма);
·выполнять игровые действия и упражнения из подвижных игр разной функциональной направленности.
Выпускник получит возможность научиться:
1-2 класс:
·сохранять правильную осанку;
·выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
· играть в мини-баскетбол, мини-футбол, пионербол
3-4 класс:
оптимальное телосложение;
·выполнять эстетически красиво гимнастические и акробатические комбинации;
·играть в баскетбол, футбол и волейбол по упрощённым правилам;
·выполнять тестовые нормативы по физической подготовке;
СОДЕРЖАНИЕ КУРСА
Знания о физической культуре
1-2 класс
История зарождения физической культуры и первых соревнований
Современные Олимпийские игры
Исторические сведения о развитии современных Олимпийских игр (летних и зимних). Роль Пьера де Кубертена в их становлении. Идеалы и символика Олимпийских игр. Олимпийские чемпионы по разным видам спорта
Твой организм (основные части тела человека, основные внутренние органы, скелет, мышцы, осанка)
Строение тела, основные формы движений (циклические, ациклические, вращательные), напряжение и расслабление мышц при их выполнении.
Упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для укрепления мышц стоп ног.
Органы чувств
Роль органов зрения и слуха во время движений и передвижений человека. Строение глаза. Специальные упражнения для органов зрения.
Орган осязания — кожа. Уход за кожей
Личная гигиена
Правила личной гигиены (соблюдение чистоты тела, волос, ногтей и полости рта, смена нательного белья)
Органы дыхания
Роль органов дыхания во время движений и передвижений человека. Важность занятий физическими упражнениями и спортом для улучшения работы лёгких. Как правильно дышать при различных физических нагрузках
Органы пищеварения
Работа органов пищеварения. Важность физических упражнений для укрепления мышц живота и работы кишечника
Вода и питьевой режим
Питьевой режим при занятиях физическими упражнениями, во время тренировок и туристских походов
Спортивная одежда и обувь
Требования к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями и спортом (в помещении, на открытом воздухе, при различных погодных условиях). Рекомендации по уходу за спортивной одеждой и обувью.
Первая помощь при травмах
Травмы, которые можно получить при занятиях физическими упражнениями (ушиб, ссадины и потёртости кожи, кровотечение).
3-4 класс
Что такое физическая культура
Физическая культура как система регулярных занятий физическими упражнениями, выполнение закаливающих процедур, использование естественных сил природы. Связь физической культуры с укреплением здоровья (физического, социального и психологического) и влияние на развитие человека (физическое, интеллектуальное, эмоциональное, социальное). Роль и значение занятий физической культурой и поддержание хорошего здоровья для успешной учёбы и социализации в обществе
Сердце и кровеносные сосуды
Работа сердечно-сосудистой системы во время движений и передвижений человека. Укрепление сердца с помощью занятий физическими упражнениями
Закаливание
Укрепление здоровья средствами закаливания. Правила проведения закаливающих процедур.
Мозг и нервная система
Местонахождение головного и спинного мозга в организме человека. Центральная нервная система. Зависимость деятельности всего организма от состояния нервной системы. Положительные и отрицательные эмоции. Важная роль работы мозга и центральной нервной системы в физкультурной и спортивной деятельности. Рекомендации, как беречь нервную систему
Пища и питательные вещества
Вещества, которые человек получает вместе с пищей, необходимые для роста и развития организма и для пополнения затраченной энергии. Рекомендации по правильному усвоению пищи.
Тренировка ума и характера
Режим дня, его содержание и правила планирования. Утренняя зарядка и её влияние на самочувствие и работоспособность человека. Физкультминутки (физкультпаузы), их значение для профилактики утомления в условиях учебной и трудовой деятельности. Физические упражнения и подвижные игры на удлинённых переменах, их значение для активного отдыха, укрепления здоровья, повышения умственной и физической работоспособности, выработки привычки к систематическим занятиям физическими упражнениями.
Самоконтроль
Понятие о физическом состоянии как уровне физического развития, физической готовности и самочувствия в процессе умственной, трудовой и игровой деятельности. Измерение роста, массы тела, окружности грудной клетки, плеча и силы мышц. Приёмы измерения пульса (частоты сердечных сокращений до, во время и после физических нагрузок). Тестирование физических (двигательных) способностей (качеств): скоростных, координационных, силовых, выносливости' гибкости. Выполнение основных движений с различной скоростью, с предметами, из разных исходных положений (и. п.), на ограниченной площади опоры и с ограниченной пространственной ориентацией.
Физическое совершенствование
Гимнастика с основами акробатики.
1-2 класс
Овладение знаниями
Названия снарядов и гимнастических элементов, правила безопасности во время занятий, признаки правильной ходьбы, бега, прыжков, осанки, значение напряжения и расслабления мышц, личная гигиена, режим дня, закаливание
Освоение общеразвивающих упражнений с предметами, развитие координационных, си ловых способностей и гибкости
Общеразвивающие упражнения с большими и малыми мячами, гимнастической палкой,
3-4 класс: с набивным мячом (1 кг), обручем, флажками
Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей
Группировка; перекаты в группировке, лежа на животе и из упора стоя на коленях(1 класс)
Кувырок вперед; стойка на лопатках согнув ноги; из стойки на лопатках, согнув ноги, перекат вперед в упор присев; кувырок в сторону (2 класс)
Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей
Упражнения в висе стоя и лежа; В висе спиной к гимнастической стенке поднимание и прямых вис на согнутых руках; подтягивание в висе лежа согнувшись, тоже из седа ноги врозь и в висе на канате; упражнения в упоре лежа и стоя на коленях и в упоре на коне, бревне, гимнастической скамейке
Освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильную осанку
Лазанье по гимнастической стенке и канату; по наклонной скамейке в упоре присев и стоя на коленях; подтягивание лежа на животе по горизонтальной скамейке; перелезание через горку матов и гимнастическую скамейку (1 класс)
Лазанье по наклонной скамейке в упоре присев, в упоре стоя на коленях и лежа на животе, подтягиваясь руками; по гимнастической стенке с одновременным перехватом рук и перестановкой ног; перелезание через гимнастическое бревно (высота до 60 см); лазанье по канату (2 класс)
Освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей
Перелезание через гимнастического коня
Освоение навыков равновесия
Стойка на носках, на одной ноге (на полу и гимнастической скамейке); ходьба по гимнас- тйческой скамейке; перешагива ние через мячи; повороты на 90º; ходьба по рейке гимнастической скамейки (1 класс)
Стойка на двух и одной ноге с закрытыми глазами; на бревне (высота 60 см) на одной и двух ногах; ходьба по рейке гимнас тической скамейки и по бревну; перешагивание через набивные мячи и их переноска; повороты кругом стоя и при ходьбе на носках и на рейке гимнастической скамейки. (2 класс)
Освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей
Шаг с прискоком; приставные шаги; шаг галопа в сторону (1 класс)
III позиция ног, танцевальные шаги польки; сочетание танцевальных шагов с ходьбой (2 класс).
Освоение строевых упражнений.
Основная стойка; построение в колонну по одному и в шеренгу в круг; перестроение по звеньям, по заранее установленным местам; размыкание на вытя- нутые в стороны руки; повороты Направо, Налево; команды «Шагом марш!», «Класс, стой!» (1 класс)
Размыкание и смыкание приставными шагами; перестроение из колонны по одному в колонну по два, из одной шеренги в две; передвижение в колонне по одному на указанные орентиры; команда «На два (четыре) шага разомкнись!»(2 класс)
Освоение общеразвивающих упражнений без предметов, развитие координационных способностей, силы и гибкости, а также правильной осанки
Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении
Сочетание движений ног, туловища с одноименньтми и разноименными движениями рук
Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности.
3-4 класс
Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей
Перекаты в группировке с последующей опорой
руками за головой; 2—3 кувырка вперед; стойка
на лопатках; мост из положения лежа на спине. Комбинация из освоенных элементов (3 класс)
Кувырок назад; кувырок вперед; кувырок назад и перекатом стойка на лопатках; мост с помощью и самостоятельно. Комбинация из освоенных элементов (4 класс)
Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей
совершенствование техники висов и упоров, пройденных во 2 классе. Комбинации из освоенных элементов на гимнастической стенке, бревне, скамейке (3 класс).
Вис завесом; вис на согнутых руках, согнув ноги; на гимнастической стенке вис прогнувшись, подтягивание в висе, поднимание ног в висе. Комбинации из освоенных элементов на гимнастической стенке, бревне, скамейке. (4 класс).
Освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильной осанки.
Лазанье по наклонной скамейке в упоре стоя на коленях, в упоре лежа, лежа на животе, подтягиваясь руками; по канату; перелезание через бревно, коня (3 класс).
Лазанье по канату в три приема; перелезание через препятствия (4 класс).
Освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей
Опорные прыжки на горку из гимнастических матов, коня, козла; вскок в упор стоя на коленях и соскок взмахом рук.
Освоение навыков равновесия
Ходьба приставными шагами; ходьба по бревну (высота до 1 м); повороты на носках и одной ноге; ходьба приставными шагами; приседание и переход в упор присев, упор стоя на колене, сед (3 класс)
Ходьба по бревну большими шагами и выпадами; ходьба на носках; повороты прыжком на 90º и 180º; опускание в упор, стоя на колене (правом, левом) (4 класс).
Освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей
Шаги галопа в парах, польки; сочетание изученных танцевальных шагов; русский медленный шаг (3 класс).
I и II позиции ног; сочетание шагов галопа и польки в парах; элементы народных танцев (4 класс).
Освоение строевых упражнений.
Команды «Шире шаг!», «Чаще шаг!», «Реже!», «На первый-второй рассчитайсь!»; построение в две шеренги; перестроение из двух шеренг в два круга; передвижение по диагонали, противоходом, «змейкой» (3 класс).
Команды «Становись!», «Равняйсь!», «Смирно!», «Вольно!»; рапорт учителю; повороты кругом на месте; расчет по порядку; пе рестроение из одной шеренги В три уступами, из колонны по одному в колонну по три и четыре в движении с поворотом (4 класс)
Освоение общеразвивающих упражнений без предметов, развитие координационных способностей, силы и гибкости, а также правильной осанки
Основные положения и движения рук, ног, туловища, выполняемые на месте и в движении
Сочетание движений ног, туловища с одноименньтми и разноименными движениями рук
Комбинации (комплексы) общеразвивающих упражнений различной координационной сложности.
Лёгкая атлетика.
1-2 класс
Понятия: короткая дистанция, бег на скорость, бег на выносливость; названия метательных снарядов, прыжкового инвентаря, упражнений в прыжках в длину и в высоту.
Освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей.
Ходьба обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счёт учителя, коротким, средним и длинным шагом. Сочетание различных видов ходьбы с коллективным подсчётом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 2—3 препятствий по разметкам.
Освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей.
Обычный бег, с изменением направления движения по указанию учителя, коротким, средним и длинным шагом. Обычный бег в чередовании с ходьбой до 150 м, с преодолением препятствий (мячи, палки и т.п.). Обычный бег по размеченным участкам дорожки, челночный бег 3 × 5 м, 3 × 10м, эстафеты с бегом на скорость.
Совершенствование навыков бега и развитие выносливости.
Равномерный, медленный, до 3—4 мин, кросс по слабопересечённой местности до 1 км.
Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей.
Эстафеты «Смена сторон», «Вызов номеров», «Круговая эстафета» (расстояние 5—15 м). Бег с ускорением от 10 до 15 м (в 1 классе), от 10 до 20м (во 2 классе). Соревнования (до 60 м).
Освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей.
На одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 90°; с продвижением вперёд на одной и на двух ногах; в длину с места, с высоты до 30 см; с разбега (место отталкивания не обозначено) с приземлением на обе ноги, с разбега и отталкивания одной ногой через плоские препятствия; через набивные мячи, верёвочку (высота 30—40см) с 3—4 шагов; через длинную неподвижную и качающуюся скакалку; многоразовые (от 3 до 6 прыжков) на правой и левой ноге.
На одной и на двух ногах на месте с поворотом на 180°, по разметкам, в длину с места, в длину с разбега, с зоны отталкивания 60—70 см, с высоты до 40 см, в высоту с 4—5 шагов разбега, с места и с небольшого разбега, с доставанием подвешенных предметов, через длинную вращающуюся и короткую скакалку, многоразовые (до 8 прыжков).
Овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей.
Метание малого мяча с места на дальность, из положения стоя грудью в направлении метания; на заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2 × 2м) с расстояния 3—4 м. Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперёд-вверх, из положения стоя ноги на ширине плеч, грудью в направлении метания; на дальность.
Метание малого мяча с места, из положения стоя грудью в направлении метания на дальность и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (2 × 2м) с расстояния 4—5 м, на дальность отскока от пола и от стены. Бросок набивного мяча (0,5 кг) двумя руками от груди вперёд-вверх, из положения стоя грудью в направлении метания; снизу вперёд-вверх из того же и. п. на дальность.
3-4 класс
Овладение знаниями
Понятия: эстафета, команды «старт», «финиш»; темп, длительность бега, влияние бега на состояние здоровья, элементарные сведения о правилах соревнований в беге, прыжках и метаниях, техника безопасности на занятиях.
Освоение навыков ходьбы и развитие координационных способностей.
Обычная, на носках, на пятках, в полуприседе, с различным положением рук, под счет учителя, коротким, средним и длинным шагом, с изменением ддины и частоты шагов, с перешагиванием через скамейки, в различном темпе под звуковые сигналы. Сочетание различных видов ходьбы: с коллективным подсчетом, с высоким подниманием бедра, в приседе, с преодолением 3—4 препятствий по разметкам.
Освоение навыков бега, развитие скоростных и координационных способностей
Обучение тем же элементам техники ходьбы, как в 1-2 классах. Обычный бег с изменением длины и частоты шагов, с высоким подниманием бедра, приставными шагами правым, левым, боком вперед, с захлестыванием голени назад.
Совершенствование навыков бега и развитие выносливости. Равномерный, медленный, до 5—8 мин, кросс по слабопересечённой местности до 1 км.
Совершенствование бега, развитие координационных и скоростных способностей.
Бег в коридорчике 30—40 см из различных и. - п.
с максимальной скоростью до 60 м, с изменением скорости, с прыжками через условные рвы под звуковые и световые сигналы Бег
с вращением вокруг своей оси на полусогнутых ногах, зигзагом, в парах «Круговая эстафета» (расстояние 15— 30 м), «Встречная эстафета» (расстояние 10—20 м) Бег с ускорением от 20 до 30м (в 3 классе), от 40 до 60м (в 4 классе). Бег с вращением вокруг своей оси на полусогнутых ногах, зигзагом, в парах.
Освоение навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей.
На одной и на двух ногах на месте, с поворотом на 180°; по разметкам; в длину с места, стоя лицом, боком к месту приземления; в длину с разбега с зоны отталкивания 30—50 см; с высоты до 60 см; в высоту с прямого разбега, с хлопками в ладоши во время полета; многоразовые (до 10 прыжков); тройной и пятерной с места.
Прыжки на заданную длину по ориентирам; на расстояние 60 - 110 см в полосу приземления шириной 30 см; чередование прыжков в длину с места в полную силу и вполсилы (на точность приземления); с высоты до 70 см с поворотом в воздухе на 90-120º и с точным приземлением в квадрат; в длину с разбега
(согнув ноги); в высоту с прямого и бокового разбега; многоскоки (тройной, пятерной, десятерной)
Закрепление навыков прыжков, развитие скоростно-силовых и координационных способностей.
Эстафеты с прыжками на одной ное (до 10 прыжков). Игры с прыжками и осаливанием на площадке небольшого размера
Овладение навыками метания, развитие скоростно-силовых и координационных способностей.
Метание малого мяча с места на дальность, из положения стоя грудью в направлении метания , левая (правая) нога впереди надальность и заданное расстояние; в горизонтальную и вертикальную цель (1,5х15 м) с расстояния 4—5 м. Бросок набивного мяча (1 кг) из положения стоя грудью в направлении метаняя двумя руками от груди, из-за головы вперед-вверх; снизу вперед-вверх на дальность и заданное расстояние.
Подвижные и спортивные игры.
1-2 класс
Овладение знаниями
Названия и правила игр, инвентарь, оборудование, организация, правила поведения и безопасности.
Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скоростных способностей, способности к ориентированию в пространстве
«К своим флажкам»
«Два мороза»
«Пятнашки»
Закрепление и совершенствование навыков в прыжках, развитие скоростно-силовых способностей, ориентирование в пространстве
«Прыгаюшие воробушки»
«Зайцы в огороде»
«Лисы и куры»
Закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность, раз- витие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей
«Кто дальше бросит»
«Точный расчет»
«Метко в цель»
Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча
Ловля, передача, броски и ведение мяча индивидуально, в парах стоя на месте и в шаге (1 класс).
Ловля и передача мяча в движении. Броски в цель (кольцо, щит, мишень, обруч). Ведение мяча (правой, левой в движении по прямой (шагом и бегом)
Закрепление и совершенствование держания, ловли, передачи, броска и ведения мяча и на развитие способностей к дифференцированию параметров движений, реакции, ориентированию в пространстве
«Играй, играй, мяч не теряй»
«Мяч водящему»
«У кого меньше мячей»
«Школа мяча»
«Мяч в корзину»
«Попали в обруч»
Подвижные игры на основе баскетбола
1 класс
Броски мяча снизу на месте. Ловля мяча на месте. Передача мяча снизу на месте. Броски мяча снизу на месте в щит. Ведение мяча на месте
2 класс
Ловля и передача мяча в движении. Ведение мяча на месте и в движении правой и левой рукой. Броски в щит и в кольцо.
3 класс
Ловля и передача мяча в движении. Ведение на месте правой(левой) рукой в движении шагом и бегом, с изменением направления и скорости. Броски двумя руками от груди в кольцо
4 класс
Ловля и передача мяча двумя руками от груди на месте и в движении; в кругу; в квадрате; одной рукой от плеча на месте. Ведение мяча на месте с высоким отскоком, со средним отскоком, с низким отскоком.Броски мяча в кольцо двумя руками от груди.
Тактические действия в защите и нападении
Кроссовая подготовка
1 -2 класс
Бег по пересеченной местности;
Равномерный бег до 8 мин.Чередование ходьбы и бега (бег – 50м, ходьбы -100м)
3 класс
Равномерный бег до 10 минут. Преодоление препятствий. Чередование бега и ходьбы (бег 70м, ходьба – 100м);
4 класс
Равномерный бег до 10 минут. Чередование бега и ходьбы (бег 80м, ходьба – 100м)
Распределение учебного времени на различные виды программного материала
№ п/п | Вид программного материала | Количество часов (уроков) |
Класс |
1 | 2 | 3 | 4 |
1.1 | Основы знаний о физической культуре | В процессе урока |
1.2 | Подвижные игры | 39 | 42 | 42 | 42 |
1.3 | Гимнастика с элементами акробатики | 18 | 18 | 18 | 18 |
1.4 | Легкоатлетические упражнения | 21 | 21 | 21 | 21 |
1.5 | Кроссовая подготовка | 21 | 21 | 21 | 21 |
| ИТОГО: | 99 | 102 | 102 | 102 |
|
Тематическое планирование
1 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся |
1 | Основы знаний. | В процессе урока | Сравнивают физкультуру и спорт эпохи Античности с современными физкультурой и спортом. Называют движения, которые выполняют первобытные люди на рисунке. Изучают рисунки, на которых изображены античные атлеты, и называют виды соревнований, в которых они участвуют |
Объясняют смысл символики и ритуалов Олимпийских игр. Определяют цель возрождения Олимпийских игр. Объясняют роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения. Называют известных российских и зарубежных чемпионов Олимпийских игр |
Устанавливают связь между развитием физических качеств и основных систем организма. Характеризуют основные части тела человека, формы движений, напряжение и расслабление мышц при их выполнении, работу органов дыхания и сердечно-сосудистой системы во время двигательной деятельности. Выполняют упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для укрепления мышц стоп ног. Узнают свою характеристику с помощью теста «Проверь себя» |
| | | Учатся правильному выполнению правил личной гигиены. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Дают оценку своему уровню личной гигиены с помощью тестового задания «Проверь себя» |
| | | Руководствуются правилами выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. С помощью тестового задания «Проверь себя» оценивают собственное выполнение требований к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями, а также рекомендаций по уходу за спортивной одеждой и обувью |
2 | Подвижные игры Овладение знаниями Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скорост- ных способностей, способности к ориентированию в пространстве Закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча | 39ч | Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности Организовывают и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство. Описывают технику игровых действий и приёмов. Осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Используют действия данных подвижный игр для развития координационных и кондиционных способностей. Используют подвижные игры для активного отдыха. Включают упражнения с мячом в различные формы занятий по физической культуре |
3. | Гимнастика с элементами акробатики Овладение знаниями Освоение общеразвивающих упражнений с предметами, развитие координационных, си ловых способностей и гибкости Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей Освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильную осанку Освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей Освоение навыков равновесия Освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей Освоение строевых упражнений. Освоение общеразвивающих упражнений без предметов, развитие координационных способностей, силы и гибкости, а также правильной осанки | 18 ч | Объясняют названия и назначение гимнастических снарядов, руководствуются правилами соблюдения безопасности. Осваивают комплексы упражнений утренней зарядки и лечебной гимнастики. Описывают состав и содержание общеразвивающих упражнений с предметами и составляют комбинации из числа разученных упражнений. Описывают технику акробатических упражнений и составляют акробатические комбинации из числа разученных упражнений. Описывают технику гимнастических упражнений, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности. Оказывают помощь сверстникам в освоении новых гимнастических упражнений. анализируют их технику. Предупреждают появление ошибок и соблюдают правила безопасности. Описывают технику упражнений в лазанье и перелезании, составляют комбинации из числа разученных упражнений. Оказывают помощь сверстникам в освоении упражнений в лазанье и перелезании, анализируют их технику, выявляют ошибки и помогают в их исправлении. Описывают технику опорных прыжков и осваивают её. Оказывают помощь сверстникам при освоении ими новых упражнений в опорных прыжках, анализируют их технику выполнения. Описывают технику упражнений на гимнастической скамейке и гимнастическом бревне, составляют комбинации из числа разученных упражнений. Описывают технику танцевальных упражнений и составляют комбинации из их числа . Осваивают технику танцевальных упражнений, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности. Оказывают помощь сверстникам в освоении новых танцевальных упражнений. Различают строевые команды. Точно выполняют строевые приёмы. Описывают состав и содержание общеразвивающих упражнений без предметов и составляют комбинации из числа разученных упражнений. Предупреждают появление ошибок и соблюдают правила безопасности. |
4. | Легкоатлетические упражнения Овладение знаниями. Освоение навыков ходьбы, бега, прыжков и метаний. Развитие скоростных координационных способностей. | 21 ч | Усваивают основные понятия и термины в беге, прыжках и метаниях и объясняют их назначение. Описывают технику выполнения ходьбы, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение упражнений в ходьбе. Применяют вариативные упражнения в ходьбе для развития координационных способностей. Выбирают индивидуальный темп ходьбы, контролируют его по частоте сердечных сокращений. Описывают технику выполнения беговых упражнений, прыжков и метаний. Осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение упражнений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения беговых и прыжковых упражнений, при этом соблюдают правила безопасности. Составляют комбинации из числа разученных упражнений и выполняют их. |
5 | Кроссовая подготовка | 21ч | Бегают в равномерном темпе до 10мину; по слабопересечённой местности до 1км. Выбирают индивидуальный темп ходьбы и бега , контролируют его по частоте сердечных сокращений. |
2 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся |
1 | Основы знаний. | В процессе урока | Сравнивают физкультуру и спорт эпохи Античности с современными физкультурой и спортом. Называют движения, которые выполняют первобытные люди на рисунке. Изучают рисунки, на которых изображены античные атлеты, и называют виды соревнований, в которых они участвуют |
Объясняют смысл символики и ритуалов Олимпийских игр. Определяют цель возрождения Олимпийских игр. Объясняют роль Пьера де Кубертена в становлении олимпийского движения. Называют известных российских и зарубежных чемпионов Олимпийских игр |
Устанавливают связь между развитием физических качеств и основных систем организма. Характеризуют основные части тела человека, формы движений, напряжение и расслабление мышц при их выполнении, работу органов дыхания и сердечно-сосудистой системы во время двигательной деятельности. Выполняют упражнения на улучшение осанки, для укрепления мышц живота и спины, для укрепления мышц стоп ног. Узнают свою характеристику с помощью теста «Проверь себя» |
| | | Учатся правильному выполнению правил личной гигиены. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Дают оценку своему уровню личной гигиены с помощью тестового задания «Проверь себя» |
| | | Руководствуются правилами выбора обуви и формы одежды в зависимости от времени года и погодных условий. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. С помощью тестового задания «Проверь себя» оценивают собственное выполнение требований к одежде и обуви для занятий физическими упражнениями, а также рекомендаций по уходу за спортивной одеждой и обувью |
2 | Подвижные игры Овладение знаниями Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скорост- ных способностей, способности к ориентированию в пространстве Закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча | 42ч | Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности Организовывают и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство. Описывают технику игровых действий и приёмов. Осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Используют действия данных подвижный игр для развития координационных и кондиционных способностей. Используют подвижные игры для активного отдыха. Включают упражнения с мячом в различные формы занятий по физической культуре |
3. | Гимнастика с элементами акробатики Овладение знаниями Освоение общеразвивающих упражнений с предметами, развитие координационных, си ловых способностей и гибкости Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей Освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильную осанку Освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей Освоение навыков равновесия Освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей Освоение строевых упражнений. Освоение общеразвивающих упражнений без предметов, развитие координационных способностей, силы и гибкости, а также правильной осанки | 18 ч | Объясняют названия и назначение гимнастических снарядов, руководствуются правилами соблюдения безопасности. Осваивают комплексы упражнений утренней зарядки и лечебной гимнастики. Описывают состав и содержание общеразвивающих упражнений с предметами и составляют комбинации из числа разученных упражнений. Описывают технику акробатических упражнений и составляют акробатические комбинации из числа разученных упражнений. Описывают технику гимнастических упражнений, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности. Оказывают помощь сверстникам в освоении новых гимнастических упражнений. анализируют их технику. Предупреждают появление ошибок и соблюдают правила безопасности. Описывают технику упражнений в лазанье и перелезании, составляют комбинации из числа разученных упражнений. Оказывают помощь сверстникам в освоении упражнений в лазанье и перелезании, анализируют их технику, выявляют ошибки и помогают в их исправлении. Описывают технику опорных прыжков и осваивают её. Оказывают помощь сверстникам при освоении ими новых упражнений в опорных прыжках, анализируют их технику выполнения. Описывают технику упражнений на гимнастической скамейке и гимнастическом бревне, составляют комбинации из числа разученных упражнений. Описывают технику танцевальных упражнений и составляют комбинации из их числа . Осваивают технику танцевальных упражнений, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности. Оказывают помощь сверстникам в освоении новых танцевальных упражнений. Различают строевые команды. Точно выполняют строевые приёмы. Описывают состав и содержание общеразвивающих упражнений без предметов и составляют комбинации из числа разученных упражнений. Предупреждают появление ошибок и соблюдают правила безопасности. |
4. | Легкоатлетические упражнения Овладение знаниями. Освоение навыков ходьбы, бега, прыжков и метаний. Развитие скоростных координационных способностей. | 21 ч | Усваивают основные понятия и термины в беге, прыжках и метаниях и объясняют их назначение. Описывают технику выполнения ходьбы, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение упражнений в ходьбе. Применяют вариативные упражнения в ходьбе для развития координационных способностей. Выбирают индивидуальный темп ходьбы, контролируют его по частоте сердечных сокращений. Описывают технику выполнения беговых упражнений, прыжков и метаний. Осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение упражнений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения беговых и прыжковых упражнений, при этом соблюдают правила безопасности. Составляют комбинации из числа разученных упражнений и выполняют их. |
5 | Кроссовая подготовка | 21ч | Бегают в равномерном темпе до 10мину; по слабопересечённой местности до 1км. Выбирают индивидуальный темп ходьбы, контролируют его по частоте сердечных сокращений. |
3 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся |
1 | Основы знаний. | В процессе урока | Раскрывают понятие «физическая культура» и анализируют положительное влияние её компонентов (регулярные занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, личная гигиена) на укрепление здоровья и развитие человека. Определяют признаки положительного влияния занятий физкультурой на успехи в учёбе. Устанавливают связь между развитием физических качеств и работой сердца и кровеносных сосудов. Объясняют важность занятий физическими упражнениями, катания на коньках, велосипеде, лыжах, плавания, бега для укрепления сердца. |
Получают представление о работе мозга и нервной системы. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Обосновывают важность рекомендаций, как беречь нервную систему |
| | | Узнают, какие вещества, необходимые для роста организма и для пополнения затраченной энергии, получает человек с пищей. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Обосновывают важность рекомендаций правильного употребления пищи. Дают оценку своим привычкам, связанным с приёмом пищи, с помощью тестового задания «Проверь себя» |
| | | Учатся правильно распределять время и соблюдать режим дня. Определяют назначение утренней зарядки, физкультминуток, их роль и значение в организации здоровье-сберегающей жизнедеятельности. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Дают оценку своим привычкам, связанным с режимом дня, с помощью тестового задания «Проверь себя». Учатся правильно оценивать своё самочувствие и контролируют, как их организмы справляются с физическими нагрузками. Определяют основные показатели физического развития и физических способностей и выявляют их прирост в течение учебного года. Характеризуют величину нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений. Оформляют дневник самоконтроля по основным разделам физкультурно-оздоровительной деятельности и уровню физического состояния. Выполняют контрольные упражнения (отжимание, прыжки в длину и в высоту с места, подбрасывание теннисного мяча, наклоны). Результаты контрольных упражнений записывают в дневник самоконтроля. Дают оценку своим навыкам самоконтроля с помощью тестового задания «Проверь себя» |
2 | Подвижные игры Овладение знаниями Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скорост- ных способностей, способности к ориентированию в пространстве Закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча | 42ч | Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности Организовывают и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство. Описывают технику игровых действий и приёмов. Осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Используют действия данных подвижный игр для развития координационных и кондиционных способностей. Используют подвижные игры для активного отдыха. Включают упражнения с мячом в различные формы занятий по физической культуре |
3. | Гимнастика с элементами акробатики Овладение знаниями Освоение общеразвивающих упражнений с предметами, развитие координационных, си ловых способностей и гибкости Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей Освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильную осанку Освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей Освоение навыков равновесия Освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей Освоение строевых упражнений. Освоение общеразвивающих упражнений без предметов, развитие координационных способностей, силы и гибкости, а также правильной осанки | 18 ч | Объясняют названия и назначение гимнастических снарядов, руководствуются правилами соблюдения безопасности. Осваивают комплексы упражнений утренней зарядки и лечебной гимнастики. Описывают состав и содержание общеразвивающих упражнений с предметами и составляют комбинации из числа разученных упражнений. Описывают технику акробатических упражнений и составляют акробатические комбинации из числа разученных упражнений. Описывают технику гимнастических упражнений, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности. Оказывают помощь сверстникам в освоении новых гимнастических упражнений. анализируют их технику. Предупреждают появление ошибок и соблюдают правила безопасности. Описывают технику упражнений в лазанье и перелезании, составляют комбинации из числа разученных упражнений. Оказывают помощь сверстникам в освоении упражнений в лазанье и перелезании, анализируют их технику, выявляют ошибки и помогают в их исправлении. Описывают технику опорных прыжков и осваивают её. Оказывают помощь сверстникам при освоении ими новых упражнений в опорных прыжках, анализируют их технику выполнения. Описывают технику упражнений на гимнастической скамейке и гимнастическом бревне, составляют комбинации из числа разученных упражнений. Описывают технику танцевальных упражнений и составляют комбинации из их числа . Осваивают технику танцевальных упражнений, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности. Оказывают помощь сверстникам в освоении новых танцевальных упражнений. Различают строевые команды. Точно выполняют строевые приёмы. Описывают состав и содержание общеразвивающих упражнений без предметов и составляют комбинации из числа разученных упражнений. Предупреждают появление ошибок и соблюдают правила безопасности. |
4. | Легкоатлетические упражнения Овладение знаниями. Освоение навыков ходьбы, бега, прыжков и метаний. Развитие скоростных координационных способностей. | 21 | Усваивают основные понятия и термины в беге, прыжках и метаниях и объясняют их назначение. Описывают технику выполнения ходьбы, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение упражнений в ходьбе. Применяют вариативные упражнения в ходьбе для развития координационных способностей. Выбирают индивидуальный темп ходьбы, контролируют его по частоте сердечных сокращений. Описывают технику выполнения беговых упражнений, прыжков и метаний. Осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение упражнений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения беговых и прыжковых упражнений, при этом соблюдают правила безопасности. Составляют комбинации из числа разученных упражнений и выполняют их. |
5 | Кроссовая подготовка | 21 | Бегают в равномерном темпе до 10мину; по слабопересечённой местности до 1км. Выбирают индивидуальный темп ходьбы, контролируют его по частоте сердечных сокращений. |
4 класс
№ п/п | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся |
1 | Основы знаний. | В процессе урока | Раскрывают понятие «физическая культура» и анализируют положительное влияние её компонентов (регулярные занятия физическими упражнениями, закаливающие процедуры, личная гигиена) на укрепление здоровья и развитие человека. Определяют признаки положительного влияния занятий физкультурой на успехи в учёбе. Устанавливают связь между развитием физических качеств и работой сердца и кровеносных сосудов. Объясняют важность занятий физическими упражнениями, катания на коньках, велосипеде, лыжах, плавания, бега для укрепления сердца. |
Получают представление о работе мозга и нервной системы. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Обосновывают важность рекомендаций, как беречь нервную систему |
| | | Узнают, какие вещества, необходимые для роста организма и для пополнения затраченной энергии, получает человек с пищей. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Обосновывают важность рекомендаций правильного употребления пищи. Дают оценку своим привычкам, связанным с приёмом пищи, с помощью тестового задания «Проверь себя» |
| | | Учатся правильно распределять время и соблюдать режим дня. Определяют назначение утренней зарядки, физкультминуток, их роль и значение в организации здоровье-сберегающей жизнедеятельности. Дают ответы на вопросы к рисункам. Анализируют ответы своих сверстников. Дают оценку своим привычкам, связанным с режимом дня, с помощью тестового задания «Проверь себя». Учатся правильно оценивать своё самочувствие и контролируют, как их организмы справляются с физическими нагрузками. Определяют основные показатели физического развития и физических способностей и выявляют их прирост в течение учебного года. Характеризуют величину нагрузки по показателям частоты сердечных сокращений. Оформляют дневник самоконтроля по основным разделам физкультурно-оздоровительной деятельности и уровню физического состояния. Выполняют контрольные упражнения (отжимание, прыжки в длину и в высоту с места, подбрасывание теннисного мяча, наклоны). Результаты контрольных упражнений записывают в дневник самоконтроля. Дают оценку своим навыкам самоконтроля с помощью тестового задания «Проверь себя» |
2 | Подвижные игры Овладение знаниями Закрепление и совершенствование навыков бега, развитие скорост- ных способностей, способности к ориентированию в пространстве Закрепление и совершенствование метаний на дальность и точность, развитие способностей к дифференцированию параметров движений, скоростно-силовых способностей Овладение элементарными умениями в ловле, бросках, передачах и ведении мяча | 42ч | Руководствуются правилами игр, соблюдают правила безопасности Организовывают и проводят совместно со сверстниками подвижные игры, осуществляют судейство. Описывают технику игровых действий и приёмов. Осваивают их самостоятельно, выявляют и устраняют типичные ошибки. Взаимодействуют со сверстниками в процессе совместной игровой деятельности. Используют действия данных подвижный игр для развития координационных и кондиционных способностей. Используют подвижные игры для активного отдыха. Включают упражнения с мячом в различные формы занятий по физической культуре |
3. | Гимнастика с элементами акробатики Овладение знаниями Освоение общеразвивающих упражнений с предметами, развитие координационных, си ловых способностей и гибкости Освоение акробатических упражнений и развитие координационных способностей Освоение висов и упоров, развитие силовых и координационных способностей Освоение навыков лазанья и перелезания, развитие координационных и силовых способностей, правильную осанку Освоение навыков в опорных прыжках, развитие координационных, скоростно-силовых способностей Освоение навыков равновесия Освоение танцевальных упражнений и развитие координационных способностей Освоение строевых упражнений. Освоение общеразвивающих упражнений без предметов, развитие координационных способностей, силы и гибкости, а также правильной осанки | 18 ч | Объясняют названия и назначение гимнастических снарядов, руководствуются правилами соблюдения безопасности. Осваивают комплексы упражнений утренней зарядки и лечебной гимнастики. Описывают состав и содержание общеразвивающих упражнений с предметами и составляют комбинации из числа разученных упражнений. Описывают технику акробатических упражнений и составляют акробатические комбинации из числа разученных упражнений. Описывают технику гимнастических упражнений, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности. Оказывают помощь сверстникам в освоении новых гимнастических упражнений. анализируют их технику. Предупреждают появление ошибок и соблюдают правила безопасности. Описывают технику упражнений в лазанье и перелезании, составляют комбинации из числа разученных упражнений. Оказывают помощь сверстникам в освоении упражнений в лазанье и перелезании, анализируют их технику, выявляют ошибки и помогают в их исправлении. Описывают технику опорных прыжков и осваивают её. Оказывают помощь сверстникам при освоении ими новых упражнений в опорных прыжках, анализируют их технику выполнения. Описывают технику упражнений на гимнастической скамейке и гимнастическом бревне, составляют комбинации из числа разученных упражнений. Описывают технику танцевальных упражнений и составляют комбинации из их числа . Осваивают технику танцевальных упражнений, предупреждая появление ошибок и соблюдая правила безопасности. Оказывают помощь сверстникам в освоении новых танцевальных упражнений. Различают строевые команды. Точно выполняют строевые приёмы. Описывают состав и содержание общеразвивающих упражнений без предметов и составляют комбинации из числа разученных упражнений. Предупреждают появление ошибок и соблюдают правила безопасности. |
4. | Легкоатлетические упражнения Овладение знаниями. Освоение навыков ходьбы, бега, прыжков и метаний. Развитие скоростных координационных способностей. | 21ч | Усваивают основные понятия и термины в беге, прыжках и метаниях и объясняют их назначение. Описывают технику выполнения ходьбы, осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение упражнений в ходьбе. Применяют вариативные упражнения в ходьбе для развития координационных способностей. Выбирают индивидуальный темп ходьбы, контролируют его по частоте сердечных сокращений. Описывают технику выполнения беговых упражнений, прыжков и метаний. Осваивают её самостоятельно, выявляют и устраняют характерные ошибки в процессе освоения. Демонстрируют вариативное выполнение упражнений. Взаимодействуют со сверстниками в процессе освоения беговых и прыжковых упражнений, при этом соблюдают правила безопасности. Составляют комбинации из числа разученных упражнений и выполняют их. |
5 | Кроссовая подготовка | 21ч | Бегают в равномерном темпе до 10мину; по слабопересечённой местности до 1км. Выбирают индивидуальный темп ходьбы, контролируют его по частоте сердечных сокращений. |