Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передачи суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности к их разрешению.
Рабочая программа по физике для индивидуального обучения для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта 2004 года. Программа представляет собой один из возможных вариантов построения базового курса физики изучаемого в 7 классах. Обучение курсу физики в 7-9 классах проводится по методическому комплекту А. В. Пёрышкина. При составлении программы использовалась авторская программа А.В. Пёрышкина к учебнику А.В. Пёрышкин. Гутник Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2007. -191.
Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по физике для индивидуального обучения для 7 класса»
Приложение 18
Пояснительная записка
Физика как наука о наиболее общих законах природы, выступая в качестве учебного предмета в школе, вносит существенный вклад в систему знаний об окружающем мире. Она раскрывает роль науки в экономическом и культурном развитии общества, способствует формированию современного научного мировоззрения. Для решения задач формирования основ научного мировоззрения, развития интеллектуальных способностей и познавательных интересов школьников в процессе изучения физики основное внимание уделяется не передачи суммы готовых знаний, а знакомству с методами научного познания окружающего мира, постановке проблем, требующих от учащихся самостоятельной деятельности к их разрешению.
Рабочая программа по физике для индивидуального обучения для 7 класса составлена на основе федерального компонента государственного стандарта 2004 года. Программа представляет собой один из возможных вариантов построения базового курса физики изучаемого в 7 классах. Обучение курсу физики в 7-9 классах проводится по методическому комплекту А. В. Пёрышкина. При составлении программы использовалась авторская программа А.В. Пёрышкина к учебнику А.В. Пёрышкин. Гутник Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2007. -191.
На изучение физики в 7 классах отводится 1 час в неделю. Всего 35 часов в год.
Цели и задачи изучения курса в 7 классе
Цель курса: сформировать у учащихся представление об основных физических величинах и явлениях, о методах их изучения.
Задачи:
Сформировать у учащихся представление о физических явлениях (механических, тепловых, электрических);
Развитие творческого потенциала в процессе решения физических задач и выполнении лабораторных и домашних экспериментальных работ;
Воспитание отношения к физике как к элементу общечеловеческой культуры.
Основные разделы курса
Курс состоит из 5 разделов:
Введение (3 ч)
Что изучает физика Наблюдения и опыты. Физические величины. Измерение физических величин.
Первоначальные сведения о строении вещества (2 ч)
Строение вещества. Молекулы. Диффузия в газах, жидкостях и твердых телах. Взаимное притяжение и отталкивание молекул. Три состояния вещества. Различие в молекулярном строении твердых тел, жидкостей и газов.
Взаимодействие тел (10 ч)
Механическое движение. Равномерное и неравномерное движение. Скорость. Единицы скорости. Взаимодействие тел. Масса тела. Измерение массы. Измерение массы тела на весах. Плотность вещества. Расчет массы и объема тела по его плотности. Сила. Явление тяготения. Сила тяжести. Сила упругости. Единицы силы. Связь между силой тяжести и массой тела. Динамометр. Сила трения. Трение покоя.
Давление жидкостей, газов и твёрдых тел (12 ч)
Давление. Единицы давления. Способы уменьшения и увеличения давления. Давление газа. Закон Паскаля. Давление в жидкости и газе. Расчет давления на дно и стенки сосуда. Сообщающиеся сосуды. Вес воздуха. Атмосферное давление. Почему существует воздушная оболочка Земли. Измерение атмосферного давления. Опыт Торичелли. Барометр-анероид. Атмосферное давление на различных высотах. Манометры. Поршневой жидкостный насос.
Гидравлический пресс. Действие жидкости и газа на погруженное в них тело. Архимедова сила. Плавание тел. Плавание судов. Воздухоплавание.
5. Работа, мощность, энергия (8 ч)
Механическая работа. Мощность. Простые механизмы. Рычаг. Золотое правило механики. Коэффициент полезного действия механизмов. Энергия. Потенциальная и кинетическая энергия.
В результате изучения физики в 7 классе ученик должен:
знать/понимать:
Смысл понятий: физическое явление, физический закон, вещество, взаимодействие;
Смысл физических величин: путь, скорость, масса, плотность, сила. давление, работа, мощность, кинетическая энергия, потенциальная энергия, коэффициент полезного действия;
уметь:
Описывать и объяснять физические явления : равномерное прямолинейное движение, передачу давления жидкостями и газами, диффузию;
Использовать физические проборы и измерительные инструменты для измерения физических величин: массы, давления;
Представлять результаты измерений с помощью таблиц, графиков и выявлять на этой основе эмпирические зависимости: пути от времени, силы упругости от удлинения пружины, силы трения от веса тела;
Выражать результаты измерений и расчётов в единицах Международной системы;
Приводить примеры практического использования физических знаний о механических явлениях;
Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и в повседневной жизни:
Обеспечение безопасности жизнедеятельности в процессе использования транспортных средств;
Оценки влияния на организм человека и другие организмы загрязнения окружающей среды;
Контроля за исправностью водопровода, сантехники и газовых приборов в квартире;
Рационального применения простых механизмов.
7) Оборудование и программное обеспечение
Плакаты, презентации, дидактические материалы, лабораторное оборудование.
Перечень литературы обязательной для изучения
А.В. Пёрышкин. Физика. 7 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.В. Пёрышкин. – М.: Дрофа, 2007. -191.
В.И. Лукашик. Е.В. Иванова. Сборник задач по физике для 7-9 классов. М.: Просвещение, 2000.
А.В. Пёрышкин. Сборник задач по физике: 7-9 кл.-М.: Издательство «Экзамен», 2007.