Пояснительная записка
Рабочая программа по физкультуре для 1-4 классов разработана на основе программы специальных ( коррекционных) образовательных учреждений 8 вида для 1-4 классов, под редакцией В.В. Воронковой по предмету «Физическое воспитание». Издательство М.:
«Просвещение», 2008 г. В учебном плане ОУ на изучение предмета «Физкультура» отведено по 2 часа в каждом классе,68 часов в год.
Физическое воспитание рассматривается и реализуется комплексно и находится в тесной связи с умственным, нравственны, эстетическим, трудовым обучением.
Разнородность состава учащихся начального звена по психическим, двигательным и физи- ческим данным выдвигает ряд конкретных задач физического воспитания:
коррекция и компенсация нарушений физического развития;
развитие двигательных возможностей в процессе обучения;
формирование, развитие и совершенствования двигательных умений и навыков;
развитие у учащихся основных физических качеств, привитие устойчивого отношения к занятиям по физкультуре;
укрепления здоровья, содействие нормальному физическому развитию.
Система физического воспитания, объединяющая все формы занятий физическими упраж- нениями, должна способствовать социализации ученика в обществе, формированию духов- ных способностей ребёнка. В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям дол- жны просматриваться следующие принципы:
индивидуализация и дифференциация процесса обучения;
коррекционная направленность обучения;
оптимистическая перспектива;
комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого- физиологических теорий.
Содержание рабочей программы
Формы организации
К формам организации занятий по физической культуре в начальной школе относятся раз- нообразные уроки физической культуры, физкультурно-оздоровительные мероприятия в ре- жиме учебного дня и самостоятельные занятия физическими упражнениями.
Для более качественного освоения предметного содержания уроки физической культуры подразделить на три типа: с образовательно-познавательной, образовательно-предметной и образовательно-тренировочной направленностью.
На уроках с образовательно-познавательной направленностью учащихся знакомят со спосо-бами и правилами организации самостоятельных занятиях, обучают навыкам и умениям по организации и проведению самостоятельных занятий с использованием ранее изученного ма-териала. При освоении знаний и способов деятельности целесообразно использовать учебни-ки по физической культуре, особенно те их разделы, которые касаются особенностей выпол-нения самостоятельных заданий или самостоятельного закрепления разучиваемых физичес-ких упражнений.
Уроки с образовательно-предметной напрвленностью используются в основном для обуче- ния практическому материалу разделов гимнастики, лёгкой атлетики, подвижных игр. На
этих уроках учащиеся также осваивают новые знания, но только те, которые касаются пред- мета обучения (например, название упражнений или описании техники их выполнения и т. п.
Уроки с образовательно-тренировачной направленностью преимущественно используются для развития физических качеств и решения соответствующих задач в рамках относительно жёсткой регламентации динамики физической нагрузки от начала урока до окончания его ос- новной части. Помимо целенаправленного развития физических качеств, на уроках с образо- вательно-тренировачной напрвленностью необходимо формировать у школьников представ- ления о физической подготовке и физических качеств, физической нагрузке и её влияния на развитие систем организма. Также на этих уроках обучают способам регулирования физиче- ской нагрузки и способам контроля над её величиной (в начальной школе по показателям ча- стоты сердечных сокращений).
Содержание курса
Знание о физической культуре
Физическая культура у народов Древней Руси. Связь физических упражнений с трудовой деятельностью. Виды физических упражнений (подводящие, общеразвивающие, соревнова- тельные). Спортивные игры: футбол, волейбол, баскетбол. Физическая нагрузка и её влияние на частоту сердечных сокращений (ЧСС). Закаливание организма (обливание, душ).
Способы физкультурной деятельности.
Освоение комплексов общеразвивающих физических упражнений для развития основных физических качеств. Освоение подводящих упражнений для закрепления и совершенствова- ния двигательных действий игры в футбол, волейбол, баскетбол. Развитие выносливости во время прогулок. Измерение частоты сердечных сокращений во время и после выполнения физических упражнений. Проведение элементарных соревнований.
Физическое совершенствование.
Гимнастика с основами акробатики
Акробатические упражнения: кувырок назад до упора на коленях и до упораприсев; мост из положения лёжа на спине; прыжки со скакалкой с изменяющимся темпом её вращения.
Гимнастические упражнения прикладного характера: лазанье по канату (3 м) в два и три приёма; передвижения и повороты на гимнастическом бревне.
Лёгкая атлетика
Подвижные игры
Используются во всех разделах программы:
«Гимнастика с основами акробатики»: «Парашютисты», «Догонялки на марше», «Увёрты-
вайся от мяча».
«Лёгкая атлетика»: «Защита укрепления», «Стрелки», «Кто дальше бросит», «Ловишка,
поймай ленту», «Метатели».
Спортивные игры
Баскетбол: специальные передвижения, остановка прыжком с двух шагов, ведение мяча в движении вокруг стоек (змейкой), ловля и передача мяча двумя руками от груди; бросок мяча с места; подвижные игры: «Попади в кольцо», «Гонка баскетбольных мячей».
Общеразвивающие физические упражнения на развитие основных физических качеств: с предметами, без предметов.
Коррекционные общеразвивающие упражнения направлены на:
Развитие пространственно-временной дифференцировки и точности движений;
Формирование правильной осанки и ориентации во времени и пространстве;
Интелектуально-познавательное развитие.
На изучение предмета «Физкультура» в 1-4 классах отводится 2 часа в неделю,68 часов в год. Часы отводимые на лыжную подготовку включены в кроссовую подготовку, в связи с отсутствием материальной базы.
Распределение учебного времени прохождения программного материала по физической культуре (1-4 классы)
№п/п | Вид программного материала | | Количество | часов | |
| кла | сс | |
1 | 2 | 3 | 4 |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Основы знаний о физической подготовке | В процессе урока | В процессе урока | В процессе урока | В процессе урока |
2 | Подвижные игры | 12 | 12 | 12 | 12 |
3 | Гимнастика с элементами акробатики | 14 | 14 | 14 | 14 |
4 | Лёгкоатлетические упражнения | 20 | 20 | 20 | 20 |
5 | Лыжная подготовка | 12 | 12 | 12 | 12 |
6 | Подвижные игры с элементами баскетбола | 10 | 10 | 10 | 10 |
| Итого | 68 | 68 | 68 | 68 |
Последовательность и сроки прохождения программного материала, количество времени на различные разделы программы определяются учителем в графике распределения материала по видам, в планах на каждую четверть и в поурочных планах.
Одним из ведущих требований к проведению уроков физкультуры в начальных классах яв- ляется широкое использование дифференцированного и индивидуального подхода к учащим-ся.
Учащиеся, отнесённые по состоянию здоровья к подготовительной медицинской группе, от общих занятий не освобождаются, а занимаются на уроке со всеми. К ним применяется ин- дивидуальный подход.
Требования к уровню подготовки обучающихся.
В результате освоения обязательного минимума содержания учебного предмета «Физичес-
кая культура» учащиеся начальной школы должны иметь представление:
о физической культуре и её содержании у народов Древней Руси;
о разновидностях физических упражнений: общеразвивающих, подводящих и соревновательных;
об особенностях игры в футбол, баскетбол, волейбол.
Уметь:
составлять и выполнять комплексы общеразвивающих и подводящих упражнений на раз- витие силы, быстроты, гибкости и координации;
выполнять комплексы общеразвивающих и подводящих упражнений для освоения техни- ческих действий игры в футбол, баскетбол и волейбол;
проводить закаливающие процедуры (обливание под душем);
составлять правила элементарных соревнований, выявлять лучшие результаты в развитии силы, быстроты и координации в процессе соревнований;
вести наблюдения за показателями частоты сердечных сокращений во время выполнения физических упражнений.
Уровень физической подготовленности
Контрольные упражнения | | | Уро | вень | | |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
| мальчики | | | девочки | |
Подтягивание на низкой перекладине из виса лёжа, количество раз | 11-12 | 9-10 | 7-8 | 9-10 | 7-8 | 5-6 |
Прыжок в длину с места, см | 118-120 | 115-117 | 105-114 | 116-118 | 113-115 | 95-112 |
Наклон вперёд, не сгибая ног в коленях | Коснуть- ся лбом колен | Коснуть- ся ладо- нями по- ла | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30 м с высокого старта, с | 6,2-6,0 | 6,7-6,3 | 7,2-7,0 | 6,3-6,1 | 6,9-6,5 | 7,2-7,0 |
Бег 1000 м | Без учёта времени | Без учёта времени | Без учёта времени | Без учёта времени | Без учёта времени | Без учёта времени |
Контрольные упражнения | | | Уро | вень | | |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
| мальчики | | | девочки | |
Подтягивание на ни- зкой перекладине из виса лёжа, количест- во раз | 14-16 | 8-13 | 5-7 | 13-15 | 8-12 | 5-7 |
Прыжок в длину с места, см | 143-150 | 128-142 | 119-127 | 136-146 | 118-135 | 108-117 |
Наклон вперёд, не сгибая ног в коленях | Коснуть- ся лбом колен | Коснуть- ся ладо- нями по- ла | Коснуться пальцами пола | Коснуться лбом колен | Коснуться ладонями пола | Коснуться пальцами пола |
Бег 30 м с высокого старта, с | 6,0-5,8 | 6,7-6,1 | 7,0-6,8 | 6,2-6,0 | 6,7-6,3 | 7.0-6,8 |
Бег 1000 м | Без учёта времени | Без учёта времени | Без учёта времени | Без учёта времени | Без учёта времени | Без учёта времени |
Конрольные упражнения | | | Уро | вень | | |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
| мальчики | | | девочки | |
Подтягивание в висе, количество раз | 5 | 4 | 3 | | | |
Подтягивание в висе лёжа, согнувшись, количество раз | | | | 12 | 8 | 5 |
Прыжок в длину с места, см | 150-160 | 131-149 | 120-130 | 143-152 | 126-142 | 115-125 |
Бег 30 м с высокого старта, с | 5,8-5,6 | 6,3-5,9 | 6,6-6,4 | 6,3-6,0 | 6,5-5,9 | 6,8-6,6 |
Бег 1000 м (мин,с) | 8,00 | 8,30 | 9,00 | 8,30 | 9,00 | 9,30 |
Контрольные упражнения | | | Уро | вень | | |
высокий | средний | низкий | высокий | средний | низкий |
| мальчики | | | девочки | |
Подтягивание в висе количество раз | 6 | 4 | 3 | | | |
Подтягивание в висе лёжа, согнувшись, количество раз | | | | 18 | 15 | 10 |
Бег 60 м с высокого старта, с | 10,0 | 10,8 | 11,0 | 10,3 | 11,0 | 11,5 |
Бег 1000 м ( мин, с) | 4,30 | 5,00 | 5,30 | 5,00 | 5,40 | 6,30 |
Критерии и нормы оценки знаний обучающихся
При оценивании успеваемости учитывается индивидуальные возможности, уровень физи- ческого развития и двигательные возможности, последствия заболеваний учащихся.
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки.
Мелкими ошибками считаются такие, которые не влияют на качество и результат выполне-нения. К мелким ошибкам в основном относятся неточность отталкивания, нарушение ритма,
неправильное исходное положение, «заступ» при приземлении.
Значительные ошибки-это такие, которые не вызывают особого искажения структуры движений, но влияют на качество выполнения, хотя количественный показатель ниже пред- полагаемого. К значительным ошибкам относятся:
-старт не из требуемого положения;
-отталкивание далеко от планки при выполнении прыжков в длину, высоту;
-бросок мяча в кольцо, метание в цель с наличием дополнительных движений;
-несинхронность выполнения упражнения.
Грубые ошибки-это такие, которые искажают технику движения, влияют на качество и ре- зультат выполнения упражнения.
Характеристика цифровой оценки (отметки).
Оценка «5» выставляется за качественное выполнение упражнений, допускается наличие мелких ошибок.
Оценка «4» выставляется, если допущено не более одной значительной ошибки и несколь- ко мелких.
Оценка «3» выставляется, если допущены две значительные ошибки и несколько грубых, но ученик при повторных выполнениях может улучшить результат.
Оценка «2» выставляется, если упражнения не выполнено. Причиной невыполнения являе- тся наличие грубых ошибок.
В 1-4 классах оценка за технику ставится лишь при выполнении упражнений в равновесии,
с элементами акробатики, при построениях, перестроениях, ходьбе, лазанье. В остальных видах (бег, прыжки, метание, броски, ходьба) необходимо учитывать результат: секунды, ко- личество, длину, высоту.
Учебно- методическое и материально- техническое обеспечение курса
№ п/п | Наименование объектов и средств материально- технического обеспечения | Количество |
| 1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) | |
1.1 | Программы специальных (коррекционных) образовате- льных учреждений 8 вида. М.: «Просвещение», 2008г. | Д |
1.2 | Лях В.И. Физическая культура. 1-4 классы: учебник для общеобразовательных учреждений. М: «Просвещение», 2012г. | Д |
1.3 | Фокин Г.Ю. Уроки физкультуры в начальной школе: 1-4 классы. Пособие для учителя физкультуры.-М.: «Школь- ная пресса», 2003г. | Д |
1.4 | Видякин М.В. Начинающему учителю физкультуры. - Волгоград: «Учитель», 2004г. | Д |
!.5 | Кенеман А.В. Детские народные подвижные игры. -2-е издание , доработанное.- М.: «Просвещение», 1995г. | Д |
| 2. Технические средства обучения | |
2.1 | Телевизор | Д |
2.2 | ДВД-плеер | Д |
2.3 | Аудиоцентр | Д |
2.4 | Микрофон | Д |
2.5 | Компьютер | Д |
2.6 | Сканер | Д |
2.7 | Принтер | Д |
2.8 | Копировальный аппарат | Д |
2.9 | Мультимедиопроектор | Д |
2.10 | Экран | Д |
| 3. Учебно-практическое и учебно-лабораторное оборудование | |
3.1 | Стенка гимнастическая | Г |
3.2 | Бревно гимнастическое | Г |
3.3 | Козёл гимнастический | Г |
3.4 | Конь гимнастический | Г |
3.5 | Перекладина гимнастическая | Г |
3.6 | Мост гимнастический подкидной | Г |
3.7 | Скамейка гимнастическая | Г |
3.8 | Маты гимнастические | Г |
3.9 | Скакалка гимнастическая | К |
3.10 | Обруч гимнастический | К |
3.11 | Секундомер | Д |
3.12 | Планка для прыжков в высоту | Д |
3.13 | Стойка для прыжков в высоту | Д |
3.14 | Дорожка разметочная для прыжков в длину | Г |
3.15 | Рулетка измерительная | Д |
3.16 | Щиты баскетбольные с кольцами и сеткой | Д |
3.17 | Мячи баскетбольные | Г |
3.18 | Стойки волейбольные | Д |
3.19 | Сетка волейбольная | Д |
3.20 | Мячи волейбольные | Г |
3.21 | Табло перекидное | Д |
3.22 | Ворота для мини-футбола | Д |
3.23 | Сетка для ворот мини-футбола | Д |
3.24 | Насос для накачивания мячей | Д |
3.25 | Весы медицинские с ростомером | Д |
3.26 | Аптечка медицинская | Д |
3.27 | Малые мячи для метания | Г |
| 4. Спортивные залы (кабинеты) | |
4.1 | Спортивный зал игровой | |
4.2 | Кабинет учителя | |
4.3 | Подсобное помещение для хранения инвентаря и обору- дования | |
| 5. Пришкольный стадион ( площадка) | |
5.1 | Легкоатлетическая дорожка | Д |
5.2 | Сектор для прыжков в длину | Д |
Условные обозначения: Д- демонстрационный экземпляр; К- комплект ( из расчёта на каждого учащегося, исходя из реальной наполняемости класса); Г- комплект, необходимый для практической работы в группах, насчитывающих несколько учащихся.