СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 5 класс Просвещение

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 5 класс по учебнику А.А.Лобжанидзе "Просвешение"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 5 класс Просвещение»

  1. Пояснительная записка


Элементы


Содержание элементов

  1. Роль и место дисциплины в образовательном процессе

5 класс – начало изучения большого школьного курса географии. География - единственный школьный предмет, синтезирующий многие компоненты как общественно-научного, так и естественно-научного знания.

Рабочая программа линии УМК «Сферы. География» разработана в соответствии с учебным планом для ступени основного общего образования. География в основной школе изучается с 5 класса по 9 класс. Общее число учебных часов за пять лет обучения — 280, из них 35 ч (1 ч в неделю) в 5 классе.

Программа рассчитана на 35 часов, по годовому календарному графику - 34 часа. Программа реализуется в полном объёме за счёт уплотнения учебного материала и резервных часов.

  1. Кому адресована программа

Рабочая программа по курсу «Планета Земля» предназначена для организации обучения учащихся 5 «А» класса

  1. Соответствие государственному образовательному стандарту.

Программа соответствует требованиям ФГОС и структуре программ по учебным предметам основной образовательной программы основного общего образования. В рабочей программе учтены идеи и положения Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, Программы развития и формирования универсальных учебных действий, которые обеспечивают формирование российской гражданской идентичности, овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу для саморазвития и непрерывного образования, целостность общекультурного, личностного и познавательного развития учащихся и коммуникативных качеств личности.

Программа разработана на основе авторской программы В.П. Дронова, Л.Е. Савельевой. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5–9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений М.: Просвещение, 2017

  1. Нормативные акты и учебно-методические документы, на основании которых разработана учебная программа

1. Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ (ред. от 03.07.2016) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 01.09.2016).

2. Приказ Минобрнауки России от 30.08.2013 № 1015 (ред. от 17.07.2015) «Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по основным общеобразовательным программам - образовательным программам начального общего, основного общего и среднего общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.10.2013 №30067)

3. Примерная основная образовательная программа основного общего образования (в редакции протокола № 3/15 от 28.10.2015 Федерального учебно-методического объединения по общему образованию).

4. Приказ Минобрнауки России от 17.12.2010 №1897 (ред. от 31.12.2015) «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования» (Зарегистрировано в Минюсте России 01.02.2011 № 19644).

5. Письмо Министерства образования и науки РФ от 28.10.2015 № 1786 «О рабочих программах учебных предметов»

6. Постановление Главного государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 № 189 (ред. от 24.11.2015) «Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях» (вместе с «СанПиН 2.4.2.2821-10. Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных организациях. Санитарно-эпидемиологические правила и нормативы») (Зарегистрировано в Минюсте России 03.03.2011 №19993).

7. Приказ Минобрнауки России от 31.03.2014 №253 (с изменениями, внесенными приказами Министерства образования и науки Российской Федерации от 8 июня 2015 г. № 576, от 28 декабря 2015 г. № 1529, от 26 января 2016 г. № 38, от 21 апреля 2016 г. № 459, от 29 декабря 2016 г. № 1677, от 8 июня 2017 г. № 535 и от 20 июня 2017 г. № 581) «Об утверждении федерального перечня учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования»

8. Устав муниципального автономного общеобразовательного учреждения города Ростова-на-Дону «Школа №115»

  1. Цель и задачи программы

Основная цель курса географии в 5-м классе:

формирование знаний о возникновении географии как науки, развитии географических знаний о Земле, способах изображения земной поверхности и их использовании, месте и роли Земли как планеты Солнечной системы; географической целостности и неоднородности Земли как планеты, об общих географических закономерностях развития рельефа, влияния природы на жизнь и деятельность людей.

Основные задачи курса:

формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира; познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства; выработка понимания общественной потребности в географических знаниях; формирование экологически безопасного поведения в природе.

  1. Специфика программы курса

Специфика географии как учебного предмета предполагает обязательную практическую деятельность на уроке, которая является неотъемлемой частью учебно-познавательного процесса на любом его этапе – при изучении нового материала, повторении, закреплении, обобщении и проверке знаний. Современные требования к учебному процессу ориентируют учителя на проверку знаний, умений и навыков через деятельность учащихся.

Практические работы в курсе географии – это особая форма обучения, позволяющая не только формировать, развивать, закреплять умения и навыки, но и получать новые знания. Практические работы направлены на приобретение обучающимися практических навыков ориентирования на местности, грамотного географического наблюдения, на формирование у них первоначальных навыков работы с картой как основным источником географической информации, а также рисунками, схемами и таблицами, с приборами и инструментами, приемов проведения съемки участка местности, обработки материалов наблюдений за погодой и местными природными объектами, оформления отчетов и графических материалов.

  1. Виды и формы организации учебного процесса

Уроки, система домашних работ, практические работы. При проведении уроков используются (беседы, интегрированные уроки, практикумы, работа в группах, организационно-деятельностные игры, деловые игры, информационно-коммуникативные технологии).

8. Система оценки индивидуальных достижений

Тематические контрольные работы по классам.

Текущий контроль. В ходе текущего контроля оценивается любое, особенно успешное действие обучающегося, а фиксируется отметкой только решение полноценной задачи, выполнение теста, устного ответа, выполнение практической работы. Данные виды работ оцениваются по пятибалльной системе.

Формы промежуточной аттестации: устные и письменные ответы, самостоятельные работы, тестовые задания, сравнительные задания.

Формы итоговой аттестации: контрольная работа, защита проекта или исследовательской работы.



  1. Содержание учебного предмета


Разделы

Содержание раздела

Введение

Зарождение науки о Земле. Система географических наук. Знакомство с учебником и УМК. Географические объекты и явления, процессы. Изучение Земли современной географией. Цели географии.

Развитие географических знаний на Земле

Представления о мире в древности: Древний Китай и Древний

Египет. Открытия древних греков и римлян. Страбон — основоположник географии. Появление географических карт.

География в эпоху Средневековья. Плавания викингов и их открытия. Древние путешествия арабов. Путешествие Марко Поло.

Португальские мореплаватели. Хождение за три моря тверского купца

А. Никитина. Исследования русских землепроходцев: поморов, казаков.

Эпоха Великих географических открытий, ее предпосылки. Открытие Нового Света: путешествия в Америку или ошибка Х. Колумба.

А. Веспуччи и второе открытие Америки. Васко да Гама и открытие морского пути в Индию. Кругосветные путешествия: Ф. Магеллан, Ф. Дрейк. Значение великих географических открытий.

Географические открытия в ХVII–XIX вв. Исследования территории России: С. Дежнев, Великая Северная экспедиция В. Беринга.

Открытие и исследование Австралии и Океании: Дж. Кук и А. Тасман. Первое русское кругосветное путешествие: И.Ф. Крузенштерн и Ю.Ф. Лисянский. Открытие и исследование Антарктиды: Ф.Ф. Беллинсгаузен и М.П. Лазарев.

Географические исследования в ХХ веке. Исследования полярных областей: достижение Южного и Северного полюсов. Исследования океанов, покорение высочайших вершин и глубочайших впадин. Исследования верхних слоев атмосферы.

Изображения земной поверхности и их использование

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.

Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты,

определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт. Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.

Земля-планета Солнечной системы


Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние космоса на Землю и жизнь людей.

Литосфера - каменная оболочка Земли

Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.












  1. Планируемые результаты освоения учебного предмета


Раздел







Предметные

Метапредметные

Познавательные УУД

Коммуникативные УУД

Регулятивные УУД

Личностные УУД

Введение

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Определять понятие «география».

Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты.

Различать природные и антропогенные географические объекты.

Обучающийся научится:

Определять значение географических знаний в

современной жизни, главные задачи современной

географии. Выявлять методы географической науки.

Оценивать роль географической науки в жизни общества

Обучающийся научится:

организовать свое учебное взаимодействие

Обучающийся научится:

устанавливать основные приёмы работы с учебником

Развитие познавательных интересов, внутренней позиции на уровне положительного отношении к школе. Планировать свои

действия в соответствии с поставленной задачей.

Развитие географических знаний о Земле

Работа с картой, сравнение современной карты с древними.

Поиск информации по накоплению географических знаний.

Работа с картой, сравнение современной карты с древними картами Европы.

Поиск информации по накоплению географических знаний.

Работа с картой, сравнение современной карты с древними картами Европы и Азии.

Поиск информации по накоплению географических знаний.

Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте.

Поиск информации о путешественниках.

Обсуждение значения открытий.

Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте.

Поиск информации о путешественниках.

Описание по картам маршрутов путешествий и обозначение на контурной карте.

Поиск информации о путешественниках.

Работа с учебником, с атласом.

Работа в Интернете: поиск космических снимков, электронных карт.

Обсуждение значения географической науки.

Обучающийся научится:

определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее)

Обучающийся научится:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать простейшие географические карты различного содержания; моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Обучающийся научится:

удерживать цель деятельности до получения её результата;

анализу достижения цели.

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели задачи

Обучающийся научится:

•использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач; анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

Обучающийся получит возможность научиться:

ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты; строить простые планы местности; создавать простейшие географические карты различного содержания;

моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Изображения земной поверхности и их использование

Изучение различных видов изображения земной поверхности: карт, планов, глобуса, аэрофотоснимков.

Сравнение плана и карты с аэрофотоснимками и фотографиями одной местности.

Знать определение «Масштаб», «Виды масштаба», Научиться решать задачи на масштаб.

Знакомство с условными знаками, изображающими неровности земной поверхности, решение задач по определению абсолютной и относительной высоты.

Иметь представления о понятиях.

Умение работать с измерительными приборами.

Знать определение «Азимут» и уметь определять его. Научиться читать план местности с помощью условных знаков.

Уметь составлять план местности простейшим способом, работа в группах

Овладение умением читать карты различных видов, находить черты их сходства и отличия.

Определение сторон горизонта по Полярной звезде.

Умение работать с текстом и другими источниками

Знать определения «Параллели» и « меридианы», определять на картах и глобусе, выявлять особенности.

Отработка навыков по определению географических координат.

Определение расстояний с помощью градусной сети.

Умение работать с текстом и другими источниками знаний. Поиск дополнительных сведений о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю.

Обучающийся научится:

определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания; выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее)

Обучающийся научится:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать простейшие географические карты различного содержания; моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Обучающийся научится:

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

анализу достижения цели.

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.

Обучающийся научится:

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач; анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию; находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

Обучающийся получит возможность научиться: ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

строить простые планы местности; создавать простейшие географические карты различного содержания;

моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

Земля – планета Солнечной системы

Анализ иллюстративно-справочных материалов и сравнение планет Солнечной системы.

Описание уникальных особенностей Земли как планеты.

Объяснять в каких видах движения участвует Земля и каковы географические следствия этих движений, почему в сутках 24 часа и почему бывает високосный год.

Выявление зависимости продолжительности суток от скорости вращения Земли вокруг своей оси.

Составление и анализ схемы «Географические следствия вращения Земли вокруг своей оси».

Умение работать с текстом и другими источниками. Поиск дополнительных сведений о процессах и явлениях, вызванных воздействием ближнего космоса на Землю.

Обучающийся научится:

определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее)

Обучающийся научится:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Обучающийся получит возможность научиться:

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Обучающийся научится:

- удерживать цель деятельности до получения её результата;

- анализу достижения цели.

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.

Обучающийся научится: различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать простейшие географические карты различного содержания;

моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ

Литосфера – каменная оболочка Земли

Уметь выделять внутренние оболочки Земли и выявлять их особенности.

Сравнивать свойства горных пород различного происхождения, определять горные породы по их свойствам (работа в группах)

Уметь подбирать критерии для составления сравнения типов земной коры, сравнивать и анализировать модели строения земной коры и литосферы.

Выявлять особенности изображения на картах крупных форм рельефа дна океана. Сопоставлять расположение крупных форм рельефа дна океана с границами литосферных плит. Уметь распознавать на физических картах горы и равнины с разной абсолютной высотой. Выполнять практические задания по карте и плану.

Выявлять закономерности в размещении крупных форм рельефа в зависимости от характера взаимодействия литосферных плит.

Распознавать на физических картах разные формы рельефа, определять количественные и качественные характеристики .

Готовить информацию для обсуждения проблемы воздействия деятельности человека на земную кору. Обобщение по теме: Литосфера – каменная оболочка Земли.

Обучающийся научится:

использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно выбирать и использовать разные виды чтения (в т.ч. просмотровое, ознакомительное, изучающее)

Обучающийся научится:

добывать недостающую информацию с помощью вопросов.

Обучающийся получит возможность научиться:

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ; создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

Обучающийся научится:

удерживать цель деятельности до получения её результата;

анализу достижения цели.

Обучающийся получит возможность научиться:

самостоятельно ставить новые учебные цели задачи.

Обучающийся научится:

различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

Обучающийся получит возможность научиться:

создавать простейшие географические карты различного содержания; моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.


  1. Описание материально-технической базы (в соответствии с учебным предметом)

п/п

Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения

Примечание


Библиотечный фонд

1

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. 5–6 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.- М: Просвещение, 2017


2.

Печатные пособия


Авторская программа: Дронов В.П. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Сферы». 5 -9 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / (В.П. Дронов, Л.Е. Савельева. - М.: ПРОСВЕЩЕНИЕ, 2011. – 176С

Лобжанидзе А.А. География. Планета Земля. Тетрадь тренажёр. 5- 6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений М: Просвещение, 2017.

Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. География. Планета Земля.

Тетрадь-практикум. 5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений. М: Просвещение, 2017

Барабанов В.В. География. Планета Земля. Тетрадь-экзаменатор.5-6 класс. Пособие для учащихся общеобразовательных учреждений М: Просвещение, 2017

География. Планета Земля. Атлас. 6 класс. М: Просвещение, 2017

География. Планета Земля. Контурные карты. 6 класс. М: Просвещение, 2017

География. Планета Земля. Методические рекомендации.

5-6 класс. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений.


3.

Технические средства обучения


Ноутбук

Мультимедиа

Подвесной экран


4.

Экранно-звуковые пособия


География. Планета Земля. 6 класс. Электронное приложение

к учебнику автора А.А. Лобжанидзе.




  1. Нормы оценивания


Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно

и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям.

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в

основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах

поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.


Оценка проверочных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

• выполнил работу без ошибок и недочетов;

• допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

• не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

• или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

• не более двух грубых ошибок;

• или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

• или не более двух-трех негрубых ошибок;

• или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

• или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

• допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена

• оценка "3";

• или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2.Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.

Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме. Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.

Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты


Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.

Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.

Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.

Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.

Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.

Требования к выполнению практических работ на контурной карте.

Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.

1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты (в графе: «условные знаки»).

2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).

3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).

4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)

5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.

6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).


Правила работы с контурной картой.

1.Контурная карта – это рабочая тетрадь по географии, заполняй её аккуратно и правильно.

2. Все задания выполняются с использованием школьного учебника и карт школьного атласа.

3. Все действия с контурными картами выполняются карандашом.

4. Раскрашивание необходимых объектов только цветными карандашами.

5. Любая карта должна иметь заголовок, который подписывается в верхнем правом углу. Контурная карта должна иметь чёткое лаконичное название, соответствующее тематике самой карты.

6. На контурной карте обязательно должны быть обозначены названия морей или океанов, расположенные в поле карты.

7. Для правильного нанесения на контурную карту географических объектов следует ориентироваться на градусную сетку, реки, береговые линии озер, морей и океанов, границы государств (название географических объектов следует писать вдоль линии параллелей, что поможет выполнить задание более аккуратно).

5.Названия площадных объектов не должны выходить за границы объекта. Исключения составляют лишь те из них, которые недостаточно велики по размерам для обозначения надписи в масштабе данной контурной карты. В таком случае надпись может быть расположена рядом с данным объектом.

6.Географические объекты, названия которых не помещаются на контурной карте, могут быть обозначены внемасштабными знаками (цифрами, буквами) и их названия подписывают в графе “Условные знаки”.

7.Тексты и названия географических объектов должны быть обязательно читабельными.

8.Контурная карта сдаётся учителю географии своевременно. Каждая работа в ней оценивается учителем.

Примечание.

При оценке качества выполнения предложенных заданий учитель принимает во внимание не только правильность и точность выполнения заданий. Но и аккуратность их выполнения. Неаккуратное выполненное задание может стать причиной более низкой оценки вашего труда.

Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами запрещено!



6. Требования к уровню подготовки обучающихся


п/п

Разделы, темы

Кол-во часов

Требования к уровню подготовки обучающихся


1

Введение

2

Устанавливать этапы развития географии от отдельных описаний земель и народов к становлению науки на основе анализа текста учебника и иллюстраций.

Определять понятие «география»

Выявлять особенности изучения Земли географией по сравнению с другими науками.

Устанавливать географические явления, влияющие на географические объекты.

Различать природные и антропогенные географические объекты.

2

Развитие географических знаний на Земле

8

Показывать по картам территории древних государств.

Находить в разных источниках информацию о географических знаниях в древности.

Прослеживать по картам маршруты путешествий.

Наносить маршруты путешествий на контурную карту.

Находить и обсуждать информацию о путешествиях Марко Поло, А. Никитина, викингов, способы современных географических исследований.

Обсуждать значение открытий Нового света для европейцев и коренных жителей, значение открытий в Эпоху Великих географических открытий.

Приобретать навыки подбора и представления информации по заданной теме.

3

Изображения земной поверхности и их использование

12

Распознавать различные виды изображения Земли, условные знаки, высоты.

Сравнивать планы и карты, глобус и карту.

Анализировать атлас и карты.

Определять расстояния с помощью масштаба, по компасу стороны горизонта, азимуты и ориентироваться по компасу и другим признакам, направления и расстояния, координаты.

Решать практические задачи по переводу видов масштаба.

Находить на плане разные виды знаков и читать по ним план, на картах географические объекты и их характеристики.

Описывать маршрут по топографической карте.

Показывать на плане и карте неровности земной поверхности, на карте и глобусе градусную сеть.

Подписывать на контурной карте высоты и глубины.

Строить профиль рельефа.

Читать и составлять план местности, различные карты.

Составлять, проводить глазомерную съемку местности.

Понимать возможности современных ГИС.

Обсуждать способы изображения земной поверхности и их использование.

4

Земля-планета Солнечной системы

5

Анализировать и сравнивать данные о Солнечной системе, схему орбитального движения Земли.

Находить информацию по теме из разных источников.

Наблюдать движения Земли на теллурии.

Выявлять зависимость осевого вращения и изменение времени в течение суток.

Решать познавательные задачи по теме.

Показывать тропики и полярные круги.

Составлять описания следствий влияния космоса на Землю.

Уметь делать выводы.

5

Литосфера - каменная оболочка Земли

8

Описывать модель строения Земли, облик форм рельефа

Выявлять особенности внутренних оболочек, по картам закономерности распространения вулканизма и землетрясений, устанавливать их главные пояса.

Определять горные породы, среднюю и максимальную высоту гор.

Сравнивать свойства горных пород, типы земной коры, природные и антропогенные формы рельефа.

Анализировать схемы строения земной коры и литосферы.

Устанавливать границы столкновения и расхождения литосферных плит

и выявлять процессы, их сопровождающие.

Распознавать на картах различные формы рельефа.

Наносить на контурную карту вулканы и области землетрясений.

Составлять и анализировать схему воздействия внешних сил на рельеф.

Уметь различать и описывать группы полезных ископаемых.

Выделять положительные и отрицательные последствия влияния человека на литосферу.

Повторять и обобщать знания, полученные по теме



7. Формы контроля



Раздел

учебного курса


Количество часов

Наименование контроля


Дата план


Дата факт

Развитие географических знаний на Земле

8

Практическая работа №1 «Составление презентации по теме «Великие русские путешественники»

19.10



Контрольная работа №1 «Развитие географических знаний о Земле»

16.11


Изображения земной поверхности и их использование

12

Практическая работа №2 «Определение на местности направлений и расстояний»

28.12



Практическая работа №3 «Полярная съемка местности»

11.01


Практическая работа №4 «Составление маршрута путешествий»

08.02



Контрольная работа №2 «Изображения земной поверхности и их использование»

15.02


Литосфера - каменная оболочка Земли

8

Практическая работа № 5 «Определение горных пород по их свойствам»

19.04




Итоговая контрольная работа

24.05




























Календарно-тематическое планирование


п/п

Дата


Тема

урока


Кол-во часов

Домашнее

задание


по плану

факти-чески

Введение

2

1

07.09


География: древняя и современная наука.

1

§1

2

14.09


География в современном мире

1

§2

Развитие географических знаний на Земле

8


3

21.09


География в древности

1

§3, рисунок представление людей о Земли в древности

4

28.09


Географические знания в древней Европе

1

§4, сообщение о Птолемее

5

05.10


Географические знания в эпоху Средневековья: Азия, Европа

1

§5, стр.19 исследования

6

12.10


Открытие Нового Света.

1

§6, работа в к/к

7

19.10


Эпоха Великих географических открытий

Практическая работа №1 «Составление презентации по теме «Великие русские путешественники»

1

§7, подготовка презентации

8

26.10


Открытие Австралии и Антарктиды

1

§8, сообщение о Беллинсгаузене и Лазареве

9

09.11


Современные географические исследования

1

§9

10

16.11


Контрольная работа №1 «Развитие географических знаний

о Земле»

1

Повторить §1-9

Изображения земной поверхности и их использование

12


11

23.11


Изображения земной поверхности

1

§10, стр.33 вопросы

12

30.11


Масштаб

1

§11, стр.35 мои исследования

13

07.12


Условные знаки

1

§12, составить рассказ с помощью условных знаков

14

14.12


Способы изображения неровностей земной поверхности

1

§13, стр.39 вопросы

15

21.12


Стороны горизонта. Ориентирование

1

§14, стр.41 мои исследования

16

28.12


Съёмка местности

Практическая работа №2 «Определение на местности направлений и расстояний»

1

§14

17

11.01


Составление плана местности

Практическая работа №3 «Полярная съемка местности»

1

§15, §16

18

18.01


Географические карты

1

§17, стр.47 мои исследования

19

25.01


Параллели и меридианы

1

§18, стр. 49 вопросы

20

01.02


Географические координаты

1

§19, стр. 51 мои исследования

21

08.02


Географические информационные системы

Практическая работа №4 «Составление маршрута путешествий»

1

§20

22

15.02


Контрольная работа №2 «Изображения земной поверхности и их использование»

1

Повторить §10-20

Земля-планета Солнечной системы

5


23

22.02


Земля в солнечной системе

1

§21, стр.57 вопросы

24

01.03


Осевое вращение Земли

1

§22, стр. 59 мои исследования

25

15.03


Орбитальное движение Земли

1

§23

26

05.04


Влияние космоса на Землю и жизнь людей

1

§24сообщения самые известные метеориты Земли

27

12.04


Обобщающий урок по теме «Земля – планета Солнечной системы»

1

Повторить §21-24

Литосфера - каменная оболочка Земли

8


28

19.04


Строение Земли. Горные породы

Практическая работа № 5 «Определение горных пород по их свойствам»

1

§25

29

26.04


Земная кора и литосфера

1

§26, стр.69 мои исследования

30

03.05


Рельеф Земли

1

§27, работа в контурной карте

31

10.05


Внутренние силы Земли

1

§28, составить виктор. вопросы сейсм. пояса Земли

32

17.05


Внешние силы как разрушители и созидатели рельефа

1

§29

33

24.05


Итоговая контрольная работа по курсу «Планета Земля»

1

Повторить §1-29

34

31.05


Человек и мир камня. Обобщающее повторение по теме

«Литосфера - каменная оболочка Земли»

1

Повторить §25-29

35


Резерв

1



Приложения к программе

- контрольно-измерительные материалы

- темы творческих работ;

Южный полюс: история покорения.

Ф.Магеллан: великое путешествие и трагическая судьба.

Искажения на картах.

Горные породы в зданиях нашего города (строительные и отделочные материалы)

Самые известные метеориты в истории Земли.

Что такое белые ночи? Где и почему они бывают?

Удивительные свойства морской воды.

- темы проектов;

Минералы. Создание школьного музея личных коллекций минералов.

Коллекция фотоматериалов к различным разделам географии.

Географическая викторина «Сейсмические пояса Земли»

























РАССМОТРЕНО

Руководитель МО учителей

__________ Е.Н. Подгайко

Протокол заседания МО № 1 от 30.08.2017г.


СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора по УВР

_________________ Е.Н. Коваленко

30.08.2017г.


СОГЛАСОВАНО

Руководитель МС

Янковская НВ.. ______________________

Протокол заседания МС №1 от 30.08.2017г.

ПРИНЯТО

Протокол заседания Педагогического совета

№1 от 30.08.2017г.




13



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!