Настоящая рабочая программа разработана в соответствии с основными положениями Федерального государственного образовательного стандарта начального и основного общего образования, с Концепцией духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемыми результатами начального и основного общего образования, требованиями основной образовательной программы ОУ, составлена на основе авторской программы В. В. Николиной, А.И. Алексеева, Е.К.Липкиной и ориентирована на работу по УМК «Полярная звезда».
- Примерные программы по учебным предметам. География. 5 – 9 классы: проект. – М.: Просвещение(Стандарты второго поколения).
- Николина В.В. География. Рабочие программы. Предметная линия учебников «Полярная звезда». 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразователных учреждений/ В. В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина - М.: Просвещение, 2013.
Базисный учебный план на изучение географии в 6 классе отводит 1 учебный час в неделю, всего 35 часов. Согласно БУП в 6 классе изучается предмет география, который входит в образовательную область «Естествознание». Содержание курса представляет собой базовое звено в системе неприрывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации.
1. использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;
2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;
3. находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;
4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;
5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;
6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;
7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.
8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;
10. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;
11. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.
1. работать с различными источниками географической информации и приборами;
2. ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;
3. читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;
4. строить простые планы местности;
5. создавать простейшие географические карты различного содержания;
6. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.
7. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде
8. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;
9. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;
10. самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.
№ урока, дата |
Тема урока |
Планируемые Предметные результаты | Планируемые метапредметные результаты (УУД) (П -познавательные, Р – регулятивные. К –коммуникативные) | Планируемые личностные результаты |
1. | Гидросфера – водная оболочка Земли – 11 часов Состав и строение гидросферы. | Выявлять причинно – следственные связи между гидросферой и другими оболочками Земли. | П. Умение пользоваться логическими приемами: сравнения, умозаключения Р. Излагать свое мнение. К. Осознанно использовать речевые средства. | Формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с различными источникамиинформации. |
2. | Мировой океан. П/р. Описание океана и моря по плану. | Совершенствовать умение работы с картой. | П. Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактуальную информацию. Р. Умение работать по плану, сверяясь с целью. К. Создавать письменные тексты самостоятельно. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. |
3. | Мировой океан. П/Р. Нанесение на к/к океанов, морей, заливов, проливов, островов, полуостровов.. | Совершенствовать умение работы с контурной картой | П. Развитие навыков самостоятельной работы с различными учебными пособиями. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации. К. Самостоятельно определять цели, вырабатывать решения. | Формирование познавательной и информационной культуры. |
4. | Решение практических задач по карте. П/Р. Выполнение проектного задания. | Выполнять проекты. Использовать средства Интернета. | П.Представлять информацию в различных формах. Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ К.Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы. | Формирование толерантности и умения работы в группе. |
5. | Воды океана. | Использование средств Интернета. | П.Представлять информацию в разных формах. Умение сделать презентацию. Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ К. Создавать презентации для решения задач общения. | Формирование навыков самостоятельной работы. |
6 | Реки Земли. | Использование средств Интернета | П.Представлять информацию в разных формах. Умение сделать презентацию. Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ К. Создавать презентации для решения задач общения | Формирование навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий. |
7 | Реки Земли. П/Р. Описание реки по плану | Работать с различными средствами гео. информации. | П. Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактуальную информацию. Р. Умение работать по плану, сверяясь с целью. К. Создавать письменные тексты самостоятельно | Формирование познавательной и информационной культуры. |
8 | Озера и болота. П/Р. Описание озера по плану. | Выполнять презентацию. | П. Владеть смысловым чтением, самостоятельно вычитывать фактуальную информацию. Р. Умение работать по плану, сверяясь с целью. К. Создавать письменные тексты самостоятельно | Формирование познавательной и информационной культуры. |
9 | Подземные воды и ледники. | Самостоятельно составлять план описания гео. объекта. | П.Самостоятельно анализировать текст и составлять к нему план. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | Развитие навыков самостоятельной работы. |
10 | Гидросфера и человек. | Выполнять презентацию – проект | П.Представлять информацию в различных формах. Р. Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ К.Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы. | Формирование толерантности и умения работы в группе. |
11 | Обобщение знаний по теме «Гидросфера | Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. . | П.Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. |
12 | Атмосфера – воздушная оболочка Земли – 10 часов Состав и строение атмосферы. П/Р. Составление схемы «Состав атмосферы». | Выявлять причинно – следственные связи между атмосферой и другими оболочками Земли. | П.Устанавливать причинно – следственные связи. Умение представить изучаемый материал в виде простых схем. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | Формирование навыков самостоятельной работы с материалом учебника и презентацией по теме. |
13 | Тепло в атмосфере. П/Р. Вычерчивание графиков суточного изменения температуры. | Определять показания приборов температуры и анализировать их. | П. Умение извлекать информацию из различных источников, анализировать ее и представлять в виде графиков. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации. К.Организовывать работу в парах. | Формирование познавательной культуры, развитие навыков самостоятельной работы с доступными метеоприборами. |
14 | Тепло в атмосфере. П/Р. Решение задач на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой | Решать задачи на определение средней месячной температуры, изменения температуры с высотой | П. Умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач Р.Различать и признавать в речи другого доказательства. К.Создавать устные и письменные тексты для решения задач общения. | Развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями и метео. приборами. |
15 | Атмосферное давление. | Проводить измерение атмосферного давления. | П.Умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач. Р.Различать и признавать в речи другого доказательства. К.Создавать устные и письменные тексты для решения задач общения | Развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями и метео. приборами |
16 | Ветер. П/Р. Вычерчивание графиков «роза ветров» | Умение работать с гео. приборами. | П. Умение извлекать информацию из различных источников, анализировать ее и представлять в виде графиков. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации. К.Организовывать работу в парах. | Развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями и метео. приборами |
17 | Вода в атмосфере. П/р. Решение задач по расчёту относительной влажности воздуха. | Вычислять влажность воздуха. | П. Умение на практике пользоваться логическими приемами при решении задач. Р.Различать и признавать в речи другого доказательства. К.Создавать устные и письменные тексты для решения задач общения. | Развитие навыков самостоятельной работы при решении задач. |
18 | Атмосферные осадки. П/Р. Наблюдение за облаками.
| Проводить простые наблюдена за явлениями природы. | П. Работать с различными источниками гео. знаний, использовать ИКТ. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ. К.Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. | Формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий. |
19 | Погода и климат | Вести дневник погоды. | П.Сравнивать два понятия. Устанавливать анальгии для понимания закономерностей. Р.Излагать свое мнение. К. Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. | Формирование познавательной и информационной культуры. |
20 | Наблюдение за погодой. Карты погоды. П/Р. Описание по карте погоды количественных и качественных показателей состояния атмосферы. | Читать синоптическую карту. Предсказывать погоду по имеющимся данным метеосводки. | П.Умение на практике пользоваться методами наблюдения, объяснения, прогнозирования. Р.Планировать деятельность в паре. К.Организовывать работу в парах. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики. |
21 | Атмосфера и человек. П/Р. Составление и обсуждение правила поведения во время опасных атмосферных явлений | Составлять правила поведения во время опасных атмосферных явлений | П.Формирование умений ставить вопросы, строить логические рассуждения, аргументировать свои выводы, выполнять практические задания. Р. Излагать свое мнение, понимать позицию другого. К.Организовывать работу в группе. | Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни, усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей. |
22 | Обобщение знаний «Атмосфера» | Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. | П.Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения.. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. |
23 | Биосфера – живая оболочка Земли – 3 часа. Биосфера – земная оболочка. | Выявлять причинно – следственные связи между биосферой и другими оболочками Земли. | П. Умение пользоваться логическими приемами: сравнения, умозаключения Р. Излагать свое мнение. К. Осознанно использовать речевые средства. | Формирование познавательной и информационной культуры. |
24 | Почва как особое природное образование. П/Р с коллекцией почв. | Делать описание почвенного разреза по плану. | П.Формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Р. Излагать свое мнение, понимать позицию другого. К.Организовывать работу в группе. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки, готовности и способности к самообразованию. |
25 | Биосфера – сфера жизни. | Делать компьютерные презентации по выбранной теме. | П.Работать с различными источниками гео. знаний. работать с компьютером. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации, используя ИКТ. К.Осознанно использовать речевые средства в соответствии с ситуацией. | Формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с техническими средствами информационных технологий. |
26 | Обобщение знаний «Биосфера» | Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. . | П.Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. |
27 | Географическая оболочка Земли – 6 часов. Географическая оболочка Земли. | Выявлять причинно – следственные связи между оболочками Земли. | П.Формирование умения классифицировать материал, строить логические рассуждения, устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы. Р.Определять цель в деятельности. К.Осознанно использовать речевые средства общения. | Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки. |
28 | Природные зоны Земли | Работать с тематической картой «Природные зоны Земли». Выявлять приспособления животных и растений к среде обитания. | П.Владеть смысловым чтением – самостоятельно вычитывать информацию. Р.Выдвигать версии, оценивать степень достижении цели. К. Осознанно использовать речевые средства общения. | Формирование познавательной и информационной культуры в том числе развитие навыков самостоятельной работы с различными источниками информации. |
29 | Культурные ландшафты. П/Р. Составление схемы основных видов культурных ландшафтов. | Выявлять главные признаки культурных ландшафтов и отличия между природными и культурными ландшафтами. | П.Сравнивать объекты по самостоятельно определенным критериям. Р.Планировать деятельность в учебной ситуации. К. Осознанно использовать речевые средства общения. | Формирование навыков самостоятельной работы с материалом учебника и презентацией по теме. |
30
| Влияние человека на ландшафт. | Выполнять презентацию по заданной теме. | П.Умение организовывать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, планировать общие способы работы. | Формирование толерантности и умения работы в группе. |
31 | Обобщение знаний по теме «Географическая оболочка Земли» | Систематизировать и представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме. | П.Представлять свои знания при выполнении заданий в различной форме Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. |
32 | Подготовка к итоговому тестированию | Выполнять тестовые задания различного уровня. | П.Формирование умения структурировать изученный материал, выполнять познавательные и практические задания. Р. Умение самостоятельно оценивать свои действия, самостоятельно исправлять ошибки. К.Использовать речевые средства в соответствии с ситуацией общения. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. |
33 | Итоговое тестирование за учебный год. | Выполнять тестовые задания различного уровня. | Формирование умения структурировать изученный материал, выполнять познавательные и практические задания. | Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию. |
34 | Итоговый урок | | | |