Содержание:
1.Пояснительная записка…………………………………………………………..2.
2.Учебно-тематический план……………………………………………………..10.
3.Поурочное планирование…………………………………………………………11.
4.Требования к уровню подготовки учащихся…………………………...35.
5.Список литературы…………………………………………………………………….45.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по географии для 8 классов составлена на основании авторской программы Домогацких Е.М. для 6 – 10 классов общеобразовательных учреждений. Издательство: М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС»,- 2008 год.-56стр «Программа курса географии для 8-9 классов общеобразовательных учреждений».
Главной целью является создание условий для получения школьниками качественного современного образования по географии, позволяющего учащемуся занимать осмысленную активную и деятельную жизненную позицию, быть способным к самообразованию и самосовершенствованию.
Задачи:
освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования; сформировать целостный географический образ своей Родины;
овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Курс рассчитан на 2 часа в неделю (70 часов) , практических работ - 15, реализован в учебнике - Е.М. Домогацких, Н.И.Алексеевский География: физическая география России 8 класс для общеобразовательных учреждений. – 2-е изд. - М: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2014.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
(70 часов)
Раздел 1. Общая физическая география России (33 часа)
Тема 1. Россия на карте мира (3 часа)
Место России на карте мира. Территория и акватория России. Соседи России. Сухопутные водные, морские и воздушные границы. Часовые пояса. Крайние точки.
Основные понятия: часовые пояса, поясное время, декретное время, летнее и зимнее время, московское время, Российский сектор Арктики, государственные границы.
Практические работы: 1. Определение координат крайних точек территории России. 2. Решение задач на определение поясного времени.
Тема 2. История изучения территории России (2 часа)
Открытие и освоение русскими землепроходцами Европейского Севера, Западной и Восточной Сибири, Дальнего Востока. Мангазея. Остроги. Камчатские экспедиции. Исследования Северного Ледовитого океана, Северный морской путь. Исследования Русского географического общества.
Основные понятия: Мангазея, остроги, Великая Северная экспедиция, Северный морской путь.
Персоналии: И. Москвитин, С. Дежнев, Е. Хабаров, И. Камчатой, В. Атласов, В. Беринг, А. Чириков, С.Челюскин, Д. и Х. Лаптевы, В. Н. Татищев, Ф.П. Врангель, В.В. ДокучаевН.А.Э. Норденшельд, Ф. Нансен, Г.Я. Седов, Дж. Де-Лонг, В.А. Обручев, О.Ю. Шмидт, Б.А. Вилькицкий.
Тема 3. Геологическое строение и рельеф (5 часов)
Шкала геологического времени. Геологическое летоисчисление. Особенности геологического строения. Крупные тектонические формы. Главные черты рельефа России, их связь со строением литосферы. Размещение крупных форм рельефа на территории России. Формирование рельефа под воздействием внутренних и внешних сил. Движения земной коры. Районы современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Великое оледенение. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых России. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Влияние рельефа на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Опасные природные явления.
Основные понятия: абсолютный и относительный возраст горных пород, геохронологическая шкала, эра, период, платформа, щит, плита, складчатый пояс, складчатые и складчато-глыбовые горы, месторождение.
Персоналии: А.Е. Ферсман, В.А. Обручев, И.М. Губкин.
Практическая работа: 1.Установление связи между тектоническими структурами, формами рельефа и полезными ископаемыми.
Тема 4. Климат России (7 часов)
Агроклиматические ресурсы своего региона. Особенности климата России. Климатообразующие факторы, климатические пояса и типы климатов России. Солнечная радиация и радиационный баланс. Закономерности распределения тепла и влаги: средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения.
Погода. Типы воздушных масс, циркуляция атмосферы (атмосферные фронты, циклоны и антициклоны). Прогнозы погоды. Использование аэрокосмических методов изучения климатических явлений.
Климат и погода, и их влияние на хозяйственную деятельность людей. Понятие об агроклиматических ресурсах. Опасные и неблагоприятные явления погоды. Изменение климата под влиянием естественных и антропогенных факторов.
Климат и человек. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Опасные климатические явления. Агроклиматическая карта.
Основные понятия: солнечная радиация, коэффициент увлажнения, атмосферный фронт, циклон, антициклон.
Персоналии: А.И. Воейков.
Практические работы: 1. Выявление особенностей изменения средних температур января и июля, годового количества осадков и коэффициента увлажнения по территории страны с запада на восток. 2. Составление прогноза погоды по имеющимся синоптическим картам.
Тема 5. Гидрография России (8часов)
Моря, окружающие территорию России. Своеобразие морей России их органический мир и природно-хозяйственное значение.
Воды суши, их виды. Реки России. Главные речные системы. Распределение рек по бассейнам океанов. Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории России. Важнейшие озера, их происхождение. Искусственные водоемы. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Особая роль внутренних вод в природе и хозяйстве. Водные ресурсы, неравномерность их распределения. Мелиорация. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины и др.), их предупреждение.
Основные понятия: речная система, бассейн реки, питание реки, режим реки, падение и уклон реки, верховые и низинные болота, многолетняя мерзлота, горные и покровные ледники, водные ресурсы.
Персоналии: В.Беринг, Г.И. Невельской.
Практические работы: 1. Характеристика морей, омывающих территорию России. 2. Определение по тематическим картам режима питания, особенностей годового стока и возможностей хозяйственного использования реки. 3. Оценивание обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России.
Тема 6. Почвы России (2часа)
Почва, её состав, строение, свойства. Почвообразование. В.В.Докучаев – основоположник почвоведения. Образование почв, их основные (зональные) типы, свойства, структура, различия в плодородии. Закономерности распространения почв. Почвенные карты. Почвенные ресурсы России. Чернозем. Изменения почв в процессе их хозяйственного использования, борьба с эрозией и загрязнением почв. Меры по сохранению плодородия почв.
Основные понятия: почвенные горизонты, зональные типы почв, почвенные ресурсы.
Персоналии: В.В. Докучаев.
Тема 7.Растительный и животный мир России.(1 час)
Разнообразие растительного и животного мира России. География растительности. География животного мира.
Тема 8. Природные зоны России(5часов)
Природные комплексы и природно-территориальные комплексы. Взаимосвязь природных компонентов внутри комплекса. Природные компоненты и их зависимость от влияния человека. Природные комплексы разных уровней. Природная зона – как природный комплекс. Арктические пустыни. Тундры. Лесотундры. Тайга. Смешанные и широколиственные леса. Лесостепи. Степи. Полупустыни. Пустыни. Черноморское побережье Кавказа. Зональные и азональные природные комплексы. Высотная поясность. Ресурсы растительного и животного мира. Особо охраняемые территории.
Основные понятия: природно-территориальный комплекс, природная зона, высотная поясность, ландшафт, биосферный заповедник.
Персоналии: В.В. Докучаев, Л.С. Берг.
Практические работы: 1. Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из природных зон. 2. Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого.
Раздел 2. Крупные природные районы России (26 часов)
Тема 1. Островная Арктика (1час)
Мир арктических островов. Западная Арктика: Земля Франца-Иосифа, Новая Земля. Восточная Арктика: Новосибирские острова, Северная Земля, остров Врангеля.
Тема 2. Восточно-Европейская Русская равнина (4 часа)
Физико-географическое положение территории. Древняя платформа. Чередование возвышенностей и низменностей – характерная черта рельефа. Морено-ледниковый рельеф. Полесья и ополья. Эрозионные равнины. Полезные ископаемые Русской равнины: железные и медно-никелевые руды Балтийского щита, КМА, Печорский каменноугольный бассейн, хибинские апатиты и др.
Климатические условия и их благоприятность для жизни человека. Западный перенос воздушных масс. Крупнейшие реки. Разнообразие почвенно-растительного покрова лесной зоны. Лесостепь и степь. Природная зональность на равнине. Крупнейшие заповедники. Экологические проблемы – последствие интенсивной хозяйственной деятельности.
Основные понятия: увалы, западный перенос, оттепель, моренные холмы, «бараньи лбы», Малоземельская и Большеземельская тундра, полесье, ополье.
Практическая работа: 1. Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно-Европейской равнины.
Тема 3. Кавказ (2часа)
Кавказ – самый южный район страны. Особенности географического положения региона. Равнинная, предгорная, и горная части региона: их природная и хозяйственная специфика. Горный рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые Кавказа. Особенности климата региона. Современное оледенение. Основные реки, особенности питания и режима, роль в природе и хозяйстве. Почвенно-растительный покров и растительный мир. Структура высотной поясности гор. Агроклиматические, почвенные и кормовые ресурсы. Заповедники и курорты Кавказа.
Основные понятия: Предкавказье, лакколит, Большой Кавказ, бора, фен.
Практическая работа: 1. Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа.
Тема 4. Крым (2 часа)
Природа полуострова. История геологического развития. Современный рельеф. Полезные ископаемые. Климат. Гидрография. Экологические
Тема 5. Урал (3часа)
Урал – каменный пояс России. Освоение и изучение Урала. Пограничное положение Урала между европейской частью России и Сибирью на стыке тектонических структур и равнин. Различия по геологическому строению и полезным ископаемым Предуралья, Урала и Зауралья. Уральские самоцветы. Недостаточная геологическая изученность Урала. Особенности климата Урала. Урал – водораздел крупных рек.
Зональная и высотная поясность. Почвенно-растительный покров и развитие сельского хозяйства. Антропогенные изменения природы Урала. Заповедники Урала.
Основные понятия: Предуралье, Зауралье, омоложенные горы.
Персоналии: А.Е. Ферсман.
Практическая работа: 1. Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа.
Тема 6. Западно-Сибирская равнина (3часа)
Западная Сибирь край уникальных богатств: крупнейший в мире нефтегазоносный бассейн. Западно-Сибирская равнина – одна из крупнейших низменностей земного шара. Молодая плита и особенности формирования рельефа. Континентальный климат, при небольшом количестве осадков избыточное увлажнение, внутренние воды. Сильная заболоченность. Отчетливо выраженная зональность природы от тундр до степей. Краткая характеристика зон. Зона Севера и её значение. Оценка природных условий для жизни и быта человека; трудность освоения природных богатств: суровая зима. многолетняя мерзлота, болота.
Основные понятия: многолетняя мерзлота, низменные болота, березовые колки, суховеи.
Практическая работа: 1. Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий.
Тема 7. Средняя Сибирь (2 часа)
Географическое положение между реками Енисей и Лена. Древняя Сибирская платформа, представленная в рельефе Среднесибирским плоскогорьем. Преобладание плато и нагорий. Траппы и кимберлитовые трубки. Месторождения золота, алмазов, медно-никелевых руд, каменного угля. Резко континентальный климат: малое количество осадков, Сибирский (Азиатский) антициклон. Крупнейшие реки России: Лена, Енисей и их притоки. Реки – основные транспортные пути Средней Сибири; большой гидроэнергетический потенциал. Морозные формы рельефа. Две природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Основные понятия: траппы, кимберлитовая трубка, Сибирский (Азиатский) антициклон, полигоны, бугры пучения, гидролакколиты.
Практическая работа: 1. Характеристика жизнедеятельности человека в суровых природных условиях на примере Норильска.
Тема 8. Северо-Восток Сибири (2 часа)
Географическое положение: от западных предгорий Верхоянского хребта до Чукотского нагорья на востоке. Омоложенные горы; среднегорный рельеф территории, «оловянный пояс». Резко континентальный климат с очень холодной зимой и прохладным летом. Полюс холода Северного полушария. Определяющее значение многолетней мерзлоты для всей природы региона. Реки со снеговым питанием и половодьем в начале лета. Природные зоны: тундра и светлохвойная тайга.
Основные понятия: омоложенные горы, складчато- глыбовые горы, полюс холода, ископаемый (жильный лед), наледь.
Персоналии: И.Д. Черский, В.В. Прончищев, Д.Я. Лаптев.
Тема 9. Горы Южной Сибири (3 часа)
Южная Сибирь – рудная кладовая страны. Разнообразие тектонического строения и рельефа. Складчато-глыбовые средневысотные горы и межгорные котловины, тектонические озера. Байкал. Области землетрясений. Богатство рудными ископаемыми магматического происхождения. Контрастность климатических условий. Высотная поясность. Степи Забайкалья. Агроклиматические ресурсы. Экологические проблемы Байкала.
Основные понятия: возрожденные горы, геологические разломы, тектонические озера.
Персоналии: П.С. Паллас, В.А. Обручев, И.Д. Черский.
Практическая работа: 1. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая.
Тема 10. Дальний Восток (4 часа)
Дальний Восток – край, где север встречается с югом. Геология и тектоника территории. Современный вулканизм Камчатки и Курил. Муссонный климат Тихоокеанского побережья. Климатические контрасты севера и юга. Большая густота и полноводность речной сети. Паводки и наводнения. Гидроресурсы и ГЭС. Влияние приморского положения на смещение границ природных зон к югу. Гигантизм растений. Характеристика тундры и лесной зоны. Уссурийская тайга – уникальный природный комплекс. Заповедники Дальнего Востока.
Основные понятия: сопка, цунами, гейзеры, муссонный климат, тайфун.
Персоналии: Ф. Попов, С. Дежнев, В. Поярков, В. Атласов, Е. Хабаров, И. Москвитин, Н. Пржевальский, Г. Невельской, А. Лаперуз.
Практическая работа: 1. Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья.
Раздел 3. Природа и человек (2часа)
Влияние природы на человека: природные ресурсы, благоприятные и неблагоприятные природные условия, стихийные бедствия, рекреационное значение природных условий. Влияние человека на природу: использование природных ресурсов, выброс отходов, изменение природных ландшафтов, создание природоохранных территорий.
Роль географии в современном мире. Географические прогнозы. Задачи современной географии.
Основные понятия: рациональное природопользование, географический прогноз.
Практическая работа: 1. Составление географического прогноза изменения ПТК какого-либо участка своей местности при строительстве через нее автомагистрали.
Раздел 4. Физическая география Курской области (8 часов)
Комплексная физико-географическая характеристика. Проблемы охраны природы и природопользования .
Итоговое обобщение – 1 час.
2.Учебно-тематический план
№ раздела | Наименование разделов | Всего часов | Практические работы |
|
1. | Общая физическая география России | 33 | 9 |
2. | Крупные природные районы России | 26 | 6 |
3. | Природа и человек | 2 | - |
4. | Физическая география Курской области | 8 | - |
5. | Итоговое обобщение | 1 | |
| ИТОГО | 70 | 12 |
3.ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Дата по плану | Дата по факту | Тема урока | Содержание урока (основные понятия) | Планируемые результаты освоения материала | Виды контроля |
Раздел 1. Общая физическая география России (33 часа) |
Тема 1. Россия на карте мира (3 часа) |
1 | | | Географическое положение России. Практическая работа № 1 | Географическое положение. Виды и уровни географического положения. П.Р.№ 1. Характеристика географического положения России. Сравнение ГП России с ГП других стран. | Знать: связь между географическим положением и другими компонентами природы | Беседа |
2 | | | Природные условия и ресурсы. | | | |
3 | | | Часовые пояса и зоны. Практическая работа №2 | Особенности географического положения России. Часовые пояса П.Р.№ 2. Определение поясного времени для разных пунктов России. | Знать: в каких часовых поясах лежит Россия. Уметь: определять местное, поясное, декретное, летнее время, их роль в хозяйстве и жизни людей | Индивидуальная работа по заполнению контурных карт |
Тема 2. История изучения территории России( 2 часа) |
4 | | | Русские землепроходцы XI-XVII вв. Географические открытия в России XVIII-XIX вв. | История освоения и изучения территории России | Знать: результаты географических открытий. Уметь: находить в разных источниках и анализировать информацию | Индивидуальный, фронтальный опрос |
5 | | | Географические исследования ХХ в. Роль географии в современном мире. | Эвристическая беседа по результатам групповой работы |
Тема 3. Геологическое строение и рельеф (5 часов) |
6 | | | Геологическое летоисчисление и геологическая карта. | Особенности геологического строения. Устойчивые и подвижные участки земной коры. Основные этапы геологической истории формирования земной коры на территории страны. Основные тектонические структуры. Распространение крупных форм рельефа. Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Движение земной коры. Области современного горообразования, землетрясения и вулканизма. Природные условия и ресурсы. Закономерности размещения месторождений полезных ископаемых. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования | Знать: основные геологические эры,тектонические структуры, сейсмически опасные территории, основные формы рельефа, их связь со строением земной коры; горы и равнины (см. номенклатуру); закономерности размещения полезных ископаемых, основные бассейны и месторождения (см. номенклатуру); взаимодействие внутренних и внешних сил в формировании рельефа. Уметь: показывать на карте эти объекты, приводить примеры; определять местоположение этих объектов на карте, объяснять причины такого размещения | Индивидуальный, фронтальный опрос |
7 | | | Тектоническое строение. | Беседа |
8 | | | Общие черты рельефа | Индивидуальная работа по заполнению контурных карт |
9 | | | Литосфера и человек. Практическая работа №3 | П.Р.№ 3. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий. | |
10 | | | Обобщение темы «Геологическое строение и рельеф.» | | | |
Тема 4. Климат России (7 часов) |
11 | | | Климатообразующие факторы | Факторы формирования климата: географическая широта, подстилающая поверхность, циркуляция воздушных масс. Сезонность климата. | Знать: неблагоприятные явления, влияние климата на жизнь и хозяйственную деятельность человека, характеристику типов климатов, факторы, определяющие климат России; закономерно- сти распределения те- пла и влаги, понятие «сезонность», понятие «комфортность» («дис- комфортность») клима- тических условий. Уметь: объяснить об- разование циклонов и антициклонов, анали- зировать карты, ис- пользовать знания для фенологических на- блюдений в природе, составлять прогноз погоды, приводить примеры адаптации человека к условиям окружающей среды, приводить примеры и объяснять причины явлений | Индивидуальный, фронтальный опрос |
12 | | | Распределение тепла и влаги по территории страны. | Закономерности распределения тепла и влаги на территории страны (средние температуры января и июля, осадки, испарение, испаряемость, коэффициент увлажнения | Беседа |
13 | | | Климаты России. Практическая работа №4 | Типы климатов России. Факторы их формирования, климатические пояса.). П.Р.№ 4. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, радиационного баланса, годового количества осадков по территории страны, выявление особенностей распределения средних температур января и июля. | Индивидуальная работа по заполнению контурных карт |
14 | | | Погода. Воздушные массы и атмосферные фронты. Практическая работа №5 | Погода и климат. Степень благоприятности природных условий. П.Р.№ 5. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды. | Индивидуальный, фронтальный опрос |
15 | | | Атмосферные вихри | Циклоны и антициклоны. | Эвристическая беседа по результатам групповой работы |
16 | | | Атмосфера и человек | Климат и человек. Влияние климата на быт, жилище, одежду, способы передвижения, здоровье человека. Неблагоприятные климатические явления | Защита творческих проектов |
17 | | | Обобщение темы : «Климат и погода». | | | |
Тема 5. Гидрография России. (8 часов) |
18 | | | Моря, омывающие территорию России. Практическая работа № 6 | Особая роль воды в природе и хозяйстве. Природно-хозяйственное различие морей России. П.р. № 6 «Характеристика морей, омывающих территорию России». | Знать: особенности внутренних вод, понятия, касающиеся работы реки, номенклатуру, меры по сохранению природы, защиты людей от стихийных природных явлений, особенности вод своего региона, бассейны, режим, использование, распределение рек по бассейнам океанов, основные географические понятия, номенклатуру. Уметь: на карте показать южную границу многолетней мерзлоты и объекты, объяснять их размещение, называть и показывать на карте географические объекты | Индивидуальная работа по заполнению контурных карт |
19 | | | Характеристики реки. Практическая работа №7 | Виды вод суши на территории страны. Главные речные системы, водоразделы, бассейны. Распределение рек по бассейнам океанов. П.Р.№ 7. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей ее хозяйственного использования. | Индивидуальный, фронтальный опрос |
20 | | | Реки России | Питание, режим, расход, годовой сток рек, ледовый режим. Роль рек в освоении территории и развитии экономики России. | Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт |
21 | | | Озера и болота | Важнейшие озера, их происхождение. Болота. | Индивидуальный, фронтальный опрос |
22 | | | Природные льды | Подземные воды. Ледники. | Индивидуальный, фронтальный опрос |
23 | | | Великое оледенение | Многолетняя мерзлота. | Беседа |
24 | | | Гидросфера и человек | Водные ресурсы, возможность их размещения на территории страны. Внутренние воды и водные ресурсы, особенности их размещения на территории страны. | Тестирование Защита творческих проектов |
25 | | | Обобщение темы «Гидрография России». | | | |
Тема 6. Почвы России (2 часа) |
26 | | | Формирование и свойства почвы | Почвы и почвенные ресурсы. Почвы -основной компонент природы. В.В. Докучаев - основоположник почвоведения | Знать: понятие «почва», факторы почвообразования, основные свойства почв. Уметь: объяснять существенные признаки почв | Индивидуальный, фронтальный опрос |
27 | | | Зональные типы почв | Размещение основных типов почв. Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв | Знать:закономерности распространения, значение и охрану почв, мелиорацию земель, приводить примеры. Уметь: анализировать карту почв | Индивидуальный, фронтальный опрос |
Тема 7.Растительный и животный мир России.(1 час) |
28 | | | Растительный и животный мир России, его ресурсы. | | | |
Тема 8. Природные зоны России( 5 часов) |
29 | | | Природные комплексы России | Природные территориальные комплексы. Природная зона как природный комплекс: взаимосвязь и взаимообусловленность ее компонентов. Роль В.В.Докучаева и Л.С. Берга в создании учения о природных зонах. | Знать: понятие ПТК, уровни ПТК, понятие «высотная поясность», физико-географические районы России, характеристику арктических пустынь, тундр, лесотундр, лесных зон: тайги, смешанных и широколиственных лесов, лесостепи, степи, полупустыни и пустыни; природные ресурсы и хозяйственное освоение зон, их экологические проблемы. Уметь: объяснять разнообразие природных и антропогенных комплексов, что такое природно-хозяйственные зоны; роль Докучаева В.В и Берга Л.С. в создании учения о природных зонах; набор высотных поясов в горах; составлять краткую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников. | Беседа |
30 | | | Безлесные природные зоны Арктики и Субарктики | Характеристика природных зон. П.Р.№ 8. Оценка природных условий и ресурсов природной зоны (по выбору) на основе анализа общегеографических и тематических карт. | Индивидуальный, фронтальный опрос |
31 | | | Леса умеренного пояса .Практическая работа № 9 | Характеристика природных зон. П.Р.№ 9 Прогнозирование изменения одного из компонентов природно-территориального комплекса при заданном изменении другого | Индивидуальный, фронтальный опрос |
32 | | | Лесостепь, степь и полупустыни. Высотная поясность | Характеристика природных зон. | Индивидуальный, фронтальный опрос |
33 | | | Природно-хозяйственные зоны. | Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Высотная поясность. | Эвристическая беседа по результатам групповой работы |
Раздел 2. Крупные природные районы России (37 часов) |
Тема 1. Островная Арктика (1 час) |
34 | | | Природа арктических островов | Состав Арктики. Особенности природы | Давать оценку географического положения, природных условий и ресурсов, уметь составлять прогноз использования территории в хозяйстве | Групповая работа. Составление по карте маршрута путешествия. Беседа по результатам анализа карт |
Тема 2. Восточно-Европейская (Русская) равнина(4 часа) |
35 | | | Восточно-Европейская равнина. Рельеф и геологическое строение | Европейская Россия - основа формирования территории Российского государства. Специфика природы и ресурсный потенциал. Влияние природных условий, ресурсов на жизнь и хозяйственную деятельность населения. П.р. №10 Определение по основным климатическим характеристикам (количеству солнечной радиации, количеству осадков, средним температурам января и июля) изменения климатических условий в разных частях Восточно- Европейской равнины. | Давать оценку географическому положению региона, природным условиям и ресурсам для жизни и деятельности населения. Объяснять уникальность района, достоинства и сложности географического положения района, роль Европейского Юга в геополитических интересах России | Индивидуальный, фронтальный опрос |
36 | | | Климат, внутренние воды и природные зоны. Практическая работа № 10 | Индивидуальный, фронтальный опрос |
37 | | | ПТК Восточно-Европейской равнины: тундровые и лесные районы | Индивидуальная работа по заполнению контурных карт |
38 | | | ПТК Восточно-Европейской равнины: лесостепные и степные районы, полупустынные и пустынные районы | Тестирование |
Тема 3. Кавказ(2 часа) |
39 | | | Кавказ. Рельеф и геологическое строение | Состав района. Особенности географического положения и его влияние на природу, хозяйственное развитие района и геополитические интересы России. Историко-географические этапы развития района | Знать: состав района, особенности географического положения, этапы формирования. Уметь: по карте определять ГП района Выявлять и анализировать условия для рекреационного хозяйства на Северном Кавказе, пользоваться различными источниками информации | Беседа |
40 | | | Климат, внутренние воды и высотная поясность. Практическая работа № 11 | Специфика природы района (природный амфитеатр), природные ресурсы, причины их разнообразия и влияние на жизнь и хозяйственную деятельность населения.П.р.№11 Составление схемы высотной поясности в горах Большого Кавказа. | Индивидуальный, фронтальный опрос |
Тема 4. Крым (2 часа) |
41 | | | Крым. Природные условия и ресурсы. | | | |
42 | | | Крупные природные районы Крыма. | | | |
Тема 5. Урал (3 часа) |
43 | | | Урал. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые | Состав района. Основные историко-географические этапы формирования района. Специфика природы Урала: рельеф, климат, природные зоны и природные ресурсы. П. р. № 12 Оценка природных условий и ресурсов одной из частей Урала на основе карт атласа. | Знать: специфику природы Урала. Уметь: называть и показывать формы рельефа, объяснять различия в природе Урала | Индивидуальный, фронтальный опрос |
44 | | | Климат и внутренние воды | Беседа |
45 | | | ПТК Урала. Практическая работа № 12. | Индивидуальная работа по заполнению контурных карт |
Тема 6. Западно-Сибирская равнина(3 часа) |
46 | | | Западно-Сибирская равнина. Рельеф, геологическое строение и полезные ископаемые | Состав района. Особенности ГП Западной Сибири. Этапы формирования района. Специфика природы Западной Сибири: геологическое строение, рельеф, климат, природные зоны, ресурсы. П. р. № 13 Объяснение закономерностей распространения болот на территории Западной Сибири. Описание трудностей в освоении территории, связанных с наличием заболоченных территорий | Знать: состав района, факторы формирования района, своеобразие природы Западной Сибири. Уметь: определять по картам ЭГП Западной Сибири, показывать и отличать на картах природные ресурсы Западной Сибири | Беседа |
47 | | | Климат и внутренние воды . | Индивидуальный, фронтальный опрос |
48 | | | ПТК Западной Сибири. Практическая работа № 13 | Индивидуальная работа по заполнению контурных карт |
Тема 7. Средняя Сибирь (2 часа) |
49 | | | Средняя Сибирь. Рельеф и геологическое строение | Состав района. Особенности ГП Средней Сибири. Факторы формирования района. Специфика природы Средней Сибири: рельеф, геологическое строение, климат, природные зоны, природные ресурсы | Знать:состав района,особенности ЭГП, природы района. Уметь: оценивать особенности ГП района, прогнозировать развитие хозяйства в будущем, оценивать обеспеченность природными ресурсами и работать с контурной картой | Беседа |
50 | | | Климат, внутренние воды и природные зоны. | Индивидуальная работа по заполнению контурных карт |
Тема 7. Северо-Восток Сибири (2 часа) |
51 | | | Северо-Восток Сибири. Рельеф, геологическое строение и климат | Состав района. Особенности ГП Северо-Востока Сибири. Факторы формирования района Специфика природы | Знать: состав района, особенности ЭГП. Уметь: оценивать особенности ГП района. Прогнозировать развитие хозяйства в будущем | Индивидуальный, фронтальный опрос |
52 | | | Внутренние воды и ПТК | Знать: особенности природы района. Уметь: оценивать обеспеченность природными ресурсами и работать с контурной картой | Индивидуальная работа по заполнению контурных карт |
Тема 8. Горы Южной Сибири (3 часа) |
53 | | | Горы Южной Сибири. Геологическое строение и рельеф. Практическая работа № 14 | Состав района. Особенности ГП пояса гор Южной Сибири. Факторы формирования района. Специфика природы: рельеф, геологическое строение, климат, природные зоны, природные ресурсы. Особенности природы в горах. Изменение природы по высоте. П. р. № 14. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением полезных ископаемых на примере железорудных месторождений Алтая | Знать: состав района, особенности ЭГП. Уметь: оценивать особенности ГП района. Прогнозировать развитие района в будущем | Беседа |
54 | | | Климат и внутренние воды | Знать: особенности природы района. Уметь: оценивать его обеспеченность природными ресурсами и работать с контурной картой | Индивидуальный, фронтальный опрос |
55 | | | Высотная поясность | Индивидуальная работа по заполнению контурных карт |
Тема 9. Дальний Восток (4 часа) |
56 | | | Дальний Восток. Геологическое строение и рельеф | Состав района. Особенности ГП Дальнего Востока. Факторы формирования района Специфика природы: рельеф, геологическое строение, климат, природные зоны, природные ресурсы. П. р. № 15 Оценка основных климатических показателей для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения на примере Приморья | Знать: состав района, особенности ЭГП. Уметь: оценивать особенности ГП района. Прогнозировать развитие района в будущем Знать: особенности природы района. Уметь: оценивать обеспеченность при-сюдными ресурсами | Беседа Индивидуальный, фронтальный опрос |
57 | | | Климат, внутренние воды и природные зоны | Индивидуальный, фронтальный опрос |
58 | | | ПТК полуостровной и островной части | Индивидуальная работа по заполнению контурных карт |
59 | | | ПТК Приморья и Приамурья. Практическая работа № 15. | Индивидуальная работа по заполнению контурных карт |
Раздел 3. Природа и человек ( 2 часа) |
60 | | | Природные ресурсы и природные условия | Природные условия и ресурсы. Природный и экологический потенциал России | Объяснять значение природы в жизни и деятельности человека. Роль географической науки в рациональном природопользовании. Составлять географические прогнозы. Знать законы об охране природы. Анализировать экологические карты России. Уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы | Беседа |
61 | | | Обобщение темы « Крупные природные районы России». | Индивидуальный, фронтальный опрос |
Раздел 4. Физическая география Курской области (8 часов) |
62 | | | История развития физической географии Курского края. Физико-географическое районирование. Физико-географическое положение. | Особенности географического положения Курской области | | Беседа Индивидуальная работа по заполнению контурных карт |
63 | | | Геологическое строение и рельеф . | Основные геологические эры, структуры земной коры, сейсмически опасные территории | | Индивидуальная работа по заполнению контурных карт |
64 | | | Полезные ископаемые. | Наличие и особенности размещения полезных ископаемых | | Индивидуальный, фронтальный опрос |
65 | | | Климат и агроклиматические ресурсы. | Климатообразующие факторы, особенности погоды в циклонах и антициклонах, влияние климата на жизнь, быт, хозяйственную деятельность человека. | | Индивидуальный, фронтальный опрос |
66 | | | Внутренние воды и их ресурсы. | Внутренние воды: реки, озера, болота, подземные воды | | Индивидуальная работа по заполнению контурных карт |
67 | | | Почвы. Растительный и животный мир. | Размещение основных типов почв. Почвенные ресурсы, меры по сохранению почв | | Решение географических задач |
68 | | | Природные комплексы. | Биологические ресурсы, их рациональное использование. | Объяснять значение природы в жизни и деятельности человека. Роль географической науки в рациональном природопользовании. Составлять географические прогнозы. Знать законы об охране природы. Анализировать экологические карты России и РО. Уметь выполнять правила природоохранного поведения, участвовать в мероприятиях по охране природы | Беседа |
| | | | Беседа |
69 | | | Рациональное природопользование и охрана природной среды. | Меры по охране растительного и животного мира. Природные ресурсы, их использование, экологические проблемы. | Индивидуальный, фронтальный опрос |
70 | | | Итоговое обобщение | | | |
4.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ УЧАЩИХСЯ
В результате изучения географии ученик должен:
1. Знать (понимать):
- географические особенности природных регионов России; основные географические объекты;
- причины, обуславливающие разнообразие природы нашей Родины;
- связи между географическим положением, природными условиями и хозяйственными особенностями отдельных регионов страны;
- факторы размещения основных отраслей хозяйства России;
- основные отрасли хозяйства России, географию их размещения;
- крупнейшие городские агломерации нашей страны;
- причины возникновения геоэкологических проблем, а также меры по их предотвращению;
- географию народов населяющих нашу страну;
2. Уметь:
- давать характеристики крупных регионов нашей страны, в том числе с использованием карт атласа;
- приводить примеры рационального природопользования; прогнозировать изменения природных объектов в результате хозяйственной деятельности человека;
- объяснять особенности хозяйства регионов России и их экономические связи.
3. Определять (измерять):
- географическое положение объектов;
- разницу в поясном времени территорий;
- погоду по синоптической карте;
- параметры природных и социально-экономических объектов и явлений по различным источникам информации.
4. Описывать;
- географическое положение страны;
- образы природно- хозяйственных объектов;
- особенности быта и религий отдельных народов.
5. Объяснять:
- роль географических знаний в решении социально-экономических , экологических проблем;
- влияние ГП на особенности природы;
6. Оценивать и прогнозировать:
- природно-ресурсный потенциал страны;
- Экологическую ситуацию в стране;
- изменения природных и социально-экономических объектов;
Критерии оценки учебной деятельности по географии
Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.
Устный ответ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;
Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей, сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;
Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям
хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.
Оценка "4" ставится, если ученик:
Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.
Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и сопровождающей письменной, использовать научные термины;
В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;
Ответ самостоятельный;
Наличие неточностей в изложении географического материала;
Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;
Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;
Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;
Понимание основных географических взаимосвязей;
Знание карты и умение ей пользоваться;
При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.
Оценка "3" ставится, если ученик:
Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;
Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;
Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.
Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;
Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;
Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;
Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;
Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.
Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);
Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;
Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;
Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.
Оценка "2" ставится, если ученик:
Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;
Не делает выводов и обобщений.
Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;
Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;
При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.
Имеются грубые ошибки в использовании карты.
Примечание. По окончании устного ответа учащегося педагогом даётся краткий анализ ответа, объявляется мотивированная оценка. Возможно привлечение других учащихся для анализа ответа, самоанализ, предложение оценки.
Оценка самостоятельных письменных и контрольных работ.
Оценка "5" ставится, если ученик:
выполнил работу без ошибок и недочетов;
допустил не более одного недочета.
Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:
не более одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух недочетов.
Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:
не более двух грубых ошибок;
или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;
или не более двух-трех негрубых ошибок;
или одной негрубой ошибки и трех недочетов;
или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.
Оценка "2" ставится, если ученик:
допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";
или если правильно выполнил менее половины работы.
Примечание.
Учитель имеет право поставить ученику оценку выше той, которая предусмотрена нормами, если учеником оригинально выполнена работа.
Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке, предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.
Критерии выставления оценок за проверочные тесты.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.
Время выполнения работы: 10-15 мин.
Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.
Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.
Время выполнения работы: 30-40 мин.
Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.
Оценка качества выполнения
практических и самостоятельных работ по географии.
Отметка "5"
Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических
и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки.
Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.
Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.
Отметка "4"
Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно.
Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.).
Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы.
Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.
Отметка "3"
Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.
Отметка "2"
Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений. Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.
Оценка умений работать с картой и другими источниками географических знаний.
Отметка «5» - правильный, полный отбор источников знаний, рациональное их использование в определенной последовательности; соблюдение логики в описании или характеристике географических территорий или объектов; самостоятельное выполнение и формулирование выводов на основе практической деятельности; аккуратное оформление результатов работы.
Отметка «4» - правильный и полный отбор источников знаний, допускаются неточности в использовании карт и других источников знаний, в оформлении результатов.
Отметка «3» - правильное использование основных источников знаний; допускаются неточности в формулировке выводов; неаккуратное оформление результатов.
Отметка «2» - неумение отбирать и использовать основные источники знаний; допускаются существенные ошибки в выполнении задания и в оформлении результатов.
Требования к выполнению практических работ на контурной карте.
Практические и самостоятельные работы на контурной карте выполняются с использованием карт атласа и учебника, а также описания задания к работе.
1. Чтобы не перегружать контурную карту, мелкие объекты обозначаются цифрами с последующим их пояснением за рамками карты ( в графе: «условные знаки»).
2. При нанесении на контурную карту географических объектов используйте линии градусной сетки, речные системы, береговую линию и границы государств ( это нужно для ориентира и удобства, а также для правильности нанесения объектов).
3. Названия географических объектов старайтесь писать вдоль параллелей или меридианов, это поможет оформить карту более аккуратно (требование выполнять обязательно).
4. Не копируйте карты атласа, необходимо точно выполнять предложенные вам задания (избегайте нанесение «лишней информации»: отметка за правильно оформленную работу по предложенным заданиям может быть снижена на один балл в случае добавления в работу излишней информации)
5. Географические названия объектов подписывайте с заглавной буквы.
6. Работа должна быть выполнена аккуратно без грамматически ошибок (отметка за работу может быть снижена за небрежность и грамматические ошибки на один и более баллов).
Правила работы с контурной картой.
1. Подберите материалы для выполнения задания на карте (текстовые карты, статистические материалы, текст учебника), выделите главное.
2. Проранжируйте показатели по 2-3 уровням – высокие, средние, низкие.
3. При помощи условных знаков, выбранных вами, выполните задание, условные знаки отобразите в легенде карты.
4. Правильно подпишите географические объекты – названия городов и поселков расположите по параллелям или параллельно северной рамки карты; надписи не должны перекрывать контуров других обозначений; надписи делайте по возможности мелко, но четко. 5. Над северной рамкой (вверху карты) не забудьте написать название выполненной работы . 6.
Не забудьте подписать работу внизу карты! Помните: работать в контурных картах фломастерами и маркерами
запрещено! ГЕОГРАФИЧЕСКАЯ НОМЕНКЛАТУРА
Крайние точки: мыс Флигели, мыс Челюскин, гора Базардюзю, Куршская коса.
Моря: Баренцево, Белое, Лаптевых, Карское, Восточно-Сибирское, Чукотское, Берингово, Охотское, Японское, Балтийское, Черное, Азовское, Каспийское море-озеро.
Заливы: Гданьский, Финский, Кандалакшский, Онежская губа, Байдарацкая губа, Обская губа, Енисейский, Пенжинская губа, Петра Великого.
Проливы: Лаперуза, Кунаширский, Керченский, Берингов, Татарский.
Острова: Земля Фраца Иосифа, Новая Земля, Новосибирские, Северная Земля, Врангеля, Сахалин, Курильские, Соловецкие, Колгуев, Вайгач, Кижи, Валаам, Командорские.
Полуострова: Камчатка, Ямал, Таймыр, Кольский, Канин, Рыбачий, Таманский, Гыданьский, Чукотский.
Реки: Волга, Дон, Обь, Иртыш, Лена, Енисей, Ангара, Яна, Индигирка, Колыма, Анадырь, Амур, Зея, Бурея, Шилка, Аргунь, Северная Двина, Печора, Онега, Мезень, Ока, Вятка, Кама, Нева, Кубань, Кума, Терек, Урал, Белая, Чусовая, Исеть, Бия, Катунь, Тобол, Ишим, Пур, Таз, Нижняя Тунгуска, Подкаменная Тунгуска, Вилюй, Алдан, Хатанга, Селенга, Оленек, Уссури, Камчатка.
Озера: Чудское, Онежское, Ладожское, Байкал, Таймыр, Телецкое, Селигер, Имандра, Псковское, Ильмень, Плещеево, Эльтон, Баскунчак, Кулундинское, Чаны, Ханка.
Водохранилища: Куйбышевское, Рыбинское, Братское, Волгоградское, Цимлянское, Вилюйское, Зейское, Горьковское.
Каналы: Беломорско-Балтийский, Мариинская система, Волго-Балтийский, им. Москвы, Волго-Донской.
Горы: Хибины, Большой Кавказ, Казбек, Эльбрус, Урал, Народная, Ямантау, Магнитная, Качканар, Алтай, Белуха, Салаирский кряж, Кузнецкий Алатау, Западный и Восточный Саян, Бырранга, Енисейский кряж, Становое нагорье, Алданское нагорье, Витимское плоскогорье, Становой хребет, Верхоянский хребет, хребет Черского, Чукотское нагорье, Джугджур, Сихотэ-Алинь, Ключевская Сопка, Авачинская Сопка, Шивелуч.
Возвышенности: Среднерусская, Приволжская, Среднесибирское плоскогорье, плато Путорана, Тиманский кряж, Северные Увалы, Валдайская, Ставропольская, Сибирские Увалы.
Равнины: Восточно-Европейская (Русская), Западно-Сибирская, Окско-Донская, Ишимская, Барабинская, Зейско-Буреинская, Центрально-Якутская.
Низменности: Яно-Индигирская, Колымская, Средне-Амурская, Кумо-Манычская впадина, Прикаспийская, Печорская, Мещерская, Окско-Донская, Прикубанская, Кузнецкая котловина, Северо-Сибирская, Минусинская, Тувинская котловины.
Заповедники и другие охраняемые территории: Астраханский, Баргузинский, Кандалакшский, Галичья Гора, Кедровая Падь, Приокско-Террасный, Лапландский, Дарвинский, Самарская Лука, Тебердинский, Печоро-Илычский, Башкирский, Ильменский, Алтайский, Таймырский, Долина Гейзеров, Ленские Столбы, Усть-Ленский, Кроноцкий, Остров Врангеля, Дальневосточный морской.
Месторождения: Печорский угольный бассейн, КМА, Подмосковный буроугольный бассейн, Баскунчак (соли), Западно-Сибирский нефтегазоносный бассейн, Кузбас, Горная Шория (железные руды), Донбас, Хибины (апатиты), Канско-Ачинский, Ленский, Тунгусский, Южно-Якутский угольные бассейны, Удоканское (медь), Алдан и Бодайбо (золото), Мирный (алмазы).
5.СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
Основная литература:
Атлас по географии для 8 класса с комплектом контурных карт.
2. Учебник: Домогацких Е.М., Алексеевский Н.И. «География.» для 8 класса общеобразовательных учреждений. - М.: ООО «ТИД «Русское слово» - РС, 2014.
Дополнительная литература:
А.А. Терентьев, В.И. Колкутин «Климат конца XX века в средней полосе Нижегородской области /Городец. Семенов. Нижний Новгород. Павлово. Лысково. Воскресенское/. В помощь учителю, студенту, школьнику.- Н.Новгород: Изд-во «Вектор – ТиС» 2004
В.В. Барабанов, Э.М. Амбарцумова, С.Е. Дюкова. «ЕГЭ 2010. География: сборник экзаменационных заданий» – М.: Эксмо, 2009.
Е.А. Данилова «ЕГЭ. География: Типовые тестовые задания» - Спб.: Тригон, 2008.
Е.М. Домогацких «Программа по географии для 6-10 классов общеобразовательных учреждений». - 2-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово - РС», 2010.
Е.А. Жижина «Универсальные поурочные разработки по географии: Природа России: 8 класс. – М.: ВАКО, 2007
М.С. Любов «География Нижегородского края: учебное пособие. – 2-е изд., перераб. И доп. – Арзамас: АГПИ, 2004.
Н.А. Касаткина «География: Занимательные материалы к урокам и внеклассным занятиям в 6-8 классах (викторины, диктанты, тесты, кроссворды, стихи, вопросы для КВН, олимпиад, бесед)» - Волгоград: Учитель, 2005
С.А. Романцова «Страны мира. Справочник для эрудитов и путешественников». – Книжный клуб – Харьков, 2007.
Интернет ресурсы:
1. ресурс ЕК (Единая коллекция ЦОР) http://school-collection.edu.ru/
2. сетевые ресурсы (Гугл):
3. карты Google http://maps.google.ru/?hl=ru
4. Google планета Земля http://earth.google.com/
5. блог ГЕОграфия http://www.geografinya.blogspot.com
6. ресурс сетевых сообществ Открытый класс http://www.openclass.ru/
сервис You Tube (видеоролики для уроков)
среда http://wiki.iteach.ru/. среда создана для ведения проектной деятельности, для сетевого взаимодействия различных уровней
представительство Сети творческих учителей http://www.it-n.ru/.
газета «География» http://geo. 1 september.ru/
конкурс «Учитель года России» http://2006.teacher.org.ru/
ООПТ Челябинской области. Памятники природы, заказники http://www.greenbook.ru/
Gismeteo.ru http://www.gismeteo.ru/maps.htm
Географическое общество России http://rgo.org.ru/'
клуб журнала «GEO» http: //www.geo.ru/
журнал «Вокруг света» http: //www.vokrugsveta. ru/
журнал «National geographic» http://wwvv. national -geographiс. ru/ngm/ngs/
великие путешественники, мореплаватели и географы http://www.geografia.ru/
Национальное географическое общество http://www.rusngo.ru/project/index.shtml
Электронное издание «Кирилл и Мефодий»
7