СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии 9 класс 2016-2017 г. к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Алексеева "География России. Хозяйство и географические районы".

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии 9 класс 2016-2017 г. к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Алексеева "География России. Хозяйство и географические районы".

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии 9 класс 2016-2017 г. к учебнику для 9 класса общеобразовательных учреждений под редакцией А.И. Алексеева "География России. Хозяйство и географические районы".»

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН 9 класс


( 68+17=85часов,2 часа в неделю)



Дата

урока




Кол-во часов

Тема урока

Вид урока

Элементы обязательного минимума

Требования к уровню подготовки обучающихся




Формы контроля

Практические работы

Домашнее зада

ние



Раздел I. Хозяйство России (21 ч)




Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование(4 ч)




1-2

2

Введение. Понятие хо­зяйства. Его структура

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний

Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства - первичный, вто­ричный, третичный. Изме­нение структуры хозяйства России

Объясняют понятия: экономика, хозяйство, отрасли промышленно­сти, межотраслевые комплексы. Классифи­цируют предприятия по отраслям и секторам хозяйства

Фронтальный, вопросы нас. 13.

1.Группировка отраслей по различным показателям

§1



3

1

Этапы разви­тия хозяйства

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала


Этапы развития хозяйства России. Циклические зако­номерности развития хозяй­ства. Особенности индуст­риального пути развития России

Называют этапы раз­вития хозяйства России. Характеризуют изме­нения, происходящие в структуре хозяйства на современном этапе

Индивидуальный. Анализ рис. 2, вопросы 1-4 нас. 17


§2,

вопросы

5,6

на с. 17



4

1

Географиче­ское райони­рование

Урок-практикум. Слайд-лекция

Географическое райониро­вание. Его виды (по одно­родности и по связям). При­родное и экономическое районирование России. Гео­графические районы России. Административно-террито­риальное деление (АТД) как один из видов районирова­ния


Называют и сравнива­ют виды районирова­ния, показывают на карте географические и экономические рай­оны России, составля­ют схему АТД своего района

Анализ рис. 5, самостоятельная работа.

2.Анализ эконо­мических карт для определе­ния типов территориальной структуры хозяйства

§3,

вопросы

3,4

на с. 23



5-6

2

Географиче­ское райони­рование

Урок-практикум

Административно-территориальное деление

Назавают и показывают на карте субъекты АТД России

Практическая работа в контурных картах

3.*Нанесение на контурную карту субъектов РФ (республики, края, АО) и их столиц

§3



Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (17 ч)




7

1

Сельское хо­зяйство. Рас­тениеводство

Урок-исследование. Слайд-лекция

Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйст­венных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география рас­тениеводства

Знают отрасли и гео­графию растениеводст­ва, приводят примеры, доказывающие зависи­мость растениеводства от агроклиматических условий

Тестирование, анализ рис. 11, 12

4.Определение по картам ос­новных рай­онов выращи­вания зерно­вых и техниче­ских культур

§4



8

1

Животновод­ство. Зональ­ная специа­лизация сельского хозяйства

Урок-практикум. Слайд-лекция

Животноводство, его струк­тура. Влияние природных условий на содержание ско­та. География животновод­ства

Знают отрасли и гео­графию животноводст­ва, объясняют зональ­ную специализацию сельского хозяйства на основе анализа и со­поставления несколь­ких тематических карт

Практическая ра­бота

5.Размещение основных отраслей животноводства

§5



9

1

Агропро­мышленный комплекс. Легкая и пищевая промышлен-

ность

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового ма­териала. Слайд-лек­ция

Агропромышленный ком­плекс. Состав, структура, проблемы развития. Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География легкой и пищевой промышленности

Знают состав и струк­туру агропромышлен­ного комплекса (АПК), характеризуют осо­бенности развития лег­кой и пищевой про­мышленности

Фронтальный, анализ рис. 17, вопросы и зада­ния на с. 39.

6.*Изучение на примере своей местности обеспеченности населения продуктами питания

§6



10

1

Лесной комплекс

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

Специфика и структура лес­ного комплекса России. Ос­новные отрасли и законо­мерности их размещения. Представление о лесопро­мышленном комплексе. Проблемы лесного ком­плекса


Знают состав и струк­туру лесного комплек­са. Прогнозируют пер­спективы развития лесопромышленных комплексов

Индивидуальный, анализ рис. 20, 21, вопросы и зада­ния на с. 43.

7.Оценка при­родных ресур­сов и пути ре­шения эколо­гических про­блем, связан­ных с развити­ем отрасли

§7



11

1

Топливно­энергетиче­ский ком­плекс. Угольная промышлен­ность

Урок изучения ново­го материала и закре­пления новых знаний. Слайд-лекция

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значе­ние в развитии хозяйства России в условиях ее север­ного положения с учетом размеров территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяй­ства. Угольная промышлен­ность. Основные угольные бассейны. Социальные про­блемы угольных районов

Знают структуру ТЭК, описывают его связи с другими отраслями хозяйства и социальные проблемы, называют угольные бассейны, характеризуют уголь­ный бассейн по картам и статистическим мате­риалам

Анализ рис. 22- 24, карт атласа. Практическая ра­бота.

8.*Составление характеристи­ки одного из угольных бас­сейнов по кар­там и стати­стическим ма­териалам

§8,

с. 43-46



12

1

Нефтяная и газовая промышлен­ность

Уроки-практикумы. Слайд-лекция

Этапы развития нефтяной и газовой промышленности. Основные районы добычи, транспортировки и перера­ботки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы. Районы добычи га­за. Газопроводы. Газ - со­временный вид топлива. Роль нефтяной и газовой промышленности во внеш­ней торговле России

Знают районы добычи нефти и газа. Называ­ют и показывают важ­нейшие магистральные нефте- и газопроводы. Характеризуют роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле Рос­сии

Анализ рис. 25, 30, карт атласа. Практическая ра­бота.

9.Чтение карт, характери­зующих осо­бенности гео­графии отрас­лей ТЭК (ос­новные рай­оны добычи, транспорти­ровка, перера­ботка и ис­пользование топливных ре­сурсов)

§8,

с. 47-52, задание 4 на с. 52



13

1

Электроэнер­

гетика

Урок закрепления новых знаний. Слайд-лекция

Энергосистемы. Типы элек­тростанций, их специфика и особенности влияния на окружающую среду. Гео­графия электроэнергетики. Проблемы ТЭК России

Знают основные типы электростанций, назы­вают и показывают самые мощные из них, предлагают пути реше­ния проблем ТЭК Рос­сии

Анализ рис. 31, 32, карт атласа. Практическая работа. Тестирование.

10.*Обозначение на к/к крупнейших электростанций России

§9,

вопрос на с. 55



14

1

Металлурги­ческий ком­плекс. Черная металлургия

Слайд-лекция

Металлургический ком­плекс, его значение в хозяй­стве. Черная ме­таллургия, структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география черной металлургии

Знают факторы разме­щения, особенности отрасли и ее значение в хозяйстве страны. Называют и показыва­ют основные центры черной металлургии

Фронтальный. Анализ карт атласа. Тестирование.


§ 10,

вопросы на с. 60



15

1

Металлурги­ческий ком­плекс. Цветная металлургия

Урок-практикум. Слайд-лекция

Цветная ме­таллургия, структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география цветной металлургии

Знают факторы разме­щения, особенности отрасли и ее значение в хозяйстве страны. Называют и показыва­ют основные центры цветной металлургии

Практическая ра­бота.

11.Объяснение влияния раз­личных факто­ров на разме­щение метал­лургического производства

§ 10,

вопросы на с. 60



16-17

2

Машино­строитель­ный ком­плекс

Урок-практикум

Машиностроение - «отрасль свободного размещения», его роль и место в хозяйст­венной жизни страны. Ори­ентация на квалифициро­ванные кадры и удобные связи с другими городами - поставщиками деталей, по­требителями продукции, научными базами. Специализация и кооперирование. Роль крупных заводов-лидеров в хозяйстве страны

Объясняют понятия: кооперирование, предметная и подетальная специализация, приво­дят примеры внутриот­раслевых связей маши­ностроения

Анализ рис. 39, практическая ра­бота.

12.Изучение особенностей внутриотрас­левых связей на примере машиностро­ения

§11,

вопросы на с. 64



18

1

Химическая

промышлен­

ность

Урок-практику м. Слайд-лекция

Структура химической про­мышленности и уникаль­ность отрасли. Производст­во минеральных удобрений. Химия полимеров. Химиче­ская промышленность и ок­ружающая среда. Понятие инфраструктуры

Называют отраслевой состав химической промышленности, опи­сывают ее влияние на окружающую среду, составляют схемы межотраслевых связей

Анализ рис. 41- 43, практическая работа.

13.Составление схемы межот­раслевых свя­зей химиче­ской промыш­ленности

§ 12,

задание 6 на с. 68



19

1

Транспорт

Урок-практикум. Слайд-лекция

Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим особенностям и воздейст­вию на окружающую среду. Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного комплекса


Определяют роль транспорта в развитии хозяйства страны, срав­нивают различные ви­ды транспорта по тех­нико-экономическим особенностям и воздей­ствию на окружающую среду

Анализ рис. 45, карт атласа, прак­тическая работа.

14.* Сравнение транспортной обеспеченно­сти отдельных районов Рос­сии (на основе карт)

§13,

задания

4-6

на с. 73



20

1

Информацион-

ная инфраструктура

Урок-диалог

Информационная инфра­структура. Значение инфор­мации для современного общества. Влияние телеком­муникаций на территориаль­ную организацию общества и образ жизни людей


Объясняют возможно­сти каждого вида связи и влияние телекомму­никаций на территори­альную организацию общества и образ жизни людей

Тестирование


§ 14



21

1

Сфера обслуживания. Рекреацион­ное хозяйст­во

Урок закрепления новых знаний, прак­тикум. Слайд-лекция

Сфера обслуживания. Рек­реационное хозяйство. Его структура. Виды туризма. Рекреационные районы

Объясняют понятия сфера обслуживания, рекреационное хозяй­ство

Групповая работа (маршрут или схема).

15.Составление маршрута для разных видов туризма в своем крае или схемы предприятий сферы обслу­живания (по группам)

§ 15, вопросы и задания на с. 84



22

1

Территори­альное разделение труда.

Урок закрепления новых знаний, прак­тикум.

Возникновение территори­ального (географического) разделения труда. Условия, влияющие на специализа­цию районов. Изменение специализации географиче­ских районов во времени

Называют и показыва­ют на карте главные промышленные и сель­скохозяйственные рай­оны страны, описыва­ют условия, влияющие на их специализацию, объясняют значение географического разде­ления труда для от­дельных территорий и страны в целом

Вопросы и зада­ния на с. 84

16.Сравнение размещения главных промышленных и сельскохозяй­ственных рай­онов страны с главной поло­сой расселения и с благоприят­ным по природ­ным условиям положением территорий

§ 16



23

1

Обоб­щение зна­ний по раз­делу «Хозяй­ство России»


Урок обобщения и систематизации знаний


Умеют находить приме­нение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тести­рование. Решение творческих задач





Раздел II. Районы России (46 ч)




Европейская часть России (30 ч)




24

1

Восточно-

Европейская

равнина

Вводная лекция с элементами беседы

Восточно-Европейская рав­нина. Тектоника и рельеф, климат, реки. Природно­-хозяйственные зоны


Характеризуют особенности географического положения и при­роды Европейской Рос­сии

Анализ рис. 56- 57, вопросы и за­дания на с. 93


§ 17



25

1

Волга

Урок-практикум

Волга. Природные особен­ности и хозяйственное ис­пользование до и после строительства ГЭС. Преоб­разование речных систем и экологические проблемы


Описывают роль Волги в истории России, ее хозяйстве и культуре, называют и показыва­ют города и ГЭС по течению реки, состав­ляют маршрут путеше­ствия

Практическая ра­бота в группах

17.Составление туристическо­го маршрута по Волге, опреде­ление целей поездки

§ 18



Тема 1. Центральная Россия (8ч)




26

1

Центральная Россия: со­став, геогра­фическое по­ложение

Урок-исследование. Слайд-лекция

Центральная Россия. Состав территории. Историческое ядро Русского государства. Географическое положение, его изменение в различные периоды

Называют экономиче­ские районы, входящие в состав Центральной России, характеризуют ее экономико-природ­ное и политико-геогра­фическое положение и изменение его во вре­мени

Самостоятельная работа с контур­ной картой.

18.*Нанесение на контурную карту эконо­мических рай­онов, входя­щих в состав Центральной России, отра­жение особен­ностей геогра­фического по­ложения

§ 19, под­готовить сообще­ния о цен­трах на­родных художест­венных промы­слов





27

1

Центральный район: осо­бенности на­селения

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Центральный район, его особое значение в жизни России. Особенности насе­ления, район-«локомотив», центр науки и культуры. Памятники природы, исто­рии и культуры. Народные промыслы

Называют и показыва­ют области, входящие в состав района. Ха­рактеризуют особен­ности населения рай­она, описывают один из центров народных художественных про­мыслов

Сообщения (пре­зентации) уча­щихся


§20



28

1

Хозяйство Центрально­го района

Урок-практикум. Слайд-лекция

Старопромышленный район страны. Роль географическо­го фактора в его формирова­нии. Развитие хозяйства рай­она. Отрасли специализации, их изменение в 1990-х гг.

Выделяют и объясняют роль ЭГП в развитии хозяйства. Находят в разных источниках и анализируют инфор­мацию, необходимую для изучения террито­рии, ее обеспеченности природными и челове­ческими ресурсами, хо­зяйственного потенциала

Анализ табл. 2 в Приложении, карт атласа, решение творческих задач, практическая работа.

19.Выявление и анализ условий для разви­тия хозяйства Центрального района

§21



29

1

Москва -

столица

России

Урок-диалог. Слайд- лекция

Москва - столица России. Москва - центр инноваций. Крупнейший центр науки и высшего образования, по­литический и финансовый центр. Московская агломе­рация

Объясняют понятия: столичные функции, Московская агломера­ция, называют пробле­мы города, предлагают пути их решения

Фронтальный, вопросы и зада­ния на с. 113.


§22



30

1

Города Цен­трального района

Урок-практикум. Слайд-лекция

Города Центрального рай­она, их типы. Памятники истории и культуры. Совре­менные функции городов

Называют современ­ные функции городов, анализируют информа­цию, необходимую для изучения территории, разрабатывают мар­шруты путешествий по достопримечатель­ным местам, показыва­ют географические объекты на карте

Практическая ра­бота.

20.Составление географиче­ских маршру­тов по досто­примечатель­ным местам Центральной России (па­мятники при­роды, культурно-исторические объек­ты, националь­ные святыни России)

§23



31

1

Центрально­-

Черноземный

район

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд-лекция

Центрально-Черноземный район. Этапы освоения тер­ритории и развития хозяйст­ва. Природные ресурсы. «Русский чернозем». Эрозия почв и борьба с ней. Агро­промышленный комплекс района. Развитие промыш­ленности. Курская магнит­ная аномалия (КМА) и чер­ная металлургия. Территориальная структура и города

Называют и показыва­ют области, входящие в состав района. Приводят примеры центров производства важнейших видов про­дукции

Эвристическая беседа, исследо­вание по картам атласа, тестиро­вание

21.* Сравнение экономико-географического положения Центрально­Черноземного и Центрально­го районов, его влияния на при­роду, жизнь людей и хо­зяйство

§24



32

1

Волго-Вят­ский район

Урок изучения ново­го материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция

Волго-Вятский район, его внутренняя неоднородность. Народы, их историко-куль­турные особенности. Ниж­ний Новгород и его окруже­ние

Показывают области, входящие в состав рай­она, называют народы. Выделяют и объясняют роль ЭГП и природных ресурсов в развитии хозяйства. Характери­зуют отрасли специа­лизации

Исследование по картам и дру­гим источникам информации

22.* Определение факторов, обуславливающих развитие автомобилестро­енияв Волго-Вятском экономическом районе

§25



33

1

Обобщающий урок по теме «Центральная Россия»


Урок обобщения и систематизации знаний


Умеют находить приме­нение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тести­рование. Решение творческих задач





Тема 2. Северо-Западный район (4ч)




34

1

Северо- Западный район. Географическое положение и природа

Урок изучения ново­го материала и за­крепления новых знаний. Слайд-лекция

Географическое положение района как «окна в Европу», его значение в разные пе­риоды российской истории. Особенности природы

Характеризуют гео­графическое положение района, описывают влияние Балтийского моря на хозяйственную специализацию района

Анализ рис. 78- 81, вопросы и за­дания на с. 131.

23.*Нанесение на к/к субъектов Северо-Западного района и выпускаемую в них продукцию

§26



35

1

Города на старых вод­ных торго­вых путях

Урок-исследованиеСлайд-лекция

Балтийское море и Ладож­ское озеро, их использова­ние и экологические про­блемы. Древние русские го­рода, особенности их разви­тия и современные пробле­мы

Называют функции городов, возникших на водных путях Севе­ро-Запада, разрабаты­вают маршруты путе­шествий по достопри­мечательным местам, показывают геогра­фические объекты на карте

Работа с темати­ческими и кон­турными картами, другими источни­ками информа­ции.

24.Составление географиче­ского описа­ния путешест­вия от Фин­ского залива до Рыбинска водным путем

§27 изучить информацию о культурном наследии Санкт-Петербурга



36

1

Санкт-Петер­бург - «вто­рая столица» России

Урок-путешествие. Слайд-лекция.

Санкт-Петербург, его осно­вание и этапы развития. Особенности промышлен­ности города на разных эта­пах развития. Новые хозяй­ственные задачи. Проблема наводнений. Петербург как центр рус­ской культуры. Планировка и внешний облик города. Пригороды Петербурга. Наука и образование

Сравнивают два про­мышленных гиганта: Москву и Санкт- Петербург, приводят примеры их влияния на окружающее хозяй­ственное пространство. Характеризуют функ­ции столичного горо­да, анализируют ин­формацию, получен­ную из различных ис­точников, выступают с сообщениями, пре­зентациями

Фронтальный, вопросы и зада­ния на с. 136. Заслушивание сообщений, защи­та презентаций


§ 28-29



37

1

Калинин­

градская

область

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция

Калининградская область. История формирования. На­селение и хозяйство. Анк­лавное географическое по­ложение области. «Контакт­ное» экономико-географи­ческое положение области как ресурс ее развития

Анализируют информа­цию, необходимую для изучения особенностей территории, ее обеспе­ченности природными и человеческими ресур­сами, хозяйственного потенциала

Анализ рис. 87, 88, тематических карт, тестирова­ние


§30, вопросы и задания на с. 142



Тема 3. Европейский Север (4ч)




38

1

Европейский Север. Географическое положение

Вводная лекция с элементами беседы. Слайд-лекция

Европейский Север. Гео­графическое положение, особенности природы. Моря Белое и Баренцево: природ­ные особенности, пути хо­зяйственного использова­ния, место в русской куль­туре и истории. Поморы

Называют и показыва­ют области, входящие в состав района. Выделяют и объясняют роль ГП, природных условий и ресурсов в развитии хозяйства

Анализ картосхе­мы на с. 143, вопросы и зада­ния на с. 147.

25.Выявление и анализ условий для разви­тия хозяйства Европейского Севера

§31



39

1

Этапы разви­тия хозяйства

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция

Этапы освоения и заселения территории. Изменение ро­ли района в жизни России. Родина русских землепро­ходцев. Смена отраслей специализации

Знают этапы освоения и заселения территории, объясняют причины изменений роли района в жизни России, харак­теризуют отрасли спе­циализации

Составление схе­мы: хозяйствен­ная специализа­ция Европейского Севера.

26.*Определение связи между природными ресурсами и особенно­стями хозяйственной специализации Европейского Севера

§32,

задания

1-3

по выбору учащихся на с. 155



40

1

Роль Евро­пейского Се­вера в разви­тии русской культуры

Урок-путешествие

Роль Севера в развитии рус­ской культуры. Природное и культурное наследие. Се­верные монастыри. Художе­ственные промыслы. Древ­нее зодчество

Анализируют инфор­мацию, полученную из различных источни­ков, выступают с со­общениями, презента­циями

Групповая прак­тическая работа

27.Составление туристическо­го маршрута по Карелии, Мурманской, Архангель­ской, Вологод­ской областям

§33



41

1

Обобщающий урок по теме «Северо-Западный район и Европейский Север»

Урок обобщения и систематизации знаний


Умеют находить приме­нение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета

Тести­рование. Решение творческих задач





Тема 4. Поволжье (2ч)




42

1

Поволжье. Географиче­ское положе­ние

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция

Поволжье. Географическое положение. Волга как глав­ная ось хозяйства и расселе­ния и как природно-хозяйственная граница. Протяжен­ность территории и измене­ние природных условий

Называют и показыва­ют области, входящие в состав района. Выделяют и объясняют особенности географи­ческого положения, природных условий и ресурсов

Анализ картосхе­мы на с. 156, тематических карт, вопросы \на с. 161.


§34,

задание 5 на с. 161



43

1

Население и хозяйство

Уроки-практикумы. Слайд-лекция

Этническая и культурная неоднородность района. Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные от­расли специализации. Последствия строительства ГЭС, экологические конфликты и пути их решения. Крупнейшие города района (Казань, Самара, Волго­град), особенности их экономико-географического положения и этапы развития

Знают этапы хозяйственного освоения тер­ритории и особенности состава населения. Сравнивают два города (на выбор) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны

Практическая ра­бота.

28.* Нанесение на контурную карту крупней­ших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух го­родов по транс­портно-геогра­фическому по­ложению, исто­рико-культур­ной и хозяйст­венной роли в жизни страны

§35



Тема 5. Северный Кавказ (6ч)




44

1

Северный Кавказ. Природные усло­вия

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция

Северный Кавказ (Европей­ский Юг). Особенности гео­графического положения и разнообразие природы. История присоединения к России и заселения рус­скими

Называют и показыва­ют области, края и рес­публики, входящие в состав района. Выде­ляют и объясняют осо­бенности географиче­ского положения и раз­нообразие природы

Анализ картосхе­мы на с. 167, рис. 106, 107 (те­матические кар­ты), вопросы на с. 171.

29.*Нанесение на к/к субъектов Северного Кавказа

§36



45

1

Хозяйство

района

Урок-практикум. Слайд-лекция

Внутренняя неоднородность территории. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Район с наи­лучшими в России условиями для сельского хозяйства. Аг­ропромышленный комплекс, его структура. Другие отрас­ли промышленности. Рекреа­ционные зоны

Объясняют внутрен­нюю неоднородность территории. Сравнива­ют природно-хозяй­ственные зоны, харак­теризуют агропро­мышленный комплекс и другие отрасли про­мышленности

Практическая

работа

30.Сравнение западной и восточной частей Север­ного Кавказа по природным условиям, раз­витию АПК и рекреацион­ного хозяйства

§37



46

1

Народы Северного Кав­каза

Урок комплексного применения знаний. Слайд-лекция

Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, на­родов. Этническое, религи­озное, культурное разнооб­разие района

Показывают республи­ки, входящие в состав района, называют на­роды, приводят приме­ры использования при­родных ресурсов, влия­ния окружающей среды на формирование куль­туры народов

Анализ тематиче­ских карт и дру­гих источников географических знаний.


§38, вопросы и задания на с. 177



47

1

Южные моря России

Урок-практикум

Черное и Азовское моря, их природа и хозяйственное использование. Транспорт­ное и рекреационное значение морей. Новороссийск - крупнейший порт России. Каспийское море, его при­рода. История освоения. Колебания уровня моря, их экологические и хозяйст­венные последствия. Рыб­ные богатства Каспия. Нефть и газ. Дербент - са­мый древний из городов России

Характеризуют осо­бенности природы и хозяйственного ис­пользования Черного и Азовского морей, приводят примеры объектов природного и культурного наследия России

Исследование по картам атласа и дополнитель­ным источникам информации, бе­седа

31.Сравнительная физико-гео­графическая характеристи­ка Черного и Азовского морей

§38, вопросы на с. 181



Тема 6. Урал (4ч)




48

1

Урал. Географическое положение и природа

Урок-практикум. Слайд-лекция

Урал как природный и как экономический район. Предуралье и Зауралье. Пограничность положения Урала в при­родном и социально-экономическом отношении. Разнообразие ископаемых богатств. Неоднородность природных условий. Спектры широтной и высотной поясности

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района. Опре­деляют особенности географического поло­жения, природных ус­ловий и ресурсов Се­верного, Среднего и Южного Урала, Предуралья и Зауралья

Анализ картосхем на с. 182, 186,

187, рис. 114, 115, тематических карт, вопросы нас. 188-189.

32.*Сравнение экономико- географиче­ского положе­ния Урала и Поволжья

§40



49

1

Этапы разви­тия и совре­менное хо­зяйство

Урок-исследование. Слайд-лекция

Этапы освоения и развития хозяйства Урала, изменение его роли в хозяйстве России. Современная структура хо­зяйства, ее проблемы. Закрытые города. Конверсия военно-промышленного комплекса

Определяют этапы ос­воения и развития про­мышленности Урала, изменение его роли в хозяйстве страны. Характеризуют отрас­ли специализации и проблемы их развития

Сравнительная таблица.

33.Сравнение черной метал­лургии Урала и Центрально­Черноземного района

§41,

задание 5 на с. 192



50

1

Города Ура­ла. Пробле­мы района

Урок-исследование. Слайд-лекция

Крупнейшие города. Соци­альные, экономические и экологические проблемы. Охрана природы

Характеризуют уро­вень урбанизации и на­циональный состав на­селения. Оценивают экологическую ситуа­цию

Исследование по картам атласа и дополнитель­ным источникам информации.

Тестирование

34.Выявление экологических проблем, свя­занных с горно­добывающей индустрией

§42,

задания

1-3

нас. 196



51

1

Обобщение знаний по теме «Европей­ская часть России»

Урок обобщения и систематизации знаний

Общие черты и проблемы западных районов России. Пути решения проблем

Характеризуют образы разных районов Евро­пейской части России, находят общие черты и проблемы, предлага­ют пути решения про­блем

Тестирование, решение творческих задач.

Заполнение свод­ной таблицы - за­дание 2 на с. 197


§42,

задания

1-3

нас. 196



Азиатская часть России (16ч)




52

1

Природа

Сибири

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства

Описывают природу Сибири, определяют черты сходства и раз­личия в природе и ус­ловиях ведения хозяй­ства Сибири и Европей­ской части России

Анализ рис. 126, 128, сопоставле­ние тематических карт

35.Определение сходства и раз­личий в релье­фе, климате и внутренних водах Сибири и Европейской части России

§ 43, зада­ния 4, 5 на с. 203



53

1

Природа и ресурсы гор Южной Сибири

Урок закрепления новых знаний

Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и гор­ные реки. Высотная пояс­ность

Объясняют разнообра­зие природных ланд­шафтов и полезных ис­копаемых гор Южной Сибири

Анализ рис. 129, 132, вопросы и задания на с. 207


§44



54

1

Арктические

моря

Урок-исследование

Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Север­ный морской путь, его зна­чение

Приводят примеры хо­зяйственной деятельно­сти населения, связан­ной с арктическими мо­рями, описывают влия­ние морей на климат внутренних районов Сибири

Работа с темати­ческими картами атласа и вопроса­ми нас. 211


§45



55

1

Население

Сибири

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Население Сибири. Этниче­ский состав. Особенности «сибирских русских»

Описывают этниче­скую карту Сибири, особенности характера «сибирских русских»

Работа с картой народов и вопро­сами на с. 214


§46



56

1

Хозяйствен­ное освоение Сибири

Урок решения задач

Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея. Этапы развития хозяйства и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяйстве по­сле распада СССР. Геогра­фические различия в осво­ении территории. Зона Край­него Севера

Называют причины и этапы хозяйственного освоения Сибири. Приводят примеры разли­чий в степени освоен­ности территории, предлагают перспек­тивные направления развития хозяйства Сибири

Поиск ответов на проблемные вопросы в раз­личных источни­ках географиче­ской информации

36.Разработка перспективных направлений развития хо­зяйства Сибири

§47



Тема 7. Западная Сибирь (2ч)




57

1

Западная Сибирь. Природные усло­вия и ресурсы

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового ма­териала. Слайд- лекция

Западная Сибирь. Особен­ности природы. Природно­хозяйственные зоны. Полезные ископаемые

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района, опре­деляют особенности географического поло­жения, анализируют условия для развития хозяйства

Тестирование, анализ физиче­ской карты, схе­мы и диаграмм на с. 219.

37.*Нанесение на к/к субъектов Западно-Сибирского района. Выявление и анализ усло­вий для разви­тия хозяйства района

§48,

задания

2-4

на с. 224



58

1

Западно-

Сибирский

район

Урок-практикум. Слайд-лекция

Главная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сельское хозяйство

Приводят примеры ис­пользования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружа­ющей среды, ее влия­ния на формирование районов разной спе­циализации

Индивидуальный опрос, исследова­ние по картам ат­ласа.


38.Составление характеристи­ки одного из нефтяных бас­сейнов Запад­ной Сибири

§49, вопросы на с. 227



Тема 8. Восточная Сибирь (3ч)




59

1

Восточная

Сибирь

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция

Восточная Сибирь. Природ­ные условия. Тектоника и полезные ископаемые, их выборочная разработка. Каскады ГЭС. Природно­хозяйственные зоны

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района, харак­теризуют природные ресурсы и факторы, за­трудняющие их осво­ение

Тестирование, анализ рисунка на с. 228-229.


§50



60

1

Байкал

Урок-исследование

Байкал - жемчужина Рос­сии. Происхождение озера, особенности байкальской воды. Хозяйственное использование и экологиче­ские проблемы Байкала в российской культуре

Объясняют происхож­дение озера и особен­ности байкальской во­ды, приводят примеры хозяйственного исполь­зования, предлагают пути решения экологи­ческих проблем

Практическая

работа

39.Анализ взаи­модействия природы и человека на при­мере освоения озера Байкал

§51



61

1

Хозяйство

района

Урок-практикум. Слайд-лекция

Хозяйство Восточной Сиби­ри. Гидроэлектроэнергетика, цветная металлургия. Лес­ной комплекс. ВПК. Сель­ское хозяйство. Экологиче­ские проблемы

Определяют условия для развития отраслей специализации, характеризуют их особенно­сти, прогнозируют пер­спективы дальнейшего развития региона

Составление схе­мы «Хозяйство Восточной Сиби­ри».

40.*Нанесение на к/к субъектов Восточно-Сибирского района и выпускаемую в них продукцию

§52



Тема 9. Дальний Восток (6ч)




62

1

Дальневосточный

район

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Дальний Восток. Формиро­вание территории. Границы с Китаем и Японией, их из­менения

Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района, оцени­вают важность страте­гического экономико­-географического поло­жения района, показы­вают современные гра­ницы и пограничные государства

Тестирование, анализ рисунка на с. 243-244

41.*Нанесение на к/к субъектов Дальневосточного района

§53,

задания

1-3

на с. 247



63

1

Природные условия и ресурсы

Урок-исследование. Слайд-лекция

Природные условия и ре­сурсы. Разнообразие приро­ды. Опасные природные яв­ления

Объясняют причины своеобразия природы и сейсмичности Даль­него Востока, приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды

Анализ рисунка нас. 156, темати­ческих карт атла­са.

42.Сравнение

и оценка

природных

особенностей

отдельных

территорий

§54,

задания

2-4

на с. 253



64

1

Моря Тихого океана

Урок-практикум

Моря Тихого океана: Берин­гово, Охотское, Японское. Особенности природы и хо­зяйственное использование

Характеризуют осо­бенности природы, хо­зяйственное использо­вание морей и морских путей, предлагают пу­ти развития Дальнего Востока как рекреаци­онной зоны

Сравнительная таблица; прогноз развития Дальне­го Востока как рекреационной зоны

43.Сравнение природы и хо­зяйственного использования морей Дальне­го Востока и арктических морей

§55,

вопросы

1-5

на с. 256



65

1

Население

и хозяйство района

Урок-исследование. Слайд-лекция

Население района. История заселения. Национальный состав. Местные народы. Хозяйство района. Отрасли специализации. Транспорт­ные связи. Перспективы района

Называют народы, отрасли специализации, харак­теризуют транспортные пути, анализируют плотность населения в разных районах Дальнего Вос­тока, объясняют при­чины ее различий и преобладание город­ского населения, приводят приме­ры возможного сотрудничества с пограничными государствами

Учебное исследо­вание по картам атласа и дополни­тельным источ­никам информа­ции.

Вопросы и зада­ния на с. 253, тестирование..

44.Анализ взаи­модействия природы и человека на примере Дальнего Востока

§56-57



Россия в мире (1ч)




66












1












Россия в мировом хозяйстве и мировой политике

Лекция с элементами практической работы

Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хо­зяйстве в разные историче­ские периоды. Современная внешняя торговля России. Место России в мировой политике в различные исто­рические периоды. Россия и сопредельные страны

Приводят примеры внутригосударственных и внешних экономиче­ских связей России. Сравнивают положение России в мире в раз­личные исторические периоды

Беседа. Составление раз­вернутого плана по ходу лекции

46.Определение экономической роли России в мире на раз­ных этапах исторического развития

С.264- 268



Приморский край -17 часов



67

1

Приморский край. Территория и географическое

положение.

Лекция с элементами

практическои работы

Площадь территории.

Протяженность.

Крайние точки и их географические координаты. Особенности географического положения края на картах России, мира. Транспортные связи с соседними государствами. Геополитическое положение края. Административное деление. Сопредельные страны

Понимают уникальность и знают специфику географического положения. Приморского края. Сравнивают географическое положение ПК и других стран

Знают

особенности границ пк. Составляют краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации

Самостоятельная работа с контурными картами.

. 'Обозначение на контурной карте крайних точек, пограничных го¬сударств.

1.Определение

по картам географического

положения Приморского края

.

§1-2,к/к



68

1

История исследования и освоение Приморского

Урок-исследование.

Путешествия и географические исследования Н,П. Пржевальского, В.К. Арсеньева, К.И Максимовича, Р.К. Маака, В.Л.

Комарова, М.И.

Венюкова, Х.И, Куренцова, Л.Г.

Капланова. Основные

этапы расселения и хозяйственное

освоение.

Знают историю освоения территории Приморского края, имена исследователей. Умеют находить и анализировать различные источники информации.

Анализ карт атласа .Работа с текстом учебника, составление таблицы.


§3,таблица



69-70-71

3

Природа Приморского края

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала

Характерные черты рельефа. Полезные

ископаемые. Особенности климата. Внутренние воды, их специфика и размещение. Стихийные природные явления. Уникальность флоры и фауны Приморья. Охраняемые территории. Природное районирование. Природные комплексы.

Знают особенности геологического строения территории ПК особенности рельефа .полезные ископаемые и их происхождение.

Знают факторы, определяющие климат пк. Знают уникальность флоры и фауны ПК. Выступают с со-общениями об охраняемых территориях (презентации)

Анализ карт атласа .Работа с текстом учебника, составление таблицы.


§4- 12.табли цы,



72-73

2

Население Приморского края

Урок актуализации знаний и умений, изучения нового

материала

Численность,

естественное и

механическое движение населения. Естественная убыль

населения, отрицательное сальдо миграции, демографические проблемы. Половой и

возрастной состав. Национальные состав,особенности его формирования. Городское и сельское население. Трудовые ресурсы. Образовательный уровень населения.

Называют факторы, влияющие на продолжительность жизни, объясняют разницу в

мужчин и женщин, оценивают факторы,

продолжительности жизни

определяющие преобладание мужчин или женщин в разных районах.

Практическая работа.

2.0пределение по картам плотности и особенностей размещения населения.

§13-14.



74-75

2

Природные ресурсы

Урок-практикум.

Минеральные, агроклиматические, водные, земельные и

почвенные.

Растительные и животные ресурсы. Обеспеченность края различными видами ресурсов. Хозяйственная оценка природных ресурсов


Анализ карт атласа .Работа с текстом учебника

3.ХозяЙственная оценка .природных условий и ресурсов

§18.табл ица.



76-77-78-79-80-81

6

Хозяйство Приморского края

Лекция с элементами

Отраслевая структура хозяйства и ее связь с экономико-географическим положение края и природно-ресурсным

потенциалом. ; Территориальная структура хозяйства. Проблемы и

перспективы развития экономики. Экономические связи края. Природоохранные районы.

Крупные

промышленные и историко-культурные центры края.

Знают отраслевую структура хозяйства и ее связь с экономико¬географическим положение края и природно-ресурсным потенциалом.

Проблемы и перспективы развития экономики.

Анализ карт атласа.

4.Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства. 5.Составление картосхемы внешних экономических связей. 6.Составление экономико-географических характеристик промышленных районов, узлов и других форм организаций хозяйства.

§17-25



82-83











2












Медико-

географические

условия жизни

человека









Урок актуализации

знаний и умений,

изучения нового

материала


Охрана природы и

экология.

Знают особенности

медико-географических

условий жизни человека.

Анализ карт

атласа .Работа с

текстом учебника

7.Анализ

экологической

ситуации и

характеристика

мероприятий по

охране и

преобразованию

природы.

§28-29





84-85



2



Резерв 2 часа.






.








.









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!