| Дата | № урока | Кол-во часов | Тема урока | Вид урока | Элементы обязательного минимума | Требования к уровню подготовки обучающихся | Формы контроля | Практические работы | Домашнее зада ние |
| Раздел I. Хозяйство России (21 ч) |
| Тема 1. Общая характеристика хозяйства. Географическое районирование(4 ч) |
| | 1-2 | 2 | Введение. Понятие хозяйства. Его структура | Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний | Понятие хозяйства. Его структура. Отрасли и их группировки. Три сектора хозяйства - первичный, вторичный, третичный. Изменение структуры хозяйства России | Объясняют понятия: экономика, хозяйство, отрасли промышленности, межотраслевые комплексы. Классифицируют предприятия по отраслям и секторам хозяйства | Фронтальный, вопросы нас. 13. | 1.Группировка отраслей по различным показателям | §1 |
| | 3 | 1 | Этапы развития хозяйства | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Этапы развития хозяйства России. Циклические закономерности развития хозяйства. Особенности индустриального пути развития России | Называют этапы развития хозяйства России. Характеризуют изменения, происходящие в структуре хозяйства на современном этапе | Индивидуальный. Анализ рис. 2, вопросы 1-4 нас. 17 | | §2, вопросы 5,6 на с. 17 |
| | 4 | 1 | Географическое районирование | Урок-практикум. Слайд-лекция | Географическое районирование. Его виды (по однородности и по связям). Природное и экономическое районирование России. Географические районы России. Административно-территориальное деление (АТД) как один из видов районирования | Называют и сравнивают виды районирования, показывают на карте географические и экономические районы России, составляют схему АТД своего района | Анализ рис. 5, самостоятельная работа. | 2.Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства | §3, вопросы 3,4 на с. 23 |
| | 5-6 | 2 | Географическое районирование | Урок-практикум | Административно-территориальное деление | Назавают и показывают на карте субъекты АТД России | Практическая работа в контурных картах | 3.*Нанесение на контурную карту субъектов РФ (республики, края, АО) и их столиц | §3 |
| Тема 2. Главные отрасли и межотраслевые комплексы (17 ч) |
| | 7 | 1 | Сельское хозяйство. Растениеводство | Урок-исследование. Слайд-лекция | Сельское хозяйство, его главные особенности. Структура сельскохозяйственных угодий. Отраслевой состав сельского хозяйства. Структура и география растениеводства | Знают отрасли и географию растениеводства, приводят примеры, доказывающие зависимость растениеводства от агроклиматических условий | Тестирование, анализ рис. 11, 12 | 4.Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур | §4 |
| | 8 | 1 | Животноводство. Зональная специализация сельского хозяйства | Урок-практикум. Слайд-лекция | Животноводство, его структура. Влияние природных условий на содержание скота. География животноводства | Знают отрасли и географию животноводства, объясняют зональную специализацию сельского хозяйства на основе анализа и сопоставления нескольких тематических карт | Практическая работа | 5.Размещение основных отраслей животноводства | §5 |
| | 9 | 1 | Агропромышленный комплекс. Легкая и пищевая промышлен- ность | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд-лекция | Агропромышленный комплекс. Состав, структура, проблемы развития. Легкая и пищевая промышленность в составе АПК. Особенности их развития в настоящее время. География легкой и пищевой промышленности | Знают состав и структуру агропромышленного комплекса (АПК), характеризуют особенности развития легкой и пищевой промышленности | Фронтальный, анализ рис. 17, вопросы и задания на с. 39. | 6.*Изучение на примере своей местности обеспеченности населения продуктами питания | §6 |
| | 10 | 1 | Лесной комплекс | Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция | Специфика и структура лесного комплекса России. Основные отрасли и закономерности их размещения. Представление о лесопромышленном комплексе. Проблемы лесного комплекса | Знают состав и структуру лесного комплекса. Прогнозируют перспективы развития лесопромышленных комплексов | Индивидуальный, анализ рис. 20, 21, вопросы и задания на с. 43. | 7.Оценка природных ресурсов и пути решения экологических проблем, связанных с развитием отрасли | §7 |
| | 11 | 1 | Топливноэнергетический комплекс. Угольная промышленность | Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция | Топливно-энергетический комплекс (ТЭК) и его значение в развитии хозяйства России в условиях ее северного положения с учетом размеров территории. Структура ТЭК, его связи с другими отраслями хозяйства. Угольная промышленность. Основные угольные бассейны. Социальные проблемы угольных районов | Знают структуру ТЭК, описывают его связи с другими отраслями хозяйства и социальные проблемы, называют угольные бассейны, характеризуют угольный бассейн по картам и статистическим материалам | Анализ рис. 22- 24, карт атласа. Практическая работа. | 8.*Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам | §8, с. 43-46 |
| | 12 | 1 | Нефтяная и газовая промышленность | Уроки-практикумы. Слайд-лекция | Этапы развития нефтяной и газовой промышленности. Основные районы добычи, транспортировки и переработки нефти. Нефтепроводы и нефтеперерабатывающие заводы. Районы добычи газа. Газопроводы. Газ - современный вид топлива. Роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России | Знают районы добычи нефти и газа. Называют и показывают важнейшие магистральные нефте- и газопроводы. Характеризуют роль нефтяной и газовой промышленности во внешней торговле России | Анализ рис. 25, 30, карт атласа. Практическая работа. | 9.Чтение карт, характеризующих особенности географии отраслей ТЭК (основные районы добычи, транспортировка, переработка и использование топливных ресурсов) | §8, с. 47-52, задание 4 на с. 52 |
| | 13 | 1 | Электроэнер гетика | Урок закрепления новых знаний. Слайд-лекция | Энергосистемы. Типы электростанций, их специфика и особенности влияния на окружающую среду. География электроэнергетики. Проблемы ТЭК России | Знают основные типы электростанций, называют и показывают самые мощные из них, предлагают пути решения проблем ТЭК России | Анализ рис. 31, 32, карт атласа. Практическая работа. Тестирование. | 10.*Обозначение на к/к крупнейших электростанций России | §9, вопрос на с. 55 |
| | 14 | 1 | Металлургический комплекс. Черная металлургия | Слайд-лекция | Металлургический комплекс, его значение в хозяйстве. Черная металлургия, структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география черной металлургии | Знают факторы размещения, особенности отрасли и ее значение в хозяйстве страны. Называют и показывают основные центры черной металлургии | Фронтальный. Анализ карт атласа. Тестирование. | | § 10, вопросы на с. 60 |
| | 15 | 1 | Металлургический комплекс. Цветная металлургия | Урок-практикум. Слайд-лекция | Цветная металлургия, структура. Типы металлургических предприятий, факторы их размещения. Современная география цветной металлургии | Знают факторы размещения, особенности отрасли и ее значение в хозяйстве страны. Называют и показывают основные центры цветной металлургии | Практическая работа. | 11.Объяснение влияния различных факторов на размещение металлургического производства | § 10, вопросы на с. 60 |
| | 16-17 | 2 | Машиностроительный комплекс | Урок-практикум | Машиностроение - «отрасль свободного размещения», его роль и место в хозяйственной жизни страны. Ориентация на квалифицированные кадры и удобные связи с другими городами - поставщиками деталей, потребителями продукции, научными базами. Специализация и кооперирование. Роль крупных заводов-лидеров в хозяйстве страны | Объясняют понятия: кооперирование, предметная и подетальная специализация, приводят примеры внутриотраслевых связей машиностроения | Анализ рис. 39, практическая работа. | 12.Изучение особенностей внутриотраслевых связей на примере машиностроения | §11, вопросы на с. 64 |
| | 18 | 1 | Химическая промышлен ность | Урок-практику м. Слайд-лекция | Структура химической промышленности и уникальность отрасли. Производство минеральных удобрений. Химия полимеров. Химическая промышленность и окружающая среда. Понятие инфраструктуры | Называют отраслевой состав химической промышленности, описывают ее влияние на окружающую среду, составляют схемы межотраслевых связей | Анализ рис. 41- 43, практическая работа. | 13.Составление схемы межотраслевых связей химической промышленности | § 12, задание 6 на с. 68 |
| | 19 | 1 | Транспорт | Урок-практикум. Слайд-лекция | Транспортный комплекс, его значение. Сравнение различных видов транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду. Отличительные особенности транспортной сети страны. Проблемы транспортного комплекса | Определяют роль транспорта в развитии хозяйства страны, сравнивают различные виды транспорта по технико-экономическим особенностям и воздействию на окружающую среду | Анализ рис. 45, карт атласа, практическая работа. | 14.* Сравнение транспортной обеспеченности отдельных районов России (на основе карт) | §13, задания 4-6 на с. 73 |
| | 20 | 1 | Информацион- ная инфраструктура | Урок-диалог | Информационная инфраструктура. Значение информации для современного общества. Влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей | Объясняют возможности каждого вида связи и влияние телекоммуникаций на территориальную организацию общества и образ жизни людей | Тестирование | | § 14 |
| | 21 | 1 | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство | Урок закрепления новых знаний, практикум. Слайд-лекция | Сфера обслуживания. Рекреационное хозяйство. Его структура. Виды туризма. Рекреационные районы | Объясняют понятия сфера обслуживания, рекреационное хозяйство | Групповая работа (маршрут или схема). | 15.Составление маршрута для разных видов туризма в своем крае или схемы предприятий сферы обслуживания (по группам) | § 15, вопросы и задания на с. 84 |
| | 22 | 1 | Территориальное разделение труда. | Урок закрепления новых знаний, практикум. | Возникновение территориального (географического) разделения труда. Условия, влияющие на специализацию районов. Изменение специализации географических районов во времени | Называют и показывают на карте главные промышленные и сельскохозяйственные районы страны, описывают условия, влияющие на их специализацию, объясняют значение географического разделения труда для отдельных территорий и страны в целом | Вопросы и задания на с. 84 | 16.Сравнение размещения главных промышленных и сельскохозяйственных районов страны с главной полосой расселения и с благоприятным по природным условиям положением территорий | § 16 |
| | 23 | 1 | Обобщение знаний по разделу «Хозяйство России» | Урок обобщения и систематизации знаний | | Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета | Тестирование. Решение творческих задач | | |
| Раздел II. Районы России (46 ч) |
| Европейская часть России (30 ч) |
| | 24 | 1 | Восточно- Европейская равнина | Вводная лекция с элементами беседы | Восточно-Европейская равнина. Тектоника и рельеф, климат, реки. Природно-хозяйственные зоны | Характеризуют особенности географического положения и природы Европейской России | Анализ рис. 56- 57, вопросы и задания на с. 93 | | § 17 |
| | 25 | 1 | Волга | Урок-практикум | Волга. Природные особенности и хозяйственное использование до и после строительства ГЭС. Преобразование речных систем и экологические проблемы | Описывают роль Волги в истории России, ее хозяйстве и культуре, называют и показывают города и ГЭС по течению реки, составляют маршрут путешествия | Практическая работа в группах | 17.Составление туристического маршрута по Волге, определение целей поездки | § 18 |
| Тема 1. Центральная Россия (8ч) |
| | 26 | 1 | Центральная Россия: состав, географическое положение | Урок-исследование. Слайд-лекция | Центральная Россия. Состав территории. Историческое ядро Русского государства. Географическое положение, его изменение в различные периоды | Называют экономические районы, входящие в состав Центральной России, характеризуют ее экономико-природное и политико-географическое положение и изменение его во времени | Самостоятельная работа с контурной картой. | 18.*Нанесение на контурную карту экономических районов, входящих в состав Центральной России, отражение особенностей географического положения | § 19, подготовить сообщения о центрах народных художественных промыслов |
| | 27 | 1 | Центральный район: особенности населения | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Центральный район, его особое значение в жизни России. Особенности населения, район-«локомотив», центр науки и культуры. Памятники природы, истории и культуры. Народные промыслы | Называют и показывают области, входящие в состав района. Характеризуют особенности населения района, описывают один из центров народных художественных промыслов | Сообщения (презентации) учащихся | | §20 |
| | 28 | 1 | Хозяйство Центрального района | Урок-практикум. Слайд-лекция | Старопромышленный район страны. Роль географического фактора в его формировании. Развитие хозяйства района. Отрасли специализации, их изменение в 1990-х гг. | Выделяют и объясняют роль ЭГП в развитии хозяйства. Находят в разных источниках и анализируют информацию, необходимую для изучения территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала | Анализ табл. 2 в Приложении, карт атласа, решение творческих задач, практическая работа. | 19.Выявление и анализ условий для развития хозяйства Центрального района | §21 |
| | 29 | 1 | Москва - столица России | Урок-диалог. Слайд- лекция | Москва - столица России. Москва - центр инноваций. Крупнейший центр науки и высшего образования, политический и финансовый центр. Московская агломерация | Объясняют понятия: столичные функции, Московская агломерация, называют проблемы города, предлагают пути их решения | Фронтальный, вопросы и задания на с. 113. | | §22 |
| | 30 | 1 | Города Центрального района | Урок-практикум. Слайд-лекция | Города Центрального района, их типы. Памятники истории и культуры. Современные функции городов | Называют современные функции городов, анализируют информацию, необходимую для изучения территории, разрабатывают маршруты путешествий по достопримечательным местам, показывают географические объекты на карте | Практическая работа. | 20.Составление географических маршрутов по достопримечательным местам Центральной России (памятники природы, культурно-исторические объекты, национальные святыни России) | §23 |
| | 31 | 1 | Центрально- Черноземный район | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд-лекция | Центрально-Черноземный район. Этапы освоения территории и развития хозяйства. Природные ресурсы. «Русский чернозем». Эрозия почв и борьба с ней. Агропромышленный комплекс района. Развитие промышленности. Курская магнитная аномалия (КМА) и черная металлургия. Территориальная структура и города | Называют и показывают области, входящие в состав района. Приводят примеры центров производства важнейших видов продукции | Эвристическая беседа, исследование по картам атласа, тестирование | 21.* Сравнение экономико-географического положения ЦентральноЧерноземного и Центрального районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство | §24 |
| | 32 | 1 | Волго-Вятский район | Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция | Волго-Вятский район, его внутренняя неоднородность. Народы, их историко-культурные особенности. Нижний Новгород и его окружение | Показывают области, входящие в состав района, называют народы. Выделяют и объясняют роль ЭГП и природных ресурсов в развитии хозяйства. Характеризуют отрасли специализации | Исследование по картам и другим источникам информации | 22.* Определение факторов, обуславливающих развитие автомобилестроенияв Волго-Вятском экономическом районе | §25 |
| | 33 | 1 | Обобщающий урок по теме «Центральная Россия» | Урок обобщения и систематизации знаний | | Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета | Тестирование. Решение творческих задач | | |
| Тема 2. Северо-Западный район (4ч) |
| | 34 | 1 | Северо- Западный район. Географическое положение и природа | Урок изучения нового материала и закрепления новых знаний. Слайд-лекция | Географическое положение района как «окна в Европу», его значение в разные периоды российской истории. Особенности природы | Характеризуют географическое положение района, описывают влияние Балтийского моря на хозяйственную специализацию района | Анализ рис. 78- 81, вопросы и задания на с. 131. | 23.*Нанесение на к/к субъектов Северо-Западного района и выпускаемую в них продукцию | §26 |
| | 35 | 1 | Города на старых водных торговых путях | Урок-исследованиеСлайд-лекция | Балтийское море и Ладожское озеро, их использование и экологические проблемы. Древние русские города, особенности их развития и современные проблемы | Называют функции городов, возникших на водных путях Северо-Запада, разрабатывают маршруты путешествий по достопримечательным местам, показывают географические объекты на карте | Работа с тематическими и контурными картами, другими источниками информации. | 24.Составление географического описания путешествия от Финского залива до Рыбинска водным путем | §27 изучить информацию о культурном наследии Санкт-Петербурга |
| | 36 | 1 | Санкт-Петербург - «вторая столица» России | Урок-путешествие. Слайд-лекция. | Санкт-Петербург, его основание и этапы развития. Особенности промышленности города на разных этапах развития. Новые хозяйственные задачи. Проблема наводнений. Петербург как центр русской культуры. Планировка и внешний облик города. Пригороды Петербурга. Наука и образование | Сравнивают два промышленных гиганта: Москву и Санкт- Петербург, приводят примеры их влияния на окружающее хозяйственное пространство. Характеризуют функции столичного города, анализируют информацию, полученную из различных источников, выступают с сообщениями, презентациями | Фронтальный, вопросы и задания на с. 136. Заслушивание сообщений, защита презентаций | | § 28-29 |
| | 37 | 1 | Калинин градская область | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция | Калининградская область. История формирования. Население и хозяйство. Анклавное географическое положение области. «Контактное» экономико-географическое положение области как ресурс ее развития | Анализируют информацию, необходимую для изучения особенностей территории, ее обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала | Анализ рис. 87, 88, тематических карт, тестирование | | §30, вопросы и задания на с. 142 |
| Тема 3. Европейский Север (4ч) |
| | 38 | 1 | Европейский Север. Географическое положение | Вводная лекция с элементами беседы. Слайд-лекция | Европейский Север. Географическое положение, особенности природы. Моря Белое и Баренцево: природные особенности, пути хозяйственного использования, место в русской культуре и истории. Поморы | Называют и показывают области, входящие в состав района. Выделяют и объясняют роль ГП, природных условий и ресурсов в развитии хозяйства | Анализ картосхемы на с. 143, вопросы и задания на с. 147. | 25.Выявление и анализ условий для развития хозяйства Европейского Севера | §31 |
| | 39 | 1 | Этапы развития хозяйства | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция | Этапы освоения и заселения территории. Изменение роли района в жизни России. Родина русских землепроходцев. Смена отраслей специализации | Знают этапы освоения и заселения территории, объясняют причины изменений роли района в жизни России, характеризуют отрасли специализации | Составление схемы: хозяйственная специализация Европейского Севера. | 26.*Определение связи между природными ресурсами и особенностями хозяйственной специализации Европейского Севера | §32, задания 1-3 по выбору учащихся на с. 155 |
| | 40 | 1 | Роль Европейского Севера в развитии русской культуры | Урок-путешествие | Роль Севера в развитии русской культуры. Природное и культурное наследие. Северные монастыри. Художественные промыслы. Древнее зодчество | Анализируют информацию, полученную из различных источников, выступают с сообщениями, презентациями | Групповая практическая работа | 27.Составление туристического маршрута по Карелии, Мурманской, Архангельской, Вологодской областям | §33 |
| | 41 | 1 | Обобщающий урок по теме «Северо-Западный район и Европейский Север» | Урок обобщения и систематизации знаний | | Умеют находить применение геоинформации, включая карты, СМИ, ресурсы Интернета | Тестирование. Решение творческих задач | | |
| Тема 4. Поволжье (2ч) |
| | 42 | 1 | Поволжье. Географическое положение | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция | Поволжье. Географическое положение. Волга как главная ось хозяйства и расселения и как природно-хозяйственная граница. Протяженность территории и изменение природных условий | Называют и показывают области, входящие в состав района. Выделяют и объясняют особенности географического положения, природных условий и ресурсов | Анализ картосхемы на с. 156, тематических карт, вопросы \на с. 161. | | §34, задание 5 на с. 161 |
| | 43 | 1 | Население и хозяйство | Уроки-практикумы. Слайд-лекция | Этническая и культурная неоднородность района. Изменение хозяйства района на различных этапах его развития. Современные отрасли специализации. Последствия строительства ГЭС, экологические конфликты и пути их решения. Крупнейшие города района (Казань, Самара, Волгоград), особенности их экономико-географического положения и этапы развития | Знают этапы хозяйственного освоения территории и особенности состава населения. Сравнивают два города (на выбор) по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны | Практическая работа. | 28.* Нанесение на контурную карту крупнейших городов Поволжья. Сравнительная оценка двух городов по транспортно-географическому положению, историко-культурной и хозяйственной роли в жизни страны | §35 |
| Тема 5. Северный Кавказ (6ч) |
| | 44 | 1 | Северный Кавказ. Природные условия | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция | Северный Кавказ (Европейский Юг). Особенности географического положения и разнообразие природы. История присоединения к России и заселения русскими | Называют и показывают области, края и республики, входящие в состав района. Выделяют и объясняют особенности географического положения и разнообразие природы | Анализ картосхемы на с. 167, рис. 106, 107 (тематические карты), вопросы на с. 171. | 29.*Нанесение на к/к субъектов Северного Кавказа | §36 |
| | 45 | 1 | Хозяйство района | Урок-практикум. Слайд-лекция | Внутренняя неоднородность территории. Природно-хозяйственные зоны. Полезные ископаемые. Район с наилучшими в России условиями для сельского хозяйства. Агропромышленный комплекс, его структура. Другие отрасли промышленности. Рекреационные зоны | Объясняют внутреннюю неоднородность территории. Сравнивают природно-хозяйственные зоны, характеризуют агропромышленный комплекс и другие отрасли промышленности | Практическая работа | 30.Сравнение западной и восточной частей Северного Кавказа по природным условиям, развитию АПК и рекреационного хозяйства | §37 |
| | 46 | 1 | Народы Северного Кавказа | Урок комплексного применения знаний. Слайд-лекция | Кавказ как место встречи цивилизаций, культур, народов. Этническое, религиозное, культурное разнообразие района | Показывают республики, входящие в состав района, называют народы, приводят примеры использования природных ресурсов, влияния окружающей среды на формирование культуры народов | Анализ тематических карт и других источников географических знаний. | | §38, вопросы и задания на с. 177 |
| | 47 | 1 | Южные моря России | Урок-практикум | Черное и Азовское моря, их природа и хозяйственное использование. Транспортное и рекреационное значение морей. Новороссийск - крупнейший порт России. Каспийское море, его природа. История освоения. Колебания уровня моря, их экологические и хозяйственные последствия. Рыбные богатства Каспия. Нефть и газ. Дербент - самый древний из городов России | Характеризуют особенности природы и хозяйственного использования Черного и Азовского морей, приводят примеры объектов природного и культурного наследия России | Исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации, беседа | 31.Сравнительная физико-географическая характеристика Черного и Азовского морей | §38, вопросы на с. 181 |
| Тема 6. Урал (4ч) |
| | 48 | 1 | Урал. Географическое положение и природа | Урок-практикум. Слайд-лекция | Урал как природный и как экономический район. Предуралье и Зауралье. Пограничность положения Урала в природном и социально-экономическом отношении. Разнообразие ископаемых богатств. Неоднородность природных условий. Спектры широтной и высотной поясности | Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района. Определяют особенности географического положения, природных условий и ресурсов Северного, Среднего и Южного Урала, Предуралья и Зауралья | Анализ картосхем на с. 182, 186, 187, рис. 114, 115, тематических карт, вопросы нас. 188-189. | 32.*Сравнение экономико- географического положения Урала и Поволжья | §40 |
| | 49 | 1 | Этапы развития и современное хозяйство | Урок-исследование. Слайд-лекция | Этапы освоения и развития хозяйства Урала, изменение его роли в хозяйстве России. Современная структура хозяйства, ее проблемы. Закрытые города. Конверсия военно-промышленного комплекса | Определяют этапы освоения и развития промышленности Урала, изменение его роли в хозяйстве страны. Характеризуют отрасли специализации и проблемы их развития | Сравнительная таблица. | 33.Сравнение черной металлургии Урала и ЦентральноЧерноземного района | §41, задание 5 на с. 192 |
| | 50 | 1 | Города Урала. Проблемы района | Урок-исследование. Слайд-лекция | Крупнейшие города. Социальные, экономические и экологические проблемы. Охрана природы | Характеризуют уровень урбанизации и национальный состав населения. Оценивают экологическую ситуацию | Исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации. Тестирование | 34.Выявление экологических проблем, связанных с горнодобывающей индустрией | §42, задания 1-3 нас. 196 |
| | 51 | 1 | Обобщение знаний по теме «Европейская часть России» | Урок обобщения и систематизации знаний | Общие черты и проблемы западных районов России. Пути решения проблем | Характеризуют образы разных районов Европейской части России, находят общие черты и проблемы, предлагают пути решения проблем | Тестирование, решение творческих задач. Заполнение сводной таблицы - задание 2 на с. 197 | | §42, задания 1-3 нас. 196 |
| Азиатская часть России (16ч) |
| | 52 | 1 | Природа Сибири | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Природа Сибири. Рельеф, климат, реки, ландшафты и условия ведения хозяйства | Описывают природу Сибири, определяют черты сходства и различия в природе и условиях ведения хозяйства Сибири и Европейской части России | Анализ рис. 126, 128, сопоставление тематических карт | 35.Определение сходства и различий в рельефе, климате и внутренних водах Сибири и Европейской части России | § 43, задания 4, 5 на с. 203 |
| | 53 | 1 | Природа и ресурсы гор Южной Сибири | Урок закрепления новых знаний | Природа и ресурсы гор Южной Сибири. Полезные ископаемые. Климат и горные реки. Высотная поясность | Объясняют разнообразие природных ландшафтов и полезных ископаемых гор Южной Сибири | Анализ рис. 129, 132, вопросы и задания на с. 207 | | §44 |
| | 54 | 1 | Арктические моря | Урок-исследование | Арктические моря. Русские географические открытия. Особенности морей. Северный морской путь, его значение | Приводят примеры хозяйственной деятельности населения, связанной с арктическими морями, описывают влияние морей на климат внутренних районов Сибири | Работа с тематическими картами атласа и вопросами нас. 211 | | §45 |
| | 55 | 1 | Население Сибири | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Население Сибири. Этнический состав. Особенности «сибирских русских» | Описывают этническую карту Сибири, особенности характера «сибирских русских» | Работа с картой народов и вопросами на с. 214 | | §46 |
| | 56 | 1 | Хозяйственное освоение Сибири | Урок решения задач | Хозяйственное освоение Сибири. Первые города: Тобольск, Мангазея. Этапы развития хозяйства и сдвиги в размещении населения. Изменения в хозяйстве после распада СССР. Географические различия в освоении территории. Зона Крайнего Севера | Называют причины и этапы хозяйственного освоения Сибири. Приводят примеры различий в степени освоенности территории, предлагают перспективные направления развития хозяйства Сибири | Поиск ответов на проблемные вопросы в различных источниках географической информации | 36.Разработка перспективных направлений развития хозяйства Сибири | §47 |
| Тема 7. Западная Сибирь (2ч) |
| | 57 | 1 | Западная Сибирь. Природные условия и ресурсы | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция | Западная Сибирь. Особенности природы. Природнохозяйственные зоны. Полезные ископаемые | Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района, определяют особенности географического положения, анализируют условия для развития хозяйства | Тестирование, анализ физической карты, схемы и диаграмм на с. 219. | 37.*Нанесение на к/к субъектов Западно-Сибирского района. Выявление и анализ условий для развития хозяйства района | §48, задания 2-4 на с. 224 |
| | 58 | 1 | Западно- Сибирский район | Урок-практикум. Слайд-лекция | Главная топливная база страны. Металлургия. ВПК. Сельское хозяйство | Приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование районов разной специализации | Индивидуальный опрос, исследование по картам атласа. | 38.Составление характеристики одного из нефтяных бассейнов Западной Сибири | §49, вопросы на с. 227 |
| Тема 8. Восточная Сибирь (3ч) |
| | 59 | 1 | Восточная Сибирь | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала. Слайд- лекция | Восточная Сибирь. Природные условия. Тектоника и полезные ископаемые, их выборочная разработка. Каскады ГЭС. Природнохозяйственные зоны | Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района, характеризуют природные ресурсы и факторы, затрудняющие их освоение | Тестирование, анализ рисунка на с. 228-229. | | §50 |
| | 60 | 1 | Байкал | Урок-исследование | Байкал - жемчужина России. Происхождение озера, особенности байкальской воды. Хозяйственное использование и экологические проблемы Байкала в российской культуре | Объясняют происхождение озера и особенности байкальской воды, приводят примеры хозяйственного использования, предлагают пути решения экологических проблем | Практическая работа | 39.Анализ взаимодействия природы и человека на примере освоения озера Байкал | §51 |
| | 61 | 1 | Хозяйство района | Урок-практикум. Слайд-лекция | Хозяйство Восточной Сибири. Гидроэлектроэнергетика, цветная металлургия. Лесной комплекс. ВПК. Сельское хозяйство. Экологические проблемы | Определяют условия для развития отраслей специализации, характеризуют их особенности, прогнозируют перспективы дальнейшего развития региона | Составление схемы «Хозяйство Восточной Сибири». | 40.*Нанесение на к/к субъектов Восточно-Сибирского района и выпускаемую в них продукцию | §52 |
| Тема 9. Дальний Восток (6ч) |
| | 62 | 1 | Дальневосточный район | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Дальний Восток. Формирование территории. Границы с Китаем и Японией, их изменения | Показывают субъекты Федерации, входящие в состав района, оценивают важность стратегического экономико-географического положения района, показывают современные границы и пограничные государства | Тестирование, анализ рисунка на с. 243-244 | 41.*Нанесение на к/к субъектов Дальневосточного района | §53, задания 1-3 на с. 247 |
| | 63 | 1 | Природные условия и ресурсы | Урок-исследование. Слайд-лекция | Природные условия и ресурсы. Разнообразие природы. Опасные природные явления | Объясняют причины своеобразия природы и сейсмичности Дальнего Востока, приводят примеры использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды | Анализ рисунка нас. 156, тематических карт атласа. | 42.Сравнение и оценка природных особенностей отдельных территорий | §54, задания 2-4 на с. 253 |
| | 64 | 1 | Моря Тихого океана | Урок-практикум | Моря Тихого океана: Берингово, Охотское, Японское. Особенности природы и хозяйственное использование | Характеризуют особенности природы, хозяйственное использование морей и морских путей, предлагают пути развития Дальнего Востока как рекреационной зоны | Сравнительная таблица; прогноз развития Дальнего Востока как рекреационной зоны | 43.Сравнение природы и хозяйственного использования морей Дальнего Востока и арктических морей | §55, вопросы 1-5 на с. 256 |
| | 65 | 1 | Население и хозяйство района | Урок-исследование. Слайд-лекция | Население района. История заселения. Национальный состав. Местные народы. Хозяйство района. Отрасли специализации. Транспортные связи. Перспективы района | Называют народы, отрасли специализации, характеризуют транспортные пути, анализируют плотность населения в разных районах Дальнего Востока, объясняют причины ее различий и преобладание городского населения, приводят примеры возможного сотрудничества с пограничными государствами | Учебное исследование по картам атласа и дополнительным источникам информации. Вопросы и задания на с. 253, тестирование.. | 44.Анализ взаимодействия природы и человека на примере Дальнего Востока | §56-57 |
| Россия в мире (1ч) |
| | 66 | 1 | Россия в мировом хозяйстве и мировой политике | Лекция с элементами практической работы | Внешние экономические связи России. Изменение места России в мировом хозяйстве в разные исторические периоды. Современная внешняя торговля России. Место России в мировой политике в различные исторические периоды. Россия и сопредельные страны | Приводят примеры внутригосударственных и внешних экономических связей России. Сравнивают положение России в мире в различные исторические периоды | Беседа. Составление развернутого плана по ходу лекции | 46.Определение экономической роли России в мире на разных этапах исторического развития | С.264- 268 |
Приморский край -17 часов | |
| 67 | 1 | Приморский край. Территория и географическое положение. | Лекция с элементами практическои работы | Площадь территории. Протяженность. Крайние точки и их географические координаты. Особенности географического положения края на картах России, мира. Транспортные связи с соседними государствами. Геополитическое положение края. Административное деление. Сопредельные страны | Понимают уникальность и знают специфику географического положения. Приморского края. Сравнивают географическое положение ПК и других стран Знают особенности границ пк. Составляют краткую географическую характеристику территории на основе разнообразных источников географической информации | Самостоятельная работа с контурными картами. . 'Обозначение на контурной карте крайних точек, пограничных го¬сударств. | 1.Определение по картам географического положения Приморского края | . §1-2,к/к | |
| 68 | 1 | История исследования и освоение Приморского | Урок-исследование. | Путешествия и географические исследования Н,П. Пржевальского, В.К. Арсеньева, К.И Максимовича, Р.К. Маака, В.Л. Комарова, М.И. Венюкова, Х.И, Куренцова, Л.Г. Капланова. Основные этапы расселения и хозяйственное освоение. | Знают историю освоения территории Приморского края, имена исследователей. Умеют находить и анализировать различные источники информации. | Анализ карт атласа .Работа с текстом учебника, составление таблицы. | | §3,таблица | |
| 69-70-71 | 3 | Природа Приморского края | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Характерные черты рельефа. Полезные ископаемые. Особенности климата. Внутренние воды, их специфика и размещение. Стихийные природные явления. Уникальность флоры и фауны Приморья. Охраняемые территории. Природное районирование. Природные комплексы. | Знают особенности геологического строения территории ПК особенности рельефа .полезные ископаемые и их происхождение. Знают факторы, определяющие климат пк. Знают уникальность флоры и фауны ПК. Выступают с со-общениями об охраняемых территориях (презентации) | Анализ карт атласа .Работа с текстом учебника, составление таблицы. | | §4- 12.табли цы, | |
| 72-73 | 2 | Население Приморского края | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Численность, естественное и механическое движение населения. Естественная убыль населения, отрицательное сальдо миграции, демографические проблемы. Половой и возрастной состав. Национальные состав,особенности его формирования. Городское и сельское население. Трудовые ресурсы. Образовательный уровень населения. | Называют факторы, влияющие на продолжительность жизни, объясняют разницу в мужчин и женщин, оценивают факторы, продолжительности жизни определяющие преобладание мужчин или женщин в разных районах. | Практическая работа. | 2.0пределение по картам плотности и особенностей размещения населения. | §13-14. | |
| 74-75 | 2 | Природные ресурсы | Урок-практикум. | Минеральные, агроклиматические, водные, земельные и почвенные. Растительные и животные ресурсы. Обеспеченность края различными видами ресурсов. Хозяйственная оценка природных ресурсов | | Анализ карт атласа .Работа с текстом учебника | 3.ХозяЙственная оценка .природных условий и ресурсов | §18.табл ица. | |
| 76-77-78-79-80-81 | 6 | Хозяйство Приморского края | Лекция с элементами | Отраслевая структура хозяйства и ее связь с экономико-географическим положение края и природно-ресурсным потенциалом. ; Территориальная структура хозяйства. Проблемы и перспективы развития экономики. Экономические связи края. Природоохранные районы. Крупные промышленные и историко-культурные центры края. | Знают отраслевую структура хозяйства и ее связь с экономико¬географическим положение края и природно-ресурсным потенциалом. Проблемы и перспективы развития экономики. | Анализ карт атласа. | 4.Составление картосхемы территориальной структуры хозяйства. 5.Составление картосхемы внешних экономических связей. 6.Составление экономико-географических характеристик промышленных районов, узлов и других форм организаций хозяйства. | §17-25 | |
| 82-83 | 2 | Медико- географические условия жизни человека | Урок актуализации знаний и умений, изучения нового материала | Охрана природы и экология. | Знают особенности медико-географических условий жизни человека. | Анализ карт атласа .Работа с текстом учебника | 7.Анализ экологической ситуации и характеристика мероприятий по охране и преобразованию природы. | §28-29 | |
| 84-85 | 2 | Резерв 2 часа. | | | | | | . | |