СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии. 9 класс. УМК А.И. Алексеев.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа  по  географии  разработана для 9 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года  №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями). 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии. 9 класс. УМК А.И. Алексеев.»

1.Пояснителная записка.

Рабочая программа по географии разработана для 9 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями), учебного плана МБОУ «Херсоновская ООШ» Беляевского района Оренбургской области на 2016 – 2017 учебный год, Примерной программы основного общего образования по географии, авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, М., Дрофа 2012 г. 5-9 классы.

2. Учебно-методический комплект

- Учебник А.И. Алексеев География: население и хозяйство России. /учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений- Просвещение, 2014 г.

- Атлас, - М.: Просвещение, 2016 г.

- Комплект контурных карт. – М.: Просвещение, 2016.


3. Место предмета в учебном плане

Рабочая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения (34 учебные недели).


4. Цели и задачи курса:

Цели:

освоение знаний об основных особенностях населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.


Задачи:

  • приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;

  • изучение природно-ресурсного потенциала России;

  • анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;

  • изучение отраслевой структуры экономики России;

  • знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.

  • изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;

  • анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.


В курсе “География России” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем.



5. Планируемые результаты обучения.

В результате изучения географии ученик должен

знать/понимать

  1. основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;

  2. географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;

  3. различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;

  1. специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;

  1. природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

  1. выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

  1. находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

  1. приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;

  1. составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

  1. определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;

  1. применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  1. ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;

  1. проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;

  1. определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;

  1. решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;

  1. проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.




Называть (показывать):

  • основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;

  • основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;

  • географические районы, их территориальный состав;

  • отрасли местной промышленности.

Описывать:

  • природные ресурсы;

  • периоды формирования хозяйства России;

  • особенности отраслей;

  • традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;

  • экономические связи районов;

  • состав и структуру отраслевых комплексов;

  • основные грузо - и пассажиропотоки.

Объяснять:

  • различия в освоении территории;

  • влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;

  • размещение главных центров производства;

  • сельскохозяйственную специализацию территории;

  • структуру ввоза и вывоза;

  • современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.

Прогнозировать:

  • возможные пути развития территории под влиянием определённых факторов.


6. Содержание тем учебного курса


Раздел 1. Россия на карте мира (5 часов)

Экономико-географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географи­ческого положения России. Сравнение географического положения России с положением других государств.

Границы России, Государственные границы России, их виды. Мор­ские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Феде­рации.

Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Фе­деральные округа.

Практические работы.

•   Границы, соседи России.    

           

Раздел 2. Человек и природа(5 часов)

Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон и хозяйственного значения её природных условий. Природные условия, природные ресурсы; исчерпаемые, неисчерпаемые, адаптация, рекреационные ресурсы, мелиорация.

Районы размещения природных ресурсов по территории России и возможности их использования.


Раздел 3. Население России (12 часов)

Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные по­казатели, характеризующие население страны и ее отдельных тер­риторий. Прогнозы изменения численности населения России.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и факторы, определяющие это своеобразие. Продолжительность жизни мужского и женского на­селения.

Народы и религии России. Россия — многонациональное го­сударство. Многонациональность как специфический фактор форми­рования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отноше­ний. Языковой состав населения. География религий.

Особенности расселения населения России. Географические осо­бенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.

Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения тру­доспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.

Практические работы

•   Изучение и анализ таблиц, характеризующих численность населения.


Раздел 4. Хозяйство России (19 часов)

Особенности развития хозяйства России. Понятие «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Предприятие — пер­вичная основа хозяйства. Условия ифакторы размещения пред­приятий. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.

Первичный сектор экономики. Его состав, особенности вхо­дящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в эко­номике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.

Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хо­зяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельс­кохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отрас­лей животноводства. Садоводство и виноградарство.

Лесное хозяйство. Российские леса — важная часть ее нацио­нального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины — традиционная отрасль рос­сийской экономики. География пушного промысла.

Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневос­точного бассейна. География переработки рыбы.

Практические работы

•   Анализ экономических карт для определения типов терри­ториальной структуры хозяйства.

•   Группировка отраслей по различным показателям.

•   Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и пер­спектив его рационального использования.

•   Определение по картам основных районов выращивания зер­новых и технических культур, главных районов животноводства. Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности вхо­дящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Фак­торы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Маши­ностроение и охрана окружающей среды.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, осо­бенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хо­зяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комп­лексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяй­стве. Факторы размещения предприятий, особенности геогра­фии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесопе­рерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хо­зяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.

Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.

Третичный сектор экономики. Его состав, особенности вхо­дящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.

География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении на­селения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важ­нейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.

География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и техно­полисы.

География социальной сферы. Состав, место и значение в хо­зяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном 26обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье — одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.

Практические работы

- Описание районов добычи угля, газа, нефти.

- Размещение черной и цветной металлургии

- Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

- Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.

- Определение различий в специализации основных районов химической промышленности.


Раздел 5. Крупные регионы России (21 час)

Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).

Зонирование России: Основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.

Районы и крупные регионы России, Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, спе­цифика расселения, национальный состав, традиции и культура. Го­рода. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем рай­она, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Районы и крупные регионы России, Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.

Население: численность, естественный прирост и миграции, спе­цифика расселения, национальный состав, традиции и культура. Го­рода. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем рай­она, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.

Практические работы

•   Моделирование вариантов нового районирования России.

•   Составить промышленные связи Центрального района с другими районами.

•   Сравнить географическое положение Москвы и Санкт-Петербурга.

• Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печерского района


Раздел 6. Россия в мире (3 часа)

Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия


Раздел 7. Хозяйство и население Оренбургской области (3 часа)

Определение особенностей географического положения терри­тории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры наро­дов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.




Тематический план

Наименование темы

Всего часов

Практические

работы

Контрольные

работы

1

Россия на карте мира

5

1

-

2

Человек и природа

5

-

-

3

Население России

12

1

1

4

Хозяйство России

19

5

1

5

Крупные регионы России

21

4

2

6

Россия в мире

3

-

1

7

Хозяйство и население Оренбургской области

3

-

-

Итого:

68

11

5

























Календарно-тематическое планирование по географии

Класс 8

Учитель: Нуржанова А.Б.

№ урока

Наименование разделов и тем


Дата проведения

Примечание


план

факт

Введение – 1 час

1

Что изучает физическая география России. Источники географических знаний.




Пространство России – 6 часов

2


Географическое положение России




3

Моря омывающие Россию




Пр/р №1 «Сравнение морей»

4

Часовые пояса. Местное время.



Пр/р.№2. «Решение задач на определение поясного времени»

5

Образование государства Российского. Открытие Сибири, Д.Востока

в XVIII-XIX вв





6

Изучение территории России в советские годы




7

Контрольная работа №1

Пространство России





Природа России – 26 часов

8

Главные особенности природы .ФГП России




9

Главные особенности рельефа России



Пр/р № 3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа от строения земной

10

Геологическое летоисчисление




11

Горы, складчатые области, платформы, равнины




12

Полезные ископаемые




13

Развитие форм рельефа. Внутренние процессы и связанные с ними стихийные явления




14

Внешние процессы, формирующие рельеф и связанные с ними стихийные явления




15

Контрольная работа №2

Рельеф, геологическое строение




16

Факторы, определяющие особенности климата



Пр/р№4:«Определение закономерностей климата

17

Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны




18

Закономерности распределения климата на территории России



19

Типы климатов России



Пр/р.№5. «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов»

20

Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления



Пр/р №6: «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны»


21

Контрольная работа №3

Климат




22

Внутренние воды России. Реки.



23

Характеристика речных систем




Пр/р№7:«Составление характеристики одной из рек»

24

Озера. Болота. Подземные воды.




25

Ледники. Многолетняя мерзлота




26

Водные ресурсы. Охрана вод




27

Контрольная работа №4

Внутренние воды и водные ресурсы




28

Образование почв и их разнообразие



29

Главные типы почв России и закономерности их распределения




30

Почвенные ресурсы России.




31

Растительный мир нашей страны




32

Животный мир и охрана органического мира




33

Контрольная работа №5

Почвенно-растительный покров





Природные комплексы – 28 часов

34

Природное районирование




35

Природные зоны – как природный комплекс





36

Природные зоны России



37

Лесные зоны



Пр/р № 8: «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа общегеографических и тематических карт».

38

Южные безлесные зоны. Высотная поясность




39

Русская /Восточно-Европейская/ равнина




40

Природные комплексы Русской равнины




41

Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их использования




42

Кавказ




43

Кавказ




44

Урал




45

Природные комплексы и природные ресурсы Урала




46

Природные комплексы и природные ресурсы Урала




47

Западная Сибирь




48

Природные ресурсы западной Сибири и проблемы их освоения




49

Природные ресурсы западной Сибири и проблемы их освоения




50

Средняя и Северо-Восточная Сибирь




51

Природные комплексы Средней и северо-Восточной Сибири




52

Природные комплексы Средней и северо-Восточной Сибири




53

Горы Южной Сибири




54

Горы Южной Сибири




55

Проблема Байкала




56

Проблема Байкала




57

Дальний Восток




58

Природные комплексы Дальнего Востока




59

Природные комплексы Дальнего Востока




60

Повторение : Природные районы




61

Контрольная работа №6

Природные районы





Человек и природа – 5 часов

62

Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека




63

Стихийные природные явления




64

Изменение природы.

Использование природных ресурсов.




65

Сохранение и улучшение среды своего обитания – задача современного человека




66

Роль географической науки в решении проблем взаимодействия человека и природы





Обобщение – 2 часа

67

Повторение: Природа России




68

Итоговая контрольная работа







Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!