1.Пояснителная записка.
Рабочая программа по географии разработана для 9 класса на основе Федерального закона Российской Федерации от 29 декабря 2012 года №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации (с изменениями и дополнениями), учебного плана МБОУ «Херсоновская ООШ» Беляевского района Оренбургской области на 2016 – 2017 учебный год, Примерной программы основного общего образования по географии, авторы И. И. Баринова, В. П. Дронов, И. В. Душина, В. И. Сиротин, М., Дрофа 2012 г. 5-9 классы.
2. Учебно-методический комплект
- Учебник А.И. Алексеев География: население и хозяйство России. /учебник для 9 класса общеобразовательных учреждений- Просвещение, 2014 г.
- Атлас, - М.: Просвещение, 2016 г.
- Комплект контурных карт. – М.: Просвещение, 2016.
3. Место предмета в учебном плане
Рабочая программа составлена на 68 часов (2 часа в неделю) в соответствии с учебным планом школы, рассчитана на 1 год обучения (34 учебные недели).
4. Цели и задачи курса:
Цели:
• освоение знаний об основных особенностях населения и хозяйства разных территорий; о своей Родине — России во всем ее разнообразии и целостности; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;
• овладение умениями использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;
• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;
• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;
• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.
Задачи:
приобретение обучающимися знаний по экономике регионов, размещению производительных сил, экономико-географической характеристике регионов, их связей, включая международные;
изучение природно-ресурсного потенциала России;
анализ закономерностей, факторов и условий размещения производительных сил;
изучение отраслевой структуры экономики России;
знакомство с хозяйственным комплексом России, его составными частями.
изучение территориально-административного и экономического районирование России, основных принципов районирования;
анализ внешнеэкономических связей, обоснование их роли в экономике России.
В курсе “География России” для 9 класса рассматривается положение России в мировом хозяйстве в историческом аспекте; взаимосвязь и перспективы развития природных, социальных и экономических территориальных систем.
5. Планируемые результаты обучения.
В результате изучения географии ученик должен
знать/понимать
основные географические понятия и термины; различия географических карт по содержанию;
географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека;
различия в хозяйственном освоении разных территорий и акваторий; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных регионов и стран;
специфику географического положения и административно-территориального устройства Российской Федерации; особенности ее населения, основных отраслей хозяйства, природно-хозяйственных зон и районов;
природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном и глобальном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;
уметь
выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Земли, их обеспеченности природными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;
приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей России, а также крупнейших регионов и стран мира;
составлять краткую географическую характеристику разных территорий на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;
определять на местности, плане и карте географические координаты и местоположение географических объектов;
применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
ориентирования на местности; чтения карт различного содержания;
проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий;
определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов;
решения практических задач по определению качества окружающей среды своей местности, ее использованию, сохранению и улучшению; принятия необходимых мер в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
проведения самостоятельного поиска географической информации на местности из разных источников: картографических, статистических, геоинформационных.
Называть (показывать):
основные отрасли хозяйства, отраслевые комплексы, крупнейшие промышленные центры;
основные транспортные магистрали и крупные транспортные узлы;
географические районы, их территориальный состав;
отрасли местной промышленности.
Описывать:
природные ресурсы;
периоды формирования хозяйства России;
особенности отраслей;
традиционные отрасли хозяйства коренных народов в национально-территориальных образованиях;
экономические связи районов;
состав и структуру отраслевых комплексов;
основные грузо - и пассажиропотоки.
Объяснять:
различия в освоении территории;
влияние разных факторов на формирование географической структуры районов;
размещение главных центров производства;
сельскохозяйственную специализацию территории;
структуру ввоза и вывоза;
современные социально-экономические и экологические проблемы территорий.
Прогнозировать:
6. Содержание тем учебного курса
Раздел 1. Россия на карте мира (5 часов)
Экономико-географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Особенности и виды географического положения России. Сравнение географического положения России с положением других государств.
Границы России, Государственные границы России, их виды. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.
Современное административно-территориальное и политико-административное деление страны. Федеративное устройство страны. Субъекты федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.
Практические работы.
• Границы, соседи России.
Раздел 2. Человек и природа(5 часов)
Выявление зависимости между компонентами природы на примере одной из зон и хозяйственного значения её природных условий. Природные условия, природные ресурсы; исчерпаемые, неисчерпаемые, адаптация, рекреационные ресурсы, мелиорация.
Районы размещения природных ресурсов по территории России и возможности их использования.
Раздел 3. Население России (12 часов)
Человеческий потенциал страны. Численность населения России, в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX и XXI веков. Основные показатели, характеризующие население страны и ее отдельных территорий. Прогнозы изменения численности населения России.
Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие половозрастной пирамиды в России и факторы, определяющие это своеобразие. Продолжительность жизни мужского и женского населения.
Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.
Особенности расселения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения.
Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны: причины, порождающие их, основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны.
Трудовые ресурсы России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы их определяющие.
Практические работы
• Изучение и анализ таблиц, характеризующих численность населения.
Раздел 4. Хозяйство России (19 часов)
Особенности развития хозяйства России. Понятие «экономика» и «хозяйство». Этапы развития хозяйства России. Цикличность развития хозяйства. «Циклы Кондратьева». Предприятие — первичная основа хозяйства. Условия ифакторы размещения предприятий. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства, их особенности.
Первичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Выдающаяся роль первичного сектора в экономике России. Природно-ресурсный потенциал России его оценка, проблемы и перспективы использования. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Основные ресурсные базы.
Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Земля — главное богатство России. Сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство География выращивания важнейших культурных растений и отраслей животноводства. Садоводство и виноградарство.
Лесное хозяйство. Российские леса — важная часть ее национального богатства. Роль леса в российской экономике. География лесного хозяйства. Заготовка пушнины — традиционная отрасль российской экономики. География пушного промысла.
Рыбное хозяйство. Доминирующая роль морского промысла. Основные рыбопромысловые бассейны. Ведущая роль Дальневосточного бассейна. География переработки рыбы.
Практические работы
• Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.
• Группировка отраслей по различным показателям.
• Оценка природно-ресурсного потенциала России, проблем и перспектив его рационального использования.
• Определение по картам основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства. Вторичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль вторичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: основные современные и перспективные районы добычи, система нефте- и газопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. Современные проблемы ТЭК. ТЭК и охрана окружающей среды.
Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География науко-, трудо- и металлоемких отраслей. Главные районы и центры. Особенности географии военно-промышленного комплекса. Машиностроение и охрана окружающей среды.
Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Черная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий, особенности географии металлургии черных, легких и тяжелых цветных металлов. Металлургические базы, крупнейшие металлургические центры. Металлургия и охрана окружающей среды.
Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.
Лесная промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий, особенности географии важнейших отраслей. Основные базы, крупнейшие лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.
Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Группировка отраслей по характеру используемого сырья, география важнейших отраслей. Пищевая проблема в России.
Легкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. География текстильной промышленности.
Третичный сектор экономики. Его состав, особенности входящих в него отраслей. Роль третичного сектора в экономике России и проблемы его развития.
География коммуникаций. Роль коммуникаций в размещении населения и хозяйства. Сухопутный, водный и воздушный транспорт. Преимущества и недостатки отдельных видов транспорта. Важнейшие транспортные пути, крупнейшие транспортные узлы. Связь.
География науки. Наука, ее состав и роль в жизни современного общества. География российской науки. Города науки и технополисы.
География социальной сферы. Состав, место и значение в хозяйстве. Социальная инфраструктура; ее состав и роль в современном 26обществе. География жилищного и рекреационного хозяйства. Жилье — одна из главных потребностей человека. Географические различия в обеспеченности россиян жильем. География рекреационного хозяйства в России.
Практические работы
- Описание районов добычи угля, газа, нефти.
- Размещение черной и цветной металлургии
- Составление характеристики одного из угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.
- Определение главных районов размещения отраслей трудоемкого и металлоемкого машиностроения по картам.
- Определение различий в специализации основных районов химической промышленности.
Раздел 5. Крупные регионы России (21 час)
Районирование России. Задачи, принципы и проблемы. Виды районирования (физико-географическое, экономическое, историко-географическое, природно-хозяйственное, экологическое и др.).
Зонирование России: Основная зона хозяйственного освоения, зона Севера, их особенности и проблемы.
Районы и крупные регионы России, Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Районы и крупные регионы России, Состав района, региона. Особенности географического, геополитического и эколого-географического положения, их влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы. Основные историко-географические этапы формирования района, региона.
Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.
Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия.
Практические работы
• Моделирование вариантов нового районирования России.
• Составить промышленные связи Центрального района с другими районами.
• Сравнить географическое положение Москвы и Санкт-Петербурга.
• Составление и анализ схемы хозяйственных связей Двино-Печерского района
Раздел 6. Россия в мире (3 часа)
Место России среди стран мира. География государств нового зарубежья. Оценка их исторических, политических, экономических и культурных связей с Россией. Россия и страны СНГ. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты мирового природного и культурного наследия
Раздел 7. Хозяйство и население Оренбургской области (3 часа)
Определение особенностей географического положения территории, основных этапов ее освоения. Оценка природных ресурсов и их использования. Этапы заселения, формирования культуры народов, современного хозяйства. Характеристика внутренних различий районов и городов. Достопримечательности. Топонимика.
Тематический план
№ | Наименование темы | Всего часов | Практические работы | Контрольные работы |
1 | Россия на карте мира | 5 | 1 | - |
2 | Человек и природа | 5 | - | - |
3 | Население России | 12 | 1 | 1 |
4 | Хозяйство России | 19 | 5 | 1 |
5 | Крупные регионы России | 21 | 4 | 2 |
6 | Россия в мире | 3 | - | 1 |
7 | Хозяйство и население Оренбургской области | 3 | - | - |
| Итого: | 68 | 11 | 5 |
Календарно-тематическое планирование по географии
Класс 8
Учитель: Нуржанова А.Б.
№ урока | Наименование разделов и тем | Дата проведения | Примечание |
план | факт |
Введение – 1 час |
1 | Что изучает физическая география России. Источники географических знаний. | | | |
Пространство России – 6 часов |
2 | Географическое положение России | | | |
3 | Моря омывающие Россию | | | Пр/р №1 «Сравнение морей» |
4 | Часовые пояса. Местное время. | | | Пр/р.№2. «Решение задач на определение поясного времени» |
5 | Образование государства Российского. Открытие Сибири, Д.Востока в XVIII-XIX вв | | | |
6 | Изучение территории России в советские годы | | | |
7 | Контрольная работа №1 Пространство России | | | |
Природа России – 26 часов |
8 | Главные особенности природы .ФГП России | | | |
9 | Главные особенности рельефа России | | | Пр/р № 3 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа от строения земной |
10 | Геологическое летоисчисление | | | |
11 | Горы, складчатые области, платформы, равнины | | | |
12 | Полезные ископаемые | | | |
13 | Развитие форм рельефа. Внутренние процессы и связанные с ними стихийные явления | | | |
14 | Внешние процессы, формирующие рельеф и связанные с ними стихийные явления | | | |
15 | Контрольная работа №2 Рельеф, геологическое строение | | | |
16 | Факторы, определяющие особенности климата | | | Пр/р№4:«Определение закономерностей климата |
17 | Атмосферные фронты. Циклоны и антициклоны | | | |
18 | Закономерности распределения климата на территории России | | | |
19 | Типы климатов России | | | Пр/р.№5. «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов» |
20 | Климат и жизнь. Неблагоприятные климатические явления | | | Пр/р №6: «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны» |
21 | Контрольная работа №3 Климат | | | |
22 | Внутренние воды России. Реки. | | | |
23 | Характеристика речных систем | | | Пр/р№7:«Составление характеристики одной из рек» |
24 | Озера. Болота. Подземные воды. | | | |
25 | Ледники. Многолетняя мерзлота | | | |
26 | Водные ресурсы. Охрана вод | | | |
27 | Контрольная работа №4 Внутренние воды и водные ресурсы | | | |
28 | Образование почв и их разнообразие | | | |
29 | Главные типы почв России и закономерности их распределения | | | |
30 | Почвенные ресурсы России. | | | |
31 | Растительный мир нашей страны | | | |
32 | Животный мир и охрана органического мира | | | |
33 | Контрольная работа №5 Почвенно-растительный покров | | | |
Природные комплексы – 28 часов |
34 | Природное районирование | | | |
35 | Природные зоны – как природный комплекс | | | |
36 | Природные зоны России | | | |
37 | Лесные зоны | | | Пр/р № 8: «Оценка природных условий и ресурсов природной зоны на основе анализа общегеографических и тематических карт». |
38 | Южные безлесные зоны. Высотная поясность | | | |
39 | Русская /Восточно-Европейская/ равнина | | | |
40 | Природные комплексы Русской равнины | | | |
41 | Природные ресурсы Русской равнины и проблемы их использования | | | |
42 | Кавказ | | | |
43 | Кавказ | | | |
44 | Урал | | | |
45 | Природные комплексы и природные ресурсы Урала | | | |
46 | Природные комплексы и природные ресурсы Урала | | | |
47 | Западная Сибирь | | | |
48 | Природные ресурсы западной Сибири и проблемы их освоения | | | |
49 | Природные ресурсы западной Сибири и проблемы их освоения | | | |
50 | Средняя и Северо-Восточная Сибирь | | | |
51 | Природные комплексы Средней и северо-Восточной Сибири | | | |
52 | Природные комплексы Средней и северо-Восточной Сибири | | | |
53 | Горы Южной Сибири | | | |
54 | Горы Южной Сибири | | | |
55 | Проблема Байкала | | | |
56 | Проблема Байкала | | | |
57 | Дальний Восток | | | |
58 | Природные комплексы Дальнего Востока | | | |
59 | Природные комплексы Дальнего Востока | | | |
60 | Повторение : Природные районы | | | |
61 | Контрольная работа №6 Природные районы | | | |
Человек и природа – 5 часов |
62 | Влияние природных условий на жизнь и здоровье человека | | | |
63 | Стихийные природные явления | | | |
64 | Изменение природы. Использование природных ресурсов. | | | |
65 | Сохранение и улучшение среды своего обитания – задача современного человека | | | |
66 | Роль географической науки в решении проблем взаимодействия человека и природы | | | |
Обобщение – 2 часа |
67 | Повторение: Природа России | | | |
68 | Итоговая контрольная работа | | | |