СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для 5 класса по программе Летягина А.А.

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа составлена в соответствии с ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для 5 класса по программе Летягина А.А.»

Рабочая программа по географии для основной школы

5 класс

( по ФГОС второго поколения)

Пояснительная записка

Общая характеристика учебного предмета

География в основной школе — учебный предмет, формирующий у учащихся систему комплексных социально ориентированных знаний о Земле как о планете людей, закономерностях развития природы, размещении населения и хозяйства, об особенностях, о динамике и территориальных следствиях главных природных, экологических, социально-экономических и иных процессов, протекающих в географическом пространстве, проблемах взаимодействия общества и природы, об адаптации человека к географическим условиям проживания, о географических подходах к устойчивому развитию территорий.

Место предмета в базисном учебном (образовательном) плане

География в основной школе изучается с 5 по 9 классы: по 34 ч (1 ч в неделю) в 5 и 6 классах и по 68 ч (2 ч в неделю) в 7, 8 и 9 классах.

В соответствии с базисным учебным (образовательным) планом курсу географии на ступени основного общего образования предшествуют курсы «Окружающий мир» и «Естествознание», включающие определенные географические сведения. По отношению к курсу географии данные курсы являются пропедевтическими.

В свою очередь, содержание курса географии в основной школе является базой для изучения общих географических закономерностей, теорий, законов, гипотез в старшей школе. Таким образом, содержание курса в основной школе представляет собой базовое звено в системе непрерывного географического образования и является основой для последующей уровневой и профильной дифференциации


Целями изучения географии в основной школе являются :
* формирование системы географических знаний как компонента научной картины мира;


* познание на конкретных примерах многообразия современного географического пространства на разных его уровнях (от локального до глобального), что позволяет сформировать географическую картину мира;


* познание характера, сущности и динамики главных природных, экологических, социально-экономических, геополитических и иных процессов, происходящих в географическом пространстве России и мира;
* понимание главных особенностей взаимодействия природы и общества на современном этапе его развития, значения охраны окружающей среды и рационального природопользования, осуществления стратегии устойчивого развития в масштабах России и мира;
* понимание закономерностей размещения населения и территориальной организации хозяйства в связи с природными, социально-экономическими и экологическими факторами, зависимости проблем адаптации и здоровья человека от географических условий проживания;
* глубокое и всестороннее изучение географии России, включая различные виды ее географического положения, природу, население, хозяйство, регионы, особенности природопользования в их взаимозависимости;
* выработка у обучающихся понимания общественной потребности в географических знаниях, а также формирование у них отношения к географии как возможной области будущей практической деятельности;
* формирование навыков и умений безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.

Построение учебного содержания курса осуществляется по принципу его логической целостности, от общего к частному. Поэтому содержание программы структурировано в виде двух основных блоков: «География Земли» и «География России», в каждом из которых выделяются тематические разделы.
В блоке «География Земли» у учащихся формируются знания о географической целостности и неоднородности Земли как планеты людей, об общих географических закономерностях развития рельефа, гидрографии, климатических процессов, распределения растительного и животного мира, влияния природы на жизнь и деятельность людей. Здесь же происходит развитие базовых знаний страноведческого характера: о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и стран, о людях, их населяющих, об особенностях их жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях.

Блок «География России» — центральный в системе российского школьного образования, выполняющий наряду с содержательно-обучающей важную идеологическую функцию. Главная цель курса — формирование географического образа своей Родины во всем его многообразии и целостности на основе комплексного подхода и показа взаимодействия и взаимовлияния трех основных компонентов — природы, населения и хозяйства.

Требования к результатам  обучения

Личностным результатом обучения географии в основной школе является формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно-нравственных, культурных и этических принципов и норм поведения.

Личностные результаты обучения географии:

* ценностные ориентации выпускников основной школы, отражающие их индивидуально-личностные позиции:

*осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, гражданин Российской Федерации, житель конкретного региона);

* осознание целостности природы, населения и хозяйства Земли, материков, их крупных районов и стран;

* представление о России как субъекте мирового географического пространства, ее месте и роли в современном мире;

*осознание единства географического пространства России как единой среды обитания всех населяющих ее народов, определяющей общность их исторических судеб;— осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;


* гармонично развитые социальные чувства и качества:

*эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости ее сохранения и рационального использования;


* патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

*уважение к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов, толерантность;

* образовательные результаты — овладение на уровне общего образования законченной системой географических знаний и умений, навыками их применения в различных жизненных ситуациях.

Метапредметные результаты освоения выпускниками основной школы программы по географии заключаются в формировании и развитии посредством географического знания:

*познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей учащихся;


* гуманистических и демократических ценностных ориентаций, готовности следовать этическим нормам поведения в повседневной жизни и производственной деятельности;

* способности к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений, умения управлять своей познавательной деятельностью;

*готовности к осознанному выбору дальнейшей профессиональной траектории в соответствии с собственными интересами и возможностями.

Кроме того, к метапредметным результатам относятся универсальные способы деятельности, формируемые в школьном курсе географии и применяемые как в рамках образовательного процесса, так и в реальных жизненных ситуациях:

* умения организовывать свою деятельность, определять ее цели и задачи, выбирать средства реализации цели и применять их на практике, оценивать достигнутые результаты;

* умения вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, ее преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств и информационных технологий


* организация своей жизни в соответствии с общественно значимыми представлениями о здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия и культуры, социального взаимодействия;
* умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей;

* умения взаимодействовать с людьми, работать в коллективах с выполнением различных социальных ролей, представлять себя, вести дискуссию, написать письмо, заявление и т.п.

* умения ориентироваться в окружающем мире, выбирать целевые и смысловые установки в своих действиях и поступках, принимать решения.


Предметными результатами освоения выпускниками основной школы программы по географии являются:

* понимание роли и места географической науки в системе научных дисциплин, ее роли в решении современных практических задач человечества и глобальных проблем;

* представление о современной географической научной картине мира и владение основами научных географических знаний (теорий, концепций, принципов, законов и базовых понятий);Ъ

* умение работать с разными источниками географической информации;

* умение выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;
* картографическая грамотность;


* владение элементарными практическими умениями применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;


*умение вести наблюдения за объектами, процессами и явлениями географической среды, их изменениями в результате природных и антропогенных воздействий, оценивать их последствия;


* умение применять географические знания в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, адаптации к условиям проживания на определенной территории, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности;

* умения соблюдать меры безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф.





Содержание основного общего образования

5 класс



Раздел 1. Введение (2 час)

География – одна из наук о планете Земля. Географические объекты. Методы географической науки.

Раздел 2. Земля как планета Солнечной системы (3час)

Земля среди других планет Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли их географические следствия.

Раздел 3. Геосферы Земли ( 27 час)

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. (7 час)

Внутреннее строение Земли, методы ее изучения. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Землетрясения и вулканизм. Состав Земной коры. Горные породы и минералы.

Рельеф Земли. Основные формы рельефа суши и дна мирового океана. Относительная высота.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности человека на литосферу.

Атмосфера – воздушная оболочка Земли. (3 час)

Размеры атмосферы Земли. Состав атмосферного воздуха. Строение атмосферы. Погода и метеорологические наблюдения.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.

Гидросфера – водная оболочка Земли (6 час)

Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Мировой океан – главная часть гидросферы. Части мирового океана.

Воды суши. Реки Земли - их общие черты и различия. Речная система. Озера, водохранилища. Использование карт для описания водных объектов. Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком.

Человек и гидросфера. Вода – источник жизни. Энергия воды. Отдых и лечение на воде. Неблагоприятные и опасные явления на воде, правила обеспечения личной безопасности.

Биосфера – оболочка жизни (5 час)

Разнообразие растительного и животного мира Земли. Границы биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Наблюдения за растительным и животным миром как способ определения качества окружающей среды.



Раздел 4. Природная среда. Охрана природы. (1 час)

Природное окружение человека. Взаимосвязь компонентов природы. Особо охраняемые территории.







СИСТЕМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ


Основными методами проверки знаний и умений учащихся по географии являются устный опрос, письменные и практические работы. К письменным формам контроля относятся: географические диктанты, контрольные работы, тесты. Основные виды проверки знаний – текущая и итоговая. Текущая проверка проводится систематически из урока в урок, а итоговая – по завершении темы (раздела), школьного курса. Ниже приведены контрольные работы для проверки уровня сформированности знаний и умений учащихся после изучения каждой темы и всего курса в целом.


Четверть

Вид контроля

Входной контроль

Итоговый контроль

Практическая работа


Контрольные работы

Административный контроль

5 класс

I

1

1

2

1


II



2

1


III



2

1


IV



2

1


Всего за год

1

1

8/1экс.

4







УЧЕБНО – ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН КУРСА

5 класс

1 час в неделю, всего 35 часов, в том числе резерв – 3 часа

п/п

Наименование разделов и тем

Всего часов

Раздел I.

Введение. Планета Земля. Изображение Земли

Тема 1.1 Введение

Тема 1.2. Планета Земля. Изображение Земли

7 ч.

2 ч.

5 ч.


Раздел II.

Геосферы Земли

Тема 2.1 Литосфера

Тема 2.2 Атмосфера

Тема 2.3. Гидросфера

Тема 2.4. Биосфера Земли

25 ч.

8 ч.

4 ч.

7 ч.

6 ч.


Повторение

3 ч


ВСЕГО

35 часов

В том числе

Практические работы

8

Контрольные работы

4







География (Начальный курс географии к учебнику А.А.Летягин, издательство Вентана -Граф)

КАЛЕНДАРНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ


п/п

Дата

Тема урока

Планируемый результат

Вид контроля

Основные виды деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Домашнее задание




предметный

метапредметный

личностный







базовый

повышенный







Введение. Географическое познание нашей планеты (3 ч)

1

2

3

4

5

6

7

8


9

1-2

1.09

География — одна

из наук о планете Земля


знать: география, географический объекты, географические процессы и явления, географическая оболочка;

объяснять и использовать в решении учебных задач: географический объект, компас;

приводить примеры выдающихся открытий и путешествий.

приводить примеры географических объектов своей местности

Регулятивные УУД:

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)


Личностные УУД:


- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.


Фронтальный опрос

Находить по картам памятники Всемирного природного и культурного наследия ЮНЕСКО

П.1

Построение модели, Задание №6, стр. 10

3


Наблюдения — метод географической науки

оценивать прогноз погоды по народным приметам;

знать: горизонт, наблюдение

отбирать источники географической информации для определения высоты Солнца над горизонтом



Практическая работа №1

Организация наблюдений за погодой, Оформление Дневника географа-следопыта

П.2

Пр. Работа стр.12 - 13

Земля как планета Солнечной системы (5 ч)


Планета Земля (5 ч)


4


Земля среди других планет Солнечной системы

Знать и объяснять: глобус, земная ось, географический полюс, экватор, Солнечная система;

приводить примеры планет земной группы; понимать причины фенологических явлений.

Устанавливать взаимосвязи между высотой Солнца, положением Земли на околосолнечной орбите и природными сезонами, временами года

Регулятивные УУД:

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)



Личностные УУД:


- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;

эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.


П.р.2 Составление календаря природы

Освоение метода моделирования. Практическая работа стр. 17

П.3

Презентации о различных гипотезах происхождения Земли (индивидуально)

5-6


Движение Земли по около солнечной орбите


















Фронтальный, индивидуальный опрос

Организация фенологических наблюдений, групповая работа, заполнение дневника географа - следопыта

П.4

Вопросы и задания стр. 23

Презентации о полярном дне и полярной ночи

(индивидуально


7



Суточное вращение Земли





Фронтальный, индивидуальный опрос

Освоение метода моделирования

П.5

Подготовка к тесту

8


Урок обобщения и контроля знаний по теме «Земля – планета Солнечной системы»





К.р. 1



Геосферы Земли (27 ч)

Литосфера (8 ч)



9



Слои «твёрдой» Земли





Знать и объяснять: литосфера, земная кора, рельеф, горы, равнины, ядро, мантия, земная кора, геология;





устанавливать взаимосвязи между формами рельефа земной поверхности и внешними и внутренними процессами.





составлять описание гор и равнин, их географического положения.











Приводить примеры форм рельефа суши и дна Мирового океана, стихийных бедствий в литосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях.




Поводить самостоятельный поиск географической информиации о своей местности из разных источников.
























Регулятивные УУД:

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УУД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов;

-умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:

- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определять



общие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные УУД:


- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;


Индивидуальный и фронтальный опрос

Анализ карты Горизонтального движения литосферных плит

П. 6

Построение своей модели литосферных плит


10


Вулканы Земли







Индивидуальный и фронтальный опрос

Нахождение на картах наиболее известных вулканов и гейзеров

П.6

Презентации об известных гейзерах и вулканах

(групповая работа


11-



Из чего состоит земная кора









П.р.3 Горные породы, слагающие земную кору

Умения, навыки составления коллекции горных пород

П.8

Составление кроссворда «Горные породы» Начало создания своей коллекции

12


Строение земной коры. Землетрясения








Индивидуальный и фронтальный опрос

Выполнение роли учёных – сейсмологов. Навыки оценивания интенсивности землетрясений

П.9

Презентации по заданию стр. 53

13-14


Рельеф земной поверхности






эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.

П.р.4 Описание географического положения горы (равнины) по плану.

Определение относительной высоты на карте

Практическая работа на местности

П.10

Создание нивелира на группу

15


Человек и литосфера










Индивидуальный и фронтальный опрос

Выполнение роли топонимиста

П.11

Дневник географа - следопыта

16


Урок обобщения и контроля знаний по теме Литосфера





Контрольная р. 2




Атмосфера (6 ч)

17


Воздушная оболочка Земли.





Знать и объяснять: атмосфера, ветер, атмосферные осадки, погода, климат.

Устанавливать взаимосвязи между характером подстилающей поверхности и температурой воздуха, между температурой воздуха и атмосферным давлением.

Приводить примеры ветров различного направления, видов облаков, видов атмосферных осадков, стихийных природных бедствий в атмосфере и возможных действий в чрезвычайных ситуациях

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Регулятивные УУД:

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УД:

- формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определяющие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)

Личностные УУД:


- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.


Индивидуальный и фронтальный опрос

Эксперимент, доказывающий давление воздуха, создание модели барометра.

П.12

Вопросы почемучки

18-19


Погода и метеорологические наблюдения.

















Индивидуальный и фронтальный опрос

Моделирование приборов, групповая работа

П.13

Вопросы и задания стр.75





20-21






Человек и атмосфера





П.р.5 Составление прогноза погоды по народным приметам.

Использование интернет – ресурсов для отбора и анализа информации о погоде. Практическая работа

П.14

Прогноз погоды

На основе полученной информации


22


Урок обобщения и контроля знаний по теме «Атмосфера»






Контрольная работа 3.

Контрольная работа 2.



Водная оболочка Земли (7 ч.)

23-24


Вода на Земле







знать и объяснять: гидросфера, океан, море, озеро, река;


устанавливать взаимосвязь между формами рельефа земной поверхности и характером реки;


приводить примеры равнинных и горных, озер по солености и происхождению озерных котловин, стихийных природных явлений в гидросфере и действия в чрезвычайных ситуациях;

составлять описание океанов и рек по плану.


Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников.

Регулятивные УУД:

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определяющие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)






Личностные УУД:


- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;

патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность.


Индивидуальный и фронтальный опрос

Эксперимент

П.15

Завершение эксперимента в домашних условиях, задание №1, стр.89

25


Мировой океан — главная часть гидросферы











Фронтальный опрос (игра «Знатоки морских названий)

Нахождение на карте наиболее важных географических объектов. Проект своего маршрута морского путешествия Групповая работа

П.16

Создание карточек для игры: «Знатоки морских названий» Групповое задание

26


Воды суши. Реки













П.р. 6 Описание реки (озера) по плану.

Путешествия по рекам мира и России (по карте)

Групповая работа

П.17

Составить фотоколлаж «Водопады мира», используя интернет-ресурсы

27-28


Озёра. Вода в «земных кладовых»










Индивидуальный и фронтальный опрос

Эксперимент. Определение географических объектов на карте

П.18

Номенклатура карты

29


Человек и гидросфера













Проект маршрута для туристов, желающих укрепить свое здоровье

Групповая работа

П19

Разработка проектов


Биосфера (6 ч.)

30


Оболочка жизни




знать и объяснять: биосфера, палеонтология, биогеография, экваториальный лес, саванна, пустыня, лиственный лес, тайга, тундра, лесотундра, окружающая среда, виды сред, заповедник;


устанавливать взаимосвязи между природными условиями и особенностями растительного и животного мира в природных зонах;

выделять, описывать и объяснять существенные признаки для составления описания животных и растений разных районов Земли и глубин.

Проводить самостоятельный поиск географической информации о своей местности из разных источников

Регулятивные УУД:

способность к самостоятельному приобретению новых знаний и практических умений; умения управлять своей познавательной деятельностью; умение организовывать свою деятельность; определять её цели и задачи;- выбирать средства и применять их на практике; оценивать достигнутые результаты.

Познавательные УД: - формирование и развитие по средствам географических знаний познавательных интересов, интеллектуальных и творческих результатов; умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, её преобразование, сохранение, передачу и презентацию с помощью технических средств.

Коммуникативные УУД:- самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе (определяющие цели, распределять роли, договариваться друг с другом)





Личностные УУД:


- осознание себя как члена общества на глобальном, региональном и локальном уровнях (житель планеты Земля, житель конкретного региона);

- осознание значимости и общности глобальных проблем человечества; эмоционально-ценностное отношение к окружающей среде, необходимости её сохранения и рационального использования;



патриотизм, любовь к своей местности, своему региону, своей стране;

- уважение к истории, культуре, национальным особенностям, толерантность

Практическая работа 7.

Навыки работы с определителем. Практическая работа

П.20

Заполнение Дневника географа - следопыта

31


Жизнь в тропическом поясе











Фронтальный опрос

Анализ, сравнение растений и животных разных сред обитания, нахождение сход - ства и отличий, установление причин.

П.21

Заполнить таблицу

32


Растительный и животный мир умеренных поясов











Фронтальный опрос

Анализ, сравнение растений и животных разных сред обитания, нахождение сход - ства и отличий, установление причин.

П.22

Создание игротеки (групповое задание)

33


Жизнь в полярных поясах и в океане












Фронтальный опрос

Работа с определителем морских животных

П. 23

Повторить растения и животных, подготовка к проверочной «пятиминутке»

34


Природная среда. Охрана природы








П.р.8 Виртуальное путешествие по экологической тропе Лапландского заповедника

Проект маршрута для экотуриста

Разработка проекта (групповое задание

35


Обобщающее повторение





Контрольная работа 4.





  1. Требования к уровню подготовки учащихся

В результате изучения курса «География. Начальный курс» ученик должен:

Знать/понимать:

  • - значение географической науки в жизни общества и повседневной жизни людей,

  • результаты и значение выдающихся географических открытий и путешествий,

  • основные источники географической информации,

  • методы изучения Земли,

  • географические следствия движения Земли вокруг своей оси, Солнца,

  • различия между планом местности, картой, глобусом,

  • современные способы создания карт,

  • как происходило освоение территории Земли, росла численность населения Земли, произошли основные расы,

  • состав, строение оболочек Земли, основные географические явления, происходящие в них,

  • изменения, происходящие в оболочках Земли под влиянием деятельности человека,

  • географическую номенклатуру, выделенную в учебнике жирным шрифтом.

Уметь:

  • показывать по физической карте полушарий, физической карте России, политической карте

мира, карте Океанов, глобусу географические объекты,

  • обозначать и надписывать их на контурной карте,

  • давать описания существенных признаков географических объектов и явлений,

  • находить и анализировать географическую информацию, полученную из карт, плана, СМИ, Интернета,

  • приводить примеры: развития представлений человека о Земле, крупнейших географических объектов на Земле, в России, своей местности, адаптации человека и его хозяйственной деятельности к условиям окружающей среды, влияния природы на формирования культуры ,источников загрязнения геосфер, использования и охраны природных ресурсов,

  • составлять простейшие схемы природных процессов и их взаимосвязи,

  • описание образа природных объектов,

  • описание природных объектов по типовому плану,

  • описание природных явлений и процессов по картам, наблюдениям, статистическим показателям,

  • определять на местности, плане, на карте растояния, направления, высоты, географические координаты и местоположение объектов, виды горных пород(в Коллекциях),

  • применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных

характеристик компонентов природы,

  • представлять результаты измерений в разной форме,

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности для ориентирования на местности, проведения съемок участков местности, чтения карт различного содержания, учета фенологических изменений в природе, в своей местности, чтения карт различного содержания, проведения простейших наблюдений за географическими объектами, определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и субъективных ощущений, решения практических задач по определению качества окружающей среды, использованию, сохранению и улучшению, принятию необходимых мер в случае стихийных бедствий и техногенных катастроф, самостоятельного поиска географической информации на местности из различных источников.

Оценивать: Роль географической науки в жизни общества, каждого человека и себя лично, универсальное

значение природы







Критерии и нормы оценки знаний, умений и навыков обучающихся применительно к различным формам контроля знаний

Результатом проверки уровня усвоения учебного материала является отметка. При оценке знаний

учащихся предполагается обращать внимание на правильность, осознанность, логичность и доказательность в изложении материала, точность использования географической терминологии, самостоятельность ответа. Оценка знаний предполагает учёт индивидуальных особенностей учащихся, дифференцированный подход к организации работы.

Устный ответ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

1. Показывает глубокое и полное знание и понимание всего объёма программного материала; полное понимание сущности рассматриваемых понятий, явлений и закономерностей, теорий, взаимосвязей;

2. Умеет составить полный и правильный ответ на основе изученного материала; выделять главные положения, самостоятельно подтверждать ответ конкретными примерами, фактами; самостоятельно и аргументировано делать анализ, обобщения, выводы. Устанавливать межпредметные (на основе ранее приобретенных знаний) и внутрипредметные связи, творчески применять полученные знания в незнакомой ситуации. Последовательно, чётко, связно, обоснованно и безошибочно излагать учебный материал; давать ответ в логической последовательности с использованием принятой терминологии; делать собственные выводы; формулировать точное определение и истолкование основных понятий, законов, теорий; при ответе не повторять дословно текст учебника; излагать материал литературным языком; правильно и обстоятельно отвечать на дополнительные вопросы учителя. Самостоятельно и рационально использовать наглядные пособия, справочные материалы, учебник, дополнительную литературу, первоисточники; применять систему условных обозначений при ведении записей,

сопровождающих ответ; использование для доказательства выводов из наблюдений и опытов;

3. Самостоятельно, уверенно и безошибочно применяет полученные знания в решении проблем на творческом уровне; допускает не более одного недочёта, который легко исправляет по требованию учителя; имеет необходимые навыки работы с приборами, чертежами, схемами и графиками, сопутствующими ответу; записи, сопровождающие ответ, соответствуют требованиям

4. хорошее знание карты и использование ее, верное решение географических задач.

Оценка "4" ставится, если ученик:

1. Показывает знания всего изученного программного материала. Даёт полный и правильный ответ на основе изученных теорий; незначительные ошибки и недочёты при воспроизведении изученного материала, определения понятий дал неполные, небольшие неточности при использовании научных

терминов или в выводах и обобщениях из наблюдений и опытов; материал излагает в определенной логической последовательности, при этом допускает одну негрубую ошибку или не более двух недочетов и может их исправить самостоятельно при требовании или при небольшой помощи преподавателя; в

основном усвоил учебный материал; подтверждает ответ конкретными примерами; правильно отвечает на дополнительные вопросы учителя.

2. Умеет самостоятельно выделять главные положения в изученном материале; на основании фактов и примеров обобщать, делать выводы, устанавливать внутрипредметные связи. Применять полученные знания на практике в видоизменённой ситуации, соблюдать основные правила культуры устной речи и

сопровождающей письменной, использовать научные термины;

3. В основном правильно даны определения понятий и использованы научные термины;

4. Ответ самостоятельный;

5. Наличие неточностей в изложении географического материала;

6. Определения понятий неполные, допущены незначительные нарушения последовательности изложения, небольшие неточности при использовании научных терминов или в выводах и обобщениях;

7. Связное и последовательное изложение; при помощи наводящих вопросов учителя восполняются сделанные пропуски;

8. Наличие конкретных представлений и элементарных реальных понятий изучаемых географических явлений;

9. Понимание основных географических взаимосвязей;

10. Знание карты и умение ей пользоваться;

11. При решении географических задач сделаны второстепенные ошибки.

Оценка "3" ставится, если ученик:

1. Усвоил основное содержание учебного материала, имеет пробелы в усвоении материала, не препятствующие дальнейшему усвоению программного материала;

2. Материал излагает несистематизированно, фрагментарно, не всегда последовательно;

3. Показывает недостаточную сформированность отдельных знаний и умений; выводы и обобщения аргументирует слабо, допускает в них ошибки.

4. Допустил ошибки и неточности в использовании научной терминологии, определения понятий дал недостаточно четкие;

5. Не использовал в качестве доказательства выводы и обобщения из наблюдений, фактов, опытов или допустил ошибки при их изложении;

6. Испытывает затруднения в применении знаний, необходимых для решения задач различных типов, при объяснении конкретных явлений на основе теорий и законов, или в подтверждении конкретных примеров практического применения теорий;

7. Отвечает неполно на вопросы учителя (упуская и основное), или воспроизводит содержание текста учебника, но недостаточно понимает отдельные положения, имеющие важное значение в этом тексте;

8. Обнаруживает недостаточное понимание отдельных положений при воспроизведении текста учебника (записей, первоисточников) или отвечает неполно на вопросы учителя, допуская одну-две грубые ошибки.

9. Слабое знание географической номенклатуры, отсутствие практических навыков работы в области географии (неумение пользоваться компасом, масштабом и т.д.);

10. Скудны географические представления, преобладают формалистические знания;

11. Знание карты недостаточное, показ на ней сбивчивый;

12. Только при помощи наводящих вопросов ученик улавливает географические связи.

Оценка "2" ставится, если ученик:

1. Не усвоил и не раскрыл основное содержание материала;

2. Не делает выводов и обобщений.

3. Не знает и не понимает значительную или основную часть программного материала в пределах поставленных вопросов;

4. Имеет слабо сформированные и неполные знания и не умеет применять их к решению конкретных вопросов и задач по образцу;

5. При ответе (на один вопрос) допускает более двух грубых ошибок, которые не может исправить даже при помощи учителя.

6. Имеются грубые ошибки в использовании карты.


Оценка проверочных работ.

Оценка "5" ставится, если ученик:

  • выполнил работу без ошибок и недочетов;

  • допустил не более одного недочета.

Оценка "4" ставится, если ученик выполнил работу полностью, но допустил в ней:

  • не более одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух недочетов.

Оценка "3" ставится, если ученик правильно выполнил не менее половины работы или допустил:

  • не более двух грубых ошибок;

  • или не более одной грубой и одной негрубой ошибки и одного недочета;

  • или не более двух-трех негрубых ошибок;

  • или одной негрубой ошибки и трех недочетов;

  • или при отсутствии ошибок, но при наличии четырех-пяти недочетов.

Оценка "2" ставится, если ученик:

  • допустил число ошибок и недочетов превосходящее норму, при которой может быть выставлена оценка "3";

  • или если правильно выполнил менее половины работы.

Примечание.

Оценки с анализом доводятся до сведения учащихся, как правило, на последующем уроке,

предусматривается работа над ошибками, устранение пробелов.


Критерии выставления оценок за проверочные тесты.

1. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 10 вопросов.

Время выполнения работы: 10-15 мин.

Оценка «5» - 10 правильных ответов, «4» - 7-9, «3» - 5-6, «2» - менее 5 правильных ответов.

2. Критерии выставления оценок за тест, состоящий из 20 вопросов.

Время выполнения работы: 30-40 мин.

Оценка «5» - 18-20 правильных ответов, «4» - 14-17, «3» - 10-13, «2» - менее 10 правильных ответов.


Оценка качества выполнения практических и самостоятельных работ по географии.

Отметка "5"

Практическая или самостоятельная работа выполнена в полном объеме с соблюдением необходимой последовательности. Учащиеся работали полностью самостоятельно: подобрали необходимые для выполнения предлагаемых работ источники знаний, показали необходимые для проведения практических

и самостоятельных работ теоретические знания, практические умения и навыки. Работа оформлена аккуратно, в оптимальной для фиксации результатов форме.

Форма фиксации материалов может быть предложена учителем или выбрана самими учащимися.

Отметка "4"

Практическая или самостоятельная работа выполнена учащимися в полном объеме и самостоятельно. Допускается отклонение от необходимой последовательности выполнения, не влияющее на правильность конечного результата (перестановка пунктов типового плана при характеристике отдельных территорий или стран и т.д.). Использованы указанные учителем источники знаний, включая страницы атласа, таблицы из приложения к учебнику, страницы из статистических сборников. Работа показала знание основного теоретического материала и овладение умениями, необходимыми для самостоятельного выполнения работы. Допускаются неточности и небрежность в оформлении результатов работы.

Отметка "3"

Практическая работа выполнена и оформлена учащимися с помощью учителя или хорошо подготовленных и уже выполнивших на "отлично" данную работу учащихся. На выполнение работы затрачено много времени (можно дать возможность доделать работу дома). Учащиеся показали знания теоретического материала, но испытывали затруднения при самостоятельной работе с картами атласа, статистическими материалами, географическими инструментами.

Отметка "2"

Выставляется в том случае, когда учащиеся оказались не подготовленными к выполнению этой работы. Полученные результаты не позволяют сделать правильных выводов и полностью расходятся с поставленной целью. Обнаружено плохое знание теоретического материала и отсутствие необходимых умений.

Руководство и помощь со стороны учителя и хорошо подготовленных учащихся неэффективны из-за плохой подготовки учащегося.


Оценка работ, выполненных по контурной карте

Оценка «5» ставится в том случае, если контурная карта заполнена аккуратно и правильно. Все географические объекты обозначены, верно. Контурная карта сдана на проверку своевременно

Оценка «4» ставится в том случае, если контурная карта в целом была заполнена правильно и аккуратно, но есть небольшие помарки или не указано местоположение 2-3 объектов

Оценка «3» ставится в том случае, если контурная карта имеет ряд недостатков, но правильно указаны основные географические объекты



Учебно – методический комплект

1. Учебник: География. Начальный курс обучения. А.А.Летягин, «Вентана - Граф», Москва 2012 год


2. Программа. География. Начальный курс. А.А.Летягин, «Вентана – Граф», Москва 2012 год


3. Атлас по географии. Физическая география. Начальный Курс.

(С комплектом контурных карт)


4. Дидактические карточки – задания по физической географии


5. Коллекции

1). Минералы и горные породы 1-2 ч

2). Коллекция горных пород и минералов (48 образцов)


6. Географические карты

1). Физическая карта полушарий

2). Океаны

3). Физическая карта России


7. Технические средства

1). Компьютер

2) Видеопроектор


8. Глобус

Интернет-ресурсы:

http://ru.wikipedia.org/wiki

http://nature.worldstreasure.com/ - Чудеса природы

http://www.rgo.ru/ - Планета Земля

http://www.sci.aha.ru/RUS/wab__.htm - Россия, как система

http://www.rusngo.ru/news/index.shtml - Национальное географическое общество

http://www.geocities.com/Paris/LeftBank/3405/towns.html - Города России




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!