Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Гимназия № 24»
УТВЕРЖДЕНА
УТВЕРЖДАЮ
Приказом от __31.08.2017_№_201_
Рабочая программа
учебного предмета «География»
(базовый уровень)
для 8 класса
Составитель
Харитонова Юлия Сергеевна,
учитель географии
первой квалификационной категории
г. Воскресенск
2017 год
Рабочая программа учебного предмета «География» для 8 класса составлена в соответствии с
Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования. (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010 г. № 1897);
Образовательной программой основного общего образования МОУ «Гимназия №24» по ФГОС ,утвержденной приказом директора от 30.08.2014 №119/3;
Положением по составлению рабочих программ учебных предметов, курсов и курсов внеурочной деятельности, порядку их согласования и утверждения в МОУ «Гимназия №24», утвержденным приказом директора от 30.08.2017 №195;
Программой основного общего образования по географии. 5-9 классы / Авторы И.И.Баринова, В.П.Дронов, И.В. Душина., Л.Е. Савельева. // Рабочие программы. География.5-9 класс: учебно-методическое пособие/сост. С.В. Курчина.- М.: Дрофа,2012.
Программа реализуется следующим учебно-методическим комплектом:
Дронов В.П., Баринова И.И., Ром В.Я., Лобжанидзе А.А. – Кн.1: География России: Природа, население, хозяйство. 8 класс. - М.: Дрофа, 2015.
География России. 8 кл.: Атлас, - М.: Дрофа; Издательство Дик, 2016
В программу внесены следующие изменения:
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов по прог-рамме | Кол-во часов по рабочей программе |
1. | Россия на карте мира | 8 | 11 |
2. | Природа России | 26 | 35 |
3. | Население России | 7 | 9 |
4. | Хозяйство России | 9 | 10 |
5. | Резервное время | 17 | 2 |
Причины изменения: в связи с тем, что в программе выделено большое количество часов резерва, в связи с необходимостью введения краеведческого компонента.
В соответствии с учебным планом МОУ «Гимназия №24» на 2017-2018 уч год на изучение учебного предмета «География» в 8 классе отводится 68 часов (2 часа в неделю, из них 2 часа резерв).
Уровень и направленность рабочей программы: основная общеобразовательная программа, базовый уровень.
Планируемые результаты освоения учебного предмета
Личностные:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину; осознание единства географического пространства России как единой среды проживания населяющих её народов, определяющей общность их исторических судеб; осознание своей этнической принадлежности, усвоение гуманистических и традиционных ценностей многонационального российского общества;
воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности учащихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному
выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений с учётом устойчивых познавательных интересов;
формирование личностных представлений о целостности природы, о России как субъекте мирового географического пространства, её месте и роли в современном мире; осознание значимости и общности глобальных проблем человечества;
формирование уважительного отношения к истории, культуре, национальным особенностям, традициям и образу жизни других народов; осознанной доброжелательности к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;
освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества; участие в школьном самоуправлении и общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учётом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;
развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;
формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;
формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей, правил поведения на транспорте и на дорогах;
формирование экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования.
Метапредметные:
новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение определять понятия, делать обобщения, устанавливать аналогии, классифицировать,
самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;
умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы, модели и схемы для решения учебных и познавательных задач;
смысловое чтение;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать своё мнение;
умение осознанно использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникации, для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью; монологической контекстной речью;
формирование и развитие компетентности в области использовании информационно- коммуникационных технологий (ИКТ-компетенции).
Предметные:
формирование представлений о географической науке, её роли в освоении планеты человеком, о географических знаниях как компоненте научной картины мира, об их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны, в том числе задачи охраны окружающей среды и рационального природопользования;
формирование первичных навыков использования территориального подхода как основы географического мышления для осознания своего места в целостном, многообразном и быстро изменяющемся мире и адекватной ориентации в нём;
овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов
для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды, в том числе её экологических параметров;
как одного из «языков» международного общения;
информации;
формирование умений и навыков использования разнообразных географических знаний в повседневной жизни для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов, самостоятельного оценивания уровня безопасности окружающей среды, адаптации к условиям территории проживания, соблюдения мер безопасности в случае природных стихийных бедствий и техногенных катастроф;
формирование представлений об особенностях экологических проблем на различных территориях и акваториях, умений и навыков безопасного и экологически целесообразного поведения в окружающей среде.
Планируемые предметные результаты освоения учебного предмета «География»
Ученики научатся:
называть различные источники и методы получения географической информации;
определять географическое положение России;
определять поясное время, характерные особенности климата России;
показывать субъекты Российской Федерации, пограничные государства, моря, омывающие Россию крупные равнины и горы, наиболее крупные месторождения полезных ископаемых, крупнейшие реки, озера, природные зоны России;
выяснять с помощью карт соответствие форм рельефа платформенным и складчатым областям, объяснять закономерности их размещения;
называть факторы, влияющие на формирование климата России;
с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.; давать характеристику отдельных водных объектов; называть типы почв и их свойства
приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
объяснять видовое разнообразие животного мира, причины зонального и азонального расположения ландшафтов, называть меры по охране растений и животных.
показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;
называть (показывать) численность населения РФ, крупные народы РФ, места их проживания, крупнейшие города, главную полосу расселения;
объяснять значение понятий: «естественное движение», «механическое движение», или «миграции» (причины, виды, направления), «состав населения» (половой, возрастной, этнический, религиозный), «трудовые ресурсы», «плотность населения», «урбанизация», «агломерация», «отрасль», «состав и структура хозяйства», «факторы размещения», «специализация», «кооперирование», «комбинирование», объяснять демографические проблемы;
читать и анализировать тематические карты, половозрастные пирамиды, графические и стратегические материалы, характеризующие население РФ;
Ученики получат возможность научиться:
делать описания отдельных форм рельефа, климата, рек и озер по картам;
различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;
оценивать характер взаимодействия деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях, с точки зрения концепции устойчивого развития.
использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде;
создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.
Содержание учебного предмета «География» 8 класс
68 ч (2 ч/н)
Введение (1час)
Что изучает география России. Географический взгляд на Россию: разнообразие территории, уникальность географических объектов.
Часть 1. Россия на карте мира( 11 часов)
Географическое положение и административно-территориальное устройство России
Границы России. Что такое государственная граница и что она ограничивает. Каковы особенности российских границ. Сухопутные границы России. Морские границы России. С кем соседствует Россия.
Россия на карте часовых поясов. Что такое местное и поясное время. Что такое декретное время и для чего оно нужно.
Географическое положение России. Какие типы географического положения существуют.
Физико-географическое положение России.
Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России. Где расположены крайние точки России. Как на разных уровнях оценивается экономико-географическое положение России. Чем различаются потенциальные и реальные выгоды транспортно-географического положения страны.
Геополитическое, геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России. В чем сложность геополитического положения России. В чем сходство геоэкономического и геодемографического положения России. Этнокультурное положение России. Эколого-географическое положение.
Как формировалась государственная территория России. Где началось формирование государственной территории России. Как и почему изменялись направления русской и российской колонизации.
Этапы и методы географического изучения территории.( 2 часа) Как первоначально собирались сведения о территории России. Как шло продвижение русских на восток. Как исследовалась территория России в 18 веке. Что отличало географические исследования 19 века. Что исследовали в 20 веке. Какие методы использовались для географического изучения России.
Особенности административно-территориального устройства России. Для чего необходимо административно-территориальное деление. Что такое федерация и субъекты Федерации. Как различаются субъекты Федерации. Для чего нужны федеральные округа.
Обобщение и повторение по теме : «Россия на карте мира»
Практические работы.
1.Определение поясного времени для различных населенных пунктов России.
2.Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады.
3.Анализ административно-территориального деления России.
Основные виды учебной деятельности:
Учащийся должен уметь:
- называть различные источники географической информации и методы получения географической информации;
- определять географическое положение России;
- показывать пограничные государства, моря, омывающие Россию;
- определять поясное время.
Часть 2. Природа России(35 часов)
Тема 1. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые.(7 часов)
Геологическая история и геологическое строение территории России. В чем особенности строения рельефа нашей страны. Где расположены самые древние и самые молодые участки земной коры на территории России.
Рельеф России. Каковы особенности рельефа России. Как размещены основные формы рельефа на территории нашей страны.
Как и почему изменяется рельеф России. Как внутренние и внешние процессы влияют на формирование рельефа России. Какие территории нашей страны испытывают неотектонические движения земной коры.
Как влияет на рельеф деятельность ледников.
Стихийные природные явления в литосфере. Что такое стихийные явления природы. Какие стихийные явления происходят в литосфере.
Человек и литосфера. Влияет ли земная кора на жизнь и хозяйственную деятельность людей? Жизнь и хозяйствование на равнинах. Жизнь и хозяйствование в горах. Как человек воздействует на литосферу.
Рельеф своей местности.
Практическая работа;
4. Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.
Тема 2. Климат и климатические ресурсы(8 часов)
Факторы, определяющие климат России Что влияет на формирование климата. Влияние географической широты на климат. Влияние подстилающей поверхности.
Циркуляция воздушных масс.
Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Распределение тепла на территории России. Распределение осадков на территории нашей страны. Что показывает коэффициент увлажнения.
Сезонность климата. Чем обусловлена сезонность климата. Как сезонность повлияла на особенности этнического характера. Как сезонность климата влияет на жизнедеятельность человека.
Типы климатов России( 2 часа). Арктический и субарктический климат. Климат умеренного пояса.
Климат и человек. Как климат влияет на жизнь людей. Что такое комфортность климата. Как взаимосвязаны климат и хозяйственная деятельность людей. Какие климатические явления называют неблагоприятными.
Климат своей местности.
Практические работы.
5. Определение по картам закономерностей распределения суммарно солнечной радиации. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.
6. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.
7. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов)
Разнообразие внутренних вод России. Влияние внутренних вод на природу и жизнь человека.
Реки. Куда несут свои воды российские реки. Почему многие реки России медленно текут. Как климат влияет на реки.
Озера. Болота.
Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота.
Водные ресурсы и человек. Роль воды в жизни людей. Водные ресурсы. Неравномерность распределения водных ресурсов. Годовые и сезонные колебания речного стока. Большое потребление и большие потери воды. Рост загрязнения воды.
Внутренние воды своей местности.
Практические работы;
8. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.
9. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.
10. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (3 часа)
Образование почв и их разнообразие. Что такое почва. Под влиянием каких факторов образуются почвы. Основные свойства и разнообразие почв.
Закономерности распространения почв. Главные типы почв России. Закономерности распространения почв на территории России.
Почвенные ресурсы России. Значение почвы для жизни человека. От чего нужно охранять почву. Роль мелиорации в повышении плодородия почв. Охрана почв.
Практическая работа
11. Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа)
Растительный и животный мир России. Разнообразие живой природы России. Основные типы растительности России. Разнообразие животного мира России.
Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Живые организмы на Земле. Охрана живой природы.
Почвы, растительный и животный мир своей местности.
Практическая работа.
12. Прогноз изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.
Тема 6. Природное районирование (8 часов)
Разнообразие природных комплексов. Что такое природно-территориальный комплекс (ПТК). Физико-географическое районирование. Моря как крупные природные комплексы. Природные и антропогенные ПТК.
Природно-хозяйственные зоны России. Что такое природная зональность. Почему мы называем эти зоны природно-хозяйственными.
Арктические пустыни, тундра и лесотундра. Природные особенности безлесных территорий Севера. Каковы основные виды природопользования на северных территориях.
Леса. Какие леса растут в России. Зона тайги. Зона смешанных и широколиственных лесов.
Лесостепи и степи, полупустыни .Влияние хозяйственной деятельности человека ан природу степей и лесостепей. Географическое положение пустынь и полупустынь в России.
Высотная поясность. Влияние гор на природу и человека. Где в нашей стране наиболее ярко выражена высотная поясность.
Особо охраняемые природные территории. Что такое особо охраняемые природные территории (ООПТ). Сколько нужно иметь в стране заповедных территорий, чтобы обеспечить ее устойчивое развитие.
Обобщение и повторение по разделу : «Природа России».
Основные виды учебной деятельности:
Учащийся должен уметь:
называть и показывать крупные равнины и горы;
- выяснять с помощью карт соответствие их платформенным и складчатым областям;
- показывать на карте и называть наиболее крупные месторождения полезных ископаемых;
- объяснять закономерности их размещения;
- приводить примеры влияния рельефа на условия жизни людей, изменений рельефа под влиянием внешних и внутренних процессов;
- делать описания отдельных форм рельефа по картам;
- называть факторы, влияющие на формирование климата России;
- определять характерные особенности климата России;
- иметь представление об изменениях погоды под влиянием циклонов и антициклонов;
- давать описания климата отдельных территорий;
- с помощью карт определять температуру, количество осадков, атмосферное давление, количество суммарной радиации и т. д.;
- приводить примеры влияния климата на хозяйственную деятельность человека и условия жизни;
- называть и показывать крупнейшие реки, озера;
- используя карту, давать характеристику отдельных водных объектов;
- оценивать водные ресурсы;
- называть факторы почвообразования; используя карту, называть типы почв и их свойства;
- объяснять разнообразие растительных сообществ на территории России, приводить примеры;
- объяснять видовое разнообразие животного мира;
- называть меры по охране растений и животных.
показывать на карте основные природные зоны России, называть их;
- приводить примеры наиболее характерных представителей растительного и животного мира;
- объяснять причины зонального и азонального расположения ландшафтов;
- показывать на карте крупные природно-территориальные комплексы России;
- приводить примеры взаимосвязей природных компонентов в природном комплексе;
- показывать на карте крупные природные районы России;
- называть и показывать на карте географические объекты (горы, равнины, реки, озера и т. д.);
- отбирать объекты, определяющие географический образ данной территории;
- оценивать природные условия и природные ресурсы территории с точки зрения условий труда и быта, влияния на обычаи и традиции людей;
- приводить примеры рационального и нерационального использования природных ресурсов регионов;
- выделять экологические проблемы природных регионов.
объяснять влияние природных условий на жизнь, здоровье и хозяйственную деятельность людей;
- объяснять изменение природы под влиянием деятельности человека;
- объяснять значение географической науки в изучении и преобразовании природы, приводить соответствующие примеры.
Часть 3. Население России (9 часов)
Численность населения России. Как изменялась численность населения России.
Что влияет на изменение численности населения.
Мужчины и женщины. Продолжительность жизни. Кого в России больше – мужчин или женщин. Сколько лет россиянину. Какова в России средняя продолжительность жизни.
Народы, языки, религии. Сколько народов живет в России. На каких языках говорят россияне. Какие религии исповедуют жители России.
Городское и сельское население. Какое население в России называют городским. Какие поселения называют сельскими.
Размещение населения России. Какова плотность населения в России. Почему население неравномерно размещено по территории страны. Что такое зоны расселения.
Миграция населения в России. Что такое миграции и почему они возникают. Что такое миграционный прирост. Как миграции влияют на жизнь страны.
Люди и труд. Экономически активное население и трудовые ресурсы. От чего зависит занятость людей и безработица.
Особенности населения своей местности.
Практические работы:
13. Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России.
14. Характеристика особенностей миграционного движения населения России.
Основные виды учебной деятельности:
Учащийся должен уметь:
-определять место России в мире по численности населения на основе статистических данных;
-наблюдать динамику численности населения России в 20 в и выявлять факторы, влияющие на естественный прирост и тип воспроизводства населения страны;
- сравнивать особенности традиционного и современного типов воспроизводства населения, определять и сравнивать показатели естественного прироста населения России в разных частях страны, сравнивать показатели воспроизводства населения России с показателями других стран по статистическим данным;
-выявлять факторы, определяющие соотношение мужчин и женщин, определять половой и возрастной состав населения России по статистическим данным, сравнивать продолжительность жизни мужского и женского населения;
-определять крупнейшие по численности населения народы России, особенности размещения народов по территории страны; основные языковые семьи; современный религиозный состав населения России;
-определять виды и причины миграций, основные направления современных миграционных потоков на территории России.
Часть 4. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (10 часов)
Тема 1. Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу.
Что такое хозяйство страны? Что такое хозяйство страны и как оценить уровень его развития. Как устроено хозяйство России..
Как география изучает хозяйство. Условия и факторы размещения предприятий. Что такое территориальная структура хозяйства.
Состав первичного сектора экономики. Понятие природных ресурсов, их классификации. Что относят к первичному сектору экономики.
Природно-ресурсный капитал России. Что такое природно-ресурсный капитал и как он оценивается. Каковы проблемы использования природно-ресурсного капитала страны. Сельское хозяйство. Отличия сельского хозяйства от других хозяйственных отраслей. Каков состав сельского хозяйства. Понятие об агропромышленном комплексе (АПК).
Растениеводство. Какие отрасли растениеводства развиты в России. Как растениеводство влияет на окружающую среду.
Животноводство. Какие отрасли животноводства развиты в России. Как животноводство влияет на окружающую среду.
Лесное хозяйство. Сколько лесов в России. Можно ли рубить лес. Какова роль леса в российской истории и экономике. Роль леса в жизни людей.
Охота и рыбное хозяйство. Какую роль в современной жизни людей играет охота. Что такое рыбное хозяйство.
Обобщение и повторение за 8 класс.
Практические работы:
16. Выявление и сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России. 17. Определение главных районов животноводства в России.
Основные виды учебной деятельности:
Учащийся должен уметь:
- определять состав хозяйства России, называть его признаки;
- объяснять зависимость от природных условий;
- приводить примеры отраслей первичного сектора хозяйства;
- показывать на карте основные районы сельского хозяйства.
Резерв – 2 часа
Итого: 68 часов.
Календарно-тематический план
по учебному предмету « География» 8 класс
на 2017-2018 учебный год
(68 часов/2ч/н)
Номера уроков по порядку | № урока в разделе, теме | Тема урока | Плановые сроки изучения учебного материала | Скорректированные сроки изучения учебного материала |
Введение (1 час) |
1 | 1 | Что изучает география России | 01.09-02.09 | |
Часть 1. Россия на карте мира( 11 часов) Географическое положение и административно-территориальное устройство России |
2 | 1 | Границы России | 04.09-08.09 | |
3 | 2 | Россия на карте часовых поясов.Практическая работа №1«Определение поясного времени для различных населенных пунктов России.» | 04.09-08.09 | |
4 | 3 | Географическое положение России | 11.09-15.09 | |
5 | 4 | Физико-географическое положение России. Практическая работа №2«Сравнительная характеристика географического положения России, США и Канады» | 11.09-15.09 | |
6 | 5 | Экономико-географическое и транспортно-географическое положение России | 18.09-22.09 | |
7 | 6 | Геополитическое,геоэкономическое, геодемографическое, этнокультурное и эколого-географическое положение России | 18.09-22.09 | |
8 | 7 | Как формировалась государственная территория России | 25.09-29.09 | |
9 | 8 | Этапы и методы географического изучения территории | 25.09-29.09 | |
10 | 9 | Этапы и методы географического изучения территории | 02.10-06.10 | |
11 | 10 | Особенности административно-территориального устройства России. Практическая работа №3 «Анализ административно-территориального деления России» | 02.10-06.10 | |
12 | 11 | Обобщение и повторение по теме«Россия на карте мира» | 09.10-11.10 | |
Часть 2. Природа России(35 часов) Тема 1. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые. (7 часов) |
13 | 1 | Геологическая история и геологическое строение территории России. | 16.10-20.10 | |
14 | 2 | Рельеф России. Практическая работа №4 «Объяснение зависимости расположения крупных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых от строения земной коры на примере отдельных территорий.» | 16.10-20.10 | |
15 | 3 | Как и почему изменяется рельеф России | 23.10-27.10 | |
16 | 4 | Как влияет на рельеф деятельность ледников. | 23.10-27.10 | |
17 | 5 | Стихийные природные явления в литосфере | 30.10-03.11 | |
18 | 6 | Человек и литосфера | 30.10-03.11 | |
19 | 7 | Рельеф своей местности. | 07.11-10.11 | |
Тема 2. Климат и климатические ресурсы(8 часов) |
20 | 1 | Факторы, определяющие климат России | 07.11-10.11 | |
21 | 2 | Циркуляция воздушных масс. | 13.11-17.11 | |
22 | 3 | Закономерности распределения тепла и влаги на территории России. Практическая работа №5 «Определение по картам закономерностей распределения суммарно солнечной радиации. Выявление особенностей распределения средних температур января и июля, годового количества осадков по территории страны.» | 13.11-17.11 | |
23 | 4 | Сезонность климата. Практическая работа №6 «Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды» | 27.11-01.12 | |
24 | 5 | Типы климатов России | 27.11-01.12 | |
25 | 6 | Типы климатов России | 04.12-08.12 | |
26 | 7 | Климат и человек. Практическая работа №7 «Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.» | 04.12-08.12 | |
27 | 8 | Климат своей местности. | 11.12-15.12 | |
Тема 3. Внутренние воды и водные ресурсы (6 часов) |
28 | 1 | Разнообразие внутренних вод России. | 11.12-15.12 | |
29 | 2 | Реки. Практическая работа №8 «Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм. Определение возможностей ее хозяйственного использования.» | 18.12-22.12 | |
30 | 3 | Озера. Болота | 18.12-22.12 | |
31 | 4 | Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Практическая работа № 9 «Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны в зависимости от рельефа и климата.» | 25.12-29.12 | |
32 | 5 | Водные ресурсы и человек. Практическая работа №10 «Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России, составление прогноза их использования.» | 25.12-29.12 | |
33 | 6 | Внутренние воды своей местности. | 09.01-12.01 | |
Тема 4. Почва и почвенные ресурсы (3 часа) |
34 | 1 | Образование почв и их разнообразие. Практическая работа №11 «Выявление условий образования основных типов почв и оценка их плодородия. Знакомство с образцами почв своей местности.» | 09.01-12.01 | |
35 | 2 | Закономерности распространения почв. | 15.01-19.01 | |
36 | 3 | Почвенные ресурсы России | 15.01-19.01 | |
Тема 5. Растительный и животный мир. Биологические ресурсы (3 часа) |
37 | 1 | Растительный и животный мир России. | 22.01-26.01 | |
38 | 2 | Биологические ресурсы. Охрана растительного и животного мира. Практическая работа №12 «Прогноз изменения растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса.» | 22.01-26.01 | |
39 | 3 | Почвы, растительный и животный мир своей местности. | 29.01-02.02 | |
Тема 6. Природное районирование (8 часов) |
40 | 1 | Разнообразие природных комплексов. | 29.01-02.02 | |
41 | 2 | Природно-хозяйственные зоны России. | 05.02-09.02 | |
42 | 3 | Арктические пустыни, тундра и лесотундра | 05.02-09.02 | |
43 | 4 | Леса. | 12.02-16.02 | |
44 | 5 | Лесостепи и степи, полупустыни | 12.02-16.02 | |
45 | 6 | Высотная поясность | 19.02-21.02 | |
46 | 7 | Особо охраняемые природные территории | 26.02-02.03 | |
47 | 8 | Обобщение и повторение по разделу : «Природа России». | 26.02-02.03 | |
Часть 3. Население России (9 часов) |
48 | 1 | Численность населения России. | 05.03-07.03 | |
49 | 2 | Что влияет на изменение численности населения. | 12.03-16.03 | |
50 | 3 | Мужчины и женщины.Продолжительность жизни. Практическая работа №13 «. Сравнительная характеристика половозрастного состава населения регионов России.» | 12.03-16.03 | |
51 | 4 | Народы, языки, религии. | 19.03-23.03 | |
52 | 5 | Городское и сельское население | 19.03-23.03 | |
53 | 6 | Размещение населения России | 26.03-30.03 | |
54 | 7 | Миграция населения в России. Практическая работа № 14 «Характеристика особенностей миграционного движения населения России.» | 26.03-30.03 | |
55 | 8 | Люди и труд | 02.04-06.04 | |
56 | 9 | Особенности населения своей местности. | 02.04-06.04 | |
Часть 4. ХОЗЯЙСТВО РОССИИ (10 часов) Тема 1. Первичный сектор экономики — отрасли, эксплуатирующие природу. |
57 | 1 | Что такое хозяйство страны | 16.04-20.04 | |
58 | 2 | Как география изучает хозяйство. | 16.04-20.04 | |
59 | 3 | Состав первичного сектора экономики | 23.04-27.04 | |
60 | 4 | Природно-ресурсный капитал России. Практическая работа №16 «Выявление и сравнение природно-ресурсного потенциала различных районов России.» | 23.04-27.04 | |
61 | 5 | Сельское хозяйство | 03.05-05.05 | |
62 | 6 | Растениеводство. | 07.05-11.05 | |
63 | 7 | Животноводство. Практическая работа № 17 «Определение главных районов животноводства в России.» | 07.05-11.05 | |
64 | 8 | Лесное хозяйство | 14.05-18.05 | |
65 | 9 | Охота и рыбное хозяйство. | 14.05-18.05 | |
66 | 10 | Обобщение и повторение за 8 класс. | 21.05-25.05 | |
67 | 1 | резерв | 21.05-25.05 | |
68 | 2 | резерв | 21.05-25.05 | |
Итого | часов | В том числе: | | |
| | уроков повторения | Практических работ |
по программе | 68 | | 17 |
выполнено | | | |
СОГЛАСОВАНО
Зам.директора по УВР ____________/______________________/
«______» августа 2017г.
СОГЛАСОВАНО на заседании ШМО, рекомендуется к утверждению
протокол №___ от «____» августа 2017г.
Руководитель ШМО ___________/Беляева Т.М./