СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии для обучающихся 6 класса "За страницами учебника географии"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии для обучающихся 6 класса "За страницами учебника географии"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии для обучающихся 6 класса "За страницами учебника географии"»






Рабочая программа составлена на основе:

  • 1.) Примерные программы по учебным предметам. География. 5-9 классы: проект. - 2-е изд., переработанное - М.: Просвещение, 2011.- 75с. - (Стандарты второго поколения).

  • 2.) География. Рабочие программы. Предметная линия учебников "Полярная звезда". 5-9 классы : пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.В. Николина, А.И. Алексеев, Е.К. Липкина. - М.: Просвещение, 2011. - 144с.

Количество часов: всего – . 35 часов, в неделю – 1 час; практических работ - 34, из них оценочных – 13.



Учебник: предметная линия учебников «Полярная звезда» 5-9 класс. Под редакцией Николиной В.В., Алексеева А.И., Липкиной Е.К .М; Просвещение 2016

УМК: Географический атлас. 6 класс. – М.: Полярная звезда, 2005.

Николина В.В. Тетрадь – тренажёр по географии. 6 класс. – М.: Полярная звезда, 2016.

Дополнительная литература: Герасимова, Т. П., Неклюкова, Н. П. География. Начальный курс. – М.: Дрофа, 2006.

За страницами учебника географии. – М.: - Дрофа, 2015. Интернет-ресурсы



Цели программы: Практическое применение основных географических понятий, географических особенностях природы своей области во всем ее географическом разнообразии и целостности, знаний об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального природопользования;


При изучении курса решаются следующие задачи:

  • знакомство с одним из интереснейших школьных предметов - географией, формирование интереса к нему;

  • формирование умений внимательно смотреть на окружающий мир, понимать язык живой природы;

  • овладение умениями ориентироваться на местности;

  • использовать один из «языков» международного общения – географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных географических данных;

  • применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

  • развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание любви к своей местности, своей стране;

  • экологической культуры, бережного отношения к окружающей среде;

  • применение географических знаний и умений в повседневной жизни для сохранения окружающей среды и социально-ответственного поведения в ней;

  • адаптации к условиям проживания на определенной территории; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.



Начальный курс географии опережает по времени изучение многих тем, которые нуждаются в опоре на другие предметы, вследствие чего многие важные межпредметные связи (например с математикой, физикой, биологией, историей) не могут быть установлены. Поэтому некоторые вопросы рассматриваются на уровне представлений.


. Построение учебного содержания курса осуществляется последовательно от общего к частному с учетом реализации внутрипредметных и метапредметных связей. В основу положено взаимодействия научного, гуманитарного, аксиологического, культурологического, личностно – деятельностного, историко – проблемного, компетентностного подходов, основанных на взаимосвязи глобальной, региональной и краеведческой составляющих.

Содержание курса направлено на формирование УУД, обеспечивающих развитие познавательных и коммуникативных качеств личности. Обучающиеся включаются в проектную и исследовательскую деятельность, основу которой составляют такте учебные действия ,как умение видеть проблемы, ставить вопросы, классифицировать, наблюдать, проводить эксперимент, делать выводы и умозаключения, объяснять, доказывать, защищать свои идеи, давать определение понятиям, структурировать материал и др.

Обучающиеся включаются в коммуникативную учебную деятельность, где преобладают такие ее виды, как умение полно и точно выражать свои мысли, аргументировать свою точку зрения, работать в сотрудничестве ( паре и группе), представлять и сообщать информацию в устной и письменной форме, вступать в диалог и т.д.

Содержание учебного курса нацелено на формирование у обучающихся знаний о неоднородностей и целостности Земли как планеты людей, о составе, строении и свойствах оболочек Земли, о влиянии природы на жизнь и хозяйство людей; топографо – картографических знаний и умений, позволяющих осознавать, что план и карта – выдающихся произведения человеческой мысли, обеспечивающие ориентацию в географическом пространстве; знаний о Земле как о планете Солнечной системы и о следствиях вращения Земли вокруг своей оси и вкруг Солнца; о расселении людей по планете, о государствах и их столицах.


III. Описание места учебного предмета в учебном плане

География в основной школе изучается с 5 класса. Общее число учебных часов в 5 классе 35 часов ( 1 час в неделю), в 6 классе отводится 35 часов из базисного плана и с целью организации изучения обучающимися содержания образования краеведческой направленности добавляется 1 час, это курс «За страницами учебника географии» (Практикум), т. о. в 6 классе на изучение географии отводится 70 часов.



I

Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения учебного предмета


Личностными результатами обучения курса «За страницами учебника географии» является:

- формирование всесторонне образованной, инициативной и успешной личности, обладающей системой современных мировоззренческих взглядов, ценностных ориентаций, идейно- нравственных, культурных, гуманистических и эстетических принципов и норм поведения;

- воспитание российской гражданской идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России ;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, осознанному выбору с учетом познавательных интересов;

- формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

- формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровья людей;

- формирование толерантности как нормы сознательного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции;

- освоение социальных норм и правил поведения в группах, и в сообществах, заданных инструментами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся;

- формирование основ социально – критического мышления;

- формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной , учебно – исследовательской, творческой и других видах деятельности;

-формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

- осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценностей семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

-развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов мира и России, творческой деятельности эстетического характера.

Метапредметными результами освоения географии являются:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учебе и познавательной деятельности;

- умение овладевать навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиск средств ее осуществления;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение определять понятия, создавать обобщения, самостоятельно выбирать основания и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи и делать выводы;

- умение создавать, применять и преобразовывать знаки и символы для решения учебных и познавательных задач;

- умение организовывать сотрудничество, работать индивидуально и в группе; умение осознанно использовать речевые средства для выражения своих мыслей и потребностей;

- умение извлекать информацию из различных источников, умение свободно пользоваться справочной литературой;

- умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирование, объяснения, решение проблем, прогнозирования;

-и умение работать в группе – эффективно сотрудничать и взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности, слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение;

-формирование и развитие компетентности в области использования ИКТ;

-формирование и развитие экологического мышления, умение применять его на практике;

- формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определение понятиям;

- формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умение самостоятельно оценивать свои действия и действие одноклассников.

Предметными результатами освоения географии являются:

-формирование представлений о географической науке, ее роли в освоении планеты человеком, географических знаниях как компоненте научной картины мира, их необходимости для решения современных практических задач человечества и своей страны;

- овладение элементарными практическими умениями использования приборов и инструментов для определения количественных и качественных характеристик компонентов географической среды;

- овладение основами картографической грамотности и использования географической карты как одного из « языков» международного общения ;

- овладение основными навыками нахождения, использования и презентации географической информации.


VI. Тематическое планирование

№ п/п

Название темы

Количество часов

Практическая работа

6 класс

1

Развитие географических знаний о Земле

2

2

2

Земля – планета Солнечной системы

2

2

3

План и карта


11

11

4

Человек на Земле

1

1

5

Литосфера – твердая оболочка Земли

4

4

6

Гидросфера

4

4

7

Атмосфера

8

8

8

Земля – планета людей

1

1

9

Биосфера

2

2

10

Итоговое занятие

1

1


Всего:

35

35







Основное содержание курса

Введение. (дешифрирование) аэрофотоснимков. статистических материалов (таблиц, графиков, диаграмм) работа с геоингформационными системами. Источники географиче­ской информации. Методы изучения Земли: космиче­ский, картографический, статистический, полевой, геоинформационный. Зна­чение каждого из них для получения, обработки, пе­редачи и представления географической информа­ции. Работа географа в по­левых условиях. Географические объекты, их происхождение. Важнейшие характеристики географических объектов: положение на земной поверхности, образы, количественные параметры (площадь, высота, форма и другие). Изменения географических объектов и земной поверхности во времени. Процессы и явления, влияющие на географические объекты.

Практическая работа. Поиск картографической и систематической информации о Тамбовской области. Определение положения Тамбовской области на карте Российской Федерации.

Развитие географических знаний человека о Земле. Роль древних документов в расширении знаний о Земле

Земля как планета Сол­нечной системы, форма и размеры, геологическая история Земли. Земля и космос. Вселенная, галактики. Млечный Путь, его форма и размеры. Ближайшие к Земле галактики, расстояние до них. Место и движение Земли в нашей Галактике. Ориентирование по звездам, навигационные звезды.

Земля – часть Солнечной системы. Состав Солнечной системы: Солнце, планеты и их спутники, астероиды, кометы, межпланетное пространство. Отличия Земли от других планет: три агрегатных состояния вещества и три внешние оболочки, соответствующие им (атмосфера, гидросфера и земная кора). Главное отличие Земли от других планет - наличие жизни, образующей ее четвертую оболочку – биосферу.

Источники географической информации

Движения Земли. Вращение Земли вокруг своей оси и его географические следствия. движение Земли вокруг Солнца.

Форма и размеры Земли. Древние и современные доказательства шарообразности Земли. Размеры Земли, площадь земной поверхности. Экватор. Влияние формы и размеров Земли на жизнь планеты.

Изображение поверхно­сти Земли на глобусе и карте. План местности. Геогра­фическая карта. Масштаб. Градусная сеть. Географические коорди­наты. Измерение направлений и расстояний на плане и карте. Способы карто­графического изображе­ния. Классификация карт. Чтение и исполь­зование карт. Ориентирование на ме­стности. Составление плана мест­ности

Практические работы:

  • Определение географических координат точек Тамбовской области и мира.

  • Географический диктант: условные знаки плана.

Ориентирование по карте: чтение карт, дешифровка космических и аэрофотоснимков, в том числе Тамбовской области.



Земная кора и литосфера

Внутреннее строение Земли . Состав земной коры. Ядро, мантия, земная кора. Горные породы и минералы.

Разнообразие горных пород. Магматические, осадочные, метаморфические породы.

Земная кора и литосфера – каменные оболочки Земли. Различия в строении континентальной и океанической земной коры. Литосферные плиты.

Разнообразие форм рельефа. Крупнейшие, крупные, средние и мелкие формы рельефа. причины разнообразия рельефа, его зависимость от внутренних и внешних сил. Влияние рельефа на природу и человека. Изображение рельефа на планах и картах. Отметки высот и глубин. горизонтали. Абсолютная и относительная высота.

Движения земной коры. Медленные вертикальные и горизонтальные движения. Движения земной коры и залегание горных пород.

Землетрясения. Очаг и эпицентр землетрясения. Изучение землетрясений.

Вулканизм. Строение вулкана. Действующие и потухшие вулканы.

Внешние силы, изменяющие рельеф. Выветривание. Физическое, химическое и биологическое выветривание.

Работа текучих вод, ледников и ветра. Овраги, речные долины, барханы, дюны. Деятельность человека и рельеф.

Главные формы рельефа суши. Горы и равнины, их различия по высоте.

Рельеф дна океанов. Основные части рельефа дна Мирового океана: срединно-океанические хребты, ложе, переходные зоны, глубоководные желоба.

Человек и земная кора. Взаимное влияние.

Практические работы:

  • Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых, в том числе Тамбовской области.

  • Определение географического положения крупных форм рельефа и обозначение их на контурной карте.





Атмосфера

Организация наблюдений за погодой: измерения элемен­тов погоды с помощью при­боров (термометра, баромет­ра, флюгера, гигрометра, осадкомера) : ветер, осад­ки, образование ветра и его зависимость от атмо­сферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверх­ности Земли. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые коле­бания температуры воздуха. Средние температуры Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление Направление и сила ветра. Роза ветров.

Облачность, ее влияние на погоду Атмосферные осадки, их виды, условия образова­ния, влияние на жизнь и деятельность человека. Влажность воздуха. Прогнозы погоды. Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа, господствующих ветров.

Пути адаптации человека к климатическим условиям местности. Экстремальные климати­ческие условия, правила обеспечения личной без­опасности

Из чего состоит атмосфера и как она устроена. Границы, состав атмосферы и ее роль в жизни Земли. Строение атмосферы.

Нагревание воздуха и его температура. Различия в нагревании воздуха в течении суток и года. Средние температуры, амплитуда температур.

Зависимость температуры воздуха от географической широты. Географическое распределение температуры воздуха. Пояса освещенности.

Влага в атмосфере. Водяной пар. Абсолютная и относительная влажность. Туман и облака.

Атмосферные осадки. Виды атмосферных осадков, их распределение на поверхности земного шара.

Давление атмосферы. Измерение атмосферного давления. Причины изменения атмосферного давления, его распределение на поверхности Земли.

Ветры. Причины возникновения ветра. Основные характеристики ветра. Разнообразие и значение ветров.

Погода. Элементы погоды. Причины разнообразия и изменчивости погоды. Воздушная масса. Изучение и предсказание погоды.

Климат. Изображение климата на картах.

Человек и атмосфера. Взаимное влияние.

Практические работы:

  • Построение графика хода температур за месяц в Тамбовской области.

  • Построение розы ветров за месяц для Тамбовской области.

  • Чтение климатических и синоптических карт для характеристики погоды и климата Тамбовской области.

Гидросфера.

Вода на Земле. Круговорот воды в природе. Гидросфера, ее возникновение и состав, значение гидросферы для природы и хозяйственной деятельности человека. Возрастающий дефицит пресной воды. Круговорот воды в природе.

Мировой океан – основная часть гидросферы. Мировой океан и его части: океаны, моря, заливы, проливы. Изучение Мирового океана.

Свойства океанических вод. Цвет и прозрачность, температура, соленость воды.

Движения воды в океане. Волны. Различия волн по глубине и причинам возникновения. цунами. Приливы и отливы.

Течения. Различия течений по температуре, глубине, продолжительности существования. Причины возникновения течений. Влияние течений на природу Земли.

Реки. Части реки. Речная система и речной бассейн. Влияние земной коры на работу рек. Равнинные и горные реки. Роль климата в жизни рек. Питание и режим рек.

Озера и болота. Зависимость размещения озер и болот от климата и рельефа. Различия озер по размерам, глубине, форме, происхождению котловин, характеру стока, солености. Болота.

Подземные воды. Как образуются подземные воды. Грунтовые и межпластовые, пресные и минеральные подземные воды. Карст.

Ледники. Многолетняя мерзлота. Причины возникновения ледников, их влияние на климат. Древнее и современное оледенение. Покровные и горные ледники. Многолетняя мерзлота.

Человек и гидросфера. Стихийные явления в гидросфере: наводнения, лавины. Водохранилища. Как человек воздействует на гидросферу.

Практические работы:

  • Определение географического положения одной из рек.

  • Нанесение на контурную карту объектов гидросферы.

  • Оценка обеспеченности водными ресурсами разных регионов Земли.

. Биосфера.

Что такое биосфера и как она устроена. Биосфера – оболочка жизни. Вертикальные границы биосферы, их изменение во времени.

Роль биосферы в природе. Биологический круговорот. Биосфера и жизнь Земли. Распределение живого вещества в биосфере.

Особенности жизни в океане. Разнообразие морских организмов. Особенности жизни в океане.

Распространение жизни в океане. Распространение организмов в зависимости от глубины, климата и удаленности от берегов.

Жизнь на поверхности суши. Особенности распространения организмов на суше. Леса и основные широтные зоны их распространения: влажные экваториальные леса и леса умеренного пояса. Жизнь в безлесных пространствах. Саванны, степи, пустыни и полупустыни, тундра.

Почва. Почва и ее состав. Условия образования почв. Строение почв. Плодородие.

Человек и биосфера. Человек – часть биосферы. Воздействие человека на биосферу.

Практическая работа: Описание растительного и животного мира Тамбовской области на местности и по карте.



Земля – планета людей.

Положение России и своей области на материке, пограничные государства и их столицы, наиболее крупные населенные пункты области.























ПОУРОЧНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.

ПРАКТИКУМ ПО ГЕОГРАФИИ

(35 ч – 1 час в неделю)

№ п\п

Тема, название практической работы

Дата

Элементы обязательного минимума образования

Требования к знаниям и умениям

Рекомендации

1

2

3

4

5

6

1

Введение (дешифрирование) аэрофотоснимков, статистических материалов (таблиц, графиков, диаграмм) работа с геоинформационными системами


Источники получения знаний о природе Земли, населении и хозяйстве. Методы получения, обработки, передачи и представления географической информации.

Источники географической информации. Методы изучения Земли: космический, картографический, статистический, полевой, геоинформационный. Значение каждого из них для получения, обработки, передачи и представления географической информации. Работа географа в полевых условиях. Использование новых геоинформационных систем

Уметь находить в разных источниках информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений на территории своей области

Использовать аэрофотоснимки территории совей области, статистические данныепо области, поиск информации об областном центре с помощью компьютерных систем

2

Развитие географических знаний человека о Земле


Возникновение и геологическая история Земли. Развитие географических знаний человека о Земле1. Выдающиеся географические открытия и путешествия. Развитие географических знаний человека о Земле. Роль древних документов в расширении знании о Земле

Знать результаты географических путешествий.

Уметь показывать на физической карте Росси путь «из варяг в греки»

Использовать межпредметные связи с историей своего края, литературными описаниями путешествий и т.п.

3

Земля – планета Солнечной системы. Составление адреса своей школы.


Форма, размеры, движение Земли, их географические следствия. Сравнение Земли с другими планетами. Влияние космоса на Землю и жизнь людей Земля как планета Солнечной системы, форма и размеры, геологическая истории Земли. Географическая оболочка как результат длительного взаимодействия литосферы, гидросферы, атмосферы и биосферы.

Уметь составлять и объяснять схему «Положение Земли в Солнечной системе»

Расширить знания о местоположении школы, опираясь на знания о положении и месте Земли в Галактике

4

План местности. Определение направлений на местности по компасу, местным признакам, звездам, Солнцу


Географические модели : глобус, географическая карта, план местности, их основные параметры и элементы (масштаб, условные знаки, способы картографического изображения, градусная сеть).

Ориентирование по карте, чтение карт, космических и аэрофотоснимков

Изображение поверхности Земли на глобусе и карте.

План местности. Географическая карта. Масштаб. Градусная сеть.

Географические координаты. Измерение направлений и расстояний на плане и карте. Способы картографического изображения. Классификация карт. Чтение и использование карт. Ориентирование на местности. Составление плана местности.

Уметь определять направление и стороны горизонта на местности по компасу, звездам, Солнцу и местным признакам

Необходимо опираться на субъектный опыт ученика, знания из курса природоведения (5 класс)

5

Определение расстояний на местности и плане в масштабе. Масштаб карты своей области


Уметь определять на местности, на плане местности расстояния.

Применять инструменты для определения количественных характеристик; приборы для определения азимута на местности.

Использовать разные способы измерения расстояний с помощью: шагов, землемера, рулетки, дальномера и т.д.


6

Движение по азимуту на местности, осуществление его привязки к местным объектам


Использовать способы движения по азимуту: при полярной съемке, при маршрутной съемке.

7

Измерение относительной высоты точек местности. Изображение рельефа местности горизонталями


Уметь определять относительную высоту отдельных точек на местности или отдельных объектов. Представлять результаты измерений.

Использовать заранее приготовленный инструмент – нивелир.

8

Описание маршрута на местности


Представить результаты измерений в разной форме

Составить путь из школы домой, из дома к магазину; с помощью компаса, записной книжки и карандаша изобразить схему маршрута

9

Составление простейшего плана местности


Уметь применять приборы и инструменты для определения измерений, использовать приобретенные знания и умения для проведения съемок местности

Составить план одним из способов глазомерной съемки с планшетом небольшого участка местности

10

Географическая карта. Определение элементов градусной сетки на карте своей области


Знать понятия: «параллель», «меридиан», «градусная сетка», «карта»

Использовать географический атлас своей области, контурные карты, туристические схемы, карты

11

Определение направлений и расстояний, географических координат


Знать понятия: «широта», «долгота».

Уметь определять географические координаты своего населенного пункта на разных картах

Рекомендуется определять расстояние в градусах и километрах до ближайшего моря, а также в широтном и меридиональном направленияхдо каких-либо пунктов

12

Чтение карты своей области, определение местоположения географических объектов на территории области, их описание по карте


Использовать знания и умения для чтения карты

Номенклатура:

равнины____________

возвышенности________

низменности__________

горы___________________

13

Обозначение на контурной карте местоположения своего населенного пункта по географическим координатам, направлений по линиям градусной сетки, их описание по карте своей области, а затем по карте России.


Уметь определять местоположение географических объектов на территории области и обозначить их на контурной карте

Необходимо учесть: обучение оформлению контурной карты с использованием условных знаков, масштаба, градусной сетки находится на начальном этапе и проводить его следует под руководством учителя

14

Изучение свойств минералов, горных пород и полезных ископаемых (состав, цвет, твердость, плотность и т.д.) слагающих земную кору своей местности, причины их своеобразия


Географическая оболочка Земли, ее составные части, взаимосвязь между ними, характеристика основных закономерностей развития. Влияние хозяйственной деятельности человека на географическую оболочку. Территориальные комплексы: природные, природно-хозяйственные. Техногенные изменения природных комплексов. Географическая оболочка как окружающая человека среда.


Уметь описывать существенные признаки географических объектов

Рекомендации: сравнить осадочные и магматические породы по внешним признакам

15

Описание по карте географического положения и рельефа своей области, определение максимальных высот, обозначение их на контурной карте


Уметь ориентироваться по физической карте России и области, определять географическое положение, равнин их высоту, наносить их на контурную карту

Для учащихся с высоким уровнем развития познавательных способностей возможно описание форм рельефа под воздействием древнего оледенения и древних морей

16

Составление и объяснение схемы «Различие равнин по высоте»


Уметь схематично представлять результаты измерений на карте

17

Влияние хозяйственной деятельности человека на рельеф своей области, меры по сохранению и восстановлению отдельных форм рельефа


Использовать знания и умения для проведения наблюдений за процессами и явлениями, их изменениями в результате антропогенных воздействий

Помочь выделить существенные признаки рационального (положительного) и нерационального (отрицательного) воздействия человека на объектах местности

18

Определение по физической карте России (своей области) расстояний до областного центра (или своего населенного пункта) до ближайшего моря с помощью масштаба. Описание ближайшего водоема


Гидросфера: океан, море, озеро, река, мировой круговорот воды, движение вод в океанах. Мировой океан и его роль в формировании состава атмосферы и климатов Земли

Уметь определять расстояние на плане и на карте, описывать существенные признаки водного объекта из разных источников информации

Использовать данные о водоемах по атласу своей области, картам для рыбаков и заполнить таблицу «Общая характеристика водоема»

19

Описание на местности ближайшего водного объекта. Составление схемы «Части реки»


Описывать существеннее признаки географического объекта

Составление продольного разреза реки от истока к устью. Вид сверху от речной системы и бассейна реки

20

Определение по карте направлений течений рек своей области, их связи с рельефом


Знать и понимать особенности направления течения реки, их зависимость от рельефа (устанавливать взаимосвязи)

Описание рек своей местности

21

Влияние хозяйственной деятельности человека на водные объекты своей области. Меры по их сохранению и восстановлению


Уметь использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за состоянием воды в совей местности

Составление схемы

22

Атмосфера. Организация наблюдений за погодой: измерение элементов погоды с помощью приборов (термометра, барометра, флюгера, гигрометра, осадкомера)


Атмосфера: ветер, осадки, образование ветра и его зависимость от атмосферного давления, воздушные массы, погода и климат. Распределение тепла и влаги на поверхности Земли. Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, приборы и инструменты. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры и давления с высотой. Атмосферное давление. Направление и сила ветра. Роза ветров. Облачность ее влияние на погоду.

Атмосферные осадки, их виды, условия образования, влияние на жизнь и деятельность человека. Прогнозы погоды.

Зависимость климата от географической широты места, близости океана, океанических течений, рельефа и господствующих ветров. Пути адаптации человека к климатическим условиям местности.

Экстремальные климатические условия, правила обеспечения личной безопасности.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для наблюдения за погодой.

Применять приборы для определения количественных характеристик элементов погоды

Использовать навыки из курса природоведения 5 класса. По усмотрению учителя эту работу возможно провести в начале учебного года. Более подробный инструктаж по устройству, принципу работы с метеорологическими приборами проводить при последующем изучении тем (температура воздуха, ветер, атмосферное давление и т. п.)

23

Обработка собранных материалов: построение графика годового хода температуры, высоты солнца и продолжительности дня


Представлять результаты измерений в разной форме, выявлять на этой основе эмпирические зависимости

Для построения графиков использовать данные информационного материала по всей теме «Атмосфера» из учебно-методического комплекта по географии своей области

24

Обработка собранных материалов: составление сравнительного графика хода температуры и изменений атмосферного давления


Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для проведения самостоятельного поиска географической информации из разных источников: статистических, геоинформационных.

25

Обработка собранных материалов: составление розы ветров и диаграмм среднемесячного количества осадков


26

Обработка данных и составление диаграммы облачности


Определить атмосферное давление в местах с минимальными и максимальными высотами своей области: на 1 и 16 этажах многоэтажного дома; объяснить причины различий. Проследить изменение температуры воздуха (если предположить, что область расположена в горах)

27

Обработка данных и выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения


28



29

Описание погоды за день, месяц по своему пункту наблюдения


Уметь выделять, описывать и объяснять существенные признаки явлений и процессов, использовать наблюдения для определения комфортных и дискомфортных параметров погоды и климата своей области; находить и анализировать информацию, необходимую для изучения климата совей области.

Предложить учащимся календари наблюдений за погодой одного дня (месяца) за несколько лет.

Предложить план описания климата:

а) особенности климата;

б) причины от которых зависит климат.

30

Составление характеристики климата области


31

Определение взаимосвязи между компонентами природы своей местности (в разных природных комплексах: луг, лес, болото и т.д.)


Разнообразие растительного и животного мира Земли. Взаимосвязь компонентов природы. Природно-антропогенное равновесие, пути его сохранения и восстановления. Приспособления живых организмов к среде обитания

Знать и понимать связь между географическим положением и природными условиями данного комплекса

Опираться на субъективный опыт ученика и знание о природном комплексе из курса природоведения

32

Описание по физической карте, карте природных зон России и своей области природной зоны, в которой мы живем


Широтная зональность и высотная поясность. Описание природных зон Земли по географическим картам. Сравнение хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах

Использовать знания для наблюдения за явлениями в природе и их изменениями.

Выделять, описывать существенные признаки лесной зоны.

Приводить примеры использования и охраны биологических ресурсов

Предложить типовой план характеристики природной зоны.

33

Определение положения России и совей области на материке. Нанесение на контурную карту границ России и области, пограничных стран и областей( с их столицами и областными центрами), наиболее крупные населенные пункты области


Положение географического объекта на карте

Знать и понимать специфику географического положения России и своей области

На контурные карты нанести государства и их столицы (по выбору).На карту своей области нанести города областного подчинения, возможно транспортные пути.

34-35

2 ч – обобщающее повторение по курсу





























Планируемые результаты изучения учебного курса «За страницами учебника географии»

ученик научится:

1. использовать различные источники географической информации(картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных)для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

2. анализировать, систематизировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

3. находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных)зависимости и закономерности;

4. определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

5. выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

6. составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

7. представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач;

8. различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

9. использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

10. проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

11. оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

ученик получит возможность научиться:

1. работать с различными источниками географической информации и приборами;

2. ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

3. читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

4. строить простые планы местности;

5. создавать простейшие географические карты различного содержания;

6. моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

7. использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

8. воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

9. создавать письменные тексты, схемы, таблицы и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

10. самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с различными географическими объектами и населением Земли.

Метапредметные результаты

  1. Овладение навыками самостоятельного приобретения новых знаний, организации учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

  2. Умение планировать пути достижения целей на основе самостоятельного анализа условий и средств их достижения, выделать альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ, осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

  3. Формирование умений ставить вопросы, выдвигать гипотезу и обосновывать ее, давать определения понятиям, классифицировать, структурировать материал, строить логическое рассуждение, устанавливать причинно-следственные связи, аргументировать собственную позицию, формулировать выводы, делать умозаключения, выполнять познавательные и практические задания, в том числе проектные;

  4. Формирование осознанной адекватной и критической оценки в учебной деятельности, умения самостоятельно оценивать свои действия и действия своих одноклассников, аргументировано обосновывать правильность или ошибочность результата и способа действия, реально оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности;

  5. Умение организовывать и планировать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и со сверстниками, определять общие цели, способы взаимодействия, планировать общие способы работы;

  6. Формирование и развитие учебной и общепользовательской компетентности в области использования технических средств ИКТ как инструментальной основы развития коммуникативных и познавательных универсальных учебных действий; формирование умений рационально использовать широко распространенные инструменты и технические средства информационных технологий;

  7. Умение извлекать информацию из различных источников (СМИ, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернет); умение свободно пользоваться справочной литературой, в том числе и на электронных носителях, соблюдать нормы информационной избирательности, этики;

  8. Умение на практике пользоваться основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования;

  9. Умение работать в группе – эффективно сотрудничать, взаимодействовать на основе координации различных позиций при выработке общего решения в совместной деятельности; слушать партнера, формулировать и аргументировать свое мнение, корректно отстаивать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров, в том числе в ситуации столкновения интересов; продуктивно разрешать конфликты на основе учета интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов решения конфликтов;

  10. Умение организовывать свою жизнь в соответствии с представлениями и здоровом образе жизни, правах и обязанностях гражданина, ценностях бытия, культуры и социального взаимодействия;

Личностные результаты:

  1. Воспитание российской гражданкой идентичности, патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание языка, культуры своего народа, своего края, общемирового культурного наследия; усвоение традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства долга перед Родиной;

  2. Формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, а также социальному, языковому и духовному многообразию современного мира;

  3. Формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию, выбору профильного образования на основе информации о существующих профессиях и личностных предпочтений, осознанному построению индивидуальной образовательной траектории с учетом устойчивых познавательных интересов;

  4. Формирование познавательной и информационной культуры, в том числе развитие навыков самостоятельной работы с учебными пособиями, книгами, доступными инструментами и техническими средствами информационных технологий;

  5. Формирование толерантности как нормы осознанного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции; к истории, культуре, религии, традициям, языкам, ценностям народов России и мира;

  6. Освоение социальных норм и правил поведения в группе и сообществах, заданных институтами социализации соответственно возрастному статусу обучающихся, а также во взрослых сообществах; формирование основ социально-критического мышления; участие в школьном самоуправлении и в общественной жизни в пределах возрастных компетенций с учетом региональных, этнокультурных, социальных и экономических особенностей;

  7. Развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора; формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  8. Формирование коммуникативной компетентности в образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и других видах деятельности;

  9. Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведения в чрезвычайных ситуациях, угрожающих жизни и здоровью людей;

  10. Формирование основ экологического сознания на основе признания ценности жизни во всех ее проявлениях и необходимости ответственного, бережного отношения к окружающей среде;

  11. Осознание важности семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

  12. Развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.



1


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!