СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии «География. Материки и океаны» для обучающихся 7 класса с ЗПР

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная программа рассчитана на обучающихся, имеющих смешанное спецефическое расстройство психического, психологического характера.       Психика таких детей промежуточная между здоровым и патологическим ребенком. Это не умственно отсталые дети, а дети с замедленным темпом развития, но характеризующиеся положительной динамикой.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии «География. Материки и океаны» для обучающихся 7 класса с ЗПР»

«Рассмотрено»

Руководитель ШМО________

Протокол № ___ от «____»____________2017 г.


«Согласовано»

Заместитель директора школы по УВР «____»____________2017г.


«Утверждено»

Директор

Приказ № ___ от «___»____2017 г.










Рабочая программа по географии «География. Материки и океаны» для обучающихся 7 класса с ЗПР







Автор: учитель географии

Чуркина Валентина Ивановна



















ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Рабочая программа по учебному предмету «География» для 7 классасоставлена в соответствии с авторской программой  для общеобразовательных  школ:  примерная программа основного общего образования по географии, на основе авторской программы по географии ( 6-10 классы) под редакцией И. В. Домогацких. – М.: Русское слово, 2015) и ориентирована на работу с учебником и учебно-методическим комплексом:

     

 Нормативными документами для составления рабочей программы являются:


  1. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014)  "Об образовании в Российской Федерации" 

  2. Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189  "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»

  3. Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного ученого плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования

  4. Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"

  5. Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 №1089;

  6. Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 №1312;



Программа рассчитана на обучающихся, имеющих смешанное специфическое расстройство психического психологического характера, задержку психического развития (ЗПР). Психика таких детей промежуточная между здоровым и патологическим ребенком. Это не умственно отсталые дети, а дети с замедленным темпом развития, но характеризующиеся положительной динамикой. Программа для обучения таких детей несколько изменена. Некоторые темы изучаются ознакомительно. При составлении программы учитывались следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи.

Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.

Вместе с тем существенная роль отведена программой практическим работам. Они ориентированы на формирование умений оценивать, объяснять, описывать, оп­ределять, называть и показывать, то есть способствуют дости­жению планируемых базовых результатов обучения в рамках отдельного курса. При этом число работ на умение оценивать и объяснять возрастает от курса к курсу, а на завершающем этапе обучения подобного типа работы преобладают.

Система практических работ позволяет согласовать имею­щиеся у обучающегося бытовые представления с излагаемым ему научно-географическим содержанием, включающим основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Выполнение практических работ предусматривает последовательное рассмотрение Земли как природного тела, планеты людей и единого дома для каждого живущего на ней человека.

Программа определяет базовый уровень подготовки по географии учащихся основной общеобразовательной школы в соответствии со стандартом основного общего образования по географии.

Предлагаемая программа состоит в последова­тельном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включавшем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения. Определение целостности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель среднего географического образования — формирование у подростков географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли.

Таким образом, цель школьного географического образо­вания сводится к решению следующих основных задач:

способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;

  • передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире;

  • формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;

  • служить одной из основ формирования духовности, вос­питания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов, экономического и эстетического воспитания;

  • развивать у школьника словесно-логическое и образное мышление;

  • способствовать формированию картографической грамотности.

В состав научно-географических знаний о современном мире включены основные теории и учения, знания о процес­сах и явлениях, знания об объектах. Определена и логика их формирования — от представления о Земле как о природное теле и планете людей, до представления о связи каждого человека с состоянием его земного дома.

Геоэкологический подход позволяет убедить школьника в необходимости проведения единой всемирной экологической политики по спасению биосферы, решению проблемы устойчивого развития человечества. Изучение конкретных объек­тов, напротив, дает школьнику возможность познакомиться с особенно близким для него миром.

Построение программы позволяет рассматривать плани­руемые результаты обучения как основные задачи, на которые должна ориентироваться совместная деятельность учителя и учащихся.

Цели изучения курса:

освоение знаний общеземлеведческого и страноведческого характера:

  • о процессах, связях и закономерностях, характерных для геосфер Земли и всей географической оболочки;

  • о пространст­венной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях се дифферен­циации (от планетарного через регио­нальный до локального);

  • о целостности и диффе­ренциации природы материков, их круп­ных регионов и отдельных стран, о лю­дях их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различ­ных природных условиях;

  • об изменениях полити­ческой карты, практики природопользо­вания, процесса нарастания экологичес­ких проблем в пределах материков, океа­нов, отдельных регионов и стран;

овладение умениями:

  • выделять особенности природы, при­родных богатств, хозяйственной деятельности населения для создания образных представлений о крупных регионах материков и странах;

  • работать с картами разнообразного содер­жания и масштаба;

  • состав­лять по ним комплексные страноведчес­кие описания и характеристики террито­рии;

  • развитие целостного представ­ления о Земле как планете людей; практических географиче­ских умений, картографиче­ской грамотности, умений самостоятельного приобретения новых знаний;

  • воспитание уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей дру­гой культуры; эмоционально-цен­ностного отношения к географической среде.


Данная программа составлена на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю



СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ


Раздел 1. Планета, на которой мы живём (10часов)

Тема 1. Литосфера - подвижная твердь (3часа)

Содержание темы: материки и океаны. и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты.

Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (2 часа)

Содержание темы: пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.

Практические работы: Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира. Определение типов климата по предложенным климатограммам.

Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (2 часа)

Содержание темы: понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.

Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (1час)

Содержание темы: понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, ритмичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.

Практическая работа.

Описание природных зон Земли по географическим картам.

Тема 5. Человек – хозяин планеты (2 часа)

Содержание темы: возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.

Практическая работа:

Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.

Раздел 2. Материки планеты Земля (20 часов)

Тема 1. Африка — материк коротких теней (5часов)

Содержание темы: история открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки. Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Практические работы:

Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.

Тема 2. Австралия — маленький великан (3часа)

Содержание темы: история открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.

Практическая работа:

Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.

Тема 3. Антарктида — холодное сердце (2 часа)

Содержание темы: особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.

Тема 4. Южная Америка — материк чудес (4 часа)

Содержание темы: географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Практическая работа:

Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.

Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (4 часа)

Содержание темы: географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население. Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Практическая работа:

Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.

Тема 6. Евразия – музей природы (5 часов)

Содержание темы: самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.

Практическая работа:

Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.

Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (1 часов)

Содержание темы: взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.



Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса


Учащиеся должны знать:

-Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны и их хозяйственное значение, население и особенности размещения;

-особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка;

-государства, их положение на материке, основное население и столицы;

- особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, основное население и столицы этих государств.


Учащиеся должны уметь:

- показывать на географической карте океаны, давать им характеристику;

- определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;

- находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.


Учебно-методический комплекс и рекомендованная литература.


УМК:

1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015. – 280 с.: ил., карт.

2. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015. – 296 с.: ил., карт.
3. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 1. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015. – 96 с.

4. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 2. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015. – 88 с.
5. Географический атлас по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011
6. Контурные карты по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011



Дополнительная литература:

География. Материки и океаны. 7 класс: поурочные планы по учебнику О. В. Крыловой / авт.-сост. С. А. Костина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 367 с. – (Для преподавателей).

Элькин Г.Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. (Учебно-методическое пособие). – СПб.: «Паритет», 2003. – 160 с.

Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с.

Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 287 с. – (В помощь школьному учителю).

Душина И.В. Школьный практикум. География материков и океанов. 7 класс. – М.: Дрофа, 1998. – 64 с.
















Календарно-тематическое планирование по курсу «География. Материки и океаны», 7 класс, 1 час в неделю

урока

Тема урока

Кол-во часов

Дата проведения

план

факт

1.

Что изучает география материков и океанов

1



2.

Суша в океане

1



3.

Урок- исследование «Строение земной коры»

1



4.

Воздушные массы и климатические пояса. Пр.р.№1 «Определение типов климата по предложенным климатограммам».

1



5.

Климатообразующие факторы

1



6.

Мировой океан и его части

1



7.

Урок- путешествие «Жизнь в океане»

1



8.

Зональность географической оболочки Пр.р.№2 «Описание природных зон по географическим картам»


1



9.

Освоение Земли человеком.

1



10.

Население Земли. Пр.р. «Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира»

1



11.

Географическое положение и история исследования Африки Пр.р.№3 «Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и в километрах»

1



12..

Геологическое строение, климат и гидрография Африки.

1



13.

Урок-путешествие «Разнообразие природы Африки»

1



14.

Население Африки.

1



15.

Регионы Африки

1



16.

Географическое положение и история исследования Австралии.

1



17.

Особенности природы Австралии

1



18.

Австралийский Союз

1



19.

Географическое положение и история исследования Антарктиды

1



20.

Особенности природы Антарктиды

1



21.

Географическое положение Южной Америки.

1



22.

Геологическое строение. рельеф, климат и гидрография Южной Америки.

1



23.

Разнообразие природы Южной Америки .

1



24.

Население Южной Америки. Пр. р. «Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки».

1



25.

Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования

1



26.

Геологическое строение и рельеф Северной Америки.

1



27.

Климат и гидрография Северной Америки.

1



28.

Разнообразие природы и население Северной Америки.

1



29.

Географическое положение и История исследования Евразии

1



30.

Геологическое строение и рельеф Евразии.

1



31.

Климат и гидрография Евразии.

1



32.

Разнообразие природы Евразии

1



33.

Население Евразии

1



34.

Регионы Евразии

1



35.

Природа и человек. Заключительный урок

1






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!