«Рассмотрено» Руководитель ШМО________ Протокол № ___ от «____»____________2017 г. | «Согласовано» Заместитель директора школы по УВР «____»____________2017г. | «Утверждено» Директор Приказ № ___ от «___»____2017 г. |
Рабочая программа по географии «География. Материки и океаны» для обучающихся 7 класса с ЗПР
Автор: учитель географии
Чуркина Валентина Ивановна
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по учебному предмету «География» для 7 классасоставлена в соответствии с авторской программой для общеобразовательных школ: примерная программа основного общего образования по географии, на основе авторской программы по географии ( 6-10 классы) под редакцией И. В. Домогацких. – М.: Русское слово, 2015) и ориентирована на работу с учебником и учебно-методическим комплексом:
Нормативными документами для составления рабочей программы являются:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 03.02.2014) "Об образовании в Российской Федерации"
Постановление гл. государственного санитарного врача РФ от 29.12.2010 г. № 189 "Об утверждении СанПиН 2.4.2.2821-10 «Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях»
Приказ Минобрнауки РФ от 09.03.2004 N 1312 «Об утверждении федерального базисного ученого плана и примерных учебных планов для образовательных учреждений РФ, реализующих программы общего образования
Приказ Минобразования России от 05.03.2004 N 1089 (ред. от 31.01.2012) "Об утверждении федерального компонента государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования"
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 05.03.2004 №1089;
Федеральный базисный учебный план для основного общего образования, утвержденный приказом Минобрнауки РФ от 09.03.2004 №1312;
Программа рассчитана на обучающихся, имеющих смешанное специфическое расстройство психического психологического характера, задержку психического развития (ЗПР). Психика таких детей промежуточная между здоровым и патологическим ребенком. Это не умственно отсталые дети, а дети с замедленным темпом развития, но характеризующиеся положительной динамикой. Программа для обучения таких детей несколько изменена. Некоторые темы изучаются ознакомительно. При составлении программы учитывались следующие психические особенности детей: неустойчивое внимание, малый объем памяти, неточность и затруднения при воспроизведении материала, несформированность мыслительных операций анализа, синтеза, сравнения, обобщения, нарушения речи.
Процесс обучения таких школьников имеет коррекционно-развивающий характер, что выражается в использовании заданий, направленных на коррекцию недостатков и опирается на субъективный опыт учащихся, связь изучаемого материала с реальной жизнью.
Вместе с тем существенная роль отведена программой практическим работам. Они ориентированы на формирование умений оценивать, объяснять, описывать, определять, называть и показывать, то есть способствуют достижению планируемых базовых результатов обучения в рамках отдельного курса. При этом число работ на умение оценивать и объяснять возрастает от курса к курсу, а на завершающем этапе обучения подобного типа работы преобладают.
Система практических работ позволяет согласовать имеющиеся у обучающегося бытовые представления с излагаемым ему научно-географическим содержанием, включающим основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Выполнение практических работ предусматривает последовательное рассмотрение Земли как природного тела, планеты людей и единого дома для каждого живущего на ней человека.
Программа определяет базовый уровень подготовки по географии учащихся основной общеобразовательной школы в соответствии со стандартом основного общего образования по географии.
Предлагаемая программа состоит в последовательном развитии идей гуманизации школьного географического образования, включавшем изменение целей, планируемых результатов, содержания и способов обучения. Определение целостности научно-географических знаний в формировании личности позволяет сформулировать общую цель среднего географического образования — формирование у подростков географической картины единого мира как составной части ноосферы Земли.
Таким образом, цель школьного географического образования сводится к решению следующих основных задач:
способствовать формированию географического мышления школьников, развитию свободно и творчески мыслящей личности;
передать учащимся сумму систематических знаний по географии, обладание которыми поможет им ориентироваться в современном мире;
формировать у учащихся представление о целостности окружающего мира при его территориальном многообразии, сложных проблемах, встающих перед человечеством, имеющих свои специфические особенности в разных странах;
служить одной из основ формирования духовности, воспитания патриотизма, интернационализма будущих граждан России, уважения их к культуре, истории не только своей Родины, но и других стран и народов, экономического и эстетического воспитания;
развивать у школьника словесно-логическое и образное мышление;
способствовать формированию картографической грамотности.
В состав научно-географических знаний о современном мире включены основные теории и учения, знания о процессах и явлениях, знания об объектах. Определена и логика их формирования — от представления о Земле как о природное теле и планете людей, до представления о связи каждого человека с состоянием его земного дома.
Геоэкологический подход позволяет убедить школьника в необходимости проведения единой всемирной экологической политики по спасению биосферы, решению проблемы устойчивого развития человечества. Изучение конкретных объектов, напротив, дает школьнику возможность познакомиться с особенно близким для него миром.
Построение программы позволяет рассматривать планируемые результаты обучения как основные задачи, на которые должна ориентироваться совместная деятельность учителя и учащихся.
Цели изучения курса:
освоение знаний общеземлеведческого и страноведческого характера:
о процессах, связях и закономерностях, характерных для геосфер Земли и всей географической оболочки;
о пространственной неоднородности поверхности Земли на разных уровнях се дифференциации (от планетарного через региональный до локального);
о целостности и дифференциации природы материков, их крупных регионов и отдельных стран, о людях их населяющих, особенностях жизни и хозяйственной деятельности в различных природных условиях;
об изменениях политической карты, практики природопользования, процесса нарастания экологических проблем в пределах материков, океанов, отдельных регионов и стран;
овладение умениями:
выделять особенности природы, природных богатств, хозяйственной деятельности населения для создания образных представлений о крупных регионах материков и странах;
работать с картами разнообразного содержания и масштаба;
составлять по ним комплексные страноведческие описания и характеристики территории;
развитие целостного представления о Земле как планете людей; практических географических умений, картографической грамотности, умений самостоятельного приобретения новых знаний;
воспитание уважения к другим народам, чтобы «научиться жить вместе, развивая знания о других, их истории, традициях и образе мышления», понимать людей другой культуры; эмоционально-ценностного отношения к географической среде.
Данная программа составлена на 35 учебных часов, из расчёта 1 час в неделю
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Раздел 1. Планета, на которой мы живём (10часов)
Тема 1. Литосфера - подвижная твердь (3часа)
Содержание темы: материки и океаны. и части света. Части света. Острова: материковые, вулканические, коралловые. Геологическое время. Эры и периоды в истории Земли. Ледниковый период. Строение земной коры. Материковая и океаническая земная кора. Дрейф материков и теория литосферных плит. Процессы, происходящие в зоне контактов между литосферными плитами, и связанные с ними формы рельефа. Платформы и равнины. Складчатые пояса и горы. Эпохи горообразования. Сейсмические и вулканические пояса планеты.
Тема 2. Атмосфера – мастерская климата (2 часа)
Содержание темы: пояса Земли: тепловые, пояса увлажнения, пояса атмосферного давления. Воздушные массы и климатические пояса. Особенности климата основных и переходных климатических поясов. Карта климатических поясов. Климатограммы. Климатообразующие факторы: широтное положение, рельеф, влияние океана, система господствующих ветров, размеры материков. Понятие о континентальности климата. Разнообразие климатов Земли.
Практические работы: Определение главных показателей климата различных регионов планеты по климатической карте мира. Определение типов климата по предложенным климатограммам.
Тема 3. Мировой океан – синяя бездна (2 часа)
Содержание темы: понятие о Мировом океане. Части Мирового океана. Глубинные зоны Мирового океана. Виды движений вод Мирового океана. Волны и их виды. Классификации морских течений. Циркуляция вод Мирового океана. Органический мир морей и океанов. Океан — колыбель жизни. Виды морских организмов. Влияние Мирового океана на природу планеты. Особенности природы отдельных океанов Земли.
Тема 4. Географическая оболочка – живой механизм (1час)
Содержание темы: понятие о географической оболочке. Природный комплекс (ландшафт). Природные и антропогенные ландшафты. Свойства географической оболочки: целостность, ритмичность и зональность. Закон географической зональности. Природные комплексы разных порядков. Природные зоны. Экваториальный лес, арктическая пустыня, тундра, тайга, смешанные и широколиственные леса, степь, саванна, тропическая пустыня. Понятие о высотной поясности.
Практическая работа.
Описание природных зон Земли по географическим картам.
Тема 5. Человек – хозяин планеты (2 часа)
Содержание темы: возникновение человека и предполагаемые пути его расселения по материкам. Хозяйственная деятельность человека и ее изменение на разных этапах развития человеческого общества. Присваивающее и производящее хозяйство. Охрана природы. Международная «Красная книга». Особо охраняемые территории. Всемирное природное и культурное наследие. Численность населения Земли и его размещение. Человеческие расы. Народы. География религий. Политическая карта мира. Этапы ее формирования. Страны современного мира.
Практическая работа:
Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира.
Раздел 2. Материки планеты Земля (20 часов)
Тема 1. Африка — материк коротких теней (5часов)
Содержание темы: история открытия, изучения и освоения. Особенности географического положения и его влияние на природу материка. Африка — древний материк. Главные черты рельефа и геологического строения: преобладание плоскогорий и Великий Африканский разлом. Полезные ископаемые: золото, алмазы, руды. Африка — самый жаркий материк. Величайшая пустыня мира – Сахара. Оазисы. Озера тектонического происхождения: Виктория, Танганьика. Двойной набор природных зон. Саванны. Национальные парки Африки. Неравномерность размещения население, его быстрый рост. Регионы Африки: Арабский север, Африка к югу от Сахары. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Африки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Практические работы:
Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и километрах. Обозначение на контурной карте главных форм рельефа и месторождений полезных ископаемых.
Тема 2. Австралия — маленький великан (3часа)
Содержание темы: история открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Самый маленький материк, самый засушливый материк, целиком расположенный в тропиках. Изолированность и уникальность природного мира материка. Население Австралии. Европейские мигранты. Неравномерность расселения. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Австралии под ее влиянием. Австралийский Союз – страна-материк. Главные объекты природного и культурного наследия. Океания – островной регион. Влажный тропический климат и небогатый природный мир островов.
Практическая работа:
Сравнение географического положения Африки и Австралии, определение черт сходства и различия основных компонентов природы материков.
Тема 3. Антарктида — холодное сердце (2 часа)
Содержание темы: особенности географического положения. Самый изолированный и холодный материк планеты. История открытия, изучения и освоения. Покорение Южного полюса. Основные черты природы материка: рельеф, скрытый подо льдом, отсутствие рек, «кухня погоды». Антарктические научные станции.
Тема 4. Южная Америка — материк чудес (4 часа)
Содержание темы: географическое положение — основа разнообразия природы Южной Америки. История открытия, изучения и освоения. Основные черты природы. Горы и равнины Южной Америки. Богатство рудными полезными ископаемыми. Разнообразие климатов. Самый влажный материк. Амазонка – самая полноводная река планеты. Реки – основные транспортные пути. Богатый и своеобразный растительный и животный мир материка. Население и регионы Южной Америки. Смешение трех рас. Равнинный Восток и Горный Запад. Особенности человеческой деятельности и изменение природы Южной Америки под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Практическая работа:
Выявление взаимосвязей между компонентами природы в одном из природных комплексов материка с использованием карт атласа.
Тема 5. Северная Америка — знакомый незнакомец (4 часа)
Содержание темы: географическое положение. История открытия, изучения и освоения. Геологическое строение и рельеф. Великие горы и равнины. Стихийные бедствия. Великий ледник. Полезные ископаемые. Разнообразие типов климата. Реки Северной Америки. Великие Американские озера. Широтное и меридиональное простирание природных зон. Богатство растительного и животного мира. Формирование населения материка. Современное население. Регионы Северной Америки. Англо-Америка, Центральная Америка и Латинская Америка. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Практическая работа:
Оценка влияния климата на жизнь и хозяйственную деятельность населения.
Тема 6. Евразия – музей природы (5 часов)
Содержание темы: самый большой материк. История изучения и освоения. Основные черты природы. Сложное геологическое строение. Самые высокие горы планеты и самая глубокая впадина суши. Богатство полезными ископаемыми. Все типы климатов Северного полушария. Разнообразие рек, крупнейшие реки Земли. Самые большие озера: Каспийское, Байкал. Население и регионы Евразии. Наиболее населенный материк. Сложный национальный состав, неравномерность размещения населения. Европа и Азия. Роль Европы в развитии человеческой цивилизации. Юго-Западная Азия – древнейший центр человеческой цивилизации. Южная Азия – самый населенный регион планеты. Особенности человеческой деятельности и изменение природы материка под ее влиянием. Главные объекты природного и культурного наследия.
Практическая работа:
Составление географической характеристики стран Европы и Азии по картам атласа и другим источникам географической информации.
Раздел 3. Взаимоотношения природы и человека (1 часов)
Содержание темы: взаимодействие человечества и природы в прошлом и настоящем. Влияние хозяйственной деятельности людей на литосферу, гидросферу, атмосферу, биосферу; меры по их охране. Центры происхождения культурных растений.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся 7 класса
Учащиеся должны знать:
-Атлантический, Северный Ледовитый, Тихий, Индийский океаны и их хозяйственное значение, население и особенности размещения;
-особенности географического положения, очертания берегов и природные условия каждого материка;
-государства, их положение на материке, основное население и столицы;
- особенности географического положения государств ближнего зарубежья, природные условия, основное население и столицы этих государств.
Учащиеся должны уметь:
- показывать на географической карте океаны, давать им характеристику;
- определять на карте полушарий географическое положение и очертания берегов каждого материка, давать элементарное описание их природных условий;
- находить на политической карте изученные государства и столицы, переносить названия на контурную карту.
Учебно-методический комплекс и рекомендованная литература.
УМК:
1. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География. Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 1. Планета, на которой мы живём. Африка. Австралия: Учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015. – 280 с.: ил., карт.
2. Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевский География: Материки и океаны: В 2 ч. Ч. 2. Материки планеты Земля: Антарктида, Южная Америка, Северная Америка, Евразия: учебник для 7 класса общеобразовательных учреждений. – 3-е изд. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015. – 296 с.: ил., карт.
3. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 1. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015. – 96 с.
4. Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких Рабочая тетрадь к учебнику Е.М. Домогацких, Н.И. Алексеевского «География. Материки и океаны» 7 класс: в 2 ч. Ч. 2. / Е.М. Домогацких, Е.Е. Домогацких - М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2015. – 88 с.
5. Географический атлас по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011
6. Контурные карты по географии: География. Земля и люди. 7 класс, линия УМК «Сферы»; ОАО «Издательство «Просвещение», 2011
Дополнительная литература:
География. Материки и океаны. 7 класс: поурочные планы по учебнику О. В. Крыловой / авт.-сост. С. А. Костина. – Волгоград: Учитель, 2007. – 367 с. – (Для преподавателей).
Элькин Г.Н. Физическая география. 6 класс. Справочно-информационные материалы к урокам. (Учебно-методическое пособие). – СПб.: «Паритет», 2003. – 160 с.
Безруков А., Пивоварова Г. Занимательная география: Книга для учащихся, учителей и родителей. – М.: АСТ-ПРЕСС, 2001. – 608 с.
Никитина Н.А. Поурочные разработки по географии. 7 класс. – М.: ВАКО, 2005. – 287 с. – (В помощь школьному учителю).
Душина И.В. Школьный практикум. География материков и океанов. 7 класс. – М.: Дрофа, 1998. – 64 с.
Календарно-тематическое планирование по курсу «География. Материки и океаны», 7 класс, 1 час в неделю
№ урока | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения |
план | факт |
1. | Что изучает география материков и океанов | 1 | | |
2. | Суша в океане | 1 | | |
3. | Урок- исследование «Строение земной коры» | 1 | | |
4. | Воздушные массы и климатические пояса. Пр.р.№1 «Определение типов климата по предложенным климатограммам». | 1 | | |
5. | Климатообразующие факторы | 1 | | |
6. | Мировой океан и его части | 1 | | |
7. | Урок- путешествие «Жизнь в океане» | 1 | | |
8. | Зональность географической оболочки Пр.р.№2 «Описание природных зон по географическим картам» | 1 | | |
9. | Освоение Земли человеком. | 1 | | |
10. | Население Земли. Пр.р. «Определение и сравнение различий в численности, плотности и динамике населения разных регионов и стран мира» | 1 | | |
11. | Географическое положение и история исследования Африки Пр.р.№3 «Определение координат крайних точек материка, его протяженности с севера на юг в градусной мере и в километрах» | 1 | | |
12.. | Геологическое строение, климат и гидрография Африки. | 1 | | |
13. | Урок-путешествие «Разнообразие природы Африки» | 1 | | |
14. | Население Африки. | 1 | | |
15. | Регионы Африки | 1 | | |
16. | Географическое положение и история исследования Австралии. | 1 | | |
17. | Особенности природы Австралии | 1 | | |
18. | Австралийский Союз | 1 | | |
19. | Географическое положение и история исследования Антарктиды | 1 | | |
20. | Особенности природы Антарктиды | 1 | | |
21. | Географическое положение Южной Америки. | 1 | | |
22. | Геологическое строение. рельеф, климат и гидрография Южной Америки. | 1 | | |
23. | Разнообразие природы Южной Америки . | 1 | | |
24. | Население Южной Америки. Пр. р. «Сравнение характера размещения населения Южной Америки и Африки». | 1 | | |
25. | Географическое положение Северной Америки. История открытия и исследования | 1 | | |
26. | Геологическое строение и рельеф Северной Америки. | 1 | | |
27. | Климат и гидрография Северной Америки. | 1 | | |
28. | Разнообразие природы и население Северной Америки. | 1 | | |
29. | Географическое положение и История исследования Евразии | 1 | | |
30. | Геологическое строение и рельеф Евразии. | 1 | | |
31. | Климат и гидрография Евразии. | 1 | | |
32. | Разнообразие природы Евразии | 1 | | |
33. | Население Евразии | 1 | | |
34. | Регионы Евразии | 1 | | |
35. | Природа и человек. Заключительный урок | 1 | | |