СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии на основе линии УМК "Сферы. География"

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе рабочей программы для линии УМК «Сферы. География»,   под редакцией В.П. Дронова и Л.Е. Савельевой  и является компонентом  содержательного раздела  ООП ООО МОУ Городская  средняя общеобразовательная школа.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии на основе линии УМК "Сферы. География"»





Муниципальное общеобразовательное учреждение

Городская средняя общеобразовательная школа

города Калязина Тверской области




Принято Утверждаю

На педагогическом совете Директор МОУ ГСОШ:

протокол №1 от ________ Е.Л. Лёвкина «_30_» 08.2016г. Приказ № 308

«_30_»___08__2016 г.










РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по учебному предмету (курсу)

ГЕОГРАФИЯ

наименование курса

5-9 класс

на 2016-2017 учебный год



Марышева Надежда Александровна

учитель

первая категория










Калязин 2016г.






Данная Рабочая программа составлена в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования на основе рабочей программы для линии УМК «Сферы. География», под редакцией В.П. Дронова и Л.Е. Савельевой и является компонентом содержательного раздела ООП ООО МОУ Городская средняя общеобразовательная школа.



Планируемые предметные результаты освоения программы.

Первый уровень планируемых результатов относительно универсальных учебных действий (личностных, регулятивных, познавательных, коммуникативных)

«Ученик научится». 

5-6 класс Физическая география


В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

Воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве;

Формирование ценности здорового и безопасного образа жизни; усвоение правил индивидуального и коллективного безопасного поведение в чрезвычайных ситуациях, на транспорте и на дорогах;

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

уважение к личности и её достоинству, доброжелательное отношение к окружающим, нетерпимость к любым видам насилия и готовность противостоять им;

 уважение к ценностям семьи, любовь к природе, признание ценности здоровья, своего и других людей, оптимизм в восприятии мира.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика.

самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности, выбирать тему проекта;

выдвигать версии решения проблемы, осознавать конечный результат, выбирать из предложенных и искать самостоятельно  средства достижения цели;

составлять (индивидуально или в группе) план решения проблемы (выполнения проекта);

работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки самостоятельно;

в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки

формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать и координировать её с позициями партнёров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

адекватно использовать речь для планирования и регуляции своей деятельности;

использовать адекватные языковые средства для отображения своих чувств, мыслей, мотивов и потребностей.

давать определение понятиям на основе изученного на различных предметах учебного материала;

создавать схематические модели с выделением существенных характеристик объекта;

уметь определять возможные источники необходимых сведений, производить поиск информации, анализировать и оценивать её достоверность;

проводить наблюдение и эксперимент под руководством учителя.

использовать различные источники географической информации (картографические, статистические, текстовые, видео- и фотоизображения, компьютерные базы данных) для поиска и извлечения информации, необходимой для решения учебных и практико-ориентированных задач;

анализировать, обобщать и интерпретировать географическую информацию;

находить и формулировать по результатам наблюдений (в том числе инструментальных) зависимости и закономерности;

определять и сравнивать качественные и количественные показатели, характеризующие географические объекты, процессы и явления, их положение в пространстве по географическим картам разного содержания;

выявлять в процессе работы с одним или несколькими источниками географической информации содержащуюся в них противоречивую информацию;

составлять описания географических объектов, процессов и явлений с использованием разных источников географической информации;

представлять в различных формах географическую информацию, необходимую для решения учебных и практико-ориентированных задач.

различать изученные географические объекты, процессы и явления, сравнивать географические объекты, процессы и явления на основе известных характерных свойств и проводить их простейшую классификацию;

использовать знания о географических законах и закономерностях, о взаимосвязях между изученными географическими объектами, процессами и явлениями для объяснения их свойств, условий протекания и географических различий;

проводить с помощью приборов измерения температуры, влажности воздуха, атмосферного давления, силы и направления ветра, абсолютной и относительной высоты, направления и скорости течения водных потоков;

оценивать характер взаимосвязи деятельности человека и компонентов природы в разных географических условиях с точки зрения концепции устойчивого развития.

различать изученные демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения Земли, отдельных регионов и стран;

сравнивать особенности населения отдельных регионов и стран;

использовать знания о взаимосвязях между изученными демографическими процессами и явлениями для объяснения их географических различий;

проводить расчёты демографических показателей;

объяснять особенности адаптации человека к разным природным условиям.


7 класс География материков и океанов


В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

Формирование экологического сознания на основе бережного отношения к окружающей среде и рационального природопользования;

Развитие эмоционально-ценностного отношения к природе, эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера.

основы социально-критического мышления, ориентация в особенностях социальных отношений и взаимодействий, установление взаимосвязи между общественными и политическими событиями.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

уважение к другим народам мира и принятие их, межэтническая толерантность, готовность к равноправному сотрудничеству;

потребность в самовыражении и самореализации, социальном признании.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

готовность и способность к участию в школьном самоуправлении в пределах возрастных компетенций (дежурство в школе и классе, участие в детских и молодёжных общественных организациях, школьных и внешкольных мероприятиях);

готовность и способность к выполнению норм и требований школьной жизни, прав и обязанностей ученика;

устойчивый познавательный интерес и становление смыслообразующей функции познавательного мотива;

подбирать к каждой проблеме (задаче) адекватную ей теоретическую модель;

работая по предложенному и самостоятельно составленному плану, использовать наряду с основными и  дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, компьютер);

планировать свою индивидуальную образовательную траекторию;

 планировать пути достижения целей;

устанавливать целевые приоритеты.

учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать понятия;

осуществлять логическую операцию установления родо-видовых отношений;

обобщать понятия – осуществлять логическую операцию перехода от понятия с меньшим объёмом к понятию с большим объёмом;

строить логическое рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;

осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и Интернета;

основам ознакомительного, изучающего, усваивающего и поискового чтения;

структурировать тексты, включая умение выделять главное и второстепенное, главную идею текста, выстраивать последовательность описываемых событий.

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы и населения материков и океанов, отдельных регионов и стран;

сравнивать особенности природы и населения, материальной и духовной культуры регионов и отдельных стран;

оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

описывать на карте положение и взаиморасположение географических объектов;

объяснять особенности компонентов природы отдельных территорий;

создавать письменные тексты и устные сообщения об особенностях природы, населения и хозяйства изученных стран на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.


8-9 класс География России


В рамках когнитивного компонента будут сформированы:

историко-географический образ, включая представление о территории и границах России, её географических особенностях; знание основных исторических событий развития государственности и общества; знание истории и географии края, его достижений и культурных традиций;

образ социально-политического устройства — представление о государственной организации России, знание государственной символики (герб, флаг, гимн), знание государственных праздников;

знание о своей этнической принадлежности, освоение национальных ценностей, традиций, культуры, знание о народах и этнических группах России;

освоение общекультурного наследия России и общемирового культурного наследия;

ориентация в системе моральных норм и ценностей и их иерархизация, понимание конвенционального характера морали;

экологическое сознание, признание высокой ценности жизни во всех её проявлениях; знание основных принципов и правил отношения к природе; знание основ здорового образа жизни и здоровьесберегающих технологий; правил поведения в чрезвычайных ситуациях.

В рамках ценностного и эмоционального компонентов будут сформированы:

гражданский патриотизм, любовь к Родине, чувство гордости за свою страну;

уважение к истории, культурным и историческим памятникам;

эмоционально положительное принятие своей этнической идентичности;

позитивная моральная самооценка и моральные чувства — чувство гордости при следовании моральным нормам, переживание стыда и вины при их нарушении.

В рамках деятельностного (поведенческого) компонента будут сформированы:

умение вести диалог на основе равноправных отношений и взаимного уважения и принятия; умение конструктивно разрешать конфликты;

готовность и способность к выполнению моральных норм в отношении взрослых и сверстников в школе, дома, во внеучебных видах деятельности;

потребность в участии в общественной жизни ближайшего социального окружения, общественно полезной деятельности;

умение строить жизненные планы с учётом конкретных социально-исторических, политических и экономических условий;

готовность к выбору профильного образования.

самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учёта выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

уметь самостоятельно контролировать своё время и управлять им;

принимать решения в проблемной ситуации на основе переговоров;

осуществлять констатирующий и предвосхищающий контроль по результату и по способу действия; актуальный контроль на уровне произвольного внимания;

адекватно самостоятельно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как в конце действия, так и по ходу его реализации;

основам прогнозирования как предвидения будущих событий и развития процесса.

устанавливать и сравнивать разные точки зрения, прежде чем принимать решения и делать выбор;

аргументировать свою точку зрения, спорить и отстаивать свою позицию не враждебным для оппонентов образом;

адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владеть устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

организовывать и планировать учебное сотрудничество с учителем и сверстниками, определять цели и функции участников, способы взаимодействия; планировать общие способы работы;

осуществлять контроль, коррекцию, оценку действий партнёра, уметь убеждать;

работать в группе — устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать и способствовать продуктивной кооперации; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

основам коммуникативной рефлексии;

отображать в речи (описание, объяснение) содержание совершаемых действий как в форме громкой социализированной речи, так и в форме внутренней речи.

основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

создавать и преобразовывать модели и схемы для решения задач;

осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;

осуществлять сравнение, сериацию и классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

строить классификацию на основе дихотомического деления (на основе отрицания);

объяснять явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования;

работать с метафорами — понимать переносный смысл выражений, понимать и употреблять обороты речи, построенные на скрытом уподоблении, образном сближении слов.


Особенности географического положения России

различать принципы выделения государственной территории и исключительной экономической зоны России и устанавливать соотношения между ними;

оценивать воздействие географического положения России и её отдельных частей на особенности природы, жизнь и хозяйственную деятельность населения;

использовать знания о мировом, поясном, декретном, летнем и зимнем времени для решения практико-ориентированных задач по определению различий в поясном времени территорий с контекстом из реальной жизни.



Природа России

различать географические процессы и явления, определяющие особенности природы страны и отдельных регионов;

сравнивать особенности природы отдельных регионов страны;

оценивать особенности взаимодействия природы и общества в пределах отдельных территорий;

описывать положение на карте и взаиморасположение географических объектов;

объяснять особенности компонентов природы отдельных частей страны;

оценивать природные условия и обеспеченность природными ресурсами отдельных территорий России;

 создавать собственные тексты и устные сообщения об особенностях компонентов природы России на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.



Население России

различать демографические процессы и явления, характеризующие динамику численности населения России, отдельных регионов и стран;

 анализировать факторы, определяющие динамику населения России, половозрастную структуру, особенности размещения населения по территории России, географические различия в уровне занятости, качестве и уровне жизни населения;

сравнивать особенности населения отдельных регионов страны по этническому, языковому и религиозному составу;

объяснять особенности динамики численности, половозрастной структуры и размещения населения России и её отдельных регионов;

 находить и распознавать ответы на вопросы, возникающие в ситуациях повседневного характера, узнавать в них проявление тех или иных демографических и социальных процессов или закономерностей;

использовать знания о естественном и механическом движении населения, половозрастной структуре, трудовых ресурсах, городском и сельском населении, этническом и религиозном составе для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.


Хозяйство России

различать показатели, характеризующие отраслевую и территориальную структуру хозяйства;

 анализировать факторы, влияющие на размещение отраслей и отдельных предприятий по территории страны;

 объяснять особенности отраслевой и территориальной структуры хозяйства России;

 использовать знания о факторах размещения хозяйства и особенностях размещения отраслей экономики России для решения практико-ориентированных задач в контексте реальной жизни.


Районы России

объяснять особенности природы, населения и хозяйства географических районов страны;

сравнивать особенности природы, населения и хозяйства отдельных регионов страны;

оценивать районы России с точки зрения особенностей природных, социально-экономических, техногенных и экологических факторов и процессов.


Россия в современном мире

сравнивать показатели воспроизводства населения, средней продолжительности жизни, качества населения России с мировыми показателями и показателями других стран;

оценивать место и роль России в мировом хозяйстве.


Второй уровень планируемых результатов «Ученик получит возможность научиться».


5-6 класс

Формирование ответственного отношения к учению, готовности учащихся к самообразованию;

Освоение социальных норм, правил поведения, ролей и форм социальной жизни в группах и сообществах.

 самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи;

 основам саморегуляции в учебной и познавательной деятельности в форме осознанного управления своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

основам саморегуляции эмоциональных состояний

учитывать и координировать отличные от собственной позиции других людей в сотрудничестве;

в процессе коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия;

устраивать эффективные групповые обсуждения и обеспечивать обмен знаниями между членами группы для принятия эффективных совместных решений.

анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления. выявлять причины и следствия простых явлений;

вычитывать все уровни текстовой информации.

 ориентироваться на местности при помощи топографических карт и современных навигационных приборов;

читать космические снимки и аэрофотоснимки, планы местности и географические карты;

строить простые планы местности;

создавать простейшие географические карты различного содержания;

моделировать географические объекты и явления при помощи компьютерных программ.

использовать знания о географических явлениях в повседневной жизни для сохранения здоровья и соблюдения норм экологического поведения в быту и окружающей среде

приводить примеры, иллюстрирующие роль географической науки в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества; примеры практического использования географических знаний в различных областях деятельности;

воспринимать и критически оценивать информацию географического содержания в научно-популярной литературе и СМИ;

создавать письменные тексты и устные сообщения о географических явлениях на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией.

 приводить примеры, иллюстрирующие роль практического использования знаний о населении в решении социально-экономических и геоэкологических проблем человечества, стран и регионов;

самостоятельно проводить по разным источникам информации исследование, связанное с изучением населения.


7 класс

 выраженной устойчивой учебно-познавательной мотивации и интереса к учению;

компетентности в реализации основ гражданской идентичности в поступках и деятельности;

построению жизненных планов во временно2й перспективе;

при планировании достижения целей самостоятельно, полно и адекватно учитывать условия и средства их достижения;

адекватно оценивать объективную трудность как меру фактического или предполагаемого расхода ресурсов на решение задачи.

учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

в совместной деятельности чётко формулировать цели группы и позволять её участникам проявлять собственную энергию для достижения этих целей.

брать на себя инициативу в организации совместного действия (деловое лидерство).

делать умозаключения (индуктивное и по аналогии) и выводы на основе аргументации;

основам рефлексивного чтения.

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов, происходящих в географической оболочке;

сопоставлять существующие в науке точки зрения о причинах происходящих глобальных изменений климата;

оценить положительные и негативные последствия глобальных изменений климата для отдельных регионов и стран;

объяснять закономерности размещения населения и хозяйства отдельных территорий в связи с природными и социально-экономическими факторами.


8-9 класс


готовности к самообразованию и самовоспитанию;

адекватной позитивной самооценки и Я-концепции;

морального сознания на конвенциональном уровне, способности к решению моральных дилемм на основе учёта позиций участников дилеммы, ориентации на их мотивы и чувства; устойчивое следование в поведении моральным нормам и этическим требованиям;

эмпатии как осознанного понимания и сопереживания чувствам других, выражающейся в поступках, направленных на помощь и обеспечение благополучия.

выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный способ;

осуществлять познавательную рефлексию в отношении действий по решению учебных и познавательных задач;

адекватно оценивать свои возможности достижения цели определённой сложности в различных сферах самостоятельной деятельности;

прилагать волевые усилия и преодолевать трудности и препятствия на пути достижения целей.

продуктивно разрешать конфликты на основе учёта интересов и позиций всех участников, поиска и оценки альтернативных способов разрешения конфликтов; договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов;

оказывать поддержку и содействие тем, от кого зависит достижение цели в совместной деятельности;

осуществлять коммуникативную рефлексию как осознание оснований собственных действий и действий партнёра;

вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем, участвовать в дискуссии и аргументировать свою позицию, владеть монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнёрам, внимания к личности другого, адекватного межличностного восприятия, готовности адекватно реагировать на нужды других, в частности оказывать помощь и эмоциональную поддержку партнёрам в процессе достижения общей цели совместной деятельности.

ставить проблему, аргументировать её актуальность;

самостоятельно проводить исследование на основе применения методов наблюдения и эксперимента;

выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

организовывать исследование с целью проверки гипотез.


Особенности географического положения России

 оценивать возможные в будущем изменения географического положения России, обусловленные мировыми геодемографическими, геополитическими и геоэкономическими процессами, а также развитием глобальной коммуникационной системы

Природа России

оценивать возможные последствия изменений климата отдельных территорий страны, связанных с глобальными изменениями климата;

делать прогнозы трансформации географических систем и комплексов в результате изменения их компонентов.



Население России

выдвигать и обосновывать с опорой на статистические данные гипотезы об изменении численности населения России, его половозрастной структуры, развитии человеческого капитала;

оценивать ситуацию на рынке труда и её динамику.



Хозяйство России

выдвигать и обосновывать на основе анализа комплекса источников информации гипотезы об изменении отраслевой и территориальной структуры хозяйства страны;

обосновывать возможные пути решения проблем развития хозяйства России.



Районы России

составлять комплексные географические характеристики районов разного ранга;

самостоятельно проводить по разным источникам информации исследования, связанные с изучением природы, населения и хозяйства географических районов и их частей;

 создавать собственные тексты и устные сообщения о географических особенностях отдельных районов России и их частей на основе нескольких источников информации, сопровождать выступление презентацией;

 оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития регионов;

 выбирать критерии для сравнения, сопоставления, оценки и классификации природных, социально-экономических, геоэкологических явлений и процессов на территории России.



Россия в современном мире

выбирать критерии для определения места страны в мировой экономике;

 объяснять возможности России в решении современных глобальных проблем человечества;

оценивать социально-экономическое положение и перспективы развития России.







3. Содержание учебного предмета, курса с указанием форм организации учебных занятий, основных видов учебной деятельности.


№ п/п

Содержание учебного предмета

Кол-во часов

Характеристика основных видов деятельности и форм организации учебных занятий

5 – 6 класс, 68 часов

1

Источники географической информации



Развитие географических знаний о Земле. Развитие представлений человека о мире. Выдающиеся географические открытия. Современный этап научных географических исследований.

Глобус. Масштаб и его виды. Параллели. Меридианы. Определение направлений на глобусе. Градусная сетка. Географические координаты, их определение. Способы изображения земной поверхности.

План местности. Ориентирование и способы ориентирования на местности. Компас. Азимут. Измерение расстояний и определение направлений на местности и плане. Способы изображения рельефа земной поверхности. Условные знаки. Чтение плана местности. Решение практических задач по плану. Составление простейшего плана местности.


Географическая карта — особый источник информации. Отличия карты от плана. Легенда карты, градусная сетка. Ориентирование и измерение расстояний по карте. Чтение карты, определение местоположения географических объектов, абсолютных высот. Разнообразие карт.


Географические методы изучения окружающей среды. Наблюдение. Описательные и сравнительные методы. Использование инструментов и приборов. Картографический метод. Моделирование как метод изучения географических объектов и процессов.


2

Природа Земли и человек



Земля — планета Солнечной системы. Земля — планета Солнечной системы. Форма, размеры и движения Земли, их географические следствия. Неравномерное распределение солнечного света и тепла на поверхности Земли. Пояса освещённости. Часовые пояса. Влияние Космоса на Землю и жизнь людей.

Земная кора и литосфера. Рельеф Земли. Внутреннее строение Земли, методы его изучения.

Земная кора и литосфера. Горные породы и полезные ископаемые. Состав земной коры, её строение под материками и океанами. Литосферные плиты, их движение и взаимодействие. Медленные движения земной коры. Землетрясения и вулканизм. Условия жизни людей в районах распространения землетрясений и вулканизма, обеспечение безопасности населения. Внешние процессы, изменяющие земную поверхность.

Рельеф Земли. Зависимость крупнейших форм рельефа от строения земной коры. Неоднородность земной поверхности как следствие взаимодействия внутренних сил Земли и внешних процессов. Основные формы рельефа суши и дна Мирового океана. Различия гор и равнин по высоте. Описание рельефа территории по карте.

Человек и литосфера. Опасные природные явления, их предупреждение. Особенности жизни и деятельности человека в горах и на равнинах. Воздействие хозяйственной деятельности на литосферу. Преобразование рельефа, антропогенные формы рельефа.



3

Атмосфера — воздушная оболочка Земли.



Атмосфера. Состав атмосферы, её структура. Значение атмосферы для жизни на Земле. Нагревание атмосферы, температура воздуха, распределение тепла на Земле. Суточные и годовые колебания температуры воздуха. Средние температуры. Изменение температуры с высотой.

Влага в атмосфере. Облачность, её влияние на погоду. Атмосферные осадки, их виды, условия образования. Распределение влаги на поверхности Земли. Влияние атмосферных осадков на жизнь и деятельность человека.

Атмосферное давление, ветры. Изменение атмосферного давления с высотой. Направление и сила ветра. Роза ветров. Постоянные ветры Земли. Типы воздушных масс, условия их формирования и свойства.

Погода и климат. Элементы погоды, способы их измерения, метеорологические приборы и инструменты. Наблюдения за погодой. Измерения элементов погоды с помощью приборов. Построение графиков изменения температуры и облачности, розы ветров; выделение преобладающих типов погоды за период наблюдения. Решение практических задач на определение изменений температуры и давления воздуха с высотой, влажности воздуха. Чтение карт погоды. Прогнозы погоды. Климат и климатические пояса.

Человек и атмосфера. Стихийные явления в атмосфере, их характеристика и правила обеспечения личной безопасности. Пути сохранения качества воздушной среды. Адаптация человека к климатическим условиям местности. Особенности жизни в экстремальных климатических условиях.


4

Гидросфера — водная оболочка Земли.



Вода на Земле. Части гидросферы. Мировой круговорот воды.

Океаны. Части Мирового океана. Методы изучения морских глубин. Свойства вод Мирового океана. Движение воды в Океане. Использование карт для определения географического положения морей и океанов, глубин, направлений морских течений, свойств воды. Роль Мирового океана в формировании климатов Земли. Минеральные и органические ресурсы Океана, их значение и хозяйственное использование. Морской транспорт, порты, каналы. Источники загрязнения вод Океана, меры по сохранению качества вод и органического мира.

Воды суши. Реки Земли — их общие черты и различия. Речная система. Питание и режим рек. Озёра, водохранилища, болота. Использование карт для определения географического положения водных объектов, частей речных систем, границ и площади водосборных бассейнов, направления течения рек. Значение поверхностных вод для человека, их рациональное использование.

Происхождение и виды подземных вод, возможности их использования человеком. Зависимость уровня грунтовых вод от климата, характера поверхности, особенностей горных пород. Минеральные воды.

Ледники — главные аккумуляторы пресной воды на Земле. Покровные и горные ледники, многолетняя мерзлота: географическое распространение, воздействие на хозяйственную деятельность.

Человек и гидросфера. Источники пресной воды на Земле. Проблемы, связанные с ограниченными запасами пресной воды на Земле и пути их решения. Неблагоприятные и опасные явления в гидросфере. Меры предупреждения опасных явлений и борьбы с ними, правила обеспечения личной безопасности.


5

Биосфера Земли.


Разнообразие растительного и животного мира Земли. Особенности распространения живых организмов на суше и в Мировом океане. Границы биосферы и взаимодействие компонентов природы. Приспособление живых организмов к среде обитания. Биологический круговорот. Роль биосферы. Широтная зональность и высотная поясность в растительном и животном мире. Влияние человека на биосферу. Охрана растительного и животного мира Земли. Наблюдения за растительностью и животными миром как способ определения качества окружающей среды.


6

Почва как особое природное образование.


Состав почв, взаимодействие живого и неживого в почве, образование гумуса. Строение и разнообразие почв. Главные факторы (условия) почвообразования, основные зональные типы почв. Плодородие почв, пути его повышения. Роль человека и его хозяйственной деятельности в сохранении и улучшении почв.


7

Географическая оболочка Земли.


Строение, свойства и закономерности географической оболочки, взаимосвязи между её составными частями. Территориальные комплексы: природные, природно-антропогенные. Географическая оболочка — крупнейший природный комплекс Земли. Широтная зональность и высотная поясность. Природные зоны Земли. Особенности взаимодействия компонентов природы и хозяйственной деятельности человека в разных природных зонах. Географическая оболочка как окружающая человека среда.


7 класс 68 часов

1

Население Земли



Заселение человеком Земли. Расы. Основные пути расселения древнего человека. Расы. Внешние признаки людей различных рас. Анализ различных источников информации с целью выявления регионов проживания представителей различных рас.

Численность населения Земли, её изменение во времени. Современная численность населения мира. Изменение численности населения во времени. Методы определения численности населения, переписи населения. Различные прогнозы изменения численности населения Земли.

Факторы, влияющие на рост численности населения. Рождаемость, смертность, естественный прирост населения, их количественные различия и географические особенности. Влияние величины естественного прироста на средний возраст населения стран и продолжительность жизни. Миграции.

Размещение людей на Земле. Показатель плотности населения. Среднемировая плотность населения и её изменение со временем. Карта плотности населения. Неравномерность размещения населения мира.

Факторы, влияющие на размещение населения. Хозяйственная деятельность людей в разных природных условиях. Адаптация человека к природным условиям: их влияние на внешний облик людей, жилища, одежду, орудия труда, пищу.

Народы и религии мира. Народ. Языковые семьи. География народов и языков. Карта народов мира. Мировые и национальные религии, их география.

Хозяйственная деятельность людей. Понятие о современном хозяйстве, его составе. Основные виды хозяйственной деятельности людей, их география.

Городское и сельское население. Города и сельские поселения. Соотношение городского и сельского населения мира. Многообразие сельских поселений. Ведущая роль городов в хозяйственной, культурной и политической жизни людей. Функции городов. Крупные города. Городские агломерации.


2

Материки, океаны и страны



Современный облик Земли: планетарные географические закономерности. Материки и океаны на поверхности Земли. Происхождение материков и впадин океанов. Современное географическое положение материков и океанов. Главные черты рельефа Земли. Климатообразующие факторы и климаты. Внутренние воды суши. Зональные природные комплексы Земли. Мировой океан, его роль в жизни людей. Катастрофические явления природного характера.

Материки, океаны и страны. Основные черты рельефа, климата и внутренних вод Африки, Австралии, Северной и Южной Америки, Антарктиды, Евразии и определяющие их факторы. Зональные природные комплексы материков. Население материков. Природные ресурсы и их использование. Изменение природы под влиянием хозяйственной деятельности человека.

Океаны Земли. Особенности природы, природные богатства, хозяйственное освоение Северного Ледовитого, Атлантического, Индийского и Тихого океанов. Охрана природы.

Историко-культурные районы мира. Памятники природного и культурного наследия человечества.

Многообразие стран, их основные типы. Столицы и крупные города. Комплексная географическая характеристика стран (по выбору): географическое положение, население, особенности природы и хозяйства, памятники культуры.


8-9 класс, 136 часов

1

Особенности географического положения России



Географическое положение России. Территория и акватория. Государственная территория России. Географическое положение страны, его виды. Особенности географического положения России, его сравнение с географическим положением других государств. Географическое положение России как фактор развития её хозяйства.

Границы России. Государственные границы России, их виды, значение. Морские и сухопутные границы, воздушное пространство и пространство недр, континентальный шельф и экономическая зона Российской Федерации.

Россия на карте часовых поясов. Местное, поясное, декретное, летнее время: роль в хозяйстве и жизни людей. Определение поясного времени для разных городов России.

История освоения и изучения территории России. Формирование и освоение государственной территории России. Выявление изменений границ страны на разных исторических этапах.

Современное административно-территориальное устройство страны. Федеративное устройство страны. Субъекты Российской Федерации, их равноправие и разнообразие. Федеральные округа.


2

Природа России



Природные условия и ресурсы России. Природные условия и природные ресурсы. Природно-ресурсный капитал и экологический потенциал России. Оценка и проблемы рационального использования природных ресурсов. Основные ресурсные базы. Группировка отраслей по их связи с природными ресурсами. Сравнение природно-ресурсного капитала различных районов России.

Геологическое строение, рельеф и полезные ископаемые. Основные этапы формирования земной коры на территории России. Особенности геологического строения России: основные тектонические структуры. Основные формы рельефа и особенности их распространения на территории России. Выявление зависимости между тектоническим строением, рельефом и размещением основных групп полезных ископаемых.

Влияние внутренних и внешних процессов на формирование рельефа. Современные процессы, формирующие рельеф. Области современного горообразования, землетрясений и вулканизма. Древнее и современное оледенения. Стихийные природные явления. Минеральные ресурсы страны и проблемы их рационального использования. Изменение рельефа под влиянием деятельности человека. Изучение закономерностей формирования рельефа и его современного развития на примере своего региона и своей местности.

Климат и климатические ресурсы. Факторы, определяющие климат России: влияние географической широты, подстилающей поверхности, циркуляции воздушных масс. Определение по картам закономерностей распределения солнечной радиации, средних температур января и июля, годового количества осадков, испаряемости по территории страны. Климатические пояса и типы климатов России. Определение по синоптической карте особенностей погоды для различных пунктов. Составление прогноза погоды.

Изменение климата под влиянием естественных факторов. Влияние климата на быт человека, его жилище, одежду, способы передвижения, здоровье. Способы адаптации человека к разнообразным климатическим условиям на территории страны. Климат и хозяйственная деятельность людей. Оценка основных климатических показателей одного из регионов страны для характеристики условий жизни и хозяйственной деятельности населения.

Опасные и неблагоприятные климатические явления. Методы изучения и прогнозирования климатических явлений. Определение особенностей климата своего региона.

Внутренние воды и водные ресурсы. Виды вод суши на территории страны. Распределение рек по бассейнам океанов. Главные речные системы России. Выявление зависимости между режимом, характером течения рек, рельефом и климатом. Характеристика крупнейших рек страны. Опасные явления, связанные с водами (паводки, наводнения, лавины, сели), их предупреждение. Роль рек в жизни населения и развитии хозяйства России. Составление характеристики одной из рек с использованием тематических карт и климатограмм, определение возможностей её хозяйственного использования.

Крупнейшие озёра, их происхождение. Болота. Подземные воды. Ледники. Многолетняя мерзлота. Объяснение закономерностей размещения разных видов вод суши и связанных с ними опасных природных явлений на территории страны.

Неравномерность распределения водных ресурсов. Рост их потребления и загрязнения. Пути сохранения качества водных ресурсов. Оценка обеспеченности водными ресурсами крупных регионов России. Внутренние воды и водные ресурсы своего региона и своей местности.

Почва и почвенные ресурсы. Почва — особый компонент природы. Факторы образования почв. Основные типы почв, их свойства, различия в плодородии. Размещение основных типов почв на территории России.

Почва — национальное богатство. Почвенные ресурсы России. Изменение почв в ходе их хозяйственного использования. Меры по сохранению плодородия почв: мелиорация земель, борьба с эрозией почв и их загрязнением. Знакомство с образцами почв своей местности, выявление их свойств и особенностей хозяйственного использования.

Растительный и животный мир. Биологические ресурсы. Растительный и животный мир России: видовое разнообразие, факторы, его определяющие. Составление прогноза изменений растительного и животного мира при заданных условиях изменения других компонентов природного комплекса. Биологические ресурсы, их рациональное использование. Меры по охране растительного и животного мира. Растительный и животный мир своего региона и своей местности.

Природно-хозяйственные зоны. Природно-хозяйственные зоны России: взаимосвязь и взаимообусловленность их компонентов. Характеристика арктических пустынь, тундр и лесотундр, лесов, лесостепей и степей, полупустынь и пустынь. Анализ физической карты и карт компонентов природы для установления взаимосвязей между ними в разных природных зонах.

Природные ресурсы зон, их использование, экологические проблемы. Заповедники. Высотная поясность. Особо охраняемые природные территории России. Памятники Всемирного природного наследия.


3

Население России



Численность населения России. Численность населения России в сравнении с другими государствами. Особенности воспроизводства российского населения на рубеже XX—XXI вв. Основные показатели, характеризующие население страны и её отдельных территорий. Прогнозирование изменения численности населения России и её отдельных территорий.

Половой и возрастной состав населения страны. Своеобразие полового и возрастного состава населения России и определяющие его факторы. Средняя прогнозируемая продолжительность жизни мужского и женского населения России.

Народы и религии России. Россия — многонациональное государство. Многонациональность как специфический фактор формирования и развития России. Определение по статистическим материалам крупнейших по численности народов России. Определение по карте особенностей размещения народов России, сопоставление с политико-административным делением РФ. Использование географических знаний для анализа территориальных аспектов межнациональных отношений. Языковой состав населения. География религий.

Особенности размещения населения России. Географические особенности размещения населения: их обусловленность природными, историческими и социально-экономическими факторами. Основная полоса расселения. Городское и сельское население. Крупнейшие города и городские агломерации, их роль в жизни страны. Сельская местность, сельские поселения. Определение и сравнение показателей соотношения городского и сельского населения в разных частях страны по статистическим данным. Выявление закономерностей в размещении населения России.

Миграции населения России. Направления и типы миграции на территории страны. Причины миграций и основные направления миграционных потоков на разных этапах развития страны. Определение по статистическим материалам показателей миграционного прироста для отдельных территорий России.

Человеческий капитал страны. Понятие человеческого капитала. Трудовые ресурсы и экономически активное население России. Неравномерность распределения трудоспособного населения по территории страны. Географические различия в уровне занятости и уровне жизни населения России, факторы, их определяющие. Качество населения.


4

Хозяйство России



Особенности хозяйства России. Отраслевая структура, функциональная и территориальная структуры хозяйства страны, факторы их формирования и развития. Экономико-географическое положение России как фактор развития её хозяйства. Анализ экономических карт для определения типов территориальной структуры хозяйства.

Производственный капитал. Понятие производственного капитала. Распределение производственного капитала по территории страны. Общие особенности географии хозяйства России: основная зона хозяйственного освоения и зона Севера, их особенности и проблемы. Условия и факторы размещения предприятий. Важнейшие межотраслевые комплексы и отрасли.

Топливно-энергетический комплекс (ТЭК). Состав, место и значение в хозяйстве. Нефтяная, газовая, угольная промышленность: география основных современных и перспективных районов добычи, систем трубопроводов. Электроэнергетика: типы электростанций, их особенности и доля в производстве электроэнергии. Энергосистемы. ТЭК и охрана окружающей среды. Составление характеристики одного из нефтяных и угольных бассейнов по картам и статистическим материалам.

Машиностроение. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения машиностроительных предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Машиностроение и охрана окружающей среды. Определение главных районов размещения отраслей трудоёмкого и металлоёмкого машиностроения по картам.

Металлургия. Состав, место и значение в хозяйстве. Чёрная и цветная металлургия: факторы размещения предприятий. География металлургии чёрных, лёгких и тяжёлых цветных металлов: основные районы и центры. Металлургия и охрана окружающей среды.

Химическая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и химические комплексы. Химическая промышленность и охрана окружающей среды.

Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и лесоперерабатывающие комплексы. Лесная промышленность и охрана окружающей среды.

Агропромышленный комплекс. Состав, место и значение в хозяйстве. Сельское хозяйство. Состав, место и значение в хозяйстве, отличия от других отраслей хозяйства. Земельные ресурсы и сельскохозяйственные угодья, их структура. Земледелие и животноводство: география основных отраслей. Определение по картам и эколого-климатическим показателям основных районов выращивания зерновых и технических культур, главных районов животноводства.

Сельское хозяйство и охрана окружающей среды. Пищевая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Пищевая промышленность и охрана окружающей среды. Лёгкая промышленность. Состав, место и значение в хозяйстве. Факторы размещения предприятий. География важнейших отраслей: основные районы и центры. Лёгкая промышленность и охрана окружающей среды.

Сфера услуг (инфраструктурный комплекс). Состав, место и значение в хозяйстве. Транспорт и связь. Состав, место и значение в хозяйстве. География отдельных видов транспорта и связи: основные транспортные пути и линии связи, крупнейшие транспортные узлы. Транспорт и охрана окружающей среды. География науки. Состав, место и значение в хозяйстве, основные районы, центры, города науки. Социальная сфера: географические различия в уровне развития и качестве жизни населения.



5

Районы России



Природно-хозяйственное районирование России. Принципы и виды природно-хозяйственного районирования страны. Анализ разных видов районирования России.

Крупные регионы и районы России.

Регионы России: Западный и Восточный.

Районы России: Европейский Север, Центральная Россия, Европейский Юг, Поволжье, Урал, Западная Сибирь, Восточная Сибирь, Дальний Восток.

Характеристика регионов и районов. Состав, особенности географического положения, его влияние на природу, хозяйство и жизнь населения. Специфика природы: геологическое строение и рельеф, климат, природные зоны, природные ресурсы.

Население: численность, естественный прирост и миграции, специфика расселения, национальный состав, традиции и культура. Города. Качество жизни населения.

Место и роль района, региона в социально-экономическом развитии страны. География важнейших отраслей хозяйства, особенности его территориальной организации. Географические аспекты основных экономических, социальных и экологических проблем района, региона. Внутренние природно-хозяйственные различия. Сравнение географического положения регионов и районов, его влияния на природу, жизнь людей и хозяйство. Выявление и анализ условий для развития хозяйства регионов, районов. Анализ взаимодействия природы и человека на примере одной из территорий региона.


6

Россия в современном мире



Россия в системе международного географического разделения труда. Взаимосвязи России с другими странами мира. Объекты Всемирного природного и культурного наследия в России.







Дидактическое и методическое обеспечение


Дидактическое обеспечение

Методическое обеспечение

  1. Лобжанидзе А.А. География. Планета земля 5-6 классы: учеб. для общеобразоват. учреждений; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014

  2. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. Тетрадь-практикум для 5-6 класса. – М.: Просвещение, 2014

  3. Мишняева Е.Ю. Атлас для 5-6 класса – М.: Просвещение, 2014

  4. Мишняева Е.Ю., Котляр О.Г. Контурные карты для 5-6 класса – М.: Просвещение, 2014

  5. Лобжанидзе А.А. Тетрадь-тренажер для 5-6 класса – М.: Просвещение, 2014


  1. Авторская программа по географии для 5-9 класса. Курс «Планета Земля». Сборник Дронов В.П., Савельева Л.Е. География. Рабочие программы. 5-9 классы. Предметная линия учебников «Сферы». – М.: Просвещение, 2014

  2. География. Планета Земля. Под ред. Дронова В.П. Электронное приложение к учебнику для 5-6 класса

  3. Савельева Л.Е. География. Планета Земля. Поурочное тематическое планирование. 5-6 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений / Л.Е.Савельева. – М.: Просвещение, 2014

  1. Кузнецов А.П. География. Земля и люди. 7 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / А.П.Кузнецов, Л.Е.Савельева, В.П.Дронов; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014

  2. Мишняева Е.Ю. География: Земля и люди. Тетрадь-тренажёр. 7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Е.Ю.Мишняева, О.Г.Котляр, С.В.Банников; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.

  3. Ходова Е.С. География. Земля и люди. Тетрадь-практикум. 7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Е.С.Ходова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.

  4. Савельева Л.Е. Атлас для 7 класса – М.: Просвещение, 2014

  5. Котляр О.Г. Контурные карты для 7 класса – М.: Просвещение, 2014

  1. География. Земля и люди. Поурочное тематическое планирование. 7 класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений под ред. В.П.Дронова. – М.: Просвещение, 2014

  2. География. Земля и люди. Под ред. Дронова В.П. Электронное приложение к учебнику для 7 класса

  3. Барабанов В.В. География: Земля и люди: Тетрадь-экзаменатор. 7 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В.В.Барабанов, С.Е.Дюкова. Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.


    1. Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П.Дронов Л.Е.Савельева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014

    2. Дронов В.П. Атлас для 8-9 класса – М.: Просвещение, 2014

    3. Котляр О.Г. Контурные карты для 8 класса – М.: Просвещение, 2014

    4. Мишняева Е.Ю. География: Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажёр. 8 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Е.Ю.Мишняева, Н.В.Ольховая, С.В.Банников; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.

    5. Ходова Е.С. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-практикум. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Е.С.Ходова ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.

      1. География. Россия: природа, население, хозяйство. Поурочное тематическое планирование. 8класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений под ред. В.П.Дронова. – М.: Просвещение, 2014

      2. География. Россия: природа, население, хозяйство. Под ред. Дронова В.П. Электронное приложение к учебнику для 8 класса

      3. Барабанов В.В. География: Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. 8 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В.В.Барабанов, Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014



  1. Дронов В.П. География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / В.П.Дронов Л.Е.Савельева; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014

  2. Дронов В.П. Атлас для 8-9 класса – М.: Просвещение, 2014

  3. Котляр О.Г. Контурные карты для 9 класса – М.: Просвещение, 2014

  4. Ходова Е.С. География: Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-тренажёр. 9 класс : пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / Е.С.Ходова, Н.В.Ольховая; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.

  5. Ольховская Н.В. География. Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-практикум. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений /Н.В.Ольховская, И.В.Протасова, Л.Е.Савельева ; Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014.

1. География. Россия: природа, население, хозяйство. Поурочное тематическое планирование. 9класс: пособие для учителей общеобразоват. учреждений под ред. В.П.Дронова. – М.: Просвещение, 2014

2.География. Россия: природа, население, хозяйство. Под ред. Дронова В.П. Электронное приложение к учебнику для 9 класса

3.Барабанов В.В. География: Россия: природа, население, хозяйство. Тетрадь-экзаменатор. 9 класс: пособие для учащихся общеобразоват. учреждений / В.В.Барабанов, Рос. акад. наук, Рос. акад. образования, изд-во «Просвещение». – М.: Просвещение, 2014




Материально-техническое обеспечение

Наименования объектов и средств материально-технического обеспечения

Количество

Примечание

Персональный компьютер с предустановленным программным обеспечением

1

ПК с установленным лицензионным ПО (Windows с офисным пакетом Microsoft Office

Интерактивная доска «Screen media»

1


Комплект учебно-методической литературы: 5, 6, 7, 8, 9 класс

5


Художественная литература

147


Справочная литература

5


Копировально-множительная техника в количестве, обеспечивающем обучение в современной ИОС

1

Копир и принтер

Комплект портретов путешественников

2


Комплект настенных карт для 5, 6, 7, 8, 9 классов

5


Коллекции горных пород и минералов

3


Метеорологические приборы: термометр, барометр.

2


Наборы таблиц для 5,6,7,8, 9 классов

5


Теллурий

1


Глобусы

3



Информационно-коммуникационные средства


Видеофильмы

Электронные образовательные ресурсы

Ресурсы Интернета


  1. Сборник География 1,2,3

  2. ВВС «Планеты» (4 фильма)

  3. Видеофильмы «Дикая природа России»

  1. Учебное электронное издание. Начальный курс географии. 6 класс. Петрова Н.Н. Республиканский мультимедиа центр. Москва. 2001

  2. География Наш дом – Земля. Материки. Океаны. Народы. Страны. 7 класс. Республиканский мультимедиа центр. Москва. 2002

  3. Электронное приложение к учебнику «География. Планета Земля. 5-6 класс» линия «Сферы». Издательство «Просвещение» 2012

  4. Электронное приложение к учебнику «География. Земля и люди. 7 класс» линия «Сферы». Издательство «Просвещение» 2012

  5. Электронное приложение к учебнику «География. Россия: природа, население, хозяйство. 8 класс» линия «Сферы». Издательство «Просвещение» 2012

  6. Электронное приложение к учебнику «География. Россия: природа, население, хозяйство. 9 класс» линия «Сферы». Издательство «Просвещение» 2012

  1. Газета «География» http://geo.1september.ru/

  2. Учитель года России http://2006.teacher.org.ru/

  3. Памятники природы Челябинской области

http://www.greenbook.ru/

  1. Gismeteo.ru http://www.gismeteo.ru/maps.htm

  2. Географическое общество России http://rgo.org.ru/'

  3. Журнал «Вокруг света» : //www, vokr ugs veta. ru/

  4. Клуб журнала «GEO» http: //www, geo.ru/

  5. Журнал «National geographic»

http://wwvv. national -geographiс.






17



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!