СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по географии Смоленщины

Категория: География

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по географии Смоленщины конкретизирует содержание примерной программы, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

      Содержание рабочей программы направлено на деятельностный компонент и практическую деятельность школьников. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой — территориально дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в курсе Географии России. Представление о разнообразии территорий России формируется как путём изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение «образов мест» (Смоленской области, городов, «замечательных мест Смоленщины»).

      Учащиеся должны осознать, «прочувствовать» крайнюю условность «средних по России» характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии. Осознание включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем «привязки» содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по географии Смоленщины»

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

Семлёвская средняя общеобразовательная школа №2

Вяземского района Смоленской области






Согласовано Принято Утверждено

на заседании ШМО на педагогическом совете приказом директора МБОУ

учителей естественно- МБОУ Семлёвской СОШ №2 Семлёвской СОШ № 2 научного цикла протокол № от августа 2015г.

протокол № 1 от 28 августа 2015г. №

от августа 2015г.







РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

по географии Смоленщины

8 класс

2015/2016 учебный год



Учителя первой категории

Ипполитовой Елены Владимировны










Соответствует федеральному компоненту государственного стандарта

общего образования (Пр. №1089 от 05. 03. 2004)

Аннотация к рабочей программе по географии Смоленщины 8 класса

на 2015/2016 учебный год

Рабочая программа по географии Смоленщины конкретизирует содержание примерной программы, дает распределение учебных часов по крупным разделам курса и последовательность их изучения.

Содержание рабочей программы направлено на деятельностный компонент и практическую деятельность школьников. Образ России, формируемый у школьников, должен быть, с одной стороны, целостным, а с другой — территориально дифференцированным, разнообразным. Представление о целостности вырабатывается в процессе усвоения знаний о всеобщей связи явлений, при изучении природы, населения и хозяйства России, рассматриваемых в курсе Географии России. Представление о разнообразии территорий России формируется как путём изучения территориальных различий в состоянии и развитии отдельных компонентов геосферы, так и через усвоение «образов мест» (Смоленской области, городов, «замечательных мест Смоленщины»).

Учащиеся должны осознать, «прочувствовать» крайнюю условность «средних по России» характеристик, уяснить, что понять Россию можно только через разнообразие ее регионов. А чем разнообразнее регионы, тем больше они нужны друг другу, тем более они взаимосвязаны. Таким образом, целостность и разнообразие взаимно обусловливают друг друга, и Россия может быть понята как единство в разнообразии. Осознание включенности в жизнь своей страны формируется у учащихся путем «привязки» содержания курса к жизни каждого из них: через личностно-ориентированные вопросы и задания, связь, казалось бы, абстрактных сведений с жизнью своей семьи, своих родственников, своего района и города.

Одна из задач курса — подготовка учащихся к ориентации в «российском пространстве», формирование умения адаптироваться к окружающей среде (не только природной, но еще в большей степени — к экономической, социальной и культурной).

Изучение географии Смоленщины направлено на достижение следующих целей: • освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства своего региона; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

• овладение умениями ориентироваться на местности; использовать; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

• развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, самостоятельного приобретения новых знаний;

• воспитание любви к своей местности, своему региону, своей стране, взаимопонимания с другими народами; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

• формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально- ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды как сферы жизнедеятельности.

Используемые в качестве основы учебник и авторская программа позволяет достичь планируемых результатов обучения, предусмотренных Федеральным компонентом государственного стандарта общего образования. Материал курса географии Смоленщины в 8 классе включает в себя изучение тем:

  • Тема 1. Введение (1ч)

  • Тема 2. Географическое положение, размеры и административно- территориальное устройство (1ч)

  • Раздел I. Общая характеристика природы (11 ч)

  • Раздел II. Население и расселение (3 ч)

  • Повторение (1 ч)

Практические работы.

Нанесение на к/к крайние точки Смоленской области и области, граничащие с ней

Нанесение на к/к все формы рельефа

Работа с климатической картой

Выделить три бассейна рек

Выделить в к/к природные комплексы

Работа по статистическим материалам

Экскурсия

Природный комплекс нашей местности



Составитель: Учитель I категории Ипполитова Елена Владимировна


























Пояснительная записка


Рабочая программа по географии Смоленщины призвана сохранить традиции предметов регионального (областного) компонента и, наряду с этим, полнее раскрыть неиспользованные резервы, главным образом, в структуре содержания и организации обучения.

Структура программы полностью отражает основные идеи и предметные темы стандарта основного общего образования по географии Смоленщины и, по сути, представляет его развернутый вариант с кратким раскрытием разделов и предметных тем, включая рекомендуемый перечень практических работ.

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных харак­теристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

Содержание программы достаточно универсально, что представляет широкие возможности для создания авторских учебных программ. Программа служит ориентиром для учителя в условиях вариативности образования — с одной стороны и его стандартизации — с другой. Учебное время на изучение разделов программы является примерным и рассчитано по ступеням обучения в 8—9 классах. Тем самым, программа содействует сохранению единого образовательного пространства, не сковывая творческой инициативы учителей, предоставляет широкие возможности для реализации различных подходов к построению учебного курса, формированию системы знаний, умений, способов деятельности, развитию и воспитанию школьников на основе базисного учебного плана общеобразовательных учреждений Смоленской области.

Структура документа

Рабочая программа включает три раздела: пояснительную записку; основное содержание с распределением учебных часов по разделам курса, содержанием разделов и тем; рекомендуемый перечень практических работ.

В конце программы приведены требования к уровню подготовки выпускников основной школы.

Общая характеристика учебного предмета

Рабочая программа полностью реализует идеи стандарта, и составлена с учётом новой Концепции географического образования.

Содержание основного общего образования по географии Смоленщины отражает комплексный подход к изучению географической среды и её пространственной дифференциации в условиях разных территорий Смоленской области.

Такой подход позволяет рассматривать природные, экономические и социальные факторы, формирующие и изменяющие окружающую среду, в их равноправном взаимодействии. Это наиболее эффективный путь формирования системы геоэкологических, геоэкономических, социокультурных взглядов, ценностей, отношений учащихся не только на эмоциональном, но и на рациональном уровне своего края.

Таким образом, в основу содержания учебного предмета положено изучение географической среды для жизни и деятельности человека и общества своей «малой Родины». Изучение «малой» Родины, ее географических особенностей, активная и осознанная познавательная, творческая и практическая деятельность учащихся в окружающей среде является необходимым условием изучения географии своей страны в целом.

Цели. Изучение географии Смоленщины в основной школе направлено на достижение следующих целей:

освоение знаний об основных географических понятиях, географических особенностях природы, населения и хозяйства разных территорий Смоленской области; об окружающей среде, путях ее сохранения и рационального использования;

овладение умениями ориентироваться на местности; использовать один из «языков» международного общения — географическую карту, статистические материалы, современные геоинформационные технологии для поиска, интерпретации и демонстрации различных гео­графических данных; применять географические знания для объяснения и оценки разнообразных явлений и процессов;

развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе наблюдений за состоянием окружающей среды, решения географических задач, само­стоятельного приобретения новых знаний;

воспитание любви к своей местности, своему региону; экологической культуры, позитивного отношения к окружающей среде;

формирование способности и готовности к использованию географических знаний и умений в повседневной жизни, сохранению окружающей среды и социально-ответственному поведению в ней; самостоятельному оцениванию уровня безопасности окружающей среды, как сферы жизнедеятельности.

Место предмета в базисном учебном плане

Базисный учебный план общеобразовательных учреждений Смоленской области разработан Департаментом Смоленской области по образованию, науке и молодежной политике на основе базисного учебного плана Российской Федерации (приказ от 9 марта 2004г. № 1312) с учетом требований федерального компонента государственного образовательного стандарта общего образования и носит обязательный характер для общеобразовательных учреждений Смоленской области всех видов.

Инвариантная часть регионального учебного плана полностью соответствует инвариантной части Федерального базисного учебного плана и реализует федеральный и региональный компоненты государственного образовательного стандарта. Тем самым обеспечивается единство образовательного пространства страны и Смоленской области как субъекта Российской Федерации и гарантирует овладение выпускниками школ необходимым минимумом знаний, умений и навыков, обеспечивающим возможность продолжения образования.

Базисный учебный план для образовательных учреждений Смоленской области отводит 17 часов для обязательного изучения учебного предмета «География Смоленщины» на этапе основного общего образования в VIII классе, из расчёта 1-го учебного часа в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Организуя учебный процесс по географии Смоленщины в основной школе, необходимо обратить особое внимание на общеобразовательное значение предмета. Изучение географии Смоленщины формирует не только определенную систему предметных знаний и целый ряд специальных географических умений, но также комплекс общеучебных умений, необходимых для:

- познания и изучения окружающей среды; выявления причинно-следственных связей своего края;

- ориентирования на местности, плане, карте; в ресурсах ИНТЕРНЕТ, статистических материалах; - соблюдения норм поведения в окружающей среде; оценивания своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей.

Результаты обучения

Результаты изучения курса приведены в разделе «Требования к уровню подготовки вы­пускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно- ориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который ус­ваивается и воспроизводится учащимися.

Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе: описывать и объяснять; приводить примеры. Кроме того, она содержит умения использовать разнообразные географические источники информации — карту, статистические материалы, геоинформационные системы; пользоваться приборами, а также составлять географическую характеристику разных территорий Смоленской области.

В рубрике «Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, необходимые учащимся непосредственно в окружающей среде, для оценки ее состояния, качества, изменений, возможностей сохранения и улучшения окружающей среды, прежде всего, своей местности.













ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ (17 часов)


Тема 1. Введение(1 час)

Что изучают в курсе географии Смоленщины

Тема 2. Географическое положение, размеры и административно - территориальное устройство (1 час)

Смоленская область на карте страны. Особенности физико-географического и экономико-графического положения. Размеры территории, границы, крайние точки. Влияние географического положения на природные условия и хозяйство области.


Раздел I. Общая характеристика природы (11 часов)

Тема 3. Геологическое строение, рельеф, полезные ископаемые (3 часа).

Геологическое строение. Полезные ископаемые. Минералы и горные породы. Развитие форм рельефа. Экзогенные процессы. Особенности рельефа Смоленской области. Современные процессы, формирующие рельеф.

Тема 4. Климат (2 часа).

Факторы, определяющие особенности климата области. Господствующие воздушные массы. Характеристика климата. Неблагоприятные климатические явления. Агроклиматические ресурсы.

Тема 5. Природные воды (2 часа).

Классификация внутренних вод области. Реки и озера, их питание и происхождение. Главные речные системы и их бассейны. Озера и их типы. Болота, особенности формирования и территориальная дифференциация. Подземные воды.

Тема 6. Почвенный покров и земельные ресурсы (1 час).

Формирование почв и почвенная карта области. Основные типы почв. Почвенные и земельные ресурсы.

Тема 7. Растительный и животный мир (1 час).

Растительность области. Леса. География лесных ресурсов. Проблемы лесовосстановления. Луга и болота. Животный мир. Разнообразие видового состава: млекопитающие, птицы, пресмыкающиеся, рыбы.

Тема 8. Природные - территориальные комплексы (1 час).

Природное районирование. Физико-географические провинции Смоленской области и их особенности. Природные комплексы различного ранга (ландшафты, урочища). Изменение природных комплексов под влиянием деятельности человека.

Тема 9. Современное состояние природы и ее охрана (1 час).

Загрязнение природной среды. Основные источники загрязнения. Истощение и утрата естественных ресурсов: лесов, поверхностных и артезианских вод, животного мира. Пути решения экологических проблем. Особо охраняемые территории. Мелиорации земель. Утилизация промышленных отходов.


Раздел II Население и расселение (3 часа)


Тема 10. Население и расселение (1 час).

Демографическая ситуация. Динамика численности. Естественное и механическое движение населения. Национальный состав. Трудовые ресурсы. Система расселения. Городские поселения. Сельское расселение. Типы сельских поселений. Географические особенности расселения.


Тема 11. Социальная инфраструктура (1 час).

Отрасли социальной инфраструктуры. Территориальная организация. Система общего и профессионального образования. Основные центры профессионального образования. Кредитно-страховое обслуживание. География отрасли.

Тема 12. Рекреация (1 час).

Виды рекреационной деятельности. Рекреационные ресурсы. Рекреационное, районирование территории. Туризм. Проблемы развития рекреационного хозяйства.


Практические работы.

Нанесение на к/к крайние точки Смоленской области и области, граничащие с ней

Нанесение на к/к все формы рельефа

Работа с климатической картой

Выделить три бассейна рек

Выделить в к/к природные комплексы

Работа по статистическим материалам

Экскурсия

Природный комплекс нашей местности

Повторение 1 ч.

Календарно - тематическое планирование

по географии Смоленской области на 2015/2016 учебный год.

8 класс. 1 час в неделю, всего 17 часов (II полугодие)

Учебник: Кагровский А.П. «География Смоленской области 8-9». Издательство: Смоленск, 2000г. и последующие издания.


урока

Содержание материала

Кол-во

часов

Дата

По плану

По факту

Введение 1

1

Что изучают в курсе «География Смоленщины»

1



Г.П., размеры и админестративно-территориальное

устройство 1

1


2

Г.П., размеры и админестративно-территориальное

устройство. П/р.№1 «Нанесение на к/к крайние точки Смоленской области и области, граничащие с ней»

1



Общая характеристика природы 11

3

Геологическое строение

1



4

Рельеф. П/р.№2 «Нанесение на к/к все формы рельефа»

1



5

Полезные ископаемые

1



6


Факторы, определяющие особенности климата

1






7

Характеристика климата. П/р.№3 «Работа с климатической картой»


1



8

Классификация внутренних вод области

1



9

Главные речные системы и их бассейны. П/р.№4 «Выделить три бассейна рек»

1



10

Почвенный покров и земельные ресурсы

1



11


Растительный и животный мир

1





12

Природные - территориальные комплексы. П/р.№5 «Выделить в к/к природные комплексы»

1





Современное состояние природы и её охрана 1


13

Современное состояние природы и её охрана. Экскурсия №1 «Природный комплекс нашей местности»

1



Население и расселение 3

14


Население и расселение. П/р.№ 6 «Работа по статистическим материалам»



1


























15

Социальная инфраструктура

1



16

Рекреация

1



17

Урок обобщающего повторения (зачёт)

1



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ВЫПУСКНИКОВ

В результате изучения географии Смоленщины ученик должен

знать/понимать

основные географические понятия и термины; различия плана, географических карт по содержанию, масштабу, способам картографического изображения; результаты выдающихся географических открытий и путешествий по родному краю;

географические следствия движений Земли, географические явления и процессы в геосферах, взаимосвязи между ними, их изменение в результате деятельности человека; географические особенности природы своего региона; различия в хозяйственном освоении разных территорий Смоленской области; связь между географическим положением, природными условиями, ресурсами и хозяйством отдельных районов Смоленской области;

природные и антропогенные причины возникновения геоэкологических проблем на локальном, региональном уровнях; меры по сохранению природы и защите людей от стихийных природных и техногенных явлений;

уметь

выделять, описывать и объяснять существенные признаки географических объектов и явлений;

находить в разных источниках и анализировать информацию, необходимую для изучения географических объектов и явлений, разных территорий Смоленщины, их обеспеченности при­родными и человеческими ресурсами, хозяйственного потенциала, экологических проблем;

приводить примеры: использования и охраны природных ресурсов, адаптации человека к условиям окружающей среды, ее влияния на формирование культуры народов; районов разной специализации, центров производства важнейших видов продукции, основных коммуникаций и их узлов, внутригосударственных и внешних экономических связей Смоленской области;

составлять краткую географическую характеристику разных территорий Смоленской области на основе разнообразных источников географической информации и форм ее представления;

определять на местности, плане и карте расстояния, направления высоты точек; геогра­фические координаты и местоположение географических объектов;

применять приборы и инструменты для определения количественных и качественных характеристик компонентов природы; представлять результаты измерений в разной форме; выявлять на этой основе эмпирические зависимости;

использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и по­вседневной жизни для:

ориентирования на местности и проведения съемок ее участков; чтения карт различного содержания;

учета фенологических изменений в природе своей местности; проведения наблюдений за отдельными географическими объектами, процессами и явлениями, их изменениями в ре­зультате природных и антропогенных воздействий; оценки их последствий; наблюдения за погодой, состоянием воздуха, воды и почвы в своей местности;

определения комфортных и дискомфортных параметров природных компонентов своей местности с помощью приборов и инструментов.

10




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!