СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по идм

Категория: История

Нажмите, чтобы узнать подробности

примерная разработка рабочей программы по истории древнего мира 5 класс в условиях введения ФГОС с проектным модулем по теме "Завоевания Александра Македонского". жду ваших комментариев и дополнений

Просмотр содержимого документа
«рабочая программа по идм»

Бакшаева Н.С. Рабочая учебная программа по истории древнего мира (5 класс)


1.Пояснительная записка

Данная рабочая программа разработана на основе:

  1. Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования;

  2. Примерной основной образовательной программой образовательного учреждения. Основная школа. (Стандарты второго поколения);

3. Всеобщая история. 5-9 класс. Рабочие программы. Предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы – А. Вигасин, Г. Годер- М.: Просвещение, 2014

4. Программа ориентирована на УМК: предметная линия учебников А.А. Вигасина - О.С. Сороко-Цюпы :История Древнего мира: Учеб.для 5 класса общеобразовательных заведений/Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. –М.: Просвещение, 2012

Программа составлена исходя из следующих целей обучения истории в рамках федерального государственного образовательного стандарта (основного) общего образования основной школе: образование, развитие и воспитание личности школьника, способного к самоидентификации и определению своих ценностных приоритетов на основе осмысления исторического опыта своей страны и человечества в целом, активно и творчески применяющего исторические знания в учебной и социальной деятельности. Вклад основной школы в достижение этой цели состоит в базовой исторической подготовке и социализации учащихся.

Задачи изучения истории в основной школе:

· формирование у молодого поколения ориентиров для гражданской, этнонациональной, социальной, культурной самоидентификации в окружающем мире;

· овладение учащимися знаниями об основных этапах развития человеческого общества с древности до наших дней в социальной, экономической, политической, духовной и нравственной сферах при особом внимании к месту и роли России во всемирно-историческом процессе;

· воспитание учащихся в духе патриотизма, уважения к своему Отечеству — многонациональному Российскому государству, в соответствии с идеями взаимопонимания, толерантности и мира между людьми и народами, в духе демократических ценностей современного общества;

· развитие способности учащихся анализировать содержащуюся в различных источниках информацию о событиях и явлениях прошлого и настоящего, руководствуясь принципом историзма, в их динамике, взаимосвязи и взаимообусловленности;

· формирование у школьников умений применять исторические знания для осмысления сущности современных общественных явлений, в общении с другими людьми в современном поликультурном, полиэтничном и многоконфессиональном обществе.

2) общая характеристика учебного предмета


Курс истории на ступени основного общего образования является частью концентрической системы исторического образования. Изучая историю на ступени основного общего образования, учащиеся приобретают исторические знания, приведенные в простейшую пространственно-хронологическую систему, учатся оперировать исторической терминологией в соответствии со спецификой определенных эпох, знакомятся с основными способами исторического анализа.



3)описание места учебного предмета, курса в учебном плане;


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 350 часов для обязательного изучения учебного предмета «История» на этапе основного общего образования, в том числе: в V, VI, VII, VIII и IX классах по 70 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.

Данная программа рассчитана на 68 учебных часов. При этом резерв свободного времени, предусмотренный примерной программой, направлен на реализацию авторского подхода для использования разнообразных форм организации учебного процесса и внедрения современных методов обучения и педагогических технологий.



4)личностные, метапредметные и предметные результаты освоения конкретного учебного предмета


Предметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- целостное представление об историческом развитии человечества от первобытности до гибели античной цивилизации как о важном периоде всеобщей истории;

- яркие образы и картины, связанные с ключевыми событиями, личностями, явлениями и памятниками культуры крупнейших цивилизаций Древнего мира;

- способности применять понятийный аппарат и элементарные методы исторической науки для атрибуции фактов и источников Древнего мира, их анализа, сопоставления, обобщенной характеристики, оценки и презентации, аргументации собственных версий и личностной позиции в отношении дискуссионных и морально- этических вопросов далекого прошлого;

- представление о мифах как ограниченной форме мышления и познания людей в Древнем мире и специфическом историческом источнике для изучения прошлого;

- умения датировать события и процессы в истории Древнего мира, определять последовательность и длительность цивилизаций, соотносить годы с веками, тысячелетиями, вести счет лет с условным делением древней истории на время «до нашей эры» и «наша эра»

- уметь читать историческую карту, находить и показывать на ней историко-географические объекты Древнего мира, анализировать и обобщать данные карты;

- уметь характеризовать важные факты истории Древнего мира, классифицировать и группировать их по предложенным признакам;

- уметь сравнивать простые однородные исторические факты истории Древнего мира, выявляя их сходства и отличия по предложенным вопросам, формулировать частные и общие выводы о результатах своего исследования;

- умения давать образную характеристику исторических личностей, описание памятников истории и культуры древних цивилизаций, в том числе по сохранившимся фрагментов подлинников, рассказывать о важнейших событиях, используя основные и дополнительные источники информации;

- умения различать в учебном тексте факты, сопоставлять их аргументацию, формулировать собственные гипотезы по дискуссионным вопросам истории Древнего мира;

- умения соотносить единичные события в отдельных странах Древнего мира с общими явлениями и процессами;

- готовность применять новые знания и умения в общении с одноклассниками и взрослыми, самостоятельно знакомится с новыми фактами, источниками и памятниками истории Древнего мира, способствовать их охране.

Метапредметные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- способность планировать и организовывать свою учебную и коммуникативную деятельность в соответствии с задачами изучения истории, видами учебной и домашней работы, во взаимодействии с одноклассниками и взрослыми;

- готовность формулировать и высказывать собственное мнение по проблемам прошлого и современности, выслушивать и обсуждать разные взгляды и оценки исторических фактов, вести конструктивный диалог;

- умения проводить поиск основной и дополнительной информации в учебной и научно-популярной литературе, Интернете, библиотеках и музеях, обрабатывать её в соответствии с темой и познавательными заданиями, представлять результаты своей творческо-поисковой работы в различных форматах (таблицы, сочинения, планы, схемы, презентации, проекты);

- способность решать творческие и проблемные задачи, используя контекстные знания и эвристические приемы.

Личностные результаты изучения истории Древнего мира включает в себя:

- представление о видах идентичности, актуальных для становления человечества и общества, для жизни в современном поликультурном мире;

- приобщение к истокам культурно-исторического наследия человечества, интерес к его познанию за рамками учебного курса и школьного обучения;

- освоение гуманистических традиций и ценностей, становление которых началось в Древнем мире, уважение к личности, правам и свободам человека, культурам разных народов;

- опыт эмоционально-ценностного и творческого отношения к фактам прошлого и историческим источникам, способам изучения и охраны.

Предполагается, что в результате изучения истории учащиеся должны овладеть следующими знаниями и умениями:

  1. Знание хронологии, работа с хронологией:

- указывать хронологические рамки и периоды ключевых процессов, а также даты важнейших событий всеобщей истории;

- соотносить год с веком, эрой, устанавливать последовательность и длительность исторических событий.

  1. Знание исторических фактов, работа с фактами:

- характеризовать место, участников, этапы, особенности, результаты важнейших исторических событий;

- группировать факты по различным признакам и основаниям.

  1. Работа с историческими источниками:

- читать историческую карту с опорой на легенду, ориентироваться по карте;

- осуществлять поиск необходимой информации в одном или нескольких источниках.

  1. Описание:

- последовательно строить рассказ об исторических событиях;

- характеризовать условия и образ жизни, занятия людей.

  1. Анализ, объяснение:

- различать факт и его описание;

- соотносить единичные исторические факты и общие явления;

- выделять характерные, существенные признаки исторических событий и явлений;

- излагать суждения о причинах и следствиях исторических событий.

  1. Работа с версиями, оценками:

- приводить оценки исторических событий и личностей, изложенные в учебной литературе;

- определять и объяснять свое отношение к наиболее значимым событиям и личностям в истории и их оценку.

  1. Применение знаний и умений в общении, социальной среде:

- способствовать сохранению памятников истории и культуры;

- применять исторические знания для раскрытия причин и оценки сущности современных событий.

  1. УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

Название темы- модуля

Количество

часов

  1. Введение

1

2.Жизнь первобытных людей

7

3.Древний Восток

19

4. Древняя Греция

20

5. Древний Рим

17

6. Проектный модуль

4

ИТОГО

68














Требования к результатам обучающихся, заканчивающих 5 класс.


    1. Предметные результаты.

В результате изучения истории ученик должен:

знать/ понимать

  • многообразие исторических событий, фактов и личностей и их классификации; отдельные методы изучения истории;

  • периодизацию истории древнего мира (основные периоды);

  • первые государства (перечислять, приводить примеры представителей);

  • территории возникновения первых государств, важнейшие события (перечислять и кратко характеризовать);

  • изменения, вызванные деятельностью человека (на уровне представлений);

  • важнейшие события истории древнего мира (перечислять и кратко характеризовать);

  • основные характеристики древних цивилизаций;

уметь

  • узнавать причины и последствия основных фактов истории;

  • работать с картой;

  • описывать собственные наблюдения или опыты, различать в них цель, условия проведения и полученные результаты;

  • сравнивать события не менее чем по 3-4 признакам;

  • описывать по предложенному плану биографии исторических личностей;

  • использовать дополнительные источники информации для выполнения учебной задачи;

  • находить значение указанных терминов в справочной литературе;

  • кратко пересказывать доступный по объему тексты; выделять его главную мысль;

  • использовать изученную лексику в самостоятельно подготовленных устных сообщениях (2-3 минуты);

  • использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

  • определения связи отдельных фактов истории с современными событиями;

    1. Метапредметные результаты

    2. Регулятивные универсальные учебные действия

Пятиклассники научатся:

​ самостоятельно анализировать условия достижения цели на основе учета выделенных учителем ориентиров действия в новом учебном материале;

​ самостоятельно контролировать свое время и управлять им.

Получат возможность научиться

​ выделять альтернативные способы достижения цели и выбирать наиболее эффективный;

​  осознанно управлять своим поведением и деятельностью, направленной на достижение поставленных целей;

​  адекватно оценивать свои возможности достижения цели определенной сложности в различных сферах самостоятельной деятельности.

      1. Коммуникативные универсальные учебные действия

Научатся:

​ формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности;

​ осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

​ адекватно использовать речевые средства для решения различных коммуникативных задач; владение устной и письменной речью; строить монологическое контекстное высказывание;

​ работать в группе – устанавливать рабочие отношения, эффективно и продуктивно сотрудничать; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие со сверстниками и взрослыми;

Получат возможность научиться:

​ учитывать и координировать различные позиции других людей в сотрудничестве; учитывать разные мнения и интересы и уметь обосновывать собственную позицию, понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы;

​ вступать в диалог, а также участвовать в коллективном обсуждении проблем;

​ следовать морально-этическим и психологическим принципам общения и сотрудничества на основе уважительного отношения к партнерам, внимания к личности другого.

      1. Познавательные универсальные учебные действия

Научатся:

​ основам реализации проектно-исследовательской деятельности;

​ осуществлять расширенный поиск информации с использованием ресурсов библиотек и сети Интернет;

​ осуществлять сравнение, классификацию, самостоятельно выбирая основания и критерии для указанных логических операций;

​ использовать ознакомительное, изучающее, усваивающее и поисковое чтение для решения учебных проблем;

Получат возможность научиться:

​ ставить проблему, аргументировать ее актуальность;

​ выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

​ делать по аналогии умозаключения и выводы на основе аргументации.

    1. Личностные результаты

  • любознательность и интерес к изучению истории;

  • развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся;

  • уважительное отношение к своей стране и к родному краю;

  • соблюдение здорового образа жизни;

  • мотивации к изучению в дальнейшем различных гуманитарных наук.

  1. Способы (методы) оценки достигнутых результатов.

    1. Способы (методы) оценки достигнутых предметных результатов.

Оценка достижения предметных результатов ведётся как в ходе текущего и промежуточного оценивания, так и в ходе выполнения итоговых контрольных работ по каждому из больших разделов. При оценке предметных результатов основную ценность представляет не само по себе освоение системы опорных знаний и способность воспроизводить их в стандартных учебных ситуациях, а способность использовать эти знания при решении учебно-познавательных и учебно-практических задач.

    1. Способы (методы) оценки достигнутых метапредметных результатов.

Текущая оценка сформированности проектных компетенций школьников может проходить: 1) в процессе ежеурочной рефлексии того метапредметного действия, не формирование которого был направлен урок, 2) в процессе реализации практических работ, 3) в процессе реализации межпредметных проектных модулей и защиты полученного проектного продукта. Для этой цели используется модель достижений обучающихся на каждом уровне определенных областей проектной компетентности обучающихся.

    1. Способы (методы) оценки достигнутых личностных результатов.

Оценка личностных результатов образовательной деятельности осуществляется в ходе внешних неперсонифицированных мониторинговых исследований. В ходе текущей оценки будет осуществляться ограниченная оценка сформированности отдельных личностных результатов (ценностно-смыслового отношения к получаемым знаниям и освоенным способам деятельности), полностью отвечающая этическим принципам охраны и защиты интересов ребёнка и конфиденциальности, в форме, не представляющей угрозы личности, психологической безопасности и эмоциональному статусу учащегося.


№ урока\

дата проведения

Тема

урока,

раздел учебника

Образовательные цели

Результат/ Продукт деятельности ученика

Дидактические инструменты/

Средства обучения

Домашнее задание

Предметные

Метапредметные

/ этап проектирования

Личностные

Проектный модуль «Завоевания Александра Македонского»


1

Города Эллады подчиняются Македонии

-Назвать причины усиления Македонии.

- Наметить пути рассмотрения данной проблемы.

-Описать деятельность первых македонских царей.

-Назвать основные методы, которые использовались для подчинения Эллады


1-2 этапы проектирования


- Предпроектное исследование (диагостика ситуации).

-Проблематизация (определение проблемы проекта и причин, приводящих к её появлению).

-Целеполагание (определение цели и задач проекта).


- Выделить основные проблемы.

- Найти способы решения проблем поискового характера.

-Выразить своё отношение к личности македонского царя Филиппа.

-Обосновать необходимость рассмотрения методов подчинения Эллады.

-Сформулировать причины жестокой расправы над царем.


Оформленный

отчёт по Практической работе №1 предложенному алгоритму оформления практических работ (Приложение).



Таблицы и иллюстрации, иллюстрирующие деятельность македонского царя.


1).Уч.стр.187-190, вопросы на стр.190 № 1,2,4.

2

Походы Александра Македонского на Восток

5 этап проектирования.


Конструирование- получение продукта по свойствам, соответствующими диапазону его применения

-Использовать имеющуюся информацию.

- Строить речевое высказывание в устной и письменной форм.

- Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.


Получат возможность:

-выдвигать гипотезы о связях и закономерностях событий, процессов, объектов;

- делать по аналогии умозаключения и выводы на основе аргументации.















Оформленный

отчёт по Практической работе №2 предложенному алгоритму оформления практических работ (Приложение).



Таблицы и иллюстрации, иллюстрирующие последствия деятельности Александра Македонского.

Подумайте на стр. 195 вопрос № 4


1).Уч.стр.190-195. вопрос на стр. 195 № 1,3,4.

2)Нарисовать рисунок, иллюстрирующий один из походов Александра Македонского.

3) Принести доп.материал о его деятельности.

3

В Александрии Египетской


Таблицы и иллюстрации Александрии, устройство города и Фаросский маяк.

1).Уч.стр.198-161, вопрос на стр. 201 № 1-3



4

Македонские завоевания в 4в.до н.э.

6 этап проектирования.


Презентация полученного проекта

-Оценить качества результата деятельности.

-Формулировать собственное мнение и позицию, аргументировать ее и координировать ее с позициями партнеров в сотрудничестве при выработке общего решения в совместной деятельности.

- Оценивать способы действия, этапы деятельности и ее результаты.

Рефлексивная фаза проекта, предполагающая оценку качества проектного продукта и рефлексию собственных действий в проекте его создателей.

Работа с ценностями и смыслами освоенного содержания.




Оформленный

отчёт по Практической работе №3 по предложенному алгоритму оформления практических работ (Приложение).

Анкета по рефлексии

Атлас истории Древнего мира

Принести доп.материал о походах Александра Македонского и их итогах.














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!