«Согласованно» «Согласованно» «Утверждаю»
руководитель ШМО зам. дир. по УВР директор школы
__________Баженова Н.М. _________ Шульга О.В. __________ Карбышева Н.Г.
Протокол №____________ « «_________ 2017 « «____________2017
Рабочая программа
учителя МБОУ средней общеобразовательной школы №3
по предмету искусству (изо)
4 класс
Составила : Баженова Н.М.
учитель 1 квалификационной категории
1.Пояснительная записка
Программа по предмету «Изобразительное искусство» разработана для учащихся начальной школы в соответствии:
- с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (приказ МО РФ № 373 от 06.10. 2009) (Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. - М.: Просвещение, 2011);,
- с основной образовательной программой начального общего образования МБОУ СОШ № 8, утвержденной приказом директора на основе Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования.
- с рекомендациями рабочей программы по изобразительному искусству. Предметная линия учебников Т. Я. Шпикаловой, Л. В. Ершовой. 1—4 классы: пособие для учителей общеобразоват. учреждений / [Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская и др.]; под ред. Т. Я. Шпикаловой. — М. : Просвещение, 2011. Рабочие программы. Предметная линия учебников системы «Перспектива». 1-4 классы - М.: Просвещение, 2011;
- с возможностями УМК «Школа России» ;
- с учебным планом МБОУ СОШ № 8
Изобразительное искусство в начальной школе является базовым предметом. По сравнению с остальными учебными предметами, развивающими рационально-логический тип мышления, изобразительное искусство направлено в основном на формирование эмоционально-образного, художественного типа мышления, что является условием становления интеллектуальной и духовной деятельности растущей личности.
Цели
- воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
- развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности.
Перечисленные цели реализуются в конкретных задачах обучения:
- развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
-совершенствование эмоционально-образного восприятияпроизведений искусства и окружающего мира;
-развитие способности видеть проявление художественнойкультуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
-освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне — их роли в жизни человека и общества;
- овладение элементарной художественной грамотой; формирование художественного кругозора и приобретение опыта работы в различных видах художественно-творческой деятельности, разными художественными материалами; совершенствование эстетического вкуса.
2. Общая характеристика учебного предмета, курса
Учебный материал в программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно-творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала,второй блок даёт инструментарий для его практической реализации, третий намечает духовно-нравственную эмоционально-ценностную направленность тематики заданий, четвёртый содержит виды и условия деятельности, в которых ребёнок может получить художественно-творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностно-ориентационную, деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют почти на каждом уроке. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания.
3.Описание места учебного предмета, курса в учебном плане
На изучение изобразительного искусства в начальной школе отводится 1 ч в неделю. Курс рассчитан на 135 ч: 33 ч — в 1 классе (33 учебные недели), по 34 ч — во 2—4 классах (34 учебные недели в каждом классе).
4.Ценностные ориентиры содержания учебного курса «Изобразительное искусство»
Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развивается способность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета. При изучении каждой темы, при анализе произведений искусства необходимо постоянно делать акцент на гуманистической составляющей искусства: говорить о таких категориях, как красота, добро, истина, творчество, гражданственность, патриотизм, ценность природы а человеческой жизни.
Таблица тематического распределения количества часов:
Разделы, темы | Количество часов |
Авторская программа | Рабочая программа | Рабочая программа по классам |
1 кл. | 2 кл. | 3 кл. | 4 кл. |
Восхитись красотой нарядной осени | 8 | 8 | 8 | | | |
Любуйся узорами красавицы зимы | 7 | 7 | 7 | | | |
Радуйся многоцветью весны и лета | 15 | 15 | 15 | | | |
Резерв | 3 | 3 | 3 | | | |
В гостях у осени. Узнай, какого цвета земля родная | 11 | 11 | | 11 | | |
В гостях у чародейки-зимы | 12 | 12 | | 12 | | |
Весна - красна! Что ты нам принесла? | 11 | 11 | | 11 | | |
Осень. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» | 11 | 11 | | | 11 | |
Зима. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» | 10 | 10 | | | 10 | |
Весна. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» | 5 | 5 | | | 5 | |
Лето. «Как прекрасен этот мир, посмотри...» | 8 | 8 | | | 8 | |
Восхитись вечно живым миром красоты | 11 | 11 | | | | 11 |
Любуйся ритмами в жизни природы и человека | 14 | 14 | | | | 14 |
Восхитись созидательными силами природы и человека | 9 | 9 | | | | 9 |
Итого | 135 часов | 135 часов | 33 часа | 34 часа | 34 часа | 34 часа |
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета, курса.
Уникальность и значимость учебного курса определяются нацеленностью на духовно-нравственное воспитание и развитие способностей и творческого потенциала ребёнка, формирование ассоциативно-образного пространственного мышления, интуиции. У младших школьников развиваетсяспособность восприятия сложных объектов и явлений, их эмоционального оценивания.
Доминирующее значение имеет направленность курса на развитие эмоционально-ценностного отношения ребёнка к миру, его духовно-нравственное воспитание.
Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе,окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
Направленность на деятельностный и проблемный подходы в обучении искусству диктует необходимость для ребёнкаэкспериментирования с разными художественными материалами, понимания их свойств и возможностей для создания выразительного образа. Разнообразие художественных материалов и техник, используемых на уроках, поддерживает интерес учащихся к художественному творчеству.
5.Личностные, метапредметные и предметные результаты
освоения учебного предмета, курса.
4 класс
Личностные результаты
У обучающегося будут сформированы:
- эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественного творчества;
- система положительных мотивов, включая мотивы творческого самовыражения;
- устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве;
чувство любви, уважение к родителям, забота о младших и старших, ответственность за другого человека;
основа гражданской идентичности в форме осознания «Я» как гражданин России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России;
осознание своей этнической принадлежности, принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации;
приобщение к мировой и отечественной культуре и освоение сокровищницы изобразительного искусства, народных, национальных традиций, искусства других народов;
позитивная самооценка и самоуважение;
основа для организации культурного досуга и формирования культуры здорового образа жизни.
Обучающийся получит возможность для формирования:
- потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
- понимания образной природы искусства, умения выражать свое отношение
к событиям и явлениям окружающего мира;
чувства гордости за достижения отечественного и мирового художественного искусства;
осознанного уважения и принятия традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической и духовной жизни родного края;
способности к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности;
целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом.
Метапредметные результаты
Регулятивные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
- осуществлять целеполагание как формирование художественно-творческого замысла;
- планировать и организовывать действия в соответствии с целью;
контролировать соответствие выполняемых действий способу реализации творческого замысла;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, родителей, сверстников и других людей;
вносить коррективы на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу;
осуществлять самоконтроль своей творческой деятельности;
- преодолевать трудности при решении учебных и творческих задач.
Обучающийся получит возможность научиться:
самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного творческого замысла;
высказывать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства;
действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни.
Познавательные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
анализировать произведения искусства;
применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач;
воспринимать произведения пластических искусств и различных видов художественной деятельности: графики (рисунок), живописи, скульптуры, архитектуры, художественного конструирования, декоративно-прикладного искусства;
использовать знаково-символические средства, в том числе схемы, рисунки, знаки и символы для решения учебных (художественных) задач;
воспринимать и анализировать тексты, соотносить их с репродукциями картин и другим визуально представленным материалом;
проводить сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям;
обобщать (самостоятельно выделять ряд или класс объектов);
представлять информацию в виде сообщения с иллюстрациями.
Обучающийся получит возможность научиться:
- строить свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной выразительности;
- расширять свои представления об изобразительном искусстве и художниках, о современных событиях культуры;
фиксировать информацию о явлениях художественной культуры с помощью инструментов ИКТ;
соотносить различные художественные произведения по настроению, форме, по различным средствам выразительности;
произвольно составлять свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме;
осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий;
строить логически грамотное рассуждение, включающее установление причинно-следственных связей;
произвольно и осознанно владеть общими приемами решения учебных задач.
Коммуникативные универсальные учебные действия
Обучающийся научится:
воспринимать произведения изобразительного искусства как средство общения между людьми;
продуктивно сотрудничать со взрослыми и сверстниками;
вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства;
воспринимать мнение сверстников и взрослых о художественном произведении, о результатах индивидуального и коллективного творчества;
контролировать свои действия в коллективной работе, соотносить их с действиями других участников и понимать важность совместной работы;
задавать вопросы;
использовать речь для регуляции своего действия и действий партнера;
- стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве; вставать на позицию другого человека, используя опыт эмпатийного восприятия чувств и мыслей автора художественного произведения.
Обучающийся получит возможность научиться:
открыто и эмоционально выражать свое отношение к искусству, аргументировать свою позицию и координировать ее с позицией партнеров;
выражать свое мнение о произведении искусства, используя разные речевые средства (монолог, диалог, сочинения), в том числе средства и инструменты ИКТ и дистанционного общения;
проявлять творческую инициативу, самостоятельность, воспринимать намерения других участников в процессе коллективной творческой деятельности;
продуктивно содействовать разрешению конфликтов на основе учета интересов и позиций всех участников;
задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнером;
применять полученный опыт творческой деятельности при организации содержательного культурного досуга.
Предметные результаты
Восприятие искусства и видыхудожественной деятельности.
Обучающийся научится:
воспринимать богатство и разнообразие художественной культуры; ощущать и понимать художественный замысел в картине художника; понимать особенности восприятия художественного произведения - художник и зритель;
воспринимать чувства, воплощенные художниками в разных видах искусства, в изображении портретов людей разного возраста;
узнавать произведения искусства по видам и жанрам, понимать, чем или из чего они выполнены;
различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство);
выражать собственное суждение о содержании и выполнении того или иного произведения;
отличать материалы для рисунка, живописи и скульптуры;
участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними;
понимать несложную форму предметов природы и уметь ее передавать на плоскости;
использовать нужные материалы для максимальной выразительности замысла;
работать в смешанной технике на разных видах бумаги;
приводить примеры ведущих художественных музеев России, некоторых художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение;
- различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественно-образного языка.
Обучающийся получит возможность научиться:
участвовать в обсуждении содержания произведений изобразительного искусства и выразительных средств, различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
расширять свои знания и представления о музеях России и мира, в том числе с помощью интернет-ресурсов;
использовать компьютер, как дополнительный способ изображения и воплощения замысла; а также для хранения фотографий своих работ, выполненных на бумаге;
создавать на базе своих работ и работ своих одноклассников музей своего класса;
искать и находить новые средства выразительности при изображении космоса;
применять свою фантазию, предлагать вариант выполнения в процессе коллективных работ;
выбирать и подбирать самостоятельно и с друзьями материалы, техники и идеи для воплощения замысла;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства, в природе, на улице, в быту;
высказывать суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Обучающийся научится:
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
составлять и подбирать цветовые гаммы для замысла своей работы; различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебно-творческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; характерные черты внешнего облика;
пользоваться симметрией для построения звезд; делать асимметричные композиции;
использовать различные линии, пятна и штрихи как основные средства выразительности; создавать фантастических животных различными способами, используя линии, пятно и штрих;
изображать разнообразные формы предметов на плоскости с передачей объема и в пространстве;
пользоваться построением рисунка для создания орнаментов, от простых до более сложных, в разных геометрических формах; использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Обучающийся получит возможность научиться:
- изображать с натуры и по представлению несложные предметы и натюрморты;
передавать перспективу пространства на плоскости различными способами и техниками графики, рисунка и живописи;
осуществлять построение пейзажа различных географических широт, в разное время суток и года;
- четко выстраивать предметы в композиции: ближе - больше, дальше - меньше;
владеть основами цветоведения и смешения цветов, умело применять белую и черную краску, применять хроматические и ахроматические цвета; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
создавать композиции узоров и орнаментов народов России и мира на основе сближенных и противоположных цветовых сочетаний;
создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство?
Обучающийся научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественно-творческой деятельности;
узнавать различные явления природы на репродукциях картин и фото художников, подмечая нюансы в процессе эмоционального обсуждения со сверстниками; фантазировать, используя впечатления от картин и фото художников;
любить и беречь свой край, рассматривая картины местных художников;
узнавать русский костюм, русский быт, русские избы, посуду, игрушки;
выражать черты русского народа, его души, украшать русскими узорами и орнаментами жилище, одежду;
создавать семейные портреты; дарить людям работы, выполненные своими руками;
- узнавать картины знакомых авторов отечественной и мировой живописи; разглядывая картины прошлого, задумываться о будущем.
Обучающийся получит возможность научиться:
передавать цветовые сочетания в пейзажах разных времен суток и года;
передавать на плоскости композиции с перспективой планов в разных жанрах живописи; передавать воздушную перспективу, глубину земли и высоту неба;
передавать настроение в пейзаже, натюрморте, портрете, выражая к ним свое отношение;
изображать образы архитектуры и декоративно-прикладного искусства;
участвовать в коллективных работах на значимые жизненные темы.
- понимать и передавать в художественной работе красоту человека в разных культурах мира;
- изображать красоту природы родного края в разных настроениях; прослеживать связь родной природы, людей и сказок с музыкальной культурой.
6.Содержание учебного предмета, курса
4 класс
Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч)
Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно (1 ч)
Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Образы природы и человека в живописи. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Древо жизни — символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень (1 ч)
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пейзажи родной природы
Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет (1 ч)
Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Цветущее дерево — символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи (1 ч)
Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Искусство вокруг нас сегодня. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Птица — символ света, счастья и добра. Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита (1 ч)
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Конь — символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок(1 ч)
Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика (1 ч)
Искусство вокруг нас сегодня. Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека (1 ч)
Образсовременника. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве. Жанр портрета. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Вольный ветер — дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет(1 ч)
Жанрпейзажа. Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, ритм.
Движение — жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий (1 ч)
Образы природы и человека в живописи. Разница в изображении природы в разное время года, суток, различную погоду. Выборсредств художественной выразительностидля создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция (1 ч)
Наблюдение природы и природных явлений,различение их характера и эмоциональныхсостояний. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы.Жанр пейзажа. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч)
Родословное дерево — древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция (1 ч)
Образсовременника. Жанр портрета. Тема любви, дружбы, семьи в искусстве. Продолжение знакомства с основами художественнойграмоты: композиция, цвет, линия.
Двенадцать братьев друг за другом бродят... Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт (1 ч)
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Образчеловека в традиционной культуре. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет (1 ч)
Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Темылюбви, дружбы, семьи в искусстве. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов (1 ч)
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Выборсредств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Эмоциональные возможности цвета. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет, форма,ритм, симметрия (1 ч)
Искусство вокруг нас сегодня. Элементарные приёмы работы с различными материалами длясоздания выразительного образа. Представление о возможности использования навыков конструирования и моделированияв жизни человека. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия (1 ч)
Образы природы и человека в живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Пейзажи разных географическихширот. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция,цвет, линия, форма, ритм.
Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционныйцентр, пространственные планы, ритм, динамика (1 ч)
Образы природы и человека в живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствамиживописи. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция (1 ч)
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Жанрнатюрморта. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём.
Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета (1 ч)
Жанрнатюрморта. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём.
Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр (1 ч)
Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Представления народао красоте человека (внешней и духовной),отражённые в искусстве. Образ защитникаОтечества. Жанр портрета. Продолжениезнакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия.
«Недаром помнит вся Россия про день Бородина...» Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит(1 ч)
Образ защитника Отечества. Эмоциональная и художественная выразительность образовперсонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание,
Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика(1 ч)
Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизничеловека, в организации его материальногоокружения. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих (1 ч)
Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материальногоокружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих (1 ч)
Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствамирисунка. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч)
Вода — живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно (1 ч)
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Красота и разнообразиеприроды, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Фотографияи произведение изобразительного искусства: сходство и различие. Использованиеразличных художественных материалов исредств для создания выразительных образов природы. Искусство вокруг нас сегодня.Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике коллажа (1 ч)
Искусство вокруг нас. Использование различныххудожественных материалов и средств длясоздания выразительных образов природы.Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство (2 ч)
Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия.
Всенародный праздник — День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества (1 ч)
Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отражённые в искусстве.Образ защитника Отечества. Основные темыскульптуры. Выразительность объёмныхкомпозиций. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём, ритм.
«Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы-символы (1 ч)
Основные темы скульптуры. Элементарные приёмы работы с пластическими скульптурными материалами. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, объём, ритм.
Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности (3 ч)
Знакомство с несколькими наиболее яркимикультурами мира (Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций,религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов России). Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Тематическое планирование. 4 кл.
| Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся | Дата По плану | Факти чески |
| Восхитись вечно живым миром красоты (11 ч) | | |
1. | Целый мир от красоты. Пейзаж: пространство, композиционный центр, цветовая гамма, линия, пятно (1 ч) | Рассматривать произведения мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, пейзажи живописцев и графиков, в которых отразилась красота окружающего мира и образ пространства.Различать средства художественной выразительности в орнаментальных композициях народных предметов быта и в произведениях живописцев и графиков. Высказывать своё мнение о том, что обозначали в узорах на старинных изделиях быта горизонтальные и вертикальные волнистые линии, кресты и перекрещивающиеся линии.Сопоставлять изображение мира в орнаментальном узоре прялки с живописным и графическим, находить общее и различное. Участвовать в обсуждении выразительных средства для передачи образа окружающего пространства. Изображать пейзажную композицию по летним впечатлениям. Применять выразительные живописные и графические средства в работе. Выражать в творческой работе своё видение мира и отношение к нему.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 05.09 | |
2. | Древо жизни — символ мироздания. Наброски и зарисовки: линия, штрих, пятно, светотень (1 ч) | Наблюдать деревья разнообразных пород в природе своего родного края. Рассказывать о своих наблюдениях деревьев. Рассматривать произведения живописцев, графиков и мастеров декоративно-прикладного и народного искусства, в которых главным персонажем является образ дерева как древнейший символ-образ в искусстве, в устном народном творчестве. Определять, какими изобразительными средствами выражают художники своё отношение к дереву как наиболее почитаемому человеком явлению природы в своих произведениях, относящихся к разным видам искусства. Объяснять значение понятия набросок в художественной деятельности. Участвовать в обсуждении цвета как основного выразительного средства живописи, его возможности в передаче своеобразия природы России разных географических широт, роли линии в различных видах изобразительного искусства, отражения в рисунке характерных особенностей формы. Работать по художественно-дидактической таблице. Сверять с изображениями на ней собственные наброски. Выполнять зарисовки и наброски деревьев с натуры, по памяти, по представлению, передавая характерные признаки пород деревьев, особенности их конфигурации. Выражать в творческой работе своё отношениек природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 12.09 | |
3. | Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет (1 ч) | Рассматривать пейзажи русских мастеров живописи и графики XIX—XX вв. Рассказывать об особенностях русского национального пейзажа. Приводить примеры. Называть главные средства выразительности в картинах художников-пейзажистов (пространство, цвет, свет, линия, штрихи, тон).Объяснять значения слов национальный пейзаж. Высказывать своё мнение об отличии понятия мотивв пейзаже от понятия мотив в декоративно-прикладном искусстве. Участвовать в обсуждении особенностей воссоздания родной природы в пейзажах живописцев и графиков, средств художественной выразительности, своеобразия композиции. Работать по художественно-дидактической таблице.Соотносить композиционные схемы с пейзажами, находить соответствия в передаче пространства. Выполнять композицию пейзажа на тему «Величие и красота могучего дерева» согласно теме и условиям творческого задания. Выражать в пейзаже своё отношение к образу дерева, к природе родного края. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 19.09 | |
4. | Цветущее дерево — символ жизни. Декоративная композиция: мотив дерева в народной росписи (1 ч) | Рассматривать изделия мастеров Городца, отображающих народное восприятие мира, связь человека с природой, родной землёй.Сопоставлять декоративные мотивы в изделиях городецких мастеров, выделять из них наиболее распространённые мотивы. Рассказывать о центрах народных промыслов, в которых цветы, цветущие ветки, букеты являются главными мотивами. Участвовать в обсуждении средств создания образов цветущей природы в городецкой росписи, её своеобразия в отличие от других школ народного мастерства.Работать по художественно-дидактической таблице. Различать приёмы городецкой росписи — «подмалёвка», «разживка чёрным цветом», «разживка белилами». Повторяя за народным мастером приёмы чёрной и белой «разживок», рисуя кистью. Выполнять роспись цветущей ветки с помощью «разживки чёрным цветом и белилами». Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 26.09 | |
5. | Птица — символ света, счастья и добра. Декоративная композиция: равновесие красочных пятен, узорные декоративные разживки, симметрия, ритм, единство колорита (1 ч) | Рассматривать декоративную композицию с птицами«у древа». Сопоставлять образы птиц в разных видах народного творчества. Рассказывать, что означает в народном искусстве образ птицы-света. Высказывать суждение о заполнении пространства в декоративной трёхчастной композиции в городецкой росписи прялочногодонца. Участвовать в обсуждении символики мотива птицы в городецкой росписи и художественных выразительных средств решения этой декоративной композиции. Работать по художественно-дидактической таблице.Повторять за народным мастером ритм и форму «разживок белилами». Выполнить кистью свой вариант росписи птиц у цветущей ветки с использованием приёмов городецкой росписи. Выражать в творческой работе своё отношение к природе, к образу птицы-света. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 03.10 | |
6. | Конь — символ солнца, плодородия и добра. Декоративная композиция: линия, силуэт с вариациями городецких разживок(1 ч) | Различать, как образ-символ коня представлен в разных видах устного народного творчества в декоративно-прикладном и народном искусстве.Рассказывать, почему в народном искусстве мастера постоянно обращаются к образу коня, приводить примеры из разных видов народного творчества. Участвовать в обсуждении художественных средств в создании выразительного образа коня-символа в народном искусстве и называть их. Работать по художественно-творческой таблице. Овладевать живописными приёмами изображения коня. Осваивать приёмы белильных разживок для коня. Выполнять кистью свой вариант росписи коня с использованием приёмов городецкой росписи и декоративного обобщения фигуры коня без карандашного рисунка. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 10.10 | |
7. | Связь поколений в традициях Городца. Декоративная композиция с вариациями городецких мотивов: ритм, симметрия, динамика, статика (1 ч) | Рассматривать произведения народного искусства,выражать своё отношение к развитию традиций городецкой росписи в творчестве современных мастеров.Называть традиционные мотивы городецкой росписи в современных изделиях. Участвовать в обсуждении художественно-эстетической ценности изделий с городецкой росписью, преемственности живописных традиций в творчестве мастеров современного художественного промысла «Городецкая роспись». Выполнять декоративную композицию по мотивам городецкой росписи для украшения изделий разнообразных по форме и назначению (декоративной тарелки, панно, разделочной доски, подставки для специй). Выражать в творческой работе своё отношение к искусству городецкой росписи. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 17.10 | |
8. | Знатна Русская земля мастерами и талантами. Портрет: пропорции лица человека (1 ч) | Рассматривать портреты, выполненные живописцамии графиками. Рассказывать, по каким признакам можно определить, что на портрете изображён художник или народный мастер. Участвовать в обсуждении образов художников и народных мастеров в произведениях живописи и графики, особенностей передачи внешнего облика в лице, костюме, в предметном окружении; выбирать положение головы и передавать её поворот, движения фигуры. Работать по художественно-дидактической таблице. Читать пропорции лица человека во фронтальном положении и вполоборота. Выполнять портрет народного мастера или художника в момент создания им художественного произведения. Выражать в творческой работе своё отношение к изображаемому герою. Обсуждать творческие работы одноклассников идавать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 24.10 | |
9. | Вольный ветер — дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет(1 ч) | Рассматривать живописные и графические пейзажихудожников, в которых отражаются древние представления человека о природных стихиях. Высказывать, какие чувства вызывают поэтические строки о ветре и разнообразные образы воздушного пространства, созданные художниками. Сравнивать образы природных стихий в искусстве с собственными впечатлениями от наблюдений природы.Участвовать в обсуждении выразительных средств передачи состояния природы в пейзаже (чередование резких цветовых пятен, мазков, плавные и тонкие переходы цвета, разбивка пространства неба неравномерно расположенными формами облаков в живописных работах). Работать по художественно-дидактической таблице.Различать графические выразительные средства для передачи планов в пейзажах. Исследовать возможностиграфики при передаче ветреного состояния природы. Выполнять по памяти или по представлению изображение неба с несущимися облаками в пейзаже и деревьев, гнущихся под ветром. Выражать в творческой работе своё отношение к разным состояниям в природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 07.11 | |
10. | Движение — жизни течение. Наброски с натуры, по памяти и представлению: подвижность красочных пятен, линий (1 ч) | Наблюдать подвижность жизни природы и человекаи отображение её в разных видах искусства. Рассматривать произведения разных видов искусства, отображающих явления окружающего мира. Рассказывать,какие произведения передают спокойное, малоподвижное состояние, а какие изображают энергичное течениежизни и пронизаны ощущением постоянной изменчивости природы, различных ритмов, движения. Сопоставлять художественные приёмы, позволяющиевыразительно передавать состояние спокойствия в природе или её ритмов и изменений. Участвовать в обсуждении художественных приёмов,позволяющих передавать состояние статики и динамики. Работать по художественно-дидактической таблице.Прослеживать, как передана подвижность цветовых пятен в набросках людей, деревьев. Выполнить композиционные схемы к понравившимся произведениям, подчеркнув направление движения главных элементов в ихкомпозициях. Выполнять наброски с натуры деревьев, транспортных средств, заводных игрушек и детей в движении.Выражать в творческой работе своё отношение к разным состояниям в природе. Обсуждатьтворческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 14.11 | |
11. | Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция (1 ч) | Наблюдать изменчивые состояния осенней природы.Называть особые приметы осенней природы в разныепериоды, приводить примеры. Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых живописцы и графики отразили изменчивость природы, её различные состояния в осеннюю пору.Сопоставлять, как по-разному художники и поэты отражают жизнь природы и человека осенью. Называтьприёмы, которые используют художники для передачив картине движения, яркости и мажорности пейзажей. Участвовать в обсуждении колорита, динамики пейзажной картины, расположения и характера элементовкомпозиции, гармоничного чередования цветовых пятен, многообразных графических и цветовых подвижных элементов. Работать по художественно-дидактической таблице.Прослеживать колористические приёмы передачи изменчивых состояний осенней природы. Осуществлятьпоиск нужных цветовых оттенков для выполнения мотива осеннего пейзажа. Изображать один и тот же уголок природы в пору золотой и поздней осени. Дополнить композицию изображениями домов, людей, техники. Выражать в творческой работе своё отношение к разным состояниям восенней природе. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 21.11 | |
| Любуйся ритмами в жизни природы и человека (14 ч) | | |
12. | Родословное дерево — древо жизни, историческая память, связь поколений. Групповой портрет: пропорции лица человека, композиция (1 ч) | Рассматривать живописные групповые портреты разных семей. Высказывать своё мнение об этих произведениях и об отношении к средствам художественной выразительности, выбранным авторами.Объяснять смысл понятий индивидуальный портрети групповой портрет.Представлять родословное древо своей семьи и гордиться своими близкими.Участвовать в обсуждении разнообразия тем и сюжетов в изображении семьи разными художниками, особенностей рисования характерных пропорций лица. Выполнять групповой портрет своих близких с передачей своего отношения к создаваемому портрету натему «Я горжусь своей родословной».Выражать в творческой работе отношение к своей семье. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 28.11 | |
13. | Двенадцать братьев друг за другом бродят... Декоративно-сюжетная композиция: приём уподобления, силуэт (1 ч) | Участвовать в чтении по ролям фрагмента сказки иобсуждении приёма уподобления при описании образовбратьев-месяцев в сказке С. Маршака.Рассматривать поэтические произведения живописии книжной графики как яркие образы, выбирать разные сюжеты для иллюстрации. Представлять зрительно каждый из природных циклов (зима, весна, лето,осень) в образе человека, одетого в традиционную русскую одежду. Сопоставлять свои представления об образах героев сказки с изображениями в иллюстрацияххудожников-иллюстраторов. Объяснять значение понятий книжная графика,иллюстрация, эскиз.Участвовать в обсуждении роли художника-иллюстратора, развивающего и углубляющего мысль писателя, вносящего в иллюстрацию свою творческую мысль. Работать по художественно-дидактическим таблицам.Знакомиться с традиционной русской одеждой (кафтаном, платьем, шубой, ферезью и ферезеей), прослеживать гармоничное сочетание цветов и подбирать их на палитре. Выполнять поисковые эскизы композиции иллюстрации к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Выражать в творческой работе своё отношение к содержанию и персонажам сказки.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 05.12 | |
14 | . Год не неделя — двенадцать месяцев впереди. Иллюстрация к сказке: композиция, цвет (1 ч) | Рассматривать лаковые миниатюры и иллюстрациик сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев». Вспомнить цветовой круг. Называть основные и составныецвета.Объяснять роль воздействия цвета в произведениях изобразительного искусства. Сопоставлять произведения художников и рассказывать, какую роль в них играет цвет в зависимости отсодержания выбранных сюжетов. Участвовать в обсуждении средств художественнойвыразительности — роли цвета в передаче настроенияи признаков времён года, цветовой гармонии в произведениях на темы сказок. Работать по художественно-творческой таблице. Рассматривать примеры гармонического сочетания цветови определять по цветовому кругу родственные и контрастные цвета. Исследовать возможности живописи,подбирать цвета и оттенки, передающие цветовую гамму разного состояния природы в январе, феврале, марте, апреле.Выполнить иллюстрацию к сказке С. Маршака «Двенадцать месяцев» на основе эскизов предыдущего урока с учётом особенностей состояния природы в костюме конкретного месяца года с помощью цвета и декора. Выражать в творческой работе своё отношение к содержанию, выбранным персонажам сказки. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 12.12 | |
15. | Новогоднее настроение. Колорит: гармоническое сочетание родственных цветов(1 ч) | Рассматривать произведения изобразительного искусства, воссоздающие новогоднее настроение. Называть,какими средствами и художественными приёмами передано праздничное настроение в картинах. Высказывать своё мнение, какую роль играет цвет в работаххудожников для передачи настроения новогоднего праздника. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств различных жанров изобразительного искусства, отображающих новогодний праздник. Работать по художественно-дидактической таблице.Вспомнить художественные приёмы, с которыми знакомились во 2—3 классах. Осуществлять поиск праздничного цвета. Выполнять художественный приём «по-сырому»ихудожественный приём «мазок по восковому рисунку», применять разное гармоническое сочетание цветов — родственных и родственно-контрастныхв соответствии со своим настроением.Выполнять творческое задание согласно условиям.Выражать в творческой работе своё эмоционально-ценностное отношение к празднику.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 19.12 | |
16. | Твои новогодние поздравления. Проектирование открытки: цвет, форма,ритм, симметрия (1 ч) | Рассматривать поздравительную открытку как произведение графического искусства малых форм. Рассказывать об основных элементах и атрибутах поздравительной открытки к Новому году, объяснять их значение. Приводить примеры современных конструкцийновогодних открыток. Называть наиболее часто встречающуюся в новогодних поздравлениях цветовую гамму. Участвовать в обсуждении привлекательности новогодней открытки, приёмов, которыми пользуются художники для создания праздничного, весёлого настроения. Работать по художественно-дидактической таблице.Рассматривать конструкции современных новогодних открыток и приёмы их выполнения. Изготовить проект открытки-сюрприза с использованием элементов симметричного вырезывания, выполнения рисунка-отпечатка и разноцветного фона. Выражать в творческой работе своё отношение к новогоднему празднику. Выбирать художественные материалы, соответствующие замыслу творческой работы.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности.Оформить выставку и пригласить на неё родителей. | 26.12 | |
17. | Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия (1 ч) | Рассматривать произведения изобразительного искусства, посвящённые зиме. Рассказывать о том, что художники, перед тем как написать картину, подолгу наблюдают природу, выполняют много зарисовок, эскизов будущей картины.Объяснять символическое значение зимы в природе,жизни и искусстве. Участвовать в обсуждении средств художественнойвыразительности, которыми художники передают приметы зимы в разные периоды в разных видах искусства, называть их. Описывать устно свои зимние впечатления и наблюдения и использовать их в зарисовках в дальнейшейработе. Подбирать цветовые оттенки для изображениязимнего неба, снега,передавать состояние зимней природы. Использовать в набросках собственные впечатления и наблюдения зимней природы. Выполнить быстрые наброски заснеженных деревьев, людей, домовпо наблюдению и по памяти. Выражать в творческойработе своё отношение к красоте зимней природы.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 16.01 | |
18. | Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционныйцентр, пространственные планы, ритм, динамика(1 ч) | Рассматривать тематические произведения современных художников. Рассказывать о своих впечатленияхи наблюдениях от зимней природы, полученных во время зимних каникул, о том, как переживают зиму люди,животные, растения.Сопоставлять поэтические описания зимы с произведениями живописи и графики, сравнивать приёмы, которыми пользуются художники и поэты. Объяснятьроль цветовой гаммы в создании определённого состояния природы, настроения в картине. Называть цветовые оттенки снега, зимнего неба, подмеченные в натуре, и находить их в произведениях художников. Участвовать в обсуждении композиции картин, выбора художником уровня горизонта и размещения композиционно-сюжетного центра. Рисовать картину зимней природы, включать в композицию улицы, дома людей, использовать в изображении их действий таблицу «Схемы фигуры человекав разнообразных движениях». Выполнять творческое задание согласно условиям.Выражать в творческой работе своё отношение к красоте зимней природы. Участвовать в подведении итогов творческой работыи оформлении работ для зимнего вернисажа. | 23.01 | |
19. | Ожившие вещи. Натюрморт: форма, объём предметов, их конструктивные особенности, композиция (1 ч) | Рассматривать предметы старины и современные бытовые вещи как предметный мир, окружающий человека. Понимать, что бытовые предметы отражают мир увлечений человека, его профессию, народные традиции, и объяснять это на примерах. Группировать предметы своего дома по их назначению, исторической и художественной ценности,месту их в повседневной жизни. Описывать их историю. Рассказывать о предметах декоративно-прикладногои народного искусства как вещах-реликвиях, имеющихисторическую ценность. Участвовать в обсуждении выразительных средствсоздания художественного образа вещи в произведениях живописи и графики. Вспомнить последовательность изображения симметричных округлых предметов на основе работы по художественно-дидактической таблице и рисовать их.Выполнять упражнения на передачу пропорций, конструктивных особенностей формы и объёма отдельныхпредметов с натуры. Выполнять натюрморт, в котором предметы объединены одной темой (по выбору), — «Вещи из старогодома», «Старинные предметы из нашего школьного музея» или придумывать свой натюрморт. Выражатьв творческой работе своё отношение к задуманному натюрморту. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 30.01 | |
20. | Выразительность формы предметов. Декоративный натюрморт: условность формы и цвета, чёрная линия, штрихи в обобщении формы предмета (1 ч) | Рассматривать натюрморты художников. Сопоставлять и сравнивать реалистическое и декоративное решение натюрморта. Вспомнить приёмы создания декоративного натюрморта, изученные в 1—3 классах, и называть их.Объяснять смысл понятия декоративность и то, какую роль играет цвет в декоративной композиции, насколько он может соответствовать цвету реального предмета или отличаться от него. Узнавать и называть приёмы декоративного решения натюрморта: условностьформы и цвета предмета, усиление цветового контраста. Участвовать в обсуждении средств выразительностив декоративном решении натюрмортов, художественных приёмов обобщения в декоративном натюрморте. Работать по художественно-дидактической таблице.Читать композиционные схемы декоративных натюрмортов и находить соответствие каждой из них натюрморту художника. Выполнять декоративный натюрморт, составленныйиз предметов современного быта (посуда), с использованием локальных цветов тёплой или холодной гаммы.Выражать в творческой работе своё отношение к натюрморту.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 06.02 | |
21. | Русское поле. Бородино. Портрет. Батальный жанр (1 ч) | Рассматривать произведения портретного и батального жанра в искусстве как отражение героических событий Отечественной войны 1812 г.Рассказывать, что известно о Бородинском сражении,и высказывать своё мнение об образах конкретных героев сражения.Объяснять смысл понятия батальный жанр.Участвовать в обсуждении героических страниц Отечественной войны 1812 г., нашедших отражение в батальном жанре искусства и в стихотворении М. Лермонтова «Бородино», выразительных средств и композиционных приёмов, которые используют художники для передачи «славы чудесного похода» в портретахучастников войны 1812 г., иназывать их. Работать по художественно-дидактической таблице.Рассматривать фигуры воинов в движении. Выполнять по представлению зарисовки русских и французских воинов периода Отечественной войны1812 г. Выражать в творческой работе своё отношениек воинской доблести и героизму русских солдат. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 13.02 | |
22. | «Недаром помнит вся Россия про день Бородина...» Сюжетная композиция: композиционный центр, колорит (1 ч) | Рассматривать произведения живописи, в которых художники отразили мужество и героизм всего русскогонарода. Рассказывать, какие строки из стихотворения М. Лермонтова передают героику и трагизм происходящих военных событий, отображённых на фрагментепанорамы «Бородинская битва» Ф. Рубо. Называть главных героев батальных композиций, их действия, деталивоинского снаряжения, боевую ситуацию. Высказыватьсвоё мнение о том, какое отношение к участникам войны передал в картинах художник В. Верещагин.Объяснять смысл понятий художник-баталист, круговая панорама. Участвовать в обсуждении средств выразительностиязыка живописи в представленных живописных произведениях, отображающих моменты Отечественной войны 1812 г. Работать по художественно-дидактической таблице.Рассматривать возможные сюжеты военных действий. Выполнять иллюстрацию к фрагменту стихотворенияМ. Лермонтова «Бородино», используя предварительные зарисовки, выполненные на прошлом уроке. Выражать в творческой работе своё отношение к героизму русского народа известными художественными приёмами и средствами.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 20.02 | |
23. | Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика (1 ч) | Рассматривать произведения народного декоративно-прикладного искусства, в которых нашло отражениемногообразие картины мира, красота и разнообразиеорнаментальных украшений. Рассказывать об орнаментальном оформлении народного жилища и костюма,предметов быта и игрушек. Раскрывать символическийсмысл конструкции и декора избы и костюма.Сравнивать орнаментальные элементы в резном декоре изб, домашней утвари, костюме. Высказывать своё мнение об их значении и местонахождении, находить в них общее и различия. Участвовать в обсуждении сходства орнаментальныхкомпозиций и их места в украшении крестьянского дома и народного костюма. Выполнять композицию «На деревенской улице праздник», работая в одной из творческих групп по изготовлению праздничного женского головного убора, основной части народного женского костюма, силуэтов фасада крестьянских домов, оконных наличников иликукол в народных костюмах. Выражать в творческойработе свои художественно-эстетические знания и художественные умения и навыки в рисунке, аппликации, бумагопластике, лоскутной технике.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 27.02 | |
24. | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих (1 ч) | Рассматривать, анализировать народные лубочные картинки для получения представления о разнообразии сюжетов, тем, образов, отражающих самые разныестороны жизни людей, и объяснять их.Объяснять смысл понятия лубок.Объяснять, чем лубочная картинка отличается от известных графических произведений, что её роднит с другими видами народного искусства. Участвовать в обсуждении специфики искусства русского лубка, графического решения природы (земли,травы, деревьев, животных), человека, элементов одежды в лубочных картинках. Работать по художественно-дидактической таблице.Выполнять упражнение на выразительность лубочнойлинии и штриха. Выполнять поисковый эскиз композиции лубка, выбрав для сюжета декоративной композиции пословицу,поговорку или слова народной песни. Выражать в творческой работе своё отношение к сюжету средствами художественного образного языка народного декоративно-прикладного искусства. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 06.03 | |
25. | Народная расписная картинка-лубок. Декоративная композиция: цвет, линия, штрих(1 ч) | Рассматривать народную картинку как иносказательный, часто насмешливый рассказ о людских пороках,когда народные мастера «прятали» своих героев в образы животных, шутов, былинно-сказочных или песенных героев. Высказывать своё мнение о понравившемся сюжете и отношении к нему, подбирать текст к сюжету. Объяснять смысл понятий лубок, лубочная картина, народная картина. Участвовать в обсуждении композиционных, графических и колористических особенностей народноголубка. Выполнять композицию лубка карандашом, раскрашивая акварелью и нанося обводку чёрным фломастером, тонкой кистью. Выражать в творческой работе своё отношение к выбранному сюжету, выбирая соответствующие средства художественной выразительности. Обсуждать творческие работы одноклассников идавать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 13.03 | |
| Восхитись созидательными силами природы и человека (9 ч) | | |
26. | Вода — живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно (1 ч) | Рассматривать произведения живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, в которых отображена живительная сила природной стихии — воды.Рассказывать о своих наблюдениях за водой в родныхместах, о необходимости бережного отношения к воде.Сравнивать произведения художников-пейзажистов иплакатистов, находить общее и различное в изображении природной стихии, в передаче цвета, света формы, объёма предметов. Называть художественные средствавыразительности в плакате. Участвовать в обсуждении особенностей искусстваплаката, его видов и языка, находить подтверждениеэтому в произведениях искусства. Выполнять кистью, гуашьюпоисковые эскизы плаката на тему «Вода — жизнь»,намечая яркими пятнами места размещения текста иобщие очертания изобразительных элементов.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 20.03 | |
27. | Повернись к мирозданию. Проект экологического плаката в технике коллажа (1 ч) | Рассматривать разные варианты композиций плакатов, размещение, содержание призывов, величину текста и анализировать их. Высказывать свои впечатления, чувства, которые вызвали произведения художников-плакатистов.Объяснять смысл понятий экологический плакат,коллаж. Участвовать в обсуждении поисковых эскизов длявыполнения их в технике коллажа, того, как можноиспользовать технику коллажа для создания проектаплаката. Создать проект плаката на тему «Вода — жизнь»в технике коллажа на основе предварительных эскизов, выполненных на прошлом уроке. Выражать в творческой работе своё отношение к природе средствами художественного образного языка плаката.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 27.03 | |
28—29. | Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство (2 ч) | Рассматривать произведения изобразительного искусства, в которых созданы образы русской весенней природы России разных географических широт. Рассказывать о своих наблюдениях и впечатлениях от восприятия произведений искусства и красоты весеннейприроды в родных местах, об их цветовой гамме. Называть оттенки цвета, которые используют живописцыв изображении лесных далей, и объяснять, как можно добиться нежных оттенков цвета в работе акварелью,гуашью. Участвовать в обсуждении того, какие моменты весенней природы заинтересовали художников, чем онилюбуются и восхищаются, находить общее и различноев передаче радостного обновления всего живого, природы, человека, сравнивать средства художественной выразительности в передаче особых примет весеннейприроды в разные периоды. Работать по художественно-дидактической таблице.Обращать внимание на приёмы заполнения пространства и передачи воздушной среды, находить различияв построении композиционных схем, определять, чтоменяется в изображении неба, моря при измененииуровня горизонта. Определять, на каких палитрах представлена цветовая гамма произведений вернисажа. Экспериментировать с художественными материалами в передаче определённого весеннего состояния. Выполнять по памяти или по наблюдению эскиз композиции весеннего пейзажа. Выполнять композицию«Русский мотив», выбрав художественные материалыдля создания максимальной выразительности замысла.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 03.04 10.04 | |
30. | Всенародный праздник — День Победы. Патриотическая тема в искусстве: образы защитников Отечества (1 ч) | Рассматривать произведения живописцев, скульпторов, соотносить их с произведениями литературы о героях Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. и о Дне Победы. Называть произведения искусства, посвящённые защите Отечества, из курса 1—3 классов.Высказывать своё мнение о средствах выразительности, которыми художники и скульпторы раскрываютв произведениях эстафету поколений и историческуюперспективу подвига народа и памяти о нём. Объяснять смысл понятия монументальное искусство. Участвовать в обсуждении произведений искусства, посвящённых историческим событиям Великой Отечественной войны 1941—1945 гг., подвигу народа. Выполнить эскиз памятной плакетки «Слава воину-победителю». Выполнять эскиз памятника, посвящённого Победе в Великой Отечественной войне. Выражатьв творческой работе своё отношение к всенародномупразднику, ощущение радости и торжества.Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 17.04 | |
31. | «Медаль за бой, за труд из одного металла льют». Медальерное искусство: образы-символы (1 ч) | Рассматривать ордена и медали, которыми отмеченыподвиги народа в Великой Отечественной войне 1941—1945 гг. Рассказывать, как каждое изображение связано со значением медали.Объяснять смысл понятий медаль, орден, медальерное искусство. Участвовать в обсуждении того, что изображено намедалях городов-героев «За оборону Ленинграда», «Заоборону Москвы», «За оборону Севастополя», «За оборону Сталинграда». Выполнять памятную плакетку «Слава воину-победителю» согласно эскизу. Выражать в творческой работесвоё отношение к наградам за защиту Отечества известными художественными приёмами и средствами выразительности. Обсуждать творческие работы одноклассников и давать оценку результатам своей и их творческо-художественной деятельности. | 24.04 | |
32—34. | Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности (3 ч) | Рассматривать произведения мастеров народного идекоративно-прикладного искусства разных регионовРоссии, стран Запада и Востока. Различать орнаменты известных регионов России. Рассказывать о значениизнаков-символов в декоративном убранстве одежды ижилища русского человека.Находить отличия в орнаментах России, Италии,Франции, Турции и др. Приводить примеры соответствия орнамента форме,материалу и назначению изделий. Участвовать в обсуждении художественных закономерностей орнаментального образа в использовании различных выразительных средств разными народамимира. Готовить презентацию орнаментальных композиций на предметах, созданных в традициях народного искусства в разных странах мира. Выражать в творческойработе своё отношение к красоте орнамента. Оценивать результаты творческой работы в соответствии с поставленной задачей. | 08.05 15.05 22.05 | |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса.
- Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству.
- Авторские программы по изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Г. А. Поровская, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова, Е. В. Алексеенко. Изобразительное искусство. Рабочая программа для 1—4 классов общеобразовательной школы.
- Учебникипо изобразительному искусству: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова. Изобразительное искусство. 1 - 4 классы.
- творческие тетради: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, А. Н. Щирова, Н. Р. Макарова. Изобразительное искусство. Творческая тетрадь. 1 - 4 классы.
- Методические пособия: Т. Я. Шпикалова, Л. В. Ершова, Изобразительное искусство. 1 - 4 классы. Методическое пособие. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений (рекомендации к проведению уроков изобразительного искусствав 1 - 4 классе).
- Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.
- Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству.
- Информационно-коммуникативные средства:
электронные образовательные ресурсы, соответствующие содержанию обучения;
современная система средств обучения, предоставленная в рамках ФГОС 2 поколения.
- Модели и натурный фонд
Муляжи фруктов и овощей.
Гербарии.
Изделия декоративно-прикладного искусства и народных промыслов.
Гипсовые геометрические тела.
Гипсовые орнаменты.
Модель фигуры человека.
Керамические изделия (вазы, кринки и др.).
Драпировки.
Предметы быта (кофейники, бидоны, блюда, самовары, подносы и др.).
Маски.