СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по искусству по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (9 класс)

Категория: МХК

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цели программы:

- развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество;

- культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры;

- приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по искусству по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской (9 класс)»

МБОУ СОШ №2 им. Героя Советского Союза Н.И. Бореева г. Моршанска Тамбовской обл.


Рассмотрена на заседании МО
протокол № ___

от ___________

Согласовано заместитель директора по УВР

______ М.В.Люманова

Утвержден

приказом директора
от _________ № ____ __________Е.С.Парамонова















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО ПРЕДМЕТУ ИСКУССТВО
по учебнику Г.П. Сергеевой, Е.Д. Критской

в 9 классе


34 часа (1 час в неделю)











Учитель: И.В. Мокшанова





20__-20__ учебный год


ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА


Данная программа разработана в соответствии с Федеральным компонентом государственного образовательного стандарта основного общего образования на основе авторской программы «Искусство 8-9 классы», авторы программы Г.П. Серге­ева, И.Э. Кашекова, Е.Д. Критская, предназначена для основной школы общеобразовательных учреждений и рассчитана на 2 года обучения. Сборник: Программы для общеобразовательных учреждений; Музыка  1-7 классы.  Искусство 8-9 классы. – Москва:  Просвещение,  2011 год.

Программа разработана в соответствии  с учебным планом образовательного учреждения   в рамках интегрированного учебного предмета «Искусство для 8-9 классов». Подача  учебного материала предоставляется  учителю музыки и  изобразительного искусства по темам согласно тематическому плану. В соответствии с учебным планом в 8-9 классах на учебный предмет «Искусство» отводится 69 часов (из расчета 1 час в  неделю): 35 часов – в 8 кл., 34 часа – в 9 кл.

Создание программы вызвано актуальностью инте­грации школьного образования в современную культуру и обусловлено необходимостью введения подростка в современ­ное информационное, социокультурное пространство. Содер­жание программы обеспечит понимание школьниками значе­ния искусства в жизни человека и общества, воздействие на его духовный мир, формирование ценностно-нравственных ориентаций.

Программа состоит из девяти разделов, последова­тельно раскрывающих эти взаимосвязи. Методологической основой программы являются современ­ные концепции в области эстетики (Ю.Б. Борев, Н.И. Киященко, Л.Н. Столович, Б.А. Эренгросс), культуроло­гии (А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, В.С. Библер, Ю.М. Лотман, А.Ф. Лосев), психологии художественного творчества (Л.С. Выготский, Д.К. Кирнарская, А.А. Мелик-Пашаев, В.Г. Ражников, С.Л. Рубинштейн), раз­вивающего обучения (В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин), художественного образования (Д.Б. Кабалевский, Б.М. Неменский, Л.М. Предтеченская, Б.П. Юсов).

Содержание программы дает возможность реализовать ос­новные цели художественного образования и эстетическо­го воспитания в основной школе:

развитие эмоционально-эстетического восприятия дейст­вительности, художественно-творческих способностей учащих­ся, образного и ассоциативного мышления, фантазии, зритель­но-образной памяти, вкуса, художественных потребностей;

воспитание культуры восприятия произведений изобра­зительного, декоративно-прикладного искусства, архитектуры и дизайна, литературы, музыки, кино, театра; освоение образного языка этих искусств на основе творческого опыта школьников;

формирование устойчивого интереса к искусству, спо­собности воспринимать его исторические и национальные особенности;

приобретение знаний об искусстве как способе эмо­ционально-практического освоения окружающего мира и его преобразования; о выразительных средствах и социальных функциях музыки, литературы, живописи, графики, декора­тивно-прикладного искусства, скульптуры, дизайна, архитек­туры, кино, театра;

овладение умениями и навыками разнообразной худо­жественной деятельности; предоставление возможности для творческого самовыражения и самоутверждения, а также пси­хологической разгрузки и релаксации средствами искусства.


Цели программы — развитие опыта эмоционально-цен­ностного отношения к искусству как социокультурной форме освоения мира, воздействующей на человека и общество; культурная адаптация школьников в современном информационном пространстве, наполненном разнообразными явлениями массовой культуры; приобретение культурно-познавательной, коммуникативной и социально-эстетической компетентности.

Задачи реализации данного курса:

актуализировать имеющийся у обучающихся опыт общения с искусством;

формировать целостные представления о роли искусства в культурно- историческом процессе развития человечества;

углубить художественно-познавательные интересы;

развивать интеллектуальные и творческие способности под­ростков;

воспитывать художественный вкус;

формировать умения и навыки художественного са­мообразования.


Особое значение в организации урочных и внеурочных форм работы с обучающимися должны приобрести информацион­ные и компьютерные технологии, аудио- и видеоматериалы.

При изучении отдельных тем программы большое значе­ние имеет установление межпредметных связей с уроками литературы, истории, биологии, математики, физики, техно­логии, информатики. Знания обучающихся об основных видах и жанрах музыки, пространственных (пластических), экранных искусств, об их роли в культурном становлении человечества и о значении для жизни отдельного человека помогут ориентироваться в основных явлениях отечественного и зарубежного искусства, узнавать наиболее значимые произведения; эстетически оце­нивать явления окружающего мира, произведения искусства и высказывать суждения о них; анализировать содержание, образный язык произведений разных видов и жанров искус­ства; применять художественно-выразительные средства раз­ных искусств в своем творчестве.

Примерный художественный материал, рекомендован­ный программой, предполагает его вариативное использова­ние в учебно-воспитательном процессе, дает возможность актуализировать знания, умения и навыки, способы творческой деятельности, приобретенные обучающимися на предыдущих эта­пах обучения по предметам художественно-эстетического цикла.

На конкретных художественных произведениях (музыкаль­ных, изобразительного искусства, литературы, театра, кино) в программе раскрывается роль искусства в жизни общества и отдельно взятого человека, общность выразительных средств и спе­цифика каждого из них.


Отличительные особенности программы

Содержание программы основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусств, который дает возможность обучающимся осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Культура предстает перед школьниками как история развития человеческой памяти, величайшее нравственное значение которой, по словам академика Д.С. Лихачева, - «в преодолении времени».

Отношение к памятникам любого из искусств – показатель культуры всего общества в целом и каждого человека в отдельности. Сохранение культурной среды, творческая жизнь в этой среде обеспечат привязанность к родным местам, нравственную дисциплину и социализацию личности учащихся.

Межпредметные связи

В программе рассматриваются разнообразные явления музыкального искусства и их взаимодействие  с художественными образами других искусств: литературы (прозы и поэзии), изобразительного искусства (живописи и скульптуры, архитектуры и графики, книжных иллюстраций); театра (оперы и балета, оперетты и мюзикла, рок – оперы), а также киноискусства.




РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ ПРОГРАММЫ «ИСКУССТВО»


Изучение искусства и организация учебной, художествен­но-творческой деятельности в процессе обучения обеспечива­ет личностное, социальное, познавательное, коммуникативное развитие обучающихся. У школьников обогащается эмоциональ­но-духовная сфера, формируются ценностные ориентации, умение решать учебные, художественно-творческие задачи; воспитывается художественный вкус, развиваются воображе­ние, образное и ассоциативное мышление, стремление прини­мать участие в социально значимой деятельности, в художест­венных проектах школы, культурных событиях региона и др.

В результате освоения содержания курса происходит гар­монизация интеллектуального и эмоционального развития личности обучающегося, формируется целостное представле­ние о мире, развивается образное восприятие и через эстети­ческое переживание и освоение способов творческого само­выражения осуществляется познание и самопознание.

Предметными результатами занятий по программе «Ис­кусство» являются:

освоение/присвоение художественных произведений как духовного опыта поколений;

понимание значимости ис­кусства, его места и роли в жизни человека; уважение куль­туры другого народа;

знание основных закономерностей искусства; усвоение специфики художественного образа, особенностей средств ху­дожественной выразительности, языка разных видов искусства;

устойчивый интерес к различным видам учебно-твор­ческой деятельности, художественным традициям своего на­рода и достижениям мировой культуры.

Выпускники основной школы научатся:

воспринимать явления художественной культуры разных народов мира, осознавать в ней место отечественного искус­ства;

понимать и интерпретировать художественные образы, ориентироваться в системе нравственных ценностей, пред­ставленных в произведениях искусства, делать выводы и умо­заключения;

описывать явления музыкальной, художественной куль­туры, используя для этого соответствующую терминологию;

структурировать изученный материал и информацию, полученную из других источников;

применять умения и на­выки в каком-либо виде художественной деятельности; ре­шать творческие проблемы.

Метапредметными результатами изучения искусства яв­ляются:

освоенные способы деятельности, применимые при решении проблем в реальных жизненных ситуациях:

сравнение, анализ, обобщение, установление связей и отношений между явлениями культуры;

работа с разными источниками информации, стремле­ние к самостоятельному общению с искусством и художест­венному самообразованию;

культурно-познавательная, коммуникативная и соци­ально-эстетическая компетентности.


Виды организации учебной деятельности: самостоятельная работа; творческая работа; конкурс; викторина.


Основные виды контроля при организации контроля работы: вводный; текущий; итоговый; индивидуальный; письменный; контроль учителя.

Формы контроля: наблюдение; самостоятельная работа; тест.


Контроль уровня обученности

№ урока

Тема  урока

Вид  контроля

Форма  контроля

17

Художник и ученый

 

Текущий - письменный

Контрольная работа (тест)

34

Исследовательский проект

«Пушкин – наше все»

Итоговый

Защита проекта



УЧЕБНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН   ПРЕДМЕТА  «ИСКУССТВО»

9 класс



№ урока


Тема раздела


Тема  урока


Кол-во

часов

В том числе

Контрольные работы

1 - 3

Воздействующая сила искусства (9 часов)

Искусство и власть

3

-

4 - 5

Средства воздействия искусства

2

-

6 - 7

Храмовый синтез искусств

2

-

8 - 9

Синтез искусств в театре, кино, на телевидении

2

-

10 –11

Искусство предвосхищает будущее (7 часов)

Дар предвосхищения

2

-

12

Предсказание в искусстве

1

-

13- 14

Художественное мышление в авангарде науки

2

-

15- 16

Художник и ученый

2

1

17

Дар созидания. Практическая функция (11часов)

Эстетическое формирование искусством окружающей среды

1

-

18

Архитектура исторического города

1

-

19

Архитектура современного города

1

-

20

Специфика изображений в полиграфии

1

-

21

Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества

1

-

22

Декоративно-прикладное искусство

1

-

23

Музыка в быту

1

-

24

Массовые, общедоступные искусства

1

-

25- 26

Изобразительная природа кино. Музыка в кино

2

-

27

Тайные смыслы образов искусства, или Загадки музыкальных хитов

1

-

28- 29

Искусство и открытие мира для себя (8 часов)

Вопрос себе как первый шаг к творчеству

2

-

30

Литературные страницы

1

-

31- 34

Исследовательский проект   «Пушкин – наше все» (по выбору обучающихся)

4

1

Всего

34

2


СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ ПО ИСКУССТВУ 9 класс


Раздел 1. Воздействующая сила искусства (9 часов)


Выражение общественных идей в художественных образах. Искусство как способ идеологического воздействия на людей. Способность искусства внушать определенный образ мыслей, стиль жизни, изменять ценностные ориентации. Композиция и средства эмоциональной выразительности разных искусств.

Синтез искусств в усилении эмоционального воздействия на человека.

П р и м е р н ы й х у д о ж е с т в е н н ы й м а т е р и а л:

Знакомство с произведениями разных видов искусства, их оценка с позиции позитивных и/или негативных влияний на чувства и сознание человека (внушающая сила, воздействие на эмоции, манипуляция сознанием, поднятие духа и т. п.). Протест против идеологии социального строя в авторской песне, рок-музыке.

Изобразительное искусство. Наскальная живопись, язы­ческие идолы, амулеты. Храмовый синтез искусств. Триум­фальные арки, монументальная скульптура, архитектура и др. Искусство Великой Отечественной войны (живопись А. Дейнеки, П. Корина и др., плакаты И. Тоидзе и др.). Рек­лама (рекламные плакаты, листовки, клипы), настенная жи­вопись (панно, мозаики, граффити).

Музыка. Языческая культура дохристианской эпохи (риту­альные действа, народные обряды, посвященные основным ве­хам жизни человека). Духовная музыка «Литургия», «Всенощное бдение», «Месса» и др.). Музыкальная классика и массовые жанры (Л. Бетховен, П. Чайковский, А. Скрябин, С. Прокофь­ев, массовые песни). Песни военных лет и песни на военную тему. Музыка к кинофильмам (И. Дунаевский, Д. Шостакович, С. Прокофьев, А. Рыбников и др.). Современная эстрадная оте­чественная и зарубежная музыка. Песни и рок-музыка (В. Вы­соцкий, Б. Окуджава, А. Градский, А. Макаревич, В. Цой и др., современные рок-группы). Компенсаторная функция джаза (Дж. Гершвин, Д. Эллингтон, Э. Фицджеральд, Л. Утесов, А. Цфасман, Л. Чижик, А. Козлов и др.).

Литература. Произведения поэтов и писателей XIX— XXIвв. Поэзия В. Маяковского. Стихи поэтов-фронтовиков, поэтов-песенников.

Экранные искусства, театр. Рекламные видеоклипы. Кинофильмы 40—50-х гг. XXв.

Экранизация опер, балетов, мюзиклов (по выбору учителя).

Х у д о ж е с т в е н н о – т в о р ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь у ч а щ и х с я: Показ возможностей манипуляции сознанием человека средствами плаката, рекламной листовки, видеоклипа и др., в которых одно и то же явление представлено в позитивном или негативном виде.

Создание эскиза для граффити, сценария клипа, раскад­ровки мультфильма рекламно-внушающего характера.

Подбор и анализ различных художественных произведе­ний, использовавшихся в разные годы для внушения народу определенных чувств и мыслей.

Создание художественного замысла и воплощение эмоци­онально-образного содержания музыки сценическими сред­ствами.


Раздел 2. Искусство предвосхищает будущее (7 часов)


Порождающая энергия искусства – пробуждение чувств и сознания, способного к пророчеству. Миф о Кассандре. Использование иносказания, метафоры в различных видах искусства. Предупреждение средствами искусства о социальных опасностях. Предсказания в искусстве. Художественное мышление в авангарде науки. Научный прогресс и искусство. Предвидение сложных коллизий 20-21 веков в творчестве художников, композиторов, писателей авангарда. Предвосхищение будущих открытий в современном искусстве.

П р и м е р н ы й х у д о ж е с т в е н н ы й м а т е р и а л:

Постижение художественных образов различных видов ис­кусства, освоение их художественного языка. Оценка этих произведений с позиции предвосхищения будущего, реаль­ности и вымысла.

Изобразительное искусство. «Купание красного коня» К.Петрова-Водкина, «Большевик» Б.Кустодиева, «Рождение новой планеты» К.Юона, «Черный квадрат» К.Малевича, «Герника» П.Пикассо и др. (по выбору учителя). Произведе­ния Р.Делоне, У.Боччони, Д.Балла, Д.Северини и др. Живопись символистов (У.Блэйк, К.Фридрих и др.).

Музыка. Сочинения С.Прокофьева, Д.Шостаковича, А.Шнитке и др. Музыкальные инструменты (терменвокс, волны Мартено, синтезатор). Цветомузыка, компьютерная музыка, лазерные шоу (Н.Римский-Корсаков, А.Скрябин,   Артемьев, Э.Денисов, А.Рыбников, В.Галлеев, Ж.-М. Жарр и др.). Авангардная музыка: додекафония, серийная, конкрет­ная   музыка,   алеаторика   (А.Шенберг,   К.Штокхаузен, Айвз и др.). Рок-музыка.

Литература. Произведения Р.Брэдбери, братьев Стру­гацких, А.Беляева, И.Ефремова и др. (по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Воспоми­нания о будущем» X.Райнла, «Гарри Поттер» К.Коламбуса, «Пятый элемент» Л.Бессона, «Солярис» А.Тарковского, «Ка­питан Немо» В.Левина и др. (по выбору учителя).

Х у д о ж е с т в е н н о – т в о р ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь у ч а щ и х с я:

Анализ явлений современного искусства (изобразительно­го, музыкального, литературы, кино, театра) с целью выявле­ния скрытого пророчества будущего в произведениях совре­менного искусства и обоснование своего мнения.

Составление своего прогноза будущего средствами любого вида искусства.

Создание компьютерного монтажа фрагментов музыкальных произведений (звукосочетаний) на тему «Музыка космоса».


Раздел 3. Дар созидания. Практическая функция  (11 часов)


Эстетическое формирование искусством окружающей среды. Архитектура: планировка и строительство городов. Специфика изображений в полиграфии. Развитие дизайна и его значение в жизни современного общества. Произведения декоративно-прикладного искусства и дизайна как отражение практических и эстетических потребностей человека. Эстетизация быта. Функции легкой и серьезной музыки в жизни человека. Расширение изобразительных возможностей искусства в фотографии, кино и телевидении. Музыка в кино. Монтажность, «клиповость» современного художественного мышления. Массовые и общедоступные искусства.

П р и м е р н ы й х у д о ж е с т в е н н ы й м а т е р и а л:

Изучение особенностей художественных образов различ­ных искусств, их оценка с позиций эстетических и практи­ческих функций. Знакомство с формированием окружающей среды архитектурой, монументальной скульптурой, декоратив­но-прикладным искусством в разные эпохи.

Изобразительное искусство. Здания и архитектурные ансамбли, формирующие вид города или площади (Акрополь в Афинах, Соборная площадь Московского Кремля, панора­ма Петропавловской крепости и Адмиралтейства в Петербур­ге и др.), монументальная скульптура («Гаттамелата» Донател­ло, «Медный всадник» Э.Фальконе и др.); предметы мебели, посуды и др. Дизайн современной среды (интерьер, ланд­шафтный дизайн).

Музыка. Музыка в окружающей жизни, быту. Музыка как знак, фон, способ релаксации; сигнальная функция музыки и др. Музыка в звуковом и немом кино. Музыка в театре, на телевидении, в кино (на материале знакомых учащимся клас­сических музыкальных произведений — по выбору учителя).

Литература. Произведения русских и зарубежных писа­телей (А.Пушкин, Н.Гоголь, М.Салтыков-Щедрин, Н.Лес­ков, Л.Толстой, А.Чехов, С.Есенин и др.; У.Шекспир, Дж.Свифт, В.Скотт, Ж.-Б. Мольер и др.) (из программы по литературе — по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Доживем до понедельника» С. Ростоцкого, «Мы из джаза» К. Шахна­зарова, «Малыш и Карлсон, который живет на крыше» В. Плучека и М. Микаэляна, «Шербургские зонтики» Ж. Де-ми, «Человек дождя» Б. Левинсона, «Мулен Руж» Б. Лурмэна и др. (по выбору учителя).

Х у д о ж е с т в е н н о – т в о р ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь у ч а щ и х с я:

Выполнение проекта (рисунок, чертеж, макет, описание) какого-либо предмета бытового предназначения. Проектиро­вание детской игровой площадки; изготовление эскиза-про­екта ландшафтного дизайна фрагмента сквера, парка или ди­зайна интерьера школьной рекреации, столовой.

Оформление пригласительного билета, поздравительной открытки, эскиза одежды с использованием средств компью­терной графики.

Создание эскиза панно, витража или чеканки для украше­ния фасада или интерьера здания. Украшение или изготовле­ние эскиза украшения (художественная роспись, резьба, леп­ка) предмета быта.

Разработка и проведение конкурса «Музыкальные паро­дии». Разработка эскизов костюмов и декораций к школьно­му музыкальному спектаклю. Составление программы кон­церта (серьезной и легкой музыки), конкурса, фестиваля ис­кусств, их художественное оформление.

Проведение исследования на тему «Влияние классичес­кой популярной музыки на состояние домашних растений и животных».


Раздел 4. Искусство и открытие мира для себя  (8 часов)

Вопрос себе как первый шаг к творчеству. Красота творческого озарения. Совместная работа двух типов мышления в разных видах искусства. Творческое воображение на службе науки и искусства -  новый взгляд на старые проблемы. Искусство в жизни выдающихся людей. Информационное богатство искусства.

Специфика восприятия временных и пространственных искусств.

Исследовательский проект.

П р и м е р н ы й х у д о ж е с т в е н н ы й м а т е р и а л:

Изучение разнообразных взглядов на роль искусства и творческой деятельности в процессе знакомства с произведе­ниями различных видов искусства.

Изобразительное искусство. Примеры симметрии и асимметрии в искусстве и науке. Примеры понимания красо­ты в искусстве и науке: общее и особенное. Геометрические построения в искусстве (примеры золотого сечения в разных видах искусства). Изображение различных представлений о си­стеме мира в графике. Декоративные композиции М.Эшера.

Музыка. Миниатюры, произведения крупной формы. Во­кально-хоровая, инструментально-симфоническая, сценическая музыка различных стилей и направлений (по выбору учителя). Искусство в жизни выдающихся деятелей науки и куль­туры (А.Бородин, М.Чюрленис, С.Рихтер, В.Наумов, С.Юдин, А.Эйнштейн и др.).

Литература. Известные поэты и писатели о предназна­чении творчества (У.Шекспир, А.Пушкин, М.Лермонтов, Н.Гоголь, С.Есенин, И.Бунин, И.Шмелев — из програм­мы по литературе по выбору учителя).

Экранные искусства, театр. Кинофильмы: «Гамлет» Г.Козинцева, «Баллада о солдате» Г.Чухрая, «Обыкновенное чудо», «Юнона и Авось» М.Захарова, «Небеса обетованные» Э.Рязанова, «Странствия Одиссея» А.Михалкова-Кончаловского, «Вестсайдская история» Д.Роббинса и Р.Уайза, «Страсти Христовы» М.Гибсона, «Призрак оперы» Д.Шума­хера и др. (по выбору учителя).

Х у д о ж е с т в е н н о – т в о р ч е с к а я д е я т е л ь н о с т ь у ч а щ и х с я:

Исследовательский проект по выбору обучающихся. Создание компь­ютерной презентации, театрализованных постановок, видео- и фотокомпозиций, участие в виртуальных и реальных путеше­ствиях, проведение конкурсов чтецов, музыкантов и др.



ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ 9 КЛАССОВ


В результате изучения предмета «Искусство» выпускник должен:


знать/понимать

культурное многообразие окружаю­щей действительности;

цели и задачи своей творческой деятельности;

эстетические ценности, высказывая мне­ние о достоинствах произведений высокого и массового ис­кусства;

жанры и стили классического и современного искусства, осо­бенности художественного  языка и музыкальной драматургии;

знать имена выдающихся отечественных и зарубежных композиторов, художников, скульпторов. режиссеров и т.д, узнавать наиболее значимые их произведения;


уметь

наблюдать за разнообразными явлени­ями жизни и искусства в учебной и внеурочной деятельнос­ти, различать истинные и ложные ценности;

мыслить образами, проводить сравнения и обобщения, выделять отдельные свойства и качества целостного явления;

видеть ассоциативные связи и осознавать их роль в творческой и исполнительской деятельности;

давать оценку и самооценку художественно-творческим воз­можностям; вести диалог, аргументировать свою по­зицию;

определять принадлежность художественных произведений к одному из жанров на ос­нове характерных средств  выразительности;

размышлять о знакомом  произведении, высказывая суждения об ос­новной идее, средствах ее воплощения, интонационных особенностях, жанре, форме, исполни­телях;

давать личностную оценку музыке, звучащей на уроке и вне школы, аргументируя свое отношение к тем или иным музыкальным явлениям;

исполнять народные и современные песни, знакомые мелодии изученных классиче­ских произведений;


использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни при:

выполнении творческих заданий, участии в исследовательских проектах;

составле­нии домашней фонотеки, видеотеки и пр.;

реализации творческого потенциала и организации своей творческой деятельности, выборе и применении на практике способов достижения ее целей и задач, воплощении (создании) художественных образов;

участии в художественной жизни класса, школы, го­рода и др.





ЛИТЕРАТУРА И СРЕДСТВА ОБУЧЕНИЯ


  1. Алиев Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. - М.: Владос, 2002;

  2. Аржаникова Л.Г. Профессия - учитель музыки. - М.: Просвещение, 1985;

  3. Безбородова Л.А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. - М.: Академия, 2002;

  4. Великие музыканты западной Европы: хрестоматия для учащихся старших классов / сост. В.В. Григорович. – М.: Просвещение, 1982;

  5. Владимиров В. Музыкальная литература. – М.: Госуд. муз. изд-во, 1963;

  6. Вопросы теории и эстетики музыки. Вып. 15 / под ред. В.С. Фомина. – М.: Музыка, Ленинградское отделение, 1977;

  7. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 1. – М.: Музыка, 1978;

  8. Галацкая В. Музыкальная литература зарубежных стран: Вып. 3. – М.: Музыка, 1983;

  9. Дмитриева Л.Г., Н.М. Черноиваненко. Методика музыкального воспитания в школе. - М.: Академия, 2000;

  10. Из истории зарубежной музыки / ред.-сост. С.Н. Питина. – М.: Музыка, 1971;

  11. Изобразительное искусство и художественный труд: 1—9 классы / Под рук. Б.М. Неменского. — М.: 2011;

  12. Искусство в школе. - № 4: 1995г., №№ 1-4: 1996г., №№ 2, 4, 6: 1998г., №№ 2, 3: 1999г., №№ 2, 3: 2000г.;

  13. Кабалевский Д.Б. Воспитание ума и сердца. - М.: Просвещение, 1989;

  14. Кабалевский Д.Б. Как рассказывать детям о музыке. - М.: Просвещение, 1989;

  15. Кабалевский Д.Б. Ровесники: беседы о музыке для юношества / переиздание. – М.: Музыка, 1987;

  16. Комиссарская М.Л. Русская музыка XIX века. – М.: Знание, 1984;

  17. Левик Б.В. Музыкальная литература зарубежных стран. Вып IV / изд. 5-е. – М.: Музыка, 1973;

  18. Музыка в школе. – Вып. 2007 г.: №№ 1 - 3, 2008 г.: №№ 1 – 6, 2009 г.: №№ 1 – 5;

  19. Музыка. Изо. МХК. Содержание образования / Сборник нормативно-правовых документов и методических материалов. – М.: ИЦ Вентана-Граф, 2008;

  20. Музыкальное воспитание в школе / Сборники статей под ред. Апраксиной О.А. – Вып. №№: 9, 17;

  21. Музыкальное образование в школе / Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Академия, 2001;

  22. Разумовская О.К. Русские композиторы / Биографии, викторины, кроссворды. - М.: Айрис-пресс, 2007;

  23. Рапацкая Л.А., Сергеева Г.С., Шмагина Т.С. Русская музыка в школе. - М.: Владос, 2003;

  24. Ригина Г.С. Музыка / Книга для учителя. - М.: Учебная литература, 2000;

  25. Розеншильд Е. История зарубежной музыки. – М.: Музыка, 1979;

  26. Самин Д.К. Сто великих композиторов. - М.: Вече, 2000;

  27. Сборник нормативных документов / Искусство. - М.: Дрофа, 2005;

  28. Серге­ева Г.П., Кашекова И.Э., Критская Е.Д.. Искусство / Учебник 8-9 класс. - М.: Просвещение, 2011;

  29. Смолина Е.А. Современный урок музыки. – Ярославль: Академия развития, 2006;

  30. Страницы истории русской музыки: статьи молодых музыковедов / Ред.-сост. Е.М. Орлова, Е.А. Ручьевская. – М.: Музыка, Ленинградское отделение, 1973;

  31. Теория и методика музыкального образования детей / Под ред. Л.В. Школяр. - М.: Флинта, Наука, 1998;

  32. Фрид Г. Музыка! Музыка? Музыка…и молодежь. - М.: Советский композитор, 1991;

  33. Халазбурь П., Попов В. Теория и методика музыкального воспитания. - С-Пб, 2002;

  34. Юному художнику: книга для чтения по истории искусства / сост. М.Т. Кузьмина. – М.: Изд-во Акад. худ. СССР, 1963;

  35. Энциклопедический музыкальный словарь / авт.-сост. Б.С. Штейнпресс, И.М. Ямпольский. – М.: Советская энциклопедия, 1966.


 MULTIMEDIA – поддержка предмета


  • База данных ИНИОН - http://www.inion.ru;

  • База данных Российской Государственной библиотеки по искусству - http://www.liart.ru;

  • Глобальные поисковые системы - http://www.google.com/; http://www.yahoo.com/; http://search.msn.com/;

  • Детские электронные книги и презентации - http://viki.rdf.ru/;

  • Информационная система «Единое окно доступа к образовательным ресурсам» - http://window.edu.ru;

  • Информационно-образовательный портал «Культура и искусство» - http://www/educulture.ru;

  • Мультимедийная программа «Музыка в цифровом пространстве»;

  • Мультимедийная программа «Музыка. Ключи»;

  • Мультимедийная программа «Шедевры музыки» издательства  «Кирилл и Мефодий»;

  • Мультимедийная программа «Энциклопедия Кирилла и Мефодия», 2009;

  • Мультимедийная программа «Энциклопедия классической музыки» «Коминфо»;

  • Российский общеобразовательный портал - http://music.edu.ru/;

  • Электронная база данных Государственной научной педагогической библиотеки им. К.Д. Ушинского РАО - http://www.gnpbu.ru;

  • Электронные информационные ресурсы Российской Национальной библиотеки - http://www.nir.ru;

  • Электронный  образовательный ресурс (ЭОР) нового поколения (НП), издательство РГПУ им.     А.И.Герцена;

  • Электронный портал «Культура» - www.kultura-portal.ru;

  • Электронный федеральный портал «Российское образование» -http://www.edu.ru.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!