МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №1 ИМ. ГЕРОЯ СОВЕТСКОГО СОЮЗА М.А. МАШИНА»
г. ЛИСКИ ВОРОНЕЖСКОЙ ОБЛАСТИ
Рассмотрено на заседании МО учителей истории и обществознания Протокол № от «29 августа» 2016г. Руководитель:_____/Губанова Т.И. | Согласовано заместитель директора по УВР ______/Голубцова С.В. « 31августа» 2016г. | Утверждено Директор школы _________/Блинов В.М. «31 августа» 2016г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по предмету «История»
класс 6 2016-2017 учебный год
Ф.И.О. учителя: Прорешная Оксана Владимировна
Категория: I
г. Лиски
2016 г.
Рабочая программа по учебному предмету «История» в 6 классе
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Статус документа
Рабочая программа конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта на базовом уровне; дает распределение учебных часов по разделам и последовательность изучения разделов истории с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся; определяет набор самостоятельных и контрольных работ, выполняемых учащимися.
Данная рабочая программа составлена с учетом актуальных положений ФГОС основного общего образования;
Федерального компонента государственного образовательного стандарта основного общего образования по обществознанию;
примерной программы по истории для основной школы;
авторской программы по истории средних веков Агибалова Е.В., Донского Г.М.
Учебники:
История России. С древнейших времен до конца XVI века. Данилов А.А., Косулина Л.Г. Рекомендован Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год.
История Средних веков. Агибалова Е.В., Донской Г.М. Рекомендован Министерством образования и науки РФ к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год.
Изучение истории в 6 классах направлено на достижение следующих целей:
• формирование у учащихся целостного представления об историческом пути народов, основных этапах, важнейших событиях и крупных деятелях истории. При этом отбор фактологического материала осуществлялся таким образом, чтобы он способствовал воспитанию гражданских и патриотических качеств учащихся, содействовал формированию личностного отношения к истории своей страны, стимулировал желание самостоятельного поиска и расширения знаний по истории своей Родины.
• формирование умения воспринимать событие, явление в пространстве и времени, в историческом движении, вычленять периоды и этапы исторического процесса.
• овладение учащимися (на первичном уровне) систематизированными историческими курсами, дающими основы знаний об историческом пути, его социальном, духовном и нравственном опыте, дать представление о развитии российской истории в ее линейной, хронологической последовательности.
Место учебного предмета в учебном плане:
Федеральный базисный учебный план для общеобразовательных учреждений РФ отводит для обязательного изучения учебного предмета «История» в 6 классе 68 часов, из расчета 2 учебных часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
В результате изучения истории ученик должен
ЗНАТЬ/ПОНИМАТЬ
основные этапы и ключевые события истории мира; выдающихся деятелей истории;
важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
изученные виды исторических источников;
УМЕТЬ
соотносить даты событий истории с веком; определять последовательность и длительность важнейших событий истории;
использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач;
показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках;
соотносить общие исторические процессы и отдельные факты; выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий; объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям, культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
высказывания собственных суждений об историческом наследии народов мира;
использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
История средних веков (30 ч)
Понятие «средние века». Хронологические рамки средневековья.
Становление средневековой Европы. 5ч.
Великое переселение народов. Кельты, германцы, славяне, тюрки. Образование варварских королевств. Расселение франков, занятия, общественное устройство.
Создание и распад империи Карла Великого. Образование государств в Западной Европе. Политическая раздробленность. Норманнские завоевания. Ранние славянские государства. Просветители славян – Кирилл и Мефодий.
Сословное общество в средневековой Европе. Феодализм. Власть духовная и светская.
Византийская империя. 2ч.
Территория, хозяйство, государственное устройство. Императоры Византии.
Арабы в VI - XI вв. 1ч.
Арабские племена: расселение, занятия. Возникновение ислама. Мухаммед. Коран. Арабские завоевания в Азии, Северной Африке, Европе.
Феодалы и крестьяне. 1 ч.
Феодальное землевладение. Сеньоры и вассалы. Европейское рыцарство: образ жизни и правила поведения. Особенности хозяйственной жизни. Феодалы и крестьянская община. Феодальные повинности. Жизнь, быт и труд крестьян.
Средневековый город. 1ч.
Жизнь и быт горожан. Цехи и гильдии
Римско-католическая церковь в средневековье. Крестовые походы 3 ч.
Роль христианства в раннем средневековье. Христианизация Европы. Аврелий Августин. Иоанн Златоуст.
Образование двух ветвей христианства – православия и католицизма. Римско-католическая церковь в средневековье. Фома Аквинский. Монастыри и монахи. Ереси и борьба церкви против их распространения.
Крестовые походы и их влияние на жизнь европейского общества. Католицизм, православие и ислам в эпоху крестовых походов. Начало Реконкисты на Пиренейском полуострове.
Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.) 6 ч.
Возникновение сословно-представительных монархий в европейских странах. Генеральные штаты во Франции. Особенности сословно-представительной монархии в Англии. Великая хартия вольностей. Парламент. Священная Римская империя германской нации. Германские государства в XIV-XV вв.
Кризис европейского сословного общества в XIV-XV вв. Столетняя война: причины и итоги. Жанна д’Арк. Война Алой и Белой розы. Крестьянские и городские восстания. Жакерия. Восстание Уота Тайлера. Кризис католической церкви. Папы и императоры. Гуситское движение в Чехии. Ян Гус.
Германия и Италия в XII - XV вв. 1 ч.
Славянские государства и Византия в XIV - XV вв. 2 ч.
Культура Западной Европы в XI - XV вв. 4ч.
Духовный мир средневекового человека. Быт и праздники. Средневековый эпос. Рыцарская литература. Городской и крестьянский фольклор. Романский и готический стили в архитектуре, скульптуре и декоративном искусстве.
Развитие науки и техники. Появление университетов. Схоластика. Начало книгопечатания в Европе.
Культурное наследие Византии.
Особенности средневековой культуры народов Востока. Архитектура и поэзия.
Страны Азии и Америки в эпоху средневековья. 3 ч.
Китай: распад и восстановление единой державы. Империи Тан и Сун. Крестьянские восстания, нашествия кочевников. Создание империи Мин. Индийские княжества. Создание государства Великих Моголов. Делийский султанат.
Доколумбовы цивилизации Америки. Майя, атцеки и инки: государства, верования, особенности хозяйственной жизни.
Культурное наследие Средневековья 1ч.
ИСТОРИЯ РОССИИ С ДРЕВНОСТИ ДО КОНЦА XVI в. 38Ч.
ВВЕДЕНИЕ (1 ч)
Что изучает история Отечества. История России — часть всемирной истории. История региона — часть истории России. Исторические источники о прошлом нашей Родины.
ТЕМА 1. ВОСТОЧНЫЕ СЛАВЯНЕ (2 ч)
Восточные славяне и их соседи. Древние люди на территории нашей страны. Влияние географического положения и природных условий на занятия и образ жизни людей. Происхождение восточных славян. Крупнейшие племенные союзы и их расселение. Занятия, быт и нравы, верования восточных славян. Родоплеменные отношения. Взаимоотношения восточных славян с соседними племенами и государствами.
Основные понятия темы
Присваивающее и производящее хозяйства, пашенное земледелие, родоплеменная организация, союз племен, соседская община, вече, дань, народное ополчение, язычество.
ТЕМА 2. РУСЬ В IХ-ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЕ XII в. (9 ч)
Формирование Древнерусского государства. Предпосылки и причины образования государства у восточных славян. Совершенствование приемов земледелия, развитие ремесла и торговли, появление городов. Племенные княжения. Варяги. Два центра восточнославянской государственности — Новгород и Киев. Образование Древнерусского государства со столицей в Киеве. Норманнский вопрос в исторической литературе.
Первые русские князья. Характер древнерусской державы. Князь и дружина. Полюдье. Деятельность Олега, Игоря, Ольги по укреплению внутреннего и международного положения Древнерусского государства. Походы Святослава.
Князь Владимир. Крещение Руси. Борьба за киевский престол. Начало правления князя Владимира. Причины принятия христианства. Крещение Руси. Значение принятия христианства.![]()
![]()
![](https://fhd.multiurok.ru/a/4/7/a47a0e4937ec29c3a67defe6e41eca011b0b8008/rabochaia-proghramma-po-istorii-6-klass-fgos-3_3.png)
Расцвет Древнерусского государства при Ярославе Мудром. Борьба за власть сыновей Владимира. Князь Ярослав. Внутренняя политика Ярослава. Русская Правда. Земельные отношения. Основные социальные слои древнерусского общества. Зависимые категории населения. Политический строй Древнерусского государства. Укрепление княжеской власти. Военная организация. Вечевая организация. Система местного управления. Внешняя политика Ярослава Мудрого.
Древнерусское государство при сыновьях и внуках Ярослава Мудрого. Правление Ярославичей. Половецкая угроза. Междукняжеские усобицы. Любечский съезд князей. Князь Владимир Мономах. Правление Владимира Мономаха в Киеве. «Устав» Владимира Мономаха.
Культура Древней Руси. Истоки и особенности развития древнерусской культуры. Христианские основы древнерусского искусства. Устное народное творчество. Возникновение письменности. Начало летописания. Нестор. Просвещение. Литература. Деревянное и каменное зодчество, скульптура, живопись, прикладное искусство. Комплексный характер художественного оформления архитектурных сооружений (мозаика и фрески, иконы, книги, прикладное искусство). Ценностные ориентации древнерусского общества. Значение древнерусской культуры в развитии европейской культуры.
Быт и нравы Древней Руси. Формирование древнерусской народности. Образ жизни князей и бояр. Древнерусские города. Быт и образ жизни горожан. Русские воины. Быт и образ жизни земледельческого населения.
Основные понятия темы
Государство, княжеская власть, дружина, бояре, полюдье, православие, митрополит, монахи, монастыри, вотчина, смерд, закуп, рядович, холоп, Русская Правда, усобица, летопись, былина, патриотизм.
ТЕМА 3. РУСЬ ВО ВТОРОЙ ПОЛОВИНЕ XII—XIII в. (10 ч)
Раздробление Древнерусского государства. Социально-экономические и политические причины раздробления Древнерусского государства. Русь и Степь. Упадок Киева. Образование самостоятельных княжеств и земель. Характер политической власти в период раздробленности. Междукняжеские отношения и междоусобные войны. Идея единства Руси. Последствия раздробления Древнерусского государства.
Владимиро-Суздалъское княжество. Освоение Северо-Восточной Руси. Характер княжеской власти в северо-восточных землях. Князь Юрий Долгорукий. Борьба за Киев. Внутренняя и внешняя политика владимиро-суздальских князей. Возвышение Владимиро-Суздальского княжества.
Великий Новгород. Территория, природные и хозяйственные особенности Северо-Западной Руси. Особенности социальной структуры и политического устройства Новгородской земли.
Галицко-Волынская земля. Особенности географического положения. Занятие населения. Рост вотчинной собственности на землю. Объединение Волыни и Галича. Взаимоотношения между боярами и князем. Даниил Галицкий.
Монгольское нашествие на Русь. Создание державы Чингисхана. Монгольские завоевания в Азии. Сражение на реке Калке. Вторжение в Рязанскую землю. Героическая оборона Рязани. Евпатий Коловрат. Героическая оборона Москвы. Разгром Владимирского княжества. Поход на Новгород. Героическая оборона Торжка и Козельска. Нашествие на Юго-Западную Русь и Центральную Европу. Героическая борьба русского народа против завоевателей и ее историческое значение.
Борьба русских земель с западными завоевателями. Походы шведов на Русь. Завоевание крестоносцами Прибалтики. Ливонский и Тевтонский ордены. Князь Александр Ярославич. Невская битва. Ледовое побоище. Значение победы над крестоносцами.
Русь и Орда. Образование Золотой Орды. Политическая зависимость русских земель от Орды. Повинности русского населения. Борьба русского народа против ордынского владычества. Русская православная церковь в период ордынского владычества. Последствия ордынского владычества.![]()
![](https://fhd.multiurok.ru/a/4/7/a47a0e4937ec29c3a67defe6e41eca011b0b8008/rabochaia-proghramma-po-istorii-6-klass-fgos-3_5.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/a/4/7/a47a0e4937ec29c3a67defe6e41eca011b0b8008/rabochaia-proghramma-po-istorii-6-klass-fgos-3_6.png)
Русь и Литва. Формирование Литовско-Русского государства. Присоединение западных русских земель к Великому княжеству Литовскому. Характер Литовско-Русского государства. Конфессиональная политика литовских князей. Значение присоединения русских земель к Литве.
Культура русских земель. Общерусское культурное единство и складывание местных художественных школ. Местные стилевые особенности в литературе, архитектуре, живописи. Резьба по камню. Идея единства Русской земли в произведениях культуры. «Слово о полку Игореве».
Основные понятия темы
Удел, посадник, ордынское владычество, баскак, ордынский выход, ярлык.
ТЕМА 4. ОБРАЗОВАНИЕ ЕДИНОГО РУССКОГО ГОСУДАРСТВА (8 ч)
Усиление Московского княжества в Северо-Восточной Руси. Москва — центр борьбы с ордынским владычеством. Социально-экономическое развитие Северо-Восточной Руси. Политическое устройство Северо-Восточной Руси. Причины и предпосылки объединения русских земель. Москва и Тверь: борьба за великое княжение. Правление Ивана Калиты. Причины возвышения Москвы. Княжеская власть и церковь. Митрополит Алексей. Сергий Радонежский. Взаимоотношения Москвы с Золотой Ордой и Литвой. Дмитрий Донской. Куликовская битва и ее историческое значение. Поход на Русь хана Тохтамыша.
Московское княжество и его соседи в конце XIV—середине XV в. Василий I. Московская усобица, ее значение для процесса объединения русских земель. Распад Золотой Орды. Союз Литвы и Польши. Образование русской, украинской и белорусской народностей.
Создание единого Русского государства. Конец ордынского владычества. Иван III. Присоединение Новгорода к Москве. Ликвидация ордынского владычества. Присоединение Твери. Борьба за возвращение западных русских земель.
Василий III. Завершение политического объединения русских земель и создание единого государства. Изменения в политическом строе и управлении. Усиление великокняжеской власти. Местничество. Система кормлений. Преобразования в войске. Зарождение поместной системы. Вотчинное и церковное землевладение. Судебник 1497 г. Ограничение свободы крестьян. Зарождение феодально-крепостнической системы.
Церковь и государство. Становление русской автокефальной церкви. Взаимоотношения церкви с великокняжеской властью. Ереси. Нестяжатели и иосифляне. Теория «Москва — Третий Рим».
Культура и быт в XIV—начале XVI в. Исторические условия, особенности и основные тенденции развития русской культуры в XIV—начале XVI в. Культурный взлет Руси после Куликовской битвы. Москва — центр складывающейся культуры великорусской народности. Отражение в литературе политических тенденций. «Сказание о князьях Владимирских». Исторические повести. Памятники куликовского цикла. «За-донщина». «Сказание о Мамаевом побоище». Житийная литература, «Хождение...» Афанасия Никитина. Главные сооружения Московского Кремля. Феофан Грек. Национальная школа живописи. Андрей Рублев.
Основные социальные слои Российского государства в XIV—начале XVI в. «Знатные люди» Российского государства. Хозяйство и быт светских и духовных землевладельцев. Быт русского крестьянина. Образ жизни тяглого населения русских городов.
Основные понятия темы
Боярская дума, самодержавие, Судебник, местничество, кормление, поместье, помещик, служилые люди, феодально-крепостническая система, Юрьев день, пожилое, крестьяне владельческие, крестьяне дворцовые, крестьяне черносошные, тягло, уния, народность, ересь.
ТЕМА 5. МОСКОВСКОЕ ГОСУДАРСТВО В XVI в. (7 ч)
Начало правления Ивана IV. Реформы Избранной рады 50-х гг. XVI в. Социально-экономические и политические итоги развития Русского государства в начале XVI в. Ослабление центральной власти. Боярское правление. Венчание Ивана IV на царство. Восстание 1547 г. Избранная рада. А. Адашев. Сильвестр. Начало Земских соборов. Судебник 1550 г. Реформы центрального и местного управления. Стоглавый собор. Военные реформы.![]()
![]()
![]()
![]()
![](https://fhd.multiurok.ru/a/4/7/a47a0e4937ec29c3a67defe6e41eca011b0b8008/rabochaia-proghramma-po-istorii-6-klass-fgos-3_11.png)
![](https://fhd.multiurok.ru/a/4/7/a47a0e4937ec29c3a67defe6e41eca011b0b8008/rabochaia-proghramma-po-istorii-6-klass-fgos-3_12.png)
Внешняя политика Ивана IV. Внешнеполитические успехи России в 50-е гг. Присоединение Казанского и Астраханского ханств. Оборона южных рубежей. Причины Ливонской войны. Ход военных действий. Итоги Ливонской войны. Борьба с набегами крымского хана.
Сибирское ханство и его взаимоотношения с Россией. Поход Ермака. Покорение Западной Сибири.
Опричнина. Обострение внутриполитической борьбы в начале 60-х гг. Падение Избранной рады. Смена внутриполитического курса. Сущность и цели опричной политики. Опричный террор. Позиция православной церкви. Ликвидация последних уделов. Поход Ивана IV на Новгород. Итоги опричной политики.
Социально-экономические последствия опричнины и Ливонской войны.
Культура и быт в XVI в. Просвещение. Развитие научных знаний. Начало книгопечатания. Иван Федоров. Публицистика. Четьи-Минеи. Исторические повести. Житийная литература. Строительство шатровых храмов. Оборонное зодчество. Живопись. Дионисий. Произведения декоративно-прикладного искусства. Быт и нравы. «Домострой».
Основные понятия темы
Централизованное государство, сословно-представительная монархия, реформа, приказная система, Земский собор, дворяне, казачество, стрелецкое войско, опричнина, заповедные лета, Церковный собор.
ИТОГОВОЕ ПОВТОРЕНИЕ И ОБОБЩЕНИЕ (1 ч)
Общее и особенное в развитии средневековой Руси и стран Центральной и Западной Европы.
ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ п/п | Наименование разделов | Максимальная нагрузка на учащегося, ч. | Из них |
Теоретическое обучение | Практические работы | Контрольные работы |
| Становление средневековой Европы | 5 | 4 | 1 | - |
| Византийская империя и славяне в VI - XI вв. Ближний Восток в VI - XI вв. | 2 | 1 | 1 | - |
| Арабы в VI - XI вв. | 1 | 1 | - | - |
| Феодалы и крестьяне | 1 | 1 | - | - |
| Средневековый город в Западной и Центральной Европе | 1 | 1 | - | - |
| Католическая церковь в XI - XIII вв. Крестовые походы | 3 | 2 | - | - |
| Образование централизованных государств в Западной Европе (XI - XV вв.) | 6 | 5 | 1 | - |
| Германия и Италия в XII - XV вв. | 1 | 1 | - | - |
| Славянские государства и Византия в XIV - XV вв. | 2 | 2 | - | - |
| Культура Западной Европы в XI - XV вв. | 4 | 3 | 1 | - |
| Народы Азии, Америки в средние века | 3 | 2 | 1 | - |
| Наследие истории Средних веков в истории человечества. | 1 | 1 | - | - |
| Введение | 1 | 1 | - | - |
| Восточные славяне | 2 | 2 | - | - |
| Русь в IХ- первой половине XII в. | 9 | 7 | 1 | 1 |
| Русь во второй половине XII—XIII в. | 10 | 8 | 1 | 1 |
| Образование единого русского государства | 8 | 6 | 1 | 1 |
| Московское государство в XVI в. | 7 | 5 | 1 | 1 |
| Итоговое повторение | 1 | 1 | 1 | - |
| Итого | 68 | 54 | 10 | 4 |