Абих Т.И. Энс Н.Н.
«____»__________2017г. «___»___________2017г.
Рабочая программа рассмотрена на заседании школьного методического объединения (протокол №___от ________2017г.) и заседании школьного методического совета (протокол №___от _________2017г.).
Рабочая программа составлена на основе Примерной программы основного общего образования по истории и с учетом авторских программ: по истории России под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной, по новой истории под редакцией Ю.Я. Юдовской, Л.М. Ванюшкиной («Программы общеобразовательных учреждений. История. Обществознание. 5 - 11 кл. Москва. «Просвещение» 2013г. По учебникам: «История России. Конец XVI-XVIIIвв», «История России XIXв. 8 кл.» под редакцией А.А. Данилова, Л.Г. Косулиной (оба учебника- Москва. «Просвещение» 2014 г.) и по учебникам: «Всеобщая история. История нового времени 1500-1800гг», «Всеобщая история. История нового времени 1800- 1913гг. 8 класс» под редакцией А.Я. Юдовской, П.А. Баранова, Л.М. Ванюшкиной (Москва. «Просвещение» 2014г- оба учебника.)
При составлении рабочей программы был учтены: 1) Федеральный компонент Государственного стандарта, который устанавливает обязательный минимум содержания курса истории России и мира в 8 классе. 2) Методические рекомендации о преподавании учебных предметов «Всеобщая история», «История России», «История» в 2017-2018 учебном году. В соответствие с Методическими рекомендациями предмет «История» изучается в 8 классе двумя курсами следующим образом: История Нового времени-не менее 24ч.и «История России (XVIII- конец XIXвека)-не менее 36ч. Резерв-10ч.
В соответствие с переходом в преподавании предмета на линейно-концентрическую структуру (по которой изучение истории XX века завершается в 10 классе) данная рабочая программа предусматривает реализацию данной модели:
Курс «История Нового времени .XVIIIв.» в 8 классе предусматривает изучение разделов: «Эпоха Просвещения», «Эпоха промышленного переворота», «Великая французская революция». Курс «История России в конце XVII-XVIIIвв: от царства к империи» предусматривает изучение разделов: «Россия в эпоху преобразований Петра 1», «После Петра великого: эпоха «дворцовых переворотов», «Россия в 1760-1790-гг. Правление Екатерины 2 Павла 1». Завершить изучение Истории России рекомендуется рубежной датой 1861г., с тем, чтобы в 9 классе довести преподавание курса до начала Первой Мировой войны».
Историческое образование на ступени основного общего образования играет важнейшую роль с точки зрения личностного развития и социализации учащихся. Основной направленностью программы курса является воспитание патриотизма, гражданственности, уважения к истории и традициям России и мира, к правам и свободам человека, освоение исторического опыта, норм ценностей, которые необходимы для жизни в современном поликультурном, полиэтническом обществе.
Рабочая программа составлена на основе цивилизационно - гуманитарного подхода. Она ориентирована на то, чтобы учащиеся овладели определенным объемом знаний и умений в курсе истории XIX века. Курс предполагает приобретение учащимися устойчивого интереса и уважения к истории человечества и культуре. Школьники вырабатывают отношение к истории как к способу понимания современности; уважают права человека и демократические ценности; понимают механизм общественного развития и преимущества эволюционного пути развития; вырабатывают собственное отношение к традициям западной и восточной культуры.
В соответствие с учебным планом в 2017-2018 учебном году из учета 34 учебных недель на изучение истории отводится 68ч.
знать основные этапы и ключевые события истории России и мира в XIX веке и выдающихся деятелей истории;
знать важнейшие достижения культуры и системы ценностей, сформировавшиеся в ходе исторического развития;
знать изученные виды исторических источников;
уметь определять последовательность и длительность важнейших событий новой истории;
уметь использовать текст исторического источника при ответе на вопросы, решении различных учебных задач; сравнивать свидетельства разных источников;
уметь читать историческую карту и показывать на исторической карте территории расселения народов, границы государств, города, места значительных исторических событий;
владеть навыками устной и письменной речи, вести диалог, грамотно строить монологическую речь, формулировать вопрос, сжато давать ответ;
уметь рассказывать о важнейших исторических событиях и их участниках, показывая знание необходимых фактов, дат, терминов; давать описание исторических событий и памятников культуры на основе текста и иллюстративного материала учебника, фрагментов исторических источников в связной монологической форме;
использовать приобретенные знания при написании творческих работ, сообщений, докладов, рефератов, рецензий;
уметь выявлять существенные черты исторических процессов, явлений и событий;
уметь объяснять смысл изученных исторических понятий и терминов;
уметь анализировать исторические явления, процессы факты;
уметь группировать исторические явления и события по заданному признаку;
уметь дать на основе конкретного материала научные объяснения сущности фактов и связей между ними;
уметь выявлять общность и различия сравниваемых исторических событий и явлений;
уметь определять на основе учебного материала причины и следствия важнейших исторических событий;
уметь объяснять свое отношение к наиболее значительным событиям и личностям истории России и мира в XIX веке, достижениям культуры;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
- понимания исторических причин и исторического значения событий и явлений современной жизни;
- высказывания собственных суждений (в споре, дискуссии и т.п.) об историческом наследии народов мира;
- объяснения исторически сложившихся норм социального поведения;
- использования знаний об историческом пути и традициях народов мира в общении с людьми другой культуры, национальной и религиозной принадлежности;
Тема | Содержание | Кол- во часов |
Всеобщая история. История нового времени. XVIII-начало XIXвв. | 24 |
Раздел 1. Эпоха Промышленного переворота | Экономическое и социальное развитие Европы в XVII_XVIIIв. Начало промышленного переворота. Развитие мануфактурного производства. Положение сословий. Абсолютизм: «старый порядок» и новые веяния. Развитие индустриального общества. Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. | 3 |
Раздел 2. Эпоха Просвещения | Век Просвещения. Развитие естественных наук. Французские просветители XVIIIв. Война североамериканских колоний за независимость. Образование Соединённых штатов Америки. «Отцы- основатели» | 5 |
Раздел 3. Великая французская революция | Французская революция XVIIIв: причины, участники. Начало и основные этапы революции. Политические течения и деятели революции. Программные и государственные документы. Революционные войны. Итоги и значение революции. Европейская культура XVIIIв. Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира. Выдающиеся ученые и изобретатели. Стили художественной культуры. Становление театра. Международные отношения. Европейские конфликты и дипломатия. Семилетняя война. Разделы речи Посполитой. Колониальные захваты европейских держав. | 6 |
Раздел 4.Страны Востока в XVIIIв | Османская империя: от могущества к упадку. Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии. | 3 |
Раздел 5. Страны Европы и Северной Америки в первой половине XIXв. | Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. Наполеоновские войны. Падение империи. Венский конгресс. Священный союз. Распространение социалистических идей. Выступления рабочих. Политическое развитие европейских стран в 1815-1849гг: социальные и национальные движения, реформы и революции. Повторение | 7 |
| История России. Россия в конце XVII-XVIII веках: от царства к империи. | 44 |
Раздел 1. Россия в эпоху преобразований Петра 1 | Причины и предпосылки преобразований. Начало царствования Петра 1, борьба за власть. Правление царевны Софьи. Стрелецкие бунты. Азовские походы. Великое посольство и его значение. Сподвижники Петра 1. Экономическая политика. Строительство заводов и мануфактур. Социальная политика. Положение крестьян. Реформы управления. Церковная реформа. Оппозиция реформ Петра 1.Внешняя политика. Северная война. Ништадский мир и его последствия. Провозглашение России империей. Каспийский поход Петра 1. Преобразования Петра 1 в области культуры. Открытие Академии наук в Петербурге. Кунсткамера. Светская живопись. Скульптура и архитектура. Итоги, последствия и значение петровских преобразований. | 3 |
Раздел 2.После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» | Причины нестабильности политического строя. Дворцовые перевороты. Фаворитизм. Создание Верховного тайного совета. «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны. «Кабинет министров». Укрепление границ на Украине и на юго- восточной окраине. Россия при Елизавете Петровне. Экономическая и финансовая политика. Россия в международных конфликтах 1740-1550-х гг. Участие в Семилетней войне. Петр III. Манифест о «вольности дворянской». Переворот 28 июня 1762г. | 3 |
Раздел 3. Россия в 1760-х-1790-хгг. Правление Екатерины II и Павла I | Внутренняя политика Екатерины II. Идеи Просвещения. «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. Деятельность Уложенной комиссии. Вольное экономическое общество. Губернская реформа. Жалованные грамоты дворянству и городам. Положение сословий. Национальная политика. Экономическое развитие России во второй половине XVIIIв. Промышленность в городе и деревне. Внутренняя и внешняя торговля. Обострение социальных противоречий. Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. Внешняя политика России второй половины XVIIIв., ее основные задачи. Борьба России за выход к Черному морю. Участие России в разделах Речи Посполитой. Присоединение Литвы и Курляндии. Участие России в борьбе с революционной Францией. | 5 |
Раздел 4. Культурное пространство Российской империи в XVIIIв | Определяющее влияние идей Просвещения в российской общественной мысли, публицистике и литературе. Литература народов России в XVIIIв. А.Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву». Русская культура и культура народов России в XVIIIв. Культура и быт российских сословий. Российская наука в XVIIIв. М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования. Образование в России в XVIIIв. Русская архитектура XVIIIв. Изобразительное искусство в России, его выдающиеся мастера и произведения. | 3 |
Радел 5. Народы России в XVIIIв. | Управление окраинами империи. Башкирское восстание. Политика по отношению к исламу. Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. Формирование черты оседлости | 2 |
Раздел 6. Россия при Павле 1 | Основные принципы внутренней политики Павла 1. Личность Павла 1 и её влияние на политику страны. Указы о престолонаследии и о «трехдневной барщине» Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий. | 2 |
Региональный компонент | Наш край в XVIIIв. | 1 |
| Российская империя в XIX-XXвв. Россия на пути к реформам (1801-1861) | |
Раздел 7. Александровская эпоха: государственный либерализм | Проекты либеральных реформ Александра 1.Негласный комитет и «молодые друзья» императора. Реформы государственного управления. М.М. Сперанский. | 2 |
Раздел 8. Отечественная война 1812г. | Эпоха 1812г. Война России с Францией 1805-1807гг. Тильзитский мир. Война со Швецией и присоединение Финляндии. Война с Турцией и бухарестский мир 1812г. Отечественная война 1812г.-важнейшее событие российской и мировой истории XIXв. Венский конгресс и его решения. Священный союз. Польская конституция 1815г. Тайные организации: союз спасения, союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание 14 декабря 1825г. | 4 |
Раздел 9. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм | Реформаторские и консервативные тенденции в политике Николая 1. Реформа государственных крестьян П.Д. Киселёва 1837-1841гг. Официальная идеология: «православие», «самодержавие», «народность». Расширение империи: русско-иранская и русско-турецкая войны. «Священный союз». Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856г. | 3 |
Раздел 10. Крепостнический социум. Деревня и город | Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства. Городское самоуправление | 2 |
Раздел 11. Культурное пространство империи в первой половине XIXв. | Национальные корни отечественной культуры и западные влияния. Государственная политика в области культуры. Ампир как стиль империи. Золотой век русской литературы. Формирование русской музыкальной школы. Театр, живопись, архитектура. Развитие науки и техники. Географические экспедиции. Народная культура. Российская культура как часть европейской культуры. | 4 |
Раздел 12. Пространство империи: этнокультурный облик страны | Народы России в первой половине XIXв. Взаимодействие народов. Царство Польское. Присоединение Грузии и Закавказья. Кавказская война. Движение Шамиля. | 3 |
Раздел 13. Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли. | Западное просвещение и образованное меньшинство: кризис традиционного восприятия. «Золотой век» дворянской культуры. Общественная жизнь 1830-1850-е гг. Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. | 2 |
| Россия в эпоху реформ | |
Раздел 14. Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация | Реформы 1860-1870-х гг.- движение к правовому государству и гражданскому обществу. Крестьянская реформа 1861г.и её последствия. Земская и городская реформы. Судебная реформа и развитие правового сознания. Военные реформы. Завершение Кавказской войны. Повторение. | 5 |
68ч.
Тема | Кол-во часов | В том числе на | № урока | № урока в теме | Тема урока | Форма урока | Кол-во часов | Дата проведения |
Изучение программного материала | Контрольные работы | По плану | по факту |
История Нового времени. XVIIIв. | 24 | 23 | 1 | | | | | 24 | | |
Раздел 1. Эпоха Промышленного переворота | 3 | 3 | | 1 | 1 | Экономическое и социальное развитие Европы в XVII_XVIIIв. | лекция | 1 | 1чет. 04.09 | |
| | | | 2 | 2 | Начало промышленного переворота. Развитие мануфактурного производства. | Смешанный урок | 1 | 06.09 | |
| | | | 3 | 3 | Промышленный переворот, его особенности в странах Европы и США. | Практикум 1 | 1 | 11.09 | |
Раздел 2. Эпоха Просвещения | 5 | 5 | | 4 | 1 | Век Просвещения. | лекция | 1 | 13.09 | |
| | | | 5 | 2 | Развитие естественных наук. | Смешаный урок | 1 | 18.09 | |
| | | | 6 | 3 | Французские просветители XVIIIв | Комбинированный урок | 1 | 20.09 | |
| | | | 7 | 4 | Война североамериканских колоний за независимость. | Смешанный урок | 1 | 25.09 | |
| | | | 8 | 5 | Образование Соединённых штатов Америки. «Отцы- основатели» | лекция | 1 | 27.07 | |
Раздел 3. Великая французская революция | 6 | 6 | | 9 | 1 | Французская революция XVIIIв: причины, участники. Начало и основные этапы революции. | Практикум 2 | 1 | 02.10 | |
| | | | 10 | 2 | Политические течения и деятели революции. | смешанный урок | 1 | 04.10 | |
| | | | 11 | 3 | Революционные войны. Итоги и значение революции. | смешанный урок | 1 | 09.10 | |
| | | | 12 | 4 | Европейская культура XVIIIв Стили художественной культуры. Становление театра. | Сообщения учащихся | 1 | 11.10 | |
| | | | 13 | 5 | Развитие науки: переворот в естествознании, возникновение новой картины мира. | Сообщения учащихся | 1 | 16.10 | |
| | | | 14 | 6 | Международные отношения. Европейские конфликты и дипломатия. | смешанный урок | 1 | 18.10 | |
Раздел 4.Страны Востока в XVIIIв | 3 | 3 | | 15 | 1 | Османская империя: от могущества к упадку. | смешанный урок | 1 | 23.10 | |
| | | | 16 | 2 | Индия: держава Великих Моголов, начало проникновения англичан, британские завоевания. Империя Цин в Китае. | смешанный урок | 1 | 25.10 | |
| | | | 17 | 3 | Образование централизованного государства и установление сегуната Токугава в Японии. | Смешанный урок | 1 | 30.10 | |
Раздел 5. Страны Европы и Северной Америки в первой половине XIXв. | 7 | 6 | 1 | 18 | 1 | Империя Наполеона во Франции: внутренняя и внешняя политика. | Смешанный урок | 1 | 2чет 08.11 | |
| | | | 19 | 2 | Наполеоновские войны. Падение империи | Практикум3 | 1 | 13.11 | |
| | | | 20 | 3 | Венский конгресс. Священный союз | смешанный урок | 1 | 15.11 | |
| | | | 21 | 4 | Распространение социалистических идей.. | смешанный урок | 1 | 20.11 | |
| | | | 22 | 5 | Выступления рабочих. | смешанный урок | 1 | 22.11 | |
| | | | 23 | 6 | Политическое развитие европейских стран в 1815-1849гг: социальные и национальные движения, реформы и революции. | Практикум4 | 3 | 27.11 | |
Повторение | | | | 24 | 1 | Повторение «Мир в XVIII-первой половине XIXв. | Контрольная работа № 1 | 1 | 29.11 | |
История России. Россия в конце XVII-XVIII веках: от царства к империи. | 44 | 43 | 1 | | | | | 44 | | |
Раздел 1. Россия в эпоху преобразований Петра 1 | 3 | 3 | | 25 | 1 | Начало царствования Петра 1. Экономическая политика. Реформы управления. Внешняя политика. | смешанный урок | 1 | 04.12 | |
| | | | 26 | 2 | Преобразования Петра 1 в области культуры. | сообщения учащихся | 2 | 06.12 | |
| | | | 27 | 3 | Провозглашение России империей Итоги, последствия и значение петровских преобразований. | семинар | 1 | 11.12 | |
Раздел 2.После Петра Великого: эпоха «дворцовых переворотов» | 3 | 3 | | 28 | 1 | Дворцовые перевороты. Фаворитизм.. | лекция | 1 | 13.12 | |
| | | | 29 | 2 | «Кондиции верховников» и приход к власти Анны Иоанновны | смешанный урок | 1 | 18.12 | |
| | | | 30 | 3 | Россия при Елизавете Петровне. Петр III. | Смешанный урок | 1 | 20.12 | |
Раздел 3. Россия в 1760-х-1790-хгг. Правление Екатерины II и Павла I | 5 | 5 | | 31 | 1 | Внутренняя политика Екатерины II. | лекция | 1 | 25.12 | |
| | | | 32 | 2 | «Просвещенный абсолютизм», его особенности в России. | лекция | 1 | 27.12 | |
| | | | 33 | 3 | Экономическое развитие России во второй половине XVIIIв. | Смешанный урок | 1 | 3чет 10.01 | |
| | | | 34 | 4 | Восстание под предводительством Емельяна Пугачева. | Смешанный урок | 1 | 15.01 | |
| | | | 35 | 5 | Внешняя политика России второй половины XVIIIв., ее основные задачи. | Практикум5 | 1 | 17.01 | |
Раздел 4. Культурное пространство Российской империи в XVIIIв | 3 | 3 | | 36 | 1 | Русская культура и культура народов России в XVIIIв. Культура и быт российских сословий. | Сообщения учащихся | 1 | 22.01 | |
| | | | 37 | 2 | А.Н. Радищев и его «Путешествие из Петербурга в Москву». | Смешанный урок | 1 | 24.01 | |
| | | | 38 | 3 | М.В. Ломоносов и его выдающаяся роль в становлении российской науки и образования | Комбинированный урок | 1 | 29.01 | |
Радел 5. Народы России в XVIIIв. | 2 | 2 | | 39 | 1 | Управление окраинами империи. Башкирское восстание. Политика по отношению к исламу. | лекция | 1 | 31.01 | |
| | | | 40 | 2 | Освоение Новороссии, Поволжья и Южного Урала. Немецкие переселенцы. | смешанный урок | 1 | 05.02 | |
Раздел 6. Россия при Павле 1 | 2 | 2 | | 41 | 1 | Основные принципы внутренней политики Павла 1. Указы о престолонаследии и о «трехдневной барщине». | лекция | 1 | 07.02 | |
| | | | 42 | 2 | Внутренняя политика. Ограничение дворянских привилегий | Смешанный урок | 6 | 12.02 | |
Региональный компонент | | | | 43 | 1 | Наш край в XVIIIв. | Сообщения учащихся | 1 | 14.02 | |
Раздел 7. Александровская эпоха: государственный либерализм | 2 | 2 | | 44 | 1 | Проекты либеральных реформ Александра 1.Негласный комитет и «молодые друзья» императора.. | смешанный урок | 1 | 19.02 | |
| | | | 45 | 2 | Реформы государственного управления. М.М. Сперанский | смешанный урок | 1 | 21.02 | |
Раздел 8. Отечественная война 1812г. | 4 | 4 | | 46 | 1 | Война России с Францией 1805-1807гг. Тильзитский мир. | смешанный урок | 1 | 26.02 | |
| | | | 47 | 2 | Отечественная война 1812г.-важнейшее событие российской и мировой истории XIXв. | Практикум6 | 1 | 28.02 | |
| | | | 48 | 3 | Венский конгресс и его решения. Священный союз. Польская конституция 1815г. | смешанный урок | 1 | 05.03 | |
| | | | 49 | 4 | Тайные организации: союз спасения, союз благоденствия, Северное и Южное общества. Восстание 14 декабря 1825г. | семинар | 3 | 07.03 | |
Раздел 9. Николаевское самодержавие: государственный консерватизм | 3 | 3 | | 50 | 1 | Реформа государственных крестьян П.Д. Киселёва 1837-1841гг. | смешанный урок | 1 | 12.03 | |
| | | | 51 | 2 | Официальная идеология: «православие», «самодержавие», «народность». | Сообщения учащихся | 1 | 14.03 | |
| | | | 52 | 3 | Крымская война. Героическая оборона Севастополя. Парижский мир 1856г. | Смешанный урок | 1 | 19.03 | |
Раздел 10. Крепостнический социум. Деревня и город | 2 | 2 | | 53 | 1 | Сословная структура российского общества. Крепостное хозяйство. Городское самоуправление | лекция | 1 | 21.03 | |
| | | | 54 | 2 | Промышленный переворот и его особенности в России. Начало железнодорожного строительства | лекция | 1 | 4 чет 02.04 | |
Раздел 11. Культурное пространство империи в первой половине XIXв. | 4 | 4 | | 55 | 1 | Золотой век русской литературы. Театр, живопись, архитектура. | Сообщения учащихся | 1 | 04.04 | |
| | | | 56 | 2 | Ампир как стиль империи. Формирование русской музыкальной школы. Народная культура | смешанный урок | 1 | 09.04 | |
| | | | 57 | 3 | Географические экспедиции. Развитие науки и техники. | Комбинированный урок | 1 | 11.04 | |
| | | | 58 | 4 | Российская культура как часть европейской культуры. | Комбинированный урок | 1 | 16.04 | |
Раздел 12. Пространство империи: этнокультурный облик страны | 3 | 3 | | 59 | 1 | Народы России в первой половине XIXв. Взаимодействие народов. | Промежуточный контроль - тестирование | 1 | 18.04 | |
| | | | 60 | 2 | Царство Польское. Присоединение Грузии и Закавказья. | смешанный урок | 1 | 23.04 | |
| | | | 61 | 3 | Кавказская война. Движение Шамиля. | смешанный урок | 1 | 25.04 | |
Раздел 13. Формирование гражданского правосознания. Основные течения общественной мысли. | 2 | 2 | | 62 | 1 | «Золотой век» дворянской культуры. Общественная жизнь 1830-1850-е гг. | смешанный урок | 1 | 28.04 | |
| | | | 63 | 2 | Общественная мысль: официальная идеология, славянофилы и западники, зарождение социалистической мысли. | лекция | 7 | 07.05 | |
Раздел 14. Преобразования Александра II: социальная и правовая модернизация | 5 | 4 | 1 | 64 | 1 | Реформы 1860-1870-х гг.- движение к правовому государству и гражданскому обществу. | лекция | 1 | 14.05 | |
| | | | 65 | 2 | Крестьянская реформа 1861г.и её последствия. | Практикум 7 | 1 | 16.05 | |
| | | | 66 | 3 | Земская и городская реформы. Судебная реформа и развитие правового сознания. | смешанный урок | 1 | 21.05 | |
| | | | 67 | 4 | Военные реформы. Завершение Кавказской войны. | смешанный урок | 1 | 23.05 | |
Повторение | | | | 68 | 5 | Повторение. «Россия в XVIII- первой половине XIXвв.» | Контрольная работа №2 | 1 | 28.05 | |
На изучение программного материала: 65ч, на повторение 2 ч. Контрольные работы- 2, практических работ – 7
Для характеристики количественных показателей используются следующие символические обозначения:
Ф - комплект для фронтальной работы (примерно в два раза меньше, чем полный комплект, то есть не менее 1 экз. на двух учащихся);
П - комплект, необходимый для практической работы в малых группах (6 - 7 экз.).