департамент социального развития
муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«средняя общеобразовательная школа с. Новиково»
корсаковского городского округа сахалинской области
Рассмотрено УТВЕРЖДАЮ
Цикловым методическим объединением учителей
начальных классов и физической культуры Директор МБОУ «СОШ с. Новиково»
Протокол № __5__от « 26. 08. 2016г. ________________ Л.Л.Туданова
Приказ № 66 §1 от 29 августа 2016 г.
РАБОЧАЯ УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА
по предмету «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО » |
(наименование учебного предмета/курса) |
Начальное общее образование, 1-4 класс |
(уровень образования, класс) |
2016-2019учебный год |
(срок реализации программы) |
Составлена на основе типовой программы |
|
(наименование программы, автор программы) |
Кухаренко Галиной Васильевной |
кем (Ф.И.О. учителя (преподавателя), составившего рабочую учебную программу) |
|
с.Новиково, 2015г.
I. Планируемые результаты
Изобразительное искусство
В результате изучения изобразительного искусства на уровне начального общего образования у обучающихся:
будут сформированы основы художественной культуры: представление о специфике изобразительного искусства, потребность в художественном творчестве и в общении с искусством, первоначальные понятия о выразительных возможностях языка искусства;
начнут развиваться образное мышление, наблюдательность и воображение, учебно-творческие способности, эстетические чувства, формироваться основы анализа произведения искусства; будут проявляться эмоционально-ценностное отношение к миру, явлениям действительности и художественный вкус;
сформируются основы духовно-нравственных ценностей личности – способности оценивать и выстраивать на основе традиционных моральных норм и нравственных идеалов, воплощенных в искусстве, отношение к себе, другим людям, обществу, государству, Отечеству, миру в целом; устойчивое представление о добре и зле, должном и недопустимом, которые станут базой самостоятельных поступков и действий на основе морального выбора, понимания и поддержания нравственных устоев, нашедших отражение и оценку в искусстве, любви, взаимопомощи, уважении к родителям, заботе о младших и старших, ответственности за другого человека;
появится готовность и способность к реализации своего творческого потенциала в духовной и художественно-продуктивной деятельности, разовьется трудолюбие, оптимизм, способность к преодолению трудностей, открытость миру, диалогичность;
установится осознанное уважение и принятие традиций, самобытных культурных ценностей, форм культурно-исторической, социальной и духовной жизни родного края, наполнятся конкретным содержанием понятия «Отечество», «родная земля», «моя семья и род», «мой дом», разовьется принятие культуры и духовных традиций многонационального народа Российской Федерации, зародится целостный, социально ориентированный взгляд на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
будут заложены основы российской гражданской идентичности, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, российский народ и историю России, появится осознание своей этнической и национальной принадлежности, ответственности за общее благополучие.
Обучающиеся:
овладеют практическими умениями и навыками в восприятии произведений пластических искусств и в различных видах художественной деятельности: графике (рисунке), живописи, скульптуре, архитектуре, художественном конструировании, декоративно-прикладном искусстве;
смогут понимать образную природу искусства; давать эстетическую оценку и выражать свое отношение к событиям и явлениям окружающего мира, к природе, человеку и обществу; воплощать художественные образы в различных формах художественно-творческой деятельности;
научатся применять художественные умения, знания и представления о пластических искусствах для выполнения учебных и художественно-практических задач, познакомятся с возможностями использования в творчестве различных ИКТ-средств;
получат навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками, научатся вести диалог, участвовать в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства, будут способны вставать на позицию другого человека;
смогут реализовать собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве для выполнения учебных и художественно-практических задач, действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в повседневной жизни.
Восприятие искусства и виды художественной деятельности
Выпускник научится:
- различать основные виды художественной деятельности (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративноприкладное искусство) и участвовать в художественнотворческой деятельности, используя различные художественные материалы и приемы работы с ними для передачи собственного замысла;
- эмоциональноценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественнотворческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к ним средствами художественного образного языка;
- узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать шедевры своего национального, российского и мирового искусства, изображающие природу, человека, различные стороны (разнообразие, красоту, трагизм и т. д.) окружающего мира и жизненных явлений;
- приводить примеры ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона, показывать на примерах их роль и назначение.
Выпускник получит возможность научиться:
воспринимать произведения изобразительного искусства; участвовать в обсуждении их содержания и выразительных средств; различать сюжет и содержание в знакомых произведениях;
видеть проявления прекрасного в произведениях искусства (картины, архитектура, скульптура и т. д.), в природе, на улице, в быту;
высказывать аргументированное суждение о художественных произведениях, изображающих природу и человека в различных эмоциональных состояниях.
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Выпускник научится:
использовать выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объем, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественнотворческого замысла;
различать основные и составные, теплые и холодные цвета; изменять их эмоциональную напряженность с помощью смешивания с белой и черной красками; использовать их для передачи художественного замысла в собственной учебнотворческой деятельности;
создавать средствами живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства образ человека: передавать на плоскости и в объеме пропорции лица, фигуры; передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений человека;
наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать пространственную форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;
использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения своих изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественнотворческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Выпускник получит возможность научиться:
пользоваться средствами выразительности языка живописи, графики, скульптуры, декоративноприкладного искусства, художественного конструирования в собственной художественнотворческой деятельности; передавать разнообразные эмоциональные состояния, используя различные оттенки цвета, при создании живописных композиций на заданные темы;
моделировать новые формы, различные ситуации путем трансформации известного, создавать новые образы природы, человека, фантастического существа и построек средствами изобразительного искусства и компьютерной графики;
выполнять простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint.
Значимые темы искусства.
О чем говорит искусство?
Выпускник научится:
осознавать значимые темы искусства и отражать их в собственной художественнотворческой деятельности;
выбирать художественные материалы, средства художественной выразительности для создания образов природы, человека, явлений и передачи своего отношения к ним; решать художественные задачи (передавать характер и намерения объекта — природы, человека, сказочного героя, предмета, явления и т. д. — в живописи, графике и скульптуре, выражая свое отношение к качествам данного объекта) с опорой на правила перспективы, цветоведения, усвоенные способы действия.
Выпускник получит возможность научиться:
видеть, чувствовать и изображать красоту и разнообразие природы, человека, зданий, предметов;
понимать и передавать в художественной работе разницу представлений о красоте человека в разных культурах мира; проявлять терпимость к другим вкусам и мнениям;
изображать пейзажи, натюрморты, портреты, выражая свое отношение к ним;
изображать многофигурные композиции на значимые жизненные темы и участвовать в коллективных работах на эти темы.
II. Содержание учебного предмета: изобразительное искусство
Виды художественной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств общечеловеческих идей о нравственности и эстетике: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представления о богатстве и разнообразии художественной культуры (на примере культуры народов России). Выдающиеся представители изобразительного искусства народов России (по выбору). Ведущие художественные музеи России (ГТГ, Русский музей, Эрмитаж) и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров национального, российского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративноприкладное искусство. Истоки декоративноприкладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративноприкладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Азбука искусства. Как говорит искусство?
Композиция. Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятия: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе — больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Цвет. Основные и составные цвета. Теплые и холодные цвета. Смешение цветов. Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа. Эмоциональные возможности цвета. Практическое овладение основами цветоведения. Передача с помощью цвета характера персонажа, его эмоционального состояния.
Линия. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Передача с помощью линии эмоционального состояния природы, человека, животного.
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем. Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Ритм. Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративноприкладном искусстве.
Значимые темы искусства. О чем говорит искусство?
Земля — наш общий дом. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Разница в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Жанр пейзажа. Пейзажи разных географических широт. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.
Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского
и зарубежного искусства, изображающих природу. Общность тематики, передаваемых чувств, отношения к природе в произведениях авторов — представителей разных культур, народов, стран (например, А. К. Саврасов, И. И. Левитан, И. И. Шишкин, Н. К. Рерих, К. Моне, П. Сезанн, В. Ван Гог и др.).
Знакомство с несколькими наиболее яркими культурами мира, представляющими разные народы и эпохи (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Роль природных условий в характере культурных традиций разных народов мира. Образ человека в искусстве разных народов. Образы архитектуры и декоративноприкладного искусства.
Родина моя — Россия. Роль природных условий в характере традиционной культуры народов России. Пейзажи родной природы. Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма. Связь изобразительного искусства с музыкой, песней, танцами, былинами, сказаниями, сказками. Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о красоте человека (внешней и духовной), отраженные в искусстве. Образ защитника Отечества.
Человек и человеческие взаимоотношения. Образ человека в разных культурах мира. Образ современника. Жанр портрета. Темы любви, дружбы, семьи в искусстве. Эмоциональная и художественная выразительность образов персонажей, пробуждающих лучшие человеческие чувства и качества: доброту, сострадание, поддержку, заботу, героизм, бескорыстие и т. д. Образы персонажей, вызывающие гнев, раздражение, презрение.
Искусство дарит людям красоту. Искусство вокруг нас сегодня. Использование различных художественных материалов и средств для создания проектов красивых, удобных и выразительных предметов быта, видов транспорта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративноприкладного искусства народов России). Жанр натюрморта. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек.
Опыт художественнотворческой деятельности
Участие в различных видах изобразительной, декоративноприкладной и художественноконструкторской деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративноприкладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, компьютерной анимации, натурной мультипликации, фотографии, видеосъемки, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения к произведению.
Тематический план 1 класс
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | |
Раздел I Ты учишься изображать (9ч.) |
|
1.1 | Экскурсия «В гостях у осени» | 1 | |
1.2 | Экскурсия в парк «Красота осенних деревьев» | 1 | |
1.3 | Экскурсия к морю «Красота окружающей природы» | 1 | |
1.4 1.5 | Экскурсия в библиотеку «Мы готовимся к рисованию сказки» Изображения всюду вокруг нас. Знакомство с | 1 1 | |
| Мастером Изображения. Урок-игра | |
1.6 | Мастер Изображения учит видеть. Урок-игра | 1 |
1.7 | Изображать можно пятном. Урок-экскурсия Изображать можно в объеме. Урок-игра | 1 |
1.8 | Изображать можно линией. Разноцветные краски. Урок-экскурсия | 1 |
1.9 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Урок-экскурсия Художники и зрители (обобщение темы). | 1 |
Раздел II. Ты украшаешь (8ч.) |
2.1 | Мир полон украшений. Знакомство с Мастером Украшения. | 1 |
2.2 | Цветы — украшение Земли. Красоту нужно уметь замечать. | 1 |
2.3 | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | 1 |
2.4 | Красивые рыбы. Монотипия. | 1 |
2.5 | Украшения птиц. Объёмная аппликация. | 1 |
2.6 | Узоры, которые создали люди. | 1 |
2.7 | Как украшает себя человек. | 1 |
2.8 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | 1 |
Раздел III. Ты строишь (11ч) |
3.1 | Постройки в нашей жизни. Знакомство с Мастером Постройки. | |
3.2 | Дома бывают разными. | 1 |
3.3 | Домики, которые построила природа. | 1 |
3.4 | Дом снаружи и внутри. | 1 | |
3.5 | Строим город. | 1 |
3.6 | Строим город. | 1 |
3.7 | Всё имеет своё строение. | 1 |
3.8 | Строим вещи. | 1 |
3.9 | Строим вещи. | 1 |
3.10 | Город, в котором мы живём. | 1 | |
3.11 | Город, в котором мы живём. | 1 | |
Раздел IV. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч) |
4.1 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе? | 1 |
4.2 | Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки. | |
4.3 | Сказочная страна. | 1 |
4.4 | Времена года. | 1 | |
4.5 | Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). | 1 | |
| Итого: | 33ч. |
| | |
Тематический план 2 класс
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | |
Раздел I. Чем и как работает художник (8ч.) |
|
1 | Три основные цвета – желтый, красный, синий. (цветочная поляна) | 1 |
2 | Белая и черная краски. (стихия в природе) | 1 |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. (букет осени) | 1 |
4 | Выразительные возможности аппликации. (аппликация из осенних листьев) | 1 |
5 | Выразительные возможности графических материалов. (волшебный цветок) | 1 |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. (пластилин. Древний мир. | 1 | |
7 | Выразительные возможности бумаги. | 1 |
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы). | 1 | |
Раздел II Реальность и фантазия (7 ч.) |
9 | Изображение и реальность (птицы родного края) | 1 |
10 | Изображение и фантазия. (сказочная птица) | 1 |
11 | Украшение и реальность. (паутинка) | 1 |
12 | Украшение и фантазия. (кружева) | 1 |
13 | Постройка и реальность.(мой дом) | 1 |
14 | Постройка и фантазия. (городок-коробок. Коллективная работа) | 1 |
15 | Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | |
Раздел III. О чём говорит искусство (11 ч.) |
16-17 | Изображение природы в различных состояниях. (море) | 2 |
18 | Изображение характера животных. | 1 |
19 | Изображение характера человека в изображении: женский образ. | 1 |
20 | Изображение характера человека в изображении: мужской образ. (лепка сказочного героя) | 1 |
21-22 | Образ человека в скульптуре. | 2 |
23 | Человек и его украшения. (украшение готовых форм кокошников) цветная бумага | 1 |
24 | О чем говорят украшения. | |
25 | Образ здания. | 1 |
26 | В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). | 1 |
Раздел IV. Как говорит искусство (8 ч.) |
27 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. (чудо коврики) | 1 |
28 | Тихие и звонкие цвета. (автопортрет) | |
29 | Что такое ритм линий. (мыльные пузыри) | 1 |
30 | Характер линий. | 1 |
31 | Ритм пятен. (силуэт) | 1 |
32 | Пропорции выражают характер. | 1 |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. (коллективная работа «Весна, шум птиц») | 1 |
34 | Обобщающий урок года. | 1 |
| Итого: | 34 ч. |
Тематический план 3 класс
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
Раздел I. Искусство в твоём доме (8ч.) |
|
1-2 | Твоя игрушка | 2 |
3-4 | Посуда у тебя дома | 2 |
5 | Мамин платок | 1 |
6 | Обои и шторы у тебя дома | 1 |
7 | Твои книжки (эскиз к р.н.с «Гуси-лебеди») | 1 |
8 | Поздравительная открытка. Обобщение темы. | 1 |
Раздел II. Искусство на улицах твоего города (6ч.) |
9 | Памятники архитектуры | 1 |
10 | Витрины на улицах | 1 |
11 | Парки, скверы, бульвары | 1 |
12 | Ажурные ограды | 1 |
13 | Волшебные фонари | 1 |
14 | Удивительный транспорт | 1 |
Раздел III. Художник и зрелище (10ч.) |
15 | Художник и театр | 1 |
16 | Образ театрального героя | 1 |
17-18 | Театр кукол | 2 |
19-20 | Маска | 2 |
21-22 | Афиша и плакат | 2 |
23 | Праздник в городе | 1 |
24 | Художник и цирк. Обобщение | |
Раздел IV. Художник и музей (10ч.) |
25 | Музей в жизни города | 1 |
26 | Картина-особый мир | 1 |
27 | Музей искусства | 1 |
28 | Картина-пейзаж | 1 |
29 | Картина-портрет | 1 |
30 | Картина-натюрморт | 1 |
31 | Картины исторические и бытовые | 1 |
32 | Скульптура в музее и на улице | 1 |
33-34 | Художественная выставка | 2 |
| Итого: | 34ч. |
Тематический план 4 класс
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов |
Раздел I. Искусство твоего народа (9ч.) |
| |
1-2 | Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы. Вырезание по силуэту избы с основными элементами декора для использования в панно | 2 | |
3-4 | Образ древних русских городов. Конструирование из бумаги кремля. | 2 | |
5 | Образ русского человека (женский образ) изображение русских женских образов | 1 | |
6 | Образ русского человека (мужской образ). (пахарь, богатырь) | 1 | |
7 | Воспевание труда в искусстве. Изображение сельского труда | 1 | |
8-9 | Народные праздники. Обобщение темы. | 2 | |
Раздел II. Искусство разных народов (7ч.) |
10 | Природа и селения разных народов. (изображение пейзажа с селениями разных народов нашей страны) | 1 |
11-12 | Образы городов и исторических памятников. Создание макетов архитектурных памятников. | 2 |
13 | Образ человека в искусстве разных народов. Изображение женского образа одного из народов. | 1 |
14-15 | Труд в искусстве разных народов (уборка хлопка, лов рыбы) | 2 |
16 | Обобщение темы | 1 |
Раздел III. Каждый народ Земли – художник. (10ч.) |
17-18-19 | Образ художественной культуры Древней Греции. Панно «Греческий атлетический праздник» | 3 |
20-21-22 | Образ художественной культуры Японии. Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» | 3 |
23-24-25 | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» | 3 |
26 | Обобщение темы | 1 | |
Раздел IV. Представления народов о духовной красоте человека (8ч.) |
27 | Все народы воспевают материнство. Работа на тему «Мама» | 1 |
28 | Все народы воспевают мудрость старости. Изображение пожилого человека. | 1 |
29 | Искусство всех народов объединяет людей в радости и в горе. (больное животное, погибшее дерево) | 1 |
30-31 | Все народы видят красоту человека в его борьбе за свободу и справедливость | 2 |
32 | Все народы скорбят опавших за справедливость и воспевают их подвиг. Создание проекта памятника герою. | 1 |
33-34 | обобщение | |
| Итого: | 34ч. |
Календарно -тематический план 1 класс
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Планируемые результаты | Д/З | Коррекция |
Раздел I Ты учишься изображать (9ч.) |
|
1.1 | Экскурсия «В гостях у осени» | 1 | Научатся наблюдать, логически мыслить, восхищаться красотой осенней природы, любить природу | | |
1.2 | Экскурсия в парк «Красота осенних деревьев» | 1 | | |
1.3 | Экскурсия к морю «Красота окружающей природы» | 1 | | |
1.4 | Экскурсия в библиотеку «Мы готовимся к рисованию сказки» | 1 | Научатся различать основные цвета | | |
1.5 | Изображения всюду вокруг нас. Знакомство с Мастером Изображения. Урок-игра | 1 | Научатся различать основные цвета путём смешивания основных цветов | | |
1.6 | Мастер Изображения учит видеть. Урок-игра | 1 | Узнают понятие «цветовой круг». Научатся выполнять работу коллективно | | |
1.7 | Изображать можно пятном. Урок-экскурсия Изображать можно в объеме. Урок-игра | 1 | Научатся составлять букет на плоскости | | |
1.8 | Изображать можно линией. Разноцветные краски. Урок-экскурсия | 1 | Научатся выполнять работу графическими материалами | | |
1.9 | Изображать можно и то, что невидимо (настроение). Урок-экскурсия Художники и зрители (обобщениие темы). | 1 | Научатся работать гуашью | | |
Раздел II. Ты украшаешь (8ч.) |
2.1 | Мир полон украшений. Знакомство с Мастером Украшения. | 1 | Узнают правила построения орнамента, научатся выполнять орнамент | | |
2.2 | Цветы — украшение Земли. Красоту нужно уметь замечать. | 1 | Научатся выполнять способ изображения – рисунок пластилином | | |
2.3 | Узоры на крыльях. Ритм пятен. | 1 | Научатся выполнять изображение способом монотипии | | |
2.4 | Красивые рыбы. Монотипия. | 1 | Научатся последовательно изображать рыб | | |
2.5 | Украшения птиц. Объёмная аппликация. | 1 | Научатся конструировать из бумаги | | |
2.6 | Узоры, которые создали люди. | 1 | Научатся работать в группе | | |
2.7 | Как украшает себя человек. | 1 | Научатся анализировать пропорции, выполнять рисунок гуашью | | |
2.8 | Мастер Украшения помогает сделать праздник (обобщение темы). | 1 | | | |
Раздел III. Ты строишь (11ч) |
3.1 | Постройки в нашей жизни. Знакомство с Мастером Постройки. | 1 | Узнают свойства акварели, научатся выполнять работу в смешанной технике | | |
3.2 | Дома бывают разными. | 1 | Научатся последовательно выполнять рисунок домика | | |
3.3 | Домики, которые построила природа. | 1 | Научатся работать с разными материалами | | |
3.4 | Дом снаружи и внутри. | 1 | Научатся составлять композиции, последовательно работать над тематическим рисунком, анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов | | |
3.5 | Строим город. | 1 | | |
3.6 | Строим город. | 1 | | |
3.7 | Всё имеет своё строение. | 1 | Научатся составлять композиции, последовательно работать над тематическим рисунком, анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов | | |
3.8 | Строим вещи. | 1 | | |
3.9 | Строим вещи. | 1 | | |
3.10 | Город, в котором мы живём. | 1 | Научатся составлять композиции, последовательно работать над тематическим рисунком, анализировать пропорции, очертания и цветовую окраску предметов | | |
3.11 | Город, в котором мы живём. | 1 | | |
Раздел IV. Изображение, украшение, постройка всегда помогают друг другу (5 ч) |
4.1 | Три Брата-Мастера всегда трудятся вместе? | 1 | Научатся создавать аппликацию | | |
4.2 | Праздник весны. Праздник птиц. Разноцветные жуки. | 1 | Научатся работать с бумагой, выполнять изображение способом монотипии, работать в группе | | |
4.3 | Сказочная страна. | 1 | | |
4.4 | Времена года. | 1 | Научатся приёмам работы с цветной бумагой | | |
4.5 | Здравствуй, лето! Урок любования (обобщение темы). | 1 | | | |
| Итого: | 33ч. | | |
Календарно - тематический план 2 класс
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Планируемые результаты | Д/З | Коррекция |
Раздел I. Чем и как работает художник (8ч.) |
|
1 | Три основные цвета – желтый, красный, синий. (цветочная поляна) | 1 | Научатся работать с гуашью, узнают приёмы получения новых цветов | | |
2 | Белая и черная краски. (стихия в природе) | 1 | Научатся получать новые цвета путём смешивания | | |
3 | Пастель и цветные мелки, акварель, их выразительные возможности. (букет осени) | 1 | Научатся составлять букет, работать с восковыми мелками | | |
4 | Выразительные возможности аппликации. (аппликация из осенних листьев) | 1 | Научатся составлять сюжетные композиции из осенних листьев | | |
5 | Выразительные возможности графических материалов. (волшебный цветок) | 1 | Научатся изображать линией творческую фантазию | | |
6 | Выразительность материалов для работы в объеме. (пластилин. Древний мир. | 1 | Познакомятся со скульптурными материалами, научатся работать с пластилином | | |
7 | Выразительные возможности бумаги. | 1 | Научатся изображать линией творческую фантазию | | |
8 | Неожиданные материалы (обобщение темы). | 1 | | |
Раздел II Реальность и фантазия (7 ч.) |
9 | Изображение и реальность (птицы родного края) | 1 | Научатся изображать на плоскости | | |
10 | Изображение и фантазия. (сказочная птица) | 1 | Научатся преображать реальные формы в декоративные, подбирать цветовые гаммы | | |
11 | Украшение и реальность. (паутинка) | 1 | Научатся работать с гуашевыми красками | | |
12 | Украшение и фантазия. (кружева) | 1 | Научатся преображать реальные формы в декоративные | | |
13 | Постройка и реальность.(мой дом) | 1 | Научатся выполнять работы печатанием | | |
14 | Постройка и фантазия. (городок-коробок. Коллективная работа) | 1 | Научатся выполнять конструирование, работать в группе | | |
15 | Братья-Мастера Изображения, украшения и Постройки всегда работают вместе (обобщение темы) | | Научатся выполнять конструирование, работать в группе | | |
Раздел III. О чём говорит искусство (11 ч.) |
16-17 | Изображение природы в различных состояниях. (море) | 2 | Научатся изображать разное по характеру море, работать с гуашевыми красками | | |
18 | Изображение характера животных. | 1 | Научатся работать графическими материалами | | |
19 | Изображение характера человека в изображении: женский образ. | 1 | Научатся строить портретное изображение | | |
20 | Изображение характера человека в изображении: мужской образ. (лепка сказочного героя) | 1 | Научатся работать с пластилином | | |
21-22 | Образ человека в скульптуре. | 2 | Научатся работать с пластилином | | |
23 | Человек и его украшения. (украшение готовых форм кокошников) цветная бумага | 1 | Научатся выполнять аппликацию | | |
24 | О чем говорят украшения. | 1 | Научатся использовать цвет для передачи характера изображения | | |
25 | Образ здания. | 1 | | |
26 | В изображении, украшении, постройке человек выражает свои чувства, мысли, настроение, свое отношение к миру (обобщение темы). | 1 | | |
Раздел IV. Как говорит искусство (8 ч.) | |
27 | Теплые и холодные цвета. Борьба теплого и холодного. (чудо коврики) | 1 | Научатся составлять «тёплые» и «холодные» цветовые гаммы | | |
28 | Тихие и звонкие цвета. (автопортрет) | 1 | Научатся выполнять работы восковыми мелками и акварелью | | |
29 | Что такое ритм линий. (мыльные пузыри) | 1 | Научатся работать с гуашью и цветной бумагой | | |
30 | Характер линий. | 1 | Научатся работать с графическими материалами | | |
31 | Ритм пятен. (силуэт) | 1 | Научатся работать с разными материалами | | |
32 | Пропорции выражают характер. | 1 | | |
33 | Ритм линий и пятен, цвет, пропорции — средства выразительности. (коллективная работа «Весна, шум птиц») | 1 | | |
34 | Обобщающий урок года. | 1 | Научатся работать в группе | | |
| Итого: | 34 . | | | |
Календарно - тематический план 3 класс
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Планируемые результаты | Д/З | Коррекция |
Раздел I. Искусство в твоём доме (8ч.) |
|
1-2 | Твоя игрушка | 2 | Узнают термин «прикладное искусство, научатся работать с пластилином | | |
3-4 | Посуда у тебя дома | 2 | Научатся в доступной форме подчёркивать красоту материалов, форм и конструкций при создании «проектов» посуды | | |
5 | Мамин платок | 1 | Научатся в доступной форме подчёркивать красоту материалов, форм и конструкций при создании «проектов» тканей | | |
6 | Обои и шторы у тебя дома | 1 | Научатся в доступной форме подчёркивать красоту материалов, форм и конструкций при создании «проектов» обоев, тканей; работать с клише | | |
7 | Твои книжки (эскиз к р.н.с «Гуси-лебеди») | 1 | Научатся конструировать из бумаги макеты детских книжек; выразительно использовать гуашь, аппликацию при иллюстрировании детских книжек | | |
8 | Поздравительная открытка. Обобщение темы. | 1 | Научатся выразительно использовать гуашь при выполнении поздравительных открыток к празднику | | |
Раздел II. Искусство на улицах твоего города (6ч.) |
9 | Памятники архитектуры | 1 | Научатся в доступной форме участвовать в создании «проектов» изображений, украшений, построек для улиц родного села | | |
10 | Витрины на улицах | 1 | Научатся владеть навыком работы с бумагой (вырезание и подклеивание бумаги при объёмном конструировании, складывание бумаги в несколько слоёв и прорезание ажурных узоров, соединение простых объёмных бумажных форм в более сложные бумажные конструкции, например создание игрушечного транспорта); навыком выразительного использования гуаши и мелков, элементов перспективы при изображении архитектурных памятников, парков, скверов; разовьют чувство пропорций, отношения объёмов, форм | | |
11 | Парки, скверы, бульвары | 1 | | |
12 | Ажурные ограды | 1 | | |
13 | Волшебные фонари | 1 | | |
14 | Удивительный транспорт | 1 | | |
Раздел III. Художник и зрелище (10ч.) |
15 | Художник и театр | 1 | Овладеют навыками росписи гуашью по ткани (при создании занавеса к спектаклю), расписывать гуашью эскизы декораций к спектаклю, создавать объёмные выразительные театральные маски (трагические и комические), проектировать из бумаги детали театральных костюмов, создавать бумажные и матерчатые куклы (перчаточные и тростевые); разовьют умение передавать пропорции человеческого тела, движения человека | | |
16 | Образ театрального героя | 1 | | |
17-18 | Театр кукол | 2 | | |
19-20 | Маска | 2 | | |
21-22 | Афиша и плакат | 2 | | |
23 | Праздник в городе | 1 | | |
24 | Художник и цирк. Обобщение | 1 | | |
Раздел IV. Художник и музей (10ч.) |
25 | Музей в жизни города | 1 | Научатся выполнять работы гуашью | | |
26 | Картина - особый мир | 1 | Научатся выполнять работы гуашью | | |
27 | Музей искусства | 1 | Узнают сто лучшие произведения искусства хранятся и демонстрируются в музеях изобразительных искусств (и галереях), музеях декоративно – прикладного искусства, музеях архитектуры под открытым небом; термины: «живопись», «скульптура», «натюрморт», «пейзаж», «портрет»; художников: В.Серова, И.Репина, В.Ватагина; разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи - мемориалы | | |
28 | Картина-пейзаж | 1 | | |
29 | Картина-портрет | 1 | | |
30 | Картина-натюрморт | 1 | | |
31 | Картины исторические и бытовые | 1 | | |
32 | Скульптура в музее и на улице | 1 | | |
33-34 | Художественная выставка | 2 | | |
| Итого: | 34ч. | | |
Календарно - тематический план 4 класс
№ | Наименование разделов, тем | Кол-во часов | Планируемые результаты | Д/З | Коррекция |
Раздел I. Искусство твоего народа (9ч.) |
|
1-2 | Пейзаж родной земли. Гармония жилья и природы. Вырезание по силуэту избы с основными элементами декора для использования в панно | 2 | Узнают устройство русской избы, научатся создавать панно | | |
3-4 | Образ древних русских городов. Конструирование из бумаги кремля. | 2 | Научатся конструировать объёмные формы, усложняя их декоративными деталями | | |
5 | Образ русского человека (женский образ) изображение русских женских образов | 1 | Научатся создавать женский образ | | |
6 | Образ русского человека (мужской образ). (пахарь, богатырь) | 1 | Научатся создавать мужской образ | | |
7 | Воспевание труда в искусстве. Изображение сельского труда | 1 | Научатся изображать сельский труд | | |
8-9 | Народные праздники. Обобщение темы. | 2 | Научатся создавать панно, коллективно работать | | |
Раздел II. Искусство разных народов (7ч.) |
10 | Природа и селения разных народов. (изображение пейзажа с селениями разных народов нашей страны) | 1 | Научатся изображать пейзаж | | |
11-12 | Образы городов и исторических памятников. Создание макетов архитектурных памятников. | 2 | Научатся конструировать объёмные формы, усложняя их декоративными деталями | | |
13 | Образ человека в искусстве разных народов. Изображение женского образа одного из народов. | 1 | Получат представление о национальной красоте женщины | | |
14-15 | Труд в искусстве разных народов (уборка хлопка, лов рыбы) | 2 | Научатся изображать процесс сельского труда | | |
16 | Обобщение темы | 1 | Научатся оценивать свои работы | | |
Раздел III. Каждый народ Земли – художник. (10ч.) |
17-18-19 | Образ художественной культуры Древней Греции. Панно «Греческий атлетический праздник» | 3 | Узнают о своеобразии культуры Древней Греции. Научатся создавать панно, коллективно работать | | |
20-21-22 | Образ художественной культуры Японии. Коллективное панно «Праздник цветения сакуры» | 3 | Узнают отличительные признаки искусства Японии – связь с природой, лёгкость, грация, ирония. Научатся создавать панно, коллективно работать | | |
23-24-25 | Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. Панно «Праздник цехов ремесленников на городской площади» | 3 | Узнают об особенностях культуры в Западной Европе в эпоху средневековья. Научатся создавать панно, коллективно работать | | |
26 | Обобщение темы | 1 | Научатся оценивать свои работы | | |
Раздел IV. Представления народов о духовной красоте человека (8ч.) | |
27 | Все народы воспевают материнство. Работа на тему «Мама» | 1 | Научатся изображать портрет мамы | | |
28 | Все народы воспевают мудрость старости. Изображение пожилого человека. | 1 | Научатся изображать любимого человека | | |
29 | Искусство всех народов объединяет людей в радости и в горе. (больное животное, погибшее дерево) | 1 | Научатся выполнять рисунок. Самостоятельно подбирать его сюжет, строить композицию | | |
30-31 | Все народы видят красоту человека в его борьбе за свободу и справедливость | 2 | | |
32 | Все народы скорбят опавших за справедливость и воспевают их подвиг. Создание проекта памятника герою. | 1 | Научатся проявлять фантазию и воображение | | |
33-34 | Обобщение | | Научатся оценивать свои работы | | |
| Итого: | 34ч. | | |