муниципальное автономное учреждение
города Калининграда
средняя общеобразовательная школа № 13
«Рассмотрено» Педагогический совет Протокол № _____ от «____» 08.2017 г. | «Утверждено» Директор МАОУ СОШ № 13 ______________________ Е.Ю. Румянцева Приказ от «__» _______ 2017 г. № _____ |
Рабочая программа
по изобразительному искусству
3-Б класс
Уровень обучения: базовый
33 часа
(адаптированная)
Разработчик:
Омельченко С.В.,
учитель начальных классов,
I квалификационная категория
2017 г.
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Данная рабочая программа для 3 класса по изобразительному искусству составлена в соответствии
с Федеральным законом от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 13.07.2015г.);
с приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 06.10.2009 № 373 «Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» (в новой редакции от 18.05.2015г.);
с федеральным перечнем учебников, рекомендуемых к использованию при реализации имеющих государственную аккредитацию образовательных программ начального общего, основного общего, среднего общего образования, утверждённым приказом № 253 от 31.03.2014г. (с изменениями на 26 января 2016г. Приказ Минобрнауки №576);
с Основной Образовательной Программой начального общего образования МАОУ СОШ №13 г.Калининграда, утверждённой на заседании педсовета МАОУ СОШ №13 протокол № 1 от 31.08.2015г.;
с учебным планом МАОУ СОШ №13 г.Калининграда на 2017-2018 учебный год, утверждённым приказом № _____ от _____.201__ г.;
на основе предметной программы Б.М. Неменского «Изобразительное искусство» УМК «Школа России».
Программа учитывает возрастные и психологические особенности школьников, учитывает их интересы и потребности, обеспечивает развитие учебной деятельности обучающихся, реализует цели и задачи образовательной программы школы.
Рабочая программа ориентирована на использование учебника «Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас». Учебник для общеобразовательных организаций. 3 класс. Под редакцией Б.М. Неменского - М.: Просвещение, 2013.
На изучение курса отводится 34 часа из расчета 1 час в неделю, в том числе модуль – 6 часов.
Изучение предмета в 3 классе направлено на достижение следующих целей:
• воспитание эстетических чувств, интереса к изобразительному искусству; обогащение нравственного опыта, представлений о добре и зле; воспитание нравственных чувств, уважения к культуре народов многонациональной России и других стран; готовность и способность выражать и отстаивать свою общественную позицию в искусстве и через искусство;
• развитие воображения, желания и умения подходить к любой своей деятельности творчески, способности к восприятию искусства и окружающего мира, умений и навыков сотрудничества в художественной деятельности;
• освоение первоначальных знаний о пластических искусствах: изобразительных, декоративно-прикладных, архитектуре и дизайне, их роли в жизни человека и общества;
Достижение этих целей предполагает решение следующих задач:
развитие способности видеть проявление художественной культуры в реальной жизни (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.);
формирование навыков работы с различными художественными материалами.
№ п/п | Модуль (глава) | Количество часов по предметной программе | Количество часов по рабочей программе |
1 | Искусство в твоём доме | 8 | 7 |
2 | Искусство на улицах твоего города | 7 | 7 |
3 | Художник и зрелище | 11 | 10 |
4 | Художник и музей | 8 | 9 |
| Итого | 34 | 33 |
ОСНОВНОЕ СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Содержание и последовательность учебного материала в данной программе соответствует предметной программе. Изменение общего количества учебных часов с 34 до 3__ обусловлено учебным графиком школы на 2017-2018 учебный год.
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
В результате изучения изобразительного искусства третьеклассник научится:
- понимать, что приобщение к миру искусства происходит через познание художественного смысла окружающего предметного мира;
- понимать, что предметы имеют не только утилитарное значение, но и являются носителями духовной культуры;
- понимать, что окружающие предметы, созданные людьми, образуют среду нашей жизни и нашего общения;
- понимать, что форма вещей не случайна, в ней выражено понимание людьми красоты, удобства, в ней выражены чувства людей и отношения между людьми, их мечты и заботы;
- работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты;
- использовать элементарные приемы изображения пространства;
- правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции;
- называть новые термины: прикладное искусство, книжная иллюстрация, искусство книги, живопись, скульптура, натюрморт, пейзаж, портрет;
- называть разные типы музеев (художественные, архитектурные, музеи-мемориалы);
- сравнивать различные виды изобразительного искусства (графики, живописи, декоративно-прикладного искусства, скульптуры и архитектуры);
- называть народные игрушки (дымковские, филимоновские, городецкие, богородские);
- называть известные центры народных художественных ремесел России (Хохлома, Гжель);
- использовать художественные материалы (гуашь, акварель, цветные карандаши, восковые мелки, тушь, уголь, бумага).
Третьеклассник получит возможность научиться:
- использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни, для самостоятельной творческой деятельности;
- воспринимать произведения изобразительного искусства разных жанров;
- оценивать произведения искусства (выражение собственного мнения) при посещении выставок, музеев изобразительного искусства, народного творчества и др.;
- использовать приобретённые навыки общения через выражение художественных смыслов, выражение эмоционального состояния, своего отношения к творческой художественной деятельности, а также при восприятии произведений искусства и творчества своих товарищей;
- использовать приобретенные знания и умения в коллективном творчестве, в процессе совместной художественной деятельности;
- использовать выразительные средства для воплощения собственного художественно-творческого замысла;
- анализировать произведения искусства, приобретать знания о конкретных произведениях выдающихся художников в различных видах искусства, активно использовать художественные термины и понятия;
- осваивать основы первичных представлений о трёх видах художественной деятельности: изображение на плоскости и в объёме; постройка или художественное конструирование на плоскости, в объёме и пространстве; украшение или декоративная художественная деятельность с использованием различных художественных материалов.
Планируемые результаты обучения обучающихся 3 класса.
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах обучающихся, которые они должны преобразовать в процессе освоения учебного предмета по программе «Изобразительное искусство»:
– чувство гордости за культуру и искусство Родины, своего города;
– уважительное отношение к культуре и искусству других народов нашей страны и мира в целом;
– понимание особой роли культуры и искусства в жизни общества и каждого отдельного человека;
–сформированность эстетических чувств, художественно-творческого мышления, наблюдательности и фантазии;
– сформированность эстетических потребностей (потребностей в общении с искусством, природой, потребностей в творческом отношении к окружающему миру, потребностей в самостоятельной практической творческой деятельности), ценностей и чувств;
– развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
– овладение навыками коллективной деятельности в процессе совместной творческой работы в команде одноклассников под руководством учителя;
– умение сотрудничать с товарищами в процессе совместной деятельности, соотносить свою часть работы с общим замыслом;
– умение обсуждать и анализировать собственную художественную деятельность и работу одноклассников с позиций творческих задач данной темы, с точки зрения содержания и средств его выражения.
Метапредметные результаты:
Регулятивные УУД
- Проговаривать последовательность действий на уроке.
- Учиться работать по предложенному учителем плану.
- Учиться отличать верно выполненное задание от неверного.
- Учиться совместно с учителем и другими учениками давать эмоциональную оценку деятельности класса на уроке.
Познавательные УУД:
- Ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного с помощью учителя.
- Делать предварительный отбор источников информации: ориентироваться в учебнике (на развороте, в оглавлении, в словаре).
- Добывать новые знания: находить ответы на вопросы, используя учебник, свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке.
- Перерабатывать полученную информацию: делать выводы в результате совместной работы всего класса.
- Сравнивать и группировать произведения изобразительного искусства (по изобразительным средствам, жанрам и т.д.).
- Преобразовывать информацию из одной формы в другую на основе заданных в учебнике и рабочей тетради алгоритмов самостоятельно выполнять творческие задания.
Коммуникативные УУД:
- Уметь пользоваться языком изобразительного искусства: донести свою позицию до собеседника;
- оформлять свою мысль в устной форме (на уровне одного предложения или небольшого рассказа).
- Совместно договариваться о правилах общения и поведения в школе и на уроках изобразительного искусства и следовать им.
- Учиться согласованно работать в группе:
- Учиться планировать работу в группе;
- Учиться распределять работу между участниками проекта;
- Понимать общую задачу проекта и точно выполнять свою часть работы;
- Уметь выполнять различные роли в группе (лидера, исполнителя, критика).
- Овладевать приёмами поиска и использования информации, работы с доступными электронными ресурсами.
Предметные результаты характеризуют опыт обучающихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
– сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
– сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности, потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
– овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
– овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на ИКТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.);
– знание видов художественной деятельности: изобразительной (живопись, графика, скульптура), конструктивной (дизайн и архитектура), декоративной (народные и прикладные виды искусства);
– знание основных видов и жанров пространственно-визуальных искусств;
– понимание образной природы искусства;
– эстетическая оценка явлений природы, событий окружающего мира;
– применение художественных умений, знаний и представлений в процессе выполнения художественно-творческих работ;
– способность узнавать, воспринимать, описывать и эмоционально оценивать несколько великих произведений русского и мирового искусства;
– умение обсуждать и анализировать произведения искусства, выражая суждения о содержании, сюжетах и выразительных средствах;
– усвоение названий ведущих художественных музеев России и художественных музеев своего региона;
– умение видеть проявления визуально-пространственных искусств в окружающей жизни: в доме, на улице, в театре, на празднике;
– способность использовать в художественно-творческой деятельности различные художественные материалы и художественные техники;
– способность передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и свое отношение к природе, человеку, обществу;
– умение компоновать на плоскости листа и в объеме задуманный художественный образ;
– освоение умений применять в художественно-творческой деятельности основы цветоведения, основы графической грамоты;
– овладение навыками моделирования из бумаги, лепки из пластилина, навыками изображения средствами аппликации и коллажа;
– умение характеризовать и эстетически оценивать разнообразие и красоту природы различных регионов нашей страны;
– умение рассуждать о многообразии представлений о красоте у народов мира, способности человека в самых разных природных условиях создавать свою самобытную художественную культуру;
– изображение в творческих работах особенностей художественной культуры разных (знакомых по урокам) народов, передача особенностей понимания ими красоты природы, человека, народных традиций;
– способность эстетически, эмоционально воспринимать красоту городов, сохранивших исторический облик, – свидетелей нашей истории;
– умение приводить примеры произведений искусства, выражающих красоту мудрости и богатой духовной жизни, красоту внутреннего мира человека.
КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
№ урока | Содержание и тип урока | Кол-во часов | Дата | Приме чание |
год | четв | по прог-рамме | факти чески |
Искусство в твоём доме (7 ч) Духовно-нравственные ценности: эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям). |
1 | 1 | Вводное занятие. «Твои игрушки» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 07.09 | | |
2 | 2 | «Посуда у тебя дома». Специфика оформления посуды (урок «открытия» нового знания) | 1 | 14.09 | | |
3 | 3 | «Обои и шторы у тебя дома». Повторяемость узора в обоях (урок «открытия» нового знания) | 1 | 21.09 | | |
4 | 4 | «Мамин платок». Искусство росписи ткани (гуашь, акварель) (урок «открытия» нового знания) | 1 | 28.09 | | |
5 | 5 | «Твои книжки». Оформительские элементы книг (урок «открытия» нового знания) | 1 | 05.10 | | |
6 | 6 | «Твои книжки». Создание эскизов иллюстрации, выбор шрифтов (урок «открытия» нового знания) | 1 | 12.10 | | |
7 | 7 | Модуль. «Открытки». Изготовление открытки (урок «открытия» нового знания) | 1 | 19.10 | | |
Искусство на улицах твоего города (7 ч) Духовно-нравственные ценности: толерантное принятие разнообразия культурных явлений, национальных ценностей и духовных традиций |
8 | 8 | «Памятники архитектуры». Составление и рисование облика зданий (акварель, гуашь, пастель) (урок «открытия» нового знания) | 1 | 26.10 | | |
9 | 1 | «Парки, скверы, бульвары». Традиции парковой архитектуры (урок «открытия» нового знания) | 1 | 09.11 | | |
10 | 2 | «Ажурные ограды». Кружевные детали в истории искусства России (урок «открытия» нового знания) | 1 | 16.11 | | |
11 | 3 | Модуль. «Ажурные ограды». Поиски природных аналогов рисунка (урок отработки умения и рефлексии) | 1 | 23.11 | | |
12 | 4 | «Волшебные фонари». Размеры и формы (урок «открытия» нового знания) | | 30.11 | | |
13 | 5 | Витрины». Художественная составляющая в составлении витрин урок «открытия» нового знания) | 1 | 07.12 | | |
14 | 6 | «Удивительный транспорт». Автомобильный декор (урок «открытия» нового знания) | 1 | 14.12 | | |
Художник и зрелище (10 ч) Духовно-нравственные ценности: художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни |
15 | 7 | «Художник в цирке». Фрагмент циркового представления (уроки «открытия» нового знания) | 1 | 21.12 | | |
16 | 1 | «Художник в цирке». Фрагмент циркового представления (завершение работы) (уроки «открытия» нового знания) | 1 | 11.01 | | |
17 | 2 | «Художник в театре». макета театральной (уроки «открытия» нового знания) | 1 | 18.01 | | |
18 | 3 | «Художник в театре». Создание объёмного макета театральной постановки (завершение работы) (уроки «открытия» нового знания) | 1 | 25.01 | | |
19 | 4 | «Театр кукол». Изготовление кукольных персонажей в разной технике (урок «открытия» нового знания) | 1 | 01.02 | | |
20 | 5 | «Театр кукол». Изготовление кукольных персонажей в разной технике (завершение работы) (урок «открытия» нового знания) | 1 | 08.02 | | |
21 | 6 | Модуль. «Театральные маски». Искусство масок разных характеров. Создание маски (урок «открытия» нового знания) | 1 | 15.02 | | |
22 | 7 | Афиша и плакат. Рисование на бумаге красками и карандашами (урок «открытия» нового знания) | 1 | 22.02 | | |
23 | 8 | «Праздник в городе». Создание рисунка городского праздника (урок «открытия» нового знания) | 1 | 01.03 | | |
24 | 9 | Модуль. «Школьный карнавал». Обобщающий урок по разделу «Художник и зрелище» (урок «открытия» нового знания) | 1 | 15.03 | | |
Художник и музей (9 ч) Духовно-нравственные ценности: художественный вкус и способность к эстетической оценке произведения искусства, нравственной оценке своих и чужих поступков, явлений окружающей жизни. Эмоционально-ценностное отношение к окружающему миру (семье, Родине, природе, людям). |
25 | 10 | Модуль. «Музей в жизни города». Рисование на свободную тему (урок «открытия» нового знания) | 1 | 22..03 | | |
26 | 1 | «Картина – особый мир. Картина – пейзаж». Рисование картины - пейзажа (урок «открытия» нового знания) | 1 | 05.04 | | |
27 | 2 | Рисование картины – пейзажа (завершение работы) (урок общеметодологической направленности) | 1 | 12.04 | | |
28 | 3 | «Картина-портрет». Рисование картины-портрета (урок «открытия» нового знания) | 1 | 19.04 | | |
29 | 4 | «Картина-натюрморт». Рисование картины – натюрморта (урок «открытия» нового знания) | 1 | 26.04 | | |
30 | 5 | «Картины исторические и бытовые». Рисование картины на жанровую тему (урок «открытия» нового знания) | 1 | 03.05 | | |
31 | 6 | Рисование картины на жанровую тему (завершение работы) (урок общеметодологической направленности) | 1 | 10.05 | | |
32 | 7 | «Скульптура в музее и на улице». Рисование фигуры человека в движении (урок «открытия» нового знания) | 1 | 17.05 | | |
33 | 8 | Модуль. Обобщающий урок учебного года. Проведение экскурсий по школьному музею (урок общеметодологической направленности) | 1 | 24.05 | | |
ИНФОРМАЦИОННО-МЕТОДИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Основная литература:
1.Сборник рабочих программ «Школа России». 1-4 классы. М.: Просвещение,2017
2.Неменский Б.М. Изобразительное искусство. Искусство вокруг нас. 3 класс. Учебник для общеобразовательных организаций. - М.; Просвещение, 2013
Дополнительная литература:
1.М.А.Давыдова. Поурочные разработки по изобразительному искусству: 3 класс: М.:ВАКО, 2012
Интернет- ресурсы:
1. http://ru.wikipedia.org/wiki
2. http://moikompas.ru/tags/plastilin
3. http://www.metodkabinet.eu/TemKollekzii/NarodnyePromysly.html
4. http://www.slovarus.ru
5. http://nsportal.ru