СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО 5-8 класс

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по изобразительному искусству рассчитанная на 4 года (с 5 по 8 классы) ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО 5-8 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Основная общеобразовательная школа имени Н.Д.Серова с. Юнгеровка Лысогорского района Саратовской области»





«Рассмотрено»

Руководитель МО

______ Яшина Е.А

Протокол № ___

От «__________ 2016г.


«Согласовано»

Заместитель директора по УВР

______ Чинакал Н.Ю.

«____»____________2016г.


«Утверждено»

Директор школы МБОУ ООШ имени Н.Д.Серова с. Юнгеровка

_________Кузьмина Н.Г.

Приказ №____ от

«___»____________2016г.





РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

Учебного предмета «Изобразительное искусство»

для 5-8 классов

Срок реализации программы 4 года

Разработчик: Кушнер Яна Сергеевна












с.Юнгеровка, 2016 г



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Основой для составления рабочей программы по изобразительному искусству 5-8 классов являются следующие нормативные документы:

- Федеральный закон от 29.12.2012 № 273-ФЗ «ОБ ОБРАЗОВАНИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ»

- ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ ОБЩЕГО ОБРАЗОВАНИЯ (Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «17» декабря 2010 г. № 1897)

- Основная образовательная программа основного общего образования МБОУ «ООШ имени Н.Д Серова с.Юнгеровка Лысогорского района Саратовской области» на 2014-2019 гг.

- Положение о рабочей программе педагога МБОУ «ООШ имени Н.Д Серова с.Юнгеровка Лысогорского района Саратовской области»

- Письмо Минобрнауки России от 28.10.2015 № 08-1786 «О рабочих программах учебных предметов»

- Рабочая программа учебного предмета «Изобразительное искусство» для 5-8 классов составлена на основе примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству и программы "Изобразительное искусство" под редакцией Б.М. Неменского 5-8 классы: Москва «Просвещение» 2016 г.

- Рабочая программа по изобразительному искусству для 5-8 классов разработана на основе предметной линии учебников под редакцией Б.М.Неменского:

«Изобразительное искусство» 5 класс, Н.А.Горяева, О.В.Островская, Москва «Просвещение» 2012.,

«Изобразительное искусство» 6 класс, Л.А.Неменская, Москва «Просвещение» 2016.,

«Изобразительное искусство» 7 класс, Г.Е.Гуров, Москва «Просвещение» 2012

«Изобразительное искусство» 8 класс, А.С.Питерских, Москва «Просвещение» 2016

В соответствии с Базисным учебным планом и учебным планом школы на изучение предмета в 5 – 8 классах отводится 1 час в неделю, 34 часа в год, 136 часов за курс.



Планируемые результаты освоения учебного предмета


По окончании основной школы учащиеся должны:

5 класс:
знать истоки и специфику образного языка декоративно-прикладного искусства;
знать особенности уникального крестьянского искусства, семантическое значение традиционных образов, мотивов (древо жизни, конь, птица, солярные знаки);
знать несколько народных художественных промыслов России;
различать по стилистическим особенностям декоративное искусство разных народов и времён (например, Древнего Египта, Древней Греции, Китая, Западной Европы XVII века);
различать по материалу, технике исполнения современные виды декоративно-прикладного искусства (художественное стекло, керамика, ковка, литьё, гобелен, батик и т. д.);
выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства (наративных, изобразительных элементов, а также видеть единство материала, формы и декора;
умело пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения, уметь передавать единство формы и декора (на доступном для данного возраста уровне);
выстраивать декоративные, орнаментальные композиции в традиции народного искусства (используя традиционное письмо Гжели, Городца, Хохломы и т. д.) на основе ритмического повтора изобразительных или геометрических элементов;
создавать художественно-декоративные объекты предметной среды, объединённые общей стилистикой (предметы быта, мебель, одежда, детали интерьера определённой эпохи);
владеть практическими навыками выразительного использования фактуры, цвета, формы, объёма, пространства в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объёмных декоративных композиций;
владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.);

6 класс:
знать о месте и значении изобразительных искусств в жизни человека и общества;
знать о существовании изобразительного искусства во все времена, иметь представление о многообразии образных языков искусства и особенностях видения мира в разные эпохи;
понимать взаимосвязь реальной действительности и её художественного изображения в искусстве, её претворение в художественный образ;
знать основные виды и жанры изобразительного искусства, иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта в истории искусства;
называть имена выдающихся художников и произведения искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом и отечественном искусстве;
понимать особенности творчества и значение в отечественной культуре великих русских художников-пейзажистов, мастеров портрета и натюрморта;
знать основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве (линия, пятно, тон, цвет, форма, перспектива), особенности ритмической организации изображения;
знать разные художественные материалы, художественные техники и их значение в создании художественного образа;

пользоваться красками (гуашь и акварель), несколькими графическими материалами (карандаш, тушь), обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоскостного и объёмного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека;

уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
видеть и использовать в качестве средств выражения соотношения пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
создавать творческие композиционные работы в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
активно воспринимать произведения искусства и аргументированно анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства;

7 класс:
уметь анализировать произведения архитектуры и дизайна; знать место конструктивных искусств в ряду пластических искусств, их общие начала и специфику;
понимать особенности образного языка конструктивных видов искусства, единство функционального и художественно-образных начал и их социальную роль;
знать основные этапы развития и истории архитектуры и дизайна, тенденции современного конструктивного искусства;
конструировать объёмно-пространственные композиции, моделировать архитектурно-дизайнерские объекты (в графике и объёме);
моделировать в своём творчестве основные этапы художественно-производственного процесса в конструктивных искусствах;
работать с натуры, по памяти и воображению над зарисовкой и проектированием конкретных зданий и вещной среды;
конструировать основные объёмно-пространственные объекты, реализуя при этом фронтальную, объёмную и глубинно-пространственную композицию; использовать в макетных и графических композициях ритм линий, цвета, объёмов, статику и динамику тектоники и фактур;
владеть навыками формообразования, использования объёмов в дизайне и архитектуре (макеты из бумаги, картона, пластилина);

создавать композиционные макеты объектов на предметной плоскостии в пространстве;


8 класс:
освоить азбуку фотографирования;
анализировать фотопроизведение, исходя из принципов художественности;

применять критерии художественности, композиционной грамотности в своей съёмочной практике;
усвоить принципы построения изображения и пространственно-временного развития и построения видеоряда (раскадровки);
усвоить принципы киномонтажа в создании художественного образа;

осознавать технологическую цепочку производства видеофильма и быть способным на практике реализовать свои знания при работе над простейшими учебными и домашними кино-и видеоработами;
быть готовыми к аргументированному подходу при анализе современных явлений в искусствах кино, телевидения, видео.



Содержание учебного предмета

5 класс

ДЕКОРАТИВНО-ПРИКЛАДНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

(34 часа, 1 ч в неделю)

ДРЕВНИЕ КОРНИ НАРОДНОГО ИСКУССТВА (8 ч)

Истоки языка декоративного искусства идут от народного крестьянского искусства. Язык крестьянского прикладного искусства — условно-символический. Учащихся необходимо подвести к пониманию того, что форма и цвет выступают здесь в роли знака, символизирующего определенную идею, а не изображающего конкретную реальность.

Тема. Древние образы в народном искусстве (2ч)

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жизни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обозначение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.





Тема. Убранство русской избы (1 ч)

Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и образном строе избы (небо, земля, подземно-водный мир)

Создание поисковых групп по направлениям народного искусства.

Тема. Внутренний мир русской избы (1ч)

Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крестьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предметов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Тема. Конструкция, декор предметов народного быта и труда (1ч)

Русские прялки, деревянная фигурная посуда, предметы труда - область конструктивной фантазии, умелого владения материалом. Органическое единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народного быта, выявление символического значения декоративных элементов.

Тема. Русская народная вышивка (1ч)

Крестьянская вышивка - хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнаментальных построений в вышивках на полотенце.

Тема. Народный праздничный костюм (1 ч)

Народный праздничный костюм целостный художественный образ. Северорусский и южнорусский комплекс одежды. Разнообразие форм и украшений народного праздничного костюма в различных республиках и регионах России.

Форма и декор женских головных уборов. Выражение идеи целостности мира, нерасторжимой связи земного и небесного в образном строе народной праздничной одежды.

Тема. Народные праздничные обряды (обобщение темы) (1ч)

Календарные народные праздники это способ участия человека, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символическое значение. Художественно- творческое задание

СВЯЗЬ ВРЕМЕН В НАРОДНОМ ИСКУССТВЕ (8 ч)

Народное искусство сегодня живет не в крестьянском быту, а в иной среде городской, и совершенно иной жизнью. Задача - дать учащимся понимание этих форм бытования народных, крестьянских традиций в современной жизни, а также дать представление об общности народных художественных промыслов и их различиях. Тема предполагает акцент на местных художественных промыслах.

Тема. Древние образы в современных народных игрушках (2ч)

Живучесть древних образов (коня, птицы, бабы) в современных народных игрушках, их сказочный реализм. Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Единство формы и декора в игрушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской в других местных форм игрушек. Особенности пластической формы старооскольских глиняных игрушек. Мастера старооскольской игрушки.

Тема. Искусство Гжели (1ч)

Из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптурность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с растяжением, дополненный изящной линией.

Тема. Городецкая роспись (1ч)

Из истории развития городецкой росписи. Подробное рассмотрение произведений городецкого промысла. Единство формы предмета и его декора. Птица и конь - главные герои городецкой росписи. Розаны и купавки — основные элементы декоративной композиции. Композиция орнаментальной и сюжетной росписи; изящество изображения, отточенность линейного рисунка. Основные приемы городецкой росписи.

Тема. Хохлома (1ч)

Из истории развития хохломской росписи. Особенности хохломской росписи :главные элементы росписи: « под фон», «кудрина» .

Тема. Жостово. Роспись по металлу (1ч)

Из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов и вариантов построения цветочных композиций. Жостовская роспись свободная кистевая живописная импровизация. Создание в живописи эффекта освещенности, объемности букета цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Тема. Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте. (1ч)

Дерево и береста основные материалы в крестьянском быту. Щепная птица счастья- птица света. Изделия из бересты. Резноеузоречье берестяных изделий.


Тема. Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы) (1ч)

Промыслы как искусство художественного сувенира. Место произведений промыслов в современном быту и интерьере. Тест



ДЕКОР ЧЕЛОВЕК, ОБЩЕСТВО, ВРЕМЯ (12 ч)

Это одна из важнейших тем в понимании роли декоративных искусств в жизни общества в целом и каждого человека в отдельности.

Осознание роли искусства украшения в формировании каждого человека и любого человеческого коллектива необходимо для грамотного использования в своей жизни предметов декоративного искусства.
Тема. Зачем людям украшения (2ч)

Беседа на тему: «Какую роль играет декоративное искусство в организации общества, в регламентации норм жизни его членов, в различии людей по социальной принадлежности».

Все предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить роль ее хозяина. Эта роль сказывается на всем образном строе вещи.

Тема. Роль декоративного искусства в жизни древнего общества (2ч)

Эту тему предлагается раскрыть на примерах роли декоративного искусства в Древнем Египте. Подчеркивание власти, могущества, знатности египетских фараонов с помощью декоративного искусства. Символика украшений Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян. Символика цвета в украшениях. Отличие одежд высших и низших сословий общества.

Тема. Одеждаговорит о человеке (3ч)

Одежда, костюм не только служат практическим целям, они являются особым знаком - знаком положения человека в обществе и его намерений, т. е. его роли. Эту тему предлагается раскрыть на материале декоративного искусства Древнего Китая (где была очень строгая регламентация в одежде людей разных сословий) и декоративного искусства Западной Европы ХVII века (эпоха барокко).
Важно обратить внимание учащихся на то, что декоративно-прикладное искусство Западной Европы эпохи барокко совершенно не похоже на древнеегипетское, древнекитайское своими формами, орнаментикой, цветовой гаммой, но суть декора (украшений) остается та же выявлять роли людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчеркивать определенные общности людей по классовому, сословному и профессиональному признакам.

Тема. Очем рассказывают гербы и эмблемы (3ч)

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность искусства геральдики. Герб возник как знак достоинств его владельца, символ чести рода. Сегодня это отличительный знак любого человеческого сообщества государства, страны, города, партии, фирмы, символизирующий отличие от других общностей, объединений.
В процессе беседы, сопровождающейся показом слайдов, следует обратить внимание учащихся на основные части классического герба, на изобразительные формы, взятые из жизни и мифологии, на их символическое значение, а также на символику цвета в классической геральдике. Символы и эмблемы в современном обществе, значение их элементов.

Тема. Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы) (2ч)

Итоговая игра-викторина (кроссворд) по теме четверти с широким привлечением учебных работ, показом слайдов произведений декоративно-прикладного искусства разных времен, с включением в игру художественных открыток, репродукций, собранных поисковыми группами.

ДЕКОРАТИВНОЕ ИСКУССТВО В СОВРЕМЕННОМ МИРЕ (7 ч)

Знакомство с современным выставочным декоративно-прикладным искусством и создание коллективной работы в материале для украшения школы. Работа может быть сделана в любом материале. Учитель выступает здесь в роли режиссера и главного художника.

Тема. Современное выставочное искусство (1ч)

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладного искусства (художественная керамика, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды и т. д.). Новое понимание красоты современными мастерами декоративно-прикладного искусства. Пластический язык материала и его роль в создании художественного образа. Роль выразительных средств (форма, цвет, фактура и др.) в построении декоративной композиции в конкретном материале.

Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Тема. Ты сам мастер (6ч)

Оставшиеся уроки IV четверти посвящены коллективной реализации в конкретном материале наиболее удачного из замыслов. Технология работы с выбранным материалом (плетение, коллаж, керамический рельеф, папье-маше, расписные доски и т. д.) требует постепенного, поэтапного выполнения задуманного панно. Сначала вместе с педагогом выполняется «картон», т. е. эскиз будущей работы в натуральную величину. Общая ком позиция делится на фрагменты (которые выполняются отдельными учениками), их собирают в более крупные блоки, а затем монтируют в общее декоративное панно. Педагог вместе с учащимися решает, учитывая реальные условия, из какого материала будут выполняться декоративные работы.

В конце учебного года устраивается отчетная выставка работ учащихся по декоративно-прикладному искусству, которую можно организовать как праздник «Украсим школу своими руками».





















6 класс

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

(34 ч, 1 ч в неделю)



ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА(8 ч)
Тема. Изобразительное искусство.Семья пространственных искусств (1ч)

Беседа об искусстве и его видах. Пластические или пространственные виды искусства и их деление на три группы: изобразительные, конструктивные и декоративные. Общие основы и разное назначение в жизни людей. Виды изобразительного искусства: живопись, графика, скульптура. Художественные материалы и их выразительность в изобразительном искусстве.

Значение особенностей художественного материала в создании художественного образа. Художественные материала и художественная техника.

Тема. Рисунок основа изобразительного творчества (1ч)

Рисунок основа мастерства художника. Творческие задачи рисунка.
Виды рисунка. Подготовительный рисунок как этап в работе над произведением любого вида пластических искусств. Зарисовка. Набросок с натуры. Учебный рисунок. Рисунок как самостоятельное графическое произведение. Графические материалы в их выразительные возможности.

Тема. Линия и еевыразительные возможности .Ритм линий (1ч)

Выразительные свойства линии, виды и характер линии. Условность и образность линейного изображения. Ритм линий, ритмическая организация листа. Роль ритма в создании образа. Линейные графические рисунки известных художников.

Тема. Пятно как средство выражения. Ритм пятен (1ч)

Пятно в изобразительном искусстве. Роль пятна в изображении и его выразительные возможности.
Понятие силуэта. Тон и тональные отношения: темное светлое. Тональная шкала. Композиция листа. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Линия и пятно.

Тема. Цвет. Основыцветоведения (1ч)

Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета, Цветовой контраст. Насыщенность цвета и его светлота. Изучение свойств цвета.

Тема. Цвет в произведениях живописи (1ч)

Понятия «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Цветовые отношения. Живое смешение красок. Взаимодействие цветовых пятен и цветовая композиция. Фактура в живописи. Выразительность мазка. Выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность и т. д.

Тема. Объемные изображения вскульптуре (1ч)

Выразительные возможности объемного изображения. Связь объема с окружающим пространством и освещением, Художественные материалы в скульптуре: глина, камень, металл, дерево и др.— и их выразительные свойства.

Тема. Основы языка изображения (1ч)

Беседа.(тест) Обобщение материала темы: виды изобразительного искусства, художественные материалы и их выразительные возможности, художественное творчество и художественное восприятие, зрительские умения.


МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (8 ч)

Тема. Реальность и фантазия в творчестве художника (1ч)

Беседа. Во все времена человек создавал изображения окружающего его мира. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Выражение авторского отношения к изображаемому.

Выразительные средства и правила изображения в изобразительном искусстве. Почему люди хранят произведения изобразительного искусства и высоко ценят, передавая из поколения в поколение?

Тема. Изображение предметного мира натюрморт (1ч)

Многообразие форм изображения мира вещей в истории искусства. О чем рассказывают изображения вещей. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в истории искусства. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре.
Плоскостное изображение и его место в истории искусства. Повествовательные, рассказывающие свойства плоских рисунков. Знаковость и декоративность плоского изображения в древности и в ХХ веке.

Тема. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира (1ч)

Многообразие форм в мире. Понятие формы. Линейные, плоскостные и объемные формы. Плоские геометрические тела, которые можно увидеть в основе всего многообразия форм. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности. Выразительность формы.

Тема. Изображение объема на плоскости и линейная перспектива (1ч)

Плоскость и объем. Изображение как окно в мир. Когда и почему возникли задачи объемного изображения? Перспектива как способ изображения на плоскости предметов в пространстве. Правила объемного изображения геометрических тел. Понятие ракурса.

Тема. Освещение. Свет и тень (1ч)

Освещение как средство выявления объема предмета. Источник освещения. Понятия «свет», «блик», «полутень», «собственная тень», «рефлекс», «падающая тень». Богатство выразительных возможностей освещения в графике и живописи. Свет как средство организации композиции в картине.
Тема. Натюрморт в графике (1ч)

Графическое изображение натюрмортов. Композиция и образный строй в натюрморте: ритм пятен, пропорций, движение и покой, случайность и порядок. Натюрморт как выражение художником своих переживаний и представлений об окружающем его мире. Материалы и инструменты художника и выразительность художественных техник.

Гравюра и ее виды. Выразительные возможности гравюры. Печатная форма (матрица) и оттиски.

Тема. Цвет в натюрморте (1ч)

Цвет в живописи и богатство его выразительных возможностей. Собственный цвет предмета (локальный) и цвет в живописи (обусловленный). Цветовая организация натюрморта ритм цветовых пятен. Разные видение и понимание цветового состояния изображаемого мира в истории искусства. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Тема. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы) (1ч)

Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника, его представлений и представлений людей его эпохи об окружающем мире и о самих себе. Жанр натюрморта и его развитие. Натюрморт в искусстве ХТХ—ХХ веков. Натюрморт и выражение творческой индивидуальности художника. Художественно- творческое задание


ВГЛЯДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ (10 ч)

Тема. Образ человека главная тема искусства (1ч)

Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Портрет как образ определенного реального человека. Портрет в искусстве древнего Рима, эпохи Возрождения и в искусстве Нового времени. Парадный портрет и лирический портрет. Проблема сходства в портрете. Выражение в портретном изображении характера человека, его внутреннего мира.
Портрет в живописи, графике, скульптуре. Великие художники-портретисты.

Тема. Конструкция головы человека и ее пропорции (1ч)

Закономерности в конструкции головы человека. Большая цельная форма головы и ее части. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, расположение и форма рта. Подвижные части лица, мимика.


Тема. Изображение головы человека в пространстве (2ч)

Повороты и ракурсы головы. Соотношение лицевой и черепной частей головы, соотношение головы и шеи. Большая форма и детализация. Шаровидность глаз и призматическая форма носа. Зависимость мягких подвижных тканей лица от конструкции костных форм. Закономерности конструкции и бесконечность индивидуальных особенностей и физиономических типов.



Тема. Портрет в скульптуре.Графический портретный рисунок (1ч)

Человек основной предмет изображения в скульптуре. Скульптурный портрет в истории искусства. Выразительные возможности скульптуры. Материал скульптуры. Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете.

Образ человека в графическом портрете. Рисунок головы человека в истории изобразительного искусства.

Индивидуальные особенности, характер, настроение человека в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения. Расположение на листе. Линия и пятно. Выразительность графического материала.



Тема. Сатирические образы человека (1ч)

Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура.дружеский шарж.


Тема. Образные возможности освещения в портрете (1ч)

Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы и изменение ее восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.

Тема. Роль цвета впортрете (1ч)

Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.


Тема. Великие портретисты (1ч)

Выражение творческой индивидуальности художника в созданных им портретных образах. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником. Индивидуальность образного языка в произведениях великих художников. Тема. Портрет в изобразительном искусстве 20 века (1ч)



Особенности и направления развития портретного образа и изображения человека в европейском искусстве 20 века. Знаменитые мастера :П.Пикассо,А.Матисс,С. Дали. Роль и место живописного портрета в отечественном искусстве 20 века. Кроссворд



ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ(7 ч)



Тема. Жанры в изобразительном искусстве. Изображение пространства 2

Беседа. Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве. Изменения видения мира в разные эпохи. Жанры в изобразительном искусстве. Портрет. Натюрморт. Пейзаж. Тематическая картина: бытовой в исторический жанры.

Беседа овидах перспективы в изобразительном искусстве. Вид перспективы как средство выражения, вызванное определенными задачами. Отсутствие изображения пространства в искусстве Древнего Египта, связь персонажей общим действием и сюжетом, Движение фигур в пространстве, ракурс в искусстве древней Греции и отсутствие изображения глубины. Пространство иконы в его смысл. Потребность в изображении глубины пространства и открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Понятие точки зрения. Перспектива как изобразительная грамота. Нарушение правил перспективы в искусстве ХХ века и его образный смысл.


Тема. Правила построения перспективы .Воздушная перспектива1

Перспектива учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Горизонт и его высота. Уменьшение удаленных предметов — перспективные сокращения. Точка схода. Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Пейзаж большой мир (1ч)

Пейзаж как самостоятельный жанр в искусстве. Превращение пустоты в пространство. Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы.
Огромный илегендарный мир в пейзаже. Его удаленность от зрителя. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл.



Тема. Пейзаж-настроение. Природа и художник 1

Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Многообразие форм и красок окружающего мира. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе. Красота разных состояний в природе: утро, вечер, сумрак, туман, полдень. Роль колорита в пейзаже-настроении.

Тема. Пейзаж в русской живописи 1

История формирования образа природы в русском искусстве. Образы природы в произведениях А.Венецианова, А.Саврасова, И.Шишкина



Тема. Пейзаж в графике.1

Графические зарисовки и наброски пейзажей в творчестве известных художников. Многообразие графических техник.

Тема. Городской пейзаж (1 ч)

Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве ХХ века.
Работа над графической композицией «Городской пейзаж». Желательны предварительные наброски с натуры. Возможен вариант коллективной работы путем создания аппликации из отдельных изображений (общая композиция после предварительного эскиза). При индивидуальной работе тоже может быть использован прием аппликации. Необходимо обратить внимание на ритмическую организацию листа. Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».


Тема. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл 1

Беседа. Обобщение материала учебного года. Значение изобразительного искусства в жизни людей. Виды изобразительного искусства. Средства выразительности, основы образно-выразительного языка и произведение как целостность. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства.
Уровни понимания произведения искусства. Понимание искусства—труд души.
Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника.



7 класс

ДИЗАЙН И АРХИТЕКТУРА В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА

(34 часа, 1 ч в неделю)


Архитектура и дизайн – конструктивные искусства в ряду пространственных искусств. Мир который создал человек

ХУДОЖНИК – ДИЗАЙН - АРХИТЕКТУРА. ИСКУССТВО КОМПОЗИЦИИ - ОСНОВА ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ (8ч.)

Тема. Основы композиции и в конструктивных искусствах 1

Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесем порядок в хаос»

Объемно-пространственная и плоскостная композиция. Основ­ные типы композиций: симметричная и асимметричная, фронталь­ная и глубинная. Гармония и контраст, баланс масс и динамиче­ское равновесие, движение и статика, ритм, замкнутость и разомкнутость композиции - все вариации рассматриваются на примере простейших форм (прямоугольники, прямые, точки и др.).

Тема. Прямые линии и организация пространства 2

Решение с помощью простейших композиционных элементов художественно-эмоциональных задач. Ритм и движение, разрежен­ность и сгущенность. Прямые линии: соединение элементов композиции и членение плоскости. Образно-художественная ос­мысленность простейших плоскостных композиций. Монтажность соединений элементов, порождающая новый образ.

Тема. Цвет - элемент композиционного творчества. Свободные формы: линии и

пятна 1

Функциональные задачи цвета в конструктивных искусствах. Применение локального цвета. Сближенность цветов и контраст. Цветовой акцент, ритм цветовых форм, доминанта. Выразитель­ность линии и пятна, интонационность и многоплановость.

Тема. Буква - строка - текст. Искусство шрифта 1

Буква как изобразительно-смысловой символ звука. Буква и искусство шрифта, «архитектура» шрифта, шрифтовые гарнитуры. Шрифт и содержание текста. Понимание печатного слова, типо­графской строки как элементов плоскостной композиции.

Тема. Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне. 1

Синтез слова и изображения в искусстве плаката, монтаж­ность их соединения, образно-информационная цельность. Стили­стика изображения и способы их композиционного расположения в пространстве плаката и поздравительной открытки.Тема. В бескрайнем мире книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна 2

Многообразие видов полиграфического дизайна: от визитки до книги. Соединение текста и изображения. Элементы, составляю­щие конструкцию и художественное оформление книги, журнала.

Коллажная композиция: образность и технология. Художественно – творческое задание






В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ .ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. (7ч)


Тема. Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету. 1

Композиция плоскостная и пространственная. Прочтение пло­скостной композиции как схематического изображения объемов в пространстве при виде на них сверху. Композиция пятен и линий как чертеж объектов в пространстве. Понятие чертежа как плос­костного изображения объемов, когда точка - вертикаль, круг­ цилиндр или шар, кольцо - цилиндр и т. д. Формирование пони­мания учащихся проекционной природы чертежа.

Тема. Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля. Взаимосвязь объектов в архитектурном макете1

Прочтение по рисунку простых геометрических тел, а также прямых, ломаных, кривых линий. Конструирование их в объеме и применение в пространственно-макетных композициях. Вспомо­гательные соединительные элементы в пространственной компо­зиции. Понятие рельефа местности и способы его обозначения на макете. Дизайн проекта: введение монохромного цвета.Прослеживание структур зданий различных архитектурных стилей и эпох. Выявление простых объемов, образующих дом. Взаимное влияние объемов и их сочетаний на образный характер постройки. Баланс функциональности и художественной красоты здания. Деталь и целое. Достижение выразительности и целесо­образности конструкции. Модуль как основа эстетической цель­ности постройки и домостроительной индустрии.

Тема.Важнейшие архитектурные элементы здания 1

Рассмотрение различных типов зданий, выявление горизон­тальных, вертикальных, наклонных элементов, входящих в их структуру. Возникновение и историческое развитие главных архи­тектурных элементов здания (перекрытия, стены, окна, двери, крыша, а также арки, купола, своды, колонны и др.). Использо­вание элементов здания в макете проектируемого объекта.

Тема. Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени 1

Многообразие мира вещей. Внешний облик вещи. Выявление сочетающихся объемов. Функция вещи и целесообразность соче­таний объемов.

Дизайн вещи как искусство и социальное проектирование. Вещь как образ действительности и времени. Сочетание образно­го и рационального. Красота - наиболее полное выявление функ­ции вещи.

Тема.Форма и материал1

Взаимосвязь формы и материала. Влияние функции вещи на материал, из которого она будет создаваться. Роль материала в определении формы. Влияние развития технологий и материалов на изменение формы вещи (например, бытовая аудиотехника - от деревянных корпусов к пластиковым обтекаемым формам и т. д.).

Тема.Цвет в архитектуре и дизайне .Роль цвета в формотворчестве.2

Эмоциональное и формообразующее значение цвета в дизай­не и архитектуре. Влияние цвета на восприятие формы объектов архитектуры и дизайна. Отличие роли цвета в живописи от его назначения в конструктивных искусствах. Цвет и окраска. Пре­обладание локального цвета в дизайне и архитектуре. Психологи­ческое воздействие цвета. Влияние на восприятие цвета: его на­хождение в пространстве архитектурно-дизайнерского объекта, формы цветового пятна, а также мягкого или резкого его очерта­ния, яркости цвета. Специфика влияния различных цветов спект­ра и их тональностей. Фактура цветового покрытия


ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. (12ч.)

Тема. Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого 2

Образ и стиль. Смена стилей как отражение эволюции образа жизни, сознания людей и развития производственных возможнос­тей. Художественно-аналитический обзор развития образно-стиле­вого языка архитектуры как этапов духовной, художественной и материальной культуры разных народов и эпох. Архитектура на­родного жилища. Храмовая архитектура. Частный дом.

Тема. Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна. 1

Архитектурная и градостроительная революция 20 века. Ее технологические и эстетические предпосылки и истоки. Социальный аспект «перестройки» в архитектуре. Отрицание канонов и одновременно использование наследия с учетом нового уровня материально-строительной техники. Приоритет функционализма.

Проблема урбанизации ландшафта, безликости и агрессивности среды современного города. Современные поиски новой эстетики архитектурного решения в градостроительстве.

Тема.Живое пространство города. Город, микрорайон, улица 1

Исторические формы планировки городской среды и их связь с образом жизни людей. Различные композиционные виды плани­ровки города: замкнутая, радиальная, кольцевая, свободно-разомк­нутая, асимметричная, прямоугольная и др. Схема-планировка и реальность. Организация и проживание пространственной среды как понимание образного начала в конструктивных искусствах. Роль цвета в формировании пространства. Цветовая среда.

Тема. Вещь в городе и дома. Городской дизайн2

Неповторимость старинных кварталов и кварталы жилья. Роль малой архитектуры и архитектурного дизайна в эстетизации и ин­дивидуализации городской среды, в установке связи между чело­веком и архитектурой. Создание информативного комфорта город­ской среды: устройство пешеходных зон в городах, установка городской мебели (скамьи, «диваны» и пр.), киосков, информаци­онных блоков, блоков локального озеленения и т. д.

Тема. Интерьер и вещь в доме. Днзайн - пространственно-вещной среды интерьера 2

Архитектурный «остов» интерьера. Историчность и социаль­ность интерьера.

Отделочные материалы, введение фактуры и цвета в интерь­ер. От унификации к индивидуализации подбора вещного напол­нения интерьера. Мебель и архитектура: гармония и контраст. Ди­зайнерские детали интерьера. Зонирование интерьера. Интерьеры общественных мест (театр, кафе, вокзал, офис, школа и пр.).

Тема. Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства 2

Город в единстве с ландшафтно-парковой средой. Развитие пространственно-конструктивного мышления. Обучение техноло­гии макетирования путем введения в технику бумагопластики раз­личных материалов и фактур (ткань, проволока, фольга, древеси­на, стекло и т. д.) для создания архитектурно-ландшафтных объ­ектов (лес, водоем, дорога, газон и т. д.).

Тема. Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление 2

Единство эстетического и функционального в объемно-прост­ранственной организации среды жизнедеятельности людей. При­родно-экологические, историко-социальные и иные параметры, влияющие на композиционную планировку города. Реализация в коллективном макетировании чувства красоты и архитектурно­-смысловой логики.

Художественно- творческое задание


ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ.ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (7 ч.)


Тема. Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне , как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом1

Мечты и представления учащихся о своем будущем жилище,реализующиеся в их архитектурно-дизайнерских проектах. Прин­ципы организации и членения пространства на различные функ­циональные зоны: для работы, отдыха, спорта, хозяйства, для де­тей и т. д. Мой дом - мой образ жизни. Учет в проекте инже­нерно-бытовых и санитарно-технических задач.

Тема. Интерьер, который мы создаем1

Дизайн интерьера. Роль материалов, фактур и цветовой гаммы. Стиль и эклектика. Отражение в проекте дизайна интерьера об­разно-архитектурного замысла и композиционно-стилевых начал. Функциональная красота или роскошь предметного наполнения интерьера (мебель, бытовое оборудование).

Тема. Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй1

Сад (английский, французский, восточный) и традиции рус­ской городской и сельской усадьбы.

Планировка сада, огорода, зонирование территории. Организа­ция палисадника, садовых дорожек. Малые архитектурные формы сада: беседка, бельведер, пергола, ограда и пр. Водоемы и мини пруды. Сомасштабные сочетания растений сада. Альпийские гор­ки, скульптура, керамика, садовая мебель, кормушка для птиц ит. д. Спортплощадка и многое другое в саду мечты. Искусство аранжировки. Икебана как пространственная композиция в интерьере.

Тема.Мода, культура и ты.Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды 1

Соответствие материала и формы в одежде. Технология созда­ния одежды. Целесообразность и мода. О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Законы композиции в одежде. Силуэт, линия, фасон. I

Тема.Встречают по одежке 1

О психологии индивидуального и массового. Мода - бизнес и манипулирование массовым сознанием. Возраст и мода. Молодеж­ная субкультура и подростковая мода. «Быть или казаться»? Самоутверждение и знаковость в моде. Философия «стаи» и ее вы­ражение в одежде. Стереотип и кич.

Тема.Автопортрет на каждый день 1

Лик или личина? Искусство грима и прически. Форма лица и прическа. Макияж дневной, вечерний и карнавальный. Грим бы­товой и сценический. Лицо в жизни, на экране, на рисунке и на фотографии. Азбука визажистики и парикмахерскогостилизма.

Боди-арт и татуаж как мода.

Тема.Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна 1

Человек как объект дизайна. Понятие имидж-дизайна как сфе­ры деятельности, объединяющей различные аспекты моды и ви­зажистику, искусство грима, парикмахерское дело (или стилизм), ювелирную пластику, фирменный стиль и т. д., определяющей форму поведения и контактов в обществе. Связь имидж-дизайна с «паблик рилейшенс», технологией социального поведения, рек­ламой, общественной деятельностью и политикой. Материализа­ция в имидж-дизайне психосоциальных притязаний личности на публичное моделирование желаемого облика.

Моделируя себя - моделируешь мир

Человек - мера вещного мира. Он или его хозяин или раб. Создавая «оболочку» - имидж, создаешь и «душу». Моделируя себя, моделируешь и создаешь мир и свое завтра.

Заключительное занятие года, которое проводится в свободной форме на примере выставки сделанных учащимися работ. Занятие демон­стрирует понимание учащимися роли дизайна и архитектуры в современном обществе как важной формирующей его социокуль­турного облика, показывает понимание места этих искусств и их образного языка в ряду пластических искусств.

Выставка учащихся.


8 класс

ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ТЕАТРЕ , КИНО , НА ТЕЛЕВИДЕНИИ

(34 часа, 1 ч в неделю)

ХУДОЖНИК И ИСКУССТВО ТЕАТРА. РОЛЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ В СИНТЕТИЧЕСКИХ ИСКУССТВАХ (8Ч)

Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.1

Специфика изображения в произведениях театрального и экранного искусства. Жанровое многообразие театральных спектаклей.

Театральное искусство и художник. Правда и магия театра1

Актер – основа театрального искусства. Сценография – элемент единого образа спектакля. Устройство сцены и принципы театрального макетирования.

Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены.1

Различия в творчестве сценографа и художника – живописца. Основные задачи театрального художника. Типы декорационного оформления спектакля.

Сценография искусство и производство 1

Этапы и формы работы театрального художника. Элементы декорационного оформления сцены.

Костюм, грим и маска , или магическое « если бы».Тайны актерского перевоплощения1

Образность и условность театрального костюма. Отличия бытового костюма , грима, прически от сценического.

Костюм – средство характеристики персонажа.

Художник в театре кукол. Привет от Карабаса – Барабаса2

Ведущая роль художника кукольного спектакля как соавтора актера в создании образа персонажа. Виды театра кукол. Технологии создания простейших кукол.

Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.1

Анализ этапов создания театральной постановки. Важнейшая роль зрителя. Многофункциональность современных сценических зрелищ.


ЭСТАФЕТА ИСКУСТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ.ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ (8ч.)


Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности.1

Становление фотографии как искусства. Искусство фотографии. Фотографическое изображение- не реальность , а новая художественная условность.

Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторскогофотомастерства: умение видеть и выбирать.1

Опыт изобразительного искусства - фундамент съемочной грамоты. Композиция в живописи и фотографии. Выбор объекта, точки съемки, ракурс и крупность плана как художественно - выразительные средства в фотографии.

Фотография искусство « светописи».Вещь : свет и фактура.1

Свет – средство выразительности и образности. Фотография искусство светописи. Операторская грамота съемки фотонатюрморта.

«На фоне Пушкина снимается семейство».Искусствофотопейзажа и фотоинтерьера.1

Образные возможности цветной и черно - белой фотографии. Световые эффекты. Цвет в живописи и фотографии. Фотопейзаж – хранилище визуально – эмоциональной памяти об увиденном.

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора.1

Анализ образности фотопортрета: художественное обобщение или изображение конкретного человека. Постановочный или репортажный фотопортрет.

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.1

Фотоизображение как документ времени, летопись запечатленных мгновений истории. Методы работы над событийным репортажем. Семейная фотохроника. Операторская грамотность фоторепортажа.

Фотография и компьютер. Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка.2

Фотография остановленное и запечатленное навсегда время. Правда и ложь в фотографии. Возможности компьютера в обработке фотографий.

ФИЛЬМ ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУСТВЕ КИНО? 12ч

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.3ч

Кино – синтез слова, звука, музыки. Экранное изображение - эффект последовательной смены кадров, их соединение. Художественная условность пространства и времени в фильме.

Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме.3

Коллективность художественного творчества в кино. Роль режиссера и оператора в создании визуального образа фильма. Специфика творчества художника – постановщика в игровом фильме.

От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка.3

Элементарные основы киноязыка и кинокомпозиции. Фильм – рассказ в картинках. Понятие кадра и плана.

Бесконечный мир кинематографа.3

Искусство анимации. Многообразие жанровыхкиноформ. История и специфика рисовального фильма.

ТЕЛЕВИЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРА. ЭКРАН – ИСКУССТВО – ЗРИТЕЛЬ 6ч.

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения.1

Телевидение – новая визуальная технология. Художественный вкус и культура. Интернет – новейшее коммуникативное средство. Актуальность и необходимость зрительской творческой телеграмоты.

Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика : от видеосюжета до телерепортажа.1

Специфика телевидения – это « сиюминутность» происходящего на экране. Опыт документального репортажа. Основы школьной тележурналистики.

Киноглаз, или Жизнь в врасплох.1

Кинонаблюдение – основа документальноговидеотворчества. Метод кинонаблюдения – основное средство изображения события и человека в документальном фильме телерепортаже.

Телевидение, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.1

Киноязык и коноформы не являются чем- то застывши и неизменным. Анализ эволюции выразительных средств и жанровых форм современного телевидения. Роль и возможности экранных форм в активизации художественного сознания и творческой видеодеятельности молодежи в интернет – пространстве.

В царстве кривых зеркал, или Вечные истина искусства.2

Роль визуально –зрелищных искусств. В обществе и жизни человека. Позитивная и негативная роль СМИ. Телевидение – регулятор интересов и запросов общества.
















































Тематическое планирование



Класс

Тема

Кол-во часов

Практические

Контрольные, тесты

5

Древние корни народного искусства

8

4


Связь времен в народном искусстве

8

4


Декор – человек, общество, время.

12

6


Декоративное искусство в современном мире

6

3

1

6

Виды изобразительного искусства и основы образного языка

8

4


Мир наших вещей. Натюрморт

8

4


Вглядываясь в человека. Портрет

10

5


Человек и пространство. Пейзаж

8

4

1

7

Художник – дизайн – архитектура. Искусство композиции – основа дизайна и архитектуры.

8

4


В мире вещей и зданий. Художественный язык конструктивных искусств.

7

4


Город и человек. Социальное значение дизайна и архитектуры в жизни человека.

12

6


Человек в зеркале дизайна и архитектуры. Образ жизни и индивидуальное проектирование.

7

4

1

8

Художник и искусство театра. Роль изображения в синтетических искусствах.

8

4


Эстафета искусств: от рисунка к фотографии. Эволюция изобразительных искусств и технологий.

8

4


Фильм – творец и зритель. Что мы знаем об искусстве кино?

12

6


Телевидение – пространство культуры? Экран-искусство-зритель

6

3

1


Всего:


136


69


4






Приложение №1


КИМ. Демоверсии промежуточной аттестации по изобразительному искусству



5 класс

Тест

1.Русский срубный жилой дом.

а) Кремль б)терем в)палаты г)изба

2.Как на Руси назывался языческий храм?

а) святилище б) капище в) храм г) собор

3.Бревно, венчающее кровлю русской избы.

а) причелинаб) охлупень в) полотенце г) рубель

4.Как называлась лавка в русской избе в виде длинного ящика с крышкой?

а) коник б) столешник в) оберег г) рубель

5.Доска, идущая по свесу крыши, деталь декоративного убранства русской избы.

а) охлупень б) столешник в) полотенце г) причелина

6.Как называлась сказочная птица с человеческим лицом, изображаемая на старинных русских лубочных картинах?

а) Алконост б) Феникс в) Филин г) Сокол

7.Как в восточной мифологии называется дух дома:

а) леший б) кикимора в) домовой г) злыдень

8.Как называлось в Древней Руси украшение из серебряных или золотых монет, надевавшееся на шею?

а) бусы б) гривна в) монисты г) ожерелье

9.Девичий головной убор в виде полосы ткани, парчовой или вышитой золотой нитью.

а) повязка б) кокошник в) кичка г) сорока

10.Какой предмет верхней одежды был наиболее распространен у мужчин — россиян в 17 в.?

а) пашень б) охабень в) ферязь г) кафтан

11.Какой предмет верхней одежды был наиболее распространен у женщин — россиянок в 17 в.?

а) сарафан б) летник в) опашень г) душегрей


Ключ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

г

а

б

а

г

а

в

б

а

г

а










6 класс

Тест

1. Назовите все известные Вам древние символы (образы) русского народного искусства
(древо жизни, образ баба, коня, птицы)
2. Расшифруйте и нарисуйте древние символы:
1) хляби небесные; (знаки солнца, воды)
2) хляби земные.
(знаки земли, плодородия)
3. Из перечисленного ниже списка выберите и подчеркните предметы, входящие в убранство и интерьер русской избы:
печь стол компьютер лавка-конникполати прялка вышитое полотенце  
домашний кинотеатр расписная посуда телевизор
4. Подчеркните те из перечисленных ниже элементов одежды, которые составляют южный вариант женского праздничного наряда:
кокошник, лента ,кичка, сорока, рубаха, сарафан, понева, передник-запон, душегрея

5. Выберите из перечисленного ниже списка символов древние символы Египта:
лотос, берегиня, скарабей, ладья, медведь, глаз, олень, сфинкс

6. Перечислите стили росписи древнегреческих ваз.
(краснофигурная, чернофигурная)

7. Выберите верное определение и подчеркните его:
А) геральдика – наука о денежных знаках и монетах;
Б) геральдика – наука о гербах и их прочтении;
В) геральдика – наука о марках.

8. Нарисуйте стрелки, показывающие соответствие цвета и его значения в геральдике:
1.Золотой (желтый) а Чистота и невинность
2.Серебряный б. Смелость и любовь
3.Голубой в. Богатство и справедливость
4.Красный г. Изобилие
5.Зеленый д. Величие и красота
6.Пурпурный е.могущество

7.Черный ж.мудрость.
(1-в; 2-а; 3.д; 4-б; 5-г; 6-е,7-ж)

9. Практическое задание: выполните эскиз герба (личный, школьный, городской или другой)











7 класс

Тест

1. Напишите ниже, какие виды изобразительного искусства Вы знаете?

(скульптура, живопись, графика, ДПИ)

2. Дополните предложение по разновидностям жанров в изобразительном искусстве:

А) Изображение человека в живописи, скульптуре, графике называется портрет
Б) Изображение исторических и военных событий называется историческим жанром
В) Изображение неживых предметов (плоды, цветы, посуда) называется натюрморт
Г) Изображение природы называется пейзаж

3.Перечислите 
А) три основных цвета: красный, желтый, синий

Б) три производных цвета фиолетовы, оранжевый, зеленый
4. Напишите, как называется линия, разделяющая плоскость неба и земли?

Линия горизонта
5.Подчеркните правильное окончание определения:

В линейной перспективе все предметы при удалении

а)увеличиваются
 б)уменьшаются
 в)остаются без изменений

В линейной перспективе параллельные линии по мере удаления от наблюдателя
 а)сходятсяв одной точке
 б)остаются параллельными
 в)расходятся.

В воздушной перспективе предметы при удалении

а)четкие

б)покрыты дымкой, расплывчаты.

6.Поставьте над фамилиями перечисленных ниже художников буквы:
А – если это художник-портретист
Б – если это художник-пейзажист.

Серов (а), Левицкий (а), Репин(а), Левитан(б), Рафаэль (а), Леонардо Да Винчи (а), Куинджи(б) ,Рембрандт(а),Крамской(а),Шишкин(б)
7. Практическое задание: выполните пейзаж, используя только теплые тона (красный, оранжевый, коричневый, золотой) или холодные тона (синий, фиолетовый, голубой, зе-леный)







8 класс

Тест

1. Пространственные виды искусства : музыка, литература, живопись, графика , дизайн, архитектура.

2.Конструктивные виды искусства : дизайн, графика, скульптура.

3. Временные виды искусства: кино, театр, музыка, живопись.литература

4. Стили в архитектуре: готический, классический, проза, ампир, барокко, модерн, романс,

5. Архитектор это- скульптор, строитель, декоратор, инженер








































Критерии оценки творческих работ и проектов


Положительная оценка выставляется при условии, что учащийся набрал не менее 2 баллов , не менее балла по каждому из двух критериев:

  • Адекватность выбранного художественного материала.

  • Оптимальное использование средств художественной выразительности для создания образа.

6 и более баллов- творческий уровень освоения материала.

2- 5 баллов- базовый уровень освоения материала.

    1. баллов- недостаточный уровень освоения материала.


Баллы

Наименование критерия

0 баллов

1 балл

2 балла

Адекватность выбранного художествен­ного мате­риала

Художественный материал не соответствует выбранной теме

Выбранный художественный материал соответствует замыслу

Выбранный художественный материал соответствует замыслу, возмож­ности данного материала использованы для воплощения замысла

Оригиналь­ность за­мысла

Использованы стереотипы, шаблонные изображения персонажей

Проявлено желание найти не­обычный образ, отход от стереотипа;


Композиция выразительна, не­обычный образ персонажа;


Эмоциональ­ность

Сухая, неэмоциональная работа

Продемонстрировано стрем­ление передать в работе эмоциональное состояние природы, человека, животного

В работе передано эмоцио­нальное состояние природы, человека, животного;


Оптимальное использова­ние средств художествен­ной выра­зительности для создания образа

Невыразительно использова­ны художественные материалы

Недостаточно полно использо­ваны средства художественной вырази­тельности для создания художественных образов;

Показано владение средства­ми художественной выразительности, их сознательное использование для создания оригинальных, эмоциональных образов;




    1. баллов-«5» 4-5 баллов - «4» 2-3 балла - «3» 0-1 балл - «2»





Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов

  1. Активность участия.

  2. Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.

  3. Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.

  4. Самостоятельность.

5.Оригинальность суждений

Оценка «5» (отлично) выставляется учащемуся чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результат, правильные и полные, логичные и осмысленные, в практической деятельности проявляются приобретенная самостоятельность и творческое применение. Объем работы выполнен на 94% - 100%.

Оценка « 4» (хорошо) выставляется учащемуся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результаты в основном правильные, логичные и осмысленные, но недостаточно полные или имеются мелкие ошибки, в практической деятельности обнаруживается отсутствие в некоторой мере самостоятельности, мелкие ошибки. Практическая работа выполнена на 75% - 93%.

Оценка «3» (удовлетворительно) выставляется учащемуся, чей устный ответ (выступление), письменная работа, практическая деятельность или их результаты в основной части правильные, приобретены основные умения, но применение знаний в практической деятельности вызывает трудности. Учащийся нуждается в руководстве и указаниях. Объем выполненного практического задания 30% - 74%.

Оценка «2» (неудовлетворительно) выставляется учащемуся, у которого при устном ответе (выступлении), в письменной работе, практической деятельности или в их результатах наблюдаются существенные недостатки и ошибки. Учащийся делает в большинстве содержательные ошибки, не способен применять знания также при руководстве и направлении его деятельности. Объем выполненной работы 10% -29%.





























Приложение №2 к рабочей программе


Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 5 классе

на 2016 – 2017 учебный год.

учитель Кушнер Яна Сергеевна


Наименование разделов и тем

Дата проведения

План

Факт

Древние корни народного искусства (8 часов)

1-2

Древние образы в народном искусстве.



3

Убранство русской избы.



4

Внутренний мир русской избы.



5

Конструкция и декор предметов народного быта.



6

Русская народная вышивка.



7

Народный праздничный костюм.



8

Народные праздничные обряды



Связь времен в народном искусстве (8 часов)

9

Древние образы в современных народных игрушках.



10

Искусство Гжели.



11

Городецкая роспись.



12

Хохлома.



13

Жостово. Роспись по металлу.



14

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба по бересте.



15

Роль народных художественных промыслов в современной жизни



Декор – человек, общество, время (12 часов)

16-17

Зачем людям украшения.



18-19

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества



20-22

Одежда «говорит» о человеке.



23-25

О чём рассказывают нам гербы и эмблемы.



26-27

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества



Декоративное искусство в современном мире(7 часов)

28

Современное выставочное искусство.



29-34

Ты сам мастер.



















































Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе

на 2016 – 2017 учебный год.

учитель Кушнер Яна Сергеевна



Наименование разделов и тем

Дата проведения

План

Факт

ВИДЫ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОГО ИСКУССТВА

И ОСНОВЫ ОБРАЗНОГО ЯЗЫКА (8 часов)

1.

Изобразительное искусство. Семья пространственных искусств.



2.

Рисунок – основа изобразительного творчества.



3.

Линия и её выразительные возможности. Ритм линий.



4.

Пятно как средство выражения. Ритм пятен.



5.

Цвет. Основы цветоведения



6.

Цвет в произведениях живописи.



7.

Объёмные изображения в скульптуре.



8.

Основы языка изображения.



МИР НАШИХ ВЕЩЕЙ. НАТЮРМОРТ (8 часов)

9

Реальность и фантазия в творчестве художника.



10

Изображение предметного мира – натюрморт.



11

Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.



12

Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.



13

Освещение. Свет и тень.



14

Натюрморт в графике.



15

Цвет в натюрморте.



16

Выразительные возможности натюрморта.



ВГЛЯЛДЫВАЯСЬ В ЧЕЛОВЕКА. ПОРТРЕТ (10 часов)

17

Образ человека – главная тема в искусстве.



18

Конструкция головы человека и её основные пропорции.



19-20

Изображение головы человека в пространстве.



21

Портрет в скульптуре.Графический портретный рисунок.



22

Сатирические образы человека.



23

Образные возможности освещения в портрете



24

Роль цвета в портрете.



25

Великие портретисты прошлого.



26

Портрет в изобразительном искусстве XX века



ЧЕЛОВЕК И ПРОСТРАНСТВО. ПЕЙЗАЖ (8 часов)

27

Жанры в изобразительном искусстве.



28

Изображение пространства.



29

Правила построения линейной перспективы. Воздушная перспектива.



30

Пейзаж – большой мир.Пейзаж настроения. Природа и художник.



31

Пейзаж в русской живописи.



32


Пейзаж в графике.



33

Городской пейзаж



34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.(обобщение темы)

















































Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 7 классе

на 2016 – 2017 учебный год.

учитель Кушнер Яна Сергеевна


Наименование разделов и тем

Дата проведения

План

Факт

АРХИТЕКТУРА И ДИЗАЙН – КОНСТРУКТИВНЫЕ ИСКУССТВА В РЯДУ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ИСКУССТВ. МИР, КОТОРЫЙ СОЗДАЁТ ЧЕЛОВЕК (8 Ч)

1

Основы композиции в композиции в конструктивных искусствах. Гармония, контраст и выразительность плоскостной композиции, или «Внесём порядок в хаос!»



2

Прямые линии и организация пространства



3

Цвет – элемент композиционного творчества



4

Свободные формы: линии и тоновые пятна



5

Буква – строка – текст. Искусство шрифта



6

Когда текст и изображение вместе. Композиционные основы макетирования в графическом дизайне.



7-8

В бескрайнем море книг и журналов. Многообразие форм графического дизайна



В МИРЕ ВЕЩЕЙ И ЗДАНИЙ. ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ ЯЗЫК КОНСТРУКТИВНЫХ ИСКУССТВ. (7ч)

9

Объект и пространство. От плоскостного изображения к объемному макету.



10

Взаимосвязь объектов в архитектурном макете



11

Конструкция: часть и целое. Здание как сочетание различных объемных форм. Понятие модуля.



12

Важнейшие архитектурные элементы здания



13

Красота и целесообразность. Вещь как сочетание объемов и материальный образ времени



14

Форма и материал



15

Цвет в архитектуре и дизайне. Роль цвета в формотворчестве.



ГОРОД И ЧЕЛОВЕК. СОЦИАЛЬНОЕ ЗНАЧЕНИЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ КАК СРЕДЫ ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА. (12ч.)

16-17

Город сквозь времена и страны. Образы материальной культуры прошлого



18

Город сегодня и завтра. Пути развития современной архитектуры и дизайна.



19

Живое пространство города. Город, микрорайон, улица



20-21

Вещь в городе и дома. Городской дизайн



22-23

Интерьер и вещь в доме. Днзайн - пространственно-вещной среды интерьера



24-25

Природа и архитектура. Организация архитектурно-ландшафтного пространства



26-27

Ты - архитектор. Замысел архитектурного проекта и его осуществление



ЧЕЛОВЕК В ЗЕРКАЛЕ ДИЗАЙНА И АРХИТЕКТУРЫ.ОБРАЗ ЧЕЛОВЕКА И ИНДИВИДУАЛЬНОЕ ПРОЕКТИРОВАНИЕ (7 ч.)

28

Мой дом - мой образ жизни. Скажи мне , как ты живешь, и я скажу, какой у тебя дом



29

Интерьер, который мы создаем



30

Пугало в огороде… или под шепот фонтанных струй



31

Мода, культура и ты. Композиционно-конструктивные принципы дизайна одежды



32

Встречают по одежке



33

Автопортрет на каждый день



34

Имидж: лик или личина? Сфера имидж-дизайна. Моделируя себя - моделируешь мир

































Календарно-тематическое планирование по изобразительному искусству в 8 классе

на 2016 – 2017 учебный год.

учитель Кушнер Яна Сергеевна



Наименование разделов и тем

Дата проведения

План

Факт

ХУДОЖНИК И ИСКУССТВО ТЕАТРА. РОЛЬ ИЗОБРАЖЕНИЯ В СИНТЕТИЧЕСКИХ ИСКУССТВАХ (8Ч)

1.

Искусство зримых образов. Изображение в театре и кино.



2.

Театральное искусство и художник. Правда и магия театра



3.

Сценография - особый вид художественного творчества. Безграничное пространство сцены



4.

Сценография искусство и производство



5.

Костюм, грим и маска , или магическое « если бы». Тайны актерского перевоплощения



6-7

Художник в театре кукол. Привет от Карабаса – Барабаса



8.

Спектакль – от замысла к воплощению. Третий звонок.



ЭСТАФЕТА ИСКУСТВ: ОТ РИСУНКА К ФОТОГРАФИИ.ЭВОЛЮЦИЯ ИЗОБРАЗИТЕЛЬНЫХ ИСКУССТВ И ТЕХНОЛОГИЙ (8ч.)

9

Фотография – взгляд сохраненный навсегда. Фотография - новое изображение реальности



10

Грамота фотокомпозиции и съемки. Основа операторскогофотомастерства: умение видеть и выбирать



11

Фотография искусство « светописи».Вещь : свет и фактура



12

«На фоне Пушкина снимается семейство».Искусствофотопейзажа и фотоинтерьера.



13

Человек на фотографии. Операторское мастерство фотооператора.



14

Событие в кадре. Искусство фоторепортажа.



15-16

Фотография и компьютер. Документ для фальсификации: факт и его компьютерная трактовка.



ФИЛЬМ ТВОРЕЦ И ЗРИТЕЛЬ. ЧТО МЫ ЗНАЕМ ОБ ИСКУСТВЕ КИНО? 12ч

17-19

Многоголосый язык экрана. Синтетическая природа фильма и монтаж. Пространство и время в кино.



20-22

Художник и художественное творчество в кино. Художник в игровом фильме



23-25

От большого экрана к домашнему видео. Азбука киноязыка



26-28

Бесконечный мир кинематографа



ТЕЛЕВИЕНИЕ, ПРОСТРАНСТВО КУЛЬТУРА. ЭКРАН – ИСКУССТВО – ЗРИТЕЛЬ 6ч.

29

Мир на экране: здесь и сейчас. Информационная и художественная природа телевизионного изображения



30

Телевидение и документальное кино. Телевизионная документалистика : от видеосюжета до телерепортажа



31

Киноглаз, или Жизнь в врасплох



32

Телевидение, Интернет… Что дальше? Современные формы экранного языка.



33-34

В царстве кривых зеркал, или Вечные истина искусства.























































Проектная деятельность

по изобразительному искусству 5-8 классы

на 2016-2017 учебный год

учитель Кушнер Яна Сергеевна



Класс

Наименование проекта

Дата

5

«Иностранные гербы»


6

«Зимний натюрморт»


7

«Комната моей мечты»


8

«Я сам себе режиссёр»






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!