СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по ИЗО для 5 класса

Категория: ИЗО

Нажмите, чтобы узнать подробности

Соответствует требованиям ФГОС . Использованы национальные компоненты в разработке.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по ИЗО для 5 класса»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Большекатрасьская средняя общеобразовательная школа»

Чебоксарского района Чувашской Республики


УТВЕРЖДАЮ

Директор МБОУ «Большекатрасьская СОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики __________________

Приказ №____

от « » 20 года

СОГЛАСОВАНО

Заместитель директора

по УР _______________

«___»__________20__

РАССМОТРЕНО

на заседании ШМО

протокол № 4

от « » 20 года

Руководитель ШМО __________________

__________________

ФИО



Рабочая программа

по изобразительному искусству

для 5 класса МБОУ «Большекатрасьская СОШ»

Чебоксарского района Чувашской Республики, учителя ИЗО Маркова Владимира Марковича






















2016- 2017 учебный год



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по изобразительному искусству для 5 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования, примерной программы основного общего образования по изобразительному искусству, основной образовательной программы МБОУ «Большекатрасьская СОШ», по учебнику «Декоративно - прикладное искусство в жизни человека» для 5 класса авторской программы Б.М. Неменского, «Изобразительное искусство 5-8 кл.»: /Сост. Б.М. Неменский.- М.: Просвещение, 2015.


В соответствии с учебным планом МБОУ «Большекатрасьская СОШ» Чебоксарского района Чувашской Республики на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» отводится в 5 классе 35 часов в год, 1 час в неделю.


Цели обучения: - становление и формирование личности обучающегося, развитие интереса к познанию и творческих способностей обучающегося;

-формировать целостную систему универсальных знаний, умений и навыков, а также самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся.


Промежуточная аттестация проводится в форме тестирования, задания составляются на основе материала учебника.


  1. ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА.

Личностные результаты отражаются в индивидуальных качествен­ных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:

- воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осозна­ние своей этнической принадлежности, знание культуры своего на­рода, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;

- формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;

- формирование целостного мировоззрения, учитывающего культур­ное, языковое, духовное многообразие современного мира;

- формирование осознанного, уважительного и доброжелательного от­ношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культу­ре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;

- развитие морального сознания и компетентности в решении мо­ральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и от­ветственного отношения к собственным поступкам;

-формирование коммуникативной компетентности в общении и со­трудничестве со сверстниками, взрослыми в процессе образователь­ной, творческой деятельности;

-осознание значения семьи в жизни человека и общества, принятие ценности семейной жизни, уважительное и заботливое отношение к членам своей семьи;

- развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстети­ческого характера.

Метапредметные результаты характеризуют уровень сформиро­ванности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:

- умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной де­ятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной де­ятельности;

- умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

- умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответ­ствии с изменяющейся ситуацией;

- умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;

- владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;

- умение организовывать учебное сотрудничество и совместную дея­тельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на осно­ве согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргу­ментировать и отстаивать свое мнение.

Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художе­ственно-творческой деятельности, который приобретается и закрепля­ется в процессе освоения учебного предмета:

- формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения; развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памя­ти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческо­го воображения;

- развитие визуально-пространственного мышления как формы эмо­ционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориента­ции в художественном и нравственном пространстве культуры;

- освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных цен­ностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное ху­дожественное творчество разных народов, классические произведе­ния отечественного и зарубежного искусства, искусство современ­ности);

- воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выра­женной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в по­нимании красоты человека;

- приобретение опыта создания художественного образа в разных ви­дах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразитель­ных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне;

- приобретение опыта работы различными художественными матери­алами и в разных техниках в различных видах визуально-простран­ственных искусств, в специфических формах художественной дея­тельности, в том числе базирующихся на ИКТ

- развитие потребности в общении с произведениями изобразитель­ного искусства, освоение практических умений и навыков вос­приятия, интерпретации и оценки произведений искусства; фор­мирование активного отношения к традициям художественной культуры как смысловой, эстетической и личностно-значимой ценности;

- осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;

- развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Роль искусства и художественной деятельности в жизни человека и общества

Выпускник научится:

• понимать роль и место искусства в развитии культуры, ориентироваться в связях искусства с наукой;

• осознавать потенциал искусства в познании мира, в формировании отношения к человеку, природным и социальным явлениям;

• понимать роль искусства в создании материальной среды обитания человека;

• осознавать главные темы искусства и, обращаясь к ним в собственной художественно-творческой деятельности, создавать выразительные образы.

Выпускник получит возможность научиться:

• выделять и анализировать авторскую концепцию художественного образа в произведении искусства;

• определять эстетические категории «прекрасное» и «безобразное», «комическое» и «трагическое» и др. в произведениях пластических искусств и использовать эти знания на практике;

• различать произведения разных эпох, художественных стилей;

• различать работы великих мастеров по художественной манере (по манере письма).


Духовно-нравственные проблемы жизни и искусства

Выпускник научится:

• понимать связи искусства с всемирной историей и историей Отечества;

• осознавать роль искусства в формировании мировоззрения, в развитии религиозных представлений и в передаче духовно-нравственного опыта поколений;

• осмысливать на основе произведений искусства морально-нравственную позицию автора и давать ей оценку, соотнося с собственной позицией;

• передавать в собственной художественной деятельности красоту мира, выражать своё отношение к негативным явлениям жизни и искусства;

• осознавать важность сохранения художественных ценностей для последующих поколений, роль художественных музеев в жизни страны, края, города.

Выпускник получит возможность научиться:

• понимать гражданское подвижничество художника в выявлении положительных и отрицательных сторон жизни в художественном образе;

• осознавать необходимость развитого эстетического вкуса в жизни современного человека;

• понимать специфику ориентированности отечественного искусства на приоритет этического над эстетическим.


Язык пластических искусств и художественный образ

Выпускник научится:

• эмоционально-ценностно относиться к природе, человеку, обществу; различать и передавать в художественно-творческой деятельности характер, эмоциональные состояния и своё отношение к ним средствами художественного языка;

• понимать роль художественного образа и понятия «выразительность» в искусстве;

• создавать композиции на заданную тему на плоскости и в пространстве, используя выразительные средства изобразительного искусства: композицию, форму, ритм, линию, цвет, объём, фактуру; различные художественные материалы для воплощения собственного художественно-творческого замысла в живописи, скульптуре, графике;

• наблюдать, сравнивать, сопоставлять и анализировать геометрическую форму предмета; изображать предметы различной формы; использовать простые формы для создания выразительных образов в живописи, скульптуре, графике, художественном конструировании;

• использовать декоративные элементы, геометрические, растительные узоры для украшения изделий и предметов быта; использовать ритм и стилизацию форм для создания орнамента; передавать в собственной художественно-творческой деятельности специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учётом местных условий).

Выпускник получит возможность научиться:

• анализировать и высказывать суждение о своей творческой работе и работе одноклассников;

• понимать и использовать в художественной работе материалы и средства художественной выразительности, соответствующие замыслу;

• анализировать средства выразительности, используемые художниками, скульпторами, архитекторами, дизайнерами для создания художественного образа.


Виды и жанры изобразительного искусства

Выпускник научится:

• различать виды изобразительного искусства (рисунок, живопись, скульптура, художественное конструирование и дизайн, декоративно-прикладное искусство) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла;

• различать виды декоративно-прикладных искусств, понимать их специфику;

• различать жанры изобразительного искусства (портрет, пейзаж, натюрморт, бытовой, исторический, батальный жанры) и участвовать в художественно-творческой деятельности, используя различные художественные материалы и приёмы работы с ними для передачи собственного замысла.

Выпускник получит возможность научиться:

• определять шедевры национального и мирового изобразительного искусства;

• понимать историческую ретроспективу становления жанров пластических искусств.


Региональные, национальные и этнокультурные особенности Чувашской Республики

Выпускник научится:

        • использовать декоративные элементы и мотивы чувашского орнамента для украшения чувашской одежды.

  • понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элемен­тов в гербе Чувашской Республики и г. Чебоксары.

Выпускник получит возможность научиться:

  • владеть навыком работы в конкретном материале (батик, витраж и т. п.); Понимать язык искусства орнаментации и колористики чувашского женского праздничного платья.

  • знать основные компоненты, составляющие ансамбль чувашской национальной одежды.


2.СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

Раздел 1. «Древние корни народного искусства» (8 ч)

Древние образы в народном искусстве

Традиционные образы народного (крестьянского) прикладного искусства — солярные знаки, конь, птица, мать-земля, древо жиз­ни — как выражение мифопоэтических представлений человека о мире, как память народа. Декоративные изображения как обо­значение жизненно важных для человека смыслов, их условно-символический характер.

Задание: выполнение рисунка на тему древних образов в узорах вышивки, росписи, резьбе по дереву (древо жизни, мать-земля, птица, конь, солнце).

Убранство русской избы

Дом – мир, обжитой человеком, образ освоенного пространства. Избы севера и средней полосы России. Единство конструкции и декора в традиционном русском жилище. Отражение картины мира в трехчастной структуре и в декоре крестьянского дома (крыша, фронтон - небо, рубленая клеть - земля, подклеть (подпол) - подземно-водный мир).

Декоративное убранство (наряд) крестьянского дома: охлупень, полотенце, причелина, лобовая доска, наличники, ставни.

Задание: создание эскиза декоративного убранства избы: украшение деталей дома (полотенце, причелина, лобовая доска, наличники и т.д.) солярными знаками, рас­тительными и зооморфными мотивами, геометрическими элемен­тами, выстраивание их в орнаментальную композицию.

Внутренний мир русской избы

Деревенский мудро устроенный быт. Устройство внутреннего пространства крестьянского дома, его символика (потолок — небо, пол — земля, подпол — подземный мир, окна — очи, свет и т. д.). Жизненно важные центры в крес­тьянском доме: печное пространство, красный угол, круг предме­тов быта, труда и включение их в пространство дома. Единство пользы и красоты.

Задание: изображение внутреннего убранства русской избы с включением деталей крестьянского интерьера (печь, лавки, стол, предметы быта и труда)

Конструкция, декор предметов народного быта

Русские прялки, деревянная резная и расписная посуда, предметы тру­да — область конструктивной фантазии, умелого владения мате­риалом. Единство пользы и красоты, конструкции и декора. Подробное рассмотрение различных предметов народ­ного быта, выявление символического значения декоративных эле­ментов.

Задание: выполнение эскиза декоративного убранства предметов крестьянского быта (ковш, прялка и т.д.).

Русская народная вышивка

Крестьянская вышивка — хранительница древнейших образов и мотивов, их устойчивости и вариативности. Условность языка орнамента, его символическое значение. Особенности орнамен­тальных построений в вышивках на полотенце.

Задание: создание эскиза вышитого полотенца по мотивам народной вышивки; украшение своего полотенца вырезанными из тонкой бумаги кружевами.

Материалы: гуашь или восковые мелки, акварель, тонкая кисть, фломастеры, бумага ножницы..

Чувашский национальный костюм

Национальный костюм народов Чувашской Республики как памятник исторической эпохи. Искусство чувашского народа, его мудрость, характер, уклад жизни, многовековая история посредством глубокого исследования чувашского национального костюма, прослеживая историю его развития от древности до современности. Женский праздничный комплекс (ансамбль) национального костюма чувашей:

Общая цветовая гармония женского праздничного костюма: определенная цветовая гамма (теплая и холодная) как важнейшая эстетическая особенность праздничного костюма.

Задание: создание эскизов чувашского народного праздничного костю­ма

Народные праздничные обряды (обобщение темы)

Календарные народные праздники — это способ участия чело­века, связанного с землей, в событиях природы (будь то посев или созревание колоса), это коллективное ощущение целостности мира. Обрядовые действия народного праздника, их символичес­кое значение.

Активная беседа по данной проблематике сопровождается про­смотром слайдов, репродукций. Урок можно построить как вы­ступление поисковых групп по проблемам народного искусства или как праздничное импровизационно-игровое действо в заранее подготовленном интерьере народного жилища.

Раздел 2. «Связь времен в народном искусстве» (9 ч)

Включение детей в поисковые группы по изучению традиционных народных художественных промыслов России (Жостово, Хохломы, Гжели). При знакомстве учащихся с филимоновской, дымковской, каргопольской народными глиняными игрушками, следует обратить внимание на живучесть в них древнейших образов: коня, птицы, бабы. Ознакомиться с нарукавными подвесками как нарядным изысканным элементом чувашского женского праздничного платья .

Древние образы в современных народных игрушках.

Искусство Гжели.

Городецкая роспись.

Хохлома.

Жостово. Роспись по металлу.

Орнаментация чувашской женской одежды.

Роль народных художественных промыслов в современной жизни.

Древние образы в современных народных игрушках

Магическая роль глиняной игрушки в глубокой древности. Традиционные древние образы (конь, птица, баба). Особенности пластической формы глиняных игрушек, принадлежащих различ­ным художественным промыслам. Единство формы и декора в иг­рушке. Цветовой строй и основные элементы росписи филимоновской, дымковской, каргопольской и других местных форм иг­рушек.

Задание: создание игрушки (пластилин или глина) своего образа и украше­ние ее декоративными элементами в соответствии с традицией одного из промыслов.

Искусство Гжели

Краткие сведения из истории развития гжельской керамики, слияние промысла с художественной промышленностью. Разнообразие и скульптур­ность посудных форм, единство формы и декора.

Особенности гжельской росписи: сочетание синего и белого, игра тонов, тоновые контрасты, виртуозный круговой мазок с рас­тяжением, дополненный изящной линией.

Задание: изображение выразительной посудной формы с характерными деталями (носик, ручка, крышечка) на листе бумаги нарядной гжельской росписью.

Городецкая роспись.

Краткие сведения из истории развития городецкой росписи. Изделия Городца – национальное достояние отечественной культуры. Своеобразие городецкой росписи, единство предметной формы и декора. Бутоны, розаны и купавки — традиционные элементы городецкой росписи. Птицы и конь – традиционные мотивы городецкой росписи. Ос­новные приемы городецкой росписи.

Задание: выполнение эскиза одного из предметов быта (доска для резки хлеба, подставка под чайник, коробочка, лопасть прялки и др.) украшение его традиционными элементами и мотивами городец­кой росписи.

Хохлома.

Краткие сведения из истории развития хохломского промысла. Своеобразие хохломской росписи. Травный узор,. Существует два типа письма: верховое и фоновое. Классическим примером «верхового» письма может служить «травка» Для «фоновой» росписи было характерно применение чёрного или красного фона, тогда как сам рисунок оставался золотым.

Задание: выполнение фрагмента росписи по мотивам хохломской росписи с использованием элементов «травная» роспись, роспись «под листок» или «под ягодку», роспись «пряник» или «рыжик, «Травная роспись».

Искусство Жостова. Истоки и современное развитие промысла

Краткие сведения из истории художественного промысла. Разнообразие форм подносов, фонов и

вариантов построения цветочных композиций, сочетание в росписи крупных, средних и мелких форм цветов. Основные приемы жостовского письма, формирующие букет: замалевок, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка.

Задание: выполнение фрагмента по мотивам жостовской росписи, включающего крупные, мелкие и средние формы цветов; составление на подносе большого размера общей цветочной композиции.

Орнаментация чувашской женской одежды

Богато расшитые узором - своеобразный признак богатства и знатности обладательницы. Разнообразие типов национального костюма.

Задание.

Дизайн-проект.

Выполнение эскиза декоративного оформления чувашской национальной одежды

Техника исполнения:

I вариант – акварельные или гуашевые краски;

II вариант – цветная бумага (аппликация).

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

Выставка работ и беседа на темы «Традиционные народные промыслы – гордость и достояние национальной отечественной культуры». «Промыслы как искусство художественного сувенира». «Место произведений традиционных народных промыслов в современной жизни и быту».

Проведение беседы или занимательной викторины. Поисковые группы активно используют собранный материал во время обоб­щения информации о тех промыслах, которые не были затрону­ты на уроках этой четверти, а также задают вопросы классу, предлагают открытки для систематизации зрительного материала по определенному признаку.

К этому занятию учащиеся готовят выставку работ для более полного обобщения темы четверти.

Раздел 3. Декор – человек, общество, время. (11ч)

Проявление эмоционального отклика, интереса к многообразию форм и декора в классическом декоративно-прикладном искусстве разных народов, стран, времен. Акцентирование внимание на социальной функции этого искусства, представление его роли в организации жизни общества, в формировании и регулировании человеческих отношений, в различении людей по социальной и профессиональной принадлежности. Разговор о социальной роли декоративного искусства следует замкнуть на современности, чтобы показать учащимся, что костюм, его декор и сегодня сообщает информацию, закрепленную в форме знаков-отличий. Эти знаки имеют общественно-символическое значение. При знакомстве с образом художественной культуры древних египтян, древних греков, Востока на примере Японии, Западной Европы периода Средневековья основной акцент переносится на декоративно-знаковую, социальную роль костюма и, кроме того, закрепляется эмоциональный интерес учащихся к образному, стилевому единству декора одежды, предметов быта, интерьера, относящихся к определенной эпохе.

Ознакомление с гербами Чувашской республики происходит при определении символического характера языка герба как отличительного знака, его составных частей, символического значения изобразительных элементов и цвета в искусстве геральдики.


Зачем людям украшения.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Одежда «говорит» о человеке.

Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

О чём рассказывают нам гербы Чувашской республики.

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).


Зачем людям украшения.

Предметы декоративного искусства несут на себе печать определенных человеческих отношений. Украсить - ­значит наполнить вещь общественно значимым смыслом, определить соци­альную роль ее хозяина. Эта роль ска­зывается на всем образном строе вещи: характере деталей, рисунке орнамента, цветовом строе, композиции.

Особенности украшений воинов, древних охотников, вождя племени, царя и т. д.

Задание: рассмотрение и обсужде­ние (анализ) разнообразного зритель­ного ряда, подобранного по теме; роль украшения в жизни современного человека; выполнение объемного украшения в соответствии с современными модными тенденциями.

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества.

Роль декоративно-прикладного ис­кусства в Древнем Египте. Подчеркива­ние власти, могущества, знатности еги­петских фараонов с помощью декора­тивно-прикладного искусства.

Символика элементов декора в произведениях Древнего Египта, их связь с мировоззрением египтян (изображение лотоса, жука-скарабея, ладьи вечности и др.).

Различие одежд людей высших и низших сословий. Символика цвета в украшениях.

Задание: 1. Выполнение эскиза ук­рашения (солнечного ожерелья, под­вески, нагрудного украшения-пектора­ли, браслета и др.), в котором исполь­зуются характерные знаки-символы.

2. Выполнение эскиза костюма древних египтян высших и низших сословий общества.

Одежда «говорит» о человеке.

Декоративно-прикладное искусство Древней Греции. Древнего Рима и Древнего Китая. Строгая регламента­ция в одежде у людей разных сословий. Символы правителей и императоров. Знаки отличия в одежде высших чиновников. Одежды знатных горожанок, их украшения.

Декоративно-прикладное искусство Западной Европы хуп века (эпоха ба­рокко), которое было совершенно не похоже на древнеегипетское, древнегреческое и древнеки­тайское своими формами, орнаменти­кой, цветовой гаммой. Однако суть декора (украшений) остается та же ­выявлять роль людей, их отношения в обществе, а также выявлять и подчер­кивать определенные общности людей по классовому, сословному и профес­сиональному признакам.

Черты торжественности, параднос­ти, чрезмерной декоративности в декоративно-прикладном искусстве хуп века. Причудливость формы, пышная декоративная отделка интерьеров, мебели, предметов быта. Костюм придворной знати, акцент в костюме на привилегированное положение человека в обще­стве. Одежда буржуазии, простых горо­жан.

Задание: 1. Выполнение эскиза костюма Древней Греции или Древнего Рима с учетом отличий в одежде у людей разных сословий.

2. Моделирование одежды императора Древнего Китая или знатной китаянки. Составление коллективной композиции.

3. Выполнение эскиза костюма Западной Европы хуп века высших и низших сословий общества в технике «коллаж».

Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

Одежда, костюм не только служат практическим целям, но и являются особым знаком - знаком положения человека в обществе, его роли в обще­стве. Сопоставление отличительных признаков костюма различных стран и эпох. Закрепление пройденного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Задание: выполнение итоговой коллективной работы «Бал во дворце» (продумывание общей композиции, изображение мебе­ли и отдельных предметов, а также раз­ных по величине фигур людей в наряд­ных костюмах; соединение деталей в общую композицию).


О чём рассказывают нам гербы Чувашской республики.

Декоративность, орнаментальность, изобразительная условность гербов Чувашии . История создания герба Чувашской республики. Преемственность цветового и символического значения элементов гербов 17 века и современности.

Задания: Декорирование герба Чувашской республики (коллективная работа).

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы).

Итоговая игра-викторина с привлечением учебно-творческих работ, про­изведений декоративно- прикладного искусства разных времен, художественных открыток, репродукций и слайдов, собранных поисковыми группами.

Задания: выполнение различных аналитически - творческих заданий, например рассмотреть костюмы и определить их владельцев, увидеть неточности, которые допустил художник при изображении костюма, или систематизировать зрительный материал (предмета быта, костюм, архитектура) по стилистическому признаку.

Раздел 4. Декоративное искусство в современном мире. (7ч)

 Современное выставочное искусство.

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (Витраж) Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства ( мозаичное панно) декоративная композиция «Здравствуй, лето!».

Современное выставочное искусство.

Многообразие материалов и техник современного декоративно-прикладно­го искусства (художественная керами­ка, стекло, металл, гобелен, роспись по ткани, моделирование одежды).

Современное понимание красоты профессиональными художниками ­мастерами декоративно-прикладного искусства. Насыщенность произведе­ний яркой образностью, причудливой игрой фантазии и воображения.

Пластический язык материала, его роль в создании художественного обра­за. Творческая интерпретация древних образов народного искусства в работах современных художников.

Задание: восприятие (рассматрива­ние) различных произведений совре­менного декоративного искусства; рас­суждение, участие в диалоге, связанном с выявлением отличий современного декоративного искусства от народного традиционного, с осознанием роли выразительных средств в создании де­коративного образа в конкретном мате­риале, с пониманием выражения «про­изведение говорит языком материала» на примере экспозиции музея, создание дневника экскурсии.

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (Витраж)

Коллективная реализация в конк­ретном материале разнообразных твор­ческих замыслов.

Технология работы, постепенное, поэтапное выпол­нение задуманного витража. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление об­щей композиции на фрагменты. Соеди­нение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее де­коративное панно.

Задания: 1. Выполнение творческой работы, в разных материалах и техниках.

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими рука­ми».

Ты сам - мастер декоративно-прикладного ис­кусства (мозаичное панно)

Коллективная реализация в конк­ретном материале разнообразных твор­ческих замыслов.

Технология работы с бумагой, постепенное, поэтапное выпол­нение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину. Деление об­щей композиции на фрагменты. Соеди­нение готовых фрагментов в более крупные блоки. Их монтаж в общее де­коративное панно.

Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов бумаги

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими рука­ми».

Создание декоративной композиции «Здравствуй, лето!».

Роль выразительных средств (фор­ма, линия, пятно, цвет, ритм, фактура) в построении декоративной компози­ции.

Реализация разнообразных твор­ческих замыслов, учетом свойств тканных и нетканых материалов.

Технология работы с нетрадиционными материалами. Постепенное, поэтапное выпол­нение задуманного панно. Выполнение эскиза будущей работы в натуральную величину.

Оформление школьной выставки по итогам года

Задания: 1. Выполнение творческой работы, используя огромное разнообразие видов тканных и нетканых материалов.

2. Участие в отчетной выставке работ по декоративно-прикладному искусству на тему «Украсим кабинет своими рука­ми».


ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.



п/п

Наименование раздела

Количество

часов

1.

Древние корни народного искусства

8

2

Связь времен в народном искусстве

9

4

Декор- человек, общество, время.

11

5

Декоративное искусство в современном мире

7


ИТОГО

35

ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ С ОПРЕДЕЛЕНИЕМ ОСНОВНЫХ ВИДОВ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

п/п

Тема урока

Количество часов

Основные виды учебной деятельности учащихся

Древние корни народного искусства. ( 8 часов)

1

Древние образы в народном искусстве.

1

Высказывают свои идеи о значении солярных знаков на предложенных учителем изделиях. Раскрывают значения солярных знаков. Выполняют художественно-творческую работу по оформлению эскиза изделия. Осуществляют самооценку выполненного изделия.

2

Декор русской избы.

1

Раскрывают символическое значение, содержательный смысл знаков-образов во внешнем декоративном убранстве избы. Находят общее и различное в образном строе крестьянской избы разных народов. Выполняют эскиз декоративного убранства избы, наличника. Анализируют свою работу на уроке.

3

Внутренний мир русской избы

1

Выражают собственное мнение о мудрости устройства конструктивных декоративных элементов устройства жилой среды крестьянского дома. Выполняют цветовую композицию внутреннего пространства избы. Осуществляют самоконтроль, взаимный контроль выполненной работы. Создавают цветовую композицию внутреннего пространства избы.

4

Конструкция и декор предметов народного быта

1

Сравнивают, находят общее и особенное в конструкции, декоре традиционных предметов крестьянского быта и труда.

Рассуждают о связях произведений крестьянского искусства с природой.

Объясняют, что декор не только украшение, но и носитель жизненно важных смыслов.

Отмечают характерные черты, свойственные народным мастерам-умельцам.

Изображают выразительную форму предметов крестьянского быта и украшают ее.

Выстраивают орнаментальную композицию в соответствии с традицией народного искусства.

5

Особенности мотивов в орнаментах русской и чувашской вышивки.

1

Высказывают идеи, предположения о мотивах вышивок в предложенных учителем изделиях.

Находят информацию о часто встречающихся в вышивках мотивах.

Анализируют особенности образного языка народной вышивки, разнообразие трактовок традиционных образов.

Делают выводы, анализируют, обобщают.

Выполняют художественно-творческую работу на основе предложенных образцов, выделяя величиной, выразительным контуром рисунка, цветом, декором главный мотив (птицы, коня, всадника, матери-земли, древа жизни), используя традиционные в вышивке сочетания цветов.

Дают самооценку и взаимооценку выполненной работы.

6

Чувашский национальный костюм

1

Изучают особенности эстетики оформления и орнаментации женского праздничного костюма Изучают язык искусства орнаментации и колористики чувашского женского праздничного костюма.

Узнают основные компоненты, составляющие женского праздничного костюма. Делят чувашский народный костюм на три основных вида по признакам этнографических групп.

Характеризуют своеобразие и отличительные черты художественно-эстетического оформления женского костюма девушки и замужней женщины).

Приобретают опыт эмоционально-ценностной оценки художественного решения разных видов чувашского народного костюма. Оценивают собственную художественную деятельность и деятельность своих сверстников с точки зрения выразительности декоративной формы.

7

Народные праздничные обряды.

1-ый час

1

Высказывают свои предположения о роли праздников в жизни народа.

Находят информацию о названии народных праздников.

Делают выводы о значении народных праздников и обрядов.

Характеризуют праздник как важное событие, как синтез всех видов творчества (изобразительного, музыкального, устно-поэтического и т. д.).

Выполняют композицию, выбирая один из народных праздников.

Осуществляют взаимооценку композиции, выполненной карандашом.

8

Народные праздничные обряды.

2-й час

1

Рассказывают о своём празднике, проявляя себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров.

Объясняют целостность и взаимосвязь народного творчества.

Завершают композицию в цвете.

Осуществляют самооценку и взаимооценку выполненной композиции.

Связь времен в народном искусстве

9-10

Древние образы в современных

народных игрушках

2

Рассуждают об истоках возникновения современной народной игрушки. Сравнивают форму и декор игрушек, принадлежащих различным художественным промыслам. Распознают и называют игрушки ведущих народных художественных промыслов. Осваивают характерные для того или иного промысла основные элементы народного орнамента. Выполняют художественную творческую работу по созданию собственной выразительной формы игрушки и украшают её декоративной росписью в традиции одного из промыслов. Осуществляют самооценку выполненной работы.

11

Искусство Гжели

1-й час

1

Высказывают свои предположения о традициях, обычаях, особенности жизни и быта народа.

Находят информацию о разнообразных промыслах России .

Делают выводы о значении народных промыслов.

учатся на основе полученных знаний создавать свои узоры.

Выполняют композицию, выбирая один из народных промыслов.

Осуществляют взаимооценку композиции, выполненной карандашом.

12

Искусство Гжели

2-й час

1

Рассказывают о народном промысле, проявляя себя в роли знатоков искусства, экскурсоводов, народных мастеров.

Объясняют целостность и взаимосвязь народного творчества.

Завершают композицию в цвете.

Осуществляют самооценку выполненной композиции.

13

Городецкая роспись

1

Эмоционально воспринимать, выражать свое отношение, эстетически оценивать произведения городецкого промысла.

Выявлять общность в городецкой и гжельской росписях, определять характерные особенности произведений городецкого промысла.

Осваивать основные приемы кистевой росписи Городца, овладевать декоративными навыками.

Создавать композицию росписи в традиции Городца.

14

Хохлома

1

Высказывают свои предположения о значении хохломской росписи в жизни народа.

Находят информацию о приемах хохломской росписи («травка», роспись «под фон», «кудрина») .

Выполняют композицию травяной росписи.

Осуществляют самоанализ выполненной работы.

15

Жостово. Роспись по металлу

1

Высказывают свои предположения о значении жостовской росписи в жизни народа.

Беседуют о разнообразии форм подносов, фонов и вариантов построения цветочных композиций .

Находят информацию об основных приемах жостовского письма.

Выполняют фрагмент по мотивам жостовской росписи с элементами крупных, мелких и средних форм цветов.

Осуществляют самооценку выполненных работ.

16

Щепа. Роспись по лубу и дереву. Тиснение и резьба на бересте.

1

Раскрывают смысл образа птицы в народном творчестве;

Рассказывают технологию изготовления птицы;

Выполняют работу по созданию птицы счастья;

Осуществляют самоанализ выполненной работы.

Дают характеристику изделиям из бересты;

Дают определения понятия «луб»,»береста»;

Раскрывают особенности мезенской росписи;

Создают эскиз росписи;

Осуществляют самооценку выполненной работы.

17

Роль народных художественных промыслов в современной жизни (обобщение темы)

1

Объяснять важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях.

Выявлять общее и особенное в произведениях традиционных художественных промыслов.

Различать и называть произведения ведущих центров народных художественных промыслов.

Участвовать в отчете поисковых групп, связанном со сбором и систематизацией художественно-познавательного материала.

Участвовать в презентации выставочных работ.

Анализировать свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Связь времен в народном искусстве».

Декор-человек, общество, время.

18

Зачем людям украшения.

1

Участвуют в диалоге о том, зачем людям украшения. Размышляют о смысле декора. Высказывают свои предположения о смысле декора не только как украшения, но прежде всего как социального знака, определяющего роль хозяина вещи. Рассматривают и анализируют разнообразный зрительный ряд, подобранный по теме. Делают выводы об особенностях декора костюма людей различного статуса и различных стран. Выполняют художественную творческую работу по разработке эскиза декора костюма. Осуществляют самооценку выполненной работы.

19-20

Роль декоративного искусства в жизни древнего общества

2

Эмоционально воспринимать, различать по характерным признакам произведения декоративно-прикладного искусства Древнего Египта, давать им эстетическую оценку.

Выявлять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивных, декоративных и изобразительных элементов, а также единство материалов, формы и декора.

Вести поисковую работу (подбор познавательного зрительного материала) по декоративно-прикладному искусству Древнего Египта.

Создавать эскизы украшений (браслет, ожерелье, алебастровая ваза) по мотивам декоративно-прикладного искусства Древнего Египта.

Овладевать навыками декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

21-22

Одежда «говорит» о человеке

2

Высказываться о многообразии форм и декора в одежде народов разных стран и у людей разных сословий.

Участвовать в поисковой деятельности, в подборе зрительного и познавательного материала по теме «Костюм разных социальных групп в разных странах».

Соотносить образный строй одежды с положением ее владельца в обществе.

Участвовать в индивидуальной, групповой, коллективной формах деятельности, связанной с созданием творческой работы.

Передавать в творческой работе цветом, формой, пластикой линий стилевое единство декоративного решения интерьера, предметов быта и одежды людей.

23-24

Коллективная работа «Бал в интерьере дворца»

2

Выделяют и обобщенно фиксируют группы существенных признаков объектов.

Задают вопросы, проявляют активность в коллективной деятельности.

Составляют план последовательности действий.

25-27

О чем рассказывают нам гербы и эмблемы.



О чем рассказывают нам герб Чувашской республики


О чем рассказывают нам герб города Чебоксар

3

Понимать смысловое значение изобразительно-декоративных элементов в гербе родного города, в гербах различных русских городов

Определять, называть символические элементы герба и использовать их при создании собственного проекта герба.

Находить в рассматриваемых гербах связь конструктивного, декоративного и изобразительного элементов.

Создавать декоративную композицию герба (с учетом интересов и увлечений членов своей семьи) или эмблемы, добиваясь лаконичности и обобщенности изображения и цветового решения.

28

Роль декоративного искусства в жизни человека и общества (обобщение темы)

1

Участвовать в итоговой игре-викторине с активным привлечением зри-тельного материала по декоративно- прикладному искусству, в творческих заданиях по обобщению изучаемого материала.

Распознавать и систематизировать зрительный материал по декоративно-прикладному искусству по социально-стилевым признакам.

Соотносить костюм, его образный строй с владельцем.

Размышлять и вести диалог об особенностях художественного языка классического декоративно-прикладного искусства и его отличии от искусства народного (крестьянского).

Использовать в речи новые художественные термины.

Декоративное искусство в современном мире.

29

Современное выставочное искусство.

1

Ориентироваться в широком разнообразии современного декоративно- прикладного искусства, различать по материалам, технике исполнения художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.

Выявлять и называть характерные особенности современного декоративно-прикладного искусства.

Высказываться по поводу роли вы-разительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа.

Находить и определять в произведениях декоративно- прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора.


Использовать в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством.

Объяснять отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства.

30-31

Ты сам — мастер

2

Разрабатывать, создавать эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы.

Пользоваться языком декоративно- прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы.

Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций.

Собирать отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному».

Участвовать в подготовке итоговой выставки творческих работ.

32-33

Проектная работа на тему «Ты сам мастер декоративно-прикладного искусства». Создание эскизов декоративной вазы или витражной композиции для украшения интерьера. (по выбору учащихся)

2

Систематизируют знания о современном декоративно-прикладном искусстве, о материалах, техниках исполнения (художественное стекло, керамику, ковку, литье, гобелен и т. д.) Выявляют роль выразительных средств и пластического языка материала в построении декоративного образа. Находят и определять в произведениях декоративно-прикладного искусства связь конструктивного, декоративного и изобразительного видов деятельности, а также неразрывное единство материала, формы и декора. Используют в речи новые термины, связанные декоративно-прикладным искусством. Объясняют отличия современного декоративно-прикладного искусства от традиционного народного искусства. Разрабатывают, создают эскизы коллективных панно, витражей, коллажей, декоративных украшений интерьеров школы. Пользоваться языком декоративно-прикладного искусства, принципами декоративного обобщения в процессе выполнения практической творческой работы. Владеть практическими навыками выразительного использования формы, объема, цвета, фактуры и других средств в процессе создания в конкретном материале плоскостных или объемных декоративных композиций. Собирают отдельно выполненные детали в более крупные блоки, т. е. вести работу по принципу «от простого — к сложному». Осуществляют самооценку выполненной работы.

34






ДПИ в жизни человека. Искусство как эмоциональный опыт человечества.




1

Объясняют важность сохранения традиционных художественных промыслов в современных условиях. Называют произведения ведущих центров народных художественных промыслов. Участвуют в подготовке итоговой выставки творческих работ; в презентации выставочных работ. Анализируют свои творческие работы и работы своих товарищей, созданные по теме «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека».

35

Промежуточная аттестация

1


Региональный компонент включен в уроки

№5 Особенности мотивов в орнаментах чувашской вышивки.

№ 6 Чувашский национальный костюм

№26 О чем рассказывают нам герб Чувашской республики

№27 О чем рассказывают нам герб города Чебоксар

Приложение 1

Контрольно- измерительные материалы

  1. Вид искусства, в котором красота служит для украшения быта человека:

  1. Пейзаж

  2. Картина

  3. ДПИ

  4. Краски

2. Определи последовательность изготовления русской матрешки. Расставь операции по – порядку:


Роспись игрушки


Заготовление баклуши


Вытачивание игрушки на станке


Грунтовка


Покрытие лаком


Сушка изделия

3. Определи последовательность цветов радуги /расставь цвета по - порядку



Оранжевый


Синий


Желтый


Голубой


Фиолетовый


Зеленый


Красный









4. Установи соответствие между выразительными средствами и видами изобразительного искусства:

живопись

Объём

графика

Цвет, колорит, мазок

скульптура

Линия, штрих, тон

5. Назовите основные элементы декоративного убранства русской избы:

  1. фронтон, полотенце, наличник

  2. конь - охлупень, причелины, наличник, полотенце

  3. фронтон, коник, лобовая доска

6. Для чего народный мастер так тщательно украшал окружающие его предметы знаками и символами, выстраивая из них причудливые узоры:

  1. для красоты

  2. для защиты

  3. для удобства

7. Окно в избе служило:

  1. для входа света солнца

  2. для красоты

  3. для связи домашней жизни с внешним миром

8. Где находилось почетное место в избе «красный угол»

  1. в центре избы

  2. у порога

  3. в переднем углу избы

9. Какой инструмент был неизменной спутницей женщины:

  1. веретено

  2. челнок

  3. прялка

10. Какой цвет преобладал в русской народной вышивке:

  1. жёлтый

  2. красный

  3. чёрный


11. Какое изображение не относится к числу символов-оберегов:

  1. солнце

  2. вода

  3. гром

  4. растения

12. Вид росписи посуды в русском прикладном искусстве, отличающихся синим и голубым узором на белом фоне

а) Хохломская роспись

б) Гжельская роспись

в) Жостовская роспись

г) Городецкая роспись

д) Похлов-майданская роспись

13. Роспись, в которой используются цвета черный, красный, золотой редко зеленый называется _________.

14. Что означала прямая горизонтальная линия в рисунках украшающих посуду, сундуки, полотенца и т.д.

а) воду

б) землю

в) дождь

г) солнце

15. Как называется русский срубный жилой дом.

а) Кремль

б) терем

в) палаты 

г) изба

16. Доска, идущая по свесу крыши, деталь декоративного убранства русской избы

а) охлупень

б) столешник

в) полотенце

г) причелина

17.  Головной убор в виде полосатого платка, который носили фараон и его сановники - _________________

18. Правитель Египта, отличающийся особыми нарядами - ______________.

19. В Древнем Китае желтый цвет – цвет золота - и дракон были символами

а) императора

б) чиновника

в) крестьянина

20. Священный цветок в Древнем Египте.

а) роза

б) лотос

в) лилия

г) тюльпан

21. Узор, предназначенный для украшения различных предметов.

а) украшение

б) орнамент

в) рисунок

г) наклейка







Ключ к тесту:


1

5

6

7

8

9

10

11

12

14

15

16

19

20

21

Вариант

ответа

в

б

б

в

в

в

б

в

б

а

г

г

а

в

б



2

4

Роспись игрушки

1

Заготовление баклуши

2

Вытачивание игрушки на станке

3

Грунтовка

5

Покрытие лаком

6

Сушка изделия


3

2

Оранжевый

6

Синий

3

Желтый

5

Голубой

7

Фиолетовый

4

Зеленый

1

Красный












4

живопись

Объём

графика

Цвет, колорит, мазок

скульптура

Линия, штрих, тон



13

Хохлома



17

Клафт



18

Фараон


Структура и содержание работы.

Тестовая работа состоит из 21 вопроса. К каждому вопросу даны варианты ответов, из которых ученик должен выбрать один правильный. За каждое правильно выполненное задание – 1 балл.

Формы тестовых заданий:

  • Задания закрытой формы - №1, 5 ,6, 7, 8, 9, 10, 11, 12, 14, 15, 16, 19, 20, 21;

  • Задания на установление соответствия - №4;

  • Задания на установление правильной последовательности - №2, 3;

  • Задания открытой формы (на дополнение) - №13, 17, 18.


Система оценки выполнения отдельных заданий и работы в целом.

Оценка «5» 20-21 балл.

Оценка «4» 13-19 баллов

Оценка «3» 8-12 баллов

Оценка «2» меньше 8 баллов.




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!