Рассмотрено Школьное методическое объединение Учителей НОО Протокол №_____от «___»________2017 г | Согласовано Заместитель директора по УВР __________________ Каменева Л.Е. «____»______________2017г | Утверждено Приказом №_____от «___» ___2017г Директором школы ________________Латышевой С.Г. |
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Северо-Енисейская школа №1 им. Е. С. Белинского»
Рабочая программа учебного предмета
Изобразительное искусство
УМК под ред. Б.М. Неменского.
4 класс
Составитель программы: Львова Ирина Анатольевна.
2017-2018 учебный год
Описание места учебного предмета в учебном плане
4 КЛАСС (34 ч, 1 ч в неделю)
Планируемые результаты освоения учебного предмета Изобразительное искусство.
личностные | метапредметные | предметные |
Регулятивные: | Познавательные: | Коммуникативные: |
Устанавливает связь между целью и результатом учения. Работает на результат. Положительно относится к школе, выполняет правила учащихся, ориентируется на образец хорошего ученика.Делает осознанный выбор поручений в классе. Проявляет учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи.Умеет выстраивать межличностные отношения. Ориентируется в социальных ролях.Выделяет свою национальную принадлежность, поддерживает позитивные традиции, проявляет заботу о членах семьи, товарищах. Сопоставляет поступки (свои и окружающих людей) с моральными нормами и стремится их выполнять. Различает формы поведения, допустимые на уроке, перемене, на улице, в др. общественных местах. Старается договориться со сверстниками о правилах поведения в различных ситуациях. Следует в поведении моральным нормам и этическим требованиям. Решает моральные дилеммы на основе учёта позиций партнёров в общении, их мотивов и чувств Регулирует свое эмоциональное состояние. Корректирует свое поведение на основе чувств стыда, вины, совести. Понимает чувства других людей и сопереживает им, оказывает помощь Соблюдает экологические правила Соблюдает правила личной гигиены. Сопоставляет свой образ жизни с нормами и ценностями здорового образа жизни.Придерживается здорового образа жизни. Эмоционально относится к примерам прекрасного в произведениях художественной культуры | Умеет определять границы собственных знаний и умений для постановки учебных задач; Умеет планировать действия в соответствии с учебной целью; Умеет самостоятельно осуществлять контроль учебных действий; Умеет корректировать план учебных действий в соответствии с изменением условий; Умеет использовать критерии, предложенные взрослым, для оценивания учебных действий. | Умеет относить объекты к известным понятиям; Умеет использовать данные диаграмм и таблиц для ответа на вопрос; Умеет строить индуктивные умозаключения. | Умеет строить речевые высказывания в соответствии с задачами учебной коммуникации; Умеет формулировать и аргументировать свою точку зрения; Умеет задавать вопросы для получения от партнера по коммуникации необходимых сведений; Умеет находить ответы на вопрос, используя информацию, представленную в нескольких источниках. | Знает о творчестве художников мира, о художественных промыслах Умеет строить высказывания о прикладном искусстве, книжной иллюстрации, живописи, скульптуре, натюрморте, пейзаже, портрете. Различает разные типы музеев: художественные, архитектурные, музеи-мемориалы; Умеет: работать с пластилином, конструировать из бумаги макеты; выразительно использовать гуашь, мелки, аппликацию; использовать элементарные приемы изображения пространства; передавать пропорции человеческого тела, движения человека; правильно определять и изображать форму предметов, их пропорции. Умеет применять различные художественные материалы; анализировать содержание образного языка произведений разных видов и жанров изобразительного искусства; определять средства выразительности; ориентироваться в основных явлениях русского и мирового искусства, узнавать изученные произведения; устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов изобразительного искусства; выполнять учебные и творческие задания |
Содержание учебного предмета
4 класс.
Рабочей программой по изобразительному искусству в 4 классе предусмотрены три основных вида художественной деятельности.
Основными направлениями в художественной деятельности являются:
1. Практическая –художественно- творческая деятельность.
2.Деятельность по восприятию искусства.
Эти виды художественной деятельности тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга в решении поставленных программой задач. Одна из основных идей программы: "От родного порога – в мир культуры Земли", то есть от приобщения к культуре своего народа, даже от культуры своей "малой родины" – без этого нет пути к общечеловеческой культуре.
В 4-м классе возрастает значение коллективных работ в учебно-воспитательном процессе. Значительную роль в программе 4-го класса играют музыкальные и литературные произведения, позволяющие создать целостное представление о культуре народов.
Обучение в этом классе строится на приобщении детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла. Дети подводятся к пониманию того, что предметы имеют не только утилитарное назначение, но и являются носителями духовной культуры и так было всегда – от далекой древности до наших дней. Надо помочь ребенку увидеть красоту окружающих его вещей, предметов, объектов, произведений искусства, обратив особое внимание на роль художников – "Мастеров Изображения, Украшения, Постройки" – в создании среды жизни человека.
В конце года дети должны почувствовать, что их жизнь, жизнь каждого человека ежедневно связана с деятельностью искусств. Завершающие уроки каждой четверти должны содержать вопрос: "А что было бы, если бы "Братья-Мастера" не участвовали в создании окружающего вас мира – дома, на улице и т.д.?" Понимание огромной роли искусств в реальной повседневной жизни должно стать открытием для детей и их родителей.
1 блок. «Истоки родного искусства»
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие и художественные музеи России: ГТГ Русский музей, Эрмитаж и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Понятие о синтетичном характере народной культуры (украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представление народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно-прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т.д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
2 блок. Древние города нашей земли.
Элементарные приемы композиции на плоскости и в пространстве. Понятие: горизонталь, вертикаль и диагональ в построении композиции. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше — меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т.д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия.
Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.
Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций.
Виды ритма (спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т.д.). Ритм линий, пятен, цвета. Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве.
3 блок. Каждый народ художник.
Работа направлена на развитие художественно-образного мышления.
Развитие интеллектуальных навыков.
Проектная деятельность.
Изучение культурного наследия народов.
4 блок. «Искусство объединяет народы»
Тема материнства – вечная тема в искусстве.
Участие в различных видах изобразительной, декоративно-прикладной и художественно-конструктивной деятельности.
Освоение основ рисунка, живописи, скульптуры, декоративно-прикладного искусства. Изображение с натуры, по памяти и воображению (натюрморт, пейзаж, человек, животные, растения).
Овладение основами художественной грамоты: композицией, формой, ритмом, линией, цветом, объемом, фактурой.
Создание моделей предметов бытового окружения человека. Овладение элементарными навыками лепки и бумагопластики.
Выбор и применение выразительных средств для реализации собственного замысла в рисунке, живописи, аппликации, скульптуре, художественном конструировании.
Передача настроения в творческой работе с помощью цвета, тона, композиции, пространства, линии, штриха, пятна, объема, фактуры материала.
Использование в индивидуальной и коллективной деятельности различных художественных техник и материалов: коллажа, граттажа, аппликации, бумажной пластики, гуаши, акварели, пастели, восковых мелков, туши, карандаша, фломастеров, пластилина, глины, подручных и природных материалов.
Участие в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства, выражение своего отношения .
Календарно-тематическое планирование.
Тема года: Каждый народ художник.
№ | Тема урока | дата |
1 четверть. «Истоки родного искусства» (8 уроков) |
-
| Истоки родного искусства. | 5.09. |
-
| Пейзаж родной земли. | 12.09. |
-
| Деревня – деревянный мир | 19.09. |
-
| . Украшения деревянных построек и их значение. | 26.09. |
-
| Красота человека. | 3.10. |
-
| Образ красоты человека. | 10.10. |
-
| Народные праздники. | 17.10. |
-
| .«Истоки родного искусства» Выставка работ. Тестирование. | 25.10. |
2 четверть. Древние города нашей земли. 7 часов. |
-
| Родной угол. | 14.11. |
-
| Древние соборы. | 21.11 |
-
| Города русской земли. | 28.11. |
-
| Древнерусские воины – защитники. | 5.12. |
-
| Новгород. Псков. Владимир и Суздаль. Москва. | 12.12 |
-
| Узорочье теремов. | 19.12. |
-
| Праздничный пир в теремных палатах. Выставка работ. | 26.12 |
3 четверть. Каждый народ – художник. (11 часов) |
-
| Образ художественной культуры Японии. | 16.01. |
-
| Страна восходящего солнца. | 23.01. |
-
| Искусство народов гор и степей. | 30.01. |
-
|
Города в пустыне. | 6.02. |
-
| Древняя Эллада | 13.02. |
-
| Древнегреческий праздник. | 18.02. |
-
| Европейские города Средневековья. | 20.02. |
-
| Образ художественной культуры средневековой Западной Европы. | 27.02 |
-
| Многообразие художественных культур в мире (обобщение темы) | 6.03 |
-
| Каждый народ – художник. Тестирование | 13.03 |
-
| Виртуальная экскурсия. | 20.03. |
Искусство объединяет народы.. |
-
| Материнство. | 3.04. |
-
| | 10.04. |
-
| Мудрость старости. | 17.04. |
-
| Сопереживание | 24.04. |
-
| Герои, борцы и защитники. | 8.05 |
-
| Юность и надежды. | 15.05. |
-
| Искусство народов мира Итоговое тестирование | 22.05. |
-
| Итоговая выставка. | 29.05. |