Муниципальное автономное образовательное учреждение
«Лицей № 8 »
г. Назарово Красноярского края
662200 Красноярский край, г. Назарово, ул. Карла Маркса, 46А
тел.: 5-11-56, 5-02-42, 5-06-00, 5-30-04
E-mail:school8zavuch@mail.
Принято школьным методическим объединением руководитель ШМО _______________________________ Протокол № 1 от « 29» августа 2016 г. | Согласовано Заместитель директора по УВР ______________________________ «30» августа 2016г. | Утверждено Директор _________________ ( А.П. Верц) Протокол № 132 от « 30 » августа 2016 г. |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО УЧЕБНОМУ ПРЕДМЕТУ «ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
ДЛЯ 4 КЛАССА
НА 2016 / 2017 УЧЕБНЫЙ ГОД
(Дидактическая система развивающего обучения Л.В. Занкова,
С.Г. Ашикова. Изобразительное искусство: Учебник для 4 класса /
под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С. Г. Яковлевой. -
Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»,
Рекомендовано Министерством образования и науки РФ)
Разработчик программы:
учитель начальных классов
Пляскина Инна Юрьевна,
первая квалификационная категория, педстаж 29 лет
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Программа учебного предмета «Изобразительное искусство» составлена на основе Основной образовательной программы начального общего образования МАОУ «Лицея № 8» г.Назарово, в соответствии с рекомендациями Примерной программы начального общего образования по изобразительному искусству, Программы «Формирование универсальных учебных действий младших школьников» МАОУ«Лицея № 8» г.Назарово, Программы курса «Изобразительное искусство» автор С.Г. Ашикова (УМК «Дидактическая система Л.В. Занкова»).
Цель курса: духовно-нравственное развитие личности учащегося, воспитание его ценностного отношения к прекрасному на основе обогащения опыта эмоционально-ценностного восприятия явлений жизни и опыта художественно-творческой деятельности.
Цель на 4 класс: организовать деятельность обучающихся для реализации творческого потенциала учащихся средствами художественной деятельности.
Овладение основами художественного языка (художественное выражение) позволит младшему школьнику проявить себя в творчестве, поможет при освоении смежных дисциплин, будет способствовать формированию эмоционально-ценностного отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом. Создаются условия для формирования: патриотизма, ценностного отношения к культурно-историческому наследию своего народа, чему способствует знакомство с образцами классического искусства и народного художественного творчества.
Образовательный процесс строится на основе системно-деятельностного подхода при использовании технологии развивающего обучения Л.В.Занкова.
Программа целостно будет реализовываться в 1 – 4 классах.
Формы контроля – итоговый (внешний), промежуточный (процессуальный мониторинг).
Количество (за год): диагностических работ – 2
контрольных работ – 2
На реализацию программы по изобразительному искусству в федеральном базисном учебном плане предусмотрено в 4 классе 34 часа (34 недели по 1 часу в неделю).
Раздел | 1 класс | 2 класс | 3 класс | 4 класс | Итого |
Восприятие искусства и виды художественной деятельности | 3 | 7 | 8 | 8 | 26 |
Азбука искусства. Как говорит искусство | 20 | 17 | 16 | 16 | 69 |
Значимые темы искусства. О чём говорит искусство | 10 | 10 | 10 | 10 | 40 |
Итого | 33 | 34 | 34 | 34 | 135 |
ТАБЛИЦА ПЛАНИРУЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТОВ, СОДЕРЖАНИЯ, ТЕМАТИЧЕСКОГО ПЛАНИРОВАНИЯ
ПО ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОМУ ИСКУССТВУ 4 КЛАССА
Личностные универсальные учебные действия
понимает значение изобразительного искусства в собственной жизни;
проявляет эмоциональную отзывчивость на произведения изобразительного искусства различного образного содержания;
испытывает чувство сопричастности к художественной культуре России;
- оценивает своё и чужое художественное творчество;
- реализовывает собственный творческий потенциал, применяя полученные знания и представления об изобразительном искусстве;
- проецирует нравственное содержание художественных произведений в собственных поступках.
Раздел | Содержание | Кол-во часов | Планируемые результаты |
предметные | метапредметные |
1. Азбука искусства. Как говорит искусство? 1 Природа- главный художник. Уроки за компьютером. 2. Мир цвета 2. Восприятие искусства и виды художественной деятельности Искусство в человеке. . 3.Значимые темы искусства. О чем говорит искусство? Человек в искусстве. | Композиция рисунка. Симметрия и асимметрия. Движение в композиции. Орнамент. Звездный орнамент. Северное сияние. Живопись света. Свет и цвет. Изображение света. Постепенные переходы из света в тень Декоративно-прикладное искусство. Бытовой жанр. Перспектива. Орнаменты и узоры в архитектуре Основы иллюстрации. Портретная композиция. Стилизованный рисунок. Знакомство с музеями. | 16 ч 8 ч 10ч | - использует выразительные средства изобразительного искусства; - составляет цветовые гаммы для замысла своей работы; - различает основные и составные, теплые и холодные цвета; - использует их для передачи художественного замысла; - создаёт образ человека; - пользуется симметрией; - изображает разнообразные формы предметов на плоскости с передачей объема и в пространстве; - пользуется построением рисунка для создания орнаментов. - изображает с натуры и по представлению несложные предметы и натюрморты; - передавать перспективу пространства на плоскости; - осуществляет построение пейзажа; - выстраивает предметы в композиции; - создаёт композиции узоров и орнаментов народов России; - выполняет простые рисунки и орнаментальные композиции, используя язык компьютерной графики в программе Paint. - понимает художественный замысел в картине художника; - понимает чувства, воплощенные художниками в разных видах искусства, в изображении портретов людей разного возраста; - узнаёт произведения искусства по видам и жанрам; - понимает, чем или из чего они выполнены; - различает основные виды художественной деятельности; - отличает материалы для рисунка, живописи и скульптуры; - участвует в обсуждении содержания произведений изобразительного искусства; - отражает значимые темы искусства в собственной деятельности; - фантазирует, используя впечатления от картин и фото художников; узнаёт русский костюм, русский быт, русские избы, посуду, игрушки; выражает черты русского народа, его души, украшая русскими узорами и орнаментами жилище, одежду; создаёт семейные портреты; - узнаёт картины знакомых авторов отечественной и мировой живописи; - передаёт настроение в пейзаже, натюрморте, портрете, выражая к ним свое отношение; - изображает красоту природы родного края. | Регулятивные универсальные учебные действия контролирует соответствие выполняемых действий способу реализации творческого замысла; вносит коррективы на основе предвосхищения будущего результата и его соответствия замыслу; осуществляет самоконтроль своей творческой деятельности; - преодолевает трудности при решении учебных и творческих задач. самостоятельно ставить цель, позволяющую достичь реализации собственного творческого замысла; высказывать собственное мнение о явлениях изобразительного искусства; - действовать самостоятельно при разрешении проблемно-творческих ситуаций в учебной и внеурочной деятельности, а также в повседневной жизни. Познавательные универсальные учебные действия - анализирует произведения искусства; применяет художественные умения, знания и представления для выполнения практических задач; осуществляет поиск необходимой информации - устанавливает аналогии; - использует знаково-символические средства; соотносит тексты с репродукциями картин и другим визуально представленным материалом; проводит сравнение, сериацию и классификацию изученных объектов по заданным критериям; обобщает; представляет информацию в виде сообщения с иллюстрациями. строит свои рассуждения о характере, жанре, средствах художественной выразительности; -соотносить различные художественные произведения по настроению, форме, по различным средствам выразительности; составляет свои небольшие тексты, сообщения в устной и письменной форме; осуществляет выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий; Коммуникативные универсальные учебные действия - участвует в обсуждении значимых для человека явлений жизни и искусства; - задаёт вопросы; - аргументирует свою позицию; выражает свое мнение о произведении искусства, используя разные речевые средства; проявляет творческую инициативу, самостоятельность; применяет полученный опыт при организации досуга. |
Тематическое планирование
№ урока | Дата | Тема |
1 | | Новые возможности карандашей. Гелевые и шариковые ручки. Новые возможности пастели |
2 | | Варианты и элементы построения орнаментов. Построение разных форм звезд |
3 | | Космос. Что мы видим с Земли |
4 | | Созвездия |
5 | | Орнамент нашей Галактики |
6 | | Удивительный мир Земли |
7 | | Фантастический орнамент |
8 | | А звездная даль так манит к себе… |
9 | | Ах, вернисаж… (работа над проектом) |
10 | | Изображение света |
11 | | Сколько солнца! Сколько света! Пусть свет твой сияет людям… |
12 | | Свет волшебный от луны… |
13 | | Свет далекой звезды |
14 | | Свет северного сияния |
15 | | Живой свет свечи. |
16 | | Свет сердца. |
17 | | Поле. Русское поле… |
18 | | Загадочная русская душа |
19 | | Русская изба. Входите, гости дорогие |
20 | | Зачерпни воды ковш… |
21 | | Ладьи неторопливый бег |
22 | | Карл Фаберже – мастер золотые руки |
23 | | Русский сине-голубой узор гжель |
24 | | В русской избе (работа над проектом) |
25 | | Знакомство с музеем |
26 | | Билибинский стиль |
27 | | Заколдованная царевна |
28-29 | | Сказка о царе Салтане |
30 | | Сказочный мир художника С.С.Соломко |
31 | | Знакомство с музеем |
32 -33 | | Компьютерное рисование |
34 | | Итоговая выставка детских работ. Промежуточная аттестация. |
МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
1. Работа по данному курсу обеспечивается УМК:
Ашикова С.Г. Изобразительное искусство: учебник для 4 класса / под ред. А.А. Мелик-Пашаева, С.Г. Яковлевой. Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров».
Ашикова С.Г. «Красота спасёт мир» альбом художественных задач для 4 класса Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров»2014г
-Электронное приложение к учебнику Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Федоров» 2014г
2. Специфическое оборудование и технические средства обучения:
- записи классической и народной музыки;
- магнитная доска;
- экспозиционный экран;
- персональный компьютер;
- мультимедийный проектор.
Интернет ресурсы www. Tanais.info/ museum/ www. museum. ru-/palekh www. arts-museum. ru (Государственный музей изобразительных искусств имени А.С.Пушкина) www. jrientmuzeum. ru(государственный музей культуры народов Востока) www.vserov.ru ValentinSerjv.ru (работы Серова) www.redsea.dive/ru (энциклопедии, журналы об обитателях морей) www. zolotoe-koltso.ru (карта Золотого кольца России) сайт: ТПХВ.РУ (художники и их картины) | 3 Учебно-практическое оборудование Краски акварельные, гуашевые | И | Кисти | И | Ёмкости для воды | И | Бумага А4 | И | Восковые мелки | И | Пастель | И | Пластилин (глина) | И | Стеки (набор) | И | Цветная бумага | И | Клей | И | Ножницы | И | |