СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по Изобразительному исскуству

Нажмите, чтобы узнать подробности

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»

 

 

Разработчики:

 Мерш Екатерина Сергеевна –учитель начальных классов,

Рябова Юлия Борисовна – учитель начальных классов,

 

Сасова Светлана Вячеславовна – учитель начальных классов.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по Изобразительному исскуству»

Наименование образовательной организации

(в соответствии с печатью)






Согласовано_________________________

____________________________________




Утверждено

директором_____________________

_______________________________


РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ

«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»















2014 г.


Разработчики:

Мерш Екатерина Сергеевна –учитель начальных классов,

Рябова Юлия Борисовна – учитель начальных классов,

Сасова Светлана Вячеславовна – учитель начальных классов.






































Содержание


1

Пояснительная записка

1.1

Ссылка на нормативные документы

1.2

Цели реализации содержания рабочей программы по предмету

1.3

Основные задачи реализации содержания рабочей программы по предмету

2

Общая характеристика учебного предмета

2.1

Основные содержательные линии

2.2

Основные виды предметной деятельности

2.3

Связь универсальных учебных действий с содержанием предмета

2.4

Система оценки достижения планируемых результатов

3

Описание места учебного предмета в учебном плане

4

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

4.1

Формирование основ гражданской идентичности

4.2

Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества

4.3

Развитие ценностно-смысловой сферы личности

4.4

Развитие умения учиться

4.5

Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности

5.

Результаты освоения конкретного учебного предмета

5.1

Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета

5.2

Метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета

5.2.1

УУД, формируемые средствами предмета

5.2.2

Вклад предмета в формирование ИКТ­компетентности
обучающихся

5.2.3

Вклад предмета в формирование смыслового чтения и работу с текстом.

5.3

Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета

6

Содержание учебного предмета

6.1

Основное содержание предмета

6.2

Авторский компонент учебного содержания

(вариативная программа по предмету)

7

Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

7.1

Распределение учебных часов по разделам курса

7.2

Календарно-тематический план (по годам обучения)

7.3

Система контроля и оценивания предметных результатов

8

Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса

8.1

Библиотечный фонд (учебная и методическая литература)

8.2

Печатные пособия (демонстрационные и дидактические материалы)

8.3

Технические средства обучения

8.4

Цифровые (электронные) образовательные ресурсы

8.5

Игры и игрушки









  1. Пояснительная записка

    1. Настоящая программа разработана в соответствии с ФЗ-273 «Закон об образовании РФ», с ФГОС НОО, на основе примерной основной образовательной программы, с учетом примерной программы учебной дисциплины и вариативной программы автора … (необязательно).


    1. Цели реализации

Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.


    1. Основные задачи

Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.

  1. Общая характеристика учебного предмета

    1. Основные содержательные линии

1. Основные содержательные линии варианта I

2.Основные содержательные линии варианта II


    1. Основные виды предметной деятельности

Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж — и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно - прикладное искусство. Истоки декоративно прикладного искусства и его роль украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).


  1. Описание места учебного предмета в учебном плане

В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 134 ч. Если изучается интегрированный вариант учебного предмета — художественный труд как объединение изобразительного искусства и технологии, то на его изучение отводится 2 ч в неделю, всего 268 ч.

  1. Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

    1. . Формирование основ гражданской идентичности:


–  чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;


– восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;


    1. Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества:


– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;


– уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;


    1. Развитие ценностно-смысловой сферы личности:

– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;

– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;


– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;


    1. Развитие умения учиться:

– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;


–  формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);


    1. Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности:

– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;


–  развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;


– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;


– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.


  1. Результаты освоения конкретного учебного предмета

    1. Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;

5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;

7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.


    1. Метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета


1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;

6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;

10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;

11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;

14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;

15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;

16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.


    1. Предметные результаты освоения конкретного предмета


1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;

2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;

3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;

4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на РОСТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).


  1. Содержание учебного предмета

    1. Основное содержание предмета

6.1.1.Основные содержательные линии варианта I


Учебный материал в примерной программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностн-ориентационную и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. Например, «Восприятие искусства» (именно так звучит одна из подтем первого блока) подразумевает отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства, выполнение художественно творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того, как его выполнять. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по–разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения. Предусмотрен резерв свободного учебного времени — 16 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв может быть использован по своему усмотрению разработчиками программ для авторского наполнения указанных содержательных линий.


6.1.2.Основные содержательные линии варианта II

Данный вариант программы интегрирует предметы «Изобразительное искусство» и «Технология» и рассчитан на 2 ч в неделю. Художественный подход к предмету «Технология» позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно образное воплощение идеи. Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Фантастические образы в изобразительном искусстве», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения. Предусмотрен резерв свободного учебного времени — 32 учебных часа на 4 учебных года. Этот резерв может быть использован по своему усмотрению разработчиками программ для авторского наполнения указанных содержательных линий.

    1. Авторский компонент учебного содержания

(вариативная программа по предмету)


  1. Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся

    1. Распределение учебных часов по разделам курса

Примерное тематическое планирование

Вариант I (134)

Содержание курса

Тематическое планирование

Характеристика деятельности учащихся

Виды художественной деятельности

Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: ху­дожественный образ, его уcлов­ность, передача общего через единичное. Человек, мир приро­ды в реальной жизни - образ че­ловека, природы в искусстве. От­ражение в произведениях пласти­ческих искусств человеческих чувств и идей: выражение отно­шения к природе, человеку и об­ществу средствами художествен­ного языка. Фотография и произведение изобразительного искус­ства - сходство и различия. Виды художественной деятельности: ри­сунок, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство.


Между художником и зрителем нет непреодолимых границ. Ху­дожник, воспроизводя реальный мир таким, каким он его видит и чувствует, создает художествен­ный образ. В художественном об­разе сосредоточены реальность и воображение, идеи и чувства, от­ношение художника к природе, человеку, обществу, событиям и явлениям. Зритель воспринимает произведение искусства, соотнося изображенное с собственным опытом, чувствами, отношением. Для того чтобы правильно понять содержание произведения, надо знать язык, на котором «говорит» художник. Восприятие и эмоцио­нальная оценка шедевров живо­писи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно- прикладно­го искусства (обзор).

Воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам рус­ского и мирового искусства.

Участвовать в обсуждении со­держания и выразительных средств художественных произведений.

Понимать условность и субъ­ективность художественного об­раза.

Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении - ис­кусства, и объяснять разницу.

Понимать общее и особенное в произведении изобразительно­го искусства и в художественной фотографии.

Выбирать и использовать различные художественные мате­риалы для передачи собственно­го художественного замысла.


Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство?

Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура ­средства художественной выразительности изобразительных ис­кусств. Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художест­венном конструировании и ди­зайне, декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приемы построения композиции на плос­кости и в пространстве. Пропор­ции и перспектива. Понятия: ли­ния горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загоражива­ния. Роль контраста в компози­ции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композици­онный центр (зрительный центр композиции). Главное и второ­степенное в композиции. Сим­метрия и асимметрия. Образы природы в живописи.


Интернациональный язык ис­кусства.

Композиция - основа языка всех искусств. Способы построе­ния простой композиции при изображении природы, челове­ка, предмета, тематического сю­жета. Создание композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, ху­дожественное конструирование).

Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи и графике (понятия: перспектива, линия го­ризонта, ближе - больше, даль­ше - меньше, загораживание; контраст в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и свет­лое, спокойное и динамичное и т. д.). Основная идея тематики уроков, связанных с пейзажем «Земля - наш общий дом».

Наблюдение природы и природ­ных явлений, различение их ха­рактера и эмоциональных состо­яний.



Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искус­ства, художественного конструи­рования.

Создавать элементарные ком­позиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование).

Наблюдать природу и при­родные явления, различать их характер и эмоциональные со­стояния.

Понимать разницу в изобра­жении природы в разное время года, суток, в различную погоду.

Использовать элементарные правила перспективы для пере­дачи пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен.


Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живопи­си и в рисунке (ритмы: спокой­ный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Особая роль ритма в декоративно-при­кладном искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Переда­ча движения в композиции с по­мощью ритма элементов.


Использование различных ху­дожественных материалов и средств для создания вырази­тельных образов природы в ри­сунке, живописи, аппликации (возможны темы: «Осень В пар­ке», «Осенний лес»).

Выполнение упражнений на ритм. Передача движения и эмо­ционального состояния в компо­зиции на плоскости: изображе­ние птичьей стаи, стайки рыб, падающей листвы (рисунок, жи­вопись, граттаж, аппликация). Передача движения в компози­ции с помощью ритма. Уравно­вешенные или динамичные ком­позиции на заданную тему. Укра­шение закладки или открытки простым орнаментом, используя чередование геометрических или растительных элементов.


Использовать контраст для усиления эмоционально-образ­ного звучания работы. Использо­вать композиционный центр, отделять главное от второсте­пенного.

Изображать растения, живот­ных, человека, природу, сказоч­ные и фантастические существа, здания, предметы.

Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное сос­тояние в композиции на плос­кости.



Цвет - основа языка живописи. Живописные материалы. Кра­сота и разнообразие природы, человека, зданий предметов, выраженные средствами живо­писи. Основные и составные, теплые и холодные цвета.

Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответ­ствии с поставленными задачами.


Изучение свойств цвета в про­цессе создания композиций ­основные и составные цвета (примерные темы: «Цветы для мамы», «Цветущий луг», «Воз­душные шары», «Разноцветные бабочки» и т. п.), теплые и хо­лодные цвета (примерные темы: «Дворец Снежной королевы», «Изумрудный город», «Город солнца», «Цветочный город»). Передача с помощью цветов теп­лой или холодной гаммы характера человеческих взаимоотно­шений, различных эмоциональ­ных состояний: добра и зла, тревоги и нежности, сострадания и героики и т. д. (создание живо­писными средствами образа постройки, сказочного персонажа).

Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выра­зительности образа (примерные темы. «Гроза», «Ветер», «Снежная буря», «Весенний день», «Солнеч­ный день в горах», «Закат»).

Знакомство с художественными произведениями, изображающи­ми природу и человека в контра­стных эмоциональных состояниях.

Использовать различные

средства живописи для создания выразительных образов природы разных географических широт.

Различать основные и состав­ные, теплые и холодные цвета.

Овладевать на практике ос­новами цветоведения.

Создавать средствами живо­писи эмоционально выразитель­ные образы природы, человека, сказочного героя.

Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состо­яние природы, персонажа.

Воспринимать и эмоциональ­но оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изоб­ражающие природу и человека в контрастных эмоциональных со­стояниях.


Образы человека в живописи.


Жанр портрета. Основная идея тематики уроков, связанных с портретом, - «Человек и челове­ческие взаимоотношения». Об­раз человека в разных культурах мира. Представления народов о красоте человека, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях.

Композиция и порядок изоб­ражения (от пятна) портрета в живописи. Пропорции фигуры и лица человека. Изображение женского и мужского портретов персонажей русских на родных сказок (например, Василиса Пре­красная, Василиса Премудрая, Аленушка, Иван-царевич, Илья Муромец и т. Д.). Создание жен­ских и мужских образов антич­ного мира, Средневековья, стран Востока.

Красота и гармония общения (со сверстниками, с людьми старшего поколения, природой) в искусстве как отражение внут­реннего мира человека. Изобра­жение портрета современника (друга, автопортрета, мамы, сол­дата Великой Отечественной вой­ны и т. Д.). Примерные темы композиций: «Мать и дитя», «Я и моя семья», «Мои друзья» и др.).



Передавать характерные чер­ты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отно­шение народов к человеку.

Использовать пропорциональные отношения лица, фигу­ры человека при создании портрета.

Изображать портреты персо­нажей народных сказок, мифов, литературных произведений, пе­редавать свое отношение к пер­сонажу.

Эмоционально откликаться на образы персонажей произве­дений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, ра­дости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т. д.

Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим ми­ром.


ЛИНИЯ - основа языка рисун­ка. Многообразие линий (тон­кие, толстые, прямые, волнис­тые, плавные, острые, закруглен­ные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мел­ки и т. д. Приемы работы раз­личными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве.

Красота и разнообразие при­роды, человека, зданий, предметов выраженные средствами ри­сунка.

Линия, штрих, пятно и худо­жественный образ. Изображение деревьев, птиц, животных: об­щие и характерные черты.


Приемы работы различными графическими материалами. Ри­сунок как самостоятельное произведение искусства и как подго­товительная работа.

Создание с помощью линии, штриха, пятна выразительных образов, передача эмоциональ­ного состояния природы, человека, животного. Примерные задания: образы деревьев ­старое, крючковатое, молодое, нежное, стройное; величавое, мощное, раскидистое (образы: «дуб-богатырь», «Березка - де вица-красавица» и т. п.). Обра­зы животных: разъяренных и ласковых, например кошки, со­баки и др.

Примерные темы композиций: «Зимний лес», «Лес Снегурочки», «Лес Деда Мороза», «Лес Кощея Бессмертного», «Кошка на окош­ке», «Кошка -охотница» и т. п. Знакомство с рисунками русских и зарубежных художников, изображающими природу, человека, животных.

Изображение графическими средствами бабочек, сказочной птицы, зверя, фантастических существ, сказочных замков; выра­жение их характера.

Овладевать приемами рабо­ты различными графическими материалами.

Создавать графическими сред­ствами выразительные образы природы, человека, животного.

Создавать средствами компь­ютерной графики выразительные образы природы, человека, жи­вотного (в программе Paiпt).


Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке.

Изображать графическими

средствами реальных и фантасти­ческих птиц, насекомых, зверей, строения; выражать их характер.



Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Прос­тые геометрические формы. Природные формы. Трансформа­ция форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт.

Использование простых форм для создания выразительных об­разов.


Анализ геометрической фор­мы предмета. Изображение предметов различной формы (рисунок, живопись). Жанр на­тюрморта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его ма­териального окружения. Изображение простого натюрморта с на­туры или по представлению. Пе­редача с помощью формы и цве­та образа-характера предметов (например, олицетворение пред­метов быта с героями известной сказки или выполнение эскиза чайного сервиза для купчихи, ца­ревны, Бабы-яги и т. Д.). Сходство и контраст форм. Геометрические и природные формы в орнаменте (эскиз украшения предмета быта или одежцы, например платка).

Наблюдать, сравнивать, со­поставлять, анализировать геометрические формы предметов.

Изображать предметы раз­личной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисун­ке и живописи. Использовать декоративные элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения реальных и фантасти­ческих образов.



Объем - основа языка скульп­туры.

Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы пластическими скульп­турными материалами для соз­дания выразительного образа ­(пластилин, глина - раскатыва­ние; набор объема; вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.



Объем в пространстве и объ­ем на плоскости. Способы пере­дачи объема. Выразительность объемных композиций. Разнооб­разие форм предметного мира и передача их в пространстве.

Лепка животных, человека, сказочных персонажей.

Прием трансформации объем­ных форм для создания вырази­тельных образов животных. 3накомство с выразительными произведениями скульптуры, изобра­жающими человека, животных, мифологических персонажей.

Лепка фигуры спортсмена, вы­разительного сказочного или литературного персонажа.

Использовать простые формы для создания выразительных об­разов человека или животного в скульптуре.

Моделировать с помощью трансформации природных форм образы фантастических животных или человечков на плоскости и в объеме.

Использовать приемы транс­формации объемных форм для создания выразительных образов животных.

Изображать в объеме выра­зительные образы человека, ли­тературного персонажа.


Художественное конструиро­вание и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирова­ния. Элементарные приемы ра­боты с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о воз­можностях использования навы­ков художественного конструи­рования и моделирования в жизни человека.


Представление о разнообразии материалов для художественного конструирования и моделирова­ния. Основная идея тематики уроков, связанных с организаци­ей материальной среды - «Искус­ство дарит людям красоту». Эле­ментарные приемы работы с различными материалами (пласти­лин, бумага, картон и др.) для создания выразительного образа.

Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь че­репахи, домик улитки и т. д. Раз­нообразие форм предметного мира, сходство и контраст, передача их в объеме или выполне­ние эскизов на плоскости.

Искусство дизайна в совре­менном мире. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек (примерные задания: изображение любимой игрушки, иллюстрации к любимой книжке, проектирование мебели для кук­лы или детской площадки, лепка или конструирование из бумаги, коробочек транспорта, посудыи т.д.). Художественное Коллективная работа. Художественное конструирование сказочных зданий (например, сказочного зоопарка, в котором форма и декор домиков для животных передают черты его обитателя или улицы в Цветочном городе). Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере.

Коллективная работа. Констру­ирование детской площадки, парка, городской улицы (с транс­портом) с использованием прос­тых геометрических и раститель­ных форм.

Изготовление маски или куклы для кукольного спектакля с использованием приема транс­формации формы для вырази­тельности характеристики персо­нажа.

Выполнение макета оформле­ния сцены для музыкальной сказки («Золушка», «Щелкунчик», «Снегурочка», «Садко» и др.)

Конструирование макета костюма сказочного персонажа.

Образы архитектуры разных эпох и народов.

Композиция на темы городс­кой жизни или иллюстрации к мифам Античности и сказкам Средневековья с изображением человека в городской среде (на фоне зданий).




Коллективная работа (созда­ниe макета мемориального комп­лекса «Защитникам Отечества»).


Понимать роль изобразитель­ных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам, сопро­вождающим жизнь человека.

Наблюдать постройки в при­роде: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д.

Различать разнообразие форм предметного мира.

Видеть и понимать многооб­разие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием: здания, предметы быта, транспорт, посуда, одежда, теат­ральные декорации, садово-пар­ковое искусство и т. д.

Конструировать здания из картона, бумаги, пластилина.

Моделировать различные

комплексы: детскую площадку, сказочный зоопарк, улицу и т. д.

Использовать для вырази­тельности композиции сходство и контраст форм.
























Понимать роль художника в театре.

Моделировать маску, костюм сказочного персонажа из под­ручных материалов.

Выполнять простые макеты.







Узнавать характерные черты нескольких ярких культур мира (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия).

Понимать и передавать в собственной художественной деятельности единые черты в архи­тектуре, одежде, предметах быта нескольких наиболее ярких куль­тур.

Осознавать героизм и нрав­ственную красоту подвига защит­ников Отечества.

Понимать собственную ответ­ственность за свою Родину, при­нимать посильное участие в сохранении памяти о её героях.

Декоративно- прикладное ис­кусство. Понимание истоков де­коративно-прикладного искус­ства и его роли в жизни челове­ка. Роль природных условий в характере традиционной культу­ры народа. Пейзажи родной природы.


Истоки декоративно-приклад­ного искусства и его роль в жиз­ни человека.

Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Красота пейзажей род­ной природы. Создание компо­зиции на тему «Гармония жилья с природой» (коллективная или индивидуальная работа).

Понимать важность гармонии постройки с окружающим ланд­шафтом.

Создавать графическими и живописными средствами ком­позицию пейзажа с входящими в него постройками.


Синтетичный характер народ­ной культуры (украшения жили­ща, предметов быта, орудий тру­да, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки).


Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма (напримере русского искусства).

Основная идея тематики уро­ков, связанных с русской культу­рой и искусством, - «Родина моя - Россия». Конструкция и декор традиционного жилища, костюмов, предметов быта и орудий труда. Изображение крестьянской избы (на плоскости или в объеме), использование элементов декора: древние образы и знаковый характер древних изображений, используемых в украшении жилья и предметов быта. Сказочные об­разы народной культуры в деко­ративно-прикладном искусстве.














Понимать смысл знаков-

образов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства.


Разнообразие декоративных форм в природе.


Наблюдение и зарисовка раз­нообразных декоративных форм в природе: цветы, раскраска ба­бочек, переплетение ветвей де­ревьев, узоры мороза на стекле и т. д. Стилизация природных форм. Роль силуэта в орнаменте.


Наблюдать и передавать в собственной художествен но­творческой деятельности разно­образие и (красоту природных форм и 'украшений в природе.

Обобщать в рисунке природ­ные формы, выявлять сущест­венные признаки для создания декоративного образа.

Сказочные образы народной культуры и декоративно-при­кладное искусство.


Изображение в живописи, гра­фике, рельефе, аппликации ска­зочных образов народной культу­ры (конь, петух, птица Сирин, пти­ца Алконост, древо жизни и др.).

Использовать стилизацию

форм для создания орнамента.


Ознакомление с произведени­ями народных художественных промыслов России (с учетом местных условий).


Изготовление эскизов и моде­лей игрушек, посуды по мотивам современных народных промыс­лов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, местные про­мыслы и т. д.).

Изготовление эскизов украше­ния прялки, эскизов вышивки на полотенце, скатерти с использованием древних образов-знаков. Эскизы народных костюмов.




Изображение народных празд­ников, сцен быта и труда народа (коллективные или индивидуаль­ные работы). Знакомство с произведениями изобразительного искусства, изображающими сце­ны праздников и труда народа.


Различать произведения ведущих народных художествен­ных промыслов России и назы­вать известные центры художе­ственных ремесел России.

Изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов, передавать специфику стилистики произведений народ­ных художественных промыслов в России (с учетом местных ycловий).

Изображать многофигурные сцены.

Эмоционально откликаться на красоту народных праздни­ков, сцен быта и труда народа, отраженных в произведениях изобразительного искусства, и выражать свое отношение к ним в собственной художествен­но-творческой деятельности.

Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры.


Проявления художественной культуры вокруг нас музеи искус­ства, пластические искусства в доме, на улице, в театре (обоб­щение пройденного материала возможно в форме выставки ра­бот учащихся, викторины, экс­курсии по городу, в музей и др.).


Осознавать, что архитектура

и декоративно-прикладные искус­ства во все времена украшали повседневную жизнь человека.

Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рас­сказе, небольшом сочинении.

Ведущие художественные му­зеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразитель­ных искусств им. А.С Пушкина­ и региональные музеи.


Знакомство с ведущими худо­жественными музеями России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С Пушкина - и региональ­ными музеями. Их внешний вид, характер интерьеров и специфи­ка коллекций.

Произведения разных видов и жанров изобразительных (пластических) искусств в музеях: жи­вопись, графика, скульптура, де­коративно-прикладное искусство.

Жанры изобразительного ис­кусства: портрет, пейзаж, натюр­морт.


Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства.

Воспринимать и эмоциональ­но оценивать шедевры русского и мирового искусства.

Группировать произведения изобразительных искусств по ви­дам и жанрам.

Группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру, эмоциональному состоянию.

Называть ведущие художест­венные музеи России и художе­ственные музеи своего региона.


  1. Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса


Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения



кол-во

Примечания

1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция)

Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству.



Авторские программы по изобразительному искусству

Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства





Рабочие тетради





Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства)

Методические журналы по искусству

Учебно-наглядные пособия



Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства

Справочные пособия, энциклопедии по искусству





Альбомы по искусству

Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры.

Научно-популярная литература по искусству.

Д





Д



К









К





Д



Ф/Д



Д




Д/П







Д

П

Стандарт по музыке, примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства





При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете по несколько экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета.

В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников



Федерального значения



Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4 – Ф






Энциклопедия живописи, художественный энциклопедический словарь, энциклопедический словарь юного художника, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства»).



по одному каждого наименования

Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщении, творческих работ, исследовательской, проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки.

Печатные пособия

Портреты русских и зарубежных художников.



Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента.

Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта.


Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека

Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству

Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы.

Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте

Д





Д



Д



Д



Д



Д





К

Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях.

Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях

Информационно-коммуникационные средства

Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники.









Электронные библиотеки по искусству.















Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности.





Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности.

Д












Д

















Д/П







Д/П

Цифровые компоненты учебно-методического комплекта могут быть ориентированы на различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов программы. Пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в формате текстового контроля).

Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности (в том числе на исследовательскую проектную работу). В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация. Электронные библиотеки могут размещаться на CD-ROM, DVD либо создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения).

К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе изобразительного искусства, относятся, в частности, текстовый редактор, Paint, редактор создания презентаций.

К специализированным цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе изобразительного искусства, относятся художественные и верстальные программы: Photoshop? CorelDRAW, InDesign и др.

Технические средства обучения (ТСО)

CD/DVD-проигрыватели

Телевизор

Аудиовидеомагнитофон.

Компьютер с художественным программным обеспечением.

Слайд проектор .


Мультимедиапроектор.

Магнитная доска.



Экран (на штативе или навесной)

Д

Д

Д

Д



Д


Д

Д



Д

С диагональю не менее не менее 72 см

В классе информатики для индивидуальной работы учащихся



Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон.



Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций.

Минимальные размеры 1,25х 1,25


Со штативом.

Фотокамера цифровая.

Видеокамера цифровая.

Графический планшет

П

Д

Д

Экранно-звуковые пособия

Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям.

Видеофильмы или DVD-фильмы и презентации: по памятникам архитектуры, художественным музеям, видам и жанрам изобразительного искусства, творчеству отдельных художников, народным промыслам, декоративно-прикладному искусству, художественным технологиям.

Д



Д

Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса.

произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой.

Учебно-практическое оборудование

Мольберты.

Настольные скульптурные станки

Комплекты резцов для линогравюры.

Конструкторы.



Краски акварельные, гуашевые

Краска офортная

Валик для накатывания офортной краски

Тушь

Ручки с перьями

Бумага А3, А4

Бумага цветная

Фломастеры

Восковые мелки

Пастель

Сангина

Уголь

Кисти беличьи № 5, 10, 20

Кисти щетина № 3, 10, 13

Емкости для воды

Стеки (набор)

Пластилин / глина

Клей

Ножницы

Рамы для оформления работ

Подставки для натуры

К

К

К

Ф



К

П

П

К

К

К

К







Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластилина, картона)

К

Ф

К

К

К

К

К

К

К

К

Ф

К

К

П















Для оформления выставок














Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!