Наименование образовательной организации
(в соответствии с печатью)
Согласовано_________________________ ____________________________________ | Утверждено директором_____________________ _______________________________ |
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО»
2014 г.
Разработчики:
Мерш Екатерина Сергеевна –учитель начальных классов,
Рябова Юлия Борисовна – учитель начальных классов,
Сасова Светлана Вячеславовна – учитель начальных классов.
Содержание
1 | Пояснительная записка |
1.1 | Ссылка на нормативные документы |
1.2 | Цели реализации содержания рабочей программы по предмету |
1.3 | Основные задачи реализации содержания рабочей программы по предмету |
2 | Общая характеристика учебного предмета |
2.1 | Основные содержательные линии |
2.2 | Основные виды предметной деятельности |
2.3 | Связь универсальных учебных действий с содержанием предмета |
2.4 | Система оценки достижения планируемых результатов |
3 | Описание места учебного предмета в учебном плане |
4 | Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета |
4.1 | Формирование основ гражданской идентичности |
4.2 | Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества |
4.3 | Развитие ценностно-смысловой сферы личности |
4.4 | Развитие умения учиться |
4.5 | Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности |
5. | Результаты освоения конкретного учебного предмета |
5.1 | Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета |
5.2 | Метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета |
5.2.1 | УУД, формируемые средствами предмета |
5.2.2 | Вклад предмета в формирование ИКТкомпетентности обучающихся |
5.2.3 | Вклад предмета в формирование смыслового чтения и работу с текстом. |
5.3 | Предметные результаты освоения конкретного учебного предмета |
6 | Содержание учебного предмета |
6.1 | Основное содержание предмета |
6.2 | Авторский компонент учебного содержания (вариативная программа по предмету) |
7 | Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся |
7.1 | Распределение учебных часов по разделам курса |
7.2 | Календарно-тематический план (по годам обучения) |
7.3 | Система контроля и оценивания предметных результатов |
8 | Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса |
8.1 | Библиотечный фонд (учебная и методическая литература) |
8.2 | Печатные пособия (демонстрационные и дидактические материалы) |
8.3 | Технические средства обучения |
8.4 | Цифровые (электронные) образовательные ресурсы |
8.5 | Игры и игрушки |
| |
| |
| |
Пояснительная записка
Настоящая программа разработана в соответствии с ФЗ-273 «Закон об образовании РФ», с ФГОС НОО, на основе примерной основной образовательной программы, с учетом примерной программы учебной дисциплины и вариативной программы автора … (необязательно).
Цели реализации
Основная образовательная программа начального общего образования определяет содержание и организацию образовательного процесса на ступени начального общего образования и направлена на формирование общей культуры, духовно-нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие обучающихся, создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.
Основные задачи
Развитие способностей к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного и музыкального искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру.
Общая характеристика учебного предмета
Основные содержательные линии
1. Основные содержательные линии варианта I
2.Основные содержательные линии варианта II
Основные виды предметной деятельности
Восприятие произведений искусства. Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его условность, передача общего через единичное. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: отношение к природе, человеку и обществу. Фотография и произведение изобразительного искусства: сходство и различия. Человек, мир природы в реальной жизни: образ человека, природы в искусстве. Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж — и региональные музеи. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров русского и мирового искусства. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Рисунок. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы с различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве: основная и вспомогательная. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты.
Живопись. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами живописи. Цвет — основа языка живописи. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. Образы природы и человека в живописи.
Скульптура. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы с пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина — раскатывание, набор объема, вытягивание формы). Объем — основа языка скульптуры. Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры.
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования (пластилин, бумага, картон и др.). Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа (пластилин — раскатывание, набор объема, вытягивание формы; бумага и картон — сгибание, вырезание). Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека.
Декоративно - прикладное искусство. Истоки декоративно прикладного искусства и его роль украшение жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). Образ человека в традиционной культуре. Представления народа о мужской и женской красоте, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Сказочные образы в народной культуре и декоративно прикладном искусстве. Разнообразие форм в природе как основа декоративных форм в прикладном искусстве (цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, морозные узоры на стекле и т. д.). Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов в России (с учетом местных условий).
Описание места учебного предмета в учебном плане
В федеральном базисном учебном плане на изучение изобразительного искусства в каждом классе начальной школы отводится по 1 ч в неделю, всего 134 ч. Если изучается интегрированный вариант учебного предмета — художественный труд как объединение изобразительного искусства и технологии, то на его изучение отводится 2 ч в неделю, всего 268 ч.
Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета
. Формирование основ гражданской идентичности:
– чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознания ответственности человека за благосостояние общества;
– восприятия мира как единого и целостного при разнообразии культур, национальностей, религий; уважения истории и культуры каждого народа;
Формирование психологических условий развития общения, сотрудничества:
– доброжелательности, доверия и внимания к людям, готовности к сотрудничеству и дружбе, оказанию помощи тем, кто в ней нуждается;
– уважения к окружающим — умения слушать и слышать партнёра, признавать право каждого на собственное мнение и принимать решения с учётом позиций всех участников;
Развитие ценностно-смысловой сферы личности:
– принятия и уважения ценностей семьи и образовательного учреждения, коллектива и общества и стремления следовать им;
– ориентации в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей, развития этических чувств (стыда, вины, совести) как регуляторов морального поведения;
– формирования эстетических чувств и чувства прекрасного через знакомство с национальной, отечественной и мировой художественной культурой;
Развитие умения учиться:
– развитие широких познавательных интересов, инициативы и любознательности, мотивов познания и творчества;
– формирование умения учиться и способности к организации своей деятельности (планированию, контролю, оценке);
Развитие самостоятельности, инициативы и ответственности личности:
– формирование самоуважения и эмоционально-положительного отношения к себе, готовности открыто выражать и отстаивать свою позицию, критичности к своим поступкам и умения адекватно их оценивать;
– развитие готовности к самостоятельным поступкам и действиям, ответственности за их результаты;
– формирование целеустремлённости и настойчивости в достижении целей, готовности к преодолению трудностей, жизненного оптимизма;
– формирование умения противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью, безопасности личности и общества, в пределах своих возможностей, в частности проявлять избирательность к информации, уважать частную жизнь и результаты труда других людей.
Результаты освоения конкретного учебного предмета
Личностные результаты освоения конкретного учебного предмета
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, российский народ и историю России, осознание своей этнической и национальной принадлежности; формирование ценностей многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органичном единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) овладение начальными навыками адаптации в динамично изменяющемся и развивающемся мире;
5) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки, в том числе в информационной деятельности, на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе;
7) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;
8) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
9) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
10) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
Метапредметные результаты освоения конкретного учебного предмета
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии;
6) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
7) активное использование речевых средств и средств информационных и коммуникационных технологий (далее - ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
8) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и технологиями учебного предмета; в том числе умение вводить текст с помощью клавиатуры, фиксировать (записывать) в цифровой форме измеряемые величины и анализировать изображения, звуки, готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео- и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
9) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами; осознанно строить речевое высказывание в соответствии с задачами коммуникации и составлять тексты в устной и письменной формах;
10) овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза, обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления аналогий и причинно-следственных связей, построения рассуждений, отнесения к известным понятиям;
11) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать свое мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
12) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
13) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учета интересов сторон и сотрудничества;
14) овладение начальными сведениями о сущности и особенностях объектов, процессов и явлений действительности (природных, социальных, культурных, технических и др.) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета;
15) овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями, отражающими существенные связи и отношения между объектами и процессами;
16) умение работать в материальной и информационной среде начального общего образования (в том числе с учебными моделями) в соответствии с содержанием конкретного учебного предмета.
Предметные результаты освоения конкретного предмета
1) сформированность первоначальных представлений о роли изобразительного искусства в жизни человека, его роли в духовно-нравственном развитии человека;
2) сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством;
3) овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства;
4) овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании), а также в специфических формах художественной деятельности, базирующихся на РОСТ (цифровая фотография, видеозапись, элементы мультипликации и пр.).
Содержание учебного предмета
Основное содержание предмета
6.1.1.Основные содержательные линии варианта I
Учебный материал в примерной программе представлен блоками, отражающими деятельностный характер и коммуникативно-нравственную сущность художественного образования: «Виды художественной деятельности», «Азбука искусства», «Значимые темы искусства», «Опыт художественно творческой деятельности». Специфика подобного деления на блоки состоит в том, что первый блок раскрывает содержание учебного материала, второй дает инструментарий для его практической реализации, третий намечает эмоционально ценностную направленность тематики заданий, четвертый содержит виды и условия деятельности, в которых ребенок может получить художественно творческий опыт. Все блоки об одном и том же, но раскрывают разные стороны искусства: типологическую, языковую, ценностн-ориентационную и деятельностную. Они (все вместе!) в разной мере присутствуют практически на каждом уроке. Например, «Восприятие искусства» (именно так звучит одна из подтем первого блока) подразумевает отнесение воспринимаемых произведений к тому или иному виду и жанру искусства, выполнение художественно творческого задания на тему, связанную с окружающим миром и его ценностями, понимание того, как его выполнять. В комплексе все блоки направлены на решение задач начального художественного образования и воспитания. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по–разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения. Предусмотрен резерв свободного учебного времени — 16 учебных часов на 4 учебных года. Этот резерв может быть использован по своему усмотрению разработчиками программ для авторского наполнения указанных содержательных линий.
6.1.2.Основные содержательные линии варианта II
Данный вариант программы интегрирует предметы «Изобразительное искусство» и «Технология» и рассчитан на 2 ч в неделю. Художественный подход к предмету «Технология» позволит освоить его содержание не только технологически, но и художественно, переводя акцент с обычного умения на художественно образное воплощение идеи. Учебный материал в примерной программе представлен тематическими блоками, отражающими деятельностный характер и субъективную сущность художественного образования: «Учимся у природы», «Фантастические образы в изобразительном искусстве», «Учимся на традициях своего народа», «Приобщаемся к культуре народов мира». В каждый блок включены темы, направленные на решение задач начального художественного образования и воспитания, а также на получение опыта художественно творческой деятельности, содержание которого в обобщенном виде вынесено в отдельный блок, но в практике общего художественного образования фактически входит в каждый блок. Такое построение программы позволяет создавать различные модели курса изобразительного искусства, по разному структурировать содержание учебников, распределять разными способами учебный материал и время его изучения. Предусмотрен резерв свободного учебного времени — 32 учебных часа на 4 учебных года. Этот резерв может быть использован по своему усмотрению разработчиками программ для авторского наполнения указанных содержательных линий.
Авторский компонент учебного содержания
(вариативная программа по предмету)
Тематическое планирование с определением основных видов учебной деятельности обучающихся
Распределение учебных часов по разделам курса
Примерное тематическое планирование
Вариант I (134)
Содержание курса | Тематическое планирование | Характеристика деятельности учащихся |
Виды художественной деятельности |
Особенности художественного творчества: художник и зритель. Образная сущность искусства: художественный образ, его уcловность, передача общего через единичное. Человек, мир природы в реальной жизни - образ человека, природы в искусстве. Отражение в произведениях пластических искусств человеческих чувств и идей: выражение отношения к природе, человеку и обществу средствами художественного языка. Фотография и произведение изобразительного искусства - сходство и различия. Виды художественной деятельности: рисунок, живопись, скульптура, архитектура, дизайн, декоративно-прикладное искусство. | Между художником и зрителем нет непреодолимых границ. Художник, воспроизводя реальный мир таким, каким он его видит и чувствует, создает художественный образ. В художественном образе сосредоточены реальность и воображение, идеи и чувства, отношение художника к природе, человеку, обществу, событиям и явлениям. Зритель воспринимает произведение искусства, соотнося изображенное с собственным опытом, чувствами, отношением. Для того чтобы правильно понять содержание произведения, надо знать язык, на котором «говорит» художник. Восприятие и эмоциональная оценка шедевров живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно- прикладного искусства (обзор). | Воспринимать и выражать свое отношение к шедеврам русского и мирового искусства. Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств художественных произведений. Понимать условность и субъективность художественного образа. Различать объекты и явления реальной жизни и их образы, выраженные в произведении - искусства, и объяснять разницу. Понимать общее и особенное в произведении изобразительного искусства и в художественной фотографии. Выбирать и использовать различные художественные материалы для передачи собственного художественного замысла. |
Азбука искусства (обучение основам художественной грамоты). Как говорит искусство? |
Композиция, форма, ритм, линия, цвет, объем, фактура средства художественной выразительности изобразительных искусств. Композиция в рисунке, живописи, скульптуре, художественном конструировании и дизайне, декоративно-прикладном искусстве. Элементарные приемы построения композиции на плоскости и в пространстве. Пропорции и перспектива. Понятия: линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживания. Роль контраста в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д. Композиционный центр (зрительный центр композиции). Главное и второстепенное в композиции. Симметрия и асимметрия. Образы природы в живописи. | Интернациональный язык искусства. Композиция - основа языка всех искусств. Способы построения простой композиции при изображении природы, человека, предмета, тематического сюжета. Создание композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование). Жанр пейзажа. Композиция пейзажа в живописи и графике (понятия: перспектива, линия горизонта, ближе - больше, дальше - меньше, загораживание; контраст в композиции: низкое и высокое, большое и маленькое, тонкое и толстое, темное и светлое, спокойное и динамичное и т. д.). Основная идея тематики уроков, связанных с пейзажем «Земля - наш общий дом». Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. | Овладевать основами языка живописи, графики, скульптуры, декоративно-прикладного искусства, художественного конструирования. Создавать элементарные композиции на заданную тему на плоскости (живопись, рисунок, орнамент) и в пространстве (скульптура, художественное конструирование). Наблюдать природу и природные явления, различать их характер и эмоциональные состояния. Понимать разницу в изображении природы в разное время года, суток, в различную погоду. Использовать элементарные правила перспективы для передачи пространства на плоскости в изображениях природы, городского пейзажа, сюжетных сцен. |
Роль ритма в эмоциональном звучании композиции в живописи и в рисунке (ритмы: спокойный, замедленный, порывистый, беспокойный и т. д.). Особая роль ритма в декоративно-прикладном искусстве. Ритм линий, ритм пятен, ритм цвета. Передача движения в композиции с помощью ритма элементов. | Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы в рисунке, живописи, аппликации (возможны темы: «Осень В парке», «Осенний лес»). Выполнение упражнений на ритм. Передача движения и эмоционального состояния в композиции на плоскости: изображение птичьей стаи, стайки рыб, падающей листвы (рисунок, живопись, граттаж, аппликация). Передача движения в композиции с помощью ритма. Уравновешенные или динамичные композиции на заданную тему. Украшение закладки или открытки простым орнаментом, используя чередование геометрических или растительных элементов. | Использовать контраст для усиления эмоционально-образного звучания работы. Использовать композиционный центр, отделять главное от второстепенного. Изображать растения, животных, человека, природу, сказочные и фантастические существа, здания, предметы. Передавать с помощью ритма движение и эмоциональное состояние в композиции на плоскости. |
Цвет - основа языка живописи. Живописные материалы. Красота и разнообразие природы, человека, зданий предметов, выраженные средствами живописи. Основные и составные, теплые и холодные цвета. Выбор средств художественной выразительности для создания живописного образа в соответствии с поставленными задачами. | Изучение свойств цвета в процессе создания композиций основные и составные цвета (примерные темы: «Цветы для мамы», «Цветущий луг», «Воздушные шары», «Разноцветные бабочки» и т. п.), теплые и холодные цвета (примерные темы: «Дворец Снежной королевы», «Изумрудный город», «Город солнца», «Цветочный город»). Передача с помощью цветов теплой или холодной гаммы характера человеческих взаимоотношений, различных эмоциональных состояний: добра и зла, тревоги и нежности, сострадания и героики и т. д. (создание живописными средствами образа постройки, сказочного персонажа). Роль белой и черной красок в эмоциональном звучании и выразительности образа (примерные темы. «Гроза», «Ветер», «Снежная буря», «Весенний день», «Солнечный день в горах», «Закат»). Знакомство с художественными произведениями, изображающими природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях. | Использовать различные средства живописи для создания выразительных образов природы разных географических широт. Различать основные и составные, теплые и холодные цвета. Овладевать на практике основами цветоведения. Создавать средствами живописи эмоционально выразительные образы природы, человека, сказочного героя. Передавать с помощью цвета характер и эмоциональное состояние природы, персонажа. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и зарубежного искусства, изображающие природу и человека в контрастных эмоциональных состояниях. |
Образы человека в живописи. | Жанр портрета. Основная идея тематики уроков, связанных с портретом, - «Человек и человеческие взаимоотношения». Образ человека в разных культурах мира. Представления народов о красоте человека, отраженные в изобразительном искусстве, сказках, песнях. Композиция и порядок изображения (от пятна) портрета в живописи. Пропорции фигуры и лица человека. Изображение женского и мужского портретов персонажей русских на родных сказок (например, Василиса Прекрасная, Василиса Премудрая, Аленушка, Иван-царевич, Илья Муромец и т. Д.). Создание женских и мужских образов античного мира, Средневековья, стран Востока. Красота и гармония общения (со сверстниками, с людьми старшего поколения, природой) в искусстве как отражение внутреннего мира человека. Изображение портрета современника (друга, автопортрета, мамы, солдата Великой Отечественной войны и т. Д.). Примерные темы композиций: «Мать и дитя», «Я и моя семья», «Мои друзья» и др.). | Передавать характерные черты внешнего облика, одежды, украшений, отражающих отношение народов к человеку. Использовать пропорциональные отношения лица, фигуры человека при создании портрета. Изображать портреты персонажей народных сказок, мифов, литературных произведений, передавать свое отношение к персонажу. Эмоционально откликаться на образы персонажей произведений искусства, пробуждающих чувства печали, сострадания, радости, героизма, бескорыстия, отвращения, ужаса и т. д. Понимать ценность искусства в сотворении гармонии между человеком и окружающим миром. |
ЛИНИЯ - основа языка рисунка. Многообразие линий (тонкие, толстые, прямые, волнистые, плавные, острые, закругленные спиралью, летящие) и их знаковый характер. Материалы для рисунка: карандаш, ручка, фломастер, уголь, пастель, мелки и т. д. Приемы работы различными графическими материалами. Роль рисунка в искусстве. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов выраженные средствами рисунка. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. | Приемы работы различными графическими материалами. Рисунок как самостоятельное произведение искусства и как подготовительная работа. Создание с помощью линии, штриха, пятна выразительных образов, передача эмоционального состояния природы, человека, животного. Примерные задания: образы деревьев старое, крючковатое, молодое, нежное, стройное; величавое, мощное, раскидистое (образы: «дуб-богатырь», «Березка - де вица-красавица» и т. п.). Образы животных: разъяренных и ласковых, например кошки, собаки и др. Примерные темы композиций: «Зимний лес», «Лес Снегурочки», «Лес Деда Мороза», «Лес Кощея Бессмертного», «Кошка на окошке», «Кошка -охотница» и т. п. Знакомство с рисунками русских и зарубежных художников, изображающими природу, человека, животных. Изображение графическими средствами бабочек, сказочной птицы, зверя, фантастических существ, сказочных замков; выражение их характера. | Овладевать приемами работы различными графическими материалами. Создавать графическими средствами выразительные образы природы, человека, животного. Создавать средствами компьютерной графики выразительные образы природы, человека, животного (в программе Paiпt). Выбирать характер линий для создания ярких эмоциональных образов в рисунке. Изображать графическими средствами реальных и фантастических птиц, насекомых, зверей, строения; выражать их характер. |
Форма. Разнообразие форм предметного мира и передача их на плоскости и в пространстве. Сходство и контраст форм. Простые геометрические формы. Природные формы. Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Силуэт. Использование простых форм для создания выразительных образов. | Анализ геометрической формы предмета. Изображение предметов различной формы (рисунок, живопись). Жанр натюрморта. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Изображение простого натюрморта с натуры или по представлению. Передача с помощью формы и цвета образа-характера предметов (например, олицетворение предметов быта с героями известной сказки или выполнение эскиза чайного сервиза для купчихи, царевны, Бабы-яги и т. Д.). Сходство и контраст форм. Геометрические и природные формы в орнаменте (эскиз украшения предмета быта или одежцы, например платка). | Наблюдать, сравнивать, сопоставлять, анализировать геометрические формы предметов. Изображать предметы различной формы, использовать простые формы для создания выразительных образов в рисунке и живописи. Использовать декоративные элементы, простые узоры (геометрические, растительные) для украшения реальных и фантастических образов. |
Объем - основа языка скульптуры. Материалы скульптуры и их роль в создании выразительного образа. Элементарные приемы работы пластическими скульптурными материалами для создания выразительного образа (пластилин, глина - раскатывание; набор объема; вытягивание формы). Основные темы скульптуры. Красота человека и животных, выраженная средствами скульптуры. | Объем в пространстве и объем на плоскости. Способы передачи объема. Выразительность объемных композиций. Разнообразие форм предметного мира и передача их в пространстве. Лепка животных, человека, сказочных персонажей. Прием трансформации объемных форм для создания выразительных образов животных. 3накомство с выразительными произведениями скульптуры, изображающими человека, животных, мифологических персонажей. Лепка фигуры спортсмена, выразительного сказочного или литературного персонажа. | Использовать простые формы для создания выразительных образов человека или животного в скульптуре. Моделировать с помощью трансформации природных форм образы фантастических животных или человечков на плоскости и в объеме. Использовать приемы трансформации объемных форм для создания выразительных образов животных. Изображать в объеме выразительные образы человека, литературного персонажа. |
Художественное конструирование и дизайн. Разнообразие материалов для художественного конструирования и моделирования. Элементарные приемы работы с различными материалами для создания выразительного образа. Представление о возможностях использования навыков художественного конструирования и моделирования в жизни человека. | Представление о разнообразии материалов для художественного конструирования и моделирования. Основная идея тематики уроков, связанных с организацией материальной среды - «Искусство дарит людям красоту». Элементарные приемы работы с различными материалами (пластилин, бумага, картон и др.) для создания выразительного образа. Постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т. д. Разнообразие форм предметного мира, сходство и контраст, передача их в объеме или выполнение эскизов на плоскости. Искусство дизайна в современном мире. Художественное конструирование и оформление помещений и парков, транспорта и посуды, мебели и одежды, книг и игрушек (примерные задания: изображение любимой игрушки, иллюстрации к любимой книжке, проектирование мебели для куклы или детской площадки, лепка или конструирование из бумаги, коробочек транспорта, посудыи т.д.). Художественное Коллективная работа. Художественное конструирование сказочных зданий (например, сказочного зоопарка, в котором форма и декор домиков для животных передают черты его обитателя или улицы в Цветочном городе). Трансформация форм. Влияние формы предмета на представление о его характере. Коллективная работа. Конструирование детской площадки, парка, городской улицы (с транспортом) с использованием простых геометрических и растительных форм. Изготовление маски или куклы для кукольного спектакля с использованием приема трансформации формы для выразительности характеристики персонажа. Выполнение макета оформления сцены для музыкальной сказки («Золушка», «Щелкунчик», «Снегурочка», «Садко» и др.) Конструирование макета костюма сказочного персонажа. Образы архитектуры разных эпох и народов. Композиция на темы городской жизни или иллюстрации к мифам Античности и сказкам Средневековья с изображением человека в городской среде (на фоне зданий). Коллективная работа (созданиe макета мемориального комплекса «Защитникам Отечества»). | Понимать роль изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения. Давать эстетическую оценку произведениям художественной культуры, предметам быта, архитектурным постройкам, сопровождающим жизнь человека. Наблюдать постройки в природе: птичьи гнезда, норы, ульи, панцирь черепахи, домик улитки и т.д. Различать разнообразие форм предметного мира. Видеть и понимать многообразие видов художественной деятельности человека, связанной с моделированием и конструированием: здания, предметы быта, транспорт, посуда, одежда, театральные декорации, садово-парковое искусство и т. д. Конструировать здания из картона, бумаги, пластилина. Моделировать различные комплексы: детскую площадку, сказочный зоопарк, улицу и т. д. Использовать для выразительности композиции сходство и контраст форм. Понимать роль художника в театре. Моделировать маску, костюм сказочного персонажа из подручных материалов. Выполнять простые макеты. Узнавать характерные черты нескольких ярких культур мира (например, Древняя Греция, средневековая Европа, Япония или Индия). Понимать и передавать в собственной художественной деятельности единые черты в архитектуре, одежде, предметах быта нескольких наиболее ярких культур. Осознавать героизм и нравственную красоту подвига защитников Отечества. Понимать собственную ответственность за свою Родину, принимать посильное участие в сохранении памяти о её героях. |
Декоративно- прикладное искусство. Понимание истоков декоративно-прикладного искусства и его роли в жизни человека. Роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Пейзажи родной природы. | Истоки декоративно-прикладного искусства и его роль в жизни человека. Определяющая роль природных условий в характере традиционной культуры народа. Красота пейзажей родной природы. Создание композиции на тему «Гармония жилья с природой» (коллективная или индивидуальная работа). | Понимать важность гармонии постройки с окружающим ландшафтом. Создавать графическими и живописными средствами композицию пейзажа с входящими в него постройками. |
Синтетичный характер народной культуры (украшения жилища, предметов быта, орудий труда, костюма; музыка, песни, хороводы; былины, сказания, сказки). | Единство декоративного строя в украшении жилища, предметов быта, орудий труда, костюма (напримере русского искусства). Основная идея тематики уроков, связанных с русской культурой и искусством, - «Родина моя - Россия». Конструкция и декор традиционного жилища, костюмов, предметов быта и орудий труда. Изображение крестьянской избы (на плоскости или в объеме), использование элементов декора: древние образы и знаковый характер древних изображений, используемых в украшении жилья и предметов быта. Сказочные образы народной культуры в декоративно-прикладном искусстве. | Понимать смысл знаков- образов народного искусства и знаково-символический язык декоративно-прикладного искусства. |
Разнообразие декоративных форм в природе. | Наблюдение и зарисовка разнообразных декоративных форм в природе: цветы, раскраска бабочек, переплетение ветвей деревьев, узоры мороза на стекле и т. д. Стилизация природных форм. Роль силуэта в орнаменте. | Наблюдать и передавать в собственной художествен нотворческой деятельности разнообразие и (красоту природных форм и 'украшений в природе. Обобщать в рисунке природные формы, выявлять существенные признаки для создания декоративного образа. |
Сказочные образы народной культуры и декоративно-прикладное искусство. | Изображение в живописи, графике, рельефе, аппликации сказочных образов народной культуры (конь, петух, птица Сирин, птица Алконост, древо жизни и др.). | Использовать стилизацию форм для создания орнамента. |
Ознакомление с произведениями народных художественных промыслов России (с учетом местных условий). | Изготовление эскизов и моделей игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов (Дымково, Филимоново, Хохлома, Гжель, местные промыслы и т. д.). Изготовление эскизов украшения прялки, эскизов вышивки на полотенце, скатерти с использованием древних образов-знаков. Эскизы народных костюмов. Изображение народных праздников, сцен быта и труда народа (коллективные или индивидуальные работы). Знакомство с произведениями изобразительного искусства, изображающими сцены праздников и труда народа. | Различать произведения ведущих народных художественных промыслов России и называть известные центры художественных ремесел России. Изготавливать эскизы и модели игрушек, посуды по мотивам современных народных промыслов, передавать специфику стилистики произведений народных художественных промыслов в России (с учетом местных ycловий). Изображать многофигурные сцены. Эмоционально откликаться на красоту народных праздников, сцен быта и труда народа, отраженных в произведениях изобразительного искусства, и выражать свое отношение к ним в собственной художественно-творческой деятельности. |
Представление о богатстве и разнообразии художественной культуры. | Проявления художественной культуры вокруг нас музеи искусства, пластические искусства в доме, на улице, в театре (обобщение пройденного материала возможно в форме выставки работ учащихся, викторины, экскурсии по городу, в музей и др.). | Осознавать, что архитектура и декоративно-прикладные искусства во все времена украшали повседневную жизнь человека. Выражать свое отношение к произведению изобразительного искусства в высказываниях, рассказе, небольшом сочинении. |
Ведущие художественные музеи России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С Пушкина и региональные музеи. | Знакомство с ведущими художественными музеями России: ГТГ, Русский музей, Эрмитаж, Музей изобразительных искусств им. А.С Пушкина - и региональными музеями. Их внешний вид, характер интерьеров и специфика коллекций. Произведения разных видов и жанров изобразительных (пластических) искусств в музеях: живопись, графика, скульптура, декоративно-прикладное искусство. Жанры изобразительного искусства: портрет, пейзаж, натюрморт. | Участвовать в обсуждении содержания и выразительных средств произведений изобразительного искусства. Воспринимать и эмоционально оценивать шедевры русского и мирового искусства. Группировать произведения изобразительных искусств по видам и жанрам. Группировать и соотносить произведения разных искусств по характеру, эмоциональному состоянию. Называть ведущие художественные музеи России и художественные музеи своего региона. |
Описание материально-технического обеспечения образовательного процесса
| Наименование объектов и средств материально-технического обеспечения |
кол-во | Примечания |
1. Библиотечный фонд (книгопечатная продукция) |
Примерная программа начального общего образования по изобразительному искусству.
Авторские программы по изобразительному искусству Учебно-методические комплекты к программе по, выбранной в качестве основной для проведения уроков изобразительного искусства
Рабочие тетради
Методические пособия (рекомендации к проведения уроков изобразительного искусства) Методические журналы по искусству Учебно-наглядные пособия
Хрестоматии литературных произведений к урокам изобразительного искусства Справочные пособия, энциклопедии по искусству
Альбомы по искусству Книги о художниках и художественных музеях, по стилям изобразительного искусства и архитектуры. Научно-популярная литература по искусству. | Д
Д
К
К
Д
Ф/Д
Д Д/П
Д П | Стандарт по музыке, примерная программа, авторские рабочие программы входят в состав обязательного программно-методического обеспечения кабинета изобразительного искусства
При комплектации библиотечного фонда полными комплектами учебников целесообразно включить в состав книгопечатной продукции, имеющейся в кабинете по несколько экземпляров учебников из других УМК по изобразительному искусству. Эти учебники могут быть использованы учащимися для выполнения практических работ, а также учителем как часть методического обеспечения кабинета. В состав библиотечного фонда целесообразно включать рабочие тетради, соответствующие используемым комплектам учебников
Федерального значения
Наглядные пособия в виде таблиц и плакатов – Д, формата А4 – Ф |
Энциклопедия живописи, художественный энциклопедический словарь, энциклопедический словарь юного художника, словарь основных терминов по искусствоведению, эстетике, педагогике и психологии искусства («В мире искусства»).
по одному каждого наименования Необходимы для самостоятельной работы учащихся, подготовки сообщении, творческих работ, исследовательской, проектной деятельности и должны находиться в фондах школьной библиотеки. |
Печатные пособия |
Портреты русских и зарубежных художников.
Таблицы по цветоведению, перспективе, построению орнамента. Таблицы по стилям архитектуры, одежды, предметов быта. Схемы по правилам рисования предметов, растений, деревьев, животных, птиц, человека Таблицы по народным промыслам, русскому костюму, декоративно-прикладному искусству Альбомы с демонстрационным материалом, составленным в соответствии с тематическими линиями учебной программы. Дидактический раздаточный материал: карточки по художественной грамоте | Д
Д
Д
Д
Д
Д
К | Комплекты портретов по основным разделам курса. Могут содержаться в настенном варианте, полиграфических изданиях (альбомы по искусству) и на электронных носителях. Таблицы, схемы могут быть представлены в демонстрационном (настенном) и индивидуально раздаточном вариантах, в полиграфических изданиях и на электронных носителях |
Информационно-коммуникационные средства |
Мультимедийные обучающие художественные программы. Электронные учебники.
Электронные библиотеки по искусству.
Общепользовательские цифровые инструменты учебной деятельности.
Специализированные цифровые инструменты учебной деятельности. | Д Д
Д/П
Д/П | Цифровые компоненты учебно-методического комплекта могут быть ориентированы на различные формы учебной деятельности (в том числе игровую), носить проблемно-тематический характер и обеспечивать дополнительные условия для изучения отдельных предметных тем и разделов программы. Пособия должны предоставлять техническую возможность построения системы текущего и итогового контроля уровня подготовки учащихся (в том числе в формате текстового контроля). Электронные библиотеки включают комплекс информационно-справочных материалов, ориентированных на различные формы художественно-познавательной деятельности (в том числе на исследовательскую проектную работу). В состав электронных библиотек могут входить электронные энциклопедии и альбомы по искусству, (изобразительное искусство, музыка), аудио- и видеоматериалы, тематические базы данных, фрагменты культурно-исторических текстов, текстов из научно-популярных изданий, фотографии, анимация. Электронные библиотеки могут размещаться на CD-ROM, DVD либо создаваться в сетевом варианте (в том числе на базе образовательного учреждения). К общепользовательским цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе изобразительного искусства, относятся, в частности, текстовый редактор, Paint, редактор создания презентаций. К специализированным цифровым инструментам учебной деятельности, используемым в курсе изобразительного искусства, относятся художественные и верстальные программы: Photoshop? CorelDRAW, InDesign и др. |
Технические средства обучения (ТСО) |
CD/DVD-проигрыватели Телевизор Аудиовидеомагнитофон. Компьютер с художественным программным обеспечением. Слайд проектор . Мультимедиапроектор. Магнитная доска. Экран (на штативе или навесной) | Д Д Д Д
Д Д Д
Д | С диагональю не менее не менее 72 см В классе информатики для индивидуальной работы учащихся
Необходимо также иметь в кабинете устройство для затемнения окон. Аудиторная доска с магнитной поверхностью и набором приспособлений для крепления таблиц и репродукций. Минимальные размеры 1,25х 1,25 Со штативом. |
Фотокамера цифровая. Видеокамера цифровая. Графический планшет | П Д Д |
Экранно-звуковые пособия |
Аудиозаписи по музыке и литературным произведениям. Видеофильмы или DVD-фильмы и презентации: по памятникам архитектуры, художественным музеям, видам и жанрам изобразительного искусства, творчеству отдельных художников, народным промыслам, декоративно-прикладному искусству, художественным технологиям. | Д
Д | Комплекты компакт-дисков и аудиокассет по темам и разделам курса для каждого класса. произведения пластических искусств в исторической ретроспективе, иллюстрации к литературным произведениям, выразительные объекты природы в разных ракурсах в соответствии с программой. |
Учебно-практическое оборудование |
Мольберты. Настольные скульптурные станки Комплекты резцов для линогравюры. Конструкторы. Краски акварельные, гуашевые Краска офортная Валик для накатывания офортной краски Тушь Ручки с перьями Бумага А3, А4 Бумага цветная Фломастеры Восковые мелки Пастель Сангина Уголь Кисти беличьи № 5, 10, 20 Кисти щетина № 3, 10, 13 Емкости для воды Стеки (набор) Пластилин / глина Клей Ножницы Рамы для оформления работ Подставки для натуры | К К К Ф
К П П К К К К |
Строительные конструкторы для моделирования архитектурных сооружений (из дерева, пластилина, картона) |
К Ф К К К К К К К К Ф К К П |
Для оформления выставок |