Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа №2
Утверждаю
Директор школы
__________________Т.Н. Климова
«___»___________________2015г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по картонажно-переплетному делу
для учащихся с ограниченными возможностями здоровья, обучающихся по адаптированной программе
(наименование учебного предмета, курса)
6,8 классы
(уровень, ступень образования, класс)
1 год (2015-2016уч.год)
(срок реализации программы)
Программа составлена на основе программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, 5-9 классы, в двух сборниках
допущенная Министерством образования РФ, Москва «ВЛАДОС» 2011, под редакцией В. В. Воронковой.
(наименование программы, автор)
Тришина Елена Сергеевна
(кем Ф.И.О. учителя, составившего рабочую программу)
Александровск-Сахалинский
2015
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по переплётно – картонажному делу в 8 классе составлена на основе примерной программы специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида под редакцией В.В.Воронковой, «Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида»: Сборник 2, Москва, Гуманитарный издательский центр «Владос», 2011 г. и допущена Министерством образования Российской Федерации.
Данная рабочая программа разработана на основе следующих документов:
Закона РФ «Об образовании»;
Типового положения о специальном (коррекционном) образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с отклонениями в развитии, Постановление Правительства РФ от 10.03. 2000 г. № 212., 23.12.2002 г., № 919;
Методического письма «О специфике деятельности специальных (коррекционных) образовательных учреждений I-VIII видов» от 26.12.2000г.;
Единой концепции специального Федерального государственного стандарта для детей с ограниченными возможностями здоровья, 2009 г.
Рабочая программа рассчитана на 170 часов в год, (5 часов в неделю) в 6 классе; на 204 часа в год ( 6 часов в неделю) в 8 классе
Срок реализации программы 1 год
Переплётно – картонажное дело, являясь одним из общеобразовательных предметов в специальной (коррекционной) образовательной школе VIII вида, располагает большими коррекционно-образовательными, развивающими, воспитательными и практическими возможностями.
Цели и задачи рабочей программы.
Цель: обучить учащихся технологиям переплётно-картонажного
дела на примере изготовления простейших канцелярских изделий.
Задачи:
1.Образовательные:
- познакомить с историей возникновения и развития ПКД;
- обучить выполнять ручные и машинные технологические операции сначала простые, потом более сложные;
- научить планировать работу, пользоваться технико-технологической документацией (составлять эскизы, читать чертежи и работать по ним);
- выработать у учащихся чёткое понимание профессиональной терминологии;
- выработать прочные профессиональные навыки обращения с материалами, инструментами и станками, обучить приёмам самоконтроля за правильностью выполняемых действий;
- научить учащихся элементарному расчёту при расходе материала;
- использовать межпредметные связи (чтение, история, математика, рисова-ние, черчение, биология, окружающий мир);
2. Коррекционные:
- развивать речь, пополняя словарный запас специальными терминами;
- развивать мелкую моторику, глазомер в процессе практических работ;
- развивать пространственную ориентировку при подготовке к выполнению отдельной операции;
- развивать зрительную и слуховую память при освоении техники ПКД;
- развивать мышление (анализ, сравнение, обобщение);
- развивать внимание, используя учебный и игровой вид деятельности;
- развивать сенсорную сферу (восприятие цвета, формы, пространства, линии);
3. Воспитательные:
- развивать познавательную активность и художественный вкус;
- прививать бережное отношение к инструментам и материалам;
- приветствовать творческую фантазию и самостоятельность;
- воспитывать аккуратность, трудолюбие и уважительное отношение к своему труду и труду других;
Планируемый результат: сформированная социально-трудовая готовность выпускников к самостоятельной жизни в социуме.
Программа включает ознакомление учащихся с простыми операциями переплетно-картонажных работ. Важным этапом обучения переплетному делу является: овладение учащимися навыками комплектования блока, изготовления переплетных крышек, обрезки блока. Для того чтобы материал был усвоен, необходимо осмысленное выполнение учащимися трудовых приемов и действий.
В процессе изготовления различных изделий необходимо постоянно обращать внимание школьников на совершенствование навыков разметки, склеивания, обрезки.
Обучение переплётно - картонажному делу включает теоретический и практический материалы.
Теоретический материал соответствует содержанию практических работ и взят из технологической темы, которая проходит параллельно с данной комплексной темой.
В процессе практического обучения особое внимание уделяется вопросам технологии переплетных работ, формированию у учащихся общих навыков и умений по переплету на основе выполнения несложных заданий. На каждом занятии проводятся инструктажи направленные на осмысление учащимися объектов труда, трудовых процессов и средств труда, формирования рациональных приемов выполнения работ. Особое место в инструктаже отводится правильному и безопасному выполнению работ, бережному отношению к инструменту, оборудованию, а также экономному расходованию материалов, эффективному использованию рабочего времени.
Для реализации программного содержания используется следующий учебно-методический комплект: Г. В. Васенков. Картонажно-переплётное дело 8-9 класс и профильные классы. М., Владос, 2011; Г. В. Васенков, Азбука переплетчика, 5-7 классы.-М.:Просвещение, 2012г. Программа для 5-9 классов специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида, в двух частях, Под. ред. Воронковой В.В.,-М.:Владос, 2011г.
Программа обучения имеет несколько разделов, каждый из которых посвящен работе с определённым видом изделия. В ней даются теоретические сведения о материалах и инструментах, станках, технологии выполнения различных изделий и возможности применения их в современной жизни.
Обучение школьников строится с учётом освоения конкретных технологических операций в ходе создания изделий из бумаги и картона и овладения первоначальными умениями проектной деятельности.
Учащиеся совершенствуют ранее сформированные умения и навыки, используя знакомые приёмы работы, и постепенно расширяют и углубляют круг своих возможностей в данной сфере. Выполняя изделие, они производят расчёты, составляют эскизы и чертежи, овладевают техникой изготовления изделий, изучают основы дизайна и художественного оформления, могут использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности в повседневной жизни.
В результате занятий у учащихся развивается: внимание, воображение, фантазия, память, наблюдательность, творческое мышление, глазомер, пространственное представление.
Труд учащихся в рамках данной программы носит не только профессиональный, но и творческий характер, способствует приобретению и активному использованию знаний, формированию художественной культуры и эстетического воспитания.
Формы, методы и средства обучения, технологии.
Основной формой организации учебно-воспитательной работы с учащимися по ПКД является учебное занятие продолжительностью 2 учебных часа.
Типы занятий: комбинированные, комплексные практические работы, самостоятельные и контрольные работы.
Методы обучения:
- словесные (рассказ, беседа, объяснение, устный инструктаж);
- наглядные (демонстрация приёмов работы, образцов, журналов, схем, рисунков);
- практические (учебно-практические, упражнения);
Основными средствами обучения является наглядный материал.
Технологии: уроки разноуровневого обучения.
Учебно-тематическое планирование в 6 классе.
№ п/п | Название раздела | Кол. часов |
1 | Вводное занятие. Итоги работы учащимися в 5 классе. Подготовка к работе. Материалы и инструменты. | 2 |
2 | Изготовление папки с клапанами и завязками. | 8 |
3 | Способы соединения блока | 2 |
4 | Самостоятельная работа. Изготовление блока с обложками | 2 |
5 | Практическое повторение. Скрепление блока швейным способом | 2 |
6 | Вводное занятие. Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Заготовка бумаги. | 2 |
7 | Общая тетрадь. Сшивание блоков. Нанесение клея. | 8 |
8 | Наклейка таблицы и наглядного пособия. | 2 |
9 | Самостоятельная работа. Изготовление общей тетради | 2 |
10 | Практическое повторение. Наклейка таблицы на картон | 2 |
11 | Вводное занятие. Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Заготовка картона. | 2 |
12 | Изготовление блокнота в твёрдом переплёте с кантами. Закрытый блокнот в составном переплёте. | 8 |
13 | Лабораторная работа Определение направления волокон у бумаги. | 2 |
14 | Изготовление коробки для документов. Открытая коробка с плинтусами для бумаг. | 4 |
15 | Самостоятельная работа. Изготовление блокнота в цельнотканевом переплёте с кантами по чертежу | 2 |
16 | Практическое повторение. Изготовление брошюры. | 2 |
17 | Вводное занятие. Подготовка к работе. Материалы и инструменты. Заготовка картона. Правила т/б с инструментами. | 2 |
18 | Изготовление конторской книги | 4 |
19 | Окантовка картины под стекло. Квининг, картина. | 4 |
20 | Контрольная работа. Изготовление коробки. (Выклейка стенок коробки изнутри) | 2 |
21 | Практическое повторение. Изготовление дидактического материала. Итоги года | 4 |
Итого | | 170ч. |
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года учащиеся
Должны знать: правила ТБ с материалами и инструментами; способы складывания бумаги; приёмы работы с клеем; операции переплётных и картонажных работ.
Должны уметь: пользоваться инструментами и приспособлениями; ориентироваться в
схемах и рисунках; планировать этапы работы; выполнять технологические операции: фальцовка листов, комплектовка блока, скрепление блока, обрезка блока с трёх сторон, разметка и раскрой развёрток коробок, оклейка коробок.
Учебно-тематическое планирование в 8 классе.
№ п/п | Название раздела | Кол. Часов |
1 2 3 | Вводное занятие. Инструктажи по технике безопасности Основные сведения о переплётно-брошюровочных процессах. Экскурсия в книжный магазин. Организация полиграфического производства. | 2 2 2 |
4 | Изготовление моделей книги в цельных и составных переплётах Переплёт для потрёпанной книги. Отделка переплётной крышки тиснением. | 10 |
5 | Отделка переплётной крышки | 6 |
6 | Изготовление альбома-ширмы. Конструкция. Последовательность сборки. | 6 |
7 | Изготовление альбома для выставочных экспонатов | 6 |
8 | Изготовление альбома для пластинок | 6 |
9 | Самостоятельная работа. Изготовление модели книги в переплёте №7 | 2 |
10 | Тестовые задания | 2 |
11 | Практическое повторение. Изготовление брошюры - словарика | 4 |
12 | Вводное занятие. Инструктажи по технике безопасности | 2 |
13 | Стандартный переплёт. Виды, назначение, материалы. | 4 |
14 | Классификация переплётных крышек и их применение. Конструкция. Свойства. Использование. Ламинатор. Сабельный нож. | 6 |
15 | Новые полиграфические материалы | 2 |
16 | Изготовление миниатюрной книги. | 8 |
17 | Записная книжка в переплётах разной конструкции. Подборка материалов и инструментов. Расчёт размеров деталей. Раскрой. | 16 |
18 | Изготовление упаковочных коробок | 4 |
19 | Самостоятельная работа. Изготовление одного из видов стандартного переплёта. | 2 |
20 | Практическое повторение. Ремонт книг | 4 |
21 22 | Вводное занятие. Инструктажи по технике безопасности Основы организации современного полиграфического производства. Пооперационное разделение труда. Технология изготовления изделий. | 2 2 |
23 | Изготовление альбома для фотографий на пружинах. Сборка блока. Изготовление переплётной крышки. Вставка блока в крышку. Отделка | 16 |
24 | Изготовление объёмных игрушек из коробок. Подборка материалов и инструментов. Расчёт размеров деталей. Раскрой. Изготовление простейших канц. изделий. Сабельный нож. Переплётная машина. | 20 |
25 | Изготовление общей тетради. Технологическая карта | 4 |
26 | Изготовление подарочного пакета | 6 |
27 | Самостоятельная работа. Изготовление альбома на шарнирах для фотографий | 2 |
28 | Практическое повторение. Изготовление выставочных альбомов | 8 |
29 | Вводное занятие. Инструктажи по технике безопасности | 2 |
30 | Организация полиграфического производства | 2 |
31 | Папки разных конструкций и назначений. Раскрой. Сборка. Отделка. | 10 |
32 | Папка-портфель. Подборка материалов и инструментов. Расчёт размеров деталей. Раскрой. | 16 |
33 | Изготовление карманного блокнота в составной переплётной крышке | 10 |
34 | Контрольная работа. Выполнение одного из видов стандартного переплёта. | 4 |
35 | Практическое повторение. Ремонт наглядных пособий. Технологические операции. Тестовые задания. | 4 |
Итого | | 204 ч. |
Требования к знаниям и умениям учащихся.
К концу учебного года учащиеся
Должны знать: правила ТБ с материалами и инструментами; название технологических операций, устройство и назначение станков: дисковой нож, сабельный нож, переплётчик.
Должны уметь: пользоваться инструментами и приспособлениями; ориентироваться в схемах и рисунках; планировать этапы работы; выполнять технологические операции: фальцовка листов, комплектовка блока, скрепление блока, обрезка блока с трёх сторон, разметка и раскрой развёртки коробок, оклейка коробок, выполнять приёмы моделирования и обработки материалов; самостоятельно изготавливать изделия в изучаемых техниках.
СОДЕРЖАНИЕ .
6 КЛАСС
Вводное занятие.
Итоги работы, проделанной учащимися в 5 классе. Задачи обучения на предстоящий учебный год. Распределение учащихся по рабочим местам. Распределение обязанностей бригадира, инструментальщика, санитара и дежурного по мастерской. Бережное отношение к оборудованию в мастерской. Уход за инструментами. Содержание рабочего места.
Изготовление папки с клапанами и завязками.
Изделие. Папка 160x210x20 мм с клапанами и завязками для ученических тетрадей.
Дополнительное изделие. Папка 220x310x40 мм для хранения документов.
Теоретические сведения. Назначение и конструкция папки (картонные стороны, шпация, клапаны, тесемки). Составной и цельнотканевый переплет. Разметка, пробивка отверстий для завязок. Крепление завязок. Клапан (основание, корешок, оклейка, выклейка). Понятие о деталях, полуфабрикате и узле соединения. Картонажный нож — инструмент для подрезки деталей. Стамеска — инструмент для выполнения прорезей в палке под завязки. Фаска ножа и ее формы (прямая и скругленная). Учет направления волокон картона при изготовлении деталей для папки. Приемы резания картонажным ножом по фальцлинейке. Правила безопасной работы с картонажным ножом и стамеской. Устройство и принцип работы картонорубильного станка КН-1.
Упражнения. Определение долевого и поперечного направления картонных волокон. Сравнение деталей клапанов, соединенных без учета и с учетом направления волокон картона. Подрезка ножом по заданным размерам деталей папки и клапанов. Разметка и прорезь отверстий для завязок и их крепление. Способы накладки основания клапана. Приемы крытья обложками. Заправка уголков при загибке краев обложки.
Практические работы. Крой деталей папки (картонных сторонок, клапанов, корешков, обложек, шаблона для шпации) на станке КН-1.
Сборка папки на корешок. Крытье обложками. Крепление завязок. Изготовление клапанов. Заготовка деталей на выклейку папки. Выклейка шпации. Приклейка клапанов. Внутренняя выклейка папки.
Способы соединения блока.
Теоретические сведения. Способы соединения блока (по образцам и техническим рисункам). Понятие швейное и бесшвейное клеевое соединение блока. Шитье блока нитками (взахват, вприхват). Шитье блока проволокой (втачку, внакидку). Бесшвейное клеевое соединение блока. Способы соединения блока в блокноте, записной книжке, ученической тетради, книге. Виды бумаги для блока переплетного изделия (писчая, линованная, печатная). Учет направления волокон в тетрадях блока и стопе.
Упражнения. Отработка на технической марле приемов соединения блока при многотетрадном шитье взахват нитками.
Практические работы. Определение по предложенным образцам и техническим рисункам способа соединения блока. Скрепление блока швейным способом.
Изготовление записной книжки.
Изделия. Записная книжка 95x120 мм в гибком обрезном переплете и твердом составном и цельнотканевом переплете с кантами.
Теоретические сведения. Виды и назначение записной книжки. Детали записной книжки (блок, форзац, переплетная крышка). Детали переплетной крышки (картонные сторонки, шаблон для шпации, отстав, корешок, обложка). Детали блока (тетрадь, форзац, тесьма). Элементы соединения блока при многотетрадном шитье (схема). Правила шитья блока нитками. Приспособления для шитья блока. Зависимость качества переплета от прочности шитья блока. Названия обрезов блока (передок, хвостик, головка). Порядок обрезки блока. Понятие корешок блока (корень блока и тканевый корешок переплетной крышки в составном переплете). Детали и способы выполнения составного и цельнотканевого переплета. Виды и назначение форзаца. Устройство и принцип действия бумагорезательной машины. Правила безопасности при пользовании иглой и работе на бумагорезательной машине.
Упражнения. Приклейка форзацев. Шитье блока нитками по одной из принятых схем. Отработка приемов шитья на кромке стола в две руки и при помощи швейного приспособления. Обрезка блоков на бумагорезательной машине. Вставка блока в переплетную крышку.
Практические работы. Фальцовка листов бумаги в тетрадь. Приклеивание форзацев. Шитье блока. Заклеивание корешка блока. Обрезка блока с трех сторон (по передку, хвостику и головке). Изготовление переплетной крышки (крой сторонок, отстава, шаблона для шпации). Сборка составного или цельнотканевого переплетов. Крытье обложками в составном переплете. Просушка полуфабрикатов записной книжки (блока и переплетной крышки). Отделка переплетной крышки. Подгонка и вставка блока в переплетную крышку. Обжимка готового изделия в прессе.
Самостоятельная работа.
Изготовление папки с клапанами и завязками для ученических тетрадей (Работа выполняется более сильными учащимися по эскизу, менее — по шаблонам. Детали папки заготовляются частично учителем, частично учащимися). Анализ работы.
Общая тетрадь.
Изделие. Общая тетрадь.
Дополнительное изделие. Тетрадь в твердом составном переплете № 5.
Теоретические сведения. Понятие общая тетрадь. Назначение общей тетради (тетрадь, блок, форзацы, патронки и обложка). Приемы и способы шитья блока общей тетради. Бесшвейное клеевое соединение блока. Назначение клеевого соединения блока. Назначение патронки. Последовательность изготовления общей тетради. Обрезка тетради с трех сторон в определенном порядке. Устройство, назначение основных узлов и принцип действия бумагорезательной машины. Правила безопасной работы на ней.
Упражнения. Определение мест проколов при шитье блока. Сшив нескольких тетрадей. Приемы нанесения клея. Приклеивание патронок и обложек.
Практические работы. Фальцовка тетрадных листов. Приклеивание форзацев. Шитье блока. Заклеивание корешка. Крой патронок и тканевой обложки. Приклеивание патронок. Крытье обложкой. Обжим в прессах и просушка тетради. Обрезка тетради с трех сторон.
Наклейка таблицы и наглядного пособия.
Изделия. Таблица и наглядное пособие для классных помещений.
Теоретические сведения. Организация рабочего места при наклеивании таблицы и наглядного пособия: размещение на верстаке стопы иллюстративного материала, картона, банки с клеем, щеток, кистей. Виды картона для наклейки таблицы. Учет и определение направления волокон у картона и бумаги. Вид и качество клея для обработки таблицы. Приемы работы клеем. Приемы окантовки таблицы. Крепление навесок. Опрессовка. Хранение изделий.
Упражнения. Подготовка рабочего места и инструментов для работы. Нанесение клея на поверхность таблицы.
Практические работы. Окантовка картона тканевыми полосками. Укладка таблиц в стопу. Смазывание таблиц клеем. Наклейка таблицы на картон. Опрессовка таблицы. Выклейка таблицы с обратной стороны бумагой.
Самостоятельная работа.
Изготовление общей тетради (работа выполняется по эскизу). Анализ работы.
Изготовление блокнота в твердом переплете с кантами.
Изделия. Закрытый блокнот в составном переплете. Закрытый блокнот в цельнотканевом переплете.
Теоретические сведения. Понятия переплет гибкий, твердый, обрезной и с кантами. Виды блокнота в твердом переплете с кантами по конструкции и назначению. Обложка и детали переплетной крышки. Назначение перфорации в блокноте. Устройство и принцип действия перфоровальной машины. Устройство и принцип действия проволокошвейной машины. Работа с соблюдением правил безопасности на этих машинах. Способ скрепления блока (шитье втачку).
Лабораторная работа. Определение направления волокон у бумаги.
Практические работы. Подборка бумаги с учетом направления волокон в стопу. Перфорирование листов блока. Шитье втачку блока. Окантовка корешка блока тканью или заменителем. Обрезка блока с трех сторон. Расчет деталей для составной переплетной крышки (сторонок, отстава, корешка, выклейки корешка, обложек, выклеек). Расчет деталей для цельнокрытой переплетной крышки. Изготовление переплетной крышки в цельном или составном переплете. Вставка блока в крышку. Обжим в прессах и просушка блокнота.
Изготовление блокнота-шестидневки.
Изделие. Блокнот-шестидневка.
Дополнительное изделие. Настольный блокнот-шестидневка с календарем.
Теоретические сведения. Назначение блокнота-шестидневки. Разница между данным видом блокнота и другими. Детали блокнота-шестидневки. Назначение и размещение (расчет по заданным размерам) блоков в переплете на задней стенке. Правила безопасной работы на проволокошвейной и бумагорезательной машинах.
Практические работы. Нарезка стопы бумаги на шесть блоков. Перфорирование блоков. Шитье и окантовка блоков. Обрезка блоков с трех сторон. Изготовление переплетной крышки. Расположение в переплете и приклейка к нему блоков. Обжимка блокнота в прессах и просушка.
Изготовление футляра и коробки для документов.
Изделия. Открытая коробка с плинтусами для бумаг. Футляр для хранения папок с документами. Бумажник.
Теоретические сведения. Виды и назначения коробок и футляров. Детали коробки и футляра. Разница в технологии выполнения коробки и футляра. Рицовка как специальная операция в картонажном деле. Целиковая и составная (сборная) развертки. Организация рабочего места при приготовлении футляра и коробки. Правила безопасности при пользовании ножом во время рицовки и подрезки деталей.
Умения. Ориентировка по чертежу. Планирование работы в беседе с учителем. Самостоятельное заполнение технологических карт на изделие. Проверка правильности составления технологических карт.
Практические работы. Заготовка разверток. Рицовка. Размещение деталей по шаблону. Сборка стенок и склейка углов. Оклейка и внутренняя выклейка изделия. Расчет поддона коробки на плинтусы. Снятие с поддона фасок. Приклейка коробки к поддону.
Практическое повторение.
Виды работы. Изготовление набора из блокнотов разной конструкции в футляре или коробке.
Самостоятельная работа.
Изготовление блокнота в цельнотканевом переплете с кантами по чертежу. Анализ работы.
Изготовление конторской книги.
Изделия. Конторские книги в переплете гибком обрезном или твердом с кантами.
Теоретические сведения. Назначение, виды (в обрезном переплете и с кантами, в твердом и гибком переплетах) конторской книги. Порядок операций при изготовлении конторской книги. Правила безопасности при работе на бумагорезательной машине.
Умение. Планирование предстоящей работы в групповой беседе (с опорой на образец и чертеж).
Практические работы. Организация рабочего места при переплетных работах (расположение инструментов, материалов).
Окантовка картины под стекло.
Теоретические сведения. Виды и назначение деталей (паспарту, задняя стенка, подвески, окантовка) для окантовки картины под стекло. Материалы для окантовки картины. Правила безопасной работы со стеклом.
Упражнения. Нарезка ножом полос ткани или ее заменителя для окантовки. Окантовка бросового картона, заправка уголков.
Практические работы. Организация рабочего места при окантовке картины под стекло. (Прирезку стекла по размерам картины выполняет учитель.) Крой деталей для окантовки. Крепление подвесок к задней стенке. Размещение картины на паспарту. Окантовка картины со срезом на угол.
Практическое повторение.
Виды работы. Изготовление дидактического материала (планшеты, коробки, карточки и записные книжки). Окантовка картины под стекло.
8 КЛАСС
Вводное занятие.
Задачи обучения в 7 классе. Значение полиграфической промышленности в экономике и культуре страны. Новые материалы в полиграфии. Производство сырья и материалов для полиграфической промышленности.
Основные сведения о переплетно-брошюровочных процессах.
Теоретические сведения. Книги и брошюра — различия в технологическом процессе. Производство брошюры (оборудование участков и цехов). Элементы книги и оборудование участков переплетного цеха. Понятия поточный процесс, пооперационное выполнение работ. Общее понятие организация полиграфического производства. Изделия, выпускаемые полиграфической промышленностью и предъявляемые к ним требования.
Экскурсия. Типография. Переплетно-брошюровочный цех.
Практические работы. Ознакомление с таблицей, где условно изображены цеха и участки, на которых выполняются основные переплетно-брошюровочные процессы. Работа с моделью книги и таблицей.
Изготовление моделей книги в цельных и составных переплетах.
Теоретические сведения. Полуфабрикат книги (блок и переплетная крышка). Виды шитья нитками блока. Назначение форзаца в переплете. Детали блока. Назначение каптала. Расчет размеров переплетной крышки по блоку. Детали переплетной крышки. Назначение отстава, расставов. Шаблон для шпации. Правила безопасной работы при обрезке блоков на бумагорезательной машине. Расчет размеров переплетной крышки по чертежу и разъемному макету книги.
Упражнения. Расчет размера переплетной крышки по заданным размерам блоков. Коллективное составление плана предстоящей работы.
Практические работы. Фальцовка листов в тетради. Приклейка форзацев. Шитье нитками блока. Заклейка корешка блока. Обрезка с трех сторон блока. Кругление корешка блока. Приклейка каптала и заклейка корешка полоской бумажки. Изготовление переплетных крышек в составном и цельнотканевом переплетах.
Отделка переплетной крышки.
Теоретические сведения. Виды отделки переплетных крышек: (красочная и бескрасочная). Тиснение на фольге. Конгревное тиснение (рельефное). Требования, предъявляемые к качеству отделки переплетной крышки. Назначение клише.
Практические работы. Пробное тиснение на бросовом материале. Тиснение переплетной крышки и ее корешков. Очистка крышек и корешков тряпочкой.
Альбом-ширма.
Изделия. Альбом для открыток. Альбом для выставочных экспонатов. Альбом для пластинок.
Теоретические сведения. Назначение и детали альбома-ширмы. Конструктивные особенности. Учет направления волокон у картона, бумаги и технической ткани. Материалы, применяемые для изготовления альбома-ширмы. Назначение окантовки в переплете. Горизонтальное и вертикальное расположение кулис в альбоме-ширме.
Практические работы. Подбор материалов для альбомных листов, корешков, окантовки, оклейки и выклейки изделия с учетом направления волокон и фактуры материалов. Нарезка альбомных листов, окантовок, бумаги на оклейку и выклейку альбомных листов. Сборка ширмы тканевыми полосами. Окантовка полосами. Выклейка корешков. Оклейка корешков с двух сторон бумагой. Приклейка обложки. Обжимка в прессах и сушка обложки.
Стандартный переплет.
Изделия. Дневник наблюдений. Записные книжки.
Теоретические сведения. Ознакомление с образцами стандартных переплетов. Признаки для определения вида переплета (особенности конструкции, свойства и вид обложечного материала). Техническая характеристика стандартных переплетов. Порядок выполнения переплета. Способы соединения блока в разных переплетах. Применение прямых и скругленных корешков в разных переплетах.
Практические работы. Заготовка блока разными способами соединения для переплетов № 1—3. Крой, приклейка обложки к блоку. Обрезка переплетов № 1—3. Соединение блока с обложкой (переплет № 2). Шитье нитками блока для переплетов № 4—8. Подборка материалов, крой деталей для каждой переплетной крышки. Сборка переплетной крышки. Вставка блока. Обжимка в прессах и сушка блока. Отделка крышек в переплетах № 5, 7 и 8.
Классификация переплетных крышек и их применение.
Теоретические сведения. Признаки для классификации переплетной крышки (особенности конструкции — цельные и составные, обрезные и с кантами, свойства картона — твердый и гибкий, виды материалов — бумага, ткань, картон). Использование переплетных крышек различных номеров при издании книг учебной, художественной и справочной литературы.
Упражнения. Определение деталей и конструктивных особенностей переплетной крышки разных моделей.
Новые полиграфические материалы.
Теоретические сведения. Назначение технической ткани. Виды заменителя технической ткани (балакрон, волокрон, бумвинил, армовированная бумага).
Упражнения. Определение вида заменителя ткани по образцу в каталоге.
Основы организации современного полиграфического производства.
Теоретические сведения. Устройство типографии (цеха и участки). Пооперационное разделение труда (участки) в переплетно-брошюровочном и папочном цехах. Основные станки и машины для выполнения переплетно-брошюровочных процессов. Технология изготовления изделий на базовом предприятии. Требования к качеству деталей и готовому изделию. Рациональные приемы и методы организации труда.
Альбом на шарнирах для фотографий.
Теоретические сведения. Общее представление об организации производства по выпуску бумажно - беловых товаров. Виды альбома на шарнирах по конструкции и назначению. Особенности конструкций. Использование шаблона для сборки кулис на тканевых слезурах.
Упражнения. Подготовка и разметка шаблона для сборки кулис на тканевых слезурах. Сборка кулис по шаблону и на глаз.
Практические работы. Нарезка картона на кулисы с припуском для обрезки блока. Нарезка шарниров. Нарезка тканевых слезур. Заготовка шаблона и его разметка для сборки кулис на тканевых слезурах. Сборка кулис на тканевых слезурах попарно в блок. Прокладка и обрезка блока с трех сторон. Приклейка каптала и заклейка корешка. Изготовление переплетной крышки с учетом размеров блока. Отделка переплетной крышки. Вставка блока в переплетную крышку.
Организация полиграфического производства.
Теоретические сведения. Организация участка и цеха в типографии. Управление производством. Размещение цехов и их назначение. Оборудование цехов и участков. Виды выпускаемой книжно-журнальной продукции. Специальности в полиграфическом производстве. Начисление заработной платы в соответствии с нормой выработки и расценками продукции. Форма ведения наряда.
Папки разных конструкций и назначений.
Теоретические сведения. Виды папки по конструкции и назначению. Технологические требования к изготовлению папки. Общие и специфические операции по изготовлению папки. Детали в разных видах папки.
Практические работы. Крой картонных сторонок, наружного материала, шаблона для шпации. Сборка папки. Изготовление и приклеивание клапанов. Внутренняя выклейка. Отделка папки.
Папка-портфель.
Теоретические сведения. Назначение детали папки-портфеля. Назначение кармана с «мехом», язычка и держателей. Разметка и врезка замочка, язычка и держателей.
Упражнения. Разметка основания кармана с «мехом». Крой ткани для «меха». Определение на глаз центра папки. Разметка прорезей для держателей и язычка и их изготовление.
Практические работы. Крой деталей для папки. Снятие фасок с картонных сторонок. Сборка папки. Выклейка корешка. Крепление держателей и язычка. Изготовление и приклейка клапанов. Изготовление кармана с «мехом». Приклейка кармана с «мехом». Выклейка внутренней стороны папки.
Практическое повторение (16 часов).
Виды работы. Изготовление папки-портфеля для письменного набора. Изготовление коробки, футляра и папки для хранения дидактического материала. Ремонт наглядных пособий.
Календарно-тематическое планирование 6 класс
№ п/п | Тема урока | Количество часов | Дата |
План | Факт |
1 | Вводное занятие. Инструктаж по т/б. Беседа о правилах поведения в мастерской. | 1 | | |
2 | Изготовление папки с клапанами. Назначение папок и их конструкции. | 1 | | |
3 | Технология изготовления папки с клапанами и материалы на её деталировку. | 1 | | |
4 | Порядок разметки и вырезания деталей составной папки | 1 | | |
5 | Разметка и вырезание и деталей составной папки. | 1 | | |
6 | Порядок сборки составных папок (штуковка). | 1 | | |
7 | Сборка составной папки с клапанами. | 1 | | |
8 | Порядок оклеивания составных папок обложками. | 1 | | |
9 | Оклеивание составной папки обложками | 1 | | |
10 | Монтаж завязок на папку Порядок изготовления клапанов папки. | 1 | | |
11 | Изготовление клапанов папки. | 1 | | |
12 | Порядок оклеивания и выклеивания клапанов. | 1 | | |
13 | Оклеивание, выклеивание клапанов и монтаж клапанов на папку. | 1 | | |
14 | Обжимной пресс его назначение и устройство. Правила работы на обжимном прессе. | 1 | | |
15 | Порядок выклеивания и отпрессовки составной папки. | 1 | | |
16 | Выклеивание и отпрессовка составной папки | 1 | | |
17 | Способы соединения блока. | 1 | | |
18 | Швейное и бесшвейное (клеевое) соединение блока | 1 | | |
19 | Виды бумаги для переплётных изделий. | 1 | | |
20 | Нарезание и фальцовка бумаги на блок. | 1 | | |
21 | Шитьё блока проволокой втачку и внакидку | 1 | | |
22 | Назначение и устройство настольного степлера. | 1 | | |
23 | Упражнение. Шитьё стопы бумаги втачку степлером. | 1 | | |
24 | Упражнение. Шитьё тетрадей внакидку степлером. | 1 | | |
25 | Технология изготовления блокнота в гибком обрезном переплёте и Материалы на его деталировку. | 1 | | |
26 | Нарезка и фальцовка бумаги на блок. Разметка по шаблону, вырезание крытво и полосы на блокнот. | 1 | | |
27 | Шитьё блокнота втачку степлером. | 1 | | |
28 | Окантовка корешка блокнота полосой. | 1 | | |
29 | Изготовление открытого блокнота «на стенке». Разметка по шаблону и вырезание деталей блокнота | 1 | | |
30 | Нарезка и фальцовка бумаги на блок | 1 | | |
31 | Шитьё блокнота втачку степлером. | 1 | | |
32 | Окантовка корешка блокнота полосой. | 1 | | |
33 | Разметка, вырезание деталей и оклейка стенки бумагой. | 1 | | |
34 | Монтаж блокнота на стенку и его отпрессовка. | 1 | | |
35 | Технология изготовления блокнота со сменным блоком и материалы на его деталировку. | 1 | | |
36 | Деталировка и материалы блокнота. | 1 | | |
37 | Самостоятельная работа. Изготовление блокнота в обрезном переплёте. | 1 | | |
38 | Самостоятельная работа. Изготовление блокнота в обрезном переплёте. | 1 | | |
39 | Самостоятельная работа. Изготовление блокнота в обрезном переплёте. | 1 | | |
40 | Самостоятельная работа. Изготовление блокнота в обрезном переплёте. | 1 | | |
41 | Нарезка и фальцовка бумаги на блок. | 1 | | |
42 | Шитьё блока втачку степлером и окантовка корешка полосой. | 1 | | |
43 | Разметка и вырезание деталей цельнокрытой переплётной крышки. | 1 | | |
44 | Порядок сборки переплётной крышки на крытво. Сборка переплётной крышки на крытво | 1 | | |
45 | Выклеивание и отпрессовка переплётной крышки. Вставка блока в переплётную крышку. | 1 | | |
47 | Вводное занятие. Инструктаж по т/б. Беседа о правилах поведения в мастерской. | 1 | | |
48 | Общая тетрадь. Назначение и конструкции общих тетрадей. | 1 | | |
49 | Швейное и бесшвейное (клеевое) соединение блока. | 1 | | |
50 | Порядок шитья книжного блока нитками «взахват» на тесьме. | 1 | | |
51 | Упражнение. Шитьё нитками на тренажере. | 1 | | |
52 | Упражнение. Шитьё нитками на тренажере. | 1 | | |
53 | Технология изготовления общей тетради в гибком переплёте и материалы на её деталировку | 1 | | |
54 | Фальцовка тетрадей для блока. | 1 | | |
55 | Шитьё книжного блока нитками «взахват» на тесьме. | 1 | | |
56 | Шитьё книжного блока нитками «взахват» на тесьме. | 1 | | |
57 | Оклеивание блока тетради крытво и её отпрессовка | 1 | | |
58 | Назначение и устройство бумагорезальной машины (БРМ | 1 | | |
59 | Порядок разметки и обрезки книжных блоков на БРМ. | 1 | | |
60 | Обрезка общей тетради на БРМ | 1 | | |
61 | Технология изготовления общей тетради в твёрдом переплёте и материалы на её деталировку Нарезка бумаги и фальцовка тетрадей на блок. | 1 | | |
62 | Конструкции форзацев применяемые в книжных переплётах. | 1 | | |
63 | Изготовление и подклейка форзаца к тетради. | 1 | | |
64 | Упражнение. Шитьё нитками на тренажере. | 1 | | |
65 | Шитьё книжного блока нитками «взахват» на тесьме. | 1 | | |
66 | Разметка и обрезка блока тетради на БРМ, заклейка корешка | 1 | | |
67 | Порядок изготовления, деталировка и материалы составной переплётной крышки. | 1 | | |
68 | Разметка и вырезание деталей составной переплётной крышки. | 1 | | |
69 | Порядок сборки составной переплётной крышки | 1 | | |
70 | Сборка составной переплётной крышки. | 1 | | |
71 | Вставка блока тетради в переплётную крышку, отпрессовка. | 1 | | |
72 | Виды картона и картон для наклеивания постера. Наклеивание постера на картон с окантовкой. Инструктаж по т/б. | 1 | | |
73 | Виды клея его качество и способы нанесения на материал. Упражнение. Нанесение клея на материал | 1 | | |
74 | Самостоятельная работа. Изготовление общей тетради в гибком переплёте | 1 | | |
75 | Самостоятельная работа. Изготовление общей тетради в гибком переплёте | 1 | | |
76 | Самостоятельная работа. Изготовление общей тетради в гибком переплёте. | 1 | | |
77 | Самостоятельная работа. Изготовление общей тетради в гибком переплёте. | 1 | | |
78 | Упражнение. Окантовка картона составной полосой. Окантовка картона составной полосой | 1 | | |
79 | Порядок изготовления и крепления навесок. Изготовление и крепление навесок на картон. | 1 | | |
80 | Окантовка картона цельной полосой. Наклеивание постера на картон | 1 | | |
85 | Вводное занятие. Инструктаж по т/б. Беседа о правилах поведения в мастерской. | 1 | | |
86 | Изготовление блокнота в твёрдом переплёте. Назначения и конструкций блокнотов. | 1 | | |
87 | Технология изготовления блокнота в составном твёрдом переплёте | 1 | | |
88 | Виды бумаги для переплётных изделий | 1 | | |
89 | Нарезка и фальцовка бумаги на блок. | 1 | | |
90 | Швейное и бесшвейное (клеевое) соединение блока. | 1 | | |
91 | Назначение и устройство проволокошвейной машины. | 1 | | |
92 | Шитьё блока проволокой «втачку» степлером. | 1 | | |
93 | Окантовка корешка блока полосой. | 1 | | |
94 | Назначение и устройство перфоровальной машины | 1 | | |
95 | Порядок прокалывания шилом перфорации. | 1 | | |
96 | Разметка и прокалывание шилом перфорации в блоке. | 1 | | |
97 | Обрезка блока в размер на БРМ Порядок разметки и обрезки книжных блоков на БРМ. | 1 | | |
98 | Технология изготовления составной переплётной крышки и Материалы на её деталировку. | 1 | | |
99 | Разметка и вырезание деталей составной переплётной крышки. | 1 | | |
100 | Порядок сборки составной переплётной крышки | 1 | | |
101 | Сборка (штуковка) и выклеивание составной переплётной крышки | 1 | | |
102 | Вставка блока в переплётную крышку, отпрессовка. | 1 | | |
103 | Технология изготовления блокнота в цельнокрытом твёрдом переплёте и материалы на его деталировку. | 1 | | |
104 | Нарезка и фальцовка бумаги на блок. | 1 | | |
105 | Шитьё блока «втачку» степлером и окантовка корешка блока полосой. | 1 | | |
106 | Разметка и прокалывание шилом перфорации в блоке. | 1 | | |
107 | Порядок разметки и обрезки книжных блоков на БРМ. | 1 | | |
108 | Обрезка блока в размер на БРМ | 1 | | |
109 | Технология изготовления переплётной крышки и материалы на её деталировку. | 1 | | |
110 | Разметка и вырезание деталей цельнокрытой переплётной крышки. | 1 | | |
111 | Порядок сборки цельнокрытой переплётной крышки | 1 | | |
112 | Сборка и выклеивание цельнокрытой переплётной крышки. | 1 | | |
113 | Вставка блока в переплётную крышку, отпрессовка. Инструктаж по т/б. | 1 | | |
114 | Изготовление футляров и коробок Назначения и конструкции коробок, футляров. | 1 | | |
115 | Технология изготовления коробки с плинтусами и материалы на её деталировку | 1 | | |
116 | Правила выполнения рицовки картона. | 1 | | |
117 | Упражнение. Рицовка картона по размеченной линии. | 1 | | |
118 | Изготовление развёртки и плинтуса коробки. | 1 | | |
119 | Порядок сборки коробки Сборка (стянуть стенки и плинтус) коробки полосками. | 1 | | |
120 | Разметка и вырезание деталей для оклеивания и выклеивания коробки | 1 | | |
121 | Порядок оклеивания и выклеивания коробки бумагой. | 1 | | |
122 | Оклеивание и выклеивание коробки бумагой. | 1 | | |
123 | Технология изготовления составного футляра и материалы на его деталировку | 1 | | |
124 | Разметка и вырезание деталей составного футляра. | 1 | | |
125 | Оклеивание картонных деталей футляра бумагой. | 1 | | |
126 | Порядок сборки футляра. | 1 | | |
127 | Сборка (стянуть углы и дно) футляра полосками. | 1 | | |
128 | Порядок окантовки футляра тканевой полосой | 1 | | |
129 | Самостоятельная работа. Изготовление блокнота в цельнокрытом переплёте. | 1 | | |
130 | Самостоятельная работа. Изготовление блокнота в цельнокрытом переплёте. | 1 | | |
131 | Самостоятельная работа. Изготовление блокнота в цельнокрытом переплёте. | 1 | | |
132 | Самостоятельная работа. Изготовление блокнота в цельнокрытом переплёте. | 1 | | |
133 | Окантовка футляр тканевой полосой. | 1 | | |
134 | Порядок оклеивания футляра бумагой. | 1 | | |
135 | Оклеивание футляра бумагой. | 1 | | |
136 | Технология изготовления бумажника и материалына его деталировку. Инструктаж по т/б. | 1 | | |
137 | Разметка и вырезание деталей бумажника | 1 | | |
138 | Разметка и вырезание деталей бумажника | 1 | | |
139 | Оклеивание картонных деталей бумажника бумвинилом. | 1 | | |
140 | Оклеивание картонных деталей бумажника бумвинилом. | 1 | | |
141 | Вводное занятие. Инструктаж по т/б. Беседа о правилах поведения в мастерской. | 1 | | |
142 | Изготовление конторской книги. Назначение и конструкции конторской книги. | 1 | | |
143 | Технология изготовление конторской книги в твёрдом составном переплётеи материалы на его деталировку | 1 | | |
144 | Порядок изготовления форзацев и тетрадей на блок. Изготовление форзацев и фальцовка тетрадей на блок. | 1 | | |
145 | Способы соединения переплётных блоков. Шитьё переплётного блока нитками «взахват». | 1 | | |
146 | Конструкции составных переплётных крышек. Разметка и вырезание деталей составной переплётной крышки. | 1 | | |
147 | Порядок сборки составной переплётной крышки. Сборка составной переплётной крышки | 1 | | |
148 | Порядок вставки блока в переплётную крышку. | 1 | | |
149 | Устройство обжимного пресса и правила работы на нём. | 1 | | |
150 | Вставка блока в переплётную крышку. Отпрессовка. | 1 | | |
151 | Технология изготовления конторской книги в гибком переплёте и материалы на её деталировку | 1 | | |
152 | Фальцовка тетрадей для блока, разметка и вырезание деталей. Шитьё книжного блока нитками «взахват» на тесьме. | 1 | | |
153 | Шитьё книжного блока нитками «взахват» на тесьме. | 1 | | |
154 | Оклеивание блока крытво и её отпрессовка. | 1 | | |
155 | Назначение и устройство бумагорезальной машины (БРМ). | 1 | | |
156 | Порядок разметки книжных блоков и обрезки на БРМ. | 1 | | |
157 | Окантовка картины под ламинат. | 1 | | |
158 | Технология изготовления картины и материалы на её деталировку | 1 | | |
159 | Инструктаж по т/б. Виды картона и картон для паспарту и задника картины. | 1 | | |
160 | Разметка и вырезание деталей картины. | 1 | | |
161 | Виды клея его качество и способы нанесения на материал. | 1 | | |
162 | Способы окантовки картины полосой. Упражнение. Окантовать картон составной полосой. | 1 | | |
163 | Порядок изготовления и крепления навесок. | 1 | | |
164 | Изготовление и крепление навесок на задник. | 1 | | |
165 | Окантовка картины составной полосой. | 1 | | |
166 | Технология изготовления картины в картонной рамке и материалы на её деталировку .Разметка и вырезание деталей картины. | 1 | | |
167 | Порядок сборки картины в картонной рамке. Сборка картонной рамки | 1 | | |
168 | Порядок изготовления и крепления навесок. | 1 | | |
169 | Самостоятельная работа. Изготовление блокнота в переплёте тип No5 | 1 | | |
170 | Самостоятельная работа. Изготовление блокнота в переплёте тип No5 | 1 | | |
| Итого | 170 | | |
Календарно-тематическое планирование 8 класс
№ п/п | Название раздела | Кол-во часов | Дата |
План | Факт |
1 | Основные сведения о переплетно-брошюровочных процессах. Работа с моделью книги и таблицей. | 1 | | |
2 | Вводное занятие. Инструктажи по технике безопасности Задачи и цели обучения в 7 классе | 1 | | |
3 | Техника безопасности при проведении переплетно-картонажных работ. | 1 | | |
4 | Основные сведения о переплётно-брошюровочных процессах. Элементы книги. | 1 | | |
5 | Экскурсия в книжный магазин. Организация полиграфического производства | 1 | | |
6 | Полуфабрикат книги. Виды шитья нитками блока. Назначение форзаца в переплете. | 1 | | |
7 | Детали блока. Назначение каптала. | 1 | | |
8 | Расчет размеров переплетной крышки по блоку | 1 | | |
9 | Детали переплетной крышки. Назначение отстава и расставов. Шаблон для шпации. | 1 | | |
10 | Расчет размеров переплетной крышки по чертежу и разъемному макету книги. | 1 | | |
11 | Выполнение чертежа переплётной крышки. | 1 | | |
12 | Упражнения по расчету размера переплетной крышки по заданному блоку. Составление плана предстоящей работы. | 1 | | |
13 | Фальцовка листов в тетради. Приклейка форзацев. | 1 | | |
14 | Шитье нитками блока. Заклейка корешка блока. | 1 | | |
15 | Обрезка с трех сторон блока. Кругление корешка блока. | 1 | | |
16 | Приклейка каптала и заклейка корешка полоской бумаги. | 1 | | |
17 | Изготовление переплетных крышек в составном и цельнотканевом переплетах. | 1 | | |
18 | Виды отделки переплетных крышек: красочная и бескрасочная. | 1 | | |
19 | Требования, предъявляемые к качеству отделки переплетной крышки. | 1 | | |
20 | Тиснение на фольге. Рельефное тиснение. | 1 | | |
21 | Назначение клише. Установка и подготовка клише на рабочем столе. | 1 | | |
22 | Пробное тиснение. | 1 | | |
23 | Тиснение переплетной крышки и ее корешков. | 1 | | |
24 | Очистка крышек и корешков тряпочкой. Анализ проделанной работы подведение итогов. | 1 | | |
25 | Объемные изделия. Коробка с открывающейся крышкой | 1 | | |
26 | Назначение и детали альбома-ширмы, альбома для открыток, альбома для дисков. | 1 | | |
27 | Материалы, применяемые для изготовления альбома-ширмы. | 1 | | |
28 | Горизонтальное и вертикальное расположение кулис в альбоме-ширме. | 1 | | |
29 | Подбор материалов для альбомных листов, корешков, окантовки, оклейки и выклейки. | 1 | | |
30 | Нарезка альбомных листов, окантовок, бумаги на оклейку и выклейку альбомных листов. | 1 | | |
31 | Сборка ширмы тканевыми полосами. | 1 | | |
32 | Окантовка полосами. | 1 | | |
33 | Выклейка корешков | 1 | | |
34 | Оклейка корешков с двух сторон бумагой. | 1 | | |
35 | Приклейка обложки. | 1 | | |
36 | Изготовление фотоальбома. | 1 | | |
37 | Изготовление брошюры - словарика | 1 | | |
38 | Изготовление брошюры - словарика | 1 | | |
39 | Изготовление альбома для выставочных экспонатов | 1 | | |
40 | Изготовление альбома для выставочных экспонатов | 1 | | |
41 | Самостоятельная работа. Изготовление модели книги в переплёте №7 | 1 | | |
42 | Самостоятельная работа. Изготовление модели книги в переплёте №7 | 1 | | |
43 | Самостоятельная работа. Изготовление модели книги в переплёте №7 | 1 | | |
44 | Самостоятельная работа. Изготовление модели книги в переплёте №7 | 1 | | |
45 | Практическое повторение. Изготовление брошюры - словарика | 1 | | |
46 | Практическое повторение. Изготовление брошюры - словарика | 1 | | |
47 | Практическое повторение. Изготовление брошюры - словарика | 1 | | |
48 | Практическое повторение. Изготовление брошюры - словарика | 1 | | |
49 | Практическое повторение. Изготовление брошюры - словарика | 1 | | |
50 | Практическое повторение. Изготовление брошюры - словарика | 1 | | |
51 | Практическое повторение. Изготовление брошюры - словарика | 1 | | |
52 | Практическое повторение. Изготовление брошюры - словарика | 1 | | |
53 | Практическое повторение. Изготовление брошюры - словарика | 1 | | |
54 | Практическое повторение. Изготовление брошюры - словарика | 1 | | |
55 | Вводное занятие. Уход за инструментами Содержание рабочего места. | 1 | | |
56 | Образцы стандартных переплетов. Признаки для определения вида переплета (особенности конструкции, свойства и вид обложечного материала). | 1 | | |
57 | Техническая характеристика стандартных переплетов. Порядок их выполнения. | 1 | | |
58 | Способы соединения блока в разных переплетах | 1 | | |
59 | Заготовка блока разными способами соединения. Крой, приклейка обложки к блоку. | 1 | | |
60 | Обрезка переплетов. Соединение блока с обложкой. | 1 | | |
61 | Шитье нитками блока для переплетов | 1 | | |
62 | Подборка материалов, крой деталей для каждой переплетной крышки. | 1 | | |
63 | Сборка переплетной крышки. | 1 | | |
64 | Классификация переплетной крышки. Виды материалов (бумага, ткань, картон). | 1 | | |
65 | Особенности конструкции (цельные и составные, обрезные и с кантами, свойства картона (твердый и гибкий), | 1 | | |
66 | Использование переплетных крышек различных номеров при издании книг учебной, художественной и справочной литературы. | 1 | | |
67 | Упражнения. Определение деталей и конструктивных особенностей переплетной крышки разных моделей. | 1 | | |
68 | Назначение технической ткани. Виды заменителя технической ткани (балакрон, волокрон, бумвинил, армовированная бумага). | 1 | | |
69 | Упражнения. Определение вида заменителя ткани по образцу в каталоге. | 1 | | |
70 | Виды работы. Изготовление записных книжек в переплетах разной конструкции. Ремонт книг. | 1 | | |
71 | Классификация переплетных крышек. | 1 | | |
72 | Изготовление одного из видов стандартного переплета. Анализ работы. | 1 | | |
73 | Записная книжка в переплётах разной конструкции. Подборка материалов и инструментов. | 1 | | |
74 | Расчёт размеров деталей записной книжки | 1 | | |
75 | Раскрой деталей записной книжки | 1 | | |
76 | Изготовление упаковочных коробок | 1 | | |
77 | Изготовление упаковочных коробок | 1 | | |
78 | Изготовление упаковочных коробок | 1 | | |
79 | Изготовление миниатюрной книги. | 1 | | |
80 | Изготовление миниатюрной книги | 1 | | |
81 | Самостоятельная работа. Изготовление одного из видов стандартного переплёта. | 1 | | |
82 | Самостоятельная работа. Изготовление одного из видов стандартного переплёта. | 1 | | |
83 | Самостоятельная работа. Изготовление одного из видов стандартного переплёта. | 1 | | |
84 | Самостоятельная работа. Изготовление одного из видов стандартного переплёта. | 1 | | |
85 | Практическое повторение. Ремонт книг | 1 | | |
86 | Практическое повторение. Ремонт книг | 1 | | |
87 | Практическое повторение. Ремонт книг | 1 | | |
88 | Практическое повторение. Ремонт книг | 1 | | |
89 | Практическое повторение. Ремонт книг | 1 | | |
90 | Практическое повторение. Ремонт книг | 1 | | |
91 | Практическое повторение. Ремонт книг | 1 | | |
92 | Практическое повторение. Ремонт книг | 1 | | |
94 | Практическое повторение. Ремонт книг | 1 | | |
94 | Практическое повторение. Ремонт книг | 1 | | |
95 | Вводное занятие. Уход за инструментами. Содержание рабочего места | 1 | | |
96 | Инструктажи по технике безопасности Основы организации современного полиграфического производства. | 1 | | |
97 | Устройство типографии. Презентация | 1 | | |
98 | Пооперационное разделение труда. Технология изготовления изделий | 1 | | |
99 | Технология изготовления полиграфических изделий. Рациональные приемы и методы организации труда. | 1 | | |
100 | Общее представление об организации производства по выпуску бумажно-беловых товаров. | 1 | | |
101 | Практическая работа Оформление альбома (образцы бумажно-беловых товаров | 1 | | |
102 | Изготовление альбома для фотографий на пружинах. | 1 | | |
103 | Изготовление альбома для фотографий на пружинах | 1 | | |
104 | Изготовление альбома для фотографий на пружинах | 1 | | |
105 | Изготовление альбома для фотографий на пружинах | 1 | | |
106 | Изготовление альбома для фотографий на пружинах | 1 | | |
107 | Виды альбома на шарнирах по конструкции и назначению. Особенности конструкций. | 1 | | |
108 | Подготовка и разметка шаблона для сборки кулис. | 1 | | |
109 | Сборка кулис по шаблону и на глаз. | 1 | | |
110 | Нарезка картона на кулисы с припуском для обрезки блока. | 1 | | |
111 | Нарезка шарниров. | 1 | | |
112 | Нарезка тканевых слезур. | 1 | | |
113 | Заготовка шаблона и его размет-ка для сборки кулис на тканевых слезурах | 1 | | |
114 | Сборка кулис на тканевых слезурах попарно в блок | 1 | | |
115 | Прокладка и обрезка блока с трех сторон. | 1 | | |
116 | Приклейка каптала и заклейка корешка. | 1 | | |
117 | Изготовление переплетной крышки с учетом размеров блока. | 1 | | |
118 | Отделка переплетной крышки | 1 | | |
119 | Вставка блока в переплетную крышку. | 1 | | |
120 | Изготовление объёмных игрушек из коробок. Подборка материалов и инструментов. | 1 | | |
121 | Расчёт размеров деталей. Раскрой. | 1 | | |
122 | Изготовление простейших канц. изделий. Сабельный нож. | 1 | | |
123 | Изготовление оригинального фотоальбома. | 1 | | |
124 | Изготовление объёмных игрушек из коробок. Подборка материалов и инструментов. Переплетная машина. | | | |
125 | Расчёт размеров деталей. Раскрой. Изготовление простейших канц. изделий. Сабельный нож. | 1 | | |
126 | Практическая работа. Изготовление общей тетради. Технологическая карта | 1 | | |
127 | Практическая работа. Изготовление общей тетради | 1 | | |
128 | Практическая работа. Изготовление общей тетради | 1 | | |
129 | Практическая работа. Изготовление общей тетради | 1 | | |
130 | Изготовление подарочного пакета | 1 | | |
131 | Практическая работа. Изготовление подарочного пакета | 1 | | |
132 | Практическая работа. Изготовление подарочного пакета | 1 | | |
133 | Практическая работа. Изготовление подарочного пакета | 1 | | |
134 | Практическая работа. Изготовление подарочного пакета | 1 | | |
135 | Самостоятельная работа. Изготовление альбома на шарнирах для фотографий | 1 | | |
136 | Самостоятельная работа. Изготовление альбома на шарнирах для фотографий | 1 | | |
137 | Самостоятельная работа. Изготовление альбома на шарнирах для фотографий | 1 | | |
138 | Самостоятельная работа. Изготовление альбома на шарнирах для фотографий | 1 | | |
139 | Практическое повторение. Изготовление выставочных альбомов | 1 | | |
140 | Практическое повторение. Изготовление выставочных альбомов | 1 | | |
141 | Практическое повторение. Изготовление выставочных альбомов | 1 | | |
142 | Практическое повторение. Изготовление выставочных альбомов | 1 | | |
143 | Практическое повторение. Изготовление выставочных альбомов | 1 | | |
144 | Практическое повторение. Изготовление выставочных альбомов | 1 | | |
145 | Практическое повторение. Изготовление выставочных альбомов | 1 | | |
146 | Практическое повторение. Изготовление выставочных альбомов | 1 | | |
147 | Практическое повторение. Изготовление выставочных альбомов | 1 | | |
148 | Практическое повторение. Изготовление выставочных альбомов | 1 | | |
149 | Практическое повторение. Изготовление выставочных альбомов | 1 | | |
150 | Практическое повторение. Изготовление выставочных альбомов | 1 | | |
151 | Практическое повторение. Изготовление выставочных альбомов | 1 | | |
152 | Практическое повторение. Изготовление выставочных альбомов | 1 | | |
153 | Практическое повторение. Изготовление выставочных альбомов | 1 | | |
154 | Практическое повторение. Изготовление выставочных альбомов | 1 | | |
155 | Вводное занятие. Уход за инструментами. Содержание рабочего места. | 1 | | |
156 | Организация участка и цеха в типографии. Управление производством. | 1 | | |
157 | Специальности в полиграфическом производстве. | 1 | | |
158 | Размещение цехов и их назначение. Оборудование цехов и участков. | 1 | | |
159 | Оборудование цехов и участков | 1 | | |
160 | Виды выпускаемой книжно-журнальной продукции. | 1 | | |
161 | Начисление заработной платы в соответствии с нормой выработки и расценками продукции. | 1 | | |
162 | Форма ведения наряда. | 1 | | |
163 | Практическая работа. Ремонт книг. | 1 | | |
164 | Практическая работа. Ремонт книг. | 1 | | |
165 | Практическая работа. Ремонт книг. | 1 | | |
166 | Практическая работа. Ремонт книг. | 1 | | |
167 | Папки разных конструкций и назначений. | 1 | | |
168 | Виды папки разных конструкций и назначений. Технологические требования к изготовлению папки. | 1 | | |
169 | Общие и специфические операции по изготовлению папки. | 1 | | |
170 | Детали в разных видах папки. | 1 | | |
171 | Крой картонных сторонок, наружного материала, шаблона для шпации. Сборка папки. | 1 | | |
172 | Изготовление и приклеивание клапанов. | 1 | | |
173 | Внутренняя выклейка. Отделка папки | 1 | | |
174 | Папка-портфель. Назначение деталей (кармана с «мехом», язычка и держателей). | 1 | | |
175 | Разметка и врезка замочка, язычка и держателей. Назначение мягкой обложки в переплете. | 1 | | |
176 | Упражнения. Разметка основания кармана с «мехом». | 1 | | |
177 | Крой ткани для «меха» | 1 | | |
178 | Определение на глаз центра папки. Разметка прорезей для держателей и язычка. | 1 | | |
179 | Изготовление держателей и язычка. | 1 | | |
180 | Крой деталей для папки. Снятие фасок с картонных сторонок | 1 | | |
181 | Сборка папки. | 1 | | |
182 | Выклейка корешка. Крепление держателей и язычка. | 1 | | |
183 | Изготовление и приклейка клапанов. | 1 | | |
184 | Изготовление кармана с «мехом». Приклейка кармана с «мехом». | 1 | | |
185 | Выклейка внутренней стороны папки. | 1 | | |
186 | Практическое повторение. Изготовление коробки для хранения дидактического материала. | 1 | | |
187 | Практическое повторение. Изготовление коробки для хранения дидактического материала. | 1 | | |
188 | Контрольная работа. Выполнение одного из видов стандартного переплёта. | 1 | | |
189 | Контрольная работа. Выполнение одного из видов стандартного переплёта. | 1 | | |
190 | Контрольная работа. Выполнение одного из видов стандартного переплёта. | 1 | | |
191 | Контрольная работа. Выполнение одного из видов стандартного переплёта. | 1 | | |
192 | Практическое повторение. Ремонт наглядных пособий | 1 | | |
193 | Практическое повторение. Ремонт наглядных пособий | 1 | | |
194 | Практическое повторение. Ремонт наглядных пособий | 1 | | |
195 | Практическое повторение. Ремонт наглядных пособий | 1 | | |
196 | Практическое повторение. Ремонт наглядных пособий | 1 | | |
197 | Практическое повторение. Ремонт наглядных пособий | 1 | | |
198 | Практическое повторение. Ремонт наглядных пособий | 1 | | |
199 | Практическое повторение. Ремонт наглядных пособий | 1 | | |
200 | Практическое повторение. Ремонт наглядных пособий | 1 | | |
201 | Практическое повторение. Ремонт наглядных пособий | 1 | | |
202 | Практическое повторение. Ремонт наглядных пособий | 1 | | |
203 | Практическое повторение. Ремонт наглядных пособий | 1 | | |
204 | Практическое повторение. Ремонт наглядных пособий | 1 | | |
| ИТОГО | 204 | | |
ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ПОДГОТОВКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
Учащиеся должны знать:
- основы картонажно-переплётного дела, инструменты и приспособления для картонажно-переплётных работ, материалы для выполнения картонажно-переплётных работ;
- значение полиграфической продукции в экономике и культуре страны, новые материалы в полиграфии, о производстве сырья и материалов для полиграфической промышленности, оборудование участков и цехов, изделия, выпускаемые полиграфической промышленностью и предъявляемые к ним требования;
- изготовление моделей книги в цельных и составных переплётах, виды отделки переплётной крышки;
- назначение и детали альбома – ширмы, материалы, применяемые для изготовления альбома – ширмы, назначение окантовки в переплёте, горизонтальное и вертикальное назначение кулис в альбоме – ширме;
- техническую характеристику стандартных переплётов, порядок выполнения переплёта, способы соединения блока в разных переплётах, признаки для классификации переплётной крышки, об использовании переплётных крышек, о новых полиграфических материалах;
- виды повреждений книги и степени сложности ремонта;
- основы организации современного полиграфического производства;
- организацию производства по выпуску бумажно - беловых товаров;
- виды альбома на шарнирах по конструкции и назначению, особенности конструкций, использование шаблона для сборки кулис на тканевых слезурах, как произвести разметку шаблона для сборки кулис на тканевых слезурах, сборку кулис по шаблону и на глаз, процесс изготовления альбома для фотографий и для марок;
- организацию полиграфического производства, виды папки по конструкции и назначению, технологические требования к изготовлению папки, общие и специфические операции по изготовлению папки, детали в разных видах папки, процесс изготовления папки-портфеля, процесс изготовления коробки, футляра, папки для хранения дидактического материала.
Учащиеся должны уметь:
- работать с моделью книги и таблицей;
- изготовить модель книги в цельных и составных переплётах, записную книжку в переплётах разной конструкции, альбом для фотографий и для марок, классные и выставочные альбомы разной конструкции, папки разных конструкций и назначений, папку-портфель, коробку, футляр и папку для хранения дидактического материала;
- выполнить отделку переплётной крышки, стандартный переплёт, ремонт книг;
- определять детали переплётной крышки разных моделей;
- определять полиграфические материалы;
- выполнять переплётные операции.
КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ОБУЧАЮЩИХСЯ
При оценке знаний и умений учащихся по трудовому обучению следует обращать внимание на правильность выполнения приёмов работы, степень самостоятельности выполнения задания (ориентировку в задании, планирование, практическое изготовление объекта), качество готового изделия, организацию рабочего места.
Урочная деятельность учащихся оценивается по пятибалльной системе.
Оценка «5» выставляется:
учащийся самостоятельно организует рабочее место;
знает, применяет на практике правила безопасной работы с инструментами;
соблюдает санитарно-гигиенические требования;
самостоятельно анализирует объект труда;
правильно планирует предстоящий ход работы по вопросам учителя;
самостоятельно работает по предметно-инструкционной карте, чертежу;
в полном объёме владеет навыками работы с различными материалами;
употребляет в речи техническую терминологию;
самостоятельно анализирует и даёт краткую оценку своей работы и работы товарища.
Оценка «4»:
учащийся с незначительной помощью учителя организует рабочее место;
знает правила безопасной работы с инструментами, но допускает единичные ошибки при их применении;
допускает единичные ошибки при соблюдении санитарно-гигиенических требований;
по вопросам учителя анализирует объект труда;
допускает единичные ошибки в планировании хода работы по вопросам учителя;
с незначительной помощью учителя работает по предметно-инструкционной карте, чертежу, образцу;
в полном объёме, но с незначительной помощью учителя владеет приёмами работы с различными материалами;
употребляет в речи техническую терминологию;
анализирует свою работу и работу товарища по образцу оценки учителя.
Оценка «3»:
учащийся под контролем учителя организует рабочее место;
плохо знает правила безопасной работы с инструментами и допускает ошибки при их применении на практике;
допускает ошибки при соблюдении санитарно-гигиенических требований;
с помощью учителя анализирует объект труда;
планирует только ближайшую операцию хода работы по вопросам учителя;
с помощью учителя работает по предметно-инструкционной карте, чертежу, образцу;
владеет приёмами работы с различными материалами под контролем учителя;
затрудняется в употреблении технической терминологии;
анализирует и оценивает свою работу и работу товарища не по всем параметрам с помощью .
Оценка «2»:
учащийся с помощью учителя организует рабочее место;
не знает правил безопасной работы с инструментами и не применяет их на практике;
не соблюдает санитарно-гигиенические требования;
не анализирует объект труда даже с помощью учителя;
не планирует предстоящий ход работы по вопросам учителя;
не способен работать по предметно-инструкционной карте, чертежу, образцу;
выполняет приёмы работы с различными материалами с помощью учителя;
не употребляет в речи техническую терминологию;
не анализирует и не даёт оценки своей работы и работы товарища.
Оценка «1»:
учащийся не организует рабочее место;
не знает правил безопасной работы с инструментами и не применяет их на практике;
не соблюдает санитарно-гигиенические требования;
не анализирует объект труда даже с помощью учителя;
не планирует предстоящий ход работы по вопросам учителя;
не способен работать по предметно-инструкционной карте, чертежу, образцу;
не владеет приёмами работы с различными материалами даже с помощью учителя;
не употребляет в речи техническую терминологию;
не анализирует и не даёт оценки своей работы и работы товарища.