СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии для 10 класса (базовый уровень), серия " Алгоритм успеха"

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая  программа по химии для 10 класса (базовый уровень) Н.Е. Кузнецова, Н.Н. Гара (алгоритм успеха)

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии для 10 класса (базовый уровень), серия " Алгоритм успеха"»


Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

"Октябрьская средняя общеобразовательная школа № 1"





Согласовано Утверждено

Зам. директора по УВР Директор МБОУ”ОСОШ№1”

Г.М. Меньшакова (___________) C.И. Жаворонков (________________)

«____»_______________20___г. «____»_______________20___г.






Рабочая программа по химии

для 10 класса (базовый уровень)

на 2016-2017 уч.г.






Учитель: Ржавитина О.Л.

первая квалификационная категория























п. Октябрьский, 2016



ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по химии для 10 класса на базовом уровне составлена на основе :

- примерной программы среднего(полного) общего образования по химии(базовый уровень);

- авторской программы по химии для 10 класса под редакцией Н.Е. Кузнецовой

(Программы по химии для 8-11 классов общеобразовательных учреждений/Под ред.Н.Е.Кузнецовой. - М.: Вентана-Граф, 2013);

- федерального перечня учебников, рекомендованных Министерством образования Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях на 2016-2017 учебный год, с учетом требований к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержанием наполнения учебных предметов компонента государственного стандарта общего образования;

- федеральный компонент государственного стандарта основного общего образования по химии, утвержден приказом Минобразования России.


Учебник: Н.Е. Кузнецова, Н.Н.Гара «Химия 10 класс. Базовый уровень.ФГОС»,

Москва, «Вентана – Граф», 2014 (1.3.5.3.3.1 в Федеральном перечне учебников)


Количество часов по учебному плану- 34ч.

Количество часов в неделю- 1ч.


Цели и задачи изучения курса химии в 10 классе:

Освоение системы знаний о фундаментальных законах, теориях, фактах химии, необходимых для понимания научной картины мира;

Овладение умениями:

- характеризовать вещества, материалы и химическую реакцию, выполнять лабораторные эксперименты;

- производить расчѐты по химическим формулам и уравнениям;

- осуществлять поиск химической информации и оценивать еѐ достоверность;

-ориентироваться и принимать решения в проблемных ситуациях;

Развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения химической науки и еѐ вклада в технический прогресс цивилизации, сложных и противоречивых путей развития идей, теорий и концепций современной химии;

Воспитание чувства ответственности за применение полученных знаний и умений и убежденности в том, что химия- мощный инструмент воздействия на окружающую среду;

Применение полученных знаний и умений для безопасной работы с веществами

в лаборатории, быту и на производстве; решения практических задач в повседневной жизни; предупреждения явлений, наносящих вред здоровью человека и окружающей среде; проведения исследовательских работ, сознательного выбора профессии, связанной с химией.


Программа курса химии 10 класса отражает учебный материал в 5 крупных разделах: «Теоретические основы органической химии», «Классы органических соединений. Углеводороды», «Производные углеводородов», «Вещества живых клеток», «Органическая химии в жизни человека».

1.«Теоретические основы органической химии». В данном разделе раскрываются современная теория строения органических соединений, показывающая единство химического, электронного и пространственного строения, явления гомологии и изомерии, классификация и номенклатура органических соединений, а также закономерности протекания и механизмы реакций органических веществ.

2.«Классы органических соединений. Углеводороды». При изучении классов органических соединений особое внимание уделено раскрытию явления изомерии и универсальности функциональных групп, благодаря которым в природе существует огромное многообразие соединений углерода. Также приводятся сведения о нахождении каждой группы веществ в природе, об их применении в условиях сформированной техносферы. На примере изучения разных классов органических веществ анализируются биологические функции отдельных химических соединений, необходимых для жизнедеятельности организма человека, что является мотивацией сознательное усвоения предмета учащимися.

3.«Производные углеводородов». Основан на идее зависимости свойств веществ от особенностей их строения и от характера функциональных групп, а также от генезиса и развития веществ и генетических связей между многочисленными классами органических соединений.

4.«Вещества живых клеток». Значительное внимание уделено раскрытию веществ, входящих в состав живых клеток. При этом осуществляется межпредметная связь с биологией.

5.«Органическая химии в жизни человека». В разделе содержится материал об отдельных веществах и материалах, о лекарственных препаратах, и других веществах, способствующих формированию здорового образа жизни и общей культуры человека; материал, раскрывающий социальные проблемы общества (алкоголизм, наркомания и др.).


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса химии 10 класса.


Личностные результаты

1.Формирование чувства гордости за российскую химическую науку

2.Воспитание ответственное отношения к природе, осознание необходимости защиты окружающей среды, стремление к здоровому образу жизни.

3.Подготовка к осознанному выбору индивидуальной образовательной или профессиональной траектории.

4.Умение управлять своей познавательной деятельностью.

5.Развитие готовности к решению творческих задач, умения находить адекватные способы поведения и взаимодействия с партнерами во время учебной и внеучебной деятельности; способности оценивать проблемные ситуации и оперативно принимать ответственные решения в различных продуктивных видах деятельности ( учебная, поисково-исследовательская, клубная, проектная, кружковая и т.п.).

6.Формирование химико-экологической культуры, являющейся составной частью экологической и общей культуры и научного мировоззрения.

Метапредметные результаты

1.Использование умений и навыков различных видов познавательной деятельности, применение основных методов познания ( системно-информационный анализ, моделирование) для изучения различных сторон окружающей действительности.

2.Использование основных интеллектуальных операций: анализ, синтез, сравнение, обобщение, систематизация, формулирование гипотез, выявление причинно-следственных связей, поиск аналогов, понимание проблемы.

3.Умение генерировать идеи и распределять средства, необходимые для их реализации.

4.Умение извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации, компакт-диски учебного назначения, ресурсы Интернета; умение свободно пользоваться словарями различных типов, справочной литературой, в том числе и на электронных носителях; соблюдать нормы информационной избирательности, этики.

5.Умение пользоваться на практике основными логическими приемами, методами наблюдения, моделирования, объяснения, решения проблем, прогнозирования и др.

6.Умения объяснять явления и процессы социальной действительности с научных, социально-философских позиций; рассматривать их комплексно в контексте сложившихся реалий и возможных перспектив.

7.Умения выполнять познавательные и практические задания, в том числе с использованием проектной деятельности на уроках и в доступной социальной практике.

8. Умение оценивать с позиций социальных норм собственные поступки и поступки других людей; умение слушать собеседника, понимать его точку зрения, признавать право другого человека на иное мнение.

Предметные результаты базового уровня

1.Давать определения изученным понятиям.

2.Описывать демонстрационные и самостоятельно проведенные эксперименты.

3.Описывать и различать изученные классы неорганических и органических соединений, химические реакции.

4. Классифицировать изученные объекты и явления.

5.Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты и химические реакции, протекающие в природе и в быту.

6.Делать выводы и умозаключения из наблюдений изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных.

7.Структурировать изученный материал.

8.Инетрпретировать химическую информацию, полученную из других источников.

9.Описывать строение атомов химических элементов 1-4 периодов периодической системы с использований электронных конфигураций атомов.

10. Моделировать строение простейших молекул неорганических и органических веществ, кристаллов.

11.Анализировать и оценивать последствия для окружающей среды бытовой и производственной деятельности человека, связанной с переработкой веществ.

12.Проводить химический эксперимент.

13.оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.


Содержание учебного предмета «Химия. 10 класс»


Раздел I: «Теоретические основы органической химии»

Органические вещества. Органическая химия. Предмет органической химии. Отличительные признаки органических веществ и их реакций.

Теория химического строения А.М.Бутлерова: основные понятия, положения, следствия. Современные представления о строении органических соединений. Изомеры. Изомерия. Эмпирические, структурные, электронные формулы. Модели молекул органических соединений.

Электронное и пространственное строение органических соединений. Гибридизация электронных орбиталей при образовании ковалентных связей. Простая и кратная ковалентные связи.

Теоретические основы протекания реакций органических соединений. Классификация органических реакций.

Особенности протекания реакций органических соединений.



Раздел II: «Классы органических соединений. Углеводороды»

Алканы. Строение молекул алканов. Гомологический ряд. Номенклатура и изомерия. Физические свойства алканов. Химические свойства: горение, галогенирование, термическое разложение, изомеризация. Нахождение алканов в природе. Получение и применение алканов.

Циклоалканы. Строение молекул, гомологический ряд, физические свойства, распространение в природе. Химические свойства.

Алкены. Строение молекул. Физические свойства. Изомерия: углеродной цепи, положения кратной связи. Номенклатура. Химические свойства: реакция окисления, присоединения, полимеризации. Способы получения этилена в лаборатории и в промышленности.

Алкадиены. Строение молекул. Физические и химические свойства. Применение алкадиенов. Натуральный каучук. Резина.

Алкины. Строение молекул. Физические и химические свойства. Реакции присоединения и замещения. Получение и применение.

Ароматические углеводороды (арены). Бензол и его гомологи. Строение. Физические свойства, изомерия, номенклатура. Химические свойства бензола. Гомологи бензола. Особенности химических свойств гомологов бензола на примере толуола. Применение бензола и его гомологов.

Генетическая связь углеводородов.



Раздел III: «Производные углеводородов»



Спирты. Классификация, номенклатура и изомерия спиртов. Предельные одноатомные спирты. Гомологический ряд. строение и физические свойства. Водородная связь. Химические свойства. Получение и применение спиртов.

Многоатомные спирты. Этиленгликоль и глицерин. Состав, строение. Физические и химические свойства. Получение и применение. Качественные реакции на многоатомные спирты.

Фенолы. Фенол: состав, строение молекулы, физические и химические свойства. Применение фенола и его соединений. Их токсичность.

Альдегиды и кетоны. Характеристика альдегидов и кетонов

( функциональная группа, общая формула, представители). Классификация альдегидов. Гомологический ряд предельных альдегидов. Номенклатура. Физические свойства. Химические свойства: реакции окисления, присоединения, поликонденсации. Формальдегид и ацетальдегид: получение и применение.

Карбоновые кислоты. Классификация карбоновых кислот. Одноосновные насыщенные карбоновые кислоты: гомологический ряд, номенклатура, строение. Физические и химические свойства карбоновых кислот. Применение и получение карбоновых кислот.

Краткие сведения о высших карбоновых кислотах: пальмитовая, стеариновая и олеиновая. Распространение в природе. Свойства и применение. Мыла.

Сложные эфиры. Состав и номенклатура. Физические и химические свойства. Гидролиз сложный эфиров. Распространение в природе и применение.

Генетическая связь углеводородов, спиртов, альдегидов и карбоновых кислот.

Амины. Классификация, состав, номенклатура. Гомологический ряд. Строение. Физические и химические свойства аминов. Применение аминов. Анилин – представитель ароматических аминов. Строение молекулы. Физические и химические свойства. Качественная реакция. Способы получения.



Раздел IV: «Вещества живых клеток»

Жиры. Жиры – триглицериды: состав, физические и химические свойства жиров.

Углеводы. Классификация углеводов. Глюкоза: физические свойства. Строение молекулы: альдегидная и циклические формы. Физические и химические свойства. Природные источники, способы получения и применения.

Превращение глюкозы в организме человека. Сахароза. Нахождение в природе. Биологическое значение. Состав. Физические и химические свойства. Крахмал. Строение, свойства. Распространение в природе. Применение. Целлюлоза – природный полимер. Состав, структура, свойства, нахождение в природе, применение. Нитраты и ацетаты целлюлозы. Применение.

Аминокислоты. Состав, строение, номенклатура. Изомерия. Гомологический ряд аминокислот. Физические и химические свойства. Двойственность химических реакций. Распространение в природе. Применение и получение аминокислот в лаборатории.

Белки. Классификация белков по составу и пространственному строению. Пространственное строение. Физические и химические свойства. Качественные реакции на белки. Гидролиз. Синтез белков.

Нуклеиновые кислоты. Понятие о нуклеиновых кислотах как природных полимерах. РНК и ДНК, их местонахождение в живой клетке и биологические функции. Общие представления о структуре ДНК. Роль нуклеиновых кислот в биосинтезе белка.



Раздел V: «Органическая химии в жизни человека»

Природные источники углеводородов. Нефть и нефтепродукты. Физические свойства. Способы переработки нефти. Перегонка. Крекинг термический и каталитический. Природный и попутный нефтяной газы, их состав и использование в промышленности.

Полимеры и полимерные материалы. Общие понятия о синтетических высокомолекулярных соединениях: полимер, макромолекула, мономер, структурное звено, степень полимеризации, геометрическая форма макромолекул. Свойства полимеров. Реакция полимеризации и поликонденсации. Синтетические каучуки: изопреновый, бутадиеновый и дивиниловый. Синтетические волокна: ацетатное волокно, лавсан и капрон; пластмассы: полиэтилен, поливинилхлорид, поливинилстирол. Практическое использование полимеров и возникшие в результате этого экологические проблемы. Вторичная переработка полимеров.

Защита окружающей среды от воздействия вредных органических веществ. Химическая экология как комплексная наука, изучающая состояние окружающей среды. Защита окружающей среды от загрязняющего воздействия органических веществ. Способы уменьшения негативного воздействия на природу органических соединений.


Требования к уровню подготовки выпускников


Требования к уровню подготовки обучающихся включают в себя как требования, основанные на усвоении и воспроизведении учебного материала, понимании смысла и химических понятий и явлений, так и основанные на более сложных видах деятельности: объяснение физических и химических явлений, приведение примеров практического использования изучаемых химических явлений и законов. Требования направлены на реализацию деятельностного, практико-ориентированного и личностно-ориентированного подходов, овладение учащимися способами интеллектуальной и практической деятельности, овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.

Ученик должен знать:

важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, атомная и молекулярная масса, ион, аллотропия, химическая связь, электроотрицательность, валентность, гибридизация орбиталей, степень окисления, пространственное строение молекул, моль, молярная масса, молярный объѐм, гидролиз, окислитель и восстановитель, окисление

восстановление, механизм реакции, углеродный скелет, функциональная группа, гомология, структурная и пространственная изомерия, основные типы реакций в органической и неорганической химии;

основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон; закон Авогадро;

основные теории химии: строения атома, химической связи, электролитической диссоциации, кислот и оснований, строения органических соединений(включая стереохимию);

классификацию и номенклатуру органических соединений;

природные источники углеводородов и способы их переработки;

важнейшие вещества и материалы, широко используемые в практике:

углеводороды, фенол, анилин, метанол, этанол, этиленгликоль, глицерин, формальдегид, ацетальдегид, ацетон, глюкоза, сахароза, крахмал, клетчатка, аминокислоты, белки, искусственные волокна, каучуки, пластмассы, жиры, мыла, моющие средства.

Ученик должен уметь:

называть изученные вещества по «тривиальной» или международной номенклатуре;

определять: валентность и степень окисления химических элементов, заряд иона, тип химической связи в соединениях, пространственное строение молекул, тип кристаллической решетки, направление смещения химического равновесия под влиянием различных факторов, изомеры и гомологи, принадлежность веществ к различным классам соединений, характер взаимного влияния атомов в молекулах, типы реакций в органической химии;

характеризовать: строение и свойства органических соединений (углеводородов, спиртов, фенолов, альдегидов и кетонов, карбоновых кислот, аминов, аминокислот и углеводов)

объяснять: зависимость реакционной способности органических соединений от строения их молекул;

выполнять химический эксперимент по: распознаванию важнейших

органических веществ; получению конкретных веществ, относящихся к изученным классам соединений;

проводить расчѐты по химическим формулам и уравнениям реакций;

осуществлять самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников(справочных, научных и научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи информации и ее представления в различных формах.

использовать приобретѐнные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:

- понимания глобальных проблем, стоящих перед человечеством: экологических, энергетических и сырьевых;

-объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту, на производстве;

-определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;

-экологически грамотного поведения в о.с.;

-оценки влияния химического загрязнения о.с. на организм человека и другие живые организмы;

- распознавания и идентификации важнейших веществ и материалов;

-безопасного обращения с горючими и токсичными веществами, лабораторным оборудованием;

-приготовление растворов заданной концентрации в быту и на производстве;

-критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.


Основными видами деятельности учащихся по овладению прочными и осознанными знаниями в области химии являются:

-овладение приемами работы с учебной литературой и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;

-анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли;

-изложение содержания прочитанного текста;

-овладение умениями и навыками постановки простейших химических экспериментов, объяснения и грамотное оформление их результатов;

-сравнение элементов, веществ,

-умение пользоваться химической терминологией и символикой;

-решение химических задач;

-овладение составляющими исследовательской и проектной деятельности, включая умения видеть проблему, ставить вопросы, выдвигать гипотезы, делать выводы и заключения, структурировать материал, объяснять, доказывать, защищать свои идеи;

-знание и соблюдение правил работы в кабинете химии;

-соблюдение правил работы с химическим оборудованием (пробирки, спиртовка, штатив);

-освоение приемов оказания первой помощи при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием;

-использование мультимедийных ресурсов и компьютерных технологий для обработки, передачи, систематизации информации, создания баз данных, презентации результатов познавательной и практической деятельности;

-моделирование строение атомов, простейших молекул;

-описывать и различать изученные классы неорганических соединений, простые и сложные вещества, химические реакции;

-классифицировать изученные объекты и явления;

-наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты, химические реакции, протекающие в природе и быту;

-делать выводы и умозаключения из наблюдений, изученных химических закономерностей, прогнозировать свойства неизученных веществ по аналогии со свойствами изученных.


Для достижения поставленных целей планируется использование

образовательных технологий:

-информационно-коммуникационная технология;

-технология проблемного обучения;

-развивающая технология;

-тестовая технология,

а также различных методов и форм обучения:

-словесных (лекция, объяснение, дискуссия);

-наглядных (метод иллюстраций, метод демонстраций, включающий в себя составление мультимедийных презентаций);

-практических (тестирование, устные и письменные задания, творческие задания,).

-проблемно-поисковых (практическая и лабораторная работы);

-самостоятельной работы, в которые входит работа с учебником и книгой (конспектирование, составление плана текста, тезирование, цитирование, аннотирование, рецензирование).


Типы уроков

-урок-изучение нового материала;

-урок-обобщения и систематизации знаний;

-лабораторно-практический урок;

-комбинированный урок (представляющий полный цикл учебной деятельности);

-урок-контроль знаний;

-урок постановки проблем и их решение (поисковый урок);

-урок составления и решения задач;

-урок-диалог (дискуссия, диспут, эвристическая беседа);

-урок защиты творческих работ;

-урок-проект (с использованием метода проектов);

-урок с групповой работой;

-урок-зачет ;

-урок-наблюдение;

-урок-эксперимент.


Межпредметные связи на уроках химии

При изучении химии осуществляются связи со следующими предметами:

-биологией (при изучении тем «Жиры», «Углеводы», «Аминокислоты», «Белки», «ДНК и РНК»);

-географией (при изучении темы «Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия», «Природные источники углеводородов»);

-математикой (при решении задач на темы «Нахождение молекулярной формулы углеводорода по массовой доли элементов или продуктам сгорания»,

«Вычисления по химическим уравнениям массы, объема или количества одного из продуктов реакции по массе исходного вещества и вещества, содержащего определенную долю примесей»);

-физикой (при изучении тем «Основные сведения о строении атомов. Строение атома углерода»);

-экологией (при изучении тем «Экологические способы добычи углеводородов.

Переработки и использования полезных ископаемых», «Понятие о СМС, объяснение моющих свойств мыла и СМС»).

Межпредметные связи в учебном процессе обеспечивают лучшее понимание

школьниками изучаемого материала и более высокий уровень владения навыками по химии.













Учебно-тематический план

Тема

Количество часов


Практических работ


Контрольных работ


Тема 1.Введение (1 ч.)


1

-

-

Тема 2. Строение органических соединений (1 ч.)


1

-

-

Тема 3. Углеводороды . (13 ч.)


13

1

1

Тема 4.Кислородсодержащие органические соединения.(10ч.)

10

-

1

Тема 5. Азотсодержащие органические соединения(2ч.)


2

-

-

Тема 6. Вещества живых клеток.(7ч.)


7

1

1

Итого:

34

2

3









Тематическое планирование 10 класс (базовый уровень) 34ч.


№№

п/п


Дата

урока

Тема урока

Основное содержание урока

Эксперимент на уроке

Демонстрации,

Лабораторные опыты.

Характеристика

основных видов

деятельности ученика

(на уровне учебных действий)

Раздел I.Теоретические основы органической химии.

Тема 1.Введение (1 ч.)


1.


Предмет органической химии.

Сравнение органических соединений с неорганическими. Природные, искусственные и синтетические органические соединения.

Демонстрации:

Коллекция органических веществ и изделий из них


Различать предметы изучения органической и неорганической химии.

Сравнивать органические и неорганические соединения.



Тема 2. Строение органических соединений (1 ч.)


1.


Теория строения органических соединений.

Валентность. Основные положения теории строения органических соединений А.М. Бутлерова. Понятие о гомологии и гомологах, изомерии и изомерах.

Демонстрации:

Модели молекул гомологов и изомеров органических соединений

Называть изученные положения теории химического строения А.М. Бутлерова.

Оперировать понятиями «атом», «молекула», «валентность», «химическое строение», «структурная формула», «изомерия», «изомеры».

Моделировать пространственное строение метана, этана, пропана

Раздел II. Классы органических соединений.

Тема 3. Углеводороды . (13 ч.)


1-2-3.



Алканы

Природный газ. Алканы: общая формула, гомологический ряд, гомологическая разность, изомерия, номенклатура. Химические свойства: горение, разложение, замещение, дегидрирование (на примере метана и этана). Применение алканов на основе их свойств.

Д. 1. Определение качественного состава метана по продуктам горения.

2. Взрыв смеси метана с воздухом.

3. Отношение предельных углеводородов к раствору перманганата калия, щелочей и кислот.

4. Горение этилена.

5. Взаимодействие этилена с бромной водой.

6. Взаимодействие этилена с раствором перманганата калия.

7. Получение ацетилена карбидным способом.

8. Горение ацетилена. 9. Взаимодействие ацетилена с бромной водой.

10. Взаимодействие ацетилена с раствором перманганата калия.

11. Бензол как растворитель.

12. Отношение бензола к бромной воде.

13. Отношение бензола к раствору перманганата калия.

14. Горение бензола.

15. Окисление толуола.





Лабораторные опыты. 1. Изготовление моделей молекул углеводородов.

2. Изучение свойств природного каучука.



Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Наблюдать и описывать химические реакции с помощью языка химии.

Соблюдать правила техники безопасности.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Называть углеводороды по международной номенклатуре.

Различать понятия «изомер» и «гомолог».

Моделировать пространственное строение метана, этана, пропана, этилена, ацетилена.

Характеризовать способы получения, свойства и области применения изучаемых веществ.

Опытным путём доказывать непредельный характер углеводородов.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств углеводородов в гомологических рядах.

Прогнозировать свойства изучаемых веществ на основании теории химического строения органических соединений А.М. Бутлерова.

Описывать генетические связи между изученными классами органических веществ.

Осуществлять расчёты по нахождению молекулярной формулы вещества по продуктам его сгорания.

Использовать алгоритмы при решении задач.

Осуществлять внутри- и межпредметные связи

4-5.


Алкены

Общая формула алкенов, гомологический ряд, структурная изомерия, номенклатура. Этилен: его получение дегидрированием этана и дегидратацией этилена, физические свойства. Химические свойства: горение, качественные реакции (обесцвечивание бромной воды и раствора перманганата калия), гидратация и полимеризация. Применение этилена и полиэтилена на основе их свойств



6.


Практическая работа №1

«Получение этилена и изучение его свойств»

Получение этилена и изучение его свойств. Способы получения этилена в лаборатории и в промышленности



7-8.


Алкадиены. Каучуки

Понятие об алкадиенах как об углеводородах с двумя двойными связями. Химические свойства бутадиена-1,3 и изопрена: обесцвечивание бромной воды и полимеризация в каучуки. Резина



9-10.


Алкины.

Гомологический ряд алкинов. Получение: метановый и карбидный способы. Физические свойства алкинов. Реакции присоединения: галогенирование, гидрогалогенирование, гидратация (реакция Кучерова), гидрирование. Тримеризация ацетилена в бензол. Применение алкинов. Окисление алкинов.



11-12.


Арены.

Бензол как представитель аренов. Строение мо­лекулы бензола. Сопряжение пи-связей бензола.
Получение аренов. Изомерия и номенклатура аренов.
Гомологи бензола. Химические свойства бензола. Реакции замеще­ния: галогенирование, нитрование, алкилирование. Применение бензола и его гомологов. Радикальное хлорирование бензола.
Механизм и условия проведения реакции ради­кального хлорирования бензола. Каталитическое гидрирование бензола. Механизм реакций электрофильного замещения: галогенирования и нит­рования бензола и его гомологов.



13


Контрольная работа №1 по теме: «Углеводороды»




Раздел III. Производные углеводородов.

Тема 4.Кислородсодержащие органические соединения.(10ч.)

1-2-3.


Предельные одноатомные спирты. Многоатомные спирты.

Состав и классификация спиртов.

Изомерия спиртов (положение гидроксильных групп, межклассовая, углеродного скелета).

Физические свойства спиртов, их получение. Межмолекулярная водородная связь.

Особенности электронного строения молекул спиртов. Химические свойства спиртов, обусловленные наличием в молекулах гидроксогрупп: образование алкоголятов, взаимодействие с галогеноводородами. Особенности строения и свойств многоатомных спиртов на примере этиленгликоля и глицерина.

Демонстрации:

1. Сравнение свойств предельных одноатомных спиртов (растворимость в воде, горение, взаимодействие с натрием). 2. Взаимодействие глицерина с натрием.

3. Растворимость фенола в воде.

4. Взаимодействие фенола с бромной водой.

5. Взаимодействие фенола с раствором щёлочи.

6. Вытеснение фенола из фенолята натрия угольной кислотой.

7. Взаимодействие фенола с раствором хлорида железа (III) и бромной водой.


Лабораторные опыты. 1. Реакция окисления этилового спирта оксидом меди (II).

2. Растворение глицерина в воде. 3. Взаимодействие глицерина со свежеосаждённым гидроксидом меди (II)

Моделировать строение изучаемых веществ.

Называть одноатомные спирты по международной номенклатуре.

Исследовать свойства одноатомных и многоатомных спиртов, фенола.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Наблюдать и описывать химические реакции.

Проводить качественные реакции на многоатомные спирты и фенолы.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств функциональных производных углеводородов в гомологических рядах.

Описывать генетические связи между изученными классами органических веществ.

Характеризовать способы получения, свойства и области применения изучаемых веществ.


4.


Фенол.

Фенол, его физические свойства и получение. Химические свойства фенола как функция его строения. Кислотные свойства. Взаимное влияние атомов групп в молекулах органических веществ на примере фенола. Поликонденсация фенола с формальдегидом.

Качественная реакция на фенол. Применение фенола. Классификация фенолов



5-6.


Альдегиды и кетоны.

Альдегиды и кетоны. Строение их молекул, изомерия, номенклатура. Особенности строения карбонильной группы. Физические свойства формальдегида и его гомологов.

Отдельные представители альдегидов и кетонов. Химические свойства альдегидов, обусловленные наличием в молекуле карбонильной группы атомов (гидрирование, окисление аммиачными

растворами оксида серебра и гидроксида меди (II)).

Качественные реакции на альдегиды.

Реакция поликонденсации фенола с

формальдегидом.

Получение ацетона кумольным способом.

Демонстрации.

1. Взаимодействие формальдегида с аммиачным раствором оксида серебра и гидроксидом меди (II). 2. Качественная реакция на альдегиды с фуксинсернистой кислотой.

3. Получение уксусного альдегида окислением этанола.

4. Отношение олеиновой кислоты к бромной воде.

5. Отношение олеиновой кислоты к раствору перманганата калия.

6. Получение сложного эфира.


Лабораторные опыты. 1. Окисление этанола оксидом меди (II).

2. Окисление альдегида гидроксидом меди (II). 3. Реакция серебряного зеркала

Исследовать свойства альдегидов, карбоновых кислот.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Наблюдать и описывать химические реакции.

Проводить качественные реакции на альдегиды, карбоновые кислоты.

Соблюдать правила техники безопасности.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств функциональных производных углеводородов в гомологических рядах.

Описывать генетические связи между изученными классами органических веществ.

Характеризовать способы получения, свойства и области применения изучаемых веществ.


7-8.


Карбоновые кислоты.

Строение молекул карбоновых кислот и карбоксильной группы. Классификация и номенклатура карбоновых кислот.

Физические свойства карбоновых кислот и их зависимость от строения молекул. Карбоновые кислоты в природе. Биологическая роль карбоновых кислот.

Общие свойства неорганических и органических кислот (взаимодействие с металлами, оксидами металлов, основаниями, солями). Влияние углеводородного радикала на силу карбоновой кислоты. Реакция этерификации, условия ее проведения. Представители карбоновых кислот и их применение.



9.


Сложные эфиры.

Строение сложных эфиров. Изомерия сложных эфиров. Номенклатура сложных эфиров. Обратимость реакции этерификации, гидролиз сложных эфиров.

Равновесие реакции этерификации-гидролиза; факторы, влияющие на него.



10.


Контрольная работа № 2 по теме: «Кислородсодержащие органические соединения»




Тема 5. Азотсодержащие органические соединения(2ч.)


1-2.


Амины.Анилин.

Амины. Определение аминов. Строение аминов. Классификация, изомерия и номенклатура аминов.

Алифатические амины. Анилин.

Получение аминов: алкилирование аммиака, восстановление нитросоединений аммиака,

восстановление нитросоединений (реакция Зинина). Физические свойства аминов. Химические свойства аминов. Химические свойства аминов: взаимодействие с водой и кислотами.

Демонстрации.

1. Получение метиламина, его горение, подтверждение щелочных свойств раствора и способности к образованию солей.

2. Получение красителя анилинового чёрного и окрашивание им хлопковой ткани

Осуществлять внутри- и межпредметные связи.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Наблюдать и описывать химические реакции.

Соблюдать правила техники безопасности.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Обобщать знания и делать выводы о закономерностях изменений свойств функциональных производных углеводородов в гомологических рядах.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить презентации по теме

Тема 6. Вещества живых клеток.(7ч.)


1.


Жиры.

Жиры – сложные эфиры глицерина и карбоновых кислот. Состав и строение молекул жиров. Классификация жиров, омыление жиров, получение мыла.

Объяснение моющих свойств жиров.

Жиры в природе. Биологическая функция жиров.

Понятие о СМС. Объяснение моющих свойств мыла и СМС (в сравнении).

Демонстрации.

1. Растворимость жиров в растворителях различной природы.

2. Реакция серебряного зеркала с раствором глюкозы.

3. Окисление глюкозы гидроксидом меди (II). 4. Гидролиз сахарозы.

5. Гидролиз целлюлозы. 6. Растворение и осаждение белков.

7. Денатурация белков.


Лабораторные опыты. 1. Растворимость жиров в воде и органических растворителях.

2. Взаимодействие глюкозы со свежеосаждённым гидроксидом меди (II) при обычных условиях и при нагревании.

3. Взаимодействие сахарозы с гидроксидом меди (II) при обычных условиях. 4. Взаимодействие крахмала с иодом.

5. Гидролиз крахмала.

6. Цветные реакции на белок

Использовать внутри- и межпредметные связи.

Исследовать свойства изучаемых веществ.

Наблюдать демонстрируемые и самостоятельно проводимые опыты.

Наблюдать и описывать химические реакции.

Характеризовать свойства, биологическую роль и области применения изучаемых веществ.

Проводить качественные реакции на углеводы, белки.

Соблюдать правила техники безопасности.

Оказывать первую помощь при отравлениях, ожогах и других травмах, связанных с веществами и лабораторным оборудованием.

Обобщать знания и делать выводы о классах органических соединений.

Пользоваться информацией из других источников для подготовки кратких сообщений.

Готовить презентации по теме.

2-3.


Углеводы.

Моно-, ди-, и полисахариды. Представители каждой группы. Биологическая роль углеводородов. Их значение в жизни человека и общества. Глюкоза, её физические свойства. Строение. Равновесия в растворе глюкозы. Зависимость химических свойств глюкозы от строения молекулы. Взаимодействие с гидроксидом меди при комнатной температуре и нагревании, этерификация, реакция «серебряного

зеркала», гидрирование. Реакции брожения глюкозы: спиртового и молочнокислого. Глюкоза в природе. Биологическая роль глюкозы. Применение глюкозы на основе её свойств. Фруктоза как изомер глюкозы. Сравнение строения молекул и химических свойств. Фруктоза в природе и ее биологическая роль. Сахароза и другие дисахариды. Строение, свойства. Практическое значение.

Крахмал и целлюлоза (сравнительная

характеристика). Физические свойства полисахаридов. Химические свойства. Гидролиз. Качественная реакция на крахмал. Полисахариды в природе, их биологическая роль. Применение полисахаридов. Понятие об искусственных волокнах. Взаимодействие целлюлозы с неорганическими и карбоновыми кислотами – образование сложных эфиров.



4.


Аминокислоты.

Состав и строение молекул аминокислот. Изомерия аминокислот. Двойственность свойств аминокислот и ее причины.

Взаимодействие аминокислот с основаниями, образование сложных эфиров. Взаимодействие аминокислот с сильными

кислотами. Образование внутримолекулярных солей.

Реакция поликонденсации аминокислот.



5.


Белки.

Белки как природные биополимеры. Пептидная группа атомов и пептидная связь. Пептиды. Белки. Первичная, вторичная и третичная структуры белков. Химические свойства белков: горение, денатурация, гидролиз, качественные (цветные) реакции. Биологические функции белков. Значение белков. Глобальная проблема белкового голодания и пути ее решения. Понятие ДНК и РНК. Понятие о нуклеотиде, пиримидиновых и пуриновых основаниях. Первичная, вторичная, третичная структуры ДНК. Биологическая роль ДНК и РНК.



6.


Практическая работа №2

«Качественные реакции органических веществ.»

Качественные реакции органических веществ.



7.


Итоговая Контрольная работа.






Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!