Министерство образования Калининградской области
государственное образовательное бюджетное учреждение
среднего профессионального образования Калининградской области
«Промышленно-строительный техникум»
ПРОГРАММа УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
«ХИМИЯ»
для специальности 2501109 «Садово-парковое и ландшафтное строительство»
Калининград
2013г.
«Утверждаю» «___» _________ 20___г. Заместитель директора по УМР Л.Г.Алсынбаева_________ | | Рассмотрено и согласовано на заседании ПЦК общеобразовательных дисциплин Протокол № _________ «___» ___________ 20__г. Председатель ПЦК М.Ю.Гайдай ___________________ |
Программа учебной дисциплины «Биология» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по биологии для специальностей среднего профессионального образования.
В соответствии с примерной программой учебной дисциплины, разработанной технологическим колледжем сервиса ГОУ ВПО «Южно-Уральский Государственный университет», рекомендованной экспертным советом ФГУ ИОЦ «Новый город» 01.09.2011.
Организация-разработчик: ГБОУ СПО КО «Промышленно-строительный техникум».
Разработчик:
Сафонова Д.Н., преподаватель.
СОДЕРЖАНИЕ
| стр. |
- ПАСПОРТ рабочей ПРОГРАММЫ УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
| 4 |
- СТРУКТУРА и содержание УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
| 6 |
- условия реализации учебной дисциплины «ХИМИЯ»
| 17 |
- Контроль и оценка результатов Освоения учебной дисциплины «ХИМИЯ»
| 18 |
паспорт рабочей ПРОГРАММЫ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
1.1. Область применения программы Программа учебной дисциплины «Химия» является частью общеобразовательной подготовки студентов в учреждениях СПО. Составлена на основе примерной программы по химии для специальностей среднего профессионального образования
1.2. Место учебной дисциплины «Химия» в структуре основной профессиональной образовательной программы: базовая учебная дисциплина общеобразовательного цикла.
1.3. Цели и задачи учебной дисциплины «Химия» – требования к результатам освоения учебной дисциплины:
В результате освоения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен уметь:
• называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре;
• определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений;
• характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений;
• объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов;
• выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений;
• проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах;
• связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью;
• решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:
• для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве;
• определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий;
• экологически грамотного поведения в окружающей среде;
• оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы;
• безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием;
• приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве;
• критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников.
В результате освоения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен знать:
• важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология;
• основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева;
• основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений;
• важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы;
1.4. Рекомендуемое количество часов на освоение программы учебной дисциплины «Химия»:
максимальной учебной нагрузки обучающегося 234 часов, в том числе:
обязательной аудиторной учебной нагрузки обучающегося 156 часов;
самостоятельной работы обучающегося 78 часов.
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ
УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ «ХИМИЯ»
2.1. Объем учебной дисциплины и виды учебной работы
Вид учебной работы | Объем часов |
Максимальная учебная нагрузка (всего) | 234 |
Обязательная аудиторная учебная нагрузка (всего) | 156 |
в том числе: | |
практические занятия | 28 |
контрольные работы | |
Самостоятельная работа обучающегося | 78 |
в том числе: | |
внеаудиторная самостоятельная работа | |
индивидуальные творческие задания | |
Итоговая аттестация в форме экзамена |
2.2. Тематический план и содержание учебной дисциплины «Химия»
Наименование разделов и тем | Содержание учебного материала, лабораторные работы и практические занятия, самостоятельная работа обучающихся | Объем часов | Уровень освоения |
1 | 2 | 3 | 4 |
Раздел 1. ОБЩАЯ И НЕОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ | 129 | |
Тема 1.1. Основные понятия и законы химии | Содержание учебного материала | 2 |
1.Основные понятия и законы. | 2 |
Практические занятия | 2 | |
Пр №1 Решение расчетных задач с использованием основных законов химии |
Самостоятельная работа обучающихся: Оформление практической работы Подготовка реферата «История развития химии» | 5 2 3 |
Тема 1.2. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева и строение атома | Содержание учебного материала | 6 2 2 2 |
1. Периодический закон и Периодическая система химических элементов Д.И. Менделеева 2. Строение электронов в атоме 3. Электронные конфигурации атомов химических элементов | 2 |
Практические занятия | 2 | |
Пр №2 Составление электронного паспорта химического элемента. Характеристика химического элемента по его положению в ПСХЭ |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление схем строения и электронных оболочек атомов химических элементов К, Р, Ва. Оформление практической работы | 4 2 2 |
Тема 1.3. Строение вещества | Содержание учебного материала | 12 2 2 2 2 2 2 |
Понятие о валентности и степенях окисления Виды химической связи. Ионная и ковалентная Виды химической связи. Водородная и металлическая Типы кристаллических решеток Дисперсные системы Контрольная работа №1 | 2 |
Практические занятия | 2 | |
Пр №3 Составление схем образования химической связи |
Самостоятельная работа обучающихся: Составление таблицы «сравнение типов кристаллических решеток»; Оформление практической работы | 4 2 2 |
| | |
Тема 1.4. Металлы и неметаллы | Содержание учебного материала | 18 |
Металлы. Положение в ПСХЭ физические и химические свойства. Щелочные металлы Щелочноземельные металлы Металлы побочных подгрупп Получение металлов. Коррозия металлов и способы защиты от нее Неметаллы. Положение в ПСХЭ физические и химические свойства. Группа азота и углерода. Халькогены Галогены, инертные газы Контрольная работа №2 | 2 2 2 2 2 2 2 2 2 |
Практические занятия | 4 |
Пр №4 Решение расчетных задач с использованием понятий «массовая доля» и «массовая доля примесей» Пр №5 Решение экспериментальных задач | 2 2 |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат на тему «история использования металлов человеком», «история открытия любого неметалла» Оформление практических работ Заполнение таблиц «Физические и химические свойства металлов и неметаллов» | 12 4 4 4 |
Тема 1.5. Классификация неорганических соединений и их свойства | Содержание учебного материала | 8 2 2 2 2 | 2 |
1.Классификация неорганических веществ. Оксиды 2. Классификация неорганических веществ. Гидроксиды 3. Классификация неорганических веществ. Кислоты 4. Классификация неорганических веществ. Соли |
Практические занятия | 2 |
Пр №6 Классификация неорганических веществ |
Самостоятельная работа обучающихся Домашняя контрольная работа. Составление хим реакций Подготовка реферата применение кислот в быту Оформление практической работы | 6 2 2 2 |
Тема 1.4. Вода. Растворы. Электролитическая диссоциация. Химические реакции | Содержание учебного материала | 16 | |
Классификация химических реакций Энергия активации. Энтропия Скорость химических реакций Химическое равновесие Вода – основа жизни. Растворы Теория электролитической диссоциации Гидролиз Контрольная работа №3 | 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 |
Практические занятия | 8 | |
Пр №7 Уравнивание ОВР с помощью электронного баланса и ионно-электронным методом Пр №8 Составление схем электролиза Пр №9 Виды концентраций и способы выражения концентраций Пр №10 Расчеты необходимые для приготовления раствора заданной концентрации | 2 2 2 2 | |
Самостоятельная работа обучающихся: Подготовка реферата вода основа жизни Оформление практических работ Составление химических реакций Заполнение таблиц «классификация химических реакций» и «влияние различных факторов на хим. реакции» | 16 2 8 2 4 | |
Раздел 2. ОРГАНИЧЕСКАЯ ХИМИЯ | 97 | |
Тема 2.1. Основные понятия органической химии и теория строения органических соединений | Содержание учебного материала | 8 2 2 2 2 | 2 |
Значение и история развития органической химии Свойства углерода. Классификация углеводородов. 3.Теория строения органических соединений А.М. Бутлерова. 4. Номенклатура органических соединений |
Практические занятия | 4 2 2 |
Пр №11 Составление структур. формул изомеров веществ разных классов Пр №12 Составление названий органических веществ с использованием разной номенклатуры |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат на тему: «история развития органической химии» «Химические открытия А.М. Бутлерова» Оформление практических работ | 8 4 4 |
Тема 2.2. Углеводороды и их природные источники | Содержание учебного материала | 14 2 2 2 2 2 2 2 | 2 |
1.Предельные углеводороды 2.Алкены 3. Алкодиены Каучуки 4. Алкины. ацетилен 5. Арены .Бензол 6. Природные источники углеводородов 7. контрольная работа №4 |
Практические занятия | 2 |
Пр №13 Ознакомление с коллекцией образцов нефти и продуктов ее переработки |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферата «Достижения органической химии» Оформление практических работ Заполнение таблицы «Сравнение химических и физических свойств алканов, алкенов и алкинов» | 6 2 2 2 |
Тема 2.3. Кислородсодержащие органические соединения Азотсодержащие органические соединения | Содержание учебного материала | 28 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 2 | 2 |
Спирты. Фенолы Альдегиды и кетоны Карбоновые кислоты Сложные эфиры. Жиры, мыла Углеводы Амины. Анилин Белки и аминокислоты Нуклеиновые кислоты Ферменты Витамины, гормоны лекарства Искусственные полимеры Способы образования полимеров Синтетические органические соединения Контрольная работа №4 |
Практические занятия | 2 |
Пр №14 Решение экспериментальных задач на идентификацию органических веществ |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовка реферата «Правила рационального питания» »экологические виды топлива» «возможности биотехнологии» Заполнение таблицы организация белка и сравнение полимеров естественных и искусственных Оформление практической работы Решение тестовых задний Выполнение реакций | 15 6 4 1 2 2 |
| | |
Тема 2.4. Химия и жизнь | Содержание учебного материала | 8 2 2 2 2 | 2 |
Химия и медицина Химия и сельское хозяйство Пищевая ценность продуктов Химия и экология |
Самостоятельная работа обучающихся Подготовить реферат на тему: «Лекарства» | 2 |
Зачетное занятие допуск к экзамену | 2 | |
Резерв времени | 6 | |
всего | 236 | |
Для характеристики уровня освоения учебного материала используются следующие обозначения:
1. – ознакомительный (узнавание ранее изученных объектов, свойств);
2. – репродуктивный (выполнение деятельности по образцу, инструкции или под руководством)
3. – продуктивный (планирование и самостоятельное выполнение деятельности, решение проблемных задач)
3. условия реализации УЧЕБНОЙ дисциплины
3.1. Требования к минимальному материально-техническому обеспечению
Реализация учебной дисциплины требует наличия учебного кабинета «Химия»;
Оборудование учебного кабинета:
- посадочные места по количеству обучающихся;
- рабочее место преподавателя;
- набор химической посуды и принадлежностей для лабораторных и практических работ;
- комплект учебно-наглядных пособий «Химия»;
Технические средства обучения:
- компьютер с лицензионным программным обеспечением;
- мультимедиапроектор
- экран
3.2. Информационное обеспечение обучения Перечень рекомендуемых учебных изданий, Интернет-ресурсов, дополнительной литературы
Для обучающихся
Габриелян О.С. Химия: учеб. для студ. сред. проф. учеб. заведений / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов. – М., 2008.
Габриелян О.С. Химия в тестах, задачах, упражнениях: учеб. пособие для студ. сред. проф. учебных заведений / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010.
Габриелян О.С. Практикум по общей, неорганической и органической химии: учеб. пособие для студ. сред. проф. учеб. заведений / Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Дорофеева Н.М. – М., 2009.
Габриелян О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.
Габриелян О.С. Химия. 11 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений. – М., 2010.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Остроумова Е.Е. Органическая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.
Габриелян О.С., Остроумов И.Г., Введенская А.Г. Общая химия в тестах, задачах и упражнениях. – М., 2008.
Кузьменко Н.Е., Еремин В.В., Попков В.А. Краткий курс химии. – М., 2000.
Пичугина Г.В. Химия и повседневная жизнь человека. – М., 2004.
Для преподавателей
Габриелян О.С. Химия для преподавателя: учебно-методическое пособие / О.С. Габриелян, Г.Г. Лысова – М., 2010.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 10 класс / О.С. Габриелян, И.Г. Остроумов – М., 2009.
Габриелян О.С. Настольная книга учителя химии: 11 класс: в 2 ч. / О.С. Га-бриелян, Г.Г. Лысова, А.Г. Введенская – М., 2009.
Кузнецова Н.Е. Обучение химии на основе межпредметной интеграции / Н.Е. Кузнецова, М.А. Шаталов. – М., 2004.
Чернобельская Г.М. Методика обучения химии в средней школе. – М., 2003.
Габриелян О.С. Лысова Г.Г. Химия для преподавателя: методическое пособие. – М., 20010.
http://www.auk-olymp.ru/doc.v?d=19http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
http://courses.urc.ac.ru/eng/u6-7.html
http://www.ikt.ru
http://prepodavatel.narod.ru/modtechnology.html
http://www.akvt.ru/student/moup/obscheobrazovatelnye-discipliny
http://www.2.uniyar.ac.ru/projects/bio/SUBJECTS/subjects_main.htm
http://yuspet.narod.ru/disMeh.htm
http://philist.narod.ru/articles/orlova.htm
4. Контроль и оценка результатов освоения УЧЕБНОЙ Дисциплины Контроль и оценка результатов освоения учебной дисциплины осуществляется преподавателем в процессе проведения практических занятий и лабораторных работ, тестирования, а также выполнения обучающимися индивидуальных заданий, проектов, исследований.
Результаты обучения (освоенные умения, усвоенные знания) | Формы и методы контроля и оценки результатов обучения |
В результате освоения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен уметь: • называть: изученные вещества по тривиальной или международной номенклатуре; • определять: валентность и степень окисления химических элементов, тип химической связи в соединениях, заряд иона, характер среды в водных растворах неорганических и органических соединений, окислитель и восстановитель, принадлежность веществ к разным классам неорганических и органических соединений; • характеризовать: элементы малых периодов по их положению в Периодической системе Д.И. Менделеева; общие химические свойства металлов, неметаллов, основных классов неорганических и органических соединений; строение и химические свойства изученных неорганических и органических соединений; • объяснять: зависимость свойств веществ от их состава и строения, природу химической связи (ионной ковалентной, металлической и водородной), зависимость скорости химической реакции и положение химического равновесия от различных факторов; • выполнять химический эксперимент: по распознаванию важнейших неорганических и органических соединений; • проводить: самостоятельный поиск химической информации с использованием различных источников (научно-популярных изданий, компьютерных баз данных, ресурсов Интернета); использовать компьютерные технологии для обработки и передачи химической информации и ее представления в различных формах; • связывать: изученный материал со своей профессиональной деятельностью; • решать: расчетные задачи по химическим формулам и уравнениям; использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни: • для объяснения химических явлений, происходящих в природе, быту и на производстве; • определения возможности протекания химических превращений в различных условиях и оценки их последствий; • экологически грамотного поведения в окружающей среде; • оценки влияния химического загрязнения окружающей среды на организм человека и другие живые организмы; • безопасного обращения с горючими и токсичными веществами и лабораторным оборудованием; • приготовления растворов заданной концентрации в быту и на производстве; • критической оценки достоверности химической информации, поступающей из разных источников. В результате освоения учебной дисциплины «Химия» обучающийся должен знать: • важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, аллотропия, изотопы, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, молярная масса, молярный объем газообразных веществ, вещества молекулярного и немолекулярного строения, растворы, электролит и неэлектролит, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, скорость химической реакции, катализ, химическое равновесие, углеродный скелет, функциональная группа, изомерия, гомология; • основные законы химии: сохранения массы веществ, постоянства состава веществ, Периодический закон Д.И. Менделеева; • основные теории химии; химической связи, электролитической диссоциации, строения органических и неорганических соединений; • важнейшие вещества и материалы: важнейшие металлы и сплавы; серная, соляная, азотная и уксусная кислоты; благородные газы, водород, кислород, галогены, щелочные металлы; основные, кислотные и амфотерные оксиды и гидроксиды, щелочи, углекислый и угарный газы, сернистый газ, аммиак, вода, природный газ, метан, этан, этилен, ацетилен, хлорид натрия, карбонат и гидрокарбонат натрия, карбонат и фосфат кальция, бензол, метанол и этанол, сложные эфиры, жиры, мыла, моносахариды (глюкоза), дисахариды (сахароза), полисахариды (крахмал и целлюлоза), анилин, аминокислоты, белки, искусственные и синтетические волокна, каучуки, пластмассы; | Текущий контроль в форме: Текущий контроль в форме: Итоговый контроль в форме экзамена |
6