Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 1 им Б. Н Куликова г. Семикаракорска»
«Утверждаю»
Директор МБОУ СОШ№1
Приказ № 325 от 14.08.2017
Подпись руководителя_______________
Ф.И.О. Ганеев И.И.
М.П.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
элективного курса по химии
«Хочу стать химиком»
9 класс
Количество часов по типовой программе 34 часа (1 час в неделю), фактически 33 часа
Учитель Грецева Н.П.
Пояснительная записка
Химия, как наука относится к основополагающим областям естествознания. Обитая в быстро изменяющемся материальном мире, человек взаимодействует с множеством материалов и веществ природного и антропогенного
происхождения.
При изучении спецкурсов наиболее наглядно проявляется тенденция развития современного образования, заключающаяся в том, что усвоение предметного материала обучения из цели становится средством социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.
Программа спецкурса способствует формированию основ химических знаний, является фундаментом для дальнейшего совершенствования химических знаний в старших классах общеобразовательной школы.
Цель курса: систематизировать и обобщить знания учащихся по химии, подготовить учащихся к ГИА по химии.
Задачи:
1) продолжить формирование знаний учащихся по химии;
2) продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал;
3) работая над развитием интеллектуальных, познавательных и творческих способностей, сформировать у учащихся универсальные учебные действия;
4) помочь учащимся в осознанном выборе профессии.
Методы обучения: словесно-иллюстративные методы, методы дифференцированного
обучения.
Формы обучения: урок-лекция, урок-семинар.
Планируемые результаты обучения
Знать, понимать:
химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических
веществ, уравнения химических реакций;важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, малярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии; характерные признаки важнейших химических понятий;
о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями;
смысл основных законов и теории химии: атомно-молекулярная теория,
законы сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон Д. И. Менделеева
Уметь:Называть: химические элементы; соединения изученных классов неорганических веществ; органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза.
Объяснять:физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров
группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент
принадлежит; закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов; сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена
Характеризовать:
химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей.
Определять, классифицировать;
состав веществ по их формулам; валентность и степень окисления элемента в соединении; вид химической связи в соединениях; принадлежность веществ к определенному классу соединений; типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена.
Составлять:
схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;
формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций.
Обращаться:с химической посудой и лабораторным оборудованием.
Распознавать опытным путем:
газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония.
Вычислять:
массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.
Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и
повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами;объяснения отдельных фактов и природных явлений; критической оценки информации о веществах, используемых в быту.
Содержание курса
Тема 1 «Вешество» (7 часов)
Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы ДИ. Менделеева. Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме. Атомная орбиталь. Последовательность заполнения электронных оболочек в атомах.
Электронные и графические формулы атомов элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов ДИ. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.
Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл номера периода и группы. Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Общая характеристика элемента на основе его положения в ериодической системе Д. И. Менделеева. Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.
Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её образования. Полярная и неполярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её образования. Свойства ионов. Металлическая связь. Практическое занятие. Составление электронных и структурных формул веществ.
Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. Валентные электроны. Валентность. Валентные возможности атомов. Степень окисления. Практическое занятие. Составление электронных и структурных формул веществ. Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент. Чистые вещества и смеси виды смесей. Способы разделения смесей. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.
Номенклатура неорганических соединений.
Классификация веществ: простые и сложные, металлы и неметаллы. Классификация неорганических веществ, их генетическая связь. Номенклатура, классификация оксидов, кислот, солей и оснований.
Тема 2 «Химическая реакция» (7 часов)
Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.
Физические и химические явления. Сравнение признаков физических и химических явлений. Написание уравнение химических реакций, расстановка коэффициентов. Закон сохранения массы веществ. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.
Различные классификации химических реакций, примеры. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).
Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация в растворах и расплавах. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.
Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса и метод полуреакций (ионно-электронный метод).
Упражнение на составление уравнений окислительно-осстановительных реакций.
Тема 3. «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах» (11 часов)
Химические свойства простых веществ-металлов. Химические свойства простых веществ-металлов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.
Общая характеристика металлов. Расположение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства металлов. Характеристики щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.
Общая характеристика неметаллов. Расположение неметаллов в Периодической системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Химические свойства простых веществ неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Характеристики водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния и их соединений.
Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.
Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оксидов. Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оснований Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения кислот. Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения солей.
Генетическая связь между классами неорганических соединений.
Первоначальные сведения об органических веществах. Состав органических веществ. Причины многообразия органических веществ. представление о развёрнутой и сокращённой структурной формуле органических веществ. Роль органических веществ в природе и жизни человека.
Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен.
Состав и номенклатур углеводородов ряда метана. Химические свойства предельных углеводородов (на примере метана). Состав и номенклатур непредельных углеводородов ряда этилена, их физические свойства. Химические свойства непредельных углеводородов (на примере этилена). Реакции полимеризации и высокомолекулярные вещества (полимеры).
Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая).
Понятие о функциональной группе. Состав, номенклатура, физические и химические свойства спиртов. Представление о многоатомных спиртах на примере глицерина. Представление о карбоновых кислотах и реакции этерификации. Карбоновые кислоты. Физические и химические свойства уксусной кислоты, её применение.
Биологически важные вещества белки, жиры, углеводы. Понятие о сложных эфирах. Жиры. Состав молекул жиров, их физические свойства и применение. Биологическая функция жиров. Углеводы, их состав, физические свойства, нахождение в природе, применение и биологическая роль.
Тема 4. « Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии».
(6 часов)
Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).
Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).
Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. Вычисления массовой доли химического элемента в веществе
Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.
Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.
Тема 5. «Химия и жизнь» (3 часа)
Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.
Календарно-тематическое планирование элективного курса
№ урока | № урока в теме | Дата проведения урока | Тема урока | Кол-во часов |
Тема 1. «Вещество» (7 часов) |
1 | 1 | 5.09 | Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы ДИ. Менделеева. | 1 |
2 | 2 | 12.09 | Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов. | 1 |
3 | 3 | 19.09 | Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. | 1 |
4 | 4 | 26.09 | Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая. Кристаллические решетки. | 1 |
5 | 5 | 3.10 | Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент. | 1 |
6 | 6 | 10.10 | Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ. Номенклатура неорганических соединений. | 1 |
7 | 7 | 17.10 | Упражнение на составление электронных оболочек атомов химических элементов и т. д. | 1 |
Тема 2 «Химическая реакция» (7 часов) |
8 | 1 | 24.10 | Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ | 1 |
9 | 2 | 7.11 | Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии | 1 |
10 | 3 | 14.11 | Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот,щелочей и солей(средних). | 1 |
11 | 4 | 21.11 | Реакции ионного обмена и условия их осуществления. | 1 |
12 | 5 | 28.11 | Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена. | 1 |
13 | 6 | 5.12 | Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. | 1 |
14 | 7 | 12.12 | Упражнения на составление уравнений окислительно-восставновительных реакций | 1 |
Тема 3. «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах» (11 часов) |
15 | 1 | 19.12 | Химические свойства простых веществ. Химические свойства простых веществ- металлов щелочных и Щелочноземельных металлов, алюминия, железа. | 1 |
16 | 2 | 26.12 | Химические свойства простых веществ- неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния | 1 |
17 | 3 | 16.01 | Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных. | 1 |
18 | 4 | 23.01 | Химические свойства оснований. | 1 |
16 | 5 | 30.01 | Химические свойства кислот. | 1 |
20 | 6 | 6.02 | Химические свойства солей (средних | 1 |
2ё | 7 | 13.02 | Взаимосвязь между веществами различных классов неорганических соединений | 1 |
22 | 8 | 20.02 | Первоначальные сведения об органических веществах. | 1 |
23 | 9 | 27.02 | Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен | 1 |
24 | 10 | 6.03 | Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая). | 1 |
25 | 11 | 13.03 | Биологически важные вещества белки, жиры, углеводы | 1 |
Тема 4. « Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии». (6 часов) |
26 | 1 | 20.03 | Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид сульфат-, карбонат- ионы, ион аммония). | 1 |
27 | 2 | 3.04 | Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак). | 1 |
28 | 3 | 10.04 | Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций | 1 |
29 | 4 | 17.04 | Вычисления массовой доли химического элемента в веществе | 1 |
30 | 5 6 | 24.04 (1.05) | Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции. | 1 |
Тема 5. «Химия и жизнь» (3 часа) |
31 | 1 | 8.05 | Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое Загрязнение окружающей среды и его последствия. | 1 |
32 | 2 | 15.05 | Работа с тренировочными тестами по подготовке к ОГЭ | 1 |
33 | 3 | 22.05 | Работа с тренировочными тестами по подготовке к ОГЭ | 1 |
СОГЛАСОВАНО
Протокол заседания методического совета
МБОУ «СОШ№1 г. Семикаракорска»
От 11.08 2017 года № 7
______________________ /Казаринова Т.А../
Подпись руководителя МС Ф.И.О.
СОГЛАСОВАНО
Заместитель директора по УВР
____________________ /Мандрыка Г.А../
подпись Ф.И.О.
«11» 08.2017 года
11