СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по химии элективный курс 9 класс

Категория: Химия

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа спецкурса способствует формированию основ химических знаний, является фундаментом для дальнейшего усовершенствования химических знаний в старших классах общеобразовательной школы. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по химии элективный курс 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1 им Б. Н Куликова г. Семикаракорска»


«Утверждаю»

Директор МБОУ СОШ№1

Приказ № 325 от 14.08.2017

Подпись руководителя_______________

Ф.И.О. Ганеев И.И.

М.П.



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса по химии

«Хочу стать химиком»

9 класс




Количество часов по типовой программе 34 часа (1 час в неделю), фактически 33 часа


Учитель Грецева Н.П.








Пояснительная записка

Химия, как наука относится к основополагающим областям естествознания. Обитая в быстро изменяющемся материальном мире, человек взаимодействует с множеством материалов и веществ природного и антропогенного

происхождения.

При изучении спецкурсов наиболее наглядно проявляется тенденция развития современного образования, заключающаяся в том, что усвоение предметного материала обучения из цели становится средством социального и интеллектуального развития ребенка, которое обеспечивает переход от обучения к самообразованию.

Программа спецкурса способствует формированию основ химических знаний, является фундаментом для дальнейшего совершенствования химических знаний в старших классах общеобразовательной школы.


Цель курса: систематизировать и обобщить знания учащихся по химии, подготовить учащихся к ГИА по химии.

Задачи:

1) продолжить формирование знаний учащихся по химии;

2) продолжить формирование на конкретном учебном материале умений: сравнивать, анализировать, сопоставлять, вычленять существенное, связно, грамотно и доказательно излагать учебный материал;

3) работая над развитием интеллектуальных, познавательных и творческих способностей, сформировать у учащихся универсальные учебные действия;

4) помочь учащимся в осознанном выборе профессии.

Методы обучения: словесно-иллюстративные методы, методы дифференцированного

обучения.

Формы обучения: урок-лекция, урок-семинар.


Планируемые результаты обучения


Знать, понимать:

химическую символику: знаки химических элементов, формулы химических

веществ, уравнения химических реакций;важнейшие химические понятия: вещество, химический элемент, атом, молекула, относительные атомная и молекулярная массы, ион, катион, анион, химическая связь, электроотрицательность, валентность, степень окисления, моль, малярная масса, молярный объем, растворы, электролиты и неэлектролиты, электролитическая диссоциация, окислитель и восстановитель, окисление и восстановление, тепловой эффект реакции, основные типы реакций в неорганической химии; характерные признаки важнейших химических понятий;

о существовании взаимосвязи между важнейшими химическими понятиями;

смысл основных законов и теории химии: атомно-молекулярная теория,

законы сохранения массы веществ, постоянства состава, периодический закон Д. И. Менделеева

Уметь:Называть: химические элементы; соединения изученных классов неорганических веществ; органические вещества по их формуле: метан, этан, этилен, ацетилен, метанол, этанол, глицерин, уксусная кислота, глюкоза, сахароза.

Объяснять:физический смысл атомного (порядкового) номера химического элемента, номеров

группы и периода в периодической системе Д.И. Менделеева, к которым элемент

принадлежит; закономерности изменения строения атомов, свойств элементов в пределах малых периодов и главных подгрупп, а также свойства образуемых ими высших оксидов; сущность процесса электролитической диссоциации и реакций ионного обмена

Характеризовать:

химические элементы (от водорода до кальция) на основе их положения в периодической системе химических элементов Д. И. Менделеева и особенностей строения их атомов; взаимосвязь между составом, строением и свойствами веществ; химические свойства основных классов неорганических веществ: оксидов, кислот, оснований и солей.

Определять, классифицировать;

состав веществ по их формулам; валентность и степень окисления элемента в соединении; вид химической связи в соединениях; принадлежность веществ к определенному классу соединений; типы химических реакций; возможность протекания реакций ионного обмена.

Составлять:

схемы строения атомов первых 20 элементов периодической системы Д.И. Менделеева;

формулы неорганических соединений изученных классов; уравнения химических реакций.

Обращаться:с химической посудой и лабораторным оборудованием.

Распознавать опытным путем:

газообразные вещества: кислород, водород, углекислый газ, аммиак; растворы кислот и щелочей по изменению окраски индикатора; кислоты, щелочи и соли по наличию в их растворах хлорид-, сульфат-, карбонат-ионов и иона аммония.

Вычислять:

массовую долю химического элемента по формуле соединения; массовую долю вещества в растворе; количество вещества, объем или массу вещества по количеству вещества, объему или массе реагентов или продуктов реакции.

Использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и

повседневной жизни для: безопасного обращения с веществами и материалами в повседневной жизни и грамотного оказания первой помощи при ожогах кислотами и щелочами;объяснения отдельных фактов и природных явлений; критической оценки информации о веществах, используемых в быту.


Содержание курса


Тема 1 «Вешество» (7 часов)

Строение атома. Строение электронных оболочек атомов первых 20 элементов периодической системы ДИ. Менделеева. Современные представления о строении атома. Движение электрона в атоме. Атомная орбиталь. Последовательность заполнения электронных оболочек в атомах.

Электронные и графические формулы атомов элементов. Периодический закон и периодическая система химических элементов ДИ. Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д. И. Менделеева. Физический смысл номера периода и группы. Характеристика химических свойств элементов главных подгрупп и периодичность их изменения в свете электронного строения атома. Общая характеристика элемента на основе его положения в ериодической системе Д. И. Менделеева. Строение веществ. Химическая связь: ковалентная (полярная и неполярная), ионная, металлическая.

Химическая связь атомов. Ковалентная связь и механизм её образования. Полярная и неполярная ковалентная связь. Свойства ковалентной связи. Электронные и структурные формулы веществ. Ионная связь и механизм её образования. Свойства ионов. Металлическая связь. Практическое занятие. Составление электронных и структурных формул веществ.

Валентность химических элементов. Степень окисления химических элементов. Валентные электроны. Валентность. Валентные возможности атомов. Степень окисления. Практическое занятие. Составление электронных и структурных формул веществ. Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы. Химический элемент. Чистые вещества и смеси виды смесей. Способы разделения смесей. Простые и сложные вещества. Основные классы неорганических веществ.

Номенклатура неорганических соединений.

Классификация веществ: простые и сложные, металлы и неметаллы. Классификация неорганических веществ, их генетическая связь. Номенклатура, классификация оксидов, кислот, солей и оснований.


Тема 2 «Химическая реакция» (7 часов)

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Сохранение массы веществ при химических реакциях.

Физические и химические явления. Сравнение признаков физических и химических явлений. Написание уравнение химических реакций, расстановка коэффициентов. Закон сохранения массы веществ. Классификация химических реакций по различным признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических элементов, поглощению и выделению энергии.

Различные классификации химических реакций, примеры. Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы. Электролитическая диссоциация кислот, щелочей и солей (средних).

Электролиты и неэлектролиты. Электролитическая диссоциация в растворах и расплавах. Роль воды в процессе электролитической диссоциации. Степень диссоциации. Константа диссоциации. Химические свойства кислот, солей и оснований в свете теории электролитической диссоциации. Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена. Окислительно-восстановительные реакции. Окислитель и восстановитель. Процессы окисления и восстановления. Составление уравнений ОВР: метод электронного баланса и метод полуреакций (ионно-электронный метод).

Упражнение на составление уравнений окислительно-осстановительных реакций.

Тема 3. «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах» (11 часов)

Химические свойства простых веществ-металлов. Химические свойства простых веществ-металлов щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.

Общая характеристика металлов. Расположение металлов в Периодической системе Д.И.Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Электрохимический ряд напряжения металлов. Химические свойства металлов. Характеристики щелочных и щелочноземельных металлов, алюминия, железа.

Общая характеристика неметаллов. Расположение неметаллов в Периодической системе Д.И. Менделеева, изменение их свойств по периодам и группам. Химические свойства простых веществ неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния. Характеристики водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора, углерода, кремния и их соединений.

Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оксидов. Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения оснований Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения кислот. Номенклатура, классификация, химические свойства и способы получения солей.

Генетическая связь между классами неорганических соединений.

Первоначальные сведения об органических веществах. Состав органических веществ. Причины многообразия органических веществ. представление о развёрнутой и сокращённой структурной формуле органических веществ. Роль органических веществ в природе и жизни человека.

Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен.

Состав и номенклатур углеводородов ряда метана. Химические свойства предельных углеводородов (на примере метана). Состав и номенклатур непредельных углеводородов ряда этилена, их физические свойства. Химические свойства непредельных углеводородов (на примере этилена). Реакции полимеризации и высокомолекулярные вещества (полимеры).

Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол, глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая).

Понятие о функциональной группе. Состав, номенклатура, физические и химические свойства спиртов. Представление о многоатомных спиртах на примере глицерина. Представление о карбоновых кислотах и реакции этерификации. Карбоновые кислоты. Физические и химические свойства уксусной кислоты, её применение.

Биологически важные вещества белки, жиры, углеводы. Понятие о сложных эфирах. Жиры. Состав молекул жиров, их физические свойства и применение. Биологическая функция жиров. Углеводы, их состав, физические свойства, нахождение в природе, применение и биологическая роль.

Тема 4. « Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии».

(6 часов)

Правила безопасной работы в школьной лаборатории. Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов. Определение характера среды раствора кислот и щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид-, сульфат-, карбонат-ионы, ион аммония).

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый газ, аммиак).

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций. Вычисления массовой доли химического элемента в веществе

Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе.

Вычисление количества вещества, массы или объема вещества по количеству вещества, массе или объему одного из реагентов или продуктов реакции.

Тема 5. «Химия и жизнь» (3 часа)

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое загрязнение окружающей среды и его последствия.



Календарно-тематическое планирование элективного курса


урока

урока в теме

Дата проведения урока

Тема урока

Кол-во часов


Тема 1. «Вещество» (7 часов)


1

1

5.09

Строение атома. Строение электронных оболочек

атомов первых 20 элементов периодической

системы ДИ. Менделеева.

1

2

2

12.09

Периодический закон и периодическая система химических элементов Д.И.Менделеева. Группы и периоды периодической системы. Физический смысл порядкового номера химического элемента. Закономерности изменения свойств элементов и их соединений в связи с положением в периодической системе химических элементов.

1

3

3

19.09

Строение веществ. Химическая связь: ковалентная

(полярная и неполярная), ионная, металлическая.

1

4

4

26.09

Строение веществ. Химическая связь: ковалентная

(полярная и неполярная), ионная, металлическая. Кристаллические решетки.

1

5

5

3.10

Чистые вещества и смеси. Атомы и молекулы.

Химический элемент.

1

6

6

10.10

Простые и сложные вещества. Основные классы

неорганических веществ. Номенклатура неорганических

соединений.

1

7

7

17.10

Упражнение на составление электронных оболочек

атомов химических элементов и т. д.

1


Тема 2 «Химическая реакция» (7 часов)


8

1

24.10

Химическая реакция. Условия и признаки протекания химических реакций. Химические уравнения. Закон сохранения массы веществ

1

9

2

7.11

Классификация химических реакций по различным

признакам: числу и составу исходных и полученных веществ, изменению степеней окисления химических

элементов, поглощению и выделению энергии

1

10

3

14.11

Электролиты и неэлектролиты. Катионы и анионы.

Электролитическая диссоциация кислот,щелочей и солей(средних).

1

11

4

21.11

Реакции ионного обмена и условия их осуществления.

1

12

5

28.11

Упражнение на написание уравнений реакций ионного обмена.

1

13

6

5.12

Окислительно- восстановительные реакции. Окислитель

и восстановитель.

1

14

7

12.12

Упражнения на составление уравнений окислительно-восставновительных реакций

1



Тема 3. «Элементарные основы неорганической химии. Представления об органических веществах» (11 часов)


15

1

19.12

Химические свойства простых веществ. Химические свойства простых веществ- металлов щелочных и

Щелочноземельных металлов, алюминия, железа.

1

16

2

26.12

Химические свойства простых веществ- неметаллов: водорода, кислорода, галогенов, серы, азота, фосфора,

углерода, кремния

1

17

3

16.01

Химические свойства сложных веществ. Химические свойства оксидов: основных, амфотерных, кислотных.

1

18

4

23.01

Химические свойства оснований.

1

16

5

30.01

Химические свойства кислот.

1

20

6

6.02

Химические свойства солей (средних

1

7

13.02

Взаимосвязь между веществами различных классов неорганических соединений

1

22

8

20.02

Первоначальные сведения об органических веществах.


1

23

9

27.02

Углеводороды предельные и непредельные: метан, этан, этилен, ацетилен

1

24

10

6.03

Кислородсодержащие вещества: спирты (метанол, этанол,

глицерин), карбоновые кислоты (уксусная и стеариновая).

1

25

11

13.03

Биологически важные вещества белки, жиры, углеводы

1


Тема 4. « Методы познания веществ и химических явлений. Экспериментальные основы химии».

(6 часов)


26

1

20.03

Правила безопасной работы в школьной лаборатории.

Лабораторная посуда и оборудование. Разделение смесей и очистка веществ. Приготовление растворов.

Определение характера среды раствора кислот и

щелочей с помощью индикаторов. Качественные реакции на ионы в растворе (хлорид сульфат-, карбонат-

ионы, ион аммония).

1

27

2

3.04

Получение газообразных веществ. Качественные реакции на газообразные вещества (кислород, водород, углекислый

газ, аммиак).

1

28

3

10.04

Проведение расчетов на основе формул и уравнений реакций

1

29

4

17.04

Вычисления массовой доли химического элемента в веществе

1

30


5

6

24.04

(1.05)

Вычисления массовой доли растворенного вещества в растворе

Вычисление количества вещества, массы или объема

вещества по количеству вещества, массе или объему

одного из реагентов или продуктов реакции.

1



Тема 5. «Химия и жизнь» (3 часа)


31

1

8.05

Проблемы безопасного использования веществ и химических реакций в повседневной жизни. Химическое

Загрязнение окружающей среды и его последствия.

1

32

2

15.05

Работа с тренировочными тестами по подготовке к ОГЭ

1

33

3

22.05

Работа с тренировочными тестами по подготовке к ОГЭ

1























































СОГЛАСОВАНО


Протокол заседания методического совета

МБОУ «СОШ№1 г. Семикаракорска»

От 11.08 2017 года № 7


______________________ /Казаринова Т.А../

Подпись руководителя МС Ф.И.О.






СОГЛАСОВАНО


Заместитель директора по УВР


____________________ /Мандрыка Г.А../

подпись Ф.И.О.

«11» 08.2017 года




11



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!