Рабочая программа
по хореографии
(базовый уровень)
для 1х классов
Автор-составитель Васильева Евгения Витальевна
Срок реализации программы 2016-2017 учебный год
Количество часов по учебному плану 33 (в год)
Планирование составлено на основе
программы дополнительного образования «Хореография» С.Р. Соколовой
Подпись Васильева Е.В.
Санкт-Петербург
2016 год
Пояснительная записка
Рабочая программа по курсу «Хореография» разработана на основе образовательной программы «Хореография» (дополнительная образовательная программа по хореографии для детей 6-12 лет) автор-составитель С.Р. Соколова
Танец – мощное средство эстетического и нравственного воспитания детей.
Влияние танца на развитие творческой деятельности ребенка очень велико. Его можно рассматривать как объект восприятия, предмет обучения, но можно подойти к нему и как к неотъемлемой части повседневной и бытовой жизни. Танец развивает ребенка в области эмоций – от импульсивных откликов на простейшие музыкальные явления к более выраженным разнообразным реакциям. К первым проявлениям музыкального вкуса, в области исполнительской деятельности – от демонстрации действия подражания к самостоятельным выразительным и творческим проявлениям в музыкально–ритмическом движении.
Программа «Хореография» опирается на новые технологии и методы обучения детей, строится на основе корректировки типовой программы, с учётом психолого-педагогических требований, направленных на развитие творческих способностей ребёнка в области познания искусства танца.
Цели обучения:
формировать интерес к танцевальному искусству, знакомя детей с историей танца, прививать основы музыкально-эстетического вкуса;
развивать специальные музыкальные способности: музыкальный слух, чувство ритма, двигательную память, способность воспринимать музыку и умение передавать характер музыки, различные оттенки настроения;
формировать интерес к современному танцу и освоить основные движения, шаги, прыжки, элементарные хореографические комбинации, переходы и рисунки;
развивать творческие способности детей, обогащать их духовный мир;
развивать творческую активность во всех доступных для детей видах музыкальной деятельности: передаче характерных образов в играх использование разученных танцевальных движений в новых, самостоятельно найденных сочетаниях, импровизации;
воспитывать любовь и уважение к музыке и танцу, желание слушать и исполнять; настойчивость, силу воли, стремление доводить начатое дело до конца, понимать значение результатов своего творчества.
Задачи курса:
научить детей двигаться под музыку, передавая её темповые, динамические, метроритмические особенности;
научить точной выразительной передаче характера создаваемого сценического образа с помощью танцевальных и пластических средств;
познакомить детей с лексикой танца;
разучить основные элементы разных по стилю танцевальных форм;
использовать этические особенности танца для воспитания нравственности, дисциплинированности, чувства долга, коллективизма, организованности; обучить танцевальному этикету и сформировать умения переносить культуру поведения и общения в танце на межличностное общение в повседневной жизни;
обеспечить эмоциональную разгрузку воспитанников, воспитать культуру эмоций;
обеспечить формирование и сохранение правильной осанки ребёнка, укрепление мышечного корсета средствами классического, народного и бального танцев, воспитать культуру движения;
использовать специфические средства искусства танца для гармонизации развития воспитанников, расширения рамок культурного и исторического образования детей: углубление и расширение средствами историко-бытового танца познавательных возможностей воспитанников в области истории, географии, литературы, фольклора;
увеличить период двигательной активности в учебном процессе, развить потребность двигательной активности как основы здорового образа жизни.
формирование практических хореографических навыков;
развитие творческого воображения;
развитие психических познавательных процессов — память, внимание, мышление, воображение;
развитие выразительности и осмысленности исполнения танцевальных движений
Основная форма образовательной работы с детьми: музыкально-тренировочные занятия, в ходе которых осуществляется систематическое, целенаправленное и всестороннее воспитание и формирование музыкальных и танцевальных способностей каждого ребенка.
Занятия включают чередование различных видов деятельности: музыкально - ритмические упражнения, слушание музыки, тренировочные упражнения, танцевальные элементы и движения, творческие задания.
Программой предусмотрены занятия теоретическими дисциплинами: музыкальная грамота, беседы о хореографическом искусстве.
Основной принцип программы - постепенность в усвоении материала. В основе подачи материала лежит классическая обучающая методика, так как без неё обучающиеся не смогут овладеть необходимыми навыками и умениями искусства танца.
Методы обучения
Методы и приемы: творческий метод, игровой, наглядно-практический, поточный, метод восхождения от частного к общему, наглядно-слуховой, рассказ, беседа, практический и метод междисциплинарных взаимодействий.
Отличительной особенностью данной программы является индивидуальный и дифференцированный подход при подборе музыкального репертуара для детей, новизна программы заключаются в её составляющих разделах:
Теоретический курс (тематические беседы)
Азбука музыкального движения
Основы и элементы танца (классического, народного)
Ритмико-гимнастические упражнения и партерный экзерсис
Танцевально-постановочная деятельность
Развитие выразительно-исполнительских навыков
Концертная деятельность
Ожидаемые результаты и способы их проверки:
-будут передавать в простых танцевальных движениях особенности ритма и характер музыкального произведения;
-будут уметь ориентироваться в пространстве класса и относительно друг друга;
-будут уметь исполнять простейшие элементы русского народного танца, такие как притоп, припадание, ковырялочка, хлопушки в простейших ритмических рисунках;
-освоят постановку корпуса, позиции ног, рук классического танца.
- уметь слушать музыку, понимать её характер, настроение, знать музыкальные понятия: ритм, темп (быстро, медленно, умеренно), динамика (громко-тихо, высоко-низко), характер музыкального произведения (бодрый, весёлый, печальный, грустный) и выражать их с помощью пластики, мимики, жестов, движений;- знать о роли и значении занятий хореографией, о влиянии их на здоровье, знать о причинах возникновения травм во время занятий, о профилактике травматизма;
- следить за правильным положением корпуса, головы во время движения; знать названия основных хореографических понятий, шагов, прыжков, комбинаций и уметь их выполнять;
- освоить комплексы дыхательных, музыкально-ритмических , ритмико-гимнастических упражнений, комплексы упражнений на формирование правильной осанки, комплексы партерного экзерсиса, а также простейшие подражательные движения, играть в игры креативного характера;
- участвовать в 2-3 вокально-хореографических постановках.
Требования к уровню подготовки обучающихся
Обучающиеся должны знать:
-знать о танцевальной азбуке, танцевальных позициях, элементы музыкальной грамоты;
Обучающиеся должны уметь:
- работать с танцевальные движения: танцевальный шаг, переменный шаг, боковой шаг, галоп, подскоки;
- различать особенности танцевальной музыки: марш, вальс, полька, пляска, хоровод ;
- импровизировать;
-работать в группе, в коллективе.
-выступать перед публикой, зрителями.
-уметь исполнять основные упражнения на середине зала
Система аттестации и контроля образовательных результатов
В основу аттестации и контроля личностных, метапредметных и предметных результатов изучения предмета внеурочной деятельности «Хореография» лежит Положение об аттестации обучающихся и требования Федерального государственного стандарта общего образования.
На основании «Положения о текущей, промежуточной и итоговой аттестации по предметам технология, изобразительная искусство, музыка, физическая культура» (протокол методического объединения эстетического воспитания и физического развития №1 от 30.08.2013г.), методом проведения аттестации является анализ педагогом качества усвоения программного материала и качества выполнения заданий, творческих работ и проектов, выполненных учащимися.
Система оценок при аттестации:
Текущая и тематическая аттестация – безотметочная.
Предполагается словесная объяснительная оценка качественных показателей уровня развития двигательных умений и физических качеств.
Промежуточная и итоговая аттестация - зачет (усв./неусв.)
Курс считается усвоенным:
-при условии качественного выполнения 80% текущих и тематических заданий учебной деятельности учащимися.
При пропуске занятий по уважительной причине более 50% учебного времени, учащиеся выполняют проверочное задание по одной из пропущенных тем (по выбору учителя).
Виды проведения проверок:
Устная – устный ответ на один или систему вопросов в форме рассказа, беседы, собеседования;
Визуальная - проверка и оценка двигательных умений и навыков, проверка и оценка уровня развития физических качеств, проверка и оценка уровня артистичности исполнения хореографических номеров;
Комбинированная - предполагает сочетание устного и визуального видов.
Формы проведения проверки качества усвоения обучающимися программного материала:
Текущая аттестация – поурочная оценочная деятельность результатов различных видов деятельности учащихся;
Тематическая аттестация – тематическая оценочная деятельность уровня развития двигательных умений и физических качеств, качества усвоения программного материала;
Промежуточная аттестация – зачет на основании текущей и тематической аттестации.
Итоговая аттестация – зачет на основании промежуточной аттестации.
Во время аттестации и контроля используются различные методы:
- беседа;
- наблюдение;
- анализ видов деятельности учащегося;
- устные опросы;
Критерии оценки результатов качества усвоения программного материала и учебной деятельности учащихся:
-полнота и правильность ответа, выполнения задания;
-самостоятельность выполнения задания;
-темп выполнения задания;
-владение навыком систематического наблюдения за своим физическим
состоянием, величиной физических нагрузок;
-активизации специфических видов памяти: моторной, слуховой и образной;
- уровень развития физических качеств и двигательных умений:
* выносливость;
* координация;
*гибкость;
*правильная постановка корпуса;
*растяжка.
владение техникой упражнений;
-умение воспринимать музыку и выражать свое отношение к музыкальному
произведению;
-умение импровизировать под определенную музыку;
-использование музыкальных образов при создании театрализованных и
музыкально-пластических композиций;
-распознавать характер танцевальной музыки;
Диагностика результативности обучения по данной программе осуществляется через участие обучающихся в открытых уроках-концертах для родителей, концертных программах, конкурсах, фестивалях.
Содержание рабочей программы
Содержание занятий направлено на обеспечение разносторонней подготовки учащихся на основе требований хореографических и музыкальных дисциплин.
Учебный материал для занятий обширен, основное его содержание составляет упражнения для развития двигательных качеств и упражнения тренировочного характера. Это связано с тем, что одна из задач работы — развитие и совершенствование танцевальных способностей, умений и навыков.
Введение
Дети в игровой форме знакомятся друг с другом, с правилами поведения и безопасности на занятиях, режимом работы кружка. На первых занятиях знакомятся с понятием «Танец», о значении занятий в хореографическом кружке, о влиянии их на здоровье учащихся.
Азбука музыкального движения включает знакомство с музыкальными терминами, средствами музыкальной выразительности, а также хореографическими понятиями и названиями отдельных элементов и комбинаций.
Основы и элементы танца
В этом разделе дети знакомятся с основами и элементами эстрадного, классического, народного танцев, их характерными особенностями. Начиная с поклона, с позиций рук и ног, с положения корпуса, головы, основного шага методом – от простого к сложному, дети всё глубже и глубже окунаются в прекрасный мир танца!
Ритмико-гимнастические упражнения и партерный экзерсис способствуют повышению физиологической активности систем организма, содействуют оптимизации умственной и физической работоспособности, развивают основные физические качества: силу, быстроту, выносливость, координацию, гибкость; обогащают двигательный опыт; прививают интерес к занятиям.
Дети разучивают комплексы ритмико- гимнастических упражнений с предметом и без предмета, комплексы упражнений на формирование правильной осанки, на развитие координации, равновесия; комплексы упражнений для отдельных групп мышц.
Упражнения на полу или партерный экзерсис, позволяют с наименьшими затратами энергии достичь сразу трёх целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, что так необходимо при занятиях хореографией. Эти упражнения помогают вырабатывать выворотность ног, развивать эластичность стоп, гибкость.
С помощью комплексов упражнений из методик стрейчинга и колонетик дети учатся напрягать и расслаблять мышцы, потягивать их, «тянуть», растягивать.
Танцевально-постановочная деятельность
Постановка танца традиционно начинается с беседы, в которую включены слушание музыкального произведения, определение характера, жанра, образа, отличительных особенностей. Дальнейшее разучивание хореографической постановки строится следующим образом: положение корпуса, головы, рук, ног; основной шаг, хореографические элементы, хореографические комбинации, переходы, рисунки… - и всё это на фоне эмоционально-выразительного исполнения!
Развитие выразительно-исполнительских навыков
Яркое, эмоциональное выступление – залог успеха концертного номера, поэтому именно этот раздел программы помогает понять, прочувствовать художественный образ хореографической постановки, способствует развитию музыкально-ритмического слуха, позволяет овладеть приёмами сценического мастерства, добиться выразительности движений, искреннего исполнения, артистизма.
Концертная деятельность
- это открытые занятия, уроки-концерты, выступления на утренниках, концертах.
Место предмета в учебном плане
Основной формой работы является групповая, занятия проводятся 1 раз в неделю с нагрузкой 1 час. По учебному плану -33 часа.
Исходя из годового календарного графика, рабочая программа рассчитана на 29 часов.
Количество часов в год -29.
Количество часов в неделю – 1.
Количество часов в 1 четверти – 8.
Количество часов во 2 четверти - 7.
Количество часов в 3 четверти – 8.час. (22.02, 07.03. – выходные дни)
Количество часов в 4 четверти – 6. (02.05, 09.05. –выходные дни)
Планируется тему 3 четверти «Русский танец. Позиция рук-1, 2, 3 на талии » провести с уплотнением в 1 час. 08.02 (22.02- выходной день)
Планируется тему 3 четверти «Постановочная работа » провести с уплотнением в 1час 14.03 (07.03- выходной день)
Планируется тему 4 четверти «Постановочная работа » провести с уплотнением в 1 час 25.04 (02.05- выходной день)
Планируется тему 4 четверти «Выведение ноги на каблук из свободной первой позиции, затем приведение её в исходную позицию. » провести с уплотнением в 1 час 16.05 (09.05- выходной день)
Учебно-тематический план первого года обучения
№ п/п |
Название темы |
Количество часов |
1 | Азбука музыкального движения | 9 |
2 | Элементы классического экзерсиса | 8 |
3 | Элементы народного танца | 8 |
4 | Постановочная работа | 8 |
| Итого: | 33 |
Календарно-тематическое планирование
Азбука музыкального движения
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Деятельность учащихся или виды учебной деятельности | Вид контроля учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Информационно-коммуникационные ресурсы |
05.09 | Музыкально-пространственные упражнения: маршировка в темпе и ритме музыки; шаг на месте, вокруг себя, вправо, влево. | 1 | Изучение нового материала | Показ движений педагогом. Практическая деятельность | Показ учащимися новых движений. Опрос учащихся | Учить детей ориентироваться в пространстве | http://www.horeograf.com |
12.09 | Пространственные музыкальные упражнения: продвижения в различных рисунках по одному, в паре, перестроения: из колонны в шеренгу и обратно, из одного круга в два и обратно, продвижение по кругу ( внутреннему и внешнему), «звездочка», | 1 | Изучение нового материала. Повторение пройденного материала. | Беседа, показ педагога. Практическая деятельность. | Показ учащимися новых движений. Опрос учащихся | Вызвать интерес к простукиванию ритмического рисунка посредством игры педагога с детьми. | |
19.09 | Музыкально - ритмические упражнения: на практическое усвоение понятий: « Темп», «Ритм», «Музыкальная фраза», «Акцент», «Динамика». | 1 | Изучение нового материала. Повторение пройденного материала. | Показ движений педагогом. Практическая деятельность | Показ учащимися движений. | Вызвать интерес к простукиванию ритмического рисунка посредством игры педагога с детьми. | |
26.09 | Танцевальные шаги: с носка, на полупальцах с вытянутыми коленями, со сменой положения рук. | 1 | Изучение нового материала. Повторение пройденного материала. | Беседа, показ педагога. Практическая деятельность. | Показ учащимися новых движений. Опрос учащихся | Изучить правильное исполнение техники танцевального шага, отрабатывать выворотное положение ноги. | |
03.10 | Легкий бег с пальцев вытянутой стопы, бег с отбрасыванием назад ног, согнутых в коленях, на месте и в продвижении. | 1 | Изучение нового материала. | Показ движений педагогом. Практическая деятельность | Показ учащимися движений. | Изучить виды бега. Отработать технику бега в такт музыке | http://www.horeograf.com |
10.10 | Прыжки: понятие маленьких и больших прыжков; по разным длительностям | 1 | Изучение нового материала | Беседа, показ педагога. Практическая деятельность. | Показ учащимися движений. | Выработать легкость прыжка, мягкость возвращения в позицию | |
17.10 | Подскоки: на месте; с продвижением. | 1 | Изучение нового материала | Показ движений педагогом. Практическая деятельность | Показ учащимися движений. | Развить у детей прыгучесть, учить прыгать легко, мягко приземляться | http://www.youtube.com/ |
24.10 | Постановочная работа. | 1 | Изучение нового материала. | Самостоятельная деятельность | Показ учащимися танцевальных комбинаций | Разучивание вариации, совершенствование исполнения движений. | http://www.youtube.com/ |
14.11 | Упражнения для рук и кистей: являются частью разминки, а также включаются в танцевальные комбинации и этюды. | 1 | Изучение нового материала. | Беседа, показ педагога. Практическая деятельность. | Показ учащимися движений. | Усвоение нового материала. Учить правильному положению рук. | |
Элементы классического экзерсиса
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Деятельность учащихся или виды учебной деятельности | Вид контроля учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Информационно-коммуникационные ресурсы |
21.11 28.11 | Постановка корпуса. | 2 | Изучение нового материала | Беседа, показ педагога. | Показ учащимися новых движений. Опрос учащихся | Учить правильно закреплять мышцы (ног, таза, cпины). | http://www.horeograf.com |
05.12 | Постановочная работа. | 1 | Повторение пройденного материала. | Практическая деятельность. Самостоятельная деятельность | Показ учащимися новых движений. | Разучивание вариации, совершенствование исполнения движений. | http://www.youtube.com/ |
12.12 | Постановка рук- подготовительная, 1, 2, 3 позиции. | 1 | Изучение нового материала | Беседа, показ педагога. | Показ учащимися новых движений. | Учить правильному положению рук, умению открывать правильно руки. | |
19.12 | Постановочная работа. | 1 | Изучение нового материала | Показ движений педагогом. Практическая деятельность | Показ учащимися танцевальных комбинаций | Разучивание вариации, совершенствование исполнения движений. | |
26.12 16.01 | Позиции ног – 1. 2. 3. | 2 | Изучение нового материала | Беседа, показ педагога. | Показ учащимися новых движений. | Закреплять мышцы ног в выворотном положении | |
23.01 30.01 | Plie- складывание, сгибание, приседание. M/р 3/4 или 4/4, темп-andante | 2 | Изучение нового материала | Беседа, показ педагога. | Показ учащимися новых движений. Опрос учащихся | Вырабатывать выворотность тазобедренного сустава, эластичность и силу ног. | |
06.02 - Нет урока 06.02. В 1 кл. Доп. каникулы | Battment tendu simple. М/р 2/4, темп-moderato включаются в танцевальные комбинации и этюды. | 1 | Изучение нового материала | Показ движений педагогом. Практическая деятельность | Показ учащимися движений. | Развивает силу и эластичность ног. | http://www.horeograf.com |
Элементы народного танца
Дата | Тема урока | Кол-во часов | Тип урока | Деятельность учащихся или виды учебной деятельности | Вид контроля учебной деятельности | Планируемые результаты освоения материала | Информационно-коммуникационные ресурсы |
13.02 | Русский танец. Позиция рук-1, 2, 3 на талии. | 1 | Изучение нового материала | Показ видеоматериала. Показ движений педагогом. | Показ учащимися новых движений. | Учить правильному положению рук, умению открывать правильно руки. | http://www.youtube.com/ |
20.02 | Шаги танцевальные с носка: простой шаг вперед, переменный шаг вперед. | 1 | Изучение нового материала. | Беседа, показ педагога. Практическая деятельность. | Показ учащимися движений. | Изучить правильное исполнение техники танцевального шага. | |
27.02 Куда пропал урок 06.03.? 13.03 | Постановочная работа. | 2 | Изучение нового материала | Практическая деятельность. Самостоятельная деятельность | Показ учащимися танцевальных комбинаций | Разучивание вариации, совершенствование исполнения движений. | |
20.03 03.04 | Притоп- удар всей стопой, шаг с притопом в сторону, тройной притоп. | 2 | Изучение нового материала | Показ движений педагогом. Практическая деятельность | Показ учащимися движений. | Закреплять силу ног, устойчивое положение корпуса. | |
10.04 | Постановочная работа. | 1 | Изучение нового материала | Беседа, показ педагога. | Показ учащимися танцевальных комбинаций | Разучивание вариации, совершенствование исполнения движений. | http://music-for-dance.ru |
17.04 | Припадание на месте: исходная свободная третья позиция; упасть на другую ногу в полуприседение, затем опять подняться на полупальцы. | 1 | Изучение нового материала. Повторение пройденного материала. | Показ видеоматериала. Показ движений педагогом. | Показ учащимися новых движений. Опрос учащихся | Изучить правильное исполнение техники танцевального шага. | http://www.youtube.com/ |
24.04 | Постановочная работа. | 1 | Изучение нового материала. | Показ движений педагогом. Практическая деятельность | Показ учащимися танцевальных комбинаций. | Разучивание вариации, совершенствование исполнения движений. | |
06.05. (перенос с о8.05) 15.05 | Выведение ноги на каблук из свободной первой позиции, затем приведение её в исходную позицию. | 1 | Изучение нового материала. | Беседа, показ педагога. Практическая деятельность. | Показ учащимися движений. | Закреплять точное возвращение ноги в позицию | |
22.05 Где 29.05? | Ковырялочка- поочередные удары в сторону одной ногой носком в закрытом положении и ребром каблука в открытом положении | 1 | Изучение нового материала | Практическая деятельность. Самостоятельная деятельность | Показ учащимися танцевальных комбинаций | Развивает танцевальную координацию | http://music-for-dance.ru |
Постановочная работа. Осуществляется на репертуаре музыкального театра.
Материально- техническое обеспечение
Учебно - методические пособия:
Барышникова Т. «Азбука хореографии» - Москва: «Рольф», 2001г;
Фирилева Ж.Е., Сайкина Е.Г. «Са-фи-дансе» - Санкт-Петербург: «Детство-пресс», 2003г.;
Буренина А.И. «Ритмическая мозаика» - Санкт-Петербург, 2000г.;
Гринин Л.Е., Л.Н.Ситникова «Вообрази себе. Поиграем – помечтаем» - Волгоград: «Учитель», 2006г.
Гришков В.И. «Детские подвижные игры» - Новосибирск: «Печать», 1990г.;
Гусев Г.П. «Методика преподавания народного танца» -М. 2001г.;
Иваницкий А.В. «Ритмическая гимнастика на ТВ» - Москва: «Советский спорт», 1989г.;
Колесникова С.В. «Детская аэробика: Методика, базовые комплексы» - Ростов-на-Дону «Феникс», 2005г.;
Коренева Т.Ф. «Музыкально-ритмические движения» - Москва: «Владос», 2001г.;
Мошкова Е.И. «Ритмика и бальные танцы» - Москва: «Просвещение», 1997г.;
Писарев А. «Школа классического танца» - Лен. 1976г.;
Ротерс Т.Т. «Музыкально-ритмическое воспитание и художественная гимнастика» - Москва: «Просвещение», 1989г.;
Сосина В.Ю. «Азбука ритмической гимнастики» - Киев: «Здоровье», 1986г.;
Франко Г.И. Ритмика / г.И. Франко. – М., 1989
Технические средства обучения:
- музыкальный центр;
- ноутбук
Информационно-коммуникационные средства обучения:
-сайты:
http://www.horeograf.com
http:// music-for-dance. ru
http://muzofon.com
http:// audio-joiner.com
http://www.youtube.com