СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по краеведению 5-6 класс

Категория: Внеурочка

Нажмите, чтобы узнать подробности

Программа по краеведению для 5-6 классов рассчитана на 2 года:

·        1 год обучения – «Искусство родного края», предполагает знакомство с историей ремесел, промыслов, различными видами искусства в нашем крае и их представителями

·        2 год обучения – «Литература родного края» -  предполагает изучение литературы родного края.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краеведению 5-6 класс»

Составитель: Гончарова Ирина Ивановна, учитель русского языка и литературы

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Тейковского муниципального района

Морозовская средняя общеобразовательная школа

155035, Ивановская область, Тейковский район, село Морозово, ул. Молодежная, д.1-А

тел.8-49343 48-149, E-mail: morozovosoh@bk.ru


Рабочая программа по предмету

«Краеведение» 5-6 классы


Количество часов 1 час в неделю (70 часов)

Срок реализации программы 2 года


Пояснительная записка.

Статус документа

Данная рабочая программа составлена на основе

  • региональной программы «Моя Родина – Ивановский край»/Волкова Н.С. – Иваново, 2005

  • примерной программы курса "Литературное краеведение" (8 класс) /Жукова Н.Г., методист кафедры общеобразовательных дисциплин АУ «Институт развития образования Ивановской области»

  • с учетом истории и культурного наследия Тейкова и Тейковского района, краеведческих наработок и материалов из опыта работы учителя

  • в соответствии с базисным учебным планом.

На изучение курса «Краеведение» в 5-6 классе в соответствии с Региональным базисным учебным планом отводится 1 часа в неделю, т.е. 35 учебных часа в год.

Программа рассчитана на 2 года:

  • 1 год обучения – «Искусство родного края», предполагает знакомство с историей ремесел, промыслов, различными видами искусства в нашем крае и их представителями

  • 2 год обучения – «Литература родного края» - предполагает изучение литературы родного края.


Общая характеристика учебного предмета

Краеведение – одно из важных средств связи обучения и воспитания с жизнью, оно содействует нравственному, эстетическому воспитанию обучающихся, всестороннему росту и развитию их способностей.

Обучение по программе курса «Краеведение» позволит учащимся познакомиться с историей, культурой родного края. Изучение культуры Ивановской области чрезвычайно интересно и плодотворно. Наша земля богата своими традициями. С ней связаны имена композиторов Аренского А.С., Бородина А.П., Рахманинова С.В., певца Шаляпина Ф.И., художников Голикова И.И., Корина П.Д., Левитана И.И., Пророкова Б.И., братьев Чернецовых, Кустодиева Б.М., архитекторов Весниных Л.А, кинорежиссера Тарковского А.А., меценатов Бурылина Д.Г., Гарелина Я.П, Цветаева И.В. Велико литературное наследие нашего края, представленное как местными, так и общеизвестными именами: Островский, Бальмонт, Фурманов, Семеновский, Ноздрин, Баркова, Майоров, Лебедев и многие другие.

Построение и содержание курса определяется его общеобразовательным и пропедевтическим значением, возрастными особенностями познавательных возможностей учащихся. Вопросы культуры как совокупности художественных ценностей, воплощенных в народном творчестве и профессиональном искусстве, стоят в центре краеведческой линии 5-6 классов.


Образовательные цели и задачи курса

Цель курса — сформировать у учащихся представления о культуре края как о части отечественной культуры, обеспечить вхождение учащихся в культурную среду региона путём изучения духовного и художественного наследия Ивановского края.

Цель курса определяет характер конкретных задач:

  • воспитать любовь школьников к родному краю, пробудить интерес к родной культуре;

  • сформировать у обучающихся представление о месте Ивановского края в истории отечественной культуры;

  • расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;

  • расширить образовательный и мировоззренческий кругозор школьников, повысить общую и эстетическую культуру, воспитывать чувство патриотизма, любви к своей малой родине;

  • выявить связи народного искусства с бытом и культурными традициями края, обычаями, образом жизни;

  • на материале конкретных произведений живописи, зодчества, музыки, театра и других видов искусства раскрыть особенности художественно-образного мышления мастеров родного края;

  • развивать практические навыки поисковой и исследовательской работы учащихся с краеведческим материалом.


Содержание курса

1 год обучения «Искусство родного края»

Введение (3 часа). Краеведение как особая учебная дисциплина.

Исторические, географические параметры понятия «Ивановский край». Традиции ярмарочных гуляний. Тихоновская, Середская, Парская ярмарки.

Знакомство с историей Тейкова и Тейковского района. Известные ученые Тейкова: С.Котков, Д. Крайнов.

Моя родословная.

Защитники земли русской и наш край (4 часа)

Святые имена нашей земли. Славные имена нашего края. Наш край в годы ВОв.

Народные промыслы (4 часа).

Искусство росписи ткани. От кустарного ткачества к современному промышленному производству. Строчевышивальные фабрики. Искусство Пучежа. Гобелен. Искусство батика. Ивановский музей ситца. Плесский фестиваль «Льняная палитра».

Палехская, Холуйская роспись. Музей лаковой миниатюры в Палехе.

Искусство иконописи. Палехская школа. Палехская иконография как продолжение традиций древнесуздальской и московской иконописной школ 15-16 вв.

Творчество Гурия Кинешемца (Кинешемцева). Коллекция икон и древнерусского искусства Ивановского областного художественного музея.

Народное песенное искусство (1 час). Частушки. Бурлацкие песни. Шуйская гармонь.

Православное церковное пение (1 час). Знаменные распевы. Современное вокально-хоровое духовное пение, ивановские ансамбли «Светилен», хор мальчиков под управлением А. Жуковского, ансамбль духовной музыки под руководством С. Бодрова.

Великие композиторы и наш край (6 часов).

Аренский А.С., композитор, дирижер, хормейстер, пианист, педагог, владелец усадьбы Фроловка Кинешемского уезда (ныне Заволжский район).

Выдающийся композитор второй половины XIX века Бородин А.П., его пребывание в м. Соколово Кинешемского уезда (ныне Заволжский район) и работа над оперой «Князь Игорь».

Композитор, пианист Рахманинов С.В. и семья фабриканта, мецената Коновалова.

Певец Шаляпин Ф.И. и Музей пейзажа в Плесе, Дачный театр Шаляпина.

«Оболсуновский Орфей» - Станчинский как представитель Серебряного века в нашем крае.

Современные композиторы земли Ивановской.

Великие художники и наш край (7 часов).

Братья Чернецовы и Лух, видовые пейзажи России на основе созданных в совместных поездках акварелей, этюдов и зарисовок (панорама берегов Волги, 1838-1851г.).

Кустодиев Б.М. и Кинешма, талантливый бытописатель, мастер психологического портрета, картина «Ярмарка» (1906 г.).

Левитан И.И. и Плес, знаменитые картины «Вечер. Золотой Плес», «Вечерний звон», Музей русского пейзажа в Плесе.

Русские художники и Волга: Саврасов А. К., выдающийся пейзажист, заложивший основы лирического пейзажа (или «пейзажа настроения») в русском искусстве, связь творчества с Волгой. Репин И. Е, картины, написанные во время путешествия по Волге. Верещагин В. В., мастер батального жанра в русской живописи 19 в., связь с Волгой.

Пророков Б.И., советский график, народный художник СССР, автор серии полотен о Великой Отечественной войне «Это не должно повториться!», «За колючей проволокой», музей художника в Иванове.

Современные ивановские художники. Коллекция Ивановского областного художественного музея.

Русское деревянное и каменное зодчество в Ивановском крае (4 часа).

Древние храмы и монастыри и современное церковное строительство. Исторические памятники: Белый город (1661-1663, Юрьевец), Успенский собор (17-18 вв., Плес), Крестовоздвиженский храм (1774, Палех) и др.

Памятники усадебного искусства. Усадьба Рузского «Студеные ключи» в Заволжском районе.

Великие архитекторы братья Веснины и их связь с Юрьевецкой землей. Современная городская скульптура.

Меценатство в Ивановском крае (3 часа).

Деятельность Гарелина Я.П. и Бурылина Д.Г.

Связь создателя «Музея изящных искусств» в Москве И.В. Цветаева с Ивановской землей.

Кинематография (1 час). Жизнь и творчество кинорежиссера А. Тарковского, Юрьевец в творческой судьбе. Продолжение традиций в кинофестивале «Зеркало».


2 год обучения «Литература родного края»

Введение (1 час) Литературное краеведение как учебная и научная дисциплина.

Предмет курса. Основные понятия и определения. Цели и задачи занятий по литературному краеведению. Известные краеведы Ивановской области.

Самостоятельная работа: запись тезисов лекции.

Формы контроля: проверка записей в тетрадях

Истоки литературы Ивановского края (6 часов)

Родословная Ивановского края. Самобытные культурные и народные традиции края. Музеи нашего края: литературно-краеведческий музей "Писатели Ивановского края" ИвГУ; единственные в стране Музей ситца в Иванове, Музей лаковой миниатюры в Палехе, Музей русского пейзажа в Плесе.

Театры и библиотеки, творческие объединения, созданные в последние годы (Шереметев-центр, центр «Ювента»), литературный клуб «Звездный дождь» в Тейкове.

Самостоятельная работа: написание заметки в школьную газету или сочинения-отзыва об одном из музеев.

Формы контроля: проверка самостоятельных работ.

Ивановский край в произведениях фольклора

Фольклор как искусство художественного слова. Особенности УНТ. Наш край в произведениях фольклора: былинные традиции в «Древних российских стихотворениях, собранных Киршею Даниловым».

Специфический характер ивановского фольклора. Текстильное производство и рабочий

фольклор. Историческая обусловленность. Сказ и частушка - доминирующие формы рабочего фольклора. Особое явление - фольклор, отразивший события 1905 года.

Местный диалект и наиболее распространенные жанры фольклора. Лирические песни, календарные, семейно-бытовые, песни социального характера. Конструирование обряда.

Самостоятельная работа: запись и анализ фольклорного материала, составление словаря диалектных слов.

Формы контроля: выступление на уроке.

Забытое имя: творчество Н. Грамматина. Николай Федорович Грамматин (1786 - 1827) — поэт, писатель, филолог, один из первых исследователей и поэтических перелагателей «Слова о полку Игореве». Культурно-просветительская деятельность Грамматина: Новый английско-российский словарь, Рассуждения о древней русской словесности, переложение «Слова о полку Игореве», сборник стихов «Досуги», посмертный сборник «Стихотворения». Доминанты творчества: ориентация на фольклорные традиции, связь с поэзией Жуковского, тема природы.

Самостоятельная работа. Подготовить презентацию, используя материалы интернета.

Литература Ивановского края в XIX столетии (5 часов)

Капитализация России. Особенности индустриального развития Иванова: ситцепечатные фабрики, новый класс и психология «работных людей». Появление очерков и бытописательства.

Наиболее яркие имена в литературой жизни ивановского края XIX века: В. А. Рязанцев, Ф. Д. Нефедов, А. А. Потехин, П. А. Зарубин.

Василий Алексеевич Рязанцев (1829-1866).

Один из первых бытописателей села Иванова. Характерная черта произведений - нескрываемая ненависть к фабрикантам и глубокое сочувствие рабочим. Повесть «Добрый человек»: фактически первое упоминание в русской литературе образа фабриканта.Сатирические наблюдения за бытом и нравами фабричного села Иванова.

Филипп Диомидович Нефедов (1838-1902).

Ивановская тема в литературно-публицистической деятельности Нефедова: быт и работы ивановских «фабричных», «мастерков», крестьян, мелких лавочников, вопросы просвещения, проблемы женского образования и женский вопрос. Н.А. Некрасов и Ф.Д. Нефедов.

Эстетические взгляды: требование от литературы правдивого отражения действительности, показа «настоящей» жизни. Реализация этого положения в творчестве: рассказ «Чертово болото». Лучшие бытовые очерки: «Девичник. Очерк фабричных нравов», «Святки в селе Данилове. Очерки русской фабричной жизни», «Наши фабрики и заводы».

Павел Алексеевич Зарубин (1816-1886).

Писатель-журналист, писатель-самоучка. Изобретательская деятельность Зарубина.

Литературный дебют в «Русском вестнике» - «Заметки о Варнавинском уезде».

Главный литературный труд - «Темные и светлые стороны русской жизни». М. Горький и П.Зарубин. Романы «Жизнь», «Торговая Волга», повести: «Мещанская женитьба», «Русский самоучка».

Алексей Антипович Потехин (1829-1908).

А.Потехин - прозаик, автор путевых и этнографических очерков, романов, повестей из народного быта, драматург. Сотрудничество с журналом «Москвитянин», знакомство с А.Н. Островским, первые драматургические опыты. Успех театральных постановок Потехина (комедия «Мишура», «Вакантное место», «Выгодное предприятие»).

Патриархальный мир и капитализация русской деревни в очерках, повестях, романах: «На фабрике», «Фабричные дети», «Около денег», «Молодые побеги».

У истоков пролетарской поэзии. Сергей Федорович Рыскин (1859-1895).

Феномен «авторско-народной» песни «Удалец». Крупное стихотворное произведение - поэма «Кому живется вольготно, счастливо не то в селе, не то в городе». Творческая жизнь в Москве, знакомство с Чеховым. Ивановская история в стихотворном изложении: «Ванька Каин». Образ поэта и долг поэта в поэтическом наследии Рыскина. Интерес поэта к образом города, выход «на орбиты» большой литературы (Маяковский, Блок, Брюсов).

Известные имена (3 часа)

Поэтическое созвездие: К.Бальмонт и М.Цветаева.

К. Бальмонт и Шуя. Село Гумнищи и родовые корни Бальмонта. Раннее творчество Бальмонта. «Фейные сказки». Романтически мятежный дух поэзии Бальмонта. Личностное начало в творчестве поэта. Музыкальность, напевность стиха и магия звуков Бальмонта. Бальмонт в оценках современников и критиков. Годы эмиграции как трагическая страница в биографии Бальмонта. Творческое наследие Бальмонта.

Формы работы: виртуальная экскурсия с использованием программы Windows Movie Maker. Урок в форме устного журнала. (Приложение «К. Бальмонт и Шуя»).

Самостоятельная работа и формы контроля: выпуск рукописного сборника детских стихов.

Род Цветаевых и Ивановский край. Родовые корни семьи Цветаевых. Просветительская и культурная деятельность Ивана Цветаева. Творческая судьба М. Цветаевой. Основные черты поэзии: автобиографичность, дневниковость. Фольклорные мотивы, традиции городского «жестокого романса», частушек, а также образ родины, поэзии, любви в сборниках 1910-1920 гг. Экспрессивность, философская глубина, психологизм и мифотворчество, острота одиночества в творчестве эмигрантских лет. Стихотворение «Отцам»; очерки «Лавровый венок», «История одного посвящения» - отношение поэтессы к родовым корням, к своему прошлому.

Формы работы: учебная презентация (приложение «Память о родовых корнях в поэзии и прозе Марины Цветаевой»).

Самостоятельная работа: создание творческой работы.

Формы контроля: выступление на уроке.

А.Н.Островский и Щелыково. Связь А.Н.Островского с Ивановским краем. Усадьба Щелыково. «Снегурочка» (прототип, замысел, образ). Островский и Соболев. Островский и театр.

Формы работы: заочная экскурсия с использованием учебной презентации.

Самостоятельная работа: учебные доклады «Островский и Кинешма», «Кинешемский быт в пьесах Островского», «Островский – составитель «Волжского словаря», «Островский – создатель Русского Национального театра» и др.

Литература «красной губернии»: 20-40-е годы XX века (7 часов)

Общая культурная ситуация края. Социально-общественные причины литературного подъёма в первые послереволюционные годы (выход альманахов, сборников «Начало», «Живописное слово», «Взмах», «Коробейники» и др., организация издательства «Основа»). Деятельность поэтического объединения при газете «Рабочий край» (Д. Семеновский, Д. Артамонов, И.Жижин, А. Баркова и др.). Рукописный журнал «Пустослов». Поддержка ивановских писателей со стороны М. Горького, А.А. Блока, А.К. Воронского.

Критик А. Воронский о «литературе низовой демократии». Революционный пафос поэзии и пролетарская поэзия тех лет: М.Артамонов, И.Назаров, И. Жижин, С.Огурцов. С. Огурцов: феномен «комсомольского поэта».

Дм. Семеновский: «настоящий русский интеллигент». Детство и юность поэта. Раннее поэтическое творчество Семеновского. Темы родной природы, России. Фольклорные, библейские образы. («Микула», «На ярмарке», «Родина», «Пасха», «Леший» и др.). Тема родного края в поэзии Семеновского («Палех», «Юрьевец», «Артель», «Волга»).

Авенир Ноздрин. Трагическая судьба поэта. Ивановские литераторы и ученые и дневники А. Ноздрина: публикации последних лет.

А.Н. Благов. Жизненный и творческий путь поэта. Своеобразие поэтического почерка Благова. Поэма «Десять писем» как одно из лучших произведений поэта. Жизнь текстильного края в поэзии Благова 30-50-х годов. Э. Багрицкий, А. Твардовский о поэзии Благова.

Возвращенные имена. Анна Баркова: «в списках не значился». Л.Таганов о поэтессе А. Барковой. Публикации последних лет.

Д.М. Фурманов. Ивановский край и детские, юношеские годы Фурманова. Мечты о писательстве. Фурманов – комиссар Чапаевской дивизии. Роман «Чапаев». «Иваново-Вознесенские страницы» книги.

Ивановское братство поэтов-фронтовиков (5 часов)

Писатели-ивановцы в Великой Отечественной войне. Фронтовые судьбы и творчество А. Лебедева, Н. Майорова, М Дудина, И. Ганабина, М. Бритова и др.

Тема моря, дружбы, любви в поэзии А. Лебедева.

Тема героического поколения в стихах Н. Майорова.

Образ матери, малой родины, родной природы в лирике М. Дудина.

«Окопная правда» фронтовых стихов В. Жукова.

Тема войны в творчестве писателей и поэтов Тейковского края

Новые имена (3 часа)

Поэты-шестидесятники и ивановская литература. Творчество Л. Щасной.

«Ты уходишь в вечность…» (Жизнь и творчество Елены Рощиной). Судьба Елены Рощиной. Письма и дневники. Мотивы лирики М. Цветаевой в творчестве Е.Рощиной. Темы одиночества, предчувствия, трагизма в стихах поэтессы. Философская лирика.

Учебная презентация «Елена Рощина».

Новейшая молодая поэзия: И. Жуков, Дм. Шукуров, В.Ломосков, Д. Лакербай, Ю. Орлов и др.

Самостоятельная работа: анализ стихотворения, участие в исследовательской работе.

Литературная карта Тейковского края (4 часа)

Писательская династия Смирновых: отец и сын. Литературные новинки о Тейкове: «Тее ково? Книга о Тейкове и тейковцах», «Бархатная книга».

История газеты «Наше время» и краеведческие странички: Платонычев, Рябченко, Потанин. Литературные странички газеты: обзор публикаций.

Нерль – родина поэтов Н. Тютяева и Ф.Акишиной.


Виды деятельности

Программа предусматривает различные формы организации занятий: лекции, беседы, заочные экскурсии, вечера-встречи, художественные гостиные, образовательные путешествия, посещение музеев и др.

Формы контроля

Тестирование

Подготовка сообщений, рефератов, творческих работ

Итоговый контроль: защита творческих работ учащихся по изученному материалу


Требования к знаниям и умениям учащихся

В результате изучения дисциплины «Краеведение. Образовательная область «Искусство»» учащиеся должны:

    • Знать и понимать:

  • народные промыслы Ивановской области;

  • характерные особенности эпохи и жизни Ивановского края, отраженные в созданных великими мастерами произведениях;

  • биографии художников, скульпторов, композиторов, режиссеров, меценатов, писателей их вклад в культуру России.

    • Уметь:

  • давать устный и письменный аргументированные ответы о вкладе великих мастеров Ивановского края в отечественную культуру;

  • составлять рассказ о художнике, композиторе, архитекторе, скульпторе, режиссере, писателе.

  • подготовить сообщение об авторе и его произведениях;

  • работать со справочной литературой и Интернет-источниками.


Критерии и нормы оценки

Критерии оценивания тестовых заданий.

«5» - Точное и полное выполнение всех заданий.

«4» - Не полные, но правильные ответы, на все вопросы, или невыполнение одного из заданий при точных и развернутых ответах на остальные.

«3» - неточное выполнение трех и более заданий, невыполнение двух заданий при точном выполнении остальных.

«2» - не выполнение трех и более заданий.

Критерии оценивания письменных творческих работ.

«5» - Яркое эссе с опорой на точные научные сведения. Четко сформулированная своя точка зрения.

«4» - Грамотно составленное эссе с использованием точных научных сведений.

«3» - Расплывчатое эссе с отсутствием свое позиции, или допущены ошибки в материале.

«2» - Формальное написание эссе без опоры на точные научные сведения.


Методическое обеспечение

Баделин В.И. Земля Иванов: историко-литературные очерки. Иваново, 2001.

Баделин В.И. Люди и легенды Верхневолжья. Иваново, 1990.

Балдин К.Е Яков Гарелин: предприниматель, историк, меценат. М,1993.

Балдин К.Е., Ильин Ю.А. Ивановский край в истории Отечества. Иваново, 1998.

Бобров Е.Н., Иванников А.И. Тихонова пустынь и Лухский край. Иваново, 1999.

Гарелин Я.П. Город Иваново-Вознесенск или бывшее село Иваново и Вознесенский посад. Иваново, 2001.

Герасимов В.В. Сквозь пласты времени. Ярославль, 1988.

Гущина Н.Б. Художественная культура Ивановской области, Иваново, 2007.

Дни Андрея Тарковского на Ивановской земле. – Иваново, 2002.

Зимин В.П. Ивановский край. Биографический словарь, Иваново, 2005.

Иванов Ю.А. Провинциальная культура и церковь. Шуя, 1994.

Иваново: история и современность. Иваново, 1996.

Моя Родина – Ивановский край. Иваново, 2005.

Научно- популярный и литературно-художественный альманах «Солнечная пряжа», выпуск 1/2007.

Краеведческие записки. Выпуск 1. Иваново, 1990.

Куприяновский П.В. О литературе и писателях Ивановского края // Писатели земли Ивановской. Ярославль, 1988.

Литературное краеведение: Фольклор и литература земли Ивановской в дооктябрьский период: Учебное пособие / Сост. И.А. Хромова и П.М. Тамаев. – Иваново, 1991. – 124 с.

«Литературное краеведение» для средней школы / Сост. Л.Н. Таганов, Н.В. Капустин. – Иваново, 1995.

Литературное краеведение: Метод. рекомендации. – Иваново, 2000.

Моя Родина – Ивановский край. Иваново, 2005

Писатели текстильного каря. Иваново, 1953.

Писатели земли Ивановской: Библиографический справочник. Ярославль 1988.

Смирнов В.А. Фольклор Ивановского края// Литературное краеведение: Фольклор и литература земли Ивановской в дооктябрьский период. Учебное пособие. Иваново, 1991.

Шилов М.П. Ивановское краеведение. Иваново, 2005.







8




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!