СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по краеведению 7 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа по краеведению7 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краеведению 7 класс»

Пояснительная записка

7 класс

Краеведение учит людей любить не только свои родные места, но и знать о них, приучает их интересоваться историей, искусством, литературой, повышать свой культурный уровень. Это – самый массовый вид науки. Д.С. Лихачев

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ученика - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края.

Исходя из возрастных особенностей школьников, главной задачей работы по изучению родного края является воспитание у них устойчивого интереса и познавательного отношения к краеведческому материалу.

Tepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и более раннее время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К. Ушинского.

Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.

На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма.

Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:

  • Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

  • в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Программа по краеведению для учащихся 7х классов разработана в соответствии с документами:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»,

  • Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года,

  • Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.

Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города и республики, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости земляков, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Цель программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся:

  • пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного края;

  • воспитание любви к природе родного края;

  • формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

  • стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.


Задачи программы :

  • Приобщение учащихся к национальной культуре

  • Формирование нравственно-этических ценностей

  • Расширение знаний о природе земли ,на которой они живут

  • Подготовка к жизни и труду на примере вековых традиций народа с учетом требований современности

  • Воспитание культуры межнационального общения на основе взаимоуважения

  • Привитие навыков работы с книгой ,архивными материалами музейными экспонатами

  • Развитие поисково-исследовательских способностей у учащихся

Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

  • принцип гуманизации;

  • личностно-ориентированный подход;

  • научность;

  • доступность;

  • дифференцированность;

  • практическая направленность;

  • креативность.

Образовательным результатом программы будет:

  • устойчивый интерес к истории своей Родины;

  • знания по истории и культуре родного края;

  • умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

  • способность творчески мыслить и рассуждать;

  • умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

  • способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

  • способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

 Программа  курса разработана в соответствии с региональной  программой  изучения краеведения (1 час в неделю) для учащихся 7 классов доработана преподавателем/

34 учебных часов для обязательного изучения краеведения в 7-м классе основной школы из расчета :

1четверть-8 часов

2 четверть-7 часов

3 четверть-10часов

4 четверть-9 часов

В основу построения  программы  положен линейно-концентрический принцип, т.е. принцип углубления и расширения материала от класса к классу, расширения по каждому разделу и в свою очередь, каждый курс (5-9 классы) представляют собой завершенную ступень изучения предмета.

Формы контроля знаний, умений, навыков: итоговые тестовые, работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим ; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

Методические аспекты преподавания курса краеведения

В рамках преподавания курса краеведенияя могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).

Учебно-методический комплект:
  1. Культура, литература и история родного края» для 5-11 классов, Ижевск 1991 г.

  2.  Программа  по этнографии и истории  Удмуртии  «История деревни – история народа»

  3. Журавлева А.Н., Христолюбова Л.С.  Программа  изучения удмуртской культуры в 5-11 кл. Ижевск 1993 г

  4. «География Удмуртии» 8-9 класспод редакцией Козловой Н.Т. Ижевск «Удмуртия»1994г.

  5. «Природный ресурсы и экологияУдмуртии» Ижевск «Удмуртский Университет»2000г

  6. «История нашего края»Суханов А.И. Е.И.Шумилов Ижевск»Удмуртия»1988г.

  7. Книга для чтения по удмуртскому краеведению»Черешняя Д.И. Ижевск «Удмуртия»1993г.

  8. «Государственные символы Удмуртской Республики» Ижевск «Удмуртия»1994г.

  9. «Истоки удмуртского народа»Иванова М.В.Ижевск «Удмуртия»1994г.

  10. «Ижевский пруд»под редакцией Туганаева В.Т. Удмуртский Университет»2000г.

  11. «Родники Ижевска» под редакцией Туганаева В.Т. «Удмуртский Университет»2000г.

  12. «Руководство к познанию природы и населения Удмуртии» «Удмуртский Университет»2000г.

Учащиеся 7 класса должны знать:

Удмуртия- на карте мира и страны , Государственные символы  Удмуртии : герб, флаг, гимн

Географическое положение и природа Удмуртской Республики Реки  Удмуртии 

Природные богатства  Удмуртии 

Города  Удмуртии 

Народы, населяющие  Удмуртию. Языческая религия и культура удмуртов и народов проживающих на территории Удмуртской Республики.

Учащиеся 5 класса должны уметь:

А) Называть и показывать :

на карте границы  Удмуртии , города, реки.

Называть народы, проживающие в  Удмуртии 

Называть и показывать на карте города, называть даты их образования.

Называть и показывать на карте крупные реки  Удмуртии . Рассказывать о мерах охраны рек, родников.

Называть время заселения территории  Удмуртии  человеком; время освоения металлов; основные занятия древних людей.

Объяснять изменения, произошедшие в жизни людей с освоением металлов.

Б) Описывать:

Народные приметы о погоде ,о будущем урожае.

Интересные объекты и памятники природы своего района.

Административный район в пределах которого находиться школа.

В) объяснять причины различия плотности населения

в различных районах Удмуртии.

Д) Прогнозировать:

Перспективы развития городов и других населенных пунктов.

Г) составлять генеологию языковых семей, своей семьи; составлять таблицы ,схемы по различным темам.



Учебно-тематический план

по курсу

«Краеведение» (34 часа)

7 класс


НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ

КОЛ-ВО ч.

ДОМИНИРУЮЩИЕ ЦЕЛИ РАЗДЕЛА

ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

1

Общие сведения

1. Удмуртская Республика на карте мира

4

Продолжать формировать у учащихся знания о географическом положении УР, о ее административно-территориальном устройстве



Беседа, работа на контуре

2

2. Удмуртия в составе Российской Федерации




Устный опрос

3

3. Географическое положение и границы республики




Практ. работа

4

4. Административно-территориальное устройство




Объяснение нового материала с элементами беседы

5

Природа 1. Природные условия Удмуртии

16

Знакомить с природными условиями родного края, закреплять навыки работы с различными источниками информации.



Работать с тематическими картами, текстом учебника.







Закреплять умения в построении схем, графиков, таблиц.


Сообщения

6

2.Формы рельефа



Практ. работа

7

3.Геологическое строение и полезные ископаемые



Таблица

8

4.Нерудные полезные ископаемые



Работа с учебником

9

5.Особенности климата




Работа по атласу

10

6.Годовое количество осадков




Практ. работа

11

7.Преобладающее направление ветра



Построение графиков

12

8.Агроклиматические ресурсы



Объяснение нового материала

13

9.Внутренние воды и водные ресурсы



Работа по атласу

14

10.Питание и режим рек



Работа с учебником

15

11.Хозяйственное использование болот



схема

16

12.Мероприятия по охране водных ресурсов



Конспект

17

13. Почвы и почвенные ресурсы



Построение почвенного профиля

18

14. Мелиоративные мероприятия




лекция

19

15. Природные комплексы



схема

20

16. Растительный и животный мир Удмуртии.

Повторение пройденного




Тест

21

Население и трудовые ресурсы

1. Динамика численности населения

6

Познакомить учащихся с численностью населения Удмуртии, национальным составом, плотностью, народами, проживающими на ее территории


График

22

2. Городское и сельское население




Опорный конспект

23

3. Национальный состав населения




Построение диаграмм

24

4. Плотность и размещение населения




Работа по атласу

25

5. Типы населенных пунктов



ОК

26

6.Народы, проживающие в Удмуртии. Обобщение знаний




сообщения

27

Этнография Удмуртов 1.Удмурты в составе Русского государства

8

Формировать представления об удмуртской народности, письменности, языке, занятии удмуртов.


конспект

28

2. Внешний облик и черты характера



Творческая работа

29

3. Письменность и язык



тест

30

4. Формы хозяйственного быта



кроссворд

31

5. Сельское хозяйство и промыслы



Вопросы викторины

32

6. Ремесла и украшения костюма



доклады

33

7. Культурные и торговые связи



Проекты

34

8. Формирование удмуртской народности.

Итоговое повторение




таблица





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!