СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по краеведению 8 класс

Категория: Прочее

Нажмите, чтобы узнать подробности

 Рабочая программа по краеведению 8 класс

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краеведению 8 класс»

Пояснительная записка

8 класс

Краеведение имеет большое значение в воспитании патриотических чувств школьников, расширении кругозора, развитии их интеллектуального и творческого потенциала. «Малая Родина» ученика - это и природа, которая его окружает, семья, дом, школа, это и памятные места города, его исторические и культурные центры, промышленные предприятия города, это и известные люди, гордость и слава нашего края. Tepмин «краеведение» закрепился в русском языке лишь в начале XX в., но о необходимости краеведной (или краеведческой) деятельности говорили и более раннее время. В XIX в. разрабатывались уже школьные учебные программы «родиноведения» (или «отчизноведения»), краеведению было отведено заметное место и в концепции «народного воспитания» К. Ушинского. Ныне под краеведением понимают сферу научной, культурно-просветительской и памятнико-охранительной деятельности определенной тематики: прошлое и настоящее какого-либо «края», а также сферу общественной деятельности той же направленности, к которой причастны не только ученые-специалисты, но и широкий круг лиц, преимущественно местных жителей.

На современном этапе развития образования, когда у учащихся появилось больше возможностей узнать о мировой истории и культуре, изучение родного края при недостаточном обеспечении методической и учебной литературой становится актуальной как ведущий фактор воспитания патриотизма.

Важность данной проблемы отражена в целом ряде документов:

  • Законе Российской Федерации «Об образовании». Один из целевых ориентиров документа направлен на защиту национальных культур и региональных культурных традиций.

  • в проекте «Национальной доктрины образования в Российской Федерации» подчеркивается, что система образования призвана обеспечить «историческую преемственность поколений, сохранение, распространение и развитие национальной культуры, воспитание бережного отношения к историческому и культурному наследию народов России; воспитание патриотов России, граждан правового демократического, социального государства, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью и проявляющих национальную и религиозную терпимость».

Программа по краеведению для учащихся 8 –х классов разработана в соответствии с документами:

  • Законом Российской Федерации «Об образовании»,

  • Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года,

  • Государственной программой «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации» Программа патриотического воспитания школьников на основе изучения истории и культуры родного края служит решению образовательных и воспитательных задач современной школы.

Программа призвана обогатить знаниями об историческом прошлом нашего города и республики, культурных традициях прошлого и настоящего, воспитывать школьников на примерах мужества, героизма и мудрости земляков, развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, воспитывать чувства гражданственности и патриотизма.

Цель программы: способствовать воспитанию патриотических чувств, формированию патриотического сознания учащихся:

  • пробуждение интереса и бережного отношения к историческим и культурным ценностям родного края;

  • воспитание любви к природе родного края;

  • формирование гражданского самосознания, чувства гордости за достижения своих земляков;

  • стремления к творческой деятельности по изучению, восстановлению, сохранению и приумножению материальных и духовных ценностей родного края.

Принципы и подходы, лежащие в основе программы:

  • принцип гуманизации;

  • личностно-ориентированный подход;

  • научность;

  • доступность;

  • дифференцированность;

  • практическая направленность;

  • креативность.

  • Образовательным результатом программы будет:

  • устойчивый интерес к истории своей Родины;

  • знания по истории и культуре и природе родного края;

  • умение устанавливать связи между прошлым и современностью;

  • способность творчески мыслить и рассуждать;

  • умение решать практические задачи с помощью наблюдения, сравнения;

  • способность заниматься исследовательской деятельностью индивидуально и в творческих группах;

  • способность рефлексировать свою учебно-познавательную деятельность.

  •  Программа  курса разработана в соответствии с региональной  программой  изучения краеведения (1 час в неделю) для учащихся 8 классов

  • 34 учебных часов для обязательного изучения краеведения в 8-м классе основной школы из расчета :

  • 1четверть-9 часов

  • 2 четверть-7 часов

  • 3 четверть-10часов

  • 4 четверть-8 часов

  • В основу построения  программы  положен линейно-концентрический принцип, т.е. принцип углубления и расширения материала от класса к классу, расширения по каждому разделу и в свою очередь, каждый курс (5-9 классы) представляют собой завершенную ступень изучения предмета. Данный курс не дублирует смежные школьные программы (географию, биологию, историю), а дополняет и синтезирует знания полученные при изучении данных предметов, концентрирует внимание учащихся на ключевом понятии «родной край».

  • Формы контроля знаний, умений, навыков: итоговые тестовые, работы; фронтальный и индивидуальный опрос; отчеты по практическим ; творческие задания (защита рефератов и проектов, моделирование процессов и объектов).

  • Методические аспекты преподавания курса краеведения

  • В рамках преподавания курса краеведения могут быть освоены и эффективно использованы современные информационные и коммуникационные технологии (на элементарном уровне).

  • Учебно-методический комплекс:
  1. Культура, литература и история родного края» для 8-11 классов, Ижевск 1991 г.

  2.  Программа  по этнографии и истории  Удмуртии  «История деревни – история народа»

  3. Журавлева А.Н., Христолюбова Л.С.  Программа  изучения удмуртской культуры в 5-11 кл. Ижевск 1993 г

  4. «География Удмуртии» 8-9 класс под редакцией Козловой Н.Т. Ижевск «Удмуртия»1994г.

  5. «Природный ресурсы и экологияУдмуртии» Ижевск «Удмуртский Университет»2000г

  6. «История нашего края»Суханов А.И. Е.И.Шумилов Ижевск»Удмуртия»1988г.

  7. Книга для чтения по удмуртскому краеведению»Черешняя Д.И. Ижевск «Удмуртия»1993г.

  8. «Государственные символы Удмуртской Республики» Ижевск «Удмуртия»1994г.

  9. «Истоки удмуртского народа»Иванова М.В.Ижевск «Удмуртия»1994г.

  10. «Ижевский пруд»под редакцией Туганаева В.Т. Удмуртский Университет»2000г.

  11. «Родники Ижевска» под редакцией Туганаева В.Т. «Удмуртский Университет»2000г.

  12. «Руководство к познанию природы и населения Удмуртии» «Удмуртский Университет»2000г.

  • Учебно-тематический план
  • по курсу

  • «Краеведение» (34 часа)

  • 8 класс

    • НАЗВАНИЕ РАЗДЕЛА, ТЕМЫ

    • КОЛ-ВО ЧАСОВ

    • ДОМИНИРУЮЩИЕ ЦЕЛИ РАЗДЕЛА

    • ОСНОВНЫЕ ПОНЯТИЯ

    • ФОРМЫ КОНТРОЛЯ

    • 1

    • Моя Родина  Удмуртия 

    • 1

    • Вспомнить границы  Удмуртии , города, реки. Дать представление какие народы проживают на территории Удмуртии дать представление о природе ,о природных богатствах родного края, о внутренних водах расположенных на территории Удмуртии, Дать понятия достопримечательность ,познакомить с достопримечательностями Удмуртии и известными людьми родного края

    • Природа, природные богатства  Удмуртии . Реки. Достопримечательности  Удмуртии . Известные люди ,Родина

    • Фронтальный опрос

    • 2

    • Раздел I. Страницы истории Отечественная война 1812 г. и наш край.

    • 6

    • Дать представление о понятии –«кузница оружия для русской армии»,о вкладе нашего края в дело борьбы с Наполеоном.

    • Ижевский оружейный завод – кузница оружия для русской армии. Население Вятского края в борьбе с армией Наполеона. Надежда Дурова

    • Творческое задание по теме: Отечественная война 1812 г. и наш край

    • 3

    • Сибирский тракт и декабристы.

    • Познакомить с историей Сибирского тракта,

    • . Сибирский тракт и декабристы.

    • Составить тест

    • 4

    • Социально-экономическое развитие края в первой половине XIX в.

    • Научить характеризовать социально-экономическое развитие края. Дать представления о Социально-экономическое развитие края в первой половине XIX в.

    • Сельское хозяйство и ремесло. Промышленность и торговля.

    • Устный опрос

    • 5

    • Социально-экономическое развитие края во второй половине XIX в.

    • Проведение реформы 1861 г. в  Удмуртии . Сельское хозяйство. Расслоение крестьянства. Развитие промышленности.

    • Научить характеризовать социально-экономическое развитие края. Дать представления о Социально-экономическое развитие края во второй половине XIX в.

    • Устный опрос

    • 6

    • Мултанский процесс

    • Мултанский процесс

    • Ознакомить и дать представление учащимся о Мултанском процессом

    • Устный опрос

    • 7

    • Обобщающий урок «Вехи истории»

    • Тест :Социально-экономическое развитие края в XIX веке»

    • 8

    • Раздел II. Города  Удмуртии 

    • Ижевск – столица республики

    • 8

    • Познакомить с важные даты истории города. Объяснить происхождение названия. Дать педставление о наиболее важных событиях в истории города

    • Ижевск. Этимология названия. Страницы истории.

    • кроссворд

    • 9

    • Улицы и площади Ижевска

    • Дать представление о старых и новых названиях улиц и площадей столицы.

    • Старые и новые названия улиц и площадей.

    • Творческое задание по теме:Улицы и площади Ижевска

    • 10

    • Архитектурные памятники столицы  Удмуртии 

    • Дать представления о архитектурных памятниках столицы  Удмуртии .

    • Дудин – первый профессиональный архитектор Ижевска. Архитектурные памятники XVIII-XIX вв.

    • Сообщение по теме: «Архитектурные памятники столицы  Удмуртии »

    • 11

    • Воткинск

    • Познакомить с важными датами в истории города. Объяснить происхождение названия. Дать представление о наиболее важных событиях в истории города

    • Этимология названия. Страницы истории. Воткинск – родина П.И. Чайковского

    • Сообщение по теме»Города Удмуртии»

    • 12

    • Глазов

    • Познакомить с важными датами в истории города. Объяснить происхождение названия. Дать представление о наиболее

    • Этимология названия. .достопримечательности города

    • кроссворд

    • 13

    • Сарапул

    • Познакомить с важными датами в истории города. Объяснить происхождение названия. Дать представление о наиболее

    • Этимология названия. .достопримечательности города

    • сообщение

    • 14

    • Можга

    • Камбарка

    • Познакомить с важными датами в истории города. Объяснить происхождение названия. Дать представление о наиболее

    • Этимология названия. .достопримечательности города

    • Рассказ о гербе города

    • 15

    • Обобщающий урок «Города  Удмуртии »

    • Контрольная работа№1«Города  Удмуртии »

    • 16

    • Раздел III. Человек и семья в народной культуре Календарно-обрядовые праздники.

    • Зимний цикл

    • 6

    • Дать представление о трех циклах календарно-обрядовых праздников и праздники входящие в них.

    • Календарно-обрядовые праздники. Три цикла. Праздники входящие в каждый цикл

    • Устный опрос

    • 17

    • Зимний цикл

    • Дать представление о праздниках зимнего цикла.

    • Обычаи и обряды празднования Вожодыр. Встреча Нового года. Крещение. Рождество (выль ар)

    • Сообщение по теме»

    • Календарно- обрядовые праздники»

    • 18

    • Весенне- летний цикл

    • Дать представление о праздниках зимнего цикла.

    • Обычаи и обряды празднования масленицы, Великого четверга, Пасхи, Гырыны потон – праздника первой борозды. Гырон быдтон – окончания весенне-полевых работ, троицы, гербера.

    • Сообщение по теме»

    • Календарно- обрядовые праздники»

    • 19

    • Осенний цикл

    • Дать представление о праздниках

    • Фронтальрый опрос

    • 20

    • Обобщающий урок по теме»Человек и семья в народной культуре»

    • тестирование

    • 21

    • Обобщающий урок по теме»Человек и семья в народной культуре»

    • Контрольная работа2 Народная культура Удмуртии»

    • 22

    • Раздел IV. Духовная культура  Удмуртии 

    • Откуда есть пошел народ удмуртский

    • 13

    • Дать представление о происхождении этнонима «удмурт». Описать, как происходило формирование удмуртского народа. Познакомить с проблемами происхождения этнонима «удмурт». Дать представление о первых письменных сведениях об удмуртах и процессе формирования удмуртского народа

    • Проблема происхождения этнонима «удмурт». Первые письменные сведения об удмуртах. Процесс формирования удмуртского народа

    • Устный опрос, беседа

    • 23

    • Языческая религия удмуртов

    • Познакомить и описать главных героев и персонажей удмуртских верований, дать представление что такое язычество, языческая религия удмуртов. Дать характеристику главным героям и персонажей удмуртских верований

    • Языческая религия удмуртов. Характеристика главных героев и персонажей удмуртских верований

    • Работа в тетради

    • 24

    • Народная песня Песенное творчество композиторов Удмуртии

    • Дать предстваление о фольклоре,познакомить с творчество удмуртских композиторов. Дать понятие Народная песня Песенное творчество композиторов

    • Место песни в удмуртском и русском фольклоре. Удмуртские и русские на Творчество удмуртских композиторов Г. Корепанова, . Корепанова-Камскогородные песни.

    • доклады

    • 25

    • Зарождение физической культуры в  Удмуртии 

    • Дать представление о том как зарождалась физическая культура в  Удмуртии .

    • Зарождение массовой физической культуры. Первые стадионы. Первые спортивные соревнования

    • сообщения

    • 26

    • Чемпионы мира и олимпийских игр наши земляки

    • Познакомить с именами знаменитых спортсменов – наших земляков.

    • Лыжники: Кулакова, Тихонова. Биатлонисты Буранов, Ушаков, Медведцев и другие спортсмены.

    • Посещение музея Спортивной славы

    • 27

    • Физкультура и спорт сегодня

    •  Дать представления о развитии физкультуры и спорта в наши дни

    • Удмуртия  спортивная сегодня.

    • Новости спорта

    • 28

    • Развитие образования в  Удмуртии 

    • Дать представление о развитии образования и науки в  Удмуртии .Дать понятия :Земская школа,,Церковно-приходская школа

    • Развитие образования в  Удмуртии . Старейшие школы  Удмуртии . Первые учителя. В.В. Толстая, В.Вештомов. Земская школа,,Церковно-приходская школа

    • Составить вопросы

    • 29

    • Ученые наши -земляки

    • Познакомить имена ученых – наших земляков.

    • П.К. Ощепков создатель радиолокатора, В. Парин – академик медицины, Д.К. Зеленин – этнограф и др

    • Составить вопросы по теме урока

    • 30

    • Удмуртская национальная одежда

    • Дать представление о национальном костюме северных и южных удмуртов.

    • Удмуртская национальная мужская и женская одежда. Отличия в одежде северных и южных удмуртов

    • Творческое задание по теме « Национальная одежда Удмуртского края»

    • 31

    • Русская и татарская национальная одежда

    • Дать представление о мужском и женском национальном костюме русских, татар

    • Русская национальная женская и мужская одежда.

    • Творческое задание по теме « Национальная одежда Удмуртского края»

    • 32

    • Удмуртский театр

    • Страницы истории.

    • Устный опрос

    • 33

    • Музеи Удмуртии

    • познакомить с музеями  Удмуртии ,дать представление о Национальном краеведческом музей, Музей Калашникова М.Т. Кулаковой Г.А. ,о музеи изобразительных искусств,о музеи истории и культуры г. Воткинска

    • Национальный краеведческий музей. Страницы истории. Музей Калашникова М.Т. Кулаковой Г.А. Музей изобразительных искусств. Музей истории и культуры г. Воткинска

    • Сообщение по теме «Музеи  Удмуртии  »

    • 34

    • Обобщающий урок По теме «Духовная культура Удмуртии»

    • итоговый тест по Краеведению

  • Список литературы:

  1. Культура, литература и история родного края» для 8-11 классов, Ижевск 1991 г.

  2.  Программа  по этнографии и истории  Удмуртии  «История деревни – история народа»

  3. Журавлева А.Н., Христолюбова Л.С.  Программа  изучения удмуртской культуры в 5-11 кл. Ижевск 1993 г

  4. «География Удмуртии» 8-9 класс под редакцией Козловой Н.Т. Ижевск «Удмуртия»1994г.

  5. «Природный ресурсы и экологияУдмуртии» Ижевск «Удмуртский Университет»2000г

  6. «История нашего края»Суханов А.И. Е.И.Шумилов Ижевск»Удмуртия»1988г.

  7. Книга для чтения по удмуртскому краеведению»Черешняя Д.И. Ижевск «Удмуртия»1993г.

  8. «Государственные символы Удмуртской Республики» Ижевск «Удмуртия»1994г.

  9. «Истоки удмуртского народа»Иванова М.В.Ижевск «Удмуртия»1994г.

  10. «Ижевский пруд»под редакцией Туганаева В.Т. Удмуртский Университет»2000г.

  11. «Родники Ижевска» под редакцией Туганаева В.Т. «Удмуртский Университет»2000г.

  12. «Руководство к познанию природы и населения Удмуртии» «Удмуртский Университет»2000г.


Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!