СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по краеведению "Моя Самара"

Категория: Всем учителям

Нажмите, чтобы узнать подробности

Краеведение в системе образования России является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей. Историческое краеведение – это знание о прошлом края, его настоящем и перспективах развития. Все это  в полной мере реализуется через предложенную краеведческую программу.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по краеведению "Моя Самара"»

Пояснительная записка

В настоящее время остро ощущается необходимость возрождения духовности, изучения культуры своего народа, изучения прошлого и настоящего своей «малой родины», восстановление духовности для формирования нравственной личности гражданина и патриота своей страны. Неоспорима мысль о том, что малая родина, отечество, родной край играют значительную роль в жизни каждого человека. Частица любимой Отчизны, дорогие сердцу места, близкие душе обычаи. Но мало говорить о любви к родному краю, надо знать его прошлое и настоящее, богатую духовную культуру, народные традиции, природу. Сегодня все больше регионов России создают новые программы и методические разработки, отвечающие давно назревшей потребности воспитывать с детства любовь к своей малой родине, отчему краю.

Краеведение в системе образования России является традиционным и эффективным средством обучения и воспитания детей. Краеведческое воспитание должно начинаться с малых лет. Сегодня очевидны огромные воспитательные возможности краеведческого материала, который позволяет растить гражданина не на абстрактных гражданских идеалах, а на примере из жизни родителей, соседей, на событиях из истории своего города, района, области. В жизни любых поколений обыденное переплетается с героическим, трагическим и даже фарсом. Но именно благодаря знакомству, можно сказать, погружению в прошлое, воспитание из сферы общих рассуждений переходит в область воссоздания, воссоединения с реальными историческими корнями, сохранения преемственности поколений.

Историческое краеведение – это знание о прошлом края, его настоящем и перспективах развития. Оно является важным средством реализации концептуальных направлений, сформулированных и развитых в программных документах школьного образования: «Национальной доктрине образования в Российской Федерации на 2006-2025 гг.», Государственной программе «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2006-2010 гг.».

Ведущая идея этих документов – органическое единство интересов личности, общества и государства в воспитании гражданина России с активной жизненной позицией. Эта идея в полной мере реализуется через предложенную краеведческую программу.

Данная программа предназначена для учащихся 5-6-х классов.



Цель программы:

Формирование эмоционально-ценностного отношения к истории своего края, семьи, страны в целом, а также воспитание гражданственности и патриотизма у учащихся, путем знакомства с традициями и обычаями своей родной Земли.

Задачи:

- формировать у учащихся, адекватной современному уровню знаний, картины мира;

- воспринимать историю края как часть истории России;

- формировать у школьников основной школы когнитивных, гражданских и интеллектуальных компетенций;

- активизировать поисковую деятельность учащихся;

- вырабатывать умения по ведению посильной исследовательской работы в области краеведения;

-формировать у школьников навыки информационной культуры.



Личностные результаты:

1) формирование чувства гордости за свою Родину, её историю, российский народ, становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций многонационального российского общества;

2) формирование средствами краеведческого материала целостного взгляда на мир в единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) воспитание художественно-эстетического вкуса, эстетических потребностей, ценностей и чувств на основе опыта краеведческой деятельности;

 4) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

5) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре своего народа и других народов, живущих рядом; выработка умения терпимо относиться к людям иной национальной принадлежности;

7) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

8) развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах общения;

9) наличие мотивации к творческому труду и бережному отношению к материальным и духовным ценностям, формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни.

Метапредметные результаты:

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления;

2) освоение способами решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) использование различных способов поиска учебной информации в справочниках, словарях, энциклопедиях и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами;

5) овладение навыками смыслового чтения научных текстов в соответствии с целями и задачами, осознанного построения речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации;

6) готовность слушать собеседника и вести диалог, признавать различные точки зрения и право каждого иметь и излагать своё мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

7) умение договариваться о распределении ролей в совместной деятельности, осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, общей цели и путей её достижения, осмысливать собственное поведение и поведение окружающих;

8) готовность конструктивно разрешать конфликты посредством учёта интересов сторон и сотрудничества.







Учебно-тематический план



п/п



Тема

Общее количество часов

В том числе

теория

практика

1

Что такое краеведение?


2

1

1

2

Древняя карта Самарской земли


2

1

1

3

Когда появилась Самарская крепость


2

1

1


4

Самара уездная


2

1

1

5

Самара губернская

2

1

1

6

Самара купеческая

2

1

1

7

Самара на рубеже XIX-XXвеков

2

1

1

8-10

История страны в истории края

6

2

4

11

Самара становится Куйбышевом

2

1

1

12

Куйбышев – запасная столица

2

1

1

13

Куйбышев - промышленный

2

1

1

14

Возвращение исторического имени городу

2

1

1

15

Самара космическая


3

2

1


16

Самара в наши дни


3


2

1





































Содержание программы «Моя Самара» (34 часа)

  1. Что такое краеведение? (2 часа)

Наука «история». Краеведение – раздел истории. Определение содержания нового предмета. Источники краеведения. Понятие малой и большой Родины. История семьи, школы, улицы, района, города, страны, человечества.

Может быть предложено задание учащимся по составлению «семейного древа», с последующей презентацией.



2. Древняя карта Самарской земли (2 часа)

Природа и климат Самарской области в древности, Племена, жившие на территории современной Самарской области. Их занятия, хозяйство, быт, нравы, верования, взаимоотношения с соседями.

Посещение музея археологии Самарской области



3. Когда появилась Самарская крепость (2 часа)

Волжская вольница. Самарская Лука – центр формирования волжского казачества Предания о вольной казацкой жизни. «Самар» и «Самарский городок». Заселение Среднего Поволжья и строительство крепости Самары Г. И. Засекин.

Экскурсия по старой Самаре с посещением месторасположения крепости.



4. Самара уездная (2 часа)

Переименование крепости в город. Самара и восстание С. Т. Разина. Сказания, легенды и предания о С. Т. Разине. Новый облик города. Самара центр уезда. Появление Самарского герба.

Посещение краеведческого музея.



5. Самара губернская (2 часа)

Территория Самарской губернии в XIXвеке. Самые старые улицы города. 1851 год – образование Самарской губернии. Изменение статуса Самары в Российской империи. П. В. Алабин.

Может быть предложен проект по поиску старых названий улиц города и воссоздания истории одной из них с последующими презентациями.



6. Самара купеческая (2 часа)

Социальный состав Самары в XVIII- XIX веках. Роль купечества в жизни города и края. Быт и традиции Именитые самарские купцы.

Подготовка и презентация сообщений о самарских купцах.









7. Самара на рубеже XIX-XXвеков (2 часа)

Общественно-политическая и культурная жизнь самарского края на рубеже веков. Самара рабочая. Появление в Самаре первых крупных промышленных предприятий.

Подготовка и презентация учащимися материалов о первых самарских заводах и известных общественно-политических деятелях.

8-10. История страны в истории края (6 часов)

В истории города- отражение истории страны. Самарцы- участники русско-японской войны. Самара в годы революционных потрясений. Провозглашение Советской власти в Самарской губернии. Самара в годы гражданской войны. Самарский край в 1920-е годы

Подготовка проекта и оформление стенда «История страны в истории края в лицах»



11.Самара становится Куйбышевом (2часа)

Изменение территориальных границ области. Роль и значение В. В. Куйбышева в общественно-политической жизни края. Самара в годы репрессий. Развитие в предвоенные годы промышленности, науки и культуры.

Оформление стенда «Самара в 30-е годы».



12. Куйбышев – запасная столица (2 часа)

Г. Куйбышев в военные годы. Значение «запасной столицы». Ратный и трудовой подвиг куйбышевцев в годы Великой Отечественной войны.

Возможен вариант проведения экскурсии в музее истории войск ПУРВО, или приглашение на классный тематический час участника войны, или написание творческой работы «Благодаря им - мы живём»



13. Куйбышев - промышленный (2 часа)

Восстановление страны в послевоенное время. Развитие оборонной и тяжёлой промышленности в Куйбышеве. Вклад куйбышевских предприятий в развитие страны. Куйбышевские заводы. Строительство ВАЗа в Тольятти. Куйбышевская область – центр автомобилестроения.

Разработка и презентация проектов «Гордость советской промышленности». В технологии группового сотрудничества подготовить и представить материал по одному из крупных промышленных предприятий 60-ых – начала 80-ых годов.



14. Возвращение исторического имени городу (2 часа)

Страна на переломном этапе. Страна сильна провинцией. Возрождение духовных, культурных и исторических традиций. Забота о культурном наследии прошлого. Охрана исторических и культурных памятников. Возвращение городу исторических наименований улиц.

Проведение исторической викторины внутри параллели 5-х классов «Знаешь ли ты город, в котором живёшь?»



15. Самара космическая (3 часа)

Из истории космонавтики (краткий экскурс). Самарский РКЦ Прогресс – важное звено в развитии отечественной космонавтики.

Посещение музея космонавтики.



16. Самара в наши дни (3 часа)

Современный облик города. Культурный уровень города: школы, ВУЗы, театры, музеи. Земляки – современники, которыми мы гордимся.

Оформление стенда или газеты «Наш город сегодня» .





























































Список литературы

1. Дубман Э. Л Князь Григорий Засекин ( хроника жизни и деятельности строителя волжских городов). Самара, 1995

2. Дубман Э. Л. Сказанье о первых самарцах: очерки по истории Самары 1586-1680 гг.- Самара, 1991.

3. История Самарского Поволжья с древнейших времён до наших дней. Бронзовый век. / Ред.: Колев Ю. И., Мамонов А. Е., Турецкий М. А. . – Самара, 2000.

4. История Самарского Поволжья с древнейших времён до наших дней. Каменный век. / Ред.: Выборнов А. А., Колев Ю. И., Мамонов А. Е. – Самара, 2000.

5. История Самарского Поволжья с древнейших времён до наших дней. Ранний железный век и средневековье/ Под ред.: Васильева И. Б. ,Матвеевой Г. И.. – М.,2000.

6. История Самарского Поволжья с древнейших времён до наших дней. XVI- первая половина XIX века.. М,2000.

7. Матвеева Г. И. Археологические памятники железного века на территории Куйбышевской области.- Куйбышев, 1980

8. Самарская область. – Самара, 2001

9. Храмков Л. В. Введение в Самарское краеведение. – Самара, 2007



Интернет – ресурсы

1. http://samara-kraeved.ru/

2. http://www.alabin.ru/alabina

3. http://www.samara-history.ru/

4. http://oldsamara.samgtu.ru/

5. http://hist.samsu.ruistnauka/kraeved

























РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО КРАЕВЕДЕНИЮ

«Моя Самара»























Подготовила

Коробцова Надежда Юрьевна

учитель истории и обществознания



















Самара, 2016






















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!