Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 13
2 часа в неделю (всего 68 часов)
Срок реализации: 2014-2017 учебный год
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ:
1. Пояснительная записка 3
2. Содержание курса 7
3. Требования к уровню усвоения курса 8
4. Тематическое планирование курса 10
4.1 Тематическое планирование (2класс) 10
4.2 Тематическое планирование (3класс) 14
4.3 Тематическое планирование (4класс) 18
5. Терминологический словарь 23
6. Литература 24
7. Приложение 25
Пояснительная записка.
« Русский народ создал русский язык, яркий, как радуга после весеннего ливня, меткий, как стрела, певучий, как песня над колыбелью»
А.Н. Толстой
Процесс глубоких перемен, происходящих в образовании, выдвигает приоритетной проблему творчества, развития творческого мышления, способствующего формированию творческого потенциала личности, отличающегося неповторимостью, оригинальностью, способностью ориентироваться в многообразии окружающего мира. Одна из центральных проблем в современной методике начального обучения – это языковое образование и речевое развития младшего школьника.
Язык – орудие познания и главное средство общения, и только хорошо владея всеми его богатствами, дающими ключ к познанию и знанию, человек говорящий осознает себя полноценной личностью.
«Дитя, которое не привыкло вникать в смысл слова, темно понимает или вовсе не понимает его настоящего значения и не получает навык распоряжаться им свободно в изустной или письменной речи, всегда будет страдать от этого недостатка при изучении всякого другого предмета», - подчеркивал К. Д. Ушинский.
Прошло много времени с тех пор, как были написаны эти строчки, но актуальность их не пропадает: через развитие устной и письменной речи к познанию всех наук.
Развитие речи ребенка – один из общих показателей развития личности, наряду с развитием нравственным, духовным, интеллектуальным – это способ введения ученика в культуру, условие его саморазвития, его способности общаться, познавать новое, впитывать ценности культуры. Речевая способность является первоосновой любой деятельности человека.
В учебных планах школ отдельной графой уроки развития речи не значатся. Их проведение рекомендовано наряду с уроками изучения языковой теории, с уроками обучения правописанию и литературного чтения. Педагогический опыт и практика работы в школе показывают, что наиболее слабым звеном в системе обучения русскому языку, к сожалению, является работа по развитию связной речи. В современных учебниках нередко отсутствует система заданий и специальных упражнений, позволяющих развивать все виды речевой деятельности школьников, а также умение детей свободно пользоваться русский языком в различных ситуациях общения.
Для формирования личностных качеств школьника-креативности, готовности к нестандартным решениям, к созиданию необходима система сочетания учебной деятельности, в рамках которой формируются базовые знания, умения и навыки, с деятельностью творческой, связанной с развитием индивидуальных задатков учащихся, их познавательной активностью.
Начинать приближение к современному речевому идеалу необходимо в первую очередь на уроках обучения грамоте, включая работу над развитием речевого аппарата:
развитие фонематического слуха;
выработка умения устойчивого произношения звуков в словах;
развитие у детей эмоциональной выразительной речи;
постановку правильного дыхания при произношении звуков, слов, фраз, предложений.
Главная цель спецкурса: разностороннее развитие личности
Цель курса:
- Углубленное изучение программного материала по русскому языку и литературному чтению, формированию интереса и стремления к познанию родного русского языка.
- Овладение системой языкового образования и речевое развитие младших школьников, оказывающее благотворное влияние на развитие личности, полноценно владеющей речью во всех ее формах (чтение, письмо, говорение, слушание)
- Развитие умений и навыков адекватного коммуникативного поведения, нравственных, эстетических, этических, социально-значимых качеств личности школьника.
- Развитие творческого воображения, логического, критического, гибкого мышления и литературных способностей детей.
Задачи:
Формирование образа мира средствами развития устной и письменной формы речевого творчества;
приобщение к ценностям культуры;
развитие творчества и интереса к познанию;
формирование здорового и безопасного образа жизни;
приобщение к семейным ценностям.
Ключевые понятия предметного содержания: ПОЗНАНИЕ, КУЛЬТУРА, ОБЩЕНИЕ, МИРОЛЮБИЕ, ТВОРЧЕСТВО.
Изучение программного материала строится по концентрической системе. Ступенчатое построение материала при концентрической структуре основывается на объективных законах усвоения знаний детьми.
Важнейшая роль в реализации целей и задач, стоящих перед начальной школой, принадлежит изучению родного языка.
Подпрограмма спецкурса “Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам/» составлена с учетом имеющихся в методиках русского языка и литературного чтения подходов по развитию речи младших школьников, представляет собой курс межпредметной интеграции (русский язык, литературное чтение, окружающий мир, краеведение). Каждое занятие включает творческие и коммуникативные задания.
Специфические принципы, на которые опирается содержание и структура подпрограммы:
художественно-эстетический;
интеграции;
сотрудничества, творческого партнерства учителя и учащихся, между учениками;
поощряемости творческих успехов каждого ученика.
личностно ориентированного подхода;
учение без принуждения, обучение с увлечением;
от практики – к теории и опять к практике;
научности и доступности;
исследование, творчество, поиск – залог успеха.
Своеобразие предлагаемой подпрограммы спецкурса заключается в том, что в ней сделана попытка интеграции уроков русского языка и литературного чтения. Урок речевого творчества проводится как занятие по интересам. Основу данного курса составляет развитие речи и творческих способностей у младших школьников.
Важнейшая задача учителя – создание условий для появления у учащихся положительных эмоций по отношению к учебной деятельности.
Для реализации поставленных целей необходимо соблюдение следующих условий:
свободная атмосфера в классе;
доверие и уважение к ученикам, предоставление самостоятельности в познавательной деятельности;
внимание к интересам каждого ученика, к его склонностям, здоровью, к его способностям;
высокий уровень познавательных интересов, внимание учителя к мотивации учения, решение субъективно-творческих задач при изучении новых тем.
Для проведения занятий актуальны игровые, коммуникативные, исследовательские (проблемно-поисковые) технологии.
Ведущие методы обучения - деятельностный, частично-поисковый, проблемного изложения, исследовательский, эвристический, учебный диалог и дискуссия, общения (обучение в содружестве, взаимообучение, работа в парах и группах сменного состава), способствующие развитию творческих способностей.
Для проведения курса речевого развития используются нетрадиционные формы обучения: путешествие, турнир, спектакль, ярмарка, конкурс, телепередача, конференция, диспут, праздник, творческая мастерская слова, исследование, театрализованные представления и коллективно - творческие дела, интеллектуально – творческие игры, деловые, сюжетно-ролевые, познавательные игры, творческие и исследовательские мини-проекты, выставки, концерты, аукционы, экскурсии, соревнования, олимпиады, викторины.
Помогают постигать науку общения и творчества произведения художественной литературы, устного народного творчества, живопись, музыка, окружающая природа.
Программный материал разделен на 4 модуля.
Речь и речевая деятельность.
Речевые жанры.
Культура общения.
Речевое творчество детей
Задачи подготовительного этапа.
Учить детей слушать и слышать говорящего и себя, развивать речевой и фонематический слух, слуховую память.
Вырабатывать умение устойчивого произношения звуков в словах, добиваться чистоты и правильности произношения.
Учить детей управлять своим голосом, своими чувствами, развивать эмоциональную и выразительную речь, артистические способности.
Расширять кругозор детей, уточнять, обогащать, активизировать словарный запас. Ознакомить с элементами теории речеведения (текст, виды текстов, структура).
Помочь детям осмыслить их речевую практику, организовать активную речевую деятельность для овладения умением общаться.
Формировать навыки речевого этикета, культуры общения и культуры поведения. Обогащать речь ребенка словами, оборотами, конструкциями, необходимыми в повседневном общении с людьми, воспитывать внимательное, вдумчивое отношение к их употреблению, умению выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации.
Создать в детском коллективе атмосферу созидания и творчества, помочь раскрыться способностям каждого ученика.
Развивать самостоятельность, активность, инициативу, стремление к познанию и творческому использованию жизненного опыта ребенка.
Задачи основного этапа.
Развивать школьника, как личность, полноценно владеющей устной и письменной речью, на её основе развивать интеллектуальную, эмоциональную, практическую деятельность.
Учить анализировать, сравнивать, выделять главное, доказывать свою точку зрения, исследовать законы языка и речевой деятельности, оценивать общение и речь, создавать тексты (повествование, описание, размышление), речевые жанры (этикетные диалоги, выдуманные рассказы, сказки и рассказы, реально существующие), составлять план текста в разной речевой форме (3 класс), сложный план, учить выборочному, сжатому пересказу с творческим заданием.
Учить восприятию духовно-эстетических ценностей, заключенных в звуках родного языка, в русском народном творчестве, в произведениях детских писателей и поэтов.
Обогащать и активизировать словарный запас, учить понимать язык, думать над ним и творить на нем, связывать воедино грамматический и речевой аспект обучения родному языку.
Формировать интерес и познавательную активность, мотивацию творческой деятельности, развивать творческие способности личности в процессе усвоения диалогической и монологической речи, излагать собственные мысли в свободной творческой интерпретации в устной и письменной форме.
Вооружать учащихся знанием принятых в культурном обществе норм этикета и общения, норм культуры речи, воспитывать уважение, чуткое, доброжелательное отношение друг к другу.
Обучить основным правилам и приёмам эффективного коммуникативного поведения в различных ситуациях.
Научить учащихся осмысливать свою и чужую коммуникативную практику, развивать внимание к собственной речи и речи собеседника, умение анализировать собственное коммуникативное поведение и конструктивно вести себя, выбирать пути оптимизации речевой деятельности.
Отличительные свойства специального курса
“Мастерская речевого творчества»
Решает задачи формирования активной творческой личности.
Формирует личностную мировоззренческую позицию «Я – часть мира и моё отношение к этому миру».
Развивает у младшего школьника представления о фундаментальности научных и творческих ценностей.
Закладывает основы для приобщения ребёнка к культурно-творческой деятельности, нравственных правил и ключевых социальных компетенций, обобщённых способов познания, коммуникативной, практической и творческой деятельности.
Реализует идеи сотрудничества и взаимопомощи.
Речевые идеи (2класс)
«Школа – это мир детства, радости и надежд, где благодатная почва для творческой деятельности, где не угасает одухотворяющий поиск разума и добра. М.Р. Львов
«Интерес к учению появляется только тогда, когда есть вдохновение, рождающееся от успеха». В.А. Сухомлинский.
«Чтение - один из истоков мышления и умственного развития». В.С.Сухомлинский.
«Деятельность - единственный путь к знанию «Бернард Шоу»
Красив тот, кто красиво поступает.
Рабочая программа по внеурочной деятельности (Научно-познавательная направленность), подпрограмма – спецкурс «Мастерская речевого творчества» для 2 класса составлена на основе ФГОС НОО, примерной основной образовательной программы спецкурса КОУ (компонента образовательного учреждения) базисного учебного плана авторской программы В. А. Синицына. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам/.
Спецкурсы КОУ – это дополнительное образование, связанное, прежде всего, с удовлетворением индивидуальных образовательных интересов, потребностей и склонностей каждого школьника.
На изучение спецкурса по внеурочной деятельности «Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем» во 2 классе отводится:
Для реализации программного содержания курса используются следующие учебники и учебные пособия для учащихся и учителя:
Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем: Рабочая тетрадь для 2 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
Содержание учебного спецкурса В. А. Синицына. Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем. /Наша новая школа. Юным умникам и умницам
В содержание спецкурса включены тематические разделы, которые изучаются на уроках русского языка и литературного чтения во 2 классе.
Речевые идеи (3 класс)
«Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях!» Эпиктет
«Культура чувств невозможна без глубокого понимания душевного состояния». С.П.Редозубов
«Люди перестают мыслить, когда перестают читать». Д.Дидро
«Главное – не дать угаснуть Божьему дару, не помешать расцвести таинственному цветку поэзии в душе ребенка». Л.Н.Толстой
Ничто не даётся так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость.
Жизнь дана на добрые дела
Речевые идеи (4 класс)
«Родной язык так сросся с личностью ребёнка, что учить оному, значит вместе с тем развивать духовные способности учащегося». Ф.И.Буслаев.
«Берегите наш язык, наш прекрасный русский язык, этот клад, это достижение передано нам нашими предшественниками.»И.С.Тургенев.
«Умей тактично возражать, но ещё больше такта требуется от тебя в умении слушать возражения старших». В.Сухомлинский
«Кто успевает в науках, а отстаёт в добрых нравах, тот скорее отстаёт, чем успевает». Античный афоризм
«Краткость - сестра таланта». А.П.Чехов
«Когда суть дела обдумана заранее, слова последуют без затруднений». Гораций
Содержание курса
Тема | Класс | Количество часов |
Модуль 1 Речь и речевая деятельность. | 2 класс 3 класс 4 класс | 22 10 10 Всего 42 часа |
Модуль 2 Речевые жанры. | 2 класс 3 класс 4 класс | 16 8 7 Всего 31 час |
Модуль 3 Культура общения | 2 класс 3 класс 4 класс | 12 8 10 Всего 30 часа |
Модуль 4 Речевое творчество детей. | 2 класс 3 класс 4 класс | 18 8 7 Всего 33 часа |
Программное содержание курса рассчитано на три года обучения 2,3,4 классы.
Периодичность занятий – во 2 классе - 2 часа в неделю, 3 – 4 классы – 1 час.
Объем программы – 136 часов по 68 часов во 2 классе, по 34 часа в 3 – 4 классах в год.
Состав постоянный - все дети класса.
Требования к уровню усвоения курса.
Данный курс даст возможность УЧИТЕЛЮ:
привить интерес к учебному предмету;
углубить содержание базового учебного предмета «Русский язык»;
развивать все виды речевой деятельности (слушание, говорение, чтение, письмо);
интегрировать предметы гуманитарного или филологического цикла;
совершенствовать важнейшие практические умения и навыки, обучать универсальным учебным действиям;
удовлетворять познавательные интересы обучающихся в различных сферах человеческой деятельности;
формировать детское речевое творчество через систему комплексной работы со словом, предложением, текстом, повышая языковую и речевую компетенции младших школьников ;
обеспечить ребёнку качественный уровень речевой подготовки в начальных классах для дальнейшего обучения на средней ступени школьного образования.
УЧЕНИКУ:
участвовать в творческой деятельности;
привить интерес к русскому языку, книге, чтению;
учиться чувствовать вкус слова;
формировать культуру поведения и речевого общения, эстетических эмоций и нравственных убеждений;
накапливать опыт общения и творческого взаимодействия;
получать удовольствие от процесса речевого самовыражения;
развивать гибкость и самостоятельность мышления;
учиться делать выводы и обобщения;
учиться планировать свои действия;
приобретать знания на разных уровнях: предметно-практическом, наглядно-образном и теоретическом, абстрактно-логическом, художественно-абстрактном;
приобщиться к исследовательской и проектной деятельности;
рефлексировать.
РОДИТЕЛЯМ:
быть активными участниками творческого содружества семьи и школы;
применять интегрированную методику индивидуальной работы в домашних условиях;
влиять на личностное развитие ребёнка;
стимулировать стремление ребёнка к речевому творчеству вне школы;
определять уровень успешности обучения ребёнка в соответствии с его интересами, возможностями и способностями.
Комплекс творческих умений, формируемый у учащихся при обучении связной речи:
Интеллектуально-познавательные творческие умения:
Информационно-содержательные, включающие умение получить информацию для высказывания, интересно раскрыть тему и главную мысль в сочинении.
Структурно-композиционные, предполагающие умения правильно строить текст: умение выделять части в тексте, умение связно и последовательно излагать материал умение формулировать вводную и заключительные части.
Умения редактировать текст с целью совершенствования его содержания, структуры и речевого оформления.
Образно-речевые творческие умения – умения, связанные с использованием языковых средств, соответствующим целям высказывания, его типу и стилю.
Ориентировка в ситуации общения, в том числе осознание своей коммуникативной задачи.
Планирование содержания сообщения.
Формулировка собственных мыслей и понимание чужих.
Осуществление самоконтроля за речью, восприятием её собеседником, а также за пониманием речи партнёра.
Эмоционально-образные творческие умения – умения отразить чувства, настроение, эмоциональное отношение к описываемому.
Универсальные учебные действия
Коммуникативные УУД: умение слышать и слушать партнёра, уважать своё и чужое мнение, учитывать позиции всех участников общения и сотрудничества; умение планировать и реализовывать совместную деятельность как в позиции лидера, так и в позиции рядового участника умение разрешать конфликты на основе договорённости
Регулятивные УУД:
Классификация объектов, ситуаций, явлений по различным основаниям под руководством учителя; установление причинно-следственных связей, прогнозирование, выделение противоположных признаков объекта, преодоление психологической инерции мышления.
Познавательные УУД:
Развитие любознательности, инициативы в учении и познавательной активности, умения ставить вопросы и находить ответы. Планирование своих действий под руководством учителя. Приобщение к исследовательской и проектной работе. Умение делать выводы и обобщения.
Личностные УУД:
Доброжелательность, доверие и внимание к людям, готовность к сотрудничеству и дружбе; способность к эмпатии и сопереживанию, эмоционально-нравственной отзывчивости на основе развития стремления к восприятию чувств других людей и экспрессии эмоций.
К концу первого года обучения учащиеся должны уметь:
определять тему, основную мысль текста, выделять основные части текста, заголовок, распознавать виды тестов, составлять план.
подробно передавать содержание художественного текста, сказки в устной форме, составлять элементарное описание, повествовательный текст, писать изложение.
уметь распределять роли в совместной учебной работе, слушать друг друга, высказывать свои мысли грамотно и последовательно, отвечать на вопросы по существу.
уметь употреблять слова и обороты, конструкции, необходимые в повседневном общении с людьми; уметь выбирать языковые средства, уместные в конкретной ситуации.
выполнять речевые задания творческого характера, исследовать, изобретать, конструировать, исполнять роли, драматизировать, декламировать, импровизировать.
К концу второго года обучения учащиеся должны уметь :
раскрыть тему высказывания;
раскрывать основную мысль;
собирать материал к высказыванию;
систематизировать собранный материал;
совершенствовать написанное (для письменной речи);
строить высказывание в определённой композиционной форме;
выражать свои мысли правильно (с точки зрения норм литературного языка), точно, ясно и по возможности ярко;
составлять устное и письменное приглашение и поздравление;
составлять сравнительное описание, невыдуманный рассказ;
работать в группах сменного состава, участвовать в учебном диалоге.
К концу третьего года обучения учащиеся должны уметь :
собирать материал к высказыванию;
систематизировать собранный материал;
строить монологическую речь;
составить сложный план;
аргументировать свой ответ на поставленный вопрос;
составлять сжатый лан;
пересказывать кратко;
распознавать литературные жанры и стили речи;
участвовать в учебной дискуссии, работать в группах сменного состава;
выделять главное и доказывать, обобщать и делать выводы;
работать самостоятельно с учебной литературой.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ:
у детей развивается связная речь;
развивается логическое мышление;
формируются гармоничные отношения со взрослыми и сверстниками.
Занятия должны убедить учащихся в том, что их знания в области русского языка недостаточны для того, чтобы уметь пользоваться русским словом во всём богатстве и разнообразии его проявлений, что язык неисчерпаем, как сама жизнь. Школьники должны понять, что русский язык надо учить постоянно для того, чтобы понимать окружающую нас действительность и принимать в жизни активное участие.
тематическое планирование курса
«МАСТЕРСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ», 2 класс
№ | Тема программы | Тема для ученика Речевые идеи | Форма проведения и средства обучения | Кол-во часов | Дата |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | Язык и речь. Речь – средство передачи мыслей и чувств. | Познаем, запоминаем, думаем, размышляем. | Беседа с элементами игры. Работа в группах и парах. | 2 | |
2 | Речь устная (говорение, слушание) и письменная (чтение, письмо). Свойства устной речи (темп и громкость). | Учимся слушать, говорить легко и свободно. | Беседа - диалог. Импровизация речевых ситуаций. Игра «Бой скороговорок». | 2 | |
3 | Детское словотворчество. Толкование слова, словоупотребление. | Учимся размышлять, исследовать, конструировать слова. | Н.М. Неусыпова «Толковый словарик русского языка». Игровые и творческие задания по толкованию слов. | 2 | |
4 | уcтное народное творчество. Малые фольклорные жанры | Познаём, Исследуем, открываем малые фольклорные жанры | Сборник детского фольклора «Чудесный короб». Конкурсная игровая программа с творческими заданиями. (Презентация) | 2 | |
5 | Устное народное творчество. Малые фольклорные жанры. | Исследуем потешки, небылицы, загадки, игры, считалки, песни, прибаутки, скороговорки, пословицы, поговорки. | Ярмарка малых фольклорных жанров. Сюжетно- ролевая игра с творческими заданиями. | 2 | |
3 | Речевой жанр-загадка. Структура загадки. Загадки народные и авторские. | Учимся исследовать, разгадывать и составлять загадки. | Путешествие по стране загадок. Конкурс загадок составленных детьми. | 2 | |
6 | Письменная речь. Структура, тема и заголовок текста. | Учимся работать с текстом. | Практикум с элементами деловой игры. | 2 | |
7 | В мире текстов. Текст описание, повествование, размышление. | Учимся распознавать, сравнивать тексты. | Практикум с игровыми заданиями. | 2 | |
8 | План и конструирование повествовательного текста. | Учимся исследовать и конструировать тексты. | Творческая работа в мини-группах и парах. | 2 | |
9 | «Чтение - вот лучшее учение». Чтение художественных текстов. | Учимся читать и понимать прочитанное. | Игра «Почемучки, отвечайте и спрашивайте!» Игра-викторина. (Презентация) | 2 | |
1 | Подробный пересказ повествовательного текста | «Умеем ли мы читать, чтобы вершки не хватать?» | Составление памятки «Как работать с текстом? Коллективное составление плана. | 2 | |
1 | Тема текста. Основная мысль текста. | Учимся находить основную мысль и тему текста. | Прогнозирование содержания текста по заголовку, по данному плану, по рисункам В.Г. Сутеева. | 2 | |
1 | Русская народная сказка. | «В гостях у сестёр - присказок, братье - зачинов и подружек- концовок» | Беседа - диалог, игра – викторина, драматизация сказки «Зайкина избушка» | 2 | |
1 | Особенности языка русских народных сказок. | Составляем словарь языка народных сказок. | Практикум с элементами исследования и ролевой игры. | 2 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | «В мире сказок». Сказки волшебные, бытовые, о животных. | Учимся подробному пересказу сказки. | Конкурс сказочников и выставка рисунков «По дорогам сказок», самостоятельное составление плана. | 2 | |
1 | Волшебный мир сказок | «Учимся мечтать выдумывать фантазировать. | Работа в творческих мини- группах. Составление сказок по началу, концу, по иллюстрации, по опорным словам и словосочетаниям. | 2 | |
1 | «Что за чудо эти сказки» | «Мы - великие сказочники. | Конкурс на лучшего сказочника «Сочиняю сказку я» Иллюстрирование сказки. | 4 | |
1 | Культура общения и манера поведения. | Учимся быть вежливыми. | В. Берестов «Аист и соловей», С. Маршак «Вежливое слово», А. Барто «Вовка - добрая душа». Обсуждение художественных произведений и анализ речевых ситуаций. (Презентация) | 2 | |
1 | Культура поведения и общения в школе. | «Стать добрым волшебником ну-ка попробуй!» | Творческая театрализованная игра «Спасем колобка» А. Шибаев «Дорогие слова» | 2 | |
1 | Культура поведения и общения в общественных местах. | Учимся культуре поведения в общественных местах . | Прогулка по городу Вежливости: улица Грубиянов, Драчливая, Уважительная, проспект Добрых дел, ст. Культурная | 2 | |
| Культура поведения и общения дома и в гостях. | Учимся культуре поведения дома и в гостях. Твой долг любить и уважать родителей – отца и мать. | Беседа- диалог с разыгрыванием жизненных ситуаций. Э.Успенский «Самый вежливый». Конкурс «Самый вежливый!». | 2 | |
-
| Этикет поведения и общения | Учимся правилам и приемам эффективного коммуникативного общения | Игровая театрализованная программа для детей и родителей «Вместе дружная семья» | 2 | |
2 | Выразительные средства языка. Логическое ударение в повествовательных, восклицательных, вопросительных предложениях. | Учимся строить предложения повествовательные, восклицательные, вопросительные. | Диалог с игровыми ситуациями. Работа в парах. Импровизация скороговорок и потешек Театр-экспромт. | 2 | |
2 | Выразительные средства языка. Интонация голоса, темп, громкость. | Учимся выразительной и правильной речи. | Инсценирование речевых ситуаций, стихов, чистоговорок. Работа в творческих группах. | 2 | |
2 | Выразительные средства языка. Тон и тембр. | Учимся выражать свое отношение. | Игра «Узнай по голосу! Громко-тихо» Импровизация речевых ситуаций. Хоровая декламация стихов А. Барто. | 2 | |
2 | Актерское мастерство. | «Мы – актёры театра!» | Сказка в стихах «Сорока-белобока» - мини-спектакль. Конкурс актеров | 2 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
2 | Языковые игры (игротека) | Учимся правилам коллективной игры, составляем игротеку. | Игры со словами: Поле Чудес. Палиндром. Ребусы. Шарады. Словесное лото (одно из двух, из одного-много) | 2 | |
9 | Литературный жанр - стихотворение. Лирические и эпические стихи. | Учимся выразительно читать, размышлять и понимать стихотворение | Конкурс на лучшего чтеца стихов С. Маршака, С. Михалкова, А. Барто, Е. Благининой, Б. Заходера, Л. АкимаВ. Берестова. К.И. Чуковского. | 2 | |
2 | «Выразительная речь - это искусство!» | Учимся драматизации стихотворения. | Создание мини- спектакля по стихам Б. Заходера «Вредный кот», «Не везёт!» «Петя мечтает» Динамическая игра .Ю. Мориц «Попрыгать-поиграть» | 2 | |
2 | Стихотворение. Рифма | Учимся наблюдать, сравнивать, исследовать стихи. | Чтение и обсуждение Рассказа Б. Шергина «Рифма». Игра «Подбери рифму» «Доскажи словечко» | 2 | |
3 | Двустишье. Построение двустишья. Рифма. | Учимся построению двустишья у К.И. Чуковского. Составляем словарь рифм. | К.И. Чуковский «Радость» и «Федорино горе», игра «Найди рифмы», загадки с рифмой-подсказкой Словарь рифм. | 2 | |
3 | Четверостишье. Рифма. Лимерики. Ритм. Ударение. | Учимся подбирать рифму и сочинять четверостишья. | Исследование сказки К. И. Чуковского «Путаница». Игра «Ералаш». Словарь рифм. (Презентация) | 2 | |
3 | Поэзия в словах. | Учимся сочинять стихи. | Творческая мастерская слова. -вставь пропущенные слова, фразы в стихотворениях; -собери двустишие из слов -найди рифму -составь из фраз, двустиший стихотворение; | 1 | |
34. | Праздник вежливых и творческих ребят (РЕЗЕРВ) | Многому учились, а чему научились. | Творческий отчет второклассников. Интеллектуальный марафон. | 1 | |
ВСЕГО: 68 часов (2 часа в неделю) |
тематическое планирование курса
«МАСТЕРСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ»
3 класс
№ | Тема программы | Речевые идеи. Тема для учащихся | Форма проведения и средства обучения | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
-
| Речь – средство общения, организации и планирования деятельности людей. Внутренняя, говоримая, письменная озвученная речь. | «Ты наш друг – родной язык». Вспоминаем то, что знаем и науку познаём. | Устный журнал «Наша речь» | 1 | |
-
| Древняя наука – риторика. Аристотель - создатель первой риторики. | Познаём, чему учит риторика | Беседа - диалог, размышление. Анкета «Личность и речь». А.Усачёв «Главное» | 1 | |
-
| Общение и его виды. Речевые роли (слушатель говорящий) партнеры, собеседники, коммуниканты. | Что значит общаться? | Диалог-размышление. Драматизация в группах игровых ситуаций, чтение в лицах. | 1 | |
-
| Культура общения. Правила поведения и дружеского общения. | Учимся успешному общению с собеседником. Хочешь иметь друзей - будь вежлив. | Этический диалог, Коллективная импровизация игровых ситуаций, разыгрывание миниатюр на развитие коммуникативных навыков. (Презентация) | 1 | |
-
| Учебное сотрудничество - средство развития речи. | Как организовать учебное сотрудничество? «Деятельность - единственный путь к знанию «Бернард Шоу» | Учебный диалог, мозговая атака, работа в группах. Выработка законопроектов коллективной работы при решении общей проблемы. | 1 | |
-
| Групповое взаимодействие — эффективная форма учебного процесса. | Учись учиться, чтобы уметь трудиться. | Практикум с элементами деловой игры. | 1 | |
-
| Искусство слушать равносильно искусству говорить. Н. Буало. | Мало уметь слушать, научись слышать, вдумываться, рассуждать. | Анкета «Умею ли я слушать собеседника». Внутригрупповая и внеклассная дискуссия. | 1 | |
-
| Познавательные способности – основа успешного обучения. | Познаём себя, сравниваем, размышляем. | Творческая игра с элементами исследования, внимания, памяти, мышления, речи. | 1 | |
-
| Чтение – письменный вид речи Художественный стиль речи. Литературные жанры. | Учимся распознавать литературные жанры. | Решение учебных задач в учебном диалоге. Самостоятельная работа в группах и парах. | 1 | |
-
| Мифы, легенды, предания, былины. | Демонстрируем умение работать слаженно при решении общей задачи. | Творческий отчет поисково-исследовательской работы групп. Турнир знатоков. (Презентация) | 1 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
-
| Композиция повествовательного текста. Тема и микротема текста. Основная мысль и заголовок. | Учимся читать. Размышлять и конструировать тексты. | Диалог – размышление. Тест «Верные неверные высказывания». Творческие и игровые задания в группах. | 1 | |
-
| Книги - хранители мудрости. Научный стиль речи. Учебные тексты. | Учимся читать учебные тексты. «Чтение - вот лучшее учение». А. С. Пушкин | Практикум деловой игры. Памятка «Как работать со статьёй учебника». | 1 | |
-
| Активизация словаря младших школьников. | Учимся исследовать слова непонятные и загадочные, простые и сложные. | Коллективное творческое дело по исследованию слов в группах и парах. Индивидуальная самостоятельная работа. | 1 | |
-
| «Слово – дело великое». Л.Н.Толстой. Антропонимика. | Учимся исследовать тайны личного имени и фамилии. «Я, моё и твоё имя». | Самостоятельная работа по исследованию имен. Словарь антропонимов. | 1 | |
-
| Русский язык - язык слов. Богатство словарей русского языка. В. И. Даль – собиратель слов. | Учимся работать с толковым словарем. | Практикум работы со словарями С.И. Ожегова и В.И. Даля. Исследование значения слова. | 1 | |
-
| Слово и его «друзья» - синонимы. Слово и его «враги» - антонимы. | Учимся точно и образно выражать свои мысли. | Практикум работы со словарем синонимов и антонимов. Дидактические игры «Найди синонимы», «Подбери антонимы». | 1 | |
-
| Текст описание. Сравнительное описание. Структура текста описания (объект, характерные признаки, оценка, вывод, заключение.) | Учимся наблюдать, сравнивать, описывать. | Решение задач в учебном диалоге. Внутригрупповая и общеклассная дискуссия. Описание сюжетной картины, любимой игрушки. Л Пантелеев «Две лягушки» | 1 | |
-
| Текст- описание животного. «Мой добрый и ласковый друг» | Наблюдай, представляй, сравнивай! | Описание по представлению и наблюдению. С.В.Михалков «Мой щенок». Планирование и сбор материала к сочинению. | 1 | |
-
| Многообразие загадок их язык и структура. Синонимы, антонимы, омонимы, метафора. | Учимся конструировать загадки. | Диалог-размышление, коллективно-творческая работа в группах, индивидуальная работа. Конкурс загадок детей. | 1 | |
-
| Звук, слово, предложение, высказывание. | Учимся грамотно выражать свои мысли, строить высказывание. | Фонетическая и речевая гимнастика. Тест «Умеешь ли ты правильно выражать свои мысли Игра «Об одном и том же по – разному». | 1 | |
-
| Редактирование текста описания и повествования. | Сумел ошибиться - сумей исправиться. | Практикум с элементами исследования и творчества. Восстановление деформированного текста. | 1 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
-
| Эвристический диалог-основа творческой самореализации. | Учимся задавать вопросы и доказывать ответ на вопрос. | Интеллектуально - творческая игра «Что? Где? Как? Когда? и Почему?» | 1 | |
-
| Доброта и красота поэтических строк. Рифма. | Учимся мыслить, творить и радоваться этому. | Н.Носов «Как Незнайка сочинял стихи». Творческая мастерская слова: «Поиски единственного слова». «Правила в стихах». «Рифмованные трудные слова». (Презентация) | 1 | |
-
| Ритмико - интонационная выразительность речи. Звукоподражание. | Учимся говорить и читать легко, свободно, выразительно. | Речевая гимнастика, театр-экспромт, игра в персонажи, ожившие картины. | 1 | |
-
| Мимика и жесты. | Учимся взаимопониманию и развитию культуры жестов. | Коллективно-творческие и ролевые игры: пантомима, перевоплощение в зверей, обсерватория, театр - экспромт. | 1 | |
-
| Влияние настроения на учёбу, здоровье, взаимоотношения в коллективе, | Учимся управлять своим настроением, эмоциями, голосом. | Рисуночный тест «Когда я радуюсь и огорчаюсь». Л.Н.Толстой «Белка и волк» Советы психолога «Как избавиться от плохого настроения?» | 1 | |
-
| Культура общения и поведения. | Учимся успешному доброжелательному общению с взрослыми и детьми. | Тест «Как вести себя в столовой» Работа в мини - группах: Сценки – минутки, игровые ситуации на развитие коммуникативных навыков. | 1 | |
-
| Вежливое обращение. Рассказ в пьесу. | «Мы сценаристы, режиссёры, актеры». На доброе слово не надо скупиться. Сказать это слово, что дать напиться. | Исследование слова - вежливость. Из истории вежливых слов. Осеева «Волшебное слово» Рифмованные стихи о вежливости на уроке. | 1 | |
-
| Этика отношений в коллективе. | Чтоб тебе нашлись друзья, должен сам уметь дружить. | Диспут «Легко ли быть настоящим другом» Составление законов дружбы и товарищества | 1 | |
-
| Текст - рассуждение. Структура текста: тезис, аргументы, цитаты выводы. | Учимся рассуждать, объяснять, доказывать, убеждать. | Этический диалог размышление. Работа в группах. А Линдгрен «Малыш и Карлсон» Можно ли разрешить спор без драки? Почему не нужно лгать? И. Антонов «Вежлив Витя или нет?» | 1 | |
-
| Природа-источник творчества «Весна! Весна! Кругом живет и дышит» | Мы исследователи, творцы, поэты, писатели, художники. | Творческая работа по выбору детей (сочинение, рассказ, сказка, стихотворение, загадка). | 1 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
-
| Мир фантазии и приключений | Учимся, фантазировать, мечтать, воображать размышлять и убеждать. Фантазия-это сила, а не слабость ума! | Н. Носов «Фантазёры» Конкурсы увлекательных приключений и выдуманных историй. «Сказка стала былью» Школа будущего. | 1 | |
-
| Этикет поведения и общения | Ничто не даётся так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. | Конкурс вежливых наук Игровая театрализованная программа для детей и родителей. Турнир вежливости | 1 | |
-
| Школа творческого мышления | Проверяем то, что знаем и умеем. | Творческий отчет третьеклассников. Турнир знатоков и эрудитов. (Презентация) | 1 | |
ВСЕГО: 34 часа (1 час в неделю) |
тематическое планирование курса
«МАСТЕРСКАЯ ВЫРАЗИТЕЛЬНОГО ЧТЕНИЯ»
4 класс
| Тема для учителя | Тема для ученика и Речевые идеи. | Форма проведения и средства обучения. | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
1 | «Великий, могучий, правдивый и свободный русский язык» И.С. Тургенев Мастера слова о языке, | Учите русский годы к ряду, Душой, любовью и трудом. Вас ждёт великая награда- И та награда в нём самом. | Беседа-диалог. Сочинение - миниатюра о языке. Ресурсный круг высказываний. | 2 | |
2 | Русский литературный язык - величайшее достижение речевой культуры. | Исследуем, как построен язык. Изучаем собственную речь. | Составление модели языка, конструирование по моделям. Анкета «Какую речь хочется слушать? Богатая ли у тебя речь?» | 2 | |
3 | Нормы русского литературного языка (произношение, ударение, написание, словообразование). | Тайны языка мы не открыли все пока. Учимся говорить правильно. | Словарь орфографический и орфоэпический. Твое общение в школе, дома, на улице». | 2 | |
4 | Диалог и дискуссия. Речевые роли. Речевой этикет в диалогах. | «Что одному не под силу, то легко коллективу». | Диалог – размышление. Советы участникам дискуссии и диалога Тест «Умеешь ли ты правильно выражать свои мысли?». | 2 | |
| Природа – источник творческого вдохновения «Золотая волшебница осень». Поэтическое творчество. | Учимся сочинять стихи и писать рассказ о природе. «Я не поэт и не писатель, я только учусь». | Сочинение, рассказ – описание по наблюдениям, стихи собственного сочинения. Копилка поэтических образов. Презентация творческих работ. | 2 | |
5 | Вежливое приветствие, обращение, просьба, прощание, извинение. | «Кто успевает в науках, а отстаёт в добрых нравах, тот скорее отстаёт, чем успевает». Античный афоризм. | Тренинг вежливых слов. Словарь вежливости и этикета. Диалоги для сценического исполнения. (Презентация) | 2 | |
6 | Планета друзей. | Уважая других, уважаешь себя. Учимся жить в коллективе и считаться с общественным мнением. | Ролевая игра на развитие коммуникативных навыков. Анкета «Интересно ли со мной». Тренинг «Научись управлять собой» | 2 | |
7. | Ведение личного дневника | Учимся выражать свои мысли, чувства наблюдения рассуждения. | Н.Носов «Дневник Коли Синицина». Правила ведения дневника. | 2 | |
8 | В царстве вежливости и доброты. Добрые слова и добрые дела. | .Поделись улыбкою своей. Учимся распознавать истинную и показную вежливость. | Театрализованная игра-викторина «Дружба начинается с улыбки». | 2 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
9 | Устное и письменное приглашение. Вежливый отказ. | Учимся вежливым формам приглашения и отказа. | Учебный диалог, работа в парах, ситуативные задачи, импровизация сценок. К.И. Чуковский «Муха-Цокотуха» (Презентация) | 2 | |
10 | Устное и письменное поздравление. | Учимся быть внимательными, тактичными, доброжелательными. | Маршак «Пожелание друзьям» Драгунский «Гусиное горло.»Текст поздравительной открытки. | 2 | |
11 | Психолого-педагогическая диагностика (социометрия) взаимоотношений в коллективе. | Будь добр к ближнему и добро вернется к тебе. Как научится понимать себя и других? | Анкета «Кто я и каков? Приятен ли я окружающим» ресурсный круг Рисуночный тест «Кораблик» | 2 | |
12 | Этика отношений в коллективе. Дружба всего дороже. | Ничто не даётся так дёшево и не ценится так дорого, как вежливость. | Рыцарский турнир воспитанности, вежливости и дружбы (с участием детей и родителей.) Конвенция о правах ребёнка и устав школы. | 2 | |
13 | Стили речи (художественный, научный, разговорный, публицистический, официально- деловой). | Учимся говорить об одном и том же по-разному. | Учебный диалог, исследование текстов, задания по группам дифференцированные, игра «Домино» | 2 | |
14 | Речь подготовленная и неподготовленная. Диалог и монолог | Корень ученья горек, да плод его сладок. Учимся диалогической и монологической речи. | Учебная дискуссия, импровизация диалогов коллективно-творческая работа в группах по созданию монолога. (Презентация) | 2 | |
15 | Речь неподготовленная. Разговорно-бытовой стиль речи | Учимся грамотно выражать свои мысли. Слово - не воробей: вылетит - не поймаешь. | Анализ речевых литературных диалогов и бытовых. Требования к правильной речи. | 2 | |
16 | Диалекты. Архаизмы. Топонимика. | Исследуем язык родного края. Учимся постигать смысловое содержание и историю возникновения сёл и деревень нашего района. | Словарь редких и забытых слов. Энциклопедия слов «Мама, папа, я – исследует вся семья». | 2 | |
17 | Фразеологические обороты речи. | Открываем и исследуем тайны языка. | Словарь фразеологизмов Энциклопедия слов «Мама, папа, я – исследует вся семья». | 2 | |
18 | Речь подготовленная. Приемы подготовки, сборы материала, составление сложного плана. | Не стыдно не знать, стыдно не учиться. Учимся работать самостоятельно. | Исследовательская работа по теме «Земля - наш дом родной» | 2 | |
19 | Активизация инициативы детей в поиске информации. | Учимся самостоятельно работать со справочной литературой, планировать поиск недостающей информации. | «Энциклопедия знатока», «Почемучка». Я познаю мир, Работа в микро- группах, познавательная игра «Умники и умницы» | 2 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
20 | Научный стиль речи. | «Когда суть дела обдумана заранее, слова последуют без затруднений». Гораций. Учимся монологической речи | Конференция «Береги свою планету». | 2 | |
21 | Профессионализмы. | Познаём и исследуем язык профессий. | Игра «Морское путешествие» История русского флота. Древне-греческие легенды и мифы о Нептуне и океане. | 2 | |
22 | Публицистический стиль речи. Заметка в газету. Объявление и реклама. Детские газеты и журналы. | Учимся ориентироваться в материалах детской печати. | Деловая игра «Создаем классную стенгазету». | 2 | |
23 | Общение на расстоянии. | Учимся писать письма родным и близким, в газету. | Анализ и правила письма в газету, другу, подруге, родителям, учителю. Дифференцированные задания для творческих групп. | 2 | |
24 | Биография. Автобиография. | Учимся рассказывать о своих предках и о себе. | История моей жизни - автобиография. Алгоритм написания. Письмо и редактирование. | 2 | |
25 | Урок нравственности и доброты. Воспитанность, такт, милосердие. | «Чего не следует делать, того не делай даже в мыслях!» (Эпитет) | Театрализованное представление, игровая программа с героями А.Волкова «Волшебник Изумрудного города». | 2 | |
26 | Урок сопереживание. Учись сопереживать товарищам и в радости и в горе. | Услышать сердце человека. Не радуйся, когда у других неудача. | А.П.Чехов «Ванька». Продолжи рассказ. Напиши письмо Ваньке. | 2 | |
27 | Отзыв, аннотация о прочитанном художественном произведении. | «Краткость – сестра таланта» А.П.Чехов. Учимся выражать мысли и чувства в письменной речи. | Алгоритм написания отзыва. Самостоятельная работа, обсуждение и редактирование. | 2 | |
28 | Разговор по телефону. | Умеем ли мы быть вежливыми, краткими, но понятными в телефонном разговоре | Правила вежливого разговора по телефону. Н.Носов, К.Чуковский «Телефон» Разыгрывание ситуаций и миниатюр. | 2 | |
29 | Изобразительное средство языка – перифразы. | От старинных загадок до современных викторин. | Загадки, анаграммы, метаграммы, логорифы шарады, кроссворды. Турнир знатоков мыслителей. | 2 | |
30 | Этикет поведения и общения во время спора. Как избежать конфликтов? | «Умей тактично возражать, но ещё больше такта требуется от тебя в умении слушать возражения старших». В.Сухомлинский. | Путешествие в город знатоков умелого спора. Практикум с элементами тренинга. Правила эристики. | 2 | |
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 |
31 | Художественное произведение – источник нравственных знаний и модель поведения. Такт, милосердие, доброта. | Чтобы радость людям дарить, надо добрым, приветливым, вежливым быть. | Конференция по сказке Оскар Уайлд «Мальчик - звезда». | 2 | |
32 | Фантастика и приключения, вымысел, юмор. | Твори, выдумывай, пробуй! | Турнир знатоков фантастики и приключений. Конкурс друзей барона Мюнхгаузена. | 2 | |
33 | Творческий отчёт и общественный смотр знаний. | Проверяем то, что знаем. | Ярмарка талантов Чемпионат эрудитов. (Презентация) | 2 | |
34 | РЕЗЕРВ | | | | |
ВСЕГО: 68 часов (66 часов + резерв) |
Терминологически словарь
Антонимы (от анти... и ónyma — имя), слова с взаимопротивоположными значениями, служащие для обозначения контрастных явлений, например "тихий" — "громкий"
Ли́мерик — форма короткого юмористического стихотворения, появившегося в Великобритании, основанного на обыгрывании бессмыслицы.
Перифраза (греч. околичная речь) - замена прямой, короткой речи, даже одного слова, пространными оборотами.
Профессионализмы - слова и выражения, свойственные речи какой-либо профессиональной группы (напр., ""на-гора"" в речи шахтеров).
Сино́нимы в лингвистике — слова одной части речи, различные по звучанию и написанию (ср. омонимы), но имеющие одинаковое или очень близкое лексическое значение
Такт (французский tact или немецкий Takt, от лат. tactus — прикосновение, осязание, чувство) - чувство меры, подсказывающее правильное отношение, подход к кому-либо; умение держать себя подобающим образом.
Этикет (от французского etiquette) - означает форму, манеру поведения, правила учтивости и вежливости, принятые в том или ином обществе.
Материально-техническое, учебно-методическое и информационное обеспечение:
Книгопечатная продукция
Литература для учащихся:
Мастерская речевого творчества. Играем, мечтаем, рассказываем: Рабочая тетрадь для 2 класса/ В. А. Синицын. – М.: Росткнига, 2010. – (Наша новая школа. Юным умникам и умницам).
Литература для учителя:
Рекомендуемая литература для учителя:
В.А. Синицын В.А. Путь к слову/Из записок учителя. Пособие по развитию речи для преподавателей русского языка, учителей начальных классов и их учеников / - 2-е изд. – М.: АО «Столетие», 1997.
Образовательная система «Школа 2100». Федеральный государственный образовательный стандарт. Примерная основная образовательная программа. В 2-х книгах. Книга 1. Начальная школа. Дошкольное образование / Под науч. ред. Д.И. Фельдштейна. -М.: Баласс, 2011.- 192с. (Образовательная система «Школа 2100»).
Примерная основная образовательная программа образовательного учреждения. Начальная школа / (сост. Е.С.Савинов).- 3-е изд.- М.: Просвещение, 2011.-204с.- (Стандарты второго поколения).
Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование / В.А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В.А. Горского. – 2 изд. – М.: Просвещение, 2011 (Стандарты второго поколения)
Программы внеурочной деятельности. Познавательная деятельность. Проблемно-ценностное общение: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / Д.В. Григорьев, В. П. Степанов. - М.: Просвещение, 2011. (Работаем по новым стандартам).
Как проектировать универсальные учебные действия в начальной школе. От действия к мысли: пособие для учителя /А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская. И. А. Володарская, под ред. А. Г. Асмолова. – 3-изд. – М.: Просвещение, 2011.
Электронные образовательные ресурсы:
1. Большая детская энциклопедия (6-12 лет). [Электронный ресурс] http://all-ebooks.com/2009/05/01/bolshaja-detskaja-jenciklopedija-6-12.html (09.03.11)
2. Почему и потому. Детская энциклопедия. [Электронный ресурс] http://www.kodges.ru/dosug/page/147/(09.03.11)
3. Внеурочная деятельность в начальной школе в аспекте содержания ФГОС начального общего образования. Может ли учебник стать помощником? [Электронный ресурс] http://www.fsu-expert.ru/node/2696 (09.03.11)
Технические средства
Классная доска с набором приспособлений для крепления таблиц, постеров и картинок.
Настенная доска с набором приспособлений для крепления картинок.
Компьютер
Мультимедийный проектор.
Интерактивная доска.
Видеофильмы, соответствующие тематике программы по развитию речи.
Мультимедийные (цифровые) образовательные ресурсы, соответствующие тематике программы по развитию речи
Литература
Бесова М. «Познавательные игры для младших школьников от А до Я». Ярославль, 2004 г.
Волина В.В. «Веселая грамматика». М., «Просвещение», 1997 г.
Гребенкина Р.Т., Кочкина А.И., Малинина О.П. «Развитие связной речи в начальной школе». С-Петербург, 2000 г.
Журналы «Начальная школа».
Канакина В.П. «Учусь работать самостоятельно». Дидактический материал по русскому языку. М., «Новая школа», 1996 г.
Крепких Т. А. , Нарушевич А. Г.Соболева О. Л. « Универсальный словарь русского языка»/ Начальная школа У59. М. АСТ- ПРЕСС КНИГА, Орфография, Фразеология. Этимология. Синонимы, антонимы. Толкование слова.
Ладыженская Т.А. «Речевые секреты». М., «Просвещение», 1992 г. и 1994 г. «Детская риторика», «Школьная риторика» Дрофа 1996 г. М.С-Инфо-Баланс 2003 г., «Речевые уроки». М., «Просвещение», 1995г.
Львов М.Р. «Школа творческого мышления». М., «Дидакт», 1993 г.
Науменко Г. «Чудесный короб». Сборник детского фольклора. М., «Детская литература», 1988 г.
Неусыпова Н.М. Толковый словарик русского языка». Пособие для учащихся начальных классов. Антал, 1992 г.
Новотворцева Н.В. «Развитие речи детей». Популярное пособие для родителей и педагогов. М., 1995 г.
Сагирова О. «Русский язык с увлечением». Екатеринбург, 2003 г.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. «Практическое пособие по развитию речи», «Сценки-минутки на школьном уроке». М., 2003 г.
Шкатова Л.А. «Подумай и ответь». Занимательные задачи по русскому языку 5-7 класс. М., «Просвещение», 1989 г.
23