12
Министерство образования и науки РФ
МКОУ «Макарьевская ООШ»
Новоусманского района Воронежской области
Утверждаю
Директор
Пивовароа А.В.
Приказ №
От
Рабочая учебная программа
по курсу внеурочной деятельности
«По страницам добрых книг»
Разработана
учителем начальных классов:
Храпиной Натальей Дмитриевной
Рассмотрена на заседании
методического объединения
2017-2018 учебный год
Пояснительная записка.
Цели и задачи:
- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;
- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;
- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;
- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;
Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.
Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.
Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года.
Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Волшебный мир книг» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.
Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.
Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.
Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:
- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;
- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;
- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;
- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;
Прогнозируемый результат реализации программы.
Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.
Умение работать с книгой.
Умение работать с текстом.
Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.
Содержание программы.
1 класс- 33 часов
№ | Тема | Количество часов | Содержание |
1. | « Клуб почемучек» | 2 | Рассматривание, чтение книжек - малышек, игры с книжками- игрушками, раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках. |
2. | «Поляна сказок» | 2 | Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина. |
3. | Игры с буквами | 2 | Игры с буквами. Нужны для игр альбом, карандаши или краски, картинки с буквами |
4. | Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки. | 2 | Чтение учителем, заучивание наизусть, игры и хороводы. |
5. | Где живут книги? | 2 | Знакомство с библиотекарем и библиотекой. Правила поведения в библиотеке, порядок выдачи книг |
6. | Малые фольклорные жанры: загадки. | 2 | Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок- букв. |
7. | Стихи о детях и для детей. Мои первые книжки». | 2 | Чтение стихов учителем, заучивание наизусть, игры. |
8. | Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки. | 2 | Разучивание скороговорок и считалок, игры пожеланию детей. |
9. | Из чего состоит книга? | 2 | Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление. |
10. | Я рисую книжку. | 2 | Изготовление книжки-малышки. |
11. | Чтение рассказов о Родине | 2 | Просмотр и обсуждение спектакля, обмен впечатлениями. |
12. | Игровая программа для первоклассников в форме КВНа «Спасибо тебе, Азбука!» | 2 | Подготовка к празднику, мероприятие. |
13. | Маленький читатель. | 2 | Знакомство с библиотекарем и библиотекой, запись в библиотеку. |
14. | Писатели-юбиляры. | 3 | Календарь знаменательных дат. Знакомство с книгами писателя. |
15. | Игра – викторина по прочитанным книгам. | 2 | Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев произведений и т.д. |
16. | Летнее чтение | 2 | Рекомендательный список произведений для летнего чтения. |
Календарно-тематическое планирование во 2 классе.
№ | Дата | Тема |
1 | | Самые интересные книги, прочитанные летом |
2 | | Самые интересные книги, прочитанные летом |
3 | | Конкурс рисунков по прочитанным книгам |
4 | | Конкурс рисунков по прочитанным книгам |
5 | | Конкурс рисунков по прочитанным книгам |
6 | | Конкурс рисунков по прочитанным книгам |
7 | | Конкурсная программа «Путешествие в море книг» |
8 | | Конкурсная программа «Путешествие в море книг» |
9 | | Литературная игра –викторина «Лукоморье» по сказкам Пушкина |
10 | | Литературная игра –викторина «Лукоморье» по сказкам Пушкина |
11 | | День книги-именинницы |
12 | | Сказки и стихи К.И.Чуковского |
13 | | Сказки и стихи К.И.Чуковского |
14 | | Сказки и стихи К.И.Чуковского |
15 | | Писатели -юбиляры |
16 | | Писатели -юбиляры |
17 | | Литературная игра «Что? Где? Когда» по сказкам Андерсена |
18 | | Литературная игра «Что? Где? Когда» по сказкам Андерсена |
19 | | Литературная игра «Что? Где? Когда» по сказкам Андерсена |
20 | | И в шутку ,и всерьёз. Рассказы Н.Носова |
21 | | И в шутку ,и всерьёз. Рассказы Н.Носова |
22 | | И в шутку ,и всерьёз. Рассказы Н.Носова |
23 | | И в шутку ,и всерьёз. Рассказы Н.Носова |
24 | | Сказки зарубежных писателей |
25 | | Стихи зарубежных писателей |
26 | | Сказки братьев Гримм |
27 | | Сказки братьев Гримм |
28 | | Зарубежный фольклор |
30 | | Зарубежный фольклор |
31 | | Конкурс семейных рисунков «Вместе весело шагать» |
32 | | Конкурс семейных рисунков «Вместе весело шагать» |
33 | | Конкурс семейных рисунков «Вместе весело шагать» |
34 | | Мама, папа, я –читающая семья. |
| | |
3 класс-34 часа.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по программе «По страницам добрых книг»
№ п/п | Содержание программного материала | Кол-во часов | Дата проведения |
1 | «Необычен и велик мир хороших добрых книг» | 3 | |
2 | «Русская народная сказка» | 3 | |
3 | «Пушкинское Лукоморье» | 2 | |
4 | «Весёлый день с Сергеем Михалковым» | 2 | |
5 | «В мир волшебных новогодних чудес приглашает Гарри Поттер!» | 2 | |
6 | «Отважные трусишки» | 2 | |
7 | «Я умею прыгать через лужи» | 2 | |
8 | «Все играют в куклы» | 2 | |
9 | «Мечтай, двигайся, осуществляй!» | 3 | |
10 | «Компьютер. Друг или враг?» | 3 | |
11 | «От крепости на Цне до красивого города» | 3 | |
12 | «Путешествие по Красной книге Тамбовской области» | 3 | |
13 | «Приключения маленького человечка» | 2 | |
14 | «Творческий дождь» | 2 | |
№ | Тема | Количество часов | Содержание |
1. | «Что я читал летом». | 4 | Защита читательских дневников. |
2. | «Золотая волшебница- осень» | 2 | Стихи русских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений русских композиторов |
3. | Игра «Лего-чтение» | 2 | Моделирование рассказа, сказки. |
4. | Посещение библиотеки. « День новой книги». | 2 | Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста |
5. | Писатели – юбиляры. | 2 | По календарю знаменательных дат. |
6. | «Лучшие сказки 20-века». | 2 | Дети приносят в класс книги со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку. |
7. | Конкурс кроссвордистов. | 2 | Составить кроссворд по произведениям детских писателей. |
8. | Литературный праздник, посвященный творчеству Г.-Х. Андерсена. | 2 | Подготовка и проведение утренника. |
9. | Сочиняем загадки. | 4 | Дети сочиняют загадки по предложенной рифме, рисуют отгадку. |
10. | Устный журнал «Любимые книги – любимые писатели». | 4 | |
11. | Фотоконкурс «Я читаю!» | 2 | Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке. |
12. | Современные детские журналы и газеты. | 4 | Подготовить рекламу журнала по мини-группам. |
4 класс-34 часа.
№ | Тема | Количество часов | Содержание | | |
1. | «Лето с героями любимых книг». | 4 | Презентация читательских дневников. | | |
2. | Устный журнал «Твоя книжная полка». | 2 | Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста | | |
3. | И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...» Конкурс на лучшее инсценирование басни. | 2 | Творческая работа в группах | | |
4. | «Книжкины именины» | 4 | Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей. | | |
5. | «Литературная гостиная». | 2 | Приглашает библиотека. Подготовка: биография писателя, вопросы. Обмен впечатлениями. | | |
6. | Литературные сказки зарубежных писателей. | 2 | Подготовка и проведение мероприятия по следующим произведениям: Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи Длинный чулок»; Кэрлл «Алиса в стране чудес», Милн «Винни – Пух», Янссон «Шляпа Волшебника» | | |
7. | В гостях у малышей. | 2 | Посещение подготовительной группы детского сада с инсценировкой сказки (любой по выбору) | | |
8 | Сочиняем сказки | 6 | Дети сочиняют сказку по предложенному началу, оформляют в книжку- малышку | | |
9. | Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». | 2 | Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино». | | |
10. | Конкурс чтецов, посвященный празднику Победы. | 2 | Подготовка и участие в ежегодном конкурсе чтецов | | |
11. | Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?» | 4 | Подготовка и проведение конференции. работа организуются по секциям. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог. | | |
12. | Литературная игра «Слабое звено» | 2 | Подготовка и заключительная игра по прочитанным книгам. | | |
Используемая литература.
Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998
Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006
ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994
Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999
Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006
Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988
Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005
Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001
Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006
Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
.
Литература для учителя.
Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.
Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.
Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.
Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская
Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.
Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980
Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980
Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006
Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997
Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007
Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006
Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994
Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006
Литература для учащихся.
Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.
Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004
Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001
Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003
Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002
Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002
Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001
Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001
Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002
Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003
Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002
Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984
Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992
Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998