СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности"По страницам добрых книг"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности литературному чтению.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по курсу внеурочной деятельности"По страницам добрых книг"»

12




Министерство образования и науки РФ

МКОУ «Макарьевская ООШ»

Новоусманского района Воронежской области



Утверждаю

Директор


Пивовароа А.В.

Приказ №

От






Рабочая учебная программа

по курсу внеурочной деятельности

«По страницам добрых книг»





Разработана

учителем начальных классов:

Храпиной Натальей Дмитриевной





Рассмотрена на заседании

методического объединения










2017-2018 учебный год


Пояснительная записка.

Цели и задачи:

- расширение кругозора детей через чтение книг различных жанров разнообразных по содержанию и тематике;

- обогащение нравственно–эстетического опыта ребенка;

- формирование активного читателя, владеющего прочными навыками чтения;

- формирование познавательного интереса и любви к чтению, развитие интереса к творчеству писателей;

Одним из главных изобретений человечества является книга. Ни для кого не секрет, что сегодня все больше детей вырастает, так и не полюбив книгу. Чаще всего дети читают хрестоматии, комиксы, журналы для наклеек, смотрят видеофильмы, кино, играют в компьютерные игры, а художественная книга остается для них не реализованным источником знаний. Усилить воздействие книги как средства познания окружающего мира, источника знаний и эмоциональных впечатлений, развивать познавательный интерес младших школьников – задача уроков классного, а особенно внеклассного чтения. Эти уроки способствуют развитию личности ребенка. Они помогают ориентироваться в мире детских книг.

Внеурочная воспитательная работа обладает некоторыми преимуществами по сравнению с учебной, так как организуется на добровольных началах и имеет большие возможности для организации различных видов деятельности, позволяя использовать в оптимальном сочетании традиционные и инновационные формы и методы работы.

Данная программа предназначена для учащихся начальной школы и рассчитана на 4 года.

Новизна программы внеклассных мероприятий по литературному чтению «Волшебный мир книг» состоит в решении проблемы организации внеурочного чтения. Она составлена с учетом интересов детей к произведениям, которые входят в сокровищницу детской литературы и литературы для детей и обеспечивает чтение произведений различных по содержанию и тематике.

Она построена таким образом, чтобы в процессе воспитания и привития интереса к чтению осуществлялось комплексное воздействие на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы ребенка. Занятия с детьми целесообразно проводить один раз в неделю. Каждое занятие включает работу по формированию читательских умений и расширению читательского кругозора ребенка. Кроме того, у детей формируется нравственные знания и чувства: любовь, сопереживание, жалость и др. Быстрая утомляемость младших школьников – характерная особенность данного возраста. Этим обуславливается необходимость использования на занятиях стихов, песен, загадок игровых моментов. Это снимает эмоциональное и физическое напряжение, повышает интерес к изучаемому материалу. Для того чтобы занятия были интересны и не утомляли детей, предусмотрены разные виды деятельности: игровая, творческая, исследовательская, проектная. Активизации деятельности младших школьников способствует разнообразие форм и методов работы: коллективные творческие дела, выставки, конкурсы, викторины, праздники, устные журналы, встречи с интересными людьми. Успех работы по данной программе в значительной степени зависит от умелого использования средств воздействия на эмоциональную сферу школьников произведений классиков русской и зарубежной литературы, гениальных творений композиторов и живописцев. Эмоциональная привлекательность, пленительность, четкость, красочность, эстетичность – вот необходимые условия проведения занятий с младшими школьниками.

Усвоение систематического, точно очерченного программой круга знаний, умений и навыков, необходимых учащимися младших классов для проявления читательской самостоятельности, а также формирования мотивов обращения к детским книгам и потребности в самостоятельном чтении предполагают наличие в распоряжении учителя специального учебного материала.

Отбор детской литературы для чтения и форм проведения мероприятий производился по следующим критериям:

- все литературные произведения должны отвечать программным требованиям литературного чтения для детей школьного младшего возраста;

- все используемые произведения изучались на уроках литературного чтения, внеклассного чтения и в процессе организации самостоятельного чтения;

- мероприятие должно вызывать положительный эмоциональный настрой и проводиться в интересной для учащихся форме;

- к данному мероприятию готовится заранее не только учитель, но и учащиеся, а иногда и родители;


Прогнозируемый результат реализации программы.


  1. Проявление интереса к книге, расширение читательского кругозора.

  2. Умение работать с книгой.

  3. Умение работать с текстом.

  4. Заинтересованность и активное участие родителей по развитию познавательных способностей у своих детей.









Содержание программы.

1 класс- 33 часов



Тема

Количество часов


Содержание

1.

« Клуб почемучек»


2

Рассматривание, чтение книжек - малышек, игры с книжками- игрушками, раскрашивание рисунков в книжках- раскрасках.


2.

«Поляна сказок»

2

Чтение сказок учителем, драматизация сказки, игры на основе сказок, раскраски со сказками, лепка героев из пластилина.


3.

Игры с буквами

2

Игры с буквами. Нужны для игр альбом, карандаши или краски, картинки с буквами

4.

Малые фольклорные жанры: народные песенки, потешки.

2


Чтение учителем, заучивание наизусть, игры и хороводы.

5.

Где живут книги?



2


Знакомство с библиотекарем и библиотекой.

Правила поведения в библиотеке,

порядок выдачи книг

6.

Малые фольклорные жанры: загадки.

2

Отгадывание загадок, рисование или раскрашивание отгадок- букв.

7.

Стихи о детях и для детей. Мои первые книжки».

2


Чтение стихов учителем, заучивание наизусть, игры.

8.

Малые фольклорные жанры: веселые скороговорки, забавные считалки.

2

Разучивание скороговорок и считалок, игры пожеланию детей.

9.

Из чего состоит книга?

2

Элементы книги: корешок, страницы, переплет, оглавление.


10.

Я рисую книжку.

2

Изготовление книжки-малышки.

11.

Чтение рассказов о Родине

2

Просмотр и обсуждение спектакля,

обмен впечатлениями.

12.

Игровая программа для первоклассников в форме КВНа «Спасибо тебе, Азбука!»

2

Подготовка к празднику,

мероприятие.

13.

Маленький читатель.

2

Знакомство с библиотекарем и библиотекой, запись в библиотеку.



14.

Писатели-юбиляры.



3

Календарь знаменательных дат. Знакомство с книгами писателя.





15.

Игра – викторина по прочитанным книгам.

2


Ответы на вопросы, выполнения различных заданий, рисование героев произведений и т.д.


16.

Летнее чтение

2

Рекомендательный список произведений для летнего чтения.

Календарно-тематическое планирование во 2 классе.

Дата

Тема

1


Самые интересные книги, прочитанные летом

2


Самые интересные книги, прочитанные летом

3


Конкурс рисунков по прочитанным книгам

4


Конкурс рисунков по прочитанным книгам

5


Конкурс рисунков по прочитанным книгам

6


Конкурс рисунков по прочитанным книгам

7


Конкурсная программа «Путешествие в море книг»

8


Конкурсная программа «Путешествие в море книг»

9


Литературная игра –викторина «Лукоморье» по сказкам Пушкина

10


Литературная игра –викторина «Лукоморье» по сказкам Пушкина

11


День книги-именинницы

12


Сказки и стихи К.И.Чуковского

13


Сказки и стихи К.И.Чуковского

14


Сказки и стихи К.И.Чуковского

15


Писатели -юбиляры

16


Писатели -юбиляры

17


Литературная игра «Что? Где? Когда» по сказкам Андерсена

18


Литературная игра «Что? Где? Когда» по сказкам Андерсена

19


Литературная игра «Что? Где? Когда» по сказкам Андерсена

20


И в шутку ,и всерьёз. Рассказы Н.Носова

21


И в шутку ,и всерьёз. Рассказы Н.Носова

22


И в шутку ,и всерьёз. Рассказы Н.Носова

23


И в шутку ,и всерьёз. Рассказы Н.Носова

24


Сказки зарубежных писателей

25


Стихи зарубежных писателей

26


Сказки братьев Гримм

27


Сказки братьев Гримм

28


Зарубежный фольклор

30


Зарубежный фольклор

31


Конкурс семейных рисунков «Вместе весело шагать»

32


Конкурс семейных рисунков «Вместе весело шагать»

33


Конкурс семейных рисунков «Вместе весело шагать»

34


Мама, папа, я –читающая семья.







3 класс-34 часа.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ по программе «По страницам добрых книг»





п/п

Содержание программного материала

Кол-во часов

Дата проведения

1

«Необычен и велик мир хороших добрых книг»

3


2

«Русская народная сказка»

3


3

«Пушкинское Лукоморье»

2


4

«Весёлый день с Сергеем Михалковым»

2


5

«В мир волшебных новогодних чудес приглашает Гарри Поттер!»

2


6

«Отважные трусишки»

2


7

«Я умею прыгать через лужи»

2


8

«Все играют в куклы»

2


9

«Мечтай, двигайся, осуществляй!»

3


10

«Компьютер. Друг или враг?»

3


11

«От крепости на Цне до красивого города»

3


12

«Путешествие по Красной книге Тамбовской области»

3


13

«Приключения маленького человечка»

2


14

«Творческий дождь»

2





Тема

Количество часов


Содержание

1.

«Что я читал летом».


4

Защита читательских дневников.

2.

«Золотая волшебница- осень»

2

Стихи русских поэтов об осени в сопровождении музыкальных произведений русских композиторов

3.

Игра «Лего-чтение»

2

Моделирование рассказа, сказки.

4.

Посещение библиотеки.

« День новой книги».


2

Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста

5.

Писатели – юбиляры.


2

По календарю знаменательных дат.


6.

«Лучшие сказки 20-века».


2

Дети приносят в класс книги со сказками и презентуют их, а потом выставляют на полку.

7.

Конкурс кроссвордистов.


2

Составить кроссворд по произведениям детских писателей.

8.

Литературный праздник, посвященный творчеству Г.-Х. Андерсена.


2

Подготовка и проведение утренника.

9.

Сочиняем загадки.

4

Дети сочиняют загадки по предложенной рифме, рисуют отгадку.

10.

Устный журнал «Любимые книги – любимые писатели».

4


11.

Фотоконкурс «Я читаю!»

2

Выставка фотографий, сделанных в семье, классе, библиотеке.

12.

Современные детские журналы и газеты.

4

Подготовить рекламу журнала по мини-группам.




4 класс-34 часа.




Тема

Количество часов


Содержание



1.

«Лето с героями любимых книг».


4

Презентация читательских дневников.




2.

Устный журнал «Твоя книжная полка».



2

Обзор новинок для чтения учащихся младшего школьного возраста



3.

И. Крылов «Уж сколько раз твердили миру...» Конкурс на лучшее инсценирование басни.



2

Творческая работа в группах



4.

«Книжкины именины»



4

Викторины, конкурсы, кроссворды по книгам детских писателей.




5.

«Литературная гостиная».



2

Приглашает библиотека.

Подготовка: биография писателя,

вопросы.

Обмен впечатлениями.



6.

Литературные сказки зарубежных писателей.



2

Подготовка и проведение мероприятия по следующим произведениям:

Линдгрен «Малыш и Карлсон, который живет на крыше», «Пеппи Длинный чулок»; Кэрлл «Алиса в стране чудес», Милн «Винни – Пух», Янссон «Шляпа Волшебника»



7.

В гостях у малышей.

2

Посещение подготовительной группы детского сада с инсценировкой сказки (любой по выбору)




8

Сочиняем сказки

6

Дети сочиняют сказку по предложенному началу, оформляют в книжку- малышку



9.

Литературная игра по книге А. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино».


2

Толстой «Золотой ключик, или Приключения Буратино».




10.

Конкурс чтецов, посвященный празднику Победы.



2

Подготовка и участие в ежегодном конкурсе чтецов



11.

Читательская конференция «Зачем нужны книги в компьютерный век?»


4

Подготовка и проведение конференции.

работа организуются по секциям. Выступают докладчики и оппоненты, подводится итог.



12.

Литературная игра «Слабое звено»


2

Подготовка и заключительная игра по прочитанным книгам.






Используемая литература.


  1. Воспитание детей в школе: Новые подходы и новые технологии. - Под ред. Н.Е. Щурковой. - М.: Новая школа, 1998

  2. Агапова И., Давыдова М. Литературные игры для детей. – «Лада», Москва, 2006

  3. ВолинаВ.В. Учимся играя. – М.: Новая школа, 1994

  4. Вербицкая М. В., Волошина О. И. Тесты. Чтение в начальной школе. – Москва, Дрофа, 1999

  5. Гостимская Е.С., Мишина М. И. Внеклассное чтение. – Москва, «5 за знания», 2006

  6. Ксензова Г.Ю. Педагогические алгоритмы анализа воспитательного мероприятия. – Калинин, 1988

  7. Ксензова Г.Ю. Внеурочное воспитание в развивающейся школе. – Тверь, 2005

  8. Оморокова М.И. Совершенствование чтения младших школьников. – Москва, 2001

  9. Перова Г.М. Проверочные работы по чтению в начальных классах. – М.: АРКТИ – 2006

  10. Ожегов СИ. Словарь русского языка / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.

  11. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

  12. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

  13. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

  14. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

  15. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

  16. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия(спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

  17. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994

  18. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006

.

Литература для учителя.

  1. Ожегов СИ. Словарь русского языка. / Под ред. чл. - корр. АН СССР Н.Ю. Шведовой. - М.: Русский язык, 1987.

  2. Писатели нашего детства: 100 имен. Биогр. слов, ч.1.— М.: Либерия, 1999.

  3. Русские писатели. Биогр. слов. В 2-х ч. / Ред. - сост. П.А. Николаев. - М.: Просвещение, 1990.

  4. Русские писатели XX в. Биогр. слов. / Сост. и глав. ред. П.А. Николаев. — М.: Научное изд. «Большая Российская

  5. Энциклопедия», «Рандеву АМ», 2000.

  6. Светловская Н.Н. Методика внеклассного чтения. – М.: Педагогика, 1980

  7. Светловская Н.Н. Самостоятельное чтение. – М.: Педагогика, 1980

  8. Сухин И.Г. Занимательные литературные кроссворд-тесты. – Ярославль, «Академия развития», 2006

  9. Синицына Е. Умные слова. Из серии «Через игру – к совершенству». Популярное пособие для родителей, гувернеров и воспитателей. – «Лист», Москва, 1997

  10. Внеклассные мероприятия в начальной школе. - Под. ред. Мартыновой Я.Ю., Волгоград: Учитель, 2007

  11. Праздник - ожидаемое чудо! Внеклассные мероприятия (спектакли, утренники, юморины, викторины). – Составитель: Жиренко О.Е., Москва: «ВАКО», 2006

  12. Щуркова Н.Е. Собрание пестрых дел. – М.: 1994

  13. Яценко И. Ф. Поурочные разработки по внеклассному чтению.- Москва, «ВАКО», 2006




Литература для учащихся.

  1. Азбука в загадках: книжка-раскраска – М.: ООО «Канц-Эксмо»; Наталис, 2004.

  2. Праздник букваря: стихотворения и рассказы /Предисл. А. Усачева. – М.: ООО «Издательство Артель». -2004

  3. Сапгир Г.В. Азбука в считалках и скороговорках. – М.: Планета детства. – 2001

  4. Как звучат слова: развивающая раскраска. ОАО «Радуга». – Киров. -2003

  5. Синицына Е.И. Сказки для игры и развития. – М.: Лист Нью: Вече: КАРО. 2002

  6. Дитрих А.К. Почемучка: Детское справочное бюро: для совместного чтения родителей с детьми – М.: ООО «Издательство Астрель»: - 2002

  7. Сухих И. Г. Литературные викторины для маленьких читателей. – М.: Айрис – Пресс: Рольф.» 2001

  8. Цыбульник В.И. Золотой карнавал сказок – М.: ООО «Издательство АСТ» Донецк: Сталкер. 2001

  9. Волшебный ручеек: хрестоматия для учащихся 1-4 классов. /Сост.Н. В. Смолякова. – М.: ЗАО «БАО – ПРЕСС». 2002

  10. Времена года: Стихи. /Сост. Т. Носенко. – М. ООО «АСТ-ПРЕСС КНИНГА» 2003

  11. Песенка друзей: Хрестоматия для детей от 5 до 8 лет. /Сост. Е. Кожедуб. – М.: ОЛМА – ПРЕСС Эклибрис, 2002

  12. Сказки, песни, загадки, стихотворения /С. Маршак. – М.: Детская литература , 1984

  13. Русские народные сказки. /Сост. В.П. Аникин. – М.: Просвещение, 1992

  14. Светлый мир. Произведения русских писателей. / Сост. Е.А. Копытова. Ижевск. 1998




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!