СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе 6 класс УМК Г.В.Москвина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе для 6 класс составлена в соответствии с ФГОС по УМК Г.В.Москвина, рассчитана на 3 часа в неделю

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе 6 класс УМК Г.В.Москвина»

I. Пояснительная записка.


Рабочая программа разработана на основе:

Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования по литературе,

Программа 5-9 классы образовательных организаций . Литература. / под редакцией Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.. – М.: Вентана-Граф, 2014.

Программа составлена на 102 часа.

Рабочая программа выполняет две основные функции:

Информационно-методическая функция позволяет всем участникам образовательного процесса получить представление о целях, содержании, общей стратегии обучения, воспитания и развития учащихся средствами данного учебного предмета.

Организационно-планирующая функция предусматривает выделение этапов обучения, структурирование учебного материала, определение его количественных и качественных характеристик на каждом из этапов, в том числе для содержательного наполнения промежуточной аттестации учащихся.

В программе определены основные цели и задачи литературного образования:

- формирование духовно развитой личности , обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма;

-развитие интеллектуальных и творческих способностей учащихся, необходимых для успешной социализации и самореализации личности,

-постижение учащимися вершинных произведений отечественной и мировой литературы, их чтение, анализ,

-поэтапное формирование умений читать, анализировать и интерпретировать художественный текст,

-овладение возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте

-использование опыта общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности.



Рабочая программа состоит из:

1. Пояснительной записки.

2.Общей характеристики учебного предмета.

3. Указания места учебного предмета «Русский язык» в учебном плане.

4. Определения личностных , метапредметных, предметных результатов освоения литературы как учебного предмета.

5. Содержания учебного курса.

6. Требований к уровню подготовки обучающихся.

7.Описания материально- технического обеспечения образовательного процесса.

8.приложение. Критерии оценки.

2. Общая характеристика учебного предмета.

Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.

Одна из составляющих литературного образования – литературное творчество учащихся. Творческие работы различных жанров способствуют развитию аналитического и образного мышления школьника, в значительной мере формируя его общую культуру и социально-нравственные ориентиры.

Рабочая программа составлена с учетом преемственности с программой начальной школы, закладывающей основы литературного образования. На ступени основного общего образования необходимо продолжать работу по совершенствованию навыка осознанного, правильного, беглого и выразительного чтения, развитию восприятия литературного текста, формированию умений читательской деятельности, воспитанию интереса к чтению и книге, потребности в общении с миром художественной литературы. Для достижения целей и выполнения задач программы предусмотрен компетентностный подход, определяющий формирование, развитие и совершенствование основных видов компетенции: познавательной и деятельностной.

В программе определены основные цели и задачи литературного образования:

  • освоение текстов художественных произведений в единстве формы и содержания, основных историко-литературных сведений и теоретико-литературных понятий;

  • овладение умениями чтения и анализа художественных произведений;

  • развитие читательской культуры, образного и аналитического мышления, творческого воображения;

  • развитие устной и письменной речи учащихся;

  • развитие познавательного интереса и потребности в самостоятельном чтении художественных произведений;

  • воспитание духовно развитой личности, формирование гражданского сознания, чувства патриотизма и толерантности к многообразию культур.

Программа с 5 по 8 класс намеренно строится на основе деятельностного подхода. С 9 класса вводится хронологический принцип организации материала.

Кроме этого, авторская программа Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л. не дает обязательного перечня произведений для заучивания наизусть. Поэтому, не входя в противоречие с авторской концепцией, произведения для заучивания наизусть определены в соответствии с методическими рекомендациями.

Некоторые методические положения

Основной формой организации учебных занятий является урок. Можно проводить его в традиционной форме: комбинированный (опрос, объяснение нового материала, закрепление, беседа, домашнее задание); урок-беседа.

Авторская программа позволяет провести и уроки в нетрадиционной форме: урок-экскурсия, урок-концерт, урок-размышление, инсценирование, урок-защита творческих работ, урок-конкурс, педагогическая мастерская.

С появлением компьютера, цифровых образовательных ресурсов появилась возможность проведения уроков с применением ИКТ: показ презентаций, виртуальных экскурсий, фрагментов фильмов, проверка знаний на компьютере и т.д. (слайд).

Исходя из целей и задач, обозначенных в «Системе формируемых умений в процессе изучения литературы» (см. Пояснительную записку программы Г.В. Москвина, Н.Н. Пуряевой, Е.Л. Ерохиной) одним из главных методов в работе с учениками 5-6 классов является метод творческого чтения. Он наиболее специфичен для литературы как учебного предмета.

Цель и специфика этого метода заключается в следующем:

  • в активизации художественного восприятия;

  • в формировании художественных переживаний средствами искусства;

  • в формировании художественных склонностей и способностей школьников.

Художественное восприятие, эстетические переживания – первая и необходимая ступень в научном понимании литературы.

Необходимо помнить, что чтение художественного произведения качественно отличается от процесса чтения научного, публицистического текста, требуется: специальное внимание к слову, фразе, ритму (умение слушать и слышать – необходимое условие для умения говорить и писать выразительно); работа воображения; эмоциональный настрой.

Этот метод не сводится к буквальному пониманию слова «чтение». Он находит выражение в разных методических приёмах учителя и видах деятельности учащихся.

Данный метод применяется и в самом начале изучения произведения, и после его анализа.

Характерные методические приёмы:

  • выразительное чтение учителя, мастеров художественного слова;

  • обучение выразительному чтению учащихся;

  • чтение учителем художественного текста с комментарием;

  • беседа, активизирующая непосредственные впечатления учащихся от только что прочитанного произведения;

  • постановка на уроке проблемы (художественной, нравственной, общественно-политической и т.п.);

  • творческие задания по жизненным наблюдениям учеников или по тексту произведения.

Виды учебной деятельности учащихся при использовании метода творческого чтения:

  • чтение художественных текстов дома и в классе;

  • выразительное чтение с обоснованием особенностей чтения;

  • заучивание наизусть;

  • активное слушание текста;

  • составление плана; образное воспроизведение эпизодов;

  • близкие к тексту пересказы;

  • художественное рассказывание;

  • составление сценариев;

  • иллюстрирование прочитанного произведения рисунками;

  • устные и письменные самостоятельные непосредственные читательские отзывы о прочитанной книге, кинокартине, спектакле, радио- или телепостановке;

  • рассматривание иллюстраций к тексту и оценка их; сочинения разных жанров по картинкам, по личным впечатлениям.



Литература тесно связана с другими учебными предметами и, в первую очередь, с русским языком. Единство этих дисциплин обеспечивает, прежде всего, общий для всех филологических наук предмет изучения – слово как единица языка и речи, его функционирование в различных сферах, в том числе эстетической. Содержание обоих курсов базируется на основах фундаментальных наук (лингвистики, стилистики, литературоведения, фольклористики и др.) и предполагает постижение языка и литературы как национально-культурных ценностей. И русский язык, и литература формируют коммуникативные умения и навыки, лежащие в основе человеческой деятельности, мышления. Литература взаимодействует также с дисциплинами художественного цикла (музыкой, изобразительным искусством, мировой художественной культурой): на уроках литературы формируется эстетическое отношение к окружающему миру. Вместе с историей и обществознанием литература обращается к проблемам, непосредственно связанным с общественной сущностью человека, формирует историзм мышления, обогащает культурно-историческую память учащихся, не только способствует освоению знаний по гуманитарным предметам, но и формирует у школьника активное отношение к действительности, к природе, ко всему окружающему миру.


3. Место учебного предмета «Литература» в примерном учебном плане.

Примерный учебный план основного общего образования предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования в объёме 455 часов.


Литература



455 час.

Кол-во часов в год

Кол-во часов в год

Кол-во часов в год

Кол-во часов в год

Кол-во часов в год

5 класс

6 класс

7 класс

8 класс

9 класс

102 (3 часа в неделю)

102 (3 часа в неделю)

68 (2 часа) в неделю)

  1. (2 часа в неделю)

2 часа в неделю)


.

4.Требования к уровню освоения УУД

Личностные универсальные учебные действия

5 класс

Ученик научится:

-понимать значение литературы в процессе получения школьного образования.

-выражать положительное отношение к процессу познания.

-различать основные нравственно-эстетические понятия

Ученик получит возможность:

-понимать литературу как одну из основных национально- культурных ценностей русского народа.

-уважительно относиться к родной литературе , испытывать гордость за неё.

- оценивать свои и чужие поступки, нести ответственность за них


6 -7 класс:

Ученик научится:



- анализировать и характеризовать эмоциональные состояния и чувства окружающих, строить свои взаимоотношения с их учетом.


- Понимать литературу как одну из основных национально- культурных ценностей русского народа,

- уметь доводить работу до конца,

- стремиться к завершённости учебных действий

- оценивать значимость моральной дискуссии, эффективности обсуждения,

- анализировать позиции и возражения против принятого решения;

Ученик получит возможность научиться:

- Понимать определяющую роль литературы в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности.

8-9 классы

-преодолевать препятствий при их возникновении;

- концентрироваться и сосредотачиваться на работе

-решать задачи , возникающие на каждой из возрастных стадий развития;

- осознавать своею принадлежность к социальной группе и соответственно принимать значимые для референтной группы ценности, нормы

-оценивать степень принятия ответственности за результаты;

- проводить анализ того, насколько принятое решение справедливо и правильно;

- оценивать изменения собственных установок и позиции.

• совершенствование духовно-нравственных качеств личности, воспитание чувства любви к многонациональному Отечеству, уважительного отношения к русской литературе, к культурам других народов;

Регулятивные универсальные учебные действия

5 класс

Ученик научится:

-Удерживать цель деятельности до получения ее результата;

- анализировать достижение цели;

Ученик получит возможность

- самостоятельно ставить новые учебные цели и задачи.

6 -7 класс

Ученик научится:

- планировать пути достижения цели;

- устанавливать целевые приоритеты;

-оценивать уровень владения тем или иным учебным действием;

- составлять жизненные планы, включающие последовательность этапных целей и задач их взаимосвязи, планирование путей и средств их достижения на основе рефлексии смысла реализации поставленных целей

-формировать личностные качества : самостоятельность, инициативность, ответственность, относительная независимость и устойчивость в отношении воздействий среды

-овладеть способностью к планированию, контролю и коррекции предметной (учебной) деятельности и собственной познавательной деятельности

Ученик получит возможность:

-учитывать условия выполнения учебной задачи;

- выделять альтернативные способы достижения цели( «что делаю») и пооперационный контроль( «как выполнена каждая операция, входящая в состав учебного действия»)

-оценивать продукт своей деятельности по заданным критериям, заданным способом.

8-9 класс

- строить содержательные аспекты целей и жизненных планов;

- дополнять личные планы и перспективы социальными планами.

- реализовывать потенциал субъекта через целеполагания и проектирования траекторий развития посредством включения в новые виды деятельности и формы сотрудничества

- достичь высокой степени интегрированности таких компонентов самоорганизации, как целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевые усилия

-оценивать продукты своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям;

- уметь предложить способ убедиться в достижении поставленной цели и показатели достижения цели

Познавательные универсальные учебные действия

5 класс

Ученик научится:

- осуществлять поиск нужной информации в учебнике и учебных пособиях;

- понимать знаки, символы, модели, схемы, приведенные в учебнике и учебных пособиях;

- анализировать изучаемые факты литературы с выделением их отличительных признаков;

-осуществлять синтез как составление целого из его частей ;

- устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений.

Ученик получит возможность:

- обобщать ( выделять ряд объектов по заданному признаку);

-первоначальному умению смыслового восприятия текста;

- проводить аналогии между изучаемым материалом и собственным опытом;

6 -7 класс

Ученик научится:

- строить сообщение в устной форме;

- находить в материалах учебника ответ на заданный вопрос;

- ориентироваться на возможное разнообразие способов решении учебной задачи;

- анализировать объекты с выделением существующих и несуществующих признаков

- применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; знаково-символические действия, включая моделирование (преобразование объекта из чувственной формы в модель, где выделены существенные характеристики объекта, и преобразование модели с целью выявления общих законов, определяющих данную предметную область);

- уметь структурировать знания; уметь осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме;

- выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия; -

--контролировать и оценивать процесс и результат деятельности

-выбирать основания и критерии для сравнения, сериации, классификации объектов, подведение под понятия, выведение следствий

-обосновать желаемую ситуацию;

-анализировать реальной ситуации и указание на противоречия между желаемой и реальной ситуацией;

- указывать некоторые вероятные причины существования проблемы;

- ставить задачи адекватных цели;

-самостоятельное планировать характеристику продукта своей деятельности на основе заданных критериев его оценки;

-выбирать технологии деятельности (способа решения задачи);

- планировать ресурсы;

-самостоятельное планировать и осуществлять текущий контроля своей деятельности;

- оценивать продукты своей деятельности по самостоятельно определённым в соответствии с целью деятельности критериям;

- указывать на причины успехов и неудач в деятельности, предложение путей преодоления/ избегания неудач; анализ собственных мотивов и внешней ситуации при принятии решений


Ученик получит возможность:

- выделять информацию из сообщений разных видов в соответствии с учебной задачей;

- обобщать ( выделять ряд объектов по заданному признаку)

8-9 класс:

- ставить содержательные аспекты целей и жизненных планов;

- дополнять личные планы и перспективы социальными планами.

- реализовывать потенциал субъекта через целеполагания и проектирования траекторий развития посредством включения в новые виды деятельности и формы сотрудничеств


- самоорганизации, как целеполагание, анализ ситуации, планирование, самоконтроль, волевые усилия

- оценивать продукты своей деятельности по самостоятельно определенным в соответствии с целью деятельности критериям;

- уметь предложить способ убедиться в достижении поставленной цели и показатели достижения цели

• использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации (словари, энциклопедии, интернет-ресурсы и др.).

Коммуникативные универсальные учебные действия

5 класс

-Восприятие высказывания

Владеть техникой чтения. Осмысленно, с установкой на полное понимание содержания читать учебные тексты, выразительно читать вслух тексты художественного стиля, правильно расставлять логическое ударение, передавать с помощью интонации авторское отношение к предмету речи.

Определять тему и основную мысль текста; подбирать заголовок, отражающий тему или основную мысль текста; выделять в тексте главную и второстепенную информацию; составлять простой и сложный план. Находить в тексте типовые фрагменты — описание предмета, повествование, рассуждение-доказательство, оценочные высказывания.

-Воспроизведение текста.

Подробно или сжато (устно и письменно) пересказывать тексты, содержащие повествование, описание предмета или животного, рассуждение-доказательство. При подробном изложении художественных текстов сохранять стиль, типологическую структуру и характерные для исходного текста языковые средства.

Создание текста.


Создавать устные и письменные высказывания: строить абзацы, развивая мысль по данному зачину или концовке; писать сочинения по картине, по личным наблюдениям на темы из жизни учащихся (описание предмета или животного, повествование и рассуждение); раскрывать тему и основную мысль высказывания, выражать своё отношение к предмету

речи; соблюдать последовательность и связность изложения.


Находить и исправлять недочёты в построении текста, в частности нарушения последовательности и связности изложения; совершенствовать повествовательный текст, вводя в него там, где это требуется, фрагменты с описанием предмета, элементы рассуждения, оценочные высказывания. Исправлять речевые и грамматические ошибки.

6-7 класс

Восприятие высказывания

Осмысленно и бегло, с установкой на различение основной и дополнительной информации читать художественные тексты, составлять план.. Просматривая тексты учебника, выделять в них определения научных понятий, классификационные схемы, фрагменты с информативным повествованием. Слушая объяснение учителя, следить за ходом его рассуждения, выделять в сообщении главную информацию и запоминать её. В учебной литературе находить информативное повествование, рассуждение-доказательство, рассуждение- объяснение, проводить стилистический и типологический анализ текста.

Пересказывать художественные тексты. Осуществлять информационную переработку текста: передавать его содержание в виде плана (простого, сложного), типологической схемы, таблицы; кратко, в тезисной форме выражать основную мысль текста. Подробно и выборочно (устно и письменно) пересказывать повествовательные тексты художественного стиля речи с описанием места и (или) состояния природы. Сохранять в тексте подробного изложения

типологическую структуру исходного текста и языковые средства выразительности. Создавать устные и письменные высказывания: собирать материал к сочинению (с учётом стиля речи и темы) и систематизировать его (с учётомосновной мысли); составлять сложный план готового текста и своего высказывания; отбирать для сочинения нужные типы речи и языковые средства, решать вопрос о способах и средствах связи предложений. Писать небольшие сочинения-рассказы из собственной жизни, используя в них речь типа изобразительного повествования и описания. Составлять краткое информационное сообщение (типа аннотации) о книге (статье, фильме, телепередаче) двух видов: а) о чём говорится и б) что говорится. Давать отзыв о прочитанной книге (сочинении или устном ответе учащегося.)

-способность к согласованным действиям с учетом позиции другого,

-способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми;

-удовлетворительное владение нормами и техникой общения


- самостоятельное следование заданной процедуре группового обсуждения;

- выполнение действий в соответствии с заданием для групповой работы;

-разъяснение своей идеи, предлагая ее, или аргументируя свое отношение к идеям других членов группы


- указание на сильные и слабые стороны своей деятельности;

определение мотивов своих действий

8-9 класс

-умение определить цели коммуникации, оценивать ситуацию, учитывать намерения и способы коммуникации партнера, выбирать адекватные стратегии коммуникации, готовность к гибкой регуляции собственного речевого поведения

- умение самостоятельно договариватся о правилах и вопросах для обсуждения в соответствии с поставленной перед группой задачей;

- соблюдение процедуры обсуждения, обобщение, фиксация решения в конце работы;

-распределение и принятие на себя обязанностей в рамках выполнения групповой работы;

постановка вопросов на уточнение и понимание идей друг друга, сопоставление своих идей с идеями других членов группы, развитие и уточнение идей друг друга

-указание причин успехов и неудач в деятельности;

-называние трудностей, с которыми столкнулся при решении задач и предложение путей их преодоления / избегания в дальнейшей деятельности;

-анализ собственных мотивов и внешней ситуации при принятии решений



Метапредметные результаты

изучения предмета «Литература» в основной школе проявляются в:
• умении понимать проблему, выдвигать гипотезу, структурировать материал, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции, выделять причинно-следственные связи в устных и письменных высказываниях, формулировать выводы;
• умении самостоятельно организовывать собственную деятельность, оценивать ее, определять сферу своих интересов;
• умении работать с разными источниками информации, находить ее, анализировать, использовать в самостоятельной деятельности.
Предметные результаты

выпускников основной школы состоят в следующем:
1) в познавательной сфере:
• понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;
• понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;
• умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;
• определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейно-художественного содержания произведения (элементы филологического анализа);
• владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;
2) в ценностно-ориентационной сфере:
• приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;
• формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;
• собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;
• понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
3) в коммуникативной сфере:
• восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
• умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;
• написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
4) в эстетической сфере:
• понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;
• понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.

  1. Содержание.




тема

Краткое содержание учебной темы

Кол-во часов

1.

Русский фольклор

Пословицы, поговорки, загадки как воплощение житейской мудрости.

Сказки волшебные, бытовые, о животных.

Былины.


Содержание учебного курса «Литература»


5

кл

6

кл

7

кл

8

кл

9

кл


Русские народные сказки

6





Литературная авторская сказка

1






7

2.

Древнерусская литература

«Слово о полку Игореве» как величайший памятник литературы.

«Житие Сергея Радонежского».Идейное содержание произведения.


Содержание учебного курса «Литература»


5

кл

6

кл

7

кл

8

кл

9

кл


Повесть временных лет

2





Повесть о Петре и Февронии Муромских


2




«Поучение» Владимира Мономаха



1

1


Слово о полку Игореве





2


8

3.

Русская литература 18 века

Социальная и нравственная проблематика произведений Д.И.Фонвизина, Н.М.Карамзина, Г.Р.Державина,


Содержание учебного курса «Литература»


5

кл

6

кл

7

кл

8

кл

9

кл


Д.И.Фонвизин



3



Н.М.Карамзин




3


Ломоносов М.В.





2

Державин г.Р.





2


10

4.

Русская литература 19 века ( 1 половина)

Жанр басни в творчестве И.А.Крылова. Жанр баллады в творчестве В.А.Жуковского. Комедия А.С.Грибоедова « Горе от ума». Анализ стихотворений А.С.Пушкина, анализ прозаических произведений поэта, особенности жанра романа в стихах «Евгений Онегин»

Аналих стихотворений М.Ю.Лермонтова, психологический роман «Герой нашего времени».Н.В.Гоголь поэтизация картин народной жизни.


Содержание учебного курса «Литература»


5

кл

6

кл

7

кл

8

кл

9

кл


А.С.Пушкин

10

19

8

10

14

Н.В.Гоголь

5


3

2

9

И.А.Крылов

6





М.Ю.Лермонтов

5

7

3

4

10

В.А.Жуковский


1

1


3

Грибоедов А.С.




6


Поэты пушкинской поры





2

А.Н.Радищев




2


Островский а.Н.




3



72

5.

Русская литература 19 века ( 2 половина)

Творчество Ф.И.Тютчева, А.А.Фета, И.С.Тургенева, Н.А.Некрасова, Л.Н.Толстого, А.П.Чехова.


Содержание учебного курса «Литература»


5

кл

6

кл

7

кл

8

кл

9

кл


Бажов П.П.

2





А.А.Фет

4




2

Ф.И.Тютчев

4




2

Некрасов Н.А.

2

5

1


2

И.С.Тургенев

4


2

2

2

Н.С.Лесков


4




Л.Н.толстой


4

2

2


А.П.чехов


2

3

1


Ф.М.Достоевский


2


2


М.Е.Салтыков -Щедрин



2




56

6.

Русская литература 20 века( 1 пол)

Творчество И.А.Бунина, А.И.Куприна, М.Горького, И.С.Шмелева, А.А.Блока, В.В.Маяковского, С.А.Есенина, А.А.Ахматовой, А.П.Платонова, А.С.Грина, М.А.булгакова


Содержание учебного курса «Литература»


5

кл

6

кл

7

кл

8

кл

9

кл



Е..Л.Шварц

3





М.М.Пришвин

4





В.М.Гаршин

1





Бунин И.А.

1

3




Есенин С.А.

1

3


2


А.С.Грин

2





А.Платонов

2

1




Ю.П.Казаков

2





М.М.Зощенко

2





А.В.Кольцов


1




А.И.Куприн


3




В.В.Маяковский


1


2


Короленко В.Г.


3




Паустовский К.Г.


2




А.К.толстой



2



А.А.Ахматова



1

2


М.Горький



2


2

Блок а.А,




2


Б.Л.Пастернак




1


М.А.Булгаков





2


52

7

Русская литература 20 века ( 2 пол)

Творчество А.Т.Твардовского, М.А.Шолохова, Н.М.Рубцова, В.М.Шукшина, В.Г.Распутина, В.П.Астафьева, А.И.Солженицына


Содержание учебного курса «Литература»


5

кл

6

кл

7

кл

8

кл

9

кл


Н.М.Рубцов


2




А.Т.Твардовский



2



Шукшин В.М.



2


1

Н.А.Заболоцкий




1


Б.Ш.Окуджава




1


М.А.Шолохов





2

А.И.Солженицын





2

Ф.Искандер





1



14

8.

Литература народов России

Творчество Габдулая Такая. Мустая Карима, Расула Гамзатова, Кайсына Кулиева.


Содержание учебного курса «Литература»


5

кл

6

кл

7

кл

8

кл

9

кл



Р.Гамзатов



2




2

9.

Зарубежная литература

Поэма Гомера «Одиссея», поэма Данте « Божественная комедия», трагедия Шекспира « Гамлет», сонеты, М .Сервантес, И.В.Гете, Д.Дефо, Ж.-Б.Мольер, Дж..Г.Байрон, А.де Сент-Экзюпери,Р.Брэдбери.


Содержание учебного курса «Литература»


5

кл

6

кл

7

кл

8

кл

9

кл



Э.Гофман

3





Д.Дефо

3





Джек Лондон

2





Дж.Байрон


2




А. де Сент- Экзюпери


4




Ф.Шиллер


1


2


Р.Л.Стивенсон


1




Гомер



1



Шекспир



2

1


Ж.-Б.Мольер



2



П.Мериме



1



М.Сервантес




1


Данте





2

Боккачо Дж





2

И.Гете





3

Европейская литература 19-20 веков





2

Байрон





2


36

10

Обзор

Героический эпос, литературная сказка, жанр басни, жанр баллады, жанр новеллы, рассказа, сказовое повествование, тема детства в русской и зарубежной литературы , русские и зарубежные писатели о животных. Тема природы в русской поэзии, тема Родины в русской поэзии, военная тема в русской литературы, автобиографические произведения русской литературы.


60

11

Сведения по истории и теории литературы

Художественный образ, персонаж, художественный мир, сюжет и композиция, конфликт, авторская позиция, тематика и проблематика, художественная речь, литературные роды и жанры, литературный процесс, древнерусская литература,


Содержание учебного курса «Литература»


5

кл

6

кл

7

кл

8

кл

9

кл

Литература как искусство слова

1

1

1

1

1

Малые жанры фольклора

3





Аллегория и мораль в басне

1





Эпические жанры литературы

1


1



Специфика легенды

1





Лирическое стихотворение. Лирический герой

1

2

1



Понятие о поэзии и прозе


1




Песня


2




былина


4




Понятие о теме, герое. сюжете


1




Нравственная проблематика литературного произведения


1

2



Отношения людей в обществе


1




Античная литература





3

Средневековая литература





2

Поэзия 2 половины 20 века




2


Литература эпохи Возрождения





1

Русская литература 18





2

Русская литература 19 века





2

Проза и драматургия в русской литературе 2 пол.19 века





2

Развитие русской литературы 20 века





2


44

12

Диагностический, текущий и итоговый контроль уровня литературного образования.

Групповая и индивидуальная диагностика, проверка усвоения навыков выразительного чтения, различные формы пересказа, письменные высказывания, сочинения на литературные и публицистические темы, самостоятельная и проектная деятельность.


Содержание учебного курса «Литература»


5

кл

6

кл

7

кл

8

кл

9

кл


Внеклассное чтение

6

12

4

4


Развитие речи

6

9

8

8

10


59




6. Требования к уровню подготовки учащихся

Основные учебные умения и навыки обучающихся:

  • использование элементов причинно-следственного и структурно-функционального анализа

  • определение сущностных характеристик изучаемого объекта; самостоятельный выбор критериев для сравнения, сопоставления, оценки и классификации объектов

  • самостоятельное создание алгоритмов познавательной деятельности для решения задач творческого и поискового характера

  • поиск нужной информации по заданной теме в источниках различного типа; отделение основной информации от второстепенной, критическое оценивание достоверности полученной информации, передача содержания информации адекватно поставленной цели

  • умение развернуто обосновывать суждения, давать определения, приводить доказательства объяснение изученных положений на самостоятельно подобранных конкретных примерах; владение основными видами публичных выступлений, следование этическим нормам и правилам ведения диалога

  • выбор вида чтения в соответствии с поставленной целью (ознакомительное, просмотровое, поисковое)

  • умение понимать язык художественного произведения, работать с критическими статьями

  • владение навыками редактирования текста, создания собственного текста

  • определение собственного отношения к явлениям прошлого и современной жизни

  • умение отстаивать свою гражданскую позицию, формулировать свои взгляды

  • осуществление осознанного выбора путей продолжения образования или будущей профессиональной деятельности.

В результате изучения литературы ученик должен

знать:

  1. содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  2. наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  3. основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  4. основные теоретико-литературные понятия.

уметь:

  1. работать с книгой;

  2. определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  3. выявлять авторскую позицию;

  4. выражать свое отношение к прочитанному;

  5. выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  6. владеть различными видами пересказа;

  7. строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  8. участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою.

7. Материально-техническое обеспечение учебного предмета

Литература для учителя:

1. Программа 5-9 классы образовательных организаций . Литература. / под редакцией Москвина Г.В., Пуряевой Н.Н., Ерохиной Е.Л.. – М.: Вентана-Граф, 2014.


2. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия. 2 части / Ерохина Е.Л., Москви Г.В., Пуряева Н.Н. – М.: Вентана-Граф,

2015

3. Контрольно-измерительные материалы. Литература. 6 класс./ Сост. Л.В. Антонова. – М.: ВАКО, 2011

4. Практикум по литературе. 6 класс. / Сост. О.Г. Черных. – М.: ВАКО, 2011

5. Литература.6 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций/ Г.В.Москвин, Е.Л.Ерохина.-М.:Вентана-Граф, 2016.

  1. Беляева Н.В. Литература. Проверочные работы. 5 – 9 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2010.

  2. Журин А.А. Рабочая программа по учебному предмету: разработка, экспертиза, утверждение. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  3. Новый Закон «Об образовании перечней в Российской Федерации»: текст с изменениями и дополнениями на 2013. – М.: Эксмо, 2013.

  4. Основное общее образование по литературе: федеральный государственный образовательный стандарт: сборник нормативно-правовых материалов. – М.: Вентана-Граф, 2012.

  5. Основное общее образование: литература: учебно-методические материалы. – М.: Дрофа, 2012.

  6. Примерные программы по учебным предметам. Литература. 5 – 9 классы. – М.: Просвещение, 2011

  7. Рабочие программы по литературе. 5-9 классы.

Литература для учащихся:

1. Литература. 6 класс. Учебник-хрестоматия. 2 части / Ерохина Е.Л., Москвин Г.В., Пуряева Н.Н. – М.: Вентана-Граф,

2015

2. Литература.6 класс: Рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных организаций/ Г.В.Москвин, Е.Л.Ерохина.-М.:Вентана-Граф, 2016.


.8. Приложение. Рекомендации по системе оценивания достижения планируемых результатов обучения.

Оценивание достижения планируемых результатов является одним из основных элементов образовательного процесса. Педагоги ежедневно оценивают учебную деятельность своих учеников в процессе устных опросов и в результате оценки различных письменных работ.

На уроке литературы рекомендуется проверять следующие виды деятельности обучающихся:

  • восприятие,

  • истолкование,

  • личностную оценку литературных произведений,

  • различные типы речевых высказываний (пересказы, ответы на вопросы, изложения, сочинения на литературную тему, отзывы и рецензии и др.).

Все перечисленные виды деятельности связаны с чтением литературных произведений и обращены к их тексту, рассчитаны на выявление понимания идейного смысла и его художественного своеобразия, предполагают свободное речевое высказывание школьников.

Норма написания сочинений на литературную тему в 5 – 6 классах основной школы – не менее 4 аудиторных сочинений.

Критерии оценки предметных результатов по литературе тесносвязаны с критериями литературного развития учащихся, которые определены задачами изучения предмета в школе:

    1. Начитанность учащихся, круг их чтения.

    2. Объём историко-литературных знаний и умение применять их в анализе художественного текста.

    3. Объём теоретико-литературных знаний и способность объяснять их функциональное значение.

    4. Уровни развития разных сторон читательского восприятия:

  • эмоциональная реакция: активность читательских чувств, сопереживание ситуации, герою произведения,

  • уровень развития воображения: творческие пересказы (с изменением лица рассказчика), устное словесное рисование, инсценирование,

  • осмысление содержания: пересказ (подробный и сжатый), постановка вопросов к тексту, составление плана текста, ответы на проблемные вопросы,

  • работа над художественной формой: пересказ, близкий к тексту.

5. Умения, связанные с анализом художественных произведений:

    • выявление развития сюжета в эпосе,

    • выявление смены чувств лирического героя и преобладающего настроения стихотворения,

    • сопоставление героев и событий разных произведений,

    • понимание авторской позиции.

6. Литературно-творческая деятельность учащихся:

  • умение выражать свои мысли посредством художественных образов;

  • умение создавать собственные тексты разных жанров;

  • уровень развития творческого воображения;

  • уровень ассоциативного мышления и интуиции.

  1. Уровень развития письменной и устной речи учащихся.



Критерии оценки метапредметных результатов по литературе:

  1. Умение работать с информацией разного типа: поиск, анализ, включение в деятельность.

  2. Умение самостоятельно организовывать собственную деятельность: планировать, реализовывать, оценивать.

  3. Умение формулировать проблему, подбирать аргументы для подтверждения собственной позиции.

  4. Умение давать определения понятиям.

  5. Умение включать в собственную учебную деятельность разные приёмы смыслового чтения.

  6. Умение организовывать совместную учебную деятельность, работать в группе.

  7. Умение включать в свою деятельность ИКТ.











Календарно-тематическое планирование по литературе 6 А класс

урока

Тип урока

Тема урока

Программное содержание

Количество часов

Основные виды учебной деятельности

Домашнее задание

1

беседа

Литература как искусство слова

Содержание художественного произведения. Его основные элементы: тема, проблема, идея. Понятия «сюжет» и «композиция». Первичное представление о жанрах

1

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Устно отвечать на вопросы


Стр.8. вопросы, знать определения

Как появилась поэзия и проза

Истоки и вершины

2.


Поэзия и проза

Понятие о поэзии и прозе; о форме и способе повествования

1

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Устно отвечать на вопросы

Стр.12

3-4.


р/к

Особенности песни как жанра фольклора

Северная народная песня

Песня как малый жанр фольклора. Обрядовое и лирическое. Слово и ритм

2

Выявлять признаки песни как жанра фольклора.

Различать обрядовые и лирические песни

Выразит. Чтение песен. Сб. северных народ.песен

5-6


Былины Киевского цикла

как русский героический эпос

Былина «Садко». Сюжет произведения, образ главного героя

Былина как русский героический эпос. Основные сюжеты и главные герои былин. Художественное своеобразие и язык былин. Своеобразие былин о Садко. Образ главного героя

2

Выразительно читать былину. Пересказывать текст.

Характеризовать героев былины. Сопоставлять героев произведения.

Устно отвечать на вопросы

стр.37,стр.38

7-8


«Повесть о Петре и Февронии Муромских» -образец древнерусской повести.


Нравоучительный характер повести

Повесть как жанр древнерусской литературы. Духовные ценности и нравственные идеалы. Сюжет и герои

2

Воспринимать текст произведения древнерусской литературы.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Находить в тексте незнакомые слова и определять их значение.

Выделять смысловые части художественного текста.

Характеризовать героев произведения.

Формулировать идею произведения.

Устно отвечать на вопросы

Чтение повести,стр.53,зад.1-5

9.

Вн/чт

И.А. Бунин. Былина «Святогор и Илья»

И.А. Бунин. Былина «Святогор и Илья»

1

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом.

Выразительно читать былину.

Сопоставлять литературные произведения.

Сопоставлять героев произведения.

Устно отвечать на вопросы

былину.


Стр.57, вопросы

10.

р/к

Северные былины


1

Выраз. Чтение 1 былины

Классические образцы поэзии и прозы

11.


Лирическое стихотворение

Рифма, ритм, размер, строфа

1

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.Устно отвечать на вопросы

Определения знать, стр.58-61

12.


А.С. Пушкин.

Стихотворение «Зимнее утро» - шедевр пейзажной лирики


Слово о писателе. Двусложные размеры: ямб, хорей. Поэтический мир стихотворений. Аллегория. Символ. Пейзаж

1

Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений.

Устно отвечать на вопросы.

Определять стихотворные размеры


наизусть

13-14


М.Ю. Лермонтов.

Слово о писателе. Стихотворения «Парус», «Утёс»

2

наизусть

15-16


А.С. Пушкин.

Роман «Дубровский».Время, изображённое в произведении

Историческое время. Особенности сюжета и проблематики. Образы главных героев, их сопоставление. Быт и нравы. Мастерство Пушкина-прозаика

2

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы. Выразительно читать фрагменты произведения.

Характеризовать проблематику повести.

Характеризовать героев произведения.

Сопоставлять героев произведения. Формулировать идею произведения.

Выявлять художественные особенности произведения.

Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос.Писать сочинение

Чтение глав,стр.135,вопросы

17

исследование

Постигаем секреты худ .текста.

Дубровский и Троекуров

Типы русского дворянства

1

Сопост хар-ка героев

18.


Личность и судьба главного героя

Проблема бунта в романе. Дубровский и Маша. Тема любви

1

Характеристика героев

19.

Исследование

Как создаются характеры героев


1

Стр.133

20.


Авторская позиция


1

Стр.133

21.


Роман «Дубровский» в мире литературы

Вечные проблемы в романе

1

сочинение

22

Внеклассное чтение

Л.Н. Толстой. «Юность»

(глава XLV «Я проваливаюсь»)

Детство», «Отрочество», «Юность»-автобиографическая трилогия. Внимание к внутреннему миру человека

1

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом.

Характеризовать героя произведения.

Сопоставлять литературные произведения.Устно отвечать на вопросы

Стр.135-136

О чём и о ком рассказывает литературное произведение

Герой литературного произведения


23.

беседа

Тема, герой, сюжет

Понятие о теме, герое, сюжете в литературном произведении

1

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Устно отвечать на вопросы

Стр.138-139,

24


А.С.Пушкин «Выстрел», история создания


Герой и характер в литературе. Типы героев. Цикл «Повести Белкина». Особенности хронологии рассказа. Честь и благородство как нравственные категории. Характер героя. Человек и судьба. Автор и рассказчик.

1

Воспринимать текст литературного произведения.Устно отвечать на вопросы. Характеризовать героев произведения

чтение

25


Особенности композиции. Тайна Сильвио

1

Хар-ка героев

26

Внекл чтение

«Метель»

1


27-28


Н.С. Лесков. Повесть

«Тупейный художник»сказ как особый тип повествования





Аркадий и любовь Онисимовна

Историческое время. Главные герои. Особенности сюжета. Тема любви. Смысл финала

2

Воспринимать текст литературного произведения.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Характеризовать проблематику повести.

Характеризовать героя произведения.

Сопоставлять героев произведения.

Формулировать идею произведения.

Выявлять художественные особенности произведения

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Характеризовать героев произведения.

Формулировать идею произведения.

Выявлять художественные особенности произведения

Чтение, озаглавить главы

Пересказ выборочный

29.

исследование

Способы выражения авторской позиции

Тема свободы. Смысл эпиграфа. Названия, смысл первой главы

1

Стр.184

30.


Л.Н. Толстой. Рассказ

«Кавказский пленник», основные события

Слово о писателе. Сюжет. Истинная красота и сила человека. Жилин и Костылин. Образ Дины. Тема узничества

1

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Характеризовать проблематику рассказа.

Характеризовать героев произведения.

Сопоставлять героев произведения.

Формулировать идею произведения.

Выявлять художественные особенности произведения.

Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос

Стр.188

31.


Жилин и Костылин

1

Характ.героев

32.


Тема свободы

1

Подгот к сочинению

33-35

р/р

Сочинение

Темы:

1.Человек чести» по роману А.С.Пушкина «Дубровский»

2.Человек чести (по повести А.С.Пушкина «Выстрел»)

3.Трагическая судьба художника ( по повести Н.С.Лескова «Тупейный художник»)

4.Сильные духом свободны (по рассказу Л.Н.Толстого «Кавказский пленник)

3

Анализ тем,сбор и систематизация материала. Составление плана ,создание письменного развёрнутого ответа на вопрос, редактирование.

Стр.215-216 вопросы






36-37


А.П. Чехов.

Рассказ «Человек в футляре»

Образ главного героя.

Аллегорический смысл рассказа

Слово о писателе.

Тема человека и мира. Характер героя и сюжетная ситуация. Особенности повествования. Роль детали. Аллегория. Символ

2

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Характеризовать героя произведения.

Формулировать идею произведения.

Выявлять художественные особенности произведения

Стр.235

38

Вн. чт

Ю.С. Рытхэу. Рассказ «Хранитель огня»

Вечные темы в литературе.

Основная и дополнительные темы в произведении.

1

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом.

Характеризовать героя произведения.

Сопоставлять литературные произведения.

Устно отвечать на вопросы

Стр.237


Тема литературного произведения

39.


А.В. Кольцов.

Стихотворение «Косарь»

Слово о писателе. Тема труда. Национальный характер. Связь с фольклором. Поэтический мир стихотворения

1

Выразительно читать стихотворение.

Выявлять художественные особенности произведения.

Устно отвечать на вопросы

наизусть

40.


М.Ю. Лермонтов.

Стихотворение «Поэт» («Отделкой золотой…»)

Слово о писателе. Тема поэта и поэзии. Призвание и судьба поэта. Назначение поэзии. Поэтический мир стихотворения

1

Выразительно читать стихотворение.

Выявлять художественные особенности произведения.

Выявлять идею произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Определять стихотворные размеры

наизусть

41-42


Н.А. Некрасов.

Поэма «Саша»

Социально-историческое и общечеловеческое в поэме.

Художественное своеобразие поэмы

Слово о писателе. Тема человека в социальном мире. Смысл сопоставления главных героев поэмы. Понятие о трёхсложных размерах (дактиль). Поэтический мир произведения

2

Выразительно читать поэму.

Выявлять художественные особенности произведения.

Выявлять идею произведения.

Сопоставлять героев произведения.

Определять стихотворный размер.

Устно отвечать на вопросы.

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Определять стихотворные размеры

наизусть

43.


С.А. Есенин.

Стихотворения

«Там, где капустные грядки…», «Пороша»

Слово о писателе.

Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений

1

Выразительно читать стихотворения.

Выявлять художественные особенности произведений.

Устно отвечать на вопросы.

Определять стихотворные размеры

наизусть

44-45.

р/к

урок-исследование

Н.М. Рубцов.

Стихотворения «Звезда полей», «Листья осенние», «В горнице»

Слово о писателе.

Тема родной природы. Поэтический мир стихотворений

2

Выразительно читать стихотворения.

Выявлять художественные особенности произведений.

Устно отвечать на вопросы.

Определять стихотворные размеры

наизусть

46.

Вн.чт.

Г. Тукай. «Пара лошадей»

Особенности национальной татарской поэзии. Национальные традиции в поэзии А.Тукая.

1

Устанавливать связь прочитанного стихотворения с ранее изученным материалом.

Выявлять художественные особенности произведения.

Сопоставлять литературные произведения.

Устно отвечать на вопросы

Выраз. Чтение

Подготов. К контрол. работе

47.

Урок контроля

Контрольная работа

Тест по итогам 1 полугодия

1



Литература: мир вопросов и ответов


Как человек понимает мир и себя


48.


Лирический герой

Понятие о лирическом герое

1

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Устно отвечать на вопросы

Стр.6-7

49-50


А.С. Пушкин.

Стихотворения

«Зимний вечер», «Зимняя дорога»

Слово о писателе.

Образы природы в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений

2

Выразительно читать стихотворения.

Выявлять художественные особенности произведений.

Сопоставлять произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Определять стихотворные размеры

наизусть

51-52


Дж. Байрон.

Стихотворения

«Душа моя мрачна»

(пер. М.Ю. Лермонтова), «Прометей»

Слово о писателе.

Изображение душевного переживания в лирическом стихотворении. Поэтический мир стихотворений


2

Выразительно читать стихотворения.

Выявлять художественные особенности произведений.

Выявлять идею произведений.

Устно отвечать на вопросы.

Определять стихотворные размеры

Выраз чтение, вопросы стр.18,20,25

53-54


М.Ю. Лермонтов.

Стихотворения «Ангел», «Нет, я не Байрон…»

Слово о писателе.

Осознание себя и своего места в мире. Трёхстопный размер (амфибрахий). Поэтический мир стихотворений. Лирическая история души

2

Наизусть, стр.32

Как отражается таинственное в судьбе человека


55.


Идея и проблематика литературного произведения, баллада

Понятие об идее и проблематике литературного произведения. Понятие баллады

1

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Устно отвечать на вопросы

Знать определения

56.


В.А. Жуковский.

Слово о писателе. Баллада «Лесной царь»

. Своеобразие жанра. Особенности сюжета. Таинственное. Человек. Судьба. Поэтический мир произведения

1

Выразительно читать балладу.

Выявлять художественные особенности произведения.

Выявлять идею произведения.

Устно отвечать на вопросы

В-сы стр.39

57.





58.

исследование

Народная баллада «Чёрный ворон».

А.С. Пушкин.

«Ворон к ворону летит».

Э. По. «Ворон»

Народная и литературная баллада. Специфика балладного образа. Его роль в формировании смысла произведения.

Образ ворона в балладе. Поэтический мир стихотворений Слово о писателе.

2

Выразительно читать баллады.

Выявлять художественные особенности произведений.

Выявлять идею произведений. Сопоставлять произведения.

Устно отвечать на вопросы


Сопоставить произв., выраз чтение

59.


А.С. Пушкин.

Стихотворение «Бесы»

Балладные мотивы в лирическом произведении. Таинственное в душе человека. Поэтический мир стихотворения

1

Выразительно читать стихотворение.

Выявлять художественные особенности произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Определять стихотворные размеры

Отрывок наизусть

60.

Вн.чт.

Н.В. Гоголь. Повесть «Вий»

Особая атмосфера таинственного, страшного, сверхъестественного. Отражение таинственного в судьбе человека.

1

Устанавливать связь прочитанного стихотворения с ранее изученным материалом.

Выявлять художественные особенности произведения.

Сопоставлять литературные произведения.

Устно отвечать на вопросы

Сбор материала к сочинению

61-62

р/р

Сочинение, его анализ

Темы: 1. Тема судьбы в жестоком мире (стихотворение Байрона «Прометей» и баллада Жуковского «Лесной царь»

2

Анализ тем,сбор и систематизация материала. Составление плана ,создание письменного развёрнутого ответа на вопрос, редактирование.

Дописать сочинение

Как человек относится к людям и ко всему живому


63.


Нравственная проблематика литературного произведения

Понятие о нравственной проблематике литературного произведения

1

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Устно отвечать на вопросы

Стр.59-60

64-65.


Ф.М. Достоевский.

. Рассказ

«Мальчик у Христа на ёлке»

Жанр святочного рассказа

Слово о писателе Жанр святочного рассказа. Идея сострадания. Образы детей

2

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Характеризовать проблематику рассказа.

Характеризовать героев произведения.

Сопоставлять героев произведения. Формулировать идею произведения.

Выявлять художественные особенности произведения.

Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос

Стр.63,письм. Ответ на вопрос

66-67


И.А. Бунин.

Рассказы

«Лапти», «Подснежник»

Слово о писателе Нравственная проблематика. Самоотверженность и равнодушие. Образы героев. Художественное своеобразие рассказа

2

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведений.

Характеризовать проблематику рассказов. Характеризовать героев произведений. Формулировать идею произведений. Выявлять художественные особенности произведения

Характ. Героя


Стр.79

68-70


А.И. Куприн.

. Рассказы

«Белый пудель», «Чудесный доктор»

Слово о писателе Нравственная проблематика. Жестокость и милосердие. Образы героев

2

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведений.

Характеризовать проблематику рассказов.

Характеризовать героев произведения.

Сопоставлять героев произведения.

Формулировать идею произведений.

Выявлять художественные особенности произведений.


Сбор материала к сочинению

71-72

р\р

Сочинение, анализ работы

Как проявляется величие души человека? ( на примере двух произведений по выбору ученика)

2

Давать развёрнутый письменный ответ на вопрос.

Писать сочинение

Чтение повести Троепольского

73-74

Вн\чт

Троепольский «Белый Бим Чёрное ухо»


2

Устанавливать связь прочитанного стихотворения с ранее изученным материалом.

Выявлять художественные особенности произведения.

Сопоставлять литературные произведения.Устно отвечать на вопросы

Письменный ответ



75-76


В.В. Маяковский.

Стихотворение «Хорошее отношение к лошадям»,

«Послушайте»

Слово о писателе. Видение мира. Проблема взаимопонимания. Поэтический мир стихотворения

2

Выразительно читать стихотворение.

Выявлять художественные особенности произведения.

Устно отвечать на вопросы

Анализ стих-я

наизусть

77.


А. Платонов.

Рассказ

«Цветок на земле»

Слово о писателе. Своеобразие писательской манеры. Идея рассказа. Образы Афони и дедушки. Аллегорический смысл названия

1

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы. Характеризовать проблематику рассказа.

Характеризовать героев произведения. Формулировать идею произведения. Выявлять художественные особенности произведения

Стр.149-150

78-79


А. де Сент-Экзюпери. Сказка

«Маленький принц»

Слово о писателе. Философская повесть-сказка. Мечта об идеале. Проблема ответственности. Символика

2

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Выразительно читать фрагменты произведения.

Характеризовать проблематику сказки.

Характеризовать героев произведения.

Формулировать идею произведения.

Выявлять художественные особенности произведения.


Подобрать эпиграфы к главам пересказ глав,стр.205-206

80.

Вн/чт

И.С.Тургенев «Муму»

Авторская позиция и способы её передачи.

1

Устанавливать связь прочитанного произведения с ранее изученным материалом.

Выявлять художественные особенности произведения.

Сопоставлять литературные произведения.Устно отвечать на вопросы

Стр.210,в.3

81

Вн/чт

В.П. Астафьев Рассказ «Жизнь Трезора».

Образы животных в произведениях художественной литературы.

1


Письм. ответ

82.

Вн-чт

Э. Сетон-Томпсон Рассказ «Королевская аналостанка».

Нравственные проблемы в произведениях о животных.

1


Сопост произведения

83.

Р/к

Ю.П. Казаков Рассказ «Арктур – гончий пёс»

Нравственные проблемы в произведениях о животных.

1



84.

Вн/чт

Дж. Лондон Рассказ «Белый клык».

Нравственные проблемы в произведениях о животных. Животные в жизни и творчестве писателей-анималистов.

1



«Вечные темы». Социальная проблематика литературного произведения


85.


Социальная проблематика литературного произведения

Отношения людей в обществе. Нравственное и социальное, их взаимосвязь

1

Читать и постигать смысл учебно-научного текста учебника.

Устно отвечать на вопросы



86


Ф. Шиллер.

Слово о писателе. Баллада «Перчатка»

(пер. В.А. Жуковского)

Проблема истинного и ложного в выборе человека. Образ главного героя. Поэтический мир баллады

1

Выразительно читать балладу.

Выявлять художественные особенности произведения.

Выявлять идею произведения.

Сопоставлять литературные произведения.

Устно отвечать на вопросы

Выраз чтение

87-88


Н.А. Некрасов.

Стихотворения

«Железная дорога», «Размышление

у парадного подъезда»

Проблема социальной несправедливости и жестокости. Надежда на лучший мир. Поэтический мир стихотворений. Трёхстопный размер (анапест)

2

Выразительно читать стихотворения. Выявлять художественные особенности произведений.

Выявлять идею произведений.

Устно отвечать на вопросы

Наизусть, в-сы стр.224, герои стих-я

89


Р.Л. Стивенсон.

Слово о писателе. Баллада

«Вересковый мёд»

Значение воли и убеждённости для совершения выбора. Цена поступка. Поэтический мир баллады

1

Выразительно читать балладу.

Выявлять художественные особенности произведения.

Выявлять идею произведения. Сопоставлять литературные произведения.

Устно отвечать на вопросы

наизусть

90-92


В.Г. Короленко.

Слово о писателе. Повесть

«Дети подземелья» (глава IX «Кукла»)

Образ героя-рассказчика

Каким должно быть добро?

Значение образа куклы литературе

Нравственная проблематика. Дружба и душевное участие. Образ главного героя. Художественное своеобразие произведения

3

Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Характеризовать проблематику произведения.

Характеризовать героев произведения.

Формулировать идею произведения

Хар-ка героев, вопросы стр.248

93-94

р/р

Сочинение. Анализ работы

«Бедные люди» в русской литературе на примере двух произведений по выбору учащихся

2



95-96


К.Г. Паустовский.

Слово о писателе.

Рассказ

«Драгоценная пыль»

(из цикла «Золотая роза»)


Труд, любовь, искусство как смысл жизни и назначение человека. Образ главного героя. Смысл заглавия


Воспринимать текст литературного произведения.

Устно отвечать на вопросы.

Характеризовать проблематику произведения.

Характеризовать героев произведения.

Формулировать идею произведения.

Выявлять художественные особенности произведения

Стр.260

97


С.А. Есенин.

Отрывок из поэмы «Сорокоуст» (часть 3)

Цивилизация и природа. Технический прогресс и естественная жизнь. Поэтический мир стихотворения


Выразительно читать стихотворение.

Выявлять художественные особенности произведения.

Выявлять идею произведения.

Устно отвечать на вопросы

Выраз чтение

98-99


Мы помним… (произведения о Великой Отечественной войне)

В.Быков «Дожить до рассвета»

К.Богомолов «Иван»



Устно отвечать на вопросы.Сопоставлять литературные произведения

письменное рассуждение «Что такое настоящий героизм?» или «Кого можно назвать героем?», «Есть в наше время месту подвигу?»

100


Контрольная работа





101


Анализ работы





102

конференция

Подведение итогов




Список книг для чтения

р/к 5

к/р 2

вн/чт12

р/р 9



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!