СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе, 8 класс (Г.С.Меркин).

Категория: Русский язык

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа для 8-го класса  составлена на основе:

-Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;

- Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 класс (Стандарты второго поколения)

-Концепции курса, представленной в программе по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и  доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы  Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе, 8 класс (Г.С.Меркин).»



Ростовская область, Чертковский район, посёлок Чертково.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Чертковская средняя общеобразовательная школа.

«Утверждаю»

Директор МБОУ ЧСОШ №1

Приказ от

Подпись руководителя


Рабочая программа

по литературе


Среднее общее образование, 8А класс

70 часов

Учитель Прищепа Юлия Фёдоровна



Программа разработана на основе

Примерной программы среднего

полного образования

по курсу «Литература »5-11 классы

под редакцией Г.С.Меркина.




2015- 2016 учебный год.






Пояснительная записка


Рабочая программа для 8-А класса составлена на основе:

-Государственного стандарта основного общего образования, утверждённого 17 декабря 2010 г. Приказом Министерства образования и науки РФ № 1897;

- Примерной программы по учебным предметам. Литература 5-9 класс (Стандарты второго поколения)

-Концепции курса, представленной в программе по литературе для 5-11-х классов общеобразовательной школы /Авторы-составители: Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: ООО «ТИД «Русское слово – РС», 2010 – 200 с. к УМК для 5-9 классов /Авторы программы Г.С. Меркин, С.А. Зинин, В.А. Чалмаев).


Главной целью рабочей программы является формирование способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ: «Развитие УУД», «Формирование ИКТ-компетентности обучающихся», «Основы учебно-исследовательской и проектной деятельности», «Основы смыслового чтения и работы с текстом».


Задачи программы:


-развивать интеллектуальные и творческие способности учащихся, необходимые для успешной социализации и самореализации личности;

-развивать умение смыслового чтения и анализа, основанного на понимании образной природы искусства слова, опирающегося на принципы единства художественной формы и содержания, связи искусства с жизнью, историзма;

-формировать умение читать, комментировать, анализировать и интерпретировать художественный текст;

-способствовать овладению возможными алгоритмами постижения смыслов, заложенных в художественном тексте (или любом другом речевом высказывании), и создание собственного текста, представление своих оценок и суждений по поводу прочитанного;

-способствовать овладению важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями (формулировать цели деятельности, планировать ее, осуществлять библиографический поиск, находить и обрабатывать необходимую информацию из различных источников, включая Интернет и др.);

-научить использовать опыт общения с произведениями художественной литературы в повседневной жизни и учебной деятельности, речевом самосовершенствовании;

-повысить индивидуальную активность;

-повысить внутреннюю мотивацию к изучению предметов;

-расширить кругозор школьников.

Программа предполагает развитие информационной культуры учащихся, что позволяет рассматривать и изучать одни и те же объекты (произведения) с различных точек зрения. Таким образом, учащиеся погружаются в информационно-культурное пространство.

Построенная таким образом программа представляет собой гибкую методическую систему, обеспечивающую такую духовно-практическую деятельность педагога и ученика, при которой знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися самостоятельно или в совместной деятельности с учителем, родителями, учениками.


Общая характеристика учебного предмета

Русская литература является одним из основных источников обогащения речи учащихся, формирования их речевой культуры, коммуникативных навыков. Изучение языка художественных произведений способствует пониманию учащимися эстетической функции слова, овладению ими стилистически окрашенной русской речью.

Специфика учебного предмета «литература» определяется тем, что он представляет собой единство словесного искусства и основ науки (литературоведения), которая изучает это искусство.

Курс литературы в 8-ом классе строится на основе сочетания концентрического, историко-хронологического и проблемно- тематического принципов. Программа предполагает реализацию следующих компетенций:

Информационная компетентность – это способность личности самостоятельно искать, отбирать и выбирать, анализировать, организовывать, преобразовывать, сохранять, представлять и передавать информацию. (О.Г.Смолянинова, А.В.Хуторской, С.Д.Каракозов и другие). Под информационной компетентностью понимают также способность интерпретировать, систематизировать, критически оценивать и анализировать полученную информацию, делать аргументированные выводы, использовать информацию при планировании и реализации деятельности, структурировать информацию, представлять ее в различных формах и на различных носителях, адекватных запросам потребителя информации.

Коммуникативная компетентность – это овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, умениями и навыками использования языка в различных формах, сферах и ситуациях общения, соответствующих опыту, интересам, психологическим особенностям учащихся основной школы на разных ее этапах.

Деятельностная компетентность – это умения по основным компонентам учебной деятельности (Д. Б. Эльконин, В. В. Давыдов, В. В. Репкин, Т.Н.Солякова и др.): учебно-познавательного интереса, целеполагания, учебных действий, действий контроля и оценки, при этом понимается, что:

учебно-познавательный интерес – мотив к деятельности;

целеполагание – постановка и осознание целей;

учебные действия – действия ученика в направлении достижения цели.

Учебные действия включают в себя контрольные способы преобразования учебного материала в процессе выполнения учебных заданий;

действие контроля – прослеживание хода выполнения учебных действий, своевременное обнаружение различных погрешностей в их выполнении, а также внесение необходимых корректив в них;

действие оценки – подведение итогов выполненной системы действий и определение того, правильно или неправильно они совершены, а также определение перед решением задачи возможности или невозможности ее решить.

Культуроведческая компетентность – это осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета.

Социальная компетентность – это способность соотносить свои устремления с интересами других людей и социальных групп, использовать ресурсы других людей и социальных институтов для решения задачи; продуктивно взаимодействовать с членами группы (команды), решающей общую задачу; анализировать и разрешать противоречия, препятствующие эффективности работы команды.

Реализация идеи интеграции способствовала бы развитию ключевых (информационной, коммуникативной, «деятельностной», культуроведческой и социальной) компетентностей учащихся для формирования способности ориентироваться в информационно-культурном пространстве путем реализации в курсе литературы метапредметных программ.

В этих условиях основными подходами к преподаванию литературы в школе являются системно-деятельностный, культуроведческий, практико-ориентированный и личностно-ориентированный подходы, что определяет соответствующие требования к содержанию и методическому аппарату учебно-методических комплектов (УМК). УМК Г.С. Меркина содержит компоненты, которые помогут учителю реализовать эти современные подходы в преподавании литературы. Для ступени основного общего образования в УМК предлагается «Программа по литературе для 5-9-х классов общеобразовательной школы» (автор Г.С. Меркин) и учебники-хрестоматии для 5-9-х классов.


Место учебного предмета в учебном плане


Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений РФ предусматривает обязательное изучение литературы на этапе основного общего образования, в том числе в 8 классе –70 часов (2 урока в неделю).










Содержание учебного предмета


Наименование разделов учебной программы

Характеристика основных содержательных линий

Наименование тем, перечень лабораторных и практических работ, экскурсий.

Направления проектной деятельности обучающихся

Использование резерва учебного времени

Введение. Литература и время. Автор и время (1)

Фольклор. История в устном народном творчестве(3ч)


Деятельностная компетенция:формировать способности принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления в процессе чтения и изучения литературного произведения;

Информационная компетенция: - формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;

формировать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

Литературный процесс как часть исторического про­цесса. Время на страницах исторических произведений.

Жанровое разнообразие произведений исторической те­матики. Исторические роман—повесть—рассказ, исто­рические пьесы, поэмы, песни, исторические мотивы в лирике. Роль авторской позиции в произведениях исто­рической тематики.

Историческая народная песня

Жанры исторической тематики в фольклоре. Причи­на их сохранности в памяти народной. Сюжеты и герои исторических произведений фольклора. Связь песен с обрядами.

Героико-романтическая народная драма «Как француз Москву брал». Русская народная драма как значитель­ное явление национальной культуры. От обряда к пьесе. Народная драма как органическая часть праздничного народного быта. Постановка пьес на народных сценах. География распространения народной драмы.

Особенности народной драмы: сочетание и чередова­ние трагических сцен с комическими. Драматический конфликт в «исторической» народной пьесе. Герои пьесы: Наполеон и Потемкин. Соединение героев разных эпох в одном произведении. Сюжет. Патриотический пафос народной пьесы.


Проект «Песни наших предков».



Древне-русская литерату-ра.


Информационная компетентность:развивать умение осваивать разнообразные формы познавательной и личностной рефлексии;

Коммуникативная компетентность:- формировать умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач;

Историческая тема в произведениях древнерусской литературы. Особенности отражения исторического прошлого в литературе средних веков.

литературный жанр. «Повесть временных лет».

Русская летопись как жанр исторического повествова­ния. Отражение событий нашей истории в летописях XI—XVII веков. Рассказ о смерти Олега в «Начальной летописи». «Повесть временных лет» как первый обще­русский летописный свод. Источники повести — более ранние своды и записи. Образ Олега в летописи. Рас­сказ о смерти Олега.

Теория. Летопись.


История на страницах произведений XVIII века (1ч)


Информационная компетентность.

- развивать интерес к исследовательской и проектной деятельности в процессе изучения курса, в том числе для реализации личных притязаний и потребностей.

Жанры исторических произведений: эпические и драматические произведения. Историческая драма и исторический герой. Я. Б. Княжнин и его пьесы на сце­не русского театра. Отражение и оценка событий рус­ской истории в научном и художественном творчестве Н. М. Карамзина. Покорение Новгорода Иваном III в «Истории государства Российского». Повесть «Марфа Посадница». Образы-антиподы Иван III и Марфа Борецкая. Художественный смысл финала повести и ис­торическая реальность. Позиция автора.

Теория. Историческая драма.



Русская литература 19 века.

Александр Сергеевич Пушкин.

Коммуникативная компетенция:воспитывать творческую личность путём приобщения к литературе как искусству слова;

- совершенствовать умения читать правильно и осознанно, вслух и про себя; пересказывать текст различными способами (полный, выборочный, краткий);

«Песнь о вещем Оле­ге». «Полтава» (фрагмент). «Медный всадник». «Капи­танская дочка». Богатство исторической тематики в

творчестве Пушкина. Сюжеты русской летописи в его лирике. «Песнь о вещем Олеге». Тема судьбы, рока в сюжете баллады «Песнь о вещем Олеге». Сюжет «Пес­ни...» и сюжет летописного эпизода. Герой и его судьба: тема рока. Поэтическое совершенство произведения и его музыкальное воплощение

Презентация «Наш Пушкин».


Михаил Юрьевич Лермонтов

Коммуникативная компетенция:способство-вать совершенствованию читательского опыта;

- совершенствовать мотивации к систематическому, системному, инициативному, в том числе досуговому, чтению;

Информационная компетентность: совершенствовать умения пользоваться библиотечными фондами (нахождение нужной книги по теме урока; для досугового чтения; для выполнения творческих работ и т.д.);

- развивать интерес к творчеству;

«Песня про царя Ивана Васильевича, молодого опричника и удалого купца Ка­лашникова». Быт и нравы XVI века в поэме. Историче­ский сюжет и герои песни. Трагическое столкновение героев. Царь Иван Грозный, слуга — опричник Кирибеевич и купец Калашников. Нравственные проблемы песни. Благородство и стойкость Калашникова и пози­ция опричника Кирибеевича. Неправый суд Ивана Грозного. Связь поэмы с устным народным творчест­вом. Романтическое изображение природы как фона событий. «Песня...» как лироэпическое произведение. Отчетливость нравственной оценки событий автором.

Теория. Историческая поэма.


Проект «Поэма Лермонтова и УНТ».


Николай Васильевич Гоголь

Коммуникативная компетенция:

- формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;

- формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений.

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.Б. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы.


Быт и нравы в исторических произведениях. Интерьер и его место в воссоздании эпохи. Пейзаж в историческом повествовании. Сюжет и интерьер. Познавательная и художествен­ная роль интерьера. Интерьер как одно из важных сла­гаемых исторической действительности на страницах художественного произведения. Роль и место интерьера в эпосе и в других родах литературы. Интерьер в живо­писи.

Теория. Место интерьера в композиции произве­дения.



Лев Николаевич Толстой. «После бала».

Коммуникативная компетенция:развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;

- развивать навыки характеристики и анализа текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;

Деятельностная компетенция:- развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;

Рассказ «После бала» как воспоминание о впечатлениях юности. Беспощадная критическая сила рассказа, его гуманистиче­ский пафос. Герои и их судьбы. Контраст как основа композиции рассказа. Иван Васильевич как герой-рас­сказчик, контраст в раскрытии его душевного состоя­ния и оценка им увиденного и услышанного. Роль слу­чая в жизни и судьбе человека. Образ «грациозной и величественной» Вареньки. Полковник на балу и после бала. Сцена истязания беглого солдата, значение красоч­ных и звуковых образов в ее создании. Время и про­странство и рассказе. Художественное мастерство писа­теля. Предельная простота и ясность композиции про­изведения.

Теория. Контраст как прием композиции.



История на страницах поэзии XX века


Информационная компетентность:формировать умения нахождения родовых и жанровых особенностей различных видов текстов;

- формировать умения по применению литературоведческих понятий для характеристики (анализа) текста или нескольких произведений.

Традиционное внимание поэтов к родной истории и ее роковым минутам. В. Я. Брюсов. «Тени прошлого» «Век за веком»; 3. Н. Гиппиус. «14 декабря»; Н. С. Гуми­лев. «Старина». «Прапамять»; М. А. Кузмин. «Летний сад»; М. И. Цветаева. «Домики старой Москвы». «Ген ралам двенадцатого года»; Г. В. Иванов. «Есть в лито графиях старинных мастеров...»; Д. Б. Кедрин. «Зодчие» и др.




Максим Горький

Коммуникативная компетентность:развивать навыки характеристики и анализа текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;

Деятельностная компетентность: - развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге;

М.Горький

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе»,

«Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художе­ственное своеобразие ранней прозы М. Горького.


Презентация « Ранние рассказы Горького».


Владимир Маяковский

Информационная компетентность:воспитывать творческую личность путём приобщения к литературе как искусству слова;


В. В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в сти­хах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».



В.П.Астафьев

-Коммуникативная компетентность: формировать умения по освоению способов решения поисковых и творческих задач в процессе учебной деятельности при изучении курса литературы;

Деятельностная компетенция:формиро-

вать

умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации;

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на кото­рой меня нет » .

Проблема нравственной памяти в рассказе. От­ношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.



А.Т.Твардовский


Основные, вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Рос­сия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художе­ственное своеобразие изученных глав.

. В проектной деятельности обучающиеся учатся составлять сценарии по произведениям, инсценируют отдельные эпизоды, выпускают рукописные альманахи, проводят заочные экскурсии по литературным местам, создают слайдовые компьютерные презентации.


В.Г.Распутин

Коммуникативная компетентность:развивать умение характеризовать художественные и научно-популярные тексты;

- развивать навыки характеристики и анализа текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;

Деятельностная компетентность:- развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге;

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уро­ки французского». Новый поворот темы детей на страницах по­вести. Центральный конфликт и основные образы повествова­ния


Зарубежная литература

Коммуникативная компетентность:- развивать навыки характеристики и анализа текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами на уроках литературы различных типов;

- развивать умения пользоваться монологической, диалогической, устной и письменной речью; составлять отзыв о прочитанном, краткую аннотацию о книге; создавать творческие работы различных типов и жанров;

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульет­та » на русской сцене.М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и при­земленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.


Проект «Моя любимая книга».




Тематическое планирование


Темы, разделы программы



Основное содержание по темам


Характеристика основных видов учебной деятельности, УУД, осваиваемых в рамках изучения темы

Введение

Своеобразие курса литературы в 8 классе. Художественная литература и история. Значение художественного произведения в культурном наследии страны. Творческий процесс.

Теория литературы: литература и история, писатель и eё роль в развитии литературного процесса, жанры и роды литературы.



Из устного народного творчества

Исторические песни: «Иван Грозный молится по сыне», «Возвращение Филарета», «Царь требует выдачи Разина», «Разин и девка-астраханка» (на выбор), «Солдаты готовятся штурмовать Орешек», «Солдаты освобождают Смоленск» («Как повыше было города Смоленска...»). Связь с представлениями и исторической памятью и отражение их в народной песне; песни-плачи, средства выразительности в исторической песне; нравственная проблематика в исторической песне и песне-плаче.

Теория литературы: песня как жанр фольклора, историческая песня, отличие исторической песни от былины, песня-плач.

Развитие речи: различные виды чтения, составление словаря одной из исторических песен.

Связь с другими искусствами: прослушивание музыкальных записей песен.

Краеведение: запись музыкального фольклора региона.

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча с фольклорным коллективом, вечер народной песни.



- правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

- выразительно читать поэтические произведения наизусть;

- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров (эпические и драматические тексты);

- обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

- выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

- составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

- объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

- выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

- высказывать собственное суждение об иллюстрациях;

- письменно отвечать на вопросы, писать мини-сочинения на литературную и свободную темы


Из древнерусской литературы

«Слово о погибели Русской земли», из «Жития Александра Невского», «Сказание о Борисе и Глебе» (в сокращении) «Житие Сергия Радонежского». Тема добра и зла в произведениях русской литературы. Глубина и сила нравственных представлений о человеке; благочестие, доброта, открытость, неспособность к насилию, святость, служение Богу, мудрость, готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы; тематическое

многообразие древнерусской литературы.

Теория литературы: житийная литература; сказание, слово и моление как жанры древнерусской литературы, летописный свод.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировки и запись выводов, наблюдения над лексическим составом произведений.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.



- выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

- составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

- объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

- выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;


Из русской литературы XVIII века

Г. Р. ДЕРЖАВИН

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов и биографии и личных представлений. Стихотворения: «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы стихотворений). Тема поэта и поэзии.

Теория литературы: традиции классицизма в лирическом тексте.

Развитие речи: выразительное чтение, письменный ответ на вопрос, запись ключевых слов и словосочетаний.


Н.М. КАРАМЗИН

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. Повесть «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная

проблематика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.

Теория литературы: сентиментализм как литературное направление, сентиментализм и классицизм (чувственное на-

правление в противовес рациональному), жанр сентиментальной повести.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, формулировка и запись выводов, похвальное слово историку и писателю. Защита реферата «Карамзин на страницах романа Ю.Н.Тынянова «Пушкин».


- выразительно читать поэтические произведения наизусть;

- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров (эпические и драматические тексты);

- обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;


Из литературы XIX века

Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники

В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище».

К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака».

К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение

в дикости лесов...», «Мой гений».

Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется», «Разуверение», «Муза».

А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия».

Н.М.Языков. «Пловец», «Родина».

Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия , элементы романтизма, романтизм.

Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана.

Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века».

А.С.ПУШКИН

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы.

Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино.

Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу).

Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина».

М. Ю. ЛЕРМОНТОВ

Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал

Лермонтова» (В. Белинский).

Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления цитатного плана, устное сочинение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями.

Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов – художник»

Н.В. ГОГОЛЬ

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения.

Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации

комический рассказ.

Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы.

Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин».

И.С. ТУРГЕНЕВ

Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.

Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном. Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной ( тема дискуссии формулируется учащимися)


Н.А.НЕКРАСОВ

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении.

Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа.

Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей.

А. А.ФЕТ

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.

Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос.

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»:

Н. И. Г и е д и ч. «Осень»;П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;А.Н.П л е щ е е в. «Отчизна»; Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью» ; И.З.Суриков «После дождя»; И.Ф.Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие

А.Н. ОСТРОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» - своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.

Теория литературы: драма.

Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению.

Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи , музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский , Н.А. Римский-Корсаков.

Л.Н. ТОЛСТОЙ

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа.

Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план

сочинение-рассуждение.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся.


- выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

- высказывать собственное суждение об иллюстрациях;

- письменно отвечать на вопросы, писать мини-сочинения на литературную и свободную темы





- правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

- выразительно читать поэтические произведения наизусть;

- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров (эпические и драматические тексты);

- обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

- выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

- составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

- объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

- выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

- высказывать собственное суждение об иллюстрациях;

- письменно отвечать на вопросы, писать мини-сочинения на литературную и свободную темы















- правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

- выразительно читать поэтические произведения наизусть;

- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров (эпические и драматические тексты);

- обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

- выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

- составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

- объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

- выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

- высказывать собственное суждение об иллюстрациях;

- письменно отвечать на вопросы, писать мини-сочинения на литературную и свободную темы










- правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

- выразительно читать поэтические произведения наизусть;

- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров (эпические и драматические тексты);

- обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

- выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

- составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

- объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

- выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

- высказывать собственное суждение об иллюстрациях;

- письменно отвечать на вопросы, писать мини-сочинения на литературную и свободную темы






- правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

- выразительно читать поэтические произведения наизусть;

- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров (эпические и драматические тексты);

- обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

- выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

- составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

- объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

- выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

- высказывать собственное суждение об иллюстрациях;

- письменно отвечать на вопросы, писать мини-сочинения на литературную и свободную темы


Из литературы XX века

М. ГОРЬКИЙ

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Mакар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы Горького.

Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ.

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения.

Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького.

Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси»


В.В..МАЯКОВСКИЙ

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».

Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литера­турной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер».

Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся.


О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века)


II. Л. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу.

Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях).

Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления словаря лексики персонажа.


Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение.

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..».


В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.

Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа.

Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева).

Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»:

А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»;

Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»;

М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»;

К.М. Симонов. «Жди меня»;

П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы);

О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников »;

М.Джалиль. «Мои песни», «Дуб»;

Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»;

Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др.


А.Т.ТВАРДОВСКИЙ

Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль»(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского.

Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план. Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского).

Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»:

Л.Л. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»;

В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»;

Б.Л. Пастернак. «После вьюги»;

М.В.Исаковский. «Катюша»;

М. Л. Светлов. «Веселая песня»;

Л.Л.Вознесенский. «Слеги»;

Г.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля»

В.С.. Высоцкий. «Яне люблю» и др.


В .Г. РАСПУТИН

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки Французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества.

Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту.

Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране.


- выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

- высказывать собственное суждение об иллюстрациях;

- письменно отвечать на вопросы, писать мини-сочинения на литературную и свободную темы








- правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

- выразительно читать поэтические произведения наизусть;

- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров (эпические и драматические тексты);

- обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

- выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

- составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

- объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

- выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

- высказывать собственное суждение об иллюстрациях;

- письменно отвечать на вопросы, писать мини-сочинения на литературную и свободную темы









- правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений;

- выразительно читать поэтические произведения наизусть;

- определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров (эпические и драматические тексты);

- обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;

- выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

- составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

- объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

- выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения;

- высказывать собственное суждение об иллюстрациях;

- письменно отвечать на вопросы, писать мини-сочинения на литературную и свободную темы










- выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

- составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

- объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;







Зарубежная литература

У.ШЕКСПИР

Краткие сведения о писателе. Трагедия «Ромео и Джулетта». Певец великих чувств и вечных тем ( жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульетта» на русской сцене.

Теория литературы: трагедия ( основные признаки жанра).

Связь с другими искусствами: история театра.


М.СЕРВАНТЕС

Краткие сведения о писателе. Роман «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и приземлённое, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.

Теория литературы: роман, романный герой.

Развитие речи: дискуссия, различные формы пересказа, сообщения учащихся.


- обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении;


- выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения;

- составлять простой и сложный планы изучаемого произведения;

- объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника;

















Календарно-тематическое планирование


п./п


Раздел учебного предмета по программе.


Тема урока; темы контрольных, практических,лабораторных работ.

Кол-во

часов

Оборудо-вание



Основные виды деятельности.

Планируемые результаты освоения материала

Виды контроля.

Дата


план

факт


1

Введение

Литература как искусство слова. Литература и другие виды искусства. Литература и история

1

Презентация


Учитель: учит работать со статьёй учебника.

Ученики: читают статью,

составляют план.

Должны уметь: рассказать о литературе как одном из видов искусства Знать жанры и роды художественной литературы.

Могут научиться : извлекать информацию из дополнительных источников.


Текущий




2


Исторические песни. Песни-плачи, средства выразительности в исторической песне. «Возвращение Филарета», «Солдаты освобождают Смоленск»

1

Аудиозапись

Учитель:учит определять тему и идею произведения. Ученики: читают, отвечают на вопросы.

Должны уметь: выразительно читать поэтический текст, определять жанр произведения Уметь находить средства выразительности в исторических песнях, формулировать проблему, затронутую в произведении.

Могут научиться: : извлекать информацию из дополнительных источников

Текущий




3

4







«Житие Сергия Радонежского». Глубина и сила нравственных

представлений о человеке; благочестие, доброта, откры­тость, неспособность к насилию, святость, служение Богу.


«Житие Алексан­дра Невского»

готовность к подвигу во имя Руси — основные нравственные проблемы житийной литературы.


2











Иллюстра-ции





















Учитель: учит анализировать текст, определяя тему и идею произведения.











Учитель: учит находить авторскую позицию, выразительно читать.

Ученики: читают, отвечают на вопросы.
















Должны уметь:владеть различными видами чтения и пересказа. Могут научиться: наблюдать над лексическим составом произведения.










Должны уметь:владеть различными видами чтения и пересказа. Могут научиться: наблюдать над лексическим составом произведения.












Текущий














Текущий




5,

6







стихотворений).

Г Тема поэта и

поэзии.Р. Державин

Поэт и государственный чиновник. Отражение в творчестве фактов биографии и личных представлений. «Памятник», «Вельможа» (служба, служение, власть и народ, поэт и власть — основные мотивы


.

2



Учитель: учит анализировать текст, выделять главную мысль, проводить анализ художественного произведения.

Должны уметь: рассказывать об основных фактах биографии Г.Р. Державина, о его роли в развитии русской литературы;

Уметь выразительно читать лирический текст. Владеть анализом лирического произведения. Находить ключевые слова и словосочетания из текста при ответе на вопрос.


Текущий





7,

8,

9
















Н.М. Карамзин

Основные вехи биографии. Карамзин и Пушкин. «Бедная Лиза» — новая эстетическая реальность. Основная проблема­тика и тематика, новый тип героя, образ Лизы.


3


Учитель: учит подробному пересказу, проводит беседу по прочитанному тексту.

Ученики: пересказывают эпизод, отвечают на вопросы, дают характеристику героя.

Беседа по тексту

Уметь: различать произведения литературы с точки зрения литературного направления.

Владеть различными видами чтения и пересказа.

Уметь воспринимать и анализировать текст; определять жанр литературного произведения; формулировать идею, проблематику произведения; давать характеристику герою Могут научиться: развернуто обосновывать суждения, приводить доказательства, используя цитатный материал.










Текущий












10,

11























Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники.

В.А.Жуковский. «.Лесной царь», Основные темы, мотивы. «Невырази­мое» и др..

Краткие сведения о поэтах. Систе­ма образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга).

К.Н. Батюшков. «Судьба Одиссея», «Мой гений». Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется,,.». А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соло­вей...»).

Н.М.Языков. «Пловец».


Образ главного героя в думах Рылеева «Иван Сусанин», «Смерть Ермака»






Портрет, презентация




Учитель: учит характеризовать художественное своеобразие, определять тему и идею.

Ученики: читают , анализируют произведение, выявляя художественные особенности.






Должны уметь:владеть анализом лирического произведения,

составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать лирическое произведение.

Могут научиться: находить признаки жанра изученного произведения..

.





Текущий





12

13












14,

15,

!6





А.С. Пушкин

Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. «И.И. Пу­щину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине».






«Капитанская дочка»: творческая история,

проблематика (любовь и друж­ба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов повести. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип ис­торической прозы.



2













3

Портрет, аудиозапись













Портрет, иллюстра-

ции, фильм

Учитель: учит читать выразительно, интерпретировать произведение.

Ученики: выразительно читают,

Проводят анализ произведения.







Учитель: учит различным видам пересказа, диалогом

Должны уметь: владеть навыками выразительного чтения , элементами анализа текста.

Могут научиться: находить информацию в дополнительных источниках.

.








Должны у м е т ь: владеть различными видами пересказа; участвовать в диалоге по прочитанному произведению; выявлять авторскую позицию.

Могут научиться: находить информацию в дополнительных источниках


Текущий














Текущий




17

Р.Р. Подготовка и написание домашнего сочинения по повести «Капитанская дочка»

Образцы планов.

Учитель: учит писать сочинение по плану.

Ученики: пишут сочинение на черновике.

Должны уметь: выразить своё отношение к предложенным темам сочинения.

Могут научиться: защищать свою работу перед аудиторией.

Текущий




18

«Три злодейства» в повести «Пиковая дама».

«Маленькие трагедии» А.С.Пушкина.

1

Аудиозапись

Учитель:учит давать оценку поступкам героев, аргументировать свой ответ.

Ученики: работают в парах, анализируя фрагменты произведения.

Должны уметь: определять тему и идею произведения, давать оценку героям и их поступкам. Могут научиться: выступать перед аудиторией с творческой работой.

Текущий





20,

21,

22









М.Ю. Лермонтов

Жизнь и судьба. Поэма «Мцыри». Художественное мастерство М.Ю.Лермонтова.

«Мцыри» — основные мо­тивы поэмы.


Художественная идея и средства ее выражения; об­раз-персонаж, образ-пейзаж.


3

Портрет, аудиозапись, иллюстрации, презентация.

Учитель: учит различным видам чтения, беседует по прочитанному тексту с опорой на художественные средства. Ученики: выразительное чтение произведений, комментированное чтение , словарная работа.

Должны уметь: выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку.

Уметь выражать и обосновывать свое мнение о герое.

Умение проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя . Могут научиться: находить информацию в дополнительных источниках.

.Текущий




23

Р.Р. Сочинение «Тема свободы в поэме «Мцыри»

1

Образцы планов.

Учитель: учит собирать материал к сочинению . Ученики:

ишут черновик сочинения.

Должны уметь: отбирать материал для раскрытия темы, соблюдать его композиционную структуру. Могут научиться: находить информацию в дополнительных источниках

Тематич.





24

25














26

27








Н.В.Гоголь

Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы.


Русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя.

Разоблачение пошлости, угодливости, чинопочи­тания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу.


Основ­ной конфликт пьесы и способы его разрешения.



2















2

Презентация.
















Фильм

Учитель: учит работать над содержанием действия, комментировать чтение . Ученики:читают, анализируют эпизод, читают по ролям








Учитель: учит работать над содержанием действия, комментировать чтение . Ученики:читают, анализируют эпизод, читают по ролям.




.

Должны уметь: анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности. Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку. Могут научиться: находить информацию в дополнительных источниках.









Должны уметь: анализировать драматическое произведение, учитывая его особенности. Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку. Могут научиться: находить информацию в дополнительных источниках.










Текущий
















Текущий





28

Р.Р. Сочинение на тему Смешное и грустное в комедии Н. В. Гоголя "Ревизор"

1

Образцы планов.

Учитель: учит собирать материал к сочинению .

Ученики:пишут черновик сочинения.

Должны уметь: логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения; Могут научиться: находить информацию в дополнительных источниках.


Тематич.





29

30

31









И.С. Тургенев. Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведе­ния писателя о любви: «Ася».


Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев.


Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини.


3

Портрет, презентация, иллюстрации.

Учитель:беседует по содержанию повести.

Ученики: проводят сопоставительный анализ.

Должны уметь:

работать с текстом, давать оценку поступкам героев, обобщать, делать выводы. Могут научиться: находить информацию в дополнительных источниках.

Текущий





32

33







Н.А. Некрасов.

Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта.


«Внимая ужасам вой-

ны...», «Тройка». Судьба крестьянки — одна из постоянных тем поэта; своеобразие раскрытия лирического переживания героини.



2

Портреты, презентация,высказывания о писателе.

Учитель: организует работу над худ.-выразительными средствами.

Должны уметь: анализировать произведение, учитывая его особенности. Уметь выявлять роль героя в раскрытии идейного содержания произведения и авторскую оценку. Могут научиться: находить информацию в дополнительных источниках.

Текущий





34

Реализм в литературе и живописи 19 века.

1

Таблица

Учитель: ведёт аналитическую беседу.

Учащиеся: выступают с докладами.

Должны уметь: рассказать о направлениях 19 века, свойственные литературе и живописи. Могут научиться: проникать в замысел автора, выявлять способы раскрытия образа главного героя .

Текущ.





35

36



А.А. Фет

Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от красоты...». Гармония чувств, единство с миром при­роды, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета.



2

Портрет, аудиозапись.

Учитель: учит выразительному чтению, анализу текста.

Ученики:анализируют произведение.

Должны уметь:владеть анализом произведения,

составлять цитатный или тезисный план, выразительно читать произведение.

Могут научиться: находить информацию в дополнительных источниках.

Текущ.





37

В.Ч. «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов XIX века»:

Н.И. Г н е д и ч. «Осень»;

П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;

А.Н. Плещеев. «Отчизна»;

Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью»;

И.З. Суриков. «После дождя»;

И.Ф. ан н е н с к и и. «Сентябрь», «Зимний романс» и др.


1

Портреты, аудиозапись.

Учитель:учит читать выразительно, определять авторскую позицию. Ученики: выразительно читают, анализируют произведение.

Должны уметь: выразительно читать наиболее полюбившиеся им стихи о родной природе поэтов XIX века,

владеть анализом лирического произведения.

Могут научиться: находить информацию в дополнительных источниках.

Текущий





38

39



А.Н. Островский

Краткие сведения о писателе. «Снегурочка»: своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей.


2

Фильм- спектакль, иллюстрации.

Учитель: учит давать характеристику герою.

Ученики: читают, отвечают на вопросы, дают характеристиеу героя.


Учитель: учит давать характеристику образам произведения.

Могут научиться: Могут научиться: находить информацию в дополнительных источниках.


Текущий






40

41












Л.Н. Толстой

Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности.

«После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, не­участие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения.

3

Портрет,

фильм, презентация.

Учитель: учит анализировать текст, выявлять авторскую позицию, пересказывают.

Ученики: учатся анализировать текст, пересказывать и читать выразительно.

Уметь: характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения, использовать сравнительный анализ.

Может научиться: анализировать ответ товарища.

Текущий













42

Р.Р. Сочинение-миниатюра с использованием контраста на тему «Полковник на балу и после бала»

1

Образцы планов.

Учитель: учит собирать материал к сочинению .

Ученики: пишут сочинение.












Должны уметь:

логически строить свой ответ, подкрепляя текстом изученного произведения.

Могут научиться: выступать перед аудиторией с сообщением.

Текущий




43

44

45










М.Горький

Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе»,

«Макар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа. Художе­ственное своеобразие ранней прозы М. Горького.


3



Портрет, презентация.

Учитель: учит анализировать текст, выявлять авторскую позицию, пересказывают.

Ученики: учатся анализировать текст, пересказывать и читать выразительно.

Должен уметь: давать характеристику героям , анализировать эпизоды.

Могут научиться: извлекать материал из дополнительной литературы.

Текущий





46

В. В. Маяковский

Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в сти­хах В.В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям».


1


Портрет, презентация.

Учитель: учит анализировать текст, выявлять авторскую позицию, пересказывают.

Ученики: учатся анализировать текст, пересказывать и читать выразительно.

Должен уметь: выразительно читать произведение, анализировать его. Может научиться: находить отличительные черты творчества данного автора. .

Текущий





47

48

Н.А. Тэффи. «Свои и чужие»,

М.М. Зощенко. «Счастливый случай», «Аристократка». Большие проблемы «ма­леньких людей»; человек и государство; художественное свое­образие рассказов.


2



Портрет, презентация.


Учитель: учит анализировать текст, выявлять авторскую позицию, пересказывают.

Ученики: учатся анализировать текст, пересказывать и читать выразительно


Должны уметь: находить авторскую позицию в произведениях, видеть за смешным серьёзное. Может научиться: находить отличительные черты творчества данного автора. .



Текущий





49

В/ч.Д.Б. Кедрин

Краткие сведения о поэте. «Зодчие»: труд, творчество, та­лант, власть — основные мотивы стихотворения. Художе­ственная идея.


1

Аудиозапись.

Учитель: учит читать выразительно, высказывать личностное отношение к прочитанному.

Должны уметь:

выразительно читать. Может научиться: находить отличительные черты творчества данного автора. .


Текущий




50

Н.А. Заболоцкий

Краткие сведения о поэте. «Я не ищу гармонии 6 природе…», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества в лирике Н. Забо­лоцкого 50 — 60-х годов.


1

Портрет. Аудиозапись.

Учитель: учит читать выразительно, высказывать личностное отношение к прочитанному

Должны уметь:

выразительно читать. Может научиться: находить отличительные черты творчества данного автора. .


Текущий





51

52

53









В.П. Астафьев.

Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: «Фотография, на кото­рой меня нет » .

Проблема нравственной памяти в рассказе. От­ношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика.



3



Портрет, презентация.


Учитель: учит анализировать текст, выявлять авторскую позицию, пересказывают.

Ученики: учатся анализировать текст, пересказывать и читать выразительно


Уметь: характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения, использовать сравнительный анализ.

Может научиться: анализировать ответ товарища.

Текущий




54

55

М.В.Исаковский «Катюша», «Враги сожгли родную хату»

2

Портрет, аудиозапись.

Учитель: учит читать выразительно, высказывать личностное отношение к прочитанному

Должен уметь: выразительно читать произведение, анализировать его. Может научиться: находить отличительные черты творчества данного автора. .

Текущий





56

М.В.Исаковский «Три ровесницы»

1

Портрет, аудиозапись

Учитель: учит читать выразительно, высказывать личностное отношение к прочитанному

Должен уметь: выразительно читать произведение, анализировать его. Может научиться: находить отличительные черты творчества данного автора. .

Текущий




57

В.Ч. «Музы не молчали»


1

Иллюстрации.

Учитель: учит читать выразительно, высказывать личностное отношение к прочитанному

. Должен уметь: выразительно читать произведение, анализировать его. Может научиться: находить отличительные черты творчества данного автора. .

Текущий




58

59



А.Т. Твардовский

Основные, вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т. Твардовского: «За далью — даль» (главы из поэмы). Рос­сия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной — один из основных мотивов. Образ автора. Художе­ственное своеобразие изученных глав.

2

Портрет, презентация.

Учитель: учит работать со статьёй учебника,

Ученики: работают со статьёй учебника, составляют план, выразительно читают произведение, находят главную мысль.


Должен уметь: выразительно читать произведение, анализировать его. Может научиться: находить отличительные черты творчества данного автора. .

Текущий




60

61



В.Г. Распутин

Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уро­ки французского». Новый поворот темы детей на страницах по­вести. Центральный конфликт и основные образы повествова­ния.

2

Презентация

Учитель: учит анализировать текст, выявлять авторскую позицию, пересказывают.

Ученики: учатся анализировать текст, пересказывать и читать выразительно

Уметь: характеризовать литературного героя с использованием цитат из текста произведения, использовать сравнительный анализ.

Может научиться: анализировать ответ товарища.

Текущий




62

Творчество и жизненный путь башкирского поэта М. Карима. Стихотворение «Цветы на камне», «Я - россиянин».


1

Портрет

Учитель: учит читать выразительно, находить основную мысльпроизведения.

Ученики: знакомятся с биографией автора, читают, отвечают на вопросы.

Должен уметь: выразительно читать произведение, анализировать его. Может научиться: находить отличительные черты творчества данного автора. .

Текущий




63

Творчество и жизненный путь татарского поэта Мусы Джалиля. Стихотворения «Мои песни», «Дуб»


1

Портрет

Учитель: учит работать со статьёй учебника,

Ученики: работают со статьёй учебника, составляют план, выразительно читают произведение, находят главную мысль.


Должен уметь: выразительно читать произведение, анализировать его. Может научиться: находить отличительные черты творчества данного автора. .

Текущий





64

65

66

У. Шекспир

Краткие сведения о писателе. «Ромео и Джульетта». Певец великих чувств и вечных тем (жизнь, смерть, любовь, проблема отцов и детей). Сценическая история пьесы, «Ромео и Джульет­та » на русской сцене.



3

Презентация

. Учитель: учит читать выразительно, высказывать личностное отношение к прочитанному

Должен уметь: выразительно читать произведение, анализировать его. Может научиться: находить отличительные черты творчества данного автора. .

Текущий





67

68



М. Сервантес

Краткие сведения о писателе. «Дон Кихот»: основная проблематика (идеальное и обыденное, возвышенное и при­земленное, мечта и действительность) и художественная идея романа. Образ Дон Кихота. Позиция писателя. Тема Дон Кихота в русской литературе. Донкихотство.



2

Презентация

Учитель: учит анализировать текст, выявлять авторскую позицию, пересказывают.

Ученики: учатся анализировать текст, пересказывать и читать выразительно

Должен уметь: находить в тексте пьесы художественные средства выразительности. Может научиться: составлять сенквейн.

Текущий





69














70

В. Скотт. Слово о писателе. «Айвенго» как исторический роман.










Что читать летом.



1

Презентация

Учитель: учит анализировать текст, выявлять авторскую позицию, пересказывают.

Ученики: учатся анализировать текст, пересказывать и читать выразительно.



Учитель: знакомит со списком литературы для летнего чтения.

Должен уметь: характеризовать жанр произведения.

Может научиться: выступать перед аудиторией с сообщением.

Текущий







Материально- техническое обеспечение.

1.Электронные образовательные ресурсы

Интернет-ресурсы для ученика и учителя: -. http://school-coHection.edu.rii/catalog/pupil/?subiect=8 -.

сеть творческих учителей http://www.it-n.ru/ -• http://rus. 1 september.ru/topic. php?TopicID= l&Page -. http://www.openclass.ru/

2. Электронные пособия:

- \CD\ "Библиотека русской классики. Выпуск 1 (DVD-box)" (Нью Медиа Дж.)

-\CD\ "библиотека русской классики. Выпуск 2 (DVD-box)'' (Нью Медиа Дж.)

- (DVD-box)" (Нью Медиа Дж.)

-\CD\ "Репетитор по литературе КиМ 2014 (Jewel)" (Нью Медиа Дж.)


- ЭнциклопедияКирилла и Мефодия;

-Мультимедийные проекты по творчеству русских писателей;

3.Печатные пособия:- Портреты русских поэтов и писателей.







.

.














Перечень по модулям контрольных и проверочных работ,

работ по развитию речи


п/п

Тема

Вид контроля

1

Введение. Литература и время.

Русская литература первой половины XIX века

2

Фольклор. История в устном народном творчестве.

3

История на страницах древнерусской литературы

Контрольная работа по теме «Фольклор. Древнерусская литература»

4

История на страницах произведений XVIII века

Историческое прошлое в литературе XIX века

5

А.К.Толстой

6

И.А. Крылов.

7

А.С. Пушкин.

1) домашнее сочинение

2) контрольная работа

8

М.Ю. Лермонтов.

Сочинение-характеристика

9

Н.В. Гоголь.

Домашнее сочинение

Контрольная работа

10

М. Сервантес.

11

И.С. Тургенев

12

А.К. Толстой.

13

Л.Н. Толстой.

Классное сочинение

Тест

14

А.П. Чехов.

Былины и их герои в произведениях XX века.

15

Ю.Н. Тынянов.

16

Марк Алданов.

17

Б.Л. Васильев.

Тема Великой Отечественной войны в исторических произведениях.

18

Л.М. Леонов

19

А.Т. Твардовский

Классное сочинение

Зарубежная литература

20

А. Грин

21

А. де Сент-Экзюпери


22

В. Шекспир

Тест по трагедии


Итоговое повторение

Итоговая проверочная работа









Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!