Из литературы XIX века | Поэты пушкинского круга. Предшественники и современники В.А.Жуковский. «Лесной царь», «Море», «Невыразимое», «Сельское кладбище». К.Ф. Рылеев. «Я ль буду в роковое время...», «Смерть Ермака». К.Н. Батюшков. «Переход русских войск через Неман», «Надпись к портрету Жуковского », «Есть наслаждение в дикости лесов...», «Мой гений». Е.А. Баратынский. «Чудный град порой сольется», «Разуверение», «Муза». А.А. Дельвиг. «Русская песня» («Соловей мой, соловей»), «Романс», «Идиллия». Н.М.Языков. «Пловец», «Родина». Краткие сведения о поэтах. Основные темы, мотивы. Система образно-выразительных средств в балладе, художественное богатство поэтических произведений. В кругу собратьев по перу (Пушкин и поэты его круга). Теория литературы: баллада (развитие представлений), элегия, жанровое образование — дума, песня, «легкая» поэзия , элементы романтизма, романтизм. Развитие речи: составление цитатного или тезисного плана, выразительное чтение наизусть, запись тезисного плана. Связь с другими искусствами: работа с музыкальными произведениями. Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «Песни и романсы на стихи поэтов начала XIX века». А.С.ПУШКИН Тематическое богатство поэзии А.С. Пушкина. Стихотворения: «И.И.. Пущину», «19 октября 1825 года», «Песни о Стеньке Разине». Повесть «Пиковая дама» (обзор). История написания и основная проблематика. «Маленькие трагедии» (обзор, содержание одного произведения по выбору). Самостоятельная характеристика тематики и системы образов по предварительно составленному плану. Роман «Капитанская дочка» : проблематика (любовь и дружба, любовь и долг, вольнолюбие, осознание предначертанья, независимость, литература и история). Система образов романа. Отношение писателя к событиям и героям. Новый тип исторической прозы. Теория литературы: послание, песня, художественно-выразительная роль частей речи (местоимение), поэтическая интонация, исторический роман. Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть, составления планов разных типов, подготовка тезисов, сочинение Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями и музыкальными произведениями. «Пиковая дама» и «Маленькие трагедии» в музыке, театре и кино. Краеведение: дорогами Гринева и Пугачева (по страницам пушкинской повести и географическому атласу). Возможные виды внеурочной деятельности: встреча в литературной гостиной «Адресаты лирики А.С. Пушкина». М. Ю. ЛЕРМОНТОВ Кавказ в жизни и творчестве. Поэма «Мцыри»: свободолюбие, готовность к самопожертвованию, гордость, сила духа — основные мотивы поэмы; художественная идея и средства ее выражения; образ- персонаж, образ-пейзаж. «Мцыри — любимый идеал Лермонтова» (В. Белинский). Теория литературы: сюжет и фабула в поэме; лироэпическая поэма; роль вступления, лирического монолога; романтическое движение; поэтический синтаксис (риторические фигуры). Романтические традиции. Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, составления цитатного плана, устное сочинение. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями. Краеведение: заочная литературно-краеведческая экскурсия «М.Ю. Лермонтов на Кавказе». Возможные виды внеурочной деятельности: час эстетического воспитания «М.Ю.Лермонтов – художник» Н.В. ГОГОЛЬ Основные вехи биографии писателя. А.С. Пушкин и Н.В. Гоголь. Комедия «Ревизор»: творческая и сценическая история пьесы, русское чиновничество в сатирическом изображении Н.В. Гоголя: разоблачение пошлости, угодливости, чинопочитания, беспринципности, взяточничества, лживости и авантюризма, равнодушного отношения к служебному долгу . Основной конфликт пьесы и способы его разрешения. Теория литературы: драма как род литературы, своеобразие драматических произведений, комедия, развитие понятий о юморе и сатире, «говорящие» фамилии, фантастический элемент как прием создания комической ситуации комический рассказ. Развитие речи: различные виды чтения и комментирования, цитатный план, сочинение сопоставительного характера, формулировка тем творческих работ, подготовка вопросов для обсуждения. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, инсценировка, сценическая история пьесы. Краеведение: Петербург в жизни и судьбе Н.В. Гоголя. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной «Долго ли смеяться над тем, над чем смеялся еще Н.В. Гоголь?»; час эстетического воспитания «Н.В. Гоголь и А.С. Пушкин». И.С. ТУРГЕНЕВ Основные вехи биографии И.С. Тургенева. Произведения писателя о любви: повесть «Ася». Возвышенное и трагическое в изображении жизни и судьбы героев. Образ Аси: любовь, нежность, верность, постоянство; цельность характера — основное в образе героини. Теория литературы: лирическая повесть, тропы и фигуры и художественной стилистике повести. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план, дискуссия, письменная характеристика персонажа, отзыв о прочитанном. Связь с другими искусствами: подбор музыкальных фрагментов для возможной инсценировки, рисунки учащихся. Возможные виды внеурочной деятельности: дискуссия в литературной гостиной ( тема дискуссии формулируется учащимися) Н.А.НЕКРАСОВ Основные вехи биографии Н.А. Некрасова. Судьба и жизнь народная в изображении поэта. «Внимая ужасам войны», «Зеленый шум». Человек и природа в стихотворении. Теория литературы: фольклорные приемы в поэзии; песня; народность (создание первичных представлений); выразительные средства художественной речи: эпитет, бессоюзие; роль глаголов и глагольных форм. Развитие речи: выразительное чтение наизусть, составление словаря для характеристики лирического персонажа. Связь с другими искусствами: использование музыкальных записей. А. А.ФЕТ Краткие сведения о поэте. Мир природы и духовности в поэзии А.А. Фета: «Учись у них: у дуба, у березы...», «Целый мир от Iкрасоты...». Гармония чувств, единство с миром природы, духовность — основные мотивы лирики А.А. Фета. Развитие речи: выразительное чтение, устное рисование, письменный ответ на вопрос. Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Стихи и песни о родине и родной природе поэтов 19 века»: Н. И. Г и е д и ч. «Осень»;П.А.Вяземский. «Береза», «Осень»;А.Н.П л е щ е е в. «Отчизна»; Н.П. Огарев. «Весною», «Осенью» ; И.З.Суриков «После дождя»; И.Ф.Анненский « Сентябрь», «Зимний романс» и другие А.Н. ОСТРОВСКИЙ Краткие сведения о писателе. Пьеса-сказка «Снегурочка» - своеобразие сюжета. Связь с мифологическими и сказочными сюжетами. Образ Снегурочки. Народные обряды, элементы фольклора в сказке. Язык персонажей. Теория литературы: драма. Развитие речи: чтение по ролям, письменный отзыв на эпизод, составление цитатного плана к сочинению. Связь с другими искусствами: прослушивание грамзаписи , музыкальная версия «Снегурочки». А.Н. Островский , Н.А. Римский-Корсаков. Л.Н. ТОЛСТОЙ Основные вехи биографии писателя. «Отрочество» (главы из повести); становление личности в борьбе против жестокости и произвола — рассказ «После бала». Нравственность и чувство долга, активный и пассивный протест, истинная и ложная красота, неучастие во зле, угасание любви — основные мотивы рассказа. Приемы создания образов. Судьба рассказчика для понимания художественной идеи произведения. Теория литературы: автобиографическая проза, композиция и фабула рассказа. Развитие речи: различные виды пересказа, тезисный план сочинение-рассуждение. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся. | - выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения; - высказывать собственное суждение об иллюстрациях; - письменно отвечать на вопросы, писать мини-сочинения на литературную и свободную темы - правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений; - выразительно читать поэтические произведения наизусть; - определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров (эпические и драматические тексты); - обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении; - выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения; - составлять простой и сложный планы изучаемого произведения; - объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника; - выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения; - высказывать собственное суждение об иллюстрациях; - письменно отвечать на вопросы, писать мини-сочинения на литературную и свободную темы - правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений; - выразительно читать поэтические произведения наизусть; - определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров (эпические и драматические тексты); - обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении; - выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения; - составлять простой и сложный планы изучаемого произведения; - объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника; - выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения; - высказывать собственное суждение об иллюстрациях; - письменно отвечать на вопросы, писать мини-сочинения на литературную и свободную темы - правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений; - выразительно читать поэтические произведения наизусть; - определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров (эпические и драматические тексты); - обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении; - выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения; - составлять простой и сложный планы изучаемого произведения; - объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника; - выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения; - высказывать собственное суждение об иллюстрациях; - письменно отвечать на вопросы, писать мини-сочинения на литературную и свободную темы - правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений; - выразительно читать поэтические произведения наизусть; - определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров (эпические и драматические тексты); - обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении; - выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения; - составлять простой и сложный планы изучаемого произведения; - объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника; - выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения; - высказывать собственное суждение об иллюстрациях; - письменно отвечать на вопросы, писать мини-сочинения на литературную и свободную темы |
Из литературы XX века | М. ГОРЬКИЙ Основные вехи биографии писателя. Свобода и сила духа в изображении М. Горького: «Песня о Соколе», рассказ «Mакар Чудра». Проблема цели и смысла жизни, истинные и ложные ценности жизни. Специфика песни и романтического рассказа . Художественное своеобразие ранней прозы Горького. Теория литературы: традиции романтизма, жанровое своеобразие (песня, сказка), образ-символ. Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, цитатный план, сочинение с элементами рассуждения. Связь с другими искусствами: работа с иллюстрациями, рисунки учащихся, кинематографические версии ранних рассказов М. Горького. Краеведение: книжная выставка «От Нижнего Новгорода — по Руси» В.В..МАЯКОВСКИЙ Краткие сведения о поэте. «Я» и «вы», поэт и толпа в стихотворении В. Маяковского: «Хорошее отношение к лошадям». Теория литературы: неологизмы, конфликт в лирическом стихотворении, рифма и ритм в лирическом стихотворении. Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть. Возможные виды внеурочной деятельности: вечер в литературной гостиной «В.В. Маяковский — художник и актер». Краеведение: «Москва В. Маяковского». Литературная викторина по материалам конкурсных работ учащихся. О серьезном — с улыбкой (сатира начала XX века) II. Л. Тэффи «Свои и чужие»; М.М. Зощенко «Обезьяний язык». Большие проблемы «маленьких людей»; человек и государство; художественное своеобразие рассказов: от литературного анекдота — к фельетону, от фельетона — к юмористическому рассказу. Теория литературы: литературный анекдот, юмор, сатира, ирония, сарказм (расширение представлений о понятиях). Развитие речи: различные виды чтения и пересказа, составления словаря лексики персонажа. Н.А. ЗАБОЛОЦКИЙ Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Я не ищу гармонии в природе...», «Старая актриса», «Некрасивая девочка» — по выбору. Поэт труда, красоты, духовности. Тема творчества лирике Н. Заболоцкого 50—60-х годов. Развитие речи: выразительное чтение наизусть, сочинение-рассуждение. Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Что есть красота?..». В.П. АСТАФЬЕВ Краткие сведения о писателе. Человек и война, литература и история в творчестве В.П. Астафьева: рассказ «Фотография, на которой меня нет». Проблема нравственной памяти в paссказе. Отношение автора к событиям и персонажам, образ рассказчика. Развитие речи: различные виды чтения, сложный план к cочинению, подбор эпиграфа. Краеведение: выставка «На родине писателя» (по материалам периодики и произведений В.П. Астафьева). Возможные виды внеурочной деятельности: литературный вечер «Музы не молчали»: А.А. Ахматова. «Нежно с девочками простились...»; Д.С. Самойлов. «Перебирая наши даты...»; М.В. Исаковский. «Враги сожгли родную хату»; К.М. Симонов. «Жди меня»; П.Г. Антокольский. «Сын» (отрывки из поэмы); О.Ф. Берггольц. «Памяти защитников »; М.Джалиль. «Мои песни», «Дуб»; Е.А. Евтушенко. «Свадьбы»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли» и др. А.Т.ТВАРДОВСКИЙ Основные вехи биографии. Судьба страны в поэзии А.Т.Твардовского: «За далью – даль»(главы из поэмы). Россия на страницах поэмы. Ответственность художника перед страной – один из основных мотивов. Образ автора. Художественное своеобразие изученных глав. Теория литературы: дорога и путешествие в эпосе Твардовского. Развитие речи: различные виды чтения, цитатный план. Краеведение: о России — с болью и любовью (выставка произведений А. Твардовского). Возможные виды внеурочной деятельности: час поэзии «Судьба Отчизны»: Л.Л. Блок. «Есть минуты, когда не тревожит...»; В.В. Хлебников. «Мне мало нужно...»; Б.Л. Пастернак. «После вьюги»; М.В.Исаковский. «Катюша»; М. Л. Светлов. «Веселая песня»; Л.Л.Вознесенский. «Слеги»; Г.И. Рождественский. «Мне такою нравится земля» В.С.. Высоцкий. «Яне люблю» и др. В .Г. РАСПУТИН Основные вехи биографии писателя. XX век на страницах прозы В. Распутина. Нравственная проблематика повести «Уроки Французского». Новое раскрытие темы детей на страницах повести. Центральный конфликт и основные образы повествования. Взгляд на вопросы сострадания, справедливости, на границы дозволенного. Мотивы милосердия, готовности прийти на помощь, способность к предотвращению жестокости, насилия в условиях силового соперничества. Теория литературы: развитие представлений о типах рассказчика в художественной прозе. Развитие речи: составление словаря понятий, характеризующих различные нравственные представления, подготовка тезисов к уроку – диспуту. Связь с другими искусствами: повесть В. Распутина на киноэкране. | - выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения; - высказывать собственное суждение об иллюстрациях; - письменно отвечать на вопросы, писать мини-сочинения на литературную и свободную темы - правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений; - выразительно читать поэтические произведения наизусть; - определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров (эпические и драматические тексты); - обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении; - выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения; - составлять простой и сложный планы изучаемого произведения; - объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника; - выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения; - высказывать собственное суждение об иллюстрациях; - письменно отвечать на вопросы, писать мини-сочинения на литературную и свободную темы - правильно, бегло и выразительно читать тексты художественных и публицистических произведений; - выразительно читать поэтические произведения наизусть; - определять принадлежность произведения к одному из литературных родов (эпос, лирика, драма), к одному из жанров (эпические и драматические тексты); - обосновывать свое суждение, давать характеристику героям, аргументировать отзыв о прочитанном произведении; - выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения; - составлять простой и сложный планы изучаемого произведения; - объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника; - выявлять авторское отношение к героям, сопоставлять высказывания литературоведов, делать выводы и умозаключения; - высказывать собственное суждение об иллюстрациях; - письменно отвечать на вопросы, писать мини-сочинения на литературную и свободную темы - выявлять роль героя, портрета, описания, детали, авторской оценки в раскрытии содержания прочитанного произведения; - составлять простой и сложный планы изучаемого произведения; - объяснять роль художественных особенностей произведения и пользоваться справочным аппаратом учебника; |