Достижение личностных результатов осуществляется в процессе реализации приоритетной цели литературного образования – «формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма».
Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).
Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).
2. Из греческой мифологии
Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.
3. Из устного народного творчества
Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живойводе». Предание и его художественные особенности. Сказка и еёхудожественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.
4. Из древнерусской литературы
«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.
5. Из литературы XVIII века.
Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.
6. Из литературы XIX века
Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.
Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».
Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи
Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус», «Листок».Многозначность художественного образа.
М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.
Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.
«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.
Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.
Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).
Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.
Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.
Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель»,рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.
Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.
С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.
А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;
Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;
А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;
Б.Л. Пастернак. «После дождя»;
Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;
А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;
А.А. Вознесенский. «Снег всентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.
Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.
Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.
Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.
7.7Из поэзии о Великой Отечественной войне.
Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.
8. Из зарубежной литературы
Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.
Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.
№ п/п | Дата | Раздел, тема урока | Кол-во часов | Основные виды учебных действий |
план | факт |
1. | 01.09. | 01.09 | ВВЕДЕНИЕ (1ч) Книга и ее роль в жизни человека. | 1ч. | Работа с учебником литературы (художественные произведения, статьи об авторе, справочный аппарат), беседа, выразительное чтение |
2. | 05.09. | 5.09 | ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ (3ч) Мифы о героях. «Пять веков». | 1ч. | Составление тезисных планов статьи учебника,выразительное чтение фрагмента поэмы Гесиода «Труды и дни», беседа, работа с иллюстрациями, работа с терминами и учебником, сообщения учителя и учащихся |
3. | 07.09. | 07.09 | Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту. «Прометей» | 1ч. | Составление цитатного плана, выразительное чтение, беседа, работа с иллюстрациями. |
4. | 08.09. | 08.09. | Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид». | 1ч. | Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с иллюстрациями,составление цитатного плана произведения. |
5. | 12.09. | 12.09. | ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (3ч) Нравственный идеал русского фольклора. Сказка «Солдат и смерть» | 1ч. | Художественный пересказ, сообщения учителя, заполнение таблицы, беседа. Самостоятельная исследовательская работа с текстом, работа с терминами и с учебником. |
6. | 14.09. | 14.09. | Из эпоса народов России. Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадыноко победил одноглазого великана» | 1ч. | Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, составление таблицы,исследование (сравнение предания и мифа), беседа, работа с терминами, художественный пересказ сообщения учителя, работа с учебником. |
7. | 15.09. | 15.09. | Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде». | 1ч. | Самостоятельная исследовательская работа с текстом и иллюстрациями, заполнение таблиц, сообщения учителя и учащихся, беседа. |
8. | 19.09. | 19.09. | ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3ч) Особенности древнерусской литературы, отражение в ней истории Древней Руси и представлений о событиях и людях. «Сказание о белгородских колодцах» | 1ч. | Сообщения «искусствоведа», «литературоведа» и учителя, составление плана статьи учебника, беседа, слайдовая презентация, прослушивание музыкального фрагмента, выразительное чтение учителем. Работа с терминами и иллюстрациями, продолжение предложений по данному началу. |
9. | 21.09. | 21.09. | Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем». | 1ч. | Сообщения «историка» и «литературоведа», самостоятельная исследовательская работа с текстом, беседа, составление цитатного плана повести, пересказ эпизода, работа с терминами. |
10. | 22.09. | 22.09. | Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха». | 1ч. | Лексическая работа, сообщения «историка», «литературоведа», «искусствоведа» и учителя, слайдовая презентация, самостоятельная исследовательская работа с текстом, бесед. |
11. | 26.09. | 26.09. | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIII ВЕКА (3ч) М.В.Ломоносов - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин. | 1ч. | Составление планов статей учебника, работа с таблицами, сообщения учителя и учащегося, беседа |
12. | 28.09. | 28.09. | Отражение мыслей ученого и поэта; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф» | 1ч. | Сообщения учителя и учащихся, лексическая и самостоятельная работа с раздаточным материалом,выразительное чтение наизусть, беседа, работа с терминами, заполнение таблицы. |
13. | 29.09 | 29.09 | М.В. Ломоносов о значении русского языка. М.В. Ломоносов и Петр Великий. | 1ч. | Лексическая работа, сообщения учащихся, выразительное чтение наизусть, беседа, заполнение таблицы. |
14. | 03.10. | 03.10. | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (52ч) В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. | 1ч. | Выразительное чтение,сообщения учащихся и учителя, экскурсия, обращение к стенду, прослушивание музыкальных коллекций, заполнение таблиц. |
15. | 05.10. | 05.10. | Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского «Светлана». Творческая история баллады. | 1ч. | Беседа, составление перечня основных признаков баллады в ходе сообщения учащегося, словарная работа |
16. | 06.10. | 06.10. | Фантастическое и реальное, связь с фольклором, особенности языка и образов в балладе В.А. Жуковского «Светлана». | 1ч. | Составление ассоциативных рядов, лексическая работа, беседа, сообщения учащихся и учителя, прослушивание музыкальной композиции, чтение отрывков наизусть, работа с терминами |
17. | 11.10. | 11.10. | Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина | 1ч. | Чтение наизусть стихотворений, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, инсценирование эпизода «Экзмен», выставка, прослушивание музыкальной композиции. |
18. | 12.10. | 12.10. | Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня». | 1ч. | Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, письменного высказывания по предложенному началу, беседа, работа с терминами, работа с учебником, сообщения учителя и учащегося. |
19. | 13.10. | 13.10. | Тема природы в лирике А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда» | 1ч. | Самостоятельная исследовательская работа с текстом, Сообщения учителя и учащихся, прослушивание музыкальной композиции, беседа. |
20. | 17.10. | 17.10. | Лирика природы. А.С. Пушкин «Зимнее утро». | 1ч. | Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, экскурсия, сравнение чернового и чистового вариантов текста, выразительное чтение, беседа, сообщения учителя,работа с таблицами, стилистический эксперимент. |
21. | 19.10. | 19.10. | В мире пушкинского стихотворения «Зимний вечер» | 1ч. | Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, выразительное чтение, беседа, сообщения учащихся, работа с таблицей. |
22. | 20.10. | 20.10. | Конкурс выразительного чтения. | 1ч. | Прослушивание музыкальных произведений на стихи А.С. Пушкина; стихотворений в исполнении мастеров художественного слова |
23. | 24.10. | 24.10. | А.С. Пушкин «Дубровский». Историческая эпоха в романе. История создания. Прототипы. | 1ч. | Сообщение учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, заполнение таблицы, сравнение описаний усадеб Петровское, Архангельское, Михайловское, Кистенево,Болдино с изображенными в тексте усадьбами, просмотр слайдовой презентации «Русская усадьба XIX века», лексическая работа, работа с учебником, беседа, выразительное чтение. |
24. | 26.10 | 26.10 | Ссора Дубровского с Троекуровым. | 1ч. | Составление сопоставительных таблиц, лексическая работа, выразительное чтение, самостоятельная исследовательская работа с текстом, беседа. |
25. | 27.10 | 27.10 | Отец и сын Дубровские. | 1ч. | Подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, пересказ эпизода от лица героев и пересказ анализ, беседа, лексическая работа с заполнением таблицы, сообщение учащегося, чтение по ролям,выразительное чтение |
26. | 07.11. | 07.11. | Владимир Дубровский — доблестный гвардейский офицер,необыкновенный учитель и благородный разбойник. | 1ч. | Анализ эпизода «Дубровский в Кистеневской роще», выразительное чтение по ролям, краткий пересказ от лица героя, просмотр кадров диафильма, прослушивание музыкальной композиции, беседа, работа с учебником, лексическая работа |
27. | 9.11. | 9.11. | Дубровский и Маша Троекурова. | 1ч. | Составление сравнительной таблицы,выразительное чтение, пересказ от лица героев, беседа, работа с учебником, лексическая работа. |
28.-29 | 10.-14.11. | 10.-14.11. | Классное сочинение №1 - сравнительная характеристика («Троекуров – Дубровский») | 2ч. | Написание сочинения. |
30. | 16.11. | 16.11. | Контрольный тест. | 1ч. | Выполнение теста |
31. | 17.11. | 17.11. | М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта. | 1ч. | Сообщения учащихся и учителя, выразительное чтение наизусть, работа с иллюстрациями, заполнение хронологической таблицы по ходу урока. Беседа, работа с учебником. |
32. | 21.11. | 21.11. | Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи». | 1ч. | Сообщение учителя и учащихся,лексическая работа, работа с учебником, составление рядов слов, соотнесенных с ключевыми понятиями урока, беседа, работа с иллюстрациями и термином, выразительное чтение |
33. | 23.11. | 23.11. | Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус». | 1ч. | Лексическая работа, выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся,самостоятельная исследовательская работа с текстом, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями и терминами, работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции. |
34. | 24.11. | 24.11. | Трагическое одиночество человека в мире и исторической «бездомности» поколения в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок». | 1ч. | Лексическая работа, самостоятельная исследовательская работа в группах, сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение наизусть,работа с иллюстрациями, беседа. |
35. | 28.11. | 28.11. | Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…» | 1ч. | Выразительное чтение наизусть, исследовательская работа с текстом, репродукциями картин художников. |
36. | 30.11 | 30.11 | Конкурс творческих работ. | 1ч. | Чтение творческих работ и защита своей точки зрения, комментарии собственных иллюстраций и обоснование выбора иллюстраций художников, чьи картины созвучны по тематике. |
37. | 05.12. | 05.12. | Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки. | 1ч. | Создание речевой ситуации с гипотетическим изменением социальной функции ученика (исторический экскурс в изображенную Гоголем эпоху с привлечением картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»),конкурс знатоков повести, работа с таблицей, беседа, сообщения учителя и учащихся. |
38. | 07.12. | 07.12. | «Бранное, трудное время...»Степь как образ Родины в Повести Гоголя | 1ч. | Лексическая работа, чтение по ролям и выразительное чтение, беседа,сообщения учащихся, работа с иллюстрациями, работа с учебником. |
39 – 40. | 8.-12.12. | 8.-12.12. | Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь). | 2ч. | Выразительное чтение, художественный пересказ, работа с иллюстрациями, составление таблицы «Остап и Андрий», аналитическая беседа, лексическая работа, дискуссия, работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, самостоятельная исследовательская работа с текстом. |
41. | 14.12. | 14.12. | Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении Н.В. Гоголя. | 1ч. | Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, конкурс планов рассказа о герое, беседа, работа с учебником. |
42 – 43. | 15.-19.12. | 15.-19.12. | Классное сочинение №2 по повести «Тарас Бульба». | 2ч. | Выполнение коллективных творческих заданий, создание иллюстраций, текстов по предложенному началу, работа с термином, беседа. |
44. | 21.12. | 21.12. | И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. | 1ч. | Работа с иллюстрациями, художественный пересказ, беседа, сообщения учителя, лексическая работа. |
45 – 46. | 22-26.12. | 22-26.12. | И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе. | 2ч. | Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями, чтение по ролям и выразительное чтение, беседа,сообщения учителя и учащихся, работа с учебником. |
47. | 28.12. | 28.12. | Тема любви в лирике И.С. Тургенева: «В дороге». | 1ч. | Выразительное чтение наизусть, создание вопросов, лексическая работа, сообщения учителя и учащегося, беседа, работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции. |
48. | 29.12 | 29.12 | Н. А. Некрасов. Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. («В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…») | 1ч. | Составление тезисного плана статьи учебника, работа с учебником,сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение стихотворений, работа с иллюстрациями, беседа, лексическая работа, работа с терминами. |
49. | 12.01. | 12.01. | Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в. | 1ч. | Сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы по материалам сообщений, составление устного высказывания об услышанном. |
50 – 51. | 16.01.-18.01. | 16.01.-18.01. | Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н. Толстого «Детство». | 2ч. | Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение, художественный пересказ,беседа, составление устного высказывания,работа с учебником, работа с термином. |
52. | 19.01. | 19.01. | Идея стремления к совершенству, к единению в любви, проявившаяся в главах повести Л.Н. Толстого «Детство». | 1ч | Художественный пересказ,выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа, сообщения учителя, работа с учебником |
53. | 23.01. | 23.01. | Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди». | 1ч. | Лексическая работа, составление комментариев к афоризмам Л.Н. Толстого, чтение наизусть, беседа, работа со словарями, составление устных высказываний на заданную тему. |
54. | 25.01. | 25.01. | Домашнее сочинение-размышление «Какие мысли и чувства навеял на меня пересказ Л.Н.Толстым стихотворения В.Гюго?» | 1ч. | Сбор материалов к сочинению. |
55 – 56. | 26-30.01. | 26-30.01. | В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика. Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. Отец и сын. | 2ч. | Работа с учебником, выразительное чтение, прослушивание сообщений учителя и учащихся, беседа, самостоятельная исследовательская работа с текстом. |
57. | 01.02. | 01.02. | Роль дружбы в жизни героев повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | 1ч. | Выразительное чтение по ролям, исследовательская работа с текстом, беседа, лексическая работа, работа с иллюстрацией и термином. |
58. | 02.02. | 02.02. | Дети и взрослые в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе». | 1ч. | Работа с иллюстрациями, лексическая работа, чтение по ролям, беседа. художественный пересказ, выразительное чтение, работа с учебником. |
59 – 60. | 06.02-8.02. | 06.02-8.02. | Классное сочинение №3 «Мой друг Вася (от имени Валека)». | 2ч. | Сбор материалов к сочинению. |
61 – 62. | 9.-13.02. | 9.-13.02. | Особенности раннего творчества А.П. Чехова. Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим». | 2ч. | Выразительное чтение, самостоятельная исследовательская работа с текстом, работа с терминами и иллюстрациями, беседа, Сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, заполнение таблицы. |
63. | 15.02. | 15.02. | А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: социальное неравенство. Чинопочитание, угодливость в рассказе. | 1ч. | Лексическая работа, выразительное чтение, чтение по ролям, самостоятельная исследовательская работа с текстом, работа с иллюстрацией, беседа, сообщения учителя,работа с учебником, заполнение таблицы. |
64. | 16.02. | 16.02. | Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка». | 1ч. | Индивидуальные сообщения учителя и учащихся, беседа, Выразительное чтение, анализ эпизодов, работа с учебником |
65. | 20.02. | 20.02. | Мастерская творческого письма. Смешной случай из жизни. | 1ч. | Самостоятельная исследовательская работа с текстом, подготовка к созданию письменных рассказов, лексическая работа. |
66 – 67. | 22-23.02. | 22-27.02 | ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (26ч) Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина («Не видно птиц. Покорно чахнет…») | 2ч. | Самостоятельная исследовательская работа с текстом, Сообщения учителя и учащихся, экскурсия по выставке картин русских художников, выразительное чтение и чтение наизусть, прослушивание музыкальной композиции. |
68. | 27.02. | 1.03 | И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя. | 1ч. | Самостоятельная исследовательская работа с текстом, лексическая работа, выразительное чтение, художественный пересказ,беседа, сообщения учащихся и учителя,работа с учебником. |
69 – 70. | 28.02-1.03 | 2-6.03 | А.И. Куприн. Личность писателя. Повесть «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе. | 2ч. | Сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, экскурсия по выставке репродукций русских художников, беседа, конкурс заглавий частей рас- сказа, выразительное чтение, работа с учебником. |
71. | 02.03. | 9.03 | Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна«Белый пудель». | 1ч. | Художественный пересказ, пересказ от другого лица, выразительное чтение, лексическая работа, составление устного высказывания по указанному началу, беседа, работа с учебником, сообщения учителя. |
72. | 6.03. | 13.03 | А.И. Куприн. «Тапер». Основная тема и образы в рассказе; внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия. | 1ч. | Художественный пересказ, лексическая работа, сообщения учащихся, работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции. |
73 – 74. | 8-9.03 | 15-16.03 | С.А. Есенин. Слово о поэте. «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои. | 2ч. | Чтение наизусть, выразительное чтение, беседа, сообщения учителя и учащихся, работа с терминами и учебником. |
75. | 13.03. | 20.03 | «Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенин | 1ч. | Сообщения учащихся, самостоятельная исследовательская работа с текстом, беседа, лексическая работа, выразительное чтение и чтение наизусть, работа с иллюстрациями, работа с учебником. |
76. | 15.03. | 22.03 | М.М.Пришвин. Слово о писателе-натуралисте. | 1ч. | Сообщение учителя и учащихся, заполнение таблицы, художественный пересказ, выразительное чтение,слайдовая презентация или выставка,беседа |
77. | 16.03. | 23.03 | М.М.Пришвин. «Кладовая солнца» — сказка-быль. Особенности жанра. | 1ч. | Сообщения учителя, работа с учебником, беседа, работа с терминами. |
78. | 20.03 | 3.04 | М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша. | 1ч. | Конкурс рисунков, выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, беседа,работа с иллюстрацией. Работа с учебником,самостоятельная исследовательская работа с текстом, лексическая работа. |
79. | 22.03 | 5.04 | Смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца». | 1ч. | Художественный пересказ и рассказ, беседа, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, работа с учебником. |
80 – 81. | 23.03-03.04. | 6-10.04 | В мастерской художника (М.М.Пришвина) | 2ч. | Конкурс на лучший цитатный план и на знание художественной детали, выразительное чтение,беседа, сообщение учителя. |
82 – 83. | 5-6.04. | 12-13.04 | Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине в стихотворениях А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…» | 2ч. | Чтение наизусть, беседа, работа с терминами, лексическая работа. |
84. | 10.04. | 17.04 | Литературно-музыкальная композиция: «Сороковые роковые…». | 1ч. | Сообщения учителя и учащихся, чтение наизусть, прослушивание музыкальных композиций,выразительное чтение, выставка, беседа,работа с учебником |
85. | 12.04. | 19.04 | Краткие сведения о В.П. Астафьеве. Повесть «Последний поклон». | 1ч. | Сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа, работа с учебником. |
86. | 13.04.. | 20.04 | В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы. | 1ч. | Отбор наиболее важных для понимания произведения вопросов, лексическая самостоятельная работа, сообщения учителя и учащихся,работа с текстом, выразительное чтение, чтение по ролям, работа с иллюстрациями, беседа,работа с учебником |
87 -88. | 17-19.04. | 24-26.04 | Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев | 2ч. | Работа с иллюстрациями, лексическая работа, дискуссия, беседа, работа с учебником, выразительное чтение |
89. | 20.04. | 27.04 | Творческая работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». | 1ч. | Редактирование собственных работ. |
90. | 24.04. | 3.05 | Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение «Звезда полей» | 1ч.отворение 0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 | Сообщения учителя и учащихся, прослушивание музыкальной композиции, лексическая работа, беседа,работа с терминами, выставка,работа с учебником и иллюстрациями, выразительное чтение |
91. | 26.04 | 4.05 | Неразрывная связь героя с Родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина». | 1ч. | Чтение наизусть, выразительное чтение, беседа, работа с иллюстрациями. |
92 – 93. | 27-1.05 | 10-11.05 | ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (10ч) Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика. | 2ч. | Пересказ, сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с учебником, выразительное чтение |
94. | 03.05. | 15.05 | Краткие сведения о братьях Гримм. | 1ч. | Составление плана статьи учебника, сообщения учителя, беседа, выставка, посвященная творчеству братьев Гримм, работа с терминами |
95 – 96. | 04- 8.05. | 17.05 18.05 | Итоговая контрольная работа (проект) Сходство и различия народных и литературных сказок.Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина. | 1ч. 1ч. | Художественный пересказ с привлечением иллюстраций, самостоятельная исследовательская работа, беседа, работа с терминами, сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, лексическая работа, заполнение таблицы. |
97 – 98. | 10-11.05. | 22-24.05 | Краткие сведения об О. Генри. Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов». | 2ч. | Сообщения учителя и учащихся, беседа, заполнение таблицы, лексическая работа, работа с термином, выставка |
99 -100. | 15-17.05. | 25-29.05 | О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического.ождь краснокожих"й и всерьёз.00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000 | 2ч. | Лексическая работа, сообщения учителя и учащихся,выразительное чтение, создание словесного портрета, беседа, работа с учебником, заполнение таблицы |
101. | 18.05. | 31.05 | Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы» | 1ч. | Сообщение учителя, художественный пересказ, беседа, работа с учебником |
102-105 | 22.05.-31.05 | | Резервные уроки. Д.Лондон «Любовь к жизни»: изображение силы человеческого духа, беспредельности возможностей человека. Сюжет и основные образы. Смысл названия. | 4 | Работа с иллюстрациями, самостоятельная исследовательская работа, беседа, сообщения учащихся и учите- ля, работа с учебником, лексическая работа |
| | | Творческая работа по рассказу Д.Лондона «Любовь к жизни» | | Редактирование собственных работ. |
| | | Контрольный тест. Рекомендации для летнего чтения. | | Сообщение учителя. Написание теста. |
методического совета _____________Шилова Л.В.
Руководитель МС Шилова Л.В.