СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе к учебнику Г.С. Меркина

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая прогрмма составлена на основе  требований ФГОС по литературе.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе к учебнику Г.С. Меркина»


Планируемые результаты изучения предмета «Литература»


Личностные результаты:

  • воспитание российской, гражданской идентичности: патриотизма, уважение к Отечеству, осознание своей этнической принадлежности, знание истории, языка, культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества;

  • усвоение гуманистических, демократических и традиционных ценностей многонационального российского общества; воспитание чувства ответственности и долга перед Родиной;

  • формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию осознанного выбору и построению дальнейшей индивидуальной траектории образования на базе ориентировки в мире профессий и профессиональных предпочтений, с учетом устойчивых познавательных интересов, а также на основе формирования уважительного отношения к труду, развития опыта участия социально значимым труде;

  • формирование целостного мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики, учитывающего социальное, культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;

  • формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре, языку, вере, гражданской позиции, истории, религии, традициям, языкам ценностям народов России и народов мира; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нём взаимопонимания;

  • освоение социальных норм, правил поведения, ролей форм социальной жизни в группах и сообществах, включая взрослые и социальные сообщества;

  • развитие морального сознания и компетентности в решении моральных проблем на основе личностного выбора, формирование нравственных чувств и нравственного поведения, осознанного и ответственного отношения к собственным поступкам;

  • формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, детьми старшего и младшего возраста, взрослыми в процессе образовательной, общественно полезной учебно-исследовательской, творческой и других видов деятельности;

  • формирование позитивного отношения к здоровому и безопасному образу жизни;

  • формирование основ экологической культуры, соответствующей современному уровню экологического мышления;

  • значение семьи в жизни человека и общества, уважительное и заботливое отношение членов своей семьи;

  • развитие эстетического сознания через освоение художественного наследия народов России и мира, творческой деятельности эстетического характера;

  • совершенствование духовно-нравственных качеств личности;

  • использование различных источников информации (словарей, энциклопедии, интернет-ресурсы и другое) для решения познавательных и коммуникативных задач.

Достижение личностных результатов осуществляется в процессе реализации приоритетной цели литературного образования – «формирования духовно развитой личности, обладающей гуманистическим мировоззрением, национальным самосознанием и общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма».

Метапредметные результаты:

  • самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;

  • самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознано выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;

  • соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;

  • оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения;

  • определять понятия, создавать обобщение, устанавливать аналогии, классифицировать, самостоятельно выбирать основание и критерии для классификации, устанавливать причинно-следственные связи, строить логическое рассуждение, умозаключение (индуктивное, дедуктивное и по аналогии) и делать выводы;

  • организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учёта интересов; формулировать, аргументировать, отстаивать свое мнение;

  • осознано использовать речевые средства в соответствии с задачей коммуникаций для выражения своих чувств, мыслей и потребностей; планирования и регуляции своей деятельности; владение устной и письменной речью, монологической контекстной речью.

Метапредметные результаты также включают:

  • владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора учебной и познавательной деятельности;

  • формирование и развитие компетентности в области использования информационно-коммуникационных технологий;

  • формирование и развитие экологического мышления, умения применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации;

  • осознание значимости чтения и изучения литературы для своего дальнейшего развития; формирование потребностей в систематическом чтении как средстве познания мира и себя в этом мире, гармонизации отношений человека и общества, многоаспектного диалога;

  • понимание литературы как одной из основных национально-культурных ценностей народа, как особого способа познания жизни;

  • обеспечение культурной самоидентификации, осознание коммуникативно-эстетических возможностей родного языка на основе изучения выдающихся произведений российской культуры, культуры своего народа, мировой культуры;

  • воспитание квалификационного читателя со сформированным эстетическим вкусом, способного аргументировать своё мнение и оформлять его словесно в устных и письменных высказываниях разных жанров, создавать развёрнутые высказывания аналитического и интерпретирующего характера, участвовать в обсуждении прочитанного, сознательно планировать своё досуговое чтение;

  • развитие способности понимать литературные художественные произведения, отражающие разные этнокультурные традиции;

  • овладение процедурами смыслового и эстетического анализа текста на основе понимания принципиальных отличий литературного художественного текста от научного, делового, публицистического и т.п.;

  • формирование умений воспринимать, анализировать, критически оценивать и интерпретировать прочитанное, осознавать художественную картину жизни, отражённую в литературном произведении, на уровне не только эмоционального восприятия, но и интеллектуального осмысления.

Предметные результаты:

в познавательной сфере:

  • понимание ключевых проблем изученных произведений русского фольклора и фольклора других народов, древнерусской литературы, литературы XVIII в., русских писателей XIX—XX вв., литературы народов России и зарубежной литературы;

  • понимание связи литературных произведений с эпохой их написания, выявление заложенных в них вневременных, непреходящих нравственных ценностей и их современного звучания;

  • умение анализировать литературное произведение: определять его принадлежность к одному из литературных родов и жанров; понимать и формулировать тему, идею, нравственный пафос литературного произведения, характеризовать его героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • определение в произведении элементов сюжета, композиции, изобразительно-выразительных средств языка, понимание их роли в раскрытии идейнохудожественного содержания произведения (элементы филологического анализа);

  • владение элементарной литературоведческой терминологией при анализе литературного произведения;

в ценностно-ориентационной сфере:

  • приобщение к духовно-нравственным ценностям русской литературы и культуры, сопоставление их с духовно-нравственными ценностями других народов;

  • формулирование собственного отношения к произведениям русской литературы, их оценка;

  • собственная интерпретация (в отдельных случаях) изученных литературных произведений;

  • понимание авторской позиции и свое отношение к ней;
    в коммуникативной сфере:

  • восприятие на слух литературных произведений разных жанров, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

  • умение пересказывать прозаические произведения или их отрывки с использованием образных средств русского языка и цитат из текста; отвечать на вопросы по прослушанному или прочитанному тексту; создавать устные монологические высказывания разного типа; уметь вести диалог;

  • написание изложений и сочинений на темы, связанные с тематикой, проблематикой изученных произведений, классные и домашние творческие работы, рефераты на литературные и общекультурные темы;
    в эстетической сфере:

  • понимание образной природы литературы как явления словесного искусства; эстетическое восприятие произведений литературы; формирование эстетического вкуса;

  • понимание русского слова в его эстетической функции, роли изобразительно-выразительных языковых средств в создании художественных образов литературных произведений.


Учащиеся научатся:

  • объяснять роль важнейших эпизодов (сцен) изученного произведения в развитии его темы, идейно-нравственного содержания, в изображении героев;

  • характеризовать и оценивать главных героев произведений, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • обнаруживать понимание авторского отношения к изображаемому;

  • определять принадлежность изученных и самостоятельно прочитанных произведений к одному из литературных родов и жанров;

  • выразительно читать (в частности наизусть) изученные произведения и их фрагменты;

  • давать устный и письменный развёрнутый ответ на проблемный вопрос (рассуждение о героях произведения, о его нравственном содержании);

  • писать сочинение на доступную литературную, публицистическую или свободную тему;

  • писать отзыв о самостоятельно прочитанном произведении с выражением собственного отношения к событиям и героям.


В результате освоения программы учащиеся получат возможность овладеть следующими способами деятельности:


Познавательная деятельность

  • Умение разделять тексты на абзацы; выделение главное содержание прочитанного в виде тезисов.

  • Анализировать образцы устной и письменной речи; соотносить их с целями, ситуациями и условиями общения. Сопоставлять и сравнивать речевые высказывания с точки зрения их содержания, стилистических особенностей и использованных языковых средств.

  • Осуществлять осознанный выбор языковых средств в зависимости от цели, темы, основной мысли, адресата, ситуации и условий общения.

  • Исследование несложных практических ситуаций, выдвижение предположений, понимание необходимости их проверки на практике. Творческое решение учебных и практических задач: умение мотивированно отказываться от образца, искать оригинальные решения; самостоятельное выполнение различных творческих работ; участие в проектной деятельности.


Информационно-коммуникативная деятельность

  • Адекватное восприятие устной речи и способность передавать содержание прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с целью учебного задания.

  • Осознанное беглое чтение текстов различных стилей и жанров, проведение частичного информационно-смыслового анализа текста. Использование различных видов чтения (ознакомительное, просмотровое, поисковое и др.).

  • Владение монологической и диалогической речью. Умение вступать в речевое общение, участвовать в диалоге (понимать точку зрения собеседника, признавать право на иное мнение). Создание письменных высказываний различных стилей, адекватно передающих прослушанную и прочитанную информацию с заданной степенью свернутости (кратко, выборочно, полно). Составление плана параграфа учебника. Приведение примеров, подбор аргументов, формулирование выводов. Отражение в устной или письменной форме результатов своей деятельности.

  • Умение перефразировать мысль (объяснять «иными словами»). Выбор и использование выразительных средств языка и знаковых систем (текст, таблица, схема и др.) в соответствии с коммуникативной задачей, сферой и ситуацией общения.

  • Использование для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации, включая энциклопедии, словари, Интернет-ресурсы и другие базы данных.


Рефлексивная деятельность

  • Самостоятельная организация учебной деятельности (постановка цели, планирование, определение оптимального соотношения цели и средств и др.).

  • Владение навыками контроля и оценки своей деятельности, умением предвидеть возможные последствия своих действий. Поиск и устранение причин возникших трудностей.

  • Оценивание своих учебных достижений, поведения, черт своей личности, своего физического и эмоционального состояния. Осознанное определение сферы своих интересов и возможностей.

  • Владение умениями совместной деятельности: согласование и координация деятельности с другими ее участниками; объективное оценивание своего вклада в решение общих задач коллектива; учет особенностей различного ролевого поведения (лидер, подчиненный и др.).

  • Оценивание своей деятельности с точки зрения нравственных, правовых норм, эстетических ценностей. Использование своих прав и выполнение своих обязанностей как гражданина, члена общества и учебного коллектива.



Основное содержание учебного курса

1. Введение

Книга и ее роль в жизни человека. О литературе, писателе и читателе. Литература и другие виды искусства (музыка, живопись, театр, кино).

Развитие представлений о литературе; писатель и его место культуре и жизни общества; человек и литература; книга — необходимый элемент в формировании личности (художественное произведение, статьи об авторе, справочный аппарат, вопросы и задания, портреты и иллюстрации и т.д.).

2. Из греческой мифологии

Мифы о героях: «Герои», «Прометей», «Яблоки Гесперид». Отражение в древнегреческих мифах представлений о героизме, стремление познать мир и реализовать свою мечту.

Теория литературы: мифологический сюжет.

Развитие речи: чтение и различные виды пересказа, дискуссия, изложение с элементами сочинения.

3. Из устного народного творчества

Предания, легенды, сказки.

Предания: «Солдат и смерть», «Как Бадыноко победил одноглазого великана», «Сказка о молодильных яблоках и живойводе». Предание и его художественные особенности. Сказка и еёхудожественные особенности, сказочные формулы, помощники героев сказки, сказители, собиратели. Народные представления о добре и зле; краткость, образность, афористичность.

Теория литературы: предание, структура волшебной сказки, мифологические элементы в волшебной сказке.

Развитие речи: сказывание сказки, запись фольклорных произведений, сочинение сказки.

4. Из древнерусской литературы

«Сказание о белгородских колодцах ». «Повесть о разорении Рязани Батыем», «Поучение» Владимира Мономаха. Отражение в произведениях истории Древней Руси и народных представлений о событиях и людях. Поучительный характер древнерусской литературы (вера, святость, греховность, хитрость и мудрость, жестокость, слава и бесславие и др.). Нравственная проблематика житийной литературы.

Теория литературы: житие, сказание, древнерусская повесть; автор и герой.

Развитие речи: различные виды пересказа, простой план.

5. Из литературы XVIII века.

М.В. ЛОМОНОСОВ

Годы учения. Отражение позиций ученого и гражданина и поэзии: «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф ». Отражение в стихотворении мыслей ученого и поэта; тема и ее реализация; независимость, гармония — основные мотивы стихотворения; идея стихотворения.

Теория литературы: иносказание, многозначность словаи образа, аллегория, риторическое обращение.

Развитие речи: выразительное чтение.

6. Из литературы XIX века

6.1 В.А. ЖУКОВСКИЙ

Краткие сведения о писателе. Личность писателя. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин. Жанр баллады в творчестве В.А. Жуковского. Баллада «Светлана»: фантастическое и реальное; связь с фольклором, традициями и обычаями народа. Новое явление в русской поэзии. Особенности языка и образов. Тема любви в балладе.

Теория литературы: реальное, фантастическое; фабула; баллада.

Развитие речи: выразительное чтение.

6.2 А.С. ПУШКИН

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина. Лицеист А.С. Пушкин в литературной жизни Петербурга. Лирика природы: «Деревня», «Редеет облаков летучая гряда...», «Зимнее утро».

Интерес к истории России: «Дубровский» — историческая правда и художественный вымысел; нравственные и социальные проблемы романа (верность дружбе, любовь, искренность, честь и отвага, постоянство, преданность, «справедливость и несправедливость); основной конфликт; центральные персонажи

Теория литературы: роман (первичные представления); авторское отношение к героям.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, цитатный план, изложение с элементами рассуждения.

6.3 М.Ю. ЛЕРМОНТОВ

Годы учения. Ссылка на Кавказ. Поэт и власть. Вольнолюбивые мотивы в лирике (свобода, воля, независимость): «Тучи», (Парус», «Листок».Многозначность художественного образа.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха; стопа, типы стоп; метафора, инверсия.

Развитие речи: выразительное чтение наизусть, письменный отзыв о прочитанном, подбор эпиграфов.

Для заучивания наизусть

М.Ю. Лермонтов. Одно стихотворение — на выбор.

6.4 Н.В. Гоголь

Повесть «Тарас Бульба». Темы и проблематика повести (любовь к родине; товарищество, свободолюбие, героизм, честь, любовь и долг); центральные образы и приемы их создания; лирическое и эпическое в содержании повести; массовые сцены и их значение в сюжете и фабуле; связь повести с фольклорным эпосом (характеры, типы, речь). Лирическое и эпическое в повести. Своеобразие стиля.

Теория литературы: героическая повесть; типы речи и разнообразие лексических пластов; тропы и фигуры в повести (гипербола, сравнение, метафора, риторические фигуры).

Развитие речи: изложение с заменой лица; различные виды чтения и устного пересказа; письменный отзыв на эпизод.

6.5 И.С. ТУРГЕНЕВ

«Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции. Проблематика и своеобразие рассказа «Бирюк»; служебный долг и человеческий долг; общечеловеческое в рассказе: милосердие, порядочность, доброта; образ лесника; позиция писателя. Один из рассказов «Записок охотника» по выбору учащихся. Самостоятельная характеристика темы и центральных персонажей произведения.

Теория литературы: своеобразие характера, образ рассказчика; идея произведения и авторский замысел; тропы и фигуры в рассказе (сравнение, метафора, эпитет).

Развитие речи: сложный план, цитатный план.

6.6 Н.А. НЕКРАСОВ

Гражданская позиция Н.А. Некрасова в 60—70-е годы. Темы народного труда и «долюшки женской» — основные в творчестве поэта. Стихотворения: «В полном разгаре страда деревенская...», «Великое чувство! у каждых дверей...». Основной пафос стихотворений: разоблачение социальной несправедливости. Образно-изобразительные средства, раскрывающие тему. Способы создания образа женщины-труженицы, женщины-матери. Отношение автора к героям и событиям.

Теория литературы: трехсложные размеры стиха: дактиль, амфибрахий, анапест; коллективный портрет.

Развитие речи: различные виды чтения, чтение наизусть, подбор эпиграфов, творческая работа (микросочинение с данным финалом либо данным эпиграфом).

6.7 Л.Н. ТОЛСТОЙ

Повесть «Детство» (отдельные главы): «Матап», «Что за человек был мой отец?», «Детство» и др. по выбору. Рассказ «Бедные люди». Взаимоотношения в семье; главные качества родителей в понимании и изображении Л.Н. Толстого; проблематика рассказа и внутренняя связь его с повестью «Детство» (добро, добродетельность, душевная отзывчивость, любовь к близким, верность, преданность, чувство благодарности, милосердие, сострадание).

Теория литературы: автобиографическая проза.

Развитие речи: различные типы пересказа, сочинение-зарисовка, составление цитатного плана.

6.8 В.Г. КОРОЛЕНКО

Краткие сведения о писателе. Повесть «В дурном обществе»: проблемы доверия и взаимопонимания, доброты, справедливости, милосердия. Дети и взрослые в повести. Система образов. Авторское отношение к героям.

Теория литературы: повесть, художественная деталь, портрет и характер.

Развитие речи: различные виды пересказа; подготовка вопросов для обсуждения; план характеристики эпизода, персонажа.

6.9 А.П. ЧЕХОВ

Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. Рассказы «Толстый и тонкий », «Шуточка », «Налим»: темы, приемы создания характеров персонажей. Отношение автора к героям.

Теория литературы: юмор, юмористическая ситуация, конфликт в юмористическом произведении (развитие и углубление представлений); деталь и ее художественная роль в юмористическом произведении.

Развитие речи: выразительное чтение, различные виды пересказа, подбор афоризмов и крылатых фраз из произведений А.П. Чехова; творческая мастерская — написание юмористического рассказа на заданную тему (или создание диафильма).

7. Из литературы XX века

7.1 И.А. БУНИН Мир природы и человека в стихотворениях и рассказах И.А. Бунина. Стихотворение «Не видно птиц. Покорно чахнет...», рассказ «Лапти». Душа крестьянина в изображении писателя.

Теория литературы:стили речи и их роль в создании художественного образа.

Развитие речи:составление словаря языка персонажа, чтение наизусть, письменный отзыв об эпизоде.

Для заучивания наизусть. И.А. Бунин. «Не видно птиц...»

7.2 А.И. КУПРИН

Детские годы писателя. Повесть «Белый пудель»,рассказ «Тапёр». Основные темы и характеристики образов.

Внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

Развитие речи: различные виды пересказа, письменный отзывоб эпизоде

7.3C.A. ЕСЕНИН

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Песнь о собаке», «Разбуди меня завтра рано...». Пафос и тема стихотворения. Одухотворенная природа — один из основных образов C.A. Есенина.

Теория литературы: поэтический образ (развитие представлений о понятии), цветообраз, эпитет, метафора.

Для заучивания наизусть

С.А. Есенин. Одно стихотворение — на выбор.

7.4 «Поэты XX века о родине, родной природе и о себе»

А.А. Блок. «Там неба осветленный край...», «Снег да снег...»;

Ф.К. Сологуб. «Под черемухой цветущей...», «Порос травой мой узкий двор...», «Словно лепится сурепица...», «Что в жизни мне всего милей...»;

А.А. Ахматова. «Перед весной бывают дни такие...»;

Б.Л. Пастернак. «После дождя»;

Н.А. Заболоцкий. «Утро», «Подмосковные рощи»;

А.Т. Твардовский. «Есть обрыв, где я, играя...», «Я иду и радуюсь»;

А.А. Вознесенский. «Снег всентябре», стихотворения других поэтов — по выбору.

7.5 М.М. ПРИШВИН

Краткие сведения о писателе. Сказка-быль «Кладовая солнца»: родная природа в изображении писателя; воспитание в читателе зоркости, наблюдательности, чувства красоты, любви к природе.

Теория литературы: сказочные и мифологические мотивы (развитие представлений).

Развитие речи: сочинение-зарисовка, различные виды пересказа.

7.6 Н.М. РУБЦОВ

Краткие сведения о поэте. Стихотворения: «Звезда полей», «Тихая моя родина». Человек и природа в стихотворении. Образный строй.

Теория литературы: художественная идея, кольцевая композиция.

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Для заучивания наизусть

Н.М. Рубцов. Одно стихотворение — на выбор.


7.7Из поэзии о Великой Отечественной войне.

Изображение войны; проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине: А.А. Ахматова. «Мужество », «Победа »; С.С. Орлов. «Его зарыли в шар земной...»; К.М. Симонов. «Жди меня, и я вернусь...»; Р.Г. Гамзатов. «Журавли»; Д.С. Самойлов. «Сороковые»; М.В. Исаковский. «В прифронтовом лесу».

Развитие речи: выразительное чтение, чтение наизусть.

Для заучивания наизусть: Стихотворение о Великой Отечественной войне — на выбор.


7.8 В.П. АСТАФЬЕВ

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Конь с розовой гривой». Тематика, проблематика рассказа.

Развитие речи: составление цитатного плана, подбор эпиграфа к сочинению.


8. Из зарубежной литературы

8.1Восточные сказки «Сказка о Синдбаде-мореходе» из книги «Тысяча и одна ночь». История создания, тематика, проблематика.

8.2 БРАТЬЯ ГРИММ

Краткие сведения о писателях. Сказка «Снегурочка». Тематика, проблематика сказки.

Развитие речи: рассказ от другого лица.

8.3 ДЖ. ЛОНДОН

Краткие сведения о писателе. Рассказ «Любовь к жизни»: жизнеутверждающий пафос, гимн мужеству и отваге, сюжет и основные образы. Воспитательный смысл произведения.

Развитие речи: цитатный план; пересказ по плану, подготовка вопросов для обсуждения.













Календарно - тематическое планирование по литературе 6 класс (105 часов)


№ п/п

Дата

Раздел, тема урока



Кол-во часов

Основные виды учебных действий

план

факт

1.

01.09.

01.09

ВВЕДЕНИЕ (1ч)


Книга и ее роль в жизни человека. 

1ч.

Работа с учебником литературы (художественные произведения,

статьи об авторе, справочный аппарат), беседа, выразительное чтение

2.

05.09.

5.09

ИЗ ГРЕЧЕСКОЙ МИФОЛОГИИ (3ч)


Мифы о героях. «Пять веков».

1ч.

Составление тезисных планов статьи учебника,выразительное

чтение фрагмента поэмы Гесиода «Труды и дни», беседа, работа с иллюстрациями, работа с терминами и учебником, сообщения

учителя и учащихся

3.

07.09.

07.09

Героизм, стремление познать мир, реализовать мечту. «Прометей»

1ч.

Составление цитатного плана, выразительное чтение, беседа, работа с иллюстрациями.

4.

08.09.

08.09.

Значение древнегреческих мифов. «Яблоки Гесперид».

1ч.

Сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с иллюстрациями,составление цитатного плана произведения.

5.

12.09.

12.09.

ИЗ УСТНОГО НАРОДНОГО ТВОРЧЕСТВА (3ч)


Нравственный идеал русского фольклора. Сказка «Солдат и смерть»

1ч.

Художественный пересказ, сообщения учителя, заполнение таблицы, беседа. Самостоятельная исследовательская работа с текстом, работа с терминами и с учебником.

6.

14.09.

14.09.

Из эпоса народов России.

Нартский эпос. Храбрость и хитрость героя в предании «Как Бадыноко победил одноглазого великана»


1ч.

Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, составление таблицы,исследование (сравнение предания и мифа), беседа, работа с терминами, художественный пересказ сообщения учителя, работа с учебником.

7.

15.09.

15.09.

Народные представления о добре и зле. «Сказка о молодильных яблоках и живой воде».

1ч.

Самостоятельная исследовательская работа с текстом и

иллюстрациями, заполнение таблиц, сообщения учителя

и учащихся, беседа.

8.

19.09.

19.09.

ИЗ ДРЕВНЕРУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (3ч)

Особенности древнерусской литературы, отражение в ней истории Древней Руси и представлений о событиях и людях. «Сказание о белгородских колодцах»

1ч.

Сообщения «искусствоведа», «литературоведа» и учителя,

составление плана статьи учебника, беседа, слайдовая презентация, прослушивание музыкального фрагмента, выразительное чтение учителем. Работа с терминами и иллюстрациями,

продолжение предложений по данному началу.

9.

21.09.

21.09.

Гимн в честь воинского подвига. «Повесть о разорении Рязани Батыем».

1ч.

Сообщения «историка» и «литературоведа», самостоятельная

исследовательская работа с текстом, беседа, составление цитатного плана повести, пересказ эпизода, работа с терминами.

10.

22.09.

22.09.

Поучительный характер древнерусской литературы. «Поучение Владимира Мономаха».

1ч.

Лексическая работа, сообщения «историка», «литературоведа», «искусствоведа» и учителя, слайдовая презентация, самостоятельная исследовательская работа с текстом, бесед.

11.

26.09.

26.09.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIII ВЕКА (3ч)

М.В.Ломоносов - гениальный ученый, теоретик литературы, поэт, гражданин.

1ч.

Составление планов статей учебника, работа с таблицами, сообщения учителя и учащегося, беседа

12.

28.09.

28.09.

Отражение мыслей ученого и поэта; независимость, гармония - основные мотивы стихотворения. «Стихи, сочиненные на дороге в Петергоф»

1ч.

Сообщения учителя и учащихся, лексическая и самостоятельная

работа с раздаточным материалом,выразительное чтение наизусть, беседа, работа с терминами, заполнение таблицы.

13.

29.09

29.09

М.В. Ломоносов о значении русского языка.

М.В. Ломоносов и Петр Великий.

1ч.

Лексическая работа, сообщения учащихся, выразительное

чтение наизусть, беседа, заполнение таблицы.

14.

03.10.

03.10.

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XIX ВЕКА (52ч)


В.А.Жуковский. Краткие сведения о писателе. В.А. Жуковский и А.С. Пушкин.

1ч.

Выразительное чтение,сообщения учащихся и учителя, экскурсия, обращение к стенду, прослушивание музыкальных коллекций, заполнение таблиц.

15.

05.10.

05.10.

Жанр баллады в творчестве

В.А. Жуковского «Светлана». Творческая история

баллады.

1ч.

Беседа, составление перечня основных признаков баллады в ходе сообщения учащегося, словарная

работа

16.

06.10.

06.10.

Фантастическое и реальное, связь с фольклором, особенности языка и образов в балладе В.А. Жуковского «Светлана».

1ч.

Составление ассоциативных рядов, лексическая работа,

беседа, сообщения учащихся и учителя, прослушивание музыкальной композиции, чтение отрывков наизусть, работа с

терминами

17.

11.10.

11.10.

Лицей в жизни и творческой биографии А.С. Пушкина

1ч.

Чтение наизусть стихотворений, сообщения учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, инсценирование эпизода «Экзмен», выставка, прослушивание музыкальной композиции.

18.

12.10.

12.10.

Тема «барства дикого» в стихотворении А.С. Пушкина «Деревня».

1ч.

Лексическая работа, составление ассоциативных рядов,

письменного высказывания по предложенному началу,

беседа, работа с терминами, работа с учебником, сообщения

учителя и учащегося.

19.

13.10.

13.10.

Тема природы в лирике А. С. Пушкина «Редеет облаков летучая гряда»

1ч.

Самостоятельная исследовательская работа с текстом,

Сообщения учителя и учащихся, прослушивание музыкальной

композиции, беседа.

20.

17.10.

17.10.

Лирика природы. А.С. Пушкин «Зимнее утро».

1ч.

Лексическая работа, составление ассоциативных рядов,

экскурсия,

сравнение чернового и чистового вариантов текста, выразительное чтение, беседа, сообщения учителя,работа с таблицами, стилистический эксперимент.

21.

19.10.

19.10.

В мире пушкинского стихотворения «Зимний вечер»

1ч.

Лексическая работа, составление ассоциативных рядов, выразительное чтение, беседа, сообщения учащихся, работа с таблицей.

22.

20.10.

20.10.

Конкурс выразительного чтения.

1ч.

Прослушивание музыкальных произведений на стихи А.С. Пушкина; стихотворений в исполнении мастеров художественного

слова

23.

24.10.

24.10.

А.С. Пушкин «Дубровский».

Историческая эпоха в романе. История создания.

Прототипы.

1ч.

Сообщение учителя и учащихся, работа с иллюстрациями, заполнение таблицы, сравнение описаний усадеб Петровское, Архангельское, Михайловское, Кистенево,Болдино с изображенными в тексте усадьбами, просмотр слайдовой презентации «Русская усадьба XIX века», лексическая работа, работа с учебником, беседа, выразительное чтение.

24.

26.10

26.10

Ссора Дубровского с Троекуровым.

1ч.

Составление сопоставительных таблиц, лексическая работа, выразительное чтение, самостоятельная исследовательская работа с текстом, беседа.

25.

27.10

27.10

Отец и сын Дубровские.

1ч.

Подбор цитат для ответа на поставленный вопрос, пересказ эпизода от лица героев и пересказ анализ, беседа, лексическая работа с заполнением таблицы, сообщение учащегося, чтение по ролям,выразительное чтение

26.

07.11.

07.11.

Владимир Дубровский — доблестный гвардейский

офицер,необыкновенный учитель и благородный разбойник.

1ч.

Анализ эпизода «Дубровский в Кистеневской роще», выразительное чтение по ролям, краткий пересказ от лица героя,

просмотр кадров диафильма, прослушивание музыкальной

композиции, беседа, работа с учебником, лексическая

работа

27.

9.11.

9.11.

Дубровский и Маша Троекурова.

1ч.

Составление сравнительной таблицы,выразительное

чтение, пересказ от лица героев, беседа,

работа с учебником, лексическая работа.

28.-29

10.-14.11.

10.-14.11.

Классное сочинение №1 - сравнительная характеристика («Троекуров – Дубровский»)







2ч.

Написание сочинения.





30.

16.11.

16.11.

Контрольный тест.

1ч.

Выполнение теста

31.

17.11.

17.11.

М.Ю. Лермонтов. Личность и судьба поэта.

1ч.

Сообщения учащихся и учителя, выразительное чтение наизусть,

работа с иллюстрациями, заполнение хронологической таблицы по ходу урока. Беседа, работа с учебником.

32.

21.11.

21.11.

Мотив странничества в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Тучи».

1ч.

Сообщение учителя и учащихся,лексическая работа, работа

с учебником, составление рядов слов, соотнесенных с ключевыми понятиями урока, беседа, работа с иллюстрациями и термином, выразительное чтение

33.

23.11.

23.11.

Вольнолюбивые мотивы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Парус».

1ч.

Лексическая работа, выразительное чтение наизусть, сообщения учителя и учащихся,самостоятельная исследовательская работа с

текстом, составление ассоциативных рядов, работа с иллюстрациями и терминами, работа с учебником, прослушивание музыкальной

композиции.

34.

24.11.

24.11.

Трагическое одиночество человека в мире и исторической «бездомности» поколения в стихотворении М.Ю. Лермонтова «Листок».

1ч.

Лексическая работа, самостоятельная исследовательская работа в группах, сообщения учителя и учащихся, выразительное

чтение наизусть,работа с иллюстрациями, беседа.

35.

28.11.

28.11.

Трагическая непреодолимость одиночества при общей родственности судьбы в стихотворении М.Ю. Лермонтова «На севере диком…»

1ч.

Выразительное чтение наизусть, исследовательская работа с текстом, репродукциями картин художников.

36.

30.11

30.11

Конкурс творческих работ.

1ч.

Чтение творческих работ и защита своей точки зрения, комментарии собственных иллюстраций и обоснование выбора иллюстраций художников, чьи картины созвучны по тематике.

37.

05.12.

05.12.

Н.В. Гоголь. Слово о писателе. «Тарас Бульба»: история создания повести, историческая основа и народнопоэтические истоки.

1ч.

Создание речевой ситуации с гипотетическим изменением социальной функции ученика (исторический экскурс в изображенную Гоголем эпоху с привлечением картины И.Е. Репина «Запорожцы пишут письмо турецкому султану»),конкурс знатоков повести, работа с таблицей, беседа, сообщения учителя и учащихся.

38.

07.12.

07.12.

«Бранное, трудное время...»Степь как образ Родины в

Повести Гоголя

1ч.

Лексическая работа, чтение по ролям и выразительное

чтение, беседа,сообщения учащихся, работа с

иллюстрациями, работа с учебником.

39 – 40.

8.-12.12.

8.-12.12.

Остап и Андрий. Сравнительная характеристика (характеры, типы, речь).

2ч.

Выразительное чтение, художественный пересказ, работа с иллюстрациями, составление таблицы «Остап и Андрий», аналитическая беседа, лексическая работа, дискуссия, работа с учебником, сообщения учителя и учащихся, самостоятельная

исследовательская работа с текстом.

41.

14.12.

14.12.

Подвиг Тараса Бульбы. Казачество в изображении

Н.В. Гоголя.

1ч.

Выразительное чтение, работа с иллюстрациями, конкурс планов

рассказа о герое, беседа, работа с учебником.

42 – 43.

15.-19.12.

15.-19.12.

Классное сочинение №2 по повести «Тарас Бульба».

2ч.

Выполнение коллективных творческих заданий, создание иллюстраций, текстов по предложенному началу,

работа с термином, беседа.

44.

21.12.

21.12.

И. С. Тургенев. «Записки охотника»: творческая история и своеобразие композиции.

1ч.

Работа с иллюстрациями, художественный пересказ, беседа, сообщения

учителя, лексическая работа.

45 – 46.

22-26.12.

22-26.12.

И. С. Тургенев «Бирюк»: служебный и человеческий долг, общечеловеческое в рассказе.

2ч.

Лексическая работа, составление ассоциативных рядов,

работа с иллюстрациями, чтение по ролям и выразительное

чтение, беседа,сообщения учителя и учащихся, работа с

учебником.

47.

28.12.

28.12.

Тема любви в лирике И.С. Тургенева: «В дороге».

1ч.

Выразительное чтение наизусть, создание вопросов, лексическая работа, сообщения учителя и учащегося, беседа, работа с учебником, прослушивание музыкальной композиции.

48.

29.12

29.12

Н. А. Некрасов. Гражданская позиция поэта. Тема народного труда и «долюшки женской» - основные в творчестве поэта. («В полном разгаре страда деревенская…», «Великое чувство! У каждых дверей…»)

1ч.

Составление тезисного плана статьи учебника, работа с учебником,сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение

стихотворений, работа с иллюстрациями, беседа, лексическая работа, работа с терминами.

49.

12.01.

12.01.

Л.Н. Толстой в 30—50 гг. XIX в.

1ч.

Сообщения учителя и учащихся, заполнение таблицы по материалам сообщений, составление устного высказывания об

услышанном.

50 – 51.

16.01.-18.01.

16.01.-18.01.

Общее настроение внутренней неустроенности и беспокойства, присущее герою повести Л.Н. Толстого «Детство».

2ч.

Сообщения учителя и учащихся, выразительное чтение,

художественный пересказ,беседа, составление устного высказывания,работа с учебником, работа с термином.

52.

19.01.

19.01.

Идея стремления к совершенству, к единению в любви, проявившаяся в главах повести Л.Н. Толстого «Детство».

Художественный пересказ,выразительное чтение, работа

с иллюстрациями, беседа, сообщения учителя, работа

с учебником

53.

23.01.

23.01.

Уроки доброты Л.Н. Толстого. Рассказ «Бедные люди».

1ч.

Лексическая работа, составление комментариев к афоризмам

Л.Н. Толстого, чтение наизусть, беседа, работа со словарями, составление устных высказываний на заданную тему.

54.

25.01.

25.01.

Домашнее сочинение-размышление «Какие мысли и чувства навеял на меня пересказ Л.Н.Толстым стихотворения В.Гюго?»

1ч.

Сбор материалов к сочинению.

55 – 56.

26-30.01.

26-30.01.

В.Г.Короленко. «В дурном обществе» («Дети подземелья»). Картины нищеты и страданий бедных людей в изображении рассказчика. Протест против социального неравенства и унижения человеческого достоинства. Отец и сын.

2ч.

Работа с учебником, выразительное чтение,

прослушивание сообщений учителя и учащихся, беседа,

самостоятельная исследовательская работа с текстом.

57.

01.02.

01.02.

Роль дружбы в жизни героев повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1ч.

Выразительное чтение по ролям, исследовательская

работа с текстом, беседа, лексическая работа, работа с

иллюстрацией и термином.

58.

02.02.

02.02.

Дети и взрослые в повести В.Г.Короленко «В дурном обществе».

1ч.

Работа с иллюстрациями, лексическая работа, чтение по ролям, беседа. художественный пересказ, выразительное чтение, работа с учебником.

59 – 60.

06.02-8.02.

06.02-8.02.

Классное сочинение №3 «Мой друг Вася

(от имени Валека)».

2ч.

Сбор материалов к сочинению.

61 – 62.

9.-13.02.

9.-13.02.

Особенности раннего творчества А.П. Чехова. Сатирические и юмористические рассказы А.П. Чехова. «Налим».

2ч.

Выразительное чтение, самостоятельная исследовательская работа с текстом, работа с терминами и иллюстрациями, беседа,

Сообщения учителя и учащихся, работа с учебником, заполнение таблицы.

63.

15.02.

15.02.

А.П. Чехов «Толстый и тонкий»: социальное неравенство. Чинопочитание, угодливость в рассказе.

1ч.

Лексическая работа, выразительное чтение,

чтение по ролям, самостоятельная исследовательская

работа с текстом, работа с иллюстрацией,

беседа, сообщения учителя,работа с учебником, заполнение таблицы.

64.

16.02.

16.02.

Юмор в рассказе А.П. Чехова «Шуточка».

1ч.

Индивидуальные сообщения учителя и учащихся, беседа,

Выразительное чтение, анализ

эпизодов, работа с учебником

65.

20.02.

20.02.

Мастерская творческого письма.

Смешной случай из жизни.

1ч.

Самостоятельная исследовательская работа с текстом,

подготовка к созданию письменных рассказов, лексическая работа.

66 – 67.

22-23.02.

22-27.02

ИЗ РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЫ XX ВЕКА (26ч)


Мир природы и человека в стихотворениях И.А. Бунина («Не видно птиц. Покорно чахнет…»)

2ч.

Самостоятельная исследовательская работа с текстом,

Сообщения учителя и учащихся, экскурсия по выставке картин

русских художников, выразительное чтение

и чтение наизусть, прослушивание музыкальной

композиции.

68.

27.02.

1.03

И.А.Бунин. «Лапти»: душа крестьянина в изображении писателя.

1ч.

Самостоятельная исследовательская работа

с текстом, лексическая работа, выразительное чтение,

художественный пересказ,беседа, сообщения учащихся

и учителя,работа с учебником.

69 – 70.

28.02-1.03

2-6.03

А.И. Куприн. Личность писателя. Повесть «Белый пудель». Судьба бродячих артистов в рассказе.

2ч.

Сообщения учителя и учащихся, лексическая работа, экскурсия по выставке репродукций

русских художников, беседа, конкурс заглавий частей рас-

сказа, выразительное чтение, работа с учебником.

71.

02.03.

9.03

Чувство собственного достоинства, верность дружбе в рассказе А.И. Куприна«Белый пудель».

1ч.

Художественный пересказ, пересказ от другого лица,

выразительное чтение, лексическая работа, составление устного высказывания по указанному началу, беседа,

работа с учебником, сообщения учителя.

72.

6.03.

13.03

А.И. Куприн. «Тапер». Основная тема и образы в рассказе; внутренний мир человека и приемы его художественного раскрытия.

1ч.

Художественный пересказ,

лексическая работа, сообщения учащихся,

работа с учебником, прослушивание музыкальной

композиции.

73 – 74.

8-9.03

15-16.03

С.А. Есенин. Слово о поэте. «Песнь о собаке»: творческая история; автор и его герои.


2ч.

Чтение наизусть, выразительное чтение, беседа,

сообщения учителя и учащихся, работа с терминами и учебником.

75.

13.03.

20.03

«Разбуди меня завтра рано…»: пафос и тема стихотворения С.А. Есенин

1ч.

Сообщения учащихся, самостоятельная исследовательская

работа с текстом,

беседа, лексическая работа, выразительное

чтение и чтение наизусть, работа с иллюстрациями, работа с

учебником.

76.

15.03.

22.03

М.М.Пришвин. Слово о писателе-натуралисте.

1ч.

Сообщение учителя и учащихся, заполнение таблицы, художественный пересказ, выразительное чтение,слайдовая презентация или выставка,беседа

77.

16.03.

23.03

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца»

сказка-быль. Особенности жанра.

1ч.

Сообщения учителя, работа с учебником, беседа, работа

с терминами.

78.

20.03

3.04

М.М.Пришвин. «Кладовая солнца». Настя и Митраша.

1ч.

Конкурс рисунков, выразительное чтение по ролям, художественный пересказ, беседа,работа с иллюстрацией. Работа с учебником,самостоятельная исследовательская работа с текстом, лексическая работа.

79.

22.03

5.04

Смысл названия сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая

солнца».

1ч.

Художественный пересказ и рассказ, беседа, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, работа с учебником.

80 – 81.

23.03-03.04.

6-10.04

В мастерской художника (М.М.Пришвина)

2ч.

Конкурс на лучший цитатный план и на знание художественной детали, выразительное чтение,беседа, сообщение учителя.

82 – 83.

5-6.04.

12-13.04

Проблема жестокости, справедливости, подвига, долга, жизни и смерти, бессмертия, любви к родине в стихотворениях А.А. Ахматовой «Мужество», «Победа», Родная земля», «Перед весной бывают дни такие…»

2ч.

Чтение наизусть, беседа, работа с терминами, лексическая работа.

84.

10.04.

17.04

Литературно-музыкальная композиция:

«Сороковые роковые…».

1ч.

Сообщения учителя и учащихся, чтение наизусть, прослушивание музыкальных композиций,выразительное чтение, выставка, беседа,работа с учебником

85.

12.04.

19.04

Краткие сведения о В.П. Астафьеве. Повесть

«Последний поклон».

1ч.

Сообщения учителя и учащихся, художественный пересказ, выразительное чтение, работа с иллюстрациями, беседа, работа с учебником.

86.

13.04..

20.04

В.П. Астафьев. «Конь с розовой гривой». Изображение быта и жизни сибирской деревни в послевоенные годы.

1ч.

Отбор наиболее важных для понимания произведения вопросов, лексическая самостоятельная работа, сообщения учителя и учащихся,работа с текстом, выразительное чтение, чтение по ролям, работа с иллюстрациями, беседа,работа с учебником

87 -88.

17-19.04.

24-26.04

Нравственные проблемы в рассказе В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой». Бабушка Екатерина Петровна, ее роль в рассказе. Герой рассказа Санька Леонтьев

2ч.

Работа с

иллюстрациями, лексическая работа, дискуссия, беседа, работа с учебником, выразительное

чтение

89.

20.04.

27.04

Творческая работа по рассказу В.П. Астафьева «Конь с розовой гривой».

1ч.

Редактирование собственных работ.

90.

24.04.

3.05

Н.М. Рубцов. Слово о поэте. Человек и природа в поэзии Рубцова. Стихотворение «Звезда полей»

1ч.отворение 0000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000

Сообщения учителя и учащихся, прослушивание музыкальной

композиции, лексическая работа, беседа,работа с терминами, выставка,работа с учебником и иллюстрациями, выразительное чтение

91.

26.04

4.05

Неразрывная связь героя с Родиной в стихотворении Н.М. Рубцова «Тихая моя родина».

1ч.

Чтение наизусть, выразительное чтение, беседа, работа с иллюстрациями.

92 – 93.

27-1.05

10-11.05

ИЗ ЗАРУБЕЖНОЙ ЛИТЕРАТУРЫ (10ч)


Восточные сказки. Разнообразие тем и сюжетов сказок из книги «Тысяча и одна ночь». «Сказка о Синдбаде-мореходе». История создания, тематика, проблематика.

2ч.

Пересказ, сообщения учителя и учащихся, беседа, работа с учебником, выразительное чтение

94.

03.05.

15.05

Краткие сведения о братьях Гримм.

1ч.

Составление плана статьи учебника, сообщения учителя,

беседа, выставка, посвященная творчеству братьев Гримм,

работа с терминами

95 –


96.

04-


8.05.

17.05


18.05

Итоговая контрольная работа (проект)


Сходство и различия народных и литературных сказок.Сказка братьев Гримм «Снегурочка» и «Сказка

о мертвой царевне и о семи богатырях» А.С. Пушкина.

1ч.


1ч.



Художественный пересказ с привлечением иллюстраций, самостоятельная исследовательская работа, беседа, работа с

терминами, сообщения учителя и учащихся,

работа с учебником, лексическая

работа, заполнение таблицы.

97 – 98.

10-11.05.

22-24.05

Краткие сведения об О. Генри. Утверждение душевной красоты «маленьких людей» в новелле «Дары волхвов».

2ч.

Сообщения учителя и учащихся, беседа,

заполнение таблицы, лексическая работа, работа с термином,

выставка

99 -100.

15-17.05.

25-29.05

О детстве с улыбкой и всерьёз. О. Генри. «Вождь краснокожих». Языковые средства создания комического.ождь краснокожих"й и всерьёз.00000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000000

2ч.

Лексическая работа, сообщения учителя и учащихся,выразительное чтение, создание словесного портрета, беседа, работа с

учебником, заполнение таблицы

101.

18.05.

31.05

Краткие сведения о Дж. Лондоне. «Северные рассказы»

1ч.

Сообщение учителя, художественный пересказ, беседа, работа с учебником

102-105

22.05.-31.05


Резервные уроки.

Д.Лондон «Любовь к жизни»: изображение силы человеческого духа, беспредельности возможностей человека. Сюжет и основные образы. Смысл названия.

4


Работа с иллюстрациями, самостоятельная исследовательская работа, беседа,

сообщения учащихся и учите-

ля, работа с учебником, лексическая

работа




Творческая работа по рассказу Д.Лондона «Любовь к жизни»


Редактирование собственных работ.




Контрольный тест. Рекомендации для летнего чтения.


Сообщение учителя. Написание теста.


Согласно плану школы и расписанию уроков – 101 час











СОГЛАСОВАНО СОГЛАСОВАНО

Протокол заседания заместитель директора по УВР

методического совета _____________Шилова Л.В.

МБОУ Красноярская СОШ ____ _______20___года

От 29.08.2016 года №__1___

___________________________

Руководитель МС Шилова Л.В.


9




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!