СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературе УМК Коровиной В.Я. 9 класс

Категория: Литература

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературе составлена по УМК Коровиной В.Я., Коровина В.И. 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературе УМК Коровиной В.Я. 9 класс»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа № 1»

г. Черногорск


Рекомендована

школьным методическим

объединением гуманитарного цикла

Протокол № 6

от « 30 » мая 2017 г.

Утверждаю:

Директор МБОУ СОШ № 1

____________Кантеева О.В.

Приказ №_____

«____» _____ 201__г.










Рабочая программа по русскому языку,

9 а класс

срок реализации 01.09.2017-31.05.2018г.

Составлена на основе примерной программы по литературе для общеобразовательных учреждений


Авторы программы: В. Я. Коровиной, И.С.Збарского и В.И.Коровина - для 5-9 классов




Составитель программы: Макарова Евгения Александровна

учитель русского языка и литературы





г. Черногорск – 2017

Пояснительная записка

Рабочая программа по литературе, уровень изучения – базовый, составлена в соответствии с нормативно-правовыми документами федерального уровня: Приказом министерства образования и науки Российской Федерации от 17.12.2010г. №1897 «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования (с изменениями), локальными нормативными актами МБОУ СОШ № 1: Основной образовательной программой основного общего образования, с учетом Учебного плана МБОУ СОШ № 1 г. Черногорска, Положения о рабочей программе учебного предмета, принятого на заседании Педагогического совета (протокол № 8 от 09.03.2016г.), рабочей программе по учебному предмету литература.

Программа отражает обязательное для усвоения на уровне основного общего образования содержание обучение литературе.

Общая характеристика учебного предмета

Программа детализирует и раскрывает содержание стандарта, определяет общую стратегию обучения, воспитания и развития учащихся средствами учебного предмета в соответствии с целями изучения литературы, которые определены стандартом.

Важнейшее значение в формировании духовно богатой, гармонически развитой личности с высокими нравственными идеалами и эстетическими потребностями имеет художественная литература. Курс литературы в школе основывается на принципах связи искусства с жизнью, единства формы и содержания, историзма, традиций и новаторства, осмысления историко-культурных сведений, нравственно-эстетических представлений, усвоения основных понятий теории и истории литературы, формирование умений оценивать и анализировать художественные произведения, овладения богатейшими выразительными средствами русского литературного языка.

Цель изучения литературы в школе – приобщение учащихся к искусству слова, богатству русской классической и зарубежной литературы. Основа литературного образования – чтение и изучение художественных произведений, знакомство с биографическими сведениями о мастерах слова и историко-культурными фактами, необходимыми для понимания включенных в программу произведений.

Цели изучения литературы могут быть достигнуты при обращении к художественным произведениям, которые давно и всенародно признаны классическими с точки зрения их художественного качества и стали достоянием отечественной и мировой литературы. Следовательно, цель литературного образования состоит и в том, чтобы познакомить учащихся с классическими образцами мировой словесной культуры, обладающими высокими художественными достоинствами, выражающими жизненную правду, общегуманистические идеалы, воспитывающими высокие нравственные чувства у человека читающего.

Изучение литературы в основной школе направлено на достижение следующих задач:

-воспитание духовно-развитой личности, осознающей свою принадлежность к родной культуре, обладающей гуманистическим мировоззрением, общероссийским гражданским сознанием, чувством патриотизма; воспитание любви к русской литературе и культуре, уважения к литературам и культурам других народов; обогащение духовного мира школьников, их жизненного и эстетического опыта;

-развитие познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей, устной и письменной речи учащихся; формирование читательской культуры, представления о специфике литературы в ряду других искусств, потребности в самостоятельном чтении художественной литературы, эстетического вкуса на основе освоения художественных текстов;

-освоение знаний о русской литературе, ее духовно-нравственном и эстетическом значении; о выдающихся произведениях русских писателей, их жизни и творчестве, об отдельных произведениях зарубежной классики;

-овладение умениями творческого чтения и анализа художественных произведений с привлечением необходимых сведений по теории и истории литературы; умением выявлять в них конкретно-историческое и общечеловеческое содержание, правильно пользоваться русским языком.

Рабочая программа предусматривает следующую организацию процесса обучения (в соответствии с учебным планом) в 9 классе 3 часа в неделю, в объеме 102 часа.

Программа учитывает возрастные и интеллектуальные особенности учеников 9 а класса.


Характеристика учащихся

В 9а классе в целом обучаются учащиеся, способные к самообразованию, проявляющие интерес к предмету. Программа содержит задания, которые требуют обращения девятикласников к дополнительной литературе: подготовить сообщение о писателе, поэте, дать определение литературоведческого термина, составить словарную статью, составить словарик диалектизмов, устаревшей лексики, незнакомых еще слов и др. (использование разнообразных словарей). Эта работа дает возможность данным школьникам постепенно накапливать серьезный опыт работы с книгой, свободно использовать справочный материал, работать с учебной литературой. В программе учтены возможности слабых учащихся, нуждающихся в постоянном контроле. Многие задания для самостоятельной работы и домашние задания предусматривают выбор варианта. Для достижения более высокого уровня обученности даются разнообразные задания творческого и проблемного характера. Также в данной классе есть учащиеся, планирующие сдавать данный предмет (экзамен по выбору. На этих учащихся следует обращать особое внимание на уроке, давать задания повышенной трудности, разноуровневые задания, требующие творческого подхода и задания, с соответствии с требованиями ОГЭ по литературе в 9 классе.

В программу включен перечень необходимых видов работ по развитию речи: словарная работа, различные виды пересказа, устные и письменные сочинения, отзывы, доклады, диалоги, творческие работы, а также произведения для заучивания наизусть, списки произведений для самостоятельно чтения.

Поскольку 9 класс подводит своеобразный итог формированию из ученика читателя, с целью закрепления в сознании ребят представления о лучших произведениях родной литературы программа содержит наряду с традиционными типами уроков уроки-практикумы, семинары, уроки-размышления, творческие мастерские, литературно-музыкальные композиции, проекты, способствующие развитию творческой активности учеников. В соответствии с общими показателями учебных достижений школьников в программе предлагаются проверочные работы разного уровня и назначения. Программой предусмотрены уроки, содержащие НРК.

Программный материал включает элементы следующих технологий:

  • уровневая дифференциация;

  • проблемное обучение;

  • информационно-коммуникационные технологии;

  • коллективный способ обучения (работа в парах постоянного и сменного состава)

При разработке программы предусмотрены методы обучения: объяснительно-иллюстративный, проблемное изложение, частично-поисковый, исследовательский.


Рабочая программа ориентирована на использование в 9 а классе следующего УМК (Приказ №2-2 от 17. 01. 2017. Об утверждении списка учебников используемых для реализации программ начального общего, основного общего образования в 2017-2018 учебном году)

Состав УМК:.. Литература 9 класс. Коровина В.Я., Забарский И.С., Коровин В.И. Учебник-хрестоматия: в 2-х частях. М. : Просвещение 2013.

В линии учебников под редакцией В.Я.Коровиной четко прослеживается последовательное, системное обращение у изучению устного народного творчества, произведений древнерусской литературы, русской литературы XVIII-XX вв., произведения зарубежной литературы. В 8-9 классах акцент учебной линии сделан на взаимосвязь истории и литературы. Усилен деятельностный подход к изучению литературы , введена рубрикация: «Проверь себя», «Обогащайте свою речь», «Развиваем свою речь», «Учимся читать выразительно», «Литература и другие виды искусства», «Литература и изобразительное искусство», «Творческое задание», «Размышляем о прочитанном». В учебники включены вопросы повышенной сложности, рекомендации по проектной деятельности.

Домашние задания в системе обучения являются одним из компонентов технологии формирования учебного действия и направлены на решение основной задачи – развитие ребенка в процессе становления его как субъекта разнообразных видов и форм деятельности. Выполнение домашнего задания влияет на становление сторон личности: самодисциплины, чувства долга, силы воли. Оно развивает память, автоматизирует навыки, развивает чувство ответственности. Объем домашней работы не превышает объем работы в классе на уроке литературы. Домашнее задание строится с учетом индивидуальных особенностей и возможностей школьников.

Для домашней работы предлагаются такие виды заданий, которые уже выполнялись учащимися на уроке самостоятельно. Домашние задания могут быть дифференцированными, индивидуальными, парными, групповыми, по выбору из обязательных заданий (по ликвидации пробелов в знаниях). Домашние задание по литературе могут включать в себя: филологическое чтение произведения, чтение литературной статьи, выразительное чтение, выразительное чтение наизусть, составление планов, схем, заполнение таблиц, написание сочинения, оформление доклада, составление биографической справки, творческую иллюстрацию к произведению, также может носить поисковой характер. Домашние задания могут быть как в устной, так и письменной форме.

Проверка домашней работы может осуществляться разными путями: устным опросом, попутным ознакомлением с письменными работами, просмотр тетрадей. Важной формой контроля являются фронтальная проверка, индивидуальная проверка и взаимная проверка работ учащимися.

Планируемые результаты освоения учебного предмета

В результате изучения литературы ученик должен знать:

  • содержание литературных произведений, подлежащих обязательному изучению;

  • наизусть стихотворные тексты и фрагменты прозаических текстов, подлежащих обязательному изучению (по выбору);

  • основные факты жизненного и творческого пути писателей-классиков;

  • историко-культурный контекст изучаемых произведений;

  • основные теоретико-литературные понятия;

уметь:

  • работать с книгой (находить нужную информацию, выделять главное, сравнивать фрагменты, составлять тезисы и план прочитанного, выделяя смысловые части);

  • определять принадлежность художественного произведения к одному из литературных родов и жанров;

  • выявлять авторскую позицию;

  • выражать свое отношение к прочитанному;

  • сопоставлять литературные произведения;

  • выделять и формулировать тему, идею, проблематику изученного произведения; характеризовать героев, сопоставлять героев одного или нескольких произведений;

  • характеризовать особенности сюжета, композиции, роль изобразительно-выразительных средств;

  • выразительно читать произведения (или фрагменты), в том числе выученные наизусть, соблюдая нормы литературного произношения;

  • владеть различными видами пересказа;

строить устные и письменные высказывания в связи с изученным произведением;

  • участвовать в диалоге по прочитанным произведениям, понимать чужую точку зрения и аргументировано отстаивать свою;

  • писать изложения с элементами сочинения, отзывы о самостоятельно прочитанных произведениях, сочинения.


В 9 классе подводятся итоги работы за предыдущие годы, расширяются сведения о биографии писателя, происходит знакомство с новыми темами, проблемами, писателями, усугубляется работа по осмыслению прочитанного, активно привлекается критическая, мемуарная и справочная литература.

Курс литературы строится с опорой на текстуальное изучение художественных произведение, решает задачи формирования читательских умений, развития культуры устной и письменной речи.

Главная идея программы по литературе – изучение литературы от мифов к фольклору, от фольклора к древнерусской литературе, от неё к русской литературе XVIII, XIX, XX веков. В программе соблюдена системная направленность: от освоения различных жанров фольклора, сказок, стихотворных и прозаических произведение писателей, знакомство с отдельными сведениями по истории создания произведений, отдельных фактов биографии писателя; до начальных сведений об историзме литературы, как искусства слова. Продолжается ознакомление с литературой разных веков (с времен древней Руси до современности).

Ведущая проблема изучения литературы в 9 классе – литература в духовной жизни человека, шедевры русской литературы. В то же время данная программа, решая свои специфические задачи, готовит школьников к восприятию линейного историко-литературного курса 10-11 классов, формирует грамотного читателя.

В формировании грамотного читателя особую роль играют межпредметные и внутрипредметные связи курса литературы, обращение к другим видам искусства.

Чтение произведений зарубежной литературы проводится в конце курса литературы за 9 класс

Основные теоретико-литературные понятия, знания о которых углубляются или даются впервые:

- Литература как искусство слова.

- Слово как жанр древнерусской литературы.

- Ода как жанр лирической поэзии.

- Романтизм. Сентиментализм.

- Баллада, роман в стихах.

- Понятие о герое и антигерое. Понятие о литературном типе.

- Трагедия, комедия как жанр драматургии.

- Реализм в художественной литературе.

- Философско-драматическая поэма.

Содержание тем учебного курса

Введение (1 час)

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека

Литература древней Руси (3 часа)

Самобытный характер древнерусской литературы

«Слово о полку Игореве». История рукописи и проблема подлинности

Система образов «Слова». Особенности языка и жанра

Русская литература XVIII века (7 часов)

Классицизм. Жанр оды

М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление»

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…».

Г.Р.Державин. Обличение власти в оде «Властителям и судьям»

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»

Сентиментализм. Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»

Шедевры русской литературы XIX века (59 часов)

От классицизма к романтизму

Романтизм как литературное направление. Стилевые потоки романтизма

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).«Море».НРК. В.А. Жуковский на Урале

Баллада «Светлана»: проявление народного духа и христианской веры

А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор). История создания комедии «Горе от ума»

Система образов в комедии «Горе от ума»: главные и второстепенные персонажи. Анализ 1 действия

Особенности композиции и языка. Обучение анализу эпизода

Чацкий и фамусовская Москва. Проблема ума и безумия

Мастерство драматурга в создании характеров Софьи, Скалозуба, Молчалина

Роль финальных сцен комедии «Горе от ума». Анализ 4 действия

Критика о комедии (И. А. Гончаров «Мильон терзаний»)

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.

НРК. А.С. Пушкин на Урале

НРК. А.С. Пушкин в творчестве южноуральских авторов

Тема свободы и власти в лирике А. Пушкина

Тема любви и дружбы в лирике А. Пушкина

Философская лирика А.Пушкина

Тема поэта и поэзии в лирике А.Пушкина

Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

«Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.

«Евгений Онегин». Обзор содержания.

Онегин и столичное дворянство

Онегин и поместное дворянство

Онегин и Ленский. Нравственно-философская проблематика романа

Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

«Евгений Онегин» в оценке критиков

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

Классное сочинение по роману «Евгений Онегин»

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.НРК. Герой и время в литературе Южного Урала XIX века

Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

Тема судьбы поколения в лирике М.Ю. Лермонтова

Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова

Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова

Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова

Роман «Герой нашего времени»: особенности композиции

Образ Печорина. «Бэла». Печорин и горцы

Печорин и контрабандисты в повести «Тамань»

Печорин и представители "водяного общества" в повести «Княжна Мери»

Печорин и Вера. Печорин и Мери

Тема судьбы в повести «Фаталист»

Классное сочинение по роману «Герой нашего времени»

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (I том).История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав

Образы помещиков. Манилов и Коробочка

Образы помещиков. Собакевич и Ноздрёв

Анализ эпизода «Чичиков у Плюшкина»

Образы чиновников и средства их создания. Души мертвые и живые в поэме.

Место Чичикова в системе образов

НРК. А. Туркин «Челябинская жизнь», «Мимоходом». Образ России в поэме «Мертвые души»

Внеклассное чтение. М.А. Булгаков «Похождения Чичикова»

Классное сочинение по «Мертвые души»

А.Н. Островский. Слово о писателе.«Бедность не порок»

Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе.Повесть (развитие понятия).

Идейно-художественное своеобразие повести «Белые ночи»

А.П. Чехов. Сатирические рассказы

А.П. Чехов. «Тоска»

НРК. Религиозные мотивы в лирике южноуральских поэтов

Классное сочинение по литературе 2 половины 19 века

Из русской литературы ХХ века (22 часа)

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.Рассказ «Темные аллеи».

Эпические жанры в литературе Южного Урала начала 20 века

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов

Проблема «расчеловечивания» в повести «Собачье сердце»

М.А. Шолохов. Слово о писателе.Рассказ «Судьба человека»

НРК. Великая Отечественная война в произведениях поэтов и писателей Южного Урала

А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Жизненная основа притчи.

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини

НРК. Проза Южного Урала XXвека

А.А. Блок. Своеобразие лирики поэта

А.А. Блок. Своеобразие лирики поэта

С.А. Есенин. Своеобразие лирики поэта

Интерпретация стихотворений С.Есенина «Письмо к женщине», «Отговорила роща золотая...»

Владимир Владимирович Маяковский. Своеобразие лирики поэта

Анализ стихотворений В. Маяковского «Послушайте!», « А вы могли бы?»

А.А. Ахматова. Слово о поэте

М.И. Цветаева. Слово о поэте. Своеобразие лирики

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте.

Н.А. Заболоцкий. Своеобразие философской лирики

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Военная лирика

НРК. Поэзия Южного Урала XX века

Классное сочинение-анализ стихотворения по лирике XX века

Ю.Бондарев. «Горячий снег»

Из зарубежной литературы (10 часов)

Поэзия В.Катулла, К.Флакка

Д. Алигьери. Слово о поэте.«Божественная комедия» (фрагменты)

Д. Алигьери. Слово о поэте.«Божественная комедия» (фрагменты)

У. Шекспир«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен).

И.В. Гете. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен)

И.В. Гете. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен)

О.де Бальзак «Евгения Гранде»

Календарно-тематическое планирование, 9а Литература


п/п

Тема (содержание)

Кол. час

Ключевые компетенции

Домашнее задание

Дата проведения

Введение (1 час)

Литература как искусство слова и её роль в духовной жизни человека


1

Знать: основные темы, затронутые писателями ХУ111,Х1Х, ХХ в.в


01.09

Литература древней Руси (3 часа)

Самобытный характер древнерусской литературы

1

Знать: жанры древнерусской литературы, особенности «Слова…»

Ответы на вопросы.

04.09

«Слово о полку Игореве». История рукописи и проблема подлинности

1

Знать: специфику жанра, образов, языка «Слова»

Задания к разделу «Развивайте дар слова», стр34.

06.09

Система образов «Слова». Особенности языка и жанра

1

Знать: особенности классицизма как литературного направления

Ответ на вопрос 8, стр41

07.09

Русская литература XVIII века (7 часов)

Классицизм. Жанр оды

1

Знать: ода как жанр лирической поэзии; понятие о «трех штилях»

Фронтальный опрос класса

11.09

М.В. Ломоносов. «Вечернее размышление»

1

Знать: риторический вопрос, его роль в поэтических произведениях

Ответить на вопросы: какие темы поднимает Ломоносов в своем творчестве? Какие задачи ставит перед поэзией?

13.09

М.В.Ломоносов. Прославление родины, мира, жизни и просвещения в произведениях в оде «На день восшествия…».

1

Знать: характеристику литературы ХVIII века

( третий и четвертый периоды)

1-е задание к разделу «Развивайте дар слова», стр67

14.09

Г.Р.Державин. Обличение власти в оде «Властителям и судьям»

1

Знать:«забавный русский слог» Державина и его особенности

4-е задание,

стр.67

18.09

Тема поэта и поэзии в лирике Г.Р. Державина

1

Знать: жанр путешествия

Ответить на вопрос 8, стр74

20.09

А.Н. Радищев. «Путешествие из Петербурга в Москву»

1

Знать: замысел книги, понятие «подтекст»

Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева

21.09

Сентиментализм. Н.М. Карамзин. «Бедная Лиза»

1

Знать: понятие сентиментализм и его особенности

Выборочная проверка записи тезисов. Сообщение о творчестве Карамзина

25.09

Шедевры русской литературы XIX века (59 часов)

От классицизма к романтизму

1

Знать: новые черты русской литературы;

знание текста; умение анализировать и делать выводы

Задания по груп-

пам-проанализи-

ровать:описание Симонова монастыря в начале повести; Лиза на мосту Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом; описание грозы

27.09

Романтизм как литературное направление. Стилевые потоки романтизма

1

Знать: основных тем, поднимаемых писателями ХУ111 века

Подбор цитат, составление плана

28.09

В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор).«Море».НРК. В.А. Жуковский на Урале

1

Знать: романтизм и реализм в русской литературе Х1Х века; взаимодействие литературных направлений

Составить тезисы лекции по плану

02.10

Баллада «Светлана»: проявление народного духа и христианской веры

1

Знать: особенности раннего творчества, романтические искания, Жуковский-переводчик; понятие элегия

Назвать черты романтизма в стихотвор. Фронтальный опрос

04.10

А.С. Грибоедов. Жизнь и творчество (обзор). История создания комедии «Горе от ума»

1

Знать: Жуковский-новатор в области поэтического языка;

жанр баллада

Рассказать о нравственном мире героини баллады «Светлана»

05.10

Система образов в комедии «Горе от ума»: главные и второстепенные персонажи. Анализ 1 действия

1

Знать: жизненный путь и творчество писателя

Составление тезисов по плану.

09.10

Особенности композиции и языка. Обучение анализу эпизода

1

Знать: сюжет и композицию пьесы

Расставить основ-

ные события пьесы в хроноло-

гическом поряд-

ке. Выписать выражения, став-

шие крылатыми

11.10

Чацкий и фамусовская Москва. Проблема ума и безумия

1

Знать: оценка

Москвы главными персонажами комедии

Сообщеня уч-ся о представителях фамусовского общества. Вы-

явить отношение главных героев к Москве, само

оценку образов-персонажей, принадлежащих к фамусовскому обществу

12.10

Мастерство драматурга в создании характеров Софьи, Скалозуба, Молчалина

1

Знать: роль личности автора



Ответить на вопрос: Чацкий –реалистический или романтиче-

ский персонаж? Цитатный план-характеристика

16.10

Роль финальных сцен комедии «Горе от ума». Анализ 4 действия

1

Знать: черты классицизма и реализма в комедии

Пересказ эпизода. Ответить на вопрос: «Чем проблематика и образы комедии

важны читателю ХХ1 века?»

18.10

Критика о комедии (И. А. Гончаров «Мильон терзаний»)

1

Знать: особенности оценки пьесы И.А.Гончаровым и А.С.Пушкиным

Ответы по содержанию статьи «Мильон терзаний» И.Гончарова


19.10

А.С. Пушкин. Жизнь и творчество.

НРК. А.С. Пушкин на Урале

1

Знать: основные этапы и мотивы творчества поэта

Викторина. Сопоставить композиции стихотворений Пушкина «Воспоминание в Царском Селе»и «Осень во время осады Очакова»

23.10

НРК. А.С. Пушкин в творчестве южноуральских авторов

1

Знать: смыслообразующие изобразитель

но-выразительные средства

Составить лекси

ческий словарь стихотворения «К Чаадаеву», распределив по группам: гражданская и политическая(1) и романтическая и любовная(2)

25.10

Тема свободы и власти в лирике А. Пушкина

1

Знать: определять тему стихотворения, содержание и форму стихотворений о любви

Заполнить 5 и 6 строфы таблицы, выразительное чтение наизусть стихотворений

26.10

Тема любви и дружбы в лирике А. Пушкина

1

Знать: понятие реализм,

реализм в русской литературе

Проанализировать лексику стихотворения «Пророк».Сопоставить стихотворение «Я памятник воздвиг

нерукотворный» с ранними: «Элегия», «Желание», «Моя эпитафия»

08.11

Философская лирика А.Пушкина

1

Читать «Цыганы»


09.11

Тема поэта и поэзии в лирике А.Пушкина

1

Знать: сюжет, систему образов, романтические принципы изображения действительности

Сопоставить финальную строфу и изображение цыганского табора в начале поэмы

13.11

Трагедия «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

1

Знать: особенности онегинской строфы и ее композиционно-стилевую роль в романе; историзм и энциклопедизм пушкинского романа

Ответить на 1-2 вопросы, стр.247

15.11

«Цыганы» как романтическая поэма: особенности композиции, образной системы, содержания, языка.

1

Знать: патриархальное дворянство, лирическое отступлении, конфликт

Составить карту-схему «Путешествия Онегина». Сопоставить путь героя с реальными путешествиями автора

16.11

«Евгений Онегин». Обзор содержания.

1

Знать: содержание романа, его оценку критиками (Белинский, Писарев)

Сопоставить оценки образа Татьяны Лариной в литературе Х1Х и ХХ веков

20.11

Онегин и столичное дворянство

1

Знать: сюжет романа

Прокомментировать оценку образа Татьяны, данную литературоведом Г.А.Гуковским

22.11

Онегин и поместное дворянство

1

Знать: новые принципы, используемые автором, в изображении окружающей жизни

Ответы на вопросы

23.11

Онегин и Ленский. Нравственно-философская проблематика романа

1

Знать: реализм романа; художественные особенности романа

Доказать, что в романе показана широкая панорама эпохи, быт и культура пушкинского времени

27.11

Татьяна — нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1

Знать: язык и стиль романа в оценке критиков

Найти ключевые цитаты к системе образов в критических статьях

29.11

Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа.

«Евгений Онегин» в оценке критиков

1

Знать: трагедия как жанр драмы; проблематика, конфликт; содержание текста; реалистические и символические черты

Выделение ключевых проблем. Ответы на вопросы

30.11

Контрольная работа по творчеству А.С. Пушкина

1

Знать: основные этапы жизненного пути, тематику произведений

Проанализировать особенности синтаксических конструкций стихотворений

04.12

Классное сочинение по роману «Евгений Онегин»

1

Знать: тематика лирических произведений, полифонизм лермонтовской поэзии

Сопоставить стихотворения Лермонтова «Поэт» и Брюсова «Кинжал», стихотворения «Пророк»Пушки-

на и Лермонтова

06.12

М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество.НРК. Герой и время в литературе Южного Урала XIX века

1

Знать: этапы литературоведческого анализа, художественно-выразительные средства языка

Самостоятельный анализ стихотворения «Я не унижусь перед тобой…»

07.12

Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю. Лермонтова

1

Знать: основной пафос стихов Лермонтова

Сопоставить ритм «Думы» со стих.

А.С.Пушкина «Памятник»

11.12

Тема судьбы поколения в лирике М.Ю. Лермонтова

1

Знать: особенности композиции романа

Тесты на знание содержания романа

13.12

Тема Родины в лирике М.Ю. Лермонтова

1

Знать: концепция личности

Определить роль пейзажа в главе «Бэла».

Охарактеризовать нравственную сущность горских обычаев и дать им оценку.

14.12

Тема любви в лирике М.Ю. Лермонтова

1

Знать: психологический портрет героя

Пересказ эпизода, работа по карточкам

18.12

Тема поэта и поэзии в лирике М.Ю. Лермонтова

1

Знать: основные мотивы мировоззрения гл. героя; романтизм и романтичность; мотив дуэли в русской классике

Сопоставить характеры и судьбы Онегина и Печорина

20.12

Роман «Герой нашего времени»: особенности композиции

1

Знать: композиционная функция женских образов

Проанализиро-

вать одну из сцен свидания: Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы

21.12

Образ Печорина. «Бэла». Печорин и горцы

1

Знать: романтическое и реалистическое в романе; герой литературного произведения; связь его с автором; среда и герой, наделенный способностями

Прокомментировать высказываний критиков В.Г.Белинского, Н.Г.Долининой, В.И.Коровина об образе Печорина


25.12

Печорин и контрабандисты в повести «Тамань»

1

Написать сочинение по роману «Герой нашего времени»

Ответы на вопросы

27.12

Печорин и представители "водяного общества" в повести «Княжна Мери»

1

Знать: жизненный путь и творчество писателя; замысел, история создания поэмы

Викторина по произведениям Гоголя

10.01

Печорин и Вера. Печорин и Мери

1

Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках

Параллель между помещиками, положительные черты в их характере

11.01

Тема судьбы в повести «Фаталист»

1

Знать: роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций

Сопоставить провинциальную и столичную жизнь в поэме.

15.01

Классное сочинение по роману «Герой нашего времени»

1

Знать: литературный тип, понятие о герое и антигерое

Сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре»

17.01

Н.В. Гоголь. Жизнь и творчество

1

Знать: единство комического и лирического начал

Прокомментировать оценку поэмы В.Г.Белинским

18.01

Н.В. Гоголь. Поэма «Мертвые души» (I том).История замысла, жанр и композиция поэмы, логика последовательности ее глав

1

Знать: литературные роды, особенности комедии «Бедность не порок»

Фронтальный опрос, выполнение теста (на знание текста; деталей, характеризующих героев, раскрывающих идею произведения)

22.01

Образы помещиков. Манилов и Коробочка

1

Знать: содержание пьесы, комедия, конфликт

Ответить на вопросы: Кто главный герой пьесы? Почему вы так считаете? (сам.работа) Прокомментировать скрытую характеристику героев, данную при помощи говорящих имен и фамилий (по группам)

24.01

Образы помещиков. Собакевич и Ноздрёв

1

Знать: традиции изображения «маленького» человека

Беседа по поставленным вопросам

25.01

Анализ эпизода «Чичиков у Плюшкина»

1

Знать: проблемы повести; психологизм повести

Чем интересна повесть современному читателю?

Изображение Петербурга в повести (мини-сочинение)

29.01

Образы чиновников и средства их создания. Души мертвые и живые в поэме.

1

Знать: осознание героем собственной нравственной позиции

Ответить на вопрос: какой эпизод «Юности»

более всего привлек мое внимание

31.01

Место Чичикова в системе образов

1

Знать: этапы творческого пути писателя, жанровые особенности рассказа

Доказать боль и негодование автора по отношению к «маленькому» человеку

01.02

НРК. А. Туркин «Челябинская жизнь», «Мимоходом». Образ России в поэме «Мертвые души»

1

Знать: истинные и ложные ценности героев рассказ

Ответить на вопросы

05.02

Внеклассное чтение. М.А. Булгаков «Похождения Чичикова»

1

Уметь составлять связное высказывание на тему

Составление плана сочинения

07.02

Классное сочинение по «Мертвые души»

1

Знать: особенности стиля поэтов ,их творчества

Выразительное чтение стихотворений

08.02

А.Н. Островский. Слово о писателе.«Бедность не порок»

1

Знать: жанровое и тематическое многообразие произведений

Основные положения лекции

12.02

Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада

1

Знать: биография писателя,

текст произведения

Ответы на вопросы викторины

14.02

Ф.М. Достоевский. Слово о писателе.Повесть (развитие понятия).

1

Знать: композиция рассказа

Мини-сочинение «Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»

15.02

Идейно-художественное своеобразие повести «Белые ночи»

1

Знать: прием гротеска в повести; художественная условность, фантастика

Сравнение сцен обеда; характеристика одного из персонажей (про

фессора Преобра

женского, доктора Борменталя, Швондера, Шарика и Шарикова)на выбор

19.02

А.П. Чехов. Сатирические рассказы

1

Знать: проблематика повести

Речевые характеристики героев; задание 5, стр.118

21.02

А.П. Чехов. «Тоска»

1

Знать: жизнь и творчество писателя; жанровая особенность (эпопейный рассказ)

Ответы на вопросы по теме

22.02

НРК. Религиозные мотивы в лирике южноуральских поэтов

1

Знать: реалистическая типизация, образ автора-повествователя


Роль пейзажей и портретных зарисовок

26.02

Классное сочинение по литературе 2 половины 19 века

1

Знать о жизни и творчестве советских писателей в годы ВОВ в эвакуации

Творческое сообщение

28.02

Из русской литературы ХХ века (22 часа)

Иван Алексеевич Бунин. Слово о писателе.Рассказ «Темные аллеи».

1

Знать: жизненный путь и основные произведения писателя


01.03

Эпические жанры в литературе Южного Урала начала 20 века

1

Знать: понятия «народный характер», «тип героя-праведника» нравственный смысл рассказа-притчи

Раскрыть

05.03

Михаил Афанасьевич Булгаков. Слово о писателе. Повесть «Собачье сердце». История создания и судьба повести. Смысл названия. Система образов

1

ЗУН по теме


07.03

Проблема «расчеловечивания» в повести «Собачье сердце»

1

Умение составлять конспект лекции

Составление тезисов лекции

12.03

М.А. Шолохов. Слово о писателе.Рассказ «Судьба человека»

1

Знать: поэт-символист, тематика стихотворений; образ и ритмы поэта

Выписать из стихотворений о любви эпитеты с определяемыми словами

14.03

НРК. Великая Отечественная война в произведениях поэтов и писателей Южного Урала

1

Знать: тематика стихотворений. есенинский стиль

Составить словарик незнакомых или мало знакомых слов

15.03

А.И. Солженицын. Слово о писателе. Рассказ «Матренин двор». Жизненная основа притчи.

1

Знать: сквозные образы в лирике поэта

Самостоятельный анализ поэтического текста (устный анализ стихотворений)

19.03

Рассказ «Матренин двор». Образ праведницы. Трагизм судьбы героини

1

Знать: символизм, акмеизм, футуризм; новаторство поэзии

Примеры гиперболы, развернутых эпитетов, неологизмов в стихотворениях поэта

21.03

НРК. Проза Южного Урала XXвека

1

Знать: традиции и новаторство в творческих поисках поэта

Отметить литературные приемы и средства в лирике поэтессы

22.03

А.А. Блок. Своеобразие лирики поэта

1

Знать: особенности поэзии Цветаевой

7-е задание, стр129

02.04

А.А. Блок. Своеобразие лирики поэта

1

Знать: творческий путь поэта; нравственность и гуманизм поэзии Заболоцкого

Используя воспоминания современников, подготовить сообщение о поэте

04.04

С.А. Есенин. Своеобразие лирики поэта

1

Знать: А.Ахматова – представитель акмеизма, хранитель традиций классической литературы

Отметить характерные черты ранней лирики

05.04

Интерпретация стихотворений С.Есенина «Письмо к женщине», «Отговорила роща золотая...»

1

Знать: судьбу поэта и стихи

4-е задание учебника, стр146

09.04

Владимир Владимирович Маяковский. Своеобразие лирики поэта

1

Знать: философская глубина лирики поэта


Пересказ ст. «В творческой лаборатории Б.Л.Пастернака»

11.04

Анализ стихотворений В. Маяковского «Послушайте!», « А вы могли бы?»

1

Знать о жизни и творчестве писателя в г. Чистополе

Сочинение-миниатюра по впечатлениям от экскурсии

12.04

А.А. Ахматова. Слово о поэте

1

Знать: основные мотивы творчества

Определить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры

16.04

М.И. Цветаева. Слово о поэте. Своеобразие лирики

1

Знать: основные мотивы, особенности стиля поэзии М.Джалиля


Составление хронологической таблицы по сообщению учителя

18.04

Б.Л. Пастернак. Слово о поэте.

1

Знать: отличительные признаки жанра романс

Краткая информация о жизни и творчестве поэтов

19.04

Н.А. Заболоцкий. Своеобразие философской лирики

1

ЗУН по теме



23.04

А.Т. Твардовский. Слово о поэте. Военная лирика

1

Знать: тематика и особенности произведений;




Знать: тема поэта и поэзии в русской литературе

Определить основную тему стихотворения Горация «К Мельпомене», с какими стихотворениями русских поэтов оно перекликается

25.04

НРК. Поэзия Южного Урала XX века

1

Знать: множественность смыслов поэмы

Ответить на вопрос: в чем просматривается связь Данте и русской литературы

26.04

Классное сочинение-анализ стихотворения по лирике XX века

1

Знать: характеристика гуманизма эпохи Возрождения

Фронтальный опрос

30.04

Ю.Бондарев. «Горячий снег»

1

Знать: трагедия как драматический жанр

Ответить: почему образ Гамлета называют вечным образом мировой литературы?

03.05

Из зарубежной литературы (10 часов)

Поэзия В.Катулла, К.Флакка

1

Знать: характеристика особенностей эпохи Просвещения

Выразительное чтение: рабочая комната Фауста; диалог Фауста и Мефистофеля

07.05

Д. Алигьери. Слово о поэте.«Божественная комедия» (фрагменты)

1

Знать: особенности жанра трагедии; Гете и русская литература

Раскрыть итоговый смысл трагедии

10.05

Д. Алигьери. Слово о поэте.«Божественная комедия» (фрагменты)

1

Знать: основные темы, затронутые писателями ХУ111,Х1Х, ХХ в.в

Ответы на вопросы

14.05

У. Шекспир«Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен).

1

Знать: жанры древнерусской литературы, особенности «Слова…»

Ответы на вопросы

16.05

И.В. Гете. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен)

1

Знать: специфику жанра, образов, языка «Слова»

Тестирование

17.05

И.В. Гете. «Фауст» (обзор с чтением отдельных сцен)

1

Знать: особенности классицизма как литературного направления

Ответы на вопросы, стр.34

21.05

Итоговая контрольная работа

1

Знать: ода как жанр лирической поэзии; понятие о «трех штилях»

Задания к разделу «Развивайте дар слова», стр34.

23.05

О.де Бальзак «Евгения Гранде»

1

Знать: риторический вопрос, его роль в поэтических произведениях

Ответ на вопрос 8, стр41

24.05

Резерв

1


Фронтальный опрос класса


Резерв

1


Ответить на вопросы: какие темы поднимает Ломоносов в своем творчестве? Какие задачи ставит перед поэзией?



















Календарно-тематическое планирование учебного материала

Наименование разделов и тем уроков

Кол-во час

Виды учебной деятельности;

планируемые результаты

Виды контроля, измерители


Планируемые результаты освоения материала

Дата проведения

план

факт

Литература как искусство слова и ее роль в духовной жизни человека. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Лекция с элементами беседы


Тестирование

Знать: основные темы, затронутые писателями ХУ111,Х1Х, ХХ в.в

1.09.12


Литература о Древней Руси (с повторением ранее изученного).Самобытный

характер древнерусской литературы. Богатство и разнообразие жанров. «Слово о полку Игореве» - величайший памятник древнерусской литературы. История открытия памятника. Русская история в «Слове…».

1

Конспектирование сообщения учителя, беседа.

Комментированное чтение Фрагменты).



Ответы на вопросы, стр.34

Знать: жанры древнерусской литературы, особенности «Слова…»

3.09.12


Художественные особенности «Слова…»: самобытность содержания, специфика жанра, образов, языка.

1

Работа над текстом.

Эвристическая беседа


Задания к разделу «Развивайте дар слова», стр34.

Знать: специфику жанра, образов, языка «Слова»

5.09.12


Классицизм в русском и мировом искусстве. Общая характеристика русской литературы XVIII века. Особенности русского классицизма

1

Лекция учителя, конспектирование сообщения учителя;



Ответ на вопрос 8, стр41

Знать: особенности классицизма как литературного направления

8.09.12


М.В. Ломоносов. Слово о поэте и ученом. М.В. Ломоносов – реформатор русского языка и системы стихосложения. «Вечернее размышление о Божием величестве при случае великого северного сияния». Особенности содержания и формы произведения.

1

Лекция. Аналитическое чтение произведения.



Фронтальный опрос класса

Знать: ода как жанр лирической поэзии; понятие о «трех штилях»

10.09.12


М.В. Ломоносов «Ода на день восшествия на Всероссийский престол ея Величества государыни Императрицы Елизаветы Петровны (1747 года)». Жанр оды. Прославление родины, мира, науки и просвещения в произведениях М. В. Ломоносова.

1

Беседа

Подбор цитат



Ответить на вопросы: какие темы поднимает Ломоносов в своем творчестве? Какие задачи ставит перед поэзией?

Знать: риторический вопрос, его роль в поэтических произведениях

12.09.12


Г.Р. Державин. Слово о поэте-философе. Жизнь и творчество Г.Р.Державина. Идеи просвещения и гуманизма в лирике Г.Р. Державина. Обличение несправедливости в стихотворении «властителям и судиям». Высокий слог и ораторские интонации стихотворения.

1

Комментированное чтение. Наблюдение над использованием Державиным цвета.



1-е задание к разделу «Развивайте дар слова», стр67

Знать: характеристику литературы ХVIII века

( третий и четвертый периоды)

15.09.12


Тема поэта и поэзии в лирике Державина. «Памятник». Оценка в стихотворении собственного поэтического творчества. Мысль о бессмертии поэта. Традиции и новаторство в лирике Державина

1

Наблюдение над «высоким»слогом, упр. в выработке навыков выразительного чтения



4-е задание,

стр.67

Знать:«забавный русский слог» Державина и его особенности

17.09.12


А.Н.Радищев. Слово о писателе. «Путешествие из Петербурга в Москву» (главы).Изображение

русской действительности. Критика крепостничества. Обличительный пафос произведения.

1

Лекция. Обучение

конспектированию. Работа над содержанием произведения



Ответить на вопрос 8, стр74

Знать: жанр путешествия

19.09.12


Особенности повествования в «Путешествии…».Жанр путешествия и его содержательное наполнение.

1

Практикум



Сравнительный анализ взглядов Державина и Радищева

Знать: замысел книги, понятие «подтекст»

22.09.12


Н.М.Карамзин. Слово о писателе и историке.

Понятие о сентиментализме. «Осень» как произведение сентиментализма. «Бедная Лиза». Внимание писателя к внутренней жизни человека. Утверждение общечеловеческих ценностей.

1

Лекция с элементами беседы. Составление тезисов лекции учителя: черты сентиментализма; основные жанры сентиментализма; образ автора-рассказчика в сентиментальном произведении

Выборочная проверка записи тезисов. Сообщение о творчестве Карамзина

Знать: понятие сентиментализм и его особенности

24.09.12


«Бедная Лиза» как произведение сентиментализма. Новые черты русской литературы.

1

Работа над текстом. Комментированное чтение


Задания по груп-

пам-проанализи-

ровать:описание Симонова монастыря в начале повести; Лиза на мосту Москвы-реки ранним утром перед встречей с Эрастом; описание грозы

Знать: новые черты русской литературы;

знание текста; умение анализировать и делать выводы

26.09.12


Р.Р.Подготовка к сочинению «Литература XVIII века в восприятии современного читателя» (на примере 1-2 произведений)

1

Составление плана, подбор цитат, выбор жанра сочинения


Подбор цитат, составление плана

Знать: основных тем, поднимаемых писателями ХУ111 века

29.09.12


Общая характеристика русской и мировой литературы XIX века. Понятие о романтизме и реализме. Поэзия, проза и драматургия XIX века. Русская критика, лекция, публицистика, мемуарная литература

1

Лекция с элементами беседы, заполнение таблицы параллельно с лекцией



Составить тезисы лекции по плану

Знать: романтизм и реализм в русской литературе Х1Х века; взаимодействие литературных направлений

1.10.12


Романтическая лирика начала XIX века. В.А. Жуковский. Жизнь и творчество (обзор). «Море». «Невыразимое». Границы выразимого в слове и чувстве. Возможности поэтического языка. Отношение романтика к слову. Обучение анализу лирического стихотворения.

1

Лекция. Практикум.





Назвать черты романтизма в стихотвор. Фронтальный опрос

Знать: особенности раннего творчества, романтические искания, Жуковский-переводчик; понятие элегия

3.10.12


В.А.Жуковский. «Светлана». Особенности жанра баллада. Нравственный мир героини баллады. Язык баллады: фольклорные мотивы, фантастика, образы-символы.

1

Беседа. Практикум.




Рассказать о нравственном мире героини баллады «Светлана»

Знать: Жуковский-новатор в области поэтического языка;

жанр баллада

6.10.12


А.С. Грибоедов: личность и судьба драматурга.

1

Лекция, видеофильм


.

Составление тезисов по плану.

Знать: жизненный путь и творчество писателя

8.10.12


А.С. Грибоедов. «Горе от ума». Обзор содержания. Чтение ключевых сцен пьесы. Особенности композиции комедии

1

Аналитическая беседа. Чтение ключевых сцен



Расставить основ-

ные события пьесы в хроноло-

гическом поряд-

ке. Выписать выражения, став-

шие крылатыми

Знать: сюжет и композицию пьесы

10.10.12


Фамусовская Москва в комедии «Горе от ума».

2

Самостоятельная работа: анализ фрагментов (действие1, явл.7; действие2,явл.1; действие3, явл. 5-10).

Характеристика отдельных образов (представителей фамусовского общества),определение позиции автора.


Сообщеня уч-ся о представителях фамусовского общества. Вы-

явить отношение главных героев к Москве, само

оценку образов-персонажей, принадлежащих к фамусовскому обществу

Знать: оценка

Москвы главными персонажами комедии

13.10.12

15.10.12


Чацкий в системе образов комедии. Общечеловеческое звучание образов персонажей.

2

Практическая работа. Обсуждение главных монологов Чацкого.

Сопоставление образа Чацкого с его идейными противниками.


Ответить на вопрос: Чацкий –реалистический или романтиче-

ский персонаж? Цитатный план-характеристика

Знать: роль личности автора



17.10.12

20.10.12


Р.Р. Язык комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума». Преодоление канонов классицизма в комедии. Обучение анализу эпизода драматического произведения (по комедии «Горе от ума»)

1

Урок развития речи. Заполнение таблицы «Речевые характеристики героев комедии



Пересказ эпизода. Ответить на вопрос: «Чем проблематика и образы комедии

важны читателю ХХ1 века?»

Знать: черты классицизма и реализма в комедии

22.10.12


Р.Р. И. А. Гончаров. «Мильон терзаний». Подготовка к домашнему сочинению по комедии «Горе от ума».

1

Урок развития речи Составление плана на тему: "Барская Москва". План-характеристика "Полковник Скалозуб"; Молчалин и Софья. Комментирование основных положений статьи И.А.Гончарова «Мильон терзаний»

Ответы по содержанию статьи «Мильон терзаний» И.Гончарова


Знать: особенности оценки пьесы И.А.Гончаровым и А.С.Пушкиным

24.10.12


А.С. Пушкин: жизнь и творчество. А.С. Пушкин в восприятии современного читателя («Мой Пушкин»).

Лицейская лирика. Дружба и друзья в творчестве Пушкина.

1

Лекция. Аналитическая беседа. Заполнение хронологической таблицы жизни и творчества поэта



Викторина. Сопоставить композиции стихотворений Пушкина «Воспоминание в Царском Селе»и «Осень во время осады Очакова»

Знать: основные этапы и мотивы творчества поэта

27.10.12


Лирика петербургского периода. «К Чаадаеву». Проблема свободы, служения Родине. Тема свободы и власти в лирике А.С.Пушкина. «К морю», «Анчар».

1

Слово учителя. Аналитическая беседа. Выразительное чтение



Составить лекси

ческий словарь стихотворения «К Чаадаеву», распределив по группам: гражданская и политическая(1) и романтическая и любовная(2)

Знать: смыслообразующие изобразитель

но-выразительные средства

29.10.12


Любовь как гармония душ в интимной лирике А.С. Пушкина. « а холмах Грузии лежит ночная мгла…», «Я вас любил: любовь ещё, быть может…». Адресаты любовной лирики поэта.

1

Лекция, беседа. Исследование содержания и формы стихотворений о любви



Заполнить 5 и 6 строфы таблицы, выразительное чтение наизусть стихотворений

Знать: определять тему стихотворения, содержание и форму стихотворений о любви

31.10.12


Тема поэта и поэзии в лирике А.С. Пушкина. «Пророк», «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Раздумья о смысле жизни, о поэзии. «Бесы»Обучение анализу одного стихотворения.

1

Беседа, ответы на вопросы. Чтение с комментарием и анализ стихотворений



Проанализировать лексику стихотворения «Пророк».Сопоставить стихотворение «Я памятник воздвиг

нерукотворный» с ранними: «Элегия», «Желание», «Моя эпитафия»

Знать: понятие реализм,

реализм в русской литературе

12.11.12


Контрольная работа по романтической лирике начала XIX века, комедии «Горе от ума», лирике А.С.Пушкина

1

Ответы на вопросы


Читать «Цыганы»

14.11.12


А.С.Пушкин «Цыганы» как романтическая поэма. Герои поэмы. Противоречие двух миров: цивилизованного и естественного. Индивидуалистический характер Алеко.

1

Урок внеклассного чтения. Фронтальная беседа. Анализ эпизодов.



Сопоставить финальную строфу и изображение цыганского табора в начале поэмы

Знать: сюжет, систему образов, романтические принципы изображения действительности

17.11.12


Роман А.С. Пушкина «Евгений Онегин». История создания. Замысел и композиция романа. Сюжет. Жанр романа в стихах. Система образов. Онегинская строфа

1

Лекция. Рассмотрение проблемных вопросов и заданий.



Ответить на 1-2 вопросы, стр.247

Знать: особенности онегинской строфы и ее композиционно-стилевую роль в романе; историзм и энциклопедизм пушкинского романа

19.11.12


Типическое и индивидуальное в образах Онегина и Ленского. Трагические итоги жизненного пути

1

Беседа. Выборочное чтение, сообщения уч-ся. Проблемная характеристика Онегина.



Составить карту-схему «Путешествия Онегина». Сопоставить путь героя с реальными путешествиями автора

Знать: патриархальное дворянство, лирическое отступлении, конфликт

21.11.12


Татьяна Ларина – нравственный идеал Пушкина. Татьяна и Ольга

1

Беседа. Проблемная характеристика образа. Анализ эпизодов.



Сопоставить оценки образа Татьяны Лариной в литературе Х1Х и ХХ веков

Знать: содержание романа, его оценку критиками (Белинский, Писарев)

24.11.12


Эволюция взаимоотношений Татьяны и Онегина. Анализ двух писем

1

Урок-дискуссия. Анализ эпизодов, рассмотрение проблемных вопросов



Прокомментировать оценку образа Татьяны, данную литературоведом Г.А.Гуковским

Знать: сюжет романа

26.11.12


Автор как идейно-композиционный и лирический центр романа. Роль лирических отступлений

1

Беседа. Работа с текстом.



Ответы на вопросы

Знать: новые принципы, используемые автором, в изображении окружающей жизни

28.11.12


Пушкинская эпоха в романе «Евгений Онегин» как энциклопедия русской жизни. Реализм романа

1

Семинар. Обсуждение проблемных вопросов



Доказать, что в романе показана широкая панорама эпохи, быт и культура пушкинского времени

Знать: реализм романа; художественные особенности романа

1.12.12


Р.Р. Пушкинский роман в зеркале критики: В.Г.Белинский, Д.И.Писарев, А.А.Григорьев, Ф.М.Достоевский, философская критика начала ХХ века. Роман А..Пушкина и опера П.И.Чайковского. Подготовка к сочинению по роману А.С.Пушкина «Евгений Онегин»

1

Обсуждение критических откликов и заполнение таблицы

«Роман «Евгений Онегин» в зеркале критики»


Найти ключевые цитаты к системе образов в критических статьях

Знать: язык и стиль романа в оценке критиков

3.12.12


Внеклассное чтение. А.С.Пушкин. «Моцарт и Сальери». Проблема «гения и злодейства».

Два типа мировосприятия персонажей трагедии. Их нравственные позиции в сфере творчества.

1

Беседа по вопросам.

Комментирование отдельных эпизодов



Выделение ключевых проблем. Ответы на вопросы

Знать: трагедия как жанр драмы; проблематика, конфликт; содержание текста; реалистические и символические черты

5.12.12


М.Ю. Лермонтов. Жизнь и творчество. Мотивы вольности и одиночества в лирике М.Ю.Лермонтова. «Нет, я не Байрон, я другой…», «Молитва», «Парус», «И скучно, и грустно…»

1

Лекция. Фронтальная повторительная беседа. Анализ стихотворений



Проанализировать особенности синтаксических конструкций стихотворений

Знать: основные этапы жизненного пути, тематику произведений

8.12.12


Образ поэта-пророка в лирике М.Ю. Лермонтова.» Смерть поэта», «Пророк», «Я жить хочу! Хочу печали…», «Есть речи – значенье…»

1

Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений.



Сопоставить стихотворения Лермонтова «Поэт» и Брюсова «Кинжал», стихотворения «Пророк»Пушки-

на и Лермонтова

Знать: тематика лирических произведений, полифонизм лермонтовской поэзии

10.12.12


Адресаты любовной лирики М.Ю. Лермонтова и послания к ним. «Нет, не тебя так пылко я люблю…», «Расстались мы, но твой портрет…», «Нищий»

1

Практикум.

Выразительное чтение



Самостоятельный анализ стихотворения «Я не унижусь перед тобой…»

Знать: этапы литературоведческого анализа, художественно-выразительные средства языка

12.12.12


Эпоха безвременья в лирике М.Ю.Лермонтова. «Дума», «Родина»

«Предсказание». Тема России и ее своеобразие. Характер лирического героя его поэзии.

1

Семинар. Анализ стихотворений.


Сопоставить ритм «Думы» со стих.

А.С.Пушкина «Памятник»

Знать: основной пафос стихов Лермонтова

15.12.12


М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени»- первый психологический роман в русской литературе, роман о незаурядной личности. Обзор содержания. Сложность композиции. Век Лермонтова в романе.

1

Лекция. Чтение и анализ предисловия



Тесты на знание содержания романа

Знать: особенности композиции романа

17.12.12


М.Ю. Лермонтов. «Герой нашего времени». Печорин как представитель «портрета поколения». Загадки образа Печорина в главах «Бэла» и «Максим Максимыч»

1

Беседа. Анализ эпизодов



Определить роль пейзажа в главе «Бэла».

Охарактеризовать нравственную сущность горских обычаев и дать им оценку.

Знать: концепция личности

19.12.12


«Журнал Печорина» как средство самораскрытия его характера. «Тамань», «Княжна Мери», «Фаталист»

2

Беседа. Пересказ. Интерпретация ключевых эпизодов из «Журнала Печорина»



Пересказ эпизода, работа по карточкам

Знать: психологический портрет героя

22.12.12

24.12.12


Печорин в системе мужских образов романа. Дружба в жизни Печорина

1

Практикум. Анализ эпизодов

Составление плана



Сопоставить характеры и судьбы Онегина и Печорина

Знать: основные мотивы мировоззрения гл. героя; романтизм и романтичность; мотив дуэли в русской классике

26.12.12


Печорин в системе женских образов романа. Любовь в жизни Печорина

1

Практикум.

Пересказ и анализ эпизодов. Запись в тетради наиболее существенных моментов при анализе произведения

Проанализиро-

вать одну из сцен свидания: Печорина и Веры, Печорина и Мери, Печорина и Бэлы

Знать: композиционная функция женских образов

29.12.12


Р.Р.Споры о романтизме и реализме романа «Герой нашего времени».Поэзия М.Ю.Лермонтова и роман «Герой нашего времени» в оценке В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

1

Семинар. Сопоставление мнение критиков по роману. Рассмотрение проблемных вопросов.



Прокомментировать высказываний критиков В.Г.Белинского, Н.Г.Долининой, В.И.Коровина об образе Печорина


Знать: романтическое и реалистическое в романе; герой литературного произведения; связь его с автором; среда и герой, наделенный способностями

14.01.13


Контрольная работа по лирике М.Ю.Лермонтова, роману «Герой нашего времени»

1

Самостоятельная работа


Ответы на вопросы

Написать сочинение по роману «Герой нашего времени»

16.01.13


Н.В. Гоголь: страницы жизни и творчества. Первые творческие успехи. «Вечера на хуторе близ Диканьки», «Миргород» (с обобщением ранее изученного). Проблематика и поэтика первых сборников Н.В. Гоголя. «Мертвые души». Обзор содержания. Замысел, история создания, особенности жанра и композиции. Смысл названия поэмы.

1

Лекция, эвристическая беседа. Составление хронологической таблицы



Викторина по произведениям Гоголя

Знать: жизненный путь и творчество писателя; замысел, история создания поэмы

19.01.13


Р.Р. Система образов поэмы «Мертвые души». Обучение анализу эпизода.

2

Беседа. Составление опорной схемы по образам помещиков Практикум: анализ глав, эпизодов купли-продажи по плану

Параллель между помещиками, положительные черты в их характере

Знать: смысл художественного времени и пространства в главах о помещиках

21.01.13

23.01.13


Образ города в поэме «Мертвые души»

1

Беседа Характеристика героев. Рассмотрение проблемных вопросов.


Сопоставить провинциальную и столичную жизнь в поэме.

Знать: роль детали в психологической обрисовке характеров и ситуаций

26.01.13



Чичиков как новый герой эпохи и как антигерой. Эволюция его образа в замысле поэмы

1

Ответы на вопросы. Составление плана. Викторина.



Сопоставить образ города N в «Мертвых душах» с образом города в «Ревизоре»

Знать: литературный тип, понятие о герое и антигерое

30.01.13


Р.Р.«Мертвые души» - поэма о величии России. Мертвые и живые души. Эволюция образа автора. Соединение комического и лирического начал в поэме «Мертвые души» Поэма в оценках В.Г.Белинского. Подготовка к сочинению

2

Семинар: рассмотрение проблемных вопросов, составление опорной схемы, выразительное чтение лирических отступлений (конец 1 т.)

Прокомментировать оценку поэмы В.Г.Белинским

Знать: единство комического и лирического начал

2.02.13

4.02.13


А.Н. Островский: страницы жизни и творчества. «Бедность не порок». Особенности сюжета. Патриархальный мир в пьесе и угроза его распада.

1

Лекция. Эвристическая беседа. Чтение эпизодов.



Фронтальный опрос, выполнение теста (на знание текста; деталей, характеризующих героев, раскрывающих идею произведения)

Знать: литературные роды, особенности комедии «Бедность не порок»

6.02.13


Любовь в патриархальном мире и ее влияние на героев пьесы «Бедность не порок». Комедия как жанр драматургии

1

Пересказ 1-3-действий. Чтение 6 явления по ролям. Анализ позиций героев. Беседа по тезисам.



Ответить на вопросы: Кто главный герой пьесы? Почему вы так считаете? (сам.работа) Прокомментировать скрытую характеристику героев, данную при помощи говорящих имен и фамилий (по группам)

Знать: содержание пьесы, комедия, конфликт

9.02.13


Ф.М. Достоевский: страницы жизни и творчества. Тип «петербургского мечтателя» в повести «Белые ночи» . Черты его внутреннего мира.

1

Лекция. Комментированное чтение фрагментов повести

Беседа по поставленным вопросам

Знать: традиции изображения «маленького» человека

11.02.13


Роль истории Настеньки в повести Ф.М. Достоевского «Белые ночи». Содержание и смысл «сентиментальности» в понимании Достоевского. Развитие понятия о повести

1

Работа с текстом;

комментированное чтение, аналитическая беседа

Сообщения учеников. Составление

плана.


Чем интересна повесть современному читателю?

Изображение Петербурга в повести (мини-сочинение)

Знать: проблемы повести; психологизм повести

13.02.13


Л.Н. Толстой: страницы жизни и творчества. «Юность» как часть автобиографической трилогии. Обзор содержания. Формирование личности героя повести, его духовный конфликт с окружающей средой и собственными недостатками и его преодоление. Особенности поэтики Л.Н.Толстого в повести «Юность»: психологизм, роль внутреннего моно-

лога в раскрытии души героя

1

Эвристическая беседа. Обзор, пересказ содержания отдельных глав.



Ответить на вопрос: какой эпизод «Юности»

более всего привлек мое внимание

Знать: осознание героем собственной нравственной позиции

16.02.13


А.П. Чехов: страницы жизни и творчества. «Смерть чиновника». Эволюция образа «маленького человека» в русской литературе XIX века и чеховское отношение к нему. Боль и негодование автора

1

Лекция. Выразительное чтение рассказа и анализ.



Доказать боль и негодование автора по отношению к «маленькому» человеку

Знать: этапы творческого пути писателя, жанровые особенности рассказа

18.02.13


А.П.Чехов. «Тоска». Тема одиночества человека в мире. Образ многолюдного города и его роль в рассказе. Развитие представлений о жанровых особенностях рассказа

1

Беседа. Анализ рассказа.



Ответить на вопросы

Знать: истинные и ложные ценности героев рассказ

20.02.13


Р.Р. Подготовка к сочинению-ответу на проблемный вопрос «В чем особенности изображения внутреннего мира героев русской литературы XIX века? (На примере произведений А.Н.Островского, Ф.М.Достоевского, Л.Н.Толстого и А.П.Чехова)». (По выбору учащихся.)

1

Рассмотрение предложенных тем, подбор цитат

Составление плана сочинения

Уметь составлять связное высказывание на тему

23.02.13



Внеклассное чтение. Эмоциональное богатство русской поэзии Х1Хв. Беседа о стихах Н.А.Некрасова, Ф.И.Тютчева, А.А.Фета. Их стихотворения разных жанров. Эмоциональное богатство русской поэзии. Развитие представления о жанрах лирических произведений

1

Сравнение тематики стихотворений А.Фета и Ф.Тютчева, выявление особен-

ностей стихотворений Н.Некрасова.

Составление таблицы «Основные даты жизни поэтов»

Выразительное чтение стихотворений

Знать: особенности стиля поэтов ,их творчества

25.02.13


Русская литература XX века: многообразие жанров и направлений.

1

Лекция, конспектирование



Основные положения лекции

Знать: жанровое и тематическое многообразие произведений

27.02.13


И.А. Бунин: страницы жизни и творчества. «Темные аллеи». История любви Надежды и Николая Алексеевича. «Поэзия» и «проза» русской усадьбы

1

Лекция. Чтение и анализ рассказа.



Ответы на вопросы викторины

Знать: биография писателя,

текст произведения

2.03.13


Мастерство И.А. Бунина в рассказе «Темные аллеи». Лиризм повествования

1

Анализ рассказа,

характеристика героев


Мини-сочинение «Тема любви в рассказе И.А.Бунина «Темные аллеи»

Знать: композиция рассказа

4.03.13


М.А. Булгаков: страницы жизни и творчества. «Собачье сердце»как социально -философская сатира на современное общество. История создания и судьба повести. Система образов повести «Собачье сердце». Сатира на общество шариковых и швондеров

1

Лекция. Чтение и анализ 1 главы повести «Собачье сердце».



Сравнение сцен обеда; характеристика одного из персонажей (про

фессора Преобра

женского, доктора Борменталя, Швондера, Шарика и Шарикова)на выбор

Знать: прием гротеска в повести; художественная условность, фантастика

6.03.13


Поэтика Булгакова-сатирика. Гуманистическая позиция автора Смысл названия. Художественная условность, фантастика, сатира. Гротеск и их художественная роль в повести

1

Эвристическая беседа. Работа с текстом. Составление таблицы по композиции повести


Речевые характеристики героев; задание 5, стр.118

Знать: проблематика повести

9.03.13


М.А. Шолохов: страницы жизни. «Судьба человека».

Смысл названия рас-

сказа. Судьба человека и судьба Родины. Образ главного героя.

1

Лекция. Чтение рассказа



Ответы на вопросы по теме

Знать: жизнь и творчество писателя; жанровая особенность (эпопейный рассказ)

11.03.13


Особенности авторского повествования в рассказе «Судьба человека

Композиция рассказа, автор и рассказчик, сказовая манера повествования. Роль пейзажа, широта реалистической типизации, особенности жанра. Реализм Шолохова в рассказе-эпопее

1

Практикум: комментированное чтение отдельных эпизодов и анализ рассказа




Роль пейзажей и портретных зарисовок

Знать: реалистическая типизация, образ автора-повествователя


13.03.13


Внеклассное чтение.

У литературной карты Татарстана Писатели в годы ВОВ в Чистополе.

1

Самостоятельная работа, работа в группах. Составление презентации

Творческое сообщение

Знать о жизни и творчестве советских писателей в годы ВОВ в эвакуации

16.03.13


А.И.Солженицын. Слово о писателе. «Матренин двор». Картины послевоенной деревни. Образ рассказчика. Тема праведничества в рассказе

1

Лекция и заполнение таблицы о жизни и творчестве писателя.




Знать: жизненный путь и основные произведения писателя

18.03.13


Образ праведницы в рассказе «Матренин двор» Трагизм ее судьбы, Нравственный смысл рассказа-притчи

1

Беседа по содержанию рассказа. Исследование главных черт героини, заполнение таблицы


Раскрыть

Знать: понятия «народный характер», «тип героя-праведника» нравственный смысл рассказа-притчи

20.03.13


Контрольная работа

( зачетное занятие) по произведениям второй половины XIX и ХХ века

1

Ответы на вопросы


ЗУН по теме

23.03.13


Русская поэзия «серебряного века».

1

Лекция. Урок- концерт

Составление тезисов лекции

Умение составлять конспект лекции

1.04.13


А.А. Блок. Страницы жизни. «Ветер принес издалека…», «О, весна без конца и краю…», «О, я хочу безумно жить…». Высокие идеалы и предчувствие перемен. Своеобразие лирических интонаций Блока. Образы и ритмы поэта.

1

Беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений



Выписать из стихотворений о любви эпитеты с определяемыми словами

Знать: поэт-символист, тематика стихотворений; образ и ритмы поэта

3.04.13


С.А. Есенин: страницы жизни. Тема Родины в лирике С.А.Есенина. «Вот уж вечер…», «Разбуди меня завтра рано…», «Край ты мой заброшенный…»

1

Сообщение учителя. Практикум:

выразительное чтение и анализ стихотворений.


Составить словарик незнакомых или мало знакомых слов

Знать: тематика стихотворений. есенинский стиль

6.04.13


Размышления о жизни, любви, природе, предназначении человека в лирике С.А.Есенина. «Письмо к женщине», «Не жалею, не зову, не плачу..», «Отговорила роща золотая…». Народно-песенная основа лирики С.А.Есенина.

1

Практикум.

Анализ стихотворения



Самостоятельный анализ поэтического текста (устный анализ стихотворений)

Знать: сквозные образы в лирике поэта

8.04.13


В.В. Маяковский: страницы жизни. «Послушайте!», «А вы могли бы?», «Люблю» (отрывок). Новаторство поэзии Маяковского. Своеобразие стиха, ритма, интонаций. Словотворчество поэзии.

Маяковский о труде поэта

2

Лекция. Эвристическая беседа. Практикум: чтение и анализ стихотворений.



Примеры гиперболы, развернутых эпитетов, неологизмов в стихотворениях поэта

Знать: символизм, акмеизм, футуризм; новаторство поэзии

10.04.13


М.И. Цветаева: страницы жизни и творчества. Стихи о поэзии, о любви, о жизни и смерти.» «Идешь, на

меня похожий…», «Бабушке», «Мне нравится, что вы больны не мной…»,

Стихи к Блоку», «Откуда такая нежность?»

Особенности поэтики Цветаевой

1

Чтение и анализ стихотворений



Отметить литературные приемы и средства в лирике поэтессы

Знать: традиции и новаторство в творческих поисках поэта

13.04.13


«Родина». Образ Родины в лирическом цикле М.И.Цветаевой «Стихи о Москве». Традиции и новаторство в творческих поисках поэта. Елабужский период

1

Практикум. Определение основных мотивов, стиль поэзии



7-е задание, стр129

Знать: особенности поэзии Цветаевой

15.04.13


Н.А. Заболоцкий. Слово о поэте. Тема гармонии с природой, любви и смерти в лирике поэта. «Я не ищу гармонии в природе…», «Где-то в поле возле Магадана...», «Можжевеловый куст», «О красоте человеческих лиц» , «Завещание». Философский характер лирики Заболоцкого

1

Сообщение учителя о поэте. Выразительное чтение



Используя воспоминания современников, подготовить сообщение о поэте

Знать: творческий путь поэта; нравственность и гуманизм поэзии Заболоцкого

17.04.13


А.А Ахматова: страницы жизни. Трагические интонации в любовной лирике.

1

Комментированное чтение ст. о жизни поэтессы (стр.130-133), чтение и анализ стихотворений



Отметить характерные черты ранней лирики

Знать: А.Ахматова – представитель акмеизма, хранитель традиций классической литературы

20.04.13


А.А. Ахматова. Слово о поэте и поэзии. Особенности поэтики. Особенности поэтики.

1

Практикум. Выразительное чтение и анализ стихотворений



4-е задание учебника, стр146

Знать: судьбу поэта и стихи

22.04.13


Б.Л.Пастернак. Слово о поэте. Вечность и современность в стихах о природе и любви. «Красавица моя вся стать…», «Перемена», «Весна в лесу», «Быть знаменитым некрасиво,,,», «Во всем мне хочется дойти…». Философская глубина лирики Пастернака

1

Лекция и оформление ее в виде таблицы. Практикум: анализ стихотворений. Комментированное чтение статьи

(стр.206-207)


Пересказ ст. «В творческой лаборатории Б.Л.Пастернака»

Знать: философская глубина лирики поэта


24.04.13


Внеклассное чтение. У литературной карты Татарстана. Творчество Б.Пастернака в Чистополе.

1

Экскурсия, лекция с элементами беседы

Сочинение-миниатюра по впечатлениям от экскурсии

Знать о жизни и творчестве писателя в г. Чистополе

27.04.13


А.Т. Твардовский: страницы жизни. Раздумья я о Родине и о природе в лирике поэта. Интонация и стиль стихотворений «Урожай», «Весенние строчки» . «Я убит подо Ржевом…».

Проблемы интонации стихов о войне

1

Сообщение учителя о поэте. Чтение и анализ стихотворений конспектирование статьи о стихотворении «Я убит подо Ржевом…» (стр.226-228)

Определить размер стихотворения, тип рифмовки, повторения и анафоры

Знать: основные мотивы творчества

29.04.13


У литературной карты Татарстана Творчество М.Джалиля. Стихотворения «Чуждой нам девушке», «Платок» «Красная ромашка». Малоизвестные факты биографии поэта

1

Чтение и анализ заявленных стихотворений



Составление хронологической таблицы по сообщению учителя

Знать: основные мотивы, особенности стиля поэзии М.Джалиля


1.05.13


Внеклассное чтение. «Музыка поэзии».

Песни и романсы на стихи русских поэтов XIX и ХХ веков

1

Эвристическая беседа. Лекция. Прослушивание и анализ романсов

Краткая информация о жизни и творчестве поэтов

Знать: отличительные признаки жанра романс

4.05.13


Зачетное занятие по русской лирике ХХ века

1

Конкурс на лучшее чтение стихотворений или конкурсное сочинение по одному из стихотворений (восприятие, истолкование, оценка)на одну и ту же тему.


ЗУН по теме


6.05.13


Внеклассное чтение. Античная лирика. Катулл. Слово о поэте. «Нет, ни одна средь женщин…», «Нет, не надейся приязнь служить…». Чувства и разум в любовной лирике поэта. Пушкин как переводчик Катулла («Мальчику»).

Гораций. Слово о поэте. «Я воздвиг памятник…». Поэтические заслуги стихотворцев. Традиции оды Горация в русской поэзии

1

Выразительное чтение, сравнительный анализ стихотворений.


Определить основную тему стихотворения Горация «К Мельпомене», с какими стихотворениями русских поэтов оно перекликается

Знать: тематика и особенности произведений;




Знать: тема поэта и поэзии в русской литературе

8.05.13


Данте Алигьери. Слово о поэте. «Божественная комедия» (фрагменты») Множественность смыслов поэмы и ее универсально-философский характер

1

Лекция. Чтение и обсуждение фрагментов поэмы



Ответить на вопрос: в чем просматривается связь Данте и русской литературы

Знать: множественность смыслов поэмы

11.05.13


У.Шекспир. Слово о поэте. «Гамлет» (обзор с чтением отдельных сцен.)

Гуманизм эпохи Возрождения. Общечеловеческое значение героев Шекспира. Одиночество Гамлета в его конфликте с реальным миром «расшатавшегося века»

1

Лекция. Обзор с чтением отдельных сцен трагедии (акт1, сцена 5; акт3, сцена2; акт5, сцена2).



Фронтальный опрос

Знать: характеристика гуманизма эпохи Возрождения

13.05.13


Трагизм любви Гамлета и Офелии. Философский характер традиции. Гамлет как вечный образ мировой литературы

1

Работа с текстом, рассказ уч-ся по вопросам



Ответить: почему образ Гамлета называют вечным образом мировой литературы?

Знать: трагедия как драматический жанр

15.05.13


И.-В.Гете. Слово о поэте. «Фауст» (Обзор с чтением отдельных сцен.) Эпоха Просвещения. «Фауст» как философская трагедия. Противостояние добра и зла. Фауста и Мефистофеля. Поиски справедливости и смысла человеческой жизни

1

Лекция и конспектирование ее; чтение ст.об истории создания «Фауста» (стр.338-339).Обзор содержания



Выразительное чтение: рабочая комната Фауста; диалог Фауста и Мефистофеля

Знать: характеристика особенностей эпохи Просвещения

18.05.13


Смысл сопоставления Фауста и Вагнера. Трагизм любви Фауста и Гретхен. Идейный смысл трагедии. Особенности жанра. Фауст как вечный образ мировой литературы

1

Выразительное чтение отрывков



Раскрыть итоговый смысл трагедии

Знать: особенности жанра трагедии; Гете и русская литература

20.05.13


Зачетная работа по материалу, изученному в 9 классе. Выявление уровня литературного развития учащихся.

1

Зачет


Рекомендации для летнего чтения

Ответы на вопросы


22.05.13


Обобщение курса литературы 9 класса. Итоги года и задания для летнего чтения

1

Зачет


Рекомендации для летнего чтения

Ответы на вопросы


25.05.13





Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!