СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класс по программе ПНШ

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса по программе "Перспективная начальная школа"

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению для 2 класс по программе ПНШ»





ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основе: Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.№ 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785; учебного плана МБОУ «Сармановская гимназия» на 2016-2017 учебный год;

Количество часов в год по учебному плану -68 часов

Количество часов в неделю по учебному плану - 2 часа

Содержание рабочей программы учитывает требования Стандарта начального образования и типовой Программы для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения РФ.


УМК «Перспективная начальная школа»

Чуракова, Н. А. Литературное чтение: 2 кл. учебник в 2 ч. / Н. А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.

Общая характеристика учебного предмета

Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.

В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:

– духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);

– духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);

– литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы));

– библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи)


Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 2-го года обучения

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».

Обучающиеся научатся:

· читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

· читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

· строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;

· слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

· называть имена 2–3 классиков русской и зарубежной литературы,

· называть имена 2–3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

· перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

· определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

· оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

· анализировать смысл названия произведения;

· пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

· развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

· писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

· устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

· читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);

· пересказывать текст небольшого объема;

· использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;

· привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;

· задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика».

Обучающиеся научатся:

· различать сказку о животных и волшебную сказку;

· определять особенности волшебной сказки;

· различать сказку и рассказ;

· уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор).

Обучающиеся получат возможность научиться:

· обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;

· обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка – элементы сказки о животных и т. д.);

· понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);

· обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся.

Обучающиеся научатся:

· понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

· читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

· эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

· читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

· рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

· устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных

Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го класса

Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.

Личностные ууд

Обучающиеся научатся или получат возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.

Регулятивные ууд

В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:

· подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;

· понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.

Коммуникативные ууд

В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:

а) в рамках коммуникации как сотрудничества:

· работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;

· выполнять работу по цепочке;

б) в рамках коммуникации как взаимодействия:

· видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;

· находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.

Познавательные УУД

В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:

· свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;

· ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;

· работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).


Содержание учебного предмета, основные виды учебной деятельности обучающихся

Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Младшие школьники смогут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей фольклора: сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки. Во 2 классе программа предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.

Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией – младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.

Итогом второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь.

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».

Формирование умения адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы.

Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.

Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:

а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;

б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.

Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.

Формирование умения чтения про себя:

а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;

б) в ходе повторного просмотрового чтения;

в) в ходе выборочного чтения при работе со словарями;

г) в ходе повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам.

Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме. Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя. Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием.

Формирование умений писать письма, получать письма и отвечать на них в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».

Формирование умения (начальный этап) выделять в заранее маркированном тексте разные сюжетные линии, разные точки зрения, разнонаправленные (контрастные) переживания.

Развитие умения различать тему и основную мысль текста и живописного произведения.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика».

Народное творчество.

Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.

Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).

Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).

Авторская литература.

Волшебная сказка в стихах (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.

Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгунский). Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.

Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоту окружающего мира, дружбу, любовь. Представление о том, что для Поэта природа – живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы (И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки (Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем преувеличением), контраста, олицетворения.

Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С. Козлова, японские сказки: «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).

Основные виды учебной деятельности обучающихся: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

Формирование библиографической культуры.

Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики детских журналов, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся».

Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (с опорой на цветовое маркирование).

Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).

Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.

Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г.,соответствует положению о рабочей программе и учебному плану МБОУ «Сармановская гимназия» на 2016-2017 учебный год.

Раздел «Круг чтения».

Русские и зарубежные народные и авторские сказки.

«Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»; «Петушок – золотой гребешок»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Барсук – любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке»;

А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»*3;

Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»;

Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»; «Почему у Братца Опоссума голый хвост».

Классики русской литературы.

Поэзия.

Д. Кедрин «Скинуло кафтан…»;

М. Лермонтов «Осень», «Утес»;

А. Пушкин «У лукоморья…», «Уж небо осенью дышало…»;

Ф. Тютчев «Зима недаром злится».

Проза.

М. Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг»;

Л. Толстой «Прыжок», «Акула»;

И. Тургенев «Воробей».

Современные русские и зарубежные писатели и поэты.

Поэзия.

Я. Аким «Яблоко»*;

А. Ахундова «Окно»;

Т. Белозеров «Хомяк», «Самое доброе слово»*;

В. Берестов «Картинки в лужах»;

М. Бородицкая: «Ракушки», «Уехал младший брат», «Котенок», «Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Улов»*;

А. Гиваргизов «Что ты, Сережа…», «Мой бедный Шарик…»;

А. Екимцев «Осень»;

Е. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»;

Б. Заходер «Собачкины огорчения»;

С. Козлов «Желудь»;

Ю. Коринец «Тишина»;

А. Кушнер «Что я узнал!»;

Г. Лагздынь «Утренняя кричалка»;

В. Лунин «Кукла», «Что я вижу»;

Н. Матвеева «Было тихо…»*;

С. Махотин: «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»;

С. Михалков «А что у вас?»;

Ю. Мориц «Хвостики», «Букет…»;

Э. Мошковская: «А травка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»;

И. Пивоварова: «Картина», «Жила-была собака», «Мост и сом»;

Г. Сапгир «У прохожих на виду…»;

Р. Сеф: «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»;

П. Синявский: «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»;

М. Тахистова «Редкий тип»;

А. Усачев: «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»;

Д. Хармс «Врун»*;

Е. Чеповецкий «В тихой речке у причала»;

С. Черный «Что кому нравится»*;

К. Чуковский «Федотка»;

Г. Юдин: «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»;

М. Яснов «Самое доброе слово», «Ути-ути»;

Л. Яхнин: «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*;

Басё, Бусон, Исса, Иссё, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тиё, Хиросиге: японские трехстишия (хокку);

О. Дриз: «Игра», «Стеклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я?», «Теленок», «Доктор», «Обида», «Сто веселых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как я плаваю»;

М. Карем «Ослик», «Повезло!»;

Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»;

П. Коран «По дорожке босиком»;

Во Куанг «Заходите»;

Т. Кубяк «О гноме-рыбаке»*;

Л. Станчев «Осенняя гамма».

Проза.

В. Берестов «Как найти дорожку»*;

В. Вересаев «Братишка»;

С. Воронин «Лесик-разноголосик»*;

В. Драгунский: «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное горло»*;

Ю. Коваль «Три сойки»;

С. Козлов: «Ежик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Теплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*;

О. Кургузов «Сухопутный или морской?»;

Н. Носов «Фантазеры»;

Б. Окуджава «Прелестные приключения»;

С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»;

А. Усачев «Обои»; «Тигр в клеточку»*;

Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»;

Е. Чарушин «Томка испугался», «Томкины сны»;

Д. Биссет: «Хочешь, хочешь, хочешь…», «Ух!»;

А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»*;

Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!».

Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».

Обучающиеся научатся:

· читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;

· читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;

· строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;

· слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;

· называть имена 2–3 классиков русской и зарубежной литературы,

· называть имена 2–3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;

· перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;

· определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);

· оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;

· анализировать смысл названия произведения;

· пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

· развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;

· писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;

· устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);

· читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);

· пересказывать текст небольшого объема;

· использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;

· привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;

· задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.

Раздел «Литературоведческая пропедевтика».

Обучающиеся научатся:

· различать сказку о животных и волшебную сказку;

· определять особенности волшебной сказки;

· различать сказку и рассказ;

· уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор).

Обучающиеся получат возможность научиться:

· обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;

· обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка – элементы сказки о животных и т. д.);

· понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);

· обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.

Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся.

Обучающиеся научатся:

· понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;

· читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;

· эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.

Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:

· читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;

· рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;

· устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.



КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК ОБУЧАЮЩИХСЯ

Критерии оценки знаний по литературному чтению составлены на основе Методического письма Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (Моисеева И.А. Контроль и оценка результатов обучения: 1– 4 классы. – М.: ВАКО, 2010.)


«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2–3 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к контрольной работе; не более 4–6 ошибок или недочётов по текущему материалу; не более 3–5 ошибок или 8 недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения

логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытие обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации, либо ошибочность её основных положений.




Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более 2);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушений темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочёты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное время;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.




п/п

Тема урока

Кол-во часов

Основные виды деятельности учащихся


Дата проведения

план

факт

1

Знакомство с библиотекой Ученого Кота (постановочный, вводный)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с элементами книги: содержательность обложки учебника, хрестоматии, рабочей тетради, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с толковым словарем. Рассматривание иллюстрации С. Васильева

1.09

1.09

2

Вступление к поэме

А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (постановка учебной задачи, поиск ее решения)

2

Аудирование, чтение вслух и про себя, узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работа с элементами книги: страница «Содержание», иллюстрации. Работа с толковым словарем. Устное словесное рисование, работа с репродукциями

5.09

5.09

3

Авторская сказка

А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения; узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.),

узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работа

с толковым словарем

8.09

8.09

4

Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (решение частных задач)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя; узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.),

узнавание литературных приемов (сравнение,олиц.

12.09

12.09

5



Авторская сказка
А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя. Работа с толковым словарем. Чтение по ролям,

инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов

15.09

15.09

6

Русские народные сказки о животных. «Петушок –

золотой гребешок»

(освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.). Работа с толковым словарем. Чтение по ролям, инсценировка

19.09

19.09

7

Зарубежные сказки

о животных.

1

Аудирование. Чтение по цепочке. Работа с толковым словарем. Чтение по ролям,

инсценировка, драматизация, устное словесное рисование

22.09

22.09

8

Джоэль Харрис «Почему

у Братца Опоссума голый хвост» (освоение нового материала)

1

Аудирование. Чтение по цепочке. Работа с толковым словарем. Чтение по ролям,

инсценировка, драматизация, устное словесное рисование

26.09

26.09

9






Китайская сказка «Как Собака с Кошкой враждовать стали» (освоение нового материала)

1

Чтение вслух и про себя, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения; различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работа с толковым словарем

29.09


29.09





10

Характеристика героев сказки «Как Собака с Кошкой враждовать стали» (решение частных задач)

1

Аудирование; различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работа

с толковым словарем. Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов

3.10

3.10

11

Главные герои русской волшебной сказки «Волшебное кольцо»

(освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения; различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.),узнавание. Работа с толковым словарем

6.10

6.10

12

Современные поэтические тексты.И. Пивоварова «Жила-была собака», «Мост и сом» Стихотворение

Г. Лагздынь «Утренняя кричалка» (освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения; узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), узнавание литературных приемов

(сравнение, олицетворение, контраст и др.)

10.10

10.10

13

В гостях у Незнайки.

Н. Носов «Фантазеры» (постановка учеб- ной задачи, поиск ее решения)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура. Работа с элементами книги: страница «Содержание», иллюстрации. Работа с толковым словарем

13.10

13.10

14



Н. Носов «Фантазеры» (освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя; узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работа с толковым словарем. Чтение по ролям, инсценировка,

драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных

текстов

17.10

17.10

15

Рассказ Дж. Родари «Бриф!Бруф! Браф!» (освоение нового материала)

1

Чтение вслух и про себя, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения; узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.). Работа с толковым словарем

20.10

20.10

16

Э. Мошковская «А травка не знает», «Ноги и уроки» Э. Мошковская «Язык и уши», «Если гра- чи закричали» (освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения; узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма

и т. д.)

24.10

24.10

17

Б. Окуджава «Прелестные приключения» (освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура; узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных

текстов

27.10

27.10

18

Дональд Биссет «Хочешь,

хочешь, хочешь…» (освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения; узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), узнавание литературных приемов
(сравнение, олицетворение, контраст и др.)

7.11

7.11

19

Секреты чайного домика. Хокку (постановка учебной задачи, поиск ее решения)

1

Библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.Работа с элементами книги: страница «Содержание», иллюстрации. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.)

10.11

10.11

20

С. Козлов «Ежик в тумане» (освоение нового материала)

1

Чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов

14.11

14.11

21

Японская сказка «Барсук – любитель стихов» (освоение нового материала)

1

Чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения, иллюстрации. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контрасти др.). Чтение по ролям, инсценировка

17.11

17.11

22

Японская сказка «Луна на ветке» (освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Работас толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Чтение по ролям, инсценировка

21.11

21.11

23

Поход в «Музейный Дом». Секреты японского свитка. «Тростник под снегом и дикая утка» (решение частных задач)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работас текстом художественного произведения.Работа с элементами книги: страница «Содержание», иллюстрации. Чтение по ролям, создание собственных текстов

24.11

24.11

24

С. Козлов «Красота». Поход в «Музейный Дом». Иллюстрация

А. Дюрера «Травы»

(освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

28.11

28.11

25

Секрет коротких стихотворений. Японское хокку Хиросиге, Иссё,

Бусона. (освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Выходза рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книгиз домашней
и школьной библиотек к работе на уроках.

1.12

1.12

26

В. Драгунский «Что я люблю» (освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книгиз домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Чтение по ролям,

5.12

5.12

27

В. Драгунский «Что любит Мишка» (освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Чтение

по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями

8.12

8.12

28

М. Махотин «Груша» М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат» (освоение нового материала)

1

Работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), инсценировка, драматизация, устное словесное рисование

12.12

12.12

29

Сказка Дж. Родари «Приезжает дядюшка

Белый Медведь» (освоение нового материала)

1

Работа с текстом художественного произведения,культура речевого общения. Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов

(сравнение, олицетворение, контраст и др.). Чтение по ролям

15.12

15.12

30

И. Тургенев «Воробей»,

М. Карем «Ослик»,

М. Бородицкая «Котенок»,

Э. Мошковская «Кому хорошо» (постановка учебной задачи, поиск ее решения)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура. Работа с толковым словарем. Узнавание особенностей стихотворного произведения
(ритм, рифма и т. д.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Чтение по ролям, инсценировка

19.12

19.12

31

В. Драгунский «Друг детства» В. Лунин «Кукла», Р. Сеф «Я сделал крылья

и летал» (освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).Чтение по ролям,инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями

22.12

22.12

32

Л. Толстой «Прыжок»

(освоение нового материала)

1

Чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование

9.01

9.01

33

Л. Толстой «Акула»

(освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов

(сравнение, олицетворение, контраст и др.). Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование

12.01

12.01

34

Поэтический текст.

А. Кушнер «Что я узнал!». С. Махотин «Фотограф».

1

Чтение вслух и про себя, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Узнавание особенностей стихотворного произведения(ритм, рифма и т. д.), узнаваниелитературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.), работа с репродукциями, создание собственных текстов

16.01

16.01

35

И. Пивоварова «Картина» О. Дриз «Игра». Поход в «Музейный Дом». Иллюстрация А. Лентулов «Василий Блаженный» (освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифмаи т. д.), узнавание литературных приемов

19.01

19.01

36

С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» (освоение нового материала)

1

Чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контрасти др.). Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями

23.01


37

О. Дриз «Стеклышки» М. Бородицкая «Лесное болотце» В. Берестов «Картинки в лужах» А. Ахундова «Окно» (освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения. Работа с толковым словарем. Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), устное словесное рисование, работа с репродукциями

26.01


38

А. Усачев «Бинокль»

(освоение нового материала)

1

Чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями

2.02


39

Т. Белозеров «Хомяк»,

М. Яснов «Хомячок»

(освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.)

6.02


40

Г. Цыферов «Жил на свете слоненок» (освоение нового материала)

1

Чтение вслух и про себя, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Работа с толковым словарем. Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование

8902


41

Е. Чеповецкий «В тихой речке у причала» А. Гиваргизов «Что ты, Сережа, сегодня не в духе?» . Бородицкая «Вот такой воробей», С. Махотин «Местный кот» (освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книгиз домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.)

13.02


42

М. Бородицкая «Булочная песенка» П. Синявский «Федина конфетина»,

А. Усачев «Эх!» (освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя произведения, культура речевого общения. Работа с толковым словарем. Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), инсценировка, драматизация, устное словесное рисование

13.02


43

Г. Сапгир «У прохожих на виду». Поход в «Музейный Дом». Иллюстрация Н. Кры-

лова «Зимний пейзаж» (решение частных задач)

1

Чтение вслух и про себя, культура речевого общения. Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов

16.02


44

О. Кургузов «Сухопутный или морской?». Поход в «Музейный Дом». Иллюстрация Н. Крылова «Зимний пейзаж» (решение частных задач)

1

Чтение вслух и про себя, культура речевого общения. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.)

20.02


45

О. Дриз «Кончилось лето». О. Дриз «Синий дом». Поход в «Музейный Дом». Иллюстрация М. Добужинского «Кукла»

(решение частных задач)

1

Чтение вслух и про себя, библиографическая культура, культура речевого общения. Работа

с толковым словарем. Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма
и т. д.), инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями

27.02


46

А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» М. Лермонтов «Осень» (освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.Работа с толковым словарем. Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями

2.03


47

О. Дриз «Кто я?»

А. Гиваргизов «Мой бедный Шарик, ты не знаешь…» М. Карем«Повезло!» (освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.

6.03


48

Р. Сеф «Лучше всех»

Л. Яхнин «Моя ловушка»

(освоение нового материала)

1

Чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), инсценировка, драматизация, устное словесное рисование

9.03


49

Г. Юдин «В снегу бананы зацвели» Г. Юдин «Скучный Женя» (освоение нового материала)

1

Чтение вслух и про себя, узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.), инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа репродукциями

13.03


50

А. Усачев «Обои»

(освоение нового материала)

1

Чтение вслух и про себя, культура речевого общения. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.), инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов

16.03


51

В. Лунин «Что я вижу» Ю. Мориц «Хвостики», «Букет». Поход в «Музейный Дом». Иллюстрации

Д. Арчимбольдо «Лето», «Осень» (решение частных задач

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование

30.03


52

С. Михалков «А что у вас?»Что такое новости? Кто рассказывает новости? (решение частных задач)

1

Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней
и школьной библиотек к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики детских журналов, страница «Содержание», иллюстрации

3.04


53

Детская периодика. Журналы для детей
(решение частных задач)

1

Чтение вслух и про себя, знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики детских журналов, страница «Содержание», иллюстрации

6.04


54

Л. Яхнин «Музыка леса» (постановка учебной задачи, поиск ее решения)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом ху- творения; ориентироваться в тексте; находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка

11.04


55

Ю. Коваль «Три сойки». Поход в «Музейный Дом». Иллюстрация А. Дюрера «Заяц» (освоение нового материала)

1

Чтение вслух и про себя, культура речевого общения. Различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.),узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями

13.04


56

Р. Сеф «Добрый человек»

(освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Узнавание особенностей стихотворного произведения

(ритм, рифма и т. д.), инсценировка, драматизация, устное словесное рисование

17.04


57

Е. Чарушин «Томка

испугался» «Томкины сны» (освоение нового материала)

1

Чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Выход за рамки учебника: привлечение текстов хресто- матии, а также книг из домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Чтение по ролям

20.04


58

М. Пришвин «Разговор деревьев» (Проектная работа)

1

работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).

24.04


59

Ф. Тютчев «Зима недаром злится» Д. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето» (освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, культура речевого общения. Узнавание особеннос-

тей стихотворного произведения (ритм, рифмаи т. д.), узнавание литературных приемов
(сравнение, олицетворение, контраст и др.)

27.04


60

М. Пришвин «Золотой луг». С. Козлов «Жёлудь»Поход в «Музейный Дом». Иллюстрация В. Гога «Подсолнухи» (освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, культура речевого общения. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст

и др.). Работа с репродукциями, создание собственных текстов

1.05


61

М. Лермонтов «Утес».

М. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…» Поход в «Музейный Дом». Иллюстрация Н. Рериха «Стражи ночи»

(освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифмаи т. д.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.)

4.05


62

Д. Биссет «Ух!» А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина» (освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, словарем. Культура речевого общения. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.)

8.05


63

К. Чуковский «Федотка» О. Дриз «Доктор», «Обида» (постановка учебной задачи, поиск ее решения)

1

Чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), инсценировка, драматизация, устное словесное рисование

11.05


64

Промежуточная аттестация.

В. Драгунский «Сверху вниз,наискосок!»

1

Чтение вслух и про себя. Работа с толковым словарем. Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисова-

ние, работа с репродукциями

15.05


65

М. Тахистова «Редкий тип», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает» (освоение нового материала)

1

Аудирование, чтение вслух и про себя, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение литературных приемов

18.05


66

С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» (освоение нового материала)

1

Чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Чтение по ролям,инсценировка, драматизация, устное словесное рисование

22.05


67

П. Синявский «Такса едет на такси», П. Коран «По дорожке босиком»

Л. Яхнин «Зеркальце»,

П. Синявский «Ириски

и редиски» (освоение нового материала)

1

Чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.)

25.05


68

Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» (решение частных задач)

1

Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней
и школьной библиотек к работе на уроках. Знакомство с детски-ми журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики детских журналов, страница «Содержание», иллюстрации

30.05








Учебно-методическое обеспечение

1. Дополнительная литература.

1. В мире природы, истории и литературы : сборник загадок / авт.-сост. М. П. Филипченко. – Волгоград : Учитель, 2008.

2. Кабанова, М. Н. Большая энциклопедия начальной школы : в 2 кн. / М. Н. Кабанова [и др.]. – М. : Олма Медиа Групп, 2009.

3. Литературное чтение. 2–4 классы : внеклассные занятия / авт.-сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2009.

4. Литературное чтение. 1–4 классы : формирование читательской компетенции : уроки-исследования текста, уроки-игры, обобщающие уроки / авт.-сост. Т. В. Данилюк [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011.

5. Мишакина, Т. Л. Тренажер по развитию речи в начальной школе / Т. Л. Мишакина, В. Г. Ермолаева. – М. : Ювента, 2008.

6. Развитие речи учащихся 2–4 классов : конструирование и анализ предложений / авт.-сост. Г. Г. Мисаренко. – Волгоград : Учитель, 2011.

7. Русова, Н. Ю. Русский язык и литература в начальной школе / Н. Ю. Русова. – М. : НЦ Энас, 2006.

8. Стрельцова, Л. Е. Литература и фантазия / Л. Е. Стрельцова. – М. : Просвещение,1992.

2. Интернет-ресурсы.

1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru

2. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru

3. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru

4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193

5. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ed

6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/ urok

7. Мы и образование. – Режим доступа : http://www.alleng.ru/index.htm





КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК ОБУЧАЮЩИХСЯ

Критерии оценки знаний по литературному чтению составлены на основе Методического письма Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (Моисеева И.А. Контроль и оценка результатов обучения: 1– 4 классы. – М.: ВАКО, 2010.)


«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; логичность и полнота изложения.

«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2–3 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.

«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к контрольной работе; не более 4–6 ошибок или недочётов по текущему материалу; не более 3–5 ошибок или 8 недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.

«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытие обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации, либо ошибочность её основных положений.




Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более 2);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушений темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

  • непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочёты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное время;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.





Промежуточная итоговая аттестация по литературному чтению ВО 2 КЛАССЕ

1 вариант Веник

Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом.Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.
Старик говорит:
– Переломите веник.
Сыновья сказали:
– Разве можно веник переломить?
Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.
– Ломайте прутья! – сказал старик.
Сыновья все прутья переломали.
Старик говорит:
– Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте.(Л.Н. Толстой)

Прочитай текст «Веник» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей басни.

А) Старик, трое сыновей; Б) старик, один сын;  В) старик, двое сыновей.

2. Как жили братья между собой?

А) Часто ссорились;  Б) жили дружно;  В) во всём поддерживали друг друга.

3. Чем был озабочен их отец? Восстанови последовательность его мыслей.

А) Всем будет худо;  Б) все разделятся;  В) все разойдутся.

4. Какое значение, на твой взгляд, автор вкладывает в слово худо?

А) Скучно;  Б) плохо;  В) весело.

5. С какой целью старик попросил сыновей принести ему веник?

А) На примере прутьев в венике показать необходимость взаимной поддержки;
Б) переломить веник; В) подмести пол в избе.

6. Подумай, какие два выражения лучше других помогают понять главную мысль басни?

А) С кем поведёшься, от того и наберёшься; Б) Где мир и лад, не нужен и клад;
В) Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось; Г) Добрый пример лучше ста слов.

7. Какой наказ дал старик сыновьям?___________________________________________________

8. Как называют обобщённую главную мысль?__________________________________________

9. Понравилось ли тебе произведение и чем?_____________________________________________

_____________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________

2 вариант Дедушка

Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает.
Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
– Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.
– Коробочку, – отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.
Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят.
Уважай старика: сам будешь стар. (К.Д. Ушинский)

Прочитай текст «Дедушка» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.

1. Определи персонажей басни.

А) Дедушка, сын, невестка, внук; Б) старик, невестка, внук; В) дедушка, сын, внук.

2. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте.

А) Ненужный, использованный; Б) слабый, немощный от старости; В) плохой, скверный.

3. Восстанови с помощью цифр последовательность описания автором немощи дедушки.

А) Плохо он видел;  Б) руки и ноги у него дрожали от старости;  В) плохо слышал.

4. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?

А) Они не хотели общаться с отцом; Б) отец стал неаккуратно есть; В) отец стал их обижать.

5. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?

А) Любовь к детям; Б) любовь к престарелым родителям; В) умение уважать старость.

6. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль басни.

А) Любишь кататься – люби и саночки возить. Б) Сделав худо, не жди добра.
В) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.

7. Почему родители дитятка перестали старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить?_________________________________________________________________________

8. Выпиши мораль басни.___________________________________________________________

9. Определи жизненные правила по отношению к старикам в твоей семье________________
















Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!