ОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена на основе: Федерального государственного стандарта начального общего образования, утвержденного приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009 г.№ 373, зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г., регистрационный номер 17785; учебного плана МБОУ «Сармановская гимназия» на 2016-2017 учебный год;
Количество часов в год по учебному плану -68 часов
Количество часов в неделю по учебному плану - 2 часа
Содержание рабочей программы учитывает требования Стандарта начального образования и типовой Программы для образовательных учреждений с родным (нерусским) языком обучения РФ.
УМК «Перспективная начальная школа»
Чуракова, Н. А. Литературное чтение: 2 кл. учебник в 2 ч. / Н. А. Чуракова. – М.: Академкнига/Учебник, 2012.
Общая характеристика учебного предмета
Основная метапредметная цель, реализуемая средствами литературного чтения, связана с формированием грамотного читателя, который с течением времени сможет самостоятельно выбирать книги и пользоваться библиотекой, и ориентируясь на собственные предпочтения, и в зависимости от поставленной учебной задачи, а также сможет использовать свою читательскую деятельность как средство самообразования.
В силу особенностей, присущих данной предметной области, в ее рамках решаются также весьма разноплановые предметные задачи:
– духовно-нравственная (от развития умения (на материале художественных произведений) понимать нравственный смысл целого до развития умения различать разные нравственные позиции);
– духовно-эстетическая (от формирования умения видеть красоту целого до воспитания чуткости к отдельной детали);
– литературоведческая (от формирования умения различать разные способы построения картин мира в художественных произведениях (роды, виды и жанры литературы) до развития понимания, с помощью каких именно средств выразительности достигается желаемый эмоциональный эффект (художественные приемы));
– библиографическая (от формирования умений ориентироваться в книге по ее элементам и пользоваться ее справочным аппаратом до формирования умений работать сразу с несколькими источниками информации и осознанно отбирать список литературы для решения конкретной учебной задачи)
Планируемые результаты освоения учебной программы по курсу «Литературное чтение» к концу 2-го года обучения
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».
Обучающиеся научатся:
· читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
· читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
· строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;
· слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
· называть имена 2–3 классиков русской и зарубежной литературы,
· называть имена 2–3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
· перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
· определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
· оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
· анализировать смысл названия произведения;
· пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
· развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
· писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
· устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
· читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);
· пересказывать текст небольшого объема;
· использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
· привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
· задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика».
Обучающиеся научатся:
· различать сказку о животных и волшебную сказку;
· определять особенности волшебной сказки;
· различать сказку и рассказ;
· уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
· обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
· обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка – элементы сказки о животных и т. д.);
· понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
· обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся.
Обучающиеся научатся:
· понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
· читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
· эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
· читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
· рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
· устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных
Ожидаемые результаты формирования УУД к концу 2-го класса
Усвоение данной программы обеспечивает достижение следующих результатов.
Личностные ууд
Обучающиеся научатся или получат возможность научиться проявлять познавательную инициативу в оказании помощи соученикам.
Регулятивные ууд
В области контроля и самоконтроля учебных действий обучающиеся получат возможность научиться:
· подтверждать строчками из текста прозвучавшую точку зрения;
· понимать, что разные точки зрения имеют разные основания.
Коммуникативные ууд
В области коммуникативных учебных действий обучающиеся научатся:
а) в рамках коммуникации как сотрудничества:
· работать с соседом по парте: распределять работу между собой и соседом, выполнять свою часть работы, осуществлять взаимопроверку выполненной работы;
· выполнять работу по цепочке;
б) в рамках коммуникации как взаимодействия:
· видеть разницу между двумя заявленными точками зрения, двумя позициями и мотивированно присоединяться к одной из них;
· находить в тексте подтверждение высказанным героями точкам зрения.
Познавательные УУД
В области познавательных общих учебных действий обучающиеся научатся:
· свободно ориентироваться в корпусе учебных словарей и быстро находить нужную словарную статью;
· ориентироваться в учебной книге: читать язык условных обозначений; находить нужный текст по страницам «Содержание» и «Оглавление»; быстро находить выделенный фрагмент текста, выделенные строчки и слова на странице и развороте; находить в специально выделенных разделах нужную информацию;
· работать с несколькими источниками информации (учебной книгой, тетрадью для самостоятельной работы и хрестоматией; учебной книгой и учебными словарями; текстом и иллюстрацией к тексту).
Содержание учебного предмета, основные виды учебной деятельности обучающихся
Программа 2 класса предусматривает дальнейшее накопление читательского опыта и совершенствование техники чтения на основе смысловой работы с текстом. Младшие школьники смогут обнаружить использование в авторской детской поэзии жанровых особенностей фольклора: сюжетно-композиционных особенностей кумулятивной сказки, считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки. Во 2 классе программа предусматривает формирование начальных представлений о жанре народной сказки о животных и самое первое знакомство с народной волшебной сказкой.
Продолжающееся знакомство с авторской литературой не ограничивается авторской поэзией – младшие школьники знакомятся с жанром рассказа. Расширяются представления учащихся о средствах художественной выразительности прозы и поэзии: учащиеся анализируют смысл названия произведения, поступки героев, их имена, портреты, речь, знакомятся с художественным смыслом сравнения, олицетворения, гиперболы, ритма. Программа предусматривает включение литературных произведений в контекст других видов искусства на основе сравнения произведений литературы и живописи.
Итогом второго года обучения должно стать интуитивное понимание образного характера литературы, осознание особенностей литературы по сравнению с живописью, осознание красоты литературы и искусства в целом, желание обращаться к чтению вновь и вновь.
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».
Формирование умения адекватно воспринимать на слух звучащую речь: чтение текста вслух учителем и одноклассниками, высказывания собеседников, адресованные себе вопросы.
Развитие умений выразительного чтения (чтения вслух) на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения.
Коллективное определение критериев выразительного чтения на материале поэтических текстов:
а) выразительное чтение (выбор интонации, соответствующей эмоциональному тону, выраженному в тексте) помогает слушателям «увидеть», «представить» изображенную автором картину целого;
б) выразительное чтение передает отношение чтеца к изображенной автором картине целого.
Формирование умения критически оценивать собственное чтение вслух в соответствии с принятыми в коллективе критериями выразительного чтения.
Формирование умения чтения про себя:
а) в ожидании своей очереди в ходе чтения по цепочке;
б) в ходе повторного просмотрового чтения;
в) в ходе выборочного чтения при работе со словарями;
г) в ходе повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам.
Дальнейшее формирование умений свободного высказывания в устной и письменной форме. Освоение начал монологического высказывания: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя. Умение слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием.
Формирование умений писать письма, получать письма и отвечать на них в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря».
Формирование умения (начальный этап) выделять в заранее маркированном тексте разные сюжетные линии, разные точки зрения, разнонаправленные (контрастные) переживания.
Развитие умения различать тему и основную мысль текста и живописного произведения.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика».
Народное творчество.
Сказки о животных. Общее представление. Разница характеров героев-животных и иерархия героев-животных. Определение главного героя в русских народных сказках о животных и в народных сказках других народов.
Волшебные сказки. Противостояние земного и волшебного мира как сюжетный стержень волшебной сказки. Чудеса, волшебный помощник, волшебный предмет и волшебный цвет как характеристики волшебного мира. Некоторые черты древнего восприятия мира, отражающиеся в волшебной сказке (одухотворение сил природы; возможность превращения человека в животное, растение, явление природы).
Особенности построения волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента построения, использование повтора речевых конструкций как способ создания определенного ритма и способ запоминания и трансляции текста).
Авторская литература.
Волшебная сказка в стихах (А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке») и ее связь с сюжетными и композиционными особенностями народной волшебной сказки. Использование в авторской сказке сюжетных особенностей народной волшебной сказки (противостояние двух миров: земного и волшебного, чудеса, волшебный помощник, волшебный цвет). Использование в авторской сказке композиционных особенностей народной волшебной сказки (построение событий в виде цепочки, использование повтора как элемента композиционного построения целого, повтор речевых конструкций и слов как средство создания определенного ритма и основание для устной трансляции текста). Неповторимая красота авторского языка.
Жанр рассказа (Л. Толстой, А. Гайдар, Н. Носов, В. Драгунский). Жанровые особенности: жизненность изображаемых событий; достоверность и актуальность рассматриваемых нравственных проблем; возможность вымысла. Нравственная проблема, определяющая смысл рассказа. Роль названия рассказа в выражении его смысла. Герои рассказов, их портреты и характеры, выраженные через поступки и речь; мир ценностей героев. Авторская позиция в рассказе: способы выражения отношения к героям.
Поэзия. Представление о поэтическом восприятии мира как восприятии, помогающем обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений. Способность поэзии выражать самые важные переживания: красоту окружающего мира, дружбу, любовь. Представление о том, что для Поэта природа – живая: обнаружение в стихотворении олицетворений. Представление о важности в создании художественного образа таких поэтических приемов, как сравнение, звукопись, контраст. Использование авторской поэзией жанровых и композиционных особенностей народной поэзии: считалки (Ю. Тувим), небылицы (И. Пивоварова), докучной сказки (И. Пивоварова), сказки-цепочки (Д. Хармс, А. Усачев). Практическое освоение простейших художественных приемов: сравнения, гиперболы (называем преувеличением), контраста, олицетворения.
Представление о том, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе (сказки С. Козлова, японские сказки: «Барсук – любитель стихов», «Луна на ветке», в переводе В. Марковой).
Основные виды учебной деятельности обучающихся: узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).
Формирование библиографической культуры.
Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики детских журналов, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с Толковым словарем.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся».
Чтение художественного произведения (или его фрагментов) по ролям и по цепочке (с опорой на цветовое маркирование).
Умение читать выразительно поэтический и прозаический текст на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения (понимание содержания прочитанного, умение осознанно выбирать интонацию, темп чтения и делать необходимые паузы в соответствии с особенностями текста).
Умение рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом», сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний.
Основные виды учебной деятельности обучающихся: чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса составлена в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, утверждённого приказом Минобрнауки России от 6 октября 2009г.,соответствует положению о рабочей программе и учебному плану МБОУ «Сармановская гимназия» на 2016-2017 учебный год.
Раздел «Круг чтения».
Русские и зарубежные народные и авторские сказки.
«Волшебное кольцо», «Лисичка-сестричка и волк»; «Петушок – золотой гребешок»; «Сестрица Аленушка и братец Иванушка»; «Барсук – любитель стихов», «Как Собака с Кошкой враждовать стали», «Луна на ветке»;
А. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке», «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях»*3;
Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь»;
Дж. Харрис «Братец Лис и Братец Кролик»; «Почему у Братца Опоссума голый хвост».
Классики русской литературы.
Поэзия.
Д. Кедрин «Скинуло кафтан…»;
М. Лермонтов «Осень», «Утес»;
А. Пушкин «У лукоморья…», «Уж небо осенью дышало…»;
Ф. Тютчев «Зима недаром злится».
Проза.
М. Пришвин «Разговор деревьев», «Золотой луг»;
Л. Толстой «Прыжок», «Акула»;
И. Тургенев «Воробей».
Современные русские и зарубежные писатели и поэты.
Поэзия.
Я. Аким «Яблоко»*;
А. Ахундова «Окно»;
Т. Белозеров «Хомяк», «Самое доброе слово»*;
В. Берестов «Картинки в лужах»;
М. Бородицкая: «Ракушки», «Уехал младший брат», «Котенок», «Лесное болотце», «Вот такой воробей», «Булочная песенка», «Улов»*;
А. Гиваргизов «Что ты, Сережа…», «Мой бедный Шарик…»;
А. Екимцев «Осень»;
Е. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…»;
Б. Заходер «Собачкины огорчения»;
С. Козлов «Желудь»;
Ю. Коринец «Тишина»;
А. Кушнер «Что я узнал!»;
Г. Лагздынь «Утренняя кричалка»;
В. Лунин «Кукла», «Что я вижу»;
Н. Матвеева «Было тихо…»*;
С. Махотин: «Воскресенье», «Груша», «Фотограф», «Местный кот»;
С. Михалков «А что у вас?»;
Ю. Мориц «Хвостики», «Букет…»;
Э. Мошковская: «А травка не знает…», «Ноги и уроки», «Язык и уши», «Кому хорошо», «Если такой закат…», «Вазочка и бабушка»*, «Дедушка Дерево»*, «Здравствуй, Лес!»*, «Мама, я, кузнечик и птица»;
И. Пивоварова: «Картина», «Жила-была собака», «Мост и сом»;
Г. Сапгир «У прохожих на виду…»;
Р. Сеф: «Добрый человек», «Я сделал крылья и летал», «Лучше всех»;
П. Синявский: «Федина конфетина», «Такса едет на такси», «Ириски и редиски», «Хрюпельсин и хрюмидор»;
М. Тахистова «Редкий тип»;
А. Усачев: «Бинокль», «Эх!», «Жучок»*, «Жужжащие стихи»;
Д. Хармс «Врун»*;
Е. Чеповецкий «В тихой речке у причала»;
С. Черный «Что кому нравится»*;
К. Чуковский «Федотка»;
Г. Юдин: «В снегу бананы зацвели», «Скучный Женя», «Вытри лапы и входи»;
М. Яснов «Самое доброе слово», «Ути-ути»;
Л. Яхнин: «Моя ловушка», «Музыка леса», «Пустяки», «Зеркальце», «Листья»*, «Крокодилово семейство»*;
Басё, Бусон, Исса, Иссё, Кикаку*, Оницура, Сико*, Тиё, Хиросиге: японские трехстишия (хокку);
О. Дриз: «Игра», «Стеклышки», «Кончилось лето», «Синий дом», «Кто я?», «Теленок», «Доктор», «Обида», «Сто веселых лягушат»*, «Всегда верно»*, «На что похож павлиний хвост»*, «Как я плаваю»;
М. Карем «Ослик», «Повезло!»;
Л. Квитко «Лемеле хозяйничает», «Способный мальчик»;
П. Коран «По дорожке босиком»;
Во Куанг «Заходите»;
Т. Кубяк «О гноме-рыбаке»*;
Л. Станчев «Осенняя гамма».
Проза.
В. Берестов «Как найти дорожку»*;
В. Вересаев «Братишка»;
С. Воронин «Лесик-разноголосик»*;
В. Драгунский: «Что я люблю», «Что любит Мишка», «Друг детства», «Шляпа гроссмейстера»*, «Сверху вниз, наискосок!», «Гусиное горло»*;
Ю. Коваль «Три сойки»;
С. Козлов: «Ежик в тумане», «Красота», «Когда ты прячешь солнце, мне грустно», «Теплым тихим утром посреди зимы»*, «Заяц и Медвежонок»*;
О. Кургузов «Сухопутный или морской?»;
Н. Носов «Фантазеры»;
Б. Окуджава «Прелестные приключения»;
С. Седов «Сказки про Змея Горыныча»;
А. Усачев «Обои»; «Тигр в клеточку»*;
Г. Цыферов «Жил на свете слоненок»;
Е. Чарушин «Томка испугался», «Томкины сны»;
Д. Биссет: «Хочешь, хочешь, хочешь…», «Ух!»;
А. Линдгрен «Малыш и Карлсон»*;
Дж. Родари «Бриф! Бруф! Браф!».
Раздел «Виды речевой и читательской деятельности».
Обучающиеся научатся:
· читать целыми словами вслух, постепенно увеличивая скорость чтения в соответствии с индивидуальными возможностями;
· читать про себя в процессе первичного ознакомительного чтения, выборочного чтения и повторного изучающего чтения по уже выделенным ключевым словам;
· строить короткое монологическое высказывание: краткий и развернутый ответ на вопрос учителя;
· слушать собеседника (учителя и одноклассников): не повторять уже прозвучавший ответ, дополнять чужой ответ новым содержанием;
· называть имена 2–3 классиков русской и зарубежной литературы,
· называть имена 2–3 современных писателей (поэтов); перечислять названия произведений и коротко пересказывать их содержание;
· перечислять названия произведений любимого автора и коротко пересказывать их содержание;
· определять тему и выделять главную мысль произведения (с помощью учителя);
· оценивать и характеризовать героев произведения (их имена, портреты, речь) и их поступки;
· анализировать смысл названия произведения;
· пользоваться Толковым словарем для выяснения значений слов.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
· развивать навыки аудирования на основе целенаправленного восприятия текста, который читает учитель;
· писать письма и отвечать на полученные письма в процессе предметной переписки с научным клубом младшего школьника «Ключ и заря»;
· устно выражать свое отношение к содержанию прочитанного (устное высказывание по поводу героев и обсуждаемых проблем);
· читать наизусть 6–8 стихотворений разных авторов (по выбору);
· пересказывать текст небольшого объема;
· использовать при выборе книг и детских периодических журналов в школьной библиотеке содержательность обложки, а также страницу «Содержание» или «Оглавление»;
· привлекать к работе на уроках тексты хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек;
· задавать вопросы по тексту произведения и отвечать на вопросы, используя выдержки из текста в качестве аргументов.
Раздел «Литературоведческая пропедевтика».
Обучающиеся научатся:
· различать сказку о животных и волшебную сказку;
· определять особенности волшебной сказки;
· различать сказку и рассказ;
· уметь находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка (сравнение, олицетворение, гиперболу (называем «преувеличением»), звукопись, контраст, повтор).
Обучающиеся получат возможность научиться:
· обнаруживать в авторской детской поэзии жанровые особенности фольклора: сюжетно-композиционные особенности кумулятивной сказки (сказки-цепочки), считалки, скороговорки, заклички, колыбельной песенки;
· обнаруживать подвижность границ между жанрами литературы и фольклора (рассказ может включать элементы сказки, волшебная сказка – элементы сказки о животных и т. д.);
· понимать, в чем особенность поэтического восприятия мира (восприятия, помогающего обнаружить красоту и смысл окружающего мира: мира природы и человеческих отношений);
· обнаруживать, что поэтическое мировосприятие может быть выражено не только в стихотворных текстах, но и в прозе.
Раздел «Элементы творческой деятельности учащихся.
Обучающиеся научатся:
· понимать содержание прочитанного; осознанно выбирать интонацию, темп чтения и необходимые паузы в соответствии с особенностями текста;
· читать художественное произведение по ролям и по цепочке, опираясь на цветовое маркирование;
· эмоционально и адекватно воспринимать на слух художественные произведения, определенные программой.
Обучающиеся в процессе самостоятельной, парной, групповой и коллективной работы получат возможность научиться:
· читать выразительно поэтические и прозаические произведения на основе восприятия и передачи художественных особенностей текста, выражения собственного отношения к тексту и в соответствии с выработанными критериями выразительного чтения;
· рассматривать иллюстрации в учебнике и репродукции живописных произведений в разделе «Музейный Дом» и сравнивать их с художественными текстами с точки зрения выраженных в них мыслей, чувств и переживаний;
· устно делиться своими личными впечатлениями и наблюдениями, возникшими в ходе обсуждения литературных текстов и живописных произведений.
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК ОБУЧАЮЩИХСЯ
Критерии оценки знаний по литературному чтению составлены на основе Методического письма Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (Моисеева И.А. Контроль и оценка результатов обучения: 1– 4 классы. – М.: ВАКО, 2010.)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2–3 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к контрольной работе; не более 4–6 ошибок или недочётов по текущему материалу; не более 3–5 ошибок или 8 недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения
логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытие обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации, либо ошибочность её основных положений.
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более 2);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушений темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочёты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное время;
неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
№ п/п | Тема урока | Кол-во часов | Основные виды деятельности учащихся | Дата проведения |
план | факт |
1 | Знакомство с библиотекой Ученого Кота (постановочный, вводный) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с элементами книги: содержательность обложки учебника, хрестоматии, рабочей тетради, страница «Содержание», иллюстрации. Работа с толковым словарем. Рассматривание иллюстрации С. Васильева | 1.09 | 1.09 |
2 | Вступление к поэме А. С. Пушкина «Руслан и Людмила» (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | 2 | Аудирование, чтение вслух и про себя, узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работа с элементами книги: страница «Содержание», иллюстрации. Работа с толковым словарем. Устное словесное рисование, работа с репродукциями | 5.09 | 5.09 |
3 | Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения; узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работа с толковым словарем | 8.09 | 8.09 |
4 | Специфика сказочного жанра в поэтической сказке А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (решение частных задач) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя; узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение,олиц. | 12.09 | 12.09 |
5 | Авторская сказка А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя. Работа с толковым словарем. Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов | 15.09 | 15.09 |
6 | Русские народные сказки о животных. «Петушок – золотой гребешок» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.). Работа с толковым словарем. Чтение по ролям, инсценировка | 19.09 | 19.09 |
7 | Зарубежные сказки о животных. | 1 | Аудирование. Чтение по цепочке. Работа с толковым словарем. Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование | 22.09 | 22.09 |
8 | Джоэль Харрис «Почему у Братца Опоссума голый хвост» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование. Чтение по цепочке. Работа с толковым словарем. Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование | 26.09 | 26.09 |
9 | Китайская сказка «Как Собака с Кошкой враждовать стали» (освоение нового материала) | 1 | Чтение вслух и про себя, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения; различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работа с толковым словарем | 29.09 | 29.09 |
10 | Характеристика героев сказки «Как Собака с Кошкой враждовать стали» (решение частных задач) | 1 | Аудирование; различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работа с толковым словарем. Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов | 3.10 | 3.10 |
11 | Главные герои русской волшебной сказки «Волшебное кольцо» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения; различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.),узнавание. Работа с толковым словарем | 6.10 | 6.10 |
12 | Современные поэтические тексты.И. Пивоварова «Жила-была собака», «Мост и сом» Стихотворение Г. Лагздынь «Утренняя кричалка» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения; узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.) | 10.10 | 10.10 |
13 | В гостях у Незнайки. Н. Носов «Фантазеры» (постановка учеб- ной задачи, поиск ее решения) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура. Работа с элементами книги: страница «Содержание», иллюстрации. Работа с толковым словарем | 13.10 | 13.10 |
14 | Н. Носов «Фантазеры» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя; узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работа с толковым словарем. Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов | 17.10 | 17.10 |
15 | Рассказ Дж. Родари «Бриф!Бруф! Браф!» (освоение нового материала) | 1 | Чтение вслух и про себя, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения; узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.). Работа с толковым словарем | 20.10 | 20.10 |
16 | Э. Мошковская «А травка не знает», «Ноги и уроки» Э. Мошковская «Язык и уши», «Если гра- чи закричали» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения; узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.) | 24.10 | 24.10 |
17 | Б. Окуджава «Прелестные приключения» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура; узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов | 27.10 | 27.10 |
18 | Дональд Биссет «Хочешь, хочешь, хочешь…» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения; узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.) | 7.11 | 7.11 |
19 | Секреты чайного домика. Хокку (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | 1 | Библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.Работа с элементами книги: страница «Содержание», иллюстрации. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.) | 10.11 | 10.11 |
20 | С. Козлов «Ежик в тумане» (освоение нового материала) | 1 | Чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов | 14.11 | 14.11 |
21 | Японская сказка «Барсук – любитель стихов» (освоение нового материала) | 1 | Чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения, иллюстрации. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контрасти др.). Чтение по ролям, инсценировка | 17.11 | 17.11 |
22 | Японская сказка «Луна на ветке» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Работас толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Чтение по ролям, инсценировка | 21.11 | 21.11 |
23 | Поход в «Музейный Дом». Секреты японского свитка. «Тростник под снегом и дикая утка» (решение частных задач) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работас текстом художественного произведения.Работа с элементами книги: страница «Содержание», иллюстрации. Чтение по ролям, создание собственных текстов | 24.11 | 24.11 |
24 | С. Козлов «Красота». Поход в «Музейный Дом». Иллюстрация А. Дюрера «Травы» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. | 28.11 | 28.11 |
25 | Секрет коротких стихотворений. Японское хокку Хиросиге, Иссё, Бусона. (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Выходза рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книгиз домашней и школьной библиотек к работе на уроках. | 1.12 | 1.12 |
26 | В. Драгунский «Что я люблю» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книгиз домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Чтение по ролям, | 5.12 | 5.12 |
27 | В. Драгунский «Что любит Мишка» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями | 8.12 | 8.12 |
28 | М. Махотин «Груша» М. Бородицкая «Ракушки», «Уехал младший брат» (освоение нового материала) | 1 | Работа с разными видами текста, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), инсценировка, драматизация, устное словесное рисование | 12.12 | 12.12 |
29 | Сказка Дж. Родари «Приезжает дядюшка Белый Медведь» (освоение нового материала) | 1 | Работа с текстом художественного произведения,культура речевого общения. Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Чтение по ролям | 15.12 | 15.12 |
30 | И. Тургенев «Воробей», М. Карем «Ослик», М. Бородицкая «Котенок», Э. Мошковская «Кому хорошо» (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура. Работа с толковым словарем. Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Чтение по ролям, инсценировка | 19.12 | 19.12 |
31 | В. Драгунский «Друг детства» В. Лунин «Кукла», Р. Сеф «Я сделал крылья и летал» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.).Чтение по ролям,инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями | 22.12 | 22.12 |
32 | Л. Толстой «Прыжок» (освоение нового материала) | 1 | Чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование | 9.01 | 9.01 |
33 | Л. Толстой «Акула» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование | 12.01 | 12.01 |
34 | Поэтический текст. А. Кушнер «Что я узнал!». С. Махотин «Фотограф». | 1 | Чтение вслух и про себя, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Узнавание особенностей стихотворного произведения(ритм, рифма и т. д.), узнаваниелитературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.), работа с репродукциями, создание собственных текстов | 16.01 | 16.01 |
35 | И. Пивоварова «Картина» О. Дриз «Игра». Поход в «Музейный Дом». Иллюстрация А. Лентулов «Василий Блаженный» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифмаи т. д.), узнавание литературных приемов
| 19.01 | 19.01 |
36 | С. Козлов «Когда ты прячешь солнце, мне грустно» (освоение нового материала) | 1 | Чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контрасти др.). Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями | 23.01 | |
37 | О. Дриз «Стеклышки» М. Бородицкая «Лесное болотце» В. Берестов «Картинки в лужах» А. Ахундова «Окно» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения. Работа с толковым словарем. Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), устное словесное рисование, работа с репродукциями | 26.01 | |
38 | А. Усачев «Бинокль» (освоение нового материала) | 1 | Чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями | 2.02 | |
39 | Т. Белозеров «Хомяк», М. Яснов «Хомячок» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с разными видами текста, библиографическая культура. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.) | 6.02 | |
40 | Г. Цыферов «Жил на свете слоненок» (освоение нового материала) | 1 | Чтение вслух и про себя, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Работа с толковым словарем. Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование | 8902 | |
41 | Е. Чеповецкий «В тихой речке у причала» А. Гиваргизов «Что ты, Сережа, сегодня не в духе?» . Бородицкая «Вот такой воробей», С. Махотин «Местный кот» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книгиз домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.) | 13.02 | |
42 | М. Бородицкая «Булочная песенка» П. Синявский «Федина конфетина», А. Усачев «Эх!» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя произведения, культура речевого общения. Работа с толковым словарем. Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), инсценировка, драматизация, устное словесное рисование | 13.02 | |
43 | Г. Сапгир «У прохожих на виду». Поход в «Музейный Дом». Иллюстрация Н. Кры- лова «Зимний пейзаж» (решение частных задач) | 1 | Чтение вслух и про себя, культура речевого общения. Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов | 16.02 | |
44 | О. Кургузов «Сухопутный или морской?». Поход в «Музейный Дом». Иллюстрация Н. Крылова «Зимний пейзаж» (решение частных задач) | 1 | Чтение вслух и про себя, культура речевого общения. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.) | 20.02 | |
45 | О. Дриз «Кончилось лето». О. Дриз «Синий дом». Поход в «Музейный Дом». Иллюстрация М. Добужинского «Кукла» (решение частных задач) | 1 | Чтение вслух и про себя, библиографическая культура, культура речевого общения. Работа с толковым словарем. Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями | 27.02 | |
46 | А. С. Пушкин «Уж небо осенью дышало…» М. Лермонтов «Осень» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.Работа с толковым словарем. Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями | 2.03 | |
47 | О. Дриз «Кто я?» А. Гиваргизов «Мой бедный Шарик, ты не знаешь…» М. Карем«Повезло!» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. | 6.03 | |
48 | Р. Сеф «Лучше всех» Л. Яхнин «Моя ловушка» (освоение нового материала) | 1 | Чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), инсценировка, драматизация, устное словесное рисование | 9.03 | |
49 | Г. Юдин «В снегу бананы зацвели» Г. Юдин «Скучный Женя» (освоение нового материала) | 1 | Чтение вслух и про себя, узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.), инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа репродукциями | 13.03 | |
50 | А. Усачев «Обои» (освоение нового материала) | 1 | Чтение вслух и про себя, культура речевого общения. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.), инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями, создание собственных текстов | 16.03 | |
51 | В. Лунин «Что я вижу» Ю. Мориц «Хвостики», «Букет». Поход в «Музейный Дом». Иллюстрации Д. Арчимбольдо «Лето», «Осень» (решение частных задач | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование | 30.03 | |
52 | С. Михалков «А что у вас?»Что такое новости? Кто рассказывает новости? (решение частных задач) | 1 | Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики детских журналов, страница «Содержание», иллюстрации | 3.04 | |
53 | Детская периодика. Журналы для детей (решение частных задач) | 1 | Чтение вслух и про себя, знакомство с детскими журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики детских журналов, страница «Содержание», иллюстрации | 6.04 | |
54 | Л. Яхнин «Музыка леса» (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом ху- творения; ориентироваться в тексте; находить в произведении изобразительно-выразительные средства литературного языка | 11.04 | |
55 | Ю. Коваль «Три сойки». Поход в «Музейный Дом». Иллюстрация А. Дюрера «Заяц» (освоение нового материала) | 1 | Чтение вслух и про себя, культура речевого общения. Различение жанровых особенностей (народной и авторской сказки и др.),узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисование, работа с репродукциями | 13.04 | |
56 | Р. Сеф «Добрый человек» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), инсценировка, драматизация, устное словесное рисование | 17.04 | |
57 | Е. Чарушин «Томка испугался» «Томкины сны» (освоение нового материала) | 1 | Чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Выход за рамки учебника: привлечение текстов хресто- матии, а также книг из домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Чтение по ролям | 20.04 | |
58 | М. Пришвин «Разговор деревьев» (Проектная работа) | 1 | работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). | 24.04 | |
59 | Ф. Тютчев «Зима недаром злится» Д. Кедрин «Скинуло кафтан зеленый лето» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, культура речевого общения. Узнавание особеннос- тей стихотворного произведения (ритм, рифмаи т. д.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.) | 27.04 | |
60 | М. Пришвин «Золотой луг». С. Козлов «Жёлудь»Поход в «Музейный Дом». Иллюстрация В. Гога «Подсолнухи» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, культура речевого общения. Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Работа с репродукциями, создание собственных текстов | 1.05 | |
61 | М. Лермонтов «Утес». М. Есеновский «У мальчика Юры ужаснейший насморк…» Поход в «Музейный Дом». Иллюстрация Н. Рериха «Стражи ночи» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифмаи т. д.), узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.) | 4.05 | |
62 | Д. Биссет «Ух!» А. Екимцев «Осень», Ю. Коринец «Тишина» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, словарем. Культура речевого общения. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.) | 8.05 | |
63 | К. Чуковский «Федотка» О. Дриз «Доктор», «Обида» (постановка учебной задачи, поиск ее решения) | 1 | Чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), инсценировка, драматизация, устное словесное рисование | 11.05 | |
64 | Промежуточная аттестация. В. Драгунский «Сверху вниз,наискосок!» | 1 | Чтение вслух и про себя. Работа с толковым словарем. Чтение по ролям, инсценировка, драматизация, устное словесное рисова- ние, работа с репродукциями | 15.05 | |
65 | М. Тахистова «Редкий тип», Л. Квитко «Лемеле хозяйничает» (освоение нового материала) | 1 | Аудирование, чтение вслух и про себя, библиографическая культура, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Узнавание особенностей стихотворного произведения (ритм, рифма и т. д.), различение литературных приемов
| 18.05 | |
66 | С. Седов «Сказки про Змея Горыныча» (освоение нового материала) | 1 | Чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения.Работа с толковым словарем. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.). Чтение по ролям,инсценировка, драматизация, устное словесное рисование | 22.05 | |
67 | П. Синявский «Такса едет на такси», П. Коран «По дорожке босиком» Л. Яхнин «Зеркальце», П. Синявский «Ириски и редиски» (освоение нового материала) | 1 | Чтение вслух и про себя, работа с текстом художественного произведения, культура речевого общения. Узнавание литературных приемов (сравнение, олицетворение, контраст и др.) | 25.05 | |
68 | Итоговое заседание клуба «Ключ и заря» (решение частных задач) | 1 | Выход за рамки учебника: привлечение текстов хрестоматии, а также книг из домашней и школьной библиотек к работе на уроках. Знакомство с детски-ми журналами и другими периодическими изданиями, словарями и справочниками. Работа с элементами книги: содержательность обложки книги и детского журнала, рубрики детских журналов, страница «Содержание», иллюстрации | 30.05 | |
Учебно-методическое обеспечение
1. Дополнительная литература.
1. В мире природы, истории и литературы : сборник загадок / авт.-сост. М. П. Филипченко. – Волгоград : Учитель, 2008.
2. Кабанова, М. Н. Большая энциклопедия начальной школы : в 2 кн. / М. Н. Кабанова [и др.]. – М. : Олма Медиа Групп, 2009.
3. Литературное чтение. 2–4 классы : внеклассные занятия / авт.-сост. Г. Т. Дьячкова. – Волгоград : Учитель, 2009.
4. Литературное чтение. 1–4 классы : формирование читательской компетенции : уроки-исследования текста, уроки-игры, обобщающие уроки / авт.-сост. Т. В. Данилюк [и др.]. – Волгоград : Учитель, 2011.
5. Мишакина, Т. Л. Тренажер по развитию речи в начальной школе / Т. Л. Мишакина, В. Г. Ермолаева. – М. : Ювента, 2008.
6. Развитие речи учащихся 2–4 классов : конструирование и анализ предложений / авт.-сост. Г. Г. Мисаренко. – Волгоград : Учитель, 2011.
7. Русова, Н. Ю. Русский язык и литература в начальной школе / Н. Ю. Русова. – М. : НЦ Энас, 2006.
8. Стрельцова, Л. Е. Литература и фантазия / Л. Е. Стрельцова. – М. : Просвещение,1992.
2. Интернет-ресурсы.
1. Единая коллекция Цифровых Образовательных Ресурсов. – Режим доступа : http://school-collection.edu.ru
2. Газета «1 сентября». – Режим доступа : www.festival.1september.ru
3. Поурочные планы, методическая копилка, информационные технологии в школе. – Режим доступа : www.uroki.ru
4. Презентации уроков «Начальная школа». – Режим доступа : http://nachalka.info/about/193
5. Учебные материалы и словари на сайте «Кирилл и Мефодий». – Режим доступа : www.km.ru/ed
6. Я иду на урок начальной школы (материалы к уроку). – Режим доступа : http://nsc.1september.ru/ urok
7. Мы и образование. – Режим доступа : http://www.alleng.ru/index.htm
КРИТЕРИИ И НОРМЫ ОЦЕНОК ОБУЧАЮЩИХСЯ
Критерии оценки знаний по литературному чтению составлены на основе Методического письма Минобразования России от 19.11.1998 № 1561/14-15 «Контроль и оценка результатов обучения в начальной школе» (Моисеева И.А. Контроль и оценка результатов обучения: 1– 4 классы. – М.: ВАКО, 2010.)
«5» («отлично») – уровень выполнения требований значительно выше удовлетворительного: отсутствие ошибок как по текущему, так и по предыдущему учебному материалу; не более одного недочёта; логичность и полнота изложения.
«4» («хорошо») – уровень выполнения требований выше удовлетворительного: использование дополнительного материала, полнота и логичность раскрытия вопроса; самостоятельность суждений, отражение своего отношения к предмету обсуждения. Наличие 2–3 ошибок или 4 недочётов по пройденному материалу; незначительные нарушения логики изложения материала; использование нерациональных приёмов решения учебной задачи; отдельные неточности в изложении материала.
«3» («удовлетворительно») – достаточный минимальный уровень выполнения требований, предъявляемых к контрольной работе; не более 4–6 ошибок или недочётов по текущему материалу; не более 3–5 ошибок или 8 недочётов по пройденному учебному материалу; отдельные нарушения логики изложения материала; неполнота раскрытия вопроса.
«2» («плохо») – уровень выполнения требований ниже удовлетворительного: наличие более 6 ошибок или 10 недочётов по текущему материалу; более 5 ошибок или более 8 недочётов по пройденному материалу; нарушение логики, неполнота, нераскрытие обсуждаемого вопроса, отсутствие аргументации, либо ошибочность её основных положений.
Классификация ошибок и недочётов, влияющих на снижение оценки
Ошибки:
искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);
неправильная постановка ударений (более 2);
чтение всего текста без смысловых пауз, нарушений темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;
непонимание общего смысла прочитанного текста за установленное время чтения;
неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;
неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;
нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;
нетвёрдое знание наизусть подготовленного текста;
монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.
Недочёты:
не более двух неправильных ударений;
отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и чёткости произношения слов при чтении вслух;
осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное время;
неточности при формулировке основной мысли произведения; нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.
Промежуточная итоговая аттестация по литературному чтению ВО 2 КЛАССЕ
1 вариант Веник
Жил один старик, и было у него трое сыновей. Братья часто ссорились друг с другом.Старик думает: «Как только умру, сыновья разделятся и разойдутся, и всем будет худо».Пришло время старику умирать. Позвал он сыновей и велел принести веник. Сыновья подали отцу веник.
Старик говорит:
– Переломите веник.
Сыновья сказали:
– Разве можно веник переломить?
Старик развязал поясок на венике, и прутья рассыпались.
– Ломайте прутья! – сказал старик.
Сыновья все прутья переломали.
Старик говорит:
– Вот и с вами будет то же, что с этим веником. Если вы будете вместе дружно жить, никакая беда вас не одолеет. А как разойдётесь по одному, тогда все пропадёте.(Л.Н. Толстой)
Прочитай текст «Веник» Л.Н. Толстого. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей басни.
А) Старик, трое сыновей; Б) старик, один сын; В) старик, двое сыновей.
2. Как жили братья между собой?
А) Часто ссорились; Б) жили дружно; В) во всём поддерживали друг друга.
3. Чем был озабочен их отец? Восстанови последовательность его мыслей.
А) Всем будет худо; Б) все разделятся; В) все разойдутся.
4. Какое значение, на твой взгляд, автор вкладывает в слово худо?
А) Скучно; Б) плохо; В) весело.
5. С какой целью старик попросил сыновей принести ему веник?
А) На примере прутьев в венике показать необходимость взаимной поддержки;
Б) переломить веник; В) подмести пол в избе.
6. Подумай, какие два выражения лучше других помогают понять главную мысль басни?
А) С кем поведёшься, от того и наберёшься; Б) Где мир и лад, не нужен и клад;
В) Дружно – не грузно, а врозь – хоть брось; Г) Добрый пример лучше ста слов.
7. Какой наказ дал старик сыновьям?___________________________________________________
8. Как называют обобщённую главную мысль?__________________________________________
9. Понравилось ли тебе произведение и чем?_____________________________________________
_____________________________________________________________________________________
______________________________________________________________________________________
2 вариант Дедушка
Сильно одряхлел дедушка. Плохо он видел, плохо слышал; руки и ноги у него дрожали от старости: несёт ложку ко рту и суп расплёскивает.
Не понравилось это сыну и невестке: перестали они отца с собой за стол сажать, запрятали его за печь и стали кормить из глиняной чашки. Задрожали руки у старика, чашка упала и разбилась. Пуще прежнего разозлились сын и невестка: стали они кормить отца из старой деревянной миски.
У старикова сына был свой маленький сынок. Сидит раз мальчик на полу и складывает что-то из щепочек.
– Что ты делаешь, дитятко? – спросила мать.
– Коробочку, – отвечает дитя. – Вот как вы с тятенькой состаритесь, я и буду вас из деревянной коробочки кормить.
Переглянулись отец с матерью и покраснели. Полно с тех пор старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить.
Подсади на печь дедушку, тебя внуки подсадят.
Уважай старика: сам будешь стар. (К.Д. Ушинский)
Прочитай текст «Дедушка» К.Д. Ушинского. Выполни задания. Отметь утверждения, соответствующие содержанию прочитанного текста.
1. Определи персонажей басни.
А) Дедушка, сын, невестка, внук; Б) старик, невестка, внук; В) дедушка, сын, внук.
2. Выбери верное, на твой взгляд, значение слова дряхлый в данном тексте.
А) Ненужный, использованный; Б) слабый, немощный от старости; В) плохой, скверный.
3. Восстанови с помощью цифр последовательность описания автором немощи дедушки.
А) Плохо он видел; Б) руки и ноги у него дрожали от старости; В) плохо слышал.
4. Почему сын и невестка перестали отца с собой за стол сажать?
А) Они не хотели общаться с отцом; Б) отец стал неаккуратно есть; В) отец стал их обижать.
5. Какие важные человеческие качества обсуждаются в произведении?
А) Любовь к детям; Б) любовь к престарелым родителям; В) умение уважать старость.
6. Выбери из пословиц ту, которая больше других помогает понять главную мысль басни.
А) Любишь кататься – люби и саночки возить. Б) Сделав худо, не жди добра.
В) Относись к своим родителям так, как ты хочешь, чтобы к тебе относились твои дети.
7. Почему родители дитятка перестали старика за печь прятать, из деревянной чашки кормить?_________________________________________________________________________
8. Выпиши мораль басни.___________________________________________________________
9. Определи жизненные правила по отношению к старикам в твоей семье________________