СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по литературному чтению ФГОС УМК Перспектива 2 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Попредметная разработка для 2 класса УМК Перспектива. Отвечает требованиям ФГОС.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по литературному чтению ФГОС УМК Перспектива 2 класс»

Пояснительная записка


Рабочая программа по литературному чтению для 2 класса разработана на основе Примерной программы начального общего образования, авторской программы: Климановой Л.Ф., Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. «Литературное чтение», в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (2009). Она разработана в целях конкретизации содержания образовательного стандарта с учетом межпредметных и внутрипредметных связей, национально-регионального компонента, логики учебного процесса, возрастных особенностей учащихся.

Рабочая программа рассчитана на 105 часов в год (3 недельных часа), составлена на основе

учебного плана МБОУ «Гимназия №14».


Основными целями изучения курса литературного чтения являются:

-развитие навыков чтения;

-формирование навыка чтения про себя;

-приобретение умения работать с разными видами информации;

-обогащение личного опыта учащихся духовными ценностями, которые определяют нравственно-эстетическое отношение человека к людям и окружающему миру;

-формирование интереса к книге, истории её создания и потребности в систематическом чтении литературных произведений;


Из целей изучения литературного чтения вытекают следующие задачи:

-введение учащихся в мир детской литературы;

-формирование навыков работы с книгой и текстом, читательской самостоятельности и познавательной активности при выборе книг;

-овладение первоначальными навыками работы с учебными и научно-познавательными текстами.

развитие эмоциональной отзывчивости на слушание и чтение произведений;

-приобщение школьников к чтению художественной литературы и восприятию её как части искусства слова;

-развитие навыков сознательного, правильного, беглого и выразительного чтения, а также коммуникативно-речевых умений при работе с текстами литературных произведений;


Учебно-методический комплект для реализации данной программы включает:

-Концепция федеральных государственных образовательных стандартов общего образования. / Под ред. А.М.Кондакова, А.А.Кузнецова. – М.: Просвещение, 2011.

-Комплект «Перспектива» программы. – М.: Просвещение, 2010

-«Перспектива» сборник рабочих программ. Система учебников «Перспектива» 1 – 4 классы. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений. – М.: Просвещение, 2011.

-Климанова Л.Ф, Виноградской Л.А., Горецкого В.Г. «Литературное чтение». Учебник для 2 класса в 2-х. частях. – М.: Просвещение, 2012

-Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь для 2 класса. – М.: Просвещение, 2014

-«Технологические карты»


Содержание литературного чтения приобщает детей к литературе как к искусству, обеспечивает благоприятные условия для практического включения ребенка в мир литературы, позволяет учителю развивать литературные способности, самостоятельную творческую деятельность, культуру речевой и читательской коммуникации.



Особенности данного курса:

формирование ценностных ориентаций средствами содержания учебника и дополнительных пособий по литературному чтению . Направленность уроков литературного чтения на формирование ценностных ориентаций находит отражение в первую очередь в отборе произведений для чтения и слушания. Тексты содержат нравственные проблемы, актуальные для ребёнка младшего школьного возраста, их содержание близко жизненному опыту и интересно им. Ребёнок имеет возможность расширять и углублять свои представления о социально-нравственных значимых ценностях от класса к классу. На формирование нравственных ценностей оказывает влияние методика работы с литературным произведением. При работе с текстом необходимо исходить из природы литературного произведения, т. е., как отмечала известный методист М. А. Рыбникова, идти «путями литературными», выделять не нравоучительные выводы из произведения, а художественный образ, питающий активное воображение читателя и открывающий ему тот путь, которым автор пришёл к своим выводам. Образная форма искусства, затрагивая эмоциональную сферу, делает сердце отзывчивым и позволяет глубоко вникнуть в смысл прочитанного;

формирование коммуникативных умений (участие в диалоге; отстаивание своей точки зрения). Дети включаются в диалог с писателем, художником, композитором. Это общение ведётся с учётом нравственных, философских, эстетических задач. Так возникает ситуация партнёрства, сотрудничества педагога и учеников в культурном пространстве художественного текста. Учителю важно не навязывать свою точку зрения, а давать возможность ученикам самостоятельно высказываться, обосновывать своё мнение;

формирование информационной культуры младших школьников, в том числе библиографической культуры, для чего в содержании учебника представлен материал, позволяющий вычленять, воспринимать, фиксировать, преобразовывать, подвергать сомнению, сохранять, излагать информацию. Ученик работает не только с художественными, но и с учебными, научно-познавательными текстами, иллюстрациями, схемами, таблицами. Особое внимание в учебнике уделяется работе в библиотечном пространстве: с тематической выставкой, тематическим и авторским каталогами;

формирование литературного творчества, в том числе, развитие исследовательского поведения учащихся средствами предмета «Литературное чтение». Любое творчество предполагает самостоятельное создание творческого продукта на основе прочитанного или прослушанного текста. Ученики на уроке узнают художественные особенности произведения, определяют отдельные структурные элементы текста.

Развитие устной, а затем письменной речи является составной частью каждого урока. Кроме того, выделяются специальные уроки, на которых происходит развитие речи, это рубрики «Наш театр»«Мастерская писателя» и т. д.

Во 2 классе в основном обучение направлено на развитие читательской самостоятельности, умения воспринимать полноценно литературное произведение, формирование творческих способностей.

Основная концептуальная  идея курса заключается в том, что литературное чтение способствует развитию интеллектуально-познавательных, художественно-эстетических способностей младших школьников, а также формированию жизненно важных нравственно-этических представлений (добро, честность, дружба, справедливость, красота поступка, ответственность) в доступной для данного возраста эмоционально-образной форме.

Специфика курса «Литературное чтение» авторов Л. Ф. Климановой и др. заключается в том, что в центре внимания оказываются художественное произведение как эстетическая ценность и воспринимающий это произведение ученик.

Маленький читатель воспринимает изобразительно-выразительные средства языка в соответствии с их функцией в художественном произведении; воссоздаёт картины жизни, природы, созданные автором; целостно воспринимает образы как один из элементов художественного произведения, понимает авторскую позицию, моделирует собственное поведение по законам этики, выражает своё отношение к изображаемому. Благодаря чтению и осмыслению художественных классических произведений происходит преображение личности учащегося, его нравственно-эстетическое развитие.

Основной составляющей содержания курса являются художественные произведения отечественных и зарубежных писателей. Которые изучаются в сопоставлении с научно – популярными произведениями, имеющими с ним общую тему, но разные способы осмысления мира (логические понятия и художественный образ). Сравнение произведений разного вида (художественных и научно – познавательных) создаёт условия для более глубокого понимания словесного искусства.

Отличительной особенностью курса 2 класса является включение в содержание интегрирующего понятия «культура», которое нацеливает учащихся на изучение литературы в тесной взаимосвязи с музыкальным и изобразительным искусством, на понимание книги как культурно-исторической ценности, развивает чувство сопричастности с великой духовно-нравственной культурой России.


Содержание учебников «Литературное чтение» для 2 класса включает следующие разделы:

-«Круг детского чтения. Тематика».

-«Коммуникативно-речевые навыки и умения при работе с текстом произведения».

-«Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений. Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов искусства и наблюдений за окружающим миром».

-«Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся».

Круг детского чтения. Тематика.

1. Вводный раздел. «Приглашение в страну Литературию»; «Книга — друг и советчик».

2. Жанровый блок. Устное народное творчество: загадки, пословицы, потешки, небылицы; сказки о животных; бытовые и волшебные сказки (сказки народов России и зарубежных

стран).

Литературные произведения: сказки русских писателей; басни и рассказы современных писателей и писателей-классиков; «Страницы поэзии» (стихи русских поэтов).

Литература — искусство слова. Дальнейшее знакомство с произведениями детских писателей (К. Чуковский, С. Маршак, С. Михалков, А. Барто, Н. Носов), небольшой справочный материал о жизни и творчестве писателей.

3. Тематический блок. Произведения современных писателей, писателей-классиков русской и зарубежной литературы, раскрывающие художественно-эстетические, морально-этические и патриотические темы (о красоте родной природы, о детях и семье, о школе, родной стране и ее людях). Обобщение представлений детей по нравственно-этической тематике. Научно-познавательные тексты.

Коммуникативно-речевые умения и навыки при работе с текстом произведения

1. Развитие навыка чтения.

— Способ чтения: чтение целыми словами без разделения на слоги дву- и трехсложных слов; обучение чтению про себя.

— Увеличение «поля» чтения: от чтения двусложных слов к чтению трехсложных.

— Качества навыка чтения, обеспечивающие понимание прочитанного: сознательное, правильное чтение (без пропусков и искажений) в темпе 50—60 слов в минуту.

— Выразительное чтение с соблюдением пауз и интонации конца предложения. Развитие темпового чтения текстов (умение замедлять и ускорять темп чтения). Чтение небольших

текстов про себя с последующим воспроизведением содержания прочитанного.

2. Формирование речевых умений при работе с текстом произведения.

— Подробный пересказ небольшого произведения с соблюдением логики развития сюжета и пересказ по предложенному картинному плану.

— Выборочный пересказ с опорой на вопросы и иллюстрации.

— Деление текста на части, нахождение главной мысли прочитанного (с помощью учителя).

— Умение выделять в тексте диалоги героев, читать их выразительно.

— Рисование словесных картин на основе прочитанного текста (с помощью учителя).

— Составление небольшого рассказа по картинке или серии картинок, объединенных общей темой.

3. Воспитание культуры речи и чтения.

— Развитие звуковой культуры речи: четкой дикции, закрепление умений правильно артикулировать звуки в словах и фразах, увеличивать или уменьшать силу голоса в зависимости от речевой ситуации и коммуникативной задачи.

— Соблюдение в устном общении интонационной выразительности речи и чтения при воспроизведении предложений различного типа.

— Формирование грамматически правильной речи детей, ее точности, полноты, эмоциональности, последовательности и содержательности при изложении собственных рассказов и пересказе текста.

— Воспитание культуры общения с собеседником (ребенком или взрослым): умение проявлять внимание, доброжелательность к собеседнику, умение слушать собеседника и поддерживать разговор с ним.

— Ориентировка в учебной книге: нахождение оглавления, нужного произведения; умение пользоваться методическим аппаратом учебника.

— Формирование культуры обращения с книгой: не загибать листы, не чертить в книге, не пачкать ее страницы, обертывать книгу при частом использовании.



Опыт эстетического восприятия и понимания художественных произведений.

Его обогащение на основе знакомства с произведениями разных видов

искусства и наблюдений за окружающим миром

1. Расширение опыта эстетического восприятия мира на основе наблюдений.

— Развитие способности воспринимать красоту природы в разное время года и потребности в нравственно-эстетическом отношении к окружающему миру.

— Формирование умения передавать впечатления от общения с природой в устной речи с использованием рисунков.

— Развитие умения наблюдать за движениями и позами животных, способами их общения, передавать свои впечатления в рассказе.

— Развитие умения воспринимать красоту предметного мира, передать через слово и рисунки свои впечатления, отношение к увиденному.

— Обогащение опыта эстетического восприятия в процессе знакомства с произведениями изобразительного искусства и музыки.

2. Слушание художественных произведений.

— Слушание произведений в исполнении мастеров художественного слова.

— Слушание стихотворений в исполнении взрослого или подготовленного ребенка (в сочетании с музыкальным сопровождением). Умение сопоставлять, сравнивать свои впечатления от прослушивания музыки и стихов.

— Заучивание наизусть стихотворений классиков русской литературы, посвященных разным временам года.

3. Перечитывание художественного произведения и его анализ.

— Развитие умения размышлять над прочитанным, формирование потребности перечитать текст для нахождения в нем слов, подтверждающих собственные высказывания.

— Умение выбирать слова, характеризующие героя (его внешний вид, поступки, речь), понять отношение автора к герою (с помощью учителя); сформировать свое отношение к поступкам героев.

— Развитие умения эстетического переживания; умения откликаться на произведение искусства, подмечать красоту и образность художественного слова.

— Сравнение авторского описания красоты природы (цветка, птицы, облака, неба и т. д.) с собственным сравнением.

— Активизация воображения, фантазии ребенка с помощью вопросов «На что похож данный предмет?», «С чем можно его сравнить?». И т. д.

— Нахождение в тексте с помощью учителя образных выражений, сравнений, эпитетов (без терминов).

— Развитие умения воспроизводить словесное описание места действия, предметов и т. д. (из прочитанного произведения).

— Формирование умения составлять словесное описание героя (персонажа).

4. Опыт творческой деятельности. Практическое знакомство с литературными жанрами и терминами.

— Воспроизведение сказочных сюжетов (или отдельных эпизодов) с предварительной характеристикой персонажей, их внешнего вида, поведения, речи.

— Развитие умения сравнивать загадку и отгадку, находить в них общее, эмоционально откликаться и оценивать художественную образность, яркость изображения предмета в загадке.

— Придумывание (коллективное) продолжения сюжета сказки или рассказа, обсуждение и выбор лучших вариантов.

— Умение определять автора произведения («Кто написал эти стихи, рассказы?»).

— Формирование умения различать художественный и научно-познавательный тексты, находить (с помощью учителя) общее и различное (общая тема, разный способ изображения: научный и художественный, образный)

— Умение различать сказки о животных и бытовые сказки, обращать внимание на сказочный мир героев этих произведений.


Кроме традиционных уроков по изучению литературного произведения на уроках литературного чтения вводятся уроки работы с книгой учебной и художественной. Учебным материалом для формирования основ читательской самостоятельности являются книги в совокупности их внетекстовой информации и текста. Поэтому в класс учащимся рекомендовано приносить на уроки детские книги.

Во втором классе должен систематически осуществляться контроль и учет навыков чтения, для своевременной помощи ученику в приобретении и совершенствовании навыков правильного, беглого, сознательного и выразительного чтения.

На уроке литературного творчества обязательно взаимное творчество детей и учителя, свободное обсуждение прочитанного. Однако законы восприятия художественного произведения диктуют последовательность работы с текстом.

Урок литературного чтения должен всегда проходить эмоционально. Также учитель должен учитывать видо-жанровую специфику литературного произведения и его художественного своеобразия, особенности использования языковых средств, разумное сочетание заданий и упражнений аналитического и синтетического характера, выполнение контроля и учета уровня сформированности читательских и речевых умений учащихся на уроке литературного чтения.


В течение учебного года планируется проведение следующих работ:

блицконтролей чтения - 14;

самостоятельных работ - 10;

тестов - 6;

проверок техники чтения – 2.


1 четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год











1







1

блицконтроль чтения-

самостоятельные работы-

тесты-

техника чтения-



Описание места предмета в учебном плане


На изучение литературного чтения во 2 классе отводится 3 ч в неделю. Курс рассчитан на 105ч (35 учебные недели).


1четверть

2 четверть

3 четверть

4 четверть

год

27

21

30

27

105


При составлении тематического планирования учтён национально-региональный компонент, который предусматривает знакомство с учебным материалом краеведческого содержания:

-История книгопечатания в Казани.

-Осень в произведениях татарского художника Рамина Нафикова.

-Татарские народные сказки.

-Народные игры, традиции татарского народа.

-Национальные праздники, традиции татарского народа.

-Рассказ о лучшем друге.

-Национальная кухня.

-Народные приметы.

-Сколько поколений живёт в твоей семье.

-Герои РТ.


Содержание учебного предмета


Содержание данной рабочей программы полностью соответствует авторской программе «Литературного чтение» для 2 класса.


Личностные, метапредметные и предметные результаты освоения предмета


При изучении курса литературного чтения по учебникам «Литературное чтение» для 1—4 классов авторов Л. Ф. Климановой, Л. А. Виноградской и др. достигаются следующие личностные предметные и метапредметные результаты в соответствии с требованиями ФГОС.


Личностные результаты

Формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, свой народ и историю своей страны, осознание своей этнической и национальной принадлежности; ценности многонационального российского общества; становление гуманистических и демократических ценностных ориентаций.

Формирование уважительного отношения к иному мнению, истории, культуре других народов.

Развитие мотивов учебной деятельности и личностного смысла учения; принятие и освоение социальной роли обучающегося.

Развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки.

Формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств.

Развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей.

Развитие навыков сотрудничества со сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций


Метапредметные результаты

Способность принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств её осуществления.

Умение контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; умение понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха; освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.

Умение активно использовать речевые средства и средства информационных и коммуникационных технологий для решения коммуникативных и познавательных задач.

Умение использовать различные способы поиска (в справочных

источниках и открытом учебном информационном пространстве сети

Интернет).

Овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с поставленными целями и задачами; осознанное построение речевого высказывания в соответствии с задачами коммуникации и создание текстов в устной и письменной формах.

Овладение логическими действиями сравнения, анализа, синтеза,

обобщения, классификации по родовидовым признакам, установления

аналогий и причинно-следственных связей.

Готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; выражать своё мнение и аргументировать свою точку зрения; а также с уважением воспринимать другие точки зрения.

Овладение базовыми предметными и межпредметными понятиями,

отражающими существенные связи и отношения между объектами и

процессами.


Предметные результаты

Понимание литературы как явления национальной и мировой культуры, средства сохранения и передачи нравственных ценностей и традиций.

Осознание значимости чтения для личного развития; формирование представлений о мире, российской истории и культуре, первоначальных этических представлений, понятий о добре и зле, нравственности; успешности обучения по всем учебным предметам; формирование потребности в систематическом чтении.

Понимание роли чтения, использование разных видов чтения (ознакомительное, изучающее, выборочное, поисковое); умение осознанно воспринимать и оценивать содержание и специфику различных текстов, участвовать в обсуждении, давать и обосновывать нравственную оценку поступков героев.

Достижение необходимого для продолжения образования уровня читательской компетентности, общего речевого развития, то есть овладение техникой чтения вслух и про себя, элементарными приемами интерпретации, анализа и преобразования художественных, научно-популярных и учебных текстов с использованием элементарных литературоведческих понятий.

Умение самостоятельно выбирать интересующую литературу; пользоваться справочными источниками для понимания и получения дополнительной информации.



ожидаемые результаты изучения к концу 2 класса


Основные требования к знаниям, умениям и навыкам учащихся

Учащиеся должны знать:

- наизусть 5—6 стихотворений русских и зарубежных классиков;

- 5—6 русских народных пословиц, считалок, загадок;

- имена и фамилии 5—6 отечественных писателей.

Учащиеся должны уметь:

- читать текст вслух целыми словами в темпе не менее 50 слов в минуту без искажений слов;

- читать текст про себя с воспроизведением его содержания по вопросам;

- читать небольшой художественный текст выразительно, соблюдая интонацию предложений различного типа;

- практически различать сказку, рассказ и стихотворение;

- объяснять заглавие прочитанного произведения;

- высказывать свое отношение к содержанию прочитанного, к поступкам героев;

- устно рисовать словесную картину к отдельным эпизодам текста;

- пересказывать небольшое произведение с отчетливо выраженным сюжетом, сообщая последовательность изложения событий;

- делить текст на части в соответствии с предложенным планом;

- отгадывать загадки;

- находить в тексте слова, характеризующие поступки героя;

- различать слова автора и героев;

- определять тему произведения по заглавию;

- различать и называть сказки о животных и бытовые сказки;

- находить в тексте сравнения (простейшее средство художественной выразительности) с опорой на слова точно, как, словно;

- ориентироваться в учебной книге: уметь пользоваться оглавлением, методическим аппаратом учебника;

- составлять рассказ по предложенным опорным словам или картинному плану.

Учащиеся должны использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни:

  • самостоятельно выбирать и читать книги;

  • высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении (герое, событии);

  • определять содержание книги по заглавию, аннотации;

  • находить в словаре значение неизвестного слова.



Критерии оценок:

В Обязательном минимуме содержания основных образовательных программ (Федеральный компонент государственного образовательного стандарта) определяет подходы к оцениванию навыка чтения младшего школьника:

  • Способ чтения: чтение целыми словами.

  • Правильность чтения чтение незнакомого текста с соблюдением норм литературного произношения.

  • Скорость чтения: установка на нормальный для читающего темп беглости, позволяющий ему осознать текст. Установка на постепенное увеличение скорости чтения.

  • Выразительное чтение: использование интонаций, соответствующих смыслу текста.

В требованиях к уровню подготовки оканчивающих начальную школу указано, что в результате изучения литературного чтения ученик должен уметь читать осознанно текст художественного произведения про себя (без учета скорости). Следовательно, при проверке техники чтения производится оценивание четырех качеств навыка, и ведущим является осознанность.

Для проверки навыка чтения вслух подбираются доступные по лексике и содержанию незнакомые тексты. Темп чтения не менее 35 слов в минуту в I полугодии, во втором полугодии - 50 слов в минуту.

Итоговые отметки по литературному чтению выставляются по отметкам текущего контроля, в ходе которого проверяется:

  • Выразительное чтение текста;

  • Пересказ содержания произведения (полно, выборочно, кратко);

  • Выразительное чтение наизусть;

  • Составление простого плана;

  • Создание небольших устных (письменных) текстов на заданную тему;

  • Работа с детской книгой и т.д.

В ходе фронтального опроса, также проверяются умения определять тему и главную мысль произведения; составлять небольшое монологическое высказывание с опорой на авторский текст; оценивать события, героев произведения; приводить примеры произведений фольклора, различать жанры художественной литературы, определенные программой; приводить примеры художественных произведений разной тематики по изученному материалу; высказывать оценочные суждения о прочитанном произведении; работать с различными источниками информации.


Классификация ошибок и недочетов, влияющих на снижение оценки.

Ошибки:

  • искажения читаемых слов (замена, перестановка, пропуски или добавления букв, слогов, слов);

  • неправильная постановка ударений (более двух);

  • чтение всего текста без смысловых пауз, нарушение темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • неправильные ответы на вопросы по содержанию текста;

  • неумение выделить основную мысль прочитанного; неумение найти в тексте слова и выражения, подтверждающие понимание основного содержания прочитанного;

  • нарушение при пересказе последовательности событий в произведении;

  • нетвердое знание наизусть подготовленного текста;

  • монотонность чтения, отсутствие средств выразительности.

Недочеты:

  • не более двух неправильных ударений;

  • отдельные нарушения смысловых пауз, темпа и четкости произношения слов при чтении вслух;

  • осознание прочитанного текста за время, немного превышающее установленное;

  • неточности при формулировке основной мысли произведения;

  • нецелесообразность использования средств выразительности, недостаточная выразительность при передаче характера персонажа.



Оценка «5» -ставится ученику, если он даёт правильный, логически законченный ответ с опорой на собственный опыт, чувства, отношения. При чтении во 2 классе читает по слогам, отдельные простые слова читает целиком, в словах не допускает искажений, замены , перестановки букв и слогов в словах, правильно ставит ударение в словах, соблюдает при чтении паузы и интонации, соответствующие знакам препинания в конце предложения: умеет правильно найти в тексте ответ на вопрос учителя и последовательно предать содержание прочитанного, твёрдо знает текст для заучивания наизусть, умеет его выразительно читать.



Оценка «4»- понимает основное содержание прочитанного.Во 2 классе в I полугодии читает плавно, целыми словами, темп не менее 30 слов в минуту, во II полугодии не менее 45 слов в минуту, допускает при чтении 1-2 ошибки в словах, в расстановке ударения и при соблюдении пауз и интонации в конце предложения, правильно пересказывает прочитанный текст и отвечает на вопросы учителя, знает наизусть стихотворение, но допускает перестановку слов, легко и самостоятельно исправляет ошибки.



Оценка «3»- ставится ученику, если он разбирается в прочитанном произведении только с помощью учителя. Во 2 классе в I полугодии читает отрывисто по слогам со скоростью не менее 25 слов в минуту, во II полугодии читает плавно по слогам не менее 40 слов в минуту, допускает 3-5 ошибок на замену слов, пропуск , перестановку слогов и букв, не соблюдает пуз между словами и предложениями, знает наизусть стихотворение, но при воспроизведении обнаруживается нетвёрдое усвоение текста.



Оценка «2» - ставится ученику, если он: затрудняется в чтении по слогам даже легких слов; допускает более пяти ошибок при чтении и соблюдении синтаксических пауз; в ответах на вопросы и при пересказе содержания прочитанного искажает основной смысл, не использует помощь учителя.

Педагогические условия и средства реализации стандарта:

Формы: урок.

Типы уроков:

  • - урок изучение нового материала;

  • - урок совершенствования знаний, умений и навыков;

  • -урок обобщения и систематизации знаний, умений и навыков;

  • -комбинированный урок;

  • -урок контроля умений и навыков.

Виды уроков:

  • урок – сообщение новых знаний

  • урок-закрепление знаний

  • урок-повторение знаний

  • урок – игра

  • проверка знаний

Учебное оборудование:

  • технические средства (проектор, компьютер, магнитофон)

  • учебные (столы, доска)

  • Собственно учебные средства:

  • наглядные пособия (таблицы, учебные картины, портреты писателей, схемы ,плакаты , таблички с терминами).



Методы обучения:

Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности:

  1. Словесные, наглядные, практические.

  2. Индуктивные, дедуктивные.

  3. Репродуктивные, проблемно-поисковые.

  4. Самостоятельные, несамостоятельные.

Методы стимулирования и мотивации учебно-познавательной деятельности:

  1. Стимулирование и мотивация интереса к учению.

  2. Стимулирование долга и ответственности в учении.

Методы контроля и самоконтроля за эффективностью учебно-познавательной деятельности:

  1. Устного контроля и самоконтроля.

Педагогические технологии и принципы обучения:

Традиционные технологии:

- Объяснительно – иллюстративные технологии обучения (Я.А. Коменского)



Педагогические технологии на основе личностной ориентации педагогического процесса:

-Педагогика сотрудничества (С.Т. Шацкий, В.А.Сухомлинский, К.Д. Ушинский, Ж.Ж. Руссо, Я. Корчак и др.);

-Гуманно – личностная технология Ш.А. Амонашвили.



Педагогические технологии на основе активизации и интенсификации деятельности учащихся:

-Игровые технологии.

Принципы обучения:

  • Принцип научности обучения

  • Связи теории с практикой

  • Системности

  • Принцип сознательности и активности в обучении

  • Индивидуальный подход в условиях коллективной работы

  • Принцип наглядности

  • Доступность обучения

  • Принцип прочности усвоения знаний

Формы подведения итогов:

  • Индивидуальный и фронтальный опрос

  • Индивидуальная работа по карточкам и тестам

  • Работа в паре, в группе

  • Написание отзывов на прочитанное произведение

  • Срезовые работы (тесты)

  • Творческие работы (сочинения, изложения)


Учебно-тематическое планирование


Любите книгу-7 ч.

Краски осени-11ч.

Мир народной сказки-8 ч.

Веселый хоровод- 6ч.

Мы – друзья-7 ч.

Здравствуй, матушка – зима!- 7ч.

Чудеса случаются -11 ч.

Весна, весна! И все ей рады! -11 ч.

Мои самые близкие и дорогие – 10ч.

Люблю все живое- 15 ч.

Жизнь дана на добрые дела -12 ч.


Календарно-тематическое планирование





Тема урока





Кол-во часов

Тип урока


Дата

проведения



Раздел «Любите книгу» - 7 часов

1

Обращение авторов учебника. Ю. Энтин «Слово про слово». В. Боков «Книга – учитель». Г. Ладонщиков «Лучший друг».


1

Беседа, работа с книгой, наблюдение

3.09


2

Пословицы о книге. М. Горький о книгах.

1

Беседа, работа с книгой, наблюдение

7.09


3

Книги из далекого прошлого.

История книгопечатания в Казани.



1

Беседа, работа с книгой

8.09


4

Рукописные книги Древней Руси.



1

Беседа, работа с книгой

10.09


5

Повторение темы: «Рукописные книги Древней Руси».



1

Беседа, работа с книгой

14.09


6

Н. Кончаловская «В монастырской келье»

Справочная и энциклопедическая литература. Мои любимые художники - иллюстраторы.

1

Беседа, работа с книгой

15.09


7

Ю. Мориц «Трудолюбивая старушка». Главная мысль стихотворения. Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Любите книгу».


1

Беседа, работа с книгой

17.09


Раздел «Краски осени» - 11 часов

8

Осень в художественных произведениях А.С.Пушкина и А.Аксакова.

1

Беседа, работа с книгой

21.09


9

Осень в произведениях живописи русских художников В. Поленова, А.Куинджи и татарского художника Рамина Нафикова.

1

Сравнительный анализ

22.09


10

Эпитеты и сравнения. А.Майков «Кроет уж лист золотой…».


1

Беседа, работа с книгой

24.09


11

С.Есенин «Закружилась листва золотая».

1

Беседа, работа с книгой

28.09


12

И. Токмакова. «Опустел скворечник». А.Плещеев «Осень наступила».

1

Беседа, работа с книгой, сравнительный анализ

29.09


13



Произведения устного народного творчества об осени. С. Маршак «Сентябрь. Октябрь».


1

Беседа, работа с книгой, сравнительный анализ

1.10


14



Сладков «Сентябрь». Л. Яхнин «Осень в лесу».

1

Беседа, работа с книгой, сравнительный анализ

5.10


15



С. Образцов «Стеклянный пруд». Создание текста по аналогии.


1

Беседа, работа с книгой, наблюдение.



6.10


16

Инсценирование произведения Н. Сладкова «Осень».

1

Инсценирование.

8.10


17



Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Краски осени».



1

Беседа, работа с книгой, наблюдение


12.10


18

Контрольная работа по разделу: «Краски осени».

1

Контроль

13.10


Раздел «Мир народной сказки» - 8 часов

19


Собиратели русских народных сказок: А. Афанасьев, В. Даль

Русские народные сказки «Заячья избушка» и «Лисичка-сестричка и волк»

1

Беседа, работа с книгой

15.10


20



Корякская народная сказка «Хитрая лиса».



1

Беседа, работа с книгой

19.10


21

Белорусская сказка «Пых».

1

Беседа, работа с книгой

20.10


22

Русские народные сказки «Зимовье зверей» и «У страха глаза велики».

1

Беседа, работа с книгой

22.10


23

Нанайская сказка «Айога». Ненецкая сказка «Кукушка».

1

Беседа, работа с книгой

26.10


24

Татарская сказка «Лиса и волк». Инсценирование русской народной сказки «Лиса и журавль».

1

Беседа, работа с книгой

Инсценирование

27.10


25

Сочинение описания лисы на основе опорных слов и прочитанных художественных произведений.

1

Творческая работа

29.10


26

Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Мир народной сказки».

Контрольная работа.










1

Беседа, работа с книгой

Контроль

9.11


Раздел «Веселый хоровод» - 6 часов

27

Закличка, небылица, прикладное искусство, перевод.

Народные игры, традиции татарского народа.



1

Беседа, работа с книгой

10.11


28

Устное сочинение по картине Б. Кустодиева «Масленица».

1

Беседа, работа с книгой

12.11


29

Экскурсия. «Мы идем в музей народного творчества».

1

Экскурсия

16.11


30

Переводная литература. Особенности авторских произведений, созданных на основе народных.

1

Беседа, работа с книгой, сравнительный анализ

17.11


31-32

Д.Хармс «Веселый старичок», «Небывальщина». Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Веселый хоровод».

2

Беседа, работа с книгой

19.11


Раздел «Мы - друзья» - 7 часов

33-34

М. Пляцковский «Настоящий друг». В. Орлов «Я и мы».


2

Беседа, работа с книгой

23.11


35

Н. Носов «На горке». Подробный пересказ от имени героев.

1

Беседа, работа с книгой

24.11


36

С. Михалков «Как друзья познаются». Главная мысль.

Рассказ о лучшем друге.

1

Беседа, работа с книгой

26.11


37

А. Гайдар «Чук и Гек».



1

Беседа, работа с книгой

30.11


38

И. Крылов «Стрекоза и муравей».

Маленькие и большие секреты страны Литературии.



1

Беседа, работа с книгой

Обобщение

1.12


39

Обобщение по разделу «Мы - друзья». Контрольная работа.


1

Контроль

3.12


Раздел «Здравствуй, матушка – зима!» - 7 часов

40

Готовимся к новогоднему празднику.

Национальная кухня.

1

Проект

7.12


41

А. С. Пушкин «Вот север, тучи нагоняя..». Ф. Тютчев «Чародейкою Зимою околдован лес стоит...» .

1

Беседа, работа с книгой

8.12


42

Стихи С. Есенина «Поёт зима – аукает», «Берёза».

1

Беседа, работа с книгой

10.12


43

Праздник Рождества Христова. Саша Чёрный «Рождественское». К. Фофанов «Ещё те звёзды не погасли...».

Национальные праздники, традиции татарского народа.

1

Беседа, работа с книгой

14.12


44

К. Бальмонт «К зиме»

С. Маршак «Декабрь»

С. Дрожжин «Улицей гуляет…».

1

Беседа, работа с книгой

15.12


45

Маленькие и большие секреты страны Литературии.



1

Обобщение

17.12


46

Обобщение по разделу «Здравствуй, матушка – зима!»

Контрольная работа.

1

Обобщение

Контроль

21.12


Раздел «Чудеса случаются» - 11 часов10.12

47

Анализ работ. А. С. Пушкин «Сказка о рыбаке и рыбке». Особенности литературной сказки.

1

Беседа, работа с книгой

22.12


48


Д.Н. Мамин - Сибиряк «Алёнушкины сказки».



1

Беседа, работа с книгой

24.12


49

Д.Н. Мамин - Сибиряк «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».


1

Беседа, работа с книгой

28.12


50

Особенности литературной сказки. Д.Н. Мамина - Сибиряка «Сказка про храброго зайца – длинные уши, косые глаза, короткий хвост».


1

Беседа, работа с книгой

29.12


51

Э. Распе из книги «Приключения барона Мюнхгаузена».


1

Беседа, работа с книгой

11.01


52

Особенности литературной сказки Э. Распе из книги «Приключения барона Мюнхгаузена».


1

Беседа, работа с книгой

12.01


53

К. Чуковский из книги «Приключения Бибигона».


1

Беседа, работа с книгой, сравнительный анализ


14.01




18.01


54

Особенности литературной сказки К. Чуковского из книги «Приключения Бибигона».



1

Беседа, работа с книгой, сравнительный анализ

55

Л. Толстой «Два брата».

1

Беседа, работа с книгой

19.01


56


Маленькие и большие секреты страны Литературии.



1

Обобщение


21.01


57


Обобщение по разделу «Чудеса случаются». Контрольная работа.

1

Обобщение

Контроль

25.01


Раздел «Весна, весна! И все ей радо!» - 11 часов

58



Ф. Тютчев «Зима недаром злится…».



1

Беседа, работа с книгой

26.01


59



Весна в лирических произведениях И. Никитина, А. Плещеева, И. Шмелева, Т Белозёрова.


1

Беседа, работа с книгой, сравнительный анализ

28.01


60

Весна в произведениях живописи А. Куинджи.


1

Беседа, работа с книгой, сравнительный анализ

1.02


61

Картины весны в произведениях А. Чехова, А. Фета.


1

Беседа, работа с книгой

2.02


62

Картины весны в произведениях А. Барто.


1

Беседа, работа с книгой

4.02


63

Стихи о весне. С. Маршак, И. Токмакова.


1

Беседа, работа с книгой

8.02


64

Стихи о весне. Саша Черный.


1

Беседа, работа с книгой

9.02


65


А. Майков «Христос воскрес!». К. Крыжицкий «Ранняя весна».


1

Беседа, работа с книгой.

11.02


66

Устное сочинение по картине И. Левитана «Ранняя весна».

1

Творческая работа.

15.02


67

Маленькие и большие секреты страны Литературии.

Народные приметы.


1


Обобщение.


16.02


68

Обобщение по разделу «Весна, весна! И все ей радо!»

Контрольная работа.

1



Обобщение

Контроль.

18.02


Раздел «Мои самые близкие и дорогие» - 10 часов

69

Стихи о маме и папе.

Р.Рождественский, Ю. Энтин, Б. Заходер.

Сколько поколений живёт в твоей семье.

1

Беседа, работа с книгой

22.02


70

А. Барто «Перед сном». Р. Сеф «Если ты ужасно гордый», «Рассказ о маме».

1

Беседа, работа с книгой

23.02


71

Дж. Родари «Кто командует?»

1

Беседа, работа с книгой

25.02


72

Э. Успенский «Если был бы я девчонкой», «Разгром». Б. Заходер «Никто».


1

Беседа, работа с книгой.

29.02


73

Инсценирование. Е. Пермяк «Как Миша хотел маму перехитрить».

1

Инсценирование.

1.03


74

Л. Толстой «Отец и сыновья».


1

Беседа, работа с книгой

3.03


75

Л. Толстой «Старый дед и внучек».

1

Беседа, работа с книгой

10.03


76


Маленькие и большие секреты страны Литературии.


1

Обобщение


14.03


77

Обобщение по разделу «Мои самые близкие и дорогие».


1

Обобщение


15.03


78

Контрольная работа по разделу «Мои самые близкие и дорогие».

1

Контроль

17.03


Раздел «Люблю все живое» - 15 часов

79-80

Саша Чёрный «Жеребёнок». Авторское отношение к изображаемому. С. Михалков «Мой щенок». Дополнение содержания текста.

2

Беседа, работа с книгой, исследование

21.03


81

С. Снегирёв «Отважный пингвинёнок». Поступки героев.


1

Беседа, работа с книгой

22.03


82

Составление плана.

1

Сравнительный анализ

24.03


83

Е. Чарушин «Страшный рассказ». Составление плана на основе опорных слов.

1

Беседа, работа с книгой

4.04


84


Н. Рубцов «Про зайца». Из энциклопедии «Заяц».


1

Беседа, работа с книгой

5.04


85

Сравнение художественного и научно - познавательного текстов.

1

Сравнительный анализ

7.04


86

В. Берестов «С фотоаппаратом». Проект.

1

Беседа, работа с книгой, проект

11.04


87



В. Бианки «Хитрый лис и умная уточка».



1

Беседа, работа с книгой

12.04


88

Составление плана на основе опорных слов.

1

Беседа, работа с книгой

14.04


89-90

В. Сухомлинский «Почему плачет синица?» Г. Снегирев «Куда улетают птицы на зиму?». Постановка вопросов к тексту.

1

Беседа, работа с книгой

18.04


91

Инсценирование сказки В. Бианки «Лесной Колобок – Колючий Бок. В. Берестов «Заяц-барабанщик», «Коза».

1

Инсценирование. Беседа, работа с книгой

19.04


92




Маленькие и большие секреты страны Литературии.




1

Обобщение


21.04


93

Обобщение по разделу «Люблю все живое». Контрольная работа.



1

Обобщение

Контроль

25.04


Раздел «Жизнь дана на добрые дела» - 11 часов

94

С. Баруздин «Стихи о человеке и его добрых делах».

1

Беседа, работа с книгой

26.04


95

Л. Яхнин «Пятое время года», «Силачи». Заголовок.

1

Беседа, работа с книгой

28.04


96

В. Осеева «Просто старушка». Смысл заголовка. Э. Шим «Не смей!»

1

Беседа, работа с книгой

3.05


97



А. Гайдар «Совесть». Е. Григорьева «Во мне сидит два голоса». В. Осеева «Три товарища».

1

Беседа, работа с книгой

5.05


98

Дискуссия на тему «Что значит поступить по совести».


1

Дискуссия

12.05


99

И. Пивоварова. Составление рассказа на тему «Как я помогаю маме».

1

Беседа, работа с книгой

16.05


100

Н. Носов «Затейники». Подбор заголовка.

1

Беседа, работа с книгой

17.05


101-102

И. Крылов «Лебедь, Щука и Рак». Смысл басни.

2

Беседа, работа с книгой, инсценировка

19.05

23.05


103-104



Маленькие и большие секреты страны Литературии. Обобщение по разделу «Жизнь дана на добрые дела».

Герои РТ.


2

Обобщение


24.05

26.05







105

Контрольная работа по разделу «Жизнь дана на добрые дела».

1

Контроль

30.05





Материально-техническое обеспечение преподавания предмета «Литературное чтение » 2 класс

  • Информационно – методическое обеспечение:

  1. Программа по предмету «Литературное чтение» для четырёхлетней начальной школы. Образовательная система «Перспектива». Сборник программ. (М.: Просвещение, 2011).

  2. Климанова Л.Ф., Горецкий В.Г., Виноградская Л.А. Литературное чтение. Учебник. 2 класс. В 2-х частях. М.: Просвещение, 2012.

  3. Климанова Л.Ф., Коти Т.Ю. Литературное чтение. Творческая тетрадь. 2 класс. М.: Просвещение, 2012.

  • Дидактический материал и наглядность (приложение к учебнику).

  • Рабочее место учителя и учеников: учебный кабинет, соответствующий СанПин.


20




Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!