Рабочая программа по математике разработана на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Она конкретизирует содержание предметных тем образовательного стандарта и дает примерное распределение учебных часов по разделам курса.
Математическое образование играет важную роль, как в практической, так и в духовной жизни общества. Практическая сторона математического образования связана с формированием способов деятельности, духовная — с интеллектуальным развитием человека, формированием характера и общей культуры.
Практическая полезность математики обусловлена тем, что ее предметом являются фундаментальные структуры реального мира: пространственные формы и количественные отношения — от простейших, усваиваемых в непосредственном опыте, до достаточно сложных, необходимых для развития научных и технологических идей. Без конкретных математических знаний затруднено понимание принципов устройства и использования современной техники, восприятие и интерпретация разнообразной социальной, экономической, политической информации, малоэффективна повседневная практическая деятельность. Каждому человеку в своей жизни приходится выполнять достаточно сложные расчеты, находить в справочниках нужные формулы и применять их, владеть практическими приемами геометрических измерений и построений, читать информацию, представленную в виду таблиц, диаграмм, графиков, понимать вероятностный характер случайных событий, составлять несложные алгоритмы и др.
Без базовой математической подготовки невозможно стать образованным современным человеком. В школе математика служит опорным предметом для изучения смежных дисциплин. В послешкольной жизни реальной необходимостью в наши дни является непрерывное образование, что требует полноценной базовой общеобразовательной подготовки, в том числе и математической. И наконец, все больше специальностей, где необходим высокий уровень образования, связано с непосредственным применением математики (экономика, бизнес, финансы, физика, химия, техника, информатика, биология, психология и др.). Таким образом, расширяется круг школьников, для которых математика становится значимым предметом.
Для жизни в современном обществе важным является формирование математического стиля мышления, проявляющегося в определенных умственных навыках. В процессе математической деятельности в арсенал приемов и методов человеческого мышления естественным образом включаются индукция и дедукция, обобщение и конкретизация, анализ и синтез, классификация и систематизация, абстрагирование и аналогия. Объекты математических умозаключений и правила их конструирования вскрывают механизм логических построений, вырабатывают умения формулировать, обосновывать и доказывать суждения, тем самым развивают логическое мышление. Ведущая роль принадлежит математике в формировании алгоритмического мышления и воспитании умений действовать по заданному алгоритму и конструировать новые. В ходе решения задач — основной учебной деятельности на уроках математики — развиваются творческая и прикладная стороны мышления.
Обучение математике дает возможность развивать у учащихся точную, экономную и информативную речь, умение отбирать наиболее подходящие языковые (в частности, символические, графические) средства.
Математическое образование вносит свой вклад в формирование общей культуры человека. Необходимым компонентом общей культуры в современном толковании является общее знакомство с методами познания действительности, представление о предмете и методе математики, его отличия от методов естественных и гуманитарных наук, об особенностях применения математики для решения научных и прикладных задач.
Изучение математики способствует эстетическому воспитанию человека, пониманию красоты и изящества математических рассуждений, восприятию геометрических форм, усвоению идеи симметрии.
История развития математического знания дает возможность пополнить запас историко-научных знаний школьников, сформировать у них представления о математике как части общечеловеческой культуры. Знакомство с основными историческими вехами возникновения и развития математической науки, с историей великих открытий, именами людей, творивших науку, должно войти в интеллектуальный багаж каждого культурного человека.
Систематическое развитие понятия числа, выработка умений выполнять устно и письменно арифметические действия над числами, переводить практические задачи на язык математики, подготовка учащихся к изучению систематических курсов алгебры и геометрии.
Курс строится на индуктивной основе с привлечением элементов дедуктивных рассуждений. Теоретический материал курса излагается на наглядно-интуитивном уровне, математические методы и законы формулируются в виде правил.
В ходе изучения курса учащиеся развивают навыки вычислений с натуральными числами, овладевают навыками действий с обыкновенными и десятичными дробями, получают начальные представления об использовании букв для записи выражений и свойств арифметических действий, составлении уравнений, продолжают знакомство с геометрическими понятиями, приобретают навыки построения геометрических фигур и измерения геометрических величин. Учатся выполнять арифметические действия с десятичными дробями. Узнают что такое среднее арифметическое нескольких чисел. Развивают умение решать текстовые задачи. Получают начальные сведения о вычислениях на калькуляторе, о процентах. Учатся решать основные задачи на проценты. Знакомятся с примерами таблиц и диаграмм. Повторяют понятия угла, треугольника и его элементов; величины (градусной меры) угла, единицы измерения углов. Что значит измерение углов, учатся выполнять построение угла заданной величины.
Тематическое и поурочное планирование составлено на основе программы министерства образования РФ по математике: авторы Н.Я. Виленкина, В.И. Жохова, А.С. Чеснокова, С.И. Шварцбурда, «Математика 5» .
Количество часов: 5 ч. в неделю, всего 170 ч.
№ п/п | Тема, количество часов | Содержание | Требования к результатам обучения | Характеристика основных видов деятельности учащихся(на уровне учебных действий) |
1 | Натуральные числа. 12 часов | Натуральные числа, чтение и запись натуральных чисел, десятичная система счисления, римская нумерация. Отрезок, длина отрезка, расстояние между точками, единицы измерения отрезков, треугольник, элементы треугольника, периметр многоугольники. Плоскость, прямая, отрезок, луч, дополнительные лучи, их обозначение. Шкалы, координаты точки, координатный луч, единичный отрезок. Меньше, больше, неравенство, двойное неравенство, правила сравнения натуральных чисел | Знать и понимать: понятия натурального числа, цифры, десятичной записи числа, классов и разрядов; таблицу классов и разрядов, обозначение разрядов; общепринятые сокращения в записи больших чисел, четные и нечетные числа, свойства натурального ряда чисел, однозначные, двузначные и многозначные числа; понятия отрезка и его концов, равных отрезков, середины отрезка, длины отрезка, значение отрезков; единицы измерения длины (массы) и соотношения между ними. Общепринятые сокращения в записи единиц длины (массы). измерительные инструменты; понятия треугольника, многоугольника, их вершин и сторон, их обозначение; понятия плоскости, прямой, луча, дополнительного луча, их обозначение; понятия шкалы и делений, координатного луча, единичного отрезка, координаты точки; понятия большего и меньшего натурального числа. Неравенство, знаки неравенств, двойное неравенство. Уметь: читать и записывать натуральные числа, в том числе и многозначные; составлять числа из различных единиц; строить, обозначать и называть геометрические фигуры: отрезки, плоскости, прямые, находить координаты точек и строить точки по координатам; выражать длину (массу) в различных единицах; показывать предметы, дающие представление о плоскости; определять цену деления, проводить измерения с помощью приборов, строить шкалы с помощью выбранных единичных отрезков; чертить координатный луч, находить координаты точек и строить точки по координатам; сравнивать натуральные числа, в том числе и с помощью координатного луча; читать и записывать неравенства, двойные неравенства; владеть способами познавательной деятельности. Применять теоретический материал при решении задач. | Описывать свойства натурального ряда. Верно использовать в речи термины цифра, число, называть классы и разряды в записи натурального числа. Читать и записывать натуральные числа, определять значность числа, сравнивать и упорядочивать их, грамматически правильно читать математические выражения. Распознавать на рисунках и на чертежах, в окружающем мире такие геометрические фигуры: точку, отрезок, прямую, луч, дополнительные лучи, плоскость, многоугольник. Приводить примеры аналогов геометрических фигур в окружающем мире. Изображать фигуры и их конфигурации от руки и с использованием чертежных инструментов. Измерять с помощью инструментов и сравнивать отрезки. Строить отрезки заданной длины с помощью линейки и циркуля. Выражать одни единицы измерения длины через другие. Пользоваться различными шкалами. Определять координату точки на луче и отмечать точку по ее координате. Выражать одни единицы измерения массы через другие. Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Записывать числа с помощью римских цифр. Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты. |
2 | Сложение и вычитание натуральных чисел 20 часа | Сложение натуральных чисел, свойства сложения, решение текстовых задач. Вычитание натуральных чисел, свойства вычитания, решение задач с использованием действия вычитания Числовые и буквенные выражения, значение выражений, решение задач Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Простейшие линейные уравнения, корень уравнения, задачи на составление уравнений | Знать: понятия действий сложения и вычитания; компоненты сложения и вычитания; свойства сложения и вычитания натуральных чисел; понятие периметра многоугольника. алгоритм арифметических действий над многозначными числами. понятия числового и буквенного выражений; буквенную запись свойств сложения и вычитания; понятия уравнения, его корня; Уметь: находить неизвестные компоненты сложения и вычитания; использовать свойства сложения и вычитания для упрощения вычислений; решать текстовые задачи, используя действия сложения и вычитания; читать и записывать числовые выражения, находить значения выражений; читать и записывать буквенные выражения, выполнять подстановку числа вместо буквы; ·составлять числовые или буквенные выражения по условию задачи; составлять числовые и буквенные выражения для нахождения периметра многоугольника и находить его значение; упрощать буквенные выражения, используя свойства сложения и вычитания; находить длину отрезка по его частям и находить часть отрезка, зная величину всего отрезка и других его частей (записывать это с помощью числовых или букв. выражений); -- раскладывать число по разрядам и наоборот. Применять теоретический материал при решении задач. | Выполнять сложение и вычитание натуральных чисел. Верно использовать в речи термины: сумма, слагаемое, разность, уменьшаемое, вычитаемое, числовое выражение, значение числового выражения, уравнение, корень уравнения, периметр многоугольника. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при сложении и вычитании, использовать их для нахождения неизвестных компонентов действий с числовыми и буквенными выражениями. Формулировать переместительное и сочетательное свойства сложения, свойства нуля при сложении. Формулировать свойства вычитания натуральных чисел. Записывать свойства сложения и вычитания с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения и использовать их для рационализации письменных и устных вычислений. Грамматически верно читать числовые и буквенные выражения, содержащие действия сложения и вычитания. Составлять буквенное выражение по условию задачи. Вычислять числовое значение буквенных выражений при заданных значениях букв. Вычислять периметры многоугольников. Составлять простейшие уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимости между компонентами действий. . Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Записывать числа с помощью римских цифр. Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты. |
3 | Умножение и деление натуральных чисел 28 часов | Смысл умножения числа m на число n, компоненты действия, свойства умножения. Деление натуральных чисел, компоненты (множители, произведение), свойства деления, простейшие уравнения. Компоненты действия деления с остатком (делимое, делитель, частное, неполное частное) Распределительное свойство умножения, упрощение выражений. Действия первой ступени (сложение, вычитание) и действия второй ступени (умножение, деление) натуральных чисел Степень числа, основание степени, показатель степени. | Знать и понимать: порядок выполнения действий (в том числе, когда в выражении есть квадраты и кубы чисел); понятия программы вычислений и команды; таблицу умножения; понятия действий умножения и деления; компоненты умножения и деления; свойства умножения и деления натуральных чисел наоборот. разложение числа на множители, приведение подобных слагаемых; деление с остатком, неполное частное, остаток. понятия квадрата и куба числа; таблицу квадратов и кубов первых десяти натуральных чисел. Уметь: заменять действие умножения сложением и находить неизвестные компоненты умножения и деления. Умножать и делить многозначные числа столбиком. Выполнять деление с остатком. Решать и упрощать выражения, используя свойства умножения; решать уравнения, которые сначала надо упростить; решать текстовые задачи арифметическим способом на отношения «больше (меньше) на … (в…); на известные зависимости между величинами (скоростью, временем и расстоянием и др.); решать текстовые задачи с помощью составления уравнения (в том числе задачи на части); изменять порядок действий для упрощения вычислений, осуществляя равносильные преобразования; составлять программу и схему программы вычислений на основании ее команд, находить значение выражений, используя программу вычислений; - решать уравнения на основе зависимости между компонентами действий (умножение и деление). Применять теоретический материал при решении задач. | Выполнять умножение и деление натуральных чисел, деление с остатком, вычислять значение степеней. Верно использовать в речи термины: произведение, множитель, частное, делимое, делитель, степень, основание, показатель степени, квадрат и куб числа. Устанавливать взаимосвязи между компонентами и результатом при умножении и делении, использовать их для нахождения неизвестных компонентов действий с числовыми и буквенными выражениями. Формулировать переместительное и сочетательное, распределительное свойства умножения, свойства нуля и единицы при умножении и делении. Записывать свойства умножения и деления с помощью букв, преобразовывать на их основе числовые выражения и использовать их для рационализации письменных и устных вычислений. Грамматически верно читать числовые и буквенные выражения, содержащие действия умножения и деления. Составлять буквенное выражение по условию задачи. Вычислять числовое значение буквенных выражений при заданных значениях букв. Составлять простейшие уравнения по условиям задач. Решать простейшие уравнения на основе зависимости между компонентами действий. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. Исследовать простейшие числовые закономерности, проводить числовые эксперименты. |
4 | Площади и объемы 13 часов | Формула, переменная Площадь прямоугольника, единицы измерения площади, свойства равных фигур, квадрат, площадь квадрата Единицы измерения площадей. Грань, ребро, вершины, измерения прямоугольного параллелепипеда. Прямоугольный параллелепипед, формула объема прямоугольного параллелепипеда, куб, формула объема куба, единицы измерения объёмов. | Знать и понимать: понятие формулы; формулу пути (скорости, времени); понятия прямоугольника, квадрата, прямоугольного параллелепипеда, куба; измерения прямоугольного параллелепипеда; формулу площади прямоугольника, квадрата, треугольника; формулу объема прямоугольного параллелепипеда, куба; равные фигуры; свойства равных фигур; единицы измерения площадей и объемов. Уметь: читать и записывать формулы; вычислять по формулам путь (скорость, время), периметр, площадь прямоугольника, квадрата, треугольника, объем прямоугольного параллелепипеда, куба; вычислять площадь фигуры по количеству квадратных сантиметров, уложенных в ней; вычислять объем фигуры по количеству кубических сантиметров, уложенных в ней; решать задачи, используя свойства равных фигур; переходить от одних единиц площадей (объемов) к другим. Применять теоретический материал при решении задач. | Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, имеющие форму прямоугольного параллелепипеда. Приводить примеры аналогов куба, прямоугольного параллелепипеда в окружающем мире. Изображать прямоугольный параллелепипед от руки и с помощью чертежных инструментов, а так же на клетчатой бумаге. Верно использовать в речи термины: формула, площадь, объем, равные фигуры, прямоугольный параллелепипед, куб, грани, ребра, и вершины прямоугольного параллелепипеда. Моделировать несложные зависимости с помощью формул; выполнять вычисления по формулам. Грамматически верно читать используемые формулы. Вычислять площади квадратов, прямоугольников и треугольников (в простейших случаях), используя формулы площади квадрата и прямоугольника. Выражать одни единицы измерения площади через другие. Вычислять объемы куба и прямоугольного параллелепипеда. Выражать одни единицы измерения объема через другие. Моделировать изучаемые геометрические объекты, используя бумагу, пластилин, проволоку и др. Выполнять перебор всех возможных вариантов для пересчета объектов или комбинаций, выделять комбинации, отвечающие заданным условиям. Вычислять факториалы. Использовать знания о зависимостях между величинами скорость, время, расстояние при решении текстовых задач. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. |
5 | Дробные числа. 24 часа | Окружность, круг, центр окружности, радиус, диаметр, дуга окружности. Доли, обыкновенная дробь, числитель, знаменатель, дробная черта. Доли, обыкновенная дробь, сравнение дробей с одинаковыми знаменателями.. Правильные и неправильные дроби Обыкновенные дроби, сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями, представление частного в виде дроби. Смешанные числа, целая и дробная часть числа, правила сложения и вычитания смешанных чисел. | Знать и понимать: понятия окружности, круга и их элементов; понятия доли, обыкновенной дроби, числителя и знаменателя дроби; основные виды задач на дроби. Правило сравнения дробей. Уметь: правила сложения и вычитания дробей с одинаковыми знаменателями; изображать окружность и круг с помощью циркуля, обозначать и называть их элементы; читать и записывать обыкновенные дроби; называть числитель и знаменатель дроби и объяснять, что ни показывают; изображать дроби, в том числе равные на координатном луче; распознавать и решать три основные задачи на дроби; сравнивать дроби с одинаковыми знаменателями; сравнивать правильные и неправильные дроби с единицей и друг с другом; складывать и вычитать дроби с одинаковым знаменателем; записывать результат деления двух любых натуральных чисел с помощью обыкновенных дробей; записывать любое натуральное число в виде обыкновенной дроби; выделять целую часть из неправильной дроби; представлять смешанное число в виде неправильной дроби; складывать и вычитать смешанные числа. Применять теоретический материал при решении задач. | Распознавать на чертежах, рисунках, в окружающем мире геометрические фигуры, имеющие форму окружности, круга. Приводить примеры аналогов окружности, круга в окружающем мире. Изображать окружность с помощью циркуля, шаблона. Моделировать изучаемые геометрические объекты, используя бумагу, проволоку и др. Верно использовать в речи термины: окружность, круг, их радиус и диаметр, дуга окружности. Моделировать в графической, предметной форме понятия и свойства, связанные с понятием доли, обыкновенной дроби. Грамматически верно читать записи дробей и выражений. Содержащих обыкновенные дроби. Верно использовать в речи термины: доля, обыкновенная дробь, числитель и знаменатель дроби, правильная и неправильная дроби, смешанное число. Выполнять сложение и вычитание обыкновенных дробей с одинаковым знаменателем, преобразовывать неправильную дробь в смешанное число и смешанное число в неправильную дробь. Использовать правило деления суммы на число для рационализации вычислений. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. |
6 | Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей 16 часов | Десятичная дробь, целая и дробная часть числа. Сравнение десятичных дробей. Сложение и вычитание десятичных дробей, движение по течению, движение против течения. Приближенные значения числа с недостатком и с избытком, округление десятичных дробей | Знать и понимать: понятие десятичной дроби, его целой и дробной части; правило сравнения десятичных дробей. правило сравнения десятичных дробей по разрядам; понятия равных, меньшей и большей десятичных дробей; правило сложения и вычитания десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия); свойства сложения и вычитания десятичных дробей; понятия приближенного значения числа с недостатком (с избытком); понятие округления числа; правило округления десятичных дробей до заданных разрядов. Уметь: иметь представление о десятичных разрядах; читать, записывать, сравнивать, округлять десятичные дроби; выражать данные значения длины, массы, площади, объема в виде десятичных дробей; изображать десятичные дроби на координатном луче; складывать и вычитать десятичные дроби; раскладывать десятичные дроби по разрядам; решать текстовые задачи на сложение и вычитание, данные в которых выражены десятичными дробями; округлять десятичные дроби до заданного десятичного разряда Применять теоретический материал при решении задач. | Записывать и читать десятичные дроби. Представлять обыкновенные дроби в виде десятичных и десятичные в виде обыкновенных. Находить десятичное приближение обыкновенной дроби. Сравнивать и упорядочивать десятичные дроби. Выполнять сложение и вычитание, округление десятичных дробей. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Использовать эквивалентные представления дробных чисел при из сравнении, при вычислениях. Верно использовать в речи термины: десятичная дробь, разряды десятичной дроби, разложение десятичной дроби по разрядам, приближенное значение числа с недостатком и с избытком, округление числа до заданного разряда. Грамматически верно читать записи выражений, содержащих десятичные дроби. Решать текстовые задачи арифметическим способом. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. |
7 | Умножение и деление десятичных дробей 25 часов | Десятичные дроби, умножение десятичных дробей на натуральное число, деление десятичных дробей на натуральное число, умножение десятичных дробей, деление на десятичную дробь. Среднее арифметическое нескольких чисел, средняя скорость движения. | Знать и понимать: правило умножения двух десятичных дробей (правило постановки запятой в результате действия); правило деления числа на десятичную дробь (правило постановки запятой в результате действия); правило деления на 10, 100, 1000 и т.д; правило деления на 0,1; 0,01; 0,001 и т.д; свойства умножения и деления десятичных дробей; понятие среднего арифметического нескольких чисел; понятие средней скорости движения, средней урожайности, средней производительности. Уметь: умножать и делить десятичную дробь на натуральное число, на десятичную дробь; выполнять задания на все действия с натуральными числами и десятичными дробями; применять свойства умножения и деления десятичных дробей при упрощении числовых и буквенных выражений и нахождении их значений; вычислять квадрат и куб заданной десятичной дроби; решать текстовые задачи на умножение и деление, а также на все действия, данные в которых выражены десятичными дробями; находить среднее арифметическое нескольких чисел; находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д.; находить среднее арифметическое нескольких чисел; находить среднюю скорость движения, среднюю урожайность, среднюю производительность и т.д. | Выполнять умножение и деление десятичных дробей. Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Представлять обыкновенные дроби в виде десятичных с помощью деления числителя на знаменатель. Использовать эквивалентные представления дробных чисел при из сравнении, при вычислениях. Решать задачи на дроби (в том числе из реальной практики), использовать понятия среднего арифметического, средней скорости и др.при решении задач. Приводить примеры конечных и бесконечных множеств. Анализировать и осмысливать текст задачи, переформулировать условие, извлекать необходимую информацию, моделировать условие с помощью схем, рисунков, реальных предметов; строить логическую цепочку рассуждений; критически оценивать полученный результат, осуществлять самоконтроль, проверяя ответ на соответствие условию. Читать и записывать числа в двоичной системе счисления. |
8 | Инструменты для измерений 18 часов | Микрокалькулятор, начальные сведения о вычислениях на калькуляторе. Проценты, основные задачи на проценты: нахождение процента от величины, величины по ее проценту. Угол, элементы угла, обозначение угла, прямой и развёрнутый угол. Измерение углов, транспортир, построение угла заданной величины, сравнение углов, классификация углов по градусной мере, биссектриса угла. Круговые диаграммы | Знать и понимать: понятие процента. Знак, обозначающий «процент»; правило перевода десятичной дроби в проценты и наоборот; основные виды задач на проценты; понятие угла и его элементов, обозначение углов, виды углов; знак, обозначающий «угол»; свойство углов треугольника; измерительные инструменты; понятие биссектрисы угла;. алгоритм построения круговых диаграмм. Уметь: обращать десятичную дробь в проценты и наоборот; вычислять проценты с помощью калькулятора. распознавать и решать три вида задач на проценты: находить несколько процентов, от какой либо величины. Применять изученный теоретический материал при выполнении письменной работы. | Объяснять что такое процент. Представлять проценты в дробях и дроби в процентах. Осуществлять поиск информации (в СМИ), содержащие данные, выраженные в процентах, интерпретировать их. Решать задачи на проценты и дроби (в том числе задачи из реальной практики, используя при необходимости калькулятор). Проводить несложные исследования, связанные со свойствами дробных чисел, опираясь на числовые эксперименты (в том числе с использованием калькулятора и компьютера). Выполнять прикидку и оценку в ходе вычислений. Распознавать на рисунках, чертежах, в окружающем мире разные виды углов. Приводить аналоги этих фигур в окружающем мире. Изображать углы от руки и с помощью чертежных инструментов. Изображать углы на клетчатой бумаге. Моделировать различные виды углов. Верно использовать в речи термины: угол, сторона угла, вершина угла, биссектриса угла, прямой угол, острый, тупой, развернутый углы; чертежный треугольник, транспортир. Измерять с помощью инструментов и сравнивать углы. Строить углы заданной величины с помощью транспортира. Извлекать информацию из таблиц и диаграмм, выполнять вычисления по табличным данным, сравнивать величины, находить наибольшее и наименьшее значение и др. выполнять сбор информации в несложных ситуациях, организовывать информацию в виде таблиц и диаграмм, в том числе с помощью компьютерных программ. Приводить примеры несложных классификаций из различных областей жизни. |
| | | | |
№ урока по порядку | Содержание учебного материала | Дата проведения |
| |
| Повторение – 3 часа | | |
1 | Повторение. Сложение и вычитание многозначных чисел. | 1.09 | |
2 | Повторение. Решение задач. | 2.09 | |
3 | Входная контрольная работа | 3.09 | |
| НАТУРАЛЬНЫЕ ЧИСЛА | | |
| Натуральные числа и шкалы - 12 часов | | |
4 | Обозначение натуральных чисел | 4.09 | |
5 | Обозначение натуральных чисел | 5.09 | |
6 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. | 8.09 | |
7 | Отрезок. Длина отрезка. Треугольник. Решение комбинаторных задач. | 9.09 | |
8 | Плоскость. Прямая. Луч. | 10.09 | |
9 | Плоскость. Прямая. Луч. | 11.09 | |
10 | Шкалы и координаты. | 12.09 | |
11 | Шкалы и координаты. Линейные диаграммы. | 15.09 | |
12 | Меньше или больше. | 16.09 | |
13 | Меньше или больше. | 17.09 | |
14 | Контрольная работа №1. | 18.09 | |
15 | Анализ контрольной работы | 19.09 | |
| Сложение и вычитание натуральных чисел – 20 часа | | |
16 | Сложение натуральных чисел и его свойства. | 22.09 | |
17 | Сложение натуральных чисел и его свойства. | 23.09 | |
18 | Сложение натуральных чисел и его свойства. | 24.09 | |
19 | Вычитание. | 25.09 | |
20 | Вычитание. | 26.09 | |
21 | Вычитание. | 29.09 | |
22 | Вычитание. Решение комбинаторных задач. | 30.09 | |
23 | Контрольная работа № 2. | 1.10 | |
24 | Числовые и буквенные выражения | 2.10 | |
25 | Числовые и буквенные выражения | 3.10 | |
26 | Числовые и буквенные выражения | 6.10 | |
27 | Буквенная запись свойств сложения и вычитание | 7.10 | |
28 | Буквенная запись свойств сложения и вычитание | 8.10 | |
29 | Буквенная запись свойств сложения и вычитания. Решение комбинаторных задач. | 9.10 | |
30 | Уравнение. | 10.10 | |
31 | Уравнение. | 13.10 | |
32 | Уравнение. | 14.10 | |
33 | Уравнение. | 15.10 | |
34 | Контрольная работа № 3. | 16.10 | |
35 | Анализ контрольной работы | 17.10 | |
| Умножение и деление натуральных чисел – 28 часов | | |
36 | Умножение натуральных чисел и его свойства. | 20.10 | |
37 | Умножение натуральных чисел и его свойства. | 21.10 | |
38 | Умножение натуральных чисел и его свойства. | 22.10 | |
39 | Умножение натуральных чисел и его свойства. | 23.10 | |
40 | Умножение натуральных чисел и его свойства. | 24.10 | |
41 | Умножение натуральных чисел и его свойства. Систематизация и подсчет имеющихся данных в частотных таблицах. | 27.10 | |
42 | Деление. | 28.10 | |
43 | Деление. | 29.10 | |
44 | Деление. | 30.10 | |
45 | Деление. | 31.10 | |
46 | Деление. | 10.11 | |
47 | Деление. | 11.11 | |
48 | Деление с остатком. | 12.11 | |
49 | Деление с остатком | 13.11 | |
50 | Деление с остатком | 14.11 | |
51 | Контрольная работа № 4. | 17.11 | |
52 | Упрощение выражений. | 18.11 | |
53 | Упрощение выражений. | 19.11 | |
54 | Упрощение выражений. | 20.11 | |
55 | Упрощение выражений. | 21.11 | |
56 | Упрощение выражений. | 24.11 | |
57 | Порядок выполнения действий. | 25.11 | |
58 | Порядок выполнения действий. | 26.11 | |
59 | Порядок выполнения действий. | 27.11 | |
60 | Квадрат и куб числа. | 28.11 | |
61 | Квадрат и куб числа. Решение комбинаторных задач. | 1.12 | |
62 | Контрольная работа № 5. | 2.12 | |
63 | Анализ контрольной работы | 3.12 | |
| Площади и объемы – 13 часов | | |
64 | Формулы. | 4.12 | |
65 | Формулы. | 5.12 | |
66 | Формулы. | 8.12 | |
67 | Площадь. Формула площади прямоугольника. | 9.12 | |
68 | Единицы измерения площади. | 10.12 | |
69 | Промежуточная контрольная работа | 11.12 | |
70 | Единицы измерения площади. Диаграммы в форме прямоугольников (столбчатые диаграммы). | 12.12 | |
71 | Прямоугольный параллелепипед. | 15.12 | |
72 | Прямоугольный параллелепипед. | 16.12 | |
73 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. | 17.12 | |
74 | Объемы. Объем прямоугольного параллелепипеда. | 18.12 | |
75 | Контрольная работа № 6. | 19.12 | |
76 | Анализ контрольной работы | 22.12 | |
| ДРОБНЫЕ ЧИСЛА | | |
| Обыкновенные дроби – 24 часа | | |
77 | Окружность и круг. | 23.12 | |
78 | Окружность и круг. Практическая работа по сбору, организации и подсчету данных. | 24.12 | |
79 | Доли. Обыкновенные дроби. | 25.12 | |
80 | Доли. Обыкновенные дроби. | 26.12 | |
81 | Доли. Обыкновенные дроби. | 29.12 | |
82 | Доли. Обыкновенные дроби. | 30.12 | |
83 | Сравнение дробей. | 31.12 | |
84 | Сравнение дробей. | 12.01 | |
85 | Сравнение дробей. Относительная частота данных с определенным признаком . | 13.01 | |
86 | Правильные и неправильные дроби. | 14.01 | |
87 | Правильные и неправильные дроби. | 15.01 | |
88 | Контрольная работа № 7. | 16.01 | |
89 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 19.01 | |
90 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. | 20.01 | |
91 | Сложение и вычитание дробей с одинаковыми знаменателями. Решение комбинаторных задач. | 21.01 | |
92 | Деление и дроби. | 22.01 | |
93 | Деление и дроби | 23.01 | |
94 | Смешанные числа. | 26.01 | |
95 | Смешанные числа. | 27.01 | |
96 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 28.01 | |
97 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 29.01 | |
98 | Сложение и вычитание смешанных чисел. | 30.01 | |
99 | Контрольная работа № 8. | 2.02 | |
100 | Анализ контрольной работы | 3.02 | |
| Десятичные дроби. Сложение и вычитание десятичных дробей – 16 часов | | |
101 | Десятичная запись дробных чисел. | 4.02 | |
102 | Десятичная запись дробных чисел. | 5.02 | |
103 | Сравнение десятичных дробей. | 6.02 | |
104 | Сравнение десятичных дробей. | 9.02 | |
105 | Сравнение десятичных дробей. | 10.02 | |
106 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 11.02 | |
107 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 12.02 | |
108 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 13.02 | |
109 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 16.02 | |
110 | Сложение и вычитание десятичных дробей. | 17.02 | |
111 | Сложение и вычитание десятичных дробей. Решение комбинаторных задач (числовые ребусы). | 18.02 | |
112 | Приближенное значение чисел. Округление чисел. | 19.02 | |
113 | Приближенное значение чисел. Округление чисел. | 20.02 | |
114 | Приближенное значение чисел. Округление чисел. Таблица относительных частот.![](https://fhd.multiurok.ru/1/e/b/1eb277cf38fd0078ad1844a05f81d81e0557a0c8/rabochaia-proghramma-po-matiematikie-5-klass-vilienkin_1.png) | 24.02 | |
115 | Контрольная работа № 9. | 25.02 | |
116 | Анализ контрольной работы | 26.02 | |
| Умножение и деление десятичных дробей − 25 часов | | |
117 | Умножение десятичных дробей на натуральное число. | 27.02 | |
118 | Умножение десятичных дробей на натуральное число. | 2.03 | |
119 | Умножение десятичных дробей на натуральное число. | 3.03 | |
120 | Деление десятичных дробей на натуральное число | 4.03 | |
121 | Деление десятичных дробей на натуральное число | 5.03 | |
122 | Деление десятичных дробей на натуральное число | 6.03 | |
123 | Деление десятичных дробей на натуральное число | 10.03 | |
124 | Контрольная работа № 10. | 11.03 | |
125 | Умножение десятичных дробей. | 12.03 | |
126 | Умножение десятичных дробей. | 13.03 | |
127 | Умножение десятичных дробей. | 16.03 | |
128 | Умножение десятичных дробей. | 17.03 | |
129 | Умножение десятичных дробей. | 30.03 | |
130 | Деление на десятичную дробь. | 31.03 | |
131 | Деление на десятичную дробь. | 1.04 | |
132 | Деление на десятичную дробь. | 2.04 | |
133 | Деление на десятичную дробь. | 3.04 | |
134 | Деление на десятичную дробь. | 6.04 | |
135 | Решение комбинаторных задач. | 7.04 | |
136 | Среднее арифметическое. | 8.04 | |
137 | Среднее арифметическое. | 9.04 | |
138 | Среднее арифметическое. Среднее значение и мода как характеристики совокупности числовых данных. | 10.04 | |
139 | Среднее арифметическое. | 13.04 | |
140 | Контрольная работа № 11. | 14.04 | |
141 | Анализ контрольной работы | 15.04 | |
| Инструменты для вычислений и измерений – 18 часов | 16.04 | |
142 | Микрокалькулятор. | 17.04 | |
143 | Микрокалькулятор. | 20.04 | |
144 | Проценты. | 21.04 | |
145 | Проценты. | 22.04 | |
146 | Проценты. Выражение относительной частоты в процентах . | 23.04 | |
147 | Проценты. | 24.04 | |
148 | Контрольная работа № 12. | 27.04 | |
149 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. | 28.04 | |
150 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник. | 29.04 | |
151 | Угол. Прямой и развернутый угол. Чертежный треугольник | 30.04 | |
152 | Измерение углов. Транспортир. | 4.05 | |
153 | Измерение углов. Транспортир. | 5.05 | |
154 | Измерение углов. Транспортир. | 6.05 | |
155 | Измерение углов. Транспортир. Решение комбинаторных задач. | 7.05 | |
156 | Круговые диаграммы. | 8.05 | |
157 | Круговые диаграммы. | 11.05 | |
158 | Контрольная работа № 13. | 12.05 | |
159 | Анализ контрольной работы | 13.05 | |
| Повторение материала за 5 класс – 11 часов | 14.05 | |
160 | Повторение. Натуральные числа. | 15.05 | |
161 | Повторение. Сложение и вычитание натуральных чисел. | 18.05 | |
162 | Повторение. Умножение и деление натуральных чисел. | 19.05 | |
163 | Повторение. Площади. | 20.05 | |
164 | Повторение. Объемы. | 21.05 | |
165 | Повторение. Обыкновенные дроби. | 22.05 | |
166 | Повторение. Десятичные дроби. | 25.05 | |
167 | Повторение. Сложение и вычитание десятичных дробей. | 26.05 | |
168 | Повторение. Умножение и деление десятичных дробей. | 27.05 | |
169 | Повторение. Проценты. | 28.05 | |
170 | Повторение. Обобщение. | 29.05 | |