Аннотация
к рабочей программе по математике
Рабочая программа по математике составлена на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования по математике, примерной программы начального общего образования по математике, с учетом авторской программы В.Н. Рудницкой «Математика» (Сборник программ к комплекту учебников «Начальная школа XXI века» под редакцией профессора Н.Ф.Виноградовой), образовательной программы МБОУ «Бейская СОШИ», федерального перечня учебников, рекомендованных МОиН РФ к использованию в образовательном процессе общеобразовательных учреждений, с учетом авторского тематического планирования учебного материала, базисного учебного плана
Основными целями начального обучения математике являются:
Математическое развитие младших школьников.
Формирование системы начальных математических знаний.
Воспитание интереса к математике, к умственной деятельности
Задачи предмета.
Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих задач:
Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические задачи средствами математики:
Вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов);
понимать значение величин и способов их измерения;
использовать арифметические способы для решения сюжетных ситуаций;
работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений.
4 класс (68 часов)
Множество целых неотрицательных чисел (5ч)
Арифметические действия с многозначными числами (30ч)
Величины и их измерение(18ч)
Алгебраическая пропедевтика (3ч)
Логические понятия (5ч)
Геометрические понятия(5ч)
Треугольники и их виды (2ч)
Рабочая программа предусматривает проведение контрольных работ (4 ).
Планируемые результаты освоения учебного предмета:
Личностными результатами обучения в 4 классе являются:
широкая мотивационная основа учебной деятельности, включающая социальные, учебно-познавательные и внешние мотивы;
учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу и способам решения новой задачи;
ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности, в том числе на самоанализ и самоконтроль результата, на анализ соответствия результатов требованиям конкретной задачи, на понимание предложений и оценок учителей, товарищей, родителей и других людей;
способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности;
основы гражданской идентичности, своей этнической принадлежности в форме осознания «Я» как члена семьи, представителя народа, гражданина России, чувства сопричастности и гордости за свою Родину, народ и историю, осознание ответственности человека за общее благополучие;
ориентация в нравственном содержании и смысле как собственных поступков, так и поступков окружающих людей;
знание основных моральных норм и ориентация на их выполнение, дифференциация моральных и конвенциональных норм, развитие морального сознания как переходного от доконвенционального к конвенциональному уровню;
развитие этических чувств — стыда, вины, совести как регуляторов морального поведения;
Предметными результатами обучения в 4 классе являются:
принимать и сохранять учебную задачу;
учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале в сотрудничестве с учителем;
планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане;
учитывать установленные правила в планировании и контроле способа решения;
осуществлять итоговый и пошаговый контроль по результату (в случае работы в интерактивной среде пользоваться реакцией среды решения задачи);
оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области;
адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей, родителей и других людей;
различать способ и результат действия;
вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата, использовать запись (фиксацию) в цифровой форме хода и результатов решения задачи, собственной звучащей речи на русском, родном и иностранном языках.
Метапредметными результатами обучения в 4 классе являются:
- владение основными методами познания окружающего мира (наблюдение, сравнение, анализ, синтез, обобщение, моделирование);
- понимание и принятие учебной задачи, поиск и нахождение способов ее решения;
- планирование, контроль и оценка учебных действий; определение наиболее эффективного способа достижения результата;
- выполнение учебных действий в разных формах (практические работы, работа с моделями и др.);
- создание моделей изучаемых объектов с использованием знаково - символических средств;
- понимание причины неуспешной учебной деятельности и способность конструктивно действовать в условиях неуспеха; адекватное оценивание результатов своей деятельности;
- активное использование математической речи для решения разнообразных коммуникативных задач;
- готовность слушать собеседника, вести диалог; умение работать в информационной среде.
Содержание тем учебного предмета «Математика» 4 класс (68 часов)
Множество целых неотрицательных чисел (5ч)
Многозначное число; классы и разряды многозначного числа. Десятичная система записи чисел. Чтение и запись многозначных чисел.
Сведения из истории математики: римские цифры: I, V, Х, L, C, D, М; запись дат римскими цифрами; примеры записи чисел римскими цифрами.
Свойства арифметических действий.
Арифметические действия с многозначными числами (30ч)
Устные и письменные приемы сложения и вычитания многозначных чисел.
Умножение и деление на однозначное число, на двузначное и на трехзначное число. Простейшие устные вычисления.
Решение арифметических задач разных видов, требующих выполнения 3-4 вычислений.
Величины и их измерение(18ч)
Единицы массы: тонна и центнер. Обозначение: т, ц. Соотношение: 1т = 10ц, 1т = 1000кг, 1ц = 100кг.
Скорость равномерного прямолинейного движения и ее единицы. Обозначения: км/ч, м/с, м/мин. Решение задач на движение.
Точные и приближенные значения величин (с недостатком, с избытком). Измерения длины, массы, времени, площади с заданной точностью.
Алгебраическая пропедевтика (3ч)
Координатный угол. Простейшие графики. Диаграммы. Таблицы.
Равенства с буквой. Нахождение неизвестного числа, обозначенного буквой.
Логические понятия (5ч)
Высказывания
Высказывание и его значение (истина, ложь).
Составление высказываний и нахождение их значений.
Решение задач на перебор вариантов.
Геометрические понятия(5ч)
Многогранник. Вершины, ребра и грани многогранника.
Построение прямоугольников.
Взаимное расположение точек, отрезков, лучей, прямых, многоугольников, окружностей.
Треугольники и их виды (2ч)
Виды углов.
Виды треугольников в зависимости от вида углов (остроугольные, прямоугольные, тупоугольные).
Виды треугольников в зависимости от длин сторон (разносторонние, равнобедренные, равносторонние).
Практические работы. Ознакомление с моделями многогранников: показ и пересчитывание вершин, ребер и граней многогранника. Склеивание моделей многогранников по их разверткам. Сопоставление фигур и разверток: выбор фигуры, имеющей соответствующую развертку, проверка правильности выбора. Сравнение углов наложением.
№ п/п | План дата | Факт дата | Тема урока | Примечание |
Множество целых неотрицательных чисел Десятичная система счисления (1 час) |
1 | 01.09 | | Десятичная система счисления | |
Чтение и запись многозначных чисел( 1 час) |
2 | 04.09 | | Классы и разряды многозначного числа в пределах миллиарда. Чтение и запись многозначных чисел. | |
| | | Сравнение многозначных чисел (1 час) | |
3 | 08.09 | | Сравнение многозначных чисел | |
Арифметические действия с многозначными числами. Сложение многозначных чисел (3 часа) |
4 | 11.09 | | Устные и письменные приемы сложения многозначных чисел | |
5 | 15.09 | | Сложение многозначных чисел в пределах миллиарда | |
6 | 18.09 | | Сложение многозначных чисел | |
Вычитание многозначных чисел (2 часа) |
7 | 22.09 | | Вычитание многозначных чисел в пределах миллиарда | |
8 | 28.09 | | Проверочная работа по теме «Сложение и вычитание многозначных чисел» | |
Построение прямоугольника (1 час) |
9 | 03.10 | | Построение прямоугольника | |
Скорость (2 часа) |
10 | 0510 | | Скорость | |
11 | 06.10 | | Единицы скорости | |
Задачи на движение (2 часа) |
12 | 10.10 | | Задачи на движение. Нахождение скорости и пути. | |
13 | 12.10 | | Задачи на движение Нахождение времени | |
Координатный угол (2часа) |
14 | 17.10 | | Построение точки с указанными координатами | |
15 | 19.10 | | Контрольная работа за 1 четверть | |
Графики. Диаграммы. Таблицы(1 час) |
16 | 24.10 | | Графики Таблицы. Диаграммы. Построение простейших графиков, диаграмм | |
Переместительное свойство сложения и умножения(2 часа) |
17 | 26.10 | | Переместительное свойство сложения | |
18 | 07.11 | | Переместительное свойство умножения | |
Сочетательное свойство сложения и умножения (2 часа) |
19 | 09.11 | | Сочетательное свойство сложения | |
20 | 14.11 | | Сочетательное свойство умножения | |
Многогранник (1 час) |
21 | 16.11 | | Изображение многогранника на чертежах, обозначение их буквами | |
Распределительные свойства умножения(1 час) |
22 | 21.11 | | Распределительные свойства умножения | |
Умножение на 1000, 10000, 100000(1 час) |
23 | 23.11 | | Умножение на 1000, 10000, 100000 | |
Величины и их измерения. Тонна. Центнер (2 часа) |
24 | 28.11 | | Единицы массы: тонна и центнер | |
25 | 30.11 | | Соотношения между единицами массы: тонной и центнером | |
Задачи на движение в противоположных направлениях (1 час) |
26 | 05.12 | | Задачи на движение в противоположных направлениях | |
Задачи на встречное движение в противоположных направлениях (2 часа) |
27 | 07.12 | | Задачи на встречное движение в противоположных направлениях | |
28 | 12.12 | | Задачи на встречное движение в противоположных направлениях | |
Умножение многозначного числа на однозначное (3 часа) |
29 | 14.12 | | Письменное умножение многозначного числа на однозначное | |
30 | 19.12 | | Письменное умножение многозначного числа на однозначное | |
31 | 21.12 | | Контрольная работа за вторую четверть | |
Умножение многозначного числа на двузначное (3 часа) |
32 | 26.12 | | Умножение многозначного числа на двузначное | |
33 | 28.12 | | Выполнение развернутых и упрощенных записей алгоритма умножения. | |
34 | 11.01 | | Проверочная работа «Умножения многозначных чисел» | |
Умножение многозначного числа на трехзначное (3 часа) |
35 | 16.01 | | Письменный алгоритм умножения на трехзначное число | |
36 | 18.01 | | Письменный алгоритм умножения на трехзначное число | |
37 | 23.01 | | Умножение многозначного числа на трехзначное | |
Задачи на движение в одном направлении (3 часа) |
38 | 25.01 | | Задачи на движение в одном направлении | |
39 | 30.01 | | Задачи на движение в одном направлении | |
40 | 01.02 | | Проверочная работа по теме «Умножение многозначных чисел». | |
Логические понятия. Высказывания и их значения (1 час) |
41 | 06.02 | | Истинные и ложные высказывания. | |
Составные высказывания (2 часа) |
42 | 08.02 | | Логические возможности | |
43 | 13.02 | | Логические возможности | |
Задачи на перебор вариантов(2 часа) |
44 | 15.02 | | Задачи на перебор вариантов | |
45 | 20.02 | | Задачи на перебор вариантов. Составление таблиц логических возможностей | |
Деление суммы на число (2 часа) |
46 | 22.02 | | Деление суммы на число | |
47 | 27.02 | | Деление суммы на число | |
Деление на 1000, 10000, 100000 (1 час) |
48 | 01.03 | | Деление на 1000, 10000, 100000 | |
Деление на однозначное число (3 часа) |
49 | 06.03 | | Деление на однозначное число | |
50 | 13.03 | | Проверка правильности выполнения деления | |
51 | 15.03 | | Контрольная работа за 3 четверть | |
Деление многозначного числа на двузначное число (2 часа) |
52 | 20.03 | | Алгоритм деления на двузначное число. | |
53 | 22.03 | | Деление многозначного числа на двузначное | |
Деление на трехзначное число (3 часа) |
54 | 03.04 | | Алгоритм деления на трехзначное число | |
55 | 05.04 | | Проверочная работа по теме «Деление на двузначное и трехзначное числа». | |
56 | 10.04 | | Деление на трехзначное число | |
Деление отрезка на равные части (1 час) |
57 | 12.04 | | Деление отрезка на 2 равные части с помощью циркуля и линейки. Деление отрезка на 4 и 8 равных частей | |
Нахождение неизвестного числа в равенства х вида: х + 5 = 7, х · 5 = 15, х – 5 = 7, х : 5 =15 (2 часа) |
58 | 17.04 | | Нахождение неизвестного числа в равенствах с помощью графов и правил нахождения неизвестных компонентов действий | |
59 | 19.04 | | Проверочная работа по теме «Решение уравнений» | |
Угол и его обозначение (1 час) |
60 | 24.04 | | Угол и его величина .Сравнение углов | |
| | | Виды углов (1 час) | |
61 | 26.04 | | Виды углов | |
Нахождение неизвестного числа в равенствах вида: 8 + х = 16, 8 · х = 16, 8 – х = 2, 8: х = 2 (3 часа) |
62 | 03.05 | | Нахождение неизвестного слагаемого в равенствах вида 8 + х = 16, | |
63 | 08.05 | | Нахождение неизвестного множителя в равенствах вида 8 · х = 16 | |
64 | 10.05 | | Нахождение неизвестного вычитаемого в равенствах вида 8 – х = 2 | |
Виды треугольников (2 часа) |
65 | 15.05 | | Классификация треугольников по величинам их углов | |
66 | 17.05 | | Итоговая годовая контрольная работа | |
Точное и приближенное значения величины(1час) |
67 | 22.05 | | Точное и приближенное значения величины | |
Построение отрезка, равного данному (1час) |
68 | 24.05 | | Построение отрезка, равного данному | |
Средства контроля.
Перечень контрольных работ
№п/п | Дата проведения | Тема | Кол-во часов |
1 | 24.10 | Контрольная работа за 1 четверть | 1 |
2 | 26.12 | Контрольная работа за 2 четверть | 1 |
3 | 20.03 | Контрольная работа за 3 четверть | 1 |
4 | 22.05 | Итоговая годовая контрольная работа | 1 |
Приложение
Тема: Письменные приёмы сложения и вычитания многозначных чисел
Вариант 1
1. Выполните действия.
+5360 + 70154 10000 60892
283 7892 - 5074 -18 273
Найдите значение выражения.
12716 + 918:3-8017
Турист проехал 1 620 км на поезде, 325 км проплыл на теплоходе, а остальной путь прошёл пешком. Сколько километров он прошёл пешком, если весь путь составляет 2 000 км?
Вариант 2
1. Выполните действия.
+4270 + 65 329 - 48806 -20000
1 895 746 23879 7024
Найдите значение выражения.
1 020 - 160 • 5 + 9 688
На овощную базу привезли 4 750 кг капусты, моркови и лука. Капусты было 1 860 кг, а моркови - 1 520 кг. Сколько килограммов лука привезли на базу?
К/Р за 2 четверть
Вариант 1
1. Выполните умножение устно.
213 • 100 7 005 • 1 000
2. Вычислите устно, используя свойства действий.
325 + 7 084 + 675
936 •20• 5
(40 + 1)•8
3. Выполните умножение.
6034
• 7
4. Выразите в килограммах:
8 т; 19 ц; 5 т 6 ц; 12 т 50 кг.
5*. Ежедневно на базу привозят 30 т капусты, а увозят в магазины 500 кг капусты. Как изменяется запас капусты на базе и на сколько?
Вариант 2
1. Выполните умножение устно.
421 • 100 5 007 - 1 000
2. Вычислите устно, используя свойства действий.
410 + 8 996 + 590
738 • 25• 4
(30+1) • 7
3. Выполните умножение.
4082 9
•9 Выразите в килограммах:
7т; 15ц; 2т3ц; 17 т 60 кг.
5*. Ежедневно в магазин привозят 2 ц картофеля, а продают 300 кг. Как изменяется запас картофеля в магазине и на сколько?
Контрольная работа за 3 четверть
Вариант 1
Выполните умножение.
916• 7 124 • 70
80 040 • 5 207 • 312
Выполните деление.
3 368 : 8 2 430 : 45
Истинно ли высказывание: «Неверно, что 7 • 5 = 40»?
Поезд ехал 12 ч со скоростью 72 км/ч. Сколько километров проехал поезд?
5*. Используя цифры 6, 1, 5, 4, запишите три различных четырёхзначных числа так, чтобы цифры в разрядах чисел не повторялись.
Вариант 2
1. Выполните умножение.
612 • 8 136 • 50
30050 • 4 402 • 174
2. Выполните деление.
6128 : 4 3154 : 83
Истинно ли высказывание: «Неверно, что в одной минуте 100 секунд»?
Автомашина ехала 13 ч со скоростью 95 км/ч. Сколько километров проехала автомашина?
5*. Используя цифры 7, 0, 8, 9, запишите три различных четырёхзначных числа так, чтобы цифры в разрядах чисел не повторялись.
.
Годовая контрольная работа
Вариант 1
1. Выполните сложение и вычитание.
72 304 _ 30 745
+9 658 21 839
2. Выполните умножение и деление.
3 458 906 6 132 14 59 472 236
• 6 •5 8
В магазин привезли 126 пакетов картофеля по 3 кг и столько же килограммов моркови в сетках по 2 кг.
Сколько было сеток с морковью?
Измерьте длину и ширину прямоугольника и вычислите его периметр и площадь.
5. Скорый поезд прошёл 1 080 км за 12 ч. Вычислите скорость поезда.
Обозначьте цифрами 1, 2, 3, 4 порядок выполнения действий в выражении.
3845 + 32 • 280-30450: 15
7*. Длина одной стороны треугольника равна 2 дм 5 см, другой — 25 см, а третьей — 250 мм. Определите вид треугольника.