СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по математике УМК "Планета знаний" 3 класс

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа учебного курса «Математика» составлена на основе Программы образовательных учреждений. Начальная школа: 1 – 4. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: математика. М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова – М.: АСТ: Астрель, Владимир:ВКТ 2010г.

 

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по математике УМК "Планета знаний" 3 класс»

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Заозерская средняя общеобразовательная школа


Утверждена

приказом по школе № _______

от «___» ____________ 20 г.

Директор Л.А.Тушнева



РАБОЧАЯ ПРОГРАММА


учебного курса «Математика»


Класс:___3___

Ф.И.О. педагога-разработчика программы:

Яблокова Надежда Анатольевна

Педагогический стаж: 7 лет

Квалификация: 1 квал. категория

Эксперт программы: МОУ Заозерская сош, Л.А.Тушнева, директор



2015/2016 учебный год



Пояснительная записка

Рабочая программа учебного курса «Математика» составлена на основе Программы образовательных учреждений. Начальная школа: 1 – 4. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: математика. М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова – М.: АСТ: Астрель, Владимир:ВКТ 2010г.


Для составления учебной программы были использованы нормативные документы:

  • Закон "Об образовании Российской Федерации " (в действующей редакции);

  • Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 29 декабря 2010 г. № 189 «Об утверждении СанПин 2.4.2.2821-10 "Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях"» (зарегистрирован в Минюсте России 3 марта 2011 г.);

  • Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (приказ Министерства образования и науки Российской Федерации № 373 от 06.10.2009 г., зарегистрирован в Минюсте России 22 декабря 2009 г.);

  • Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 26.11.2010 г. № 1241 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования, утверждённый приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 6 октября 2009 г. № 373» (зарегистрирован в Минюсте России 4 февраля 2011 г.).

  • Приказ Минобрнауки России от 06.10.2009 № 373 "Об утверждении и введении в действие федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования", с изменениями от 26.11.2010 № 1241, от 22.09.2011 № 2357, от 18.12.2012 № 1060;

  • Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, на 2014/2015 учебный год ( Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.03.2014 № 253)

  • Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в 1 классах в условиях введения федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования в школах Ярославской области
    в 2011/2012 учебного года»

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2012/2013 уч.г.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2013/2014 уч.г.

  • Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2014/2015 уч.г.

Методическое письмо «О преподавании учебных предметов в начальных классах общеобразовательных учреждений Ярославской области» в 2015/2016 уч.г.


В соответствии с Образовательной программой школы используется учебно-методический комплект:

  • Программа образовательных учреждений. Начальная школа: 1 – 4. Учебно-методический комплект «Планета знаний»: математика. М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова – М.: АСТ: Астрель, Владимир:ВКТ 2010г.

  • М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова. Математика: учебник для 3 класса: в 2 ч. – М.: Астрель, 2013 год.

  • М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова/ Рабочие тетради по математике для учебника 3 класса в 2 ч.

  • М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова / Методическое пособие «Обучение в 3 классе по учебнику «Математика» - М. Астрель, 2012 год

Изучение математики в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

  • Математическое развитие младшего школьника: использование математических представлений для описания окружающих предметов, процессов, явлений в количественном и пространственном отношении; формирование способности к продолжительной умственной деятельности, основ логического мышления, пространственного воображения, математической речи и аргументации, способности различать обоснованные и необоснованные суждения.

  • Освоение начальных математических знаний. Формирование умения решать учебные и практические средствами математики: вести поиск информации (фактов, сходства, различий, закономерностей, оснований для упорядочивания, вариантов); понимать значение величин и способов их измерения; использовать арифметические способы для разрешения сюжетных ситуаций; работать с алгоритмами выполнения арифметических действий, решения задач, проведения простейших построений. Проявлять математическую готовность к продолжению образования.

  • Воспитание критичности мышления, интереса к умственному труду, стремления использовать математические знания в повседневной жизни.

В соответствии с этими целями и методической концепцией авторов можно сформулировать три группы задач, решаемых в рамках данного курса и направленных на достижение поставленных целей.

Учебные задачи:

  • Формирование на доступном уровне представлений о натуральных числах и принципе построения натурального ряда чисел, знакомство с десятичной системой счисления;

  • Формирование на доступном уровне представлений о двух арифметических действиях: понимание смысла арифметических действий, понимание взаимосвязей между ними, изучение законов арифметических действий;

  • Формирование на доступном уровне навыков устного счета, письменных вычислений, использование рациональных способов вычислений, применения этих навыков при решении практических задач (измерении величин, вычислении количественных характеристик предметов, решении текстовых задач).

Развивающие задачи:

  • Развитие пространственных представлений учащихся как базовых для становления пространственного воображения, мышления, в том числе математических способностей школьников;

  • Развитие логического мышления – основы успешного освоения знаний по математике и другим учебным предметам;

  • Формирование на доступном уровне обобщенных представлений об изучаемых математических понятиях, способах представления информации, способах решения задач.

Общеучебные задачи:

  • Знакомство с методами изучения окружающего мира (наблюдение, сравнение, измерение, моделирование) и способами представления информации;

  • Формирование на доступном уровне умений работать с информацией, представленной в разных видах (текст, рисунок, схема, символическая запись, модель, таблица, диаграмма);

  • Формирование на доступном уровне навыков самостоятельной познавательной деятельности;

  • Формирование навыков самостоятельной индивидуальной и коллективной работы: взаимоконтроля и самопроверки, обсуждения информации, планирования познавательной деятельности и самооценки.


Общая характеристика учебного предмета

Учебный материал каждого года обучения выстроен по тематическому принципу — он поделен на несколько крупных разделов, которые, в свою очередь, подразделяется на несколько тем.

Отбор содержания опирается на Федеральный государственный стандарт начального общего образования. При этом учитываются необходимость преемственности с дошкольным периодом и основной школой, индивидуальные потребности школьников и обеспечение возможностей развития математических способностей учащихся.

При отборе содержания учитывался принцип целостности содержания, согласно которому новый материал, если это уместно, органично и доступно для учащихся, включается в систему более общих представлений по изучаемой теме. Принцип целостности способствует установлению межпредметных связей внутри комплекта «Планета знаний». Так, тема «Величины, измерение величин» в начале 2-го класса поддерживается в курсе «Окружающий мир» изучением темы «Приборы и инструменты». Знакомство с летоисчислением и так называемой «лентой времени» в курсе математики 3 класса обусловлено необходимостью её использования при изучении исторической составляющей курса «Окружающий мир».

Важное место в курсе отводится пропедевтике как основного изучаемого материала, традиционного для начальной школы, так и материала, обеспечивающего подготовку к продолжению обучения в основной школе. Поэтому активно используются элементы опережающего обучения на уровне отдельных структурных единиц курса: отдельных упражнений, отдельных уроков, целых тем.

Использование опережающего обучения позволяет в соответствии с принципом целостности включать новый материал, подлежащий обязательному усвоению, в систему более общих представлений. Это способствует осмысленному освоению обязательного материала, позволяет вводить элементы исследовательской деятельности в процесс обучения. На уровне отдельных упражнений: наблюдения над свойствами геометрических фигур, формулирование (сначала с помощью учителя, а позже самостоятельно) выводов, проверка выводов на других объектах. На уровне отдельных уроков: сопоставление и различение свойств предметов, количественных характеристик (сопоставление периметра и площади, площади и объёма и др.), выявление общих способов действий (например, «открытие» правила умножения чисел на 10, 100, 1000).

Один из центральных принципов организации учебного материала в данном курсе — принцип вариативности — который реализуется через деление материала учебников на инвариантную и вариативную части.

Инвариантная часть содержит новый материал, обязательный для усвоения его всеми учащимися, и материал, изучаемый на пропедевтическом уровне, но обязательный для ознакомления с ним всех учащихся. Инвариантная часть обеспечивает усвоение предметных умений на уровне требований, обязательных для всех учащихся. В учебниках ориентиром обязательного уровня освоения предметных умений могут служить упражнения в рубрике «Проверочные задания» (1, 2 классы) и «Проверяем, чему мы научились» (3-4 классы).

Вариативная часть включает материал на расширение знаний по изучаемой теме; задания на дополнительное закрепление обязательного материала; материал, обеспечивающий индивидуальный подход в обучении; материал, направленный на развитие познавательного интереса учащихся.

Значительное место в курсе отводится развитию пространственных представлений учащихся. Своевременное развитие пространственных представлений помогает ребенку успешно адаптироваться в социальной и учебной среде и влияет на усвоение базисных алгоритмов, которые облегчают его взаимодействие с лавиной информации, которая обрушивается на него в современном обществе. Психологами установлено, что развитие пространственных представлений особенно эффективно для развития ребенка до достижения им 9-летнего возраста.

Особое значение задача развития пространственных представлений младших школьников получает в связи с проблемами обучения так называемых правополушарных детей, к которым относятся не только левши, но и дети, одинаково хорошо владеющие и левой, и правой рукой, а также правши с семейным левшеством. Психологические программы коррекции развития этих детей во многом опираются на развитие пространственных представлений.

Неравномерный темп развития дошкольников, индивидуальные особенности развития детей порождают большие сложности при обучении 6-летних детей. В целях обеспечения условий для развития каждого первоклассника в курсе математики выделен длительный адаптационный период, соответствующий по времени 1-й четверти обучения. В учебнике для 1 класса этот период представлен системой заданий, нацеленных на развитие пространственных представлений учащихся. Адаптационный период дает учителю возможность выровнять уровень дошкольной подготовки учащихся и подготовить их к дальнейшему обучению, интенсивной учебной нагрузке.

В учебниках развитие пространственных представлений реализуется через систему графических упражнений (1 класс), широкое использование наглядных моделей при изучении основного учебного материала, обучение моделированию условий текстовых задач, повышенному вниманию к геометрическому материалу.

Изучению величин помимо традиционного для начального курса математики значения (раскрытие двойственной природы числа и практического применения) отводится важная роль в развитии пространственных представлений учащихся. Важную развивающую функцию имеют измерения в реальном пространстве, моделирование изучаемых единиц измерения, развитие глазомера, измерение и вычисление площади и объёма реальных предметов, определение скорости пешехода и других движущихся объектов и т. д., а также решение задач прикладного характера.

Измерение реальных предметов связано с необходимостью округления величин. Элементарные навыки округления измеряемых величин (до целого количества сантиметров, метров) позволяют учащимся ориентироваться в окружающем мире, создают базу для формирования навыков самостоятельной исследовательской деятельности.

Формирование вычислительных навыков и применение этих навыков для решения задач с практическим содержанием традиционно составляет ядро математического образования младших школьников. В курсе большое внимание уделяется формированию навыков сравнения чисел и устных вычислений, без которых невозможно эффективное усвоение письменных алгоритмов вычислений.

В процессе обучения формируются следующие навыки устных вычислений: сложение и вычитание однозначных чисел (таблица сложения); умножение однозначных чисел (таблица умножения) и соответствующие случаи деления; вычисления в пределах 100; сложение и вычитание круглых чисел; умножение круглых чисел на однозначное число; умножение и деление на 10, 100, 1000; деление круглых чисел в случаях, сводимых к таблице умножения (например, 240 : 30).

Обучение письменным алгоритмам вычислений не отменяет продолжения формирования навыков устных вычислений, а происходит параллельно с ними. Особое внимание при формировании навыков письменных вычислений уделяется прогнозированию результата вычислений и оценке полученного результата. При этом используются приёмы округления чисел до разрядных единиц, оценка количества цифр в результате и определение последней цифры результата и другие.

Учебники предоставляют широкие возможности для освоения учащимися рациональных способов вычислений. Особое внимание уделяется оценке возможности применения разных способов вычислений и выбору наиболее подходящего способа вычислений.

Большое значение уделяется работе с текстовыми задачами. Обучение решению текстовых задач имеет огромное практическое и развивающее значение. Необходимо отметить, что развивающее значение имеют лишь новые для учащихся типы задач и задачи, решение которых не алгоритмизируется. При решении таких задач важную роль играют понимание ситуации, требующее развитого пространственного воображения, и умение моделировать условие задачи (подручными средствами, рисунком, схемой). Обучение моделированию ситуаций начинается с самых первых уроков по математике (еще до появления простейших текстовых задач) и продолжается до конца обучения в начальной школе.

Обучение по данной программе нацелено на осознанный выбор способа решения конкретной задачи, при этом осваиваются как стандартные алгоритмы, так и обобщенные способы решения типовых задач, а также универсальный подход, предполагающий моделирование условия и планирование хода решения задачи в несколько действий.

При изучении геометрического материала учащиеся овладевают навыками работы с чертёжной линейкой, угольником, циркулем, учатся изображать плоские и пространственные геометрические фигуры на клетчатой бумаге. Сравнивая геометрические фигуры, учатся классифицировать их, выдвигать гипотезы о свойствах фигур, проверять свои гипотезы. Используют геометрические представления при решении задач практического содержания и при моделировании условий текстовых задач.

В целом материал инвариантной и вариативной частей нацелен на освоение не только предметных умений, но и метапредметных умений (коммуникативных, регулятивных, познавательных).

Широкий спектр заданий направлен на формирование умений работать с информацией. Учащиеся выделяют существенную информацию из текста, получают информацию из рисунков, таблиц, схем, диаграмм, дополняют таблицы данными, достраивают диаграммы, сопоставляют информацию, представленную в разных видах, находят нужную информацию при выполнении заданий на информационный поиск и в процессе проектной деятельности.

Учащиеся учатся сотрудничать при выполнении заданий в паре и в группе (проектная деятельность); контролировать свою и чужую деятельность, осуществлять пошаговый и итоговый контроль, используя разнообразные приёмы; моделировать условия задач; планировать собственную вычислительную деятельность, решение задачи, участие в проектной деятельности; выявлять зависимости между величинами, устанавливать аналогии и использовать наблюдения при вычислениях и решении текстовых задач; ориентироваться в житейских ситуациях, связанных с покупками, измерением величин, планированием маршрута, оцениванием временных и денежных затрат.

Оценить достижения учащихся в освоении метапредметных умений к концу каждого года помогут задания рубрики «Умеешь ли ты…».

Учебники предоставляют возможности и для личностного развития школьников.

Большое значение для воспитания адекватной самооценки имеет возможность свободного выбора заданий (задания из вариативной части учебника, материалы рубрик «Выбираем, чем заняться», «Играем с Кенгуру»). Поначалу учащиеся выбирают задания, основываясь на своих интересах, но со временем обучаются оценивать трудность предлагаемых заданий и выбирать задания с учетом собственных возможностей.

Строчки литературных произведений, репродукции картин известных художников, используемые в учебниках, помимо знакомства с именами их создателей, дают возможность пробудить в ребёнке ощущение единства, неразрывности мировой культуры, помогают создать представление о математике как части общечеловеческой культуры и ощутить себя причастным к ней, дают пищу воображению, интуиции, творческому импульсу.


Описание места учебного предмета, курса в учебном плане

Программа курса «Математика» 3 класса (авторы М.И.Башмаков, М.Г.Нефёдова) используется без изменений

По графику работы МОУ Заозерской сош на 2015-2016 учебный год установлено 34 учебные недели, поэтому рабочая программа рассчитана на 136 часов (4 часа в неделю).

Описание ценностных ориентиров содержания учебного предмета

  • понимание математических отношений является средством познания закономерностей существования окружающего мира, фактов, процессов и явлений, происходящих в природе и в обществе (хронология событий, протяженность по времени, образование целого из частей, изменение формы, размера и т.д.);

  •  математические представления о числах, величинах, геометрических фигурах являются условием целостного восприятия творений природы и человека (памятники архитектуры, сокровища искусства и культуры, объекты природы);

  • владение математическим языком, алгоритмами, элементами математической логики позволяет ученику совершенствовать коммуникативную деятельность   (аргументировать свою точку зрения; строить логические цепочки рассуждений; опровергать или подтверждать истинность предположения).



ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ освоения программы по математике к концу 3 класса

ЛИЧНОСТНЫЕ

У учащихся будут сформированы:

  • положительное отношение и интерес к изучению математики;

  • ориентация на сопоставление самооценки собственной деятельности с оценкой ее товарищами, учителем;

могут быть сформированы:

  • ориентация на понимание причин личной успешности/неуспешности в освоении материала;

  • чувство ответственности за выполнение своей части работы при работе в группах (в ходе проектной деятельности).


МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ

Регулятивные

Учащиеся научатся:

  • осуществлять итоговый и пошаговый контроль результатов вычислений с опорой на знание алгоритмов вычислений и с помощью способов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);

  • вносить необходимые коррективы в собственные вычислительные действия по итогам самопроверки;

  • планировать собственную внеучебную деятельность (в рамках проектной деятельности) с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • планировать ход решения задачи в несколько действий;

  • осуществлять итоговый контроль результатов вычислений с помощью освоенных приемов контроля результата (определение последней цифры ответа при сложении, вычитании, умножении, первой цифры ответа и количества цифр в ответе при делении);

  • прогнозировать результаты вычислений (оценивать количество знаков в ответе);

  • ставить цель собственной познавательной деятельности (в рамках проектной деятельности) и удерживать ее (с опорой на шаблоны в рабочих тетрадях).

Познавательные

Учащиеся научатся:

  • использовать обобщенные способы решения задач (на определение стоимости, длины пройденного пути и др.);

  • использовать свойства арифметических действий для выполнения вычислений и решения задач разными способами;

  • сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах; сравнивать массу предметов, выраженную в разных единицах;

  • ориентироваться в рисунках, схемах, цепочках вычислений;

  • считывать данные из таблицы и заполнять данными ячейки таблицы;

  • считывать данные с гистограммы;

  • ориентироваться на «ленте времени», определять начало, конец и длительность события.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • выбирать наиболее удобный способ вычисления значения выражения;

  • моделировать условие задачи освоенными способами; изменять схемы в зависимости от условия задачи;

  • давать качественную оценку ответа к задаче («сможет ли…», «хватит ли…», «успеет ли…»);

  • соотносить данные таблицы и диаграммы, отображать данные на диаграмме;

  • проводить квази-исследования по предложенному плану.

Коммуникативные

Учащиеся научатся:

  • задавать вопросы с целью получения нужной информации;

  • обсуждать варианты выполнения заданий;

  • осознавать необходимость аргументации собственной позиции и критической оценки мнения партнера.

Учащиеся получат возможность научиться:

сотрудничать с товарищами при групповой работе (в ходе проектной деятельности): распределять обязанности; планировать свою часть работы; объединять полученные результаты при совместной презентации проекта.


ПРЕДМЕТНЫЕ

Учащиеся научатся:

  • называть, записывать и сравнивать числа в пределах 10 000;

  • устно выполнять сложение и вычитание разрядных слагаемых в пределах 10 000;

  • письменно выполнять сложение и вычитание чисел в пределах 10 000;

  • правильно использовать в речи названия компонентов деления (делимое, делитель);

  • использовать знание табличных случаев умножения и деления при устных вычислениях в случаях, легко сводимым к табличным;

  • устно выполнять умножение и деление на однозначное число, используя правила умножения и деления суммы на число;

  • письменно выполнять умножение на однозначное число в пределах 10 000;

  • выполнять деление с остатком в пределах 100;

  • выполнять умножение и деление на 10, 100, 1000;

  • вычислять значение числового выражения, содержащего 3-4 действия со скобками;

  • использовать свойства арифметических действий при вычислениях;

  • находить неизвестные компоненты арифметических действий;

  • решать текстовые задачи (на кратное сравнение; определение длины пути, времени и скорости движения; определение цены, количества товара и стоимости; определение начала, конца, длительности события);

  • использовать взаимосвязь между длиной пройденного пути, временем и скоростью при решении задач;

  • использовать названия единиц длины (дециметр), массы (грамм, килограмм), времени (секунда, сутки, неделя, год), емкости (литр) и метрические соотношения между ними при решении задач.

Учащиеся получат возможность научиться:

  • письменно выполнять деление на однозначное число в пределах 1000;

  • выполнять умножение и деление круглых чисел;

  • оценивать приближенно результаты арифметических действий;

  • вычислять значение числового выражения в 3-4 действия рациональным способом (с помощью свойств арифметических действий, знания разрядного состава чисел, признаков делимости).

  • находить долю числа и число по доле;

  • решать текстовые задачи на нахождение доли числа и числа по доле;

  • соотносить слова «тонна», «миллиграмм» с единицами массы, «кубический метр», «кубический сантиметр», «кубический километр» с единицами объёма;

  • различать окружность и круг;

  • делить круг на 2, 3, 4 и 6 частей с помощью циркуля и угольника;

  • определять объём фигуры, состоящей из единичных кубиков.




 




Контроль результатов обучения в 3 классе по учебному курсу «Математика»


1 четверть

2 четверть


3 четверть

4 четверть

Контрольная работа

1


1

1

2

Проверочная работа (самостоятельная)

1


2

1

1












ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ И СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА

урока

Тема урока,

страницы учебника

Дата

Тема и цели урока

Характеристика

деятельности учащихся

План.

Факт.

1-я четверть (36 ч)

ЧИСЛА ОТ 1 ДО 10 000

Сложение и вычитание (10 ч)

1

Считаем до тысячи

Часть 1

С. 3—7







Тема. Трехзначные числа. Название, запись, последовательность чисел до 1000.

Цели. Повторение: принцип построения числового ряда. Знакомство с названиями чисел в пределах 1000 и их последовательностью.

Осваивать десятичный принцип построения числового ряда, использовать его при устных вычислениях.

Читать, записывать и сравнивать трехзначные числа.

Раскладывать трехзначные числа на разрядные слагаемые.

Складывать и вычитать круглые числа с опорой на знание разрядного состава.

Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого, суммы, остатка.

Составлять краткую запись условия задачи.



Ориентироваться в нумерации страниц книги.

Использовать знание разрядного состава трехзначных чисел при денежных расчетах.

Прогнозировать результаты вычислений.

Распределять работу при выполнении заданий в паре.

Пользоваться справочными материалами учебника

2

Разрядные слагаемые

С. 8—9



Тема. Разряды (единицы, десятки, сотни), разрядный состав трёхзначных чисел. Сравнение чисел.

Цели. Повторение: разрядный состав чисел. Формирование представлений о разрядном строении трехзначных чисел. Чтение, запись, сравнение трехзначных чисел. Формирование умения выполнять сложение чисел с опорой на их разрядный состав

3

Складываем

и вычитаем

по разрядам

С. 10—11









Тема. Представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Цели. Формирование представлений о разрядном строении трехзначных чисел. Чтение, запись, сравнение трехзначных чисел. Формирование умений прибавлять и вычитать единицы, десятки и сотни к трехзначным числам на основе знаний об их разрядном составе

4

Меняем одну цифру

С. 12—13





Тема. Сложение и вычитание по разрядам

Цели. Формирование представлений о разрядном строении четырехзначных чисел. Чтение, запись, сравнение трехзначных чисел. Формирование умений прибавлять и вычитать единицы, десятки и сотни на основе знаний о разрядном составе чисел

5

Переходим

через десяток

С. 14—15







Тема. Сложение и вычитание с переходом через разряд.

Цели. Повторение: сложение и вычитание с переходом через разряд в пределах 100. Формирование первоначальных представлений о прибавлении (и вычитании) единиц к трехзначному числу с переходом через разряд

Читать, записывать и сравнивать трехзначные числа.

Прибавлять и вычитать единицы с переходом через разряд, складывать и вычитать десятки с переходом через сотню.

Складывать и вычитать круглые числа с опорой на знание разрядного состава.

Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/уменьшение на несколько единиц, нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого. Составлять краткую запись условия задачи, рисовать схему к задаче.



Проводить вычисления по аналогии.

Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания.

Моделировать разрядный состав трехзначных чисел, условия задач.

Прогнозировать результат сложения нескольких чисел.

Распределять работу при выполнении заданий в паре

6

Складываем

и вычитаем десятки

С. 16—17







Тема. Сложение и вычитание десятков с переходом через сотню

Цель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание десятков с переходом через сотню

7

Вычисляем

по разрядам

С. 18—19







Тема. Обобщение изученного по теме «Сложение и вычитание» до 1000.

Цель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание чисел с опорой на их разрядный состав

8

Решаем задачи

С. 20—21





Тема. Решение текстовых задач на увеличение/уменьшение на несколько единиц. Моделирование условия текстовой задачи. Решение задач разными способами.

Цели. Повторение: решение текстовых задач на нахождение суммы, слагаемого, разности, вычитаемого, уменьшаемого; составление краткой записи, моделирование условия задачи

9

Закрепление изученного

С. 22—23



Тема. Закрепление изученного по теме «Сложение и вычитание» до 1000.

Цель. Формирование умений выполнять сложение и вычитание чисел с опорой на их разрядный состав

10



Тема. Проверочная работа «Приёмы контроля и самопроверки результата вычислений (определение последней цифры результата сложения, вычитания).

Умножение и деление (11 ч)

11

Умножаем

и делим на 2

С. 24—25







Тема. Таблица умножения на 2

Цели. Повторение: таблица умножения на 2; решение текстовых задач на увеличение (уменьшение) заданного количества в несколько раз; порядок действий в выражениях. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные

Выполнять:

  • табличное умножение и деление чисел;

  • умножение и деление круглых чисел на однозначное число (в случаях, аналогичных табличным);

  • устное сложение и вычитание чисел в пределах 1000 (простые случаи).

Вычислять значение выражения в 2–3 действия.

Решать задачи в 2–3 действия на увеличение/уменьшение в несколько раз и на несколько единиц, на разностное сравнение; нахождение произведения, деления на части и по содержанию. Составлять краткую запись условия задачи, ставить вопросы к задаче.



Проводить вычисления по аналогии.

Ориентироваться в рисунке-схеме, извлекать данные, записывать их в форме краткой записи условия.

Наблюдать за делимостью чисел на 2 и на 5, за разрядным составом чисел, делящихся на 9, делать выводы, использовать их при вычислениях.

Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания.

Давать качественную оценку ответа к задаче (сможет ли…, хватит ли…, и т.д.).

Использовать решето Эратосфена для нахождения простых чисел.

Находить нужную информацию в именном указателе в конце учебника.

Осваивать терминологию, связанную с компьютером (файл, папка).

Распределять работу при выполнении заданий в паре

12

Умножаем

и делим на 4

С. 26—27







Тема. Таблица умножения на 4

Цели. Повторение: таблица умножения на 4; решение текстовых задач на увеличение (уменьшение) заданного количества в несколько раз и на несколько единиц. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные

13

Умножаем

и делим на 3

С. 28—29







Тема. Таблица умножения на 3

Цели. Повторение: таблица умножения на 3; решение текстовых задач на смысл действий умножения и деления, на увеличение (уменьшение) заданного количества в несколько раз и на несколько единиц. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные

14

Умножаем на 6

С. 30—31





Тема. Таблица умножения на 6

Цели. Отработка табличных случаев умножения и деления на 6; решение текстовых задач. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные

15

Умножаем на 5

С. 32—33





Тема. Таблица умножения на 5

Цели. Повторение: таблица умножения на 5, признак делимости на 5; решение текстовых задач. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные

16

Умножаем на 7

С. 34—35





Тема. Таблица умножения на 7

Цели. Отработка табличных случаев умножения и деления на 7; решение текстовых задач. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные

17

Умножаем на 8 и на 9

С. 36—37



Тема. Таблица умножения на 8 и на 9

Цели. Отработка табличных случаев умножения и деления на 8 и на 9; решение текстовых задач. Знакомство с признаком делимости чисел на 9. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на однозначные

18

Повторяем

таблицу умножения

С. 38—39







Тема. Обобщение изученного по теме «Табличные случаи умножения и деления»

Цели. Повторение: деление числа на 1 и само на себя. Формирование умений применять знание таблицы умножения при вычислениях и решении текстовых задач

19

Решаем задачи,

вычисляем, сравниваем

С. 40—41



Тема. Решение текстовых задач на увеличение/уменьшение в несколько раз. Моделирование условия текстовой задачи. Решение задач разными способами.

Цели. Повторение: решение текстовых задач на умножение и деление. Формирование умений сравнивать значения выражений

20

Закрепление изученного

С. 42—43



Тема. Закрепление изученного по теме «Табличные случаи умножения и деления»

Цели. Формирование умений применять знание таблицы умножения при вычислениях и решении текстовых задач.

21



Тема. Практическая работа «Нахождение простых чисел с использованием решета Эратосфена».

Цель. Нахождение нужной информации в именном указателе в конце учебника. Дать представление о решете Эратосфена.

Числа и фигуры (15 ч)

22

Периметр многоугольника

С. 44—45



Тема. Многоугольники. Периметр многоугольника.

Цели. Повторение: вычисление периметра многоугольника. Формирование умения вычислять периметр прямоугольника, стороны которого выражены в разных единицах измерения

Различать многоугольники. Вычислять периметр многоугольника.

Измерять длину отрезков.

Переводить единицы длины. Сравнивать длину предметов, выраженную в разных единицах.

Вычислять площадь прямоугольника; неизвестную сторону.

Определять площадь прямоугольного треугольника.

Различать кратное и разностное сравнение.

Вычислять значение выражения в 2–3 действия.

Определять объем фигуры в единичных кубиках.

Решать задачи на разностное и кратное сравнение; задачи в 2 действия.



Находить ось симметрии фигуры. Находить симметричные предметы в окружающей обстановке. Узнавать новое о симметрии.

Разбивать фигуры на части и конструировать фигуры из частей.

Заносить данные в таблицу.

Моделировать задачи на разностное и кратное сравнение.

Моделировать фигуры заданного объема из кубиков.

Ориентироваться в рисунке-схеме, в условных обозначениях. Соотносить реальные размеры объекта и его размеры на схеме.

Чертить план по заданному алгоритму.

Решать нестандартные задачи по выбору


23

Единицы длины

С. 46—47





Тема. Метрические соотношения между изученными единицами длины(метр, сантиметр, миллиметр). Чтение и заполнение таблиц, интерпритация данных таблицы.

Цели. Повторение: единицы длины (метр, сантиметр, миллиметр), метрические соотношения между ними. Формирование представлений о десятичном принципе построения системы единиц длины. Формирование умений переводить метры в сантиметры. Отработка вычислительных навыков.

24

Дециметр

С. 48—49





Тема. Единицы длины. Дециметр.

Цели. Знакомство с понятием «дециметр». Формирование умений переводить миллиметры в сантиметры. Отработка вычислительных навыков. Развитие пространственных представлений.

25

Вычисляем площадь

С. 50—51



Тема. Площадь прямоугольника

Цели. Развитие пространственных представлений. Повторение: единицы площади (квадратный сантиметр, квадратный метр); вычисление площади прямоугольника

26

Увеличиваем

и уменьшаем фигуры

С. 52—53



Тема. Кратное сравнение чисел и величин.

Цели. Развитие пространственных представлений. Формирование первоначальных представлений о кратном сравнении

27

Строим фигуры

из кубиков

С. 54—55







Тема. Измерение объема.

Цели. Развитие пространственных представлений. Формирование первоначальных представлений о вычислении объема прямоугольного параллелепипеда (без термина). Знакомство с единицами объема (кубический сантиметр, кубический метр, кубический дециметр). Формирование умения решать задачи на кратное сравнение

28

Проектируем сад

С. 56—57





Тема. Практическая работа «План сада»

Цель. Развитие пространственных представлений. Формирование умений выбирать маршрут. Измерение длин отрезков на плане, вычисление реальных размеров, рисование плана по заданному описанию

29

Закрепление изученного

С. 58—65





Тема. Практическая работа «Парк».

Цели. Измерение длин отрезков на плане, вычисление реальных размеров, рисование плана по заданному описанию. Черчение плана по заданному алгоритму.

30



Тема. Обобщение изученного по теме «Числа и фигуры».

Цели. Формировать умения метрического соотношения между единицами длины.

31



Тема. Контрольная работа №1. «Числа и фигуры».

Цель: проверить качество усвоенного материала: нахождение периметра и площади фигуры, переведение единиц длины, решение задач на кратное и разностное сравнение.


32

Тема. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Закрепление изученного материала по теме «Числа и фигуры».

Цель. Отработать задания, где были допущены ошибки. Решать подобные



задания.

Тема. Решение задач на кратное и разностное сравнение чисел.

Цель. Формировать умения различать кратное и разностное сравнение.


33

Тема. Урок-путешествие «Из истории симметрии».

Цель. Формирование первоначальных представлений о видах симметрии.

34

Тема. Решение текстовых задач на определение длины пути.

Цель. Формирование умения решать задачи на определение длины пути.

35









Решение задач на кратное и разностное сравнение чисел.

Цель. Формировать умение различать кратное и разностное сравнение.


36




Повторение изученного по теме « Числа и фигуры»

2-я четверть (28 ч)

МАТЕМАТИЧЕСКИЕ ЗАКОНЫ ПРАВИЛА ВЫЧИСЛЕНИЙ

Математические законы (18 ч)

37

Переставляем слагаемые

С. 68—69



Тема. Переместительный закон сложения

Цели. Повторение: переместительный закон сложения. Формирование умений устно выполнять сложение чисел, применять переместительный закон сложения для определения значения выражений

Выполнять устно:

  • сложение трехзначных чисел по разрядам без перехода через разряд;

  • сложение двузначных чисел с переходом через сотню;

  • сложение и вычитание разрядных слагаемых с переходом через разряд;

  • табличное умножение и деление чисел;

  • умножение и деление круглых чисел на однозначное число (в случаях, аналогичных табличным).

Вычислять и сравнивать значения выражений.

Группировать слагаемые, множители; выполнять вычисления рациональным способом.

Находить неизвестное слагаемое, неизвестный множитель.

Решать задачи в 2–3 действия: с инверсией условия (косвенная формулировка); на разностное и кратное сравнение, на все арифметические действия. Составлять краткую запись условия задачи.



Наблюдать за свойствами умножения на 10, 100, 1000; делать выводы, использовать их при вычислениях.

Проводить вычисления по аналогии.

Прогнозировать результаты умножения (число нулей в конце ответа)

Восстанавливать задачу по табличным данным, заполнять таблицу.

Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания.

Конструировать фигуру из заданных. Сравнивать площади фигур.

Сотрудничать с товарищами: выполнять взаимопроверку, обсуждать решения

38

Переставляем множители

С. 70—71



Тема. Переместительный закон умножения

Цели. Повторение: переместительный закон умножения. Формирование умений устно выполнять умножение чисел в пределах 1000, применять переместительный закон умножения для определения значения выражений

39

Складываем

и вычитаем

С. 72—73







Тема. Сложение и вычитание — взаимно-обратные действия

Цели. Формирование умений устно выполнять сложение и вычитание чисел; решать текстовые задачи, формулировка которых содержит инверсию

40

Умножаем и делим

С. 74—75





Тема. Умножение и деление — взаимно-обратные действия

Цель. Формирование умений устно выполнять умножение и деление чисел; решать текстовые задачи

41

Группируем

слагаемые

С. 76—77







Тема. Сочетательный закон сложения

Цели. Повторение: сочетательный закон сложения. Формирование умений применять сочетательный закон сложения при вычислениях; выполнять сложение двузначных чисел с переходом через сотню

42

Умножаем и делим

на 10, 100, 1000

С. 78—79







Тема. Умножение и деление на 10, 100, 1000

Цель. Формирование умений выполнять умножение и деление круглых чисел на 10, 100, 1000

43

Группируем

множители

С. 80—81







Тема. Сочетательный закон умножения

Цели. Повторение: сочетательный закон умножения. Формирование умений применять сочетательный закон умножения при вычислениях; выполнять умножение круглых чисел

44

Закрепление изученного

С. 82—83



Тема. Повторение и закрепление изученного материала: переместительный закон сложения, переместительный закон умножения, сочетательный закон сложения, сочетательный закон умножения.

Цель. Формирование умения применять математические законы при решении примеров и задач.

45

Тема. Самостоятельная работа №1 по теме «Математические законы»

Цель. Проверить качество усвоенного материала.

46

Умножаем сумму

С. 84—85





Тема. Распределительный закон

Цели. Знакомство с распределительным законом умножения и правилом умножения суммы на число. Формирование умений выполнять умножение двузначного числа на однозначное; выбирать удобный способ вычислений

Выполнять вычисления устно.

Умножать и делить двузначное число на однозначное (в пределах 100).

Вычислять значение выражения разными способами (по порядку действий, используя распределительное свойство умножения/деления).

Вычислять периметр прямоугольника разными способами.

Решать задачи разными способами.

Определять стоимость покупки.

Составлять выражение для решения задачи.



Наблюдать за умножением и делением суммы/разности на число; делать выводы, использовать их при вычислениях.

Проводить вычисления по аналогии.

Контролировать выполнение вычислений, находить ошибки и исправлять их.

Анализировать выражение и выбирать подходящий способ вычисления.

Исследовать свойство умножения на число 0.

Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания.

Давать качественную оценку ответа к задаче («можно ли купить»… и т.д.).

Сотрудничать с товарищами при выполнении заданий

47

Умножаем

и складываем

С. 86—87







Тема. Умножение двузначного числа на однозначное. Рациональный приём вычисления: умножение суммы на число.

Цель. Формирование умений выполнять умножение двузначного числа на однозначное с помощью правила умножения суммы на число

48

Делим сумму

С. 88—89





Тема. Рациональный приём вычисления: деление суммы на число

Цели. Знакомство с правилом деления суммы на число. Формирование умений выполнять деление двузначного числа на однозначное; выбирать удобный способ вычислений

49

Повторяем

все правила

С. 90—91







Тема. Закрепление изученного по теме «Математические законы»

Цели. Формирование умений применять изученные правила при вычислениях, выбирать удобный способ вычислений

50

Используем

правила вычислений

С. 92—93



Тема. Решение текстовых задач разными способами.

Цели. Формирование умений составлять выражения для решения задач, решать задачи двумя способами

51

Размышляем

о нуле

С. 94—95







Тема. Арифметические действия с числом 0

Цель. Повторение: правила выполнения арифметических действий с числом 0

52

Идем за покупками

С. 96—97





Тема. Решение текстовых задач на определение цены и стоимости покупки.

Цели. Формирование умений решать текстовые задачи. Формирование умений прогнозировать результат.

53

Закрепление изученного

С. 98—99



Тема. Повторение и закрепление изученного материала: распределительный закон, рациональные приёмы вычислений (умножение и деление суммы на число).

Цель. Формирование умения применять математические законы при решении примеров и задач.

54

Тема. Самостоятельная работа №2 по теме «Математические законы»

Цель. Проверить качество усвоенного материала.

Числа и величины (10 ч)

55

Измеряем время

С. 100—101





Тема. Время. Определение времени по часам

Цели. Повторение: определение времени по часам. Развитие временных представлений учащихся

Переводить единицы измерения времени.

Сравнивать длительность событий, длину пути.

Решать задачи, содержащие единицы времени.

Вычислять значение выражения в 2–3 действия.

Соотносить понятие «скорость» со временем движения и длиной пройденного пути.

Решать задачи на определение длины пути, времени и скорости движения.



Соотносить время суток и показания часов.

Определять длительность событий, соотносить длительность событий и показания часов.

Ориентироваться в календаре.

Восстанавливать задачу по табличным данным, заполнять таблицу.

Ориентироваться в рисунке-схеме, выбирать на схеме оптимальный маршрут движения, использовать свойство сторон прямоугольника для определения длины маршрута.

Моделировать взаимное положение объектов и направление движения на числовом луче.

Соотносить заданную скорость движения с объектами движения (пешеход, машина, самолет, птица).

Исследовать зависимость между длиной пути, временем и скоростью движения. Использовать умение находить неизвестный множитель для определения времени и скорости движения.

Узнавать новое об истории календаря.

Решать нестандартные задачи по выбору.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Измерение времени»: подбирать материал по теме; участвовать в подготовке викторины; проводить исследование точности часов разного вида. Планировать свою деятельность с опорой на шаблон в рабочей тетради

56

Минуты в часы —

и обратно

С. 102—103







Тема. Единицы измерения времени (минута, час). Метрические соотношения между единицами времени.

Цели. Формирование умения переводить часы в минуты. Развитие временных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков

57

Сутки, месяц, год

С. 104—105





Тема. Единицы измерения времени (секунда, сутки, неделя, месяц, год)

Цели. Развитие временных представлений учащихся. Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения времени. Отработка вычислительных навыков

58

Вычисляем

длину пути

С. 106—107







Тема. Длина пути. Решение текстовых задач на определение длины пути.

Цели. Развитие пространственных представлений учащихся. Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения длины. Отработка вычислительных навыков

59

Рисуем

схемы движения

С. 108—109







Тема. Моделирование задач на движение

Цели. Развитие пространственных представлений учащихся. Формирование умений моделировать текстовые задачи на определение расстояния

60

Скорость

С. 110—111





Тема. Скорость, единицы скорости (км/ч, км/мин, км/с, м/мин, м/с).

Цели. Развитие пространственно-временных представлений учащихся. Формирование представлений о скорости движения. Отработка вычислительных навыков

61

Исследуем зависимость

С. 112—113



Тема. Задачи на определение скорости, длины пути и времени движения

Цели. Развитие пространственно-временных представлений учащихся. Формирование представлений о связи длины пройденного пути со временем и скоростью движения

62

Закрепление изученного

С. 118—125



Тема. Контрольная работа №2. «Числа и величины».

Цель: проверить качество усвоенного материала: единицы измерения времени, задачи на определение длины пути, времени и скорости движения.

63

Тема. Анализ контрольной работы.

Проектная работа «Какими бывают современные часы? Какие часы самые точные?( исследование)»

Цель. Отработать задания, где были допущены ошибки. Решать подобные задания. Выбр темы проектной работы, проведение исследования точности часов разного вида.




64

Тема. Проектная работа. Энциклопедия «История изменения времени».

Цель: подбор материала по теме, планирование деятельности с опорой на шаблон.




3-я четверть (40 ч)

ПИСЬМЕННЫЕ АЛГОРИТМЫ СЛОЖЕНИЯ И ВЫЧИТАНИЯ

Значение выражений (7 ч)

65

Как составляют выражения

Часть 2

С. 6—7



Тема. Выражение. Порядок действий.

Цель. Повторение: вычисление значения выражений, порядок действий в выражении

Вычислять значение выражения в 2—3 действия рациональным способом (используя переместительные и сочетательные законы сложения и умножения).

Выполнять письменное сложение и вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд.

Правильно использовать в речи названия числовых выражений и компонентов арифметических действий. Составлять выражения по описанию.

Соотносить условие задачи с арифметическим выражением.

Находить неизвестное слагаемое, уменьшаемое, вычитаемое.

Решать задачи в 3–4 действия на нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого, остатка; определение длины пройденного пути, стоимости покупки. Составлять выражение для решения задачи.

Вычислять площадь многоугольника, разбивая его на прямоугольники.



Наблюдать за порядком действий и значением выражения в зависимости от наличия в нем скобок.

Кодировать и расшифровывать последовательность вычислений с помощью условных знаков (игры с автоматом).

Обосновывать с помощью логических рассуждений правила нахождения неизвестного компонента сложения, вычитания.

Использовать схемы для решения задач. Восстанавливать задачи по табличным данным.

Сотрудничать с товарищами при взаимопроверке выполнения заданий

66

Вычисляем значение выражения

С. 8—9



Тема. Письменное сложение и вычитание трехзначных чисел без перехода через разряд.

Цели. Формирование умений выполнять сложение и вычитание без перехода через разряд; записывать вычисления в столбик; составлять выражения для решения задач

67

Неизвестное число

в равенстве

С. 10—11







Тема. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий (слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого).

Цели. Формирование умений находить неизвестный компонент сложения и вычитания

68

Преобразуем выражения

С. 12—13



Тема. Значение выражения. Верное и неверное равенство.

Цели. Формирование умений вычислять значение выражений; применять законы арифметических действий при вычислении значения выражений

69

Решаем задачи

С. 14—15





Тема. Решение задач (с помощью схемы, восстановление задачи по табличным данным)

Цель. Формирование умений решать текстовые задачи в 2 действия на нахождение слагаемого, вычитаемого, уменьшаемого.

70

Закрепление изученного

С. 16—17



Тема. Закрепление материала по теме «Значение выражений».

Цель: формирование умения вычислять площадь многоугольника, решать задачи на нахождение остатка.

71



Тема. Самостоятельная работа №3 по теме «Значение выражений».

Цель. Проверить качество усвоенного материала.

Складываем с переходом через разряд (7 ч)

72

Что такое масса

С. 18—19





Тема. Масса. Единицы массы (грамм, килограмм). Метрические соотношения между изученными единицами массы.

Цели. Формирование представлений о массе предмета. Единицы измерения массы (грамм, килограмм), метрическое соотношение между ними

Переводить единицы массы (килограммы в граммы и обратно). Сравнивать массу предметов, упорядочивать предметы по массе.

Выполнять сложение и вычитание именованных чисел (масс).

Выполнять письменное сложение трехзначных чисел с переходом через разряд.

Вычислять значение выражения в 2—3 действия разными способами (по порядку действий, используя правило вычитания числа из суммы). Выбирать подходящий способ вычислений. Решать задачи, содержащие единицы массы; задачи на определение длины пути, времени и скорости движения.



Моделировать процесс движения с помощью рисунка в отрезках; решение уравнения на схеме «части – целое».

Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания.

Прогнозировать результат сложения нескольких чисел.

Ориентироваться в рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых диаграммах при выполнении заданий.

Сотрудничать с товарищами, сравнивая способы и результаты вычислений.

Узнавать новое о традициях летоисчисления.

Пользоваться справочными материалами в конце учебника

73

Записываем сложение

в столбик

С. 20—21



Тема. Сложение с переходом через разряд в пределах 10000.

Цели. Формирование умений выполнять сложение чисел с переходом через разряд в пределах 10 000; записывать сложение в столбик; решать текстовые задачи, содержащие единицы измерения массы

74

Встречаем сложение чисел

на практике

С. 22—23



Тема. Сложение с переходом через разряд в пределах 10000 (закрепление).

Цели. Формирование умений применять сложение чисел в бытовых жизненных ситуациях.

75

Перепись населения

С. 24—25



Тема. Сложение с переходом через разряд в пределах 10000 (закрепление).

Цели. Отработка умений выполнять сложение чисел с переходом через разряд. Знакомство со способом представления информации в виде столбчатой диаграммы

76

По дорогам России

С. 26—27





Тема. Решение задач на движение.

Цели. Развитие пространственных представлений учащихся. Знакомство с приемами вычитания числа из суммы. Отработка умений выполнять сложение чисел с переходом через разряд

77

Закрепление изученного

С. 28—29



Тема. Урок-игра «Весёлые старты» по теме «Сложение с переходом через разряд в пределах 10000».

Цель: закрепление полученных знаний.

78



Тема. Приёмы контроля и самопроверки результата вычислений (определение последней цифры результата сложения) при переходе через разряд.






Математика на клетчатой бумаге (7 ч)

79

Играем

в шахматы

С. 30—31







Тема. Знакомство с координатами.

Цели. Развитие пространственных представлений учащихся. Знакомство с методом координат на уровне наглядных представлений. Развитие логики

Выполнять письменное сложение трехзначных чисел с переходом через разряд.

Находить неизвестное число в равенстве.

Составлять выражения для выполнения подсчетов при выполнении заданий. Устанавливать соответствие заданного выражения условию задачи.

Вычислять периметр и площадь прямоугольника.

Выполнять сложение и вычитание именованных чисел (длин).

Решать задачи в 2–3 действия, содержащие единицы длины, массы, на нахождение слагаемого, уменьшаемого, вычитаемого остатка.



Узнавать новое о правилах игры в шахматы. Решать шахматные задачи. Вести протокол сделанных ходов.

Выбирать маршрут передвижения, основываясь на предложенной информации. Строить дерево вариантов и подсчитывать число возможных вариантов маршрута.

Ориентироваться в чертежах, рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых диаграммах при выполнении заданий.

Отображать табличные данные на столбчатой диаграмме.

Выбирать способ вычисления, соответствующий чертежу, схеме/

Узнавать новые сведения из истории математики

80

Путешествуем по городам Европы

С. 32—33



Тема. Сложение именованных чисел.

Цели. Развитие пространственных представлений учащихся. Знакомство с методом координат (на уровне наглядных представлений). Отработка вычислительных навыков

81

Работаем

с таблицами

и схемами

С. 34—35









Тема. Знакомство с диаграммами (столбчатая диаграмма).

Цели. Развитие пространственных представлений учащихся. Формирование представлений о способах отображения информации с помощью столбчатых диаграмм. Отработка вычислительных навыков

82

Решаем задачи

на клетчатой бумаге

С. 36—37



Тема. Решение нестандартных задач.

Цели. Развитие пространственных представлений учащихся. Отработка вычислительных навыков

83

Площадь квадрата

С. 38—39



Тема. Площадь квадрата. Квадрат числа. Единицы площади (кв.см)

Цели. Знакомство с понятием «квадрат числа», обозначение единиц площади (см2 и др.), Отработка вычислительных навыков

84

Закрепление изученного

С. 40—43



Тема. Решение шахматных задач.

Цель. Обучение ведению протокола сделанных ходов.

85



Тема. Урок – путешествие «Система координат Рене Декарта».

Цель: знакомство с новыми знаниями из истории математики.


Вычитаем числа (10 ч)

86

Вспоминаем,

что мы умеем

С. 44—45







Тема. Вычитание без перехода через разряд

Цели. Повторение: приемы устного вычитания; запись вычитания в столбик

Выполнять письменное вычитание трехзначных чисел с переходом через разряд.

Вычислять значение выражения в 2—3 действия разными способами (по порядку действий, используя правила вычитания числа из суммы и вычитания суммы из числа). Выбирать подходящий способ вычислений.

Выполнять сложение и вычитание именованных чисел.

Решать задачи разными способами.

Определять начало, конец и длительность событий.



Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания.

Прогнозировать результат вычитания (определять последнюю цифру разности).

Контролировать правильность вычислений, решения уравнений.

Моделировать условия задач: составлять схему покупки; отображать временные промежутки на отрезке числового луча.

Исследовать возможность проведения вычислений разными способами.

Ориентироваться в ситуации купли-продажи, считать сдачу, проверять чеки.

Ориентироваться в датах собственной жизни и жизни членов семьи (даты рождения, возраст).

Ориентироваться в рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых диаграммах при выполнении заданий.

Сотрудничать с товарищами, обсуждая, проверяя и сравнивая варианты выполнения задания.

Узнавать новое о важных изобретениях, жизни замечательных людей.

Решать нестандартные задачи по выбору.

Выбирать форму участия в проектной деятельности по теме «Что такое масса»: подбирать материал по теме; участвовать в подготовке викторины; исследовать зависимость силы притяжения от массы предмета. Планировать свою деятельность с опорой на шаблон в рабочей тетради

87

Записываем вычитание в столбик

С. 46—47



Тема. Вычитание с переходом через разряд в пределах 10000.

Цели. Формирование умений выполнять вычитание чисел с переходом через разряд; записывать вычисления в столбик; моделировать условие задачи

88

Считаем сдачу

С. 48—49





Тема. Вычитание из круглых чисел

Цели. Формирование умений выполнять вычитание из круглых чисел; записывать вычисления в столбик

89

По железной дороге

С. 50—51



Тема. Сложение и вычитание чисел с переходом через разряд в пределах 10000.

Цели. Формирование умений выполнять вычитание чисел с переходом через разряд; записывать вычисления в столбик

90

Как вычесть

сумму из числа

С. 52—53







Тема. Рациональный приём вычисления - вычитание суммы из числа.

Цели. Знакомство с приемами вычитания суммы из числа. Формирование умений выполнять вычитание чисел с переходом через разряд; записывать вычисления в столбик; моделировать условие задачи

91

Знаменательные

Даты

С. 54—55







Тема. Решение задач на определение начала, конца и продолжительности события.

Цели. Развитие пространственно-временных представлений учащихся. Решение задач на определение продолжительности, начала, конца события. Отработка вычислительных навыков

92

Подводим итоги

С. 56—57





Тема. Закрепление изученного по теме «Вычитаем числа»

Цели. Формирование умений выполнять сложение и вычитание чисел с переходом через разряд

93

Закрепление изученного

С. 58—65



Тема. Контрольная работа №3 по разделу «Письменные алгоритмы сложения и вычитания».

Цель. Проверка качества знания по пройденным темам.

94



Тема. Анализ контрольной работы.

Проектная работа «Что такое масса» (оформление стенда «Самый лёгкий и самый тяжёлый»).

Цели. Подборка материала по теме.

95




Тема. Проектная работа «Что такое масса» (викторина «Что тяжелее, что легче», исследование «Как зависит сила притяжения от массы предмета»).

Цели: участие в подготовке викторины; исследование зависимости силы притяжения от массы предмета. Планирование деятельности с опорой на шаблон в рабочей тетради.



Умножаем на однозначное число (9 ч)

96

Записываем умножение

в столбик

С. 68—69



Тема. Знакомство с алгоритмом письменного умножения.

Цели. Повторение: приемы устного умножения. Формирование умений выполнять умножение двузначного числа на однозначное; записывать умножение в столбик

Выполнять письменное умножение на однозначное число.

Вычислять значение выражения в 2—3 действия разными способами. Выбирать подходящий способ вычислений.

Решать задачи в 2–3 действия на нахождение произведения; определение длины пути, времени и скорости движения; определения стоимости покупки.

Выполнять умножение именованных чисел. Решать задачи, содержащие единицы длины, массы, емкости. Вычислять площадь прямоугольника.



Проводить вычисления по аналогии.

Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания.

Прогнозировать результат умножения чисел.

Контролировать правильность вычислений, находить ошибки, исправлять их.

Ориентироваться в рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых диаграммах при выполнении заданий.

Сотрудничать с товарищами, сравнивая способы и результаты вычислений.

Узнавать новое о системах счисления. Расшифровывать записи и выполнять вычисления

97

Откуда

берутся нули?

С. 70—71







Тема. Умножение двузначного числа на однозначное

Цели. Формирование умений прогнозировать результаты вычислений; записывать умножение в столбик. Отработка вычислительных навыков

98

Считаем устно

и письменно

С. 72—73







Тема. Умножение трехзначного числа на однозначное

Цели. Формирование умений выполнять умножение трехзначного числа на однозначное; записывать умножение в столбик. Отработка вычислительных навыков

99

Пять пишем,

три в уме

С. 74—75







Тема. Письменное умножение на однозначное число в пределах 10000.

Цели. Формирование умений выполнять умножение трехзначного числа на однозначное; записывать умножение в столбик. Отработка вычислительных навыков

100

Вычисляем массу

С. 76—77





Тема. Единицы массы (тонна, миллиграмм). Метрические соотношения между изученными единицами массы.

Цели. Знакомство с единицами массы (тонна, миллиграмм). Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы массы

101

Измеряем ёмкости

С. 78—79



Тема. Единицы ёмкости. Литр

Цели. Развитие пространственных представлений учащихся. Знакомство с единицами ёмкости (литр, миллилитр). Формирование умений решать текстовые задачи, содержащие единицы емкости

102

Закрепление изученного

С. 80—83



Урок – экскурсия «Шестидесятеричная система счисления».

Цель. Узнавать новое о системах счисления. Расшифровывать записи и выполнять вычисления

103





Тема. Закрепление изученного по теме «Умножаем на однозначное число»

Цели. Формирование умений выполнять умножение на однозначное число в пределах 10000.

104



Тема. Приёмы контроля и самопроверки результата вычислений (определение последней цифры результата умножения).

Цели: выполнение умножения именованных чисел, решение задач, содержащих единицы длины, массы, емкости.

4-я четверть (32 ч)

Делим на однозначное число (15 ч)

105

Вспоминаем,

что мы знаем

и умеем

С. 84—85









Тема. Внетабличное деление чисел.

Цели. Повторение: приемы устного деления чисел. Формирование умения моделировать условие задачи. Решение текстовых задач на определение стоимости покупки

Находить неизвестный множитель. Определять цену товара, количество купленного товара.

Подбирать наибольшее произведение, меньшее заданного числа.

Делить числа с остатком.

Выполнять письменное деление на однозначное число (простые случаи). Проверять деление с помощью умножения.

Решать задачи в 1–2 действия на деление на части и по содержанию, содержащие единицы длины, массы; определение стоимости покупки, цены и количества товара.



Контролировать правильность вычислений.

Исследовать делимость чисел на 3.

Прогнозировать делимость чисел на 2, 3, 4, 6, 9.

Ориентироваться в рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых диаграммах при выполнении заданий.

Давать качественную оценку ответа к задаче (определять максимально возможное количество в соответствии с условием задачи).

106

Делится —

не делится

С. 86—87







Тема. Признаки делимости на 2, 3, 9.

Цели. Знакомство с признаками делимости чисел на 3 и на 9. Повторение: взаимосвязь действий умножения и деления. Отработка навыков письменного умножения

107

Подбираем наибольшее произведение

С. 88—89



Тема. Оценка значения произведения

Цели. Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного деления: формирование первичных представлений о делении с остатком; формирование умения подбирать наибольшее произведение, меньшее заданного числа. Отработка навыков письменного умножения

108

Что в остатке?

С. 90—91





Тема. Деление с остатком

Цель. Подготовка к знакомству с алгоритмом письменного деления: формирование представлений о делении с остатком. Отработка навыков письменного умножения

109

Записываем

деление уголком

С. 92—93







Тема. Алгоритм письменного деления

Цели. Формирование умений выполнять деление на однозначное число; записывать деление уголком

110

Продолжаем осваивать деление

С. 94—95



Тема. Письменное деление на однозначное число в пределах 1000.

Цели. Формирование умений выполнять деление на однозначное число; записывать деление уголком.

111

Закрепление изученного

С. 96—97



Тема. Приёмы контроля и самопроверки результата вычислений (Определение первой цифры результата деления и числа цифр в ответе).

Цели: выполнение письменного деления столбиком на однозначное число, проверка деления с помощью умножения.

112



Тема. Решение нестандартных математических задач.

Цель: ориентирование в рисунках-схемах, табличных данных, столбчатых диаграммах при выполнении заданий.

113

Находим неизвестное

С. 98—99



Тема. Нахождение неизвестного компонента арифметических действий (множителя, делимого, делителя).

Цели. Формирование умений находить неизвестные компоненты умножения и деления; выполнять деление на однозначное число

Выполнять письменное деление на однозначное число (простые случаи). Проверять деление с помощью умножения.

Находить неизвестный множитель, делимое, делитель.

Вычислять значение выражения в 2—3 действия.

Определять последнюю цифру ответа при сложении, вычитании, умножении, первую цифру ответа при делении; проверять последнюю цифру ответа при делении.

Находить ошибки в вычислениях.

Решать задачи на деление с остатком; деление на части и по содержанию, содержащие единицы длины, массы; определение стоимости покупки, цены и количества товара.



Самостоятельно выводить правило нахождения неизвестного делимого, делителя. Использовать знание о взаимосвязи умножения и деления при решении задач практического содержания.

Моделировать деление на части, исследовать деление на круглое число, делать выводы, проводить вычисления по аналогии.

Ориентироваться в расписании движения транспорта, планировать время движения, расход продуктов, рассчитывать маршрут движения.

Контролировать правильность вычислений. Сотрудничать с товарищами при проверке выполнения заданий.

Прогнозировать результат сложения, вычитания.

Комбинировать числовые данные в соответствии с условием задания

114

Делим

на круглое число

С. 100—101







Тема. Деление на круглое число

Цели. Формирование умений выполнять деление круглых чисел; находить неизвестные компоненты умножения и деления

115

Собираемся

в путешествие

С. 102—103







Тема. Решение задач на деление с остатком; деление на части и по содержанию, содержащие единицы длины, массы; определение стоимости покупки, цены и количества товара.

Цель. Комплексное повторение изученного. Формирование умений решать текстовые задачи

116

Учимся

находить ошибки

С. 104—105







Тема. Приемы проверки вычислений

Цель. Формирование умений прогнозировать результаты вычислений; находить ошибки в вычислениях; решать текстовые задачи; находить неизвестные компоненты арифметических действий

117

Проверяем

результаты деления

С. 106—107



Тема. Приемы проверки деления

Цели. Формирование умений прогнозировать результаты вычислений; находить ошибки в вычислениях; решать текстовые задачи; находить неизвестные компоненты арифметических действий

118

Закрепление изученного

С. 108—10



Тема. Закрепление изученного по теме «Делим на однозначное число»

Цели. Формирование умений выполнять деление на однозначное число в пределах 1000.

119



Самостоятельная работа №4 по теме «Делим на однозначное число».

Цель: проверка качества усвоенного материала.

Делим на части (7 ч)

120

Окружность

и круг

С. 110—111







Тема. Окружность и круг (радиус, диаметр). Построение окружности с помощью циркуля.

Цели. Знакомство с понятиями «окружность», «круг», «радиус», «диаметр». Формирование умений чертить окружность с помощью циркуля; делить круг на равные части с помощью линейки и циркуля




Различать окружность и круг, радиус и диаметр. Вычислять радиус, если известен диаметр; диаметр, если известен радиус.

Чертить окружность заданного радиуса с помощью циркуля.

Делить окружность на 2 и 4 части с помощью угольника; на 3 и 6 частей с помощью циркуля.

Соотносить части геометрической фигуры и доли числа.

Читать и записывать доли числа. Находить долю числа.

Решать задачи на нахождение доли числа и числа по доле.

Вычислять значение выражения в 2—3 действия.

Находить неизвестное число в равенстве.

Выполнять устные и письменные вычисления.



Использовать чертежные инструменты.

Моделировать условие задачи на нахождение доли числа и числа по доле.

Осваивать слова, обозначающие доли числа.

Оценивать результат деления (долю числа)

121

Делим

на равные части

С. 112—113







Тема. Знакомство с долями.

Цели. Формирование первичных представлений о долях. Развитие речи учащихся (употребление слов «треть», «четверть» и др.)

122

Рисуем схемы

и делим числа

С. 114—115







Тема. Круговые диаграммы

Цели. Знакомство с круговыми диаграммами; записью долей в виде дробей. Формирование умений находить долю числа; решать текстовые задачи

123

Вычисляем доли

С. 116—117





Тема. Нахождение доли числа

Цели. Формирование умений находить долю числа; моделировать текстовые задачи

124

Рисуем схемы и решаем задачи

С. 118—119



Тема. Нахождение числа по доле

Цели. Формирование умений находить число по доле; моделировать текстовые задачи

125

Повторение, обобщение изученного

С. 120—121




Тема. Контрольная работа №4 по теме «Деление на однозначное число».

Цель. Проверка качества знания по пройденным темам.

126



Тема. Анализ контрольной работы. Повторение по теме «Деление на однозначное число».

Цель. Отработка задания, где были допущены ошибки. Решать подобные задания.



Повторение (10 ч)

127

Полет на Луну

С. 122—123





Тема. Моделирование условия текстовой задачи. Работа с таблицами (планирование маршрута).

Цель: формирование умения моделировать условие задачи..

Вычислять значение выражения.

Находить неизвестное число в равенстве.

Решать задачи на нахождение произведения, суммы, остатка; определение длительности событий; длины пути, времени скорости движения.

Читать, записывать и сравнивать трехзначные числа.

Раскладывать трехзначные числа на разрядные слагаемые.

Переводить единицы длины, массы, времени. Решать задачи, содержащие единицы длины, массы, времени, емкости.

Определять стоимость покупки, цену и количество товара.

Вычислять периметр многоугольника, площадь прямоугольника.

Выполнять устные и письменные вычисления.

Проводить вычисления разными способами, выбирать подходящий способ вычислений.



Узнавать новое об исторических лицах, героях мифов.

Расшифровывать слова, числа. Решать логические задачи

Прогнозировать результат вычислений.

Применять полученные знания при решении нестандартных задач

128

Ворота Мории

С. 124—125





Тема. Урок-путешествие «Страна гномов». Решение нестандартных задач.

Цель: решение логических задач, расшифровывание слова, числа, выполнение устных и письменных вычислений.

129

Золотое руно

С. 126—127





Тема. Решение задач на нахождение произведения, суммы, остатка; определение длительности событий.

Цель: формирование умения решать задачи.

130

Возвращение аргонавтов

С. 128—129



Тема. Решение задач на нахождение длины пути, времени, скорости движения.

Цель: умение проводить вычисления разными способами, выбор подходящего способа вычислений.

131

Повторение, обобщение изученного

С. 130—139



Тема. Разряды, разрядный состав трехзначных чисел, представление чисел в виде суммы разрядных слагаемых.

Цели: формирование умения читать, записывать и сравнивать

трёхзначные числа.

132



Тема. Взаимообратные действия (сложение и вычитание, умножение и деление).

Цель. Прогнозирование результата вычисления.

133



Тема. Единицы длины, массы, времени. Решение задач, содержащих единицы длины, массы, времени, емкости.

Цель: формирование умения выполнять устные и письменные вычисления.

134



Тема. Итоговая контрольная работа.

Цель: проверка качества знания за курс 3 класса.

135



Тема: Тема. Анализ контрольной работы. Работа над ошибками. Разрядный состав трехзначных чисел. Повторение.

Цель. Отработка задания, где были допущены ошибки. Решение подобных заданий.

136



Тема. Урок – путешествие «Математика – царица всех наук».

Цель. Обобщение и систематизация знаний, умений и навыков, полученных на протяжении курса обучения.


35



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!