Учитель: Поманысочко М.Н.
Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторских программ А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой, Шпикаловой Т. Я, Роговцевой Н. И.
Сибири; социализация личности по месту проживания: именно знания о регионе создают условия для понимания и принятия учениками той истины, что только труд и заботы людей могут сделать жизнь в крае интересной, разнообразной и богатой.
Программа данного модуля включает 3 учебных предмета : окружающий мир, изобразительное искусство, технология.
Программа создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.
Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.
На изучение модуля в 3 классе отводится 52 часа (1,25 ч, 34 учебные недели).
В процессе изучения модуля школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.
Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.
1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;
2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;
3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;
4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;
6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;
7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;
8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к
творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.
1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;
3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;
4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;
5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;
6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;
7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном
информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи
и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и
технологиями учебного предмета; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;
8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;
9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;
10) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;
1. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе Сибири, её современной жизни.
2. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.
3. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).
4. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.
5. Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.
6. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.
7. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, декоративно-прикладной деятельности).
Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.
Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека.
История освоения Сибири. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.
Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.).
Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.
Родной край (Сибирь) — частица России. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).
Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).
Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).
Природные зоны Сибири: общее представление (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зон тундры, леса, степи , охрана природы).
Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.
Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пейзажи родной природы.
Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет. Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Вольный ветер — дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет. Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, ритм.
Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Жанр пейзажа.
Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия. Образы природы и человека в живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Пейзажи разных географических широт.
Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика. Образы природы и человека в живописи. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.
Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.
Вода — живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно.
Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия.
Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов Сибири).
7. Тематическое планирование
№ урока | Тема урока | Страницы учебника | Новые понятия и термины | Содержание | Характеристика деятельности учащихся | Результата УУД |
1 | Отправимся на экскурсию (окр. мир) | Учебник стр. 16-19, р.т. стр. 14 № 2,3,5 | Экскурсия, экскурсовод, экскурсант | Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Сведения о них в путеводителях. Интернете. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры. | Характеризовать различные научно-просветительские учреждения, находить необходимые сведения о них в путеводителях и других источниках. Работая в группах, участвовать в ролевой игре, выступая в роли экскурсоводов и эксукрсантов. Обсуждать правила поведения на экскурсии. Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии в соответствии с личными интересами, оформлять впечатления от экскурсии: обобщить и раскрыть её содержание, демонстрировать свои рисунки, фотографии, материалы, изданные учреждением. Проектное задание: вместе со взрослыми побывать на экскурсии, составить фоторассказ о ней, оценить экскурсию и мотивировать свою оценку. | Теоретический материал учебника стр. 16-19, р.т. стр. 14 № 2,3,5 |
2 | Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет. Композиция «Родные просторы» (изо) | Учебник, с. 10–13. Тетрадь, с. 4–5 | Линия горизонта, воздушная перспектива, тёплые и холодные тона. | Живописные просторы Родины. Наблюдения за природой. Пейзаж. Пейзаж в картинах известных отечественных художников. Творчество И. И. Шишкина. Пространство и цвет. Способы передачи пространства в пейзажных композициях. | | Рисунок по памяти или по представлению с изображением пейзажа «Родные просторы», выполненный акварелью или гуашью по одной из предлагаемых композиционных схем |
3 | Архитектура. Дом. (тех.) | | Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб. | Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасности работы с ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу. | Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Овладеть основами черчения и масщтабирования М 1:2 и М 2:1, выполнять разметку при помощи шаблона, симметричного складывания. Сравнивать эскиз и технический рисунок, свойства различных материалов, способы использования инструментов в бытовых условиях и в учебной деятельности. Анализировать линии чертежа, конструкции изделия. Соотносить назначения городских построек с их архитектурными особенностями. Находить отдельные элементы архитектуры. Организовывать рабочее место. Находить и рационально располагать на рабочем месте необходимые инструменты и материалы. Выбирать способы крепления скотчем или клеем. Осваивать правила безопасной работы ножом при изготовлении изделия. | |
4 | «Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции русского мастерства. (изо) | Учебник, с. 34–37. Тетрадь, с. 22–23 | Причелина, полотенце, оконный наличник, охлупень. | Деревянное зодчество России. Музеи-заповедники под открытым небом (например, Кижи; Малые Карелы под Архангельском; Вятославицы под Великим Новгородом и т. д.). Связь красоты и функциональности в архитектурном убранстве крестьянского дома. | | Рисунок по представлению с опорой на вариацию мотивов знаков-оберегов, выполненный графическими средствами (карандашом, пером или фломастером) |
5 | Родной дом — уголок Отчизны. (окр. мир) | Учебник стр.4-7, р.т. стр.1,4 | «экос», «ойкос», «ойкумена» экология Отчизна, отчий | Познакомить детей с разными значениями слова «мир», с трёхчастной структурой старинного дома как образа вселенной. | Знать разные значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов. | Теоретический материал учебника стр.4-7, р.т. стр.1,4 |
6 | Свой дом — свой простор. (окр.мир) | Учебник стр.8-11 | Матица, печи, порог, женский и мужской угол. | Трёхчастная структура старинного дома как образ Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи. Женского и мужского углов в старинном доме; их аналог в усиройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках. | Сравнивать устройство старинного и совремнного домов. Объяснять роль и значение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; находить им аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края. А также названия в местных языках. Выявлять нравственный смысл конструктивных особенностей жилища в соответсвии с их назначением и ролью в жизни каждого члена семьи, сопоставлять особенности внутреннего устройства старинного и современного дома, находить общее и различное. | Теоретический материал учебника стр.8-11,р.т. стр. 6№ 1,2 |
7 | В красном углу сесть — великая честь. (окр.мир) | Учебник стр.12-15 | Красный угол, рушник. | Эстетическое оформление красного угла как цетра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники. | Выявлять роль и назначение красного угла как почётного места в старинном доме; находить его аналог в устройстве стариннрго жилища народов своего края, а также название в местных языках. | Теоретический материал учебника стр.12-15,р.т. стр. 9 № 3,4 |
8 | Каждая изба удивительных вещей полна. (изо) | Учебник, с. 48–49. Тетрадь, с. 28–29 | | «Каждая изба удивительных вещей полна». Предметный мир крестьянской избы. Обаяние и красота старинных вещей: поэзия и гармония жизни в предметах крестьянского быта. | | Рисунок по представлению натюрморта с изображением предметов крестьянского быта, с выявлением объема, выполненный акварелью |
9 | Побываем в гостях (окр. мир) | Учебник стр.16-21,р.т. стр. 10 № 3,4 | Национальные костюмы, жилище, внешний облик, виды природы. | Познакомить детей с традициями гостеприимства, принятыми в старину и в настоящее время. | Знать традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях. | Теоретический материал учебника стр.16-21,р.т. стр. 10 № 3,4 |
10 | На свет появился — с людьми породнился (окр. мир) | Учебник стр.22-27,р.т. стр. 14 № 3 | | Познакомить детей с традиционными терминами родства и свойства, принятыми в русской народной культуре. | Уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи. | Теоретический материал учебника стр.22-27,р.т. стр. 14 № 3 |
11 | Родословное дерево (окр. мир) | Учебник стр.28-31, р.т. стр. 16 № 1,2 | | Познакомить детей со способами составления родословного древа; пробудить в них интерес к истории своей семьи. | Уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения. | Теоретический материал учебника стр.28-31, р.т. стр. 16 № 1,2 |
12 | Муж и жена — одна душа (окр.мир) | Учебник стр. 32-35,р.т. стр. 18 № 2,4 | | Познакомить детей с представлениями о великой значимости супружеского союза мужчины и женщины, отражёнными в народных сказках | Уметь творчески выразить представления о крепости супружеского союза в рукотворной игрушке, кукольном спектакле. | Теоретический материал учебника стр. 32-35,р.т. стр. 18 № 2,4 |
13 | Святость отцовства и материнства. (окр. мир) | Учебник стр.36-39, р.т. стр. 20 № 2,3,4 | | Познакомить детей с представлениями о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отражёнными в народных сказках, пословицах | Уметь творчески выразить представления о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле. | Теоретический материал учебника стр.36-39, р.т. стр. 20 № 2,3,4 |
14 | Добрые дети — дому венец. (окр. мир) | Учебник стр. 40-43,р.т. стр. 22 № 2,4 | | Инициировать поисково-исследовательскую работу ребёнка в стремлении узнать значение имени, которое он носит | Уметь описать личностные качества человека, выбранного ребёнком в качестве образца для подражания. | Теоретический материал учебника стр. 40-43,р.т. стр. 22 № 2,4 |
15 | Парк. Городской парк. (тех) | | Профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник. Лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор. | Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией. | Составлять рассказ о значении природы для города и об особенностях художественного оформления парков, использовать материал учебника и собственные наблюдения. Анализировать и сравнивать профессиональную деятельность человека в сфере городского хозяйства и ландшафтного дизайна. Определять назначения инструментов для ухода за растениями. Составлять самостоятельно эскиз композиции, выбирать природные материалы, отбирать необходимые инструменты, определять приёмы и способы работы с ними. Применять знания о свойствах природных материалов, выполнять из природных материалов, пластилина и бумаги объёмную аппликацию на пластилиновой основе. | |
16 | Мир природы в народном творчестве. (окр. мир) | Учебника стр. 46-49 | Орнамент, архитектурные украшения. | Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в различных видах народного творчества (в народных песенках и сказках, построенных по типу цепочки, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта и традиционной одежде). | Определять образ единого дома-мира в произведениях словестного и изобразительно- прикладного народного творчества. Характеризовать изображения окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края. Воспроизводить образ дома-мира в собственном произведении. | Теоретический материал учебника стр. 46-49, р.т. стр. 34 № 2,3 |
17 | Природные стихии в народном творчестве. (окр. мир) | Учебника стр. 66-67 | | Способы изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества: в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде. | Узнавать образы воздуха, огня, воды в произведениях словестного и изобразительно-прикладного народного творчества. Предлагать для игры несколько загадок об огне, воде, воздухе из творчества народов своего края, находить и характеризовать эти образы в словестных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего народа. Различать разные проявления этих стихий (вода в водоёмах разного типа, дождь, солнце, молния, огонь на земле и др.) Использовать народные приёмы изображения природных стихий для сочинения своих загадок об огне, воде, воздухе. | Теоретический материал учебника стр. 66-67,р.т. стр. 47 № 2,3 |
18 | Кладовые Земли (окр.мир) | учебника стр. 70-72 | Горные породы, минералы, полезные ископаемые, месторождения, шахты, карьеры, скважины. | Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края. | Исследовать состав гранита в ходе практической работы в группах. Рассказывать по схеме о составе гранита. Различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам. Приводить примеры полезных ископаемых своего края. Работая в группах, извлекать из атласа-определителя информацию об изучаемых полезных ископаемых. Раскрывать значение полезных ископаемых в хозяйстве человека. | Теоретический материал учебника стр. 70-72,р.т. стр. 49 № 3,4 |
19 | Чудо под ногами (окр.мир) | Учебника стр.74-76 | Почва, плодородие, почвоведение, перегной, минеральные соли. | Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека. | Исследовать состав почвы в ходе практической работы в группах. Раскрывать значение почвы для живой природы и хозяйственной жизни человека. Устанавливать связи между составом почвы и её плодородием. Моделировать связи почвы и растения. Анализировать рисунок учебника, определять животных, обитающих в почве, высказывать предположения об их влиянии на плодородие почвы. Извлекать из атласа-определителя информацию о животных почвы. | Теоретический материал учебника стр.74-76 |
20 | Мир растений (окр. мир) | учебника стр.78-81 | Дикорастущие, культурные растения, водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения, кислород, углекислый газ. | Разнообразие растений. Группы и виды растений. Особенности дыхания и питания растений. Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. | Знакомиться по тексту учебника с группами растений; классифицировать растения, представленные на иллюстрациях учебника. Узнавать группы растений по описанию. Сравнивать схемы дыхания и питания растений, на этой основе раскрывать особую роль растений в природе и жизни людей. В ходе групповой работы определять предложенные растения с помощью атласа-определителя, устанавливать их принадлежность к изученным группам. Проектное задание: готовить фоторассказ о мире растений родного края. Кратко характеризовать растения родного края на основе наблюдений. | Теоретический материал учебника стр.78-81 ,р.т. стр. 53 № 3,4 |
21 | Русская зима. Пейзаж в графике: чёрный и белый цвета. Передача образа заиндевелых растений. (изо) | Учебник, с. 50–51. Тетрадь, с. 30–31 | Разнообразные штрихи и линии. | Сезонные изменения в природе. «Как красивы русские зимы…». Образ природы на зимних пейзажах отечественных художников и в поэтических произведениях. Графика как один из видов изобразительного творчества. Пейзаж в графике. Возможности графических средств в изображении красоты, состояний природы зимой. Графические композиции А. Кравченко «Зима», Д. Шмаринова «Зимой», В. Прибыткова «Окраина в снегу». | | Рисунок по памяти или по представлению с изображением образов зимних (заиндевелых) растений «В таинственном царстве Деда Мороза», выполненный тушью или белой гуашью |
22 | Золотистая соломка (тех) | | Соломка, междоузлие. | Работа с природным материалом. Знакомство с новым видом природного материала — соломкой. Свойства соломки. Её использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки — холодный и горячий способы. Изготовление аппликации из соломки. Учёт цвета, фактуры соломки при создании композиции. | Осваивать способы подготовки и приёмы работы с новым природным материалом — соломкой. Наблюдать и исследовать его свойства и особенности использования в декоративно-прикладном искусстве. Использовать технологию подготовки соломки для изготовления изделия. Составлять композицию с учётом особенностей соломки, подбирать материал по цвету, размеру. Анализировать план работы по созданию аппликации из соломки, на его основе заполнять технологическую карту. Корректировать и контролировать работу, соотносить этапы работы с технологической картой, слайдовым и текстовым планом. Выполнять раскрой деталей по шаблону. | |
23 | Плодородная земля и растения в народном творчестве. (окр. мир) | Учебника стр.82-85 | | Способы изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества своего края: в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде. | Узнавать образы плодородной земли и растений в произведениях словестного и изобразительно-прикладного народного творчества. Подбирать загадки о земле и растениях в творчестве народов своего края для современной игры. Находить и характеризовать эти образы в словестных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края, использовать приёмы народного искусства для сочинения своих загадок о земле и растениях. | Теоретический материал учебника стр.82-85,р.т. стр. 57 № 2,3 |
24 | В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги. (изо) | Учебник, с. 59–62. Тетрадь, с. 38–41 | | Красота ансамбля русского народного костюма (северного сарафанного и южного понёвного комплексов). Главные части северорусского и южнорусского костюмов. Характеристика ансамбля женского костюма с учетом разницы составных частей ансамбля севернорусского и южнорусского костюмного комплекса. Узоры-обереги в русском народном костюме. Символика цвета | | Рисунок орнаментальной полосы по мотивам украшения русского народного костюма, вы-полненный фломастерами или цветными карандашами |
25 | Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиций мастерства. (изо) | Учебник, с. 85–87. Тетрадь, с. 54–57 | | Знакомство с промыслами по изготовлению деревянной игрушки, их историей. Виды деревянной игрушки. Традиции искусства резьбы и росписи по дереву. Обобщение выразительных возможностей народной игрушки. Символика образов. | | Зарисовки народных деревянных игрушек, выполненные акварелью, гуашью, цветными карандашами или фломастерами (по выбору) |
26 | Широкая Масленница. Сюжетно-декоративная композиция. (изо) | Учебник, с. 83–84. Тетрадь, с. 52–53 | Ярмарка, петрушка, Масленица, вертеп, балаган, аттракцион. | Широкая масленица: традиции народного праздника. Изображение масленичных гуляний в произведениях живописи. Описание Масленицы в литературных произведениях.Техника обрывной аппликации. | | Декоративная композиция с изо- бражением масленичного праздника, выполненная в технике бумажной (об- рывной) аппликации |
27 | Мир животных. (окр. мир) | Учебника стр. 86-89 | Млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, мальки, головастики, птенцы, детёныши. | Разнообразие животных. Группы и виды животных. Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений. | Знакомиться по тексту учебника с группами животных, классифицировать животных, представленных на иллюстрациях учебника. С помощью атласа-определителя приводить примеры животных разных групп. Различать виды животных. Сравнивать размножение и развитие животных разных групп. Высказывыать аргументированные суждения о роли животных в природе и жизни людей. Проектное задание: готовить фоторассказ о мире животных родного края, выражать своё отношение к нему. | Теоретический материал учебника стр. 86-89, р.т. стр. 58 № 2,3,4,6 |
28 | Животные в народном творчестве. (окр. мир) | Учебника стр. 90-93 | | Познакомить детей со способами изображения животных в разных видах народного творчества. | Уметь найти и охарактеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества. | Теоретический материал учебника стр. 90-93,р.т. стр. 65 № 3 |
29 | Каждая птица своим пером красуется. Рисование птиц по памяти. (изо) | Учебник, с. 40–42. Тетрадь, с. 26–27 | | Народные традиции заботы о пернатых, о красоте мира живой природы. «Синичкин праздник». Изображения птиц в произведениях отечественных художников. Форма, пропорции, цветовая окраска различных птиц. Форма и фактура в графике. Техника акварельной живописи «по сырому» | | Наброски птиц по памяти. Рисунок по памяти, по представлению зимующих в нашем краю птиц в разных поворотах, выполненный акварелью в технике живописи «по сырому» |
30 | Невидимые нити в живой природе. (окр.мир) | Учебника стр. 94-97 | Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные, цепи питания. | Особенности питания разных животных (растительноядные, хищные, насекомоядные, всеядные). Цепи питания. Приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов. | Классифицировать животных по особенностям питания. С помощью атласа-определителя приводить примеры растительноядных и хищных животных. Использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщений о таких животных. Составлять цепи питания. Выявлять признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от животных. Участвовать в старинной игре, объяснять её связь с темой урока. | Теоретический материал учебника стр. 94-97,р.т. стр. 66 № 2,3 |
31 | Лес — волшебный дворец. (окр.мир) | Учебника стр. 98-103 | Единство живой и неживой природы, природное сообщество леса, бактерии, круговорот веществ. | Лес — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные, грибы, бактерии). Природное сообщество леса: взаимосвязи в лесном сообществе (растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений). Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество. | Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия леса. По иллюстрации знакомиться с разнообразием организмов в лесу. Обнаруживать взаимосвязи в лесном сообществе. Составлять цепи питания, характерные для лесного сообщества. Прослеживать по схеме круговорот веществ в лесу. Использовать атлас-определитель для расспознавания лесных организмов своего края и подготовка сообщений о них. | Теоретический материал учебника стр. 98-103, р.т. стр. 69 № 3 |
32 | Луг — царство цветов и насекомых. (окр. мир) | Учебника стр. 104-109 | Единство живой и неживой природы, природное сообщество луга, бактерии, круговорот веществ. | Луг — единство живой и неживой природы. Природное сообщество луга, его отличия от сообщества леса; взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу. Влияние человека на луговое сообщество. | Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия луга. По иллюстрации знакомиться с разнообразием организмов на лугу. Обнаруживать взаимосвязи в луговом сообществе. Составлять цепи питания, характерные для лугового сообщества. Прослеживать по схеме круговорот веществ на лугу. Использовать атлас-определитель для расспознавания луговых организмов своего края и подготовка сообщений о них. | Теоретический материал учебника стр. 104-109, р.т. стр. 70 № 2,4 |
33 | Водоём — дом из воды. (окр.мир) | Учебника стр. 110-115 | Единство живой и неживой природы, природное сообщество водоёма, двустворчатые моллюски, круговорот веществ. | Водоём — единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоёма, его отличия от сообществ леса и луга; взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот веществ в водном сообществе. Влияние человека на водное сообщество. | Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия водоёма. Знакомиться с разнообразием организмов пресного водоёма, сравнивать водное сообщество с лесным и луговым. Составлять цепи питания, характерные для водного сообщества. Обнаруживать взаимосвязи в водном сообществе. Использовать атлас-определитель для распознавания пресноводных организмов своего края и подготовки сообщений о них. | Теоретический материал учебника стр. 110-115,р.т. стр. 74 № 2,3 |
34 | Как сохранить богатство природы. (окр.мир) | Учебника стр. 116-119 | | Положительное и отрицательное влияние человека на природу своего края. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, почвы, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки; их роль в охране природы. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы. | Работая в парах, соотносить отрицательное влияние человека на природу и меры по её охране, заполнять таблицу в рабочей тетради. Рассказывать об охране природных богатств. Высказывать аргументированные суждения о возможности своего участия в охране природных богатств, о личной ответственности за сохранность природы. | Теоретический материал учебника стр. 116-119, р.т. стр. 81 № 2 |
35 | «Город чудный...» Памятники архитектуры. Старинный русский город-крепость. (изо) | Учебник, с. 70–71. Тетрадь, с. 46–47 | Формы (башни, стены, терема, шпили, храмы, колокольни, звонницы…), из которых складывается образ крепости. | В мире народного зодчества. Таинственный град Китеж. Формы (башни, стены, терема, шпили, храмы, колокольни, звонницы…), из которых складывается образ крепости. Композиционные схемы крепостных построек | | Рисунок по представлению «Старинный русский город-крепость», выполненный в живописной или графической технике |
36 | Рождение города Новосибирска. (окр.мир) | | | | | |
37 | Мосты. (тех) | | Мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущие конструкции. | Мост, путепровод, виадук. Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки из-под коктейля, зубочистки др.) Новый вид соединения деталей — натягивание нитей. | Находить и отбирать информацию о конструктивных особенностях мостов. Создавать модель висячего моста с соблюдением его конструктивных особенностей. Анализировать и выделять основные элементы реального объекта, которые необходимо перенести при изготовлении моста. Заполнять технологическую карту. Выполнять чертёж деталей и разметку при помощи шила. Подбирать материалы для изготовления изделия, отражающие характеристики или свойства реального объекта, заменять при необходимости основные материалы подручными. Осваивать и использовать новые виды соединения деталей (натягивание нтей). Самостоятельно оформлять изделие. | |
38 | Транспорт. Яхта. (тех) | | Профессия: кораблестроитель. Верфь, баржа, контргайка. | Работа с бумагой. Конструирование. Заполнение технологической карты. | Осуществлять поиск информации о водном транспорте и видах водного транспорта. Самостоятельно организовать свою деятельность. Анализировать конструкцию, заполнять технологическую карту, определять последовательность операций. Яхта: выполнять раскрой деталей по шаблону, проводить сборку и оформление изделия, использовать приёмы работы с бумагой, создать модель яхты с сохранением объёмной конструкции. Презентовать готовое изделие. | |
39 | Улицы нам расскажут. (окр.мир) | | | | | |
40 | Улицы нам расскажут. (окр.мир) | | | | | |
41 | Памятники города Новосибирска. (окр.мир) | | | | | |
42 | Чудеса родного города. (окр.мир) | | | | | |
43 | Чудеса родного города. Фонтаны. (тех) | | Фонтан, декоративный водоём. | Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу. | Составлять рассказ о фонтанах, их видах и конструктивных особенностях, используя информацию и собственные наблюдения. Выполнять раскрой деталей по шаблону, оформлять изделие при помощи пластичных материалов. Выполнять оформление по собственному эскизу. | |
44 | Чудеса родного города. Зоопарк. (тех) | | Оригами, бионика. | Знакомство с историей возникновения зоопарков в России и своём крае. Бионика. История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами. | Объяснять значение понятия «бионики», используя информацию. Различные техники оригами. Осваивать приёмы сложения оригами, понимать их графическое изображение. Самостоятельно выполнять работу по схеме, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по сложению оригами. | |
45 | Чудеса родного города. Кукольный театр. Пальчиковые куклы. (тех) | | | | | |
46 | Театры города Новосибирска. (окр.мир) | | | | | |
47 | Известные люди Новосибирска. (окр. мир) | | | | | |
48 | Новосибрск в годы Великой Отечественной войны. (окр. мир) | | | | | |
49 | Монумент Славы. (окр.мир) | | | | | |
50 | Экскурсия в Краеведческий музей. (окр.мир) | | | | | |
51 | Обзорная экскурсия по городу Новосибирску. (окр.мир) | | | | | |
52 | Детские игры — школа здоровья. (окр. мир) | Учебника стр.44-47 | | | | Теоретический материал учебника стр.44-47, р.т. стр. 24 № 2,5,6 |