СДЕЛАЙТЕ СВОИ УРОКИ ЕЩЁ ЭФФЕКТИВНЕЕ, А ЖИЗНЬ СВОБОДНЕЕ

Благодаря готовым учебным материалам для работы в классе и дистанционно

Скидки до 50 % на комплекты
только до

Готовые ключевые этапы урока всегда будут у вас под рукой

Организационный момент

Проверка знаний

Объяснение материала

Закрепление изученного

Итоги урока

Рабочая программа по модулю "Сибирь - наш край родной"

Нажмите, чтобы узнать подробности

Рабочая программа по модулю "Сибирь - наш край родной" - 3 класс, 52 ч.

Просмотр содержимого документа
«Рабочая программа по модулю "Сибирь - наш край родной"»

МО

учителей начальных классов

Руководитель МО

_______________________


«___» ___________ 2014 г.

Заместитель директора школы по УР


_____________________


«___»__________ 2014 г.


Директор школы



__________С. К. Душтакова


«___»____________ 2014 г.








Рабочая программа

По модулю «Сибирь — наш край родной»

Класс: 3

Учитель: Поманысочко М.Н.

Количество часов по программе: 52 часа





1.Пояснительная записка

Программа разработана на основе Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования, Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России, планируемых результатов начального общего образования, авторских программ А. А. Плешакова, М. Ю. Новицкой, Шпикаловой Т. Я, Роговцевой Н. И.

Основной целью модуля является формирование у учащихся целостного представления о

Сибири; социализация личности по месту проживания: именно знания о регионе создают условия для понимания и принятия учениками той истины, что только труд и заботы людей могут сделать жизнь в крае интересной, разнообразной и богатой.

Задачи:

  1. Познакомить с достопримечательностями родного города, жизнью города в разные исторические эпохи.

  2. Воспитывать уважение к культуре других национальностей, населяющих Сибирь.

  3. Развивать способность к художественно-образному, эмоционально-ценностному восприятию произведений изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру (музеи, архитектура, дизайн, скульптура и др.).

  4. Совершенствовать эмоционально-образного восприятия произведений искусства и окружающего мира.



2. Общая характеристика учебного предмета

Программа данного модуля включает 3 учебных предмета : окружающий мир, изобразительное искусство, технология.

Программа создана с опорой на культурологические принципы, понятия, категории, которые гармонично объединяют естественно-научные знания и опыт гуманитарных наук. Ведущей с точки зрения организации содержания является идея единства мира природы и мира культуры. С этой принципиальной позиции окружающий мир рассматривается как природно-культурное целое, а человек — как часть природы, как создатель культуры и как её продукт, т. е. тоже природно-культурное целое.

Программу определяют важнейшие компоненты культуры — норма, ценность, идеал, что позволяет представить такое явление, как мир, системно с точки зрения культурно-нормативного, культурно-значимого, культурно-должного в жизни человека. Таким образом дети получают возможность создать целостную картину мира, выявляя в ходе первоначального знакомства с природными явлениями и фактами культуры универсальные ценностно-смысловые ориентиры, необходимые человеку. Ведь именно ценностно-консолидирующее пространство культуры обеспечивает согласие между людьми в обществе и помогает им определить своё место в мире природы как в жизненно важной сфере человеческого бытия.


3. Место учебного предмета в учебном плане

На изучение модуля в 3 классе отводится 52 часа (1,25 ч, 34 учебные недели).


4. Ценностные ориентиры содержания учебного предмета

В процессе изучения модуля школьники овладевают основами практико-ориентированных знаний о человеке, природе и обществе, учатся осмысливать причинно-следственные связи в окружающем мире, в том числе на многообразном материале природы и культуры родного края. Предмет обладает широкими возможностями для формирования у младших школьников фундамента экологической и культурологической грамотности и соответствующих компетентностей — умений проводить наблюдения за природными явлениями, ставить опыты, соблюдать правила поведения в мире природы и людей, правила здорового образа жизни. Это позволит учащимся освоить основы природо- и культуросообразного поведения. Поэтому предмет «Окружающий мир» играет наряду с другими предметами начальной школы значительную роль в духовно-нравственном развитии и воспитании личности, формирует вектор культурно-ценностных ориентаций младшего школьника в соответствии с отечественными традициями духовности и нравственности.

Овладение основами художественного языка, получение эмоционально-ценностного опыта, эстетического восприятия мира и художественно-творческой деятельности помогут младшим школьникам при освоении смежных дисциплин, а в дальнейшем станут основой отношения растущего человека к себе, окружающим людям, природе, науке, искусству и культуре в целом.

5. Личностные, метапредметные, предметные результаты освоения учебного предмета

Личностные

1) формирование основ российской гражданской идентичности, чувства гордости за свою Родину, осознание своей этнической и национальной принадлежности;

2) формирование целостного, социально ориентированного взгляда на мир в его органическом единстве и разнообразии природы, народов, культур и религий;

3) формирование уважительного отношения к иному мнению, истории и культуре других народов;

4) принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения;

5) формирование эстетических потребностей, ценностей и чувств;

6) развитие этических чувств, доброжелательности и эмоционально-нравственной отзывчивости, понимания и сопереживания чувствам других людей;

7) развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях, умения не создавать конфликтов и находить выходы из спорных ситуаций;

8) формирование установки на безопасный, здоровый образ жизни, наличие мотивации к

творческому труду, работе на результат, бережному отношению к материальным и духовным ценностям.

Метапредметные результаты

1) овладение способностью принимать и сохранять цели и задачи учебной деятельности, поиска средств ее осуществления;

2) освоение способов решения проблем творческого и поискового характера;

3) формирование умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата;

4) формирование умения понимать причины успеха/неуспеха учебной деятельности и способности конструктивно действовать даже в ситуациях неуспеха;

5) использование знаково-символических средств представления информации для создания моделей изучаемых объектов и процессов, схем решения учебных и практических задач;

6) активное использование речевых средств информации и коммуникационных технологий (далее — ИКТ) для решения коммуникативных и познавательных задач;

7) использование различных способов поиска (в справочных источниках и открытом учебном

информационном пространстве сети Интернет), сбора, обработки, анализа, организации, передачи

и интерпретации информации в соответствии с коммуникативными и познавательными задачами и

технологиями учебного предмета; готовить свое выступление и выступать с аудио-, видео-и графическим сопровождением; соблюдать нормы информационной избирательности, этики и этикета;

8) овладение навыками смыслового чтения текстов различных стилей и жанров в соответствии с целями и задачами;

9) готовность слушать собеседника и вести диалог; готовность признавать возможность существования различных точек зрения и права каждого иметь свою; излагать своѐ мнение и аргументировать свою точку зрения и оценку событий;

10) определение общей цели и путей ее достижения; умение договариваться о распределении функций и ролей в совместной деятельности; осуществлять взаимный контроль в совместной деятельности, адекватно оценивать собственное поведение и поведение окружающих;

Предметные результаты

1. Уважительное отношение к России, родному краю, своей семье, истории, культуре, природе Сибири, её современной жизни.

2. Осознание целостности окружающего мира, освоение основ экологической грамотности, элементарных правил нравственного поведения в мире природы и людей, норм здоровьесберегающего поведения в природной и социальной среде.

3. Освоение доступных способов изучения природы и общества (наблюдение, запись, сравнение, классификация и др. с получением информации из семейных архивов, от окружающих людей, в открытом информационном пространстве).

4. Развитие навыков устанавливать и выявлять причинно-следственные связи в окружающем мире.

5. Сформированность основ художественной культуры, в том числе на материале художественной культуры родного края, эстетического отношения к миру; понимание красоты как ценности; потребности в художественном творчестве и в общении с искусством.

6. Овладение практическими умениями и навыками в восприятии, анализе и оценке произведений искусства.

7. Овладение элементарными практическими умениями и навыками в различных видах художественной деятельности (рисунке, живописи, декоративно-прикладной деятельности).


6. Содержание учебного предмета

Окружающий мир (34 часа)

Человек и общество (21 час)

Общество — совокупность людей, которые объединены общей культурой и связаны друг с другом совместной деятельностью во имя общей цели. Духовно-нравственные и культурные ценности — основа жизнеспособности общества. Общее представление о вкладе в культуру человечества традиций и религиозных воззрений разных народов.

Человек — член общества, носитель и создатель культуры. Внешний облик человека и его внутренний мир. Лучшие человеческие качества и культура. Искусство и его значение в жизни человека.

История освоения Сибири. Наиболее важные и яркие события общественной и культурной жизни страны в разные исторические периоды: Древняя Русь, Московское государство, Российская империя, СССР, Российская Федерация.

Начальные представления о культуре России в разные исторические времена (образование, научные знания, памятники архитектуры и живописи и др.).

Выдающиеся люди разных эпох. Охрана памятников истории и культуры. Посильное участие в охране памятников истории и культуры своего края. Личная ответственность каждого человека за сохранность историко-культурного наследия своего края.

Человек и природа (13 часов)

Родной край (Сибирь) — частица России. Формы земной поверхности: равнины, горы, холмы, овраги (общее представление, условное обозначение равнин и гор на карте). Особенности поверхности родного края (краткая характеристика на основе наблюдений).

Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края (2—3 примера).

Водоёмы, их разнообразие (океан, море, река, озеро, пруд); использование человеком. Водоёмы родного края (названия, краткая характеристика на основе наблюдений).

Природные зоны Сибири: общее представление (климат, растительный и животный мир, особенности труда и быта людей, влияние человека на природу зон тундры, леса, степи , охрана природы).

Заповедники, национальные парки, их роль в охране природы. Красная книга России, её значение, отдельные представители растений и животных Красной книги. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Изобразительная деятельность. (9 часов)

Изображение деревьев, птиц, животных: общие и характерные черты. Линия, штрих, пятно и художественный образ. Пейзажи родной природы.

Мой край родной. Моя земля. Пейзаж: пространство, планы, цвет, свет. Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Вольный ветер — дыхание земли. Пейзаж: линии, штрихи, точки, пятно, свет. Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, ритм.

Осенние метаморфозы. Пейзаж: колорит, композиция. Наблюдение природы и природных явлений, различение их характера и эмоциональных состояний. Использование различных художественных материалов и средств для создания выразительных образов природы. Жанр пейзажа.

Зимние фантазии. Наброски и зарисовки: цвет, пятно, силуэт, линия. Образы природы и человека в живописи. Красота и разнообразие природы, человека, зданий, предметов, выраженные средствами рисунка. Пейзажи разных географических широт.

Зимние картины. Сюжетная композиция: линия горизонта, композиционный центр, пространственные планы, ритм, динамика. Образы природы и человека в живописи. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия, форма, ритм.

Образ мира в народном костюме и внешнем убранстве крестьянского дома. Образы-символы. Орнамент: ритм, симметрия, символика. Человек, мир природы в реальной жизни: образы человека, природы в искусстве. Представление о роли изобразительных (пластических) искусств в повседневной жизни человека, в организации его материального окружения.

Вода — живительная стихия. Проект экологического плаката: композиция, линия, пятно.

Русский мотив. Пейзаж: композиция, колорит, цветовая гамма, пространство. Пейзажи родной природы. Продолжение знакомства с основами художественной грамоты: композиция, цвет, линия.

Орнаментальный образ в веках. Орнамент народов мира: региональное разнообразие и национальные особенности. Отражение в пластических искусствах природных, географических условий, традиций, религиозных верований разных народов (на примере изобразительного и декоративно-прикладного искусства народов Сибири).



7. Тематическое планирование


№ урока

Тема урока

Страницы учебника

Новые понятия и термины

Содержание

Характеристика деятельности учащихся

Результата УУД

1

Отправимся на экскурсию (окр. мир)

Учебник стр. 16-19, р.т. стр. 14 № 2,3,5

Экскурсия, экскурсовод, экскурсант

Важнейшие особенности различных учреждений научно-просветительского характера. Сведения о них в путеводителях. Интернете. Посещение научно-просветительских учреждений как способ познания природы и культуры.

Характеризовать различные научно-просветительские учреждения, находить необходимые сведения о них в путеводителях и других источниках. Работая в группах, участвовать в ролевой игре, выступая в роли экскурсоводов и эксукрсантов. Обсуждать правила поведения на экскурсии. Задавать вопросы по теме и содержанию экскурсии в соответствии с личными интересами, оформлять впечатления от экскурсии: обобщить и раскрыть её содержание, демонстрировать свои рисунки, фотографии, материалы, изданные учреждением.

Проектное задание: вместе со взрослыми побывать на экскурсии, составить фоторассказ о ней, оценить экскурсию и мотивировать свою оценку.

Теоретический материал учебника стр. 16-19, р.т. стр. 14 № 2,3,5

2

Живописные просторы Родины. Пейзаж: пространство и цвет. Композиция «Родные просторы» (изо)

Учебник,
с. 10–13.

Тетрадь,
с. 4–5

Линия горизонта, воздушная перспектива, тёплые и холодные тона.

Живописные просторы Родины. Наблюдения
за природой. Пейзаж. Пейзаж в картинах известных отечественных художников. Творчество И. И. Шишкина. Пространство и цвет. Способы передачи пространства в пейзажных композициях.


Рисунок по памяти или по представлению с изображением пейзажа «Родные просторы», выполненный акварелью или гуашью по одной из предлагаемых композиционных схем

3

Архитектура. Дом. (тех.)



Профессии: архитектор, инженер-строитель, прораб.

Основы черчения. Выполнение чертежа и масштабирование при изготовлении изделия. Правила безопасности работы с ножом. Объёмная модель дома. Самостоятельное оформление изделия по эскизу.

Находить и отбирать информацию, необходимую для изготовления изделия, объяснять новые понятия. Овладеть основами черчения и масщтабирования М 1:2 и М 2:1, выполнять разметку при помощи шаблона, симметричного складывания. Сравнивать эскиз и технический рисунок, свойства различных материалов, способы использования инструментов в бытовых условиях и в учебной деятельности. Анализировать линии чертежа, конструкции изделия. Соотносить назначения городских построек с их архитектурными особенностями. Находить отдельные элементы архитектуры. Организовывать рабочее место. Находить и рационально располагать на рабочем месте необходимые инструменты и материалы. Выбирать способы крепления скотчем или клеем. Осваивать правила безопасной работы ножом при изготовлении изделия.


4

«Двор, что город, изба, что терем». В мире народного зодчества: традиции русского мастерства. (изо)

Учебник,
с. 34–37.

Тетрадь,
с. 22–23

Причелина, полотенце, оконный наличник, охлупень.

Деревянное зодчество России. Музеи-заповедники под открытым небом (например, Кижи; Малые Карелы под Архангельском; Вятославицы под Великим Новгородом и т. д.). Связь красоты и функциональности в архитектурном убранстве крестьянского дома.


Рисунок по представлению с опорой на вариацию мотивов знаков-оберегов, выполненный графическими средствами (карандашом, пером или фломастером)

5

Родной дом — уголок Отчизны. (окр. мир)

Учебник стр.4-7, р.т. стр.1,4

«экос», «ойкос», «ойкумена»

экология

Отчизна, отчий

Познакомить детей с разными значениями слова «мир», с трёхчастной структурой старинного дома как образа вселенной.

Знать разные значения слова «мир» на русском языке и находить их аналоги в языках народов.

Теоретический материал учебника стр.4-7, р.т. стр.1,4

6

Свой дом — свой простор. (окр.мир)

Учебник стр.8-11

Матица, печи, порог, женский и мужской угол.

Трёхчастная структура старинного дома как образ Вселенной. Роль и назначение порога, матицы, печи. Женского и мужского углов в старинном доме; их аналог в усиройстве старинного жилища народов своего края, а также названия в местных языках.

Сравнивать устройство старинного и совремнного домов. Объяснять роль и значение порога, матицы, печи, женского и мужского углов в старинном доме; находить им аналоги в устройстве старинного жилища народов своего края. А также названия в местных языках. Выявлять нравственный смысл конструктивных особенностей жилища в соответсвии с их назначением и ролью в жизни каждого члена семьи, сопоставлять особенности внутреннего устройства старинного и современного дома, находить общее и различное.

Теоретический материал учебника стр.8-11,р.т. стр. 6№ 1,2

7

В красном углу сесть — великая честь. (окр.мир)

Учебник стр.12-15

Красный угол, рушник.

Эстетическое оформление красного угла как цетра духовной жизни традиционной семьи в будни и праздники.

Выявлять роль и назначение красного угла как почётного места в старинном доме; находить его аналог в устройстве стариннрго жилища народов своего края, а также название в местных языках.

Теоретический материал учебника стр.12-15,р.т. стр. 9 № 3,4

8

Каждая изба удивительных вещей полна. (изо)

Учебник, с. 48–49. Тетрадь,
с. 28–29


«Каждая изба удивительных вещей полна». Предметный мир крестьянской избы. Обаяние и красота старинных вещей: поэзия и гармония жизни в предметах крестьянского быта.


Рисунок по представлению натюрморта с изображением предметов крестьянского быта, с выявлением объема, выполненный акварелью

9

Побываем в гостях

(окр. мир)

Учебник стр.16-21,р.т. стр. 10 № 3,4

Национальные костюмы,

жилище,

внешний облик,

виды природы.

Познакомить детей с традициями гостеприимства, принятыми в старину и в настоящее время.

Знать традиции гостеприимства и стремиться соблюдать их в соответствующих ситуациях.

Теоретический материал учебника стр.16-21,р.т. стр. 10 № 3,4

10

На свет появился — с людьми породнился

(окр. мир)

Учебник стр.22-27,р.т. стр. 14 № 3


Познакомить детей с традиционными терминами родства и свойства, принятыми в русской народной культуре.

Уметь использовать терминологию родства в применении к членам другой семьи.

Теоретический материал учебника стр.22-27,р.т. стр. 14 № 3

11

Родословное дерево

(окр. мир)

Учебник стр.28-31, р.т. стр. 16 № 1,2


Познакомить детей со способами составления родословного древа; пробудить в них интерес к истории своей семьи.

Уметь строить схему родственных связей в своей семье до третьего-четвёртого поколения.

Теоретический материал учебника стр.28-31, р.т. стр. 16 № 1,2

12

Муж и жена — одна душа (окр.мир)

Учебник стр. 32-35,р.т. стр. 18 № 2,4


Познакомить детей с представлениями о великой значимости супружеского союза мужчины и женщины, отражёнными в народных сказках

Уметь творчески выразить представления о крепости супружеского союза в рукотворной игрушке, кукольном спектакле.

Теоретический материал учебника стр. 32-35,р.т. стр. 18 № 2,4

13

Святость отцовства и материнства. (окр. мир)

Учебник стр.36-39, р.т. стр. 20 № 2,3,4


Познакомить детей с представлениями о родительской любви, самоотверженности, жертвенности, отражёнными в народных сказках, пословицах

Уметь творчески выразить представления о родительской любви к детям в рукотворной игрушке, в кукольном спектакле.

Теоретический материал учебника стр.36-39, р.т. стр. 20 № 2,3,4

14

Добрые дети — дому венец. (окр. мир)

Учебник стр. 40-43,р.т. стр. 22 № 2,4


Инициировать поисково-исследовательскую работу ребёнка в стремлении узнать значение имени, которое он носит

Уметь описать личностные качества человека, выбранного ребёнком в качестве образца для подражания.

Теоретический материал учебника стр. 40-43,р.т. стр. 22 № 2,4

15

Парк. Городской парк.

(тех)


Профессии: ландшафтный дизайнер, озеленитель, дворник.

Лесопарк, садово-парковое искусство, тяпка, секатор.

Природа в городской среде. Профессии, связанные с уходом за растениями в городских условиях. Композиция из природных материалов. Макет городского парка. Сочетание различных материалов в работе над одной композицией.

Составлять рассказ о значении природы для города и об особенностях художественного оформления парков, использовать материал учебника и собственные наблюдения. Анализировать и сравнивать профессиональную деятельность человека в сфере городского хозяйства и ландшафтного дизайна. Определять назначения инструментов для ухода за растениями. Составлять самостоятельно эскиз композиции, выбирать природные материалы, отбирать необходимые инструменты, определять приёмы и способы работы с ними. Применять знания о свойствах природных материалов, выполнять из природных материалов, пластилина и бумаги объёмную аппликацию на пластилиновой основе.


16

Мир природы в народном творчестве.

(окр. мир)

Учебника стр. 46-49

Орнамент, архитектурные украшения.

Мир природы как единство. Способы отражения древней мысли человечества о единстве мира в различных видах народного творчества (в народных песенках и сказках, построенных по типу цепочки, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта и традиционной одежде).

Определять образ единого дома-мира в произведениях словестного и изобразительно- прикладного народного творчества. Характеризовать изображения окружающего мира как дома в произведениях народного творчества своего края. Воспроизводить образ дома-мира в собственном произведении.

Теоретический материал учебника стр. 46-49, р.т. стр. 34 № 2,3

17

Природные стихии в народном творчестве.

(окр. мир)

Учебника стр. 66-67


Способы изображения природных стихий (огонь, вода, воздух) в разных видах народного творчества: в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде.

Узнавать образы воздуха, огня, воды в произведениях словестного и изобразительно-прикладного народного творчества. Предлагать для игры несколько загадок об огне, воде, воздухе из творчества народов своего края, находить и характеризовать эти образы в словестных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего народа.

Различать разные проявления этих стихий (вода в водоёмах разного типа, дождь, солнце, молния, огонь на земле и др.) Использовать народные приёмы изображения природных стихий для сочинения своих загадок об огне, воде, воздухе.

Теоретический материал учебника стр. 66-67,р.т. стр. 47 № 2,3

18

Кладовые Земли (окр.мир)

учебника стр. 70-72

Горные породы, минералы, полезные ископаемые, месторождения, шахты, карьеры, скважины.

Горные породы и минералы. Полезные ископаемые, их значение в хозяйстве человека, бережное отношение людей к полезным ископаемым. Полезные ископаемые родного края.

Исследовать состав гранита в ходе практической работы в группах. Рассказывать по схеме о составе гранита. Различать полезные ископаемые по фотографиям и натуральным образцам. Приводить примеры полезных ископаемых своего края. Работая в группах, извлекать из атласа-определителя информацию об изучаемых полезных ископаемых. Раскрывать значение полезных ископаемых в хозяйстве человека.

Теоретический материал учебника стр. 70-72,р.т. стр. 49 № 3,4

19

Чудо под ногами (окр.мир)

Учебника стр.74-76

Почва, плодородие, почвоведение, перегной, минеральные соли.

Почва, её состав, значение для живой природы и для хозяйственной жизни человека.

Исследовать состав почвы в ходе практической работы в группах. Раскрывать значение почвы для живой природы и хозяйственной жизни человека. Устанавливать связи между составом почвы и её плодородием. Моделировать связи почвы и растения. Анализировать рисунок учебника, определять животных, обитающих в почве, высказывать предположения об их влиянии на плодородие почвы. Извлекать из атласа-определителя информацию о животных почвы.

Теоретический материал учебника стр.74-76

20

Мир растений (окр. мир)

учебника стр.78-81

Дикорастущие, культурные растения, водоросли, мхи, папоротники, хвойные растения, цветковые растения, кислород, углекислый газ.

Разнообразие растений. Группы и виды растений. Особенности дыхания и питания растений. Роль растений в природе и жизни человека, бережное отношение к растениям. Растения родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Знакомиться по тексту учебника с группами растений; классифицировать растения, представленные на иллюстрациях учебника. Узнавать группы растений по описанию. Сравнивать схемы дыхания и питания растений, на этой основе раскрывать особую роль растений в природе и жизни людей. В ходе групповой работы определять предложенные растения с помощью атласа-определителя, устанавливать их принадлежность к изученным группам. Проектное задание: готовить фоторассказ о мире растений родного края. Кратко характеризовать растения родного края на основе наблюдений.

Теоретический материал учебника стр.78-81 ,р.т. стр. 53 № 3,4

21

Русская зима. Пейзаж в графике: чёрный и белый цвета. Передача образа заиндевелых растений.

(изо)

Учебник, с. 50–51.
Тетрадь,
с. 30–31

Разнообразные штрихи и линии.

Сезонные изменения в природе. «Как красивы русские зимы…». Образ природы на зимних пейзажах отечественных художников
и в поэтических произведениях. Графика как один из видов изобразительного творчества.

Пейзаж в графике. Возможности графических средств в изображении красоты, состояний природы зимой. Графические композиции А. Кравченко «Зима», Д. Шмаринова «Зимой», В. Прибыткова «Окраина в снегу».


Рисунок по памяти или
по представлению
с изображением образов зимних
(заиндевелых) растений
«В таинственном царстве Деда Мороза», выполненный тушью или белой гуашью

22

Золотистая соломка (тех)


Соломка, междоузлие.

Работа с природным материалом. Знакомство с новым видом природного материала — соломкой. Свойства соломки. Её использование в декоративно-прикладном искусстве. Технология подготовки соломки — холодный и горячий способы. Изготовление аппликации из соломки. Учёт цвета, фактуры соломки при создании композиции.

Осваивать способы подготовки и приёмы работы с новым природным материалом — соломкой. Наблюдать и исследовать его свойства и особенности использования в декоративно-прикладном искусстве. Использовать технологию подготовки соломки для изготовления изделия. Составлять композицию с учётом особенностей соломки, подбирать материал по цвету, размеру. Анализировать план работы по созданию аппликации из соломки, на его основе заполнять технологическую карту. Корректировать и контролировать работу, соотносить этапы работы с технологической картой, слайдовым и текстовым планом. Выполнять раскрой деталей по шаблону.


23

Плодородная земля и растения в народном творчестве. (окр. мир)

Учебника стр.82-85


Способы изображения плодородной земли и растений в разных видах народного творчества своего края: в народных песенках и загадках, в архитектурных деталях старинного жилища, в предметах быта, игрушках, традиционной одежде.

Узнавать образы плодородной земли и растений в произведениях словестного и изобразительно-прикладного народного творчества. Подбирать загадки о земле и растениях в творчестве народов своего края для современной игры. Находить и характеризовать эти образы в словестных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества своего края, использовать приёмы народного искусства для сочинения своих загадок о земле и растениях.

Теоретический материал учебника стр.82-85,р.т. стр. 57 № 2,3

24

В каждом посаде в своём наряде. Русский народный костюм: узоры-обереги. (изо)

Учебник,
с. 59–62.
Тетрадь,
с. 38–41


Красота ансамбля русского народного костюма (северного сарафанного и южного понёвного комплексов). Главные части северорусского и южнорусского костюмов. Характеристика ансамбля женского костюма с учетом разницы составных частей ансамбля севернорусского и южнорусского костюмного комплекса. Узоры-обереги в русском народном костюме. Символика цвета


Рисунок орнаментальной полосы по мотивам украшения русского народного костюма, вы-полненный фломастерами или цветными карандашами

25

Красота и мудрость народной игрушки. Русская деревянная игрушка: развитие традиций мастерства.

(изо)

Учебник,
с. 85–87.
Тетрадь,
с. 54–57


Знакомство с промыслами по изготовлению деревянной игрушки, их историей. Виды деревянной игрушки. Традиции искусства резьбы и росписи по дереву.

Обобщение выразительных возможностей народной игрушки. Символика образов.


Зарисовки народных деревянных игрушек, выполненные акварелью, гуашью, цветными карандашами или фломастерами (по выбору)

26

Широкая Масленница. Сюжетно-декоративная композиция. (изо)

Учебник,
с. 83–84.
Тетрадь,
с. 52–53

Ярмарка, петрушка, Масленица, вертеп, балаган, аттракцион.

Широкая масленица: традиции народного праздника. Изображение масленичных гуляний в произведениях живописи. Описание Масленицы в литературных произведениях.Техника обрывной аппликации.


Декоративная композиция с изо-

бражением масленичного праздника, выполненная

в технике бумажной (об-

рывной) аппликации

27

Мир животных. (окр. мир)

Учебника стр. 86-89

Млекопитающие, земноводные, пресмыкающиеся, мальки, головастики, птенцы, детёныши.

Разнообразие животных. Группы и виды животных. Размножение и развитие животных разных групп. Роль животных в природе и жизни людей, бережное отношение человека к животным. Животные родного края, названия и краткая характеристика на основе наблюдений.

Знакомиться по тексту учебника с группами животных, классифицировать животных, представленных на иллюстрациях учебника. С помощью атласа-определителя приводить примеры животных разных групп. Различать виды животных. Сравнивать размножение и развитие животных разных групп. Высказывыать аргументированные суждения о роли животных в природе и жизни людей.

Проектное задание: готовить фоторассказ о мире животных родного края, выражать своё отношение к нему.

Теоретический материал учебника стр. 86-89, р.т. стр. 58 № 2,3,4,6

28

Животные в народном творчестве. (окр. мир)

Учебника стр. 90-93


Познакомить детей со способами изображения животных в разных видах народного творчества.

Уметь найти и охарактеризовать образы животных в словесных и изобразительно-прикладных произведениях народного творчества.

Теоретический материал учебника стр. 90-93,р.т. стр. 65 № 3

29

Каждая птица своим пером красуется. Рисование птиц по памяти. (изо)

Учебник,
с. 40–42.

Тетрадь,

с. 26–27


Народные традиции заботы о пернатых,
о красоте мира живой природы. «Синичкин праздник». Изображения птиц в произведениях отечественных художников. Форма, пропорции, цветовая окраска различных птиц.

Форма и фактура в графике. Техника акварельной живописи «по сырому»


Наброски птиц
по памяти. Рисунок по памяти, по представлению зимующих в нашем краю птиц
в разных поворотах, выполненный акварелью
в технике живописи «по сырому»

30

Невидимые нити в живой природе.

(окр.мир)

Учебника стр. 94-97

Растительноядные, насекомоядные, хищные, всеядные животные, цепи питания.

Особенности питания разных животных (растительноядные, хищные, насекомоядные, всеядные). Цепи питания. Приспособленность животных к добыванию пищи и защите от врагов.

Классифицировать животных по особенностям питания. С помощью атласа-определителя приводить примеры растительноядных и хищных животных. Использовать информацию из атласа-определителя для подготовки сообщений о таких животных. Составлять цепи питания. Выявлять признаки приспособленности животных к добыванию пищи и защите от животных. Участвовать в старинной игре, объяснять её связь с темой урока.

Теоретический материал учебника стр. 94-97,р.т. стр. 66 № 2,3

31

Лес — волшебный дворец. (окр.мир)

Учебника стр. 98-103

Единство живой и неживой природы, природное сообщество леса, бактерии, круговорот веществ.

Лес — единство живой и неживой природы (солнечный свет, воздух, вода, почва, растения, животные, грибы, бактерии). Природное сообщество леса: взаимосвязи в лесном сообществе (растения — пища и укрытие для животных, животные — распространители плодов и семян растений). Круговорот веществ в лесу. Влияние человека на лесное сообщество.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия леса. По иллюстрации знакомиться с разнообразием организмов в лесу. Обнаруживать взаимосвязи в лесном сообществе. Составлять цепи питания, характерные для лесного сообщества. Прослеживать по схеме круговорот веществ в лесу. Использовать атлас-определитель для расспознавания лесных организмов своего края и подготовка сообщений о них.

Теоретический материал учебника стр. 98-103, р.т. стр. 69 № 3

32

Луг — царство цветов и насекомых. (окр. мир)

Учебника стр. 104-109

Единство живой и неживой природы, природное сообщество луга, бактерии, круговорот веществ.

Луг — единство живой и неживой природы. Природное сообщество луга, его отличия от сообщества леса; взаимосвязи в луговом сообществе. Круговорот веществ на лугу. Влияние человека на луговое сообщество.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия луга. По иллюстрации знакомиться с разнообразием организмов на лугу. Обнаруживать взаимосвязи в луговом сообществе. Составлять цепи питания, характерные для лугового сообщества. Прослеживать по схеме круговорот веществ на лугу. Использовать атлас-определитель для расспознавания луговых организмов своего края и подготовка сообщений о них.

Теоретический материал учебника стр. 104-109, р.т. стр. 70 № 2,4

33

Водоём — дом из воды.

(окр.мир)

Учебника стр. 110-115

Единство живой и неживой природы, природное сообщество водоёма, двустворчатые моллюски, круговорот веществ.

Водоём — единство живой и неживой природы. Природное сообщество водоёма, его отличия от сообществ леса и луга; взаимосвязи в водном сообществе. Круговорот веществ в водном сообществе. Влияние человека на водное сообщество.

Оценивать эмоционально-эстетическое впечатление от восприятия водоёма. Знакомиться с разнообразием организмов пресного водоёма, сравнивать водное сообщество с лесным и луговым. Составлять цепи питания, характерные для водного сообщества. Обнаруживать взаимосвязи в водном сообществе. Использовать атлас-определитель для распознавания пресноводных организмов своего края и подготовки сообщений о них.

Теоретический материал учебника стр. 110-115,р.т. стр. 74 № 2,3

34

Как сохранить богатство природы.

(окр.мир)

Учебника стр. 116-119


Положительное и отрицательное влияние человека на природу своего края. Охрана природных богатств: воды, воздуха, полезных ископаемых, почвы, растительного и животного мира. Заповедники, национальные парки; их роль в охране природы. Посильное участие в охране природы. Личная ответственность каждого человека за сохранность природы.

Работая в парах, соотносить отрицательное влияние человека на природу и меры по её охране, заполнять таблицу в рабочей тетради. Рассказывать об охране природных богатств. Высказывать аргументированные суждения о возможности своего участия в охране природных богатств, о личной ответственности за сохранность природы.

Теоретический материал учебника стр. 116-119, р.т. стр. 81 № 2

35

«Город чудный...» Памятники архитектуры. Старинный русский город-крепость.

(изо)

Учебник,
с. 70–71. Тетрадь,
с. 46–47

Формы (башни, стены, терема, шпили, храмы, колокольни, звонницы…), из которых складывается образ крепости.

В мире народного зодчества. Таинственный град Китеж. Формы (башни, стены, терема, шпили, храмы, колокольни, звонницы…), из которых складывается образ крепости. Композиционные схемы крепостных построек


Рисунок по представлению «Старинный русский город-крепость», выполненный в живописной или графической технике

36

Рождение города Новосибирска. (окр.мир)






37

Мосты. (тех)


Мост, путепровод, виадук, балочный мост, висячий мост, арочный мост, понтонный мост, несущие конструкции.

Мост, путепровод, виадук. Виды мостов (арочные, понтонные, висячие, балочные), их назначение. Конструктивные особенности мостов. Моделирование. Изготовление модели висячего моста. Раскрой деталей из картона. Работа с различными материалами (картон, нитки, проволока, трубочки из-под коктейля, зубочистки др.) Новый вид соединения деталей — натягивание нитей.

Находить и отбирать информацию о конструктивных особенностях мостов. Создавать модель висячего моста с соблюдением его конструктивных особенностей. Анализировать и выделять основные элементы реального объекта, которые необходимо перенести при изготовлении моста. Заполнять технологическую карту. Выполнять чертёж деталей и разметку при помощи шила. Подбирать материалы для изготовления изделия, отражающие характеристики или свойства реального объекта, заменять при необходимости основные материалы подручными. Осваивать и использовать новые виды соединения деталей (натягивание нтей). Самостоятельно оформлять изделие.


38

Транспорт. Яхта. (тех)


Профессия: кораблестроитель.

Верфь, баржа, контргайка.

Работа с бумагой. Конструирование. Заполнение технологической карты.

Осуществлять поиск информации о водном транспорте и видах водного транспорта. Самостоятельно организовать свою деятельность. Анализировать конструкцию, заполнять технологическую карту, определять последовательность операций.

Яхта: выполнять раскрой деталей по шаблону, проводить сборку и оформление изделия, использовать приёмы работы с бумагой, создать модель яхты с сохранением объёмной конструкции. Презентовать готовое изделие.


39

Улицы нам расскажут.

(окр.мир)






40

Улицы нам расскажут.

(окр.мир)






41

Памятники города Новосибирска.

(окр.мир)






42

Чудеса родного города.

(окр.мир)






43

Чудеса родного города.

Фонтаны. (тех)


Фонтан, декоративный водоём.

Фонтаны. Виды и конструктивные особенности фонтанов. Изготовление объёмной модели фонтана из пластичных материалов по заданному образцу.

Составлять рассказ о фонтанах, их видах и конструктивных особенностях, используя информацию и собственные наблюдения. Выполнять раскрой деталей по шаблону, оформлять изделие при помощи пластичных материалов. Выполнять оформление по собственному эскизу.


44

Чудеса родного города. Зоопарк. (тех)


Оригами, бионика.

Знакомство с историей возникновения зоопарков в России и своём крае. Бионика. История возникновения искусства оригами. Использование оригами. Различные техники оригами: классическое оригами, модульное оригами. Мокрое складывание. Условные обозначения техники оригами.

Объяснять значение понятия «бионики», используя информацию. Различные техники оригами. Осваивать приёмы сложения оригами, понимать их графическое изображение. Самостоятельно выполнять работу по схеме, соотносить знаковые обозначения с выполняемыми операциями по сложению оригами.


45

Чудеса родного города. Кукольный театр. Пальчиковые куклы.

(тех)






46

Театры города Новосибирска. (окр.мир)






47

Известные люди Новосибирска.

(окр. мир)






48

Новосибрск в годы Великой Отечественной войны. (окр. мир)






49

Монумент Славы.

(окр.мир)






50

Экскурсия в Краеведческий музей.

(окр.мир)






51

Обзорная экскурсия по городу Новосибирску.

(окр.мир)






52

Детские игры — школа здоровья. (окр. мир)

Учебника стр.44-47




Теоретический материал учебника стр.44-47, р.т. стр. 24 № 2,5,6


21



Скачать

Рекомендуем курсы ПК и ППК для учителей

Вебинар для учителей

Свидетельство об участии БЕСПЛАТНО!